Болезни Военный билет Призыв

Как Великобритания стала «владычицей морей»? Как Британия стала самой могущественной колониальной державой

210 лет назад, 21 октября 1805 г., произошло Трафальгарское сражение - решающая битва между английским флотом под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона и франко-испанским флотом адмирала Пьера Шарля Вильнёва. Сражение завершилось полным разгромом франко-испанского флота, который потерял двадцать два корабля, в то время как британский флот - ни одного.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и самым известным морским противостоянием XIX века. Эта морская битва имела стратегические последствия. Решительная победа британского флота подтвердила морское превосходство Британии. Англо-французское соперничество на море прошло красной нитью через всё XVIII столетие. Морское противостояние, начавшееся ещё битвами Англии с Испанией, и Англии с Голландией, а затем Англии с Францией (при поддержке Испании), завершилось убедительной победой британцев. Англия надолго завоевала статус «владычицы морей». Наполеону, несмотря на убедительные победы на суше, пришлось отложить замысел десантной операции в Англию.

При этом утверждения некоторых западных исследователей о том, что Трафальгарская битва имела решающее значение в разгроме Французской империи, не имеют оснований. Исход противостояния с Наполеоном решался на суше. И только русские штыки сокрушили империю Наполеона. В области тактики адмирал Нельсон успешно применил рекомендации английский военного теоретика Дж. Клерка и боевой опыт русского флота, в том числе адмирала Ф. Ф. Ушакова. Нельсон решительно отказался от догм линейной тактики, господствовавшей в XVIII в. и которой придерживался его противник. Ранее таким же образом свои победы одерживал русский адмирал Ушаков.

Сражение стало трагичным для командующих флотами. Адмирал Нельсон, олицетворявший последние успехи британского флота, в этом бою был смертельно ранен мушкетной пулей и умер, получив перед смертью донесение о полной победе Англии. Французский адмирал Пьер-Шарль де Вильнёв попал в плен. Находился в Англии в качестве военнопленного до апреля 1806 года. Был отпущен под честное слово, что не будет более воевать против Британии. Будучи полностью деморализован из-за срыва экспедиции в Англию и потери флота, 22 апреля 1806 г. покончил жизнь самоубийством (по другой версии, его зарезали). Храбрый испанский адмирал Федерико Гравина, который в этом бою он потерял руку, раздробленную картечью, так и не смог оправиться от раны и умер 9 марта 1806 года.


Французский адмирал Пьер-Шарль де Вильнёв

Предыстория

Трафальгар стал знаковым событием, который вместе Ватерлоо, завершил длительный англо-французский конфликт, который получил название «Вторая Столетняя война». Между двумя великими державами шла «холодная война», временами переходившая в «горячую войну» - войны Аугсбургской лиги, за испанское и австрийское наследства. Семилетняя, за независимость британских северо-американских колоний. Лондон и Париж соперничали во всем - от торговли и колоний до науки и философии. В этот период Британия сформулировала ключевой принцип внешней политики - борьба против сильнейшей континентальной державы, как имеющей наибольшие возможности для нанесения ущерба британским интересам. В результате к исходу XVIII века Франция потеряла большую часть своей первой колониальной империи (вторую создали уже в XIX в.). Французская торговля уступила британской, французский флот уже не мог бросить вызов британскому.

Новая война между Англией и Францией началась после расторжения Лондоном Амьенского мира в мае 1803 г. Наполеон начал планировать вторжение в Англию. Англия сколотила новую антифранцузскую коалицию, главной ударной силой которой стали Австрия и Россия.

Противостояние на море

К началу новой войны, в 1803 г., положение Англии на море было, в целом, превосходно. Во время предыдущей войны британская военная мощь возросла многократно: за восемь лет войны флот Англии увеличился с 135 линейных кораблей и 133 фрегатов до 202 и 277 соответственно. При этом французский флот сильно ослаб: число линейных кораблей и фрегатов кораблей уменьшилось с 80 и 66 до 39 и 35. После морских побед у мыса Сан-Висенте, при Кампердауне в 1797 г. и Абукира в 1798 г. когда были разгромлены испанский, голландский и французский флоты, Копенгагенского сражения 1801 г., завершившегося уничтожением и пленением датского флота, в Британии были уверены в победе на море. Лондон беспокоил только план высадки десантной армии в Англии. Учитывая практическое отсутствие полноценных сухопутных войск у Англии, и великолепные боевые качества наполеоновских войск, такая операция несомненно вела к военной катастрофе Британии.

Поэтому британское командование придавало огромное значение блокаде франко-испанских военно-морских сил. Крупнейшие из французских эскадр располагались в Бресте (18 линейных кораблей и 6 фрегатов), Тулоне (соответственно 10 и 4), Рошфоре (4 и 5), Ферроле (5 и 2). Каждый французский порт был блокирован превосходящими британскими силами: 20 линейных кораблей и 5 фрегатов для Бреста, 14 и 11 для Тулона, 5 и 1 для Рошфора, 7 и 2 для Ферроля. Дополнительные британские эскадры были развернуты в Канале и подходах к нему - всего в обоих проливах 8 линейных кораблей и 18 фрегатов. Голландский флот сторожили 9 британских линейных кораблей и 7 фрегатов. Подступы к Ирландии сторожило несколько фрегатов.

Таким образом, англичане обладали значительным превосходством в морских силах. К тому же они занимали выгодное положение, находясь относительно недалеко от своих портов и баз, все их коммуникации были свободны. Стоит также отметить, что французский флот в этот период сильно деградировал и прежнее равновесие между английским и французским флотами, которые раньше стоили один другого, исчезло. Франция, из-за внутренних беспорядков, сильно запустила свой флот. Эмиграция лишила французский флот большей части старых офицеров, флот был плохо организован, снабжался по остаточному принципу (на первом месте была армия, которая решала задачу выживания Франции). Корабли готовили к сражениям поспешно, экипажи были слабыми, разнородными, набранных отовсюду, чтобы заменить тех, которые выбыли.

В результате, французам, чтобы перебросить десантную армию через Ла-Манш требовалось собрать свои сильнейшие эскадры вместе, каждый раз избегая опасного боя с превосходящими британскими блокирующими эскадрами, привести их в Канал и там дождаться благоприятного момента для броска в Англию. Задача британцев была проще: сохранять блокаду, при возможности уничтожать вражеские корабли. Однако приходилось учитывать фактор погодных условий. Парусные корабли зависели от ветра, и погода могла помешать французам выйти из гавани и наоборот, позволить блокируемой эскадре выскользнуть, к примеру, из Бреста, в то время как английские корабли могли остаться в полосе штиля.

Планы французского командования. Действия французского флота

Французскому командованию необходимо было решить тяжёлую задачу. Первоначально планировали, что тулонская эскадра, воспользовавшись благоприятной погодой, прорвет блокаду и оторвётся от британской эскадры под началом Нельсона, которая базировалась на островах Ла-Маддалена в проливе Бонифачо между Сардинией и Корсикой. Затем тулонская эскадра должны была прорваться через Гибралтар и следовать по обстановке к Ферролю (военно-морская база и порт на северном побережье Испании), а лучше - к Рошфору (французский порт на берегу Атлантического океана). Эскадра в Бресте должна была демонстрировать активность для того, чтобы отвлечь британцев. Французская эскадра, сформированная из сил, базировавшихся в Тулоне и Рошфоре, должна была двигаться на север, но не через Канал, а вокруг Ирландии, демонстрируя намерение высадить десант на этом острове и поднять восстание местного угнетенного британцами населения. Лишь затем, не входя в Ирландское море, французский флот должен был обогнуть саму Англию и выйти к Булони с севера. Здесь французы планировали прорвать блокаду голландского флота, и еще более усилится за счет голландских кораблей.

Таким образом, французы собирались собрать сильный флот, который будет сильнее британской эскадры в Ла-Манше. Британцы, по расчётам французов, не успевали составить соединенный флот, а отдельные эскадры и отряды соединенный франко-голландский флот должен был разбить. Это позволяло создать локальное превосходство в силах и совершить высадку десантных сил на побережье Англии.

Но в 1804 году французы не смогли приступить к реализации этого сложного и многоступенчатого плана, в котором очень многое зависело от природной стихии и удачливости, умений французских капитанов. 19 августа 1804 г. в Тулоне скончался выдающийся французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль, которого очень высоко ценил Наполеон. Бонапарт очень ценил его за неукротимый военный дух, пылкий характер и ненависть к англичанам. Когда Наполеон приступил к выполнению своего грандиозного плана вторжения в Англию, он предоставил Латуш-Тревилю главную роль и назначил командующим тулонской эскадры. Латуш-Тревиль с огромной энергией принялся за дело и достиг в подготовке эскадры для целей экспедиции и в борьбе с блокировавшим его Нельсоном хороших результатов. Его смерть нанесла этому делу огромный урон. Франция уже не смогла выставить такого талантливого и решительного адмирала. Пока Наполеон выбирал преемника, наступила осень, а в это время действовать в северных морях было крайне опасно.


Французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль

Но в 1805 году работа в адмиралтействах французских портов снова закипела. В этот период планы императора претерпели довольно серьёзные изменения, теперь на первый план выходила более успешная дезинформация противника, чтобы отвлечь его внимание от проливов и, одновременно, усиление позиций в колониях. В двух письмах морскому министру Декре от 29 сентября 1804 г. Наполеон говорит о четырех экспедициях: 1) первая должна была укрепить положение французских вест-индских островных колоний - Мартиники и Гваделупы, захватить некоторые острова Карибского бассейна; 2) вторая - захватить голландский Суринам; 3) третья - захватить остров Св. Елены в Атлантическом океане к западу от Африки и сделать его базой для нападений на английские владения в Африке и Азии, для нарушения торговли противника; 4) четвертая должна была стать результатом взаимодействия рошфорской эскадры, отправленной на помощь Мартинике, и тулонской, посланной завоевывать Суринам. Тулонская эскадра должна была на обратном пути снять блокаду с Ферроля, присоединить находящиеся там корабли и встать на стоянку в Рошфоре, создав возможность для снятия блокады с Бреста и удара по Ирландии.

В 1805 г. Франция усилила свою морскую мощь. 4 января 1805 г. был заключен франко-испанский договор, согласно которому Испания предоставляла в распоряжение французского командования не менее 25 линейных кораблей в Картахене, Кадисе и Ферроле. Испанский флот должен был действовать совместно с французскими эскадрами с целью победы над британским флотом в Ла-Манше.

Но реализовать эти грандиозные планы французы не смогли. В январе 1805 г. из Тулона вышла эскадра Вильнёва, но из-за сильного шторма вернулась назад. 25 января из Рошфора отбыла эскадра Миссиеси. Французы смогли добравшаяся до Вест-Индии и разорили там британские владения, но вернулись назад, так как тулонская эскадра не смогла подойти на помощь. Брестская эскадра адмирала Гантома не смогла преодолеть британские блокирующие силы, а именно её соединение с тулонской эскадрой придавалось наибольшее значение в новых планах Наполеона.

В конце марта 1805 г. эскадра Вильнёва из одиннадцати линейных кораблей, шести фрегатов и двух шлюпов снова вышла из Тулона. Французы смогли избежать столкновения с эскадрой адмирала Нельсона и успешно прошли Гибралтарский пролив. Корабли Вильнёва соединились с эскадрой из шести испанских линейных кораблей под командованием адмирала Гравины. Объединенный франко-испанский флот отплыл в Вест-Индию, достигнув Мартиники 12 мая. Нельсон попытался догнать их, но его задержали в Средиземном море плохие погодные условия, и он не смог пройти через пролив до 7 мая 1805 года. Английский флот из десяти линейных кораблей достиг Антигуа только 4 июня.

Около месяца флот Вильнёва укреплял французские позиции на островах Карибского моря, поджидая эскадру из Бреста. Вильнёву было приказано оставаться на Мартинике до 22 июня, ожидая флота адмирала Антуана Гантомы из Бреста. Однако брестская эскадра не сумела прорвать английскую блокаду и так и не появилась. 7 июня Вильнёв узнал от захваченного английского торгового судна, что флот Нельсона прибыл в Антигуа, и 11 июня он решив не ждать Гантома отправился обратно в Европу. Нельсон снова начал погоню, но взял курс на Кадис, полагая, что противник направляется в Средиземное море. А Вильнёв шёл к Ферролю. Тулонская эскадра, вернувшись с Карибского моря, должна была деблокировать франко-испанские эскадры в Ферроле, Рошфоре и Бресте и затем уже объединенными силами решить главную задачу в Ла-Манше - атаковав в лоб или же, обойдя Британские острова, с тыла.

Французы надеялись, что британцы будут отвлечены на Карибский театр и не успеют отреагировать на действия флота Вильнёва. Однако британцы вовремя узнали о начале обратного перехода Вильнёва. 19 июня английский бриг, посланный Нельсоном в Британию для уведомления Адмиралтейства о возвращении франко-испанского флота в Европу, заметил в 900 милях к северо-востоку от Антигуа вражеский флот, который Нельсон тщетно ловил на протяжении трех месяцев. По курсу Вильнёва англичане поняли, что французы не планируют идти в Средиземное море. Капитан Беттсуорт немедленно понял всю важность этого случая и вместо того, чтобы вернуться к эскадре Нельсона, которую он мог и не встретить, он продолжил свой путь в Британию. Английский корабль достиг Плимута 9 июля и капитан сообщил лорду Адмиралтейства.

Адмиралтейство предписало Корнуоллису снять блокаду под Рошфором, послав пять своих кораблей к адмиралу Роберту Кальдеру, который наблюдал за Ферролем с десятью кораблями. Кальдеру было предписано крейсировать в расстоянии ста миль к западу от Финистерре для встречи Вильнева и предупреждения соединения его с Феррольской эскадрой. 15 июля на параллели Ферроля к 10 кораблям вице-адмирала Кальдера присоединились 5 кораблей контр-адмирала Стерлинга. Тем временем флот Вильнёва, который задержали северо-восточные ветра, достиг района Финистерре только 22 июля.

22 июля произошло сражение у мыса Финистерре. Вильнёв с 20 линейными кораблями был атакован силами английской блокирующей эскадры Кальдера с 15 кораблями. При таком неравенстве сил англичане смоли захватить два испанских корабля. Правда, один из английских кораблей также был сильно поврежден. Кроме того, Кальдер должен был учитывать вероятность удара себе в тыл феррольской и, возможно, рошфорской эскадр противника. В результате на следующий день противники не стали продолжать бой. Бой закончился с неопределенным результатом, оба адмирала, и Вильнёв и Кальдер, заявили о своей победе.

Позднее Кальдер был отстранен от командования и предан военно-полевому суду. Разбирательство дела состоялось в декабре 1805 года. Британский адмирал был освобожден от обвинения в трусости или нерадивости, тем не менее был признан не сделавшим всего, что от него зависело для возобновления сражения и для взятия или уничтожения вражеских кораблей. Его поведение было признано достойным чрезвычайного осуждения, и он был приговорен к строгому выговору. Кальдер никогда больше не служил в море, хотя его произвели в адмиралы и наградили орденом Бани.


Бой у мыса Финистерре 22 июля 1805 года, Уильям Андерсон


Британский адмирал Роберт Кальдер

Вильнёв увёл корабли в Виго, чтобы устранить повреждения. 31 июля, использовав шторм, который оттеснил блокирующую эскадру Кальдера и, оставив три из наиболее пострадавших своих судов в Виго, он отплыл в Ферроль с пятнадцатью кораблями. В результате в Ферроле оказалось 29 линейных кораблей (феррольская эскадра к этому времени насчитывала уже 14 линейных кораблей). Кальдер вынужден был отступить и присоединиться к эскадре Корнуоллиса. 15 августа к объединенным силам Корнуоллиса и Кальдера под Брестом подошел Нельсон, с его прибытием численность британского флота достигла 34-35 линейных кораблей.

Вильнёв, по его собственным словам, «не имея доверия к состоянию вооружения моих кораблей, а также к быстроте их хода и ловкости маневрирования, зная о соединении неприятельских сил и о том, что им известны все мои действия со времен моего прибытия к берегу Испании... потерял надежду на способность выполнения той великой задачи, для которой мой флот предназначался». В результате французский адмирал увёл флот в Кадис.

Узнав о выходе французского флота, Корнуоллис совершил то, что Наполеон назвал «очевидной стратегической ошибкой» - он направил к Ферролю усиленную до 18 кораблей эскадру Кальдера, ослабив таким образом британский флот на жизненно важном участке и уступив противнику превосходство в силах и под Брестом, и под Ферролем. Если бы на месте Вильнёва был более решительный флотоводец, он мог навязать сражение значительно более слабому британскому флоту и, возможно, несмотря на качественное превосходство экипажей противника, добиться победы благодаря численному превосходству. Разгромив эскадру Кальдера, Вильнёв мог угрожать уже эскадре Корнуоллиса с тыла, также имея преимущество в силах.

Однако Вильнёв не знал об этом и не искал счастья в бою, как более решительные флотоводцы. 20 августа франко-испанский флот бросил якорь в Кадисе. В результате силы союзников возросли до 35 линейных кораблей. Этот флот, несмотря на требования Наполеона идти в Брест, остался в Кадисе, позволив британцам возобновить блокаду. Кальдер, не обнаружив противника в Ферроле, последовал к Кадису и там присоединился к блокирующей эскадре Коллингвуда. Силы британской блокирующей эскадры возросли до 26 кораблей. Позднее эта эскадра была доведена до 33 линейных кораблей, несколько из которых регулярно отлучались в Гибралтар - за пресной водой и другими припасами. Таким образом, франко-испанский флот сохранял некоторое численное преимущество. Нельсон возглавил объединенную эскадру 28 сентября 1805 г.

Продолжение следует…

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Англия одной из первых европейских стран вступила на путь индустриализации. Система протекционизма защищающая внутренний рынок от иностранной конкуренции к середине XVIII века обеспечила стране быстрый экономический рост.
В конце XIX столетия когда мир был фактически поделен между крупными метрополиями Англия уже стала главным промышленным монополистом: в «мастерской мира», как называли Британию, производилась треть мировой промышленной продукции. Такие отрасли британской экономики как металлургия, машиностроение и судостроение лидировали по объему производства.
При высоких темпах роста экономики внутренний рынок перенасыщался и искал прибыльного применения за пределами не только Королевства, но и Европы. Продукция и капитал с Британских островов активно потекли в колонии.
Немаловажную роль в успехах Англии как колониальной империи сыграл высокий уровень технологий, которому английская экономика всегда старалась следовать. Различные инновации - от изобретения прядильных машин (1769) до установки трансатлантической телеграфной связи (1858) - позволяли Британии быть на шаг впереди конкурентов.

Непобедимый флот

Англия постоянно пребывала в ожидании вторжения с континента, что заставляло ее развивать кораблестроение и заниматься созданием боеспособного флота. Разгромив в 1588 году «Непобедимую армаду» Фрэнсис Дрейк серьезно пошатнул испано-португальское господство на океанских просторах. С тех пор Англия, пусть и с переменным успехом, укрепляла свой статус морской державы.
Кроме Испании и Португалии серьезным конкурентом Англии на море выступала Голландия. Соперничество двух стран вылилось в три англо-голландские войны (1651-1674), которые выявив относительное равенство сил привели к перемирию.
К концу XVIII столетия у Британии на море оставался лишь один серьезный конкурент - Франция. Борьба за морскую гегемонию началась в период революционных войн - с 1792 года. Тогда ряд блестящих побед над французским флотом одержал адмирал Нельсон, фактически обеспечив Англии контроль над Средиземным морем.

В октябре 1805 года Великобритания получила возможность утвердить за собой право именоваться «владычицей морей». В ходе легендарного Трафальгарского сражения британский флот одержал сокрушительную победу над объединенной французско-испанской эскадрой, убедительно продемонстрировав свое тактическое и стратегическое превосходство. Британия стала абсолютным морским гегемоном.

Боеспособная армия

Для поддержания порядка и сохранения стабильности в колониях англичане были вынуждены держать там боеспособную армию. Используя свое военное превосходство Великобритания к концу 1840-х годов покорила практически всю Индию, население которой составляло почти 200 млн. человек.
Более того, английским военным постоянно приходилось выяснять отношения с конкурентами - Германией, Францией, Голландией. Показательной в этом плане была Англо-бурская война (1899-1902), в ходе которой британские войска уступая по численности силам Оранжевой республики смогли переломить ход противостояния в свою пользу. Однако эта война запомнилась неслыханной жестокостью британских солдат, применявших «тактику выжженной земли».
Особенно ожесточенными были колониальные войны между Англией и Францией. В период Семилетней войны (1756-1763) Англия отвоевала у Франции практически все ее владении в Ост-Индии и Канаде. Французы могли себя утешить лишь тем, что вскоре Великобритания была вынуждена капитулировать перед США в ходе войны за независимость.

Искусство дипломатии

Англичане всегда были искусными дипломатами. Мастера политических интриг и закулисных игр на международной арене они зачастую добивались своего. Так, не сумев одержать верх над Голландией в морских сражениях, они дождались пока война между Францией и Голландией достигнет апогея, а затем заключили мир с последней на выгодных для себя условиях.
Дипломатическими методами англичане помешали Франции и России отвоевать Индию. Британский офицер Джон Малколм в самом начале русско-французской кампании заключил два стратегических союза - с афганцами и с персидским шахом, которые спутали все карты Наполеону и Павлу I. Первый консул тогда отказался от похода, а русская армия так и не дошла до Индии.
Зачастую английская дипломатия действовала не только хитро, но и угрожающе настойчиво. В ходе Русско-турецкой войны (1877-1878) ей не удалось в лице турков приобрести «солдата на континенте», и тогда она навязала Турции договор по которому Великобритания заполучила Кипр. Остров был оккупирован немедленно и Британия приступила к созданию в Восточном Средиземноморье военно-морской базы.

Управленческие таланты

Площадь заморских владений Великобритании к концу XIX века составляла 33 млн. кв. км. Для управления такой громадной империей нужен был очень грамотный и эффективный административный аппарат. Англичане его создали.
Хорошо продуманная система колониального управления в себя включала три структуры - Форин-офис, Министерство колоний и Управление по делам доминионов. Ключевым звеном здесь выступало Министерство колоний, которое распоряжалось финансами и занималось подбором кадров для колониальной администрации.
Эффективность британской системы управления продемонстрировала себя при строительстве Суэцкого канала. Жизненно заинтересованные в морском канале, сокращающем путь в Индию и Восточную Африку на 10 000 километров, британцы не жалели средств, вкладывая их в экономику Египта. Однако огромные проценты, которые получали инвесторы вскоре превратили Египет в должника. В конечном итоге египетские власти были вынуждены продать Великобритании свои акции в компании Суэцкого канала.
Часто британские методы управления в колониях приносили и большие беды. Так, в 1769 - 1770 гг. колониальные власти устроили голод в Индии, закупив весь рис, а затем продавая его по непомерно высоким ценам. Голод унес жизни около 10 млн. человек. Англичане также практически уничтожили промышленность Индии, завозя в Индостан хлопчатобумажные ткани собственного производства.
Колониальная гегемония Великобритании закончилась лишь после Второй мировой войны, когда на политическую арену вышел новый лидер - Соединенные Штаты Америки.


В XVI веке участие в борьбе за мировое морское господство приняли Нидерланды и Англия. Долгое время Португалия и Испания обладали монополией на вывоз из колоний золота и пряностей. Однако слабость промышленного производства в этих странах определила отсталость их экономики несмотря на постоянно возобновляемый запас драгоценных металлов. Португалия и Испания были вынуждены покупать промышленные товары в странах Европы с более развитой экономикой. Таким образом, Нидерланды, Англия, а также Франция стали скапливать золото и серебро, которые Португалия и Испания привозили из Америки, Африки и Азии, выступая посредниками между промышленной Европой и всем остальным миром.Посредничество было выгодно Португалии и Испании, но не устраивало в первую очередь Нидерланды и Англию, товарооборот контрабандной торговли которых с испанскими и португальскими колониями в конце XVI века в два раза превышал их товарооборот с метрополиями. Это стало причиной потери Португалией и Испанией мирового господства и перехода его вначале к Нидерландам, а затем, после продолжительной борьбы на морях в разных концах Мирового океана, к Англии. Франция хотя и стремилась к мировому морскому господству, но так никогда и не овладела им.

Попытки Португалии и прежде всего Испании защитить свои экономические интересы путем ограничения торговли Голландии и других европейских государств с колониями привели к отрицательному результату. В 1573 году после семилетней войны Голландия добилась независимости от Испанского королевства, в состав которого она входила до этого.

Англия требовала “свободу морей”. Торговая монополия и господство Испании и Португалии на морях были постепенно уничтожены. В это время английские корабли и суда других европейских стран не имели права заходить в порты испанских и португальских колоний, что, естественно, ограничивало возможности и рост мировой торговли.

Первоначально борьба велась с помощью пиратов, многие из которых находились на государственной службе и имели “патент” (каперское свидетельство) на грабеж иностранных судов и убийство. Каперство, как назывался этот вид морской деятельности, особенно процветало при английской королеве Елизавете I, и английские пираты наиболее известны в истории того времени. Они нападали на испанские корабли, на которых в Европу доставлялись золото и серебро. Грабежам в Америке подвергались порты и даже города вдали от берега. Многие пираты совершали географические открытия, изучая самостоятельно моря и берега Америки. Одновременно с пиратством активно осуществлялась работорговля.

Известный английский пират, ставший впоследствии лордом и адмиралом королевского военно-морского флота Англии, Френсис Дрейк начинал как работорговец. В 1577?-1580 годах он совершил второе в истории кругосветное путешествие, открыв южную оконечность Америки? мыс Горн. По пути англичане нападали на испанские и другие иностранные корабли и грабили их. По прибытии Дрейка в Лондон королева Англии и знатные дворяне, финансировавшие предприятие Дрейка, получили 4700 процентов прибыли. Флагманский корабль эскадры Дрейка “Пеликан” (переименованный в пути в “Золотую лань”) имел длину 26 м, ширину 7 м и водоизмещение 100 т (рис. 8.13).

Пиратство, контрабанда и несанкционированная работорговля англичан, религиозные и политические разногласия между Испанией и Англией привели к войне. Испанский король Филипп II организовал
в 1588 году строительство, покупку и подготовку мощного флота для переброски в Англию сильной сухопутной армии из Нидерландов.

Однако это было началом конца мирового господства Испании на море. Поражение “Непобедимой армады”, как называли эскадру испанцы, показало преимущество быстроходных английских кораб-
лей с орудиями, установленными по бортам, над тихоходными неповоротливыми испанскими галионами и галеасами, основная часть которых была вооружена пушками на носовой и кормовой надстройках.

Испанская эскадра имела 50 транспортных судов для экспедиционного корпуса из Нидерландов, 60 галионов водоизмещением около 1000 т, восемь галеасов (парусно-весельных кораблей устаревшего
типа). У англичан было 34 военных корабля (из которых только два имели водоизмещение более 1000 т), около 100 пиратских и наскоро вооруженных торговых судов. Английские корабли были более скоростными и маневренными, пушки? более дальнобойными, чем у испанцев. Общая численность экипажей и войск на испанской эскадре составила около 30 тыс., а на английской? 15 тыс. человек.

В конце июля 1588 года после многодневного сражения в Ла-Манше испанцы были разбиты и морская мощь Испании сокрушена (Португалия в это время входила в Испанию).

Но Англия еще не стала “морской владычицей”. Нидерланды, имевшие к этому времени большой флот и опытные морские кадры, определенные завоевания в Южной Азии и на Дальнем Востоке, превращаются в сильнейшую морскую державу мира.

Свое восхождение голландцы начали еще в XV веке, когда занимались в основном вывозом зерна из стран Балтийского моря и ловили сельдь в Северном море. Затем в XVI веке в поисках новых путей в
Китай и Индию они пытаются найти северо-восточный проход к странам Востока (экспедиция В. Баренца).

В 1595 году голландские корабли совершили первое плавание в Индийский океан. В 1596 году флотилия из четырех кораблей достигла острова Ява. Начался колониальный захват Голландией стран
Южной Азии и на Дальнем Востоке.

В Южной Азии голландцам противостояли португальцы. В 1605 году у берегов Малакки португальско-испанская эскадра была разгромлена голландским флотом. В дальнейшем голландцы также одержива-
ли неоднократно победы в морских сражениях против португальцев.

XVII век стал золотым для Нидерландов. В это время получил признание новый тип корабля? знаменитый трехмачтовый флейт (рис. 8.14), который благодаря своей маневренности, очень вместительным трюмам, наличию пушек использовался как военный корабль и как торговое судно. Судостроение Нидерландов было на подъеме, так как с 1600 года здесь в большом количестве строятся флейты. Первый был построен в 1595 году. Длина этих судов в 4?6 и более раз превышала их ширину. Это повысило мореходность и позволяло им ходить под парусами довольно круто к ветру. Впервые в судостроительной практике в такелаже были применены изобретенные в 1570 году стеньги. Высота мачт превосходила длину судна, а реи стали укороченными. Паруса стали небольшими, узкими и удобными в обслуживании, что позволило сократить общее число верхней команды. На флейтах впервые появился штурвал для облегчения перекладки руля. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3,0?3,5 м, грузоподьемность 350?400 т. Для самообороны устанавливались от 10 до 20 пушек. Экипаж состоял из 60-?65 человек. Флейты имели хорошие мореходные качества, высокую скорость хода и большую вместимость. В 1598 году голландцы достигли Японии и установили с ней торговые отношения.

Голландские пираты и военный флот продолжают расшатывать морскую мощь Испании и Португалии.

В это время были созданы торговые компании, ставшие впоследствии всемирно известными, в том числе голландская Ост-Индская, которая стала управлять судьбами многих государств. Компания была организована в 1602 году (английская Ост-Индская компания основана в 1600 году, была еще французская Ост-Индская компания). Она получила от парламента исключительное право торговли, право чеканить свою монету, а также административную и юридическую власть во всех открытых ею землях. Компания содержала собственную армию и вооруженный флот, вела самостоятельные военные действия против Испании и Португалии.

В 1606 году Голландская Ост-Индская компания послала на поиски Terra Australis Incognita (Неведомая Южная Земля) небольшой корабль “Маленький голубь” под командованием Вильяма Янсона. Корабль достиг мыса Йорк и закартографировал 300 километров австралийского берега. Это было первое исторически задокументированное посещение Австралии европейцами.

“Маленький голубь” (рис. 8.15) имел длину по ватерлинии всего около 20 м, ширину 6 м, осадку 2,45 м, водоизмещение 110 т.

Постепенно владения крупнейшей в мире торговой империи? Голландской Ост-Индской компании распространились на Суматру, Яву, Тимор, Моллукские острова и западную часть Новой Гвинеи (рис. 8.16). В течение всего XVII века Голландия оставалась главенствующим поставщиком на мировом рынке таких продуктов, как кофе, сахарный тростник и пряности.

К середине XVII века флот “морских извозчиков Европы”, как называли в те времена голландцев, имел 16000 судов и составлял половину мирового тоннажа. Нидерланды превратились в самую могучую
морскую державу мира.

Полвека спустя после гибели “непобедимой испанской армады” англичане были вынуждены прибегнуть к экономическим средствам, введенным в свое время против них испанцами. Так, по предложению
Кромвеля в 1651 году следует запрет провоза товаров в Англию на иностранных судах. Запрещалось приобретать товары через голландских посредников. Это почти немедленно привело к войне в 1652 году.

Между Англией и Голландией почти без перерыва были три войны: в 1652-?1657; 1664?-1667; 1672?-1674 годах. Все три в военном отношении выиграли голландцы. Во второй войне в июне 1666 года произош-
ло одно из крупнейших сражений в мировой истории. Более 80 английских кораблей противостояли более чем 90 голландским. Голландцы под командованием адмирала де Рюйтера победили, нанеся англичанам одно из самых сокрушительных поражений в их истории. Англичане потеряли 17 линейных кораблей (девять голландцы захватили) против четырех, потерянных голландцами. 60 голландских кораблей поднялись вверх по Темзе и уничтожили все английские суда, находившиеся ниже Лондона.

Однако военные победы истощили Нидерланды, французские войска вторглись на их территорию, и голландцы вынуждены были подписать мирный договор с Англией. Они признали требования англи-
чан в отношении морской торговли, и эпоха господства Нидерландов постепенно сменилась эпохой новой “владычицы морей” ? Англии. В соответствии с изменением морского влияния отдельных стран
перемещаются и ведущие центры кораблестроения.


Из истории. Британцы первыми в мире создали свой флот, стали географическими первооткрывателями Австралии, Новой Зеландии и т. д.(открытия, которые иначе как через морские пути не могли бы случиться). Великобритания - остров, омываемый морем. Чтобы попасть на материк англичане вынуждены были заняться наукой мореплавателей и строительством кораблей, а также стать одними из первых морскими путешественниками, завоевателями.


Елизавета I, королева Англии и глава англиканской церкви год. Во время правления Елизаветы I английские корабли рассекали волны мирового океана, демонстрируя своё превосходство. В 1588 году Англия окончательно утвердилась в роли главной морской державы, разгромив испанскую Непобедимую армаду.


Сэр Фрэнсис Дрейк, корсар и вице-адмирал английского флота () году английским адмиралом Френсисом Дрейком была разгромлена «Непобедимая армада»: испано- португальскому могуществу на океанах был нанесен сокрушительный удар.


"Пеликан" - флагманский корабль Френсиса Дрейка






Власть на море неоднократно переходила к Голландии и Франции В 1805 году Наполеон решил уничтожить могущественного конкурента при помощи десанта на Британские острова. В Булони была собрана сильная армия, которая ждала подхода объединенного испано- французского флота.






"Victory" - самый большой линейный корабль британского флота, которым командовал Адмирал Нельсон.


Битва за власть. Адмирал Нельсон в конце битвы был убит, но это никак не повлияло на исход сражения – объединенный франко-испанский флот был уничтожен практически полностью. Историческое значение Трафальгарской битвы громадно: Великобритания стала абсолютной морской державой. Корабли всех стран приспускали флаг при виде британского судна. До 1914 года никто не смел оспаривать британскую власть над морями, а если и оспаривали, то терпели поражение, так как им прежде всего приходилось защищать собственные гавани. В течение дальнейших 100 лет «владычица морей» создала огромную колониальную империю, занимавшую четверть Земной суши и рухнувшую лишь после второй мировой войны.


Корабль-памятник "Victory", восстановленный в том виде,в котором он участвовал в Трафальгарском сражении, на вечной стоянке в Портсмуте




Морские порты расположены по всему побережью Великобритании. Крупнейший британский порт Лондон. Также можно назвать Ливерпуль, Саутгемптон, Манчестер, Суонси, Кардифф и Бристоль, на северо-востоке Англии Ньюкасл и Мидлсбро, на западе Средней Шотландии Глазго. У Па-де-Кале расположен порт Дувр, через который проходит пассажирское сообщение с Францией (паромы перевозят поезда линии Лондон Париж). В Северной Ирландии большую роль в сообщении с Великобританией играет порт Белфаст.