Болезни Военный билет Призыв

Как стать любознательным. Почему так важно развивать любознательность. Что такое любознательность

Готов биться об заклад, что многим «продажникам» с самого начала их трудовой деятельности пытались вбить в голову, что клиент всегда прав. Ну, или что-то типа «клиент — это тот человек, который платит нам зарплату». Соответственно, следующий постулат гласит: правильная работа с клиентами подразумевает их полное ублажение и выполнение любой прихоти.

Давайте более подробно разберемся, как на самом деле происходит общение с заказчиками, посетителями и прочим подобным людом. Какие же у них отношения с теми, кто находится «с другой стороны баррикад»?

Возможно, кому-то может показаться, что грамотная работа с клиентами — это система управления взаимодействия со своими заказчиками. Что-нибудь вроде Напомнит она вам, когда у кого день рождения или День ангела, пошлете вы цветы по почте или открытку. И что? А вот если спросить себя: действительно ли этого ждет от меня клиент? Может, ему интересно что-нибудь другое? Как показывает практика, в борьбе между открыткой и однопроцентной скидкой побеждает почему-то скидка…

Теперь такой вопрос: если уж рассматриваемая категория граждан так хороша и, не побоюсь этого слова, идеальна, то зачем же она нанимает специалистов для выполнения какого-либо задания? Зачем приобретает предлагаемые товары? Значит, клиент определенно заинтересован в конкретном специалисте. То есть, мы имеем ситуацию, когда обе стороны сделки хотят получить от общения друг с другом определенный профит. Только первая отчего-то мечтает о том, чтобы получить по максимуму, но заплатить по минимуму. А вторая — хороший специалист по работе с клиентами — прикладывает все усилия, чтобы все вышло с точностью до наоборот. И та, и другая сторона правы, и упрекнуть их в чем-либо, конечно же, нельзя.

Вот и получается, что работа с клиентами представляет собой весьма нелегкий труд. Из собственного опыта знаю, что всего лишь пара телефонных звонков протяженностью 10-20 минут каждый, совершенных до 11 часов утра, может напрочь выбить из колеи на весь оставшийся рабочий день. И это только разговор с двумя людьми. В итоге же — упавшая (в разумных пределах) самооценка, несколько подавленное и такое ощущение, что тебя целый день били бамбуковыми палками. Причем не только по голове. А ведь все из-за чего? Из-за того, что человек, который платит зарплату, не должен остаться неудовлетворенным. Он — царь, император, владыка (нужное подчеркнуть).

Собственно говоря, профессиональная работа с клиентами подразумевает нахождение баланса между двумя понятиями «удовлетворить заказчика (посетителя и так далее)» и «получить за это денег». Самое главное при этом — не потерять самого себя, свое «Я», так сказать. Жаль, что это далеко не у каждого получается. Некоторым людям вообще свойственно все воспринимать слишком близко к сердцу.

Те, чья работа связана с людьми, должны обязательно понимать, что управление клиентами зиждется на трех краеугольных камнях: привлечение новых, сопровождение существующих, удержание недовольных. Достигнув успеха в каждом из трех перечисленных направлений, вы сами ощутите, насколько ваша работа стала желанной и необходимой.

Как работать с клиентами: 10 заповедей Карла Сьюэлла

Кто-то спросит: «А кто такой этот Карл Сьюэлл, и почему я должен к нему прислушиваться?» Если честно, то я и сам пару лет назад даже и не знал, кто такой Сьюэлл, и чем он занимается. Но однажды в руки мне попала книга «Клиенты на всю жизнь», написанная Карлом. Она впечатлила меня, заставила задуматься и переосмыслить отношение к клиенту, к общению с ним, к сервису, который предлагается. Именно тогда меня заинтересовала и личность автора, и было решено более детально изучить его биографию. В рунете практически ничего нет о Карле, тогда пришлось переводить зарубежные источники.


Конечно, в данной статье я не буду углубляться в подробности жизненного пути Карла Сьюэлла, но скажу, что этот человек является владельцем одной из лучших автодиллерских компаний в США. Он поднялся с нуля до миллионных прибылей благодаря системе привлечения и удержания клиентов, которую изложил в своей книге, и в своих десяти заповедях работы с клиентами.
В США существует рейтинг удовлетворенности клиентов, которые включает в себя множество факторов взаимодействия компании и покупателя. Так вот, показатель удовлетворенности клиентов компании Карла невероятно высок. Он не просто возглавляет множество различных рейтингов, а постоянно ставит новую планку догоняющим, подтверждая звание лучшего.

Хотите научиться работать с клиентами? Тогда эти заповеди для Вас

1. Заставляйте клиента возвращаться
Уже давно известно, что большую часть прибыли многим компаниям приносят именно постоянные клиенты. Карл тоже придерживается такого принципа, и отмечает, что не нужно считать единоразовую выгоду от покупки того или иного товара клиентам. Лучше сделать так, чтоб человек постоянно приходил к вам, тем самым обеспечивая стабильный и постоянный заработок.
В основу бизнеса Сьюэлла заложен принцип, согласно которого он предпочитает давать клиентам именно то, чего они ожидают в данный момент. Это позволит максимально точно отвечать на локальные потребности человека, постоянно угадывать его желания и необходимости. Таким образом, клиенту не нужно будет искать новую компанию, а проще вернуться к вам, зная, что вы дадите ему именно то, что он ищет.

2. Система, а не улыбки
Очень част в бизнес книгах можно найти советы, относительно того, что персонал вашей компании должен улыбаться клиентам, быть приветливым и дружелюбным. От части – это правильно, но нужно выработать определенную систему. Очень важно благодарить клиентов, говорить им «спасибо» и «пожалуйста», использовать другие слова вежливости, которые настраивают на добродушие и позитивную волну.
Возьмите для примера сеть ресторанов «Макдональдс». Все сотрудники там говорят, используя четко определенную систему слов и фраз. Кто-то может сказать, что это банально, и уже приелось, но до тех пор, пока система работает и дает результат, она не может быть банальной.

3. Обещайте меньше, чем вы делаете
Очень часто приходится слышать фразу, мол предприниматели должны превосходить ожидания своих потенциальных клиентов. На практике это реализовать крайне тяжело. Если вы будете много обещать, то и ожить от Вас будут еще больше. Тут нужно использовать одну хитрость – обещать не много, но по факту превосходить все ожидания в разы.
Например, клиент заказывает в вашем магазине ноутбук, и не ожидает ничего большего. Но вместе с ноутбуком ему приходит подарок: маленькие колонки, мышка, флешка, или любая другая техника. По сути, для большой компании эти затраты будут копеечными, зато у клиента на долго останется отличное впечатление о вашем магазине, ведь вы превзошли его ожидания. Есть большая доля вероятности, что о таком поступке он расскажет друзьям и знакомым, и еще не раз обратиться к вам за покупками.

4. Всегда говорите «Да».
Даже если вы в чем-то не согласны с клиентом, то не должны вступать с ним в спор, что-то доказывать, осуждать его точку зрения и мнение. Можете это делать вне рабочего времени, и не от имени компании. А так, если возникает противоречие, то держите его при себе, и всегда говорите клиенту «Да».
Есть чудесная поговорка: «Клиент всегда прав», и это действительно так. Если хотите, чтоб человек еще не раз обратился к вам за товарами или услугами, то дайте понять, что его мнение ценят, оно важно, с ним согласны и обязательно прислушаются. В противном случае, если вы будете спорить и защищаться, то человек никогда больше к вам не обратиться.

5. Департамент по работе с клиентами – чушь.
Если в вашей компании есть контролеры, или департамент, который отвечает за работу с клиентами, то можете смело их увольнять. Карл Сьюэлл считает, что ответственность за работу со всеми клиентами, будь-то вип, постоянный покупатель, или тот, кто впервые к вам обратился, лежит на каждом сотруднике. Каждый должен чувствовать, что именно он отвечает за настроение клиента, за его желания, за его решения вернуться в магазин еще раз или нет.
Если же все ответственность свалить на какой-то департамент или определенных лиц, то ничего хорошего не получится. Продавца и консультанты, которые больше все контактируют с клиентами, попросту перестанут чувствовать ответственность, и им уже не будет смысла стараться как-то повлиять на мнение клиента, ведь все полномочия передали другим, так чего ж делать лишнюю работу?


6. Нет жалоб – задумайтесь
Как говорил герой одного популярного сериала «Теория лжи» Кел Лайтман: «Отсутствие эмоций – это тоже серьезный повод задуматься». Точно также и в бизнесе. Если нет жалоб – значит что-то идет не так. Многие могут подумать, что отсутствие жалоб – это показатель идеальной работы компании, но на самом деле все может быть кардинально иначе. Ваша фирма не новенький червонец, чтоб всем нравится, и обязательно должны быть такие люди, которые заметят что-то плохое, захотят пожаловаться, написать свой негативный отзыв. Если же таких нет, то это может значить одно – компания совершенно не интересна, и ее популярность находится на очень низком уровне.
По сути, жалоб не стоит бояться, ведь это обратная связь с вашими клиентами, возможность со стороны увидеть, что идет не так, какие сферы нужно улучшить, что подтянуть и на что обратить дополнительно внимание.
7. Измеряйте все
Вы должны четко понимать, какие ваши действия эффективны, а какие нет. Куда стоит больше выделить денег, а какую сферу нужно перестать финансировать. Измерять можно все, и делать это нужно максимально. Особенно четкий контроль и измерения нужно в сфере рекламы. Вы должны понимать, какой вид рекламы приносить максимальный эффект, привлекая клиентов в ваш компанию. Очень часто бывает так, что фирмы тратят тысячи долларов на рекламные компании, при этом совершенно не понимая какая от них отдача, и есть ли она вообще.
8. Справедливые зарплаты
Ваши сотрудники – это партнеры, которые и зарплату должны получать соизмеримую с их эффективность. Отойдите от системы голых ставок, когда человек получает энное количество денег в независимости от того какой объем работы он исполняет. Так пропадает желание и мотивация работать, делать что-то сверх нормы, стараться, развиваться.
А если вы будете платить часть заплаты фиксированную, а часть от процента продаж или в соответствии с другой выполненной работой, то сотрудник будет понимать, что все в его руках. Чем больше и качественнее работаешь, тем больше получаешь. Все логично, все понятно.

Должность менеджера по работе с клиентами присутствует в различных компаниях, занимающихся разнообразными видами деятельности. Это может быть торговая сфера, и тогда менеджер будет искать новых клиентов и завязывать сотрудничество с ними. Также менеджеры есть и в рекламной сфере, где к каждому клиенту нужен свой подход.

Вы узнаете:

  • Какую роль в компании играет менеджер по работе с клиентами.
  • Каковы главные функции менеджера по работе с клиентами.
  • Какими навыками должен обладать менеджер по работе с клиентами.

Какую роль в компании играет менеджер по работе с клиентами

Специальность менеджера, работающего с клиентами, присутствует в компаниях, занимающихся различного рода деятельностью. Если компания из сферы торговли, то такой специалист ищет для нее новых клиентов. В организациях из рекламной сферы деятельности часто есть клиенты, требующие специального подхода. Они всегда хотят полной уверенности в том, что их запросы будут выполнены. В данном случае работа менеджера заключается в том, чтобы дать клиенту чувство уверенности в положительном результате при работе с его фирмой.

В зависимости от того, чем занимается компания, название должности такого специалиста будет звучать по-разному. Если, опять-таки, компания занимается торговлей, то должность может называться «менеджер по продажам и работе с клиентами». На других предприятиях – «менеджер/специалист по работе с клиентами», «специалист/менеджер по услугам». Но не имеет значения, как официально оформят сотрудника при приеме на работу. Суть обязанностей при любом названии одинакова: дать клиенту почувствовать, что между ним и фирмой выстроились отношения равноправных партнеров. При таком условии клиент будет долго сотрудничать с компанией, а организация, в свою очередь, – увеличивать доход.

Первоначально менеджер помогает клиенту заинтересоваться услугами, предлагаемыми фирмой. При появлении заинтересованности работа продолжается на ее развитие и удержание: обсуждаются достигнутые результаты, оценивается дальнейшая перспектива сотрудничества. Успешный менеджер – тот, кто ищет персональный подход к каждому заказчику, налаживает с ним отношения, построенные на доверии.

Специалист по работе с клиентами в своей компании часто занимает руководящую позицию. Одной из основных его функций является поиск новых заказчиков и осуществление совместной работы с ними. Здесь важно найти свой подход к каждому клиенту. Ведь если менеджер сумеет показать все преимущества работы с компанией, то покупатель будет продолжать вести с ней дела постоянно. Результаты сотрудничества всегда обсуждаются совместно с менеджером. Он же оценивает дальнейшие перспективы взаимодействия. У эффективного менеджера в скором времени нарабатывается своя личная клиентская база.

Менеджер по работе с клиентами обладает следующими качествами: вежливость, терпеливость, свой подход к каждому из заказчиков, высокая степень коммуникации. Причем последнее качество стоит постоянно развивать. Такой уровень профессионализма помогает налаживанию надежных, доверительных отношений с клиентами. Один менеджер обычно контактирует с достаточно большим количеством заказчиков. Бывает и так, что какой-то определенный менеджер занимается всеми самыми важными партнерами. Его еще называют «менеджер по работе с ключевыми клиентами».

Данный специалист также напрямую связан с маркетинговой стратегией, проводимой его компанией. Это значит, что он должен не только принимать участие в маркетинговых мероприятиях и хорошо знать свой товар, но и собирать информацию о конкурентах и их услугах или продукции. Плюс он обязан уметь анализировать собранную информацию и делать выводы на основе анализа.

KPI для менеджеров по работе с клиентами

Откажитесь от обычной оценки работы персонала, чтобы менеджеры выполняли KPI не из страха получить штраф, а из желания принести прибыль. Редакция журнала «Коммерческий директор» рассказала, как этого добиться.

Главные функции менеджера по работе с клиентами

Функции, выполняемые менеджером по работе с заказчиками, зависят от рода деятельности компании. Вот самые основные из них.

Работа с существующими и новыми клиентами

Специалист работает с уже созданной базой клиентов, а также расширяет ее, ищет новых заказчиков. Общается как по телефону, так и при личной встрече. Он дает полную информацию о продукции или услугах фирмы, об их стоимости, условиях сотрудничества, проводит , даже организует его отгрузку при необходимости. Помимо этого, менеджер по работе с корпоративными клиентами приглашает их на различные мероприятия, проводимые компанией, для этого занимается рассылкой приглашений, проводит предварительный обзвон.

Знание ассортимента товара

Специалист должен знать продаваемую продукцию своей компании. Для постоянных заказчиков он предлагает различные скидки и льготы, организует выставки. У него в наличии всегда есть демонстрационные образцы. Менеджер разрабатывает стратегию привлечения новых заказчиков. Помимо этого, он работает над отчетами по выставленным счетам, проведенным оплатам, по проектам, которыми занимается или закончил заниматься, по прошедшим акциям.

Проведение анализа рынка

Специалист по работе с клиентами постоянно анализирует рынок сбыта услуги или продукции своей компании, определяет портрет потенциального заказчика, его доходы и потребности. Владея такого рода информацией, менеджер в состоянии предлагать клиенту более интересные условия сделки.

Изучение конкурентов

Помимо изучения клиентов, менеджеру стоит собрать информацию и о конкурентах. Если в процессе сделки возник конфликт, то специалист ищет разные способы его урегулирования, вплоть до привлечения к делу юриста. Однако он всегда должен оставаться вежливым и спокойным, лояльным к заказчику, ведь менеджер для клиента – главный представитель компании. Однако даже давно сотрудничающее с вами лицо поменяет вас на конкурентов, если будет недовольно некорректным общением.

Поддержка связей

Менеджер всегда предоставляет клиентам максимально полную информацию, проводит консультации по телефону, старается обрисовать выгоды длительной совместной работы. При согласии заказчика специалист встречается с ним лично для оформления договора. Если клиент первый звонит и интересуется услугами компании, менеджеру необходимо привлечь его внимание и пригласить в офис на встречу.

Мнение эксперта

В чем отличия менеджера по работе с клиентами от менеджера по продажам

Дмитрий Гордов ,

исполнительный директор компании «Интегра»

Переименование должности «менеджер по продажам» в должность «менеджер по работе с клиентами» стало для нас значимым этапом. Как оказалось, это не просто технический нюанс в названии. Это изменение принципа «главное, продать – и все», на абсолютно иной подход, когда специалист общается с заказчиком на всем этапе совершения сделки – от оформления покупки до обсуждения вопросов, возникающих после продажи. Такой вид сопровождения логичен для фирмы с полным циклом услуг – от строительства до сопровождения после окончания застройки.

Бонусом от установления длительных и доверительных отношений с заказчиком является восприятие клиентом компании как надежного партнера, подходящего для долгосрочного сотрудничества. Во-первых, это приносит выгоду компании. Во-вторых, клиент чувствует себя защищенным, так как знает, что при возникновении дополнительных вопросов или какой-либо проблемы он может всегда связаться с менеджером и получить всю необходимую информацию. Эти причины полностью обусловливают необходимость иметь в компании грамотного менеджера по работе с клиентами.

Какими должны быть навыки менеджера по работе с клиентами

У претендентов на пост менеджера/специалиста по работе с клиентами могут попросить предоставить бумаги, подтверждающие получение среднего, высшего или какого-либо специального образования.

В зависимости от сферы деятельности компании может потребоваться сотрудник с юридическим образованием, психолог или экономист. Некоторые фирмы заботятся о повышении уровня профессионализма своих специалистов, отправляют их на различные семинары или курсы. На сегодняшний день популярной услугой стало предложение провести коуч-сессию или тренинг в офисе компании.

В любом случае от менеджера требуются стандартные владения основами следующих предметов:

  • менеджмент и маркетинг;
  • администрирование;
  • владение основами законодательства;
  • межличностная психология;
  • способы общения, современные коммуникации;
  • полная осведомленность о предлагаемых товарах или услугах, о деятельности своей фирмы;
  • распорядок, требования к работникам и проводимой работе в компании;
  • подготовка презентаций и их проведение;
  • подготовка договоров, различных документов, бизнес-планов.

Специалист по работе с клиентами отличается общительностью, образованностью, умеет интересно и грамотно строить беседу, внимательно слушает клиента, обладает способностью убеждать в своих словах, при этом всегда корректен и тактичен. Ключевые качества менеджера по работе с клиентами выглядят следующим образом:

  • навык анализа информации;
  • умение мгновенно принимать решения даже в сложных ситуациях;
  • умение правильно общаться по телефону;
  • вежливость, тактичность, устойчивость к стрессам;
  • отдача в работе;
  • умение работать в группе, соблюдать правила компании;
  • обучаемость и амбициозность в плане карьеры.

Помимо этого, менеджер внешне привлекателен, обаятелен, опрятен, носит одежду делового стиля, в первую очередь соблюдает интересы компании.

Какие обязанности должен выполнять менеджер по работе с клиентами

Менеджер по работе с клиентами имеет должностные обязанности, список которых выглядит следующим образом:

  1. Коммуникация с клиентом по телефону, с помощью других средств связи или лично.
  2. Выполнение плана продаж, развитие клиентской базы.
  3. Планирование и осуществление действий с целью установления длительного сотрудничества с клиентом.
  4. Консультирование заказчиков об услугах компании, сроках поставки и оплате.
  5. Выявление целей клиента, формирование заказа, исходя из потребностей и пожеланий.
  6. Ориентирование заказчика на максимальный объем товаров или услуг.
  7. Консультация по проводимым акциям, скидкам и т.д.
  8. Информирование клиента о величине предоставляемых скидок.
  9. Оценка и проверка платежеспособности клиента.
  10. Личное оформление заказа с дальнейшей частичной передачей его в другие отделы в случае такой необходимости.
  11. Работа с полным пакетом документов, с начальным оформлением договора или продлением/переоформлением.
  12. Работа с актуальной клиентской базой, постоянное ее пополнение информацией о заказах, расчетах и т.д.
  13. Взаимодействие с дебиторами по погашению задолженностей.
  14. Поиск новых клиентов, анализ их деятельности и возможных перспектив сотрудничества.
  15. Выкладка товаров в торговом зале в установленном порядке.
  16. Деятельность по созданию документации по ассортименту и продаже продукции.
  17. Работа с поступающими рекламациями, анализ причин.
  18. Анализ выбранного рынка для сбыта продукции, подготовка предложений по улучшению сбыта, изменению ассортимента.
  19. Подготовка полной информации по актуальным конкурентам.
  20. Проведение акций, мероприятий для увеличения продаж, подготовка программ лояльности.

Какие права и ответственность предполагает должность менеджера по работе с клиентами

Права менеджера по работе с клиентами:

  • Проявлять инициативу в рамках возможностей и обязанностей.
  • Повышать квалификацию , посещать тренинги, семинары и т.д.
  • Предлагать возможные варианты улучшения деятельности фирмы.
  • Знать позицию и принятые решения руководства в отношении своего отдела.
  • При угрозе жизни или здоровью отказаться от выполнения служебной деятельности.
  • По рабочим вопросам общаться с другими отделами компании.
  • Скреплять подписью документы в рамках полномочий.
  • При выявлении недостатков в деятельности фирмы информировать о них начальство, предлагать варианты по их устранению.
  • Требовать создания оптимальных условий для служебной деятельности, для хранения документов или материального имущества.

Менеджер по работе с клиентами ответственен за:

  • Предоставление полной информации клиентам о товаре, доставке и т.д.
  • Выполнение планов по продвижению и сбыту продукции.
  • Неправильное общение с клиентами.
  • Правильное оформление клиентской базы, документов, отчетов.
  • Соблюдение норм служебных документов.
  • Несанкционированное использование информации личного характера.
  • Исполнение плана продаж.
  • Самостоятельно принятые решения и их последствия.
  • Несоблюдение норм дисциплины, рабочего режима, противопожарных правил и правил безопасности.
  • Причиненный вред фирме, сотрудникам, заказчикам или государству.
  • Соблюдение правил служебного этикета, деловых коммуникаций.
  • Невыполнение обязанностей в полном объеме.

За некоторые проступки, совершенные во время выполнения служебных обязанностей, менеджер может быть подвергнут дисциплинарному, уголовному или гражданскому взысканию. Мера наказания зависит от серьезности проступка, количества причиненного ущерба. Сотрудничество с наиболее важными заказчиками иногда требует от менеджера совершения определенных действий, что может привести к некоторому ущербу по неосторожности.

Специалиста могут наказать за следующие проступки:

  • нарушение норм гражданского или уголовного права во время выполнения служебных обязанностей;
  • неисполнение и ненадлежащее осуществление предусмотренных документами обязанностей.

Какую ответственность будет нести специалист и в каком размере, зависит от степени и размера нанесенного вреда, а также от того, умышленными или нет были его действия. То есть специалист по работе как с юридическими, так и с физическими лицами в рамках своей компетенции должен выполнять определенные правила. При их нарушении его могут привлечь к законодательной ответственности.

Должностная инструкция менеджера по работе с клиентами

1. Инструкцию для сотрудника, работающего с клиентами, стоит готовить по определенной форме, установленной для служебных документов. Структура выглядит следующим образом:

2. На верхнем правом углу первого листа помещают блоки об утверждении и согласовании. В них ставятся подпись директора и дата подписания. Также при согласовании вписывают данные и получают росписи всех сотрудников, принимавших участие в составлении документа.

Общая часть инструкции содержит следующие разделы:

  • основные требования к сотруднику;
  • документы фирмы, которые в обязательном порядке изучает сотрудник;
  • организация приема на работу, замещения, увольнения;
  • положение на предприятии, определение начальника менеджера.

3. Ключевая часть – должностные права и обязанности. Чем более подробно изложена вся информация, тем легче работнику будет осуществлять свою деятельность. Если список ключевых функций большой, то обычно создается две части: в одной раскрываются права сотрудника, в другой – обязанности.

4. Последним пунктом идет установление ответственности за несоблюдение должностных обязанностей. Наказание должно соответствовать нормам трудового права.

Сотрудник после прочтения инструкции обязательно должен поставить свою подпись и дату.

Зарплата менеджера по работе с клиентами: 4 уровня

Доход такого сотрудника зависит от того, на каком он уровне:

Первый уровень

Так как для работы менеджером нужна активность, общительность, знание компьютера, то в основном вакансии достаются молодым людям. Некоторые из них начинают свою первую работу на этом месте. Вакансии существуют для людей с разным образованием: высшим, средне специальным. Принимают на работу также и студентов. У новичков доход поначалу невелик, но если сотрудник готов работать, вкладывать усилия, то он быстро начнет делать карьеру и повысит уровень дохода.

Менеджер по работе с клиентами без опыта имеет средний доход в зависимости от города проживания:

  • Москва – 25-30 тыс. руб.
  • Екатеринбург – 15-20 тыс. руб.
  • Нижний Новгород – 12-15 тыс. руб.
  • Санкт-Петербург – 20-23 тыс. руб.

Второй уровень

Сотрудник вправе претендовать на зарплату выше, если имеет опыт работы от года и более. Однако он должен обладать следующими навыками: работа в программе «1С», умение грамотно проконсультировать заказчика, знание правильного ведения телефонного разговора, разрешение конфликтных ситуаций.

Средний доход такого сотрудника:

  • Екатеринбург – до 25 тыс. руб.
  • Москва – до 40 тыс. руб.
  • Нижний Новгород – до 20 тыс. руб.
  • Санкт-Петербург – до 30 тыс. руб.

Третий уровень

Когда специалист по работе с клиентами продолжает развиваться в своей сфере, то его уже можно приравнять к специалисту по продажам. Опыт работы у такого сотрудника от двух лет и более, он умеет находить и завязывать контакт с новыми клиентами, успешно проводит переговоры. При устройстве на новое место работы такой сотрудник может предложить свою наработанную базу заказчиков, и это будет его преимуществом.

Доход менеджера третьего уровня следующий:

  • Екатеринбург – до 38 тыс. руб.
  • Москва – до 60 тыс. руб.
  • Нижний Новгород – до 28 тыс. руб.
  • Санкт-Петербург – до 47 тыс. руб.

Четвертый уровень

Специалиста четвертого уровня можно назвать «ведущий менеджер по работе с клиентами». Он имеет самый высокий доход. Клиенты у такого сотрудника находятся на высших должностях, имеют привилегированное положение. Данный сотрудник должен иметь стаж не менее трех лет, образование обязательно высшее, желательно хорошее знание английского языка, в особенности если у компании есть клиенты за рубежом.

Доход специалиста четвертого уровня:

  • Нижний Новгород – 55 тыс. руб.
  • Санкт-Петербург – 95 тыс. руб.
  • Екатеринбург – 75 тыс. руб.
  • Москва – 120 тыс. руб.
  • Общение с подчиненными: как наладить деловой контакт

Как найти подходящего сотрудника на должность менеджера по работе с клиентами

Стандартный способ поиска сотрудника на данную должность – это просмотр присланных резюме, отбор понравившихся кандидатов и проведение собеседования с ними. Однако у данного способа очень низкая эффективность.

При этом не имеет значение, кто именно занимается поиском – сама компания, HR-специалист , агентство. Просто данный метод не работает в условиях повышенного спроса на сотрудников.

К примеру, если человека, претендующего на данную вакансию, пригласили в несколько разных компаний на собеседование, то он станет выбирать среди них по принципу, кто предложит большую зарплату, и где ему удобнее будет работать. И если не подойти со всей ответственностью к поиску сотрудника, то не стоит рассчитывать на хороший результат. Статистика такова, что, к примеру, в Москве из приглашенных 5 человек является на встречу 1, при том, что всем были сделаны звонки с напоминанием.

Получается, что для проведения реальных 5 встреч в день изначально их надо планировать в количестве от 15 до 20. Чтобы отобрать людей, которых захочется пригласить, придется просмотреть около сотни кандидатов, если вообще найдется такое количество.

Как итог такой способ поиска сотрудника обладает следующими недостатками:

  • Большое вложение труда, финансовые затраты.
  • Кандидаты слишком переоценивают сами себя.
  • Выбор приходится делать не из тех, кто действительно подходит, а из тех, кто пришел на собеседование.
  • Сложно делать сравнения появившихся кандидатов.

Однако, увы, большинство компаний еще не осознали показанные минусы, причем не просто компании, а даже и агентства по кадрам или специалисты в сфере найма сотрудников.

Неважно, какой метод будет применяться, чтобы провести собеседование на должность менеджера по работе с клиентами. Самое главное при этом – обеспечить интерес к вакансии, и, как следствие, поступление резюме в большом количестве. Для этого вакансию надо продвигать.

SuperJob, а также HeadHunter – два основных кадровых ресурса в России, где можно платно продвигаться. Конечно, при таком продвижении эффективность также колеблется и зависит от многих факторов: условий работы, привлекательности компании и т. д. Тем не менее на продвижении нельзя скупиться, иначе при больших трудозатратах все равно будет минимальный результат.

Для получения максимальной воронки откликов сразу со старта есть несколько вариантов собеседований:

  1. Потоковое. В принципе представляет собой стандартные индивидуальные собеседования, но при этом они назначаются, исходя из реальных данных прихода соискателей. То есть, если из 5 человек приходит только 1, тогда необходимо на одно и то же время назначить 5 интервью. При таком подходе количество пришедших кандидатов на вакансию достаточно большое. Появляется возможность выбора. Однако стоит учитывать, что здесь не обойтись без помощи другого человека, который будет встречать приходящих, отвечать на звонки, объяснять, как попасть на место и т.д. Это хороший метод экономии собственного времени, по сравнению с ожиданием согласившихся прийти на собеседование, но в итоге так и не появившихся людей. Он подойдет, если вы хотите попробовать самостоятельно подыскать себе сотрудника.
  2. Групповое. Разработан специальный метод, с помощью которого проводятся такие интервью, так как специализацией многих компаний является подбор нужной категории сотрудников. Отличие данного способа в том, что появляется возможность в группе подобных кандидатов заметить и выбрать людей с максимальной мотивацией, компетентностью и адекватностью. Способ работает тем лучше, чем больше у интервьюера опыта и умения управлять группой людей.

Вот некоторые трудности, которые могут возникнуть при отборе сотрудника.

Во-первых, это недостаток подходящих кандидатов на продающие должности. И непосредственно менеджеры при этом не исключение. Так как у многих компаний есть потребность в таком сотруднике, то на них существует постоянный спрос. Продающие сотрудники могут приходить на собеседования в разные компании и выбирать из них. Статистика показывает, что на одно резюме приходятся три вакансии.

При этом та же статистика показывает, что 50 % организаций, предлагающих работу, оставляют желать лучшего по своим параметрам, а 80 % кандидатов не такие уж хорошие специалисты. Но перевес все равно не в пользу нуждающихся в сотруднике компаний.

Во-вторых, от менеджера по продажам ожидают много работы за небольшой оклад. Ведь работодатель часто предоставляет уже готовую базу клиентов и не считает нужным платить большие деньги за несложную, по его мнению, работу: всего лишь держать существующий оборот на уровне.

При этом считается, что специалист по активным продажам работает больше, так как он занимается привлечением новых заказчиков, постоянно в разъездах и телефонных переговорах. А сотрудник, работающий с уже имеющимися клиентами, не тратит время на звонки и встречи, у него нет аврала, поэтому нет причин, чтобы ему много платить. Но так как свободных хороших кандидатов мало, то при подборе менеджера стоимость и запросы клиентов все же учитываются.

Мнение эксперта

Не стоит ждать быстрых результатов от новичка

Татьяна Модеева ,

генеральный директор компании Acsour, Санкт-Петербург

Менеджер, только принятый на работу, станет полезен компании примерно через полугодовой срок. Нами было проведено исследование, по итогам которого выяснилось, что полноценно сотрудник включается в работу через 6 месяцев, не ранее. Наша компания проводит своеобразный тренинг, но только после усвоения кандидатом теоретической части. Будущему продавцу надо заключить сделку для сбыта продукции. Клиентами выступают опытные сотрудники.

Такое игровое обучение дает четкое представление о том, насколько кандидат может грамотно проконсультировать по поводу продукции компании, дать всю необходимую информацию. Если не получилось, то у него есть еще одна, и при этом последняя, возможность. На практику специалиста допускают только после того, как он успешно прошел этот тренинг.

  • Деловые игры для сотрудников, которые повышают продуктивность работы

4 этапа подготовки менеджера по работе с клиентами

После оформления на работу специалиста надо сразу подготавливать. Без этого он будет работать привычным ему способом. А при попытке его обучения принятым в компании методам может предположить, что к нему просто предвзято относятся. Специалист по работе с клиентами проходит 4 стадии обучения.

Введение в работу, получение информации о компании

Пару дней с приема на работу уходят у сотрудника на ознакомление. Ему дают информацию о фирме, о проводимой политике, представляют новым коллегам. У системного администратора он получает всю необходимую информацию о компьютерных программах, с которыми ему предстоит иметь дело. Обычно это пакет Microsoft Office, программа 1С, также CRM-система, которая используется на данном предприятии. Плюс ему объясняют, какие локальные диски используются для общей информации, как пользоваться той или иной техникой. У руководителя отдела сотрудник получает сведения о клиентах, ближайших задачах, поставленных на выполнение.

Получение информации о предмете продаж. Формирование базы клиентов

Еще несколько дней новому сотруднику объясняют все про продукцию или услуги компании. И он сразу же начинает выполнять свои обязанности с формирования клиентской базы. В противном случае может случиться повторение печального опыта одной компании из сферы телекоммуникаций, в которой сотрудникам давалось на обучение десять дней. И только по истечении этого срока они начинали работать, приступали к холодным звонкам. И вот на этом этапе многим пришлось уйти, так как они не справились. Одни боялись, вторые не знали правил телефонных переговоров. То есть средства компании были потрачены зря.

В итоге компании пришлось поменять схему работы. Теперь на обучение отводилось только два дня, в течение которых стажеры получали информации о продукции, системе продаж, обучались технике холодных звонков. После этого срока они начинали искать клиентов. Те, у которых не получалось, уходили. Тех, кто остался, продолжали обучать. Если ваша компания до сих пор работает по первой схеме, то начальнику отдела продаж стоит ее модернизировать.

Обучение продажам

Если с первым испытанием менеджер справился успешно, то надо приступать к следующему этапу обучения.

Первой ступенью станет назначение учителя-куратора. Прекрасно, если в компании есть свой тренер. При его отсутствии данную роль обычно отдают самому опытному сотруднику из отдела продаж. Это более экономно по сравнению с тем, чтобы держать в штате специального тренера, но не всегда есть гарантия результата. При поиске кандидатуры на роль учителя среди опытных сотрудников стоит остановить выбор на том, кто работает честно и открыто. В противном случае новичок вместе с навыками продаж может усвоить и приемы, которые негативно отразятся на компании.

Самым лучшим вариантом в роли учителя будет сотрудник, который и так всегда стремится оказать помощь коллегам. У такого человека уже выработались определенные обучающие приемы. Его также можно стимулировать, к примеру, материально. Он будет получать повышенную надбавку в случае достижения учеником положительных результатов за установленный временной промежуток. Итоги работы стоит фиксировать: сколько сделано звонков, сколько получено заявок и т.д. Если начальник отдела продаж не видит подходящей кандидатуры для обучения новичка, то он делает это сам. В таком случае ему придется объяснить и показать следующие моменты:

  • как должно выглядеть коммерческое предложение ;
  • как правильно оформлять все необходимые документы: договор, заявку, отчет и т. д.;
  • процесс внесения данных о клиентах и корректное заполнение CRM-системы;
  • как правильно искать информацию о потенциальных клиентах, вести базу (в том случае, если менеджер будет заниматься также и поиском заказчиков);
  • процесс взаимодействия с подразделениями компании в тех случаях, когда надо подписать документы (счет или договор), организовать отгрузку товара или попросить зарезервировать его;
  • как делить клиентов по сегментам;
  • как работать с прайс-листом, корректно рассчитывать при подготовке предложения клиенту скидку, учитывая заказываемый им объем товара и отсрочку платежа.

Второй ступенью станет ознакомление с продуктом. Если в фирме представлены не один, а несколько продуктов, новому менеджеру первоначально для изучения дают те, что обеспечивают большую прибыль.

Для понимания степени усвоения информации менеджер проходит опрос в письменной или устной форме. Проводит его либо тренер, либо специалист по персоналу. Генеральным директором может быть проведен дополнительный контроль. Для этого ему предоставляют письменную форму с ответами на вопросы следующего характера:

  • Перечислите характеристики указанного товара, его отличия от продукции конкурентов.
  • Как товар упаковывается?
  • Какие будут ваши предложения, если на складе нет нужного заказчику товара, а ему срочно нужен эта продукция или аналогичная?
  • В случае использования заказчиком того-то и того-то, перечислите варианты оборудования, которые ему можно предложить.
  • Назовите условия использования указанного продукта. Каким образом клиент может ознакомиться с этой информацией?
  • Как скоро продукт со склада будет доставлен заказчику?
  • Как скоро продукт будет доставлен заказчику при условии, что его нет на складе?

Тестируемый сотрудник в своих ответах должен раскрыть свое понимание ассортиментного ряда компании, нюансы спроса и доставки. Проверяют ответы обычно от 3 до 4 недель.

Включение в обычный рабочий ритм

После этапов изучения ассортимента продукции, тренировок звонков менеджер может приступить к работе, но все равно под руководством опытного сотрудника. В данном случае куратором может быть коллега из отдела продаж с большим стажем и лучшими показателями или начальник отдела. Он помогает анализировать и разбирать ситуации с заказчиками.

Результативность работы менеджера станет индикатором его готовности к тому, чтобы начать работать самостоятельно в полную силу.

7 критериев оценки насколько эффективно работает менеджер по работе с клиентами

Критерий 1. Посещение мероприятий, конференций, различных выставок

Сотрудник на такой должности обязан постоянно обеспечивать приток новых клиентов, находить и сохранять контакты потенциальных заказчиков. Для этого стоит посещать различные выставки, мероприятия, конференции. Если компания приветствует такой метод поиска клиентов, то сотруднику стоит вменить это себе в обязанность.

Критерий 2. Грамотная организация чередования встреч и звонков

Телефонные переговоры – основной способ взаимодействия с заказчиком. Встречи с предполагаемыми покупателями и холодные телефонные звонки лучше распределить между разными сотрудниками. Но не всегда есть такая возможность. Бывает, что в компании небольшой штат и всего несколько менеджеров. В данной ситуации стоит составить график чередования звонков со встречами. К примеру, один день делать звонки и расширять базу, второй день – проводить встречи.

Квалифицированный и опытный работник не станет ожидать, что возможно клиент когда-нибудь порекомендует его кому-то еще. Он сам просит контакты тех, кому, по мнению клиента, его услуги могут быть полезны.

Критерий 4. Число встреч за неделю (день)

Активные телефонные переговоры, переписка с заказчиком должны увенчаться в итоге встречей для совершения им покупки. Квалифицированный менеджер должен вполне прочувствовать ту грань, когда уже можно назначить встречу. Количество проведенных встреч в неделю зависит от сферы деятельности компании. К примеру, отличный показатель – 20 встреч за день, если компания продает товары для повседневной жизни. И 1-2 в день – если услуги компании из сферы b2b.

Критерий 5. Умение найти контакт с лицом, отвечающим за принятие решения

Когда специалист по работе с клиентами уже провел какое-то количество встреч с клиентом, но договор все так и не подписан, скорее всего, это говорит о том, что он не смог выйти на нужное должностное лицо. Однако при этом не стоит забывать про соотношение заказов к обращениям в конкретных сферах деятельности. К примеру, у компании с консалтинговыми услугами нормальной статистикой будет заключение одного договора от 10 потенциальных заказчиков.

Критерий 6. Перевыполнение плана

Менеджеру стоит всегда стремиться перевыполнить план, привести больше клиентов и, следовательно, повысить доход фирме, не оглядываясь при этом на установленный план или супервайзерский контроль. В том случае, если менеджер некоторые договоры пытается заключить в будущем месяце, чтобы и прибыль поступила тогда же, и для этого тянет с оформлением заказа, то такой сотрудник вполне может перестать приносить предприятию пользу.

Критерий 7. Умение создавать воронку возможностей

Действительно, профессиональный специалист не помнит про свои неудачи. Так как осознает: отказ сегодня не значит, что то же самое будет и завтра. Он не опускает руки, а просто продолжает выполнять свою работу, искать новых клиентов. Он умеет создавать воронку возможностей из притока потенциальных заказчиков, и понимает, что это в итоге даст результат – из 10 клиентов хоть 1, но заключит договор.

Информация об экспертах

Татьяна Модеева , генеральный директор компании Acsour, Санкт-Петербург. Сфера деятельности Acsour – услуги бухучета, кадрового делопроизводства и расчета заработной платы, консультирование по вопросам налогового и трудового законодательства. Форма организации – ООО. Территория: головной офис в Санкт-Петербурге; филиалы в Москве, Архангельске, Великом Новгороде, Калининграде, Мурманске, Петрозаводске, Пскове, Смоленске. Численность персонала – 165 человек. Годовой оборот – 3 млн долл. США (в 2010 г.). Основные клиенты – компании GNLD, TataSteel, Tele2, Woodward. Стаж генерального директора в должности: с 2006 г.

Дмитрий Гордов , исполнительный директор компании «Интегра». Дмитрий Гордов окончил Московский энергетический институт. Прошел обучение по программе MBA Warwick Business School. С 1997 по 2010 г. работал в московском представительстве IBM на различных позициях - от специалиста учебного центра до заместителя директора департамента программного обеспечения. В 2010 г. пришел на должность исполнительного директора в девелоперскую группу «Интегра». Занимается вопросами корпоративного управления и развития.

«Интегра » - девелоперская группа, образованная путем слияния нескольких разнопрофильных компаний для реализации проектов в области развития объектов загородной недвижимости (в настоящий момент в Московской и Тульской областях). Официальный сайт - www.integraestate.ru

Бизнес многих компаний устроен так, что они редко отслеживают изменения поведения потребителей и модели потребления, медленно реагируют на них и не оценивают результаты работы по группам клиентов. Тем не менее такой рычаг управления доходами позволяет создать живую связь с покупателями, понимать причины их ухода и целенаправленно повышать объемы продаж. Как эффективно взаимодействовать с клиентами? Какие требования необходимо учитывать при построении успешной службы по работе с клиентами?

В течение пяти последних лет принципиально изменились вид и способ получения клиентами информации о новых продуктах и принятие ими решений о покупках. Потребители используют множество источников информации и коммуникационных каналов (магазины, контактные центры, Интернет и мобильные устройства). В такой ситуации с целью управления объемами продаж и их роста важно изучать и понимать потребности клиентов и повышать качество их обслуживания. А службы по работе с клиентами должны выстраивать с ними тесные взаимодействия. Тем более что современные информационные технологии позволяют получать большее количество данных о клиентах, чем раньше (см. «ЭЖ», 2012, № 26 и ). Сегодня недостаточно просто иметь такие данные, их необходимо анализировать и использовать аналитическую информацию для принятия обоснованных решений. Ведь для стратегических целей и результатов предприятия сегодня и в будущем удовлетворенные сервисом и вниманием клиенты — самый важный фактор. А на растущих и зрелых рынках именно обслуживание клиентов — важнейший стратегический отличительный признак компании. Однако на практике такой подход редко реализуется, поскольку предполагает принципиальные изменения всего предприятия, а не только службы по работе с клиентами и снижение затрат. Эффективная работа с клиентами должна стать приоритетом высшего руководства, а соответствующая служба наряду с оперативной деятельностью — принять на себя стратегическую ответственность. И при наличии механизма реализации таких подходов изменения возможны.

Работа с клиентами актуальна не только для российских компаний. Ведущие организации в мире, специализирующиеся на сервисе, раскрывают технологию и процессы обслуживания клиентов для своих сотрудников. Об этом говорят результаты некоторых международных исследований и опросов 1 .

Эксперты называют пять принципиальных требований, которые необходимо учитывать службам по работе с клиентами (рис. 1). Их можно рассматривать и как ключевые методы повышения качества обслуживания.

Эффективное обслуживание клиентов повышает продажи

Для эффективного обслуживания необходимо проводить регулярные диалоги с клиентами и из каждого контакта делать выводы. Подход к клиентам меняется. Если раньше в целях экономии служба клиентов пыталась как можно быстрее закончить телефонный разговор с одним клиентом, переключившись на другого, то сегодня важен аналитический контакт с клиентами. Современные требования таковы: развивать персонифицированные активные отношения с клиентами и выстраивать стратегии, способствующие их удовлетворенности и лояльности для достижения успеха предприятия.

Базовыми стратегиями гарантии долгосрочной доходности считаются:

  • ориентация на клиента — удовлетворение его индивидуальных потребностей, их согласование со стадиями жизненного цикла и интеграция во все возможные точки взаимодействия с ним;
  • инновации — правильные клиенты и правильные каналы с инновационными продуктами и сервисом;
  • быстрота — реагировать на потребности клиентов в продукте, сервисе, информации и др. по возможности в короткое время;
  • эффективность/рациональность — с помощью CRM подбирать правильных клиентов для соответствующих мероприятий по маркетингу, сбыту и сервису, сокращая при этом количество мероприятий и издержки на их проведение.

Составные компоненты таких стратегий основаны на клиентской аналитике и эффективной работе с клиентами:

  • создание сегментов покупателей;
  • качество данных;
  • дифференциация уровня сервиса;
  • аналитические CRM;
  • мультиканальный менеджмент;
  • менеджмент кампаний по продажам и др.

Эксперты советуют в целях экономической целесообразности разрабатывать конкретные мероприятия по реализации стратегии не для индивидуальных клиентов, а для их определенных сегментов. Поэтому центральным компонентом стратегии является образование сегментов покупателей — группировка клиентов по их потребностям и фазам жизненного цикла как базис для управления клиентской аналитикой (особенно мероприятиями по маркетингу, сбыту и сервису клиентов). При этом уровень сервиса по сегментам покупателей может быть различным.

А на насыщенных рынках большее значение имеет качество сервиса как отличительный стратегический признак. Поэтому здесь рекомендуется развивать стратегии целенаправленных продаж дополнительных и более дорогих товаров/услуг для целевых групп или сегментов покупателей (Cross-und-Upselling-Massnahmen). Хотя по итогам исследования «Обслуживание клиентов будущего поколения» 2 только 20—30% организаций, специализирующихся на услугах с помощью подобных стратегий, достигают успеха. Тем не менее 52% опрошенных телекоммуникационных и 40% финансовых компаний эффективно используют контакты с клиентами для продаж дополнительных и более дорогих услуг (далее по тексту ссылки на результаты данного исследования).

Сегодня службы клиентов международных сервисных компаний занимаются активным поиском клиентов и их управлением. При этом каждый контакт используется и для оценки потенциала продаж дополнительных и более дорогих услуг, и для получения информации о клиенте, повышения его лояльности. Формирование на этой основе базы данных о клиентах и управление ими позволяет проводить индивидуальное обслуживание, что способствует окупаемости дорогих инвестиций в систему CRM.

71% опрошенных телекоммуникационных компаний полагает, что детальные данные о клиентах в следующие несколько лет будут иметь большое значение. Хорошая служба клиентов, по мнению одного из участников опроса, собирает и использует информацию о клиентах, их интересах и потребностях, рассчитывает ROI по группам клиентов. И чем больше информации о клиентах, тем выше могут быть продажи. А сложные расчеты и методы обработки данных помогают генерировать персональные предложения и использовать эту информацию для мероприятий по продажам дополнительных и дорогих услуг/товаров. Имеющиеся же данные (например, об уже приобретенных продуктах и услугах), по мнению другого участника опроса, позволяют сотрудникам по работе с клиентами удовлетворять специфические потребности клиентов и предлагать новые продукты и сервис. Имея описание новых продуктов и услуг, в 50% случаев сотрудники могут быстро сформировать индивидуальные предложения, реализация которых увеличивает результаты предприятия на 20—30%.

Инновации во взаимодействии с клиентами

Ведущие сервисные организации предоставляют своим клиентам множество коммуникационных каналов, комбинируя их и поддерживая баланс между личным и автоматизированным диалогом, они стремятся приспособиться к каналам коммуникации клиентов. Используя инструменты web.2 для контакта с целевой группой клиентов, они предлагают различные возможности самообслуживания и побуждают их к дальнейшему интерактивному диалогу. При этом все чаще инвестируют не в готовые автоматизированные решения, а в качественное улучшение сервиса клиентов.

Стать успешными некоторым организациям, специализирующимся на услугах, помогло принципиальное изменение концепции сервиса — обращать внимание только на изменения во взаимодействиях с покупателями. С этой целью у них создана служба «третье предложение», задача которой состоит в отслеживании инновационных подходов топ-менеджеров в других отраслях. А технологические инновации в службе по работе с клиентами используют не только для повышения производительности и снижения издержек персонала (рис. 2).

Интеграция контактов с клиентами

Для повышения ценности каждого взаимодействия с клиентом, каналы коммуникации связывают между собой. А полный портфель своих услуг компании реализуют по одним и тем же каналам для сбыта и контактов. Лучшие же организации интегрированно управляют всеми коммуникационными каналами, покрывая при этом расходы на сервис получаемыми доходами, предлагая клиенту непрерывный сервис.

Эксперты отмечают: задача службы по работе с клиентами состоит не только в решении их проблем, но и в увеличении стоимости предприятия и создании стратегических конкурентных преимуществ. С этой целью компании интегрируют контакты с клиентами на трех уровнях.

Формируют общую программу из различных продуктов/услуг и предлагают ее клиентам с единым сервисом для всего портфеля услуг, ориентируясь при этом на требования различных целевых групп клиентов. Преимущество такого подхода — высокая удовлетворенность клиентов, больше возможностей для продаж дополнительных и более дорогих услуг и низкие издержки за счет синергетического эффекта.

Интегрируют сбыт и сервис. К этому побуждает необходимость удовлетворять потребности целевых групп клиентов и оптимально использовать каждый контакт, независимо от того, идет ли речь о покупке, контактном центре или вебсайте.

Объединяют каналы коммуникации. Первый контакт с клиентом начинается, как правило, на веб-сайте и ведет к онлайн-покупке. Затем разрабатываются стратегии обслуживания, использующие несколько каналов. Это позволяет приспособить портфель сервисов к целевым группам и каналам коммуникации, разработать механизмы управления и стимулы для покупок. А иногда для эффективного использования одного из каналов либо для стимулирования других возможных контактов различные каналы комбинируют.

Многие предприятия разработали даже единые методы и стандарты для всех контактов и каналов интерактивного взаимодействия с клиентами для гарантированного предоставления одинакового сервиса при обслуживании и покупке. И как показало исследование, 60% опрошенных предприятий убеждены в важности такого подхода в будущем.

Клиент — центр компании

Данный подход предполагает серьезные изменения в компании и использование всех ее ресурсов и потенциала — данных о клиентах и обратной связи с ними. Назначение эффективного руководителя службы клиентов (или лучше сервис-офиса), обладающего стратегическими способностями и работающего в тесном контакте с маркетингом, сбытом и технологическим отделом. Причем у него должны быть ресурсы для координации и обмена информации.

Такие руководители развивают четкую перспективу будущего и разрабатывают охватывающую все подразделения программу оптимизации существующих процессов работы с клиентами. В ходе реализации данной программы процессы обслуживания клиентов раскрывают, делают их понятными и прозрачными и используют при постановке стратегической цели. Движущим фактором и координатором выступает сервис-офис. Взаимодействие же подразделений сбыта и сервиса помогает устранить непродуктивное соперничество между ними. И успех работы с клиентами в конечном итоге зависит от эффективной работы и авторитета сервис-офиса внутри компании.

Исследование показывает, что такой подход реализован в 33% всех опрошенных компаний. Есть и другое мнение, например, 25% телекоммуникационных компаний полагают, что служба клиентов должна работать самостоятельно. Но все же большинство — остальные 75% — за сотрудничество сбыта, маркетинга и службы по работе с клиентами по стратегическим соображениям. Эти организаций считают необходимым интегрировать работу с клиентами в более широкие функциональные сферы и наладить прямое взаимодействие между сервисом, сбытом, маркетингом и технологическим отделом. Поскольку регулярная совместная работа порождает «фабрику продуктов», в которой сотрудники разных подразделений совместно участвуют в развитии новых продуктов и сервисов.

По результатам опроса эксперты выделяют пять основных областей дальнейшего развития службы по работе с клиентами (рис. 3).

Оптимизация процессов обслуживания

Согласно исследованию во многих компаниях службы по работе с клиентами все еще борются с плохим сервисом и неэффективными процессами, что мешает им выйти за традиционные рамки службы по работе с клиентами. Почти 2/3 опрошенных компаний оптимизируют процессы и повышают квалификацию сотрудников.

Развиваться в этом направлении, по мнению экспертов, нужно последовательно. Вначале использовать правильные инструменты и процессы. Затем повышать эффективность процессов с целью оптимизации организационной структуры и структуры персонала. И не забывать о важнейшей предпосылке эффективных процессов и качественного сервиса — мотивации персонала.

Конечно же многие компании понимают, что надежная и эффективная служба клиентов — основа нового подхода к организации работы службы сервиса, однако на практике лишь отдельные предприятия подходят к ней инновационно и инвестируют в будущее. В большинстве же компаний по-прежнему текущие проблемы повышения производительности и снижения издержек отвлекают от важных средне- и долгосрочных целей.

В заключение назовем основные признаки современной и эффективной службы по работе с клиентами:

  • умелое сочетание краткосрочных и долгосрочных инвестиций и мероприятий;
  • определение места службы в цепочке создания стоимости предприятия;
  • служба — не только инструмент решения проблем клиентов, но и прежде всего фактор создания стоимости и стратегический отличительный признак предприятия.

И самая большая задача состоит в реализации изменений и одновременном сохранении текущей деятельности, ибо только так возможно достичь реального прироста стоимости предприятия.

Оценивать же сервис нужно не только затратами на него, но и доходами и удовлетворенностью клиентов. Согласно исследованию около 85% респондентов разработали показатели оценки удовлетворенности клиентов. В качестве важнейшего показателя оценки результатов компании с точки зрения обслуживания клиентов можно использовать суммы покрытия по клиентам или их сегментам (поэтапное покрытие затрат на обслуживание клиентов). Они помогут количественно оценить результативность тех или иных мероприятий, эффективность взаимодействия с клиентами в целом и, главное, понять, куда конкретно направить свои усилия.

1 «Обслуживание клиентов будущего поколения», «Потенциал оптимизации в управлении клиентами» (международные консалтинговые компании Booz & Company и TellSell Consulting), опрос консалтинговой компании Keylens Management.

2 В ходе исследования проведено 30 интервью с сотрудниками служб по работе с клиентами (в том числе с руководителями этих служб и CEO) и 50 топ-менеджерами из стран Европы и Ближнего Востока.

к сведению

Согласно одному из актуальных опросов, каждое второе предприятие регулярно собирает мнения своих клиентов. 42% применяют такой анализ в своих стратегических направлениях. 54% заявляют, что не имеют четкой стратегии маркетинга, сбыта и сервиса клиентов. И только на 1/3 предприятий у топ-менеджмента внимание на клиенте зафиксировано письменно. Эксперты считают, что предприятия должны организационно оформить внимание к клиенту, разрабатывать для управленцев показатели о работе с клиентами и соответственно действовать.

Крупные компании, работающие в массовом сегменте, очень беспокоятся о своем имидже, всячески стараясь поддерживать его на высоте. Ведь непозволительно, чтобы существующие и потенциальные клиенты были осведомлены об её слабых сторонах.

Но как избежать возникновения и распространения нелицеприятной информации? Конечно, нельзя полностью исключить такую вероятность, но вполне реально сократить процент недовольных клиентов до минимума. Это возможно благодаря качественным товарам, востребованным услугам и внимательному обслуживанию.

Подробнее остановимся на обслуживающем персонале компании, ведь это её лицо, и требования к нему соответствующие.

Работа с клиентами: 9 основополагающих правил

Это не просто выдуманные правила, а вполне реальные требования, предъявляемые руководством большинства компаний к своим сотрудникам :

    Не заставляйте клиента долго ждать, тем более, если вы отвлеклись на личные дела и проблемы. Обратитесь по имени-отчеству, поздоровайтесь, улыбнитесь. Это сразу снимет напряжение, многие клиенты после этого даже меняются в лице, заметно становясь более благосклонными.

    Следите за тем, что и как вы говорите, не жалейте добрых слов, улыбок и благодарностей. Слова – это ваш главный рабочий инструмент. Они могут как ударить по имиджу компании, так и приподнять её в глазах клиента, а это еще одна маленькая победа во благо общего дела.

    Внешний вид, выражение лица, интонация и манеры – все должно говорить о вашем уважении и внимании к клиенту, ведь он общается с вами не просто как со знакомым человеком, а как с частью компании и воспринимает вас соответственно. К тому же, это влияет на восприятие информации, которую вы хотите ему сообщить.

    Внимательно выслушивайте клиента, старайтесь вникнуть в суть его проблемы, не ищите поводов для возражений.

    Спор – это один из худших вариантов, к которому можно привести разговор. Не позволяйте втянуть себя в него, потому что, победив, вы же и проиграете, потянув за собой дело.

    Не забывайте, клиент – объект уважительного внимания. Его аргументация должна быть выслушана вами, даже если вы с ней в корне не согласны. Думайте наперед, опережайте возможную критику. Если вы понимаете, что компания или лично вы совершили ошибку, признайте её и извинитесь. Будьте решительны.

    Не имейте привычку отправлять клиента по инстанциям, старайтесь самостоятельно помочь ему и ответить на все вопросы. Если вы в чем-то затрудняетесь, обратитесь к компетентному специалисту сами, но найдите решение.

    Умение сглаживать острые углы – это ваша профессиональная обязанность. Конфликты должны сглаживаться еще на этапе возникновения.

    Расставаясь с клиентом, не забудьте улыбнуться и поблагодарить его за внимание к компании.

Работа в сфере обслуживания – это тяжелый труд, требующий устойчивости к стрессам и колоссальной выдержки. Только соблюдение правил поведения с клиентами и врожденное чувство такта могут привести к успеху сотрудника и, как следствие, всю компанию.