Болезни Военный билет Призыв

Карты русско японской войны цусимское сражение. Цусимское сражение, кратко о главном. Цусимское сражение. Морские легенды

Цусимское сражение 1905 года российской Тихоокеанской флотилии с Императорским флотом Японии потерпело сокрушительное поражение. В результате морского сражения российская эскадра была разгромлена и уничтожена. Основная часть боевых кораблей России была торпедирована японскими моряками и затоплена вместе с членами экипажа. Некоторые суда объявили о своей капитуляции, лишь четыре корабля вернулись к берегам родной гавани. Русско-японская война (1904-1905) завершилась крупным военным поражением русского флота у берегов острова Цусима (Япония). Каковы же причины поражения и возможен ли был другой исход событий?

Военная и политическая ситуация на Дальнем Востоке

Русско-японская война 1904-1905 годов началась с внезапного нападения боевых эсминцев японского флота на русские корабли, стоявшие на рейде Порт-Артура. В результате торпедной атаки было повреждено два тяжёлых артиллерийских корабля и одно надводное судно. История Дальнего Востока насчитывает немало военных действий. Все они были направлены на захват и передел сфер влияния на этом участке российской земли. Желание Японии господствовать в Северо-Восточном Китае и на Корейском полуострове яростно поддерживалось Англией и Соединёнными Штатами Америки. Малочисленные союзники России, такие как Франция, Германия и другие, в вопросе сохранения русских территорий всячески поддерживали русского императора Николая II. Однако в решающих стратегических моментах старались всё же придерживаться нейтралитета. Содействие союзников проявлялось только тогда, когда это соответствовало их коммерческим интересам.

Принятие стратегического решения

Постоянно усиливающиеся атаки японцев Порт-Артура, главной базы Тихоокеанского флота России, заставили императора Николая II предпринять решающие меры. Решение было принято в июле 1904 года. К ослабленной Тихоокеанской эскадре для разгрома и уничтожения японского флота была направлена из Кронштадта эскадра под руководством вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского.

Уже в пути балтийские корабли узнают, что Порт-Артур взят, а все корабли на рейде затоплены. Тихоокеанская флотилия уничтожена. Такова морская история Дальнего Востока России. Тем не менее Николай II принимает решение о продолжении пути императорского флота к берегам Японии. Для усиления атакующей эскадры с Балтийского моря был отправлен отряд боевых кораблей контр-адмирала Н. И. Небогатова.

Неравные силы противников

Ход цусимского сражения можно было предугадать по количеству боевых единиц противоборствующих сторон. В Тихоокеанскую флотилию вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского входило:

8 эскадренных тяжёлых артиллерийских кораблей (броненосцев) против 4 японских;

3 береговых охранных броненосца против 6 кораблей противника;

1 крейсерный броненосец против 8 единиц Японского Императорского флота;

8 крейсеров против 16 крейсеров японцев;

5 против 24 вспомогательных военных судов Японии;

9 российских против 63 японских эскадренных миноносцев.

Явное боевое преимущество японского адмирала Хэйхатиро Того говорит само за себя. Опыт ведения боевых действий японского флота превосходил российский по всем параметрам, несмотря на то что история морских сражений у России была намного богаче. Японские боевые стрелки умело владели искусством поражения цели противника на дальних дистанциях, причём по одной цели с нескольких кораблей. Такого опыта у русского флота не было. Основным занятием того периода были императорские смотры (парады) морской техники, которые ежегодно проводились по приказу императора Николая II.

Ошибки и просчёты русского адмирала

Стратегической задачей морского похода адмирала З. П. Рожественского был захват Японского моря. Такое условие было поставлено императором Николаем II. Однако З. П. Рожественский видел своей оперативной целью следующее: любыми силами, не считаясь с возможными потерями своего флота, прорваться во Владивосток. Возможно, что обойти Японские острова с востока, было бы стратегически правильным решением, и цусимское морское сражение не состоялось бы.

Но флотоводец выбрал другой, более короткий путь. Было принято решение идти через проливы. Корейский пролив, соединяющий Восточно-Китайское и Японское море, огибает остров Цусима, который, в свою очередь, имеет два пути: западный проход и восточный (Цусимский пролив). Именно там русских моряков и ждал японский адмирал Хэйтатиро Того.

Все проходы перекрыты

Командующий японским флотом выбрал стратегически правильный план возможных боевых действий. Между островами была организована дозорная цепь кораблей, которая могла оповещать командующего о возможных манёврах и приближении русских кораблей. На подступах к Владивостоку японцы предусмотрительно выставили минные заграждения. Всё готово к бою. Японские корабли цусимского сражения ожидали подхода российских суден. Командующий Тихоокеанским флотом отказался от морской разведки, боясь обнаружения своей эскадры разведывательными крейсерами противника.

Очевидный исход главного сражения русско-японской войны

Отправить столь разношёрстную армаду через три океана многим казалось безумием. В этот обречённый поход посылались и ветераны с изношенными механизмами, накрутившие сотни тысяч морских миль, и новейшие, наспех достроенные, не прошедшие испытаний корабли. Моряки всегда относятся к своим кораблям как к неодушевлённым разумным существам. Броненосцы с названиями именитых полководцев как будто специально не хотели идти к неминуемой гибели. Они застревали на спуске при слипе, тонули прямо у заводских стен при ремонте, садились на мель, как будто подавали явные предупреждающие знаки своим экипажам.

Как не верить приметам?

В начале 1900 года в мастерской сгорела сборочная модель броненосца «Император Александр III». Спуск на воду этого корабля был отмечен падением флагштока с императорским штандартом и сопровождался человеческими жертвами.

Броненосец «Орёл» затонул в гражданской гавани, а позже несколько раз садился на мель, догоняя эскадру в Финском заливе. Броненосец «Слава» вообще так и не смогли отправить в поход.

Однако высшему командованию никакие предчувствия были неведомы. 26 сентября 1904 в Ревеле (бывший Таллин) состоялся высочайший императорский смотр. Николай II обошёл все корабли и пожелал морякам достигнуть Порт-Артура и соединиться с первой эскадрой Тихоокеанского флота для совместного овладения Японским морем. Через неделю семь броненосцев, крейсер, миноносцы навсегда покидали родные берега. 220-дневный поход к японским берегам протяжённостью 18 тысяч морских миль начался.

Непредвиденные обстоятельства

Главная проблема, с которой столкнулось командование эскадры, - это проблема с топливом. По международному морскому праву того времени боевые корабли воюющей стороны могли заходить в порты нейтральной стороны лишь на сутки. Англия, которая владела большей частью погрузочных станций на пути следования эскадры, закрыла свои порты для русских военных кораблей.

Снабжение эскадры углём, провизией и пресной водой, пришлось организовывать прямо в море. Для ремонта была оснащена специальная мастерская «Камчатка», укомплектованная мастеровыми добровольцами. Кстати сказать, они тоже разделили участь военных моряков. В целом осуществление стратегической операции такого масштаба заслуживает наивысшей оценки.

Тяжелейшие погрузки угля в открытом море, невыносимая тропическая жара, когда температура в котельных отделениях достигала 70º по Цельсию, жесточайший шторм у мыса Доброй Надежды - всё это не остановило движение эскадры. Ни один из кораблей не повернул обратно.

Кругосветный поход через три океана

Русская эскадра, словно призрак маячила на горизонте, редко приближаясь к портам и гаваням. Весь мир следил за её перемещением. Международные телеграфные и телефонные линии были перегружены. Корреспонденты и репортёры караулили эскадру по всему маршруту следования:

Порт-Саид (Египет);

Джибути (Восточная Африка);

Аден (Йемен);

Дакар (Сенегал);

Конакри (Гвинея);

Кейптаун (ЮАР).

Но все попытки были безрезультатны. Первая длительная стоянка была в бухте Масиба (Мадагаскар). Там же присоединился крейсерский отряд контр-адмирала Д. Г. фон Фелькерзама, прошедший коротким путём через Суэцкий канал. Во время учений на Мадагаскаре адмирал З. П. Рождественский убедился в неспособности своих подчинённых метко стрелять и правильно маневрировать.

Впрочем, это никого не удивило. Экипажи были сформированы по большей части из новобранцев и штрафников. Спустя два месяца - прыжок через Индийский океан. Бесконечно уставшую эскадру встречали китайские рыбаки в проливах у Сингапура, вьетнамцы в Камране. Последними морской караван могли видеть с острова Чеджудо корейские ныряльщики за жемчугом. Совсем скоро начнется Цусимское сражение, дата гибели эскадры приближалась.

Первый залп по противнику

В 13 часов 40 минут флагманский броненосец «Князь Суворов» под руководством капитана 1-го ранга В. В. Игнациуса лёг на курс норд-ост 23. Девять минут спустя его орудия открыли огонь по японской эскадре, а ещё через две минуты сверкнули вспышки ответных залпов. Цусимское морское сражение началось. Большинству экипажа исход был ясен ещё в Петербурге.

Из письма командира броненосца гвардейского экипажа «Император Александр III» капитана 3-го ранга Н. М. Бухвустова: «Вы желаете нам победы. Нечего и говорить, как мы её желаем. Но победы не будет. Заодно и ручаюсь, что мы все умрём, но не сдадимся». Командир сдержал своё слово и погиб вместе с полным составом броненосца.

Цусимское сражение, кратко о главном

В 14 часов 15 минут, ровно через тридцать пять минут после начала боя, броненосец «Ослябя», возглавляемый капитаном 1-го ранга В. И. Бэром, с сильным деферентом на нос и огромным пожаром на рострах выкатился из строя и повалился на левый борт. Десять минут спустя он исчез под водой, оставив на поверхности лишь деревянные обломки да барахтающихся в воде людей.

Через несколько минут после гибели «Ослябя» один за другим выходили из строя корабли, торпедированные японскими моряками.

К 16 часам вышел из строя броненосец «Князь Суворов», который был сильно изуродован японскими снарядами. Напоминая пылающий остров, он около пяти часов отражал вражеские атаки. В последние минуты русские матросы отстреливались из единственно уцелевшей трёхдюймовки и винтовок. Броненосец получил семь торпедных попаданий и ушёл под воду.

Чуть раньше удалось снять адмирала З. П. Рожественского со штабом на эсминец «Буйный». Всего было эвакуировано 23 человека. Больше спасти никого не удалось. Командовал эскадренным броненосцем и погиб на нём капитан 1-го ранга, талантливый художник-маринист Василий Васильевич Игнациус.

Вообще, во время русско-японской войны погибли два замечательных художника, причём оба выпускники морского корпуса и по странному совпадению полные тёзки. Второй художник - это Василий Васильевич Верещагин, утонувший вместе с броненосцем «Петропавловск» у берегов Порт-Артура. Тогда одновременно с ним погиб и адмирал С. О. Макаров, который выигрывал многие морские сражения России и был славой и гордостью русского флота. Вслед за флагманом «Князь Суворов» российский императорский флот потерял:

«Сисой Великий» под командованием капитана 1-го ранга М. П. Озерова;

броненосец «Наварин», руководимый капитаном 1-го ранга бароном Б. А. Фитингофом;

крейсер «Адмирал Нахимов», находившийся в подчинении позже пленённого капитана 1-го ранга А. А. Родионова;

эскадренный броненосец «Адмирал Ушаков», командиром которого был капитан 1-го ранга В. Н. Миклухина (корабль погиб последним из русской эскадры);

«Адмирал Сенявин» во главе с капитаном 1-го ранга С. И. Григорьевым, который был захвачен в плен японцами.

Трагедия продолжается

Цусимское сражение 1905 года всё больше уносило в морскую пучину русских моряков и их корабли. Очередной насмерть изуродованный броненосец уходил под воду со всем экипажем на борту. До последней минуты в людях - от командира до кочегара - теплилась надежда, что удастся преодолеть это кошмарное цусимское сражение (1905) и на курсе норд-ост 23 покажется русский берег. Главное - выстоять. Многие так и погибали с этой мыслью. Русские моряки на идущих следом броненосцах провожали взглядом место гибели своих товарищей. Шептали чёрными от гари губами: «Упокой их душу, Господи».

Погиб со всем экипажем броненосец «Император Александр III», а чуть позже «Бородино». Чудом спасся только один матрос. Исход боя был предрешён. Цусимское сражение 1905 года заставило задуматься о несокрушимости русского флота. Наутро уцелевшие после ночных торпедных атак остатки русской эскадры были сданы японцам контр-адмиралом Н. И. Небогатовым. В дальнейшем адмирал Николай Иванович Небогатов был приговорён к десяти годам тюремного заключения решением Военно-морского суда его Императорского Величества.

Судьба командира

Командиром эсминца «Буйный», спасшим адмирала З. П. Рожественского, был капитан 2-го ранга Николай Николаевич Коломийцев. Судьба этого человека очень удивительная. До русско-японской войны он был видным гидрографом, путешественником, исследователем Таймыра, командиром ледокола «Ермак». Он участвовал в русской полярной экспедиции барона Эдуарда Толя. Вернувшись в Россию после Цусимы, где он проявил себя как один из лучших командиров российского флота, Н. Н. Коломийцев командовал разными кораблями. В Первую мировую войну стал вице-адмиралом. В 1918 году был арестован большевиками и заключён в Петропавловскую крепость. В большинстве публикаций советского времени биографические справки о Н. Н. Коломийцеве заканчиваются словами: «Умер в Петрограде, предположительно в 1918 году». В 1972 году его имя было присвоено новому гидрографическому судну. Только совсем недавно выяснилось, что Николай Коломийцев в 1918 году бежал в Финляндию. Позднее воевал на Чёрном море на стороне барона Врангеля. Затем переехал во Францию, а погиб в Соединённых Штатах Америки под колёсами военного грузовика в конце 1944 года. Таким образом, корабль «Николай Коломийцев» был единственным в советском флоте судном, носящим имя белогвардейского адмирала и эмигранта.

Историческая справка

Из списков военных флотов того времени два корабля участника Цусимского сражения дожили до наших дней. Это хорошо известный крейсер «Аврора» и японский броненосец «Микаса», флагманский корабль адмирала Хэйхатиро Того. Бронепалубная «Аврора» при Цусиме выпустила по противнику около двух тысяч снарядов, получив, в свою очередь, двадцать одно попадание. Крейсер имел серьёзные повреждения, шестнадцать человек из его экипажа, в том числе командир, капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев, погибли, ещё 83 человека были ранены. Не имея возможности идти вперёд, «Аврора» вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» разоружились в Маниле (Филиппины). По мнению некоторых военных экспертов, участие в Цусимском сражении, даёт больше оснований крейсеру «Аврора» служить в качестве мемориала, чем знаменитый холостой выстрел в октябре 1917 года.

В городе Йокосуке в качестве корабля-музея стоит броненосец «Микаса». На нём в течение очень долгого времени в годовщины Цусимы проходили встречи ветеранов, участников русско-японской войны. Японцы относятся к этому памятнику истории с очень большим благоговением.

Память погибшим морякам при Цусиме

Из 36 единиц русской эскадры во Владивосток пришли три. Посыльное судно «Алмаз», миноносцы «Грозный» и «Бравый». Большая часть кораблей и 5 тысяч моряков обрели вечный покой на дне Корейского пролива у островов Цусима и Дажелет. Могилы русских моряков, умерших от ран в плену, до сих пор заботливо сохраняются японцами в Нагасаки. В 1910 году в Санкт-Петербурге на народные деньги и вдовьи вклады был построен белоснежный храм Спас-на-Водах, посвящённый жертвам Цусимы. Простоял храм недолго, до середины 30-х годов. Русско-японская война, Цусимское сражение - эти два термина навсегда останутся в вечной памяти русского народа.

Цусимское морское сражение (1905)

Цусимское сражение - состоялось 14 (27) мая - 15 (28) мая 1905 г. в районе о. Цусима, в которой российская 2-я эскадра флота Тихого океана под началом вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от японской эскадры под командованием адмирала Хэйхатиро Того.

Соотношение сил

Завершающим этапом похода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток явилось Цусимское сражение произошедшее 14 мая 1905 г. в Корейском проливе. К тому времени в составе русской эскадры было 8 эскадренных броненосцев (из них 3 старых), 3 броненосца береговой обороны, броненосный крейсер, 8 крейсеров, 5 вспомогательных крейсеров и 9 эскадренных миноносцев. Основные силы эскадры, которые состояли из 12 броненосных кораблей, были разделены на 3 отряда по 4 корабля в каждом. Крейсера были сведены в 2 отряда - крейсерский и разведывательный. Командующий эскадрой адмирал Рожественский держал свой флаг на броненосце «Суворов».


Японский флот, под командованием адмирала Того, насчитывал 4 эскадренных броненосца, 6 броненосцев береговой обороны, 8 броненосных крейсеров, 16 крейсеров, 24 вспомогательных крейсера и 63 эскадренных миноносца. Он был разделен на 8 боевых отрядов, из них первый и второй, состоявшие из эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров, представляли главные силы. Командиром первого отряда был адмирал Того, второго - адмирал Камимура.

Качество вооружения

Русский флот по количеству броненосных кораблей (эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров) не уступал неприятелю, но в качественном отношении превосходство было на стороне японцев. Основные силы японской эскадры имели значительно больше орудий крупного и среднего калибра; артиллерия японцев почти в трое превосходила русскую в скорострельности, а японские снаряды имели в 5 раз больше взрывчатого вещества, чем русские фугасные снаряды. Таким образом, броненосные корабли японской эскадры обладали более высокими тактико-техническими данными, чем русские эскадренные броненосцы и броненосные крейсера. К этому следует добавить, что японцы имели многократное превосходство в крейсерах, в особенности в миноносцах.

Боевой опыт

Большим преимуществом японской эскадры было и то, что она имела боевой опыт, русская же эскадра, не имея такового, после продолжительного и тяжелого перехода должна была сразу вступить в бой с неприятелем. У японцев имелся большой опыт в проведении боевых стрельб на дальних дистанциях, который был получен в первый период войны. Они были хорошо натренированы в ведении сосредоточенного огня несколькими кораблями по одной цели на больших дистанциях. Русские же артиллеристы не имели проверенных опытом правил стрельбы на больших дистанциях и не имели практики проведения такого рода стрельб. Опыт русской Порт-Артурской эскадры в этом отношении не изучался и даже игнорировался как руководителями главного морской штаба, так и командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой.

Адмирал Рожественский и адмирал Того

Тактика сторон

На момент прибытия русской эскадры на Дальний Восток основные силы японцев в составе 1-го и 2-го боевых отрядов сосредоточились в Корейском порту Мозампо, а крейсера и миноносцы - о. Цусима. В 20 милях к югу от Мозампо, между островами Гото Квельпарт, японцами был развернут дозор из крейсеров, в задачу которого входило своевременное обнаружение русской эскадры при подходе к Корейскому проливу и обеспечение развертывания своих главных сил на ее движения.

Таким образом, исходная позиция японцев перед сражением была такой благоприятной, что была исключена любая возможность прохода русской эскадры через Корейский пролив без боя. Рожественским было принято решение прорываться во Владивосток кратчайшим путем через Корейский пролив. Считая, что японский флот намного сильней русской эскадры, он не стал составлять плана боя, а решил действовать в зависимости от действий флота неприятеля. Таким образом, командующий русской эскадрой отказался от активных действий, отдав инициативу противнику. Повторялось буквально то же самое, что и в бою в Желтом море.

Расстановка сил

В ночь на 14 мая русская эскадра подошла к Корейскому проливу и была построена в ночной походный ордер. Впереди по курсу были развернуты крейсера, за ними в двух кильватерных колоннах шли эскадренные броненосцы и между ними транспорты. Позади эскадры на расстоянии одной мили шли 2 госпитальных корабля. При движении через пролив Рожественский вопреки элементарным требованиям тактики отказался от ведения разведки и не стал производить затемнения на кораблях, чем помог японцам обнаружить русскую эскадру и сосредоточить на ее пути свой флот.

Первым в 2 ч 25 мин. заметил русскую эскадру по огням и донес адмиралу Того вспомогательный крейсер «Синано-Мару», который находился в дозоре между островами Гото-Квельпарт. В скором времени по интенсивной работе японских радиотелеграфных станций на русских кораблях поняли, что они обнаружены. Но адмирал Рожественский отказался от всяких попыток помешать переговорам японцев.

Получив донесение об обнаружении русских, командующий японским флотом вышел из Мозампо и развернул основные силы своего флота на пути движения русских. Тактический замысел адмирала Того состоял в том, чтобы главными силами охватить голову русской эскадры и сосредоточенным огнем по флагманским кораблям вывести их из строя чем лишить эскадру управления, а потом ночными атаками миноносцев развить успех дневного боя и завершить разгром русской эскадры.

Утром 14 мая Рожественский перестроил свою эскадру вначале в строй кильватера, а потом двух кильватерных колонн, оставив транспорты позади эскадры под охраной крейсеров. Следуя в строю двух кильватерных колонн Корейским проливом, русская эскадра в 13 ч 30 мин. справа по носу обнаружила главные силы японского флота, которые шли на пересечение ее курса.

Японский адмирал, стремясь охватить голову русской эскадры, не рассчитал свой маневр и прошел на расстоянии 70 каб. от головного русского корабля. В то же время Рожественский, считая, что японцы хотят атаковать левую колонну эскадры, состоявшую из старых кораблей, опять перестроил свой флот из двух кильватерных колонн в одну. Основные силы японского флота, маневрировавшие в составе двух боевых отрядов, выйдя на левый борт, начали последовательный поворот на 16 румбов, чтобы охватить голову русской эскадры.

Этот поворот, который производился на расстоянии 38 каб. от головного русского корабля и длившийся 15 минут, ставил корабли японцев в крайне невыгодное положение. Делая последовательный поворот на обратный рейс, японские корабли описывали циркуляцию почти на одном месте, и, если бы русская эскадра своевременно открыла огонь и сосредоточила его на точке поворота японского флота, последнему могли быть причинены серьезные потери. Но этот благоприятный момент не был использован.

Головные корабли русской эскадры открыли огонь только в 13 ч 49 мин. Огонь был малоэффективен, так как из-за неправильного управления не был сосредоточен на японских кораблях, осуществлявших разворот на месте. По мере поворота корабли противника открывали огонь, сосредоточивая его на флагманских кораблях «Суворов» и «Ослябя». По каждому из них одновременно вели огонь от 4-х до 6-ти японских броненосцев и крейсеров. Русские эскадренные броненосцы также пытались сосредоточивать свой огонь на одном из кораблей противника, но из-за отсутствия соответствующих правил и опыта подобных стрельб не смогли добиться положительного результата.

Превосходство японского флота в артиллерии и слабость бронирования своих кораблей сказались сразу же. В 14 ч 23 мин. броненосец «Ослябя», был серьезно поврежден и вышел из строя и в скором времени затонул. Около 14 ч. 30 мин. вышел из строя броненосец «Суров». Имея серьезные повреждения и весь объятый пламенем, он еще на протяжении 5-ти часов отражал непрерывные атаки неприятельских крейсеров и миноносцев, но в 19 ч 30 мин. тоже затонул.

После того как вышли из строя броненосцы «Ослябя» и «Суворов» боев порядок русской эскадры был нарушен, и она потеряла управление. Японцы воспользовались этим и, выйдя в голову русской эскадры, усилили свой огонь. Во главе русской эскадры оказался броненосец «Александр III», а после его гибели - «Бородино».

Стремясь прорваться во Владивосток, русская эскадра шла генеральным курсом 23 градуса. Японцы, имея большое преимущество в скорости хода, охватывали голову русской эскадры и сосредоточивали на ведущем корабле огонь почти всех своих броненосцев. Русские матросы и офицеры, оказавшись в тяжелом положении, не оставляли своих боевых постов и со свойственным им мужеством и стойкостью до последнего отбивали атаки противника.

В 15 ч 05 мин. начался туман, и видимость до такой степени уменьшилась, что противники, разойдясь на контркурсах, потеряли друг друга. Около 15 ч 40 мин. японцы снова обнаружили русские корабли, шедшие на норд-ост, и возобновили с ними бой. Около 16 часов русская эскадра, уклоняясь от охвата, повернула на юг. В скором времени бой вновь прекратился из-за тумана. На этот раз адмирал Того на протяжении полутора часов не мог найти русскую эскадру и, наконец, вынужден был использовать для ее поиска свои главные силы.

Дневной бой

Хорошо организовав разведку перед боем, Того в ходе Цусимского сражения пренебрегал ею, в результате чего два раза терял из видимости русскую эскадру. В дневной фазе сражения японские миноносцы которые держались недалеко от своих главных сил, предприняли несколько торпедных атак против русских кораблей, поврежденных в артиллеристском бою. Эти атаки производились одновременно группой миноносцев (по 4 корабля в группе) с разных направлений. Снаряды выстреливались с дистанции от 4 до 9 каб. Из 30 торпед в цель попали только 5, при этом три из них - в броненосец «Суворов».

В 17 ч 52 мин. основные силы японского флота, обнаружили русскую эскадру, которая в это время вела бой с японскими крейсерами, снова атаковали ее. Адмирал Того на этот раз отвлекся от маневра охвата головы и повел бой на параллельных курсах. К концу дневного сражения, продолжавшегося до 19 ч 12 мин., японцы смогли потопить еще 2 русских броненосца - «Александр III» и «Бородино». С наступлением темноты японский командующий прекратил артиллерийский бой и направился с главными силами к о. Оллындо, а миноносцам приказал атаковать русскую эскадру торпедами.

Ночной бой

Около 20 часов до 60 японских миноносцев, разделенных на небольшие отряды, начали охватывать русскую эскадру. Их атаки начались в 20 ч 45 мин. одновременно с трех направлений и носили неорганизованный характер. Из 75 торпед, выпущенных с дистанции от 1 до 3 каб., в цель попали лишь шесть. Отражая торпедные атаки, русские моряки смогли уничтожить 2 японских миноносца и 12 повредили. Кроме этого, в результате столкновений между своими кораблями японцы потеряли еще один миноносец, и шесть миноносцев были серьезно повреждены.

Утро 15 мая

К утру 15 мая русская эскадра как организованная сила перестала существовать. В результате частых уклонений от атак японских миноносцев русские корабли рассредоточились по всему Корейскому проливу. Только отдельные корабли пытались самостоятельно прорваться во Владивосток. Встречая на своем пути превосходящие силы японцев, они вступали с ними в неравный бой и вели его до последнего снаряда.

Геройски сражались с противником экипажи броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» под командованием капитана I ранга Миклухо-Маклая и крейсера «Дмитрий Донской», под командованием капитана II ранга Лебедева. Эти корабли погибли в неравном бою, но не спустили своих флагов перед врагом. По другому поступил младший флагман русской эскадры адмирал Небогатов, без боя сдавшийся в плен японцам.

Потери

В Цусимском сражении русская эскадра потеряла 8 броненосных кораблей, 4 крейсера, вспомогательный крейсер, 5 миноносцев и несколько транспортов. 4 броненосных корабля и миноносец вместе с Рожественским (вследствие ранения он был без сознания) и Небогатовым сдались в плен. Часть кораблей была интернирована в иностранных портах. И только крейсер «Алмаз» и 2 миноносца смогли прорваться во Владивосток. Японцы потеряли в этом сражении 3 миноносца. Многие их корабли были серьезно повреждены.

Причины поражения

Поражение русской эскадры было обусловлено подавляющим превосходством неприятеля в силах и неподготовленностью русской эскадры к сражению. Большая вина за поражение русского флота лежит на Рожественском, которым как командующим было допущено ряд серьезных ошибок. Он игнорировал опыт Порт-Артурской эскадры, отказался от разведки и вел эскадру вслепую, не имел плана боя, неправильно использовал свои крейсера и миноносцы, отказался от активных действий и не организовал управление силами во время сражения.

Действия японской эскадры

Японская эскадра, располагая достаточным временем и действуя; в благоприятных условиях, хорошо подготовилась к встрече с русским флотом. Японцами была выбрана выгодная позиция для боя, благодаря чему они смогли своевременно обнаружить русскую эскадру и сосредоточили свои основные силы на пути ее следования.

Но и адмиралом Того были допущены серьезные ошибки. Он неправильно рассчитал свое маневрирование перед сражением, в результате чего не смог охватить голову русской эскадры при ее обнаружении. Совершив последовательный поворот в 38 каб. от русской эскадры, Того подставил свои корабли под ее удар, и лишь неумелые действия Рожественского спасли японский флот от серьезных последствий этого неправильного маневра. Того не организовал тактической разведки в ходе сражения, как результат неоднократно терял контакт с русской эскадрой, неправильно использовал крейсера в сражении, прибегая к поиску русской эскадры основными силами.

Выводы

Опыт Цусимского сражения еще раз показал, что главным средством нанесения удара в бою являлась крупнокалиберная артиллерия, решившая исход сражения. Артиллерия среднего калибра с ростом боевой дистанции не оправдала себя. Выявилась необходимость выработки новых, более совершенных способов управления артиллерийским огнем, а также возможность использования торпедного оружия с миноносцев в дневных и ночных условиях для развития успеха, достигнутого в артиллерийском бою.

Увеличение пробивной способности бронебойных и разрушительного действия фугасных снарядов потребовало увеличения площади бронирования борта корабля и усиления горизонтальной брони. Боевой порядок флота - однокильватерная колонна с большим числом кораблей - не оправдал себя, так как затруднял использование оружия и управление силами в сражении. Появление радио увеличило возможности связи и управление силами на расстоянии до 100 миль.

Фото из открытых источников

27-28 мая 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра была разгромлена японским флотом. "Цусима" стала нарицательным обозначением фиаско. Мы решили понять, почему эта трагедия произошла.

1 Дальний поход

Первоначально задачей 2-ой Тихоокеанской эскадры была помощь осажденному Порт-Артуру. Но после падения крепости на эскадру Рожественского возлагалась весьма туманная задача самостоятельного завоевания господства на море, которая без наличия хороших баз была труднодостижима.

Единственный крупный порт (Владивосток) достаточно далеко находился от театра военных действий и имел слишком слабую для огромной эскадры инфраструктуру. Поход, как известно, проходил в чрезвычайно тяжелых условиях и сам по себе являлся подвигом, поскольку удалось без потерь в корабельном составе и серьезных аварий сосредоточить в Японском море армаду из 38 разнотипных кораблей и вспомогательных судов.

Командованию эскадрой и командирам кораблей приходилось решать массу проблем, начиная от тяжелейшей погрузки угля в открытом море и до организации досуга экипажей, быстро терявших дисциплину во время длительных однообразных стоянок. Все это, естественно, делалось в ущерб боевому состоянию, а проводимые учения хороших результатов не давали и дать не могли. И это скорее правило, чем исключение, поскольку в военно-морской истории не найдется примеров, когда эскадра, совершившая длительный тяжелый поход в отрыве от баз могла добиться победы в морском бою.

2 Артиллерия: пироксилин против шимозы

Нередко в литературе, посвященной Цусимскому бою, подчеркивается жуткое фугасное действие японских снарядов, рвавшихся даже от удара об воду, в противовес русским боеприпасам. Японцы в Цусимском бою стреляли снарядами с мощным фугасным действием, вызывавшим большие разрушения. Правда, у японских снарядов было и неприятное свойство рваться в стволах собственных орудий.

Так, при Цусиме, крейсер «Ниссин» лишился трех из четырех орудий главного калибра. Русские бронебойные снаряды, снаряженные влажным пироксилином, обладали меньшим фугасным действием, а нередко прошивали легкие японские корабли, не разрываясь. Из двадцати четырех 305 мм снарядов, попавших в японские корабли восемь не разорвались. Так, в конце дневного боя повезло флагману адмирала Каммимуры крейсеру «Идзумо», когда русский снаряд с «Сисоя Великого»попал в машинное отделение, но, к счастью для японцев, не разорвался.

На руку японцам сыграла и значительная перегрузка русских кораблей большим количеством угля, воды и различных грузов, когда главный броневой пояс большинства русских броненосцев в Цусимском бою оказался ниже ватерлинии. А фугасные снаряды, которые не могли пробить броневой пояс, наносили жуткие по своим масштабам повреждения, попадая в обшивку кораблей.

Но одной из основных причин поражения 2-й Тихоокеанской эскадры стало даже не качество снарядов, а грамотное применение японцами артиллерии, сосредоточивших огонь на лучших русских кораблях. Неудачная для русской эскадры завязка боя позволила японцам очень быстро вывести из строя флагманский «Князь Суворов» и нанести гибельные повреждения броненосцу «Ослябя». Главным итогом решающего дневного боя стала гибель ядра русской эскадры - броненосцев «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Бородино», а также быстроходного «Ослябя». Четвертый броненосец типа «Бородино» - «Орел» получил большое количество попаданий, но сохранил боеспособность.

Надо учесть, что из 360 попаданий крупных снарядов около 265 приходилось на долю вышеупомянутых кораблей. Русская эскадра вела менее сосредоточенный огонь, и хотя главной целью являлся броненосец «Микаса», в силу невыгодного положения русские командоры были вынуждены переносить огонь на другие корабли противника.

3 Низкая скорость

Преимущество японских кораблей в скорости стало существенным фактором, обусловившим гибель русской эскадры. Русская эскадра вела бой на скорости 9 узлов; японский флот - 16. Однако следует отметить, что большинство русских кораблей могли развивать куда больший ход.

Так, четыре новейших русских броненосца типа «Бородино» не уступали противнику в скорости, а корабли 2-го и 3-го боевых отрядов могли дать скорость в 12-13 узлов и преимущество противника в скорости не было бы столь значительным.

Связав же себя тихоходными транспортами, который все равно невозможно оказалось защитить от атак легких сил противника, Рожественский развязал руки противнику. Имея преимущество в скорости, японский флот вел бой в выгодных для себя условиях, охватывая голову русской эскадры. Дневной бой был отмечен рядом пауз, когда противники теряли друг-друга из вида и у русских кораблей был шанс прорыва, Но опять же невысокая эскадренная скорость приводила к тому, что противник настигал русскую эскадру. В боях 28 мая невысокая скорость трагическим образом отразилась на судьбе отдельных русских кораблей и стала одной из причин гибели броненосца «Адмирал Ушаков», крейсеров «Дмитрий Донской» и «Светлана».

4 Кризис управления

Одной из причин поражения в Цусимском бои стала безынициативность командования эскадрой - как самого Рожественского, так и младших флагманов. Каких-либо конкретных инструкций перед боем выработано не было. В случае выхода из строя флагмана, эскадру за собой должен был вести следующий в строю броненосец, держа заданный курс. Это автоматически сводило на нет роль контр-адмиралов Энквиста и Небогатова. А кто вел в дневном бою эскадру после выхода из строя флагмана?

Броненосцы «Александр III» и «Бородино» погибли со всем экипажем и кто реально вел корабли, заменяя выбывших командиров кораблей - офицеры, а может и матросы - это уже никогда не будет известно. Реально после выхода из строя флагмана и ранения самого Рожественского эскадра сражалась фактически без командующего.

Только вечером Небогатов принял командование эскадрой - точнее тем, что смог вокруг себя собрать. В завязке боя Рожественский начал неудачное перестроение. Историки спорят, мог ли русский адмирал перехватить инициативу, воспользовавшись тем, что ядру японского флота пришлось первые 15 минут вести бой, фактически сдвоив строй и проходя точку поворота. Гипотезы разные....но известно лишь одно - ни в тот момент, ни позже решительных действий со стороны Рожественского не последовало.

5 Ночной бой, прожекторы и торпеды

Вечером 27 мая после завершения дневного боя русская эскадра подверглась многочисленным атакам японских миноносцев и понесла серьезные потери. Примечательно, что были торпедированы только те одиночные русские корабли, которые включали прожекторы и пытались отстреливаться. Так погиб почти со всем экипажем броненосец «Наварин», а получившие попадания торпед «Сисой Великий», «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах» затонули утром 28 мая.

Для сравнения, во время боя в Желтом море 28 июля 1904 года русская эскадра также подверглась атакам японских миноносцев в темное время суток, но тогда, соблюдая маскировку, успешно вышла из боя, а ночной бой ознаменовался бесполезным расходом угля и торпед, а также злоключениями японских миноносцев.

В Цусимском бою минные атаки, как и во время сражения в Желтом море, были плохо организованы - в результате многие миноносцы были повреждены огнем русской артиллерии или в результате аварий. Миноносцы № 34 и № 35 были потоплены, а № 69, затонул после столкновения с «Акацуки-2» (бывший русский «Решительный, незаконно захваченный японцами в нейтральном Чифу).

Цусимское сражение состоялось 14-15 мая 1905 года в Цусимском проливе между Восточно-Китайским и Японским морями. В этой грандиозной морской баталии русская эскадра была полностью разгромлена японской эскадрой. Командовал русскими кораблями вице-адмирал Рожественский Зиновий Петрович (1848-1909). Японские морские силы возглавлял адмирал Хэйхатиро Того (1848-1934). В результате сражения большая часть кораблей русской эскадры была потоплена, другие капитулировали, некоторые прорвались в нейтральные порты, и лишь 3-м кораблям удалось выполнить боевую задачу. Они добрались до Владивостока.

Поход русской эскадры во Владивосток

Сражению предшествовал беспрецедентный переход русской эскадры из Балтийского моря в Японское. Этот путь равнялся 33 тыс. км. Но зачем было совершать такой подвиг большому количеству самых разнообразных кораблей? Идея создания 2-ой Тихоокеанской эскадры возникла в апреле 1904 года. Сформировать её решили для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры, базирующейся в Порт-Артуре.

27 января 1904 года началась русско-японская война . Японский флот неожиданно, без объявления военных действий, напал на Порт-Артур и открыл огонь по стоящим на внешнем рейде военным кораблям. Был заблокирован выход в открытое море. Два раза корабли 1-й Тихоокеанской эскадры пытались вырваться на оперативный простор, но эти попытки окончились неудачей. Таким образом, Япония получила полное морское превосходство. В Порт-Артуре были заперты броненосцы, крейсеры, миноносцы, канонерские лодки. Всего 44 военных корабля.

Во Владивостоке на тот момент находились 3 крейсера и 6 миноносцев старого образца. 2 крейсера подорвались на минах, а миноносцы были годны лишь для кратковременных морских операций. К тому же японцы заблокировали и Владивостокский порт, что привело к полной нейтрализации морских сил Российской империи на Дальнем Востоке.

Вот поэтому на Балтике и стали формировать новую эскадру. Если бы Россия перехватила первенство на море, то ход всей русско-японской войны мог бы кардинально измениться. К октябрю 1904 года новое мощное морское соединение было сформировано, и 2 октября 1904 года начался великий морской поход.

Эскадра, которую возглавил вице-адмирал Рожественский, имела в своём составе 8 эскадренных броненосцев, броненосцы береговой обороны в количестве 3, 1 броненосец-крейсер, 9 крейсеров, 9 миноносцев, 6 транспортных судов и 2 госпитальных судна. На вооружении эскадры состояло 228 орудий. Из них 54 орудия имели калибр 305 мм. Личного состава всего было 16170 человек, но это вместе с теми кораблями, которые присоединились к эскадре уже во время плавания.

Поход русской эскадры

Корабли дошли до мыса Скаген (Дания), а затем разделились на 6 отрядов, которые должны были соединиться на Мадагаскаре. Часть судов двинулась через Средиземное море и Суэцкий канал. А другая часть вынуждена была огибать Африку, так как у этих кораблей была глубокая посадка и через канал они пройти не могли. Надо сразу отметить, что во время плавания тактические учения и боевые стрельбы проводились очень редко. Ни офицеры, ни матросы не верили в успех мероприятия. Отсюда и низкий боевой дух, который имеет решающее значение в любой компании.

20 декабря 1904 года Порт-Артур пал , а идущих на Дальний Восток морских сил было явно недостаточно. Поэтому было принято решение о создании 3-й Тихоокеанской эскадры. А до этого ещё 3 ноября был отравлен вдогонку за эскадрой Рожественского отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга Добротворского Леонида Фёдоровича (1856-1915). Под его командой находились 4 крейсера и 5 миноносцев. Этот отряд прибыл на Мадагаскар 1 февраля. Но 4 миноносца были отправлены обратно из-за систематических поломок.

В феврале вышел из Либавы 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Небогатова Николая Ивановича (1849-1922). В состав отряда входили 4 броненосца, 1 броненосец-крейсер и несколько вспомогательных судов. 26 февраля эскадру Рожественского догнал транспорт "Иртыш" с большими запасами угля. В начале пути на нём старшим помощником находился легендарный лейтенант Шмидт . Но в Средиземном море у него начались почечные колики, и будущего героя революционного восстания на крейсере "Очаков" отправили в Севастополь.

В марте эскадра совершила переход через Индийский океан. Углём военные корабли пополнялись при помощи баркасов, которые перевозили его с транспортных судов. 31 марта эскадра прибыла в бухту Камрань (Вьетнам). Здесь она дождалась отряд Небогатова, который присоединился к основным силам 26 апреля.

1 мая начался последний трагический этап похода. Русские корабли покинули побережье Индокитая и направились в сторону Владивостока. Надо отметить, что вице-адмирал Рожественский совершил настоящий подвиг. Под его командованием был осуществлён сложнейший 220-дневный переход огромной эскадры. Она преодолела воды Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Надо также отдать должное мужеству офицеров и моряков. Они выдержали этот переход, а ведь на пути следования судов не было ни одной военно-морской базы.

Адмиралы Рожественский и Хэйхатиро Того

В ночь с 13 на 14 мая 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Цусимский пролив. Корабли шли затемнёнными и вполне могли незаметно пройти опасное место. Но дозорный японский крейсер "Идзуми" обнаружил госпитальное судно "Орёл", которое шло в конце эскадры. На нём горели все огни в соответствии с морскими правилами. Японское судно приблизилось и заметило другие корабли. Об этом тут же был извещён командующий японским флотом адмирал Того.

В состав морских сил Японии входили 4 броненосца, 8 броненосцев-крейсеров, 16 крейсеров, 24 вспомогательных крейсера, 42 миноносца и 21 эсминец. Эскадра насчитывала 910 орудий, из них 60 имели калибр 305 мм. Вся эскадра была разделена на 7 боевых отрядов.

Русские корабли шли по Цусимскому проливу, оставляя слева по борту остров Цусиму. Японские крейсеры стали следовать параллельным курсом, прячась в тумане. Около 7 часов утра враг был обнаружен. Вице-адмирал Рожественский приказал эскадре перестроиться в 2 кильватерные колонны. В арьергарде остались транспортные суда, прикрытые крейсерами.

В 13:20 на выходе из Цусимского пролива русские моряки увидели главные силы японцев. Это были броненосцы и броненосцы-крейсеры. Они шли перпендикулярно курсу русской эскадры. Крейсеры противника стали отставать, чтобы пристроиться в тыл русским кораблям.

Разгром русского флота в Цусимском проливе

Рожественский перестроил эскадру в одну кильватерную колонну. После того, как перестроение закончилось, расстояние между противниками составило 38 кабельтовых (чуть более 7 км). Вице-адмирал приказал открыть огонь. Японцы ответили ответным огнём через пару минут. Сосредоточили они его на головных кораблях. Так началось Цусимское сражение.

Здесь нужно знать, что эскадренная скорость японского флота составляла 16-18 узлов. А у русского флота эта величина равнялась 13-15 узлам. Поэтому японцам не представляло труда держаться впереди русских кораблей. При этом они постепенно сокращали дистанцию. В 14 часов она стала равна 28 кабельтовых. Это примерно 5,2 км.

Артиллерия на японских кораблях имела высокую скорострельность (360 выстрелов в минуту). А русские корабли за минуту делали только 134 выстрела. По своим фугасным возможностям японские снаряды превосходили русские в 12 раз. Что касается брони, то она закрывала 61% площади японских кораблей, а у русских этот показатель равнялся 41%. Всё это уже изначально предрешало исход боя.

В 14:25 был выведен из строя флагманский корабль "Князь Суворов". Находящийся на нём Рожественский Зиновий Петрович получил ранение. В 14:50, получив многочисленные пробоины в носовой части, затонул броненосец "Ослябя". Русская эскадра, потеряв общее руководство, продолжала двигаться в северном направлении. Она старалась маневрировать, чтобы увеличить расстояние между собой и кораблями противника.

В 18 часов командование над эскадрой взял контр-адмирал Небогатов, а флагманским кораблём стал "Император Николай I". К этому времени были уничтожены 4 броненосца. Все корабли получили повреждения. У японцев тоже были повреждения, но ни один из их кораблей не был потоплен. Отдельной колонной шли русские крейсеры. Они также отражали атаки противника.

С сумерками бой не утих. Японские миноносцы систематически выпускали торпеды по судам русской эскадры. В результате этого обстрела затонул броненосец "Наварин" и 3 броненосца-крейсера потеряли управление. Команды вынуждены были затопить эти корабли. За это же время японцы потеряли 3 миноносца. Ситуация усугубилась тем, что ночью русские корабли потеряли связь между собой, поэтому им пришлось действовать самостоятельно. Под руководством Небогатова остались 4 броненосца и 1 крейсер.

С раннего утра 15 мая основная часть русской эскадры пыталась прорваться на север к Владивостоку. 3 крейсера под командой контр-адмирала Энквиста повернули на юг. В их числе находился крейсер "Аврора". Им удалось прорвать японскую оборону и уйти в Манилу, но при этом они бросили транспортные суда без защиты.

Главный же отряд во главе с контр-адмиралом Небогатовым окружили главные японские силы. Николай Иванович вынужден был отдать приказ прекратить сопротивление и сдаться. Случилось это в 10:34 утра. Сдался также в плен и миноносец "Бедовый", на котором находился раненый Рожественский. Лишь крейсер "Изумруд" сумел прорвать окружение и ушёл в сторону Владивостока. Он сел на мель вблизи берега и был взорван командой. Таким образом, он не достался врагу.

Потери за 15 мая были следующими: японцами были потоплены 2 броненосца, которые вели самостоятельный бой, 3 крейсера и 1 миноносец. 3 миноносца были потоплены своими экипажами, а одному удалось прорваться и уйти в Шанхай. До Владивостока сумели дойти только крейсер "Алмаз" и 2 миноносца.

Русские и японские потери

Вторая Тихоокеанская эскадра российского флота потеряла убитыми и утонувшими 5045 человек. В плен были взяты 7282 человека, в том числе 2 адмирала. Ушли в иностранные порты и потом были интернированы 2110 человек. Во Владивосток сумели прорваться 910 человек.

Из кораблей было потоплено и взорвано 7 броненосцев, 1 броненосец-крейсер, 5 крейсеров, 5 миноносцев, 3 транспортных средства. Достались врагу 4 броненосца, 1 миноносец и 2 госпитальных судна. Интернированными оказались 4 броненосца, 4 крейсера, 1 миноносец и 2 транспортных судна. От всей эскадры из 38 кораблей остался лишь крейсер "Алмаз" и 2 миноносца - "Грозный" и "Бравый". Им удалось прорваться во Владивосток. Отсюда видно, что разгром был полный и окончательный.

У японцев потери были значительно меньше. Было убито 116 человек и ранено 538 человек. Флот потерял 3 миноносца. Остальные корабли отделались лишь повреждениями.

Причины разгрома русской эскадры

Для русской эскадры Цусимское сражение правильнее будет назвать Цусимской катастрофой. Основную причину тотального разгрома специалисты видят в движении судов кильватерной колонной с небольшой скоростью. Японцы просто поочерёдно расстреляли головные броненосцы и тем самым предопределили гибель всей эскадры.

Тут, конечно, основная вина ложится на плечи русских адмиралов. Они даже не составили плана сражения. Маневры осуществлялись нерешительно, боевой порядок был негибким, во время боя было потеряно управление кораблями. Да и боевая подготовка личного состава находилась на низком уровне, так как во время похода с людьми практически не проводились тактические занятия.

А вот у японцев всё было не так. Они с первых минут боя захватили инициативу. Их действия отличались решительностью, смелостью, а командиры судов проявляли инициативу и самостоятельность. У личного состава за плечами был большой боевой опыт. Не нужно также забывать о техническом превосходстве японских кораблей. Всё это вместе и принесло им победу.

Нельзя не сказать и о низком боевом духе русских моряков. На него повлияла и усталость после длительного перехода, и капитуляция Порт-Артура, и революционные волнения в России. Люди чувствовали полную бессмысленность всей этой грандиозной экспедиции. Как следствие, русская эскадра проиграла сражение ещё до его начала.

Финалом же всей эпопеи стал Портсмутский мирный договор, подписанный 23 августа 1905 года. Но главное было в том, что Япония почувствовала свою силу и начала грезить о великих завоеваниях. Её амбициозные мечты продолжались вплоть до 1945 года, пока Советские войска не положили им конец, наголову разбив Квантунскую армию .

Александр Арсентьев

Тяжело сказать, что и как было на самом деле. Ни кто, из тех кто был в этот момент с адмиралом Рожественским на мостике флагманского броненосца, кроме самого адмирала, не уцелел в сражении. А сам адмирал Рожественский хранил по этому поводу молчание, так нигде и никогда не объяснив мотивы и причины своих действий в сражении. Попробуем сделать это за него. Предложив свою версию этих событий. Событий так сильно сказавшихся на судьбе России.

В мае 1905 года русская эскадра медленно входила в Цусимский пролив. И казалось, что было сделано всё, для того, что бы дозорные корабли противника её обнаружили. Эскадру сопровождали несколько транспортных и вспомогательных судов. Которые ограничили её скорость 9 узлами. А два госпитальных судна, по требованиям того времени, светились всем огнями, подобно новогодним ёлкам. И первая же линия японских дозоров обнаружила русские корабли. И именно по этим «ёлкам». Тут же заработали японские радиостанции, передающие информацию, о русских кораблях. А на встречу русской эскадре вышли главные силы японского флота. Радиостанции, на которых так же работали не переставая. Осознав опасность командиры русских судов предложили командующему эскадрой адмиралу Рожественскому отогнать японских разведчиков. А командир вспомогательного крейсера «Урал», имевшего первоклассную, для своего времени радиостанцию, предложил заглушить работу японских радиостанций.

Госпитальное судно «Орёл».

Вспомогательный крейсер «Урал». Ещё четыре подобных корабля отделились от русской эскадры и приступили к рейдерским операциям у берегов Японии. «Урал» остался при эскадре.

Но адмирал всё запретил. И открывать огонь по японским разведчикам и заглушать работу их радиостанций. А вместо этого приказал перестроить эскадру из походного порядка в боевой. То есть из двух колонн, в одну. Но за 40 минут, до начала сражения Рожественский распорядился снова перестроить эскадру. В точности наоборот из одной колонны в две. Но теперь эти колонны броненосцев располагались уступом вправо. И стоило русским закончить перестроение, как на горизонте показались дымы кораблей главных сил японского флота. Командующий которым, адмирал Того заканчивал манёвр, гарантирующий ему победу. Ему надо было только повернуть вправо. И поставить строй своих кораблей, поперёк движения русской эскадры. Обрушивая огонь всех своих орудий на головной корабль противника.

Адмирал Того

Но увидев, что русские броненосцы идут походным порядком вместо этого адмирал Того, повернув влево. На сближение с наиболее слабыми кораблями русской эскадры. Намериваясь атаковать в первую очередь их. И тут же, русская эскадра, начала перестроение в одну колонну. И открыв огонь, буквально засыпала японский флагман градом снарядов. В какой-то момент сражения по японскому флагману вели огонь одновременно шесть русских кораблей. За короткие 15 минут в «японца» попало более 30 крупнокалиберных снарядов. Адмирал Рожественский, сделал то ради чего на флоте и существует командующий, он привёл свою эскадру без потерь и переиграл японского адмирала. Заставив того подставить свои корабли под сосредоточённый огонь стремительно приближающихся русских броненосцев.

Схема начала Цусимского сражения.

Рожественский сделал то, что хотел, воспользовавшись единственным шансом на победу. Он дал возможность противнику выявить эскадру, дал понять, что она тихоходна и идёт восточным, узким проливом. Он не стал мешать передачи информации разведчиками. И работе радиостанций главных сил японцев. А в последний момент, перед столкновением перестроил эскадру. Точно рассчитав время столкновения. Зная, что адмирал Того, уже не успеет получить расшифрованную информацию об его манёвре.

Броненосец «Сагами» ведет колонну кораблей

Скорее всего адмирал Рожественский рассчитывал и на находящиеся во Владивостоке два броненосных крейсера. Которые за три дня до Цусимского сражения вышли из порта. По официальной версии для проверки работы радиостанций. Но как раз во время, что бы подойти к Цусимскому проливу вместе с главными силами русского флота. Но тут вмешалась случайность. За год до этого японцы на фарватере поставили минное поле. Несколько раз русские крейсера свободно проходили это минное поле. Но именно накануне Цусимского сражения флагман этого отряда броненосный крейсер «Громобой» коснулся мины и вышел из строя. Отряд вернулся во Владивосток. Лишив возможности адмирала Рожественского усилить свою эскадру уже в ходе сражения. На то что это планировалось, указывает наличие в составе эскадры того же вспомогательного крейсера «Урал». Предназначенного для рейдерских операций на коммуникациях и совершенно не приспособленного для боя эскадр. Но имеющего лучшую в эскадре радиостанцию. С помощью, которой и должен был вывести крейсера из Владивостока к месту боя.

Броненосный крейсер «Громобой» в сухом доке Владивостока.

Сделал это, адмирал Рожественский точно зная, где находиться японская эскадра. И в этом ему помогли сами японцы. Точнее их радиостанции. Опытные радисты, по силе радиосигнала, или по «искре», как тогда говорили, могут определить расстояние, до другой радиостанции. Узкий пролив указывал точное направление на противника, а сила сигнала японских радиостанций показывала расстояние до него. Японцы рассчитывали увидеть одну колонну русский кораблей. А увидели две, и поспешили атаковать наиболее слабые корабли. Но русские колонны шли уступом вправо. Это и дало возможность Рожественскому перестроить эскадру и попытаться самому атаковать наиболее слабые корабли японцев. Прикрывая которые адмирал Того вынужден был продолжить манёвр. Буквально развернув последовательно свои броненосцы. Чем и подставил свой флагман, под сосредоточённый огонь лучших русских кораблей. В это момент, в японский флагман и попало около 30 крупнокалиберных снарядов. А следующий в строю броненосец 18. В принципе этого было достаточно, что бы вывести вражеские корабли из строя. Но к величайшему сожалению только в принципе.

Повреждения русского и японского броненосца в сражении.

Парадоксально, но самым большим японским секретом того времени, были русские снаряды. Точнее их ничтожное воздействие на корабли противника. В погоне за бронепробиваемостью русские инженеры уменьшили вес снаряда, на 20%, по отношению к зарубежным снарядом аналогичного калибра. Что предопределило более высокую скорость снарядов русских орудий. А что бы сделать свои снаряды безопасными их снаряжали взрывчаткой на основе пороха. При этом предполагалось, что, пробив броню снаряд, взорвётся, за ней. Для этого поставили очень грубые взрыватели, которые не взрывались даже при попадании в не бронированную часть борта. Но мощности взрывчатки, в снарядах, порой не хватало, даже на то что бы разорвать сам снаряд. И в результате русские снаряды, попадая в корабль, оставляли аккуратненькое круглое отверстие. Которое японцы быстренько заделывали. Да и взрыватели у русских снарядов оказались не на высоте. Боёк получился слишком мягким и не накалывал капсюль. А эскадру Рожественского вообще снабдили бракованными снарядами. С повышенным содержанием влаги, во взрывчатке. В результате даже попавшие в японские корабли снаряды массово не разрывались. Именно качество русских снарядов и предопределило, что японские корабли выдержали массированный огонь русских. И сами, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости стали охватывать голову русской колонны. Вот тут даже возникает сомнение в том, что если бы японцы не знали об посредственном качестве русских снарядов, то Того рискнул бы выполнить свой рискованный манёвр. Нет, он не мог знать об отвратительном качестве снарядов находившихся на снабжении второй эскадры. Но вполне возможно, что он правильно оценил риск для своих кораблей и совершил свой манёвр. Который потом назовут гениальным, но который не совершит ни один находящийся в здравом уме флотоводец. А в результате японцы победили, в Цусимском сражении. Не смотря на героизм русских и выигрыш Рожественского на манёвренном этапе боя.

Картина посвящённая героической гибели броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков»

И всё же в этом поражении виноват лично Рожественский. Будучи начальника Главного морского штаба, он лично курировал технические вопросы во флоте. И именно на его совести, оказались эти не годные снаряды. Да и в составе японского флота, были 2 корабля, которые могли бы быть в составе его эскадры. Но от которых он лично так опрометчиво отказался. В Италии строились 2 броненосных крейсера, для Аргентины. Корабли были уже готовы, когда заказчик от них отказался. И итальянцы предложили эти корабли России. Но Рожественский, будучи начальником Морского Штаба, отказался от них. Мотивируя, тем, что эти корабли не подходят Русскому флоту по типу. Японскому же флоту они подошли. Японцы их сразу же перекупили. И как только эти корабли, достигли Японии, началась война. В это же время на Средиземном море находилась эскадра из двух броненосцев, трёх крейсеров и более десятка миноносцев. Шедшая на Тихий океан. И была выдвинута идея, сопровождать эти корабли своими кораблями. И под угрозой уничтожения этих кораблей, не дать возникнуть войне до усиления нашего флота. Но для этого, было необходимо оставить миноносцы, без опеки крупными кораблями. И Рожественский, запретил сопровождать японцев, приказав конвоировать миноносцы. В результате эта эскадра, до начала войны, не спела усилить наш Тихоокеанский флот. А перекупленные японцами броненосные крейсера успели.

Броненосный крейсер «Касуга», который мог служить и в Российском императорском флоте

Адмирал Рожественский, вполне справедливо, мог бы показать себя одним из величайших флотоводцев России. Который привёл флот без потерь через три океана, и сделал все, что бы разгромить японцев. Но как администратор, он проиграл войну, ещё до её начала. Упустив возможность усилить свой флот, ослабить флот противника. И не сумев обеспечить вверенные ему силы боеприпасами надлежащего качества. Чем и опозорил своё имя. В конце концов, оказавшись в плену у японцев.

Корабль оправдавший своё название. На нём адмирал Рожественский попал в плен к японцам.

Как известно незнание истории приводит к её повторению. И недооценка роли бракованных снарядов в Цусимском сражении ещё раз сыграло в нашей истории негативную роль. В другом месте и в другое время. Летом 1941 года, в начале Великой Отечественной войны. Тогда основным нашим танковым и противотанковым боеприпасом был 45-мм снаряд. Который должен был уверенно пробивать броню немецких танков метров до 800. Но реально, наши танки и противотанковые пушки этого калибра были бесполезны метров с 400. Немцы, это выявили сразу и установили безопасную дистанцию для своих танков в 400 метров. Оказалось, что в погоне за увеличением выпуска снарядов, произошло нарушение технологии, их изготовления. И массово шли перекалённые, а значит и более хрупкие снаряды. Которые просто раскалывались, при попадании в немецкую броню. Не причиняя особого вреда немецким танкам. И позволявшие немецким танкистам практически беспрепятственно расстреливать наших солдат. Совсем как японцам наших моряков при Цусиме.

Макет снаряда 45мм