Болезни Военный билет Призыв

Каково было значение первых реформ александра 1. Преобразования Александра I

За годы царствования нового императора было предпринято довольно большое количество реформ, которые были призваны изменить систему управления, улучшить образование и жизнь народа в целом. Они были частично эффективными и сыграли значительную роль в подъёме культурного уровня державы. Реформы Александра 1 кратко описаны в данной статье.

Правление Александра 1

В истории России, как и многих других государств, нередко новый правитель приходил к престолу через ряд интриг, заговоров и даже смертей. Император сын Екатерины Великой и Петра Фёдоровича (который являлся внуком был убит в 1801 году заговорщиками. Произошёл дворцовый переворот, и престол занял Александр Павлович, который становится Александром 1. С приходом нового монарха возникла надежда на уход деспотических методов, которые практиковались в полную силу при правлении Павла 1. Либеральные реформы Александра 1, кратко указанные в таблице, не у всех вызывали поддержку. Подробнее об этом - далее.

Реформы Александра 1 - краткое содержание

Для начала 19-го века были характерны самодержавно-крепостнический строй и поиски нового уклада политической и социально-экономической жизни. Александру 1 досталось государство в сложном как внешнем, так и внутреннем положении. По приходе на престол он отменил Тайную канцелярию, запретил пытки и телесные наказания (для дворян и купцов). Также было выпущено много заключённых, содержавшихся в крепости Петропавловская.

Если говорить про реформы Александра 1 кратко, то с начала правления были оправданы долгожданные надежды - Россия увидела либеральные начинания. В том же году формируется задача которого - обсуждение насущных вопросов жизни россиян, в центре которых - крепостничество, распространение просвещения, государственные преобразования. Согласно царскому указу, идёт разработка проекта об отмене но реальные действия противоречат этим намерениям.

Реформы Александра 1 кратко - таблица

Политическая амнистия. Упразднение Тайной канцелярии.

Замена коллегий (созданных Петром 1) министерствами под строгим единовластием министра. Создание Комитета министров.

Касательно Помещики могут освобождать крестьян с землёй, при этом последние должны заплатить выкуп.

Введение нового положения касательно устройства учебных заведений. Школы различных ступеней (приходские, уездные училища, гимназии, университеты) получают преемственность.

Основание пяти университетов - Виленского, Дерптского, Харьковского, Петербургского и Казанского. До этого существовал Московский.

Университеты наделяются значительной самостоятельностью. Теперь они могут выбирать профессоров и ректоров, выносить собственные решения по поводу своих дел. В этом же году - издание цензурного устава либерального характера.

Начата реформа на территории Прибалтики. Результаты не соответствовали ожиданиям, т. к. не осуществлялся должный контроль выполнения.

Дарование конституции Царству Польскому.

Это самые важные реформы Александра 1 кратко. Таблица содержит основную их часть. Запомнившийся личностью в период стал Сперанский. Однако его проект касательно государственных реформ, которые бы коренным образом могли изменить жизни государства, а именно - привлечение общества к правлению страной, не понравились императору и правящим верхам. В 1812 году Сперанского ожидало отстранение от занимаемых должностей и ссылка. Говоря про реформы Александра 1 кратко, стоит также упомянуть, что они не готовы были позволить радикальное изменение жизненного уклада.

Изменения в образовании

С 20-х годов 19-го века начинаются радикальные действия по отношению к учебным учреждениям. За 1821 год были уничтожены ранее созданные университеты - Казанский, Московский. Профессоров постигли увольнение и суд. Созданное в 1817 году Министерство духовных дел контролировало все учреждения воспитания и образования. Разрешение на ввоз книг и создание типографий дало толчок к развитию образования.

Значительным шагом стали министерские реформы Александра 1. Краткое содержание их: благодаря созданию органов центрального управления появилась строго подчинённая цепочка, для которой была характерна единоличная власть. На место коллегиальных заседаний пришли министры, каждый из которых подчинялся и отчитывался за свою деятельность перед Сенатом. Это была попытка перестроить систему управления в целом. Эта мера оказалась эффективной частично - центральный контроль был укреплён, однако жадная натура человека взяла вверх. Снова появились казнокрадство, безответственность высших руководящих лиц, взяточничество. Древние человеческие пороки нашли для себя ходы и в новой системе.

Военные поселения

В 1816 году Александр 1 придумал способ, благодаря которому собирался уменьшить растраты на армию - военные поселения. Люди в этих поселениях обязаны были одновременно нести военную службу и заниматься обработкой земли. Место было выбрано быстро - казённые земли губерний Могилевская, Новгородская, Петербургская и Харьковская. Если описывать военные реформы Александра 1 кратко, то можно сказать, что положение армии ухудшилось.

Значение реформ

Во время правления были приняты первые шаги к перестройке управления государством, но они отличались неуверенностью. Однако благодаря преобразованиям в просвещении стали возможны изменения, произошедшие во второй половине 19-го века и вошедшие в историю под названием «великих реформ». Повысился культурный уровень общества, в государстве увеличилось количество образованного населения, которые понимали, насколько необходимы изменения.

Можно описать государственные реформы Александра 1 кратко следующим образом - в стране произошло большое количество образований, и новый правитель поступал более обдуманно, чем его предшественник. Две цели преследовали император и его приближённые - они пытались уравнять сословия в глазах закона, а также стремились объединить их в совместной деятельности. Однако трудное время, на которое пришлись войны и изменения в политическом укладе, давили на финансовое состояние страны, что, в свою очередь, отражалось на сумме оброка, спрашиваемого с народа. С целью повысить благоустройство государства вводились новые законы, которые понижали благосостояние обычного народа.

Окончание правления

Александр 1 прекрасно понимал, что недовольство его политикой растёт, и она не приводит государство к желанному спеху. Тем временем начинает накаляться и международная обстановка. Император отдаляется от дел и забот о стране, всё больше времени уделяет разъездам. Умер он на 48-м году жизни в Таганроге во время путешествия.

Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II.

В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.

Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам.

Александр I решил перестроить, как он выражался, «безобразное здание Российской империи».

В 1801 г., один за другим, последовал ряд указов, отменявших стеснительные, реакционные и карательные меры Павла.

Было восстановлено действие жалованных грамот дворянству и городам. Были возвращены на службу все исключенные без суда чиновники и офицеры (число которых превышало 10 тыс.).

Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок все арестованные и сосланные «тайной экспедицией», и сама тайная экспедиция была упразднена, ибо, как гласил царский указ, «в благоустроенном государстве все преступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона».

Было запрещено - «под страхом неминуемого и строгого наказания» - применение пытки («чтобы наконец самое название пытки, стыд и укоризну человечеству приносящее, изглажено было навсегда из памяти народной»).

Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т. д.

Разрешено было открыть частные типографии.

Эти меры создали Александру славу либерала.

В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок, этот недостаток он называл «произволом нашего правления».

Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е., основных, законов, которых почти еще не было в России.

В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет:

  • 1. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет - (собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета») - для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он был организован на скорую руку, состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя - граф П.А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н.Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением установленным на основании истинного народного духа». Начали с центрального управления;
  • 2. Манифестом 8 сентября 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены и преобразованы были в восемь министерств. Это были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Прежние коллегии были подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты, главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия, каждый министр отчитывался перед Сенатом. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия;
  • 3. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов;
  • 4. Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А.Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения. Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нем с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала ее ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи;
  • 5. С 1801 г. запрещена была раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, обнародован был еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян, этим правом могли воспользоваться купцы, мещане, казенные крестьяне. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое одно дотоле пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. Ободренные этим первым начинанием, некоторые свободомыслящие помещики возымели желание, вступая в соглашение со своими крепостными крестьянами, освобождать их на волю целыми селениями. Доселе не существовало закона о таком массовом освобождении крестьян;
  • 6. Сын Екатерининского фельдмаршала граф Сергей Румянцев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами. Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев». Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право;
  • 7. Серьезные меры для улучшения положения крепостных крестьян были предприняты в эти годы лишь в Прибалтийском крае, «Положениями», изданными для крестьян Лифляндской и Эстляндской губерний в 1804 и 1805 гг., запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам предоставлялись гражданские права, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды, крестьяне становились наследственными владельцами своих участков, размеры их повинностей и платежей в пользу господ должны были определяться особыми комиссиями;
  • 8. Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. Новоучрежденное министерство народного просвещения с состоящим при нем «главным правлением училищ» не только выработало, но, в значительной мере осуществило план довольно широкого развития среднего и высшего образования. План этот, изложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии (с очень широкой программой преподавания), университеты. Учреждение приходских училищ, отнесенное на местные средства и предоставленное местной инициативе, не получило широкого развития, остальных школ к 1805 г. было: 6 университетов, 42 гимназии (не считая польских и литовских губерний и Прибалтийского края) и 405 уездных училищ. Университетский устав 1804 г. предоставил широкую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора, деканов четырех факультетов и профессоров на вакантные кафедры. Начало XIX века характеризуется быстрым культурным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переводных экономических, политических, юридических и философских трактатов. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов разных направлений («Вестник Европы», «Журнал Российской Словесности», «Северный Вестник»). Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо, так, новые центральные ведомства, министерства явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ, то было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807 гг. - в союзе с Пруссией. В 1807 г. Александр приблизил к себе М.М. Сперанского (1772-1839), а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Сперанский происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления;
  • 9. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований. Осуществление проекта М.М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчёты министров. Все власти - законодательная, исполнительная и судебная - соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утверждённое царем, становилось законом. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете. Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны выражать «мнение народное». В этом и заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Александр одобрил в общем план Сперанского и предполагал начать его осуществление с 1810 года. Ввиду сложности и трудности дела преобразование было начато сверху;
  • 10. 1 января 1810 г. было издано Образование Государственного Совета. Государственный Совет разделялся на четыре департамента:
  • 1) законов;
  • 2) военных дел;
  • 3) дел гражданских и духовных;
  • 4) государственной экономии.
  • 11. В 1810 г. началось осуществление проекта. В течение 1810-11 г. в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ.

Реализация (первой из них) привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Против Сперанского объединились все консерваторы, среди которых особо выделялся А.А. Аракчеев. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную.

В марте 1812 г. Сперанский был отстранён от дел и сослан в ссылку.

Такова была первая попытка перестройки центрального управления, предпринятой новым императором. Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать, направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом.

В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором в их главных частях. Но в неофициальном комитете император признавался, что он против воли восстановил жалованную грамоту дворянству, потому что исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна.

Затронут был робко щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. Так, в правительственных периодических изданиях запрещено было печатать публикации о продаже крестьян без земли.

Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной властью.

Замена коллегий министерствами завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия.

В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе.

Шарль де Голль

11 марта 1801 года в результате государственного переворота был убит Павел 1, а российский престол занял его сын, 24-летний Александр. Молодой император отличался тем, что не разделял взглядов своего отца, и стремился делать все ему наперекор. В частности, в своем вступлении при коронации Александр заявил о том, что он будет править сердцем, как то делала Екатерина Великая. Политические взгляды молодого императора, а также его несогласие с внутренней политикой отца, привели к обширный реформаторской деятельности. Эта деятельность, особенно на начальном этапе, характеризует либеральные реформы Александра 1. Эти реформы относятся к начальными годами правления (1801-1804), а сама реализация всех законопроектов связана с деятельностью Негласного комитета.

Негласный комитет

Вступив на престол, Александр 1 искал соратников, на которых можно было бы положиться при руководстве страной. В результате был создал Негласный комитет, в который вошли доверенные императору людям: Строганов, Чарторыйский, Кочубей, Новосильцев. Это были ближайшие соратники императора, которые стояли во главе всех реформ, которые начали проводиться в Российской Империи. Всего Негласный комитет состоял из 12 человек. Официальная работа его началась в июне 1801 года и продолжалось до мая 1802 года. По начальному замыслу основное направление деятельности Комитета заключалась в ограничения самодержавия, но решено было начать с местных, менее масштабных реформ.

Реформы 1801 года

Первые шаги либеральных реформ императора Александра 1 начались с амнистии всех, кто пострадал при Павле 1. В результате амнистии подверглось 12 тысяч человек. Это был вполне осознанное шаг, который наглядно демонстрировала, что Александр не разделяет взглядов своего отца, и что люди, которые представляют угрозу для Павла, являются друзьями для Александра. Это было кардинальное изменение курса внутренней политики страны. Кроме того в 1801 году либеральные реформы включали в себя следующие направления:

  • Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
  • Разрешение свободного выезда за границу.
  • Разрешение свободного ввоза из заграницы любой литературы.
  • Ликвидация Тайной экспедиции. Тайная экспедиция это специальный надзорный орган, который занимался политическим и гражданским сыском. Его место фактического занял теперь Сенат.

Эти реформы были проведены 2 апреля 1801 года. Они не носили кардинальных перемен для страны, но лишний раз подчеркивает курс Александра 1, который стремился изменить все, что делал его отец. Кроме того в этом году была проведена еще 1 реформа, согласно которой разрешалось мещанам и крестьянам покупать землю (указ от 12 декабря 1801). Кроме того, дворянам запрещалось подавать объявления в газету о продаже своих крепостных.

Реформа 1802 года

1802 год ознаменовался реформированием органов местной и государственной власти. В частности, Сенат получил особые полномочия, стал высшим судебным органом в стране. Кроме того, Сенат занимался еще и тем, кто контролировал деятельность всех органов местной государственной власти. Одновременно с этими реформами, Александр 1 изменил коллеги, поставив на их место министерства (указ от 8 сентября). Реформы в России 1802 года породили следующие министерства (всего их было создано 8): военное, юстиции, морское, внутренних дел, иностранных дел, народного просвещения, финансов и коммерции. Для координации деятельности министерства был создан Комитет министров, который фактически занимался вопросами управления внутри страны. Все члены Негласного комитета вошли в новое правительство (надобность в Негласном комитете ропала):

  • Кочубей занял пост министра внутренних дел.
  • Строганов стал заместителем министра внутренних дел.
  • Новосильцев получил должность министра юстиции России.
  • Чарторыйский официально числился заместителем министра иностранных дел, хотя на практике был не заместителем, а полноценным руководителем данного министерства.

Реформы 1803 года

Одними из самых значимых являются либеральные реформы Александра 1 в 1803 году. В начале этого года произошло реформирование системы народного просвещения. Молодой император настаивал на том, чтобы образование и науки были доступны для всех слоев населения, включая крестьян и бедноту. Также было увеличено количество университетов, которые дополнительно получили больше независимости.

Однако самое важное событие этого года, а также одна из важнейших реформ царствования Александра 1, произошла 20 февраля 1803 года. В этот день был издан указ о Вольных хлебопашцах. Согласно этому указу крестьяне могли по согласованию с помещиком выкупить свою свободу. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом указе, поскольку он уже подробно описан на нашем сайте, и вы можете найти этот материал.


Все либеральные реформы с 1801 по 1804 года

Выше мы рассмотрели только основные либеральные реформы, которые проводились в России на начальном этапе правления Александра 1. Этих реформ было гораздо больше, и они оказывали воздействие на все сферы жизнедеятельности государства. В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:

  • Образование. Александр заявил о бесплатном начальном образовании для всех. Что касается самих учебных заведений, то они были разделены на четыре основные категории: церковные школы, уездные школы, гимназии и университеты.
  • Нормы поведения и жизни. Был утвержден первый либеральный цензурный устав.
  • Открытие новых университетов. Были открыты крупные университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Работа университетов контролировалась вновь созданным министерством народного просвещения.
  • Шаги к освобождению крестьян. Впервые были озвученны и четко определены крестьянские повинности, а также возможности для выкупа своей свободы крестьянам у помещиков.

Именно такими были либеральные реформы Александра 1 на начальном этапе его правления. Молодой император с одной стороны пытался показать, что он не разделяет взглядов своего отца но, с другой стороны пытался создать условия для лучшей жизни внутри страны. Можно сколько угодно говорить о причастности Александр к смерти Павла 1, его любви или не любви к России, но его реформаторская деятельность на начальном этапе носила исключительный характер, который был направлен на попытки улучшения жизни в стране.

1. Реформы начала века. Александр I пришел к власти в результате дворцового переворота в марте 1801 г., когда был свергнут с престола и убит его отец император Павел 1. Вскоре для подготовки реформ создается Негласный комитет из друзей и ближайших соратников Александра I - В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, А. Чарторыйского.

В 1803 г. издан «Указ о вольных хлебопашцах». Помещики получили право отпускать своих крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп. Однако больших практических последствий указ о вольных хлебопашцах не имел: за все царствование Александра I на волю вышли лишь немногим более 47 тыс. душ крепостных, т.е. менее 0,5% их общего количества.

Были проведены реформы системы государственного управления. В целях укрепления государственного аппарата в 1802 г. вместо коллегий учреждается 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Была также проведена реформа Сената.

В 1809 г. Александр I поручил М.М. Сперанскому разработать проект реформ. В основу был положен принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Планировалось создать представительный орган - Государственную думу, которая должна была давать заключения по представленным законопроектам и заслушивать отчеты министров. Представители всех ветвей власти соединялись в Госсовете, члены которого назначались царем. Решение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом.

Все население России предполагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные крестьяне и лица, работающие по найму: рабочий, прислуга и т.п.). Избирательные права должны были получить только первые два сословия, причем на основе имущественного ценза. Однако гражданские права, по проекту, предоставлялись всем подданным империи, включая крепостных. Однако в аристократической среде Сперанского считали чужаком и выскочкой.

Его проекты казались опасными, чересчур радикальными. В марте 1812 г. он был сослан в Нижний Новгород.

2. Внутренняя политика в 1814-1825 гг . В 1814-1825 гг. во внутренней политике Александра 1 усилились реакционные тенденции. Однако при этом предпринимались и попытки возвращения к курсу либеральных реформ: была завершена крестьянская реформа в Прибалтике (начатая в 1804-1805 гг.), в результате которой крестьяне получали личную свободу, но без земли; в 1815 г. Польше предоставлена конституция, носившая либеральный характер и предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в составе России. В 1818 г. началась работа по подготовке проекта Конституции, которую возглавил Н. Н. Новосильцев. Предполагалось введение в России конституционной монархии и учреждение парламента. Однако эта работа не была доведена до конца. Во внутренней политике начинает все больше преобладать консерватизм: в армии была восстановлена палочная дисциплина, одним из результатов которой стали волнения 1820 г. в Семеновском полку; в 1821 г. подверглись чистке Казанский и Петербургский университеты. Усилилась цензура, преследовавшая свободную мысль. Для самоснабжения армии в мирное время были созданы военные поселения, где солдаты в условиях жесточайшей дисциплины обязаны были кроме службы заниматься и сельским хозяйством. Поворот к реакции после войны 1812 г. связан с именем царского фаворита А.А. Аракчеева и получил название «аракчеевщина».

3. Итоги внутренней политики эпохи Александра I. В первое десятилетие своего правления Александр I обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране. Впервые в русской истории начался хотя и очень робкий, но все же процесс ограничения и даже частичной отмены крепостничества. Последнее десятилетие царствования Александра стало временем нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе. Не были решены главные вопросы: отмена крепостного права и принятие конституции. Отказ от обещанных либеральных реформ привел к радикализации части дворянской интеллигенции и породил дворянскую революционность (Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге).

Введение

1.1 Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет

2.3 Битва за Москву

Заключение

Список литературы

Введение

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда в результате заговора произошло убийство императора Павла I, был решен вопрос о восшествии на престол его старшего сына Александра Павловича. Среди заговорщиков были представители высшей русской аристократии: генерал-губернатор Петербурга граф П.А.Пален, генерал Л.Л.Бенигсен, князь П.А.Зубов, гвардейские офицеры. В план заговора был посвящен и сам наследник престола. На нового монарха возлагались надежды на проведение либеральных реформ и смягчение режима личной власти.

Император Александр I воспитывался под присмотром своей бабки Екатерины П. Он был знаком с идеями просветителей - Вольтера, Монтескье, Руссо. Однако Александр Павлович мысли о равенстве и свободе не отделял от самодержавия. Эта половинчатость и стала особенностью как преобразований, так и правления императора Александра I.

Второй вопрос работы посвящен Великой Отечественной войне. 22 июня 1941 г. подло, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении 1939 г., фашистская Германия начала войну против Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против гитлеровских захватчиков. Это был один из самых героических и самых трагических периодов нашей истории. Героический, потому что наш народ внес решающий вклад в спасение человечества от коричневой чумы - фашизма, в защиту мировой цивилизации. Трагический, потому что победа над фашистской Германией досталась дорогой ценой, миллионами жизней наших соотечественников. По последним данным, в нашей стране погибло 26 млн. 452 тыс. человек, в основном мирные жители. Функция обороны страны от внешних врагов стала основной функцией советского государства. Все остальные функции государства были также подчинены решению основной задачи - разбить врага.

Народ защищал свою страну, не щадя жизни. В начале войны захватчики оккупировали часть нашей территории. Государству пришлось решать задачу по эвакуации наших заводов на восток, по налаживанию их работы. Проводилась грандиозная работа по переводу экономики на военные рельсы. В тылу врага действовали партизаны. Страна находилась в тяжелом экономическом положении. Были введены карточки. Нашествие фашистских войск нанесло громадный урон экономике оккупированных районов страны. Государство принимало титанические усилия по восстановлению экономики освобожденных регионов. Значительную роль в решении этой задачи сыграло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».

Молниеносный план разгрома СССР, зашифрованный под названием «План Барбаросса», рассчитанный на ликвидацию нашей страны в течение 6-8 недель, провалился. Изнурительная, почти четырехлетняя война закончилась в мае 1945 г. капитуляцией фашистской Германии.

Итак, цель работы – исследование характера реформ Александра I и основных этапов Великой Отечественной войны. Задачи: изучить предпосылки, характер, итоги реформ Александра I, а также рассмотреть причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны, битву под Москвой, ее историческое значение.

1. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги

Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет

Вся эта работа, связанная с либерализацией жизни, сосредоточилась в Негласном кабинете, где собрались ближайшие сановники царя, так называемые «молодые друзья» Александра I: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыский и Н.Н.Новосильцев - приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет с 1801 по 1805 год и занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. В 1801 году было разрешено приобретать и продавать земли купцам, мещанам и государственным крестьянам, что имело некоторое значение для развития буржуазных элементов в недрах феодального строя.

20 февраля 1803 года Александром I был подписан указ «О вольных хлебопашцах», по которому помещики получали право освобождать как отдельных крестьян, так и целые селения с обязательным наделением их землей. За получение воли и земли крестьяне должны были платить помещику выкуп и выполнять различные повинности. Правда, серьезных последствий эти указы не имели.

1.2 Министерская реформа, реформа Сената

Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия. Введение министерств усиливало централизацию государственного аппарата и таким образом упорядочивало и укрепляло старую чиновничье-бюрократическую систему управления. В качестве министров и их помощников получили назначения как представители старшего поколения дворянства, так и «молодые друзья», что выражало политическое единство дворянских кругов.

Попытки расширить права Сената по наблюдению за законностью оказались в противоречии с единоличным монархическим началом. Поэтому Сенат стал лишь высшим судебным органом империи.

1.3 Меры в области просвещения

Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты - с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища. В 1804 году был открыт четвертый по счету российский университет - в Харькове (уже существовали университеты в Москве, Вильно, Дерпте), намечалось открытие университета в Казани. В управлении университетов лежало выборное начало - ректор и его помощники избирались на съезде профессоров.

Расширенная программа в области просвещения диктовалась насущной необходимостью государства в хорошо подготовленных чиновниках, в кадрах для развивающейся торгово-промышленной деятельности, военными потребностями страны.

1.4 М.М.Сперанский и его план государственных преобразований

Правительство Александра I настойчиво пыталось привлечь внимание общественности страны к новым либеральным планам. При императоре выдвигается фигура нового государственного деятеля - М.М.Сперанского. В период в 1803 по 1807 год он был директором департамента министерства внутренних дел, с 1807 г. - статс-секретарь императора Александра I, с 1808 г. - заместитель министра юстиции. В 1809 г. по поручению императора М.М.Сперанский подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии (выборность чиновников, разделение властей и др.). По проекту М.М.Сперанского политические права получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. С 1810 года стал действовать, в соответствии с проектом М.М.Сперанского, Государственный совет. Однако принципа разделения властей Сперанский провести не смог. Государственный совет из промежуточного органа превратился в назначаемую сверху законодательную палату.

Деятельность М.М.Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, которое обвиняло его в государственной измене и добилось его отставки и последующей высылки в 1812 г. Несмотря на ссылку, в 1819 г. М.М.Сперанский становится генерал-губернатором Сибири и инициатором реформ ее управления. Спустя два года он был возвращен в Петербург и назначен членом Государственного совета, образованного в 1810 г. по его же инициативе. Под руководством М.М.Сперанского были составлены «Полное собрание законов Российской империи» в 45-ти томах, «Свод законов Российской империи» в 15-ти томах. Реформы начала XIX века не смогли затронуть основ самодержавия, хотя всем было ясно, что предложения реформаторов были направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами прежней феодально-абсолютистской монархии.

1.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры

Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность. Н.М.Карамзин метко назвал его «министерством затемнения». Во главе его в 1816 году был поставлен обер-прокурор Синода А.Н.Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза - евангелие, религия, мистика. Обучение в университетах и других учебных заведениях России отныне строилось на основе Священного писания. Все, что не совпадало с догматами Евангелия, изгонялось из преподавания.

Высшие учебные заведения, в которых, по мнению А.Н.Голицына, обнаруживалась крамола, подвергались разгрому. Вводилась свирепая цензура, запрещалось публиковать сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны.

Реакционная политика правительства Александра I в области просвещения и культуры - это также проявление аракчеевщины, то есть того политического режима, который установился в России в 1815-1825 годах. Это было господствующим направлением внутренней политики самодержавия после Отечественной войны 1812 года.

2. Великая Отечественная война: причины поражения Красной армии в первые месяцы войны. Битва под Москвой, ее историческое значение

2.1 Начало Великой Отечественной войны и ее периодизация

PAGE_BREAK--

22 июня 1941 года, собрав колоссальную армию вторжения - 190 дивизий (5,5 млн. человек), гитлеровская Германия и ее союзники обрушились без объявления войны на Советский Союз. К активному участию в агрессии против СССР были привлечены Румыния, Венгрия, Финляндия, Словакия и Хорватия, в которых к этому времени уже были созданы профашистские режимы. В агрессии участвовали также Италия и Испания. С Германией сотрудничали Португалия, Турция и так называемая «вишистская Франция» - марионеточный прогитлеровский режим, контролировавший часть территории Франции, оккупированную гитлеровцами. Все эти страны предоставляли свое ресурсы фашистской Германии для ведения войны. Нападением Германии на СССР для всего советского народа началась страшная и кровопролитная война, получившая название Великой Отечественной.

Великая Отечественная война стала решающим событием начавшейся 1 сентября 1939 года второй мировой войны. Германия и ее союзники понимали, что для завоевания мирового господства им важно было покончить с СССР. Успех «молниеносной войны» в Западной Европе, в результате которой к июню 1941 года 12 стран Европы - Австрия, Чехословакия, Албания, Польша, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия, Франция, Югославия и Греция - были завоеваны фашистскими агрессорами, а их население подвергалось террору, демократические силы и «неполноценные расы» - постепенному тотальному уничтожению. Опасность фашистского вторжения нависла над Англией. Боевые действия перекинулись через Средиземноморье в Северную Африку. Германское командование вынашивало планы захвата Ближнего Востока, Индии, а после разгрома Англии и СССР - уже и вторжения на Американский континент.

В этих условиях еще в июле 1940 года руководство фашистской Германии приступило к разработке плана агрессивной войны против СССР, получившего кодовое название «план Барбаросса». Он предусматривал нанесение поражения СССР в быстротечной кампании, при этом основные силы Красной Армии предполагалось полностью уничтожить западнее линии Днепр - Западная Двина, не допустив их отхода в глубь страны. В дальнейшем намечалось захватить Москву, Ленинград, Киев, Донбасс и выйти на линию Астрахань - Волга - Архангельск.

Справедливая и освободительная борьба советского народа против фашистского агрессора в Великой Отечественной войне длилась более четырех лет. В ее ходе обычно выделяют три основных периода, имеющих свои резко выраженные особенности. Первый период - от начала войны 22 июня 1941 года до ноября 1942 года, до разгрома немецко-фашистских сил под Сталинградом. Это был начальный период войны, когда Красная Армия, неся огромные потери, была вынуждена оставить значительные территории, и вела тяжелые оборонительные бои против гитлеровских агрессоров.

Второй период - от поражения немецко-фашистских войск под Сталинградом (конец ноября 1942 года) до конца 1943 года. В это время происходит коренной перелом в ходе войны в пользу Советского Союза. Третий период (1944-1945) - время решающих побед Советской Армии над фашистской Германией и милитаристской Японией, когда вражеские войска были полностью изгнаны за пределы СССР и началось освобождение от фашистской оккупации Восточной Европы, завершившееся полным крахом Германии и ее безоговорочной капитуляцией. На завершающем этапе этого периода войны войска Советской Армии, разгромив японских агрессоров на Востоке, вместе с союзниками освободили народы Азии от оккупации их силами милитаристской Японии, что стало окончанием всей второй мировой войны.

2.2 Стратегическая оборона Красной Армии

На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на СССР. Еще затемно с немецких аэродромов поднялись армады боевых самолетов, пересекли границу на широком фронте от Балтийского до Черного морей и устремились на восток. Одна часть этой крылатой армады своей целью имела удаленные от границы советские военно-морские базы, города и железнодорожные узлы. Другая ее часть была нацелена на аэродромы пограничных округов, на районы сосредоточения войск Красной Армии, их штабы, склады, узлы связи и дороги.

Попытки врага нанести внезапный удар по базам Балтийского и Черноморского флотов были сорваны частями противовоздушной обороны. Поэтому в этот начальный период вторжения на базы флотов значительного ущерба им нанести не удалось.

Однако внезапность удара, на которую гитлеровское командование делало свою основную ставку, все же поставила войска Красной Армии в труднейшее положение. Особенно тяжелый урон нанесла обороняющимся войскам вражеская авиация: в первый день войны было уничтожено около 1200 советских самолетов, причем подавляющее большинство из них сгорело на аэродромах, так и не поднявшись в воздух.

В первые несколько дней войны врагу удалось прорваться достаточно далеко в глубь страны по трем основным стратегическим направлениям - на Ленинград, Москву и Киев. На каждом из этих направлений концентрировались усилия одной из трех группировок немецких армий вторжения - «Север», «Центр», «Юг». Это позволило гитлеровским войскам на всех этих трех главных направлениях нанести мощные удары по обороняющимся частям Красной Армии, разбить их и полностью захватить стратегическую инициативу. За 3 недели войны противнику удалось вывести из строя 28 советских дивизий, а свыше 70 дивизий потеряли более 50% своего состава - в людях, вооружении, боевой технике.

К началу июля 1941 года немецко-фашистские войска захватили Литву, большую часть Латвии, западную часть Белоруссии и часть западных областей Украины, наращивая свое наступление все дальше и дальше. Для Советского государства сложилось исключительно тяжелое и опасное положение. Обороняясь от превосходящих сил противника, войска Красной Армии по-прежнему отступали, теряя в ожесточенных боях людей, вооружение, технику. Значительные силы обороняющихся советских армий попали в окружение и были пленены.

И, тем не менее, войска Красной Армии продолжали ожесточенно сопротивляться. К концу июля 1941 года противник, потеряв в сражениях почти половину своих танков и самолетов, большое количество живой силы, был вынужден на направлении главного удара к востоку от Смоленска перейти к обороне. Эта небольшая передышка позволила эвакуировать на восток промышленные предприятия, отмобилизовать резервы в глубине страны и приступить к началу первоочередных мероприятий по перестройке экономики страны на военный лад. В конце лета - начале осени 1941 года в значительной мере по вине Сталина войска Красной Армии постигла, однако, вторая после трагических июньских дней катастрофа, на этот раз на Левобережье Днепра при героической обороне Киева. Окруженные противником войска киевской группировки потеряли только взятыми в плен до 670 тысяч солдат и офицеров. Приказ об их отводе поступил очень поздно, когда судьба Киева была уже решена и кольцо вражеского окружения давно и полностью замкнулось.

Вскоре последовала трагедия под Брянском и Вязьмой - третье крупнейшее поражение Красной Армии в 1941 году. Надо отдать должное героизму советских солдат: они сражались до тех пор, пока были хотя бы малейшие возможности противостоять врагу, помогая ценой своих жизней организовать оборону Москвы на Можайском оборонительном рубеже. Однако вырваться из окружения и избежать плена 663 тысячам солдат и офицеров не удалось.

2.3 Битва за Москву

К осени 1941 года врагу удалось блокировать Ленинград с суши, полностью оккупировать Украину, прорваться к Ростову-на-Дону и выйти на подступы к Москве. Над столицей Советского государства нависла угроза захвата войсками гитлеровских захватчиков. В жестоких оборонительных боях в Подмосковье и под Тулой в октябре-ноябре 1941 года немецко-фашистские войска были обескровлены и утратили свой наступательный порыв. Битва под Москвой стала первым крупным поражением гитлеровских войск. Этот успех обеспечил паузу в ведении боевых действий, потерю немцами стратегической инициативы. Можно только представить, какие героические усилия потребовалось приложить советскому народу и его армии, чтобы выправить положение на фронтах, остановить противника на главном направлении, а затем перейти в контрнаступление.

Оборонительные операции советских войск на дальних подступах к Москве начались 30 сентября. Ценой больших потерь в людях и технике врагу удалось принудить советских солдат к отступлению и сильно потеснить наши войска. Опасность, нависшая над Москвой, усилилась с прорывом немецко-фашистских поиск под Каширой, к Серпухову, Туле и Калинину. 4 октября Гитлер заявил по радио, что Красная Армия разбита и уже никогда не восстановит свои силы.

Однако на подступах к Москве все атаки противника отбивались с невиданной стойкостью и упорством. В Москве и прилегающих к ней районах было введено осадное положение. В столице формировались полки и дивизии народного ополчения. Более 450 тысяч москвичей и жителей Подмосковья вышли на строительство укреплений и защитных рубежей.

К концу октября первое наступление гитлеровской группировки на Москву было остановлено. 7 ноября в Москве на Красной площади, несмотря на близость фронта, состоялся парад войск. Он оказал огромное влияние на подъем морального духа Красной Армии, всего народа. С Красной площади войска двигались на фронт.

Второе наступление группы армий «Центр» на Москву началось 15-18 ноября. Вновь Подмосковье стало ареной ожесточенных боев. На отдельных участках фронта немецко-фашистское командование создавало многократное превосходство в живой силе и технике. Однако продвижение немецких войск часто разбивалось о стойкость и беспримерное мужество советских солдат. Один из таких примеров - бессмертный подвиг 28 панфиловцев, преградивших путь десяткам вражеских танков на Волоколамском направлении.

Самоотверженно действовали артиллеристы, летчики, силы ПВО, пехотинцы и народные ополченцы. Под Москвой летчик-истребитель В.Талалихин совершил первый в истории ночной воздушный таран, летчик А.Катрич - первый высотный таран. Расчет зенитной пушки сержанта Г.Шадунца вступил в 28 километрах от столицы в единоборство с 23 танками и уничтожил 6 из них. Тула стала щитом на пути танкового корпуса Гудериана и остановила его.

Героическая оборона Москвы позволила перегруппировать воинские части, подтянуть подкрепления из Сибири и под руководством генерала армии Г.К.Жукова 5-6 декабря начать контрнаступление войск Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов. Для измотанного в беспрерывных боях и использовавшего свои последние резервы противника удар оказался неожиданным. Враг не выдержал ряда сильных ударов и, бросая технику и вооружение, неся огромные потери, стал поспешно отходить. С середины декабря контрнаступление советских войск охватило огромный фронт - свыше тысячи километров. Результатом его явилось освобождение 11 тысяч населенных пунктов, в том числе областных центров - Калинина и Калуги. Немцы были отброшены от Москвы на 100-350 километров. Германия потерпела первое серьезное поражение во второй мировой войне. Тем самым был развеян миф о непобедимости немецких войск. Гитлеровская стратегия «молниеносной войны» («блицкриг») потерпела полный крах.

В битве под Москвой немецкие войска потеряли около 500000 человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15000 автомашин и много другой техники. Чувствительным оказался и моральный урон, нанесенный врагу, - гитлеровские военные трибуналы осудили около 62000 солдат и офицеров за дезертирство, самовольное оставление позиций и неповиновение приказам старших офицеров. С занимаемых постов были сняты 35 высших чинов германской армии.

Заключение

Первые манифесты Александра I свидетельствовали о новой политике. Они провозглашали стремление править по законам Екатерины II, снять ограничения на торговлю с Англией, объявление амнистии и восстановление в должностях лиц, репрессированных при Павле I.

Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия.

Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты - с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища.

Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне спасла народы страны и все человечество от угрозы фашистского порабощения. Советско-германский фронт был главным фронтом второй мировой войны. Происходившие на нем ожесточенные сражения притягивали к себе крупные силы фашистской Германии и ее союзников - здесь воевало более 70% сухопутных сил агрессора. Именно на европейском континенте, на Восточном фронте, а не на периферии (1941-1943 годы - сражения союзников в Восточной и Северной Африке, 1943 год - высадка союзных войск в Италии, 1941-1945 годы - сражения с Японией на Тихом океане) решались судьбы стран и народов, втянутых в боевые действия второй мировой войны.

Именно Советский Союз, его сражающаяся армия и народ стали главной силой, преградившей путь германскому фашизму к мировому господству.

Главным источником победы над фашизмом в Великой Отечественной войне стал героизм воинов Красной Армии, беззаветный труд, патриотизм и инициатива народных масс. Как бы ни оценивать ныне роль социально-экономической и политической системы социализма в нашей стране тех лет, следует признать, что она выдержала тяжелейшие испытания военных лет и проявила все свои положительные качества в противоборстве с сильным и коварным врагом. С другой стороны, многие изъяны административно-бюрократических методов управления страной, столь отчетливо проявившиеся особенно в начальный, самый тяжелый период Великой Отечественной войны, оказались очевидными не только для многих коммунистов и трудящихся, но и для руководства, попытавшегося направить в официальное русло пробудившийся в народных массах искренний патриотизм.

Победа над фашизмом добыта кровью, беспримерным героизмом, тяжелейшим трудом и огромными безвозвратными потерями советского народа, его неиссякаемой энергией и верой в неизбежную победу над врагом. Нельзя в данном случае принижать и роль Коммунистической партии, ставшей для рядовых коммунистов, для всего народа организатором и вдохновителем побед над фашизмом. Именно вера всего советского народа в неизбежный крах замыслов вероломного агрессора стала решающей силой, обеспечившей победу Советского Союза в самой страшной и кровопролитной войне всех времен и народов.

Список литературы

Верст Н. История советского государства. 1900 – 1991. – М.: Прогресс, 1992. – 480 с.

История государства и права России. Учебник под редакцией Ю. П. Титова – М.: Просвещение, 1998. – 609 с.

История России: народ и власть. – СПб.: Лань, 2002. – 799 с.

Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. – М.: Юнити, 2002. – 365 с.

Российское законодательство X –XX веков. В 9 т. М.: Просвещение, 1985. – 1387 с.

Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Прогресс, 2004. – 980 с.