Болезни Военный билет Призыв

Как выучить за 20 минут. Вы должны понимать, зачем вам учить этот материал. Как лучше выучить с ребенком стихотворение

Не только школьники и студенты сталкиваются с проблемой необходимости запоминания большого объема текстов, а и люди различных профессий: юристы, доктора, актеры и т. п. Однако большинство людей привыкли запоминать тексты с помощью обыкновенной зубрежки и бесконечного повторения текстового материала, который вылетает из головы на следующий день. Мы же подскажем, как быстро выучить текст, но при этом осмысленно и надолго.

Как актеры запоминают текст

Если вам нужно узнать, как быстро выучить текст наизусть, стоит воспользоваться опытом актеров, которым приходится практически дословно заучивать сценарии к фильмам и театральным выступлениям. У каждого из них есть свои способы запоминания информации, которые помогают им справиться с этой задачей, поэтому психологи получили обобщенные результаты исследований по этому вопросу и выяснили, что помогает актерам выучить текст достаточно быстро и эффективно.

Деление на фрагменты

Первое, что должен сделать любой, кто хочет быстро выучить текст, это прочитать материал один раз целиком, а затем поделить его на части. При этом важно, чтобы они имели законченную мысль и были удобными для запоминания. Эффективнее всего будет деление каждого абзаца на предложения.

Группировка текста

После того как вы поделили текст на части и выучили первое предложение, начинайте группировать материал. Выучите первое и второе предложения. Справившись с этим, заучивайте первое, второе и третье. Продолжайте объединять предложения, пока не выучите первый блок - это может быть вступление или первое появление на сцене, и т. д. Потом проделайте подобное объединение еще раз, складывая вместе еще более крупные фрагменты, например, первый и второй абзацы.

Продолжайте группировку с укрупнением частей до тех пор, пока не будет выучен весь текст.

Проверка качества

Каждый этап запоминания материала должен сопровождаться проверкой текста без подглядывания. Это позволяет выделить те фрагменты, работа с которыми вызывает трудности, чтобы потом сосредоточиться в большей степени на них. Кроме того, этот этап поможет вам закрепить в памяти изученное.

Погружение в контекст

Если у вас есть возможность учить текст именно в той обстановке, где будет происходить выступление, то обязательно ею воспользуйтесь. Так, например, вы сможете связать части произносимого вами текста с движениями, совершаемыми на сцене вами или вашими партнерами, взаимодействием с реквизитом и декорациями, что облегчит задачу быстро выучить текст.

Автоматическая память

Хотя основной целью является осознанное запоминание материала, можно воспользоваться и другим механизмом нашей памяти, позволяющим автоматически воспроизводить заученный текст. Таким образом, например, некоторые люди заучивают молитвы или тексты, которые приходится часто повторять по долгу службы, например, речь стюардессы. Хотя это исполнение не всегда прочувствованное и эмоциональное, оно позволяет хорошо помнить материал даже в стрессовых ситуациях.

Делу - время

Очень большую роль в запоминании играет время, потраченное не только на изучение, но и на отдых. Многие люди не могут эффективно фокусироваться на материале больше сорока минут, поэтому не дожидайтесь усталости и не принуждайте себя быстро выучить текст за один присест. Сделайте перерыв, прогуляйтесь или смените вид деятельности на некоторое время.

Не забывайте и про регулярный полноценный 7-8-часовой сон. Хоть запоминание и воспроизведение информации происходит во время бодрствования, ее обработка продолжается даже во сне. А вот недостаток сна приводит к стрессу, а также к ухудшению памяти и работоспособности.

Четырехступенчатый метод, или метод ОВОД

Есть еще один способ узнать, как выучить большой текст наизусть быстро и результативно. Воспользуйтесь одной из самых действенных методик запоминания текстов под названием ОВОД, состоящей из четырех этапов: Основная мысль, Внимательное чтение, Обзор и Доводка. Она позволяет быстро выучить текст - всего за 4 повторения. От бессистемного заучивания и повторения ОВОД отличается осмысленным, аналитическим подходом к тексту. Итак:

  • Первым делом вам нужно прочитать текст и выделить в нем основную мысль. Не старайтесь сразу же его запомнить от начала до конца, акцентируйте свое внимание лишь на том, что раскрывает главную мысль материала. Можете записать эти мысли в виде тезисов. Когда чтение закончено, отложите текст в сторону и сделайте попытку устно воспроизвести прочитанное.

  • Далее следует прочесть текст во второй раз, уже более внимательно, с учетом всех деталей повествования. Вспомните основную мысль текста и попытайтесь связать ее в уме с теми подробностями, которые вы выделили только сейчас. Как они помогают раскрыть основную мысль, что они добавляют в повествование? Теперь попробуйте повторить текст с учетом и главной мысли, и деталей.
  • Обзор текста заключается в создании приблизительного плана к прочитанному. Прочитайте материал с конца и задайте себе вопросы, касающиеся пунктов вашего плана. Они помогут вам запомнить, какая информация содержится в каждой части текста.

  • Доводка означает окончание работы над текстом, доведение процесса запоминания до конца. Вспоминая текст, идите от общего к конкретному: начинайте с главных мыслей, впоследствии дополняя их деталями. Не спеша повторяйте текст вслух, при возможности попросите кого-нибудь вас проверить. Ни в коем случае не подглядывайте. Если вы что-то забыли, то попытайтесь проанализировать этот отрезок, понять, почему вы его упустили.

По прошествии нескольких часов повторите выученное еще раз. В случае необходимости заполните появившиеся пробелы, снова воспользовавшись данной четырехступенчатой схемой.

Как выучить текст максимально быстро и эффективно

Если нужно выучить текст как можно быстрее и не обязательно дословно, то вам поможет этот метод.

  1. Разбейте материал на осмысленные фразы или предложения. Определите основной смысл каждого фрагмента.
  2. Теперь охарактеризуйте каждый из фрагментов небольшой фразой, если получается, то и одним словом, с которым у вас ассоциируется каждый конкретный блок. Главное - создать запоминающийся образ.
  3. Последний этап - запомнить последовательность образов, которые позволят вам шаг за шагом вспомнить содержимое текста.

Пример метода недословного запоминания

Рассмотрим, как работает этот метод на примере данного отрывка:

Парадоксом остается то, что люди в наше время получают отличное образование, но не могут похвастаться большим разумом, имеют достаточно широкие знания, но не всегда хорошо могут оценить ситуацию. У нас много экспертов, но проблем еще больше, медицина одна из самых лучших, но и здоровьем похвастаться большинство не может.

Теперь разделим этот отрывок на фрагменты-фразы и подберем к каждому свой яркий образ:

Парадоксом остается то, что люди в наше время получают отличное образование, но не могут похвастаться большим разумом (Пациент психбольницы держит красный диплом ). У нас много экспертов, но насущных проблем еще больше (Человек в деловом костюме держит отвертку ). Медицина одна из самых лучших, но и здоровьем большинство похвастаться не может (Врач в халате лежит с гипсом ).


В результате не нужно запоминать весь текст сразу, а запомнить только следующие образы, с ним связанные:

  • Психически больной с красным дипломом.
  • Деловой человек с отверткой.
  • Врач в гипсе.

Чтобы запомнить последовательность образов, объедините их, придумав свою историю, в которой первый образ будет взаимодействовать со вторым, второй с третьим и т. д. Наш пример был небольшим и ознакомительным, поэтому для большого текстового объема вам понадобится и большее количество образов. На все это у вас уйдет меньше времени, чем на то, чтобы учить сам текст, а главное - благодаря ярким образам он останется в памяти надолго.

А если вас интересует, как развивать память и учить стихи наизусть , то с одной интересной методикой вы сможете познакомиться в следующем видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Почти все знают об известных скульптурах-достопримечательностях вроде статуи Свободы в Нью-Йорке или «Маленькой русалочки» в Копенгагене. Однако существуют и другие, не слишком известные, но очень необычные скульптуры, которые украшают города по всему миру – одни из самых динамичных мы собрали в этой статье.

Если вы интересуетесь, как быстро выучить стих, значит, вы тонкий, глубокий человек, прекрасно чувствующий поэзию. Или просто школьник, которому задали домашнее задание по литературе. В любом случае, эта статья именно для вас.

Порой наш мозг демонстрирует настоящие чудеса запоминания, а иногда попросту отказывается работать, и многочисленные попытки запомнить небольшое стихотворение заканчиваются настоящим кошмаром. К счастью, в наше время существует множество проверенных методик , позволяющих быстро выучить стих, не придаваясь различным фокусам и обманам. Таким, как например, в легендарном фильме Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Помните, эпизод с экзаменом? Так вот, этого не будет.

На самом деле, выучить стих можно быстро и легко. Не верите? Прочитайте наши рекомендации , и вы убедитесь, что даже большое и сложное стихотворение может стать вашим триумфом.

Есть люди, для которых быстро выучить стих – абсолютно не проблема: даже не важно, это легонькое стихотворение за 5й класс или сложнейший шедевр китайской литературы. Про таких можно сказать, что им повезло: у них отличная память и хорошо развитое воображение . А нам, обычным людям, остается только развивать свою любовь к поэтическому слову, изучая различные методики и рекомендации о том, как быстро выучить стих.

Делу время

Если у вас в распоряжении есть, как минимум, сутки, то этот факт очень облегчит вашу задачу. Дело в том, что после нескольких прочтений текста накануне вечером, наш мозг продолжит осмысливать информацию во сне . И на следующее утро вы проснетесь уже со свежей головой, и успешно закончите процесс заучивания.

Подключаем воображение

Иногда бывает, что времени совсем мало, и запомнить стих необходимо здесь и сейчас. Выучить стих за 5 минут поможет ваша фантазия и умение понимать прекрасное . Для начала несколько раз прочитайте стих, постарайтесь вникнуть в его суть, понять структуру развития чувства. Ведь стихотворение – это поток эмоций, которые переживает лирический герой и сам автор. Поставьте себя на его место, постарайтесь проникнуться пафосом описываемых событий или явлений. Также очень помогает построение ассоциативного ряда. Ритмика стихов обычно способствует запоминанию, поэтому старайтесь учить сразу по одной строфе, повторяя текст по нескольку раз.

Дело техники

Если у вас есть аудиозапись вашего стихотворения, прослушайте его несколько раз полностью, а затем разбейте на небольшие фрагменты . После того, как вы прослушали очередной фрагмент, остановите запись и повторите его вслух. Такой способ помогает выучить стих всего за 10 минут, например, по дороге до школы или высшего учебного заведения. Но лучше не рискуйте, а начните изучать еще дома. Например, прочитайте стих несколько раз, вникните в суть, постройте ассоциативный ряд и просмотрите динамику развития чувства. После этого, включайте плеер, берите наушники и отправляйтесь к месту проведения мероприятия. У вас появился шанс выучить стих за 5 минут.

Давайте петь

Придумайте незамысловатый мотив и попробуйте пропеть несколько строчек стихотворения . Такой способ очень действенный, когда у вас в распоряжении совсем немного времени, а стих достаточно простой.

Если вы подберете удачный ритм, то сможете запомнить несколько элементарных четверостиший всего за 1 минуту. Помимо этого, учить стих нараспев еще и очень забавно.

Разложите все по полочкам

Чаще всего стихи разбиты на четверостишья, которые состоят из рифмующихся строк . Вот по 1-2 строке и начинайте заучивать. Сначала 2-3 раза прочитайте стих полностью. Потом один раз медленно, вдумываясь в каждое слово. Теперь перейдите к более детальному изучению. Прочтите, а затем повторите первую строку. Сразу за ней – вторую. Соедините обе строки и проговорите их вместе. Последующие строки так же прибавляйте к уже заученному тексту, не забывая повторять все вместе. Так у вас получиться выучить большой объем информации всего за 5 минут. Соедините заученные строки в сплошной поэтический текст. Закрепите пройденное выразительным чтением.

Заполняйте пробелы

Даже если вам удалось хорошо выучить стих за 5 минут, в тексте могут попадаться слова, которые упорно не поддаются запоминанию. Запишите их на небольшой листок бумаги и воспользуйтесь этой «шпаргалкой» в походящий момент. Вы будете удивлены, но как только вы увидите знакомое слово, то сразу же вспомните и весь последующий текст.

Как выучить очень длинный стих?

Мы уже рассказали вам, как быстро выучить стих наизусть за 5 минут. Все эти способы большей степенью касаются небольших произведений, написанных в классической форме. Но есть очень сложные для восприятия или очень длинные стихотворения, запомнить которые сразу просто невозможно. Однако не стоит отчаиваться: даже длинный стих можно выучить всего за один день . Для этого необходимо знать несколько секретов.

  1. Внимательно прочитайте текст несколько раз. Разберитесь с представленными в стихотворении образами, картинами, событиями, чувствами. По необходимости выясните значение незнакомых слов.
  2. Перепишите стих в тетрадь, проговаривая слова и словосочетания вслух.
  3. Используйте написанный вами текст. Старайтесь прочитать и запомнить первое предложение или четверостишие. Если сразу не получается, читайте фрагмент до тех пор, пока он не запомнится.
  4. Постепенно добавляйте по следующему четверостишию, повторяя при этом предыдущие.
  5. Делайте перерывы на 10-15 минут после того, как выучите 2-3 строфы. Когда вы запомните стих полностью, постоянно к нему возвращайтесь на протяжении дня, не стесняясь проговаривать самые сложные моменты по нескольку раз.
  6. Повторите стих перед сном.
  7. Утром постарайтесь воспроизвести текст вашего стихотворения сразу после пробуждения, предварительно его не читая. Затем прочтите стих вслух 2-3 раза. Повторите и убедитесь, что вы его прекрасно запомнили.

Сначала надо осмыслить, зачем мы собираемся учить стихотворение.

Может быть, мы готовимся к конкурсу чтецов?

Или нам понравилось какое-то стихотворение до такой степени, что хочется его повторять и повторять все время, где бы мы ни находились?

Или мы готовимся к экзамену по литературе?

Наконец, стремимся выполнить домашнее задание к уроку: не выучишь — получишь «пару».

Методы в этих случаях могут отчасти и не совпадать. Так, чтобы блеснуть на конкурсе или вспомнить произведение через полгода на экзамене, учить его надо начинать по крайней мере за три дня. А просто «чтоб двойку не поставили», выучить можно и за один вечер. Но и забудется оно так же быстро, а если мы внезапно собьемся, отвечая, то припомнить продолжение нам будет трудно.

Сразу можно сказать, что последняя мотивация — самая неудачная. Педагоги называют ее «внешней». Это значит, что цель не связана собственно с заучиванием стиха: ученику не стихи интересны, а возможность избежать плохой отметки. И отсутствие правильной мотивации может в данном случае сыграть злую шутку. Наверное, со всеми так бывало: учишь, учишь, уже измучился, а ничего не выучено. Это потому происходит, что мозг человека — орган вовсе не простой. Наше сознание ощущает бессмысленность дела, и память не включается в работу.

Итак, первый ответ на вопрос, как же выучить стихи, будет немного странным: надо заставить себя захотеть выучить это произведение. Представим себе, как мы его выучим и с выражением продекламируем, как все удивятся, как рада будет учительница, как восхитятся одноклассники и родители. Перестанем называть произведение даже в мыслях «дурацким стишком» или еще как-то нехорошо. Постараемся отнестись к нему с симпатией — оно тогда запомнится быстрее и легче. Парадоксально, но факт: дело, которое нравится, всегда удается лучше.

Ищу средство

Для быстрого и прочного запоминания необходимо задействовать все способы. Если вы учите стихи с ребенком, помогите ему "проработать" произведение, опираясь на все виды памяти:

  • Зрительная . Внимательно прочтем стихотворение, обращая внимание на его расположение на странице, шрифт, стараясь затем вообразить себе эту страницу с напечатанным на ней произведением.
  • Слуховая . Прочитаем стихотворение вслух. Можно записать себя на диктофон, или попросить кого-нибудь прочитать стихотворение вслух, или найти в интернете это произведение в исполнении профессионального артиста или участника конкурса чтецов. Постараемся вспомнить чтение с интонацией, паузами, заставить голос исполнителя звучать в нашей памяти.
  • Моторная . Перепишите аккуратно и без ошибок стихотворение на бумагу. Можно писать поочередно ручками разных цветов. Тогда нам будет его легче припомнить. Неплохо еще и рисуночки делать возле строчек или строф. Если мы переписывали стихотворение, теперь подсматриваем только в него, а не в книгу.
  • Эмоциональная . Постараемся прочувствовать все, о чем мы читаем, ощутить запахи, прикосновение ветерка, стужу, зной — то, о чем говорится в произведении. Потом мы вспомним свои эмоции и слова тоже.
  • Смысловая . Необходимо точно представлять себе, о чем идет речь в стихотворении. Тогда можно припомнить и по смыслу, «о чем там дальше».

Конечно, все это требует времени. То есть ответ на вопрос, как выучить стих за 5 минут, нам уже очевиден. Никак. Разве что там одно четверостишие или вообще пара строк.

Распределяю время

Итак, чтобы хорошо и надолго запомнить стихотворение, его лучше начать учить заранее, дня хотя бы за два. Тогда времени мы затратим намного меньше: за сутки информация уляжется у нас в голове и усвоится лучше.

  • Первый день . Прочитать стихотворение вслух, убедиться, что все понятно. Прочитать еще раз или прослушать чтение. Постараться ощутить эмоции, которые испытывал и хотел передать нам автор, вообразить то, о чем написано в произведении. Переписать. Учить по 1-2 строчки, подсматривая в свой листок.
  • Второй день . Попытаться припомнить все, что учили; можно подсматривать в листок, но не читать по нему. Если припомнилось мало, начать снова учить по одной-две строки таким способом.

Способ «пирамиды»

Выучили две строки. Учим вторые две вместе с первыми. Затем третью пару вместе с предыдущими четырьмя строками. И так далее. Если стихотворение короткое, то можно его так до конца и доучить. Если длинное, то, выучив восемь строк, начинать с третьей строфы все заново: две строки, две плюс две, еще две плюс четыре и т.д.

  • Третий день . Повторить, отрепетировать декламацию с выражением.

Проблемы и хитрости для их решения

Что делать, если запомнили произведение все равно плохо? Или в целом стихотворение помним, но несколько строк всегда забываем? Или путаем последовательность частей длинного произведения?

Попробуем справиться с этими проблемами.

Что делать, если стихотворение запоминается плохо, как бы мы ни трудились?

  • Давайте поиграем в «стихопаззлы». Для этого еще раз перепишем аккуратненько стихотворение и разрежем листок на полоски по одной или две строки. Теперь перемешаем. А теперь попытаемся восстановить. Справились с легкостью? Переходите ко второму этапу. Не получилось? Прочитайте стихотворение вслух целиком или прослушайте запись и снова складывайте. Так надо сделать несколько раз, пока не будет получаться легко и быстро.
  • Теперь второй этап. Разрежьте каждую полоску вдвое поперек (слова разрезать не надо), снова перемешайте и снова разложите. Если и это не представляет для вас сложности, режьте на отдельные слова. И складывайте в стихотворение. После этого наверняка стихотворение запомнится за 5 минут.

Забываете только несколько строчек? Сделайте то же самое только с этими строчками. А можно и слова порезать на половинки.

Помните стихотворение по «кускам», как заучивали, а что там за чем, забываете?

Это нередко бывает, если стихотворение лирическое, в нем повторяются строки или части строк (анафора, которая придает столько выразительности и композиционной красоты стихотворению, очень мешает его запоминанию!) Тогда наша задача — работать над «стыками» между «кусками».

Раньше мы учили строки с первой по восьмую, затем с девятой до шестнадцатой, с семнадцатой по двадцать четвертую и так далее. А теперь учим вместе восьмую и девятую, шестнадцатую и семнадцатую и так далее. Эти «пары» пишем, повторяем на все лады, режем на полоски и на слова и поем на разные мотивы.

Какие хитрости еще можно использовать?

  • Есть ребята, которые к каждой строке делают что-то вроде иллюстрации, а потом вспоминают картинку и с ней строку.
  • А еще некоторые люди хорошо запоминают стихотворение, если они его напевают на какой-нибудь мотив.
  • Можно попытаться прочитать стихотворение по строфам разными голосами. Строфа — это четверостишие или, например, шестистишие — то, что отделяется пустой строкой; иногда дети зовут строфы «куплетами». Например, первую строфу читать басом, вторую — пищать, как мышь, третью шипеть, как змея, и так далее. Потом это может помочь вспомнить.
  • Используйте элементы пантомимы. Можно пластически показать разные эмоции или понятия. Читая, вы припомните: вот в этом месте я пожал плечами, здесь приложил руку к уху, а здесь засмеялся. Старайтесь читать эмоциональнее — то, что мы прочувствовали, мы запоминаем лучше.

Надеемся, наши советы помогут вам или вашему ребенку выучить стихотворение быстро и запомнить его надолго.

Воспринимаете стихотворение на слух, попросите кого-нибудь прочитать его вам. Или запишите стих на диктофон, чтобы позже без проблем прослушивать его несколько раз.

Разбейте каждое четверостишье на части (по две строки). Проговорите первую строку, затем вторую, а потом обе эти строки вместе. Также сделайте с последующими строками, каждый раз прибавляя по одной строке. Теперь проговорите всю часть (столбик). И так продолжайте до конца стихотворения. В итоге продекларируйте стих полностью. Потом еще раз прочитайте его 2-3 раза.

Продолжите по тому же алгоритму: запомнили третью строфу - повторите три строфы вместе и переходите к запоминанию четвертой. Таким образом прибавляя к выученному тексту последовательно по одному четверостишию, сможете выучить все стихотворение.

Не старайтесь выучить все строфы без отдыха, гораздо продуктивнее происходит запоминание, если процесс заучивания прерывается 10-15-ти минутными перерывами через каждые две-три строфы. Повторив пару раз выученное стихотворение, займитесь другими делами. Повторите стихотворение на ночь еще два-три раза. Это будет способствовать отложению выученного в долгую память.

Утром постарайтесь рассказать стихотворение, предварительно не повторяя его. Если что-то не вспоминается - пропускайте, вспомните все, что сможете. После этого возьмите написанный текст и, прочитав вслух два-три раза, повторите наизусть.

Видео по теме

Обратите внимание

Чем чаще будете учить наизусть, тем тренированнее станет память, и процесс запоминания новой информации будет проходить быстрее.

Полезный совет

Попробовав перечисленные способы, постарайтесь найти тот, который подходит больше, исходя из личных способностей. Вы ускорите процесс запоминания, делая основной упор именно на этом способе.

У людей память разная. Кто-то мгновенно с первого же прочтения способен запомнить большой отрывок незнакомого текста или стих, а кому-то понадобится для этого много времени и усилий. Особенно тяжело таким людям дается запоминание стихов. Предположим, школьнику необходимо выучить стихотворение.

Инструкция

Если у вас есть время, учите стих медленно, постепенно, по одной строчке. Добивайтесь, чтобы строка накрепко отложилась в памяти, после этого переходите к следующей. Вы наверняка хорошо запомните стихотворение, но на это уйдет несколько часов или даже дней. Как правило, для школьников такой вариант не самый подходящий, хоть и надежный.

Есть другой, более быстрый способ. Сначала внимательно, не спеша прочитайте стих, не ставя целью сразу же начать запоминание. Постарайтесь понять, в чем смысл стихотворения, что именно хотел выразить автор, какую главную мысль донести до читателя. Напрягите фантазию, представьте себе, как это все происходило бы в действительности. А уж потом начинайте учить стих наизусть. В большинстве случаев после такой предварительной работы запоминание выходит гораздо быстрее и легче.

Разбейте стихотворение на четверостишия. Выучите первое, потом – второе. А теперь постарайтесь наизусть прочитать оба. Если получилось легко, без запинок – переходите к третьему четверостишию, затем к четвертому, действуя по той же схеме. И так далее.

Некоторым людям хорошо помогает метод переписывания. В том случае, если стихотворение почему-то упорно , начните записывать его, повторяя вслух каждую строчку. Это занятие может быть утомительным, особенно если объем стихотворения немалый, но почти наверняка такой способ поможет вам. Дело в том, что при письме к работе подключаются и те участки мозга, которые отвечают за моторику.

Напишите своеобразную шпаргалку. Некоторым людям знакома такая ситуация: вроде бы стих выучен, буквально вертится на языке, а самое первое слово вылетело из памяти. В подобных случаях достаточно бросить взгляд на начало стихотворения, и весь текст мгновенно оживет. То есть напишите в вашей шпаргалке первые слова каждого четверостишья, этого будет достаточно.

Попросите кого-то из родных, близких или друзей прочитать это стихотворение вслух, несколько раз подряд. В некоторых случаях это эффективно помогает запоминанию, особенно если у человека наиболее хорошо развита слуховая память.

Видео по теме

Связанная статья

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

  • Спеть слова или текст;

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.