Болезни Военный билет Призыв

Как с директором быть в хороших отношениях. Пришел новый шеф

Не секрет, что взаимоотношения с непосредственным начальством - сфера непростая. Как сделать так, чтобы шеф вас уважал, повышал зарплату и не устраивал разносов? Что делать, если он придирается, несправедлив, не ценит ваших идей? Как научиться не трепетать, когда вас вызывают на ковер?

Четверть века назад Джон Габарро и Джон Коттер представили новую концепцию отношений между руководителем и подчиненным. Авторы пришли к выводу, что это взаимодействие строится на обоюдной зависимости . Руководителю нужна поддержка надежных и честных подчиненных. А менеджерам не обойтись без помощи начальства при налаживании контактов с коллегами, определении приоритетов и получении доступа к важнейшим ресурсам. Если в ваших отношениях с начальником не все гладко, попробуйте их изменить. Этим вы принесете пользу не только себе, но и другим.

Управляем боссом

Выражение "управлять начальником" многим покажется странным или подозрительным: считается, что если подчиненные и пытаются оказывать влияние на начальство, то только преследуя личные или политические цели. Но мы имеем в виду не манипулирование, а сознательную работу с руководством ради достижения наилучших результатов. Судя по многочисленным исследованиям, лучше всего работают те менеджеры, которые налаживают отношения не только с подчиненными, но и со старшими по должности. Однако многие их талантливые и энергичные коллеги игнорируют этот важнейший аспект управления и стараются избегать начальников.

Наши руководители во многом определяют, насколько успешно мы трудимся, поэтому очень важно учитывать особенности шефа и корректировать собственное поведение. Рациональный, последовательный и предсказуемый начальник - большая удача для подчиненных, а вот если руководитель талантлив, взбалмошен и вообще личность творческая, тут держи ухо востро, чтобы поспевать за сменой настроений и потоками идей. Стратегия общения с таким шефом особенно важна во время испытательного срока.

Что же заставляет многих начальников вести себя с подчиненными более чем некорректно, демонстрировать свой гнев и прочие малоприятные эмоции? Прежде всего, неумение сдерживать себя. Увы, невыдержанность широко распространена в нашей культуре общения. Может, человек и рад исправиться, стать спокойнее, но сделать уже ничего не в силах (не привык, не умеет контролировать себя или просто не замечает, что обижает людей). Поможет в такой ситуации только работа над собой. Если же вам не повезло и ваш руководитель относится к разряду, мягко говоря, несдержанных людей, постарайтесь контролировать свою реакцию на его поведение.


Демонстрируйте шефу свой позитивный настрой . Возможно, на подсознательном уровне начальник ожидает определенной реакции на свои слова. Если она окажется совершенно другой, это может остановить поток его отрицательных эмоций. Главное, вы должны научиться воспринимать шефа как человека со своими радостями и печалями, относиться к ситуации с юмором, а не как к трагедии Шекспира. И не бойтесь выдавать нестандартную реакцию на претензии шефа. Это лучше, чем ответная агрессия или затаенная обида.

Еще одна весьма распространенная причина начальственных придирок - нежелание улучшать условия работы своих сотрудников, поднимать им зарплату и тому подобное. Проще убедить работника, что он ни на что не способен и его держат из милости. Дешево и сердито. Единственное средство в данном случае - знать себе цену и повышать профессиональный уровень, чтобы иметь возможность обоснованно требовать большего, а если договориться не удается - быть желанным работником в других местах.

Работа - это еще не вся ваша жизнь, а лишь ее часть. Если она не дает морального удовлетворения, относитесь к ней как к средству зарабатывать себе на жизнь. Вдохновляйтесь предстоящими зарплатой и авансом. Думайте о том, на какие вещи вы их потратите, куда поедете на "отпускные". В каждой профессии и на каждом месте работы есть свои издержки. Крик начальника - один из них. Если все остальное вас устраивает (в частности, зарплата), относитесь к работе проще.

Радикальный ход


Наконец, последнее, что можно сделать, - это уволиться. К такому крайнему средству прибегают люди особо чувствительные и с повышенным чувством справедливости. Чувствительные - потому, что крик они в принципе не переносят, и не только от начальника, но и от любого другого человека. Особенно это справедливо в отношении работников творческих профессий. Люди с повышенным чувством справедливости считают: нечего на меня орать, если я не виноват . Обида за несправедливое отношение со стороны руководства заставляет их искать правды, то есть уволиться и найти новое место работы, где более справедливый руководитель и не кричит только потому, что не может сдерживать свои эмоции.

Несколько сложнее, если ваш начальник только думает, что он - гений. Помните: главное и практически безотказное оружие здесь - лесть , и оно всегда должно быть при вас. Хвалите превосходные находки, соглашайтесь с бесподобными решениями, вторьте суперидеям, если, конечно, это не вредит компании. А вот, если "гениальность" босса зашкаливает, попробуйте воспользоваться "тормозами" - наверняка в его окружении найдется человек, вызывающий большее доверие, нежели остальные сотрудники. Поговорите с таким доверенным лицом - быть может, он сможет мягко донести, что "шаг, безусловно, гениальный, но может иметь побочный эффект".


К руководителю нужно относиться с уважением, но без трепета. Вы продаете свой труд и вправе рассчитывать не только на адекватную оплату, но и на корректное отношение к себе.

И не стоит класть все яйца в одну корзину. Если для вас трудовая деятельность - сверхценность и вы не мыслите себя без работы именно на этом месте, то вами легко манипулировать. А когда помимо работы есть увлечения, благополучная личная жизнь, хорошие друзья и вы знаете, что при необходимости легко можете сменить рабочее место, то не позволите начальнику занижать вашу значимость и не будете держаться за неподходящую работу.

Ирина Давыдова


Время на чтение: 7 минут

А А

Отношения с начальником — это всегда отдельная тема: у кого-то они складываются сразу и протекают в дружелюбной форме, а кто-то, мягко говоря, недолюбливает своего непосредственного босса или что еще хуже — просто ненавидит его. Разные характеры, стремления, достижения, цели, симпатии — любая из характеристик может стать причиной разлада.

Итак, как наладить отношения с начальником? Читайте на сайт 10 лучших способов наладить отношения с шефом .

    • Уважение
      Согласитесь, что не всегда бывает справедливо, что его назначили руководителем, а Вы уже 10 лет работаете специалистом на одном и том же месте и возможно он моложе Вас. Тогда, почему Вы до сих пор сидите, не высказываете свои предпочтения и пожелания? Возможно нужно активней проявлять инициативу?
      Конечно же, в каждой компании все индивидуально. Но попробуем посмотреть на этот вопрос с другой стороны.
      Для начала, проанализируйте, почему именно этот человек стал Вашим начальником. Может, он громко говорит или держится уверенно? Может, его внешность располагает к общению или он профессионал своего дела? Рассмотрите всевозможные грани и найдите положительные стороны его руководства. Психологи напоминают, что руководители — такие же люди со своими слабостями и человеческой жизнью. Подумайте, чем интересуется Ваш шеф, какие у него хобби, с кем общается. Уважение - это Ваш первый шаг к успеху!
    • Ожидания
      Оцените, чего ожидает шеф от Вас?

    • Сообщайте боссу только хорошие новости
      Если Вы постоянно подходите к нему с проблемой — он и Вас начинает считать одной большой своей проблемой. Завуалируйте плохую новость под нейтральную, а нейтральную преподнесите как очень хорошую. Пусть начальник Вас помнит вестником хороших новостей и тогда продвижение по карьере и увеличение бонусов гарантировано.
    • Будьте на виду
      Активно участвуйте во встречах, собраниях, тренингах. Высказывайте свое мнение. Предлагайте идеи, анализируйте вслух рабочие моменты, предлагайте варианты и идеи — ход мыслей Ваш выделит Вас среди Ваших коллег, даже если они понимают больше Вас, но молчат. Показывайте активно свою работу, ставя шефа в копию при неопределенных ситуациях или когда надо подчеркнуть Ваш профессионализм.
    • Соблюдайте дресс-код
      Если в компании это принято — соблюдать дресс-код необходимо, даже если Ваша профессия не предполагает встречи с клиентами.


      Часто сотрудники различных специальностей «забывают» о том, что работаю в офисе — прическа, маникюр и дресс-код сделают Вас более привлекательным, уверенным в себе, а значит и надежным (не забывайте об этом).
    • Похвала
      Начальник — тоже человек. Лишний раз похвалите его, если его проект удался. Главное — не перестараться. Простая фраза -» у Вас это здорово получилось» будет отмечена в глазах руководителя. Читайте также: .
    • Оценка ситуации
      Не стоит напрягать босса по пустякам лишний раз, обратитесь лучше лишний раз к коллеге за вопросом или дождитесь удобного момента. Если в работе аврал — переждите время с подписанием отпуска или больничного.
    • Не сплетничайте
      Не распускайте сплетни о своем начальнике — кто-то в коллективе все-равно выдаст Ваш секрет и все слова, что будут сказаны в адрес Вашего шефа. Поверьте, тем более если Вы хороший специалист- Ваше место захотят многие занять, а руководитель захочет избавиться от Вас и повысит того, кто будет докладывать ему обо всех изменениях на работе.

    • Не сравнивайте
      Не сравнивайте нового начальника с предыдущим, потому как с последним Вы уже успели поработать, притерлись, пообщались, узнали его. Новый же начальник поначалу всегда «чужой». Со временем и к нему Вы привыкнете и, возможно, станет для Вас лучше предыдущего.
    • Делайте все легко
      Даже если работы много, и Вы пересиживаете периодически — не показывайте, что Вам тяжело, что Вам в тягость. Делайте дела, параллельно отвечайте по телефону. Будьте многозадачны и легки. Читайте также:

Моббинг, буллинг, боссинг... Эти загадочные слова означают всего лишь различные варианты организованной одним или несколькими людьми травли на работе неугодного им сотрудника. Думаете, вам это не грозит? Ошибаетесь. Потенциальной жертвой может стать любая из нас, а счет пострадавших от офисного террора идет на миллионы во всем мире.

Заговор против жертвы

Алла не понаслышке знает, каково это, когда коллектив отвергает и не пускает в свои дружные ряды. Когда-то она трудилась в компании, где основной контингент работников составляли дамы намного старше ее. Но вместо материнской заботы девушка столкнулась с игнорированием и открытой неприязнью коллег. И хотя работа ей нравилась и у начальства претензий к ней не было, Алле пришлось уволиться спустя несколько месяцев после начала заговора против нее.

Это типичный пример моббинга (mob — толпа), или преследования группой лиц одного человека. Как правило, цель моббинга и других видов психологического прессинга — добиться, чтобы у жертвы сдали нервы, и она позорно сбежала с "поля брани".

Основное отличие целенаправленной травли от обычных конфликтов и натянутых отношений с кем-либо — в ее постоянности и длительности, от нескольких недель до нескольких лет. Есть и другие признаки, по которым можно предположить, что против вас развязали войну. Например, регулярная критика, зачастую слишком мелочная или не содержащая никакой конкретики; насмешки и оскорбления; угрозы и откровенная клевета. От вас скрывают важную информацию либо не предоставляют ее вовремя; загружают делами, которые не слишком относятся к вашей компетенции; не приглашают на совместные коллективные мероприятия... Но если вам предъявляют обоснованные претензии по поводу действительно низкого качества вашей работы, списать их на травлю не удастся.

У человека, подвергшегося психологическому террору, могут появиться и неполадки со здоровьем: расстройства сна, физическое истощение, постоянные мигрени, и различные заболевания. Падает самооценка, появляется неуверенность в своих силах. На проблемах со здоровьем преследователи также не преминут раскинуть еще одну козырную карту: "Зачем держать сотрудника, который все время находится на больничном?".

Пять причин моббинга

Наиболее распространенных причин моббинга и его вариантов несколько.

  1. Банальная зависть и страх, что вы перейдете кому-то дорогу, — поэтому успешные профессионалы довольно часто подвергаются остракизму.
  2. Иногда пусковым механизмом становится ссора между людьми , которая, достигнув своего пика, приводит к преследованию на рабочем месте.
  3. Еще один вариант — начальника и его подчиненного в свое время уже связывали отношения , выходящие за рамки служебных: например дружеские или любовные. Но затем они были прерваны. Однако обеим сторонам приходится работать вместе, и в некоторых случаях босс будет стремиться избавиться от человека, с которым его что-то объединяло.
  4. Чаще всего офисные войны провоцирует нездоровая атмосфера в компании — постоянная текучка кадров, жесткая система штрафов и контроля, недоверие друг к другу. В таком коллективе присутствует скрываемое до поры до времени напряжение, которое рано или поздно потребует разрядки. И тогда "козлом отпущения" может стать любой.
  5. Большую роль в том, имеется ли в организации тенденция к "охоте на ведьм", играет личность руководителя . Есть начальники, обожающие манипулировать людьми и сталкивать их лбами. Коллективная травля сотрудника происходит с их молчаливого одобрения, а то и с их подачи, когда чужими руками они хотят избавиться от неугодного человека. Иногда руководители недооценивают степень серьезности сложившейся ситуации, терпимо относятся к подобным выходкам подчиненных и не предпринимают никаких мер по отношению к зачинщикам травли, оставляя у тех чувство безнаказанности. А ведь начальник как никто другой несет ответственность за положительный психологический климат в коллективе и урегулирование производственных конфликтов.

Дарья Стасевич, психолог

В некоторых компаниях принята "дедовщина" новичков, это своеобразная традиция вхождения в коллектив. Когда вы пройдете этот этап, то все, скорее всего, образуется. На причины прессинга по отношению к себе можно посмотреть и с другой стороны. Возможно, подобные ситуации уже встречались в вашей жизни. Тогда необходимо разобраться, что в вашем поведении может провоцировать других на такое отношение. Например, вы привыкли играть роль жертвы и не умеете за себя постоять. Или слишком сильно отличаетесь от коллег — поведением, внешним видом, — и они вас не понимают и не принимают. Среди других причин — вы по незнанию или намеренно игнорируете устоявшиеся "правила игры" и не разделяете ценности группы; вы пришли в компанию по блату; на ваше место хотят посадить "своего" человека.

Буллинг: один на один

Когда начальник Майи, работавшей помощником судьи, попал на целый год в больницу в связи с тяжелой болезнью, его сотрудники были временно переведены на другой участок. Там женщине пришлось столкнуться с неадекватным поведением одной из коллег. "Она работала помощником моего нового руководителя и почему-то сразу меня невзлюбила, пакостила со страшной силой. То слухи за моей спиной распустит, что якобы я получила работу через постель. То умолчит о важной просьбе шефа, а сама нагло ему врала, что все мне передала", — делится Майя.

Это еще один вариант психологического террора — буллинг (bully — хулиган), или преследование одним человеком другого, обычно равного по статусу. Считается, что особенностью буллеров является постоянная жажда "свежей крови". Часто после того, как жертва, не выдержав издевательств, увольняется, нападающий принимается за следующего "барашка".

Как наладить отношения?

Если чувствуете, что против вас проводится целенаправленная масштабная акция, вы можете выбрать несколько стратегий борьбы . Главное — осознать, ради чего вы готовы сражаться.

Попробуйте дать решительный отпор агрессорам. Еще вариант — игнорировать нападки с расчетом на то, что рано или поздно от вас отстанут. Помогает и такой прием, как "внешнее согласие": "Возможно, вы правы, я подумаю над этим". Иногда это производит эффект неожиданности: от вас ожидали вспышки гнева или жалких оправданий, а теперь у вас появляется шанс взять ситуацию под контроль.

Обратитесь за помощью к боссу. По большому счету, моббинг или буллинг возможно прекратить, если он предпримет соответствующие меры. В противном случае дальнейшая борьба за свои права может обернуться сражением с ветряными мельницами.

Вы также в состоянии предпринять определенные шаги для того, чтобы предупредить возможное негативное отношение к себе . При найме на работу узнайте, какова корпоративная культура и ценности компании, принята ли взаимопомощь, уважение друг к другу и т.д. Источники подобной информации — собеседования с менеджером по персоналу и будущим руководителем. Если вы нанимаетесь в фирму, чьей продукцией вам приходилось пользоваться, обратите внимание на то, как в магазинах этой организации относятся к клиентам. Ведь зачастую это является отражением стиля взаимоотношений внутри компании. Во время испытательного срока также можно узнать немало интересного. Например, о том, есть ли прессинг кого-либо из сотрудников. Если такое явление существует, сделайте соответствующие выводы.

Карина Хутаева, директор международного образовательного центра

Если вы встречаетесь с травлей на работе, держитесь спокойно и не опускайтесь до уровня преследователей. Не кричите и не запугивайте в ответ. Часто "нападающие" специально вас провоцируют, ожидая ответной агрессии, поскольку это предоставит им шанс ответить вам еще более сильной провокацией. Не рекомендуется плакать или показывать свою слабость, этого от вас ждут в первую очередь. Продолжайте качественно работать, ведь "доброжелатели" надеются увидеть вас сломленным, а когда вы раз за разом добиваетесь успеха, это воспринимается ими как поражение. Обязательно показывайте результаты своей работы начальству, чтобы обезопасить себя от злостных наветов о вашем непрофессионализме. И не позволяйте изолировать вас от лояльных коллег, поддерживайте с ними деловые и дружеские связи.

Наталья Веригина, бизнес-тренер

Жертвами буллинга или моббинга нередко становятся люди с заниженной самооценкой, поэтому важно работать над ее повышением. В этом поможет обращение к психологу, участие и победы в конкурсах профессионального мастерства. Часто преследованию подвергаются , держащиеся особняком от коллектива. Учитесь строить отношения с людьми — это позволит проще устанавливать контакт с коллегами и сформировать "армию союзников". Ими могут стать сотрудники не только из своего, но и из смежных отделов, а еще весомее — непосредственный руководитель. Учитесь отстаивать свою позицию, учитывая интересы всех сторон и принятые в компании "ритуалы", чтобы спорные ситуации не перерастали в жесткий конфликт. Не создавайте себе врагов своими же руками.

Боссинг: начальник — против

Противостояние Нины и ее начальницы тянется давно, и первопричину уже никто не вспомнит. Руководитель создает на работе невыносимую обстановку для своей сотрудницы. Ставит перед ней нереальные сроки выполнения задач, требует строгого соблюдения трудовой дисциплины, причем остальным даются значительные поблажки. Нина находится в постоянном стрессе, и от увольнения ее пока останавливает только еще больший страх остаться безработной.

В этом случае речь идет о боссинге (boss — шеф, босс), травле руководителем своего подчиненного. Фактически это тот же буллинг, но не горизонтальный, а вертикальный. Обычно он применяется тогда, когда для законного увольнения человека у босса не хватает весомых аргументов.

Как правило, на помощь коллег надежды у жертвы мало, ведь те отнюдь не горят желанием тоже попасть под карающий меч. Порой отношение шефа к кому-либо воспринимается подчиненными как наглядное указание к действию, в такой ситуации человек находится под перекрестным огнем травли буквально со всех сторон.

На вас могут давить, принуждая срочно написать заявление на увольнение по собственному желанию. Не принимайте никаких решений в спешке, вы имеете полное право взять паузу на раздумье. Если вы согласны уволиться с работы, попробуйте договориться об увольнении по соглашению сторон. Это предполагает, что обе стороны готовы на уступки друг другу. Вы уходите, а работодатель, если с ним удастся договориться, выплачивает выходное пособие в определенном размере. Ведь увольнение по собственной инициативе предполагает только компенсацию за неиспользованный отпуск.

Специалисты рекомендуют в любом случае увольняться из такой компании, где допускается безнаказанный террор людей, и чем раньше, тем лучше. Иначе последствия для вашего здоровья и психологического состояния могут стать необратимыми.

Дарья Стасевич, психолог

Если шеф решил вас уволить, вам придется очень нелегко. Но ваш уход — не единственный вариант развития событий, хотя и очень вероятный. Можно попробовать перевестись в другой отдел этой же компании либо в другой филиал или даже регион, если есть такая возможность. Можно обратиться за помощью к вышестоящему начальству или в суд. Также есть городская и районные трудовые инспекции. Важно предоставить документальные свидетельства нарушения ваших прав — подойдут диктофонные записи разговоров с начальством, различная переписка, трудовой договор и т.д.

Порой в работе человека устраивает все, кроме одного: отношения с начальником. И это подчас перечеркивает все остальные преимущества. В этом случае стоит попробовать наладить отношения с начальником и выработать тактику поведения, которая будет устраивать вас обоих. Чтобы достичь этой цели, определите, к какому из вышеперечисленных типов относится ваш руководитель, а мы подскажем ключик к нему.

Как наладить отношения с начальником - павлином

Этот человек подобен павлину, распускающему свой хвост. Он требует от всех беспрекословного подчинения и мгновенного исполнения заданий (даже заведомо бредовых).

Перед сотрудниками и посетителями фирмы он может разворачивать грандиозные проекты и впечатляющие идеи, которые, однако, редко осуществляются. Он и сам зачастую не принимает их всерьез, просто ему доставляет удовольствие рассказывать о них и увлекать благодарных слушателей.

Он тонко манипулирует сотрудниками, и сопротивляться этому почти невозможно (рискуете быть уволенной). Ваш начальник – актер и позер, и портить ему игру ни в коем случае не стоит (себе дороже).

Как наладить отношения с начальником - советы

Его личная жизнь – тайна за семью печатями. Может, он примерный семьянин, а может, завсегдатай стриптиз-баров и «саун для увлекательного досуга». Во всяком случае, романы на работе заводит крайне редко, заставляя сотрудниц теряться в многочисленных догадках. Но ему нравится платоническая влюбленность и обожание, бьющие через край.

Если карьера вашего шефа пойдет в гору, то будьте уверены, что он возьмет вас на новое место работы: люди подобного типа любят полагаться на уже проверенных людей и не любят менять свое окружение.

Самое худшее, что может с вами случиться при таком начальнике

Если вы достаточно сильный и волевой человек, то вам будет трудно привыкнуть к стилю общения, который можно охарактеризовать в двух словах: господин – рабыня. Кроме того, не каждому понравится постоянно смотреть другому человеку в рот (даже собственному начальнику).

Если же вы человек внушаемый, ваша личность довольно быстро претерпит катастрофические изменения. Незаметно для себя вы превратитесь в молчаливого истукана, делающего стойку «смирно» по мановению царственной руки и с энтузиазмом бросающегося на любую амбразуру, указанную шефом.

Как этого не допустить

Ваш начальник – актер, значит, вы тоже должны стать актрисой. Только, ради бога, не принимайте эту игру всерьез, иначе недалеко до сумасшествия. Чтобы наладить отношения с таким начальником, делайте вид, что вы его обожаете и цените, а сами попытайтесь, если вы в чем-то с ним не согласны, делать по-своему. В девяти случаях из десяти шеф этого не заметит, так как мысль о том, что кто-то из сотрудников может его ослушаться, даже не приходит ему в голову.

Вы должны четко определить границы своих полномочий и обязанностей: такой стиль руководства часто выливается в принцип «пойди туда, не знаю куда».

Когда начальник - параноик

Скован, зажат, застегнут на все пуговицы. Стиль поведения характеризуется полной непредсказуемостью. Может похвалить, а через минуту вызвать на ковер и наорать. Всюду ищет врагов, а поскольку большую часть своей жизни проводит на работе, то пытается обнаружить врагов и диверсантов среди своих сотрудников. Мнителен до жути. Никому не доверяет и любит собирать сплетни.

Как правило, имеет тайного осведомителя, иногда даже нескольких. Считает свой авторитет незыблемым и не терпит никаких возражений, даже конструктивных и по существу. Любит проверять всех и вся. Может залезть к вам в ящик рабочего стола или поинтересоваться, почему вы задержались на пять минут после обеденного перерыва.

Часто имеет в любовницах секретаршу, но та долго не выдерживает: со слезами на глазах умоляет подписать ей заявление об уходе и считает день, когда получает расчет, одним из самых счастливых в жизни. Как руководитель он – крепкий орешек. Будьте уверены, что фирма под его руководством – непотопляемый авианосец.

Что вам грозит, если у вас такой шеф?

Вы можете растерять остатки решительности и уверенности в себе. Жесткий, авторитарный стиль требует от вас тихого голоса и бесшумного скольжения. Чтобы наладить отношения с таким начальником, вы должны стать невидимкой, но уметь материализоваться в нужный момент. Возможно, что в таком случае он оценит вашу гибкость и податливость. В остальном – на благодарность не надейтесь, даже если свою работу будете выполнять «на пять с плюсом».

Как правильно наладить отношения с начальником параноиком?

Своевременно информируйте его о всех своих передвижениях. Если вам нужно отпроситься к врачу, не мямлите под суровым взглядом, а скажите честно и прямо, что вам нужно к гинекологу или ветеринару по поводу вчерашнего поноса у собачки.

Как наладить отношения с таким начальником. Держите себя с ним корректно и вежливо. Но не бойтесь иногда возражать ему, это может сбить его с толку и заставить относиться к вам с уважением. Поклонник силы, он и в других людях ценит это качество. Если почувствует, что вы – размазня, не оставит и мокрого места.

Если над ним есть вышестоящий начальник, никогда не пытайтесь обращаться к нему напрямую и тем самым нарушать субординацию. В таком случае вы станете для вашего шефа личным врагом номер один.

Когда начальник - педант

Как ни странно, педанты часто оказываются порядочными людьми, на которых можно положиться. Надежность и ответственность вашего шефа позволяют относиться к нему с определенной долей симпатии. Он старается вести себя по отношению к сотрудникам честно и справедливо (естественно, в меру своего понимания).

Но (и это существенный минус) фирмы под руководством начальников этого типа чаще всего оказываются банкротами, так как, погрязая в мелочах, педант не имеет возможности всерьез продумать стратегию развития собственного дела.

Во что вы можете превратиться, работая с таким шефом?

Да в такого же педанта, как и он! Если вы эмоциональный человек, то быстро скиснете в такой скучной среде и через какое-то время поймаете себя на том, что с ваших губ слетают слова: «скрепочки, папочки». Или же взорветесь и пошлете к черту всех и вся.

Как наладить отношения с таким начальником? В данном случае перед вами альтернатива: или вы подчиняетесь правилам игры, или выходите из нее. Выбирайте! Будьте также готовы к тому, что объем вашей работы будет увеличиваться в геометрической прогрессии. И вас станут просить остаться поработать сначала «на часок» после работы, потом выйти в выходные дни...

Как этому сопротивляться по мере сил и возможностей?

Чтобы наладить отношения с начальником будьте тверды и последовательны. Помните, что основная ваша задача – не борьба с «папочками», а четкое ограничение рабочего времени, которым шеф хотел бы заполнить всю вашу жизнь. Чтобы наладить отношения с таким начальником, будьте бдительны и стойте на страже своих интересов.

При первой же попытке навьючить вас как несчастное двугорбое животное распрямляйте спину и аргументировано отказывайтесь (причины отказа могут быть самыми разнообразными – от необходимости квалифицированно доделать предыдущую работу до болезни несуществующей родственницы, за которой надо ухаживать по выходным дням).

Возможно, что шеф почувствует вашу непреклонность и переключит свое внимание на других, не столь твердых сотрудников. Однако не забывайте иногда подыгрывать ему, морщить лоб и обещать, что все «будет сделано, как надо». Педант любит, когда ему выказывают явные знаки уважения.

Когда начальник - неврастеник

Люди этого типа постоянно находятся в состоянии озабоченности и повышенной раздражительности. Он бесчисленное множество раз просит секретаршу перепроверить, как выполнено его последнее поручение, а также узнать, придут ли на оперативное заседание люди, которых он вызвал. Он – пессимист до мозга костей и категорический противник любого риска и новшеств.

Кроме того, ваш шеф – ловкий манипулятор, который мгновенно озадачивает окружающих людей своими проблемами, от профессиональных до личных (например, в какую школу лучше устроить ребенка или где можно комфортно и экономно отдохнуть летом). Стиль общения: мягкий диктатор.

Чтобы наладить отношения с таким начальником, придется немало постараться. Иногда в интересах дела снимает маску озабоченности и превращается в «своего парня», эдакого обаяшку.

Но пусть вас не введет в заблуждение его вкрадчивый голос и ненавязчивый юмор – если надо, он сдерет с вас три шкуры.

Его плюс

Дела фирмы при таком начальнике, как правило, идут неплохо. У вас есть шанс получать стабильную зарплату и быть уверенной в завтрашнем дне, так как осторожность и бесконечная перестраховка в любых делах (живет по принципу «семь раз отмерь, один отрежь») идут на пользу финансовому благополучию конторы.

Кем вы можете стать при таком начальнике?

Прежде всего вы рискуете оказаться одной из его любовниц. Люди этого типа отличаются удивительной жестокостью, и если вы воспримете отношения с ним всерьез – вам хана. Вы рискуете подарить беззастенчивому эгоисту лучшие годы вашей жизни.

Если вам удалось сохранить дистанцию, будьте готовы к тому, что вам будут, в основном доставаться злость и раздражительность (обаяние и медоточивые речи – любовницам, хотя иногда он срывается и на них, но – реже). Вы также можете уверовать в то, что как профессионал и женщина – вы полное ничтожество. Ваш начальник с готовностью убедит вас в этом.

Как дать отпор поползновениям и хамству?

Чтобы наладить отношения с начальником, вспомните, что вы женщина, а значит, немного лицедейка. Разыграйте перед ним неразделенную любовь. Вы, мол, обожаете его, но настолько высоко цените, что не можете и помыслить о приближении к нему.

Как правило, неврастеник не верит этому, но ваша игра уверяет его, что вы по крайней мере считаетесь с ним как с мужчиной. Одновременно почаще говорите комплименты и старайтесь, чтобы они звучали по возможности искренне.

Чтобы наладить отношения с начальником постарайтесь внушить ему доверие, чтобы он не придирался к вам и давал определенную свободу в действиях. Если вы сумеете все это сделать, работать с таким начальником вам будет относительно комфортно.

Как обнаружить его истинное лицо?

В данном случае обнаруживать ничего не надо. У него на лице и так все написано.Если он обратит на вас внимание в перерывах между командировками и заседаниями, будьте готовы к тому, что после проведенной с вами ночи он моментально забудет обо всем (такой уж он человек).

Чтобы наладить отношения с таким начальником, не обижайтесь, не капризничайте и уж тем более не требуйте к себе повышенного внимания (вас просто не поймут). Может иметь вне работы нескольких любовниц, которых периодически (раз в полгода) навещает и осыпает дорогими подарками.

Его неоспоримое достоинство

Он обладает всеми качествами хорошего руководителя, продумывающего развитие бизнеса на много шагов вперед, и вполне может резко пойти в гору, даже обратить свое внимание в сторону политики, например, баллотироваться в депутаты городской думы.

Что вы можете заработать с таким шефом?

Угадайте с трех раз! Ну конечно, инфаркт. Вам грозит геройская смерть во время выполнения очередного поручения босса. Но будьте уверены, что ваша смерть отвлечет его ровно на пару минут, которые потребуются, чтобы отдать сотруднику распоряжение о погребении, а дальше он помчится вперед, навстречу новым делам и трудовым подвигам.

Чтобы наладить отношения с таким начальником, при отчете о проделанной работе выражайтесь скупо и лаконично. Это внушит ему некое подобие уважения к вам.

Во время цейтнота или аврала не попадайтесь под горячую руку, последствия могут быть непредсказуемыми: от крика «что вы здесь делаете?!» до физического увечья (может ненароком задеть вас, несясь по коридору со скоростью тайфуна).

Как не допустить личных отношений с начальником

Следует отметить, что вышеприведенная классификация начальства приблизительна; часто шеф сочетает в себе несколько типов, являясь настоящим «букетом» всевозможных заморочек и недостатков.

Чтобы наладить отношения с начальником, ваша задача – по поведению шефа, стилю его руководства вычислить в нем наиболее характерные черты вышеперечисленных типов, а уж потом тщательно строить линию своих взаимоотношений с ним. Но все же главную опасность для женщин представляют не трудовые битвы и сражения, а служебный роман, о котором мы и поговорим несколько подробнее.

В отличие от Запада, где эта проблема постепенно сходит на нет, так как драконовское законодательство стоит на страже моральной чистоты трудового коллектива, в России служебный роман как социальное явление имеет давние и прочные корни. Вспомним хотя бы всеми любимый фильм Эльдара Рязанова с одноименным названием и еще раз убедимся, что служебный роман, процветавший в эпоху развитого социализма, плавно перенесся в эпоху дикого капитализма.

Чтобы избежать "отношений" с начальником, не давайте ему повода упрекать вас в легкомыслии, то есть не надевайте шокирующих нарядов и не красьтесь, как индеец на тропе войны. В противном случае шеф может расценить это как новый сигнал к действию и возобновить свои попытки ухаживания за вами.

Кроме того, не забывайте, что шила в мешке не утаишь и ваш роман с шефом может стать отличной темой для пересудов коллег. Выдержать это нелегко, тем более в молодом возрасте, если только вы не законченная стерва, в чем я сильно сомневаюсь.

Так что если шеф, понизив голос, приглашает вас поужинать вместе в ресторанчике за углом, перечитайте эти страницы, взвесьте все «за» и «против», подумайте: стоит ли ваша карьера таких жертв и готовы ли вы через некоторое время начать все с чистого листа – опять искать работу и обзванивать знакомых. Если же решаете с помощью шефа сделать свою карьеру – что же, удачи вам, но помните, что в любой момент вы можете оказаться в положении человека, который идет «вверх по лестнице, ведущей вниз».

© Оксана Чванова
© Фото: depositphotos.com

Как ни крути, но в «дружбе» с руководством заинтересован любой подчиненный. От того, насколько грамотно вы сможете выстроить отношения с начальством, напрямую зависят ваш карьерный рост и финансовое благополучие.

Завоевать расположение шефа. Как?

Казалось бы, все просто - добросовестно выполняй свою работу, и начальство тебя оценит. Да, но только если вы четко представляете, что входит в круг ваших прямых обязанностей и чего ждет от вас руководитель. К сожалению, во многих компаниях успешность сотрудника оценивается не по конкретным результатам, а по тому, насколько он оправдал или не оправдал субъективные, нигде не прописанные ожидания начальства. Например, предположим, что вы менеджер по продажам. Руководствуясь собственным опытом и знаниями, вы активно ищете покупателей, заключаете контракты, однако в итоге выясняется, что начальник вами недоволен. Дескать, он ожидал, что количество заключенных контрактов будет гораздо больше. Или что компания не заинтересована в работе с предложенными вами мелкими оптовиками, ее интересуют только крупные фирмы. И все это, заметьте, в конце отчетного периода, когда «назад дороги нет», а значит, и бонусов вам не видать…

Чтобы избежать подобных недоразумений, HR-специалисты советуют обсуждать со своим непосредственным начальником (а возможно, и с главным боссом), что для него означает ваша успешная работа и какие долгосрочные цели он перед вами ставит. Не в общем и не в принципе, а конкретно и по пунктам. И лучше, если ваш личный план развития будет сопровождаться количественной оценкой. Увеличить объем продаж? До каких цифр и к какому сроку? Развивать дистрибьюторскую сеть? Какое количество дистрибьюторов требуется и в каких регионах? Только четко представляя, что от вас требуется, вы сможете оценить собственные силы и прогнозировать свое дальнейшее продвижение в данной компании.

Ошибка : самостоятельно, без согласования с начальником, определять круг своих обязанностей или апеллировать к тому, какие функции и в каких объемах вы выполняли на аналогичной должности на прежнем месте работы.

На одной волне

Эффективные отношения с руководителем всегда предполагают совместимость стилей работы. Понаблюдайте за коллегами, у которых сложились хорошие отношения с руководством: их опыт поможет вам наладить сотрудничество с шефом и избежать конфликтов. Понаблюдайте и за самим начальником: что для него значимо, какие методы он использует в работе, как предпочитает получать информацию, - и попробуйте работать с ним на одной волне. К примеру, ваш начальник любит с самого начала контролировать весь процесс, лично участвовать в решении любых проблем - тогда с ним лучше почаще советоваться в процессе работы. Другие же, наоборот, терпеть не могут, когда их дергают «по пустякам», - к таким следует обращаться только по самым сложным вопросам. Если ваш начальник по типу личности «слушатель» и личные контакты для него - оптимальный способ общения, значит, постарайтесь всю важную информацию доводить до него в устной форме. И наоборот, если начальник привык работать с письменными докладами и отчетами, доказывать ему, что вы пришли сюда продавать (чертить, строить…), а не совершенствоваться в эпистолярном жанре, - бесполезно. Лучше поучитесь излагать свои мысли письменно.

Разумеется, речь не идет о том, что надо слепо подстраиваться под все манеры шефа. Напротив, если вы поймете, что его методы работы совершенно не соответствуют вашим ценностям и представлениям о рабочем процессе, подумайте, что для вас дороже - карьера в данной компании или ваше «я», которое вы рискуете утратить во внутриличностном конфликте.

Есть контакт!

Конечно, начальники бывают разные. И ситуации тоже разные. Но если присмотреться, все наши отношения с боссом развиваются по нескольким довольно распространенным сценариям.

Уроки дипломатии, или как попросить больше

Вопрос денег был и всегда будет актуальным в отношениях между работником и руководителем. Никакой работодатель не будет платить больше, если может платить меньше. Это аксиома бизнеса. Однако любой человек вправе получать столько, сколько его труд стоит на самом деле. И если вы стали оценивать себя дороже или у вас увеличился объем работы, получить прибавку вполне реально, нужно только найти умелый подход. Прежде всего подумайте над аргументами в пользу повышения оплаты труда. За последнее время вы привлекли в компанию новых клиентов? Предложили оригинальные идеи, которые оказались полезными в работе? Стали выполнять больше обязанностей?

Структурируйте ваши доводы, подкрепив слова непреложными фактами, цифрами, заключенными контрактами.

Ошибка : в разговоре о повышении зарплаты выдвигать в качестве аргумента личные или сторонние обстоятельства, не имеющие отношения к работе (семья большая, надо выплачивать кредит, инфляция…). Чаще всего для босса это знак: других аргументов у сотрудника нет.

Заранее подумайте о том, на какую сумму, по вашему мнению, должна увеличиться заработная плата. Изучите предложения на рынке труда, уточните свою рыночную стоимость - сколько за аналогичный объем работы платят компании схожего профиля и размера - и просите ту сумму, которой реально будете удовлетворены (специалисты не советуют просить прибавку более чем на 10-15%).

Ошибка : требовать слишком большой прибавки, надеясь на то, что потом можно будет поторговаться.

Ведите разговор в конструктивном и доброжелательном тоне. Старайтесь выступать в роли не просителя, а партнера. Демонстрируйте заинтересованность в результатах работы компании, подчеркивайте, что ощущаете себя ее частью: говоря о рабочем процессе, употребляйте местоимение «мы», о других подразделениях компании - «наш» (наш отдел маркетинга, наша бухгалтерия). Только не перегните палку, изображая преданность на грани самоотречения: начальники-идиоты, которым лихой подчиненный без труда запудрит мозги, в природе, конечно, встречаются, но все же гораздо реже, чем в офисных анекдотах.

Ошибка : начинать разговор о повышении сразу после того, как руководитель отметил вашу работу и похвалил вас. Велика вероятность того, что в будущем он хвалить вас поостережется: вдруг вы каждый раз начнете просить прибавку?

Ошибка : ставить ультиматум: «Если я не получу повышение, мне придется искать другое место». Даже если босс готов повысить вам зарплату, такой шантаж автоматически настроит его против вас. Если все же начальник говорит: «Возможно, позже…», уточните, когда вы можете вернуться к этому вопросу.

Реакция снизу на критику сверху

Шеф пригласил вас к себе, и, судя по его хмурому виду, разговор предстоит не из приятных. Постарайтесь сохранять спокойствие и держаться уверенно. Если критика справедлива, признайтесь в своих промахах: «Да, я упустил этого клиента, потому что не успел вовремя отправить предложение. В следующий раз постараюсь быть внимательнее». Соглашаясь с критическими замечаниями шефа, вы можете запросто его обезоружить. Ведь чаще всего он ждет, что провинившийся начнет оправдываться или все отрицать. Кстати, об оправданиях. Если вы считаете, что какая-то часть критики необоснованна, приведите веские аргументы в свою защиту. Объясните, что причина отчасти кроется в не зависящих от вас обстоятельствах. Перечислите, в каких именно. Расскажите, как планируете действовать в будущем, чтобы не допустить повторения неблагоприятной ситуации. Признайте, что не учли каких-то обстоятельств, возможно, неправильно рассчитали время, и заверьте, что сделали необходимые выводы.

Ошибка : слишком явно «переводить стрелки». Если в сложившейся ситуации виноват другой сотрудник, объясните боссу, как развивались события, но не указывайте пальцем на истинного виновника слишком настойчиво. Если вы внятно изложите факты, начальник, вероятнее всего, сам сделает соответствующие выводы (если, конечно, он не персонаж из офисного анекдота; ну а если вам выпал именно такой случай, может, стоит подумать о смене работы?). Если руководитель не говорит ничего конкретного, а просто кричит: «Я вами недоволен! Вы отвратительно работаете!», поинтересуйтесь, в чем именно заключаются его претензии. Задавайте уточняющие вопросы: «Где я совершил ошибку?», «Кого я подвел?». Подобные вопросы позволят вам узнать о своих промахах и не допускать их в будущем. В то же время соглашайтесь с критикой, но не с оскорблениями. Если шеф награждает вас эпитетами типа «у вас совсем нет мозгов» или «так работают только идиоты», выразите свое возмущение. Скажите, что готовы исправить свою ошибку, но не позволите так с собой разговаривать.

Острожно, конфликт!

Шеф опять попросил вас поработать внеурочно, подкинул обязанностей, завалил чужой работой, отправил в незапланированную командировку - в общем, недовольство зреет и грозит перерасти в конфликт. Главное - не паниковать и не бежать в кабинет шефа по принципу «вот я сейчас пойду, все ему скажу, и пусть он меня хоть уволит» (не исключено, что он так и поступит). Также не стоит молча копить обиду в себе, демонстрируя всем своим видом недовольство в надежде на то, что босс сам обо всем догадается и разрулит ситуацию. Лучше вызовите его на откровенный разговор и обсудите сложившееся положение.

Четко сформулируйте свои интересы и спокойным, доброжелательным тоном доведите их до сведения начальства. Например, так: «Из десяти сотрудников нашего отдела на рабочие летучки и конференции вы отправляете только меня. Я согласен принимать в них участие, но давайте составим график занятости, чтобы в этих мероприятиях были задействованы и другие сотрудники». Или: «Я готов выручить компанию в экстренных случаях, но в последнее время мне слишком часто приходится работать по выходным».

Тем самым вы обозначите свою готовность идти навстречу, но в то же время дадите понять, что не позволите ущемлять свои интересы. И помните: в конфликтах не побеждают, их улаживают. Вам нужно найти компромиссное решение, устраивающее обе стороны.

Как настоять на своем

Вам знакома ситуация: руководитель предлагает идею или решение, а для вас, опытного профессионала, очевидно, что это решение заведомо неправильное и поступить следует иначе? Как настоять на своей точке зрения?

Во-первых, постарайтесь выступить со своим контрпредложением еще на этапе принятия решения, так как оспаривать и критиковать уже принятое решение - занятие чаще всего бесперспективное. Во-вторых, помогите шефу увидеть проблему вашими глазами. Повторите то, что он сказал, его же словами, чтобы показать, как вы поняли его указания. Есть высокая вероятность того, что, услышав из ваших уст свое предложение, несговорчивый руководитель поймет, что оно неверно, и прислушается к вашему мнению.

На встрече с руководителем будьте экспертом-профессионалом. У вас на руках должны быть нужные расчеты, графики или схемы, иллюстрирующие ваши выводы. Если для начальника главное - микроклимат в коллективе, покажите, как его решение может отразиться на членах команды.

Ошибка : начинать свой ответ со слова «нет». Скажите: «Да, вы правы, но…» и дальше излагайте свои возражения.

Ошибка : пытаться «ткнуть носом» руководителя в его прошлые ошибки. Вот этого делать не следует: можете запросто остаться без работы.

Не ждите, что босс сразу согласится с вашей точкой зрения, ведь над своей собственной он думал наверняка не меньше вас. Кстати, часто жесткое «нет» переводится как «мне нужно больше информации», поэтому спустя какое-то время попробуйте вернуться к обсуждению этого вопроса еще раз. Но если и после второй вашей попытки его решение не изменится, не пытайтесь прошибить стену лбом, отступите. В конце концов, любая организация держится не на правильных решениях, а на решениях в одной логике. Поблагодарите шефа за то, что он выслушал ваше мнение. Если вы действовали в интересах команды, поверьте, он обязательно это оценит.

Формула успешного диалога

1. Не лебезите. Но и не проявляйте агрессии.

2. В разговоре оперируйте фактами и аргументами, а не эмоциями!

3. Говорите коротко и ясно.

4. Не торопитесь! Быстрый темп речи выдает нервозность и испуг.

5. Старайтесь не перебивать. Если не получается - прикусите язык. В прямом смысле.

Важные правила в общении с начальником

1. Ожидайте хорошего! Если вы заранее ждете уважительного отношения, вы его получите. Если вы внутренне готовы к скандалу, он обязательно случится.

2. Проявляйте инициативу. Вносите предложения по улучшению рабочего процесса и внедряйте их. Любой руководитель, ориентированный на результат, оценит это.

3. Используйте каждую удобную возможность заявить о себе. Посчастливилось присутствовать на собрании или совещании? Будьте активны и не стесняйтесь проявлять себя. Выполнили работу, выгодно отличающую вас от других сотрудников? Расскажите ненавязчиво (!) шефу о своих достижениях.

4. Будьте собранны. В любой момент вы должны быть готовы ответить на вопрос шефа, в чем заключается ваша работа в данный момент и какой результат вы планируете получить.

5. Не прыгайте через голову своего непосредственного начальника. Служебная иерархия для того и придумана, чтобы каждый вопрос решался на своем уровне.

6 ошибок. Самые типичные заблуждения подчиненных

1. «Инициативность - прежде всего!» Безусловно, проявлять лидерские качества и инициативность важно, но, если, выслушав вас, босс принял другое решение, дело подчиненного - подчиняться. Не зря американцы говорят: работать надо либо НА начальника, либо БЕЗ начальника.

2. «Сверхурочная работа - наилучший показатель трудолюбия». Сидите допоздна на работе, накрывшись с головой отчетами, дабы шеф оценил ваше самопожертвование? А зря. Современного руководителя не впечатлить длительным трудовым днем и усталым видом. Начальники ценят горящие глаза сотрудников, их энергичность и умение справляться со своими обязанностями в основное время.

3. «Корпоративные мероприятия - это мое личное дело». В общем-то, да. Но если хотите узнать руководителя поближе и наладить с ним непринужденный контакт, не пренебрегайте участием в корпоративных слетах.

4. «Иногда свои успехи можно и приукрасить». Если сотрудник не успел выполнить какое-то задание или выполнил его неправильно - это меньшее «преступление», чем дать ложную информацию о состоянии дел.

5. «Начальник всегда прав». Главная задача руководителя - видеть рабочий процесс широко, а специалиста - глубоко. Грамотный руководитель это понимает и ценит сотрудников, обладающих умением выражать свое мнение, даже если оно идет вразрез с его собственным.

6. «При появлении начальника надо всегда изображать жуткую занятость». Во-первых, значение имеют результаты, а не имитация бурной деятельности. А во-вторых, любой начальник и так знает, чего стоит его сотрудник.


Консультанты
: Анна Карташова, психолог, коуч, бизнес-консультант, руководитель Психологического центра на Волхонке; Инга Назарова, специалист в области карьерного консультирования

Личный опыт

Алиса, бухгалтер : При моей работе очень важно давать мозгам и глазам хоть немного отдыха. Раз в 1,5-2 часа я обязательно должна выпить чашечку кофе или чая и хотя бы на 5-10 минут отвлечься от рабочих дел. Но вот шеф… Стоит мне подойти к чайнику, разложить пасьянс или достать журнальчик - так он обязательно возникает на пороге. Очень боюсь, что выгляжу в его глазах лентяйкой. Хотя, надо признаться, никаких штрафных санкций он не применял.