Болезни Военный билет Призыв

Какие самолеты бомбили берлин в 1941 году. Бомбардировка берлина

Аннотация. В статье раскрыты события, связанные с подготовкой, организацией и ходом первого воздушного налёта советской дальнебомбардировочной авиации на столицу фашистской Германии в августе 1941 года.

Summary . The article describes the events associated with preparation, organisation and running of the first air raid of Soviet long-range bombers on the capital of Nazi Germany in August 1941.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.

ЛАШКОВ Алексей Юрьевич - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент

«ОБЯЗАТЬ 81-ю АВИАДИВИЗИЮ… ПРОИЗВЕСТИ НАЛЁТ НА БЕРЛИН»

Первый воздушный налёт дальнебомбардировочной авиации на Берлин в ночь с 10 на 11 августа 1941 года

После успешного воздушного налёта в начале августа 1941 года советской морской авиации на столицу фашистской Германии - Берлин, своё слово сказала дальнебомбардировочная авиация (ДБА) ВВС Красной армии. Ставка была сделана на 81-ю авиационную дивизию дальнего действия (аддд)1. Соединение было сформировано в соответствии с приказом Наркома обороны СССР № 0052 от 15 июля 1941 года (основание - решение Государственного Комитета Обороны СССР от 14 июля 1941 г.)2. Его командиром стал один из первых Героев Советского Союза комбриг М.В. Водопьянов3. Дивизия включала в свой состав: управление, 432-й и 433-й авиационные полки. В составе каждого полка предполагалось иметь по 5 эскадрилий тяжёлых бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) в составе трёх кораблей каждая, одну эскадрилью истребителей охраны типа Як-1или ЛаГГ-3в составе 10 самолётов и батальон аэродромного обслуживания.

На формирование управления 81-й авиационной дивизии и 432-го авиационного полка были обращены личный состав и материальная часть недавно сформированного 412-го тяжёлобомбардировочного авиационного полка (тбап) ТБ-74. Командиром полка был назначен один из опытнейших пилотов дальней авиации полковник В.И. Лебедев5. Формирование 433-го авиаполка (на основе 420-го ап) предполагалось закончить по мере поступления самолётов от промышленности. По имеющимся сведениям в состав дивизии также были включены 413-й (на ТБ-7) и 421-й (на Ер-2) авиационные полки особого назначения (ОСНАЗ).

К августу 1941 года на вооружении 432-го ап имелось 12 бомбардировщиков ТБ-7 (8 самолётов с дизельными моторами М-40, один с дизельными моторами М-30 и три самолёта с бензиновыми моторами М-35 и М-35А), производство которых осуществлялось в г. Казань (завод № 124).

Самолётный парк 420-го (позднее - 433-го) авиаполка составляли бомбардировщики дальнего действия Ер-2 (ДБ-240), созданные на базе 12-местного скоростного пассажирского самолёта «Сталь-7». Дальность действия Ер-2 с бомбовой нагрузкой (до 1000 кг) составляла до 4100 км. Максимальная скорость Ер-2с мотором АМ-37 на высоте 4 км достигала 437 км/час6. Командиром полка являлся полковник Н.И. Новодранов7.

81-я авиационная дивизия дальнего действия непосредственно подчинялась командующему ВВС Красной армии (КА) генерал-лейтенанту авиации П.Ф. Жигареву8. Вопросы её боевого применения также находились в компетенции Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. По его распоряжению, в качестве ответной меры на массированные налёты Люфтваффе на Москву, дальняя авиация (вслед за 1-м минно-торпедным авиационным полком 8-й авиабригады Краснознамённого Балтийского флота) должна была подвергнуть бомбардировке военные объекты столицы Третьего рейха.

В первой декаде августа 1941 года командование ВВС доложило в Ставку Верховного Главнокомандующего (ВГК) о полной готовности дивизии к боевой работе по Берлину. По личному указанию И.В. Сталина в ночь с 8 на 9 августа было подготовлено специальное распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО), которым предписывалось: «Т-щу Водопьянову. Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.VIII на 10.VIII или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налёт на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбёжки г. Кёнигсберг. И. Сталин 8.8.41»9.

На основании этого документа командующий ВВС КА генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев издал соответствующий приказ10. Одновременно штабом ВВС совместно с 5-м управлением Главного управления ВВС (дальнебомбардировочной авиации) были разработаны боевые задания 81-й аддд по обеспечению пролёта и возвращения бомбардировщиков через линию фронта. Удар по столице нацистской Германии вслед за ВВС КБФ, должны были наносить экипажи 432-го (на ТБ-7) и 433-го (на Ер-2) дальнебомбардировочных полков (дбап) 81-й авиадивизии.

Для выполнения боевой задачи первоначально были задействованы 12 ТБ-7 и 28 Ер-2. 10 августа самолеты перелетели на военный аэродром «подскока» г. Пушкин (28 км южнее Ленинграда). После очередной технической ревизии состояния машин количество отобранных бомбардировщиков уменьшилось до 10 ТБ-7 (выбор пал только на дизельные машины) и 16 Ер-2, составившие основу 1-й и 2-й эскадрилий 432-го дальнебомбардировочного полка (приказ командующего ВВС КА № 0010 от 9 августа 1941 г.). Примерно 8 «еров» были включены в состав «оперативной группы» того же авиаполка под командованием заместителя командира полка капитана А.Г. Степанова.

Многие экипажи 432-го дбап не имели необходимых навыков взлёта на полностью загруженных машинах. Проведённые расчёты показали, что ТБ-7 с дизелями М-40Ф с бомбовой нагрузкой 4 тонны, из них 2 т на внешней подвеске, могли обеспечить полёт на дальность со сбросом бомб в середине маршрута и благополучно вернуться на базу. Общая протяжённость маршрута (с аэродрома Пушкин до г. Берлина) составляла 2700 км (против 3200 км при вылете с московских аэродромов). Большая часть пути при этом пролегала над Балтикой в обход районов с сильной ПВО противника. Последние 500 км проходили над территорией Германии. К цели (район г. Берлин) советские самолёты должны были следовать рассредоточено, выходя на боевой курс с заданными интервалами по времени, чтобы избежать столкновений. Каждому экипажу предстояло отыскивать цель самостоятельно. Шедшие следом экипажи рассчитывали на подсветку её огнём пожаров от ударов головных машин (несколько ТБ-7, взлетавших первыми, были оборудованы системой слепого самолётовождения «Ночь-1», позволявшей ориентироваться по сигналам радиомаяков). Сама бомбардировка, таким образом, растягивалась и лишалась внезапности. Но другой тактики налёта в ночных условиях на тот момент просто не существовало.

Общее руководство организацией первого налёта дальнебомбардировочной авиации на Берлин было возложено на командующего ВВС КА генерал-лейтенанта авиации П.Ф. Жигарева, непосредственное командование авиагруппой бомбардировщиков - на командира дивизии комбрига М.В. Водопьянова.

В 18.00 10 августа экипажи эскадрилий были собраны для постановки задачи (аэродром г. Пушкин). Генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев зачитал обращение Верховного Главнокомандующего к личному составу дивизии, было приказано иметь на каждом воздушном корабле максимальный боекомплект и полную заправку топливных баков.

Основу боеприпасов составляли фугасные авиационные бомбы (ФАБ-100, -250, -500, -1000), зажигательная авиационная бомба (ЗАБ-50) и ротационно-рассеивающая авиабомба (РРАБ-3).

Порядок полёта определялся следующий (из донесения командира эскадрильи капитана М.А. Брусницына начальнику штаба 81-й аддд 11 августа 1941 г.): «Первое звено взлетает ТБ-7, за ним в 20.30 звено Ер-2 под командой капитана Степанова, за ним в 20.45 звено ТБ-7 и в 21.00 - звено Ер-2 под командой капитана Брусницына, за этим звеном следующее звено ТБ-7. За звеном ТБ-7 взлетает пара Ер-2 под командой младшего лейтенанта Молодчего»11.

Недостаток времени на подготовку и строжайшая секретность планируемого мероприятия исключили возможность своевременного доведения до руководства Северной зоны ПВО12 и противовоздушной обороны Краснознамённого Балтфлота сведений о предстоящем полёте наших самолётов. Это обстоятельство сыграло с участниками налёта на Берлин злую шутку. Кроме того, подавляющее большинство личного состава подразделений зенитной артиллерии и экипажей истребительной авиации не были знакомы с силуэтами ТБ-7и Ер-2, что позволяло принимать их за вражеские бомбардировщики.

Возникли трудности и с техническим состоянием наших воздушных кораблей. При взлёте бомбардировщик Ер-2 младшего лейтенанта А.И. Молодчего13, вследствие большого перегруза машины, пробежав всю грунтовую полосу, не сумел оторваться от земли и снёс шасси о дренаж на краю аэродрома. Лишь чудом самолёт не взорвался на собственных бомбах14.

На ТБ-7 (№ 42046) командира корабля майора К. Егорова отказали два правых дизеля М-40Ф сразу после отрыва самолёта от земли. Самолёт потерпел катастрофу15. Машина полностью разрушена. Из состава экипажа «убито 6 человек, тяжело ранено 6 человек. Из них умерло в госпитале 2 человека»16.

Командующий ВВС КА срочно потребовал остановить начало операции. Взлетевший ранее Ер-2 капитана М.А. Брусницына целый час кружил над аэродромом в ожидании ведомых самолётов. Получив команду на посадку, бомбардировщик в условиях плохой видимости (темнота) неудачно приземлился, сломав стойку шасси17.

В результате на Берлин ушло лишь 9 бомбардировщиков (6 ТБ-7 и 3 Ер-2)18. Но неудачи продолжали преследовать советских лётчиков уже в воздухе. На самолёте ТБ-7 (№ 42035) лейтенанта В.Д. Видного (в отдельных документах - В.Д. Бидного) над оккупированной территорией загорелся левый внешний двигатель. Экипаж своими силами смог ликвидировать пожар, но самолёт понемногу стал терять высоту. Сбросив бомбы над ст. Лауэнбург (370 км северо-восточнее г. Берлина), корабль лёг на обратный курс. От атаки неприятельских истребителей спасла густая облачность. В районе Ленинграда, на высоте 1-1,5 км, корабль был обстрелян огнём нашей зенитной артиллерии и посажен истребителями в 7.45 на площадку Обухово19.

Жертвой советской противовоздушной обороны стал бомбардировщик ТБ-7 (№ 42045) капитана А.Н. Тягунина. У северной оконечности восточного мыса Лужская губа самолёт был двукратно атакован нашими истребителями, затем попал под обстрел зенитной артиллерии с нашего побережья и кораблей КБФ. Попадание снарядов в левую плоскость и мотор вызвало пожар, корабль начал разрушаться, командир приказал бомбы сбросить в море, развернуться к берегу и всем членам экипажа покинуть самолёт. Спасавшийся на парашютах личный состав обстреливался огнём истребителей и с земли. Погибли четыре человека, один пропал без вести20. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: Наука, 1978. С. 57.

2 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп 11. Д. 62. Л. 226, 227.

3 Водопьянов Михаил Васильевич - советский военный, полярный лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934), генерал-майор авиации (1943). В Красной армии с 1919 г. Окончил Военную авиационную школу летчиков (1929). В марте-апреле 1934 г. участвовал в спасении членов экспедиции и экипажа парохода «Челюскин», за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Участвовал в освоении полярных районов страны. Впервые в мире совершил посадку на Северном полюсе. Участник Советско-финляндской войны (1939-1940): командир тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. В годы Великой Отечественной войны командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии при Ставке ВГК (июнь-август 1941 г.). За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик. В дальнейшем в составе дальнебомбардировочной авиации (с февраля 1942 г. - АДД, с декабря 1944 г. - 18-й воздушной армии). С 1946 г. - в отставке.

4 Приказ НКО СССР № 0052 от 15 июля 1941 г. «О сформировании 81-й авиационной дивизии дальнего действия» (п. 3).

5 Лебедев Викторин Иванович (1903-1972) - советский военачальник, генерал-майор авиации (1943). Перед войной проходил службу лётчиком-испытателем в НИИ ВВС КА. В годы Великой Отечественной войны: командир 412-го (с августа 1941 г. - 432-го, затем - 746-го) авиаполка дальней авиации (июнь 1941 - май 1942), 45-й авиадивизии дальнего действия (май 1942-1945).

6 Дальний бомбардировщик Ер-2 // Авиамастер. 1999. № 2. С. 52.

7 Новодранов Николай Иванович (1906 - 30 августа 1942) - советский военачальник, генерал-майор авиации. В годы Великой Отечественной войны: командир 420-го (позднее - 433-го) дальнебомбардировочного авиаполка (июль-декабрь 1941), 748-го авиаполка дальнего действия (декабрь 1941 - март 1942), 3-й авиационной дивизии дальнего действия (март-август 1942). Трагически погиб в авиационной катастрофе (30 августа 1942).

8 Жигарев Павел Фёдорович (6(19) ноября 1900 - 2 октября 1963) - советский военачальник, главный маршал авиации (1955). В Красной армии с 1919 г. Окончил 4-ю Тверскую кавалерийскую школу (1922), Ленинградскую военную школу лётчиков-наблюдателей (1927), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского (1933). Участник японо-китайской войны (1937-1945). С апреля 1941 г. начальник Главного управления ВВС РККА. В годы Великой Отечественной войны: командующий ВВС (июнь 1941 - март 1942), командующий ВВС Дальневосточного фронта (апрель 1942 - июнь 1945). В послевоенный период: командующий 10-й воздушной армией (июнь 1945 - апрель 1946), 1-й заместитель командующего (с сентября 1946 г. - главнокомандующего) ВВС (апрель 1946 -1948), командующий Дальней авиацией (1948 - сентября 1949), главнокомандующий ВВС (сентябрь 1949 - декабрь 1956), начальник Главного управления ГВФ (январь 1957 - октябрь 1959), начальник Военной командной академии ПВО (ноябрь 1957 -1963).

10 Голованов А. Дальняя бомбардировочная. М.: Дельта НБ, 2004. С. 71.

11 Дальний бомбардировщик Ер-2… С. 18.

12 Северная зона ПВО - оперативное объединение войск ПВО Красной армии накануне и в начале Великой Отечественной войны, осуществлявшее оборону войск и важных административно-политических и промышленных центров, расположенных в границах одного военного округа (в начале войны - Северного, позднее: Ленинградского и Карельского фронтов). Создана в феврале 1941 г., расформирована 20 ноября того же года. Включала в свой состав 2-й корпус ПВО и пять бригадных районов ПВО.

13 Молодчий Александр Игнатьевич (27 июня 1920 - 9 июня 2002) - советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1962), дважды Герой Советского Союза (1941, 1942). В Красной армии с 1937 г. Окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов (1938), Высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей дальней авиации (1948), Военную академию Генштаба (1959). В годы Великой Отечественной войны: заместитель командира эскадрильи 420-го (позднее - 748-го) авиаполка дальнего действия, заместитель командира и командир эскадрильи 2-го гвардейского авиаполка (1941-1944); инспектор-лётчик авиадивизии дальнего действия (1944-1945). Совершил 311 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов, из них 287 ночью. После войны на ответственных командных должностях в Военно-воздушных силах. С марта 1965 г. в запасе.

14 Дальний бомбардировщик Ер-2… С. 18.

15 Стефановский П.М. Триста неизвестных. М.: Воениздат, 1968. С. 201.

17 Дальний бомбардировщик Ер-2… С. 18.

Мало кому известно, что налётов на Берлин было не один, и не два

(По данным Военно-исторического отчёта о боевых действиях ВВС БФ, 1946 .г.)


Одной из самых трудных и замечательных, по организации и выполнению, операций первого периода войны явилась операция по нанесению бомбардировочных ударов по столице фашистской Германии – г. Берлин.

В ответ на начавшиеся налёты авиации противника на Москву и на заявления немецкой пропаганды о том, что «советская авиация полностью уничтожена», Верховным Главнокомандованием перед ВВС КБФ была поставлена задача: «Нанести ряд бомбовых ударов по политическому центру фашистской Германии – г. Берлин».

Эта операция преследовала крупные политические цели.

Вследствие продвижения немецкой армии, линия фронта к концу июля месяца отстояла от Москвы на 450 километров, а от Берлина более чем на 1000 километров.

22 июля 1941 года немцы начали массовые налёты на Москву и объявили на весь мир об уничтожении советской авиации и о том, что ни одна русская бомба не упадёт на города Германии.

Требовалось доказать всему миру и населению Берлина лживость фашистской пропаганды. Оперативная обстановка, сложившаяся на фронте, исключала возможность нанесения ударов с аэродромов как Западного, так и Северо - Западного фронтов, из – за нехватки радиуса действия имевшихся на вооружении дальних бомбардировщиков ДБ – 3.

Обстановка на Балтийском театре была несколько иная. В это время наши войска продолжали удерживать северную часть Эстонии и острова Даго и Эзель.
Наикратчайшее расстояние до Берлина, позволявшее использование самолётов ДБ – 3, было с аэродромов о. Эзель.

1.08.1941 года из наиболее подготовленных экипажей 1-го минно – торпедного авиационного полка ВВС КБФ была создана особая группа и перебазирована на аэродром Кагул (о. Эзель).

Первоначально группа имела 10 самолётов ДБ – 3, затем была дополнена из состава ВВС Красной Армии до 33 самолётов. Организацией подготовки и выполнением операции операции руководил Начальник ВВС ВМФ, генерал – лейтенант Жаворонков С. Ф.

Группа состояла из лётного состава, имевшего большой опыт лётной работы и летавшего в любых условиях днём и ночью. Командиром группы был назначен командир 1-го МТАП полковник Преображенский Е.Н.

В целях детального уточнения условий полётов, в ночь с 4 на 5 августа был организован пробный, разведывательный полёт на Берлин группой из пяти самолётов ДБ- 3.

Советский дальний бомбардировщик ДБ-3Б «борт 2-красный» в полете. Перед кабиной пилота установлен радиополукомпас РПК-2 (рамочная антенна в обтекателе) (фото http://waralbum.ru)

Технический анализ полёта дал гарантийную возможность производить вылеты с бомбовой нагрузкой 750 – 1000 кг. и заправкой горючего – 3000кг., при этом оставалось 20 % запаса топлива. Сложными и трудными вопросами оказались техника слепого полёта и ориентировка.

Разведывательный полёт в ночь с 4 на 5 августа дал основные представления об обстановке в районе цели и условиях полёта, необходимых для организации дальнейшей работы.

Первый налёт на Берлин был произведён в ночь с 7 на 8 августа. В первом налёте участвовало 15 самолётов в трёх группах, во главе с т.т. Преображенским, Гречишниковым и Ефремовым.

Полёт проходил в исключительно трудных условиях. Три четверти пути проходили над водной поверхностью Балтийского моря, вне видимости берега, часть маршрута пришлось лететь в облаках и за облаками. Слабое пилотажно – навигационное оборудование самолётов, в сочетании с трудными условиями полёта, при общей продолжительности 7 – 8 часов, требовали от экипажей исключительно высокого физического и морального напряжения сил, безукоризненной техники пилотирования и самолётовождения. На всём протяжении маршрута от береговой черты и до цели самолёты подвергались обстрелу зенитной артиллерией (ЗА) и освещению прожекторами.

Эскадрилья советских бомбардировщиков ДБ-3А готовится к вылету (фото http://waralbum.ru)

Удар был нанесён с высоты 5500 метров. В результате удара было отмечено несколько очагов пожара в районах стадиона, нового индустриального квартала, вокзала и телеграфа.

Выполнив задание, все самолёты возвратились на свой аэродром.

Всего в течение месяца было произведено 86 самолёто – вылетов ДБ – 3, из них только 33 дошли до Берлина, 37 самолётов по различным причинам, главным образом метеорологическим, бомбардировали запасные цели: Штеттин, Кольберг, Данциг, Мемель, Либава и др. 18 самолётов, из – за отказов материальной части и по метеоусловиям, возвратились на аэродром с боезапасом.

Всего за время операции группа потеряла 18 самолётов, при чём следует отметить, что, несмотря на интенсивный огонь ЗА и противодействие ночных истребителей, над целью группа потеряла только один самолёт (предположительно, сбит ЗА). Остальные потери связаны с трудностями полётов с ограниченного аэродрома, при плохих осенних метеоусловиях и при совершенном отсутствии запасных аэродромов. При выполнении взлёта разбились 2 самолёта, при выполнении посадок – 5 машин, 2 ДБ – 3 были потеряны из – за отказов материальной части на маршруте, ещё один – по неизвестной причине.

28 августа немцы заняли Таллин и Палдиски, в результате чего группа на о. Эзель была оторвана от баз более чем на 400 километров. Доставка боезапаса, горючего и запчастей представляла исключительную трудность. Ко всему этому, противник 6.09.1941г. произвёл штурмовку аэродрома, которая продолжалась более 30 минут. Несмотря на отличную маскировку, из 9 ДБ – 3, стоявших на аэродроме, 7 было уничтожено. Решением Командования, операция, вследствие вышеуказанных причин, была прекращена и личный состав группы был эвакуирован с острова.

Все члены экипажей группы были награждены орденами и медалями, а ведущие групп: Е.Н. Преображенский, В.А. Гречишников, А.Я Ефремов, М.Н. Плоткин и штурман полка П.И. Хохлов удостоены звания Героя Советского Союза.

Более подробно об ударах по Берлину можно узнать из воспоминаний П.И. Хохлова, изложенных в четвёртой главе книги « Морская авиация Балтийского флота», подготовку и издание которой мне удалось осуществить в конце 2003 года, после трёх лет работы над ней.

Мало кому известно, что налётов на Берлин было не один, и не два

(По данным Военно-исторического отчёта о боевых действиях ВВС БФ, 1946 .г.)


Одной из самых трудных и замечательных, по организации и выполнению, операций первого периода войны явилась операция по нанесению бомбардировочных ударов по столице фашистской Германии – г. Берлин.

В ответ на начавшиеся налёты авиации противника на Москву и на заявления немецкой пропаганды о том, что «советская авиация полностью уничтожена», Верховным Главнокомандованием перед ВВС КБФ была поставлена задача: «Нанести ряд бомбовых ударов по политическому центру фашистской Германии – г. Берлин».

Эта операция преследовала крупные политические цели.

Вследствие продвижения немецкой армии, линия фронта к концу июля месяца отстояла от Москвы на 450 километров, а от Берлина более чем на 1000 километров.

22 июля 1941 года немцы начали массовые налёты на Москву и объявили на весь мир об уничтожении советской авиации и о том, что ни одна русская бомба не упадёт на города Германии.

Требовалось доказать всему миру и населению Берлина лживость фашистской пропаганды. Оперативная обстановка, сложившаяся на фронте, исключала возможность нанесения ударов с аэродромов как Западного, так и Северо - Западного фронтов, из – за нехватки радиуса действия имевшихся на вооружении дальних бомбардировщиков ДБ – 3.

Обстановка на Балтийском театре была несколько иная. В это время наши войска продолжали удерживать северную часть Эстонии и острова Даго и Эзель.
Наикратчайшее расстояние до Берлина, позволявшее использование самолётов ДБ – 3, было с аэродромов о. Эзель.

1.08.1941 года из наиболее подготовленных экипажей 1-го минно – торпедного авиационного полка ВВС КБФ была создана особая группа и перебазирована на аэродром Кагул (о. Эзель).

Первоначально группа имела 10 самолётов ДБ – 3, затем была дополнена из состава ВВС Красной Армии до 33 самолётов. Организацией подготовки и выполнением операции операции руководил Начальник ВВС ВМФ, генерал – лейтенант Жаворонков С. Ф.

Группа состояла из лётного состава, имевшего большой опыт лётной работы и летавшего в любых условиях днём и ночью. Командиром группы был назначен командир 1-го МТАП полковник Преображенский Е.Н.

В целях детального уточнения условий полётов, в ночь с 4 на 5 августа был организован пробный, разведывательный полёт на Берлин группой из пяти самолётов ДБ- 3.

Советский дальний бомбардировщик ДБ-3Б «борт 2-красный» в полете. Перед кабиной пилота установлен радиополукомпас РПК-2 (рамочная антенна в обтекателе) (фото http://waralbum.ru)

Технический анализ полёта дал гарантийную возможность производить вылеты с бомбовой нагрузкой 750 – 1000 кг. и заправкой горючего – 3000кг., при этом оставалось 20 % запаса топлива. Сложными и трудными вопросами оказались техника слепого полёта и ориентировка.

Разведывательный полёт в ночь с 4 на 5 августа дал основные представления об обстановке в районе цели и условиях полёта, необходимых для организации дальнейшей работы.

Первый налёт на Берлин был произведён в ночь с 7 на 8 августа. В первом налёте участвовало 15 самолётов в трёх группах, во главе с т.т. Преображенским, Гречишниковым и Ефремовым.

Полёт проходил в исключительно трудных условиях. Три четверти пути проходили над водной поверхностью Балтийского моря, вне видимости берега, часть маршрута пришлось лететь в облаках и за облаками. Слабое пилотажно – навигационное оборудование самолётов, в сочетании с трудными условиями полёта, при общей продолжительности 7 – 8 часов, требовали от экипажей исключительно высокого физического и морального напряжения сил, безукоризненной техники пилотирования и самолётовождения. На всём протяжении маршрута от береговой черты и до цели самолёты подвергались обстрелу зенитной артиллерией (ЗА) и освещению прожекторами.

Эскадрилья советских бомбардировщиков ДБ-3А готовится к вылету (фото http://waralbum.ru)

Удар был нанесён с высоты 5500 метров. В результате удара было отмечено несколько очагов пожара в районах стадиона, нового индустриального квартала, вокзала и телеграфа.

Выполнив задание, все самолёты возвратились на свой аэродром.

Всего в течение месяца было произведено 86 самолёто – вылетов ДБ – 3, из них только 33 дошли до Берлина, 37 самолётов по различным причинам, главным образом метеорологическим, бомбардировали запасные цели: Штеттин, Кольберг, Данциг, Мемель, Либава и др. 18 самолётов, из – за отказов материальной части и по метеоусловиям, возвратились на аэродром с боезапасом.

Всего за время операции группа потеряла 18 самолётов, при чём следует отметить, что, несмотря на интенсивный огонь ЗА и противодействие ночных истребителей, над целью группа потеряла только один самолёт (предположительно, сбит ЗА). Остальные потери связаны с трудностями полётов с ограниченного аэродрома, при плохих осенних метеоусловиях и при совершенном отсутствии запасных аэродромов. При выполнении взлёта разбились 2 самолёта, при выполнении посадок – 5 машин, 2 ДБ – 3 были потеряны из – за отказов материальной части на маршруте, ещё один – по неизвестной причине.

28 августа немцы заняли Таллин и Палдиски, в результате чего группа на о. Эзель была оторвана от баз более чем на 400 километров. Доставка боезапаса, горючего и запчастей представляла исключительную трудность. Ко всему этому, противник 6.09.1941г. произвёл штурмовку аэродрома, которая продолжалась более 30 минут. Несмотря на отличную маскировку, из 9 ДБ – 3, стоявших на аэродроме, 7 было уничтожено. Решением Командования, операция, вследствие вышеуказанных причин, была прекращена и личный состав группы был эвакуирован с острова.

Все члены экипажей группы были награждены орденами и медалями, а ведущие групп: Е.Н. Преображенский, В.А. Гречишников, А.Я Ефремов, М.Н. Плоткин и штурман полка П.И. Хохлов удостоены звания Героя Советского Союза.

Более подробно об ударах по Берлину можно узнать из воспоминаний П.И. Хохлова, изложенных в четвёртой главе книги « Морская авиация Балтийского флота», подготовку и издание которой мне удалось осуществить в конце 2003 года, после трёх лет работы над ней.

Полковник П.Н. Преображенский с экипажем своего корабля

В ответ на начало массированных воздушных налетов немецко-фашистской авиации на Москву Ставка Верховного Командования приняла решение приступить к бомбардировке столицы фашистской Германии – г. Берлина. Инициаторами этой идеи выступили Народный комиссар ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов и генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков. Ставка согласилась с их мнением, и в результате детальной проработки вопроса выбор пал на 1-й минно-торпедный авиационный полк (мтап) 8-й авиабригады ВВС Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) под командованием полковника Е.Н. Преображенского.


Подготовка бомбардировщика к боевому вылету

Он лично возглавил особую группу, собранную из всех пяти авиационных эскадрилий первого полка, которая в начале августа 1941 г. перебазировалась на один из четырех самых больших островов Моонзундского архипелага – о. Саарему (Эзель, Моонзундский архипелаг).

С аэродрома Кагул (о. Эзель), который к тому времени располагался в тылу противника, тактический радиус дальних бомбардировщиков ДБ-3ф обеспечивал возможность нанесения ударов с воздуха по Берлину. Но столицу фашистской Германии можно было достичь не только с учетом предельного радиуса действия самолетов 1-го мтап, но и при условии выполнения полета только в ночное время суток и в основном над водной поверхностью.

После первого пробного разведывательного полета с острова по маршруту группы из пяти ДБ-3ф под командованием капитана А.Я. Ефремова было принято окончательное решение на бомбардировку столицы Третьего рейха.

Вечером 7 августа один за другим взлетели тринадцать максимально груженных крылатых машин. Флагманом шел Е.Н. Преображенский, вторую группу вел В.А. Гречишников, третью возглавлял А.Я. Ефремов. По маршруту шли на высоте 7 км, температура за бортом была отрицательная, стекла кабин и очки шлемофонов членов летных экипажей обмерзали, периодически пользовались аварийными кислородными приборами.

В историческом вылете над Берлином побывало пять самолетов полка, остальные экипажи отбомбились по Штеттину. О неожиданности действий морских авиаторов говорит тот факт, что наутро немецкие радиостанции сообщили в эфир о попытке 150-ти самолетов Великобритании прорваться к Берлину.


Экипаж бомбардировщика ДБ-3

Англичане ответили так: «Германское сообщение о бомбежке Берлина загадочно, так как в ночь с 7 на 8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась ввиду неблагоприятных метеоусловий».

После первого налета на Берлин появился приказ Наркома обороны СССР (И.В. Сталина) от 8 августа 1941 г. № 0265: «В ночь с 7 на 8 августа группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города».

Реакция германского командования на первую бомбардировку советской морской авиацией Берлина была следующая: «Дополнением к директиве ОКВ № 34 от 12 августа 1941 года, подписанной начальником штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии фельдмаршалом Кейтелем, штабу группы армий «Север» предписывалось: «Как только позволит обстановка, следует совместными усилиями соединений сухопутных войск, авиации и военно-морского флота ликвидировать военно-морские базы противника на островах Даго и Эзель. При этом особенно важно уничтожить вражеские аэродромы, с которых осуществляются воздушные налеты на Берлин. Координация проведения подготовительных мероприятий поручается командованию сухопутных войск».

В дальнейшем морские летчики продолжили воздушные бомбардировки столицы третьего рейха. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 г. наиболее отличившиеся летчики: полковник Е.Н. Преображенский, капитаны В.А. Гречишников, А.Я. Ефремов, М.Н. Плоткин и штурман флагманского экипажа капитан П.И. Хохлов были удостоены звания Героя Советского Союза. Многие представители летно-технического состава 1-го минно-торпедного авиаполка были удостоены высоких государственных наград.

Всего балтийскими летчиками на столицу Германии было совершено восемь налетов, последний из которых состоялся в ночь на 4 сентября 1941 года. Авиационная группа выполнила 86 самолетовылетов, при этом 33 самолета (что составило 38%) дошли до цели и бомбили Берлин. Остальные самолеты по разным причинам нанесли бомбовые удары по запасным целям – Штеттину, Кольбергу, Мемелю, Виндаме, Данцигу, Либаве. В результате налетов в Берлине было зарегистрировано 32 очага пожара. За период бомбовых ударов по Берлину наши потери авиагруппы полковника Е.Н. Преображенского составили 18 самолетов и 7 экипажей.

Первый воздушный налет дальнебомбардировочной авиации на Берлин в ночь с 10 на 11 августа 1941 года

Помимо авиации КБФ столицу фашистской Германии бомбила 81-я авиационная дивизия дальнего действия (аддд). Она была сформирована в соответствии с приказом Наркома обороны СССР № 0052 от 15 июля 1941 г. (основание – решение Государственного Комитета Обороны СССР от 14 июля 1941 г.).

Ее командиром стал один из первых Героев Советского Союза комбриг М.В. Водопьянов. Дивизия включала в свой состав: управление, 432-й и 433-й авиационные полки.

В составе каждого полка предусматривалось иметь по 5 эскадрилий тяжелых бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) в составе трех кораблей каждая, одну эскадрилью истребителей охраны типа Як-1 или ЛаГГ-3 в составе 10 самолетов и батальон аэродромного обслуживания.

На формирование управления 81-й авиационной дивизии и 432-го авиа­ционного полка были обращены личный состав и материальная часть недавно сформированного 412-го тяжелобомбардировочного авиационного полка (тбап) на ТБ-7. Командиром полка назначен один из опытнейших пилотов дальней авиации полковник В.И. Лебедев.

81-я дивизия, обладая особым статусом в Военно-воздушных силах, непосредственно подчинялась командующему ВВС Красной армии генерал-лейтенанту авиации П.Ф. Жигареву. Вопросы ее боевого применения находились в компетенции Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. По его распоряжению, в качестве ответной меры за массированные налеты люфтваффе на Москву, дальняя авиация (вслед за 1-м минно-торпедным авиационным полком 8-й авиабригады ВВС КБФ) должна была подвергнуть бомбардировке военные объекты столицы третьего рейха.

В первой декаде августа 1941 г. командование ВВС доложило в Ставку Верховного Главнокомандующего (СВГК) о полной готовности дивизии к боевой работе по Берлину. По личному указанию И.В. Сталина в ночь с 8 на 9 августа было подготовлено специальное распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО): «Т-щу Водопьянову. Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.VIII на 10.VIII или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налете кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кёнигсберг. И. Сталин 8.8.41».

На основании этого документа командующий ВВС Красной армии П.Ф. Жигарев издал соответствующий приказ. Одновременно штабом ВВС совместно с 5-м управлением Главного управления ВВС (авиации дальнего действия) были разработаны боевые задания 81-й аддд по обеспечению пролета и возвращения бомбардировщиков через линию фронта.

Удар по столице фашистской Германии, вслед за ВВС КБФ, должны были наносить экипажи 432-го (на ТБ-7) и 433-го (на Ер-2) дальнебомбардировочных полков (дбап) 81-й авиадивизии.

Для выполнения боевой задачи первоначально были задействованы 12 ТБ-7 и 28 Ер-2. 10 августа самолеты перелетели на военный аэродром «подскока» г. Пушкин (28 км южнее Ленинграда). После очередной технической ревизии состояния машин количество отобранных бомбардировщиков уменьшилось до 10 ТБ-7 (выбор пал только на дизельные машины) и 16 Ер-2, составившие основу 1-й и 2-й эскадрилий 432-го дальнебомбардировочного полка (приказ командующего ВВС № 0010 от 9 августа 1941 г.). Примерно 8 »еров» были включены в состав «оперативной группы» того же авиаполка под командованием заместителя командира полка капитана А.Г. Степанова.

Общее руководство организацией первого налета дальнебомбардировочной авиации (ДБА) на Берлин было возложено на командующего ВВС Красной армии генерал-лейтенанта авиации П.Ф. Жигарева, непосредственное командование авиагруппой бомбардировщиков – на комбрига М.В. Водопьянова.

В 18.00 10 августа экипажи эскадрилий были собраны для постановки задачи (аэродром г. Пушкин). Генерал П.Ф. Жигарев зачитал обращение Верховного Главнокомандующего к личному составу дивизии, одновременно был отдан приказ иметь на каждом воздушном корабле максимальный боекомплект и полную заправку топливных баков. Основу боеприпасов составляли фугасные (ФАБ-100, -250, -500, -1000), зажигательные (ЗАБ-50) и ротационно-рассеивающие (РРАБ-3) авиабомбы.

Крайняя ограниченность по времени, и строжайшая секретность планируемого мероприятия исключили возможность своевременного доведения до руководства Северной зоны ПВО и противовоздушной обороны Краснознаменного Балтфлота сведений о предстоящем полете наших самолетов. Это обстоятельство сыграло над участниками налета на Берлин злую шутку. Подавляющее большинство личного состава подразделений зенитной артиллерии и экипажей истребительной авиации не были знакомы с силуэтами ТБ-7 и Ер-2, что позволяло принимать их за вражеские бомбардировщики.


ТБ-7 в полете

Вследствие возникших технических проблем на Берлин ушло лишь 10 бомбардировщиков (7 ТБ-7 и 3 Ер-2), до цели долетели 7 тяжелых самолетов. Итоги боевой работы экипажей дальнебомбардировочной авиации отражены в таблице.

При налете ТБ-7 на район Берлина было сброшено 20 ФАБ-250, 3 ФАБ-500 и 3 РРАБ-3, Ер-2 – около 20 ФАБ-100.


Бомбардировка объектов Берлина

12 августа на страницах газеты «Красная звезда» появилась оптимисти­ческая заметка под названием «Налет советских самолетов на район Берлина» с соответствующим текстом: «В ночь с 10 на 11 августа имел место новый налет советских самолетов на военные объекты в районе Берлина. Сброшены зажигательные и фугасные бомбы большой силы. В Берлине вспыхнули большие пожары и наблюдались серьезные взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы, за исключением одного самолета, который разыскивается». Представленная советской общественности информация была далека от истины, но пропаганда в условиях войны работала по своим законам жанра. Истинное положение дел оказалось под грифом «совершенно секретно».

Результаты первого воздушного налета на Берлин дальнебомбардировочной авиацией были отражены в специальном приказе Наркома обороны СССР № 0071 от 17 августа 1941 г. «О результатах и недостатках в организации налета 81-й авиадивизии на район Берлина». В целом, воздушная бомбардировка военных объектов столицы нацистской Германии была признана успешной. За личное участие в налете Нарком обороны объявил благодарность комбригу М.В. Водопьянову, командирам воздушных кораблей: А.А. Курбану, М.М. Угрюмову, А.И. Панфилову, В.Д. Видному (Бидному), Б.А. Кубышко и всему личному составу экипажей.

Отдельные участники (летчики и бортмеханики) первого воздушного налета дальней авиации на Берлин удостаивались правительственных наград. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1941 г. были награждены: орденом Красного Знамени – подполковник А.А. Курбан; майоры Г.М. Молчанов, М.М. Угрюмов; капитаны Э.К. Пусэп, А.Г. Степанов; старшие лейтенанты А.П. Бурилин, М.И. Антипов; лейтенанты В.М. Малинин, Б.А. Кубышко, А.И. Панфилов; А.Х. Ковалев; орденом Красной Звезды – капитаны Ж.С. Сагдиев, Г.Н. Федоровский; воентехник 1-го ранга А.Г. Гаинутдинов.

В то же время последовали кадровые решения. Своих должностей лишились: комбриг М.В. Водопьянов (отсутствие достаточных командных навыков и опыта в организаторской работе, необходимой в командовании соединениями) и начальник штаба 81-й авиадивизии полковник И.Н. Лышенко (не справился с должностными обязанностями). Новым комдивом был назначен полковник А.Е. Голованов (бывший командир 212-го авиаполка), начальником штаба – подполковник Н.И. Ильин.

В процессе подготовки и выполнения полета был выявлен ряд существенных недостатков, потребовавший принятия незамедлительных мер. Полки авиадивизии были пополнены тяжелыми бомбардировщиками ТБ-7 с моторами АМ-35 и АМ-35А, самолетами Ер-2 с моторами АМ-37 и самолетами ДБ-3 с дополнительными баками для организации полетов в глубокий тыл противника.

Последующие налеты на столицу третьего рейха были более тщательно спланированы и заранее согласованы с руководством Северной зоной ПВО и КБФ.

Несмотря на сложности в организации первого налета, дальнебомбардировочная авиация до 5 сентября 1941 г. произвела 10 налетов на Берлин и другие города Германии: Кенигсберг, Штеттин, Данциг и Свинемюнде, сбросив на них 21,5 тонны бомб.

Герасимов В.Л. Воздушные удары по Берлину морскими авиаторами Балтики // Бомбардировки Берлина и других городов Германии советской авиацией в 1941 году / Материалы работы круглого стола 15 ноября 2011 г. М., 2012. С. 7.

Алексин В.И. Мы бомбили столицу «третьего рейха» в 41-м // Независимое военное обозрение, 1998. № 32.

Герасимов В.Л. Советские морские летчики первыми потушили огни Берлина // Военно-исторический журнал, 2001. № 8. С. 26.

Виноградов Ю.А. Под крыльями – Берлин. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2005. С. 180 – 181.

Герасимов В.Л. Воздушные удары по Берлину морскими авиаторами Балтики. С. 11.

Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 – 1945 гг.: Ч. 2. Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1963. С. 120.

Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. М.: Издательство «Наука», 1978. С. 57.

Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп 11. Д. 62. Л. 226 – 227.

Приказ НКО СССР № 0052 от 15 июля 1941 г. «О сформировании 81-й авиационной дивизии дальнего действия» (п. 3).

Октябрь, 1970. № 5. С. 173 – 174.

Использована таблица из книги Медведь А., Хазанов Д. Дальний бомбардировщик Ер-2. «Самолет несбывшихся надежд». М.: Яуза, Эксмо, 2012 с некоторыми авторскими доработками.

РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 62. Л. 303 – 304.

В начале августа 1941 года Гитлер впервые отчитывал Геринга как провинившегося мальчишку. Рейхсминистру авиации возражать было нечего, его уверения, что ни одна бомба не упадет на столицу Рейха, оказались не более чем бравадой. Советские летчики заставили берлинцев почувствовать ужас ночных бомбежек, показав, что возмездие неотвратимо.

Удары по Берлину наносили летчики авиации Балтийского флота. Любопытно, что идея бомбежек столицы Германии родилась, как говорится, и снизу, и сверху. В двадцатых числах июля её впервые высказал адмиралу Н.Г. Кузнецову командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант С.Ф. Жаворонков. 26 июля Кузнецов с предложением о бомбардировках Берлина был у Сталина. Уже на следующий день было принято решение поручить нанесение ударов дальней авиации Балтфлота, так как только с её аэродрома на острове Сааремаа можно было достичь столицы Германии.
30 июля Жаворонков прилетел на Балтику в 1-й минно-торпедный авиаполк, которым командовал полковник Е.Н. Преображенский. Именно этому полку решили поручить нанесение ударов возмездия по Берлину. К удивлению Жаворонкова, после его слов об ответственном задании Ставки, командование полка сразу же представило карту предполагаемого маршрута, расчеты и список из 36 экипажей, предварительно отобранных для этой операции.


Оказалось, что идея нанесения ударов по Берлину родилась и у командования полка, уже подготовившего все необходимые расчеты. Такая инициатива летчиков значительно ускорила подготовку к операции. Уже 4 августа группа самолетов полка перелетела на остров Сааремаа и приступила к подготовке налетов на Берлин.
Стоит отметить, что остров к этому времени находился практически в тылу фашистских войск, к тому же его аэродром Кагул предназначался для базирования истребителей и имел 1300-метровую земляную взлетно-посадочную полосу, чего было явно маловато для тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Но выбирать было не из чего, поэтому ставку делали на мастерство экипажей. А мастерство от летчиков и на самом деле требовалось немалое, им предстояло взлетать с короткой земляной полосы, имея на внешней подвеске почти по тонне бомб. Любая ошибка грозила гибелью самолета и экипажа.


Уже вечером 6 августа экипажи первой группы бомбардировщиков получили боевую задачу. Вести группу поручили командиру полка. Нам теперь трудно представить, какое воодушевление испытывали те, кому поручили нанесение первого удара, встретившие боевой приказ криками ура, что явно противоречило уставу. Летчики поклялись любой ценой задачу выполнить. И свою клятву сдержали.
Маршрут был сложен и на пределе возможностей самолетов. Лететь предстояло над морем, затем с поворотом на юг над Германией до Штеттина, а от него уже на Берлин. Длина маршрута в одну сторону составляла около 900 километров. Ошибаться нельзя. Всего 15-20 лишних минут полета, и самолетам не хватит топлива для возвращения на свой аэродром. Самолеты ДБ-3Ф (в 1942 г. их переименовали в Ил-4) грузоподъемны (до тонны), но тихоходны, поэтому вылететь решили в 21 час, чтобы вернуться с восходом солнца в районе 4 часов утра.


День прошел в усиленной подготовке, и вечером 7 августа тринадцать загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками самолетов взяли курс на Берлин. Полет проходил более, чем успешно. Германская ПВО явно не ожидала такой наглости от советских летчиков, поэтому не обращала на них внимания, принимая за свои самолеты. Правда, до Берлина смогли долететь не все. К столице Рейха вышли пять самолетов, остальные вынуждены были отбомбиться по Штеттину, служившему морским портом Берлина, где их тоже не ожидали.
Берлин предстал перед нашими летчиками в море огней, были видны идущие по улицам машины и трамваи, составы на вокзалах, самолеты на аэродромах. Столица Рейха была уверена в своей безнаказанности, а зря. На центр города посыпались бомбы. Вспыхнули первые для Берлина пожары, взвыли сирены ПВО, город погрузился во тьму, в небо устремились лучи прожекторов, стали взрываться снаряды зениток. Но было уже поздно, бомбардировщики легли на обратный курс.


Успех был впечатляющий, самолеты не только нанесли удар по Берлину и Штеттину, вызвав пожары и панику, но и все вернулись на свой аэродром. Руководство Германии не могло поверить, что их столицу бомбили русские, даже листовки не убеждали. Немецкие радиостанции сообщили, что ночью была попытка прорыва к Берлину 150 английских самолетов, которую, естественно, успешно отбили. Только несколько самолетов смогли прорваться к столице, из них шесть было сбито, они-то и вызвали пожары.
Советское Информбюро 8 августа известило, что наша авиация успешно бомбила Берлин, что с ликованием было встречено в стране, подобные сообщения тогда были нужны как воздух. В этот же день вышел приказ наркома обороны № 0265, который отредактировал Сталин: «В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолетов, участвовавших в полете, и выхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. ...»


Последовали новые налеты, они стали намного труднее, ведь теперь наши самолеты в Германии ждали. Последний вылет был совершен 4 сентября. Всего летчики Балтфлота совершили 86 вылетов, 33 самолета бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб, 37 самолетов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам, 16 самолетов по различным причинам были вынуждены прервать полет и вернуться на аэродром. Во время осуществления налетов полк потерял 18 самолетов и 7 экипажей, причем, два самолета и один экипаж погибли на аэродроме, когда пытались взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках. Больше подобных экспериментов не проводили и взлетали со 100 и 250-килограммовыми бомбами. На немецкие города были сброшены и 34 агитбомбы с листовками.


Естественно, что подвиг летчиков был по достоинству отмечен. Уже 13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении первым четырем летчикам полковнику Е.Н. Преображенскому, капитанам В.А. Гречишникову, М.Н. Плоткину, А.Я. Ефремову и штурману флагманского экипажа капитану П.И. Хохлову званий Героя Советского Союза. Орденами Ленина были награждены 13 человек, Красного Знамени и Красной Звезды – 55 человек. В сентябре героями стали еще 5 человек, многие получили ордена и медали. В то время ни один полк не получал за месяц столько наград, причем заслуженных.
Е.Н. Преображенский Фотография 1942 года.


После окончания налетов на Берлин полк продолжал успешно воевать, в 1942 году стал гвардейским, в 1944 награжден орденом Красного Знамени, в 1945 получил почетное наименование «Клайпедский». Полк по праву считался «геройским» – 32 Героя Советского Союза, из них 22 получили это почетное звание в своем полку, а 10 (2 дважды), когда воевали уже в других частях, в основном переведенные на повышение.