Болезни Военный билет Призыв

Как подготовить ребенка к школе после лета. Скоро на учебу: как подготовить ребенка к школе после летних каникул? Поэтому режим питания налаживаем одновременно с режимом сна

Даже взрослым трудно после отпуска сразу войти в рабочий ритм. А уж школьникам после долгих летних каникул – тем более. Как помочь им в этом?

За лето у детей изменились привычки, появились новые, связанные как с режимом, так и с поведением. Ребенок взрослеет. Спросите себя: как он изменился? Может быть, пришла пора в чем-то предоставить ему больше самостоятельности?

Но учитывайте, что дети действительно могут забыть привычные правила поведения. «Бабушка мне разрешала, а вы…» – если отпрыск так заявляет, не спорьте. Спокойно скажите: «Да, у бабушки было так. Но ты ведь знаешь: в нашей семье принято то-то и то-то».

  • Беседуйте с детьми. О расставании с летом, об обязательности обучения в школе, об отношениях с одноклассниками. Цель таких бесед – создать и поддержать стимул «начать новую жизнь». Многие школьники к 1 сентября настроены на то, чтобы лучше учиться, исправить какие-то недостатки в своем поведении.
  • Делитесь летними впечатлениями. Можно сделать фотоальбом или домашнюю стенгазету «Как мы провели лето». Можно устроить вечер воспоминаний, на котором обсудить не только прошедшее лето, но и планы на будущее: как учиться, как отдыхать, что будет в семье нового и интересного. Дети охотнее выполняют то, что предложили сами, поэтому такие планы и предложения стоит красиво оформить и повесить на видном месте.

Эти беседы и обсуждения вам помогут понять, в чем нуждается школьник, чего опасается, какая помощь необходима ему и к 1 сентября, и в течение года.

Игровые тренировки

Последние предшкольные недели проведите в виде игр и состязаний.

  • Пользуйтесь ситуацией. Так, рассчитываясь у кассы, ребенок (с вашей подачи) может потренироваться в устном счете. Насыпая в чай сахар, вспомнить о свойствах веществ, открывая консервную банку – о рычаге.
  • Определяйте задания на каждый день. Например, то же чтение. «Что и сколько ты сегодня прочтешь?» – уточняйте и обязательно проверяйте, беседуя о прочитанном. Полезно читать вслух по очереди или устраивать чтение по ролям.

Многие дети за лето отвыкают писать. Это не страшно. Чтобы рука вспомнила правописание, каждый день понемногу пишите. Для диктовки выбирайте смешные отрывки из книг, забавные предложения.

Восстанавливайте режим

В августе распорядок дня школяра надо перестраивать на рабочий лад. Время отхода ко сну смещать к 21-22 часам, а подъема – к 7 утра. Делайте это плавно. Сдвигайте каждые 3-4 дня время укладывания и подъема на полчасика.

Вернувшись в город, школьник радостно может засесть за любимый компьютер (соскучился!). Пусть пару дней «оторвется» – потом вводите ограничения.

Вместе займитесь покупками

Тетради, ручки, карандаши и прочие школьные принадлежности пусть выбирает сам ребенок. А чтобы не случилось недоразумений у прилавка, предоставьте ему свободу выбора в разумных пределах. Так, покупая школьных рюкзак, определите несколько подходящих по ценам, а ребенок уже из них пусть выберет, какой именно покупать.

План на будущее лето

Помните, к учебному году всегда легче адаптироваться тем детям, которые летом пусть понемногу, но регулярно занимаются (например, читают каждый день). Так что не освобождайте их летом от всех обязанностей: девайте задания, в том числе хозяйственные поручения, – это поможет ребенку не забывать про ответственность.

И главное – контролируйте их выполнение. Некоторые родители ограничиваются напоминаниями, а к действиям (проверке) не переходят. И это пустое сотрясение воздух только еще больше расхолаживает: ребенок утверждается в мысли «Не сделал сегодня – и завтра как-нибудь отверчусь».

Считаете ли вы, что введение обязательного второго иностранного языка с 5 класса положительно отразится на качестве знаний школьников?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

После летних каникул, и что делать, чтобы период адаптации прошел гладко и для школьников, и для их родителей.

Летние каникулы — достаточно большой промежуток времени, чтобы и дети, и родители расслабились и полностью забыли, что такое школьный режим. После длительного отдыха трудно возвращаться в рабочую колею.

Возьмите на вооружение простые советы для адаптации ребенка и родителя к школьной жизни после отдыха, лагеря и обычного летнего безделья.


Режим дня

Сейчас самое время постепенно возвращаться в «школьный» режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму — стресс и для детей, и для взрослых. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.


Летний откат в знаниях

За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать и, возможно, справочники за предыдущий год. Или скачать из интернета программу обучения по предмету, и хотя бы просто просмотреть заглавия тем.


Начать с кружков и секций

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.


Подкрепить организм для защиты от стресса

Первые учебные месяцы — это стресс. Особенно в новой школе или в новом классе. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно. А жизнь подростков, так уж физиологически сложилось, — это всегда стресс.


В состоянии хронического стресса наш мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает обрабатывать и запоминать большие объемы информации.

Уже сейчас пора подкрепить организм. Используйте то, во что вы верите: продукты, содержащие цинк, витаминные комплексы, биодобавки.

Предварительная встреча поможет вернуться в коллектив

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно, возвращение в коллектив — это нагрузка и возможный источник напряжения.

Можно предложить в один из дней, оставшихся до , встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.


До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, зайти в кабинет

Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь - книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию — он как будто бы ставит отпечаток «я тут есть». Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.

Здорово, если в классе делается общая «газета» с фотографиями всех учеников.


Создайте «запас позитива»

Если ребенок склонен фокусировать внимание на негативе, у него «ничего хорошего нет и не будет», он склонен не замечать ресурсных событий и радостей — помогите ему увидеть позитив.

Сделайте коллаж из фотографий самых радостных моментов лета. Пусть эти снимки будут даже сделаны на мобильник. Запишите все самое знаменательное в «журнале воспоминаний», благодарностей, успехов. Здорово ввести это в постоянную практику.


Поставьте точку в летних событиях

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он «не вернулся». Мыслями он остается в летних событиях. Нужно помочь ему завершить этап.


Отпразднуйте возвращение из лагеря, из отпуска, отметьте завершение каникул. Встретьте даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия сюрпризом — шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Нам, взрослым, тоже стоит научиться осознанно «ставить точку» в разных процессах. Так легче совершать переход в другие действия, психологически «акклиматизироваться».


Ребенок вернулся из лагеря и изменился

Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и «системами». Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей.

Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой — тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и не возвращать свою власть и авторитетность силовыми методами.


Ребенок влюбился

Влюбленность ребенка — это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.


Часто «чувствующий» ребенок во время влюбленности перестает быть «думающим». Успеваемость в это время падает.

И взрослые не всегда умеют справляться с «нагрузкой чувств», а детям это еще тяжелее. Но им важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований.


Покупка важных и полезных вещей в школу

У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности, позвольте ему выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек.

Огромный выбор товаров в магазине ребенка пугает, иногда даже случаются истерики, когда ребенку предлагают выбрать все, что он хочет.

Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны, новый класс школы — это повышение статуса. С другой — может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения «детское».

Все мы знаем, как важно не забывать летом о будущей учёбе. И все, как правило, упускаем эту педагогическую возможность. Ну какие списки летнего чтения или, скажем, упражнения по математике, когда ещё не все лужи замерены и не все бабочки посчитаны? Последние летние деньки тратить на подготовку особенно обидно! В итоге первое сентября обрушивается на родителей и ребёнка, как лавина. Успели собрать все учебники с канцтоварами - уже хорошо. Тут-то и выясняется, что за три месяца знания основательно выветрились из детских голов, да и режим стал совсем не школьным.

Не переживайте! Как оперативно и безболезненно вернуть ребёнка в рабочее русло, вы узнаете ниже. Правда, вам необходимо понимать, что период адаптации длится как минимум 2 недели, а у некоторых детей, особенно маленьких, он запросто доходит до одного-полутора месяцев.

Ищем повод для оптимизма

Для начала родителям самим нельзя киснуть и заражать ребёнка разочарованием в связи с окончанием отпуска или каникул. Ура, школа! Ура, старые друзья! Ура, новые предметы! По крайней мере, так можно настраивать маленьких школьников.

С умудрёнными учениками средней школы фокус может не пройти. Как правило, в ход идёт «классика»: ребенку рассказывают о том, что он станет дворником, если будет учиться плохо, или, скажем, финансистом, если постарается. Это заявление многих пугает, но при этом никого не мотивирует. Детям слишком сложно оценить и представить то, что будет с ними через десяток-другой лет. Куда лучше напомнить маленьким умникам, что за средней школой следует старшая. Время фантастических приключений и невероятной свободы, когда ты, дорогой друг, получишь право совершенно самостоятельно… ну, например, распоряжаться карманными деньгами, добираться на общественном транспорте до кружков или загружать приложения в телефоне. В общем, обрисуйте заманчивую, реалистичную и не слишком отдалённую перспективу, к которой приведёт хорошая учёба в средней школе.

Намечаем цели

«Ходить в школу» и «проходить предметы» от этих выражений так и веет безысходностью и отсутствием мотивации. Ещё не поздно обсудить с ребёнком, зачем он всё это делает. Какие у вас с ним цели на конец четверти и года? И что нужно сделать для их достижения? Определившись с целью, обсудите шаги по её достижению. Процесс разбейте на мелкие понятные части. Можно даже составить специальный календарь, чтобы отмечать прогресс.

Не теряйте связи с действительностью. Например, осенняя простуда практически неизбежна. А значит, далеко не каждую неделю ребёнок сможет ставить галочки в своём плане. Ничего страшного.

Выстраиваем режим

Речь идёт и о режиме жизни, и о режиме учёбы. Во-первых, стараемся навести порядок со временем отхода ко сну и пробуждением. Если ребёнок привык не спать до позднего часа, постепенно, по полчаса за раз, возвращаемся к раннему укладыванию.

Во-вторых, разбираемся с новой программой. От изобилия информации у чада, скорее всего, голова пошла кругом, и кое-какие важные подробности могли вылететь из одного уха с той же скоростью, с какой влетели в другое. На первых порах стоит засесть с ребёнком вместе за новое расписание. Детально уточните все школьные требования. Таким образом вы, во-первых, снизите стресс, потому что предсказуемость даёт ребёнку чувство контроля. А, во-вторых, вы сократите число ситуаций вроде «а я прослушал про дневник погоды» и «ой, завтра надо сдать презентацию». Ну и, в-третьих, вы выясните, не перебрали ли вы по осени с целями и задачами, секциями и кружками. Чтобы прирождённые трудоголики ни говорили о том, что отдых - это смена деятельности, в расписании ребёнка всегда должно оставаться хотя бы немного времени для… безделья! И это время он, по-честному, имеет право потратить по своему усмотрению.

Украшаем действительность

Чередование каникул и учебного года не должно казаться ребёнку чередованием заточения и воли. Ищите в учёбе хорошие стороны или создавайте их сами. Если ребёнок заинтересовался каким-то предметом, подогревайте его любопытство, предлагайте ему дополнительные книги или интересные фильмы, связанные с темой.

Обратите внимание на организацию места для уроков в доме. За лето ребенок, определённо, подрос, и, возможно, ему потребуется новая мебель. Обязательно проверьте высоту стула, стола, чтобы не спровоцировать ребёнку проблемы со спиной.

Красота - в деталях. Попробуйте необычно упаковывать школьный ланч. Или, как вариант, к комплекту полезных школьных вещей добавьте вещи симпатичные и бесполезные. Особенно ценно то, чем можно поразить одноклассников. Каждый год детей захлёстывает какая-нибудь новая мода, нередко на что-то относительно бюджетное, наподобие резиночек для плетения браслетов. Будьте в курсе детских увлечений. Статус знатока резинкоплетения может здорово мотивировать не пропускать уроки.

Освежаем память

Забыть за лето школьную премудрость и нахвататься троек в первой четверти - дело обычное. В эти дни лучше отложить в сторону родительскую гордость вида «мой ребёнок делает уроки сам» и засесть за стол вместе с чадом. Не злитесь, если ребенок вдруг перестал понимать задания, которые раньше щёлкал, как орехи.

Прежде, чем приниматься за домашнюю работу, по всем проблемным предметам поднимите старые записи и учебники. Полистайте их вместе с ребёнком и разберитесь, где образовались пробелы. Учительнице может быть совершенно некогда этим заниматься, а вот вы спокойно поэтапно повторите пройденное заново. После этого новая информация без труда ляжет на подготовленную почву.

Да и каким бы тяжёлым ни было начало года, как бы недовольны вы ни были, не скупитесь на добрые слова. Есть хоть какой-то прогресс - хвалим! Да, и конечно, хвалить надо не столько оценки, сколько само усердие. Ведь отметки ребёнку будут в жизни ставить не всегда, а вот стараться нужно в любом деле.

Ищем союзников

Присмотритесь к новым учителям, выясните, какие у них с ребёнком складываются отношения. С учителями нужно встретиться, хотя бы немного поговорить и выяснить у них, на что обращать внимание, а о чём можно не волноваться.

Расспросите ребёнка и о его одноклассниках. После дачной компании, например, в классе может быть одиноко, особенно, если это первый класс. Постарайтесь найти возможность подружить ребёнка с кем-нибудь, пригласить потенциального товарища в гости, если так проще - вместе с его родителями. Верный друг - это и повод торопиться в школу и - только тс-с-с! - человек, который всегда поможет с домашним заданием.

Искренне сопереживаем

Маленьким детям бывает просто тяжело расставаться с родителями перед школой. Их могут одолевать страхи: «А вдруг мама за мной никогда не придёт!?» Поэтому не просто не опаздывайте за ребёнком в школу, а лучше приходите на пять минут раньше, пусть он видит, что вы скучали по нему также, как и он по вам.

Кроме того, важно не суетиться и не портить момент прощания. Выработайте свой собственный ритуал, на который у вас всегда должно хватать времени. Он может включать объятия, какие-то тёплые слова. Вы можете дать ребёнку с собой какую-то вещь, которая будет напоминать о вас. Конечно, это должно быть что-то, что соответствует школьным нормам. Например, счастливый карандаш.

Обсуждайте с ребёнком прошедший школьный день с любопытством и без давления. Заметим, что у детей есть манера отвечать на вопросы вроде «Ну, как сегодня в школе?» многозначительным «Ничего». Обхитрить их легко. Придумывайте более конкретные вопросы вроде «Что у вас было на втором уроке?», «Чем сегодня кормили?» или «Что самое интересное было на биологии?». Такие вопросы продемонстрируют вашу заинтересованность и позволят узнать действительно ценную информацию. Скажем, если самым замечательным событием на биологии было падение заснувшего одноклассника со стула, вы будете знать, на какой предмет стоит поднажать.

Все перечисленные приёмы похожи на метод мягкого обучения плаванию. Основная тонкость в том, чтобы не держать ребёнка «на руках» весь оставшийся год. Постепенно снижайте свою вовлечённость, но, разумеется, не отказывая ему в поддержке в критических ситуациях и просто в тяжелые дни. В какой-то момент ребёнок сам начнёт чувствовать себя увереннее и благополучно выйдет в автономное плавание.

Как подготовиться к школе за лето.

Будущие первоклашки и не подозревают о том, что ждет их впереди. Мы решили разобраться, как провести лето с пользой, не растерять полученные знания и приобрести новые!

1. Соблюдаем режим

Каникулы - это не значит "пускаться во все тяжкие". Сон до полудня, игры до полуночи - никто не говорит, что такого делать категорически нельзя. Можно, но только если это исключение из правил. Даже во время отдыха стоит соблюдать режим - вставать в одно и то же время, ложиться вовремя спать, уделять время активным и спокойным играм, а также контролировать время, проведенное с гаджетами. По словам психолога Михаила Лабковского, дети могут пользоваться интернетом максимум полтора часа в день и не более четырех часов в выходные - это школьники от четвертого класса, а дошкольники - не больше 40 минут в день. Психолог советует жестко выполнять правило вплоть до того, что родителя должны изымаете гаджеты и выключаете в доме Wi-Fi. В силах родителей предложить ребенку вместо гаджетов интересные увлекательные игры. Например, 3D пазлы. С помощью специального набора можно сделать объемную фигуру яркого объекта или сооружения. Такая игра помогает ребенку познавать окружающий мир, развивает логику и ум.


Ближе к 1-му сентября режим все больше и больше должен походить на "школьный". Ведь резкий переход от состояния отдыха к рабочему режиму — это большой стресс как для детей, так и для взрослых.

2. Учимся

Тут важно понимать, что речь не идет о зубрежке, заучивании правил или просиживанию над учебниками. За лето важно не растерять сам навык учиться. За летние месяцы в любом случае произойдет "откат в знаниях", но приступать к учебе в сентябре будет не так сложно, если ребенок все лето учил, например, иностранный язык или посещал книжный клуб (такой клуб родители могут организовать сами и активно в нем участвовать). Не стоит также оставлять домашнее задание на последний момент: они даются для того, что ребенок хоть немного оставался в "процессе обучения".

3. Кружки и секции

Остаться в этом "процессе обучения", а также приобрести новые навыки, знакомства ребенок может на всевозможных кружках и секциях. Сейчас самое время реализовать то, на что в школьное время не хватало сил и времени. Это может как разнообразные кружки, так и летний языковой лагерь. Сейчас выбор дополнительных занятий для ребенка ограничивается только его интересами и бюджетом родителей. Если же вы планируете ввести какие-то кружки или секции для ребенка в течение учебного года, то посещать их лучше уже с августа.

4. Первый раз - в первый класс

Особенно волнительное последнее "детское" лето ожидает будущих первоклашек. В сентябре они станут школьниками, а это - уже другая жизнь и другой уровень ответственности. Подготовительные курсы или регулярные занятия дома помогут дать ребенку представление о том, что его ожидает во время учебы. Но также важно до первого сентября прийти в школу, побродить по коридорам, зайти в класс. Еще лучше - встретиться с будущими одноклассниками. Это поможет минимизировать стресс от начала учебного процесса.

6. Собираемся в школу

Покупку школьных принадлежностей можно превратить в настоящий ритуал. Новые тетрадки, ручки, дневник с любимым мультяшным героем, красивый пенал и даже стаканчик для ручек и карандашей - дайте ребенку возможность выбрать самому, у него в жизни и так мало возможности выбора.

Доска для расписаний ТМ "1Вересня"

Пенал ТМ "1Вересня"

Стакан для канцелярии ТМ "1Вересня"

Рюкзак ТМ "1Вересня"

Рюкзак ТМ "1Вересня"

Дневник ТМ "1Вересня"

Пенал ТМ "1Вересня"

Также психологи говорят о том, что нужно поставить "точку в летних каникулах", настроившись на новую волну. Такой своеобразной точкой может стать выбор нового рюкзака. С ним ребенок проведет весь учебный год. Поэтому так важно выбрать рюкзак вместе: чтобы он нравился ребенку, а родители должны проследить, чтобы он соответствовал всем санитарным нормам. Например, рюкзаки от ТМ 1Вересня - яркие, с удобной ортопедической спинкой, дополнены светоотражающими элементами и сделаны из водоотталкивающих материалов. Обязательно дайте своему ребенку примерить новый рюкзак, чтобы он снова (или впервые!) почувствовал себя школьником.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах

Многие родители волнуются, как их дети адаптируются к школе после летних каникул. Особенно переживают семьи первоклашек, ведь их любимые малыши впервые делают шаг во взрослую жизнь. О том, как перебороть страхи детей перед школой, когда начать переход на новый режим дня и как избежать дефицита внимания – в материале портала Москва 24.

Страх перед школой

Прежде всего при выходе в школу ребенок (особенно это касается начальных классов) сталкивается с ожиданиями у родителей и учителей, которые зачастую гораздо выше его возможностей. Школа сейчас дает огромный список литературы на лето, а еще и задания по математике и русскому языку. Некоторые родители добавляют свои задачки, чтобы за каникулы ребенок "не отстал". Получается, что он все лето трудится, а если не работает или не сделал все до конца, то приходит с чувством вины, что гром грянул, а он что-то не выполнил (часто в школах летние задания не проверяются, но на совести ребенка этот камень висит).

Некоторые родители пытаются сделать так, чтобы ребенок понял материал, но при этом уходят от своих прямых обязанностей. Донести знания до учеников – это задача школы. Родители же должны обеспечить детям еще и продуктивный отдых: сходить в музей, на экскурсии, провести интересно время, поговорить о чем-то увлекательном – это ведь не менее полезно. Родитель формирует у ребенка отсутствие страха перед школой: дайте понять любимому чаду, что вы – его тыл, и если у него будут сложности, вы всегда готовы помочь.

Самое главное, что нужно дать ребенку за лето и особенно в последнюю неделю перед школой, – возможность отдохнуть. Если ребенок маленький и пока плохо читает сам или читает без удовольствия, можно завести традицию читать вместе с ним вслух. Важно не акцентировать внимание на том, что он обязан читать. Просто расскажите, какие интересные книжки есть дома, и предложите посмотреть их вместе.

А у учеников средней школы обычно проблем с адаптацией уже нет, они ходят в учебное заведение больше для общения со сверстниками и обменом эмоциями.

Само начало учебного года редко бывает тяжелым. Дети встречаются с друзьями, с которыми целое лето не виделись, радуются некоторым учителям. Страхи могут возникать у тех, кто плохо закончил прошлый год, с эмоциональными проблемами или проблемами с успеваемостью.

Виктория Юркевич

профессор кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, МГППУ

В старших классах основная забота – ЕГЭ. Ребята уже думают, какое направление выбрать, на какие предметы сделать акцент и куда пойти работать. Родителям важно не давить на подростков, а постараться прислушаться: дать совет, рассказать о своем опыте и поддержать в выборе будущей профессии.

Дефицит внимания

Фото: depositphotos/Syda_Productions

Зачастую родители первоклашек очень волнуются, что в школе дети будут испытывать дефицит внимания. И правда, в течение шести-семи лет они были окружены любовью и заботой мам, пап, бабушек и воспитателей, а теперь попадают в жесткие рамки класса, где нужно сидеть за партой и поднимать руку только тогда, когда знаешь правильный ответ или хочешь попроситься в туалет.

На самом деле, это не совсем так. Дети первых-вторых классов – это люди, для которых школа является неким абсолютом. И они гораздо внимательнее относятся к учителю, чем к родителям. Мало внимания бывает тогда, когда дети сталкиваются с трудностями, а родители их не поддерживают и говорят: "Учительница сказала – значит, делай". Некоторые родители заставляют ребенка еще раз переписывать на чистовик, некоторые настаивают на выполнении дополнительного задания, чтобы закрепить материал.

Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Выготского РГГУ Жанна Сугак советует родителям ни в коем случае не подменять собой школу. "Чтобы не было дефицита внимания, сохраните ваши личностные отношения c ребенком. Поговорите про то, что трудно, узнайте, с кем ребенок дружит, а с кем нет, какие в классе ребята. Спросите, какие сложности возникают и можете ли вы чем-то помочь. Не требуйте от ребенка того, что от него требует школа", – рекомендует Сугак.

Смена режима дня

Дети за период каникул совершенно отключаются от привычной школьной работы. И, конечно, организованных детей, кто самостоятельно способен подстроиться под новый ритм, гораздо меньше, чем тех, кто натурально страдает от строгого режима.

Задача родителей – помочь ребенку мягко и гармонично перестроиться на школьные биоритмы, начать раньше вставать и ложиться спать. Заранее рассчитайте, во сколько вам придется поднимать ребенка в школу, и начинайте постепенно приучать его к новому режиму. Также важно разговаривать со школьником и объяснять, что теперь придется ложиться во столько-то и вставать во столько-то, чтобы он не воспринимал изменения как приказ со стороны родителей, а понимал важность перехода.

Помимо этого, в первый месяц обучения детям очень тяжело "отсиживать" уроки, особенно ярко это заметно в начальной и средней школе. Им сложно отвечать у доски и ежедневно выполнять домашние задания. Родителям в этой ситуации важно не ругать ребенка, а помочь организоваться, распределить время, подсказать, в какой очередности выполнить задания.

"Главное, все делать мягко, без выговоров. Необходимо заинтересовать детей и помочь им организоваться. Как бы вы ни были заняты, всегда находитесь рядом с ребенком. Сложности обычно бывают только первый месяц после летних каникул, потом все ученики адаптируются".

Евгения Абелюк

Переход в новую школу

Если получилось так, что вы переехали в новый район, и ребенку приходится сменить школу, обязательно подготовьте его к адаптации в незнакомом коллективе. Желательно заранее поговорить с будущим классным руководителем, рассказать про ребенка, его особенности. Если, например, у него слабая нервная система, и он боится строгих учителей, нужно об этом предупредить и попросить учителя сообщать, если что-то пойдет не так. Важно устроить доверительные отношения со своим чадом, тогда он будет делиться всем, что происходит в школе, и не бояться рассказывать, если в классе его обижают. Ребенок будет понимать, что на его стороне есть взрослый, и тогда ничего не страшно.

"Важно присматриваться к поведению ребенка, учить его анализировать ситуацию и свои поступки, а также адекватно реагировать на ситуацию. Почитайте с ним "Детство" Толстого, где взяты такие эпизоды, которые входят в личный, внутренний опыт ребенка".

Евгения Абелюк

Заслуженный учитель РФ, ГБОУ Школа № 1525

Несмотря на все советы, самое главное, в чем нуждается ребенок – это ваша любовь. Любите своих детей не за то, что они хорошо учатся или примерно себя ведут, а просто за то, что они – ваши дети. Школа всегда потребует, а родители своей любовью поддержат. В таком тандеме ребенок не будет чувствовать себя брошенным, и процесс обучения станет в радость, как бы ни было трудно.