Болезни Военный билет Призыв

Как определяется равнодействующая сила. Понятие силы

Мы рассматривали до сих пор сличай, когда на тело действуют две (или больше) силы, векторная сумма которых равна нулю. В этом случае тело может либо покоиться, либо двигаться равномерно. Если тело покоится, то общая работа всех приложенных к нему сил равна нулю. Равна нулю и работа каждой отдельной силы. Если же тело движется равномерно, то общая работа всех сил по-прежнему равна нулю. Но каждая сила в отдельности, если она не перпендикулярна направлению движения, совершает определенную работу - положительную или отрицательную.

Рассмотрим теперь случай, когда равнодействующая всех сил, приложенных к телу, не равна нулю или когда на тело действует только одна сила. В этом случае, как это следует из второго закона Ньютона, тело будет двигаться с ускорением. Скорость тела будет меняться, и работа, совершенная силами в этом случае, не равна нулю, она может быть положительной или отрицательной. Можно ожидать, что между изменением скорости тела и работой, совершенной силами, приложенными к телу, существует какая-то связь. Попытаемся ее установить. Представим себе для простоты рассуждения, что тело движется вдоль прямой линии и равнодействующая сил, приложенных к нему, постоянна по абсолютному значению; и направлена по той же прямой. Обозначим эту равнодействующую силу через а проекцию перемещения на направление силы через Направим координатную ось вдоль направления силы. Тогда , как было показано в § 75, совершаемая работа равна Направим координатную ось вдоль перемещения тела. Тогда, как было показано в § 75, работа А, совершаемая равнодействующей, равна: Если направления силы и перемещения совпадают, то положительна и работа положительна. Если равнодействующая направлена противоположно направлению движения тела, то ее работа отрицательна. Сила сообщает телу ускорение а. По второму закону Ньютона . С другой стороны, во второй главе мы нашли, что при прямолинейном равномерно ускоренном движении

Отсюда следует, что

Здесь - начальная скорость тела, т. е. его скорость в начале перемещения - его скорость в конце этого участка.

Мы получили формулу, связывающую работу, совершенную силой с изменением скорости (точнее, квадрата скорости) тела, вызванным этой силой.

Половина произведения массы тела на квадрат его скорости носит специальное название - кинетическая энергия тела, и часто формулу (1) называют теоремой о кинетической энергии.

Работа силы равна изменению кинетической энергии тела.

Можно показать, что формула (1), выведенная нами для силы, постоянной по величине и направленной вдоль движения, справедлива и в тех случаях, когда сила изменяется, а ее направление не совпадает с направлением перемещения.

Формула (1) замечательна во многих отношениях.

Во-первых, из нее следует, что работа силы, действующей на тело, зависит только от начального и конечного значений скорости тела и не зависит от того, с какой скоростью оно двигалось в других точках.

Во-вторых, из формулы (1) видно, что ее правая часть может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от того, возрастает или убывает скорость тела. Если скорость тела возрастает то правая часть формулы (1) положительна, следовательно, и работа Так и должно быть потому, что для увеличения скорости тела (по абсолютной величине) действующая на него сила должна быть направлена в ту же сторону, что и перемещение. Наоборот, когда скорость тела уменьшается правая часть формулы (1) принимает отрицательное значение (сила направлена противоположно перемещению).

Если в начальной точке скорость тела равна нулю, выражение для работы принимает вид:

Формула (2) позволяет вычислить работу, которую нужно совершить, чтобы покоящемуся телу сообщить скорость, равную

Очевидно обратное: для остановки тела, движущегося со скоростью необходимо совершить работу

очень напомннагт формулу, полученную в предыдущей главе (см. § 59), устанавливающую между импульсом силы и изменением импульса тела

Действительно, левая часть формулы (3) отличается от левой части формулы (1) тем, что в ней сила умножается не на перемещение, совершаемое телом, а на время действия силы. В правой части формулы (3) стоит произведение массы тела на его скорость (импульс) вместо половины произведения массы тела на квадрат его скорости, фигурирующее в правой части формулы (1). Обе эти формулы являются следствием законов Ньютона (из которых они были выведены), а величины являются характеристиками движения.

Но между формулами (1) и (3) имеется и принципиальное различие: формула О) устанавливает связь между скалярными величинами, тогда как формула (3) - это векторная формула.

Задача I. Какую работу надо произвести, чтобы поезд, движущийся со скоростью увеличил свою скорость Масса поезда . Какая сила должна быть приложена к поезду, если это увеличение скорости должно произойти на участке длиной 2 км? Движение считать равноускоренным.

Решение. Работу А можно найти по формуле

Подставив сюда приведенные в задаче данные, получим:

Но определению следовательно,

Задача 2, Какой высоты достигнет тело, брошенное вверх о начальной скоростью

Решение. Тело будет подниматься вверх до тех пор, пока его скорость не станет равной нулю. На тело действует только сила тяжести где - масса тела и - ускорение свободного падения (силой сопротивления воздуха и архимедовой силой пренебрегаем).

Применив формулу

Это выражение мы уже получили ранее (см. стр. 60) более сложным путем.

Упражнение 48

1. Как связана работа силы с кинетической энергией тела?

2 Как изменяется кинетическая энергия тела, если сила, приложенная к нему, совершает положительную работу?

3. Как изменяется кинетическая энергия тела, если приложенная к нему сила совершает отрицательную работу.

4. Тело движется равномерно по окружности радиусом 0,5 м, обладая кинетической энергией в 10 дж. Какова сила, действующая на тело? Как она направлена? Чему равна работа этой силы?

5. К покоящемуся телу массой 3 кг приложена сила в 40 н. После этого тело проходит по гладкой горизонтальной плоскости без трения 3 м. Затем сила уменьшается до 20 н, и тело проходит еще 3 м. Найдите кинетическую энергию тела в конечной точке его движения.

6. Какая работа должна быть совершена для остановки поезда массой 1 000 т, движущегося со скоростью 108 км/ч?

7. На тело массой 5 кг, движущееся со скоростью 6 м/сек, действует сила в 8 н, направленная в сторону, противоположную движению. В результате скорость тела уменьшается до 2 м/сек. Какую работу по величине и по знаку совершила сила? Какое расстояние прошло тело?

8. На тело, первоначально находившееся в покое, начинает действовать сила в 4 н, направленная под углом 60° к горизонту. Тело движется по гладкой горизонтальной поверхности без трения. Вычислите работу силы, если тело прошло расстояние в 1 м.

9. В чем состоит теорема о кинетической энергии?

Хорошо, если в школе ученик старается понять учителя, не пропускает занятия, дома выполняет все задания. Тогда ему проще в жизни применить свои знания, не приходится в далеко не школьном возрасте снова возвращаться к предметам. Физика для многих – непростая наука. А для работы просто необходимая дисциплина. В частности она изучает такие физические величины, как силы, которые действуют на тело. Нас интересует равнодействующая всех сил, давайте дальше подробно рассмотрим, как её найти.

Эта сила, впрочем, как и любая другая – векторная величина, имеет исходную точку, направление, измеряется в Ньютонах. В ИСО (Инерциальной Системе Отсчета) равнодействующая направлена в ту же сторону, что и ускорение. Модуль силы эквивалентен геометрической сумме всех других сил, которые действуют на тело. По второму закону Ньютона: Fp=ma, где а – ускорение, m – масса равно-ускоренно двигающегося тела. Когда предмет не движется, интересующая нас сила приравнивается к нулю. К примеру, на наклонной поверхности лежит линейка. Благодаря , силе трения на неё не влияет ускорение. Сумма всех трех сил равна 0. Линейка находится в покое. Рассчитаем значение Fр для предмета, который толкают в одном направлении с F1=15 Н, F2=25 H. Рисунок будет выглядеть так:

Отсюда: Fр = F1 + F2 = 15 + 25 = 40 H, силы, применяемые к телу, имеют одно и то же направление, равнодействующая равняется их сумме.

Если к предмету приложить силы, направленные в противоположных направлениях, то Fp – равнодействующая будет приравниваться к их разности. Пример: один учащийся забирает ручку у другого. Первый прикладывает силу F1=0,1 H, второй – 0,3 Н, Fp = 0,3 – 0,1 = 0,2 H. Как решить простейшие задачи, вы можете посмотреть здесь: . Мы проанализировали только простые примеры решения заданий по физике. В задачах посложнее потребуются знания из геометрии. Там, чтобы найти вектор силы, надо помнить теоремы, уметь найти гипотенузу, треугольника по заданному и углу, знать, что такое синус, косинус угла, как найти диагонали прямоугольника. Скачайте у нас на портале . Итак, для решения сложных задачек на равнодействующую силу первым делом напишите “Дано”, все величины переведите в положенные единицы измерения: кН в Ньютоны, граммы в килограммы и т.д. Нарисуйте рисунок, укажите, какие силы влияют на объекты, верно начертите направления векторов. Следующим шагом составьте уравнения, решайте их, вспоминая все правила из математики, теоремы (как выше говорилось) из геометрии.

Решив поступать в университет, где понадобится результат ЕГЭ по физике, как можно чаще делайте задачи разного уровня сложности. Для облегчения на черновике чертите рисунки, обсчитывайте все варианты решения. Учитесь правильно мыслить, не стесняйтесь обращаться к преподавателю с вопросами. Не забывайте о Законах Ньютона, их часто используют для нахождения значений. Практикуя такой подход, в будущем вы справитесь с заданием любой сложности.

Нахождение равнодействующей силы

Для того, чтобы найти равнодействующую силу, необходимо: во-первых, верно обозначить все силы , действующие на тело (при этом если тело движется равноускоренно, значит в направлении ускорения действующая сила длиннее противоположной. Если тело движется равномерно или покоится длина векторов сил одинаковая); затем изобразить координатные оси , выбрать их направления; на третьем шаге необходимо определить проекции векторов на оси; на четвертом записать 2 закон Ньютона для всех тел.

Запомните: направление равнодействующей силы всегда совпадает по направлению с вектором ускорения тела.

Примеры

На движущееся равномерно по горизонтальной поверхности тело, действуют сила тяжести, сила реакции опоры, сила трения и сила, под действием которой тело движется.

Обозначим силы, выберем координатные оси

Найдем проекции

Записываем уравнения

Тело, которое прижимают к вертикальной стенке, равноускоренно движется вниз. На тело действуют сила тяжести, сила трения, реакция опоры и сила, с которой прижимают тело. Вектор ускорения направлен вертикально вниз. Равнодействующая сила направлена вертикально вниз.

Тело равноускоренно движется по клину, наклон которого альфа. На тело действуют сила тяжести, сила реакции опоры, сила трения.

Велосипедист наклоняется в сторону поворота. Сила тяжести и сила реакции опоры со стороны земли дают равнодействующую силу, сообщающую центростремительное ускорение, необходимое для движения по окружности

Выполняя поворот, тело наклоняется в сторону по­ворота и образует угол a к вертикали:

На тело действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения, причем со стороны дороги на тело действует сила, которая в сумме с силой тяжести сообщает телу центростреми­тельное ускорение. По второму закону Ньютона:В проекциях на координатные оси:Значит,

Через неподвижный блок перекинута невесомая нерастяжимая нить, которая может скользить по блоку без трения. К нити привязаны грузы массамии

На оба груза действуют сила тяжести и сила натяжения нити. Равнодействующие этих сил сообщают телам ускорение а. По второму за­кону Ньютона для каждого тела: Выберем осии, связанные с направлением движения каждого из тел. В проекциях на оси уравнения для каждого из тел имеют вид:Сила давления на ось блоканаправлена вверх и равна сумме сил натяже­ния, которые действуют на плечи блока:

На горизонтальной плоскости на­ходятся тела с массамии, связанные невесомой нерастяжи­мой нитью. К первому телу при­ложили горизонтальную силуКоэффициент трения обоих тел о поверхность одинаков и равен.

На первое тело действуют сила тяжести, сила реакции опоры, сила тяги, сила натяжения нити и сила трения. Направления сил указаны на рисунке. По второму закону Ньютона:На второе тело действуют сила тяжести, сила реакции опоры, сила натяже­ния нити и сила трения. По второму закону Ньютона:Спроектируем уравнения (1) и (2) на оси:первая система вторая система Из второй системы уравнений:Тогда силы трения:
Первая система будет иметь вид:

В соответствии с первым законом Ньютона в инерциальных системах отсчета тело может изменять свою скорость только, если на него действуют другие тела. Количественно взаимное действие тел друг на друга выражают с помощью такой физической величины, как сила (). Сила может изменять скорость тела, как по модулю, так и по направлению. Сила является векторной величиной, у нее есть модуль (величина) и направление. Направление равнодействующей силы определяет направление вектора ускорения тела, на которое действует рассматриваемая сила.

Основной закон, при помощи которого определяют направление и величину равнодействующей силы - это второй закон Ньютона:

где m - масса тела, на которое действует сила ; - ускорение, которое сила сообщает рассматриваемому телу. Сущность второго закона Ньютона состоит в том, что силы, которые действуют на тело, определяют изменение скорости тела, а не просто его скорость. Необходимо помнить, что второй закон Ньютона работает для инерциальных систем отсчета.

В том случае, если на тело действует несколько сил, то их совместное действие характеризуют при помощи равнодействующей силы. Допустим, что на тело действует одновременно несколько сил, при этом тело перемещается с ускорением, равным векторной сумме ускорений, которые появились бы при воздействии каждой из сил в отдельности. Силы, действующие на тело, и приложенные к одной его точке необходимо складывать по правилу сложения векторов. Векторная сумма всех сил, действующих на тело в один момент времени, называется равнодействующей силой ():

При действии на тело нескольких сил, второй закон Ньютона записывают как:

Равнодействующая всех сил, действующих на тело, может быть равна нулю, в том случае, если происходит взаимная компенсация сил, приложенных к телу. В таком случае тело движется с постоянной скоростью или находится в покое.

При изображении сил, действующих на тело, на чертеже, в случае равноускоренного перемещения тела, равнодействующую силу, направленную по ускорению следует изображать длиннее, чем противоположно ей направленную силу (сумму сил). В случае равномерного движения (или покоя) дина векторов сил, направленных в противоположные стороны одинакова.

Для нахождения равнодействующей силы, следует изобразить на чертеже все силы, которые необходимо учитывать в задаче, действующие на тело. Складывать силы следует по правилам сложения векторов.

Примеры решения задач по теме «Равнодействующая сила»

ПРИМЕР 1

Задание Небольшой шарик висит на нити, он находится в покое. Какие силы действуют на данный шарик, изобразите их на чертеже. Чему равна равнодействующая сила, приложенная к телу?
Решение Сделаем рисунок.

Рассмотрим систему отсчета связанную с Землей. В нашем случае эту систему отсчета можно считать инерциальной. На шарик, подвешенный на нити действуют две силы: сила тяжести, направленная вертикально вниз () и сила реакции нити (сила натяжения нити): . Так как шарик находится в состоянии покоя, то сила тяжести уравновешивается силой натяжения нити:

Выражение (1.1) соответствует первому закону Ньютона: равнодействующая сила, приложенная к телу, находящемуся в покое в инерциальной системе отсчета равна нулю.

Ответ Равнодействующая сила, приложенная к шарику равна нулю.

ПРИМЕР 2

Задание На тело действуют две силы и и , где - постоянные величины. . Чему равна равнодействующая сила, приложенная к телу?
Решение Сделаем рисунок.

Так как векторы силы и перпендикулярные по отношению друг к другу, следовательно, длину равнодействующей найдем как:

>> Равнодействующая сила

Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки