Болезни Военный билет Призыв

Как в любовной лирике толстого переплетаются интимные. Любовная лирика толстого посвящена ей. Основные мотивы и жанровое своеобразие лирики А.К. Толстого

Конспект урока по литературе,проведенного в 10 классе МБОУ «Урусовская СОШ»

Учитель русского языка и литературы:Уряднова Н.В
Тема урока :ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.К.ТОЛСТОГО

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с любовной лирикой А.К.Толстого.

ЗАДАЧИ:

    показать красоту человеческих отношений на примере стихотворений А.К.Толстого;

    показать тесную взаимосвязь разных видов искусства; картины Брюллова, Айвазовского, другие иллюстрации, афоризмы известных людей в работе над формированием эстетического вкуса учащихся, а также их нравственных ориентиров.

Ход урока.

    Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что вам действительно близко, понятно, чем вы живете и дышите: о любви. И первый вопрос сегодняшнего урока: «Что такое любовь?»

/Ответы учащихся./

Вы знаете, что каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Сколько людей, столько и мнений. Для кого-то любовь- это страсть, для кого-то сладостная мука, для кого-то просто плотские утехи, а для кого-то – это желание видеть любимого человека счастливым.

Мы должны учиться говорить красиво на тех образцах художественной литературы, которые оставили нам классики.

Домашним заданием было подготовить к выразительному чтению стихотворения о любви.

    Проверка домашней работы.

Ученики читают стихотворения и потом комментируют. Некоторые ученики приготовили свои стихотворения.

Слово учителю.

Я верю в чистую любовь

И в душ соединенье,

И мысли все, и жизнь, и кровь,

И каждой жилки биенье

Отдам я с радостию той,

Которой образ милый

Меня любовию святой

Исполнит до могилы.

1832.

Это стихотворение написал Алексей Толстой, когда ему было всего 15 лет. Так что кто-то, сидящий в этом классе, быть может, тоже в будущем станет известным писателем или поэтом.

    Знакомство с фактами из биографии А.К.Толстого .

Слово учителя.

В тот незабываемый вечер навсегда перевернулась его жизнь… Зимой 1851 года на маскараде в Большом театре граф встретил незнакомку под маской, даму с прекрасной фигурой, глубоким красивым голосом и пышными волосами… В тот же вечер, так и не узнав ее имени, он написал одно из самых знаменитых своих стихотворений «Средь шумного бала…». С тех пор вся любовная лирика А. К. Толстого посвящена только Софье Андреевне Миллер (урожденной Бахметевой), женщине незаурядной, умной, волевой, прекрасно образованной (она знала 14 языков), но непростой судьбы. Он страстно влюбился, любовь его не осталась без ответа, но соединиться они не могли - она была замужем, пусть и неудачно. Спустя 13 лет они смогли наконец-то пожениться, и брак их оказался счастливым. Толстой всегда скучал без Софьи Андреевны, даже в коротких разлуках. «Бедное дитя, - писал он ей, - с тех пор, как ты брошена в жизнь, ты знала только бури и грозы… Мне тяжело даже слушать музыку без тебя. Я будто через нее сближаюсь с тобой!» Он постоянно молился за жену и благодарил Бога за дарованное счастье:

«Если бы у меня был Бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа - быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо!»

«Твой портрет передо мной, и перед ним букет ландышей и лесного жасмина, который я сорвал вчера в Княжеском Дворе, где мы были вместе».

«Мой друг, пойми всё, что заключено в этих словах: настал день, когда я нуждаюсь в тебе, чтобы просто иметь возможность жить. Приди, чтобы оживить поэзией эту прозу».

«Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять,- и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, - всё лишь свет и счастье…»

(из писем А.К.Толстого Софье Андреевне)

4. Любовная лирика А.К.Толстого.

4.1. Романс «Средь шумного бала, случайно…»

Чтение и обсуждение стихотворения.

    Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну? (в ней была тайна, загадка)

    Какие стилистические фигуры помогают показать эту загадку? (оксюморон: Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь;

смех твой, и грустный, и звонкий)

синтаксический параллелизм, анафора.

4.2 . Анализ стихотворения «Слушая повесть твою…»

С чем сравнивает себя и свою возлюбленную А.К.Толстой? (деревцо, нуждающееся в защите и надежный вяз)

    Что узнаем мы о прошлом героини как к нему относится лирический герой?

Бедное вижу в тебе я дитя, без отца, без опоры;

Рано познала ты горе, обман и людское злословье,

Рано под тяжестью бед твои преломилися силы!

Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!

Жизнью твоею я жил и слезами твоими я плакал.

    1. Анализ стихотворения «Не ветер, вея с высоты…»

    Какие тропы и стилистические фигуры вы можете назвать?

Психологический параллелизм (соотнесенность человеческой жизни с жизнью природы)

Простое и развернутое сравнение

Анафора

Аллитерация (звукопись) повтор согласных звуков, усиливающих выразительность поэтической речи.

Композиционная антитеза – противопоставление содержания частей произведения.

Недоговорённость финала (многоточие)

4.4. Анализ стихотворения «Ты не спрашивай, не распытывай…»

Объясните выбор иллюстрации к стихотворению (из-за стилизации под фольклорные жанры)

    Назовите черты, характерные для былинного стиха:

Нет рифмы, присутствуют созвучные окончания слов, есть только ритм,

Постоянные эпитеты (чисто поле, буйна голова)

Сопровождение игрой на гуслях

Уменьшительно- ласкательные суффиксы (цветик, силушка)

Устаревшие формы глаголов (прикликати)

Инверсия (детище ты мне малое)

Повторы союзов, предлогов, частиц и др.

    Назовите фразеологизм, который встретился вам в стихотворении, что он обозначает?

(Очертил свою буйну голову - очертя голову (неизм.): безрассудно, необдуманно, не думая о последствиях)

    1. Анализ стихотворения «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…»

    Какой образ использует А.К.Толстой, чтобы показать любовь в движении, постоянное волнение души и сердца? (образ моря)

    Определить стих. размер и рифму (ямб, перекрестная)

    Как картина Айвазовского «Девятый вал» помогает глубже понять стихотворение?

    Анализ стихотворения «Как здесь хорошо и приятно…»

    Какое стихотворение навевает это стихотворение? (идиллия)

    Как картина Брюллова помогает понять авторский замысел?

    Определите стих. размер и рифму (амфибрахий, перекрестная)

    Работа с афоризмами.

Любовь - как дерево; она вырастает сама собой,

пускает глубоко корни во всё наше существо и нередко

продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах

нашего сердца.

Виктор Гюго, французский писатель (1802-1885)

Любить - это находить в счастье другого

своё собственное счастье.

Готфрид Лейбниц, немецкий философ, математик (1645-1716)

Любовь стоит ровно столько, сколько человек,

который её испытывает.

Ромен Роллан, французский писатель (1866-1944)

Быть любимым – это больше, чем быть богатым,

ибо быть любимым – значит быть счастливым.

Клод Тилье, французский писатель (1801-1844)

6. Домашнее задание.

    Написать миниатюру (эссе) по выбранному афоризму (1 стр.)

    Выбрать понравившееся стихотворение А.К.Толстого и выучить наизусть.


«Средь шумного бала, случайно…» Нет, этот романс я услышала позднее, а сначала были «Колокольчики мои, Цветики степные!», завораживающая сказка «Садко». В юности особенное впечатление на меня произвел «Князь Серебряный». Я переживала и не могла успокоиться несколько недель.

Матерью Алексея была незаконнорожденная дочь графа А. К. Разумовского Анна Алексеевна Перовская. Воспитывалась Анна в семье Разумовского и замуж вышла в 1816 году за графа Толстого.

Но брак, скорее всего, был не по взаимной симпатии, вдовый граф был намного старше супруги. Едва поженившись, родители Алексея Толстого стали ссориться и разошлись вскоре после его рождения.

Дядей Толстого со стороны отца был художник-медальер Федор Толстой.

Но воспитывали мальчика мать и её брат известный в те времена писатель А. Перовский, который писал под псевдонимом Антоний Погорельский.

Детство Алексея прошло в имении матери, а затем дяди по материнской линии на Украине в селе Погорельцы.

Позднее сам Толстой писал в : «Ещё шести недель я был увезен в Малороссию матерью моей и моим дядей со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал, и первые мои годы прошли в его имении».

Алексей получил хорошее . С 10-летнего возраста мальчика возили за границу. Так в 1826 году он с матерью и дядей поехал в Германию. Там произошло событие, которое Толстой запомнил на всю жизнь – при посещении Веймара, семья побывала в гостях у Гёте, и Алексей сидел на коленях у великого немецкого писателя.

Большое впечатление произвело на мальчика путешествие по Италии. Как он сам потом писал: «Мы начали с Венеции, где мой дядя сделал значительные приобретения в старом дворце Гримани. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, – и в каждом из этих городов рос во мне мой энтузиазм и влюблённость к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую «тоску по родине», в какую-то безысходность, вследствие которой я днём ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай».

Когда Толстому было 8 лет, они вместе с мамой и дядей переехали в Петербург. Близкий друг дяди, русский поэт В. Жуковский представил Алексея цесаревичу и с тех пор Алексей Толстой был одним из тех детей, что входили в детское окружение наследника престола, будущего Александра II.

По воскресеньям он приходил во дворец для игр. Детские отношения не испарились вместе с детством, а продолжались в течение всей жизни Толстого. К Толстому с большим уважением относилась жена Александра II, императрица Мария Александровна, высоко ценившая поэтический дар Толстого.

Писать Толстой начал на французском языке, именно на нём были написаны два его фантастических рассказа в конце 1830-х – начале 1840-х годов – «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет».

В мае 1841 года под псевдонимом «Краснорогский» была издана первая книга Толстого.

Книгу заметил сам В. Г. Белинский и отозвался о ней весьма благосклонно, увидев в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования».

В 1834 году Толстой стал так называемым «архивным юношей», поступив в московский архив Министерства иностранных дел. Как «студент архива», он выдержал в 1836 году экзамен «по наукам, составлявшим вектор движения бывшего словесного факультета» в Московском университете, и был причислен к русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне.

В этом же году умер его дядя Перовский, оставив племяннику большое состояние.

1840 году Толстой получил службу в Петербурге при царском дворе, где служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание, продолжая при этом путешествовать по разным странам и вести необременительную светскую жизнь.

В 1843 году им было получено придворное звание камер-юнкера.

В 1840-е годы Алексей Константинович начал работать над историческим романом «Князь Серебряный», который завершил только в 1861 году. В это же время он писал лирические стихотворенья и баллады.

Толстой был знаком с Панаевым, Некрасовым, Гоголем, Аксаковым, Анненковым. Именно он помог Тургеневу освободиться из ссылки в 1852 году.

Наверное, всем известны афоризмы Козьмы Пруткова. Так вот этот сатирический персонаж был создан Алексеем Константиновичем Толстым вместе с двоюродными братьями Жемчужниковыми.

Во время Крымской войны Толстой сначала хотел сформировать особое добровольное ополчение, но когда это ему не удалось, поступил на военную службу и был назначен флигель-адъютантом.

Он так и не успел принять участие в военных действиях, заразившись возле Одессы тифом. Многие его однополчане скончались от этой болезни. И сам Толстой был в очень тяжёлом состоянии, можно сказать, висел на волоске между жизнью и смертью.

Государь был настолько обеспокоен, что ему телеграфировали о состоянии здоровья Толстого несколько раз в день.

Выходила же Толстого жена конногвардейского полковника С.А. Миллер, в девичестве Бахметьева. И Алексей Толстой влюбился в свою спасительницу на всю жизнь.

Им далеко не сразу было суждено воссоединиться. Муж Софьи Андреевны не давал ей развода, да и развестись в те времена было весьма проблематично. Не хотела и мать Толстого, чтобы он женился на Софье Андреевне. Конечно, она мечтала о совсем другой невесте для единственного сына. Официально их брак был оформлен только в 1863 году.

Но письма, Толстого к Софье Андреевне, написанные в зрелом возрасте поражают своей несказанной нежностью. Все, кто знал эту пару, говорили, что их брак был счастливым от первого до последнего дня.

Во время коронации в 1856 году Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, но Толстой не захотел оставаться в военной службе, объясняя это тем, что «Служба и искусство несовместимы», и получил звание егермейстера, в котором и оставался до конца своих дней, не неся никакой службы.

С середины 60-х годов ухудшилось здоровье Толстого, и он большее время стал жить зимой на курортах Италии и Южной Франции, а лето проводил в своих русских имениях – Пустыньке на берегу реки Тосны под Петербургом и Красном Роге Мглинского уезда, Черниговской губернии, близ города Почепа.

В 1866-1870 годах Алексей Константинович опубликовал историческую трилогию, состоявшую из трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».

Но ухудшилось не только здоровье, но и финансовое положение писателя, так как он мало уделял внимания хозяйству.

В последние годы Толстой писал много стихотворений и баллад, печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и других. В 1867 году он выпустил в свет сборник стихотворений.

Скончался писатель в возрасте 58 лет в имении Красный Рог Черниговской губернии. Врач назначил ему лечение морфием и во время очередного приступа головной боли 28 сентября 1875 года Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия.

Теперь Красный Рог находится в Брянской области и в нём Музей-усадьба Алексея Толстого.

Там же находится Часовня-усыпальница, где похоронен А.К. Толстой. Каменный склеп был сооружён в 1875 году женой поэта Софьей Андреевной Толстой. Он стал усыпальницей и для самой С.А. Толстой, которая намного пережила мужа, скончавшись в 1892 году.

Наверное, многие удивятся тому, что Толстой имея колоссальную возможность для карьерного роста, предпочёл быть «только» художником.

В одной из своих первых поэм, посвящённой душевной жизни царедворца – поэта Иоанна Дамаскина – Толстой писал о своём герое: «Любим калифом Иоанн, ему, что день, почёт и ласка». Но Иоанн Дамаскин обращается к калифу с просьбой – «простым рождён я был певцом, глаголом вольным Бога славить... О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и распевать на воле».

Точно такой же доли желал для себя и сам писатель.

И все его произведения, начиная с лирических стихотворений, сатиры и баллад до исторического романа и драм являются ценными жемчужинами в сокровищнице русской литературы.

А его романсы проливают в сердца слушателей гимн неугасающей любви и щемящую нежность.

Лекция 34 А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии.

Русская литература дала миру трех писателей с фамилией Толстой:

ü Если говорить о творчестве А.К.Толстого, то скорее всего подавляющее большинство жителей нашей страны не вспомнит ни одного произведения этого великого человека (и это конечно очень грустно).

А ведь А.К. – великий русский поэт, писатель, драматург, член-корреспондент Петербургской академии наук. По его произведениям в ХХ веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше, Испании. Его театральные пьесы с успехом шли не только в России, но и в Европе. На его стихи в разное время было создано более 70 музыкальных произведений. Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, а также венгерский композитор Ф.Лист. Никто из поэтов не может похвастаться таким достижением.

Через полвека после смерти великого поэта последний классик русской литературы И. Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый».

Толстой Алексей Константинович

(1817-1875)

Дата Факты биографии Творчество
24 августа 1817 г. Родился в Санкт-Петербурге. По отцовской линии принадлежал к древнему дворянскому роду Толстых (государственные деятели, военачальники, деятели искусства, Л.Н.Толстой – троюродный брат). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский, государственный деятель екатерининских времен, доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители»
Мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II
Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.
1834-1861 Толстой на государственной службе (коллежский секретарь, в 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс), в 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом). Закончил службу статским советником (полковник).
конец 1830-х - начало 1840-х Написаны (на французском языке) два фантастических рассказа «Семейство вурдалака», «Встреча через триста лет».
Май 1841 Толстой дебютировал не как поэт, а как писатель. Впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть повесть на вампирскую тему «Упырь»
1850-1851 Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827-1892). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.
Начал публиковать свои лирические стихотворения(писал с 6 лет). При жизни вышел только один сборник стихотворений в 1867 году
Добившись отставки, А.Толстой посвящает себя литературе, семье, охоте, деревне. Жил в усадьбе «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом
1862-1963 Высшее достижение Толстого в прозе. Исторический роман в «вальтерскоттовском» духе об эпохе опричнины Ивана Грозного. Современной критикой роман воспринят не был, но пользовался огромной популярностью у читателей. роман «Князь Серебряный (опубликован в 1963 г.)
1860-1870гг. Увлечен драматургией (пишет театральные пьесы). Много времени проводил в Европе (Италия, Германия, Франция,Англия). Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря трилогии. Главная тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но и власти человека над действительностью, над собственной участью. Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. Драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).
28 сентября 1875 Во время очередного сильнейшего приступа головной боли, Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия (которым лечился по предписанию врача), что привело к смерти писателя.

Основные темы, жанры и образы в творчестве А.К.Толстого

Тема любви

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины .

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа

С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой, она была единственной на всю жизнь любовью А.Толстого, его музой и первым строгим критиком. Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

Стихотворение "Средь шумного бала", благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен и в XIX, и в XX веках.

Тема природы

Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность.

Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма:

В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира. («Ой стоги, стоги»)

Основной жанр : пейзаж (включающий философские раздумья

Основные образы: весенний месяц май, образ многострадальной Родины, образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

Особенность: фольклорность, народность поэзии Толстого (стихотворения в стиле народных песен).

Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными.

Сатира и юмор

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга. Жалобы.

Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

Афоризмы Пруткова пошли в народ.

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К.Толстого были: пародии, послания, эпиграммы.

Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством.Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на государственный порядок («Сон Попова»), и на цензуру, и мракобесие чиновников, и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

Самым известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра II. А.К. дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:

Земля наша богата

Порядка ж снова нет.

Тема истории России

Основные жанры: баллады, былины, поэмы, трагедии . В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного уст­ройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому критике со стороны поэта подвергались и современные российские порядки.

Основные образы поэзии

Образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)

Любимым жанром поэта была баллада

Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ – это образ Ивана Грозного (во многих произведениях- баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя - это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина.

Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.

Ретроград, монархист, реакционер – такими эпитетами награждали Толстого сторонники революционного пути: Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский. А в советское время великий поэт был низведен до положения второстепенного поэта (мало издавался, не изучался в курсе литературы). Но как ни старались предать забвению имя Толстого, влияние его творчества на развитие русской культуры оказалось огромно (литература – стал предтечей русского символизма, кино -11 фильмов, театр – трагедии прославили русскую драматургию, музыка -70 произведений, живопись – картины, философия- взгляды Толстого стали основой для философской концепции В.Соловьева).

51. Лирика Толстого

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ (1817-1875)

Толстой - писатель разностороннего дарования. Он тончай­ший лирик, острый сатирик, самобытный прозаик и драматург. Ли­тературный дебют А.К. Толстого - повесть «Упырь», которая была опубликована в 1841 г. под псевдонимом «Краснорогский» и удостоилась доброжелательной оценки В. Г. Белинского. Однако затем А.К. Толстой долго не печатал своих произведений, а среди них такие шедевры его лирики, как «Колокольчики мои...», «Василий Шиба­нов», «Курган»; в 1840-е годы он начал работать над романом «Князь Серебряный». Долгое молчание, вероятно, было обусловлено требовательностью, которую воспитал в нем дядя Алексей Перовс­кий, больше известный нам как писатель Антоний Погорельский. АХ Толстой вновь выступил в печати лишь в 1854 г.: в «Современ­нике», издаваемом Н.А. Некрасовым, с которым незадолго до этого он познакомился, появилось несколько стихотворений поэта, а так­же серия вещей Козьмы Пруткова. Позже Толстой разорвал отноше­ния с журналом и печатался в «Русском вестнике» М.Н. Каткова, в конце 1860-х годов начал сотрудничать с «Вестником Европы» М.М. Стасюлевича.

Лирика

АК. Толстого называют сторонником теории «чистого искусства»; Однако лирика АХ Толстого не укладывается в прокрустово ложе этого литературного течения, так как она многопланова и не замыкается на тех темах, к которым традиционно обращались поэты, исповедуют художественные принципы эстетического направления в литературеА.К. Толстой живо откликался на злободневные события своей эпохи, в его лирике ярко представлена гражданская тематика.

Свою позицию в литературной и политической полемике той поры Толстой выразил в стихотворении «Двух станов не боец, но только гость случайный...» (1858).

Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами -
Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!

В нем речь идет о споре между «западниками» и «славянофи­лами» (изначально оно было адресовано И.С. Аксакову). Но смысл сти­хотворения шире: А.К. Толстой выражает свою главную этическую установку - он там, где истина, правда, для него неприемлемо следо­вание какой-либо идее только потому, что она исповедуется кругом дру­зей. По сути, позиция АД. Толстого в тех спорах, которыми была ознаменована эпоха 1850- 1860-х годов, как раз и состоит в отстаива­нии идеалов добра, веры, любви, в утверждении высоких духовных на­чал, которые вдруг утратили свою очевидность, стали восприниматься как обветшалые и устаревшие. Он не отказывается от своих убежде­ний под натиском новых теорий, не уходит от споров, не замыкается в себе (что характерно для представителей «чистого искусства») - он боец, в этом его высшее предназначение, не случайно одно из стихот­ворений так и начинается: «Господь, меня готовя к бою...».

Программным в этом отношении стало позднее стихотворение «Против течения» (1867).

Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
Много ли вас остаётся, мечтатели?
Сдайтеся натиску нового времени,
Мир отрезвился, прошли увлечения -
Где ж устоять вам, отжившему племени,
Против течения?»

Други, не верьте! Всё та же единая
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная,
Те же нас радуют звёзды небесные!
Правда всё та же! Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите, во имя прекрасного,
Против течения!

Вспомните: в дни Византии расслабленной,
В приступах ярых на Божьи обители,
Дерзко ругаясь святыне награбленной,
Так же кричали икон истребители:
«Кто воспротивится нашему множеству?
Мир обновили мы силой мышления -
Где ж побеждённому спорить художеству
Против течения?»

В оные ж дни, после казни Спасителя,
В дни, как апостолы шли вдохновенные,
Шли проповедовать слово Учителя,
Книжники так говорили надменные:
«Распят мятежник! Нет проку в осмеянном,
Всем ненавистном, безумном учении!
Им ли убогим идти галилеянам
Против течения!»

Други, гребите! Напрасно хулители
Мнят оскорбить нас своею гордынею -
На берег вскоре мы, волн победители,
Выйдем торжественно с нашей святынею!
Верх над конечным возьмёт бесконечное,
Верою в наше святое значение
Мы же возбудим течение встречное
Против течения!

Оно диалогично и обращено к тем, кто, как и сам А.К. Толстой, привержен вечным ценностям, для кого значимы мечта, вымысел, вдохновение, кто способен воспринять божественную красоту мира. Настоящее для него мрачно и агрессивно - поэт почти физически ощущает «натиск нового времени». Но Толстой говорит о недолговечности новейших убеждений, ведь сущность человека оста­ется прежней: он так же верит в добро, красоту (во все то, что ниспро­вергают представители «века положительного»), ему также открыто живое движение природы. Духовные основы остаются прежними. Му­жество тех немногих, кто верен им («други» - так обращается к еди­номышленникам поэт), уподоблено подвигу ранних христиан. Историческая аналогия показывает, что правда не за большинством, а за той немногочисленной группой, которая ведет «против течения».

О верности своим убеждениям, об обреченности на внутреннее оди­ночество мыслящего человека вдет речь в послании «И.А. Гончарову» (1870). «Для своей живи лишь мысли», - призывает он художника

Не прислушивайся к шуму
Толков, сплетен и хлопот,
Думай собственную думу
И иди себе вперёд!

До других тебе нет дела,
Ветер пусть их носит лай!
Что в душе твоей созрело -
В ясный образ облекай!

Тучи чёрные нависли -
Пусть их виснут - чёрта с два!
Для своей живи лишь мысли,
Остальное трын-трава!

Для этого пласта лирики А.К. Толстого характерна острая публи­цистичность, однозначность оценки современной действительности, этим обусловлена лексика, создающая ощущение мрака, темноты, дав­ления, когда речь вдет о современной эпохе (так, например, возникает образ «черных туч», выражение «натиск нового времени»).

Но эту же самую мысль А.К. Толстой облекает и в аллегорическую форму. В стихотворении «Темнота и туман застилают мне путь...» (1870)

Темнота и туман застилают мне путь,
Ночь на землю всё гуще ложится,
Но я верю, я знаю: живёт где-нибудь,
Где-нибудь да живёт царь-девица!

Как достичь до неё - не ищи, не гадай,
Тут расчёт никакой не поможет,
Ни догадка, ни ум, но безумье в тот край,
Но удача принесть тебя может!

Я не ждал, не гадал, в темноте поскакал
В ту страну, куда нету дороги,
Я коня разнуздал, наудачу погнал
И в бока ему втиснул остроги!

Здесь возникает образ царь-девицы. Для него она воплощение гармонии, красоты, тай­ны; идеал, поиск которого - и есть жизнь. А.К. Толстой использует об­раз дороги, за которым в русской литературной традиции прочно закрепилась семантика жизненного пути, обретения собственной духов­ной стези, поиска смысла жизни. Лирический герой, не страшась, идет в темноту и мрак, так как только внутреннее противостояние тьме и рождает надежду на встречу с таинственной царь-девицей. Образный строй этого стихотворения, его стилистика предвосхищают лирику сим­волистов.

А.К, Толстой воспринимает современность не только как « шум тол­ков, сплетен и хлопот», но и как смену эпох, закат старой дворянской культуры. В таких стихотворениях, как «Ты помнишь ли, Мария...», «Шумит на дворе непогода...», «Пустой дом», возникает образ опус­тевшего, брошенного дома, который стал символом оскудения рода, распада связи времен, забвения семейных преданий. Так в лирике Тол­стого предмет начинает обрастать символическим значением, а про­странственный образ позволяет передать движение времени. По сути, это пушкинский принцип развития лирического сюжета.

Однако в сти­хотворении «По гребле неровной и тряской...» (1840) образ времени получает неожиданный лермонтовский разворот. В сознании лиричен кого героя одномоментны два восприятия времени: с одной стороны, он существует в реальном временном потоке, но при этом утрачивает чув­ство настоящего, единичности переживаемой ситуации.

По гребле неровной и тряской,
Вдоль мокрых рыбачьих сетей,
Дорожная едет коляска,
Сижу я задумчиво в ней,-

Сижу и смотрю я дорогой
На серый и пасмурный день,
На озера берег отлогий,
На дальний дымок деревень.

По гребле, со взглядом угрюмым,
Проходит оборванный жид,
Из озера с пеной и шумом
Вода через греблю бежит.

Там мальчик играет на дудке,
Забравшись в зеленый тростник;
В испуге взлетевшие утки
Над озером подняли крик.

Близ мельницы старой и шаткой
Сидят на траве мужики;
Телега с разбитой лошадкой
Лениво подвозит мешки…

Мне кажется все так знакомо,
Хоть не был я здесь никогда:
И крыша далекого дома,
И мальчик, и лес, и вода,

И мельницы говор унылый,
И ветхое в поле гумно…
Все это когда-то уж было,
Но мною забыто давно.

Так точно ступала лошадка,
Такие ж тащила мешки,
Такие ж у мельницы шаткой
Сидели в траве мужики,

Предметный план стихотворения предельно прост гг это ряд быто­вых и пейзажных картин, по которым скользит взгляд героя во время движения. Все, что он видит, типично и заурядно. Это та реальность, созерцание которой, как правило, не рождает никаких эмоций или раз­мышлений. Но у лирического героя вдруг возникает ощущение уже од­нажды испытанного, пережитого: «Все это когда-то уж было, //Но мною забыто давно». Откуда это чувство? Это - культурная память. Она в самом существе человека, а проявляется на подсознательном (как бы сказали сейчас - генетическом) уровне. Через подобное «узнава­ние» как раз и осознается кровная связь с родной землей.

Чувство родины в лирике Толстого дает о себе знать в разных фор­мах: и в особом интересе к исторической теме, и в использовании на­родно-поэтических ритмов.

Историческая тема для Толстого, без преувеличения, любимая и разрабатывается она всесторонне, в разных жанрах: он создает балла­ды, былины, сатирические стихотворения, элегии, роман, трагедии.

Особо писателя привлекала эпоха Ивана Грозного: рубеж XVI-XVII вв.

Он воспринимал как переломный момент русской истории. Именно в это время, по мнению Толстого, происходит уничтожение исконного русско­го характера, искоренение правдолюбия, духа свободы.

Толстой выделял в русской истории два периода: он говорил о Руси Киевской, «русской» (до монгольского нашествия), и «Руси татарс­кой».

Киевская Русь - это то историческое прошлое, в котором Тол­стой находил общественный идеал. Страна была открыта для внешнего мира, активно поддерживала отношения с другими государствами. Это была эпоха богатырей духа. В балладах «Песня о Гаральде и Ярослав­не», «Три побоища», «Песня о походе Владимира на Корсунь», «Бо­ри вой*, «Роман Галицкий» Толстой как раз создает цельный характер героя-воина, показывает прямоту и благородство отношений. Совер­шенно иной предстает в его изображении Русь времен Ивана Грозно­го. Объединение вокруг единого центра Толстой воспринимал как причину упадка русской духовности. В связи с этим интересны его раз­мышления по поводу современного европейского мира (а Толстой знал его очень хорошо).

Поэт видел, что в нем утверждается «господство посредственности» (об этом - один из споров Толстого с Тургеневым, который приветствовал демократические преобразования во Франции). Толстой предвидел распространение этих процессов и в других странах (Италии, например). Однако любая централизация, по его мнению, ведет к утрате исконных черт, самобытности. Свободное, по-настояще­му культурное общество может существовать только в маленьких го­сударствах. Образцами таковых для Толстого как раз и являлись Киевская Русь и Новгород. По этой причине Толстой и не считал, что сосредоточение русских земель вокруг Москвы было благом для рус­ской истории (что явствует, например, из «Истории государства Рос­сийского» Карамзина). Московский период, по его глубокому убеждению, и есть утверждение «татарщины» в русском сознании. А это - раздоры, бесправие, насилие, неверие, животное, непросвещен­ное сознание. Толстой писал: «Скандинавы не установили, а нашли вече уже совсем установленным. Их заслуга в том, что они его подтверди­ли, тогда как отвратительная Москва уничтожила его- Не было надоб­ности уничтожать свободу, чтобы покорить татар. Не стоило уничтожать менее сильный деспотизм, чтобы заместить его более сильным»; «Моя ненависть к московскому периоду... это не тенденция - это я сам. От­куда взяли, что мы антиподы Европы?»

В балладе «Поток-богатырь» созданная Толстым историческая па­норама позволяет показать суть произошедших перемен. Богатырь по­гружается в сои во времена Владимира, а просыпается во времена Грозного и современную Толстому эпоху. Прием отстранения позволяет

поэту оценить тысячелетнюю русскую историю глазами не потомков, а предков. Прежде всего, уходит единение, справедливость и правдолю­бие. Нормой становится рабство перед чином. В современной эпохе Толстой делает акцент на разрушении традиционной морали, экспан­сии материалистических идей, на ложности слова - иными словами, он не принимает ничего из того, что обозначалось словом «прогресс».

Историческая тема появляется уже в ранней лирике А.К- Толсто­го. Традиции исторической элегии продолжаются в стихотворении «Ко­локольчики мои...» (1840), однако поэт видоизменяет жанр. Как пра­вило, в исторической элегии герой из настоящего обращал свой взор в прошлое, тем самым соотносил что было и что стало. Ушедшие эпохи позволяли осознать настоящее и выявить общие закономерности дви­жения времени. Так, например, обстояло дело в исторических элегиях Батюшкова (который стоял у истоков жанра) и Пушкина.

В элегии А.К. Толстого носитель речи - не герой-современник, а древнерусский воин, скачущий по степи. Но это не только стихийное движение в бес­предельном пространстве, это путь «к цели неизвестной», путь, ко­торый «знать не может человек - // Знает Бог единый».

Чело­век оказывается один на один со степью - так в стихотворение входит мотив судьбы, которая понимается и как личная судьба, и как судьба страны. И если собственная доля герою неведома («Упаду ль на со­лончак // Умирать от зною? / J Или злой киргиз-кайсак, // С бри­той головою,//Молча свой натянет лук,//Лежа под травою // И меня догонит вдруг // Медною стрелою?»), то будущее родной земли видится в единении славянских народов.

Лирический монолог строится как обращение к «колокольчикам», «цветикам степным». И в данном случае прием апострофы не просто типичная для толстовской эпохи риторическая фигура. Он позволяет воплотить сущностную особенность сознания древнерусского челове­ка, еще не утратившего языческих представлений, живущего в единстве с природой, не противопоставившего себя ей. Подобное мировоспри­ятие отражено в известном памятнике древнерусской письменности «Слове о полку Игореве».

Ближе к традиционной исторической элегии стихотворение «Ты знаешь край, где все обильем дышит...». Лирическая медитация стро­ится как воспоминание об идеальном мире, а структура элегии (вопрос­ная форма, наличие адресата) создает особую атмосферу интимности. Однако в стихотворении отчетливо выражено стремление преодолеть личностность, вовлечь в круг переживания чужое сознание.

Сначала в воображении поэта возникает ряд пейзажных картин, наполненных покоем и тишиной. Это гармоничный, идиллический мир в который человек вписан как неотъемлемая часть. Здесь жизненная полнота, здесь еще не умерла память о героическом прошлом. Оно живет в предании, песне (О старине поет слепой Грицко»), о слав­ных временах напоминает и внешний облик человека (<чубы - ос­татки славной Сечи»). Природа также хранит памятные вехи прошлого

(«курган времен Батыя »). Упоминаемые имена исторических деяте­лей и события воскрешают суровое, сложное, но яркое прошлое. Так постепенно в стихотворение входит история, и оно начинает звучать как эпическое сказание. В результате разрушается первоначальное пред­ставление об идеальном мире: это уже недалекая, с точки зрения про­странства, но конкретная Украйна, а историческое прошлое этой страны. В результате пространственный ракурс замещается временным, а лирический герой обретает свой идеал лишь в мечте о героических ушедших эпохах.

Историческая тема разрабатывается также в жанрах баллады и былины. Баллады обращены к домонгольскому периоду русской исто­рии. Исследователи, как правило, вычленяют два цикла баллад: русский и иностранный. Обращаясь к прошлому. Толстой не стремится к исто­рической достоверности. Его часто упрекают в том, что слова и вещи в его балладах несут чисто декоративную функцию, а не отражают дух и конфликты эпохи. Толстого интересует не столько событие, сколько личность в момент какого-либо деяния. Поэтому баллады, это свое­го рода психологический портрет.

В ранних балладах («Василий Ши­банов», «Князь Михайло Репнин», «Старицкий воевода») Толстой обращается к трагическим моментам русской истории (прежде всего к эпохе Ивана Грозного). Поздние баллады («Боривой», «Змей Туга­рин», «Гапон Слепой», «Три побоища», «Канут», «Роман Галиц­кий», «Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.) более разнообразны и с точки зрения темы, и с точки зрения формы. В них звучат разные интонации: патетические, торжественные - и ироничес­кие, юмористические. Один из центральных конфликтов в них - про­тивостояние двух ветвей христианства. Нравственная сила героев заключена в верности православию.

В былинах Толстой не копировал фольклорные образцы, он даже не пытался имитировать былинный стих: они написаны двухсложными или трехсложными размерами. Поэт отказался и от простого перело­жения известных сказаний об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Сад­ко. В былинах отсутствует развитое действие, как говорил сам Толстой о былине «Садко», в ней «есть только картинка, так сказать, несколь­ко аккордов... нет рассказа», эти же слова можно отнести и к самой из­вестной былине «Илья Муромец». Но поэт и не пытается «соревноваться» с фольклорными источниками, так как они «всегда выше пе­ределки».

Однако, обращаясь к жанру народной песни. Толстой демонстрирует незаурядное мастерство владения ее техникой, использует те художе­ственные конструкции, которые типичны для фольклора: вопросно-от­ветную форму, параллелизм, систему повторов, инверсии, тавтологические сочетания, обилие ласкательных форм, постоянные эпитеты и др. Толстой, следуя за фольклорной традицией, часто отка­зывается от рифмы, в результате возникает впечатление непроизволь­ности текста, естественности словесного потока. Он опирается и на характерную для народной песни образность: так в стихотворениях по­является «сыра земля», «грусть-тоска», кручина, «горе горючее», «путь-дороженька», поле и др. Толстой использует также типичные зачины и обращенность, в роли «собеседника» может выступать при­родная реалия («Уж ты нива моя, нивушка...»), душевное состояние («Уж ты, мать-тоска, горе-гореваньице!», «Ты почто, злая кручинуш­ка...»). Мир природы в песнях не самодостаточен, он позволяет пове­щать герою о своем душевном переживании («Вырастает дума, словно деревце...»). Разнообразна тематика песен: это и история, и любовь, и поиски правды, и раздумья о судьбе, о тяжкой доле.

Герой фольклорной песни часто вполне конкретен: это разбойник, ямщик, добрый молодец и т.д. Однако Толстой использует форму народ­ной песни для того, чтобы выразить свое, глубоко личное переживание, так в них возникает явный автобиографический контекст. Например, в песне «Ты не спрашивай, не распытывай...» поэт говорит о своем чув­стве к С.А. Миллер. Написанное 30 октября 1851 г., оно вместе с та­кими стихотворениями, как «Средь шумного бала, случайно...», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!»,

«Мне вдушу, полную ничтожной суеты...», «Не ветер, вея с высоты...», появивши­мися в это же время, составляет своеобразный цикл. В любовной ли­рике Толстого взаимодействуют два сознания (он и она) и доминирует настроение грусти. Чувство, испытываемое героями, взаимно, но одно­временно и трагично. Ее жизнь полна внутренних страданий, которые и рождают ответное чувство героя:

Ты прислонися ко мне, деревцо, к зеленому вязу:

Ты прислонися ко мне, я стою надежно и прочно!

Устойчивой антитезой в любовной лирике Толстого является про­тивопоставление хаоса и гармонии, хаос преодолим именно потому, что в мир приходит великое гармонизирующее и созидающее чувство люб­ви. В элегии «Средь шумного бала» вроде бы конкретная, вырастающая из реальной биографии ситуация перерастает в символическую картину. Во многом этому способствует образ бала, а также акцент на указанной антитезе. По сути, в стихотворении зафиксирован момент рождения чувства, которое преображает мир.

Изначально герой вос­принимает внешнее бытие как шум, «мирскую суету», в которой отсут­ствует какая-либо доминанта, организующая его. Явление героини (в сильную смысловую позицию Толстой ставит слово «случайно») меня­ет мир, она становится центром, вытесняет все прочие впечатления. При этом само внешнее бытие остается прежним, но меняется внутрен­нее состояние героя. И прежде всего это отражается в изменении зву­ковой картины: шум бала (а это наложение музыки, людских разговоров, топота танцующих) вытесняется звуками, связанными с идиллическим хронотопом: пение «отдаленной свирели», «моря игра­ющий вал» и женский голос («смех твой, и грустный и звонкий»).

Лирический сюжет развивается как воспоминание о встрече. В со­знании героя возникают отдельные черты облика героини. Перед нами нет целостного портрета, лишь отдельные мазки: тонкий стан, «задум­чивый вид», звук голоса, речь. Внутренняя доминанта образа женщи­ны - диссонанс веселья и грусти, рождающий ощущение тайны.

В стихотворении «Мне в душу, полную ничтожной суеты...» вос­произведена та же внутренняя ситуация: любовь как внезапный порыв, как страсть, преображающая мир, воскрешающая душу героя, одновре­менно разрушающая мелочное, суетное.

Любовь для Толстого - божественный дар, высшее гармонизиру­ющее начало. В стихотворении «Меня, во мраке и в пыли...» (1851 или 1852) есть строки: «И всюду звук, и всюду свет, // И всем мирам одно начало, // И ничего в природе нет, // Что бы любовью не дышало».

В нем отчетливо слышна связь с «Пророком» Пушкина. В стихотворении Толстого воссоздана та же ситуация внутреннего преоб­ражения, обретения дара «пламени и слова», однако если преображе­ние пушкинского пророка совершается под влиянием высших сил, то у Толстого преображение происходит из-за обретенного дара любви. Тай­ная, скрытая сущность мира обнаруживает свое присутствие внезап­но; в момент обретения высокого чувства человеку открывается новое видение:

И просветлел мой темный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для него неуловимо.

И с горней выси я сошел,

Проникнут весь ее лучами,

И на волнующийся дол

Взираю новыми очами.

Любовь делает понятным человеку язык («немолчный разговор») мира. Задача поэта как раз и состоит в том, чтобы передать одухотво­ренность бытия. Толстой говорит о творящей силе слова, он деклари­рует: «...все рожденное от Слова». За этими строками прочитывается текст Вечной книги. Как замечает И. Сан-Францисский, «тайнознание, тайнослышание, передача глубинного смысла жизни тем, кто его не видит, - вот «практика» и предназначение искусства», «Пушкин на­писал о Пророке, глагол которого остался неизвестен... А. Толстой явил этого Пророка в его глаголе. Явил то, что пророк этот призван был ска­зать русскому народу».

Цель урока: познакомить учащихся с лирическими стихотворениями А. К Толстого на тему любви с ярко выраженным музыкальным началом.

Задачи урока:

  • Проанализировать историю создания стихотворений А. К. Толстого "Средь шумного бала:", "То было раннею весной:" и написанных на данные стихи романсов П. И. Чайковского.
  • Развитие речи учащихся, обогащение словаря, умение работать с текстом художественного произведения, анализировать стихотворения, умение работать в малых группах.
  • Воспитание у детей чувства прекрасного, любви к классической музыке, уважения к творчеству великих художников.

Оборудование урока: портреты: А. К. Толстого, С. А. Миллер, П.И.Чайковского; иллюстрации на тему бала; компьютер, два фильма на романсы П. И. Чайковского с репродукциями картин И. П. Глазунова, К. Брюллова, В. Э Борисова - Мусатова; стихи А. К. Толстого, М. Ю. Лермонтова; карточки - задания для индивидуальной работы и для работы в малых группах; словарь эмоциональных терминов.

Эпиграф к уроку:
Позвольте, я в любви Вам объяснюсь
Великим слогом русского романса.
И. Кохановский.

"Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из симпатичных мне поэтов". П. И. Чайковский.

"Какое русское сердце не дрогнет, не встрепенётся, слушая романс П. И. Чайковского "Средь шумного бала:" Вл. Стасов.

Ход урока

1. Организационный момент: сообщение темы, целей и задач урока; запись в тетради. Урок по поэзии А.К.Толстого посвящается Всемирному дню поэзии - 21 марта.

2. Проверка домашнего задания.

А. Карточка для индивидуальной работы на месте по домашнему заданию.

Б. Беседа по вопросам.

Каков круг основных тем в лирике А. К. Толстого?

Какие жизненные ценности исповедует поэт в своих стихотворениях?

В каком стихотворении это ярко выражено? (Коль любить, так без рассудку:")

Вывод, сделанный учащимися. Автор любит людей и жизнь, ценит каждое её мгновение и с удовольствием пишет такие произведения. Его лирический герой - сильный, здоровый, весёлый человек, любящий природу, молодецкую охоту, дружеское застолье, меткое, острое слово и в своей цельности являющийся чисто русским, национальным характером. Поэтому ему так удавались живые образы древнерусских богатырей и песни в народном вкусе, поэтому он так знал и ценил отечественную историю и литературу, их красивый выразительный язык.

А в стихотворении "Коль любить, так без рассудку: " - это чисто народная присказка, очень тонко, размашисто и весело перечисляющая сильные привлекательные черты цельного характера. Мы видим человека искреннего, горячего, но отходчивого, справедливого, чуждого мстительности и злопамятности, готового биться за правое дело и пировать с друзьями. Конечно, это не сам поэт, а его лирический герой, но в нем - вся поэзия А. К. Толстого и личность его добродушного и рыцарственного творца.

3. Слово учителя . Главное, нужно отметить, что поэзия А. К. Толстого отличается проникновенным лиризмом с ярко выраженным музыкальным началом.

- "Совершенно удивительный был человек (и поэт, конечно)". И. Бунин.

- "Широкого он сердца человек:." С. Есенин.

Да, мы сегодня и будем говорить об удивительном человеке, особенном, так как именно он является для великого композитора П. И. Чайковского неисчерпаемым источником для текстов под музыку. Лирик А. К. Толстой умел глубоко чувствовать, его поэтические мысли глубокие и сильные. Попробуем проникнуться музыкой замечательного жанра - романса на стихи удивительного человека - А. К. Толстого. (Более ста романсов на его стихи написано разными композиторами).

Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе - музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока - поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье. Повествует о сумеречных днях, о ревности, страсти, печали. Романс может воспеть красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким доверительным тоном попечалиться о прошлом, переворошить страницы истории, заглянуть в будущее. И все это мы слышим в старинных и современных романсах. И просто хочется "объясниться в любви высоким слогом русского романса".

А почему высоким слогом? (беседа с учащимися на фоне романса Ф.Глинки)

Романс передает тончайшие оттенки психики - личных душевных настроений, и потому тесно спаявшийся с лирической поэзией. Они пишутся на разнообразнейшие стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить, с возможно большей чуткостью, замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон стихов.

Вспомните, какие романсы мы с вами слушали? (на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета).

Русский романс: Сколько тайн разбитых судеб, растоптанных чувств хранит он! Но сколько прелести, поэтичности, трогательной любви воспето в нем! Удивительно!

4. Работа с текстом стихотворения "Средь шумного бала:"

Ребята, посмотрев на название данного стихотворения, мы, конечно же, вспоминаем замечательные страницы произведений, где звучит тема бала. Представляем шикарные залы, красивые бальные наряды дам и кавалеров. "Кружится вальса вихорь шумный:", полонез, мазурка, котильон. "Мелькают ножки милых дам:". Знакомая фраза: "Маска, я тебя знаю:", случайные знакомства - соединение судеб на всю жизнь. (А. С. Пушкин - Наталья Гончарова, Ф. И. Тютчев - Елена Денисьева, А. Фет - Мария Лазич и др.)

Рассказ ученицы о встрече А. К. Толстого с С. А. Миллер на бале - маскараде.

Впервые они повстречались на бале - маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра Второго. С детских лет он был избран товарищем игр цесаревича. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться, рассеяться.

В светской толпе он почему - то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали её голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бала - маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений.

Она, конечно, узнала его.

Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску: Но его визитную карточку она взяла. Пройдет совсем немного времени, и он напишет ей о другом бале - маскараде, на котором снова был в свите наследника. Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения:

Средь шумного бала, случайно,
В тревогах мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты:

Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике, но знаменитым будет тогда, когда превратится в романс на музыку П. И. Чайковского. А вскоре после этой встречи на бале - маскараде он получил приглашение от неё.

На этот раз вы от меня не ускользнете! - сказал Алексей Константинович, входя в гостиную Софьи Андреевны Миллер.

В ней нашел он не только единственную свою женщину, но и умного друга.

(Чтение наизусть стихотворения и прослушивание романса в исполнении Юрия Гуляева, просмотр слайда - фильма)

5. Аналитическая беседа по тексту.

Ребята, а что вы почувствовали, прослушав романс?

Как вы почувствовали, чем явилась для поэта данная встреча: открытием, сильным потрясением или внезапным пониманием близости долгожданного счастья?

Что он видит в незнакомой женщине - маске, отбросив "тревоги мирской суеты"? (ТАЙНУ)

А В ЧЁМ ЭТА ТАЙНА? (ответы учащихся)

Эту тайну он не может раскрыть, эту загадку ему не удается разгадать. Образ женщины соткан из необъяснимых в своей противоположности штрихов: весёлая речь, но печальные очи; смех грустный, но звонкий; голос - то как звук отдалённой свирели, то как моря играющий вал. Контрастен не только женский образ, всё стихотворение построено на противопоставлениях: шумный бал и тихие часы ночи, многолюдство светской толпы и ночное одиночество, явление тайны в буднях жизни. Здесь как бы сочетается проза и поэзия. Будничное - люблю я усталый прилечь соединяется с возвышенно - поэтическим - печальные очи, моря играющий вал. Романтическое - грёзы неведомые с прозаическим - грустно я так засыпаю. Два стилистических плана здесь глубоко содержательны, с их помощью поэт изображает процесс пробуждения возвышенной любви в самой прозе жизни.

Как построено стихотворение? (противопоставление - контраст)

Можно ли судить о законченности стихотворения? Есть ли у героев будущее, как автор об этом говорит? (надежда есть - слово "люблю" (Недоговорённость финала, установка автора на читательские раздумья, ассоциации за пределами текста).

Стихотворение построено и разворачивается по всем правилам романса. Назовите эти правила. (У него своя мелодия, яркие образы выражают сильные чувства и следуют один за другим, случайная встреча порождает воспоминания, становится судьбой).

Толстой жил своей жизнью. "И даже среди мирской суеты мы можем быть одни и быть счастливыми", - писал он своей будущей жене Софье Андреевне, рисуя силой поэтического воображения этот иной мир (" : мне видится домик, полураскрытый деревьями, видится деревня, слышатся звуки твоего рояля и этот голос, от которого я сразу же встрепенулся").

Сравните это стихотворение со столь же известным стихотворением М. Ю. Лермонтова "Из - под таинственной холодной полумаски: (1841), и вы увидите совершенно разные поэтические и психологические решения одной биографической темы. (Чтение стихотворения учеником, работа с текстом)

6. Ребята, не забываем, что угадал эти волшебные ноты в стихотворении великий композитор, и для него он много значит. Шли годы. Дети Чайковского подрастали, превращались в юношей и девушек. Вместе с ними композитор переживал тревоги их молодости. Он радовался, когда музыка вносила красоту в их увлечения. И особенно музыка романсов "Средь шумного бала:" и "То было раннею весной:" снова и снова передавала пробуждение души, трепет первого чувства.

Софье Андреевне Толстой посвятил множество поэтических творений, а именно романсов: "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре" (1858), "Не верь, мне друг:" (1856), "Осень, Осыпается весь наш бедный сад" и романс, написанный Толстым и Чайковским через 20 лет - "То было раннею весной:" (1871)

7. Работа с текстом. Чтение наизусть стихотворения. Прослушивание романса Чайковского в исполнении М. Магомаева, просмотр слайда - фильма.

Грустит романс тревожно и светло.
И к вам непостижимо в слове каждом
Приходит откровение само
Как вы в сою судьбу вошли однажды. (И. Кохановский).

Аналитическая беседа по тексту.

Это воспоминание далекой юности, робость первых признаний, счастье светлых надежд. Через все стихотворение лейтмотивом проходит тема стремительного бега времени: "То было раннею весной, "то было в утро наших лет", "среди берёз то было". Это воспоминание о далёких, безвозвратно ушедших мгновениях первой юношеской влюбленности. Радость у поэта просквожена чувством печали, ощущением утраты - неумолимой, безвозвратной. Майское утро сливается с "утром наших лет", и сама жизнь превращается в неповторимое и ускользающее мгновение.

У Чайковского красота природы, мирный пейзаж, тонкое опевание утра, восхода, ясного дня - лишь фон, усиливающий, оттеняющий психологическое состояние человека, его сердечную тоску, раздумья, воспоминания, глубокие душевные переживания. Целый ряд восклицательных предложений, обращающих на себя внимание, произносятся совершенно не радостно, а со щемящей болью.

Любовная лирика Толстого чужда трагических колебаний, мужского эгоизма, каких - либо обвинений и претензий к женщине, признания своей вины; автор уверен в своих чувствах и высказывает их прямо. Само его отношение к любимой рыцарски почтительное, великодушное и бережное.

8. Работа в группах.

1 группа. Задание 1. Определить характер звучания романса на стихи Толстого, выбрав верное, на ваш взгляд, определение при помощи словарика эстетических эмоций, составить небольшой связный рассказ.

2 группа. Задание 1. Творчество А. Толстого прошло завистливую даль времени. Определите близость любовной лирики Толстого и других поэтов 19 века. Подберите стихотворения поэтов, чьи поэтические традиции он унаследовал, на ваш взгляд.

3 группа. Задание 1 . П. И. Чайковский. Почему романс стал для него одним из главных жанров в музыке? По материалам высказываний композитора и критиков составьте связный рассказ.

(Выступления учащихся групп)

Вывод. Толстой верен самому себе. Не надевая масок, он широко и щедро дарит нам богатство своей души, а его лира органически не способна издавать фальшивые звуки - слишком верном камертон у сердца поэта. В такие лица хочется вглядываться, с такими личностями хочется общаться. И кажется, что сам становится лучше, чище:

9. Подведение итогов. Отметки. Задание на дом: по учебнику - стр. 120 - 122; стр. 119 - письменный анализ стихотворения: 1 гр. - "Не ветер, вея с высоты:"; 2 гр. - "Не верь мне, друг, : "; 3 гр. - "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре.."; подобрать стихотворения к картине В.Э. Борисова-Мусатова "Дама в голубом "; выучить наизусть.

10. Вывод по уроку. Обобщение.