Болезни Военный билет Призыв

Как тонко настроить все свои пять чувств. Тренировка слухового восприятия улучшила понимание речи

Как-то я задумалась, как сделать так, чтобы память работала лучше и не приходилось обращаться к специалистам, чтобы вспомнить самые важные моменты в жизни.

И я поняла, надо задействовать все каналы восприятия – зрение, слух, обоняние, вкус, ощущения, чувства – тогда события будут оставлять яркий след в памяти.

К тому же такие воспоминания – сокровища для души.

Восприятие событий всеми органами чувств позволяют проживать жизнь наполнено, и именно они превращают простые моменты жизни в драгоценности.

В этой статье хочу предложить способы, как развить 5 чувств, улучшить восприятие информации и насытить жизнь новыми эмоциями.

Предлагаю каждый день начинать под девизом: Я открываю этот чудесный мир вокруг!

Необходимо включить внимание и проводить маленькие исследования.

Развитие 5 чувств: 5 простых и эффективных упражнений

1. Развитие зрительного восприятия: порадуйте глаза

Помните выражение «глаз радуется»? Так обычно говорят, когда приятно на что-то смотреть.

Важно радовать себя и расширять свое зрительное восприятие. Это могут быть и не новые вещи, но когда начинаешь осознанно обращать внимания на вещи – их объем, цвет, текстуру, необычность и уникальность – это включает в мозгу реакцию

«ага, сколько разного я вижу» — «видеть – это прекрасно!»

Спросите себя: а что радует мои глаза? На что мне приятно смотреть?

Это может быть и красивый закат, когда солнце светится багрянцем.

И как течет речка, обходя пороги.

И движение колосьев пшеницы на поле.

Кроме этого, чтобы развить зрительное восприятие, замечайте детали окружающего мира:

  • как зовут продавца в магазине,
  • сколько колон у здания, мимо которого проходите на работу,
  • каким рисунком выложена плитка в магазине.

Вопрос в другом: как вернуть радость и весну жизни?

Давайте подумаем, если центр чувственного восприятия – наше сердце, то антенки, которые насыщают его – это наши пальчики, кожа, уши, глаза, нос, язык.

Значит, чем больше мы радуем себя, позволяем видеть и слышать прекрасное, открываем для себя весь спектр вкусов и запахов – тем больше мы чувствуем этот мир, чувствуем себя счастливыми.

Зачем уделять внимание своим чувствам?

Чувства – это то, что составляет опыт души и богатство нашей жизни.

Чувства напрямую связаны с памятью. Чувства — это инструмент души. То, что остается с нами из жизни в жизнь.

Они настолько влияют на нас, что порой тяжело вспомнить детство тем, у кого много боли и переживаний, память блокирует такие воспоминания, работает в качестве предохранителя.

Приятная новость: чувственное восприятие жизни можно вернуть.

Вспомните, что вы любили делать в детстве, и что приносило много радости, веселья и задора?

Окунитесь в детские воспоминания и с детской непосредственностью и азартом исследователя взгляните на мир по-новому.

Хочется напоследок процитировать одного мыслителя:

Кто может наполнить каждое мгновение глубоким содержанием, тот безконечно продлевает свою жизнь.

П.С. Уверена, вы найдете практическое применение этой информации.

Буду признательна, если поделитесь статьей с друзьями.

Напишите, какое чувство вы будете развивать уже сегодня.

Для того чтобы обеспечить качественную работу с информацией, необходимо прежде всего настроиться на быстрое чтение и продуктивное запоминание. Очень часто при работе с различными данными (особенно со скучным и сложным для понимания текстом — с договором, нормативным актом и т.п.) мы изначально настраиваем себя на неэффективность.

Говорим мысленно или вслух: «Как не это хочется читать», «Как все это достало!» . Мы были бы рады заняться чем-то другим, однако приходится разбираться в нудном тексте.

Естественно, такой настрой не способствует эффективному чтению и запоминанию информации. Так что перед началом чтения, в особенности перед проработкой трудных или важных текстов, рекомендую настроить себя на продуктивность. Для этого можно использовать аутотренинг или специальный алгоритм.

Алгоритм активизации внимания

  1. Исключите отвлекающие факторы: установите беззвучный режим в телефоне, попросите коллег или домашних, чтобы они не беспокоили вас в течение определенного времени.
  2. Постарайтесь прогнать посторонние мысли. Для этого можно выполнить непродолжительную медитацию или в течение одной-двух минут концентрироваться на движении секундной стрелки часов. Кстати, это простое упражнение полезно выполнять для развития внимания хотя бы один-два раза в неделю.
  3. Проведите аутотренинг (по желанию). Скажите мысленно или вслух: «Я прочитаю этот текст быстро и внимательно, с максимальной концентрацией. Я активизирую память и запоминаю материал, который мне нужен, в полном объеме».
  4. 4. Прочитайте заголовок текста и ответьте на вопрос: «Что я уже знаю по этой теме?». Таким образом вы активизируете память и не позволяете мыслям переключаться на посторонние темы.
  5. 5. Засеките время (две-три минуты) и просмотрите текст целиком. Не старайтесь читать его последовательно, слово за словом. Выхватывайте отдельные слова и фразы, домысливая остальное. В скорочтении эта техника называется сканированием. Ваша задача на этом этапе — сориентироваться в затрагиваемых темах и структуре текста.
  6. 6. Сформулируйте цель чтения. Зачем вам этот текст? Ответы на какие вопросы вы планируете в нем найти? Нужно ли запомнить или выписать какую-либо информацию? Или, быть может, сравнить ее с уже имеющейся?
  7. 7. Приступайте к чтению. Если вы провели сканирование и формулировку целей правильно, то уже имеете представление о том, какие части текста следует детально проработать, а какие можно прочитать на максимальной скорости или даже пропустить.

Указующий перст

Настрой на эффективное чтение важен, однако это не единственный инструмент для удержания внимания на тексте. Также очень полезно использовать указку. В качестве нее лучше всего использовать карандаш, потому что с его помощью можно делать пометки в тексте.

В Великобритании, СССР, а затем и в России проводились исследования, которые доказали: указка является своего рода физической проекцией внимания. Используя ее во время чтения, мы реже отвлекаемся, лучше усваиваем содержание.

В Японии принято показывать пальцем на то, о чем идет речь во время разговора. Нам подобная практика может показаться странной или даже неэтичной. Тем не менее, это помогает удерживать внимание на предмете обсуждения, а также активнее задействовать визуальный канал для восприятия информации.

Если поначалу вам будет трудно привыкнуть к указке, читайте с ее помощью легкие тексты и лишь затем переходите к более сложным. В следующих статьях цикла «Эффективная работа с информацией» мы познакомимся с некоторыми методами скорочтения. Во время их отработки указка также будет вашим помощником.

Задания

Иногда нам кажется, что для того чтобы получить максимальный эффект, нужно использовать продвинутые методики, внедрять сложные приемы. Однако это не всегда так. И если вы хотите развить свое внимание, выполняйте регулярно хотя бы одно из простых упражнений, приведенных ниже.

«Мой путь». Это упражнение можно легко совместить с прогулкой, поездкой на работу или походом в магазин. Ваша задача состоит в том, что нужно внимательно смотреть по сторонам и запоминать увиденное.

Сейчас вы проходите мимо детской площадки. Раннее утро, поэтому на ней пусто, только бездомная собака обнюхивает скамейку. Дальше вы идете мимо газетного ларька, и рядом с ним уже образовалась небольшая очередь. Потом видите продуктовый магазин - в него с черного хода заносят какие-то ящики… Чем больше деталей вы отметите и запомните - тем лучше.

Важно выполнять это упражнение в течении как минимум трех дней и сравнивать увиденные картины.

Например, завтра, когда вы пойдете тем же самым путем, на детской площадке увидите молодую женщину, которая играет с ребенком. Вместо собаки рядом со скамейкой гуляет кот. У ларька с газетами очереди уже нет, а в магазин по-прежнему заносят ящики. И так далее.

«Мой путь» развивает как внимание, так и память, потому что вы сравниваете увиденное с тем, что наблюдали днем раньше. Сделайте это упражнение своей привычкой, и тогда вы вскоре заметите, что стали более внимательным и наблюдательным человеком.

Теперь ваша задача - внимательно смотреть по сторонам и подсчитывать количество оранжевых предметов, которые встретятся вам во время поездки на работу или прогулки. Старайтесь удерживать в памяти точное число предметов, если сбились - можно начать сначала.

Когда упражнение будет получаться легко, используйте его модификации:

  1. ищите сразу два цвета и ведите счет параллельно;
  2. засчитывайте только предметы одежды окружающих людей выбранного цвета;
  3. выберите два цвета: один ищите в одежде мужчин, другой - у женщин;
  4. замените цвет на форму (круглую, треугольную и т.п.);
  5. ищите один цвет + одну форму;
  6. для развития визуального восприятия подсчитывайте оттенки цвета (не все красные предметы, а отдельно - алые, пунцовые, вишневые и т.д.);
  7. соревнуйтесь с ребенком, супругом, коллегой - кто больше насчитает предметов за время совместной прогулки.

Упражнение, помимо внимания в целом и памяти, развивает такую важную функцию, как избирательность внимания - умение выделять в информационном поле объекты, обладающие определенным признаком. Такая способность очень полезна тем, кому приходится регулярно искать какую-либо информацию в Интернете или книгах.

«Кулачки». Это упражнение хорошо известно на Востоке: его активно используют в рефлексотерапии (метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма).

Сожмите левую руку в кулак, а правую ладонь держите в открытом положении (большой палец прижмите к остальным). Расположите левую руку, сжатую в кулак, перед собой. А открытую ладонь правой руки таким образом, чтобы ее средний палец касался мизинца левой руки.

Затем поменяйте положение рук. Теперь правая рука у вас сжата в кулак, а левая ладонь раскрыта, и средний палец левой руки дотрагивается до мизинца правой. Несколько раз повторите это упражнение, стараясь как будто бы перескакивать вниманием с одной руки на другую. Если у вас это получится легко, ускоряйте темп «перехода».

«Я здесь». Данную технику также называют медитацией внимания. Для ее выполнения не придется садиться в позу лотоса или надолго отвлекаться от текущих задач. Нужно всего лишь 10 раз в течение дня перенести внимание с окружающего мира на свое тело и сказать: «Я здесь!». Лучше делать это вслух, однако можно и про себя - когда вы на работе или в людном месте.

Результат: натренированные память и внимание, а также хотя бы краткое пребывание «здесь и сейчас», к которому стремятся все йоги и люди, занимающиеся личностным ростом.

Тренируйтесь при каждом удобном случае, и результаты не заставят себя ждать. Успехов вам!

Мы живем в настоящее время в мире вещей, различных предметов и форм, в мире довольно сложных ситуаций, и при этом, что бы мы ни воспринимали, поистине мы имеем дело не с какими-то отдельными непонятными ощущениями, а с настоящими целыми образами. При этом отражения настоящего внешнего мира зачастую выходят за пределы, каких либо одиночных ощущений, тут требуется, несомненно, совместное участие абсолютно всех органов чувств, происходит некое соединение отдельных ощущений в довольно сложные комплексные системы. В итоге такого объединения различные изолированные ощущения, как правило, становятся целостным и истинным восприятием окружающего мира.

Если вы полагаете, что данное объединение - это обычная сумма неких отдельных ощущений, то тогда вы очень глубоко ошибаетесь. В настоящей действительности восприятие (либо же какое-то отражение) довольно целых предметов или таких же ситуаций намного сложнее.

Восприятие информации человеком на базе ощущений, сводятся к элементарной механической сумме подобных ощущений у различных животных. А вот в формировании восприятия непосредственно сенсорной информации современном человеком, элементами считаются ощущения, которые возникают от различных свойств данного объекта, включая к тому же и память и так же мышление. Восприятия самого человека в отличие от различных комплексов ощущений у просто животных включает непременное понимание того, какая информация воспринимается.

Восприятие - психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека.

Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.

Скоростью восприятия информации называется время наименьшего воздействия сенсорной информации, которая вызывает практически верное ее восприятие. Данный показатель восприятия является довольно значимой особенностью индивидуальных отличий между людьми. Причем чем сложнее полученная сенсорная информация, тем нужно большее количество времени для ее полного восприятия. К слову можно сказать, что скорость восприятия вполне можно значительно увеличить при помощи различных упражнений и тренировок.

Надеемся, что эта статья поможет вам улучшить восприятие информации.

Для людей, изучающих английский для общения, развитие восприятия английского на слух и навыка разговорного английского играют ключевую роль. Для полноценного общения человеку нужно уметь не только выражать свои мысли, но и понимать, что ему рассказывает собеседник.

И если, имея небольшой опыт (например, полученный на занятиях), можно более менее сносно выразить свои мысли, — с восприятием речи носителей языка на слух дела обстоят не так уж просто. Предлагаем вам разобраться, как же можно научиться распознавать английскую речь на слух, даже при небольшом словарном запасе.

Оцените свой уровень знаний

Перед выбором материала для тренировок и созданием плана занятий, необходимо определить свой уровень. Для этого нужно ответить на несколько вопросов. Желательно, записать их где-то. Это нужно, чтобы вы могли отмечать, насколько вы продвинулись после того, как начали заниматься.

Ответьте на эти вопросы:

  1. Насколько свободно я могу разговаривать на данный момент?
  2. Как много из сказанного носителями английского языка я понимаю?
  3. Какие способы я использую, чтобы улучшить восприятие английского на слух?
  4. Как часто я занимаюсь?
  5. Что я могу сделать, чтобы улучшить свой навык аудирования?

Ответы на эти вопросы помогут вам не только определить ваш примерный уровень, но и причины, по которым вы не продвигаетесь вперед. Кроме того, они подскажут, как развивать навык аудирования дальше.

Как выбрать материал для тренировок

При выборе материала, необходимо ориентироваться на следующие аспекты:

  1. Уровень владения языком в целом;
  2. Уровень развития навыка аудирования (который далеко не всегда совпадает с уровнем развития других навыков);
  3. Личные интересы. Только интересный материал будет стимулировать вас заниматься регулярно. Скучные занятия буду приводить к прокрастинации, а иногда и к потере интереса к изучению языка.
  4. Цель изучения языка. Так, если вы учите английский например с целью общения с деловыми партнерами или обучения — вам следует в первую сосредоточить внимание на материале, в которых дикторы говорят с классическим акцентом, и в которых используется бизнес-лексика или академическая.
  5. Поскольку изначально понимать английскую речь на слух довольно-таки сложно (особенно если у спикера не классическое произношение), выбирайте для первых занятий небольшие видео или аудио. Можно остановить выбор на коротких выступлениях, например, на TED, видео англоязычных блоггеров, специальных обучающих видео. Подойдут и короткие аудио — это могут быть специальные записи для тех, кто учит язык, радиопередачи или аудокниги, которые разбиты на небольшие главы. Следует много тренироваться, а на подобных материалах это делать удобней всего.
  6. Начинающим полезно будет слушать аудиозаписи, предназначенные для их уровня, короткие анимации (к примеру, мультфильм The Flatmates от BBC), сериал Extra, обучающие диалоги и аудиокниги со сказками или короткими рассказами для начинающих учить язык. При прослушивании книг и записей диалогов новичкам рекомендуем иметь текст перед глазами. Если вы любитель англоязычной музыки — можно пробовать слушать медленные песни на английском, параллельно читая текст к ним.
  7. Для тех, кто занимается изучением языка дольше, выбор намного шире: сериалы с короткими сериями (около 20 минут), фильмы, которые вы уже смотрели на родном языке, каналы англоязычных блоггеров, шоу.
  8. Преимуществом просмотра фильмов и сериалов на изучаемом языке является то, что происходящее на экране, а также жесты и мимика актеров служат подсказкой, о чем говорят герои. Однако есть и обратная сторона медали: аудио позволяет только слушать речь, благодаря чему навык аудирования тренируется намного интенсивней, чем при просмотре фильмов.

Начинайте слушать небольшие порции информации, постепенно увеличивая нагрузку. Нет возможности подолгу заниматься активным аудированием? Cлушайте «пассивно», не вникая в суть отдельных слов, и не разбирая лексику.

Инструкция по эффективной работе с аудио/видео

Результат будет, даже при ежедневном прослушивании английской речи, без дополнительной работы с текстом. Однако проработка текста даст более быстрый эффект от занятий. Если нет возможности постоянно заниматься работой с текстами — комбинируйте различные виды аудирования. К примеру, сегодня позанимайтесь, выполнив дополнительную работу, а завтра просто послушайте запись или посмотрите фильм. Или часть текста разберите, а часть просто прослушайте.

Результативная система тренировок

Предлагаем вам ознакомиться со схемой занятий, которая поможет усилить эффективность тренировок, и принесет желаемый результат в сжатые сроки. Благодаря этой системе, вы не только натренируете ушки, но и расширите словарный запас и улучшите произношение.

Выберите материал, с которым будете работать. Если он объемный — разделите его для удобства на несколько небольших частей.

Прослушайте один или два раза без текста. Старайтесь уловить общий смысл. Полезный совет: не пытайтесь в голове переводить сказанное, приучитесь воспринимать иностранный язык как нечто отдельное, не воспринимайте его через призму родного языка. Перестав переводить в голове, вы удивитесь, что намного больше стало понятней, ведь пока вы переводите одно предложение, диктор уже успевает сказать два новых. Кроме того, прослушивание и понимание (без перевода) отлично развивает чувство речи.

Еще раз прослушайте, но на этот раз глазами следите за текстом. На этом этапе можно уже выписывать фразы, которые вам непонятны из контекста, или значение которых вы бы хотели уточнить. Полезный совет: выписывайте не только выражение или слово, а целую фразу, чтобы всегда была возможность подсмотреть ее в контексте. Это будет способствовать и более быстрому запоминанию.

Разберите новые выражения. Желательно, пользоваться толковым словарем, если позволяет уровень. Полезный совет: можно проверить, правильно ли вы поняли толкование, переведя слово на родной язык (но только с целью проверки).

Составьте собственные примеры употребления новой лексики.

Прослушайте запись еще раз. Полезный совет: для более продуктивной тренировки послушайте запись с текстом, а потом без него.

Для тренировки разговорного английского перескажите услышанную информацию или выскажите свое мнение о ней. Желательно, чтобы кто-то вас послушал и помог исправить ошибки в разговорной речи.

Для отработки произношения повторяйте предложения за диктором, стараясь подражать его интонации.

Время на тренировки

Для тренировки по описанной выше схеме понадобится около часа. Но огромной ошибкой будет, решив, что на сегодня нет времени заниматься, не уделить изучению иностранного языка времени.

Лучше позаниматься хотя бы 10 минут, чем не заниматься вообще. Нет времени — просто прослушайте текст, занимаясь своими делами.

Это будет лучше, чем пропустить тренировку. Дело в том, что полученные знания легко стираются из памяти. Можно успешно сдать международный экзамен, получить опыт проживания и изучения языка за границей, но если после этого забросить занятия — придется начинать с уровня ниже. Поэтому убедитесь, что изучаемый язык присутствует в вашей жизни каждый день.

Надеемся, эти советы помогут вам улучшить восприятие английской речи на слух, и наконец-то преодолеть пресловутый слуховой барьер 🙂

Вы когда-нибудь слышали, как говорят в быту носители английского языка? Не преподаватели с хорошо поставленной речью, а обычные люди? Скажем честно, удовольствие сомнительное.

В интернете вы найдете кучу советов, которые помогут вам улучшить восприятие английского языка на слух. Это и просмотр фильмов в оригинале, и прослушивание аудиоподкастов, и оттачивание собственных разговорных навыков. Безусловно, они помогают достичь цели. Но есть и другие способы - о них рассказывает Максим Сундалов, учредитель и руководитель EnglishDom .

Общайтесь с людьми, которые говорят с акцентом

У каждого человека, который говорит не на своем родном языке, есть акцент. Это обусловлено артикуляцией и произношением слов родного языка, которые человек подсознательно переносит на английский.

Коренной англичанин уже по первому вашему предложению скажет, откуда его собеседник родом. Но в этом случае носитель языка нам ни к чему - оставим его в покое. Нам нужны как раз те, кто учит английский как иностранный.

Чем сильнее акцент у говорящего, тем сложнее его понять. Лидерами в плане акцента можно назвать китайцев и индусов. Их родные языки настолько сильно отличаются от английского, что в результате они могут говорить только с дичайшим акцентом.

Общение с таким человеком - отличная тренировка восприятия речи на слух, логики и экстрасенсорных способностей.

    Во-первых, вы должны правильно понять, что говорит собеседник. Из-за акцента это будет непросто.

    Во-вторых, если отдельные слова разобрать не получится, нужно будет подключить логику и воссоздать наиболее вероятное их значение. Для этого нужно не только отличное знание языка, но и умение строить логические цепочки.

Поначалу это будет очень сложно. И придется каждые 2 минуты просить, чтобы собеседник повторил фразу. Но когда вы научитесь свободно понимать собеседника, который говорит с сильным акцентом, то разобрать чистую английскую речь будет проще простого.

Найти собеседника с акцентом можно очень быстро - в интернете есть множество видеочатов, в которых можно пообщаться с иностранцами. Просто выбирайте тех, у которых сильнее акцент, - и тренируйтесь.

Евгения Притула

28 лет, фотограф

«Английский учу уже 3 года. Вышла на уровень Upper-Intermediate, но были проблемы с восприятием на слух. Если медленную и четкую речь разбирала нормально, то в живом разговоре терялась с первого же предложения.

Преподаватель на курсах посоветовал больше общаться с иностранцами в онлайн-чатах. Тут включилась моя «удачливость». За 3 месяца общения я стабильно попадала на индусов, японцев, мексиканцев - да кого угодно, только не носителей языка.

Поначалу это было жестко. Приходилось чуть ли не на пальцах объясняться. Но потом привыкла к акцентам и стала понимать понемногу. И как я не удивлялась, но метод все же сработал. Теперь английскую речь понимаю намного лучше, чем раньше».

Развивайте музыкальный слух

В разговоре на английском нужно сначала услышать собеседника и только потом правильно понять смысл речи. Но когда оппонент говорит быстро и с активным изменением интонаций, все предложения сливаются в одно большое слово, и понять что-нибудь становится затруднительно.

Чтобы лучше воспринимать разговорную речь, нужно развивать чуткость слуха. И делать это лучше всего с помощью занятий музыкой.

Игра на музыкальных инструментах, пение и теоретические музыкальные дисциплины сильно улучшают восприятие звуков. Уши музыкантов воспринимают более широкий спектр звуковых волн и лучше чувствуют интонации.

Музыкальный слух поможет вам улавливать тонкие изменения в интонациях собеседника, которыми человек выделяет окончание слов в разговоре. Поэтому воспринимать даже беглую речь станет намного проще.

Помните, что за несколько занятий музыкой слух не улучшится. Потребуется как минимум полгода, чтобы заметить улучшения. И важно именно заниматься музыкой - самостоятельно или с преподавателем, - а не просто слушать популярные треки в наушниках. Важно, чтобы занятия были в удовольствие - тогда они точно принесут результат.

Виктор Осадчий

32 года, преподаватель школы английского языка EnglishDom

«Я преподаю английский уже 9 лет. И за это время заметил несколько интересных тенденций.

Восприятие на слух и разговорная речь - самые слабые места, которые медленно развиваются почти у всех учеников. Тут уж ничего не поделаешь - нужно много практики. Но я заметил, что ученики, которые занимаются музыкой, нарабатывают навыки восприятия английской речи в 1,5-2 раза быстрее.

Если для рядового ученика нужно минимум 40 часов занятий практикой аудирования, то для «музыкального» зачастую хватает и 20. Результаты получаются почти те же.

В целом ученики с музыкальным слухом лучше проходят любые упражнения с аудированием и лучше понимают не очень разборчивую речь или речь с сильным акцентом».

Повторяйте фразы вслух и записывайте их

Психологи утверждают, что человек воспринимает звук своего голоса намного лучше, чем голоса других людей. Этой особенностью можно пользоваться, чтобы улучшить навыки восприятия английского языка на слух.

Смотрите фильм в оригинале? Повторяйте все фразы главного героя! Читаете книгу на английском? Читайте вслух! Можно даже не всю книгу, а только диалоги между персонажами. Слушаете песню? Подпевайте!

Проговаривать услышанные фразы полезно для восприятия языка. Главное, не делайте этого в людном месте, сидя в наушниках. Иначе кто-то добрый может вызвать докторов со смирительной рубашкой. И объяснять эту технику обучения придется уже им.

А еще следует записать свою речь на диктофон и позже прослушать ее. Гарантируем, восприятие будет сильно отличаться от живого монолога. Но вы ведь знаете особенности своих интонаций, поэтому воспринимать на слух запись своего голоса будет намного проще, чем речь чужого человека.

Думайте на английском

На родном языке мы думаем в несколько раз быстрее, чем говорим. Поэтому распознавание речи проходит практически на автомате - мы не прикладываем для этого почти никаких усилий.

А когда мы изучаем иностранный язык, мы думаем на нем в разы медленнее речи. Многие даже сначала составляют предложение на родном языке, а потом переводят его на английский.

В результате, когда мы слышим беглую речь, мозг просто не справляется с объемом поступающей информации. Поэтому мы можем уловить только отдельные слова или словосочетания - но не весь разговор.

Чтобы мозг понимал речь на английском, нужно ускорить мышление именно на этом языке. Другими словами, больше думайте на английском.

Это проще, чем кажется на первый взгляд.

Мысленно отвечайте на вопросы, ведите с собой диалоги и комментируйте происходящее на английском. Поначалу это будет очень непривычно и неудобно, но уже через месяц мозг привыкнет к обработке информации на английском, и вам будет проще понимать даже беглую речь.

Сергей Рожков

38 лет, дизайнер

«Английский начал учить уже в зрелом возрасте, поэтому он дается мне тяжело. Никак не мог избавиться от привычки строить фразы в уме на русском, а потом переводить их на английский. Да и понимал быструю речь со скрипом.

Начал практиковать упражнение «Мысленный монолог» - это когда сам с собой в уме говоришь на английском. Мозг сильно противился, приходилось заставлять. Постепенно привычка мысленно обсуждать факты или события прижилась - по дороге на работу и с работы постоянно тренируюсь.

Результаты есть - за 2 месяца таких тренировок могу почти без проблем выражать свои мысли на английском и понимать речь даже без субтитров. Отличное упражнение, очень рекомендую».

Обучайтесь на английском

Запишитесь на курс по развитию профессиональных навыков на английском языке. И учите не язык, а совершенствуйтесь в своей профессии.

Если вы дизайнер, освойте новый интересный инструмент или стиль работы. Если программист, узнайте, как сделать интересную фичу на языке программирования, с которым вы работаете. Профессия не важна - важно желание выучить что-нибудь новое.

Этот способ позволяет убить двух зайцев одним выстрелом.

    Во-первых, вы развиваетесь в профессиональном плане. А видеокурсов для развития в любой специальности на английском языке намного больше, чем на русском.

    Во-вторых, вы учитесь воспринимать английский во всей его профильной широте.

Правда, для начала стоит немного подучить профессиональную лексику. В противном случае, половина слов так и останется непонятной.

Далее нужно только смотреть видео и учиться. Не переживайте, если один фрагмент придется пересматривать по 5-7 раз для полного понимания - это нормально. Главное, чтобы вы смогли понять больше 90% всей информации, поданной в видео.

Фишка в том, что при просмотре уроков на профессиональную тему мозг в первую очередь пытается разобраться именно в обучающих материалах. При этом он как бы игнорирует язык, на котором они подаются. Если лектор говорит внятно, то сам язык уходит на второй план. Со временем мозг учится воспринимать на автомате абсолютно любую информацию. А это нам и нужно, ведь так?

Немного выводов

Существует огромное количество способов, которые помогают лучше воспринимать английский язык на слух.

Все еще отлично работает просмотр фильмов в оригинале и прослушивание подкастов, но не зацикливайтесь на них слишком сильно. Не стоит воспринимать язык как набор формальных правил и фигур речи, которые нужно запомнить. Все намного проще и интереснее.

Когда учиться интересно, то и результатов можно достичь намного быстрее. Появляется азарт, с помощью которого можно преодолеть все сложности. А если на этом пути вас сопровождают приятные и понимающие педагоги, то сами звезды благоволят вам в изучении английского. Учитесь в удовольствие, и со временем вы сможете в полной мере понимать даже быструю речь носителя языка. Успехов вам в этом!