Болезни Военный билет Призыв

Как называется когда откладываешь все на потом. Кто такой прокрастинатор. Порядок прежде всего

Бывало ли у вас так? Вместо того, чтобы выполнять какую-то срочную работу, вы упорно занимаетесь чем угодно, только не ею?
Я часто ловлю себя на том, что хожу вокруг да около того, что нужно делать. Например, вместо того, чтобы приготовить мужу ужин, могу раз 10 зайти на кухню, сделать себе чай и выйти. И знаю ведь, что нужно это делать, но заставить себя никак не могу.

Или другой случай – когда заказчику в срочном порядке нужно выполнить работу, а я вместо этого в 105 раз обновляю свою страницу ВК, перебираю белье на полке, убираю в ящике письменного стола…

И тут дело не в том, что я лентяйничаю, нет. Я активно занимаюсь чем угодно, только не тем, что действительно сейчас необходимо делать.

Почему-то мне кажется, что я не одна такая;)

Согласитесь, это не очень полезное качество. А значит, с этим нужно бороться.

Как-то прочла информацию, что такое состояние – не врожденная черта, не психическое расстройство, и этим чаще всего страдают работники умственного труда. От этого мне, надо сказать, значительно полегчало;)

Психологи называют откладывание дел сложным термином «прокрастинация». И касаться это откладывание может всего: посещения спортзала, наведения порядка на балконе после зимы, звонка знакомым, хождения по конторам ЖКХ или знакомое всем «с понедельника на диете».

Причины откладывания дел

Итак, почему же мы иногда склонны откладывать дела? Причин может быть несколько.

1. Перфекционизм . Мне все всегда хочется делать не просто очень хорошо, а отлично. Конечно, умом я понимаю, что это практически невозможно.

Но, тем не менее, иногда мне кажется, что ужин должен быть не просто вкусным, а очень вкусным, дом не просто убранным, а сияющем от чистоты, и работа должна быть сделана сразу и безупречно… Все это приводит в состояние стресса, и я уже не хочу браться за работу, а откладываю ее на потом.

2. Дискомфорт . На работе 2 раза в месяц мне нужно писать отчет. Для этого нужно обзвонить несколько человек, чтобы получить от них данные. Сам отчет занимает немного времени. Но вот откладываю я его именно из-за звонков – есть пара человек, очень мне неприятных и с которыми мы до сих пор никак не сработались.
3. Не интересность . Этот фактор тоже заставляет меня тянуть с тем же отчетом. Ну что там может быть интересного? Цифры, цифры… Уж лучше с вами здесь посидеть;)

4 . Ну и последняя причина – это банальное неумение правильно распределять дела .

Способы борьбы

Чтобы делать все вовремя, приходится себя воспитывать. И вот какие советы мне помогают:

˃ Не надо думать, что абсолютно все нужно сделать идеально. Несовершенная работа, законченная сегодня, всегда лучше совершенной работы, откладываемой до бесконечности.

˃ И настраиваю себя на спокойную работу, т.е. мне не надо переплюнуть себя, и кому-то что-то доказать, всё должно быть просто сделано, а не идеально сделано.

˃ Очень помогает планирование. Иногда я даже свой план записываю, когда куча не очень приятных и увлекательных дел нужно сделать в течение дня.

˃ Еще одни фокус, связанный с планированием – это поставить время, в которое я начну, к примеру, гладить белье, и приблизительное время, когда закончу, и сделаю себе за это подарок, например, попью чайку с конфеткой. И сосредоточить свое внимание как раз на приятном моменте, который будет уже после того, как закончу дело. ˃ Что-то не особо приятное лучше сделать, так сказать, с разбегу, не смакуя особо его, не жалея себя и не устрашая. Сделала и забыла.

Если, конечно, наступил реальный душевно-мыслительный «паралич», когда вообще ничего невозможно сделать, то я отвлекаюсь и делаю что-то действительно интересное – включаю свой любимый фильм и выкидываю из головы всякие там «надо сделать то и то».

А у вас бывает такое состояние, что вы постоянно откладываете дела? Как боретесь с этим?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Как часто вы перед сдачей важного проекта, экзаменом, разговором с родителями или походом к стоматологу (когда зуб уже болит) находите массу других, более простых занятий, абсолютно не относящихся к основному делу? Причем у каждого список таких дел и ситуация весьма индивидуален и может содержать в себе довольно много пунктов. И даже если у вас в этом списке всего один пункт, он все равно мешает нормально жить. Что делать? Бороться с этим неприятным явлением.

Начнем с самого определения термина «прокрастинация » — это понятие в психологии, обозначающее постоянное откладывание на потом неприятных мыслей и дел.

Как я уже говорила, список таких дел и мыслей индивидуален и может быть весьма внушительным. Есть несколько советов, которые помогают бороться с прокрастинацией и не требуют каких-либо сложных действий. Главное, не откладывать работу над собой «на потом».

1. Сделайте одно неприятное вам дело с утра . Разумеется, не сразу после пробуждения. А когда придет пора заняться делами, пусть первым пунктом в вашем «ToDoList» будет хотя бы одно мелкое неприятное вам дело. Например, вызвать сантехника или позвонить не очень приятному клиенту. Это как прыгнуть с вышки сразу же не задумываясь. Или подходить по сто раз к краю, прикидывать высоту, отходить, собираться с духом и… снова останавливаться перед самым прыжком. И так до тех пор, пока вас не столкнет тот, у кого уже лопнуло терпение стоять в очереди на прыжок. Хорошее правило — первым делом хотя бы маленькое неприятное дело, и ваш список уже на один пункт короче.

2. Если вам тяжело делать какую-либо работу несколько раз в неделю, делайте ее каждый день. Как бы странно это ни звучало, но это правило работает. Например, вам нужно писать в блог статьи или наполнять карточки для программы. Вы, конечно, можете сесть и за несколько дней написать нужное количество. Но, во-первых, не всегда есть под рукой нужный материал, а во-вторых, второй раз сесть и заставить себя написать через несколько дней будет очень сложно (с учетом того, что вам это не нравится, но делать все равно необходимо). Если же вы начинаете работать над этим каждый день понемногу, то постепенно втягиваетесь. И сесть за эту работу будет уже не так сложно. Постепенно это войдет у вас в привычку, а позже может даже понравиться.

3. Найдите себе компанию для своих «неприятных дел». Исследования показывают, что многие вещи мы делаем гораздо охотнее за компанию с кем-то, чем в одиночестве.

4. Сделайте подготовку к работе своим необходимым инструментом. То есть сбор необходимых инструментов дает вам возможность морально подготовиться к выполнению неприятного дела. Например, распечатывая какое-либо письмо, или сбор необходимой информации перед разговором с клиентом. Вам необязательно делать это именно сегодня, вы можете это отложить. Но вполне возможно, что просто готовясь заранее, вы решите поскорее закончить с этим делом и сделаете все в этот же день.

5. Ведите список . Этот совет можно встретить довольно часто в борьбе с невыполнением дел (попросту говоря, вездесущей ленью). И это работает. Обычно списки составляют для выполнения чего-либо долгосрочного, но с однодневными тоже работает. Просто напишите на бумаге, что к концу сегодняшнего дня я должен сделать то-то и то-то.

6. Сначала — самое неприятное (дамы и дети — вперед). Убедитесь, что сначала вы выполняете одно из главных неприятных дел, а не выполнением «маленьких неприятностей» пытаетесь оттянуть выполнения самого неприятного (и такое бывает).

7. Научитесь получать удовольствие от завершения неприятных вам дел. Заставили себя сделать то, что откладывалось уже месяц — порадуйтесь! Хотя бы за то, что вы у себя такой молодец и наконец-то нашли силы в себе завершить весьма неприятное дело. Даже если вам было немного тошно в процессе выполнения и в конце остался неприятный осадок. Вы ЭТО сделали. Вы — МО-ЛО-ДЕЦ!

А теперь хотелось бы поинтересоваться, что начинаете делать вы, чтобы избежать выполнения неприятного дела? Я, лично, начинаю перебирать вещи или искать, что я еще такого должна сделать «вроде-бы-нужного», частенько никак не связанного с «моим драконом».

Откладывать на потом — распространенное явление. Мы часто слышим фразу: с понедельничка возьмусь..

Привычка постоянно откладывать дела на потом знакома многим. Но мало кто воспринимает ее всерьез. И правда, разве навредит кому-нибудь очередная чашка кофе, выпитая вместо годового отчета, или диалог со старым приятелем в интернете, который ведется в то время, когда должен отрабатываться доклад на выступление. Конечно нет, кроме вас самих.

Да и вообще, кто сказал, что я бездумно проверяю почту, вместо проверки финансовых документов? Я жду важное письмо от… И тут полет фантазии не знает границ. Да от кого угодно, лишь бы убедить себя в том, что оно действительно важно.

Подобное поведение продолжается изо дня в день, от недели к неделе. А самое опасное, что оно становится нормальным состоянием человека.

Подход с научной точки зрения

Феномен откладывания дел на потом имеет научное название – прокрастинация. Придумано оно было довольно давно, и если переводить дословно, состоит из двух слов: вместо и завтрашний.

Парадокс, но в Древнем Риме прокрастинация являлась благом и человек, который не спешил с принятием решений, был мудрецом. В Японии же и сейчас принятие решений осуществляется с большой задержкой, но тут свою роль играет менталитет, а не привычка откладывать на потом.

Однако, в наше время долгое обдумывание может сулить потерю выгодного предложения или денег в целом. Поэтому человек, откладывающий дела на потом, рискует остаться не у дел, или быть постоянно в роли догоняющего.

Психологи из разных стран с интересом изучали эту проблему и пришли к выводу, что лень и прокрастинация не одно и то же. Ведь для лентяя абсолютно не важно, успеет он закончить работу или нет, а для прокраснтинатора, важно, но с небольшой оговоркой, работа будет выполнена, чуть позже.

Первое знакомство с родителями парня: как не попасть впросак и произвести должное впечатление

Прокрастинация имеет несколько причин:

  • неосознанное желание получить выплеск адреналина при выполнении важной работы в максимально короткий срок;
  • воспитание в авторитарной среде, когда необходимо было подчиняться воле одного из родителей;
  • перфекционизм;
  • неуверенность в своих силах;
  • возможные неприятности на работе с коллегами.

Этот список можно продолжать долго, и, скорее всего, прокрастинатор со стажем сможет дать ответ, почему он стал откладывать дела на потом, но это не выход из ситуации. Откладывая свои дела, ты начинаешь откладываешь жизнь на потом а это уже серьезно.

Самая главная причина, прокрастинации кроется в голове. Именно в нашем мозгу. Но это не означает, наличие серьезного психического растройства. Нет. Все до банальности просто. Одна из частей головного мозга, лимбическая, отвечает за желания попить кофе, почитать книжку, посмотреть сериал, заняться сексом. И если в лимбической части эти желания рождаются ежеминутно и также ежеминутно забываются, то во второй части мозга, перфоральной, возникают позывы к действиям, сопряженным с планированием.

Так вот, у любителей отсрочить финиш, лимбическая часть в доминирующем положении. А происходит это доминирование из-за усталости. Накопившейся или одномоментной, неважно. Главное, то, что мозг устал и сдается на милость победителя, то есть лимбической части. И вы уже строчите очередной месседж своей подруге или завариваете пятый пакетик чая.

Проблема найдена, что дальше

Итак, вы решили, что проблемой всех ваших бед является откладывание на потом и с этим надо бороться. Но необходимо усвоить сразу, легкого способа перестать откладывать дела на потом не существует. Хотя, можно попробовать написать заявление об увольнении, но ведь это не наш случай. Поэтому приготовьтесь к борьбе. К борьбе с сильнейшим противником. С самим собой.

Совместимость знаков зодиака между двумя половинками

Если случай уж слишком запущен, то борьбу с прокрастинацией можно вести и в группе, но для этого необходимо прибегать к услугам психолога. Лучше начать с индивидуального метода, возможно, вы справитесь сами.

Существует несколько интересных методик. Начнем с самой простой.

Задавая вопрос, почему я все откладываю на потом постарайтесь понять, а что все? Всю свою жизнь? Или отдельные ее проявления?

Скорее всего, ответ будет вторым. И в основном дело касается работы. Давайте разберемся, что побуждает работника заниматься посторонними делами в служебное время. Обычно это дела или задания, которые условно делятся на:

  • вызывающие неуверенность в том, что их можно закончить;
  • вызывающие отвращение;
  • вызывающие чувство замешательства, с чего начать, все однотипное.

Избавиться от прокрастинации в этом случае помогут следующие рекомендации:

  • Если не знаете с чего начать, или дело кажется неимоверно сложным, разбейте его на несколько этапов. Причем начинать нужно с самого интересного. Когда будет выполнено больше половины работы, вы почувствуете прилив сил, ведь теперь задача уменьшается;
  • В случае с работой, которая вам противна или неинтересна, нужно составлять планы на день и стараться воспитать в себе трудоголика. В общем, как было сказано раньше, придется бороться с самим собой;
  • Ну, и если дело касается однотипной работы, ничего лучше монетки нет. С чего начать? Орел или решка решат проблему.

Откладыватель со стажем

Если же дело не только в работе, но и в повседневной жизни, необходимо прибегнуть к маленьким хитростям, способным мобилизовать организм оставить дурную привычку откладывать дела на потом.

Во-первых, составьте список от 15 до 25 своих заслуг, это поможет поверить в себя и активизировать свой разум на дальнейшую работу.

Риэлтор – альтернатива безработице!

Далее, необходимо сократить цель. А именно нет смысла стремиться стать самым умным или наиболее ответственным. Эти формулировки чересчур размыты и обтекаемы. Разбейте стремление стать самым умным на несколько подпунктов.

К примеру:

  • поступить в университет;
  • закончить первый курс с баллом 4,5;
  • прочитать 15 книг;
  • защитить диссертацию.

Перестать откладывать на потом можно простым вопросом, а что я мог бы делать в этот момент. Если вы просиживаете часами в интернете, ответьте на него.

Ответ должен заставить вас почувствовать смущение перед самим собой, воздействуя на подсознание, он мобилизует работника и побуждает к прекращению ненужного времяпрепровождения.

И, пожалуй, самый действенный способ, прекратить откладывать все на потом – ограничить общение с раздражителями. То есть, если основной поглотитель рабочего времени интернет, беспощадно отключайте его.

Чай, журналы, электронные гаджеты — убрать из зоны видимости, а еще лучше из зоны досягаемости. Ведь согласитесь, если нет отвлекающих факторов, то и работать легче.

Наиболее сложное в последнем пункте, это перебороть самого себя и убедить, что по-другому, никак. Способ напоминает борьбу с курением. Сначала очень тяжело и хочется хоть одним глазком взглянуть на ленту в социальной сети, но со временем вы будете поглощены работой и забудете, что раньше нерационально использовали свое время.

Никогда и ничего не откладывайте на потом, именно сейчас самое время все сделать, ведь завтра может быть уже поздно. Эти слова должны стать вашим девизом по жизни!

И напоследок, полезное видео

Почему нам так хочется отложить дела на потом, что такое прокрастинация и что делать.

Большинство из нас делает такую простую вещь, как ленится. Лень очень приятна, понежится дольше в постели, посмотреть телевизор с пивом или сериалы вкушая семечки и просто побездельничать,- в этом нет ничего плохого, иногда этого требует сам наш организм, что бы отдохнуть и душой и телом.

Вот только не редко это заходит слишком далеко и приобретает бесконтрольную форму. Одно из проявлений лени,- это откладывание дела "на потом"- прокрастинация .

Прокрастинация вязко вмешивается в нашу жизнь разными способами,- заставляет откладывать ответственное на самый последний момент, вынуждает воспринимать посильные дела как непосильные, приводит к конфликтам, паники; держит в тревоге и не позволяет расслабиться и отдохнуть; лишает уверенности и вызывает чувство вины и несостоятельности.

Практически никому не хочется покидать комфортную среду ради дел и заниматься чем то, пусть полезным и нужным, но неприятным, нудным и утомительным, требующим терпения, а иногда просто человеку не хочется покидать зону комфорта.

А спросите себя, часто ли вы осознавая важность дела и то, что это может изменить вашу жизнь, по какой то причине откладывали задуманное? И делали ли вообще что то потом?

Почему человек откладывает на "потом" зная что это никак не продвинет его к желаемому результату? Одна из главных причин, это не желание лишаться этого комфортного состояния в котором он на тот момент прибывает, попросту лень.

Не редко это имеет под собой свой подтекст,- таким образом он проявляет свое несогласие, главным для него становиться доказать свою правоту и оправдать свой отказ от деятельности, при этом утрачивается ответственность.

Из- за такого подхода все дела делаются на половину, вяло, а возможно и вообще останавливаются, а это никак не свойственно понятию достижения успеха. Откладывая на "потом" люди косвенно выражают свое нежелание достижения цели.

Такая форма лени входит в привычку . Откладывая неприятные, нужные дела, человек со временем откладывает и самые важные дела, они начинают казаться и быть для него неприятными.

Здесь есть ещё такой подводный камень, как неоправданная, обманчивая надежда,- "Я обязательно это сделаю завтра (потом)".

Но по большому счету это самообман и ничего более. И снова все остается не сделанным.

Человеку нужно что то сделать, что то важное, но лень делать сейчас. Или хочет чего то достичь или к примеру, изменить что то в себе, своих привычках. Решает с чего надо начать и говорит себе- "Все, с понедельника или с завтрашнего дня буду другим и начинаю заниматься собой или что то делать.

Сознательно он понимает что для него это важно, но он вновь откладывает с надеждой, что сделает позже, а сейчас ему так не хочется покидать эту зону комфорта.

И как правило, все на этом заканчивается, потому как к этому времени мыслительный процесс несколько меняется, вперед выходят другие мысли, и это уже из искреннего, сильного желания превращается в некую борьбу с самим собой, причем, часто с малой надеждой.

А ясное видение, эмоциональная сила и мотивация того, задуманного- спадает, и меньше остается энергии чтобы преодолеть сложное начало, где как раз и ждет основная борьба и .

И чем больше таких неудачных попыток, тем с каждым разом, меньше становится веры, сил и энергии для осуществления желаемого.

На таком вот и не доделываются нужные дела, останавливаются мечты, забываются цели и человек не достигает того что хотел.

Поэтому так важно не откладывая начать и довести свое начатое или задуманное до конца. А все последующие 2, 3, 5 и 10ые цели и дела, внутренне для вас, уже будут достигаться все легче и легче. Ваша Вера в себя уже станет сильна, вы просто поверите и будете твердо знать, что вы можете сделать, а Вера посильней чем даже Знания. Сначала идет Вера, а потом уже Знания.

Подходите всегда с мыслью - "Если я не сделаю что то сейчас(сегодня) значит я не сделаю никогда ". Это будет помогать вам настраиваться на действия.

Поверьте друзья, прокрастинация это ненужная и очень хреновая штука, хотя на первый взгляд и кажется вполне безобидной. И вы бы сейчас не за что не нашли бы этот дурацкий сайт если бы я откладывал на потом.

Поведение человека, при котором жажда откладывать на потом, наполнено и другими скрытыми причинами,- недовольство и разочарование результатами, осознание своих неправильных действий, боязнь ошибки или недостаточность подготовки.

Если боитесь ошибки или не уверены в своей подготовленности, то хочу заметить словами одного, добившегося цели, человека.

Даже если наши правильные действия хоть чуть чуть перекрывают совершенные ошибки 51%- 49%, все равно мы добьемся успеха. И делать все нужно немедленно, так как для настоящего успеха Вы никогда не окажетесь достаточно подготовлены, и к тому же отложив- вы вряд ли вообще что то сделаете,- слова очень известного, успешного человека Бодо Шефера.

К тому же, такое поведение приводит человека к состоянию, когда ослабевает сила воли, падает продуктивность работы и желание делать эту работу. Постепенно это может привести к постоянному(хроническому) стрессу, снижению и к . Помните об этом.

А ещё нужно начинать постепенно мыслить более рационально, пробовать планировать свое рабочее время и разбивать большие дела на на небольшие планы. И разделять их на важные и менее важные (что бы не рваться на части и получать максимальную пользу) Определив это самое важное, не откладывая, просто взять и сделать или хотя бы начать делать.

Люди второго типа постоянно откладывают на завтра важные дела, и в результате многие задачи так и остаются незавершёнными. Такое иногда объясняется ленью, но в психологии для этого состояния существует специальный термин - «прокрастинация».

О том, как преодолеть прокрастинацию, рассказывает клинический психолог Елена Харитонцева .

Слово «прокрастинация» (от лат. pro - «вместо», «впереди» и crastinus - «завтрашний») означает склонность к постоянному откладыванию на потом важных или неприятных дел. Из-за неё студенты начинают учить предмет в ночь перед экзаменом, а к написанию диплома приступают за неделю до защиты. Прокрастинация мешает сотрудникам выполнять работу, своевременно сдавать проекты и отчёты. Такое состояние негативно сказывается на способности принятия важных решений. Из-за прокрастинации портятся отношения с клиентами и разоряются компании.

А может, это просто лень?

Проблема прокрастинации намного серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Привычка откладывать на потом важные дела довольно опасна. Она начинается с разовых отсрочек, но со временем превращается в шаблон поведения. Груз невыполненных дел вызывает у прокрастинатора стойкое чувство вины. Такое состояние часто называют ленью, но между лентяем и прокрастинатором есть ряд отличий.

Первое отличие. Лентяи вообще не хотят ничего делать и безрадостно относятся к новым заданиям. Прокрастинаторы с энтузиазмом берутся за новые проекты, взваливают на себя гору дел, а вот справиться с ними эффективно или в срок они не могут. Чаще всего из-за того, что отвлекаются на какие-то другие дела.

Второе отличие. Если задание не выполнено вовремя, лентяи относятся к этому спокойно: не сделал - и ладно. У прокрастинаторов же начинается самобичевание и самоуничижение.

Третье отличие. Выполненное в срок задание вызывает у прокрастинаторов большой душевный подъём, они бывают очень горды результатом и довольны собой. Лентяи в этом случае реагируют более спокойно, даже безразлично.

Четвёртое отличие. Важная особенность прокрастинаторов - мнимый оптимизм, особенно при оценке риска невыполнения определённого дела.

Кто такой прокрастинатор

Прокрастинаторы - как правило, люди с низкой самооценкой. Чаще всего их воспитывали властные родители. Если взрослые заставляют детей делать все дела строго по графику и контролируют каждый их шаг, то к началу взрослой жизни у ребёнка не формируется навык самостоятельного планирования своих дел и выполнения намеченных планов без чёткого внешнего стимула (например, жёстко установленных сроков или данных обещаний). В этом случае человек всё время переносит свои дела на завтра, на послезавтра. Он говорит себе, что сделает это дело, когда будет более выспавшимся, когда у него будет больше времени и т. п. Вскоре отсутствие результатов начинает мешать работе, и у человека появляется неуверенность в своих силах и своём профессионализме.

Прокрастинаторы не просто тянут время - они замещают выполнение поставленной задачи другими делами. Например, смотрят новости в Интернете или видео в YouTube. Ещё одна важная особенность прокрастинаторов - низкая сопротивляемость болезням. В психологии существует термин «уход в болезнь», когда от нежелания выполнять важное дело у человека появляются реальные симптомы заболевания: подскакивает давление, болят голова, живот.

Систематика дел

Для решения проблемы прокрастинации очень интересную модель придумал канадский специалист по системному развитию Брайан Трейси . Он предлагает разделить все откладываемые дела на три большие группы.

Первая группа: дела-«слоны»

Это большие дела или масштабные проекты, для выполнения которых требуется много времени и сил. Такие дела вызывают у людей подсознательный страх: непонятно, с чего начинать и как приступить к такому большому делу. Действительно, нельзя «съесть» слона за один присест. Надо разделить его на отдельные кусочки и начинать с самых «вкусных» (интересных). Тогда человек постепенно втягивается в работу, и вскоре остальные части «слона» тоже оказываются «съеденными».

Российские психологи для выполнения больших дел предлагают использовать личностную мотивацию. Для прокрастинатора сильным стимулом могут стать хорошее финансовое вознаграждение за работу или данное кому-то обещание, которое не хочется нарушать.

Вторая группа: дела-«лягушки»

В системе Трейси это не очень крупные, но неприятные дела, которые лежат на душе тяжёлым грузом и вызывают угрызения совести. Такая «лягушка» - сильный раздражитель: она постоянно квакает (напоминает о себе). В реальности это могут быть несрочные неприятные телефонные звонки, письма или встреча, на которую не хочется идти. Такие дела лучше сделать не откладывая («проглотить» эту противную «лягушку», чтобы потом забыть о ней навсегда).

Однако, если человек начинает успешно выполнять неприятные дела-«лягушки», может появиться проблема. Когда на работе возникает необходимость выполнения таких дел (например, нелицеприятный разговор с человеком или неинтересное задание, которое никто не хочет делать), их могут постоянно поручать тому человеку, который умеет их делать: «У тебя это хорошо получается». Но в психологическом и моральном плане выполнение неприятных дел для человека - очень затратная задача, поэтому необходимо выстроить свою линию поведения так, чтобы подобные задания не стали основной частью работы.

Третья группа: дела-«апельсины»

Так Трейси называет одинаковые по важности и по объёму небольшие относительно простые дела. Чтобы они не накапливались и не были укором прокрастинатору, дела-«апельсины» нужно делать регулярно. Лучше взять за правило ежедневно делать, например, по два таких дела, чтобы они не накапливались.

Решаем проблему

Научиться выполнять все намеченные дела вовремя и без спешки помогут следующие правила.

1-е правило: безотлагательно составить список накопившихся дел (текущих и будущих).

2-е правило: определить приоритеты и разбить большие дела на части. Составить список дел в таком порядке - сначала самые важные, потом менее срочные и в самом конце те дела, которые уже потеряли свою актуальность или с самого начала не были важными или обязательными. Масштабные проекты и дела-«слоны» нужно разбить на отдельные этапы и определить конкретный срок их выполнения.

3-е правило: запустить механизм рационализации, т. е. создать элементарные условия для выполнения поставленных задач. Если вы находитесь на работе, запретите себе заходить в электронную почту или социальные сети (лучше вообще отключить Интернет на некоторое время). Если вы работаете дома, нужно выключить телевизор и предупредить близких, чтобы вас не отвлекали в течение определённого времени (например, трёх часов).

4-е правило: организовать механизм замещения. Чтобы отдохнуть от работы, нужно переключаться на другой вид деятельности. Если вы работаете за компьютером, то переключение на общение в Интернете, чтение книг или просмотр телевизора не считается сменой деятельности. Для отдыха можно сделать зарядку, сходить в магазин.

Смена деятельности должна быть кардинальной, при этом любая полуполезная работа будет лучше псевдополезной.

5-е правило: настроиться позитивно. Невыполненные вовремя дела вызывают чувство вины, а для его преодоления требуются большие психические и эмоциональные затраты. Поэтому нельзя называть себя неудачником: нужно пошагово выстроить свои действия, которые помогут изменить ситуацию, и начинать действовать немедленно - хотя бы с составления списка дел.

6-е правило: оптимизировать порядок выполнения намеченных дел. Самое неприятное из списка лучше сделать сразу (проглотить этих «лягушек», чтобы они больше не квакали). Затем можно приступить к наиболее приятным и интересным делам, а уже потом переключиться на менее интересные.

7-е правило: ставить временные ограничения. Например, если у вас намечены на день два дела, нужно отвести на их выполнение 2-3 часа, после чего порадовать себя чем-то приятным. Но делать такие дела нужно ежедневно. При таком подходе можно разложить огромного «слона» на небольшие дела-«апельсины» - и работа будет успешно продвигаться.

Скрытые барьеры

Иногда у человека бывают какие-то личные причины для прокрастинации, которые мешают приступить к выполнению работы. Например, ему не хватает каких-то знаний или нужна чья-то консультация. Среди причин прокрастинации могут быть страх потерпеть неудачу или боязнь попасть впросак. Тормозом может стать даже страх удачи - боязнь, что начнут поручать более сложные и ответственные задания.

Всё сказанное выше относится к нормальным и психологически здоровым людям, у которых есть серьёзная мотивация, но не хватает организованности, самодисциплины или умения планировать и распределять свои дела. Но неумение собраться и откладывание дел на потом может быть признаком тревожного расстройства или серьёзной депрессии. В этом случае человеку требуется помощь психотерапевта или психиатра.