Болезни Военный билет Призыв

Капуцины: ораторы под острыми капюшонами. Капуцины монашеский орден

    Капуцины (итал. cappuccino, от cappuccio ≈ капюшон), католический монашеский орден, основанный как ответвление ордена францисканцев в 1525 в Италии. Название получил по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из грубого сукна, которую носят К.… …

    католический монашеский орден - доминиканцы (католический орден). францисканцы. минориты. капуцины. кордельеры. госпитальеры. тамплиеры. иезуиты. цистерцианцы. августинцы. бенедиктинцы. мавристы. кармелиты. | урсулинки … Идеографический словарь русского языка

    Орден Братьев Меньших Капуцинов (лат. Ordo Fratrum Minorum Capucinorum), капуцины монашеский орден, ветвь францисканцев; первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Основан в 1525 г … Википедия

    Капуцин: В Викисловаре есть статья «капуцин» Капуцины (монашеский орден). Капуцины (род обезьян) (лат. Cebus) род цепкохвостых обезьян. Капуцин (лат. Tropae … Википедия

    Капуцин: В Викисловаре есть статья «капуцин» Капуцины монашеский орден, ветвь францисканцев Капуцины (лат … Википедия

    I Капуцины (итал. cappuccino, от cappuccio капюшон) католический монашеский орден, основанный как ответвление ордена францисканцев (См. Францисканцы) в 1525 в Италии. Название получил по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из… … Большая советская энциклопедия

    Капуцины - – католический монашеский орден. В XVI веке в герцогстве Урбино (Италия) появился новый монашеский орден – это были К., получившие свое название от одежды, которую носили его члены, пирамидальной формы (capitium). Их строгий устав был… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Бернардинцы термин, употребляемый в отношении двух совершенно разных католических монашеских орденов. В некоторых странах Восточной Европы (Беларусь, Польша, Литва, Украина) распространённое обозначение францисканцев обсервантов, ветви ордена… … Википедия

    Нищенствующий монашеский орден, основанный Франциском Ассизским (см. Франциск Ассизский). В 1221 г. папа Гонорий III утвердил его правило; в 1223 г. оно было заменено другим, которое и осталось основой его устройства. Несмотря на формальное… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

) , отделившегося в 1528 от ордена францисканцев (см. ФРАНЦИСКАНЦЫ) -обсервантов. Приверженцы строгого соблюдения заветов св. Франциска Ассизского (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ) , последователи Матфея Басчио (1495-1552), носившего особый капюшон (итал. cappuccio от лат. caputium - отсюда название ордена). Первоначально действовали в Италии. В 1560 получили частичную, а в 1619 полную самостоятельность. Распространились по всей Западной Европе, став одной из важнейших сил католической контрреформации (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ) в 16 веке.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "КАПУЦИНЫ (монахи)" в других словарях:

    - (нем. Kapuziner, от ср. век. лат. capa монашеское платье). 1) род южно американских травянистых растений. 2) монахи ордена св. Франциска, названные так от слова капюшон, которым они покрывали свои головы. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Орден меньших братьев капуцинов (Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, OFMCap) монаш. орден, представляющий собой одну из трех ныне существующих ветвей 1 го (мужского) Ордена францисканцев. Название ордена происходит от капюшона (итал. cappuccio)… … Католическая энциклопедия

    - (итал. ед. ч. cappucino, от cappucio капюшон) монахи, образующие ветвь ордена францисканцев (наряду с миноритами и конвентуалами). Назв. получили по остроконечному капюшону, наглухо пришитому к рясе из грубого сукна, к рую К. носят подпоясавшись… … Советская историческая энциклопедия

    КАПУЦИНЫ - (от итал. cappuccio остроконечный капюшон) монахи нищенствующего католич. ордена, основан, в 1525 в Италии в целях противодействия Реформации. Утвержден папой Климентом VII в 1529. Первоначально К. были подразделением францисканцев. Существуют… … Атеистический словарь

    Это название носили во Франции и Италии цистерцианские монахи, придерживавшиеся более строгого устава бенедиктинского в память св. Бернарда Клервоского (см. это сл.). В Польше и Литве Б. называли орден, который по отношению к соблюдению… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    А; ср. 1. Монашеская жизнь, пребывание в монашеском чине. Принять м. Обет монашества. 2. собир. Монахи. 3. Разг. Об уединенном, аскетическом образе жизни кого л. * * * монашество (от греч. monachós одинокий, отшельник), уединённая жизнь… … Энциклопедический словарь

    Члены первого нищенствующего ордена, основанного в Италии в 1207 1209 Франциском Ассизским. Наряду с доминиканцами ведали инквизицией. * * * ФРАНЦИСКАНЦЫ ФРАНЦИСКАНЦЫ, католический монашеский орден, второй из нищенствующих орденов (см.… … Энциклопедический словарь

    - (Cabo Verde), Республика Кабо Верде (Republica de Cabo Verde) гос во в Зап. Африке, расположенное на о вах Зелёного Мыса; в прошлом порт. колония, с 1975 независимое гос во; столица г. Прая; офиц. яз. португальский и девять креольских; терр. 4033 … Католическая энциклопедия

    - (монахи, монастыри от греческих сл. μόνος один, одинокий, μονάζειν быть одному, жить уединенно, μοναχός, μοναστής живущий уединенно, μοναστήριον уединенное жилище) значит первоначально уединенное, одинокое житье. Это название применяется, однако … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

[лат. capuccini; офиц. название - Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, O. F. M. Cap., орден меньших братьев капуцинов], монашеский орден, представляет собой ветвь 1-го (муж.) ордена францисканцев . Монахи-К. носят рясу бурого цвета с коническим капюшоном (итал. cappuccio).

История

Орден К. возник в XVI в. в Италии в рамках движения за церковное обновление, к-рое активизировалось в период подготовки к Тридентскому Собору (1545-1563). Появление К. было связано с реформой францисканского ордена после его разделения в 1517 г. на конвентуалов и обсервантов . Основатель ордена францисканец-обсервант Маттео да Башо (ок. 1495-1552) в 1525 г. покинул обитель в Монтефьорентино и стал странствующим монахом-проповедником, живущим в соответствии с заветами католич. св. Франциска Ассизского и питающимся подаянием. В княжестве Камерино он получил поддержку местного епископа и кнг. Катарины Чибо, племянницы Римского папы Климента VII (1523-1534). Действия М. да Башо не были одобрены провинциальным капитулом обсервантов. Францисканец отправился в Рим, и папа Климент VII бреве «Сum nobis nuper» (от 8 марта 1526) и буллой «Religionis zelus» (от 3 июля 1528) официально признал деятельность М. да Башо и его последователей и их право свободно проповедовать. Новая община получила название «меньшие братья отшельнической жизни» и сначала существовала как конгрегация в рамках ордена францисканцев-конвентуалов. Первым настоятелем К. стал М. да Башо, однако вскоре он отказался от должности и вернулся к обсервантам. В 1535 г. его преемник Лудовико да Фоссомброне также оставил общину К., вернувшись к обсервантам. В 1542 г. следующий настоятель, Бернардино Окино, перешел в кальвинизм. Внутренний кризис в общинах К. удалось преодолеть при настоятелях Марио из Меркато-Сарачено (в миру Андреа Фабиани) и католич. св. Лаврентии из Бриндизи . Орден К. был утвержден буллой Римского папы Пия IV «Pastoralis officii cura» от 2 апр. 1560 г. 28 янв. 1619 г. Римский папа Павел V буллой «Alias felicis recordationis» провозгласил полную автономию К. и присвоил главе ордена титул генерального министра.

Основы устава К. были намечены на капитуле в Альбачине в 1529 г. В 1536 г. в римском монастыре св. Евфимии был составлен 1-й устав К., т. н. Евфимианские конституции, определявшие жизнь ордена до 1552 г. и отличавшиеся крайней строгостью. Призыв к пустынножительству и нищенствующему образу жизни дополнялся необходимостью для членов ордена проповедовать беднейшим слоям населения. Новый устав, принятый в 1552 г. под влиянием идей католич. Контрреформации , смягчил нек-рые требования Евфимианских конституций. Тогда же было предусмотрено создание орденских школ для повышения уровня образования монахов. К. уделяли особое внимание медитации: ее главными темами были Страсти Христовы, конец света, Страшный Суд и спасение человека. Из аскетических упражнений К. практиковали cамобичевание и строгие посты. Внешним проявлением строгого образа жизни были отказ от брадобрития, ношение крестообразного одеяния и сандалий.

В первые годы существования К. были в оппозиции к францисканцам-обсервантам, к-рые пытались добиться ареста М. да Башо и запрета на его проповедь в Анконской марке. Однако при поддержке папы Климента VII новая община продолжила свою деятельность, хотя на нее были наложены ограничения, касавшиеся прежде всего распространения идей К. Буллой «In suprema» от 16 нояб. 1532 г. обсервантам был запрещен переход в общину К. С 1537 по 1574 г. действовал запрет на создание общин К. за пределами Италии. Несмотря на это, число К. быстро росло. В 1535 г. в Италии было ок. 700 членов общин К. (основную их часть составляли бывш. обсерванты). К 1571 г. численность К. достигала 3300, а к 1587 г.- ок. 6 тыс. чел. После отмены запрета на деятельность К. к северу от Альп новые общины возникли во Франции (1574), в Испании (1577-1578), в Швейцарии (1581), в Тироле (1593), в Богемии (1599), в Юж. и Зап. Германии (нач. XVII в.), в Ирландии (1615). В XVII в. общины К. были образованы в Вост. Европе. В 1-й пол.- сер. XVII в. миссии К. появились на территории совр. Канады (1632) и совр. амер. шт. Виргиния (1650). Широкое распространение орденских обителей способствовало укреплению позиций К. в иерархии францисканцев. Быстрый численный рост ордена поставил вопрос об изменении и о приведении в соответствие с новым статусом ордена его устава. Генеральный капитул 1643 г. принял новую редакцию монашеских конституций К. (действовали по 1908) и уравнял в правах предальпийские и заальпийские провинции ордена. В 1626 г. был издан 1-й сборник литургических текстов К.

Во 2-й пол. XVI в. К. удалось создать эффективную 2-ступенчатую систему образования. После 7-летнего обучения в орденских школах (curiculum studiorum), действовавших в центрах провинций ордена под руководством провинциалов, член ордена К. мог продолжить образование в «высшей» школе (studium generale), которой руководил генеральный министр. Развитие собственной системы школ было необходимо ввиду активной миссионерской деятельности ордена как в католических, так и в правосл. и нехристианских государствах. К. приняли участие в реставрации католич. Церкви в странах, охваченных протестантской Реформацией, а также способствовали проведению в жизнь решений Тридентского Собора, распространяли новые формы католич. благочестия (напр., коронование чудотворных образов Божией Матери). К. окормляли заключенных и солдат, заботились о раненых. Во время эпидемий чумы в XVII в. в Италии, в Испании и во Франции К. ухаживали за больными и нередко сами погибали от болезни. Самоотверженность К. была удостоена публичной благодарности франц. кор. Людовика XIV.

Много внимания К. уделяли христианской проповеди среди нехристианских народов. Миссионерская деятельность вскоре стала основной для К. Еще находясь в составе ордена францисканцев-конвентуалов, К. смогли организовать ряд миссий в разных странах мира. Члены ордена Хуан Суасо де Медина-дель-Кампо и Хуан де Троя отправились в 1550 г. в Египет. В нач. XVII в. были организованы миссии К. в Иране и Османской империи. В 1600 г. миссионерскую деятельность в Африке начал капуцин Амброджо да Сончино, к-рый опекал католиков, находившихся в рабстве в Алжире. В 1618 г. К. прибыли в Конго, в 1622 г. миссия была перенесена в Тунис и Марокко (миссия К. в Конго возобновилась в 1910). После 1619 г. масштаб проповеднической деятельности К. существенно вырос. С 1622 г. миссии К. были подчинены генеральному прокуратору ордена; специальный комиссар стал заведовать делами миссии испан. К. в Зап. Индии. В 1779 г. аналогичная должность была создана и для миссии франц. К. По инициативе Конгрегации пропаганды веры французские К. отправились в Индию, где в 1641 г. основали миссионерский центр в Мадрасе, а в 1671 г.- в Пондишери (Пудуччери). Неск. миссионерских станций К. было создано в Грузии: в Кутаиси и Гори (1661), в Тбилиси (1697). Франц. К. в 1635 г. основали миссию в Сенегале и на о-вах Зелёного Мыса. Испан. К. открыли в 1645 г. миссию в Нигерии, в 1648 г.- в Бенине, но из-за сопротивления португ. властей в 50-х гг. XVII в. были вынуждены покинуть эти территории. В 1632 г. появились постоянные миссии франц. К. в Сев. Америке, в 1633 г.- на Антильских о-вах, в 1681-1704 гг.- на Гаити (возобновили деятельность в 1768). В 1699 г. они начали проповедовать в Бразилии, но из-за франко-португальской войны К. пришлось уехать из страны; с 1705 г. миссионерскую деятельность там вели итал. К., к-рые организовали апостольские префектуры на территории совр. штатов Баия (1712), Пернамбуку (1725) и Рио-де-Жанейро (1737). В 1703 г. Конгрегация пропаганды веры поручила итал. К. вести миссионерскую деятельность в Тибете и Непале, но вслед. политических трудностей К. в 1745 г. отправились в Сев. Индию, где приняли под опеку миссии, созданные ранее кармелитами и иезуитами . К 1761 г. орден поддерживал 238 католических миссий, в 1782 г.- 523. К кон. XVIII в. численность ордена достигла 35 тыс. чел. К. проповедовали в Европе, Азии, Африке и Америке.

Французская революция (1789-1799) и последующие события тяжело отразились на состоянии ордена. В 1790 г. все монашеские ордены и конгрегации на территории Франции были упразднены. Политика секуляризации проводилась также на землях, занятых франц. войсками в период наполеоновских войн. В Австрии в результате церковной политики имп. Иосифа II (1765-1790) местные структуры К. были отделены от ордена. В 1804 г. Римский папа Пий VII выделил из ордена испанские провинции, подчинив их отдельному генеральному викарию. В нач. XIX в. секуляризация капуцинских обителей была проведена в Баварии, Богемии и Венгрии. В 1782-1847 гг. численность ордена сократилась с 28,5 тыс. до 11 тыс. чел. и продолжала уменьшаться. Между 1789 и 1847 гг. не состоялось ни одного генерального капитула К., управление орденом осуществлялось либо викариями, либо генеральными прокураторами, назначавшимися папой Римским.

Несмотря на внешние потрясения, в этот период продолжалась миссионерская деятельность К. в Америке и Азии. В 1787 г. в Анконе (Италия) была открыта миссионерская семинария для К., отправлявшихся в Тибет. В 1795 г. подобная семинария для латиноамер. миссии была создана в Санлукар-де-Баррамеда (Испания). Под руководство К. передан учрежденный в 1820 г. апостольский викариат Тибета и Индостана, впосл. из него были выделены апостольские викариаты Сардхана и Агра. В 1842 г. проповедники-К. прибыли в Китай, однако постоянная миссия появилась только в 1921 г. К. приняли участие в христианизации Филиппин. В 1848 г. К. открыли католич. миссию в Чили, в 1852 г.- в Гватемале, в 1870 г.- в Уругвае. Организатором постоянной миссии К. в Эфиопии в 1845 г. стал Гвильельмо Массая; в 1863 г. проповедь христианства в этой стране поручили франц. К. (с 1940 они работают в Центр. Африке). В 1952 г. была создана ветвь К. эфиоп. обряда (подготовка католических пресвитеров-К. эфиоп. обряда ведется в орденской семинарии в Адди-Грате).

С сер. XIX в. началось восстановление орденских структур в Европе; большую роль в этом сыграли генеральные министры ордена Венанцио Бурдезе (1847-1853) и Бернард Кристен (1884-1908). Последний реорганизовал пастырскую и миссионерскую работу К., подчинив контроль за ней генеральному министру ордена (до этого миссии К. координировал назначаемый папой Римским прокуратор ордена), способствовал воссоединению с орденом его испан. ветви (1885). В 1884 г. был учрежден ежегодник «Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum»; по распоряжению генерального министра ордена в каждой провинции создавались низшие семинарии (серафические коллегии), где могло обучаться местное население. В 1908 г. в Риме основана международная коллегия католич. св. Лаврентия из Бриндизи.

Несмотря на определенные успехи, орден К. не смог восстановить свою деятельность и структуры в прежних масштабах. Во 2-й пол. XIX в. в ордене насчитывалось ок. 7-8 тыс. монахов, в 1910 г. в 55 провинциях действовали чуть более 10 тыс. К. В 1909 г. законодательство ордена было обновлено, принятый тогда новый устав ордена, скорректированный и дополненный в 1925 г. с учетом норм Кодекса канонического права 1917 г., действовал до 1968 г. После кратковременного сокращения численности К., связанного с первой мировой войной, в 1920-1939 гг. орден снова стал быстро развиваться. Наиболее активными оказались нидерланд., баварская, польск., рейнско-вестфальская и испан. ветви ордена. К 1940 г. К. насчитывалось уже более 13 тыс. чел.

После второй мировой войны в странах социалистического лагеря (кроме Польши) обители К. были ликвидированы. Восстановление структур ордена в Вост. Европе стало возможным после 1989 г. В др. странах К. затронул общий кризис католического монашества: в 1965 г. в ордене насчитывалось 15,7 тыс. чел., в 1991 г.- 11 тыс. После Ватиканского II Собора были выработаны новые орденские конституции (1968), которые, претерпев несколько переработок, были утверждены Папским престолом в 1990 г.

В 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII присвоил титул Doctor Ecclesiae члену ордена К. католич. св. Лаврентию из Бриндизи. В 2002 г. папа Иоанн Павел II канонизировал члена ордена К. Пия из Пьетрельчины (Падре Пио). В настоящее время в ордене состоит более 10 тыс. монахов, подвизающихся в 620 обителях (An. Pont. 2011. P. 1430).

К. в Восточной Европе

В 1629-1631 гг. К. начали проповедническую деятельность в Силезии, в 50-70-х гг. XVII в. появились обители К., составившие позднее Силезскую кустодию ордена (организована в 1754). В Польше после нескольких неудачных попыток благодаря стараниям польск. кор. Яна III Собеского (1674-1696) были основаны обители К. в Варшаве и Кракове. Сначала К. в Польше входили в состав орденской провинции с центром в Болонье, в 1754 г. была организована Польская провинция в честь католич. святых Адальберта (Войтеха) и Станислава.

С XVIII в. миссии К. действовали на территории Российской империи - в С.-Петербурге, Москве и Астрахани. В 1705 г. царь Петр I Алексеевич подписал в Гродно грамоту, позволявшую К. селиться в Москве. Однако этим разрешением они смогли воспользоваться только в 1720 г. В июне 1720 г. неск. К. в сопровождении францисканцев-реформатов прибыли в С.-Петербург. Взаимное недопонимание между францисканцами и К. вынудило последних оставить столицу Российской империи и отправиться в Москву. Первые годы миссия К. в Москве находилась в юрисдикции префекта ордена в Грузии, в 1731 г. она получила статус апостольской префектуры (префекту были подчинены также резиденция К. в Астрахани и миссия К. на Украине). В Астрахань К. прибыли в 1710 г. по просьбе местных католиков. При католич. храме они открыли школу, которая более 100 лет оставалась единственной в городе. В 1722 г. ее посетил Петр I; в ней учились А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский. Усилиями К. в Астрахани были построены каменный храм, госпиталь и аптека. В правление имп. Екатерины II Алексеевны К. уехали из России и продолжили деятельность в Грузии.

На территориях, отошедших Российской империи после раздела Польши, в 1795 г. была образована Русская провинция ордена, объединившая обители К. в Брусилове, в Ходоркове, в Дунаевцах, в Куне, в Лубешове (Польша, ныне Любешов, Украина), в Остроге, во Владимире-Волынском, в Староконстантинове, в Устилуге, в Виннице и Збриже. Несмотря на ограничения, наложенные царскими властями, на территории Российской империи в 1828 г. в составе миссий К. находилось 83 чел., в 1839 г.- 77 чел. Во 2-й пол. XIX в. число К. сократилось. За участие К. в Польском восстании 1863 г. российские власти закрыли обители в Дунаевцах, в Куне, в Любешове, в Остроге, во Владимире-Волынском и Устилуге. Двое К. были казнены, 16 членов ордена отправлены в ссылку. Впосл. также были закрыты мон-ри в Варшаве, Люблине и Закрочиме, относившиеся к Польской провинции.

Ветвь ордена К. визант. обряда была создана в Галиции по инициативе Львовского греко-католич. митр. Андрея Шептицкого , поддержанная Римским папой Пием XI (1922-1939), по указанию к-рого 2 голл. члена ордена были направлены на учебу в . 16 дек. 1931 г. пресв. К. Гандалф ван Тернёзен перешел из лат. обряда в византийский и принял имя Кирилл. Вместе с 3 членами ордена К. при поддержке Пинского еп. Зигмунда Лозиньского он основал 1-ю общину К. визант. обряда в Лубешове. В 1932 г. К. визант. обряда открыли школу, а в 1937 г.- новициат. В нач. 30-х гг. XX в. в Эстонии по приглашению апостольского администратора Эдуарда Профиттлиха К. визант. обряда основали миссию в Нарве; они также осуществляли пастырское служение в приходе Тарту. После того как территории Эстонии и Польши во время второй мировой войны были заняты советскими войсками, миссии К. визант. обряда закрылись, а монахи, большинство из к-рых были голландцами, вернулись на родину. В 40-х гг. XX в. им удалось создать несколько пастырских центров в Нидерландах для рус. беженцев и эмигрантов.

С кон. XX в. К. открыли миссии на Украине (в Киеве, Виннице, Красилове, Староконстантинове, Днепропетровске и Днепродзержинске). В 2004 г. на территории России и Украины была организована вице-провинция ордена К.

Капуцинки

[лат. cappucinae], общее название неск. жен. конгрегаций.

Клариссы-капуцинки (лат. Moniales Cappucinae S. Clarae, Moniales Clarissae Cappucinae), жен. конгрегация, основательницей к-рой считается испанка Мария Лоренса Лонго (1463-1542), прибывшая в Неаполь ок. 1506 г. и вступившая там в терциарии францисканцев. Вдохновленная благочестием появившихся в городе К., она испросила у Римского папы Павла III (1534-1549) разрешение на создание обители. Насельницы основанной в 1535 г. обители Санта-Мария-ди-Джерузалемме следовали уставу католич. св. Клары Ассизской , дополненному конституциями католич. св. Колетты Буале, и некоторым установлениям муж. общины К. Первое время жен. общину окормляли театинцы. В 1553 г. была основана 2-я обитель кларисс-капуцинок - в Перудже. Благодаря щедрым пожертвованиям обители кларисс-капуцинок появились в Италии, во Франции, а также в Испании, Португалии и Мексике. В XVIII в. конгрегации кларисс-капуцинок принадлежало более 200 обителей, где подвизались ок. 2,5 тыс. монахинь. После II Ватиканского Собора были выработаны новые конституции (1976, утверждены в 1986). Большинство обителей кларисс-капуцинок находится в юрисдикции местных епископов.

Клариссы-капуцинки ведут созерцательный образ жизни, основанный на нестяжательстве, покаянии, смирении, молитвах и размышлениях о Страстях Христовых. В настоящее время они действуют в Мексике (51 обитель), Италии (36 обителей), Испании (32 обители) и в других странах. В 2011 г. конгрегация насчитывала более 2 тыс. монахинь и 151 обитель.

Капуцинки-терциарки (лат. Terciariae Capucinae) следуют уставу францисканских терциариев и конституциям конгрегации, предусматривающим активное социальное служение наряду с созерцательным образом жизни. Первые жен. общины этого типа были созданы Франсуазой Таффен (1581-1642) и Элизабет Шпицлин (1545-1611), к-рые, начав деятельность в Швейцарии, основали много терциарских мон-рей. Обители капуцинок-терциарок действуют в Австрии, Германии, Нидерландах, Италии, Швейцарии и в некоторых африкан. странах.

Кроме того, в наст. время существует 6 жен. конгрегаций капуцинок, присоединенных (с сохранением автономии) к ордену К. Это присоединение предполагает следование общим монашеским идеалам и возможность сотрудничества с др. религ. структурами в социальном служении с сохранением независимости конгрегации. Наиболее крупные конгрегации: Капуцинки-терциарки Св. Семейства, Сестры-капуцинки матери Рубатто, Сестры-миссионерки, капуцинки св. Франциска Ассизского, в Бразилии.

Капуцинки-терциарки Св. Семейства (испан. Hermanas Terciarias Capuchinas de la Sagrada Familia), конгрегация была основана в 1885 г. в Масамагреле близ Валенсии пресв. Луисом Амиго-и-Феррером, членом ордена К. Деятельность конгрегации имела целью перевоспитание падших девушек. В 1905 г. присоединена к ордену К. В 2011 г. в составе конгрегации было ок. 200 обителей (гл. обр. в Испании, Колумбии и Венесуэле), в которых подвизались 1292 монахини.

Сестры-капуцинки матери Рубатто (итал. Suore Cappuccine di Madre Rubatto), община основана в Лоано близ Генуи в 1885 г. блж. Римско-католической Церкви Анной Марией (в монашестве Франческа) Рубатто (1844-1904). Генуэзский капуцин Иринео из Стелланелло составил первые правила. Монахини заботились о больных на дому. В 1909 г. новые общины были присоединены к ордену К., в 1916 г. конгрегация была утверждена Римским папой Бенедиктом XV . В 2011 г. конгрегация насчитывала 403 монахини, подвизавшиеся в 63 обителях (в Италии, Уругвае, Аргентине, Бразилии и Эфиопии).

Сестры-миссионерки, капуцинки св. Франциска Ассизского, в Бразилии (португ. Irmãs Missionárias Capuchinas de São Fransisco de Assis do Brasil), конгрегация основана монахом-капуцином Клементе Рекалкати (1868-1913), прибывшим для оказания помощи католической миссии сестер-капуцинок матери Рубатто. В 1951 г. конгрегация утверждена Римским папой Пием XII . В 2011 г. в ней насчитывалось 249 монахинь, подвизавшихся в 54 обителях.

Ист.: Constitutiones Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum saeculorum decursu promulgatae / Ed. C. Urbanelli. R., 1980-1986. 2 vol.; Acta et decreta causarum beatificationis et canonizationis Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum. R., 1964; I frati cappuccini: Documenti e testimonianze del primo secolo. Perugia, 1988-1993. 5 vol. in 6 pt.

Лит.: Lechner P. Leben der Heiligen aus dem Orden der Kapuziner. Münch., 1863-1865. 3 Bde; Terzorio C., da. Le missioni dei Minori Cappuccini. R., 1913-1938. 10 vol.; Cuthbert Fr. The Capuchins: A Contribution to the History of the Counter-Reformation. L., 1928. 2 vol.; Liber memorialis Ordinis Fratrum Minorum sancti Francisci Cappuccinorum quarto iam pleno saeculo ab Ordini condito (1528-1928). R., 1928; Aulon I., d". Histoire des frères-mineurs capucins de la province de Toulouse. Tolouse, 1936-1937. 2 vol.; Haarlem Z., van. Les premières tentatives d"une mission des Capucins en Russie // CF. 1941. Vol. 11. N 2. P. 223-255; idem. Le premier diplome concédé par Pierre le Grand aux Capucins // CF. 1941. Vol. 11. N 3/4. P. 438-473; idem. L"Expédition des Capucins en Russie // CF. 1942. Vol. 12. N 1. P. 41-65; idem. Les Capucins en Saint-Pétersbourg (1720-1725) // CF. 1942. Vol. 12. N 2-3. P. 208-247, 351-375; idem. Les Capucins en Astrakhan" (1710-1725) et en Moscou (1720-1725) // CF. 1942. Vol. 12. N 4. P. 530-551; Pobladura M., de. Historia generalis Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum. R., 1947-1951. 4 vol.; Bohdziewicz P. Kościół pokapucyński w Astrachaniu // Roczniki humanistyczne. Lublin, 1949. T. 1. S. 271-288; Gerlach P. De architektuur der Capucijnen // Franciscaans leven. Utrecht, 1955. Vol. 38. P. 17-30, 47-53, 73-86, 110-120; Graf T. Die Kapuziner. Freiburg, 1957; Abate G. Matteo da Bascio e gli inizi dell"ordine cappuccino // CF. 1960. Vol. 30. P. 30-77; idem. Conferme dei vicari generali cappuccini date dai maestri conventuali (1578-1900) // CF. 1963. T. 33. P. 423-441; Optat de Veghel. Scriptores ascetici et mystici Ordinis Capuccinorum // Laurentianum. R., 1960. Vol. 1. P. 98-130, 213-244; Gadacz K. Capucins polonais déportés en Russie et en Sibérie pour leur participation à l"insurrection de 1863 // Miscellanea M. de Pobladura. R., 1964. Vol. 2. P. 455-482; Mareto F., da. La cappuccine nel mondo (1538-1969). Parma, 1970; B é rub é C. Les Capucins à l"école de S. Bonaventure // CF. 1974. Vol. 44. P. 275-330; Cargnoni C. Fonti, tendenze e sviluppi della letteratura spirituale cappuccina primitiva // CF. 1978. Vol. 48. P. 311-398; Urbanelli C. Storia dei cappuccini delle Marche. Ancona, 1978-1984. 3 t. in 4 pt.; Le origini della riforma cappuccina: Atti del convegno di studi storici, Camerino, 18-21 sett. 1978. Ancona, 1979; Celestine P. Early Capuchin Missions in India: Pondicherri, Surat, Madras, 1632-1834. Sahibabad, 1982; Saccardo G. Congo e Angola: Con la storia dell"antica missione dei Cappuccini. Venezia, 1982-1983. 3 vol.; La réforme capucine (1525-1625): Un siècle de renaissance franciscaine. P., 1983; Kafel S. J. Bracia mniejsi Kapucyni na mapie współczesnego świata: Szkic faktograficzny // Studia Franciszkańskie. Poznań, 1984. Vol. 1. P. 259-284; Los Capuchinos en la Península Ibérica: 400 años de historia (1578-1978). Sevilla, 1985; Trzysta lat kapucynów w Polsce, 1681-1981: Materiały z Sympozjum w Zakroczymiu, 27-29 października 1981. Zakroczyn, 1987; Antonios A. The Apostolic Vicariate of the Gallas (1846-1938). R., 1993; The Capuchins in Africa. R., 1993; Alatri M., d". I cappuccini: Storia di una famiglia francescana. R., 1994; Dydycz A. P. Kapucyni na Litwie (1756-1993). R., 1994; Iriarte L. Le Cappuсcine: Passato e presente. R., 1997; Fregona A. I frati cappuccini nel primo secolo di vita: 1525-1619. Padova, 2006; Vacca S. Momenti i figure della spiritualità dei cappuccini in Italia. R., 2007; Scarvaglieri G. I Cappuccini e l"impegno nel sociale. R., 2008.

Свящ. Петр Никольский

Капуцины – род цепкохвостых обезьян , встречаются в Южной и Центральной Америке. Самая смышлёная . Небольшого роста — чуть больше полуметра, с длинным хвостом и весом до пяти килограммов. Капуцин назван так потому, что окраска напоминает одежду монаха Ордена Капуцинов.

Описание обезьяны капуцин

Дружелюбны и добродушны. Очень милые и непосредственные, напоминают маленьких детей. Чрезмерно пугливы, эмоциональны. Очень быстро радость сменяется грустью и наоборот. Эмоции написаны у неё на лице: от страха и грусти появляются слёзы, и наоборот, радость проявляется слишком бурно.

В неволе постоянные стрессы пагубно воздействуют на здоровье, могут привести к гибели обезьянки, создайте для неё комфортные условия, чтобы она поменьше беспокоилась.

Цепкохвостые обезьяны рода капуцинов требуют внимания как маленькие непослушные детки. И заметьте разницу: дети со временем поумнеют, — никогда. Следите за ним зорко, избавьте от искушения нанести травму себе самому, испортить мебель и т.д. Ваш питомец полюбит Вас, подарит эмоции, надолго зарядит позитивом.

Из всех обезьян в домашних условиях наиболее популярны капуцины. К тому же сегодня их легко приобрести. Нужно учесть тот факт, что это дикое животное, требующее особых условий содержания.

В естественных условиях обитания обычная пища — фрукты, насекомые, небольшие , . Следует учитывать, что болеют они так же, как и люди, и им нужен врач — узкий специалист, а непростой ветеринар. Подвержены диабету, поэтому необходимо тщательно контролировать количество продуктов с содержанием сахара.

Условия содержания капуцина в домашних условиях

Необходимо приобрести просторный вольер, не меньше полутора метров в длину с большим поддоном внизу. Лучше всего подойдёт металлический, внутри которого целесообразно разместить канаты, различные лестницы.

Это обеспечит возможность движения и будет напоминать естественную среду обитания в лесу. Некоторые любители животных предоставляют своим любимцам полную свободу движения и ни в чём не ограничивают. Но в целях безопасности, всё-таки будет лучше обезьянке иметь свой собственный домик.

Прежде чем покупать обезьяну капуцин , хорошенько обдумайте и взвесьте свои возможности. Нужно находить время для прогулок. Самое безопасное место на время путешествия — Ваше надёжное плечо, но не следует отказываться от поводка, который ограничит при случае опасное любопытство обезьянки.

Разнообразьте рацион качественными кормами, купите витамины. К обычным закускам из привычных сырых можно добавить варёные овощи и яйца вкрутую, к любимым на воле насекомым — пшеничного хлебушка. Приобретите для своего питомца игрушки в детском мире, которые подойдут и для ребёнка.

Распространение — Северо-Восточная Бразилия, Восточные Анды (Колумбия -Венесуэла, Парагвай -северная Аргентина. Они живут в тропических, субтропических, горных лесах Аргентины.

Описание обезьяны бурый капуцин

Шерсть тёмно-коричневая, горчично-жёлтая или даже чёрная, тёмный хохолок на голове. Мордочка со светло-красным оттенком. Конечности внизу тёмного цвета.

Короткие конечности не мешают прыгать в длину до 4 метров. Небольшое расстояние преодолевают на двух конечностях. Иногда задействуют все пять конечностей, включая хвост, который обычно свёрнут в кольцо.

Обитают полностью на деревьях, перепрыгивая с одного дерево на другое, вниз спускаются только напиться воды. У данного вида хорошо развита система коммуникаций, то есть, они активно используются запахи, жесты, звуковые сигналы.

На фото хохлатый капуцин


Характер обезьяны капуцин

Наиболее сообразительный и способный вид приматов. Может использовать предмет как орудие. На воле, в своей естественной среде обитания капуцин не станет разгрызать твёрдые орехи, найдёт камень и разобьёт его.

Также поступит с другими твёрдыми плодами, хотя у неё длинные когти. В годовалом возрасте успешно охотится на птиц; приманивает кормом, затем быстро хватает. Ловко счищает слизь с пойманной лягушки о кору дерева. В неволе поддаются дрессировке.

Поведение капуцина в природе

Обезьяны капуцин обитают в тропических лесах прямо на вершинах деревьев, где и находят еду: плоды, орехи, семена, сочные побеги растений, насекомых и .

Заглядывают и в птичьи гнёзда и воруют птенцов или яйца. Живут группами или колониями. Стадом руководит опытный толерантный самец. Группа из 15-30 особей занимает определённую территорию.

Чем больше животных в группе, тем больше шансов противостоять врагу ( и другие хищные птицы). О детёнышах заботятся все вместе. Подвижные. Бегают, прыгают, лазают по деревьям, цепляясь за ветки деревьев длинным хвостом.

Их голосовые связки способны издавать широкий спектр разнообразных звуков: крик, рычание, трель, щебет, свист, тихое мурлыканье. Натирают свой мех пахучими веществами. Не конфликтуют с другими приматами — соседями, смешиваются с некоторыми семействами.

Объединяются с белолобыми родственниками, мирно делят с ними ниши обитания: бурые выбирают для пропитания небольшие деревья, до 10 метров, в то время как белолобые ищут деревья гораздо выше(50 и больше). В сухой сезон недостаток кормов может нарушить мирный уклад сообщества, приводит к конфликтам между сородичами.

Процесс приёма пищи происходит, как правило, шумно, с потасовками и перебранками. Бурые капуцины пользуются постоянными маршрутами, придерживаются своей домашней территории и уходят недалеко (в течение дня проходят около двух километров).

Благодаря крепкой челюсти бурый капуцин поедает крупные фрукты. Его проворные ручки постоянно в поиске. Отставшая древесная кора, скрученные побеги, виноградные лозы, растительные остатки — вот места, где можно обнаружить разных вкусных насекомых.

Кормление происходит рано утром и после обеда, днём отдыхают, по ночам спят все вместе прямо на деревьях. Обычное меню капуцина в процентах: плоды — свыше 60,семена -25,другая растительная пища -10,нектар -1-2,насекомые, пауки-2. Можно добавить и морепродукты.

Полигамные особи. Брачный период приходится на период с апреля до июля. В естественной среде самочка рождает детёныша раз в два года. Продолжительность жизни около 50 лет. Интернет магазины предоставляют возможность увидеть животное на фото и ознакомиться с ценами.


Задаваясь вопросом о том, кто такие капуцины-монахи, стоит обратиться к истокам ордена Францисканцев.

Вопросы возникновения

Дело в том, что после реформы францисканского ордена в 1517 году произошло разделение на обсервантов и конвентуалов. Капуцинов (орден меньших братьев) официально признал 3 июня 1528 года папа Климент VII. Основателем ордена считается странствующий монах-францисканец Маттео да Башо (иначе его называли Матвеем Басси), который заслужил доверие и благосклонность Папы своим довольно строгими правилами и религиозным рвением. Он проповедовал отшельничество и нищенское существование монахов.

Датой основания ордена капуцинов-монахов, как религиозного (католического) сообщества, считают 1529 год. Не все и не сразу складывалось хорошо.

Капуцины, долгое время были ограничены в своей просветительской деятельности. Им нельзя было покидать территорию Италии до 1574 года. Тем не менее община росла и отстраивала внутреннюю структуру. В первую очередь создавалась система образования, где обучались будущие миссионеры.

К концу XVIII века численность монахов ордена капуцинов достигла 35 тысяч человек, они распространились по территории Европы, Африки, обеих Америк, Азии.

Современный орден насчитывает 11500 общин (монастырей и приходов, миссий) и более 75 тысяч членов

С 2004 года Миссия Ордена младших братьев Капуцинов располагается и на территории России.

Немного о моде и стиле

Капуцин - дословно с латинского означает "острый капюшон". И правда, устанавливалась в виде рясы бурого цвета с остроконечным капюшоном.

Подпоясываться дозволялось веревочным поясом с узлом, который являлся символом крепости монашеских обетов.

А на босые ноги надевались простые сандалии. Учитывая тот факт, что дороги в те времена мало чем отличались от непроходимых лесных зарослей, это - реальный пример усмирения плоти.

Хотя по свидетельствам частных историков не все монахи и монахини ордена были столь аскетичны.

Устав

Первый устав святого братства был утвержден под сводами монастыря св. Евфимии в Риме в 1536 году.

Устав ордена монахов-капуцинов довольно строгий. Они подвергали себя регулярным и жестоким телесным наказаниям, передвигаться имели право только пешком, обязаны были вести активный социальный образ жизни, постоянно помогая и проповедуя, наставляя прихожан или случайных попутчиков на истинный путь.

Сам текст Устава неоднократно менялся за многие века. Он претерпевал трансформации, так как орден был живым по сути и его служители активно участвовали в социальной жизни общества.

Революции, войны, развитие научно-технической мысли - все вместе это и оказывало влияние на изменения основного орденского конституционного документа. Последние изменения в Устав были внесены в 1990 году.

Миссионерская деятельность

Капуцины - это монашеский орден. Конечную цель деятельности сами его служители видели в достижении полного торжества католицизма.

Именно среди рьяных реформаторов, проповедников и миссионеров самое большое количество монахов-капуцинов. Монахи ордена первыми принесли христианство в страны Америки, Африки и Азии.

Эти общины существуют и сейчас по всему миру - в Америке, Европе, Азии, Африке, в России. Их цель - помогать людям и обращать на путь служения Господу.

Капуцинки

В начале XVI века в Неаполь из Испании прибыла Мария Лоренса Лонго, которую увлекли благочестие, скромность и отверженность представителей ордена Капуцинов. И она основала женскую общину капуцинок, где в основу было положено служение Господу, смирение, покаяние, социальное служение, трудолюбие.

Женское ответвление разделилось на пять наиболее значимых направлений, где разница в форме и активности служения мирскому обществу:

  1. Клариссы-капуцинки.
  2. Терцианки.
  3. Терцианки святого Семейства.
  4. Сестры-капуцинки матери Рубатто.
  5. Миссионерки святого Франциска Ассизского.

Женская монашеская конгрегация капуцинок существует и до сих пор, оказывает социальную помощь страждущим и нуждающимся в приюте в самых разных уголках мира.

Факт № 1. Наиболее популярной легендой о происхождении популярного кофе капучино считается та, где рассказывается о милых хитростях монахов ордена Капуцинов.

Дело в том, что кофе изначально считался дьявольским напитком и был под запретом для священнослужителей всех рангов. Но исходя из того, что молоко способно «очистить», его и стали добавлять в напиток. Потом были произведены некоторые технологические доработки, и в кофе уже вливали пенку от сливок, которые взбивались после подогревания. Так пенка держится на поверхности дольше, а мы получили капучино в его практически современном виде.

Факт № 2. Один из первых монастырей монахов-капуцинов был воздвигнут в острове Сицилия в Палермо. В то время все возводилось на деньги прихожан, на пожертвования горожан. Монастырь был возведен в 1525 году. На протяжении всего своего существования он стал склепом для достойных и именитых. Сначала это были монахи и высшее духовенство, затем стали давать разрешение на захоронение именитых горожан, славных ремесленников и всех, кто прославил Сицилию и Палермо.

Все останки уже давно перенесли в специально сооруженные катакомбы, где на удивление отлично сохраняется биоматериал. Последнее захоронение здесь было в 1920 году, так как места для размещения мумий, а здесь сохраняют именно мумифицированные останки, уже нет.

Зато сюда съезжаются толпы туристов. Катакомбы капуцинов - сейчас самое популярное место в Палермо. Стоимость экскурсии всего пара евро. Можно приобрести или сделать памятное фото монаха-капуцина. Эти небольшие доходы и поддерживают монастырскую жизнь.

Но поскольку монастырь действующий, то в основном мысли монахов заняты тем, как оградить тленные тела от любопытства мирян.

Аналогичное, но меньшее по размерам захоронение монахов-капуцинов и священников Ордена существует в Австрии в Императорском склепе в Вене.