Болезни Военный билет Призыв

Казанский (Приволжский) федеральный университет. История становления и развития казанского университета Казанский федеральный университет

ДОКЛАД ПО ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА

«КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

10 «Г» класс. Школа 132

Выполнил: Шигабутдинов Адель

Блаженной памяти Августейшая Прабабка Наша Государыня Императрица Елизавета Петровна, шествуя по стезям великого Преобразователя России, между прочими славными подвигами благоволила основать в Казани 1758 года Гимназию и даровать ей некоторые права, незадолго пред тем Московскому Университету пожалованные. Предположив, сообразно просвещения настоящих времен, в сем самом месте учредить Университет, дабы существование сего благотворного заведения соделать навсегда неприкосновенным и даровать ему возможность к достижению важного назначения образования полезных граждан на службу Отечества и распространения в нем нужных познаний.

Александр I

КАЗАНЬ 2002

Казанский университет.

В первые годы XIX века в жизни Казани произошло событие огромного значения: 5 ноября 1804 года было принято решение об открытии в городе университета – третьего в стране.

Среди многочисленных экспонатов музея КГУ есть документ, представляющий особую ценность - Утвердительная грамота Императорского Казанского университета, подписанная Александром I 5 ноября 1804г. стала поистине университетской реликвией.

В зеленом бархатном футляре, расшитом золотой нитью, с подвесной Государственной печатью, с полным императорским титулом, она открывает экспозицию музея. В ней 9 страниц, каждая из которых - подлинное произведение оформительского искусства; неизвестным художником с большим вкусом и мастерством выполнены и сам текст, украшенный красивейшим орнаментом, и изображения двуглавого орла и гербов российских городов. Но значимость этого документа не только и не столько в его внешней форме, а в его содержании. Грамота включает в себя 21 статью, в которых изложены задачи, права и основы университета. Открывается она указанием цели основания в Казани университета:

«Блаженной памяти Августейшая Прабабка Наша Государыня Императрица Елизавета Петровна, шествуя по стезям великого Преобразователя России, между прочими славными подвигами благоволила основать в Казани 1758 года Гимназию и даровать ей некоторые права, незадолго пред тем Московскому Университету пожалованные. Предположив, сообразно просвещения настоящих времен, в сем самом месте учредить Университет, дабы существование сего благотворного заведения соделать навсегда неприкосновенным и даровать ему возможность к достижению важного назначения образования полезных граждан на службу Отечества и распространения в нем нужных познаний».

«Императорский Казанский Университет пребудет сословием ученых мужей, которое под непосредственным Нашим покровительством управляемо будет на основании Устава, в сей день Нами утвержденного».
«В нем, - говорится в следующем пункте, - преподаваемы будут науки во всем пространстве как общие, каждому человеку нужные, так и особенные, служащие к образованию гражданина для разных родов государственной службы».

И в заключение:

«Тако утверждая Императорскою Нашею Грамотою и ограждая благосостояние Императорского Казанского университета, надеемся, что Начальство и члены оного, ревнуя о совершении Наших намерений, ничего не упустят из виду, дабы доставить Сословию сему полное и непрерывное действие на пользу Округа, которому оно дано средоточием, и крупно на пользу прочих любезнейших Наших верноподданных всех званий. В сем уповании благоволили Мы настоящую Грамоту, как свидетельство непреложной воли Нашей, собственноручно подписать и повелели утвердив оную Государственной печатью, отдать для хранения на вечные времена Университету».

Документ скреплен подписью министра народного просвещения графа П.Завадовского. 11 февраля 1805г. Грамота была доставлена в Казань попечителем казанского учебного округа, известным ученым астрономом, вице-президентом Императорской АН С.Я. Румовским.

Через три дня 14 февраля в зале гимназии состоялось первое собрание Совета, на котором присутствовали учителя гимназии, назначенные попечителем профессорами и адъюнктами в открывающемся университете. С.Я. Румовский выступил с краткой речью, поздравив присутствующих с величайшим событием - открытием университета, а затем, лично прочитав Утвердительную грамоту, вручил ее Совету.

Ежегодно, 4 ноября, во время публичных собраний по поводу Дня рождения Казанского университета, Утвердительная Грамота вместе в Уставом выносилась в актовый зал, устанавливалась на столе перед портретом Александра I, выполненного по заказу С.Я. Румовского художником Рацету в 1806г. Основатель университета был изображен во весь рост в момент подписания Утвердительной Грамоты и Устава. Более века портрет императора украшал актовый зал. Если само открытие университета в феврале 1805г. прошло в очень скромной обстановке, то через 10 лет - 5 июля 1814г. - акт полного открытия университета отмечался широко и торжественно.

Уставом предусматривалось создание в университете четырех отделений (факультетов): нравственных и политических наук, физических и математических, врачебных или медицинских, словесных наук с кафедрой восточных языков; 28 профессоров, 12 адъюнктов, 3 лектора и 3 учителя «приятных искусств». Но фактически никаких факультетов и кафедр вначале не существовало. И первым 33 студентам приходилось слушать лекции по российской словесности и тригонометрии, римскому праву и ботанике, медицине и философии. Они учились с огромным воодушевлением, одухотворенные верой в то, что русская земля может рождать собственных «Платонов и быстрых разумом Ньютонов».

И это стало реальностью. Уже первыми студентами университета являлись будущие крупные представители науки и культуры России: писатель С. Т. Аксаков, братья академики Д. М. и В. М. Перевощиковы, профессора П. С. Кондырев (политэконом), А. В. Кайсаров (физик), В. И. Тимьянский (естественник). В последующие годы среди выпускников университета были великий русский математик Н. И. Лобачевский, известный астроном и путешественник И. М. Симонов и многие другие ученые, завоевавшие славу отечественной науке, принесшие мировую известность университету.

Трудные времена наступили для университета, когда в 1819 году сначала ревизором, а затем попечителем Казанского учебного округа был назначен крайний реакционер и мракобес М. Л. Магницкий. В результате ревизии он предложил вообще «публично разрушить» университет. «Зачем разрушать, можно исправить»,-начертал на докладе мракобеса свою «милостивую» резолюцию Александр I.

И наступает эпоха «исправления». Девять профессоров по причине «неблагонадежности» были уволены, все предметы (даже математика) стали преподаваться по основам «благочестия», с разоблачением «лжеименного разума». Официальные инструкции требовали, «чтобы дух вольности ни открыто, ни скрыто не ослаблял учения церкви в преподавании наук философских и исторических». В вузе начинает царить атмосфера всеобщей слежки – и за профессорами, и за студентами, из библиотеки изымаются сочинения Вольтера и Дидро.

Начиная с 1826 года после отстранения Магницкого, университет начинает оправляться от недугов страшной поры. Это было связано, прежде всего, с деятельностью профессора Н. И. Лобачевского, избранного в 1827 году ректором. На этом посту он находился до 1846 года. Но и впоследствии он имел отношение к университетской жизни, являясь в 1846-1855 годах помощником попечителя Казанского учебного округа. Ему суждено было стать подлинным строителем университета, его талантливым руководителем.

Под руководством Н. И. Лобачевского было завершено сооружение всего комплекса университетских зданий, оснащение их необходимым оборудованием для научной и учебной работы. Он наладил деятельность университетской типографии, организовал первое научное периодическое издание – «Ученые записки Казанского университета», которые начали выходить в 1834 году и вскоре превратились в один из лучших научных журналов России.

Философ-материалист Н. И. Лобачевский придерживался передовых педагогических взглядов. Он изложил их в знаменитой актовой речи «О важнейших предметах воспитания», произнесенной на торжественном собрании 5 июля 1828 года. В ней явно чувствуются идеи передовых философов-материалистов. «Мы живем уже в такие времена, когда едва тень древней схоластики бродит по университетам, - провозглашал ученый. - Здесь, в это заведение вступивши, юношество не услышит пустых слов без всякой мысли, одних звуков без всякого значения. Здесь учат тому, что на самом деле существует, а не тому, что известно одним праздным умам».

В эпоху Николая «Палкина», в эпоху, когда грибоедовский Скалозуб грозил каждому университету «фельдфебеля в Вольтеры дать», Н. И. Лобачевский пророчески, гордо и смело говорил о торжестве человеческого разума. «Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, - утверждал он. – Но мудрость, с которой он должен править с наследственного своего престола, не дана ему от рождения: она приобретается учением». Не знатность, не царская служба, не слепое повиновение, не деньги – главное в жизни. Главное – в учении, в понимании и подчинении законов природы.

Педагогические мысли о воспитании граждан, полезных отечеству, ученых, преобразующих науку, активно применялись в учебной работе. Скольким пытливым умам Н. И. Лобачевский стал «крестным отцом» на пути в науку! Он ободрил А. М. Бутлерова и Н. И. Зинина во время их первых научных шагов, предсказав им великое будущее. В приказчике книжной лавки Н. А. Больцани, не окончившем даже и гимназии, он увидел будущего профессора физики университета. И таких примеров очень много.

Н. И. Лобачевский глубоко понимал необходимость всемерного развития науки, стремился создавать для этого необходимые условия. В университете начинают формироваться научные школы, в нем совершаются открытия, которые навсегда вписались золотыми буквами в летопись мировой науки. Великий математик первым подал пример того, как нужно отказываться от устаревших воззрений и действительно по-революционному решать сложнейшие научные проблемы.

11 февраля 1826 года в университете Н. И. Лобачевским была публично прочитана его записка «Сжатое изложение начал геометрии о параллельных линиях», ознаменовавшая рождение новой, неэвклидовой геометрии. Более двух тысячелетий безраздельно царившая мысль о единственно правильной геометрии – геометрии Эвклида – оказалась опровергнутой.

В дальнейшем Н. И. Лобачевский подробно развил свою геометрию в ряде печатных работ. Первая из них – «О началах геометрии» была опубликована в 1829 – 1830 годах а «Казанском вестнике». Позднее он продолжал разрабатывать различные стороны своей теории, результатом чего явились его фундаментальные монографии «Воображаемая геометрия», «Новые начала геометрии с полною теорией параллельных», «Пангеометрия».

Идеи великого математика, намного опередившие науку того времени, не были поняты его современниками. Только профессор университета П. И. Котельников в 1842 году отметил в своей актовой речи, что «изумительный труд» новатора-математика рано или поздно найдет своих ценителей. Всеобщее признание пришло к Н. И. Лобачевскому после его смерти. Его открытие привело к важнейшим результатам не только в развитии математики, но и ряда других наук, поставило его имя в один ряд с такими гениями, как Архимед, Ньютон, Коперник, Ломоносов.

Большую известность университету принес астроном И. М. Симонов. Он был единственным ученым среди участников кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1819-1821 годах, открывшей Антарктиду. По его работам «Слово об успехах плавания шлюпов «Восток» и «Мирный» около света», «О разности температур в южном и северном полушариях» и другим ученый мир ознакомился с результатами важных наблюдений, сделанных в экспедиции. Научные исследования принесли И. М. Симонову всемирную известность. Он был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, почетным членом многих русских и зарубежных научных учреждений.

Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграла казанская школа химиков. Первый ее успех связан с именем Н. Н. Зинина, который в 1842 году получил анилин из нитробензола. Это открытие скоро стало известно всей Европе, оно имело большое значение для развития анилинокрасочной и фармацевтической промышленности. «Зинину обязана русская химия своим вступлением в самостоятельную жизнь, - писал А. М. Бутлеров. -…Его труды впервые заставили ученых отвести русской химии почетное место».

Через два года ученые-химики многих стран снова произносили слово «Казань»: профессор К. К. Клаус открыл здесь новый химический элемент – рутений. «Рутений» в переводе с латинского означает «российский». К. К. Клаус говорил, что новый элемент он назвал в честь своего отечества.

Открытия ученика Н. Н. Зинина – А. М. Бутлерова подтвердили, что химическая лаборатория университета стала центром химической мысли страны. А. М. Бутлерову принадлежит честь создания теории химического строения органических веществ. Этой теории суждено было сыграть в органической химии такую же роль, которую сыграла периодическая система Д. И. Менделеева в неорганической химии. Исследования А. М. Бутлерова открывали дорогу синтезу новых органических веществ, закладывали фундамент современной органической химии.

С успехом продолжали славные традиции казанских химиков В. В. Марковников, А. М. Зайцев, Ф. М. Флавицкий. Плодотворно трудились астроном М. А. Ковальский, математики В. Г. Имшенецкий, А. П. Котельников, Ф. М. Суворов, П. С. Порецкий, механик И. С. Громека и другие.

Блестящими успехами прославилась казанская школа медиков. Еще в 50-е годы Е. Ф. Аристов провел ряд оригинальных исследований, пытаясь разгадать строение мозга. Сама школа формируется трудами терапевта – клинициста Н. А. Виноградова, гистолога К. А. Арнштейна, физиолога Н. О. Ковалевского. В 80-е годы имя профессора Е. В. Адамюка сделалось даже нарицательным: всех врачей окулистов в городе народ ласково называл «адамюки». Казань,- писала газета «Волжский курьер»,-сделалась местом поломничества для тысяч больных и не было, кажется, более известного имени из врачей среди населения востока России, как имя Адамюка». Фундаментальные работы профессора Е. В. Адамюка по-существу создали русскую офтальмологию.

Основоположником эксперементальной психологии в России стал В. М. Бехтерев, организовавший в университете психофизиологическую лабораторию. Его наблюдения обобщены в фундаментальном труде «Основы учения о функциях мозга». Выдающиеся исследования в области физиологии были деланы профессором Н. А. Миславским, в области электрофизиологии – профессором А. Ф. Самойловым, который широко применял при исследовании сердца и центральной нервной системы электрофизиологический метод.

Профессор-геолог Н. А. Головкинский первым начал интенсивно изучать геологию Волжско-Камского края; он явился основоположником учения о фациях, разработав проблем соотношения слоев различных геологических горизонтов. В 70-е годы формируется казанская школа геологов, представленная такими крупными учеными, как А. А. Штукенберг, П. И. Кротов, М. Э. Ноинский, М. Э. Янешевский. Основателями геоботанической школы стали С. И. Коржинский и А. Я. Гордягин.

Мировое признание получили так же труды ученых-востоковедов: арабиста Х. Д. Френа, тюркологов и иранистов А. К. Казембека, И. И. Хальфин, И. Н. Березина, Н. Ф. Катанова, синолога В. П. Васильева, монголистов О. М. Ковалевского и А. В. Попова. Славу казанским лингвистам принесли исследования И. А. Бодуэна де Куртене, а так же В. А. Богородицкого – основателя экспериментальной фонетики.

Казанский университет играл огромную роль в культурном развитии края и многих других районов страны. Здесь следует сказать, что состав Казанского учебного округа вначале входили все Поволжье, Урал, Сибирь, Кавказ, Пензенская и Тамбовская губернии. Только после 1825 года Территория его несколько сократилась.

Важную роль в развитии культуры и просвещения играла университетская библиотека. Уже в 20-е годы она стала публичной, доступной для всех. Вскоре в ней была организована специальная «комната для чтения» периодических изданий. Университет выписывал около 50 русских, французских, немецких, английских газет и журналов.

В 1806 году в Казани было организовано общество любителей отечественной словесности. Вначале в него входили только преподаватели и студенты университета, но вскоре его членами стали любители литературы из Нижнего Новгорода, Перми, Астрахани и других городов Поволжья и Урала. Общество успешно развивало свою деятельность. В 1817 году вышел первый том его трудов – альманах, в котором были опубликованы произведения около двадцати авторов.

В 1811 году издательский комитет университета стал выпускать «Казанские известия» - первую провинциальную газету России. Она выходила один раз в неделю, публикуя сообщения о международной и внутренней жизни, научные статьи, исторические и этнографические материалы, литературные произведения. Первый в Поволжье литературный журнал «Заволжский муравей» так же издавался в 1832-1834 годах сотрудниками университета.

С 1821 года вместо «Казанских известий» университет стал выпускать журнал «Казанский вестник» и в виде приложения к нему – еженедельную газету «Прибавления к «Казанскому вестнику». Благодаря хорошо оснащенной университетской типографии Казань стала одним из крупных книгоиздательских центров страны.

Университет подготовил много талантливых педагогов. Среди них был отец В. И. Ленина – И. Н. Ульянов, блестяще окончивший университет в 1854 году и посвятивший всю свою жизнь просвещению трудового народа.

Царское правительство, открывая в Казани университет, ставило своей целью превратить его в оплот русификации и христианизации, в центр подготовки преданных ему кадров. Иной видели свою задачу передовые ученые-гуманисты. Они считали, что университет должен быть центром развития науки, образования и просвещения народов различных национальностей, изучения их истории, языка и литературы. Большую роль в становлении его таким центром сыграл Восточный разряд, где были созданы кафедры арабского и персидского, монгольского, армянского, санскритского, маньчжурского языков, а так же турецко-татарская кафедра.

Хотя царское правительство всячески ограничивало прием в университет лиц других национальностей, презрительно третируя их как «инородцев», в него все же попадали татары, башкиры, казахи, калмыки, буряты, монголы. Конечно, это были единицы, но они были первыми представителями своих народов, получившими высшее образование. Одним из замечательных воспитанников Восточного разряда был Дорджи Банзаров – первый бурятский ученый, известный просветитель-демократ.

Профессора университета К. Ф. Фукса называли одним из первых людей, соединивших «русский и татарский народ тесными узами содружества». И в этом нет преувеличения: К. Ф. Фукс был первым исследователем быта казанских татар, он познакомил русского читателя с татарской народной поэзией.

Университет многое сделал для укрепления дружбы двух братских народов. В нем плодотворно работал видный татарский ученый и прсветитель И. Хальфин, который первым из татар был удостоен звания адъютанта. Он являлся автором многих работ и публикаций, представлявших большую научную ценность. С помощью Н. И. Лобачевского преподавателям университета стал и татарский крестьянин М. Г. Махмудов.

Бескорыстную щедрую помощь и поддержку выдающемуся татарскому просветителю-демократу К. Насыри. Он был другом многих из них, активно участвовал в деятельности Общества археологии, истории и этнографии. То же самое можно сказать и о таких выдающихся представителях татарского народа, как Г. Ильяси, Ш. Марджани, Х. Фаезханов. В типографии университета были изданы десятки исторических и литературных памятников, учебников для татарских школ, философских и других научных сочинений. Первыми книгами, отпечатанными в ней, были брошюра Ф. Волкова «О прививании коровьей оспы», изданная на татарском языке, и «Азбука и грамматика татарского языка».

Казанский университет сыграл важную роль в развитии революционно-освободительного движения в России. Революционный дух среди его студентов был особенно силен. Уже в сороковых годах здесь действовал тайный политический кружок. Известный революционер В. В. Берви-Флеровский, вспоминая о своих студенческих годах в Казани, рассказывал о приезде в город трех посланцев из петербургского кружка М. В. Буташевича-Петрашевского и об их влиянии на студентов. С этими воспоминаниями перекликаются доносы инспектора о «тайных сборищах» студентов.

На формирование революционной идеологии в студенческой среде большое влияние оказывали передовые ученые. В их числе был выдающийся педагог-демократ Д. И. Мейер, работавший на кафедре гражданского права. В своих лекциях он гневно обличал крепостное право, неравенство сословий. Один из студентов писал о его лекциях: «Врезались в моей памяти воспоминания Мейера об Остзейском крае и раздражение, с которым он говорил о жалком положении крестьян… Такой искренний, правдивый, впервые встреченный протест открывал глаза на многое, что не замечалось до того времени».

В апреле 1849 года в своей заключительной лекции Д. И. Мейер выступил с пламенным призывом к своим ученикам: «Предчувствие не обманывает меня – я верю в близость переворота во внутренней жизни нашего отечества. Каждый, в ком есть человеческое сердце, невольно сознает всю нелепость крепостного права… Я не допускаю даже мысли, чтобы вы, питомцы университета, когда-нибудь оказались сообщниками постыдной торговли правосудием… Мало одного пассивного в отношении к злу, вы обязаны бороться с ним на каждом шагу, в каждый момент своей жизни, не останавливаясь ни перед какими затруднениями или жертвами».

Слова Д. И. Мейера мало кого оставляли равнодушным. Именно под его влиянием у студента университета Льва Толстого выраьоталось резко отрицательное отношение к крепостному праву. Под руководством профессора-демократа будущий великий писатель писал курсовую работу.

Студенты начинают участвовать в открытых политических выступлениях против царских властей. Одним из первых таких выступлений была их петиция с требованием отставки профессора физиологии В. Ф. Берви, который в своих лекциях ратовал против вторжения материализма в «святилище науки». Студенты добились своего: незадачливому профессору пришлось уйти в отставку.

Кумиром студентов был профессор истории, убежденный демократ А. П. Щапов. Он преподавал в университете меньше года, но память о нем надолго осталась в сердцах студентов. Уже первая его лекция, посвященная истории русского народа, вызвылы гром аплодисментов. Она прозвучала апофеозом деятельности декабристов. Г. В. Плеханов справедливо назвал эту лекцию «едва ли не единственным в истории наших университетов» явлением такого рода в ту эпоху.

Лекции А. П. Щапова звали студенчество на служение народу, на борьбу за его права, го слова не расходились с делом. Это ярко доказал 1861 год, когда была учинена кровавая расправа царских властей над безоружными крестьянами в селе Бездна, возмутившая всю передовую Россию. Это событие взволновало и казанских студентов. На многочисленной панихиде в память жертв, павших от рук царских карателей, прозвучали пламенные слова А. П. Щапова. «И вы, други, первые… - говорил он, - пали искупительными жертвами деспотизма за давно ожидаемую всем народом свободу. Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к инициативе политических движений… Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобресть в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра, - эта земля воззовет народ к восстанию и к свободе».

Слова А. П. Щапова облетели всю Россию. Недаром А. И. Герцен писал в «Колоколе» в 1861 году: «Как только пахнет свежим воздухом, здоровым, обещающим весну, то это, наверное, с Урала или из Казани, из Киева или из Харькова…». Щапова увезли из Казани под надзором жандармов.

О том, насколько были сильны Щаповские традиции в университете, показал «казанский заговор» 1863 года, когда студенты приняли участие в подготовке вооруженного крестьянского восстания против царизма. «Нравственное обаяние личности Щапова, его огненная речь к студентам необходимости изучения русского мужика, его нужд, его умственного просвещения сделали из них истых демократов, борцов за права угнетенных и униженных»,-писал один из участников студенческого освободительного движения И. М. Красноперов.

Прошло около десяти лет – и снова Казанский университет приковал внимание всей России. На сей раз, это было связано с делом Лесгафта.

П. Ф. Лесгафт был избран на кафедру анатомии в 1868 году. С первых же шагов своей деятельности он проявил себя последовательным ученым-демократом, противником реакционной политики царизма в области просвещения.

В январе 1871 года был издан царский указ о «недопущении лиц женского пола к слушанию лекций совместно со студентами». Однако в аудиториях, где преподавал выдающийся ученый, стало появляться все больше девушек, решивших посвятить себя медицине. Среди них была и Вра Фигнер, будущая знаменитая революционерка.

Демократ по убеждению, П. Ф. Лесгафт не мог мириться с политикой царизма, стремившегося превратить университет в учреждение для подготовки верноподданных ему чиновников. Он публично выступал против этого в «Петербургских ведомостях», разоблачая произвол, чинимый в Казанском университете попечителем Шестаковым. Затем он опубликовал еще одну статью с резкой критикой порядков, сложвшихся в университете. Этого власти уже не могли перенести: П. Ф. Лесгафт был отстранен от преподавания и уволен из университета. В знак солидарности с ним профессора Н. А. Головкинский, А. Я. Данилевский, В. Г. Имшенецкий, В.В. Марковников, А. И. Якобий, А. Е. Голубев и П. И. Левитский подали в отставку.

Так год от года за Казанским университетом упрочивалась репутация «неблагонадежного». Особенно усиливается в нем революционный дух в эпоху, когда на арену классовой борьбы выходит пролетариат. Передовое студенчество стремится помочь ему. Наступает пора изучения марксизма.

13 августа 1887 года студентом первого курса юридического факультета университета был зачислен Владимир Ульянов. В этот день открылась новая страница в истории университета. Ведь именно здесь великий вождь пролетариата вступил на путь прямой революционной борьбы, сделал первый шаг в революцию.

4 декабря 1887 года состоялась знаменитая студенческая сходка в Казанском университете, эхо которой прозвучало по всей России и за ее пределами. Среди самых активных участников и руководителей сходки был Владимир Ульянов.

Горделивостью Казани назвал поэт университет. И по праву: уже в дореволюционный период он снискал городу славу научными открытиями и богатыми традициями освободительной борьбы. Эту славу университет значительно приумножил в последующие годы.

Список использованной литературы

1. «Молодость Древнего Города» 1978г Татарское книжное издательство, 1978

2. Web-site Казанского Государственного Университета (www.ksu.ru)

3. Web-site «Татарстан в сети Интернет» (www.kcn.ru)

Императорский Казанский университет

5 ноября (17 ноября по новому стилю) 1804 года Александр I подписал Утвердительную грамоту об основании Казанского Императорского университета и его Устав. Эта дата стала днем рождения одного из старейших университетов России, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии отечественной науки, образования и культуры.

В то время Университеты, создавая вокруг себя культурное поле, своей многогранной деятельностью способствовали формированию просвещенной, творческой личности, а также складыванию социальной структуры, которая отвечала потребностям развивающегося общества, задачам европеизации страны. Так случилось и с Казанью. Город, его облик стали меняться под деятельным воздействием университета.

Первоначально университет разместился в здании Казанской Императорской гимназии, построенном в 1796 году, позже для нужд заведения были приобретены три соседних дома, что позволило рассматривать этот квартал как территорию университетского городка. В 20-х годах XIX века архитектор Петр Гаврилович Пятницкий возвел главный корпус, классический фасад которого с тремя портиками сохранился до наших дней. В следующем десятилетии, когда ректором университета стал Николай Иванович Лобачевский , под руководством архитектора Михаила Петровича Коринфского был создан архитектурный ансамбль. Зодчий разместил строго по оси главного корпуса анатомический театр, сделав его южной доминантой всего ансамбля. Симметрично ей встали здания химической лаборатории и библиотеки, в этот же период построены астрономическая обсерватория и клиника.

Университетский городок превратился в своего рода витрину Казани: появились гостиницы, лавки, те же книжные магазины, аптеки - все то, что нужно было для обслуживания университетской публики. За два столетия этот городок, гармоничное ядро которого составлял прекрасный архитектурный ансамбль в стиле русского классицизма XIX века, обрел новые, выразительные черты, архитектурным памятником является и комплекс зданий загородной астрономической обсерватории.

Само расположение Казанского университета, его укорененность в городе, являющемся своеобразным «перекрестком» Запада и Востока, предопределило его главные культурные и социальные задачи. Изначально наш университет являлся научным, культурным и общественным центром, ориентированным, в первую очередь, на изучение и просвещение восточных регионов страны, включение их в культурное пространство всего российского общества.

Первыми студентами университета стали лучшие выпускники Казанской гимназии. Первоначально в его составе было четыре отделения: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных наук и словесных наук.

Первым кризисным моментом в жизни университета стала ревизия Михаила Магницкого , который посчитал, что в Казани слишком сильно «вольнодумство и безбожие». Хотя ревизор и потребовал в докладе «публичного разрушения» университета, Александр Первый наложил на доклад резолюцию. Тогда Императорский Казанский университет вошел в эпоху, названной впоследствии «Эпоха Магницкого». В этот период времени были уволены многие профессора, для студентов установился жесткий казарменный режим.

Главный корпус, который является сегодня визитной карточкой Казанского университета, был построен в 1825 году, через пять лет завершилось строительство здания библиотеки, химической лаборатории, анатомического театра, астрономической обсерватории, клиники.. В те годы ректором Императорского Казанского университета стал Николай Иванович Лобачевский.

В этот период в университете окончательно сформировался ряд научных направлений: математическое, химическое, медицинское, геологическое, геоботаническое.. В 1834 году в университете начали издавать Ученые записки Казанского университета, а в 1835 году учреждены философский, юридический и врачебный факультеты. Через тридцать лет подразделения переименовываются в историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский факультеты. К 1883 году в университете сформировалась Казанская лингвистическая школа.

Предмет особой гордости университета с момента подписания его Утвердительной грамоты и Устава вплоть до 1917 года - выдающиеся научные достижения: создание неевклидовой геометрии Николая Ивановича Лобачевский ; открытие химического элемента рутения - названного так в честь России Карлом Карловичем Клаусом ; получение анилина, заложившее основу анилино-красочной промышленности Николаем Николаевичем Зининым ; создание Александром Михайловичем Бутлеровым теории химического строения органических веществ, сыгравшей в органической химии ту же роль, что периодическая система элементов в неорганической. Кроме того, в стенах Казанского университета Александр Филиппович Самойлов , основатель электрофизической школы, впервые в России записал электрокардиограмму. С университетом связаны имена двух ученых-химиков - отца и сына Арбузовых , создавших новое направление в науке - химию фосфорорганических соединений.

Бутлеров, будучи учеником Зинина, продолжил развивать химическую школу родного университета. Именно благодаря ему многие сегодня называют Казань колыбелью русской химии. Теория Бутлерова о химическом строении возникла в Казанском университете не случайно. Она появилась в условиях, отмеченных напряженными творческими поисками казанской химической школы, которая тогда была ведущей в России. В то же время Бутлеров стал выдающимся ученым не только по причине своей глубокой приверженности химии, но и благодаря той высокой интеллектуальной и духовной атмосфере, которая в целом царила в Казанском университете середины XIX века. Разные науки и формы творчества находились тогда в состоянии взаимовлияния и синтеза. Из этого рождалось новое.

Среди имен, прославивших университет, надо назвать астронома Ивана Михайловича Симонова , единственного ученого, участвовавшего в экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева . Исследования Симонова, проведенные в ходе экспедиции, положили начало научному изучению Антарктиды. А успехи лингвистической школы Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ вывели Казанский университет в ряд наиболее авторитетных центров филологической науки.

И.О. Браун, Г.И. Солнцев, Г.Б. Никольский, К.Ф. Фукс, Н.И. Лобачевский, И.М. Симонов, О.М. Ковалевский, А.М. Бутлеров, Е.Г. Осокин, Н.А. Кремлев, Н.О. Ковалевский, Н.Н. Булич, К.В. Ворошилов, Д.И. Дубяго, Н.П. Загоскин, Г.Ф. Дормидонтов.

Взаимодействие разных наук - это отличительная черта Казанского университета как одного из ведущих классических университетов России. Геометр Лобачевский, химик Бутлеров, востоковед Френ, астроном Симонов, лингвист Бодуэн де Куртенэ и другие были представителями одной университетской науки этого периода.

Николай Иванович Лобачевский, возглавлявший Казанский университет с 1827 по 1846 год, сформулировал целую программу деятельности и развития университета как центра науки, педагогической мысли и культуры. Она содержится в его известной речи на торжественном акте 5 июля 1828 года. Ученый выдвинул новаторскую для России его времени идею развития личности в качестве решающего условия общественного процесса: только суверенная личность способна достичь «высшей степени образованности».

До 1878 года Казанский университет являлся самым восточным университетом Российской империи: в его округ входили Поволжье, Прикамье, Приуралье, Сибирь и Кавказ. С появлением в Сибири и на Дальнем Востоке своих вузов, просветительская миссия Казанского университета не была свернута. Его научные школы, получившие мировую известность, продолжали оказывать благотворное влияние на отечественную науку и образование. Сбылось предвидение известного литератора и социального мыслителя А.И.Герцена о том, что Казанский университет свяжет Запад и Восток, мировые культуры и языки.

В период ректорства Лобачевского сложился и прославленный Восточный разряд Казанского университета. Его основой стали кафедры: арабо-персидская и турецко-татарская, монгольская, китайско-маньчжурской словесности, санскрита и армянского языка. В своих продолжительных путешествиях Александр Касимович Казем-Бек , Осип Михайлович Ковалевский , Илья Николаевич Березин , Василий Павлович Васильев , Ибрагим Исхакович Хальфин и другие собрали значительный страноведческий материал, сформировали солидный фонд восточных рукописей. Ими же созданы многочисленные хрестоматии и словари, переводы восточных авторов. Велись также археологические, этнографические, культурологические работы.

Однако тогда, в середине XIX века, взлет казанской ориенталистики был прерван искусственным путем: в 1854 году Восточный разряд перевелся в Санкт-Петербургский университет вместе с коллекциями материальных памятников и более чем двумя тысячами восточных книг и рукописей, профессорами.

Наследие Лобачевского всерьез заложило основание тех традиций, которые неизменно развивались в Казанском университете и осознавались сменяющимися друг друга поколениями людей университета именно в качестве продолжения его дела.

Можно выделить несколько основных факторов, которые оказывали решающее воздействие на формирование облика и традиций университета в эпоху Российской империи: этика православия, актуализированная в виде идеи служения Отечеству и царю (последнее представление все более размывалось под воздействием процессов модернизации, утверждения новых, демократических ценностей); рационализм и позитивизм - идеи Нового времени, которые стимулировали поиск объективной истины, внедрение строгих эмпирических методов; формирование научных школ, понимаемых в качестве исторически сложившейся формы развития науки и реализации ее академической функции, связанной с воспитанием научной смены, поддержанием исследовательской традиции.

Вот как выглядит обобщенный статистический «портрет» университета. С 1805 по 1917 год его окончили более 13 тысяч человек. Здесь учились писатели Сергей Тимофеевич Аксаков , Лев Николаевич Толстой , поэт Велимир Хлебников , композитор Милий Алексеевич Балакирев , художник Валерий Иванович Якоби и другие. Среди студентов были известные государственные деятели - Владимир Ильич Ульянов-Ленин , Алексей Иванович Рыков , создатель первого в мире видеомагнитофона Александр Матвеевич Понятов .

Выпускники и профессора Казанского университета сыграли значительную роль в становлении новых университетов страны. Профессор-медик Василий Маркович Флоринский , назначенный в 1885 году попечителем Западно-Сибирского учебного округа, открыл в 1878 году Томский университет и руководил его первоначальной деятельностью. Профессор-медик Василий Иванович Разумовский был первым ректором Саратовского (1909 г.) и Тифлисского (1918 г.) университетов, в 1919 году участвовал в создании Бакинского университета. Профессор-медик Николай Дмитриевич Бушмакин принимал участие в организации Иркутского университета в 1919 году.

На разных этапах истории питомцы Казанского университета возглавляли старейшие российские учебные заведения: астроном и математик Дмитрий Матвеевич Перевощиков в 1848-1883 годах - Московский университет, выдающийся ученый-ботаник Андрей Николаевич Бекетов в 1876-1883 годах - Петербургский университет, филолог Карл Карлович Фойгт в 1852 году был назначен ректором Харьковского университета, а затем возглавлял Харьковский учебный округ, геолог Николай Алексеевич Головкинский руководил Новороссийским университетом с 1877 по 1881 год.

Императорский период Казанского университета был закончен февральской революцией и гражданской войной, которые нанесли серьезный урон его деятельности. С лета 1918 года Казань покинула большая часть жителей, в том числе студенты и преподаватели университета.

Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина

В 1918 году Императорский Казанский университет был преобразован в Казанский государственный университет, а после смерти Владимира Ильича Ленина, постановлением ЦИК СССР от 26 января 1924 года, наш вуз был назван в его честь — «КГУ имени В. И. Ульянова-Ленина». Это название было официально утверждено Президиумом ВЦИК 29 июня 1925 года.

В жизни нашего университета были и другие названия. После награждения орденом Трудового Красного знамени, КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина в 1955 году был переименован в «Казанский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина». Через два десятилетия, в 1979 году, университет стал носить название «Казанский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина». Но с 1990-х годов вузу вернули его прежнее послереволюционное название.

Изменения общественных условий в России после событий 1917 года, разумеется, в значительной степени сказались на всех сторонах деятельности университета, претерпела изменения университетская культура. Вместе с тем одна из главных традиций, связанная с фундаментальным образованием и наукой, продолжала развиваться.

Что же происходило в университет в послереволюционные дни? С осени 1918 года в университете были отменены ученые степени, а преподаватели - приват-доценты - переводились в профессорские звания, что позволило университету восстановить работу после потери многих ученых. С 1919 года в КГУ открыли рабочий факультет.

В советскую эпоху Казанский университет послужил базой, на которой в Казани были созданы крупные отраслевые вузы: медицинский, химико-технологический, авиационный, финансово-экономический, лесотехнический (впоследствии Марийский политехнический). В их структуре главным ядром явились соответствующие факультеты и отделения КГУ, отпочковавшиеся от него. Если брать весь поволжский регион в целом, то Казанский университет, его факультеты стали основой для открытия и становления более десяти вузов Поволжья.

Казанский университет этого периода в разное время возглавляли Д. А. Гольдгаммер, Е.А. Болотов, А.А. Овчинников, М.Н. Чебоксаров, В.В. Чирковский, А.И. Луньяк, П.Н. Галанза, М.А. Сегаль, Б.Г. Богаутдинов, Н.З. Векслин, Г.Х. Камай, К.П. Ситников, Д.Я. Мартынов, М.Т. Нужин, А.И. Коновалов, Ю.Г. Коноплев, М.Х. Салахов.

Талантливые ученые и блестящие организаторы науки возглавили самые авторитетные научные учреждения «большой» Академии нашей страны. Начинали свой путь в науке в Казанском университете академики Михаил Алексеевич Лаврентьев (математик), Милица Васильевна Нечкина (историк), Василий Васильевич Парин (физиолог-медик), Александр Александрович Баев (биолог, медик), Камиль Ахметович Валиев (физик) и другие.

Интересным фактом этого периода времени является то, что во время Великой Отечественной войны, в 1941-1943 годах, в нашем университете размещались эвакуированные из Москвы и Ленинграда учреждения Академии Наук СССР. В главном корпусе действовали президиум Академии наук, а также несколько академических институтов: ФИАН, Институт физпроблем и Физтех.

Казанский государственный университет был не только один из лидеров образования в Поволжье и страны в целом, но и крупным научным центром, располагающим современной базой для проведения фундаментальных исследований, как в области естественных наук, так и наук гуманитарных. КГУ вошел в историю как университет выдающихся научных школ. Наиболее известными у нас в стране и за рубежом являлись школа химиков-органиков и фосфоро-органиков; школа по радиоспектроскопии; школа математиков и механиков; астрономическая школа; школа физиологов по водному обмену растений, филологическая школа, ряд других.

Университет периода с 1917 по 2010 гг. прославили имена Евгения Константиновича Завойского , открывшего электронный парамагнитный резонанс, Семена Александровича Альтшуллера , открывшего акустический парамагнитный резонанс.

В этот период в университете работали Нобелевские лауреаты Н. Семенов , П.Черенков , И. Франк , И.Тамм , Л.Ландау , П.Капица , В.Гинзбург, А.Абрикосов .

Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 года Казанский университет был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Знаменательно, что масштабная модернизация университета в связи с его 200-летним юбилеем осуществлялась в рамках Федеральной программы подготовки к празднованию тысячелетия основания города Казани, которое состоялось в августе 2005 года.

12 августа 2003 года Президент России Владимир Владимирович Путин издал распоряжение «О праздновании 200-летия основания Казанского государственного университета». Юбилейным торжествам придавалось общегосударственное значение. Во исполнение этого распоряжения было обнародовано соответствующее постановление Правительства России от 5 ноября 2003 года, в котором была утверждена программа подготовки и проведения юбилейных мероприятий, а также состав Оргкомитета. Его возглавил министр образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко .

Казанский университет отпраздновал свой 200-летний юбилей в ноябре 2004 года. Особое внимание было уделено модернизации материально-технической базы, поскольку вуз столкнулся в своем развитии с острым противоречием между растущим научным и образовательным потенциалом, с одной стороны, и явно недостаточным уровнем материальных, технических и технологических условий работы, - с другой.

В ходе обновления университетского городка особое внимание было уделено реконструкции восточного крыла главного корпуса.

Давайте посмотрим, как в целом менялся облик Казанского университета до 2010 года? В XX веке выход университетских построек за пределы первоначального исторического квартала стал неизбежен. В здании бывшей духовной семинарии - архитектурном памятнике XVIII века разместился геологический факультет, на другой стороне Астрономической улицы в 50-е годы выросло здание химического корпуса, а с конца 60-х годов, примерно за десять лет, были сооружены два высотных учебно-лабораторных корпуса - к северу и к западу от главного здания. В 1989 году вступил в строй культурно-спортивный комплекс «УНИКС», спортивные сооружения пополнил комплекс «Бустан», который в мае 2010 года был торжественно открыт при участии Премьер-министра России Владимира Путина. Возведение в 2003 году, в период подготовки к 200-летнему юбилею Казанского университета, восточного крыла главного здания придало ему завершённость в соответствии с проектом архитектора Мюфке , относящегося к началу ХХ века.

Казанский федеральный университет

Во исполнении Указа Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» 21 октября 2009 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2010 года создано федеральное государственное автономное образовательной учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» путём изменения типа существующего государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина».

Неделю спустя, 9 апреля 2010 года , распоряжением Правительства Российской Федерации профессор, доктор экономических наук Ильшат Рафкатович Гафуров , практическим воплощение диссертации которого стала успешная Особая экономическая зона промышленного типа «Алабуга», был назначен ректором Казанского федерального университета сроком на 5 лет.

2 февраля 2011 года подписан приказ Минобрнауки РФ о присоединении к КФУ Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Казанского государственного финансово-экономического института и Елабужского государственного педагогического университета. Увеличилось и количество филиалов КФУ. К образованным при КГУ Зеленодольскому и Набережночелнинскому филиалам добавился Елабужский.

В апреле 2012 года

В апреле 2012 года в состав КФУ вошла Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА), ставшая частью Набережночелнинского филиала КФУ.

Сегодня Казанский университет входит в список лучших университетов мира по версии Times Higher Education 600 Best World Universities .

В настоящее время КФУ реализует концепцию Университета нового поколения, что означает объединение усилий вокруг трех составляющих: образование, наука и трансфер технологий. Для этого Казанским университетом с момента его организации как федерального были выбраны приоритетные направления развития, а в 2016 году на их основе образовались междисциплинарные объединения.

Эти объединения - новые для университета структурные единицы, сформированные по четырем прорывным направлениям развития образования, науки и инноваций, соответствующие потребностям экономики региона. В КФУ сегодня выделены четыре таких направления: «Трансляционная 7П-медицина», «Эконефть», «Астровызов», «Учитель XXI века».

Приоритетными были выбраны медицина, нефтепереработка, астрономия и образование, так как эти направления отвечают сегодняшним международным и глобальным вызовам, а большая вовлеченность преподавателей и студентов университета в достижение целей по этим направлениям дает уверенность в успехе.

Основная задача этих проектов - ликвидировать существующий разрыв между образованием, наукой и нашими потребителями - промышленностью и бизнесом.

По приоритетным направлениям научных исследований в КФУ функционирует 246 современнейших лабораторий и 42 научно-образовательных центра. Значительная часть оборудования уникальна и не имеет аналогов, что создает большой потенциал для развития фундаментальной науки и инновационных разработок на базе созданных в КФУ Федерального центра коллективного пользования физикохимических исследований веществ и материалов, Междисциплинарного центра «Аналитическая микроскопия», Междисциплинарного центра протеомных исследований и других подразделений. Химический институт КФУ обладает ЯМР-спектрометром на 400 МГц Avance 400 NanoBay, позволяющим регистрировать спектры ЯМР практически всех элементов периодической таблицы химических элементов Менделеева. МДЦ «Аналитическая микроскопия» является активным партнером Hitachi High Technologies. Здесь установлен уникальный просвечивающий электронный микроскоп атомарного разрешения Hitachi HT7700 Exalens, открывший перед учеными не только Казани, но и всего Приволжского федерального округа безграничные возможности. МДЦ АМ участвует в реализации научных проектов в рамках приоритетных направлений «Эконефть», «Трансляционная 7П-Медицина» и других подразделений КФУ.

На базе Центра регулярно проводятся обучающие семинары по работе с японским оборудованием, а сотрудники МДЦ стажируются в подразделениях Hitachi по всему миру. В Институте физики КФУ смонтирована уникальная, не имеющая себе равных в мире по набору характеристик, система широкоугольного мониторинга небесной сферы, предназначенная для поиска и исследования быстропротекающих явлений в ближнем и дальнем космосе. Институт фундаментальной медицины и биологии располагает аналитическим комплексом для протеомных исследований, позволяющий решать широкий спектр как фундаментальных, так и прикладных задач. Успешно развивается новое направление «Трансляционная 7П медицина» на базе Медицинского центра «Университетская клиника КФУ». Ученые КФУ совместно с коллегами из США разработали способ восстановления функции самостоятельной ходьбы у пациента с параличом нижних конечностей. В научной работе, выполненной в американском медицинском исследовательском центре «Клиника Мэйо», принимали участие сотрудники Института фундаментальной медицины и биологии КФУ и Института физиологии им. Павлова РАН - Игорь Лавров и Юрий Герасименко.

Следуя стратегии развития до 2020 года, университет в течение последних 6 лет планомерно совершенствует материально-техническую базу, научно-исследовательскую и образовательную инфраструктуру, ежегодно оснащая в среднем более 100 учебных и порядка 30 научно-исследовательских лабораторий оборудованием на уровне лучших мировых стандартов.

В Казанском федеральном университете открыта 251 кафедра, где работают 501 доктор и 2020 кандидатов наук, значительная часть которых имеет общероссийскую и международную известность. Доля профессорско-преподавательского состава КФУ моложе 35 лет составляет свыше 32%. Сегодня в университете обучается более 46 000 студентов со всего мира, при этом предлагаемое образование доступно для людей всех возрастов: довузовская подготовка (Детский университет, Малый университет, Учебно-методический центр тестирования и подготовки к ЕГЭ и ГИА), высшее образование (85 направлений по программам бакалавриата, 65 направлений по программам магистратуры, 15 специальностей, 23 направления по программам аспирантуры).

У нас обучается 1200 аспирантов, действует 27 специализированных научных советов, в которых защищается более 150 кандидатских и докторских диссертаций в год.

Казанский федеральный университет сотрудничает с большинством крупных предприятий Татарстана, а также с производственными и инжиниринговыми компаниями ряда стран Европы и Азии. Программа сотрудничества включает в себя создание системы подготовки специалистов для предприятий, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и прочих форм взаимодействия, включая программы сетевого и «дуального» обучения.

В КФУ создана инновационная инфраструктура, в которую входит порядка 300 научно-исследовательских лабораторий и научно-образовательных центров, 4 центра коллективного пользования, 3 инжиниринговых центра (инжиниринговый центр КФУ (филиал в г. Набережные Челны), региональный центр инжиниринга в сфере химических технологий, региональный инжиниринговый центр медицинских симуляторов «Центр Медицинской Науки»), патентно-лицензионный отдел и технопарк. Кроме того, КФУ является соучредителем 37 малых инновационных предприятий. КФУ является активным членом Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Камский инновационный территориально-производственный кластер» (Ассоциация «НП «КИТПК»). 14 декабря 2017 года КФУ стал одним из победителей конкурсного отбора университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов в рамках приоритетного проекта Правительства РФ «Вузы как центры пространства для создания инноваций». В 2018 году Управление инновационного развития КФУ совместно с Российской венчурной компанией (АО «РВК») запускает для студентов образовательный курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство».

В настоящее время Казанский федеральный университет - это мощнейший современный комплекс из 614 объектов, расположенных в Татарстане, регионах России и за рубежом. КФУ состоит в партнерских отношениях с 361 вузом и другими организациями из 61 страны мира. В университете обучается более 7 000 иностранных студентов из 98 стран, и преподают 235 иностранных специалистов.

В университете функционирует ряд международных центров, в числе которых Немецкий и Испанский центры образования и культуры, кафедра ЮНЕСКО по евразийским исследованиям, Центр превосходства Жана Монне в области европейских исследований, Институт Конфуция, Центр корееведения, Центр иранистики, официальные центры языкового тестирования: DELE (испанский язык), TOEFL iBT и Cambridge ESOL (английский язык), TestDaf (немецкий язык) и TORFL (русский как иностранный).

Наш университет планирует широко отмечать 215-летие как символ исторической преемственности в своей деятельности.

В 1804 году Александр I подписал указ, целью которого было открыть высшее учебное заведение в Казани. На тот момент он базировался в здании Казанской Императорской гимназии, но в скором времени понадобилось приобрести несколько соседний сооружений для создания «студенческого городка».

С каждым годом территории увеличивались, был возведен основной корпус, также занялись постройкой анатомического театра, химических лабораторий, общежитий. Довольно быстро первоначальные архитектурные планы были нарушены, открылись новые специальности и расширились территории, на которых базировался университет.

Первоначально были отделения политической и нравственной наук, врачебной и словесной, физической и математической. С 1825 года, когда были достроены лаборатории, клиники и библиотеки, университет стал научным центром. Тут были созданы важные научные открытия: неевклидова геометрия, открытие химического элемента рутения, разработана теория химического строения органических веществ. Тут же, впервые в Российской Империи, была открыта кафедра изучения китайского языка.

После революции 1918 года, многие жители Казани, в том числе часть студентов и преподавателей университета, были вынуждены покинуть город. Однако после сформирования СССР положение университета улучшилось, появились новые специальности, дополнительное финансирование от правительства. В 1925 году учебное

заведение получило название «Университет Ульянова-Ленина».

В период Второй Мировой войны сюда эвакуировали многих студентов и преподавателей из Москвы и Санкт Петербурга. Пребывание их там позволило Казанскому университету улучшить научную базу и наработать новый опыт. За свою научную деятельность во времена Советского Союза университет удостоен ордена Трудового Красного Знамени и ордена Ленина.

Университет сегодня

В 1996 году Университет имени Ленина внесен в реестр особо ценных исторических объектов Российской Федерации. В 2009 году заведение пробуют переименовать в «Приволжский Федеральный Университет», но в конечном итоге останавливаются на названии «Казанский Федеральный Университет».

Земельная площадь учебного заведения — 364,3 га. Студенческий городок находится в центре Казани, также по всей территории города расположены общежития и факультеты. Небольшое общежитие также находится в деревне возле города. На 2013 год в университете уже обучается более 36 тыс. студентов из России, СНГ и многих стран мира. В КФУ входят 17 институтов, множество факультетов и школ. Также на базе университета образованы десятки организаций разной направленности, творческие коллективы. Учебному заведению принадлежат одиннадцать спортивных объектов, в том числе три спортивных комплекса, два собственных печатных журнала, множество библиотек и лабораторий в Казани.

Студентам преподают сотни специалистов разных научных направлений, благодаря чему сегодня университет является главным центром науки в регионе. Также уникальны исторические здания университета, подземные ходы под ними и множество других построек в студенческом городке.

Казанский Университет – один из старейших университетов России. Здесь были основаны многие научные школы, получившие мировое признание. Казанский университет занесен в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, его ансамбль является историко-культурным и архитектурным памятником России.

Казанский университет - из истории

Был основан в 1804 году и первоначально в нем было четыре факультета - историко-филологический и физико-математический, медицинский и юридический. Здесь учились великие русские ученые, среди них - создатель неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевский, который с 1827 по 1846 год был ректором университета, астрономы И. М. Симонов и М. А. Ковальский, химики А. М. Бутлеров, К. К. Клаус и Н. Н. Зинин, В. В. Марковников и А. М. Зайцев, биологи и медики В. М. Бехтерев и П. Ф. Лесгафт и многие другие. Среди воспитанников учебного заведения - известные историки и революционеры, художники и композиторы.

Казанский университет был центром передовых идей и революционной борьбы. В 1887 году на юридический факультет поступил Владимир Ульянов. Он принял активное участие в организации студенческой сходки 4 декабря 1917 года, за что был исключен из учебного заведения. Однако вопреки, а может быть и благодаря этому факту, Университет много лет носил приставку "имени Ульянова-Ленина".

На базе учебного заведения были образованы такие вузы Казани как медицинский и педагогический, авиационный и химико-технологический, сельскохозяйственный и финансово-экономический.

В 1925 году Казанский Университет был удостоен звания В.И. Ульянова-Ленина. В 1955 году он награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1979 году – орденом Ленина.

В соответствии с Указом Президента России Дмитрия Медведева от 21 октября 2009 года на базе КГУ должен был быть создан Приволжский Федеральный Университет. Вместе с тем, студенты и преподаватели КГУ выступили за сохранение исторического названия университета и было принято решение реорганизуемому вузу присвоить название «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - КФУ.

В 2011 году в процессе реорганизации к учебному заведению были присоединены Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Казанский государственный финансово-экономический факультет и Елабужский государственный педагогический университет.

Казанский университет – архитектура

Ансамбль Казанского университета является градостроительным и архитектурным памятником России. Комплекс зданий, построенных в классическом стиле, занимает квартал по улице Кремлевской (ранее Воскресенская).

В 1796 году в доме для военного губернатора в начале Воскресенской улицы была открыта Казанская императорская гимназия. Приказом Александра I от 5 ноября 1804 года были подписаны Утвердительная грамота и Устав Казанского университета, который первоначально размещался в одном здании с гимназией.

Строительство новых зданий началось в 1822 году по проекту архитектора П.Г. Пятницкого. Большое участие в разработке проекта принял член строительного комитета, а в дальнейшем ректор университета Н.И. Лобачевский. Значительный вклад в создание университетского комплекса внесли архитекторы М.П. Коринфский и И.П. Безсонов, М.Н. Литвинов и В. Бернгард.

Главный корпус был возведен в 1825 году. Его длина составила 160 метров. Здание украшено тремя портиками с колоннами, в вестибюле -статуи известных личностей. Парадная лестница вела в актовый зал, оформленный в классической манере и церковь, украшенную в дорическом стиле.

Центром застройки в университетском дворе стало полукруглое здание анатомического театра, представляющее собой четырехугольник с восемью ионическими колоннами. На флигеле здания можно видеть надпись на латыни «Здесь место, где смерть рада помочь жизни». По сторонам от здания анатомического театра расположены физико-химический корпус и библиотека. Раньше эти здания были соединены с анатомическим театром решетчатой колоннадой, которая к настоящему времени не сохранилась. В это же время были построены клиника и астрономическая обсерватория.

В XX веке корпуса университета выходят за пределы исторического квартала. Геологический факультет разместился в здании бывшей духовной семинарии по улице Вознесенской, был возведен корпус химического факультета по улице Лобачевского, а в конце 60-х построили два учебно-лабораторных высотных здания к северу и западу от главного корпуса учебного заведения.

Казанский университет сегодня

В настоящее время в КГУ учится около 50 тысяч студентов, площадь учебных и лабораторных помещений составляет 52 тысячи квадратных метра. Имеются общежития на 12 тысяч мест. Филиалы КГУ находятся в Набережных Челнах и Зеленодольске, Елабуге и Чистополе.

Попечительский совет возглавляет Президент республики Татарстан Рустам Минниханов.

Образовательный комплекс университета состоит из пяти направлений:

  • Физико-математическое
  • Естественно-научное
  • Инженерно-техническое
  • Экономическое
  • Социально-гуманитарное.

Осуществлено большое число научных проектов с участием ученых Великобритании и США, Франция и Венгрии, Турции и стран СНГ, а также Балканского полуострова.

Институты и факультеты КФУ

Казанский федеральный университет – многопрофильный вуз, готовящий специалистов по самым разным направлениям в институтах и факультетах, возглавляемых директорами. В состав КФУ входят:

  • Институт фундаментальной медицины и биологии
  • Институт экологии и географии
  • Институт геологии и нефтегазовых технологий
  • Институт международных отношений
  • Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского
  • Институт физики
  • Химический институт им. А.М. Бутлерова
  • Юридический факультет
  • Институт вычислительной математики и информационных технологий
  • Институт филологии и искусств
  • Институт массовых коммуникаций и социальных наук
  • Философский факультет
  • Институт педагогики и психологии
  • Институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины
  • Высшая школа информационных технологий и информационных систем
  • Институт экономики и финансов
  • Институт управления и территориального развития
  • Высшая школа государственного и муниципального управления
  • Институт языка
  • Общеуниверситетская кафедра физического воспитания и спорта
  • Высшая школа управления и бизнеса
  • Программа МВА
  • Институт непрерывного образования
  • Факультет повышения квалификации
  • Подготовительный факультет для иностранных учащихся
  • Институт сравнительных исследований модернизации обществ
  • Инженерный институт

Казанский университет имеет десять разно профильных музеев, являющихся настоящим его достоянием. Экспонаты и фонды музеев используются в научных, культурных и просветительных целях.

schedule Режим работы:

Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 09:00 до 17:00

Последние отзывы КФУ

Диана Громова 23:26 04.06.2013

В 2012 году я поступила на экономический факультет Казанского Федерального Университета. Поступление в КГФЭИ было моей детской мечтой, но два года назад несколько ВУЗов объединили в единый КФУ, поэтому все мы теперь - одна большая семья Казанского Федерального. Проходные баллы на данный факультет всегда были высокими - больше 230 баллов по трем предметам, что для ЕГЭ достаточно серьезно. Благо, я набрала практически 270, поэтому с поступлением проблем не было. В целом, благодаря ЕГЭ корруп...

Наталья Степаненко 19:56 02.06.2013

Казанский Федеральный Университет (КФУ), бывший КГУ им. Ульянова-Ленина, г.Казань.Один из девяти федеральных университетов России с 2010 г. Здесь учились великие деятели России: Ленин, Толстой, Лобачевский и другие. Но со временем многое меняется, Что же сейчас представляет из себя КФУ? Я поступала на факультет журналистики, сейчас он именуется как Институт массовых коммуникаций и социальных наук. Помимо ЕГЭ нужно сдавать творческий конкурс, как и в любом другом вузе. На факультете неско...

Общая информация

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Филиалы КФУ

Лицензия

№ 01664 действует Бессрочно с 22.09.2015

Аккредитация

№ 01539 дейcтвует с 01.12.2015 по 25.03.2021

Результаты мониторинга Минобрнауки для КФУ

Показатель 18 год 17 год 16 год 15 год 14 год
Показатель эффективности (из 7 баллов) 6 6 7 7 5
Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 70.27 74.97 69.53 67.32 70.12
Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 79.61 79.41 76.69 75.10 77.77
Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 66.45 64.48 64.36 62.88 66.54
Средний по всем специальностям минимальный балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение 46.37 53.75 45.61 44.80 51.24
Количество студентов 30545 30102 29491 28964 28391
Очное отделение 24223 23932 22806 22876 21749
Очно-заочное отделение 92 78 150 232 339
Заочное отделение 6230 6092 6535 5856 6303
Все данные