Болезни Военный билет Призыв

Казанская химическая школа. А.М.Бутлеров. Казанская химическая школа Казанский химик

Как развивается Химический институт имени А.М.Бутлерова сегодня? Как трудоустраиваются выпускники, и с кем сотрудничает институт? Об этом и не только рассказал директор института - академик-секретарь Отделения химии и химической технологии АН РТ, доктор химических наук, профессор Владимир Галкин.

Прежде чем переходить непосредственно к вопросам - ответам, отметим, что за последние годы химический факультет пережил новое рождения. Обновилось как самое здание, так и его "начинка": переоборудован ряд аудиторий, появились новые научные и учебные лаборатории, введено в эксплуатацию уникальное оборудование Из окон "химфака" студенты и преподаватели наблюдают за строительством нового лабораторного корпуса института. А теперь обо всем подробнее.

- Владимир Иванович, чем сегодня может похвалиться Химический институт имени Бутлерова КФУ?

Многим! Если мы сделаем акцент на лабораториях и в целом на новом оборудовании института, то, прежде всего, хотел бы рассказать о лаборатории рентгеноструктурного анализа, где установлен монокристальный дифрактометр - прибор, который позволяет напрямую получать "фотографию молекул": какие атомы как соединены между собой, как они расположены в пространстве. Ведь основная задача химии - это получение новых соединений с практически полезными свойствами. Это единственный прямой метод определения структуры самых различных соединений в монокристалле. Существует много методов определения структуры, но, к сожалению, большинство из них (физические, физико-химические) "работают" в растворе и дают косвенные данные. Лаборатории такого класса - единицы у нас в стране и в мире.

Добавлю, кроме того, что институт обрел новые лаборатории, есть и соответствующая инфраструктура - как для работы исследователей, так и самих приборов. Суммы затрачены немалые - 450 миллионов рублей.

- Как скоро окупятся эти вложения в науку?

Когда мы говорим об окупаемости науки, то это достаточно сложный вопрос. Надо иметь в виду два компонента. Первый - это получение новых знаний, что само по себе бесценно, и второй - выполнение практически полезных работ по заказам предприятий и партнеров. Как однажды сказал известный академик, фундаментальная наука - это такое дерево многоветвистое, и неизвестно, на какой его ветке созреет новый плод, поэтому надо поливать дерево и ухаживать за ним.

Если обратимся к истории Alma mater, то в Казанском императорском университете существовали "кафедра технологии и металлургии" и "кафедра технологии и наук, относящихся к торговле и фабрикам". Можно ли назвать современные кафедры института, которые имеют отношение к торговле и фабрикам? Кто ваши партнеры сегодня?

Если перевести на современный язык понятие "сотрудничество с торговлей и фабриками", то мы, химики, должны понимать это как создание новых химических технологий, которые реализуются в нефтехимической промышленности. Это направление является одним из важных в работе нашего института.

Мы сотрудничаем со всеми ведущими химическими предприятиями Казани и республики. Наиболее тесные связи в прикладном аспекте сложились с ОАО "Нижнекамскнефтехим" - крупнейшим нефтехимическим комбинатом Европы. В рамках Постановления Правительства № 218 (сотрудничество вузов и промышленных предприятий) Казанский университет в нашем лице выиграл грант на разработку новых катализаторов для получения химически важных продуктов на Нижнекамскнефтехиме. Разрабатываются новые катализаторы, которые по качеству выше мировых и, как минимум, на порядок дешевле. Уже организовано производство этих катализаторов на Менделеевском заводе, где находится завод-спутник Нижнекамскнефтехима. А сейчас строится производство на головном заводе.

В 2013 году был снова объявлен грант, мы его снова выиграли. Это сотрудничество будет продолжаться, но оно распространяется не только на Нижнекамскнефтехим, поскольку катализаторы нужны для всех химических предприятий.

- А как катализатор из лаборатории "попадает" на завод?

Сначала катализатор разрабатывается, затем исследуется его структура на нашей территории в лаборатории гетерогенного катализа, которую возглавляет профессор Ламберов. У нас есть установки, которые моделируют четыре разных типа реакторов, используемых на Нижнекамскнефтехиме для разных процессов. Далее проводятся испытания катализаторов в пилотных условиях, после чего подбираются все условия и режимы работы в настоящем реакторе, и только потом эти результаты переносятся на Нижнекамскнефтехим, в филиал лаборатории на территории завода.

Немного истории: С первой трети XIX века (1835-1837 гг.) ведет свой отсчет Казанская химическая школа, связанная с такими именами, как Н.Н.Зинин, К.К.Клаус, А.М.Бутлеров, В.В.Марковников и Е.Е.Вагнер. В 1933 году в Казанском университете появился химический факультет. Но еще за три года до этого, в 1929-м, V Менделеевский съезд принял решение о создании в Казанском университете Химического института имени Бутлерова. Однако поскольку тогда возможностей не было, то создали научно-исследовательский химический институт по линии Совнаркома. То есть в университете долгое время существовали две разные структуры химического профиля, которые, по сути, являлись родственными. Химфак и НИХИ были объединены в 2003 году. Так, спустя 74 года, наконец-то было выполнено решение V Менделеевского съезда - образован Химический институт им. А.М.Бутлерова.

Поговорим о студентах. Кого же сегодня готовит институт? Преподавателей химии средней школы, исследователей, специалистов производств?

Прежде всего, мы готовим элитарных химиков-исследователей. Мы даем фундаментальное образование, и наши выпускники востребованы на рынке труда. Получаем заявки от вузов, научно-исследовательских институтов, предприятий, с которыми сотрудничаем. Значительная часть выпускников остается в науке. Примерно 30 процентов поступает в аспирантуру Казанского университета, еще часть - в аспирантуру других вузов и НИИ.

- За рубеж уезжают?

Уезжают, но сейчас все-таки меньше. Скорее, можно говорить о научной мобильности. Только из моей группы уехало 8 человек, которые сейчас трудятся в различных странах. Это тоже подтверждение школы, поскольку наши выпускники востребованы по всему миру.

- Наметилась тенденция к возвращению? С чем вы это связываете?

Что нужно ученому? Если это человек, который любит науку, то, конечно, он должен иметь возможность реализовать себя. Надо сказать, что такие возможности есть и у нас. Химический институт сегодня - это, с одной стороны, мощное учебно-научное подразделение, которое является одним из трех лучших химических факультетов по рейтингу Министерства образования и науки РФ и идет с большим отрывом от других химических факультетов классических университетов. С другой стороны - это исследовательский институт, который имеет восемь научно-исследовательских отделов. У нас трудятся 35 докторов наук, профессоров и более 70 кандидатов наук. Это доценты, преподаватели, научные сотрудники. Редкий вуз может похвастаться таким кадровым потенциалом.

Бывший КХТИ, а ныне Казанский национальный исследовательский технологический университет - это конкурент для вас или партнер?

Некая конкуренция между нами есть, конечно, в плане приема. Хотя у нас прием меньше по численности, к тому же в Казанском федеральном университете есть специалитет - для естественных наук это наиболее оптимальный вариант, так как сразу можно поступать в аспирантуру. Замечу, у нас один самых высоких в стране ЕГЭ по химии.

Что скажете о новых поколениях абитуриентов, Владимир Иванович? Продвинутая молодежь приходит или, напротив, слабая?

Недостатки в системе современного школьного образования мы ощущаем, разумеется, поэтому с некоторых пор тесно работаем с учителями химии, возрождаем работу Клуба юных химиков, заочной химической школы. Такие действия уже сказываются на региональном составе первокурсников - 40% из Татарстана еще 40 из-за пределов республики.

Отрадно то, что вновь оснащенные лаборатории позволяют теперь с гордостью принимать гостей из школы. Мы показываем самое лучшее оборудование и видим, что наши лаборатории вызывают живейший интерес у школьников. Все это позволяет надеяться на то, что к нам будут стремиться именно продвинутые ребята, которые желают получить элитарное химическое образование.

Александр Бутлеров, творец теории химического строения - яркий представитель Казанской химической школы, один из замечательнейших русских учёных.

Великого ученого в Казани помнят. В 1978 г., в год 150-летия со дня рождения Бутлерова, в Казани состоялась выездная сессия АН СССР, рядом с университетом был открыт памятник А.М.Бутлерову. В 1993 г. открыта мемориальная доска на родине А.М.Бутлерова в г. Чистополе.

С 1979 г. в Казанской химической школе проводятся Бутлеровские чтения, на которых с обзорными лекциями по актуальным вопросам органической химии выступают ведущие химики страны, которые награждаются Бутлеровскими медалями и почётным дипломом.

В 2003 г. в честь 175-летия со дня рождения А.М.Бутлерова и одновременно 100-летия со дня рождения Б.А.Арбузова проводился XVII Менделеевский съезд.

17 октября 2007 года в КГУ состоялось торжественное собрание, посвященное 180-летию А.М.Бутлерова.

«На химическом небосклоне девятнадцатого века были две звезды: Дмитрий Менделеев и Александр Бутлеров. Творец теории химического строения, яркий представитель Казанской химической школы, Бутлеров, один из замечательнейших русских учёных, – говорит Александр Коновалов, советник Казанского научного центра РАН, академик РАН и АН РТ Александр Коновалов. - В 2008 году была учреждена золотая медаль имени Бутлерова, присуждаемая Российской академией наук за выдающиеся работы в области органической химии. Мы надеемся, что таким образом современная химическая школа будет продолжать заложенные традиции».

Александр Бутлеров занимает особое место среди знаменитых выпускников Казанского университета. В Музее Казанской химической школы находится Бутлеровская аудитория и кабинет, а на здании старой химической лаборатории установлена мемориальная доска. Его имя носит Химический институт КГУ и одна из центральных улиц города.

Александр Михайлович Бутлеров родился в дворянской семье 3 (15) сентября 1828 г. в деревне Бутлеровка Спасского уезда Казанской губернии. Его мать - Софья Александровна Бутлерова, урождённая Стрелкова, умерла на 11-й день после рождения единственного сына. Отец Михаил Васильевич Бутлеров служил в армии, был участником Отечественной войны 1812 г., дослужился до чина подполковника и после выхода в отставку постоянно жил в Бутлеровке, часть которой вместе со ста душами крепостных принадлежала ему по наследству.

Михаил Васильевич любил читать сам и эту любовь к чтению передал сыну. В доме были клавикорды и мальчик охотно учился музыке. На всю жизнь он сохранил любовь к музыке, очень тонко в ней разбирался и сам хорошо играл на рояле. В доме уважался труд, и сам хозяин являл всем пример трудолюбия. В его имении был фруктовый сад, пасека. Имея некоторые медицинские познания и навыки, он безвозмездно лечил обращавшихся к нему жителей Бутлеровки и окрестных деревень.

М.В.Бутлеров часто совершал с подросшим сыном далёкие прогулки по лесу, по Каме, охотился, удил рыбу. Между отцом и сыном были простые дружеские отношения. Черты характера, привычки и многие склонности отца - уважение к труду, любовь к родной природе - перешли и к сыну Александру.

Отец стремился развивать сына не только умственно, но и физически. Физическая культура была в большом почёте в доме Бутлеровых. Саша рос крепким, был хорошим стрелком и охотником, прекрасным наездником и пловцом. Впоследствии, став взрослым, бывало, не застав дома друзей, брал у них в доме железную кочергу и оставлял её вместо визитной карточки, согнутой в форме буквы Б.

Горячо любя сына, Михаил Васильевич его не баловал, а приучал к систематическому труду и к самостоятельности в учёбе. «Никаких репетиторов, доходи до всего самостоятельно, сам пробивай себе дорогу в жизни!» - таковы были принципы отставного подполковника.

Первоначальное образование Александр Бутлеров получил в Казани в частном пансионе Топорнина. В учёбе он отличался большими способностями и организованностью. Он имел от природы отличную память, которую к тому же и развивал заучиванием наизусть стихотворений Пушкина и других русских поэтов, а также изучением иностранных языков Французским и немецким он владел в совершенстве, читая в подлиннике произведения западной литературы.

Учитель физики в пансионе, видимо, сумел заинтересовать любознательного мальчика своей наукой и познакомил его с началами химии. Возле кровати Бутлерова появился крошечный всегда запертый шкафчик, в нём он держал свои склянки и «химикалии», с которыми усердно возился в свободное время. Кончилось всё оглушительным взрывом и небывалым наказанием. В общий обеденный зал, где сидели другие мальчики, служители вводили несколько раз из тёмного карцера провинившегося с чёрной доской на груди. На доске крупными белыми буквами было написано «Великий химик». Никто, конечно, не думал тогда, что это насмешливая надпись окажется пророческой.

После пансиона отец определил Александра в шестой класс 1-й Казанской гимназии, которую он окончил в 1844 г.

А.М.Бутлерову было всего 16 лет. Лето он, как обычно, провёл в своей деревне. Михаил Васильевич хотел, чтобы сын поступил на математическое отделение университета, считая, что у него большие математические способности, но Александр предпочёл стать естествоиспытателем, изучать природу и естественные науки. Осенью 1844 г. Александр Бутлеров поступает в Казанский университет на правах неутверждённого слушателя, т.е. он был допущен к слушанию лекций без права сдавать экзамены. Лишь в феврале 1845 г. его зачислили студентом I курса по разряду математических наук с последующим переводом в разряд естественных наук.

Н.П.Вагнер - однокашник и друг А.М.Бутлерова - оставил его литературный портрет. Вот основные черты его внешности: «Бутлеров был довольно высокого роста и крепко сложенный сангвиник..., красивый мужчина, блондин с голубыми, немного прищуренными глазами, довольно длинным, несколько красноватым носом, с выдающимся подбородком и с постоянно приветливой улыбкой на румяных тонких губах» А вот что говорилось о характере Бутлерова-студента: «Бутлеров был более сдержан... гораздо серьёзнее (других студентов). В складе его ума уже проглядывало тогда влечение к серьёзным занятиям» .

В первые годы пребывания в университете молодой студент с одинаковым увлечением и рвением занимался ботаникой, зоологией, химией и другими естественными науками, принимал участие в многочисленных экспедициях как в окрестностях Казани, так и далеко за её пределами. В одной из экспедиций летом 1846 г. Бутлеров заболел брюшным тифом. Профессор зоологии П.И.Вагнер, руководитель экспедиции, привёз его в Симбирск и известил о болезни сына Михаила Васильевича. Отец немедленно приехал в Симбирск. Ухаживая за больным сыном, он сам заразился тифом, с трудом доехал до Бутлеровки, где слёг с очень высокой температурой и вскоре умер. Александр Михайлович, чрезвычайно изнурённый только что перенесённой тяжёлой болезнью, был настолько потрясён и удручён смертью друга-отца, что окружающие опасались за состояние его умственных способностей. Долго не мог он продолжать университетские занятия. К счастью, закалённая натура молодого Бутлерова пересилила это горе. После всего случившегося его занятия ботаникой и зоологией, хотя и продолжались, но уже не с таким рвением. Бутлерова всё более и более начинала привлекать химия.

К счастью для русской науки, Бутлеров нашёл в Казанском университете выдающихся учителей, горячо любивших химию и сумевших заинтересовать и увлечь этой наукой юных слушателей. Огромное влияние на Бутлерова и на его глубокое и серьёзное увлечение химией, которая привлекала его прежде лишь внешними эффектами опытов, оказали выдающиеся профессора Казанского университета Николай Николаевич Зинин - автор метода превращения ароматических нитросоединений в аминосоединения (получение синтетического анилина) и Карл Карлович Клаус, который открыл новый химический элемент рутений.

На первых курсах университета Бутлеров слушал лекции по неорганической химии, которые читал К.К.Клаус.

Первое задание, которое получил от Клауса студент Бутлеров, было приготовление производных сурьмы. Но молодой учёный чувствовал большую склонность к органической химии, которая в то время уже быстро развивалась, представляя обширное поле для лабораторных исследований. Поэтому любознательный студент всё больше и больше стал пользоваться советами Н.Н.Зинина. Однако органическую химию Зинин читал в те годы не на естественном, а на математическом отделении. «Нам, натуралистам, - вспоминал Бутлеров, - для того, чтобы слушать Н.Н.Зинина, приходилось хаживать на лекции чужого разряда. Лекции его пользовались громкой репутацией, и действительно, всякий, слышавший его как профессора или как учёного, делающего сообщение о своих исследованиях, знает, каким замечательным лектором был Зинин: ...Н.Н. обратил на меня внимание и скоро познакомил меня с ходом своих работ и с различными телами бензойного и нафталинового рядов, с которыми он работал прежде... При этих разнообразных опытах ученику приходилось волей-неволей знакомиться с различными отделами органической химии. ...Неприлежным быть не приходилось, когда работалось вместе и заодно с профессором! Так умели наши наставники - и Н.Н. в особенности - возбуждать и поддерживать в учащихся научный интерес» .

Вероятно, после перехода Зинина в Петербургскую медико-хирургическую академию Бутлеров начал больше заниматься биологией, и это было одной из причин того, что он представил в качестве кандидатской диссертации при окончании университета (1849 г.) работу «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».

После защиты А.М.Бутлеровым кандидатской диссертации по предложению профессора Клауса он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Учителя Бутлерова были уверены, что он «своими познаниями, дарованием, любовью к наукам и химическим исследованиям сделает честь университету и заслужит известность в учёном мире» .

Бутлеров полон энергии и кипучей деятельности. В течение 1850/51 учебного года он читал лекции по неорганической химии студентам I курса математического, естественного и камерального разрядов, а также по физике и физической географии с климатологией студентам медицинского факультета. В конце учебного года Совет университета отметил, что кандидат Бутлеров выполнил возложенное на него поручение «со знанием дела и с отличным усердием», что он проявил при этом «как учёные свои сведения, так и педагогические способности», и объявил Бутлерову свою благодарность.

Загруженный лекционной работой, он находит время и для подготовки к магистерскому экзамену, который был сдан 28 октября 1850 г., а через три месяца он представил и магистерскую диссертацию «Об окислении органических соединений». Как писал сам автор, диссертация представляла собой «собрание всех доселе известных фактов окисления органических тел и опыт их систематизирования», а не являлась итогом экспериментального исследования. По собственным словам Бутлерова, он в то время «оставался всё-таки не больше, как хорошим учеником, владеющим недурно фактами, но совершенно ещё лишённым научной самостоятельности и критического отношения к предмету».

Защита диссертации состоялась 11 (23) февраля 1851 г., а в марте Совет университета присвоил А.М.Бутлерову звание адъюнкта химии, официально назначив его помощником К.К.Клауса в преподавании химии. Однако в начале 1852 г. Клаус был избран профессором фармации в Дерптский университет, в апреле он передал Бутлерову химическую лабораторию и, таким образом, на молодого адъюнкта легла тяжесть преподавания почти всей химии в Казанском университете.

В это время в личной жизни Бутлерова произошло большое событие - он женился на Надежде Михайловне Глумилиной, племяннице С.Т.Аксакова. После окончания университета он вместе с сестрами матери снимал квартиру в доме, принадлежавшем сестре Аксакова. Там он и познакомился со своей будущей женой.

Однако ни события семейной жизни, ни большая преподавательская нагрузка не помешали Бутлерову готовить докторскую диссертацию, которая была представлена в Совет физико-математического факультета в начале 1853 г. Диссертация «Об эфирных маслах» получила разные оценки рецензентов. Минералог П.И.Вагнер и профессор химии и технологии М.Я.Киттары дали вполне удовлетворительный отзыв, а молодой профессор физики и химии A.C.Савельев не согласился с их оценкой и предложил выслушать мнение любого другого российского университета. Докторская диссертация Бутлерова в своем первом варианте носила такой же литературно-обобщающий характер, как и магистерская. Однако сам материал об эфирных маслах был беднее и представлял меньший интерес, чем реакции окисления органических соединений. К тому же освещение материала дано было по-прежнему с позиций устаревших теоретических представлений. Возражения Савельева главным образом и относились к этому пункту.

А.М.Бутлеров с разрешения Совета взял свою диссертацию обратно, решив защищать ее в Московском университете. Получив отпуск для этой цели, он осенью 1853 г. поехал в Москву, где пробыл до начала 1854 г. Представляя диссертацию в Московский университет, Бутлеров пополнил ее, прибавив изложение результатов собственных экспериментальных исследований эфирного масла из одного южнорусского вида мяты. В Москве он блестяще сдал докторский экзамен, защитил диссертацию и был утвержден в степени доктора физики и химии 4 июня 1854 г.

Своим пребыванием в Москве Александр Михайлович воспользовался для поездки в Петербург, чтобы повидаться со своим любимым учителем Н.Н.Зининым. Приехав в Петербург, Бутлеров несколько раз посетил Зинина в его маленькой лаборатории в Медико-хирургической академии. Общение с Зининым было кратковременным, однако оно, по словам самого Бутлерова, сыграло большую роль в развитии его научного мировоззрения.

Весной 1854 г. Бутлеров вернулся в Казань. После утверждения его в учёной степени доктора профессора Казанского университета Э.А.Эверсман и П.И.Вагнер внесли в физико-математический факультет предложение о присвоении новому доктору химии звания экстраординарного профессора. Это избрание состоялось в Совете университета 25 сентября 1854 г., а весной 1857 г. Бутлеров был избран ординарным профессором.

Бутлеров трижды совершал поездки за границу в научных целях - в 1857/58, 1861, в 1867/68 гг. Каждая из этих поездок, отражая определённый этап в научном развитии великого химика, имела различные цели. Во время этих поездок он писал путевые заметки, в которых показал себя мастером художественного описания . Работая в Париже в лаборатории Вюрца, Бутлеров впервые получил йодистый метилен - вещество, послужившее ему в дальнейшем источником целого ряда открытий.

После посещения лучших европейских лабораторий, вернувшись в Казань, Бутлеров занялся переустройством химической лаборатории университета. Правление университета дало на это деньги. По образцу лаборатории Вюрца был построен даже небольшой газовый заводик, снабжавший газом не только лабораторию, но и некоторые аудитории главного здания .

Кабинет Александра Бутлерова в Казанском университете

В обновлённой лаборатории были продолжены исследования «метиленового цикла». Действием на йодистый метилен различными реагентами Бутлеров выделил вещество, названное им «диоксиметиленом» (как оказалось при подробном изучении, это был полимер формальдегида), и этилен. Таким образом, впервые была показана возможность полимеризации органических молекул.

Из диоксиметилена Бутлеров впервые получил известное сейчас в медицине и в производстве фенолформальдегидных смол вещество - уротропин и сахаристое вещество, названное им «метиленитаном». Это было первое синтетическое сахаристое вещество, принадлежащее к классу углеводов, приготовленное из простейшего органического соединения.

Эти работы, при которых Бутлеров стремился изучить реакцию между веществами во всех подробностях, не пренебрегая побочными продуктами, помогли ему понять, что различие органических веществ при тождественном атомном составе зависит от порядков связей атомов в молекуле, знание этих порядков откроет возможность предсказания и синтеза изомерных веществ.

Смелость и ясность ума, с какою Бутлеров подошёл к вопросу предсказания новых органических соединений и изомеров на основе теории строения, можно сравнить лишь с научным подвигом Д.И.Менделеева, который предсказал на основе периодического закона существование и свойства неизвестных элементов.

В декабре 1859 г. А.М.Бутлеров обращается в Совет университета с просьбой командировать его за границу летом 1860 г. с тем, чтобы обменяться с западными учёными новыми мыслями и взглядами. Однако командировка не состоялась по совершенно неожиданной для всех и самого Бутлерова причине - он был назначен исполняющим должность ректора Императорского Казанского университета .

Предыстория этого назначения такова. В конце 50-х - начале 60-х годов в Казанском университете происходит оживление студенческого движения. Оно начинает приобретать организованные формы с ярко выраженной общественной позицией. Студенты выступали против системы сыска и шпионства, которую проводила в жизнь инспекция студентов, требовали обновления преподавания, добивались изгнания из университета бездарных профессоров.

Власть стремилась подавлять даже самые мягкие формы студенческого стремления к свободе слова и выражения своих предпочтений. Студентам Казанского университета министерским предписанием было запрещено «изъявлять публично своим профессорам знаки одобрения... или порицания». Нарушителям этого абсурдного предписания грозило исключение из университета.

Ответом казанских студентов на этот запрет были демонстративные аплодисменты на лекции либерально настроенного профессора русской словесности Н.Н.Булича. После этого 18 студентов были исключены из университета. Попечитель Казанского учебного округа Е.А.Грубер был уволен, а на его место назначили П.П.Вяземского - сына известного поэта, друга А.С.Пушкина.

Ректор университета О.М.Ковалевский, первый русский монголовед, большой учёный и плохой «дипломат» не смог найти ту линию поведения, которая была бы приемлемой и для студентов, и для старых профессоров. Он был уволен с должности. На место ректора Вяземский представил Бутлерова - молодого профессора, которого уважали как студенты, так и профессора.

4 февраля 1860 г. Александр П подписал указ о назначении А.М.Бутлерова исполняющим должность ректора.

Ректорство для Бутлерова было большой обузой. В письме к министру народного просвещения он писал: «Святое дело - быть полезным университету по мере сил своих, но сознаюсь, что не чувствую в себе достаточно мужества для полного самоотвержения. Главной целью моей жизни были и будут занятия наукой».

Уже через полгода Бутлеров обратился к министру с просьбой об увольнении от должности ректора. Он мотивировал свою просьбу тем, что ректорство отнимает не только много времени у научных занятий, но и влечёт за собой другую невознаградимую потерю - невозможность сохранить душевное спокойствие, необходимое для занятий наукой. По мнению Бутлерова, принимая близко к сердцу дела университетские, ректор очень часто не может помочь их исправить: например, не в его силах заполнить штат преподавателей, улучшить материальную базу преподавания и материальное положение профессоров.

В том же письме министру Бутлеров выражает уверенность, что только коренные преобразования могут исправить положение университетов. К этим преобразованиям он относит:

  • внос платы за слушание лекций не университету, а преподавателям. Возможность добровольного соглашения между преподавателями и студентами служила бы ручательством, что они могут быть взаимно довольны друг другом;
  • увеличение материального благосостояния университетов и увеличение жалованья преподавателей настолько, чтобы было обеспечено безбедное существование даже семейным из них;
  • возвращение к прежнему порядку избрания ректоров Советом;
  • печатанье всех протоколов советских заседаний.

С этими предложениями Бутлеров выступал официально перед Советом университета и отсылал в министерство. Все они, хотя вначале и встретили противодействие, были постепенно осуществлены и закреплены в Уставе 1863 г. К этим предложениям следует еще добавить разработанный А.М.Бутлеровым, Н.П.Вагнером и В.И.Григоровичем проект «Университетского листка». Это предложение было отклонено Советом, но затем осуществлено в другой форме в 1865 г. при издании «Известий Казанского университета».

Бутлеров написал проект ответа физико-математического факультета на запрос министерства о желательности приглашения для преподавания иностранных ученых, в котором категорически высказался против. Совместно с И.Больцани и А.Яновичем написал замечания к проекту устава «О системе гонорариев и правилах посещения студентами лекций». Авторы выступают за свободную конкуренцию профессоров в университете и за выплату гонорара за лекцию непосредственно лектору, а не в кассу университета.

Продолжая традиции Лобачевского и Клауса, Бутлеров умело отбирал творчески одарённые личности, которых оставляли в университете «для подготовки к профессорскому званию». Так, посланные им в 1862 г. за границу для усовершенствования молодые ученые по возвращении стали выдающимися деятелями университета. Среди них: математик академик В.Г.Имшенецкий, химик В.В.Марковников, геолог Н.А.Головкинский, физиолог Н.О.Ковалевский и др.

Период ректорства Александра Михайловича был поворотным в жизни медицинского факультета. Именно тогда была завершена организация первых экспериментальных лабораторий факультета - физиологической и фармакологической. А самое главное - преподавательский корпус факультета был укреплён ведущими учёными и профессорами, такими как Н.А.Виноградов, К.А.Арнштейн, Н.О.Ковалевский и др.

А.М.Бутлерову обязана многими улучшениями и химическая лаборатория.

Во время ректорства Бутлерова на кафедру русской истории был избран А.П.Щапов - профессор, зарекомендовавший себя прогрессивными взглядами. Щапов был известен как активный организатор бесплатных воскресных школ для рабочих, крестьян, ремесленников и их детей.

Бутлеров горячо поддерживал профессуру и студенчество, работавших в этих школах. В то время при его активном содействии при университете были организованы педагогические курсы, а при них открыты библиотека и читальня, созывались учительские съезды. Активно работали при университете «безденежные» вечерние курсы для разночинной интеллигенции и рабочих, на которых Бутлеров систематически читал лекции.

В 1861 г. Казанский университет во главе со своим ректором А.М.Бутлеровым решительно высказался в пользу допущения женщин в университеты.

С осени 1860 г. в Казанском университете началась очередная волна студенческих выступлений против отсталых, невежественных и просто плохих преподавателей. Бутлеров имел первое неприятное объяснение со студентами, которые после очень неудачной вступительной лекции магистра фармации Ф.Х.Грахе выразили ему своё неодобрение свистом. Грахе подал в отставку . В конце 1860 г. по требованию студентов прекратил чтение лекций Ф.А.Струве - профессор римской словесности, очень плохой и скучный лектор. Однако в январе 1861 г. он возобновил лекции. Студенты попросили профессора дать ответ на их пожелания. Струве отказался и начал лекцию. Раздались свист, крики и лекция была сорвана. Александр Михайлович сделал студентам жёсткий выговор, указав, главным образом, на грубость и бестактность их поведения. Всякая резкость так были ему самому несвойственны, что грубость и невоспитанность в других он порицал совершенно искренне. В его глазах студенты бестактностью роняли своё достоинство. Права аудитории выражать своё мнение о достоинствах или недостатках лектора он не касался.

Выговор всеми любимого и уважаемого профессора был воспринят необычайно остро. Аудитория обратилась к нему с большим письмом. Студенты писали, что «выговор» Бутлерова, его упрёк в грубости и невоспитанности ударил их, как обухом по голове, что они, конечно, знали о других способах для выражения своих пожеланий, но не могли сдержать своего негодования при отказе Струве объясниться с ними.

В результате этой истории пострадали двое студентов, исключенных из университета по распоряжению министра, а профессор Струве вышел в отставку. А.М.Бутлеров подал заявление об отставке, однако П.П.Вяземский уговорил его не уходить с поста ректора и разрешил ему заграничную командировку на летние месяцы. Бутлеров охотно воспользовался возможностью снова всецело заняться научными изысканиями, поэтому он с чувством большого облегчения передал 3(15) мая 1861 г. временно должность ректора профессору финансового права Е.Г.Осокину и отправился в шестимесячную командировку за границу.

Во вторую поездку Бутлеров побывал во многих известных лабораториях Германии, Бельгии и Франции, но самым важным событием был доклад на 36 съезде немецких естествоиспытателей и врачей, в котором он изложил основные положения теории химического строения.

Летом из-за границы Бутлеров направляет Вяземскому просьбу об увольнении от должности ректора, но ответа не последовало. После возвращения из командировки в октябре 1861 г. Бутлеров снова обращается к попечителю с той же просьбой, ссылаясь на необходимость иметь время на преподавание, работы в лаборатории, а также на составление отчётов о командировке. Вместе с тем, Бутлеров просит о разрешении не вступать в должность ректора до получения распоряжения из министерства. Одним из мотивов для этого служит и то, что, по его мнению, в результате распоряжений, которые он как ректор отдавал раньше, к нему имеется неприязненное отношение со стороны студентов и его вступление в эту должность в тот момент, когда требуется внести успокоение, может только повредить делу. Бутлерову было разрешено не вступать в должность ректора, а в августе 1862 г. приказом по Министерству народного просвещения он был от неё уволен.

Осенью 1862 г. под давлением общественного мнения министерством была восстановлена выборность ректора университета. Предстояли выборы ректора, в которых, по положению, должны были баллотироваться все ординарные профессора. Несмотря на просьбу Бутлерова освободить его от баллотирования, его не только внесли в список для голосования, но и снова избрали 27 октября 1862 г. большинством голосов (14 - за, 8 -против) ректором. Приказ по министерству последовал 19 ноября 1862 г.

Второе ректорство А.М.Бутлерова было непродолжительным. В это время обострилась борьба между профессорами внутри университета и столкновения со Ф.Ф.Стендером - новым попечителем Казанского учебного округа, назначенным после отставки П.П.Вяземского.

В тот же период на медицинском факультете случилась история, показавшая, что кончились времена, когда университетские кафедры могли занимать лица с сомнительными научными и преподавательскими заслугами.

А.М.Бутлеров, считавший, что «ход будущей жизни университета тесно связан с научными и нравственными достоинствами его деятелей», решительно выступил против кандидатуры И.И.Зедерштедта - одного из самых бездарных и невежественных преподавателей университета на должность профессора медицинского факультета.

Вокруг кандидатуры И.И.Зедерштедта началась борьба между А.М.Бутлеровым и его сторонниками, с одной стороны, и профессорами-медиками, с другой. В борьбу были втянуты попечитель Казанского учебного округа и министр просвещения. В итоге Зедерштедт был утверждён в звании профессора без прохождения конкурса. А Бутлерова, воспользовавшись его просьбой об освобождении от ректорских обязанностей, 25 июня 1863 г. приказом по министерству уволили с должности ректора.

Для Казанского университета отставка Бутлерова была печальным фактом. Стендера на посту попечителя заменил П.Д.Шестаков - типичный царский чиновник, реакционер и монархист. Влияние группы либеральной профессуры ему удалось свести на нет, а самого Бутлерова поставить в такие условия, при которых уход великого учёного из Казани был только делом времени и подходящих условий.

На самого А.М.Бутлерова вся эта история произвела очень тяжёлое впечатление, и тогда, по убеждению родственников, у него началась болезнь сердца, которая не оставляла его до конца жизни. Он пытался найти место вне Казани, и только настоятельные советы его друзей (и в первую очередь М.Я.Киттары), да, наверное, и семейные обстоятельства (в апреле 1864 г. у него родился второй сын) помешали сразу после отставки покинуть Казанский университет. Но химия от отставки Бутлерова только выиграла – он получил больше возможностей и времени для работы над теорией химического строения, особенно её экспериментальной проверки.

Предложения Бутлерова о ремонте и перестройке лаборатории были приняты и осуществлены. Было устроено отдельное помещение для проведения научных исследований. Таким образом, к началу 1863/64 учебного года были созданы лучшие, чем раньше, условия для научной работы в химической лаборатории Казанского университета. В 60-е годы у А.М.Бутлерова работали трое его учеников, впоследствии ставшие известными учеными, профессорами, заведующими лабораториями в университетах: А.М.Зайцев - в Казанском, В.В.Марковников - в Московском, А.Н.Попов - в Варшавском. Вместе с ними Бутлеров работал над развитием своего учения о строении органических соединений. Работа шла в двух направлениях - теоретическом и экспериментальном. Именно в те годы в казанской лаборатории Бутлеров впервые раскрыл тайну изомерии в результате своих классических исследований над группой изомерных соединений. Наиболее известной его работой является получение триметилкарбинола, изомерного с известным бутиловым спиртом. Бутлеров разработал общий метод синтеза и провел исследования третичных спиртов.

Теоретические и экспериментальные работы Бутлерова и его учеников имели большое значение для утверждения теории химического строения. Однако до тех пор пока на основе этой теории не был обобщен и систематизирован обширный фактический материал органической химии, не приходилось думать о том, что теория строения вытеснит полностью доструктурные теории. Чтобы помочь этому, Александр Михайлович решается написать учебник в этом направлении. Таким образом в 1864-1866 гг. появилось «Введение к полному изучению органической химии», изданное в Казани. Эта книга - исторически первое руководство, основанное на теории химического строения, достигла цели, указанной автором в предисловии: «Соответствовать современному состоянию науки». В 1867-1868 гг. книга появилась на немецком языке и оказала глубокое влияние на развитие и распространение структурной теории в Европе.

В то время, когда отстраненный от ректорства Бутлеров с особенной остротой чувствовал, что одним «служением науке» нельзя удовлетвориться, в Казани в 1865 г. началась организация земских учреждений. Бутлеров участвовал в них в качестве гласного Спасского уездного и члена Казанского губернского земских собраний .

В Спасском уездном собрании он участвовал в комиссиях по составлению основной земской раскладки, по устройству народного образования, подал записку о мерах по прекращению нищенства и т.д. В Казанском губернском собрании он был избран членом Училищного совета, работал в комиссии, составлявшей доклад о падежах домашнего скота, и в комиссии по устройству народного образования.

В мае 1868 г., когда А.М.Бутлеров был в третьей заграничной командировке, его избрали профессором на кафедру химии Петербургского университета. Переход в столичный университет отвечал желаниям Бутлерова. Пребывание в Казанском университете, в котором всё больше поднимали голову те, против кого он боролся, будучи ректором, стало тягостным. Петербургский университет сосредоточил в своих стенах лучшие силы не только в научном, но и в общественном отношении. И, наконец, с переходом в Петербург становилась вполне реальной мечта Бутлерова об избрании в Академию наук и о получении, таким образом, возможности для спокойной научной работы.

Бутлеров вернулся из командировки в июле 1868 г. Попечитель Казанского учебного округа просил Министерство народного просвещения отсрочить на полгода перевод Бутлерова в Петербургский университет, чтобы он спокойно мог передать кафедру и лабораторию в Казани своему приемнику В.В.Марковникову, который уже завершал работу над своей знаменитой докторской диссертацией «Материалы по вопросу о взаимном влиянии атомов в химических соединениях».

Десятилетие между 1858 г. и 1868 г. - самое плодотворное в научной деятельности А.М.Бутлерова. Нелёгкая лабораторная работа днём сменялась кабинетной работой вечером. Чтение лекций в университете и подготовка к ним в тихие вечерние часы становились часами напряжённого творческого труда. Бутлеров в основу изложения курса органической химии кладёт сформулированный им принцип химического строения органических соединений и его влияния на физические и химические свойства веществ. Создав теорию химического строения органических соединений, учёный приобрёл мировую известность и умножил славу Казанского университета.

Признавая высокие научные заслуги А.М.Бутлерова, его активную педагогическую и просветительскую деятельность, Совет Казанского университета 22 февраля 1869 г. избрал его своим почётным членом. В профессорской читальне университета был вывешен портрет Бутлерова, выполненный масляными красками. Ныне этот портрет находится в Актовом зале университета.

Бутлеров в письме в Совет Казанского университета выразил признательность по поводу избрания в почётные члены университета:

Совету угодно было почтить меня лестным избранием в почётные члены Казанского университета, и я спешу принести искреннее выражение глубочайшей признательности за эту высокую оказанную мне честь. В Казанском университете прошли лучшие годы моей жизни, и благодарные воспоминания неразрывно соединяют меня с ним. Закрепив ныне эту связь, Совет даёт мне право звать Казанский университет, по-прежнему, своим родным университетом, а мои чувства к нему заставляют меня высоко ценить это право.

Александр Бутлеров

Казань

Апреля 25го1869 г .

В начале 1869 г. Бутлеров переехал в Петербург и 23 января прочитал свою первую лекцию, восторженно принятую студентами. Уже через год в марте 1870 г. он был избран адъюнктом Академии наук, в следующем году - экстраординарным академиком, а в 1874 г. - ординарным академиком.

Все исследования петербургского периода по своему направлению и по содержанию являются продолжением знаменитых работ казанского периода. Так, он подтвердил свои теоретические выводы о существовании двух изомеров - бутана и изобутана, получил непредельный углеводород изобутилен и показал возможность полимеризации непредельных углеводородов. Замечательно, что своими исследованиями, начатыми ещё в Казани, Бутлеров заложил основы многих синтезов, имеющих в настоящее время огромное практическое значение. Это его опыты по превращению этилена в этиловый спирт, получение изобутана и изобутилена. Синтетический дивиниловый (или лебедевский) каучук получается из этилового спирта, бутил-каучук - из изобутилена.

В Петербурге так же, как и в Казани, Бутлеров не замыкался в рамки официальной научной и педагогической деятельности.

Общественная деятельность А.М.Бутлерова особенно активно протекала в Вольном экономическом обществе в области развития в России рационального пчеловодства. Он интересовался вопросами разведения чая на Кавказе и для выяснения возможности выращивания этой культуры ездил в Батуми и Сухуми.

Активный член Русского физико-химического общества, он после Н.Н.Зинина в течение 4 лет был президентом этого общества.

Верный своим убеждениям, Бутлеров в Петербурге активно боролся за развитие в России высшего женского образования, вёл педагогическую работу на Высших женских курсах.

За 16 лет своей академической деятельности он непрерывно и упорно боролся с академической реакцией, которая закрывала двери Академии перед выдающимися русскими учёными. Так, были забаллотированы представленные им кандидатуры Д.И.Менделеева, В.В.Марковникова, А.М.Зайцева, Б.Н.Меншуткина. Эта борьба Бутлерова несомненно сыграла большую роль в постепенном ослаблении иностранного влияния в Академии, которое наметилось в последующие годы.

Казалось, что Бутлеров, закалённый спортсмен, всегда бодрый и сильный, ещё многие годы будет содействовать расцвету и прогрессу русской науки. Но случилось иначе. Гений русской химической мысли угас в расцвете сил в возрасте 58 лет. Он скончался 5 (17) августа 1886 г. в своём родовом поместье Бутлеровка после непродолжительной и неожиданной болезни и был похоронен на деревенском кладбище близ Бутлеровки. В настоящее время склеп, в котором находится могила Бутлерова, содержится в хорошем состоянии.

Блестящую характеристику научной и педагогической деятельности А.М.Бутлерова дал Д.И.Менделеев на Совете Петербургского университета перед голосованием кандидатуры Бутлерова в ординарные профессора: «A.M.Бутлеров - один из замечательнейших русских учёных. Он русский и по учёному образованию, и по оригинальности трудов. Ученик знаменитого нашего академика Н. Зинина, он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани, где и продолжает развивать самостоятельную химическую школу. Направление учёных трудов A.M. не составляет продолжение или развитие идей его предшественников, но принадлежит ему самому. В химии существует бутлеровская школа, бутлеровское направление...» .

Память Бутлерова увековечена в Казани в названии улицы, недалеко от университета ему установлен памятник, а в университете, в музее Казанской химической школы бережно сохраняются бутлеровская аудитория и кабинет с его личной научной библиотекой, лаборатория и оборудование XIX в., вещества, впервые полученные им. На здании старой химической лаборатории, где находится музей и химический институт им. А.М.Бутлерова, установлена мемориальная доска с его именем.

Т. СОРОКИНА

(Из книги «Ректоры Казанского университета»)

Статья из «Энциклопедического словаря

Брокгауза и Ефрона», 1890-1907

Великий русский химик Александр Бутлеров родился 3 (15) сентября 1828 года в г.Чистополе Казанской губернии. Умер 5 (17) августа 1886 г., похоронен в д.Бутлеровка Спасского уезда (ныне Алексеевский район Татарстана).

Российский химик-органик, академик Петербургской АН, создатель первой отечественной школы в органической химии. Обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Первым объяснил явление изомерии. Открыл полимеризацию изобутилена. Синтезировал ряд органических соединений (уротропин, полимер формальдегида и др.). Труды по сельскому хозяйству, пчеловодству. Поборник высшего образования для женщин.

Бутлеров начал заниматься химическими опытами уже в частном пансионе, куда его отправили в десятилетнем возрасте, и в первой Казанской мужской гимназии, куда его послали продолжить образование. Один из них закончился взрывом, и преподаватели пансиона отправили провинившегося в карцер, повесив ему на грудь доску с надписью «великий химик». В 1844 г. он поступил в Казанский университет, где обратил на себя внимание известных химиков Н.Зинина и К.Клауса, по совету которых создал домашнюю лабораторию.

По окончании университета (1849) Бутлеров по предложению К.Клауса и Н.Лобачевского читал лекции по физике, химии и физической географии. В 1851г. получил степень магистра, в 1854-м защитил в Московском университете докторскую диссертацию («Об эфирных маслах»), после чего был избран экстраординарным, а в 1857-м – ординарным профессором химии Казанского университета.

По свидетельству современников, Бутлеров был одним из лучших лекторов своего времени. Кроме университетских курсов, он читал общедоступные лекции по химии (их посещение казанская публика иной раз предпочитала модным театральным спектаклям), участвовал в работе Казанского экономического общества, публиковал статьи по ботанике, цветоводству, сельскому хозяйству. Большое значение для формирования научных интересов имела его командировка в 1857-1858 гг. в Европу, где Бутлеров познакомился с лучшими химическими лабораториями и рядом предприятий.

Собственные экспериментальные работы, знакомство с состоянием химии за рубежом, глубокий интерес к теоретическим основам химии привели Бутлерова к идеям, с которыми он выступил в 1861г. на съезде немецких естествоиспытателей и врачей. Доклад «О химическом строении вещества» – первое изложение Бутлеровым его знаменитой теории химического строения, которую он разрабатывал в течение всей своей научной деятельности.

В 1860-1863 гг. Бутлеров дважды против своей воли исполнял обязанности ректора Казанского университета.

Представляя его для избрания профессором химии Петербургского университета, Д.И.Менделеев подчеркивал оригинальность научного творчества Бутлерова: «Направление ученых трудов А.М.Бутлерова не составляет продолжения или развития идей его предшественников, но принадлежит ему самому. В химии существует бутлеровская школа, бутлеровское направление».

В 1880-1883гг. Бутлеров был президентом Русского физико-химического общества.

Семья. Годы учения

Род Бутлеровых вел начало от Юрия Бутлера, приехавшего на службу в Россию из Курляндии, вероятно, в 16 в. Отец Бутлерова, Михаил Васильевич, участник Отечественной войны 1812, после отставки в чине подполковника жил в родовом сельце Бутлеровка; мать, Софья Александровна, урожденная Стрелкова, скончалась 19-ти лет, через 4 дня после рождения сына.

Детство Бутлерова прошло в имении деда по матери - окруженной лесами деревне Подлесная Шантала, где его воспитанием занимались тетки, и в находившейся неподалеку Бутлеровке. Когда, десятилетнего, Бутлерова перевели в частный пансион, он хорошо владел французским и немецким языками. После большого пожара в Казани в 1842 пансион закрыли, и Бутлеров был определен в 1-ю Казанскую гимназию. Уже в пансионе и гимназии Бутлеров занимался химическими опытами (один из них закончился взрывом, и преподаватели пансиона отправили провинившегося в карцер, повесив ему на грудь доску с надписью «великий химик»), собирал коллекции растений и насекомых. В 1844 Бутлеров поступил в Казанский университет, где обратил на себя внимание известных химиков Н.Н.Зинина и К.К.Клауса, по совету которых создал домашнюю лабораторию. Однако его кандидатская диссертация, возможно, из-за переезда Зинина в Петербург, была посвящена бабочкам.

Казанский период

По окончании университета (1849) Бутлеров был привлечен к преподаванию (за него ходатайствовали Клаус и Н.И.Лобачевский) и читал лекции по физике, химии и физической географии. В 1851 Бутлеров получил степень магистра, в 1854 защитил в Московском университете докторскую диссертацию («Об эфирных маслах»), после чего был избран экстраординарным, а в 1857 - ординарным профессором химии Казанского университета. В 1851 он женился на Н.М.Глумилиной, племяннице С.Т.Аксакова.

По свидетельству современников, Бутлеров был одним из лучших лекторов своего времени: он безраздельно владел аудиторией благодаря ясности и строгости изложения, которые сочетались у него с образностью языка. Кроме университетских курсов, Бутлеров читал общедоступные лекции по химии (их посещение казанская публика иной раз предпочитала модным театральным спектаклям), участвовал в работе Казанского экономического общества, публиковал статьи по ботанике, цветоводству, сельскому хозяйству. Большое значение для формирования научных интересов имела его командировка в 1857-1858 в Европу, где Бутлеров ознакомился с лучшими химическими лабораториями и рядом химических предприятий. Он посещал лекции А.Беккереля, Э.Мичерлиха, Р.В.Бунзена, Ю.Либиха, познакомился с А.Кекуле, около полугода работал в лаборатории А.Вюрца в Париже. Возвратившись в Казань, Бутлеров перестроил химическую лабораторию и продолжил начатые у Вюрца исследования производных метилена, в ходе которых получил гексаметилентетрамин, позднее нашедший широкое применение в промышленности и медицине. Другое важное открытие этого периода - первый химический синтез сахаристого вещества («метиленитана»).

Теория химического строения

Собственные экспериментальные работы, знакомство с состоянием химии за рубежом, глубокий интерес к теоретическим основам химии привели Бутлерова к идеям, с которыми он выступил в 1861 на Съезде немецких естествоиспытателей и врачей в Шпейере (Шпайере). Доклад «О химическом строении вещества» - первое изложение Бутлеровым его знаменитой теории химического строения, которую он разрабатывал и развивал в течение всей своей научной деятельности. Принципиально новым в его теории, включавшей в себя идеи А.Кекуле о валентности и А.Купера о способности атомов углерода образовывать цепочки, было положение о химическом (а не механическом) строении молекул (термин «химическое строение» принадлежит Бутлерову), под которым Бутлеров понимал способ соединения между собой составляющих молекулу атомов в соответствии с принадлежащим каждому из них определенным количеством химической силы (сродства). Бутлеров установил тесную связь между строением и химическими свойствами сложного органического соединения, что позволило ему объяснить явление изомерии, а также объяснять и предсказывать возможные химические превращения.

В 1860-1863 Бутлеров дважды против своей воли исполнял обязанности ректора Казанского университета. Ректорство пришлось на сложный период в истории университета (бездненские волнения и куртинская панихида, захватившие и студентов, борьба между различными группами профессоров и т. п.) и было тяжело для Бутлерова, не раз просившего об отставке. В 1864-1966 в Казани Бутлеров издал учебник «Введение к полному изучению органической химии» (вскоре был переведен на немецкий язык), который способствовал распространению бутлеровской теории в России и за рубежом.

Петербургский период. Общественная деятельность

Во время третьей поездки за границу (1867-1868) Бутлеров был избран профессором химии Петербургского университета. В представлении университету Д.И.Менделеев подчеркивал оригинальность научного творчества Бутлерова: «Направление ученых трудов А.М.Бутлерова не составляет продолжения или развития идей его предшественников, но принадлежит ему самому. В химии существует бутлеровская школа, бутлеровское направление». В январе 1869, закончив чтение курса и сдав кафедру и лабораторию В.В.Марковникову, Бутлеров переехал в Петербург. Вскоре он был избран экстраординарным (1871), а затем и ординарным (1874) академиком Петербургской АН. В петербургский период жизни Бутлеров продолжал экспериментальные работы, совершенствовал теорию химического строения (статья «Современное значение теории химического строения», 1879, и др.), много сил отдавал общественной жизни. Он активно участвовал в создании (1878) Высших женских курсов и организовал на курсах химические лаборатории, как член Вольного экономического общества энергично насаждал методы рационального пчеловодства (его брошюры «Пчела...» и «Как водить пчел» многократно переиздавались вплоть до 1930-х), в 1886 основал журнал «Русский пчеловодческий листок».

В 1880-1883 Бутлеров - президент Русского физико-химического общества. Большой резонанс имела его статья «Русская или только Императорская Академия наук в С.-Петербурге?», опубликованная в 1882 в газете «Русь» в связи с академическими выборами. На эти же годы пришлось и шокировавшее современников увлечение Бутлерова спиритизмом, с которым он впервые познакомился еще в 1854 в имении Аксаковых Абрамцево. Позднее он сблизился с А.Н.Аксаковым (двоюродным братом жены), выпускавшим спиритический журнал «Психические исследования» (в 1889 Аксаков издал «Сборник статей А. М. Бутлерова по медиумизму»). Несмотря на осуждение учеников и коллег, Бутлеров горячо и серьезно отстаивал свое увлечение.

В 1875 Бутлерову, после 25-летней службы, полагалась отставка, но Совет Петербургского университета дважды отодвигал этот срок на 5 лет. Последнюю лекцию Бутлеров прочитал 14 марта 1885.

Судьба Бутлерова как ученого сложилась удачно. Его работы при жизни получили полное признание и в России, и за рубежом, а без его научной школы (среди учеников - В.В.Марковников, А.М.Зайцев, А.Е.Фаворский, И.Л.Кондаков) невозможно представить развитие химии в России.

Современники отмечали большое обаяние личности Бутлерова, его разностороннюю талантливость, широту взглядов и интересов, открытый, общительный характер, добродушие, деликатное и снисходительное отношение к ученикам.

Смолоду Бутлеров отличался крепким здоровьем и большой физической силой - кочерга, изогнутая им в виде буквы «б», долго хранилась в химической лаборатории в Казани. Но интенсивная научная работа и общественная деятельность подорвали силы Бутлерова - он неожиданно для окружающих скончался в своем имении.

Умер Александр Михайлович Бутлеров 5 (17) августа 1886 г. в своем родовом поместье Бутлеровка Спасского уезда после непродолжительной и неожиданной болезни и был похоронен там же, на деревенском кладбище (ныне Алексеевский район Татарстана). Склеп, в котором находится его могила, содержится в хорошем состоянии. В Казани есть улица Бутлерова. Памятник великому химику у входа в Ленинский сад был установлен в сентябре 1978 г. (скульптор Ю.Г.Орехов, архитекторы В.А.Путербуржцев, В.А.Степанов).

Памятник ученого в Казани

В это время в Казани проходила всесоюзная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения великого химика. В Казанском университете бережно сохраняется бутлеровская аудитория и кабинет с его личной научной библиотекой, лаборатория и оборудование XIX века, вещества, полученные им. На здании старой химической лаборатории, где находится музей и химический институт имени А.М.Бутлерова, установлена мемориальная доска с его именем.

См.: Арбузов А.Е. А.М.Бутлеров. Великий русский химик. М.: Изд-во АН СССР, 1961; Гумилевский Л. А.М.Бутлеров. 1828-1886. М.: Молодая гвардия, 1951.

См.: А.М.Вутлеров. По материалам современников. С.107-108.

Менделеев Д.И.. Соч. Т. 15. Изд. АН СССР. 1949. С.295.

/jdoc:include type="modules" name="position-6" />

Казанская химическая школа - общепринятое название научного течения, появившегося в Казанском императорском университете в начале XIX века.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Химический факультет ТГУ

    ✪ Институт химического и нефтяного машиностроения

    ✪ Знай наших. Александр Бутлеров, выпуск 25

    ✪ Разведопрос: историк Борис Юлин про образование

    Субтитры

История

Доисследовательский период

В 1804 году российский император Александр I учредил на базе Казанской гимназии университет, тем самым основав первое учреждение высшего образования в российской провинции. Изначально Казанский университет был утверждён в составе следующих кафедр:

Уже в первый год существования Казанского университета был утверждён в звании адъюнкта Феодор Леонтьевич (Фридрих Гавриил) Эвест, без точного указания кафедры, но с поручением читать химию и фармакологию. Однако Эвест на заседании Учёного Совета университета заявил, что не может читать лекции по химии, так как отсутствует вообще какое-либо оборудование, а студенты и близко не были подготовлены к прослушиванию лекций. В итоге Эвесту пришлось проходить со студентами "Определение тел естественных вообще, их разделение на органические и безжизненные", зоологию и минералогию.

Ф.Л.Эвест, основатель химической лаборатории и первый преподаватель химии Казанского университета, скончался в ночь на 26 октября 1809 года. До 1811 года, когда был назначен адъюнктом химии Иван Иваночи Дунаев, преподавание химии не велось .

Следующим преподавателем должен был стать Иоганн Фридрих Вуттиг (1783-1850), представленный на должность адъюнкта химии, фармацевтики и технологии. Вуттиг был предан практическому делу, выгодному в материальном отношении. Он написал сочинение "О приготовлении серной кислоты" с добавлением всех чертежей и точных указаний к оригинальному методу получения серной кислоты. В 1809 году он участвовал в экспедиции по южному и среднему Уралу, где открыл несколько минералов. К преподаванию собственно химии он так и не приступил, зато читал лекции по химической технологии, пытаясь поставить свои занятия, как можно лучше: так, он со студентами посещал фабрики и заводы. За время пребывания в Казани он написал несколько статей минералогического характера, после чего в 1810 отбыл в Петербург, затем - в Берлин, оставив преподавание в Казани.

В 1811 году в Казанский университет "для усовершенствования в звании магистра по части химии и технологии" назначили И.И.Дунаева, однако "усовершенствование" было затруднительно, так как Эвест умер в прошлом году, а Вуттиг оставил свои обязанности, толком к ним не приступив. Дунаев сам начал читать лекции по химии, а также фармации и латинскому языку. В 1821 году И.И.Дунаев произнёс речь "О пользе и злоупотреблениях наук естественных и о необходимости их основывать на христианском благочестии", в котором, в частности, отметил следующее: "Единственный источник к знанию - есть писанное Слово Божие, которое истинно есть, те глаголы, яже дух суть и живот суть; сей свет Христов, просвещающий всякого человека - есть вера во Иисуса Христа, Спасителя мира...".

В 1823 году был назначен вторым преподавателем естествоиспытатель Адольф Яковлевич Купфер, который с 1824 начал вести химию, физику и минералогию. Купфер выполнил первый анализ воздуха в Казани, изучал системы Pb-Hg, осматривал уральские заводы. В 1828 году Купфер был избран академиком в Петербург и покинул Казань.

Д. Н. Трифонов

Становление органической химии.
Казанская химическая школа

(Из книги «История химии в России. Краткие очерки»)

В перечне имен виднейших отечественных исследователей середины и конца XIX в. заметное большинство составляют химики-органики.

В первой половине XIX в. органическая химия получила наибольшее развитие во Франции и Германии. Её успехи во многом связаны с именами немцев Ф. Вёлера, Ю. Либиха, Р. Бунзена и французов А. Дюма и Ш. Вюрца. Именно в их лабораториях стажировались молодые русские исследователи, которые стали основоположниками развития органической химии в нашей стране. Отметим, что научные командировки отечественных химиков за границу с 1830-х гг. начинают принимать массовый характер. Накопленные опыт и навыки впоследствии оказались чрезвычайно полезными.

«Дедушкой русской химии» назвал Д.И. Менделеев А.А. Воскресенского. Этот ученый фактически стимулировал начало систематических исследований органических соединений в России. Ученик Г.И. Гесса, он продолжил своё образование в лаборатории Либиха в Гисене. Здесь он впервые установил элементный состав нафталина и хинной кислоты, определил состав и предложил формулу хинона (1838). Вернувшись на родину, Воскресенский в 1841 г. выделил природный алкалоид — теобромин. Подобные достижения сделали бы честь любому химику-органику. Однако вскоре Воскресенский фактически прекратил экспериментальные исследования, целиком посвятив себя педагогической деятельности, чем немало способствовал подготовке высококвалифицированных кадров русских химиков.

По окончании Казанского университета два года проработал у Либиха и Н.Н. Зинин. Возвратившись в Казань, он продолжил разработку способа приготовления бензоина из бензойного альдегида (горькоминдального масла) и в 1841 г. впервые осуществил бензоиновую конденсацию — один из главных методов синтеза ароматических кетонов. Мировую известность принёс ему следующий, 1842-й год, благодаря открытию реакции восстановления ароматических нитросоединений. Это позволило Зинину получить анилин и нафтиламин. Реакция Зинина имела огромное практическое значение, поскольку стала базовым процессом в анилокрасочной промышленности. Вообще бензойный альдегид оказался одним из главных «действующих лиц» исследований учёного, ибо большинство их было так или иначе связано с этим исходным соединением. История справедливо причисляет Зинина к числу величайших мастеров органического синтеза, а уж в России-то равных ему были буквально единицы. Вальден называл его «русским Либихом, который создал в России органическую химию и школу органических химиков». Авторитет Зинина среди отечественных исследователей был настолько высок, что когда в 1868 г. было учреждено Русское химическое общество, он был единогласно избран первым его президентом.

Младший современник Воскресенского и Зинина — A.M. Бутлеров — считается наряду с Д.И. Менделеевым наиболее яркой фигурой отечественной химии девятнадцатого столетия. Будучи выпускником Казанского университета, он с 1851 по 1857 гг. провёл за границей, работая в Париже у Ш. Вюрца и в Гейдельберге у А. Кекуле. Последний оказал большое влияние на формирование его теоретических представлений. По словам самого А.М. Бутлерова, пребывание в лабораториях европейских учёных завершило его «превращение из ученика в учёного».
Пожалуй, он был излишне скромен в самооценке, ибо зарубежная деятельность А.М. Бутлерова характеризовалась достаточно высокой самостоятельностью.

«Звёздным» стал для А.М. Бутлерова 1861 год, когда он впервые синтезировал гексаметилентетраамин (уротропин) — соединение, важное в практическом и в теоретическом отношении, а также осуществил полный синтез сахаристого вещества, которое назвал «метиленитаном». А 19 сентября на Съезде немецких врачей и естествоиспытателей в Шпейере учёный выступил с докладом «О химическом строении веществ». В нём он сформулировал основные постулаты своей знаменитой теории строения органических соединений. Исходный постулат гласил: «....Химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением... Каждый химический атом, входящий в состав тела, принимает участие в образовании этого последнего и действует здесь определенным количеством принадлежащей ему химической силы (сродства)». Хотя далеко не все современники разделяли представления А.М. Бутлерова и выступали с возражениями, теория химического строения оказала заметное влияние на развитие органической химии. Более того, она по существу стала первым фундаментальным обобщением эмпирических фактов в органической химии, принадлежащим русскому ученому. В период 1830-1850 гг. западноевропейские учёные предложили немало теорий, которые ставили целью объяснить строение и свойства органических соединений. На смену одной теории приходила другая, часто противоположная по сути. Однако все эти теории в конечном счете внесли свой вклад в окончательное утверждение атомно-молекулярного учения. В России же в этот период органическая химия оставалась сугубо экспериментальной наукой. Главной её задачей был синтез новых соединений. С появлением теории А.М. Бутлерова ситуация заметным образом начала меняться.

Прежде всего сам ее автор широко применял свою теорию в экспериментальных работах подобно тому, как спустя несколько лет Д.И. Менделеев будет использовать прогностические возможности периодической системы для предсказания существования и свойств неизвестных элементов. На основе теории строения А.М. Бутлеров в 1864 г. предсказал и объяснил явление изомерии у многих органических соединений, а также осуществил синтез и установил строение целого ряда предельных и непредельных соединений. Отметим еще одно примечательное обстоятельство: в первые десятилетия своего становления отечественная органическая химия концентрировалась на исследованиях ароматических соединений. Начиная же с 1860-х гг. значительный размах получают работы, касающиеся алифатических соединений.

В 1864-1866 гг. А.М. Бутлеров работал над учебником «Введение к полному изучению органической химии». По характеристике, данной Вальденом, это был «первый учебник на русском языке, в котором на основании нового учения о химической структуре была изложена вся органическая химия. Он же — первый учебник вообще, давший в сжатой форме последовательное и полное применение этого учения».

Пожалуй, лучшие творческие годы жизни А.М. Бутлерова связаны с Казанским университетом. Однако, переехав в 1867 г. в Петербург, он продолжал не менее активную деятельность. В Петербургском университете А.М. Бутлеров подготовил плеяду учеников, многие из которых стали выдающимися химиками.

Среди видных петербургских исследователей середины XIX в. нельзя не упомянуть Ю.Ф. Фрицше и Б.С. Якоби. Первый из них, уроженец Саксонии, прожил в России более 40 лет. Он был искусным экспериментатором, но его оригинальные работы не имели внутренней связи между собою, относясь к разным проблемам химии, хотя их «органическая составляющая» была весомой. Фрицше первым в России выделил анилин из индиго и получил антраниловую кислоту (1840), синтезировал динитроантрахинон, который дает цветную реакцию с ароматическими углеводородами, и извлек антрацен из каменноугольного дегтя (1866).

Б.С. Якоби, получивший образование в Берлинском и Гёттингенском университетах, возродил в России интерес к электрохимическим исследованиям. К его крупнейшим достижениям относится открытие в 1838 г. гальванопластики.

Как мы видим, деятельность исследователей органической химии в нашей стране была связана в значительной степени с Казанским университетом. В его стенах и возникла первая отечественная химическая школа. Вообще говоря, понятие «научная школа» не имеет однозначного определения. Она может представлять сообщество учёных, совместно
разрабатывающих одну или несколько близких проблем. В другом случае школу может возглавлять крупный учёный-лидер, сотрудники и ученики которого занимаются разработкой выдвинутой им фундаментальной идеи. Казанская химическая школа скорее отвечает первому типу. Но всё же главная особенность её состояла в том, что она стала подлинной кузницей кадров отечественных химиков -органиков. Основателем Казанской школы по праву следует считать Зинина. Как говорил его ученик Бутлеров, имя Зинина «открывает собой целый ряд имён русских химиков, сделавшихся известными в науке, и большинство этих химиков — ученики Зинина или ученики его учеников». После переезда Зинина в Петербург его традиции в Казанском университете продолжал и развивал Бутлеров. В числе его воспитанников такие видные исследователи-органики, как В.В. Марковников и А.М. Зайцев.

Из всех русских химиков В.В. Марковников внёс наиболее существенный вклад в теорию химического строения Бутлерова, в частности, развил учение о взаимном влиянии атомов. Он дал также чёткие определения понятий «изомерия» и «метамерия», сформулировал правила о направлении реакций замещения, отщепления, присоединения по двойной связи и изомеризации в зависимости от строения химического соединения (правила Марковникова). Марковников практически заложил основы нефтехимии и открыл новый класс органических соединений — нафтены.

А.М. Зайцеву принадлежат фундаментальные работы в области органического синтеза. Среди них в первую очередь следует отметить разработанные им в 1870-1875 гг. методы получения спиртов различных классов через цинкорганические соединения. Подобные методы вскоре оказались универсальны ми для многих направлений органического синтеза.

Именно деятельность «выпускников» Казанской химической школы в существенной степени позволила преодолеть отставание отечественной органической химии от западноевропейской, а в ряде случаев и превзойти достижения последней.

Химическая лаборатория в Казанском университете была открыта в 1837 г. Ее первым заведующим стал К.К. Клаус, окончивший Дерптский университет. Впоследствии он внес существенный вклад в изучение платиновых металлов, чему в немалой степени способствовали его исследования в Дерптском университете вместе с Г. Озанном.

В 1844 г. в отходах от переработки платиновой руды Клаус открыл новый химический элемент — рутений, название которого произошло от латинского названия России — Рутениа. Рутений был последним, остававшимся неизвестным представителем семейства благородных металлов. Й. Берцелиус, высоко оценивший это открытие, писал казанскому учёному, что его имя «будет неизгладимо начертано в истории химии». Клаус мог бы стать основоположником систематического исследования платиновых металлов в нашей стране. Его работы в то время заметно превосходили мировой уровень. Он изучал не только свойства отдельных элементов семейства, но и пытался установить закономерности изменения этих свойств. Клаус впервые предложил разделять платиновые металлы на две группы: лёгкие (рутений -родий-палладий) и тяжёлые (осмий-иридий-платина). Он изучал и комплексные соединения платины, в частности, аммиакаты. В 1854 г. учёный опубликовал на немецком языке монографию «Материалы к химии платиновых металлов», содержавшую богатейший справочный материал. На русском языке этот труд был издан только в 1928 г. К сожалению, у Клауса не оказалось ни учеников, ни последователей. Если бы его работы были продолжены, Россия вышла бы на передовые позиции в исследованиях по химии комплексных соединений, поскольку для этой области платина и платиноиды представляют благодатнейший объект. Только в конце XIX в., уже после создания швейцарским ученым А. Вернером координационной теории эти соединения стали изучать Н.С. Курнаков и Л.А. Чугаев.

"Колыбель русской органической химии", - так определили историки химии Казань, химическую лабораторию Казанского университета.

Н.Н.Зинин, а позднее и А.М.Бутлеров, будучи избранными академиками Петербургской Академии наук, в соответствии с традициями того времени перенесли свои исследования из Казани в Санкт-Петербург. Возникла "Петербургская ветвь" Казанской химической школы.

В.В.Марковников, покинув Казанский университет, продолжил исследования в Новороссийском (ныне Одесском), а затем в Московском университете. Образовалась "ветвь Московская".

Ученики А.М.Бутлерова, а позднее ученики А.М.Зайцева возглавили кафедры химии и в других российских университетах: А.Н.Попов, Е.Е.Вагнер - в Варшаве, С.Н.Реформатский - в Киеве, А.А.Альбицкий - в Харькове... Воистину "колыбель", воистину "химическая могучая кучка".

Начало Казанской химической школы положили труды двух замечательных ученых: К.К.Клауса , открывшего в 1844 г. элемент рутения, и Н.Н.Зинина , осуществившего превращение нитробензола в анилин, что положило начало промышленному органическому синтезу.

Славу своих учителей приумножил выпускник Казанского университета - А.М.Бутлеров (1828-1886), создавший теорию химического строения органических соединений, и наиболее выдающиеся его ученики: В.В.Марковников , А.Н.Попов , Ф.М.Флавицкий , А.М.Зайцев.

Ученые Казанского университета высоко оценили научные достижения своих коллег. К.К.Клаус, Н.Н.Зинин, А.М.Бутлеров, А.М.Зайцев были избраны почетными членами Казанского университета. По решению Совета университета в аудитории, именуемой ныне Бутлеровской, установлены бюсты Н.Н.Зинина и А.М.Бутлерова.

Прекрасный педагог А.М.Зайцев воспитал плеяду химиков-органиков. Среди них: Е.Е.Вагнер , А.А.Альбицкий , С.Н.Реформатский , А.Н.Реформатский , И.И.Канонников, А.Е.Арбузов и др.

В 1928 г. в Казани состоялся V с"езд ВХО им. Д.И.Менделеева, отметивший 100-летие со дня рождения А.М.Бутлерова. С"езд принял решение об учреждении при Казанском университете научно-исследовательского химического института, носящего имя великого химика. В 1929 г. институт был создан. А.Е.Арбузов стал его директором.


Музей Казанской химической школы в НИХИ.