Болезни Военный билет Призыв

Как научиться отстаивать свое мнение. Как научить ребенка отстаивать свою точку зрения и не ссориться при этом

Споры на работе – это всегда испытание. При этом одно дело, если вы отстаиваете свою позицию в противостоянии с коллегой и совершенно другое, когда у вас возник спор с руководителем.

Ведь далеко не каждый начальник готов признавать свою неправоту и адекватно воспринимать вашу настойчивость. А тогда с успешной карьерой в этой компании можно попрощаться...

Прежде чем вступить в спор с руководителем, задайте себе несколько вопросов:

  • Я действительно прав?
  • Я хочу доказать свою правоту не для того, чтобы потешить собственное эго?
  • Меня будут слушать или я просто напрасно потрачу свои силы и время?
  • Если я буду отстаивать свою точку зрения, это поможет компании достичь поставленных целей?

Вы ответили на все вопросы и убедились в том, что начальник не прав? Действуйте. Однако помните, что в любом споре важно не доказать свою компетентность и убедить руководителя в том, что он ошибается. Главное – найти единственно правильное решение. Причём оно не должно быть результатом компромисса или приспособленчества ради сглаживания острых углов или попытки «замять» конфликт. Важно, чтобы и вы, и ваше руководство приняли это решение потому, что оно самое лучшее. Что для этого нужно?

Выберите «правильного» руководителя

Конструктивный диалог можно вести лишь с тем человеком, который с уважением относится к мнению других людей, при этом он готов не только слУшать, но ещё и слЫшать собеседника. Если ваш начальник не прислушивается к точке зрения подчинённых и даже более того – не терпит, когда ему возражают, нет смысла что-то доказывать.

Спорьте, если в предмете спора вы компетентнее собеседника

Чем глубже вы разбираетесь в тонкостях обсуждаемых вопросов, тем выше ваши шансы доказать свою правоту и найти единственно правильное решение. Помните первое правило Диксона, согласно которому «шеф всегда прав»? В этом непременно что-то есть. При прочих равных вы проиграете спор с руководителем просто потому, что в служебной иерархии он находится выше вас. Поэтому чтобы доказать свою правоту, следует обладать глубокими профильными знаниями и быть настоящим специалистом в своём деле – собственно это то, за что вы и получаете свою зарплату.

Используйте особенности характера своего руководителя

Относитесь к другим так, как хотите, чтобы они относились к вам. Забудьте об этом. В данном случае эта формула не работает. Вы сможете достичь поставленной цели, если дадите человеку то, что он хочет. Например, ваш начальник обладает аналитическим складом ума. Зная об этом, подготовьте всю исчерпывающую информацию, которая преподносит вашу идею в выгодном свете, структурируйте данные и только после этого отправляйтесь на встречу. Если же ваш руководитель ориентирован на достижение идеального результата, расскажите о выгоде, которую получит предприятие, когда он прислушается к вашим доводам.

Не согласны? Не надо соглашаться

Только при этом будьте последовательны и внутренне подготовьтесь к тому, что вам придётся аргументировано отстаивать свою точку зрения. Не тушуйтесь и сохраняйте самообладание, когда выслушиваете доводы начальника, высказанные уверенным тоном. Если вы правы и сможете грамотно это доказать – вы заслужите репутацию настоящего профессионала. После этого к вашему мнению будет прислушиваться и руководитель, и коллеги, присутствовавшие при вашем с ним споре.

Научитесь слушать

Помните, что ваша задача заключается не в том, чтобы доказать, что начальник не прав. Важно принять лучшее решение. Лучшее, в первую очередь, для компании. Поэтому даже если вы отлично ориентируетесь в теме спора и умело отстаиваете свою позицию, будьте готовы спокойно выслушать аргументы руководителя и откорректировать ваше понимание вопроса. Ведь у начальника может быть своя точка зрения, и она может быть частично правильной.

Не используйте жёсткие фразы

«Вы ошибаетесь», «ваша точка зрения ошибочна» или «вы не правы» - в вашем лексиконе этих слов быть не должно, тем более, если вы спорите с руководителем в присутствии коллег. Любую из этих фраз начальник может принять за неуважение, поэтому его первой реакцией будет агрессивный отпор. Затем он захочет поставить вас на место и наверняка сделает это очень виртуозно. Можете не сомневаться - такой спор с руководителем вы проиграете.

Порой прислушаться к чужому мнению, конечно, стоит. Но строить свою жизнь, следуя чужой указке – это совсем другое дело.

Если ты часто ориентируешься на чужое мнение, знай, что у каждого свои вкусы, ценности, характер и то, что хорошо для других не всегда подходит тебе. Поэтому стоит иметь собственное мнение и опираться на него. Прими во внимание следующие рекомендации, они помогут тебе отстоять свое мнение !

Итак, как научиться отстаивать свое мнение:

1. Обрести уверенность в себе

Думаю, ты знаешь, что высказывать и отстаивать личное мнение часто совсем непросто. Для того чтобы отстаивать свое мнение, необходима уверенность в себе и твердый характер.

  • Чтобы страх не заставлял тебя прятаться за спинами более уверенных коллег, тебе нужно хорошо знать и понимать свои сильные и слабые стороны и уметь их использовать.
  • Случается, что ты не совсем разбираешься в теме, где требуется высказать свою точку зрения. Восполнить пробел в знаниях тебе помогут те, кто хорошо разбирается в этой области, и ты сможешь аргументировать свое личное мнение.
  • Если у тебя вспыльчивый характер никогда не высказывай свое мнение сгоряча – ты можешь навредить себе. Остынь и подумай, возможно, у тебя будет другая точка зрения на проблему.
  • Если кто-то навязывает тебе свое мнение, подумай хорошо стоит ли соглашаться. Возможно, что ты не принимаешь чужой совет лишь потому, что желаешь идти наперекор, в этом случае ты только навредишь себе.

2. Доверяй своим чувствам

Всем нам случалось ошибаться в других людях и это очень неприятно. Если ты всецело опираешься на чужое мнение, когда знакомишься с человеком, это ошибка. Таким образом, можно отказаться от отношений с человеком, который в будущем мог бы стать тебе настоящим другом или любимым.

  • Чтобы научиться разбираться в людях, тебе нужно увидеть человека целиком со всеми достоинствами и недостатками. Ты сможешь принять его таким, каков он есть, и избежать ненужных разочарований.
  • Если подруга нелестно отзывается о твоем любимом, спроси, почему она так думает. Возможно, что те недостатки твоего любимого, которые не принимает подруга, для тебя несущественны. Если же подруга окажется права, и ты со временем разочаруешься в любимом некогда человеке, не расстраивайся. Ведь все иногда ошибаются . В любом случае доверяй собственной интуиции!

3. Отстаивай свою точку зрения

Наверняка среди твоих знакомых есть люди, которые буквально заставляют тебя принять их точку зрения. Не соглашайся!

  • Поинтересуйся у собеседника, почему он считает, что его мнение единственно верное. Затем расскажи о своих мотивах и целях, но не забудь показать заинтересованность во мнении собеседника. Когда обсуждаешь проблему, говори по делу, аргументируй свои слова.
  • Часто человек начинает вести себя агрессивно, когда ему активно навязывают свое мнение, кричит, скандалит. Это приведет только к одному неприятному последствию – разрыву отношений. Поэтому вести себя так не следует. Отказывай спокойно и достойно, никого при этом не обижая.
  • Обязательно благодари за совет, когда отказываешь. Людям это очень важно, когда прислушиваются к их мнению, даже если и не поступают так, как они советовали. Но все же иногда стоит прислушиваться к чужому мнению, не исключено, что ошибаются не окружающие, а ты.

Не каждый человек умеет отстоять свою точку зрения в нашем мире, где многие просто не хотят слышать правду и настаивают только на своем мнении. Личность, обладающая подобными навыками, намного сильнее других, она чувствует себя уверенной в своих силах, действиях, с легкостью выражает желания и мысли в слух, не позволяет другим манипулировать собой и должным образом отвечает на критику в свой адрес. Это позволяет человеку в большей части управлять своей жизнью, решать, что ему нужно и чего он хочет.

Как отстоять свое мнение в разговоре с другими людьми

  1. В первую очередь, необходимо запомнить одно четкое правило: ваше собственно мнение имеет право быть! Не важно, поддерживают его все остальные или нет. Возникшая у вас идея или мнение, не может быть в точности похожа на другие. А все новое и не соответствующие остальным всегда вызывает недоверие и опасение. Человек, который предложил свою идею, должен быть готов к тому, что ему придется отстаивать свое предложение до конца, если оно конечно стоит того, а не пустышка. Возможно вы сделаете большое открытие, и никто кроме вас, не смог этого придумать, поэтому вы просто не можете опускать руки и сдаваться. Благодаря тому, что на нашей земле существуют люди, которые живут не как все, а так как им хочется, мы узнали и создали много интересного вокруг и не живем в каменном веке.
  1. Каждое мнение, встретившимся на вашем пути, следует воспринимать как обычное мнение, которое можно обговорить и обсудить. И даже если вы обратились за помощью к авторитетной личности, не следует думать, что он последний, кто может повлиять на ваше мнение. Стоит воспринимать его как простого человека, который тоже так же как и вы может допускать ошибки в своей жизни. Главное, обрести , и тогда победа точно окажется на вашей стороне.
  2. Навык отстоять свое мнение, также предполагает и знание человека его личных прав. К примеру: мы имеем право на свой собственный выбор, попросить о том, чего хотим, принимать себя такими, какими есть со всеми своими недостатками, и сказать «нет» кому пожелаем.
  3. Чтобы уметь отстаивать свое мнение, надо учиться искусству общения. Оно в первую очередь включает в себя осознание своих истинных и четких запросов, потому как люди будут относиться к человеку именно так, как он себя ведет с ними. Самая главная и правильная манера в общении с окружающими людьми – это самоуважение и уважение к другим. Этот этого зависят все шансы на успех в любом деле. Так же к искусству общения относятся самоконтроль, без которого невозможно выиграть ни одну дискуссию. Если человек не умеет , то отстоять свое мнение и точку зрения ему вряд ли удастся.
  4. Следующим навыком, как отстоять вою идею и свое мнение является знание основ психологии, принципы контактирования и умение себя вести в различных спорах и дискуссиях. Вступая в разговор со своим собеседником, для начала необходимо изучить психологию оппонента, чем он интересуется, какие у него принципы, настроение и другие жизненные взгляды. Только разговаривая на «одной волне» с человеком можно отстоять свою позицию и мнение.
  5. Очень важно знать, когда необходимо отстаивать свое мнение, а когда лучше подождать и промолчать. Нужно знать, какие вопросы стоит обсуждать, а на какие поставить табу, уметь возражать собеседникам так, чтобы не вызвать раздражения и злости, обладать способностью отстаивать свою точку зрения при этом не оскорбив и не оттолкнув от себя своего собеседника.

Если вы понимаете, что нужно возразить и отстоять свою точку зрения в споре, то сделайте это тактично и аккуратно, не вызвав бурной и враждебной реакции. Также избегайте резких и обвинительных выпадов в сторону оппонента. Если вы чувствуете личную неприязнь к человеку, то стоит сразу же закончить разговор и подождать до тех пор, пока вы не измените своего мнения.

Умение контролировать себя, уважать других, но при этом верить в себя и в свои силы поможет вам отстоять свое мнение и точку зрения в любой ситуации. Подписывайтесь на обновления блога и получайте новые полезные советы: Заходите на сайт , где будет еще много полезной и нужной информации.

Инструкция

Приглядитесь к людям, которые свободно выражают свои мысли. Обратите внимание, как они аргументируют свою позицию, какие методы убеждения они используют и как на них реагируют слушатели.

Потренируйте самостоятельно. Во время разговора находите спорные моменты и попробуйте мысленно связать их со своей точкой зрения. К примеру, посмотрите телевизионное ток-шоу на интересующую вас тему. Когда противоположные стороны будут защищать свою позицию, станьте оппонентом одной из сторон. Попробуйте мысленно сформировать свое мнение на освещаемый вопрос, приведите аргументы.

Поверьте в себя. Ваши идеи, мысли также важны в разговоре, как и высказывания собеседника. Не бойтесь, что с вами не согласятся или что вас не поймут. Не сомневайтесь в своей правоте.

Ведите внутренний диалог с самим собой. Задайте себе вопрос - почему вы в той или иной ситуации не высказали свою позицию, что вам помешало. Найдя причину своего молчания, постарайтесь преодолеть ее. К примеру, вам мешает неуверенность в себе во время беседы с начальником по работе. Вам необходимо понять, что вашим мнение м интересуются обычно в тех вопросах, в которых вы разбираетесь. К вам обращаются, потому что вы профессионал в обсуждаемом деле.

Не обращайте внимания на окружающую обстановку, отвлекающие внимание и смущающие факторы, которые часто мешают правильно сформулировать свои мысли, подобрать нужные слова. Постоянно пополняйте свой словарный запас, больше читайте. После прочтения интересной книги, статьи или просмотра телепередачи обсудите их со своими друзьями, членами семьи. Начните вести личный дневник.

Пробуйте выражать свое мнение как можно чаще в разных условиях - в кругу семьи, с друзьями, в общественных местах. Со временем стеснение и скованность исчезнут, и высказывать свое мнение будет проще.

Источники:

  • Как научиться высказывать свое мнение
  • иметь своё точку мнения

Собственное мнение – это то, что отличает людей друг от друга. Иногда люди принимают навязанный образ жизни, тогда свой индивидуальный взгляд на вещи остается где-то внутри, задавленный и невысказанный. Научиться отстаивать собственное мнение очень важно, если вы хотите получать максимальное удовлетворение, проживая свои годы.

Инструкция

Не ущемляйте своих интересов. Собственное мнение отражает вашу позицию касательно любого высказывания или ситуации. Оно формируется на основании анализа и глубоких размышлений. Делайте выводы в пользу своих оценок и интересов. Они могут частично совпадать с мнением большинства, но последнее не должны идти вам в ущерб. В противном случае это уже будет вашем мнением, следовательно, вам просто нечего будет отстаивать.

Фильтруйте поступающую информацию. Не принимайте за основу оценочные высказывания других людей. Не отвлекайтесь на бесполезные для вас темы и разговоры. Цените свое время. Ведь его пустая трата лишает вас многих возможностей. Этим вы отстаиваете свое право на собственное мнение.

Формируйте уверенность в своих взглядах. Изучайте интересующие вас темы для укрепления собственного мнения. Если прямо или косвенно вас касается какая-либо информация, не берите на веру общедоступные факты, проверьте их, найдите дополнительные достоверные источники. Берите из них только то, что нужно вам.

Будьте верны своим убеждениям. Общество диктует свой ритм и приоритеты. У вашего соседа или коллеги появилась новая работа, новая машина. Не пытайтесь угнаться за ним. Если ваша старая машина обладает необходимыми для вас возможностями, зачем ее менять? Если новая работа потребует от вас огромного количества времени, лишит общения с близкими людьми и приведет к постоянным стрессам, зачем вам такая работа? Чтобы отстоять свою позицию, всегда помните, что, поддавшись не своим приоритетам, вы рискуете потерять больше, чем приобрести.

Действуйте в своих интересах. Не бойтесь нарушить сложившиеся стереотипы. Стереотипное мышление – не ваше мышление. Сначала толпа будет сопротивляться и мешать вам. Но потом, ввиду отсутствия терпения и целеустремленности, она отступит. А вы будете заниматься своими делами, вам уже не придется отстаивать вашу точку зрения.

Полезный совет

Аргументируйте каждое свое высказывание. Любая ваша мысль должна иметь под собой основу.

В спорах всегда есть проигравшие и доказавшие свою правоту. По большей части, хочется оказаться вторыми, а не первыми. Но вести дискуссии так, чтобы они не переходили в ругань, а доносили ваши мысли до человека правильно, не всегда легко.

Инструкция

Поставьте перед собой четкую цель. Не думайте абстрактно, а решите, чего вы хотите достичь этим разговором. Заранее сформулируйте то, что собираетесь сказать. Фразы должны быть короткими и понятными, чтобы собеседник не потерял нить ваших рассуждений в середине цветистого примера.

Не забывайте о том, с кем вы говорите. Все люди – разные. Одни не отреагируют на эмоциональные приемы убеждения, а другие – на рациональные. Например, некоторые следуют логике. Разговаривая с таким человекам, вы должны прибегать к фактам и достоверной информации, а также сохранять формальный стиль общения. Эмоциональные люди привязаны к чувствам, но помните, чем меньше вы знакомы с человеком, тем меньше на него действую аргументы, основанные на ваших ощущениях.

Следите за фактами, которые вы предоставляете. Поставьте себя на место своего оппонента и определите, какие аргументы «побьют» его в дискуссии. Постарайтесь предъявлять их в следующем порядке: сперва - сильные, затем - средние, далее - самый сильный контраргумент. Слабых фактов лучше вовсе не допускать. Бытует мнение, что хорошо врезается в память то, о чем говорилось в начале и конце.

Уважайте своего противника. Если вы будете проявлять уважение к его мнениям и убеждениям, собеседнику не нужно будет защищаться от вас. Это облегчит процесс убеждения.

Не принижайте себя. Не извиняйтесь за свое мнение. Как можно реже просите прощения, иначе будете казаться неуверенным.

Начните с того, что вас объединяет. Если трудно прийти к соглашению, начните с того, что общего между вами и вашим собеседником, а не с причины разногласий.

Слушайте и понимайте, что вам говорят. Непонимание лишь помешает вам убедить вашего оппонента. Выслушайте его, не перебивайте и задавайте уточняющие вопросы.

Убедите собеседника, что идея исходила от него. Люди верят больше себе, чем другим. Используйте фразы, вроде: «Помнишь, ты же сам говорил…» «Твои слова подтолкнули меня к мысли…». Пусть ваш собеседник почувствует, что хотя бы часть предложенного вами – его собственные идеи.

Видео по теме

Бывают ситуации, когда не хотите, чтобы на вас обратили внимание. Но можно ли сделать так, чтобы человек, с которым вы поговорили, через день о вас просто забыл? Или затеряться в толпе так, чтобы к вам не проявили интерес и не запомнили? Специалисты утверждают, что это совсем нетрудно, если вы будете придерживаться некоторых несложных правил.

Инструкция

Обычно людей тянет общаться с теми, кто инстинктивно как бы «тянется к миру», т.е. сам имеет желание открыться. Но если вы не хотите, чтобы вами заинтересовались, показывайте свое равнодушие к окружающим. Если вы опустите голову, направите свой взгляд «внутрь себя» или на землю и постараетесь быстро пройти мимо человека, не задев его внимание, то, скорее всего, он и не вспомнит, что вас видел.

Когда кто-то встречается с незнакомым человеком, то первое, на что обращает внимание, это внешность собеседника и его манера одеваться. Поэтому, чтобы не выделяться из толпы окружающих людей, постарайтесь одеваться так же, как они. Ваша одежда должна быть среднего качества, неброской, без ярких, запоминающихся деталей, кулонов, брошей и прочей заметной бижутерии, возможно, серая, темно-синяя или коричневая.

Позаботьтесь также о том, чтобы иметь невзрачный макияж и скромно причесанные волосы. Если у вас необычный цвет волос, наденьте темный головной убор, но только, разумеется, уместный в данной ситуации. Подумайте, нет ли у вас на лице или открытых частях тела каких-нибудь индивидуальных примет. По возможности, их необходимо закрыть или замаскировать.

Если вам необходимо прийти на какое-то мероприятие и остаться незаметным, попробуйте попасть на него немного раньше, но не первым. Очень хорошо, если вы устроитесь в неприметном углу и будете просто смотреть в окно, читать книгу, газету или журнал, ни с кем не общаясь.

На вас не обратят внимание в группе людей, если вы произведете впечатление человека из обслуживающего персонала. Даже если к вам обратятся и попросят что-то сделать, то, с большой долей вероятности, не запомнят. Но, конечно, только тогда, когда вы сами не привлечете чем-то к себе внимание.

Слушайте, что вокруг говорят и не пытайтесь высказывать свое мнение. Если вам все же придется вступить в беседу, то старайтесь не смотреть на своего собеседника и не проявлять никакой инициативе в диалоге. Когда вас о чем-то спрашивают, вежливо отвечайте, и не более того. Можете просто поддакивать, давать односложные, равнодушные ответы или пожимать плечами. Ваша задача в этом случае – не вызвать у человека раздражения. Через некоторое время он сам потеряет к вам интерес и желание продолжить разговор.

Однако часто люди отказываются принять возможность существования иных точек зрения, принимая их априори ложными. Они упрямятся и стараются доказать, что только их мнение истинно и имеет право на существование, что вызывает негодование у собеседников и окружающих.


Нет смысла утверждать, что данная ситуация не коснулась кого бы то ни было. Эгоцентрические проявления присущи каждому, особенно перфекционистам.


Однако не стоит поносить человека только за его тягу к курению, за то, что курение приносит ему комфорт и удовлетворение. Можно прибегнуть к сгоревших легких, дабы припугнуть курильщика, но не стоит всерьез предполагать, что он примет это и исправится. Единственным выводом для него будет то, что с пропагандистом стоит проводить намного меньше времени, иначе это будет повторяться из раза в раз.


Когда люди высказывают свое мнение, не стоит ожидать, что другой человек с готовностью примет его и начнет следовать их советам. Это по меньшей мере глупо. Если же по какой-то причине такая ситуация всё же произошла, можно сделать только один вывод: оппонент еще не дорос до личности.


Интересен тот факт, что зачастую крайние относительно ситуации взгляды способны научить нас и, что важнее, спасти в жизни. Примером тому служит суррогатное материнство.


Чисто гипотетически можно предположить, что подавляющее большинство увидит в нем мировое зло. Однако многие бездетные матери, которые по каким-либо причинам потеряли способность к деторождению, будут видеть в такой возможности последний шанс на счастливую жизнь и семейное счастье.


Из всего вышесказанного следует тезис: не следует пытаться изменить мнение другого человека в соответствии со своим. Стоит быть терпимее к окружающим. Возможно, тогда в мире станет на крупицу добра больше.


Вступая в дискуссию, мы всегда используем соответствующую ситуации, определенную стратегию, подчас даже не задумываясь об этом. Рассмотрим практические приемы аргументации и выражения собственной позиции: различные советы, испытанные и проверенные методы, а также типичные ошибки, которые могут возникнуть при ведении переговоров и помешать успешному завершению дискуссии.

Все мы ведем переговоры каждый день: с друзьями, коллегами по работе, знакомыми. Большую часть времени мы даже и не осознаем, что делаем это, потому что это повседневное занятие. Вступая в дискуссию, мы всегда используем соответствующую ситуации, определенную стратегию, подчас даже не задумываясь об этом.

Для некоторых людей сам факт, что дело, которое они собираются предпринять, названо «переговорами», заставляет их нервничать и беспокоиться. Однако можно выработать «иммунитет» к переговорам как к обычному и повседневному делу. Ниже перечислены практические приемы аргументации и выражения собственной позиции: различные советы, испытанные и проверенные методы. Этот список может быть дополнен по мере накопления коммуникативного опыта.


Тактика аргументации

1. Установка по отношению к партнеру должна быть не только доброжелательной, но и не эгоцентричной. Только при взаимном уважении и учете интересов друг друга общение будет по-настоящему партнерским, основанным на взаимном уважении и учете интересов друг друга. Эгоцентризм препятствует этому, не позволяя человеку сменить угол зрения при восприятии и оценке событий, увидеть их с разных сторон и во всей полноте. Он вынуждает человека действовать в своей «системе координат», подходить к высказываниям партнера с собственной меркой, интерпретировать поступающую от него информацию в выгодном для себя свете. Позицию человека, который общается в такой манере, нельзя назвать объективной, а его аргументы - убедительными.

2. Следует относиться с уважением к собеседнику и его позиции, даже если она неприемлема. Ничто не действует так разрушающе на коммуникацию, как высокомерное и пренебрежительное отношение партнеров друг к другу. Если в ответ на свой довод партнер уловит ноту иронии или презрения в речи оппонента, то вряд ли можно рассчитывать на благоприятный исход беседы.

3. Аргументацию следует вести «на поле» собеседника, т. е. работайте непосредственно с его аргументами. Демонстрируя их несостоятельность или нежелательные последствия их принятия, следует выдвигать взамен свои, более приемлемые в интересах общего дела. Это даст лучший эффект, чем многократные повторы собственных аргументов.

4. Убедить партнера легче человеку убежденному. Отстаивая свою точку зрения, можно быстрее повлиять на собеседника. В этом случае, помимо логики, воздействующей на рациональные пласты психики, подключается механизм эмоционального заражения. Увлеченный своей идеей, человек говорит эмоционально и образно, что играет не последнюю роль в убеждении. Таким образом, апелляция не только к уму, но и к сердцу собеседника дает результат. Однако излишняя эмоциональность, свидетельствующая о недостатке логической аргументации, может вызвать отпор со стороны оппонента.

5. Возбужденность и взволнованность при убеждении интерпретируются как неуверенность убеждающего, и потому снижают эффективность аргументации. Вспышки гнева, крик, брань вызывают негативную реакцию собеседника, заставляя его защищаться. Лучшие средства - вежливость, дипломатичность, тактичность. Но при этом вежливость не должна переходить в лесть.

6. Фразу аргументации лучше начинать с обсуждения тех вопросов, по которым легче достичь согласия с оппонентом. Чем больше партнер будет соглашаться, тем больше шансов добиться желаемого результата. Лишь после этого следует переходить к обсуждению спорных вопросов. Главные, наиболее сильные аргументы следует повторять многократно, в разной формулировке и контексте.

7. Эффективно работает структурирование информации: сортировка, выделение первостепенных аргументов и их организация. Можно скомпоновать аргументы в логические, временные и другие блоки.

8. Полезно разработать подробный план аргументации, принимая в расчет возможные контраргументы оппонента. Наличие плана поможет выстроить логику разговора - стержень для своих аргументов. Это организует внимание и мышление собеседника, облегчит ему понимание позиции партнера.

9. В речи лучше использовать простые, ясные выражения, не злоупотребляя профессиональной терминологией и иностранными словами. Беседа может «утонуть» в «море» размытых по смыслу понятий. Непонимание вызывает у собеседника раздражение и скуку. Легко найти компромисс, если принять в расчет образовательный и культурный уровень своего оппонента. Использовать слова настойчиво, твердо и решительно - такова тактика успешного дипломата.

10. Неуверенность, нечеткость может восприниматься собеседником как неискренность. Следует вести переговоры, используя разум и ощущая свою силу, подчеркивая уверенность в своей точке зрения, но проявляя уважение к точке зрения своего оппонента.

11. Каждая новая мысль должна облекаться в новое предложение. Предложения не должны иметь форму телеграфного сообщения, но и не стоит их слишком растягивать. Растянутые аргументы обычно ассоциируются с наличием сомнений у говорящего. Короткие и простые по конструкции фразы следует строить не по нормам литературного языка, а по законам разговорной речи. Наиболее важные моменты можно выделить интонационно.

12. Поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание и интерес собеседника. Активизируют же их умело расставленные паузы. Если необходимо подчеркнуть какую-то мысль, то лучше высказать ее через паузу и чуть задержать речь после обнародования мысли. Партнер сможет воспользоваться вовремя сделанной паузой и вступить в разговор, приводя свои замечания. Нейтрализовать претензии собеседника по ходу дела значительно проще, чем разматывать клубок из них в конце аргументации. Затянувшаяся пауза заставляет собеседника напрягаться, внутренне суетиться.

13. Очень эффективен принцип наглядности при изложении аргументов. Наглядности изображения способствует активизация воображения собеседника. С этой целью полезно использовать яркие сравнения, метафоры, афоризмы, помогающие раскрыть смысл слов и усиливающие их убеждающее воздействие. Выявлению истины способствуют разнообразные аналогии, параллели, ассоциации, когда они уместны и учитывают опыт собеседника. Удачно подобранные примеры и факты самой жизни усилят доводы. Их не должно быть много, но они должны быть наглядны и убедительны.

15. Никогда не следует говорить человеку, что он не прав. Это не убедит его, но лишь заденет его самолюбие, и он займет позицию самообороны. После этого вряд ли удастся его убедить. Лучше действовать дипломатичнее: «Быть может, я не прав, но давайте посмотрим...» Это хороший способ предложить собеседнику свой аргумент. Собственную неправоту лучше признавать сразу и открыто, даже если это невыгодно, зато в дальнейшем можно рассчитывать на аналогичное поведение партнера.

16. Честность или упорство, мягкость или агрессивность - способ поведения в переговорах. Это то, к чему люди будут готовы в следующий раз и с чем они приготовятся иметь дело. У людей долгая память, особенно в тех случаях, когда они чувствуют, что с ними обошлись в какой-то степени нечестно. Человек, прибегающий к агрессивному подходу, всегда старается получить как можно больше от другой стороны и стремится отдавать как можно меньше. Продуктивность такого подхода противоположна: потенциальные партнеры менее склонны к сотрудничеству и обычно не будут иметь дело с этим человеком больше, чем один раз.

16. Грубый подход к ведению переговоров дает ограниченные и недолговременные результаты. Подталкивание или вынуждение партнера принять решение может иметь обратный эффект: оппонент будет упрям и непреклонен. Плавное подведение собеседника к принятию решения, несомненно, потребует больше времени, терпения и настойчивости, но этот путь более вероятен для достижения удовлетворительного и устойчивого результата.

17. Не стоит заранее делать ставку на разрешение проблемы в свою пользу. Когда двое людей вовлечены в дискуссию, они оба чувствуют, что им предоставляется удобный случай и что им нужно получить как можно больше от этих переговоров. Каждый человек может считать, что правда на его стороне, что у него более выгодное положение для обоснования своих предложений или выдвижения требований. Возможно, придется отстаивать свою точку зрения в споре с человеком, ведущим переговоры вызывающе и грубо. Излишняя твердость может при этом помешать: важно быть готовым пойти на уступки, чтобы достичь желаемого результата.

18. Чтобы преодолеть негативное отношение собеседника, можно создать иллюзию, что предлагаемая идея, точка зрения принадлежит ему самому. Для этого достаточно лишь навести его на соответствующую мысль и дать ему возможность сделать из нее вывод. Это отличный способ заручиться его доверием к предлагаемой идее.

19. Опровергнуть замечание собеседника можно еще до того, как оно высказано - это избавит от последующих оправданий. Однако чаще это делается после высказывания. Не следует парировать тотчас же: это может быть воспринято партнером как неуважение к его позиции. Можно отложить свой ответ на замечания и до более подходящего с тактической точки зрения момента. Не исключено, что к тому времени оно утратит свое значение, и тогда необходимость ответа на него вовсе отпадет.

20. При необходимости высказать критические замечания оппоненту следует помнить, что цель критики - помочь собеседнику увидеть ошибку и ее возможные последствия, а не доказать, что он хуже. Критика должна быть направлена не на личность партнера, а на ошибочные действия и поступки. Критику следует предварить признанием каких-либо заслуг партнера, это поможет избавить от обид.

21. Вместо того чтобы выражать свое недовольство, лучше предложить путь устранения ошибки. Этим можно добиться следующего:

  • захватить инициативу в выборе средств решения возникшей проблемы и наилучшим образом защитить свои интересы;
  • оставить возможность для дальнейшей совместной деятельности.

22. Для разрешения конфликтов полезно переменить позицию «я против тебя» на позицию «мы против общей проблемы». Данный подход подразумевает готовность обсуждать условия, но при этом он помогает достичь решения, как можно более удовлетворяющего обе стороны.

23. Умение завершить разговор, если он принял нежелательное направление, тоже имеет немаловажное значение. Необходимо знать пункт, в котором следует отступить, прекратить ведение переговоров в связи с невозможностью принять требуемые условия.

Может случиться и так, что результат переговоров не оправдал надежд одного из партнеров. Вероятно, причина скрывается не в отсутствии взаимопонимания, а в ошибочной тактике ведения дискуссии. Вот несколько типичных ошибок, которые могут возникнуть при ведении переговоров и помешать успешному завершению дискуссии:

  • Импровизация при подготовке к разговору.
  • Неясность цели разговора.
  • Плохая организация речи.
  • Необоснованность аргументов.
  • Недостаток внимания к мелочам.
  • Недостаток искренности.
  • Отсутствие такта.
  • Переоценка собственной позиции.
  • Неуважение к позиции собеседника.
  • Нежелание идти на компромисс.

Особенно следует избегать подобных ошибок тем, кто выступает в активной роли. Это поможет сделать аргумент более убедительным, заручиться доверием слушателя, предстать перед ним цельной личностью.

Александр Владимирович Mopoзoв , заведующий кафедрой социальной психологии Института гуманитарного, член-корреспондент Международной Академии психологических наук.