Болезни Военный билет Призыв

Как нами манипулируют и законы вселенной. Управление массами: отсрочка исполнения. Управление массами: отвлечение внимания

В наше мирное время мы живём, словно на арене боевых действий. Мужчины сражаются друг с другом за деньги, власть и привлекательных женщин. Мужчины также никак не могут договориться с женщинами о том, кто кому и что должен или не должен. Женщины не могут поделить между собой наиболее перспективных мужчин, обладающих значительными материальными ресурсами и т.д. Эта борьба порой оказывается столь жестокой, что в ней практически все средства хороши. Конечно же, законы и стоящие на их страже органы правопорядка во многом способствуют предотвращению прямого физического насилия. Однако они не могут уберечь людей от грамотно применённых к ним инструментов психического террора. Особенно разрушительно действие таких инструментов в личных отношениях. Это не удивительно, т.к. в этом случае люди много времени проводят в непосредственной близости друг к другу. Кроме того, именно с близкими людьми мы проявляем наибольшую открытость, а потому наиболее уязвимы по отношению к ним.
Как это ни парадоксально, ситуация только усугубляется распространением среди жителей больших городов с высшим образованием моды на поп-психологию.

С сожалением приходится констатировать, что такое увлечение во многих случаях приносит больше вреда, нежели пользы. Приобретая новые знания, какими бы они ни были, люди не стремятся прийти к взаимопониманию, найти общий язык с партнёром. Внутренний мир другого, даже самого близкого человека, часто так и остаётся для них потёмками по той простой причине, что они просто не утруждают себя туда заглядывать, полагая, что лично им это ничего не даёт. А потому многие серьёзные события, даже столь драматические, как нервные срывы и проявления партнёром физической агрессии по отношению к ним, нередко оказываются громом среди ясного неба.
К сожалению также, часто одной из центральных тем упомянутого самообразования становится обучению использованию человека человеком. То есть организации такой схемы взаимодействия с другим, когда удаётся получать от него в практическом плане как можно больше, отдавая как можно меньше. Конечно, для кого-то такое знание представляется очень заманчивым в наше суровое время.

Но есть два очень важных момента, которые портят картину. Во-первых, даже в случае успешного решения поставленной задачи, такой подход сам по себе не приносит человеку счастья. Кроме, пожалуй, некоторого злорадства, которое если и можно назвать счастьем, то разве что довольно ущербным. Конечно, апологеты такого подхода утверждают, что жизнь человека становится при этом если не счастливее сама по себе, то значительно легче, т.к. появляется возможность переложить часть своих неприятных, утомительных, трудоёмких работ на чужие плечи. Но как раз такое перекладывание имеет серьёзную оборотную сторону. Дело в том, что в человеке «на аппаратном уровне» заложено стремление к справедливости. Систематическое совершение несправедливости по отношению к другому человеку то и дело вызывает у последнего гнев (см. также статью автора «Гроздья гнева, или чего не учитывают манипуляторы»). Хронический гнев, направленный на обидчика, перерастает в ненависть. Ненависть порождает активное стремление мстить. Мотивация может быть в итоге настолько сильной, что жертва не успокоится, пока не совершит акт возмездия.
Манипуляторы часто рационализируют использование других людей тем, что они живут во враждебном мире, где человек человеку волк. Примечательно, что сами они в итоге действительно живут в мире, который они своими действиями сделали враждебным по отношению к себе. Как следствие, во многих случаях единственным выходом для манипулятора оказывается своевременное оставление использованной жертвы прежде, чем её гнев достигнет критической массы, провоцирующей взрыв мести. Такая тактика лежит в основе нынешней моды на краткосрочное эксплуататорское парообразование (КЭП). Оно традиционно широко используется представителями тёмной триады социально деструктивных аномалий личности, так как очень хорошо им подходит ввиду их патологии характера. Однако в последнее время число желающих освоить такие стратегии значительно расширилось, особенно среди молодого поколения. У мужчин это связано с популярностью идеологии т.н. пикапа – знакомства с привлекательными женщинами с целью как можно более быстрого достижения физической близости. Среди женщин – с популярностью «стервологии». Автор настоящей статьи не ставит перед собой задачу моральной оценки этих явлений. Приверженцы этих направлений сделали свой моральный выбор (впрочем, для многих людей с выраженной патологией личности этот выбор является, по сути, во многом вынужденным) и, несомненно, испытают его негативные последствия. Причём не по мистическим моральным причинам, но в силу действия объективных законов функционирования человеческой психики.
В то же время, хотя статья не адресуется явным образом какой-то конкретной категории читателей, хотелось бы надеяться, что она поможет представителям одной специфической группы. Это люди, которые в силу своей простоты, наивности, доброты, мягкости и иных личностных факторов систематически становятся жертвами хищных межличностных стратегий. Не ставя перед собой задачу детального перечисления таких стратегий (они излагаются во многих местах), автор сосредоточится на анализе психологических механизмов, благодаря которым они работают. Кроме того, речь пойдёт об уязвимостях, которые используются при манипуляциях и иных психических атаках.
Начнём с того, чем хищник привлекает жертву:
— Внешний вид . Его значение не стоит недооценивать. Студенты колледжей последовательно называют его основным фактором, предсказывающим, будет ли ещё одно свидание, или нет. Нравятся люди с оптимальным соотношением между ростом и весом, правильными пропорциями тела, усреднёнными чертами лица и т.д. Такие предпочтения вполне закономерны с точки зрения эволюционной перспективы: на протяжении миллионов лет наши предки с хорошо сложенными телами оставляли после себя больше потомства; асимметрии коррелируют с генетическими дефектами и т.д. Поэтому логично, что люди, ориентированные на КЭП, тщательно следят за своей внешностью. Они также серьёзно относятся к выбору одежды (плюс косметики и украшений в случае женщин). Кроме того, следует отметить, что многим людям льстит, когда привлекательные люди обращают на них внимание. Это особенно справедливо для типичных жертв, характеризующихся низкой самооценкой. Наконец, в начальной стадии знакомства немаловажную роль играет эффект нимба: красивый – значит, хороший.
— Прочие аспекты самопрезентации . Многим женщинам нравятся актёры. (Для определённости мы будем рассматривать случай мужчины – манипулятора и женщины – жертвы. Хотя на самом деле многое из сказанного ниже применимо, mutatis mutandis, для случая женщины – манипулятора и мужчины – жертвы). Несомненно, среди них много талантливых и просто приятных людей. Однако не стоит недооценивать ещё один серьёзный фактор, вносящий вклад в данный феномен. Эти женщины во многом знают своих любимых актёров по исполненным ими ролям. В кино она видит героя. Этот человек мужественнее, сильнее, умнее тех, кого она встречает в своей жизни. Понимает ли она, что это всего лишь актёрская игра? Показателен следующий пример. Один американский актёр, игравший в сериале роль врача-терапевта, получал горы писем от людей, просивших проконсультировать их по медицинским вопросам. Что заставляло всех этих людей фактически доверять своё здоровье человеку, который не вёл медицинскую практику, и у которого даже не было медицинского образования? Причина – в нашей склонности видеть в основе поведения других людей скорее диспозиционные, нежели ситуационные факторы. То есть человек себя ведёт таким образом не потому, что оказался в той или иной ситуации, а потому, что он сам по себе такой.

В то же время, если речь идёт не о девочках-подростках, а о зрелых женщинах, то они понимают, что с практической точки зрения понравившийся актёр для них недосягаем. И им стоит планировать связать свою жизнь с мужчиной попроще. По аналогии с артистами кино и театра, искусный манипулятор использует своё остро заточенное актёрское мастерство, чтобы представить себя этаким положительным персонажем. При этом он изящно вплетает в свой портрет черты человека, которого жертва мечтает видеть рядом с собой (вероятно, рассказанные ему ею же). И в то же время он не преминет продемонстрировать жертве, что он здесь и вполне реален. А потому, возможно, мог бы стать героем её романа. Само собой, придёт время, когда актёру придётся снять маску, и жертва увидит оскал его подлинного лица. А пока, очарованная своим обольстителем, женщина уже готова окончательно потерять голову. А ещё она при этом считает, что, вероятно, его недостойна (последнее особенно справедливо про женщин с заниженной самооценкой, непропорционально часто встречающихся среди жертв).

Избавиться (временно!) от такой неуверенности ей помогает сам манипулятор, ненавязчиво и вместе с тем прозрачно демонстрируя ей наличие у неё шанса доказать, что она его достойна. Именно у неё есть возможность выручить его в непростой жизненной ситуации. Нет-нет, разумеется, он не виноват в своих неприятностях. Здесь наслоились и предательство его друзей, и объективные обстоятельства, да и просто невезение. И она может помочь объекту своего восхищения снова быть на коне и сохранить веру в людей. Проникшись ситуацией, бедная женщина начинает спасать своего героя, не щадя ни сил, ни ресурсов. Теперь, если под влиянием неопровержимых фактов она посмеет в нём усомниться, против неё будет работать такой мощный механизм защиты её психики, как стремление устранить когнитивный диссонанс.

Самоуничижительная мысль о том, что «я наивная дурочка и лохушка, которой розовые очки не дали разглядеть мерзавца» позволила бы сделать верные организационные выводы относительно манипулятора. Однако такая мысль была бы слишком болезненна, сильно травмируя её чувства. Поэтому рационализация скорее пойдёт по такому пути: «Раз я так много сделала для этого человека, отдала ему всё, всю себя, следовательно, он для меня так много значит, я его так сильно люблю. А раз так, то, как бы ни было неприятно, надо простить этого человека, попытаться его понять, дать ему ещё один шанс. А потом ещё один. И ещё… Потом могут возникнуть и такие мысли, которые манипулятор будет всячески стремиться подогревать: «если я действительно люблю человека, то нужно делать для него всё, что в моих силах, не прося ничего взамен». Но даже со всеми защитными механизмами, если человек, как говорится, в своём уме, то рано или поздно для неё настанет нелёгкий момент, когда нужно утирать слёзы, считать убытки и делать выводы на будущее. К тому времени, естественно, манипулятор уже подыскал себе новую жертву и может спокойно и без сожаления перейти к ней. Однако время от времени встречаются столь удачные жертвы, что хищнику просто не хочется её отпускать. Тогда перед ним встаёт непростая задача деформировать восприятие жертвы с целью сделать его настолько неадекватным, чтобы оно не включало гневную реакцию на вопиющую несправедливость.
Для этой цели в его арсенале есть мощные инструменты манипуляции, такие, как метод «газового света» (подробнее о нём см. в статье автора «Мрачный мир социопатов в тусклом, мерцающем свете газовых фонарей»). Однако особенно эффективными они оказываются, когда опираются на уже имеющиеся у человека психологические уязвимости, глубоко засевшие с детства в структуре его личности. Перспективным методом анализа таких уязвимостей, а также психических атак, направленных на них, представляется концепция ранних неадаптивных схем Дж. Янга (список таких ранних неадаптивных схем с описаниями на русском языке можно найти на сайте автора). Ценность этого подхода заключается также в том, что он открывает возможности исправления неадаптивных схем посредством частичного «перевоспитания» индивида в ходе терапевтического процесса. Таким образом, у людей, которые то и дело оказывались жертвами в своих личных и профессиональных взаимоотношениях, появляется шанс разобраться в себе и научиться отстаивать свои интересы.

Фото etoday.ru
Часто мы идем в магазин, чтобы купить хлеб или молоко, а приносим домой чистящее средство, чипсы и конфетки к чаю. 65-70% потребителей принимают решение о покупке в магазине и только 30-35% из них пользуются списком товаров, которые они хотят купить. Это не случайно. Если приглядеться, продуктовый магазин – это грамотно организованная система, цель которой – заставить нас накупить ненужные нам в действительности товары.

Уютная атмосфера магазина, ароматы и легкая музыка, “правильно” выложенный товар — так работает мерчандайзинг (от англ. «to merchandise» – продавать). Основная его цель – вызвать у покупателя импульс, под влиянием которого он товар и приобретет. По статистике, под этим самым импульсом мы совершаем 60% покупок!

Итак, распространенные хитрости названной “системы”. Читайте и анализируйте собственные наблюдения, так как уловки работают!

Мерчандайзеры – отличные психологи. Магазины устроены так, чтобы наш внутренний ребенок испытал знакомое с детства чувство – хочу всего и сразу. Тут безотказно работает схема — море товаров, продуктов и вещей. Чтобы усилить этот эффект, полки заполняют до отказа и даже на верхних стеллажах ставят пустые коробки. К слову, я наблюдаю это почти во всех столичных гипермаркетах! Особенно влияет иллюзия изобилия на старшее поколение, которое застало дефицит и помнит пустые полки в магазинах. А тут счастье — всего много, все красивое… Покупает наш ребенок, а платит уже взрослый.

Обработку клиента начинают уже у входа в торговое учреждение. Большинство из нас правши, поэтому ориентироваться на правую сторону нам удобнее. Этот нюанс учитывают специалисты, для нашего же “блага” – вход в супермаркет чаще расположен справа.

Выкладка продукции. То, к чему хотят привлечь внимание, выкладывают на уровне глаз потребителя. Размещают товар так, чтобы Вам было удобно его взять. Эта хитрость приносит хороший доход, многие производители ведут борьбу за топовые места на полках магазинов. Вспомните, как долго приходилось искать, к примеру, лимонную кислоту: где –то внизу, где-то глубоко… Известно ли Вам, что для эффективной реализации продукции, ее нужно раскладывать на стеллажах в последовательности от малых – к большим, от светлых – к темным!? Еще одно изобретение – расположить рядом сопутствующие товары: пиво к чипсам, приправы к мясу… Купили Вы чай, а тут и печенюшки с конфетами на соседней полке подоспели! Все для удобства, которое облегчает Ваш кошелек.

Прилавки, с “базовыми” продуктами (молоко, хлеб и т.д.) еще попробуй найти. А пока Вы будете “пробиваться” через тернии к звездам, ваше внимание привлекут другие продукты, и “случайные” товары займут свое место в корзине.

Подсчитано и доказано — товара приобретут больше, если поставить его рядом с хитом продаж. Ну, например, чтобы продать молоко нового производителя, надо поставить его рядом с уже известным молочным брэндом.

Грамотное освещение заставляет продукт сиять, оживляет цвета. От света колбасы на прилавках приобретают аппетитный насыщенный красный оттенок, выпечка выглядит румяной как на картинке.
Освещение создает визуальный интерес и волшебно помещает продукцию в поле зрения клиентов.

Антураж. Полки, стеллажи, плакаты – все такое красивое — чаще красного и синего цветов. Под влиянием именно этих тонов человек легче совершает импульсивные покупки.

Ценники. Подходишь к стеллажу, берешь товар и можешь минут пять искать его ценник. Все потому, что мерчандайзеры рассчитывают на то, что Вы плюнете на это гиблое дело, положите товар в корзину и продолжите путешествие по просторам гипермаркета. Возможно, на кассе цена Вас удивит, однако отступать будет уже некуда, да и чек такой длины лень анализировать…

Важно помнить о том, что Вами манипулируют! Я, например, заходя в магазин, часто вспоминаю “секреты” заботы о покупателях.

Занятно видеть упомянутые выше примеры в жизни, советую и Вам так поступать.

В следующем материале Вы узнаете, как не поддаться манипуляциям, говорить НЕТ навязчивым продавцам и их хитростям.

Нужных Вам покупок!

Когда человек выполняет действие, которое ему делать не хочется - это значит, он поддается манипуляции. В одних случаях так складываются обстоятельства, в других это кому-то нужно. В психологии уже давно изучают способы манипулирования, очень часто их используют в рекламе. Замечали ли вы, как нами манипулируют? Для того чтобы результат был положительным обязательно нужен холодный расчет.

Существует много разных хитростей чтобы заставить человека делать то, что нужно другому человеку. Особенно в век технологий и постоянной информации люди стали наиболее уязвимы. Часто общение с незнакомцами заставляет человека вступить в секту или покупать ненужные вещи. Бывает два вида манипуляции:

  • Скрытая - когда объект манипулирования не осознает, что его действия под контролем.
  • Открытая - когда человеку напрямую буквально навязывают определенное действие.

Виды манипуляций

Как понять что тобой манипулируют? Нужно знать основные психологические способы:

  • Просить больше чем вам нужно.

Использовать этот метод можно в любой ситуации, хотя изначально он был основан для торговли. И в наше время каждая акция на покупку товара несет в себе некий смысл. Если человек неохотно соглашается на вашу просьбу, то скорее всего он даст вам меньше, чем вы просили, но больше чем вам нужно.

  • Ответ на доброту.

Если вы совершите добрый поступок для человека, он станет вам должен. Или будет относиться к вам гораздо лучше.

  • Лесть.

Именно такое поведение вызывает у многих людей радушное отношения к вам. Такой способ хорошо работает на человеке с , а для тех, кто в себе неуверен, лесть может не сработать.

  • Комплекс помощи.

Метод очень прост. Попросив у человека то, на что он не согласится, просящий выработает у него чувство вины. Впоследствии он сам не один раз предложит вам помощь в каких-либо делах.

  • Принцип хамелеона.

Если вы хотите понравиться человеку – скопируйте его. Одинаковое поведение, манера разговора, походка, интересы сразу заинтересует нужного вам человека и он будет расположен выполнить любую вашу просьбу.

  • Принцип Дейла Карнеги.

Этот психолог впервые предложил обращаться к человеку по имени как способ манипуляции. Почти каждый любит свое имя. И когда его произносят, у человека образуется приятное ощущение, благодаря которому он автоматически располагает вас к себе.

  • Просите у уставшего.

Физическая усталость образует психологическую беззащитность, поэтому уставшему человеку сложно вам отказать.

  • Не исправляйте чужих ошибок.

Когда человека исправляют и прямо указывают на то, что он что-то делает не так - это вызывает у него отрицательные эмоции. После такого общения с ним будет очень сложно договориться.

  • Просите по нарастающей.

Такой способ манипуляции можно встретить в банковской системе и общественных движениях. Например, вам выдали небольшой кредит и после того, как вы его оплатили вам предлагают взять больше. Или активисты взяли у вас подпись за какое-либо движение и вроде бы это очень легкое действие. Но потом вас просят поучаствовать на собрании, раздавать листовки или махать флагом на митинге.

  • Кивайте во время разговора.

Именно это движение располагает к себе человека. Если кивает слушатель, собеседник воспринимает этот жест за согласие.

  • Повторяйте фразы.

Нужно повторять последние слова, в предложении сказанные человеком. Копируйте его мимику и жесты. Профессионал может говорить с объектом почти в унисон, что образует обратный эффект. Человек начинает автоматически повторять за вами.

  • Выбор без выбора.

Можно встретить в торговой промышленности когда покупателю предлагают на выбор такие товары, в чьих продажах заинтересован торговец. Употребляя фразу: – Как вы будете оплачивать? Продавец как бы принимает решение о том, что человек готов купить товар.

  • Изменения в привычной ситуации.

Большинство людей в определенных ситуациях выполняют знакомые им «шаблонные» действия. Но если кто-то меняет порядок этих действий человек теряется и соглашается на все, лишь бы выйти из положения с наименьшими потерями.

  • Забалтывание.

Манипулятор вступает с вами в активный разговор, часто меняя вопросы. Во время такого общения вы теряете суть разговора и расслабляетесь, после этого ваш собеседник начинает актуальную для него тему.

Кроме общественной жизни, существуют манипуляции в отношениях. Иногда они благоприятны и полезны для роста и развития супружеской пары, а иногда применяются для выгоды одного из партнеров. Как нами манипулируют порой непросто распознать. Для мужчин существуют одни эффективные методы, а для женщин другие.

К примеру, если просить любящего вас мужчину о чем-то, он обязательно согласится. Упрашивания то же самое, что надавить на человека, особенно если указать что цена на товар ниже обычной. Многие мужчины стремятся обеспечить свою семью и поэтому если женщина с восторгом и разговаривает про понравившееся ей платье муж считает себя обязанным сделать ей приятное, даже если находится в финансовом затруднении.

Но просить у мужчин не всегда плохо, нужно только делать это грамотно. Ведь если супругу будет устраивать все как есть, пусть даже скромно, муж не будет стремиться к большему. Бывают мужчины, которые не сразу соглашаются на покупку в таком случае через пару дней, можно показать, как вы сильно грустите и понимаете что денег мало, но вам так хочется именно эту вещь. После этого у мужа обязательно появится желание сделать вам приятное.

Но манипулировать можно не только мужчинами. Представительницы прекрасного пола тоже подвержены воздействию манипуляторов. Например, если женщина не соглашается с мнением сильного пола, мужчина говорит ей фразу: «Я всем говорил, что ты меня понимаешь, а ты оказалась совсем не такой…» Каждая хочет чувствовать себя прекрасной, поэтому чтобы не упасть в глазах других людей она соглашается с мужчиной.

Когда молодому человеку что-то нужно от девушки он начинает осыпать ее комплиментами и подарками. В конечном счете она испытывает чувство вины, за то, что никак не отблагодарила мужчину и в итоге соглашается на его просьбу.

Фразами, которые располагают к себе девушку, например «Ты одна меня понимаешь» или «Я не могу без тебя» пользуются многие мужчины. Когда женщина чувствует себя особенной и любимой она охотнее поддается на любые просьбы противоположного пола.

Манипуляция, в основном расшифровывается так - это действие направленное на внушение поведения другому человеку.

Банальная просьба: «Дорогая, подай мне соль». Даже это является манипуляцией. Данное поведение направляется на то, чтобы человек перестал обедать и выполнил действие. Другими словами его поведение изменилось.

А теперь рассмотрим самые распространенных манипуляции и узнаем как понять что тобой манипулируют.

Манипуляция 1 «Надо»

Есть очень интересная манипуляция – с помощью слова «надо». У человек есть 2 рычага. Первый – «хочу». Второй – «надо». «Хочу» появляется с первого появления вами на свет. Потом уже прививается и «Надо».

Нужно мыть руки. Нужно улыбаться если пришли гости. Нужно учиться в школе. Нужно идти на работу. И через эти слова «надо» и «нужно», зачастую нам стараются впихнуть, то что мы делать не хотим. Эти слова появляется в том случае, если нужно заставить человека выполнить то, что не желает человек.

Манипуляция 2 «Обманчивая логика»

– мы думаем, что мы разумные, логичные. Но задумайтесь, какое количество правил о логике Вы знаете и знаете ли Вы их вообще?

Но все равно считаем себя людьми здравыми и логичными. Тут и включается «Обманчивая логика». Люди не вдумываются логично что-то или нет, они думают о том логично ли это звучит.

Манипуляция 3 «Значит»

Можно приводить много банальных примеров – «любишь, значит купишь мне колье». «Дорогая у меня был очень тяжелый день, значит, ты должна сегодня обслужить меня и делать то, что хочу я».

Услышав слово «значит», сразу задумайтесь, самый оптимальный вопрос срежет 80 процентов всех манипуляций - «Какое поведения хотят от меня увидеть?»

Манипуляция 4 «Поэтому»

Слово «поэтому» выражает, что первая часть выражения перетекает во вторую. «В этом сезоне модна клетка, поэтому вы просто обязаны купить все вещи, которые мы создадим в этом сезоне.» «Дорогой, у мамы завтра день рождения, поэтому нам нужно завтра туда отправиться.»

Очевидно, что первая часть ни как не связывается со второй.

Манипуляция 5 «Жалость»

Если при первой просьбе мы отказываем, то в дальнейшем никто отступать не собирается. Человек будет настаивать на своей просьбе, применяя при этом метод усиления её жалостью. Начнутся рассказы человека о том, какой он бедный, несчастный и обиженный жизнью.

Вывод

Сегодня мы разобрали 5 основных видов манипулирования. Не забудьте и о самом простом способе защиты - задавайте себе вопрос: «Какое поведение хотят от меня в данный момент?». Отвечая на него Вы с легкостью сможете противостоять манипуляциям.

Управление массами – одна из первоочередных задач государства. Правда, нужно понимать, что государство создают его граждане с целью согласования своих же интересов, но государственная или политическая власть обретает свои собственные интересы и ее первоочередной задачей становится управление теми, кто ее избрал и содержит с целью тревиального самосохранения.

Если люди начинают проявлять недовольство текущей политикой, которая проистекает из узкокорпоративных интересов властной верхушки и их доверенных лиц, то во избежание насилия над народом, противостоять этому можно только пропагандой, инструментом которой выступают СМИ.

Ноам Хомский - профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик составил список «10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.

Способ №1

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами. Это происходит посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.

Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области современных философских течений, передовой науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики. Взамен этому информационное пространство наполняется разнообразными вестями. Вестями спорта, шоу-бизнеса, мистики и прочих информационных составляющих, основанных на реликтовых человеческих инстинктах от эротики до жесткой порнографии и от бытовых мыльных сюжетов до сомнительных способов легкой и быстрой наживы.

«… постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные.» (Н. Хомский цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).

Способ №2

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛАГАТЬ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.

Или вызвать некий экономический, террористический или техногенный кризис, чтобы заставить людей в своем сознании принять меры по ликвидации его последствий, пусть и в нарушение их социальных прав, как «необходимое зло». Но нужно понимать, что кризисы сами не рождаются.

Способ №3

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: СПОСОБ ПОСТЕПЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были глобально навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.

Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

Способ №4

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ОТСРОЧКА ИСПОЛНЕНИЯ

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

Способ №5

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ОБРАЩАТЬСЯ К НАРОДУ КАК К МАЛЫМ ДЕТЯМ

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.

Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему?

Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

Заранее наивные рассуждения и прописные истины заложенные в политических речах рассчитаны на восприятие широкой аудитории, к которой уже применяются выше и нижеописанные методы манипулирования ее сознанием.

Способ №6

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ДЕЛАТЬ УПОР НА ЭМОЦИИ НАМНОГО СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ НА РАЗМЫШЛЕНИЯ

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием нейролингвистического программирования. Он направлен на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего.

С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения. Заклинания о том как жесток терроризм, как несправедлива власть, как страдают голодные и униженные оставляют «за кадром» истинные причины происходящего. Эмоции – враг логики.

Способ №7

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ДЕРЖАТЬ ЛЮДЕЙ В НЕВЕЖЕСТВЕ, КУЛЬТИВИРУЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ

Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

К этому относится и пропаганда так называемого «современного искусства», представляющего собой кичливость посредственностей, претендующих на известность, но не способных отразить реальность через те произведения искусства, которые не требуют подробного объяснения и агитации за их «гениальность». Те же, кто не признает новодел – объявляются отсталыми и тупыми и их мнение широкой огласке не подлежит.

Способ №8

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ПОБУЖДАТЬ ГРАЖДАН ВОСТОРГАТЬСЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ

Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным. Этот способ неразрывен с предыдущим. Ведь все посредственное в современном мире появляется в огромных количествах в любых социальных сферах – от религии и науки до искусства и политики. Скандалы, желтые страницы, колдовство и магия, сомнительный юмор и популистические акции – все хорошо для достижения одной цели. Знаете какой? Не допустить, чтобы люди имели возможность расширить свое сознание до бескрайних просторов реального мира.

Способ №9

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: УСИЛИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВИНЫ

Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может!

И политики, и ученые (особенно психотерапевты) и религиозные деятели применяют достаточно эффективные доктрины для достижения эффекта самобичевания пациентов и паствы. Это позволяет им управлять их жизнеутверждающими интересами, направляя действия в нужное русло.

Способ №10

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ЗНАТЬ О ЛЮДЯХ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНИ САМИ О СЕБЕ ЗНАЮТ

В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.

Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.