Болезни Военный билет Призыв

Как ощущение незащищенности и неуверенности может тихо и незаметно разрушить отношения. Распознаём симптомы невротизма. Ребенок ощущает мир через маму

Когда вы находитесь в отношениях, у вас наверняка есть желание ощущать любовь и заботу со стороны партнера. И когда этого нет или же присутствует, но в недостаточной степени, у человека появляется чувство нестабильности и неуверенности, ведь он ожидает, что партнер будет «добавлять ценность» в его жизнь. Требования внимания в дальнейшем могут перерасти в проблему доверия – а потом все противоречия превращаются в нарастающий снежный ком.

1. Незащищенность в отношениях не всегда заметна в большинстве случаев

Вы или ваш партнер можете чувствовать себя неуверенно, не озвучивая или даже не осознавая этого. Это то, что потихоньку накапливается и отравляет и отношения, и жизнь в целом. Такое чувство следует отслеживать на самом раннем этапе, чтобы немедленно задействовать «терапию».

2. Необходимость постоянных доказательств любви не позволяет отношениям выйти на следующий уровень

Если вы поднимаете свою самооценку и уверенность, только выслушивая систематические заверения в любви, будьте готовы, что со временем это осложнит отношения. Ищите другие связующие моменты в вашей совместной жизни, например, когда действия говорят громче слов. Это особенно актуально для долговременного союза. Поведение, вызванное ощущением незащищенности и нестабильности, приводит к хаосу. Если вы всегда требуете клятв и заверений, то вы подрываете доверие. Такое поведение может мощно оттолкнуть партнера.

3. Большинство людей решают проблему своей неуверенности в отношениях абсолютно неправильно

Их действия и поведенческие модели приводят к противоположному эффекту: а именно ухудшению отношений.

● Они отчаянно хотят получить подтверждение своей защищенности и безопасности

Защищенность и уверенность в отношениях не являются чем-то ощутимым, но некоторые люди все же хотят это «пощупать». Они постоянно требуют у партнера сделать или сказать что-то для доказательства своей любви и преданности. Эта тактика похожа на давление со стороны сверстников среди подростков. Если вы будете постоянно просить своего партнера говорить, что он вас любит, ситуация может выйти из-под контроля. Проблема отсутствия защищенности таким образом не решается, зато она вызывает закономерное раздражение у вашей второй половины.

● Они завуалированно демонстрируют незащищенность

Эти люди склонны полагать, что признавать чувство неуверенности – типичный признак слабости, и тайно надеются, что их партнер сам поймет и будет проявлять больше заботы. Однако, когда партнер этого не делает, возникают ссоры и разногласия. Если вы думаете, что пара должна хорошо понимать друг друга и без слов, то вы заблуждаетесь. Когда неуверенный человек посылает партнеру тонкие намеки и подсказки, велика вероятность того, что тот их попросту не поймет. Не надейтесь, что кто-то будет угадывать ваши мысли и желания.

● Они ведут себя так, словно все в порядке

Некоторые люди предпочитают подавлять свои истинные чувства из-за страха или смущения. У них вполне благие намерения, поскольку они не хотят, чтобы их незащищенность влияла на другого человека и их отношения, но этим они только ухудшают ситуацию. Сначала, возможно, такая тактика и сработает, но тщательное сокрытие своих чувств приводит к внутреннему неудовлетворению и негативным эмоциям. Далее это ведет к тревожным состояниям и депрессии. В долгосрочной перспективе такие отношения здоровыми не будут. Хотя вы пытаетесь притворяться, что все отлично, партнер в конце концов почувствует отрицательные вибрации.

4. Единственный способ избавиться от неуверенности и незащищенности — это быть внимательным и восприимчивым

Как только вы почувствуете себя в отношениях неуверенно, постарайтесь определить источник этого чувства. Может быть, вам не хватало внимания от родителей в детстве? Или, напротив, внимания было слишком много? Может быть, вы когда-то были в токсичных отношениях? Или же вам не хватает уверенности в себе? Поделитесь своими размышлениями с партнером. Расскажите о том, что вы чувствуете. Над этим нужно работать только вместе, учиться слышать друг друга и сообща устранять проблему.

чувство беспомощности

Большинство людей стремится к переменам.

Мы живем в предвкушении любви, счастья, творческого вдохновения,отдыха, денег, и много еще чего…….

Но, перемены - не всегда радуют!

Это еще - испытания, трудности, сложности, потери…...

Кружит Земля, как в детстве карусель,
А над Землей кружат Ветра Потерь,
Ветра потерь, разлук, обид и зла,
Им нет числа, им нет числа.

Им нет числа - сквозят из всех щелей,

В сердца людей, срывая дверь с петель,
Круша надежды и внушая страх,
Кружат ветра, кружат ветра."

Вряд ли кто ожидает таких перемен!

Как бы то ни было:

Перемены – это самое постоянное, что есть в этом мире!

Нравится нам это или нет…. Они приходят в нашу жизнь, не спрашивая ….

Они дают нам необходимый опыт, дарят новые эмоции и ощущения, делают нас сильнее.

И придают нашей жизни неповторимый привкус. И сладости....И горечи.... И множества других вкусов....

Мы все очень разные. Одни от жизненных испытаний становятся только сильнее. У других возникает чувство беспомощности и растерянности. Особенно, когда люди не могут приспособиться к изменениям в своей жизни, и не принимают их.

Чем же опасно чувство беспомощности?

В этом состоянии человек легко опускает руки, и впадает в состояние депрессии и покорности обстоятельствам. Он не видит путей выхода из проблемы. Сам загоняет себя в тупик, из которого не может выйти. Его жизненный тонус резко падает.

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА

Достаточно посмотреть новости по телевизору, и станет ясно: в этом мире от нас мало что зависит. Однако даже если не вспоминать о глобальных вещах, типа войн, терроризма, дефолтов, цунами, каждого человека постоянно преследуют беспощадные житейские мелочи - от капризных детей до плохой погоды. Если вы педант и аккуратист, т. е. по тем или иным причинам любите держать все под контролем, делать вовремя и так, как надо, - тогда вам не позавидуешь! Чувство станет одним из главных несчастий вашей жизни!

Мы можем лишь повторить извечную народную мудрость: в жизни бывает всякое. Большинство из происходящего от нас не зависит. Однако от нас зависит, как мы на все это реагируем, а, следовательно, как любое событие влияет на нас эмоционально, физически, финансово и т. п. Приводимые ниже советы помогут вам хотя бы в какой-то мере избавиться от , даже когда кажется, будто весь мир катится в тартарары. Изучайте 11 способов избавиться от чувства беспомощности.

Как избавиться от беспомощности?

1. Локус-контроль.

Прежде всего, научитесь различать контролируемое и неконтролируемое. Потом старайтесь реально влиять на первое и смиряться со вторым. Этот подход может показаться несколько упрощенным, однако вы поразитесь, сколько людей до сих пор считает, что в состоянии контролировать уличное движение, погоду, биржевые ставки, своего начальства.

Составьте перечень того, что не зависит от вас, несмотря на все ваши старания. Повесьте его на видное место. И смиритесь. Конечно, вы можете думать об этих событиях и стараться хоть как-нибудь повлиять на них. Однако важно другое: разорвать с ними эмоциональную связь - перестать волноваться по их поводу.

2. Простая инвентаризация.

Когда ситуация выходит из-под контроля, разбирайтесь в шкафу или столе. Это хорошо помогает психотерапевту Ребекке Фуллер Уорд, автору книги «Как сохранить брак, не сойдя с ума». Когда мать Ребекки госпитализировали с инфарктом, она принялась наводить порядок в кладовке. «Вот это от меня точно зависит», - шептала Ребекка.

3. Обучение и развлечение.

Найдите новое хобби. Освоение незнакомого занятия возвращает чувство контроля над собственной жизнью. Когда случается что-то плохое, подумайте и запишите, где вы могли . такого самоанализа не самобичевание. Это лишний шанс сказать самому себе: я не могу контролировать все, но я управляю самим собой!

4. Далёк от идеала.

Что надо сделать, чтобы неудобные ситуации не повторялись в будущем? Скажем, вас не ценят на работе. Бессмысленно винить в этом злодейку-судьбу или даже тупицу-шефа. «Лучше, - советует психолог Патриция Фаррелл, доктор философии, автор книги «Как быть собственным психотерапевтом», - подумать, можно ли измениться самому, чтобы добиться лучших результатов». Возможно, вам пора взглянуть на себя критично и поступать по-другому. Нужно вовремя приходить на службу, выполнять задания в срок и качественно. Правильно поняв свою роль в развитии ситуации, вы наверняка сделаете вывод: наш мир гораздо более управляем, чем казалось раньше.

5. Управление.

Когда все вокруг кажется неуправляемым, сделайте что-нибудь вам подвластное. Освойте комплекс новых . Сделайте запись в дневнике. Заплатите за квартиру. Отгоните автомобиль в мастерскую.

6. План Б.

Обходите неожиданные препятствия. Например, вы пригласили к себе на дачу много гостей, но в назначенный день начался затяжной дождь. Смиримся с тем, что погодой мы не управляем, но от нас зависит, где (скажем, в доме или беседке) и как (не обязательно жарить во дворе шашлыки) провести этот прием.

7. Составляйте список.

Самый эффективный способ вернуть себе контроль над происходящим - собрать все «надо, надо, надо…» и записать их в столбик. Потом составить : как выполнить каждый пункт из списка. Скажем, если вы хотите поздравить приятеля с днем рождения, прикиньте и запишите, что надо подарить, где эта вещь продается, когда вы за ней поедете. Решили устроить в доме генеральную уборку? Разбейте этот пункт на легко выполнимые подпункты. Например, в понедельник вы убираете кухню, во вторник - санузел и т. п.

8. Экспериментируйте.

Приучайте себя к бесконтрольным ситуациям. «Например, если обычно семейную машину водите вы, поезжайте куда-нибудь вместе со своей «половиной» передайте ей руль», - предлагает доктор психологии Ларина Кейс. В разговорах просите почаще вас перебивать. Пусть близкие составляют планы на выходные без вашего участия. Поручите кому-то из них (желательно повзрослее) оплату семейных счетов. Это поможет вам научиться, так сказать, смирению перед собственной .

9. Занимайтесь аутотренингом.

«Лучше, конечно, если рядом опытный гипнотизер или психотерапевт, но обычно приходится обходиться собственными силами», - говорит доктор Фаррелл. Учитесь говорить себе самому: «Все будет хорошо. Я справлюсь. И это тоже кончится» или хотя бы «Сейчас я пяток минут передохну, а потом соображу, как решить эту проблему».

10. Убеждайте себя, что вы контролируете события.

По мнению доктора Кейс, многие исследования говорят: главное - ваша собственная убежденность в подконтрольности происходящего. Реальное влияние на него не так важно. Классический пример - человеку гораздо легче терпеть тропическую жару, если он уверен, что всегда может, допустим, прыгнуть в холодный бассейн. Подумайте «чисто теоретически»: в самом деле, неужели вам негде взять денег, если вдруг окажетесь совсем на мели? Так чего же тогда бояться внезапного дефолта?!

11. Концентрируйте внимание на процессе, а не на результате.

Специфические операции или хотя бы движения нам обычно подвластны, а вот их общий итог - гораздо реже. Психотерапевт Майкл Крабтри предлагает нам вспомнить пример бейсболиста Марка Макгуайра из «Оклендских атлетов»: «У него были слабые результаты, так как он не просто отбивал мяч, а постоянно думал о не особо ему удававшейся круговой пробежке после удара. Когда он стал фокусироваться, прежде всего, на ударе, его подход к игре в корне изменился, и результаты заметно улучшились».

Когда впереди «крутой поворот», заранее расслабьтесь. Глубоко подышите, выпейте стаканчик чая. «Расслабление - это та область, которую вы контролируете», - напоминает доктор Фаррелл.

Относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита - необходимое условие формирования адекватного чувства психологической защищенности. В противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п. Особое значение стабильное переживание собственной психологической защищенности имеет в детском возрасте и в целом на протяжении всей эры восхождения личности к социальной зрелости, прежде всего, в связи с тем, что отсутствие подобного позитивного эмоционального состояния совершенно закономерно на этом этапе онтогенеза кардинально обостряет чувство одиночества, неуверенности в своих силах, порождает страх и необоснованное чувство вины.

Говоря о проблеме психологической защищенности, важно помнить, что «Фрейд определял защитные механизмы Эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления со стороны супер-Эго. Фрейд полагал, что Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума»1.

Совершенно очевидно, что при таком понимании защитные механизмы личности находятся в тесной, но обратной взаимосвязи с социально-психологическими аспектами защищенности - чем более безопасной воспринимается внешняя среда, тем более открытым и естественным будет поведение индивида и, наоборот, при наличии внешней угрозы для Эго (реальной или иллюзорной) - активизируются защитные механизмы. Причем на первый план выступают не столько объективные характеристики внешней среды по параметрам «безопасность - угроза», «приятие - неприятие» и т. п., сколько ее субъективное восприятие индивидом. Последнее, по мнению целого ряда авторитетных исследователей, обусловлено, прежде всего, качественными особенностями контактов ребенка с матерью на первом году жизни.

На сегодняшний день, большинство авторов выделяют первичные, или примитивные защиты и вторичные, «зрелые» защиты. При этом, «как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защиты “низшего порядка” относятся те, что имеют дело с границей между собственным “я” и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым, или к защитам “высшего порядка”, “работают” с внутренними границами - между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго»2. В этой связи, с точки зрения социальной психологии, наибольший интерес представляют, естественно, первичные защитные механизмы. К ним традиционно относят: примитивную изоляцию; отрицание; всемогущий контроль; примитивную идеализацию (и обесценивание); проекцию, интроекцию и проективную идентификацию; расщепление Эго; диссоциацию.

Примитивная изоляция представляет собой психологический уход из ситуации за счет изменения состояния сознания. Это самый ранний, скорее всего врожденный способ справиться с трудностями: «Когда младенец перевозбужден или расстроен, он попросту засыпает. ... Взрослый вариант того же самого явления можно наблюдать у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Склонность к использованию химических веществ для изменения состояния сознания также может рассматриваться как разновидность изоляции»3. Про таких людей обычно говорят «он ушел в себя» или «витает в облаках». В своих крайних проявлениях изоляция может принимать форму аутизма. Понятно, что даже в «умеренных дозах» изоляция существенно осложняет социальные контакты и адаптацию индивида практически в любой группе, не говоря уже о риске возникновения химической зависимости. Однако было бы явно неверным оценивать примитивную изоляцию как исключительно дисфункциональную форму психологической защиты. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому, он может быть чрезвычайно восприимчив, нередко к большому изумлению тех, кто махнул на него рукой как на тупого и пассивного»1.

Отрицание, в отличие от изоляции, напротив, часто связано с существенным искажением реальной картины, поскольку уходит корнями «...в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит это не случилось”»2. Классическим проявлением отрицания является реакция типа «Этого не может быть потому, что не может быть никогда» в ответ на какое-либо неприятное известие или факт. В социальном контексте отрицание нередко провоцирует полную неспособность воспринимать любые доводы и действия партнера, не укладывающиеся в ожидаемую и желательную для индивида схему взаимодействия. Вместе с тем, в целом ряде случаев отрицание может играть позитивную роль, позволяя сохранять дееспособность и целеустремленность при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах. Особенно отчетливо это проявляется в экстремальных ситуациях: «В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. ... Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей»3.

Всемогущий контроль берет начало «...в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества...» Эти фантазии восходят к начальной стадии развития личности, когда младенец еще не способен к идентификации и воспринимает себя и мир как единое целое. В своих здоровых проявлениях всемогущий контроль как защитный механизм связан с интернальным локусом контроля и необходим для поддержания чувства компетентности и уверенности индивида. Но патологическая потребность обладать всемогущим контролем и властью над окружающим миром крайне опасна: «Если личность организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в связи с чем все этические и практические соображения отходят на второй план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую»... Перешагивать через других - вот основное занятие и источник удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает всемогущий контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все интересы главной цели - проявить свое влияние»4.

Примитивная идеализация (и обесценивание) берет начало в присущей в определенный момент развития всем детям убежденности в том, что «мой папа - самый сильный», а «моя мама - самая красивая». Оборотной стороной этой примитивной веры в чье-то внешнее совершенство и всемогущество, замещающей еще более архаичные фантазии о собственном всемогуществе, является неизбежное разочарование в более старшем возрасте, когда с опытом накапливается «критическая масса» факторов, указывающих на несовершенство родителей, которую уже невозможно игнорировать, прибегая к отрицанию. С точки зрения многих исследователей, «нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви. И проявляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации-индивидуации»1.

При этом следует учитывать, что объектом как идеализации, так и обесценивания для нарциссических личностей в равной степени могут выступать и отдельные индивиды, и группы. В этой связи они могут оказывать серьезное негативное влияние на процесс группового развития, а также обычно оказываются неспособны к подлинному сотрудничеству и партнерству в межличностных отношениях.

Проекция, интроекция, проективная идентификация. Согласно современным представлениям, «проекция - это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии. Поскольку никто не в состоянии проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт»2. В то же время проекция часто приводит к существенным искажениям восприятия реальности, тем самым осложняя процесс взаимодействия и часто являясь подлинной причиной деструктивных конфликтов. Интроекция - «...это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими»3. Механизм интроекции существенно ускоряет процесс социального научения, а также способствует сближению людей в процессе взаимодействия за счет «подстройки» партнеров друг к другу. Вместе с тем, в своих деструктивных проявлениях он может быть причиной виктимного поведения, идентификации с агрессором (как это имеет место, например, при «стокгольмском синдроме»), а также может существенно осложнять переживание горя.

Понятно, что проекция и интроекция являются, по сути дела, двумя сторонами одной медали. В определенных условиях они могут сливаться, образуя механизм проективной идентификации. В этом случае индивид «...не только проецирует внутренние объекты, но и вынуждает человека, на которого он их проецирует, вести себя подобно этим объектам - как если бы у него были те же самые интроекты»4. Проективная идентификация представляет особый интерес с точки зрения социальной психологии, поскольку именно она часто является определяющим фактором при формировании неформальной структуры группы на первом этапе ее жизненного цикла. Кроме того, механизм проективной идентификации лежит в основе социально-психологического феномена, широко известного как «самоактуализирующееся пророчество».

Расщепление Эго как механизм психологической защиты основано на «черно-белом» видении окружающего мира, берущим свое начало в довербальном периоде развития, когда ребенок еще не в состоянии осознать амбивалентность, присущую объектам окружающего мира, и воспринимает их как исключительно «хорошие» либо, напротив, как исключительно «плохие». При этом «в повседневной жизни взрослого расщепление остается мощным и привлекательным средством осмысления сложных переживаний, особенно если они являются неясными или угрожающими»1. В своих деструктивных формах расщепление способствует формированию негативных политических, этнических и социальных стереотипов. Исследование «авторитарной личности», проведенное Т. Адорно и рядом других ученых, показало, что тотальная фиксация на расщеплении была свойственна наиболее зловещим персонажам в человеческой истории и по сей день лежит в основе как правого, так и левого экстремизма.

Диссоциация - «...это “нормальная” реакция на травму...» по принципу «меня здесь нет» или «это происходит не со мной». ... Выгоды диссоциирования в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти»... Вместе с тем, «Огромным недостатком такой защиты является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни, и более точная адаптация к реальной угрозе нанесла бы значительно меньший урон общему функционированию»2.

Поскольку, как уже отмечалось, вторичные психологические защиты имеют лишь опосредствованное отношение к социально-психологическим процессам, мы не станем их подробно рассматривать, ограничившись лишь перечислением. К ним относятся: репрессия (вытеснение); регрессия; изоляция; интеллектуализация; рационализация; морализация; компартментализация (раздельное мышление); аннулирование; поворот против себя; смещение; реактивное образование; реверсия; идентификация; отреагирование; сексуализация; сублимация.

Прямая профессиональная обязанность практического социального психолога состоит, в частности, и в том, чтобы выявить в интересующем его сообществе тех людей, которые страдают, чувствуя себя психологически незащищенными, и при этом либо таким образом воздействовать на социальное окружение, чтобы у конкретной личности не было оснований чувствовать себя личностно и социально уязвимой, либо провести соответствующую работу по восстановлению ее адекватного самовосприятия.

Просмотров: 4370
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »