Болезни Военный билет Призыв

Кавказско-каспийский регион как геополитическая конструкция. Каспийский регион после распада ссср

Каспийский регион в конце XX - начале XXI в. находится в фокусе внимания международной политики и общественности и стал восприниматься не как самозамкнутый и статичный, а в динамике глобального геополитического взаимодействия. В то же время он фактически стал полем многовекторного соперничества и противоборства между теми государствами и силами, которые хотели бы доминировать в этом стратегически важном регионе мира.

15 августа 2017 года в Астрахани состоялся международный круглый стол-видеомост «Каспийский регион в фокусе внимания международной политики: интересы внерегиональных держав» - шестое заседание Каспийского экспертного клуба. Организатором мероприятия выступили Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» и телеканал «Астрахань 24». В обсуждении приняли участие российские, казахстанские и азербайджанские эксперты.

Модератор встречи, руководитель Центра «Каспий-Евразия» Андрей Сызранов отметил в своем выступлении: «Важнейшим внешним фактором, оказывающим влияние на Каспийский регион, является значительное расширение круга стран, имеющих здесь свои геополитические и геоэкономические интересы. Наряду с традиционными геополитическими игроками: Россией, США, Великобританией, Турцией и Ираном, все большую политико-экономическую активность здесь проявляют Франция, Германия, Китай, Саудовская Аравия. Регион - важнейший узел между Севером и Югом. Ситуация на Каспии во многом определяется политическими факторами, а именно общностью и различиями национальных интересов прикаспийских и околокаспийских государств, геополитическим раскладом в регионе и международной обстановкой в целом. Эти факторы актуализируют вопрос обеспечения безопасности региона. Зона Каспийского моря и прикаспийских территорий сегодня привлекают к себе внимание многих стран мира не только своими богатыми запасами углеводородов, но и особенностями геополитического и геостратегического порядка, что и предопределяет экономические, политические и военно-стратегические интересы ведущих субъектов мировой политики».

Владислав Кондратьев , руководитель Информационно-аналитического портала «CASP-GEO»: «Сегодня «американские геополитики уделяют Каспийскому региону значительное внимание, в первую очередь, потому что Каспий занимает ключевое положение на Евразийском континенте, доминирование в котором является долгосрочной внешнеполитической целью США. При характеристике геополитической важности Каспийского региона, обычно выделяют такие факторы, как выгодное географическое и военно-стратегическое положение Каспия на евразийском континенте, значительные запасы углеводородных полезных ископаемых, пересечение в регионе стратегически важных транспортных коридоров, богатство биологических ресурсов. Рассчитывать на то, что политика Вашингтона на Каспии в ближайшей перспективе изменится не приходится».

Астраханский политолог Ксения Тюренкова рассказала об образе Каспийского региона в западных СМИ, отметив при этом, что данный образ ассоциируется, в основном, с военной тематикой. «Европейская риторика в отношении Каспия в последнее время носит характер геополитической заинтересованности и, в то же время, обеспокоенности».

Замир Каражанов , главный редактор Информационно-аналитического центра «Caspian Bridge» подчеркнул, что при все разнообразии интересов и внешнеполитических ориентаций, прикаспийские страны должны находить точки соприкосновения, согласования общей, каспийской политики, причем не только в области энергетического взаимодействия, но и гуманитарного сотрудничества, туризма. Также эксперт обратил внимание коллег на то, что в зоне Каспия свой особый интерес имеют арабские монархии Ближнего Востока.

Азербайджанский эксперт, руководитель проекта «Большой Ближний Восток» Али Гаджизаде дал подробный анализ политики Саудовской Аравии в Каспийском регионе. В частности, он отметил, что арабы стремятся проводить в регионе политику, направленную, прежде всего, на сдерживание Ирана.

Эдуард Полетаев , руководитель Общественного фонда «Мир Евразии» затронул тему безопасности на Каспии. Он отметил, что интересы внешних игроков на Каспии достаточно тесно переплетаются как между собой, так и во взаимоотношениях со странам Прикаспия.

Политолог Эдуард Захарьяш обратил внимание на то, что множество стран и международных организаций реализуют свои интересы в Каспийском регионе. «Скажу без преувеличения, мировые державы заинтересованы в каспийской нефти и газе. И поэтому вопросы коллективной безопасности для каспийских стран сегодня приоритетны. Разыгрывать только "свою карту" здесь чрезвычайно опасно. Выход - в общем подходе, в согласованной каспийской политике каждой из пяти стран региона. Необходимо создавать общие механизмы каспийской безопасности».

Ильгар Велизаде , глава клуба политологов «Южный Кавказ» высказал мнение, что Каспий издревле являлся зоной взаимодействия мировых цивилизаций. Сегодня же, по его мнению, регион представляет интерес для ведущих стран мира с разных позиций, например, для реализации трех крупных транспортных энергетических «маршрутов»: «Север-Юг», «Запад-Восток» и «Юг-Запад». Эксперт также отметил, что решение насущных проблем каспийской политики странами региона невозможно без общих согласованных подходов и действий.

Казахстанский эксперт, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев считает, что наибольшую активность в зоне Каспия проявляют прежде всего США и Евросоюз. Но в то же время, заметна активность и восточных «игроков», к примеру, Китая, который действует в каспийском транспортно-логистическом направлении неторопливо, но масштабно и целенаправленно.

Сергей Новоселов , доцент кафедры политологии и международных отношений Астраханского государственного университета убежден, что Каспийский регион занимает важное место во внешней политике США, и не столько из-за экономических интересов, сколько по причине противодействия влиянию России и Ирана.

Руководитель Астраханского отделения Молодежной ассамблеи народов России Азамат Аминов обратил внимание на то, что в зоне Каспия реализуются интересы не только региональных стран, но и околокаспийских государств, в частности, Узбекистана, который сегодня заинтересован в углублении экономического сотрудничества со странами Каспийского региона.

Нурбек Шаймаков , заведующий сектором межрегионального сотрудничества отдела стран СНГ и регионов России министерства международных и внешнеэкономических связей Астраханской области обратил внимание, что самым острым вопросом, во многом определяющим взаимоотношения прикаспийских государств и требующим неотложного решения, является вопрос о правовом статусе Каспия.

Эксперты сошлись во мнении, что вышеперечисленные аспекты актуализируют создание единой системы обеспечения безопасности в Каспийском регионе для предотвращения возникновения и развития конфликтных ситуаций. В данном контексте стоит отметить, что создание системы безопасности в регионе значительно осложняется разнополярностью внешнеполитических векторов прикаспийских государств и активным влиянием внешних сил на геополитику региона.

Необходима кропотливая работа, в противовес негативному внешнему влиянию на безопасность Каспийского региона, реализация следующих стабилизирующих мер: создание механизма сотрудничества в области безопасности в Каспийском регионе, конструктивное разрешение различных противоречий внутри региона, взвешенное выстраивание отношений с международными структурами безопасности.

В геополитике России чрезвычайно актуальна проблема обеспечения ее национальной безопасности. Современная внешняя политика, проводимая по принципу «Ребята, давайте жить дружно!», губительна для России.

Каспийский нефтедобывающий регион включает в себя Каспийское море и окружающие его нефтегазоносные территории Азербайджана, России, Казахстана, Туркмении и Ирана. Доказанные запасы нефти в Каспийском регионе составляют 5,1 млрд т, доказанные запасы газа - 8 трлн м3. С 1998 по 2004 г., по мере подтверждения новых запасов нефти в регионе, их величина относительно мировых доказанных возросла с 2,6 до 3,3%. Общемировая доля региона по доказанным запасам газа составляет около 5%. Большая доля доказанных запасов нефти приходится на Казахстан (3,6 млрд т) и Азербайджан (1 млрд т). Запасы нефтяных месторождений каспийского сектора Туркмении оцениваются в 230 млн т. В российском секторе моря-озера около 300 млн т нефти. Основная часть доказанных запасов газа приходится на Туркмению (2,92 трлн м3) и российскую часть Прикаспия* (2,5 трлн м3). В каспийском секторе Казахстана выявлено 1,9 трлн м3, Азербайджана - 0,72 трлн м3 газа. В пределах акватории Каспийского моря находятся углеводородные месторождения-гиганты, такие как Азери-Чираг-Гюнешли и Шах-Дениз в азербайджанском секторе, Кашаган в казахстанском.

С конца 90-х годов добыча нефти и газа в Каспийском регионе быстро растет. Добыча нефти с 1992 по 2003 г. возросла почти вдвое: с 40,3 до 76,8 млн т в год; еще большими темпами увеличивается добыча газа: с 1998 по 2003 г. она возросла с 23,7 до 77,1 млрд м3 в год.

Ныне в Каспийском регионе три главных нефтедобытчика - Казахстан (лидер по объему добычи и доказанным запасам), Азербайджан и Туркмения. Газ добывают те же страны и Россия. Главный разработчик газовых месторождений -Туркмения. Иран добычу нефти и газа на Каспии не ведет. Он имеет спорные с Азербайджаном и Туркменией месторождения и перспективные на углеводороды геологические структуры и, судя по всему, не намерен приступать к освоению своей части Каспийского моря до окончательного урегулирования статуса водоема.

Интерес зарубежных нефтяных компаний к Каспийскому морю определяется исчерпанием мировых запасов минерального топлива. Обеспеченность доказанными ресурсами нефти на сегодняшний день не превышает полувека. Каспийское море по величине своих нефтяных запасов примерно равно Северному морю. Европейские потребители североморской нефти будут постепенно переориентированы на потребление ресурсов Каспия.

Современные процессы глобализации не могли не затронуть богатый стратегическими топливными ресурсами Каспийский регион, который будучи расположен в центре Евразии, оказался в переходной зоне между Западной и Восточной цивилизациями, между богатым Севером и бедным Югом. Главных геополитических игроков в в прикаспийском регионе можно объединить в четыре группы.

Во-первых, это экономически и политически значимые для современного мира страны, имеющие свои интересы вдали от своих государственных пределов, - США, страны ЕС. В недалеком будущем к ним смогут прибавиться Китай и Япония. Во-вторых, это страны, прилегающие к Каспийскому региону (либо расположенные относительно недалеко от него) и соперничающие между собой за расширение своего влияния в регионе или за контроль над потоками энергоресурсов из него: Грузия, Армения, Узбекистан, Афганистан, Украина, Болгария, Греция и др. В-третьих, это страны, имеющие в Каспийском регионе интересы идеологического характера, выражающиеся в виде панисламизма (братства всех исламских народов) - Саудовская Аравия, Пакистан, ОАЭ - и пантюркизма (объединение народов, говорящих на тюркских языках, в границах единого государства) - Турция. И, наконец, в-четвертых, сами страны Каспийского региона, в числе их Россия.

Рассмотрим теперь стратегию различных стран или их групп в Каспийском регионе.

Соединенные Штаты Америки и страны ЕС

создав мощную и многокомпонентную экономику, заинтересованы в ее сохранении и дальнейшем развитии. В США проживает 4,5% мирового населения, но на них приходится 22% совокупного ВВП стран мира. Борьба за топливные и иные минеральные ресурсы между странами «богатого Севера» и «бедного Юга» неизбежна, так как рост ВВП и потребления ресурсов в развивающихся странах опережает этот рост в развитых странах. По мнению аналитиков, за весь 2005 г. общий рост ВВП в развитых странах не превысил 4%, в развивающихся составил почти 6%.

Вашингтон видит себя в роли гаранта стабильности, необходимой для обеспечения свободного потока нефти из Каспийского региона на западные рынки. Каспийская нефть (пусть даже и не в таких больших объемах, как ожидалось ранее), во-первых, расширит для США выбор поставщиков топлива, уменьшив, таким образом, зависимость от какого-либо одного поставщика, например стран ОПЕК. Во вторых, расширение числа поставщиков ставит нефтеэкспортеров в определенную зависимость от США, что создает рычаги воздействия на эти страны в случае проведения ими политики, неугодной вашингтонской администрации.

Для США развитие других государств противоречит их национальным интересам. Из принятой в 1998 г. стратегии национальной безопасности на XXI в., США оставляют за собой право применять военную силу против тех стран, развитие которых не будет устраивать Соединенные Штаты. Сейчас для Вашингтона очень важно создание и поддержание эффективных рычагов воздействия на государства и группы государств, потенциально способных бросить вызов США. Для этого американцы стараются взять под контроль основные потоки финансов и грузов, воспрепятствовать научному сотрудничеству стран в неугодных Соединенным Штатам сферах (например, сотрудничеству России и Ирана в области ядерной энергетики).

Во время президентского срока Б. Клинтона США объявили Каспийско-Черноморский регион зоной своих жизненных интересов. Его значимость для США стала настолько велика, что проблемы Каспийского региона были выделены администрацией США в отдельное направление внешней политики: были созданы специальный отдел по региону, целевая рабочая группа в составе Совета безопасности при президенте, был учрежден пост специального советника президента и госсекретаря по вопросам энергетики Каспийского региона.

После террористических актов в сентябре 2001 г. во внешней политике США возросла военная составляющая. Для усиления собственной безопасности США включили в сферу своего геополитического влияния вместе с прикаспийскими странами (Азербайджан, Казахстан и Туркмения) остальные страны Средней Азии и Закавказья, которые могут повлиять на положение в Каспийском регионе (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Грузия). США принадлежит идея создания сил немедленного реагирования, охраняющих объекты нефтедобывающей и транспортной инфраструктуры в Каспийском регионе. Руководство среднеазиатских и закавказских стран в целом охотно поддержало новые инициативы США.

Экономическая нестабильность в прикаспийских странах, неурегулированный статус Каспийского моря, военно-политические конфликты (карабахский, абхазский, югоосетинский) в регионе являются объектами американской политики. С одной стороны, они создают угрозу американским интересам в регионе. С другой же - эти неблагополучные процессы используются американцами для обоснования своего политического и экономического присутствия в регионе в качестве советников и миротворцев.

В отличие от США, страны Евросоюза в Каспийском регионе имеют почти исключительно экономические интересы. Главная цель - обеспечение собственной энергетической безопасности в XXI в. Новый поставщик нефти и газа уменьшает зависимость Европы от ближневосточной и российской нефти. Нефтяные запасы Северного моря могут иссякнуть уже через 10-15 лет. Поэтому, например, в Германии за последние 3 года доля каспийской нефти возросла с 1 до 7% в общем энергопотреблении. Вторая цель некоторых стран ЕС в Каспийском регионе - сохранение и развитие собственной нефтедобывающей отрасли за счет работы своих нефтяных компаний на более богатых месторождениях за пределами своей страны. Такую стратегию осуществляют «Statoil» (Норвегия), «British Petroleum» (Великобритания), «Total» (Франция) «Eni» (Италия).

Страны-соседи Каспийского региона

Интересы стран-соседей Каспийского региона лежат в плоскости евро-американской стратегии по созданию западного вектора транспортировки каспийских энергоресурсов. При этом нельзя сказать, что эти страны так же остро заинтересованы в транзите каспийских энергоресурсов, как США или Западная Европа. Для обеспечения своих потребностей в энергоресурсах им достаточно получить доступ даже к незначительной доле потока нефти или газа на Запад.

Из этой группы стран только Грузия, которая практически не имеет своих запасов нефти и газа, жизненно заинтересована в транзите каспийских энергоресурсов. Проходящие через ее территорию нефтепроводы Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан, а также строящийся газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум способны дать значительные отчисления на восстановление лежащей в руинах грузинской экономики. При этим новые маршруты транспортировки углеводородов призваны уменьшить энергетическую зависимость от России, ослабить экономическое и политическое влияние великого северного соседа в Закавказье.

Турция занимает особое место в геополитике Каспийского региона. Эта страна активно участвует в создании и укреплении западного вектора транспортировки каспийских энергоресурсов, причем в обход не только России, но и своих же проливов Босфор и Дарданеллы. Американо-турецкая стратегия создания многовекторности энергопотоков из Каспийского региона является борьбой против трубопроводной монополии России, через территорию которой пока идет основной поток нефти и газа из Каспийского региона. Через Россию проходит и самый мощный из существующих каспийских нефтепроводов - нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Пропускная способность его первой очереди 28 млн т нефти в год, труба соединяет западноказахстанские месторождения (в том числе и крупнейшее из них - Тенгиз) с российским портом Новороссийск.

Прикаспийские государства

Политика самих прикаспийских государств - Азербайджана, Казахстана и Туркмении направлена на скорейшее привлечение иностранных инвестиций для разработки своих углеводородных ресурсов, создание новых трубопроводов, уменьшающих транспортную зависимость от России. Наиболее ярко подобная стратегия выражена у Азербайджана. Причины того - самое западное положение в регионе, хорошая геологическая изученность морского дна, прозападная ориентация политической элиты и тесные культурные связи с Турцией.

Казахстан оказался в трудном геополитическом положении. Ему приходится играть на противоречиях между Россией, США и КНР. Допустив западные нефтяные компании к разработке своих нефтяных и газовых месторождений, Казахстан заинтересован в развитии западных маршрутов транспортировки углеводородов. Однако ему не так просто, как Азербайджану, избавиться от России при выборе маршрутов транспортировки нефти - в силу своего географического положения и тесных экономических связей.

Туркмения экспортирует газ на северо-запад через территорию России по системе газопроводов Средняя Азия-Центр, а также в Иран, куда недавно был проведен газопровод Корпедже-Корд-Куй. Такие маршруты транспортировки определяются самим географическим положением страны. Экспорт газа по дну Каспийского моря при существующих мировых ценах нерентабелен. Во внешней политике Туркмения придерживается стратегии нейтралитета, что облегчает ей выбор новых маршрутов транспортировки газа. Нефтяные запасы Туркмении малы и не привлекают зарубежные компании.

Иран не заинтересован в скором освоении каспийских месторождений. Имея значительные запасы нефти и газа в Персидском заливе, эта страна рассматривает Каспийское море как резервный бассейн нефти и газа. Очевидно, что Иран заинтересован в сохранении природной среды Каспия. Иран сам не ведет добычу нефти и газа на Каспии, но закупает определенное количество нефти и газа у Туркмении и Казахстана. Ему это выгодно, поскольку каспийское топливо идет на энергоустановки удаленного от Персидского залива севера страны, при этом эквивалентные объемы иранских углеводородов отправляются на экспорт.

Российские интересы в Каспийском регионе

В условиях, когда Каспийский регион из задворок СССР превратился в важный объект мировой геополитики, выбор Россией верной стратегии в отношении этого региона чрезвычайно важен для сохранения ее экономической и военной безопасности. Нужно признать, что в настоящее время внешнеполитические усилия, предпринимаемые нашей страной для подтверждения своего высокого статуса в регионе, явно недостаточны. Действия России на Каспии в постсоветский период либо являлись ответом на инициативы прикаспийских соседей по СНГ***, либо были подчинены интересам национальных нефтедобывающих компаний (ЛУКОЙЛ, ЮКОС и др.), которые отнюдь не всегда совпадают с государственными.

Сегодня основные направления политики России на Каспии заключаются в следующих основных позициях:

Стремление контролировать как можно больший объем экспортируемых каспийских углеводородов,

Представить «Газпром» монополистом транспортировки газа из Средней Азии,

Расширить свое участие в проектах добычи каспийских нефти и газа, главным образом в казахстанском секторе акватории.

Общий недостаток этой стратегии - ее узость и недальновидность. Российские интересы в регионе пока не обеспечивают безопасности, не препятствуют грубой экономической и военно-политической экспансии Запада, ведут к подрыву экологического равновесия Каспия, повышают взрывоопасность региона, приводя к росту социальных проблем.

В геополитике России чрезвычайно актуальна проблема обеспечения ее национальной безопасности. Современная внешняя политика, проводимая по принципу «Ребята, давайте жить дружно!», губительна для России. Стабильное и безопасное развитие России невозможно без противоречия Западу во главе с США. История показывает, что положение российского государства между цивилизациями Запада и Востока является геополитически неблагоприятным, его можно сравнить с положением между молотом и наковальней. России (СССР) исторически свойственна роль миротворца, лидера на Евразийском пространстве. Для предотвращения развития дестабилизирующих сил на Каспии, в Средней Азии и Закавказье Россия должна определить для себя твердые принципы внешней политики.

* Доказанные запасы Астраханского газоконденсатного месторождения.

** Идея сооружения газопровода Давлатабад-Герат-Кандагар-Мултан-Гвадар (пакистанский порт на Аравийском море) с пропускной способностью 15 млрд м3 газа в год уже долгое время занимает важное место в туркменской стратегии по расширению рынков сбыта своего газа и уменьшению транспортной зависимости от России.

*** При решении вопроса о разделе акватории Каспийского моря в 90-х годах Россия проявляла непоследовательность и противоречивость. В зависимости от интересов того или иного прикаспийского государства, Россия по-разному предлагала делить Каспий. Прикаспийские соседи, заметив отсутствие у самой России твердой позиции по этому вопросу, стали гораздо меньше прислушиваться к ее мнению.

М.Г. Жулинский

аспирант кафедры экономической и социальной географии

Московского педагогического государственного университета,

учитель географии школы № 96 г. Москвы

Источник в интернете:

До сих пор идут споры о статусе Каспийского моря. Дело в том, что, несмотря на свое общепринятое название, оно все же является самым большим в мире бессточным озером. Морем его назвали из-за тех особенностей, которые имеет строение дна. Оно сформировано океанической корой. К тому же вода в Каспии соленая. Как и на море, здесь нередко наблюдаются штормы и сильные ветры, поднимающие высокие волны.

География

Каспийское море располагается на стыке Азии и Европы. По своей форме оно напоминает одну из букв латинского алфавита - S. С юга на север море раскинулось на 1200 км, а с востока на запад - от 195 до 435 км.

Территория Каспия неоднородна по своим физико-географическим условиям. В связи с этим ее условно подразделяют на 3 части. К ним относят Северный и Средний, а также Южный Каспий.

Прибрежные страны

Какие страны омывает Каспийское море? Их всего пять:

  1. Россия, расположенная на северо-западе и западе. Протяженность береговой линии этого государства вдоль Каспия составляет 695 км. Здесь располагаются входящие в состав России Калмыкия, Дагестан и Астраханская область.
  2. Казахстан. Это страна на берегу Каспийского моря, расположенная на востоке и северо-востоке. Протяженность ее береговой линии составляет 2320 км.
  3. Туркмения. Карта прикаспийских государств указывает на то, что эта страна находится на юго-востоке водного бассейна. Длина расположенной вдоль берега линии составляет 1200 км.
  4. Азербайджан. Это государство, протянувшееся вдоль Каспия на 955 км, омывает его берега на юго-западе.
  5. Иран. Карта прикаспийских государств указывает на то, что эта страна располагается у южных берегов бессточного озера. При этом длина ее морских границ составляет 724 км.

Каспий - море?

До настоящего времени не разрешен спор о том, как назвать этот уникальный водоем. А дать ответ на данный вопрос важно. Дело в том, что все страны на Каспийском море имеют в данном регионе собственные интересы. Однако вопрос о том, как поделить этот огромный водоем, правительства пяти государств не могут решить уже долгое время. Самый главный спор развернулся вокруг наименования. Каспий - это все-таки море или озеро? Причем ответ на этот вопрос больше интересует не географов. Прежде всего он нужен политикам. Это связано с применением норм международного права.

Такие прикаспийские государства, как Казахстан и Россия, полагают, что их границы в данном регионе омываются морем. В связи с этим представители двух указанных стран настаивают на применении Конвенции ООН, принятой в 1982 г. Касается она морского права. Положения данного документа гласят о том, что прибрежным государствам отводится двенадцатимильная водная зона вдоль его Кроме того, стране предоставляется право на экономическую морскую территорию. Она располагается на расстоянии двухсот миль. Есть у приморского государства права и на Однако даже самая широкая часть Каспия уже, чем оговоренное в международном документе расстояние. В таком случае может быть применен принцип серединной линии. При этом прикаспийские государства, имеющие наибольшую протяженность береговых границ, получат большую морскую территорию.

У Ирана по этому поводу мнение иное. Его представители полагают, что Каспий должен быть поделен по справедливости. В таком случае всем странам достанется по двадцать процентов морской территории. Позицию официального Тегерана понять можно. При таком решении вопроса государство будет управлять большей зоной, чем при делении моря по серединной линии.

Однако Каспий из года в год значительно изменяет свой уровень воды. Это не позволяет определить его серединную линию и поделить территорию между государствами. Такие страны Каспийского моря, как Азербайджан, Казахстан и Россия, подписали между собой соглашение, определяющее те зоны дна, на которых стороны будут осуществлять свои экономические права. Таким образом, на северных территориях моря достигнуто определенное юридическое перемирие. Южные страны Каспийского моря к единому решению пока не пришли. При этом они не признают договоренностей, достигнутых северными соседями.

Каспий - озеро?

Приверженцы данной точки зрения исходят из того, что водоем, расположенный на стыке Азии и Европы, является закрытым. В таком случае к нему невозможно применить документ о нормах международного морского права. Сторонники данной теории убеждены в своей правоте, ссылаясь на то, что у Каспия нет естественного соединения с водами Мирового океана. Но здесь возникает еще одна трудность. Если озером является Каспийское море, границы государств по каким международным нормам должны быть определены на его водных просторах? К сожалению, такие документы пока еще не разработаны. Дело в том, что вопросы международного озера нигде и никем не обсуждались.

Каспий - уникальный водоем?

Помимо перечисленных выше существует и иная, третья точка зрения на принадлежность этого удивительного водоема. Ее сторонники придерживаются мнения о том, что Каспий должен быть признан международным водным бассейном, принадлежащим в равной степени всем граничащим с ним странам. По их мнению, ресурсы региона подлежат совместной эксплуатации граничащими с водоемом странами.

Решение проблем безопасности

Прикаспийские государства делают все возможное для устранения всех существующих разногласий. И в этом вопросе можно отметить положительные сдвиги. Одним из шагов на пути решения проблем, касающихся Каспийского региона, стало соглашение, подписанное 18.11.2010 г. между всеми пятью странами. Оно касается вопросов сотрудничества в сфере безопасности. В этом документе страны договорились о совместной деятельности по устранению в регионе терроризма, наркоторговли, контрабанды, браконьерства, отмывания незаконных доходов и т. д.

Охрана окружающей среды

Особое внимание уделяется решению экологических вопросов. Та территория, на которой расположены прикаспийские государства и Евразия, - регион, находящийся под угрозой промышленного загрязнения. Казахстан, Туркмения и Азербайджан сбрасывают в воды Каспия отходы от разведки и добычи энергоносителей. Причем именно в этих странах находится большое количество заброшенных нефтяных скважин, которые не эксплуатируются из-за своей убыточности, но тем не менее продолжают оказывать неблагоприятное воздействие на экологическую обстановку. Что касается Ирана, то он сбрасывает в морские воды отходы сельского хозяйства и стоки. Россия грозит экологии региона промышленным загрязнением. Это связано с хозяйственной деятельностью, развернувшейся в районе Волги.

Страны на Каспийском море добились определенных успехов в решении проблем окружающей среды. Так, с 12.08.2007 г. в регионе имеет силу Рамочная конвекция, ставящая перед собой цель защиты Каспийского моря. В этом документе разработаны положения по вопросам охраны биоресурсов и регулирования антропогенных факторов воздействия на водную среду. Согласно данной конвекции, стороны должны осуществлять взаимодействие при проведении мероприятий по улучшению экологической ситуации на Каспии.

В 2011 и 2012 годах все пять стран подписали и другие документы, значимые для охраны морской среды. Среди них:

  • Протокол о сотрудничестве, реагировании и региональной готовности при наступлении случаев, приводящих к загрязнению нефтью.
  • Протокол, касающийся защиты региона при загрязнении от наземных источников.

Разработка строительства газопровода

На сегодняшний день в Каспийском регионе является неразрешенной еще одна проблема. Она касается прокладки Эта идея является важной стратегической задачей Запада и США, которые продолжают искать источники энергоресурсов, альтернативные российским. Именно поэтому при решении данного вопроса стороны не обращаются к таким странам, как Казахстан, Иран и, конечно же, РФ. Брюссель и Вашингтон подержали заявление сделанное в Баку 18.11.2010 г. на саммите глав прикаспийских стран. Им была высказана официальная позиция Ашхабада, касающаяся прокладки трубопровода. Туркменские власти полагают, что проект должен быть осуществлен. При этом свое согласие на строительство трубопровода должны дать только те государства, по территориям дна которых он будет располагаться. А это Туркмения и Азербайджан. Иран и Россия выступили против такой позиции и самого проекта. При этом они руководствовались вопросами защиты экосистемы Каспия. На сегодняшний день строительство трубопровода не ведется из-за разногласия участников проекта.

Проведение первого саммита

Страны на Каспийском море постоянно ищут пути решения проблем, назревших в этом евроазиатском регионе. Для этого организуются специальные встречи их представителей. Так, первый саммит глав прикаспийских государств состоялся в апреле 2002 г. Местом его проведения стал Ашхабад. Однако результаты данной встречи надежд не оправдали. Саммит был признан неудачным из-за требований Ирана по делению территории моря на 5 равных частей. Этому категорически воспротивились другие страны. Их представители отстаивали собственную точку зрения о том, что размер национальных акваторий должен соответствовать той длине, которую имеет береговая линия государства.

Неудачное проведение саммита спровоцировал и спор между Ашхабадом и Баку о принадлежности трех месторождений нефти, находящихся в центре Каспия. В итоге главы пяти государств не выработали единого мнения ни по одному из всех поднимавшихся вопросов. Однако при этом заключили договоренность о проведении второго саммита. Он должен был состояться в 2003 году в Баку.

Второй прикаспийский саммит

Несмотря на существующие договоренности, проведение намеченной встречи ежегодно откладывалось. На второй саммит главы прикаспийских государств собрались только 16.10.2007 г. Местом его проведения стал Тегеран. На встрече обсуждались актуальные вопросы, касающиеся определения правового статуса уникального водоема, которым является Каспийское море. Границы государств в рамках раздела акватории были предварительно оговорены при разработке проекта новой конвенции. Поднимались также проблемы безопасности, экологии, экономики и сотрудничества прибрежных стран. Кроме того, были подведены итоги работы, которую государства провели после первого саммита. В Тегеране представители пяти государств наметили также пути дальнейшего сотрудничества в регионе.

Встреча на третьем саммите

В очередной раз главы прикаспийских стран встретились в Баку 18.11.2010 г. Результатом этого саммита явилось подписание соглашения о расширении сотрудничества, касающегося вопросов безопасности. В ходе встречи было указано на то, что какие страны омывает Каспийское море, только те и должны обеспечивать борьбу с терроризмом, транснациональной преступностью, распространением оружия и т. д.

Четвертый саммит

В очередной раз прикаспийские государства поднимали свои проблемы в Астрахани 29.09.2014 г. На этой встрече президентами пяти стран было подписано очередное заявление.

В нем стороны зафиксировали исключительное право прибрежных стран размещать на Каспии вооруженные силы. Но и на этой встрече статус Каспия так и не был окончательно отрегулирован.

Также реализация инициативы Шелкового пути позволяет по-новому позиционировать целые регионы. Выстраивать политику в фарватере экономической выгоды Как позиционирует себя на современном этапе Каспийский регион, выясняли на Международном симпозиуме под названием "Будущее региона: геополитические вызовы и перспективы", прошедшем 23 декабря в Баку. В работе симпозиума приняли участие ведущие политологи, эксперты и общественные деятели из России, Турции, Казахстана, Грузии и Азербайджана, среди которых генеральный директор турецкой телекомпании Ülke TV Гасан Озтюрк, российский политолог Максим Шевченко, журналист-исследователь, независимый эксперт Орхан Джемаль.

Участники симпозиума сошлись во мнении, что назрела необходимость создания новой экспертной площадки по международному информационному партнерству, собрать которую можно уже в следующем году в Астане. Одной из ключевых тем обсуждения на мероприятии стали вопросы транспортных коридоров и трубопроводов.

Большинство экспертов отметили, что региональные и внешние силы никоим образом не должны оказывать политическое и военное давление на участников этих экономических проектов.

Любое государство, обладающее теми или иными природными ресурсами или товарами, вправе выбирать наиболее выгодный для него маршрут поставки своей продукции. Представитель казахстанской делегации, член президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", председатель Комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП РК Мурат Абенов подчеркнул, что Национальная палата предпринимателей, Союз транспортников Казахстана Kazlogistics видят большие перспективы в использовании возможностей Транскаспийского транспортного маршрута.

Особенно после открытия международного железнодорожного коридора Баку - Тбилиси - Карс, давшего возможность для транзита китайских и доставки казахстанских товаров через Азербайджан, Грузию в Турцию и далее в Европу. Таким образом, идет диверсификация логистических маршрутов для наших предпринимателей и открываются для них большие возможности в вопросе экспорта производимых ими товаров. В свою очередь азербайджанский политолог Эльхан Шаиноглу высказал мнение, что такие крупные проекты, как Баку - Тбилиси - Карс, транспортный коридор Север - Юг, должны способствовать разрешению территориальных проблем, иначе невозможно достичь хороших результатов в экономической сфере, когда между странами существуют нерешенные политические вопросы. Обсуждение этих актуальных проблем, которые остро стоят перед странами региона, будет способствовать нахождению точки соприкосновения для дальнейшего развития взаимовыгодных отношений.

Будет определен правовой статус Каспия Реализуя свои национальные интересы на Каспии, Казахстан руководствуется как геополитическими мотивами, так и экономической рентабельностью. Наличие крупнейших запасов углеводородного сырья, значительная доля которых приходится на казахстанский сектор Каспийского моря, актуализирует вопрос об определении международного правового статуса водоема. В этом отношении позитивны итоги совещания министров иностранных дел прикаспийских государств, прошедшего в Москве в начале декабря, где согласованы все ключевые вопросы по проекту конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

Подписание конвенции намечается в ходе предстоящего саммита глав прикаспийских государств в Казахстане в 2018 году, организуемого по приглашению Президента Нурсултана Назарбаева.

Предвидя такой поворот событий, Координационный комитет Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), созданный по инициативе АО "НК "ҚТЖ", совместно со всеми участниками транскаспийского маршрута успешно и оперативно решает вопросы по созданию привлекательных и взаимовыгодных для всех стран-участниц условий для привлечения грузопотоков на этот маршрут.

Выступая в качестве локомотива развития трансконтинентального маршрута, дочерняя компания АО "НК "ҚТЖ" - АО "KTZ Express" в начале ноября 2017 года организовала отправку первого контейнерного поезда из Казахстана по маршруту ТМТМ с использованием новой соединительной линии Баку - Тбилиси - Карс. Казахстанские порты задают тон модернизации каспийской инфраструктуры.

Понимая экономические перспективы своего географического расположения, страны Каспийского региона активно развивают свою портовую инфраструктуру. Имеющаяся портовая инфраструктура Казахстана - порты Актау (пропускная способность 19,5 миллиона тонн в год) и Курык (шесть миллионов тонн в год) позволяет сократить время движения по морю на четыре часа. Необходимость модернизации своих морских портов понимают и другие страны Каспийского бассейна.

Бакинский международный морской торговый порт также является составной частью ТМТМ, реализуемого в рамках проекта нового "Великого Шелкового пути". Ожидается, что в 2018 году он обработает более пяти миллионов тонн грузов. С целью эффективного использования транзитных возможностей Азербайджана в поселке Алят строятся новые терминалы и Зона свободной торговли.

Доля перевалки грузов, идущих через Россию, в ее каспийских портах составляет лишь 0,8 процента. Поэтому в ноябре 2017 года правительство РФ утвердило Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Согласно стратегии, в Дагестане будет создан Каспийский транспортно-логистический комплекс.

Вместе с тем, по данным Ассоциации морских перевозчиков РФ, грузооборот морских портов Каспийского бассейна России за январь-ноябрь 2017 года упал на 35,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Российские эксперты объясняют столь печальную динамику уходом наливных грузов из российских портов на Каспии в порты Азербайджана. Развитие портовых мощностей осуществляется и в Туркменистане, где ожидается ввод в эксплуатацию нового порта в Туркменбаши. Новый хаб будет обладать пропускной способностью 17-18 миллионов тонн в год. А с учетом действующего порта пропускная способность достигнет 25-26 миллионов тонн в год. В Иране на Каспии располагается город-порт Чалус, но он фактически является курортной зоной.

Реально грузоперевалкой в иранской акватории Каспия занимается порт Бендер-Энзели, ныне именуемый "свободная экономическая зона (СЭЗ) Энзели". 30 марта 2017 года состоялась церемония открытия нового портового комплекса на территории этой СЭЗ.

Данный объект оснащен 22 причалами. На финальных стадиях ввода этого нового порта в эксплуатацию его пропускная способность составит 15 миллионов тонн грузов в год. Таким образом, мы наблюдаем, что в настоящее время страны Каспийского региона, учитывая растущий интерес Китая к переориентации своей торговли на Евразию в рамках проекта "Экономический пояс Шелкового пути", уже перешли от обсуждения планов и перспектив транспортного сотрудничества к поступательной реализации масштабных проектов в направлении модернизации береговой инфраструктуры.