Болезни Военный билет Призыв

Как наладить испорченные отношения с начальницей. Как наладить отношения с начальником? ошибок. Самые типичные заблуждения подчиненных

Смена начальства, даже если с предыдущим отношения складывались не очень, - всегда стресс. Будет ли он энергичным реформатором или станет спокойно продолжать стратегию предшественника, все равно перемены неизбежны. А перемены - это беспокойство и напряжение. В такой ситуации человек, даже если он суперпрофессионал, часто воспроизводит биологические механизмы самозащиты. Их всего три. Первый (самый популярный) - прикинуться частью окружающей среды, привлекать как можно меньше внимания. Второй (довольно редкий) - напротив, дать "предупредительный залп", продемонстрировать клыки и когти. Третий (редкий, но яркий) - всячески демонстрировать свою лояльность, приносить спелые бананы или красивые ракушки, чтобы заслужить благосклонность доминантного самца (самки)...

Ничего обидного в таких ассоциациях нет - Homo sapiens не может оторваться от своей природы, сколько бы ни старался. Но биологические стратегии в этой ситуации - не самые успешные. А как же вести себя, чтобы выстроить максимально конструктивные и полезные отношения с новым начальством?

Для начала надо понять, чего хочет добиться новый начальник, каковы его цели, - считает консультант по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Вера Анисцына. - А также какова его стратегия: есть желание сменить персонал и привести "своих" людей или работать с прежним. И в любом случае работать с полной отдачей, причем важен не только результат, но и визуальные эффекты - аккуратно подшитые дела, чистый стол, грамотное ведение баз данных и т.п. Не стоит слишком "скромничать", принижать свои достижения, это произведет скорее негативное впечатление, убедив начальника в мысли, что вы не особо ценный сотрудник.

Не стоит собирать все слухи о новом начальнике, они часто бывают недостоверными и субъективными. Когда начальник захочет познакомиться с вами, он сам расскажет о своих планах

Проявите профессионализм и компетентность, - советует президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. - Если новый руководитель сразу почувствует в вас хорошего специалиста, он прислушается к вашему мнению. Но не следует пытаться выиграть за счет собственных коллег: никогда не критикуйте их, пытаясь повысить свой авторитет.

Не сравнивайте нового с предыдущим начальником. Поначалу это сравнение всегда будет не в его пользу, - открывает секреты успеха заведующий кафедрой управления персоналом Института повышения квалификации госслужащих Российской академии государственной службы при президенте РФ, доктор психологических наук Тахир Базаров. - Прежде чем высказать свое мнение, постарайтесь услышать мнение нового начальника. Придерживайтесь делового этикета: ничего личного - дело превыше всего. И, наконец, делайте все, что вы умеете, но очень хорошо, по максимуму.

Самое главное - не вступать с новым начальством в отношения конкуренции, - рекомендует старший научный сотрудник кафедры психологии МГУ кандидат психологических наук Константин Сурнов. - В ней вы заведомо проиграете, а пользы никакой не получите. Шефа надо постараться понять, а для этого - внимательно наблюдать и искренне им интересоваться. И еще: не надо его бояться, ему и самому на новом месте поначалу не слишком комфортно.

Любую ситуацию надо оборачивать в свою пользу, - считает известный коуч-тренер, директор консалтинговой компании "ММ-класс" Марина Мелия. - Смена руководства - мощный стимул к собственному развитию. Самое время навести порядок в своих делах, расстаться со старыми документами, разобрать рабочий стол, обратить внимание на свой внешний облик - возможно, пришло время изменить имидж. Не стоит собирать все слухи о новом начальнике, они часто бывают недостоверными и субъективными. Когда начальник захочет познакомиться с вами, он сам расскажет о своих планах, спросит о ваших - будьте готовы к этому.

Наша работа - это место, где мы не только выполняем свои служебные обязанности, но и общаемся с коллегами и руководителем. И довольно часто отношения с начальником выстраиваются не так, как нам бы хотелось. Сегодня конфликты с руководством – одна из частых причин стрессов, скандалов и «шумных» увольнений. Поэтому многие задают себе вопрос: «Как же нормализовать отношения с руководителем?»

Для того чтобы наладить контакт с начальником, следуйте нескольким простым советам

Сегодня очень многие недовольны своим местом работы. Люди часто работают либо за большие деньги, либо по необходимости, потому что другой работы просто нет. Поэтому если у вас проблемы в отношениях с руководством, но приличная зарплата и взаимопонимание с коллегами, то, скорее всего, вы будете работать на этом месте еще долго. Если же портятся отношения и с коллективом, и с руководством, то скоро вам придется увольняться.


Отсюда совет первый: главное – сохранить и укрепить отношения с коллегами, которые всегда поддержат вас и помогут решить производственные проблемы, и заступятся за вас перед начальником. Чтобы придя на новую работу найти общий язык с коллегами и руководством, следуйте принятым здесь правилам. Обращайте внимание на стиль общения и поведения, замечайте, как относятся к руководителям ваши коллеги, и старайтесь поступать так же, как они.


Вы должны понять, что критика руководства неизбежна. Перенести ее будет гораздо проще, если вы не будете судить начальника, подумайте о том, какая ответственность лежит на нем. Еще неизвестно, как сами вы повели бы себя на его месте. Если вам дискомфортно общаться с руководителем даже по деловым вопросам, то ни в коем случае не перекладывайте эту обязанность на других. Ищите подходы к начальнику, но никогда не игнорируйте его. Иначе у вашего босса может создаться впечатление, что вы не работаете или что-то скрываете.


Помните, чем больше вы будете показываться на глазах у руководителя по делу, тем больше он будет думать, что вы работаете и выполняете свои обязанности в полном объеме. В то же время не нужно слишком часто мелькать на глазах начальства. Так вас могут заподозрить в подхалимстве и интригах. А главное - у тех, кто не вылезает из кабинета начальника, начинают портиться отношения с коллегами. Такой человек быстро получает в коллективе славу сексота.


В общении с руководителем всегда обращайте внимание на тонкости его реакции в определенных ситуациях и различных вопросах. Учитесь подходить в нужное время, определять состояние начальника, выбирать наиболее подходящую ситуацию для подписания бумаг и общения по рабочим вопросам. Никогда не доказывайте начальнику свою правоту, даже если ваша точка зрения верна на сто процентов. Руководителю очень сложно принять чужое мнение, кроме того, ему трудно извиняться. Поэтому ваш спор перерастет в конфликт, идти с повинной в любом случае придется вам.


Никогда не участвуйте в сплетнях . В наше время на многих предприятиях установлено видеонаблюдение и аудиозапись, так что ваши разговоры могут оказаться у начальника в любой момент.
Никогда не переходите на личное общение с начальником , тем более в тех случаях, когда руководитель общается с вами по-дружески, ездит отдыхать в вашей компании, называет вас на «ты» и так далее. Помните, что если отношение начальника в какой-то момент изменится, он может принять ваши дружеские рукопожатия, объятия и шутки за фамильярность.
Если ваш руководитель пожилой и начинал свою карьеру в советский период , старайтесь выглядеть и вести себя соответственно его представлением. Не мешает почаще надевать деловой костюм, быть пунктуальнее и забыть про обсуждение с коллегами роликов из Ютуба.
Главное всегда помнить, конфликты с начальством неизбежны и никак не повлияют на вашу карьеру . Устные замечания и придирки не вносят в трудовую книжку, и это никак не мешает вам стать профессионалом. Думаете в первую очередь о том, чтобы заниматься тем, что вы любите. А это залог успешной карьеры.

Удачи вам и терпения в общении с начальством!

Работа – важная часть нашей жизни. Поэтому каждому человеку хочется быть ценным сотрудником и иметь благоприятный климат в офисе. Найти взаимопонимание с коллегами обычно не составляет труда, а вот отношения с начальством порой оставляют желать лучшего. Хотя именно эти отношения – ключ к вашей продуктивности, карьерному росту и достижению целей компании. О том, как наладить отношения с начальством, мы сегодня и поговорим.

Почему возникает проблема?

Часто конфликт с руководителем сводится к двум позициям сотрудника: человек либо считает себя независимым от начальника и сопротивляются его решениям чисто из чувства противоречия, либо, наоборот, не выражает недовольство и не вступает в дискуссии. Первым типом, естественно, трудно управлять, а проблемы с взаимопониманием снижают качество совместной работы. Второй тип тоже не вызовет восторга у прогрессивного руководителя, поскольку такие люди не спорят, даже когда начальник желает услышать контраргументы. В чем проблема? Оба типа сотрудников не понимают, что начальник – это такой же живой человек со своими целями и планами, который также способен ошибиться. Чтобы ваша работа была продуктивной, необходимо понять руководителя и использовать эту информацию правильно.

Налаживаем отношения с руководством - с чего начать?

Итак, сперва, вам необходимо изучить вашего начальника. Каковы его рабочие привычки, как он предпочитает получать информацию от сотрудников, насколько он согласен делегировать полномочия, насколько консервативен он в руководстве? Чего он желает достичь, какие цели для него первостепенны? Каков стиль его работы? Увы, но шанс получить начальника, который с первой встречи выложит вам всю вышеперечисленную информацию стремиться к нулю. Выяснить это можно с помощью самостоятельных наблюдений, проверенной информации от коллег или же через неформальные разговоры с самим начальником. Так или иначе, вы должны понять своего руководителя и подстроиться под него – поверьте, вам будет это сделать намного проще, чем пытаться изменить начальство.

Приведем пример: немного понаблюдав, можно выяснить, к какому типу принадлежит ваш руководитель: «слушатель» или «читатель». Первый предпочтет получать информацию устно и сразу же подвергать ее обсуждению, а второй – письменные подробные доклады, которые он сможет тщательно изучить, перечитав несколько раз. Такой вопрос можно даже напрямую задать начальнику, либо посмотреть за его реакцией на тот или иной способ получения данных.

А вот чего следует избегать

Умный руководитель предпочтет честность и прямоту, нежели лесть и увиливания. Не старайтесь заискивать перед начальником, будьте вежливы и конкретны в своих высказываниях. Игнорировать руководителя тоже не стоит, если вы дорожите своим местом. В дискуссиях с руководителем придерживайтесь фактов, ваши аргументы должны быть достаточно вески, чтобы вас приняли как многообещающего сотрудника и ввели в круг доверия. Расположением начальства не стоит пренебрегать, но выпускать отношения за рамки тоже не нужно, иначе испортите отношения с остальным коллективом.

Для начальника нет хуже обстоятельства, чем ненадежный сотрудник. Доверием руководителя трудно заручится, легко потерять, а восстановить практически невозможно. Во всех своих действиях учитывайте, что не только вы зависите от руководства, но и оно от вас. Деловая чуткость в отношениях с начальником и понимание его желаний – основа совместной продуктивной работы, которая не может не отразиться на вашем подъеме по карьерной лестнице. Да и при поддержке хороших отношений вам будет значительно проще решить вопросы отпуска, отгулов, командировок, премий и прибавок к зарплате с вашим руководителем.

Моббинг, буллинг, боссинг... Эти загадочные слова означают всего лишь различные варианты организованной одним или несколькими людьми травли на работе неугодного им сотрудника. Думаете, вам это не грозит? Ошибаетесь. Потенциальной жертвой может стать любая из нас, а счет пострадавших от офисного террора идет на миллионы во всем мире.

Заговор против жертвы

Алла не понаслышке знает, каково это, когда коллектив отвергает и не пускает в свои дружные ряды. Когда-то она трудилась в компании, где основной контингент работников составляли дамы намного старше ее. Но вместо материнской заботы девушка столкнулась с игнорированием и открытой неприязнью коллег. И хотя работа ей нравилась и у начальства претензий к ней не было, Алле пришлось уволиться спустя несколько месяцев после начала заговора против нее.

Это типичный пример моббинга (mob — толпа), или преследования группой лиц одного человека. Как правило, цель моббинга и других видов психологического прессинга — добиться, чтобы у жертвы сдали нервы, и она позорно сбежала с "поля брани".

Основное отличие целенаправленной травли от обычных конфликтов и натянутых отношений с кем-либо — в ее постоянности и длительности, от нескольких недель до нескольких лет. Есть и другие признаки, по которым можно предположить, что против вас развязали войну. Например, регулярная критика, зачастую слишком мелочная или не содержащая никакой конкретики; насмешки и оскорбления; угрозы и откровенная клевета. От вас скрывают важную информацию либо не предоставляют ее вовремя; загружают делами, которые не слишком относятся к вашей компетенции; не приглашают на совместные коллективные мероприятия... Но если вам предъявляют обоснованные претензии по поводу действительно низкого качества вашей работы, списать их на травлю не удастся.

У человека, подвергшегося психологическому террору, могут появиться и неполадки со здоровьем: расстройства сна, физическое истощение, постоянные мигрени, и различные заболевания. Падает самооценка, появляется неуверенность в своих силах. На проблемах со здоровьем преследователи также не преминут раскинуть еще одну козырную карту: "Зачем держать сотрудника, который все время находится на больничном?".

Пять причин моббинга

Наиболее распространенных причин моббинга и его вариантов несколько.

  1. Банальная зависть и страх, что вы перейдете кому-то дорогу, — поэтому успешные профессионалы довольно часто подвергаются остракизму.
  2. Иногда пусковым механизмом становится ссора между людьми , которая, достигнув своего пика, приводит к преследованию на рабочем месте.
  3. Еще один вариант — начальника и его подчиненного в свое время уже связывали отношения , выходящие за рамки служебных: например дружеские или любовные. Но затем они были прерваны. Однако обеим сторонам приходится работать вместе, и в некоторых случаях босс будет стремиться избавиться от человека, с которым его что-то объединяло.
  4. Чаще всего офисные войны провоцирует нездоровая атмосфера в компании — постоянная текучка кадров, жесткая система штрафов и контроля, недоверие друг к другу. В таком коллективе присутствует скрываемое до поры до времени напряжение, которое рано или поздно потребует разрядки. И тогда "козлом отпущения" может стать любой.
  5. Большую роль в том, имеется ли в организации тенденция к "охоте на ведьм", играет личность руководителя . Есть начальники, обожающие манипулировать людьми и сталкивать их лбами. Коллективная травля сотрудника происходит с их молчаливого одобрения, а то и с их подачи, когда чужими руками они хотят избавиться от неугодного человека. Иногда руководители недооценивают степень серьезности сложившейся ситуации, терпимо относятся к подобным выходкам подчиненных и не предпринимают никаких мер по отношению к зачинщикам травли, оставляя у тех чувство безнаказанности. А ведь начальник как никто другой несет ответственность за положительный психологический климат в коллективе и урегулирование производственных конфликтов.

Дарья Стасевич, психолог

В некоторых компаниях принята "дедовщина" новичков, это своеобразная традиция вхождения в коллектив. Когда вы пройдете этот этап, то все, скорее всего, образуется. На причины прессинга по отношению к себе можно посмотреть и с другой стороны. Возможно, подобные ситуации уже встречались в вашей жизни. Тогда необходимо разобраться, что в вашем поведении может провоцировать других на такое отношение. Например, вы привыкли играть роль жертвы и не умеете за себя постоять. Или слишком сильно отличаетесь от коллег — поведением, внешним видом, — и они вас не понимают и не принимают. Среди других причин — вы по незнанию или намеренно игнорируете устоявшиеся "правила игры" и не разделяете ценности группы; вы пришли в компанию по блату; на ваше место хотят посадить "своего" человека.

Буллинг: один на один

Когда начальник Майи, работавшей помощником судьи, попал на целый год в больницу в связи с тяжелой болезнью, его сотрудники были временно переведены на другой участок. Там женщине пришлось столкнуться с неадекватным поведением одной из коллег. "Она работала помощником моего нового руководителя и почему-то сразу меня невзлюбила, пакостила со страшной силой. То слухи за моей спиной распустит, что якобы я получила работу через постель. То умолчит о важной просьбе шефа, а сама нагло ему врала, что все мне передала", — делится Майя.

Это еще один вариант психологического террора — буллинг (bully — хулиган), или преследование одним человеком другого, обычно равного по статусу. Считается, что особенностью буллеров является постоянная жажда "свежей крови". Часто после того, как жертва, не выдержав издевательств, увольняется, нападающий принимается за следующего "барашка".

Как наладить отношения?

Если чувствуете, что против вас проводится целенаправленная масштабная акция, вы можете выбрать несколько стратегий борьбы . Главное — осознать, ради чего вы готовы сражаться.

Попробуйте дать решительный отпор агрессорам. Еще вариант — игнорировать нападки с расчетом на то, что рано или поздно от вас отстанут. Помогает и такой прием, как "внешнее согласие": "Возможно, вы правы, я подумаю над этим". Иногда это производит эффект неожиданности: от вас ожидали вспышки гнева или жалких оправданий, а теперь у вас появляется шанс взять ситуацию под контроль.

Обратитесь за помощью к боссу. По большому счету, моббинг или буллинг возможно прекратить, если он предпримет соответствующие меры. В противном случае дальнейшая борьба за свои права может обернуться сражением с ветряными мельницами.

Вы также в состоянии предпринять определенные шаги для того, чтобы предупредить возможное негативное отношение к себе . При найме на работу узнайте, какова корпоративная культура и ценности компании, принята ли взаимопомощь, уважение друг к другу и т.д. Источники подобной информации — собеседования с менеджером по персоналу и будущим руководителем. Если вы нанимаетесь в фирму, чьей продукцией вам приходилось пользоваться, обратите внимание на то, как в магазинах этой организации относятся к клиентам. Ведь зачастую это является отражением стиля взаимоотношений внутри компании. Во время испытательного срока также можно узнать немало интересного. Например, о том, есть ли прессинг кого-либо из сотрудников. Если такое явление существует, сделайте соответствующие выводы.

Карина Хутаева, директор международного образовательного центра

Если вы встречаетесь с травлей на работе, держитесь спокойно и не опускайтесь до уровня преследователей. Не кричите и не запугивайте в ответ. Часто "нападающие" специально вас провоцируют, ожидая ответной агрессии, поскольку это предоставит им шанс ответить вам еще более сильной провокацией. Не рекомендуется плакать или показывать свою слабость, этого от вас ждут в первую очередь. Продолжайте качественно работать, ведь "доброжелатели" надеются увидеть вас сломленным, а когда вы раз за разом добиваетесь успеха, это воспринимается ими как поражение. Обязательно показывайте результаты своей работы начальству, чтобы обезопасить себя от злостных наветов о вашем непрофессионализме. И не позволяйте изолировать вас от лояльных коллег, поддерживайте с ними деловые и дружеские связи.

Наталья Веригина, бизнес-тренер

Жертвами буллинга или моббинга нередко становятся люди с заниженной самооценкой, поэтому важно работать над ее повышением. В этом поможет обращение к психологу, участие и победы в конкурсах профессионального мастерства. Часто преследованию подвергаются , держащиеся особняком от коллектива. Учитесь строить отношения с людьми — это позволит проще устанавливать контакт с коллегами и сформировать "армию союзников". Ими могут стать сотрудники не только из своего, но и из смежных отделов, а еще весомее — непосредственный руководитель. Учитесь отстаивать свою позицию, учитывая интересы всех сторон и принятые в компании "ритуалы", чтобы спорные ситуации не перерастали в жесткий конфликт. Не создавайте себе врагов своими же руками.

Боссинг: начальник — против

Противостояние Нины и ее начальницы тянется давно, и первопричину уже никто не вспомнит. Руководитель создает на работе невыносимую обстановку для своей сотрудницы. Ставит перед ней нереальные сроки выполнения задач, требует строгого соблюдения трудовой дисциплины, причем остальным даются значительные поблажки. Нина находится в постоянном стрессе, и от увольнения ее пока останавливает только еще больший страх остаться безработной.

В этом случае речь идет о боссинге (boss — шеф, босс), травле руководителем своего подчиненного. Фактически это тот же буллинг, но не горизонтальный, а вертикальный. Обычно он применяется тогда, когда для законного увольнения человека у босса не хватает весомых аргументов.

Как правило, на помощь коллег надежды у жертвы мало, ведь те отнюдь не горят желанием тоже попасть под карающий меч. Порой отношение шефа к кому-либо воспринимается подчиненными как наглядное указание к действию, в такой ситуации человек находится под перекрестным огнем травли буквально со всех сторон.

На вас могут давить, принуждая срочно написать заявление на увольнение по собственному желанию. Не принимайте никаких решений в спешке, вы имеете полное право взять паузу на раздумье. Если вы согласны уволиться с работы, попробуйте договориться об увольнении по соглашению сторон. Это предполагает, что обе стороны готовы на уступки друг другу. Вы уходите, а работодатель, если с ним удастся договориться, выплачивает выходное пособие в определенном размере. Ведь увольнение по собственной инициативе предполагает только компенсацию за неиспользованный отпуск.

Специалисты рекомендуют в любом случае увольняться из такой компании, где допускается безнаказанный террор людей, и чем раньше, тем лучше. Иначе последствия для вашего здоровья и психологического состояния могут стать необратимыми.

Дарья Стасевич, психолог

Если шеф решил вас уволить, вам придется очень нелегко. Но ваш уход — не единственный вариант развития событий, хотя и очень вероятный. Можно попробовать перевестись в другой отдел этой же компании либо в другой филиал или даже регион, если есть такая возможность. Можно обратиться за помощью к вышестоящему начальству или в суд. Также есть городская и районные трудовые инспекции. Важно предоставить документальные свидетельства нарушения ваших прав — подойдут диктофонные записи разговоров с начальством, различная переписка, трудовой договор и т.д.

60% руководителей – диктаторы. Именно это показали последние исследования. Поэтому ответ на вопрос «Что делать, если шеф монстр?» – «Увольняться» – будем считать неправильным. Куда податься, если направо пойдешь – тиран, налево – диктатор? Можно ли научиться ладить с таким боссом?

Можно сколько угодно доказывать, что от демократии произрастают куда более пышные цветы и результаты работы у начальников-демократов лучше. Однако, как и было сказано, некто еще не встретил кота, которого интересовало бы, что о нем думают мыши. Для нас важнее – что о нас думает босс. А если он деспот, то как выстроить с ним отношения, чтобы и достоинство не страдало, и на скандал не нарываться?

Диктаторы бывают разные: один устраивает скандалы и разносы подчиненным, другие подобно катку для укладки асфальта, давят Вас множащимися требованиями. Самое забавное, что многие из них считают себя добрейшей души людьми, на которых подчиненные просто ездят.

Прежде всего – не разочаровывайте босса. Если он считает себя демократом, ненавязчиво дайте ему понять, что и Вы воспринимаете его именно так. Если же ему нравится думать, что он страшный и грозный, не вредничайте, подыграйте ему и потрепещите хотя бы для вида.

Стиль поведения и работы подчиненного должен быть таким же, как у начальника. Шеф ходит на работу в белых сорочках и при галстуке – прикиньтесь щеголеватым клерком. Кстати, начальники-деспоты вообще придают большое значение формальной стороне жизни, мелочам.

Осторожно отнеситесь к попыткам шефа наладить с Вами неформальный контакт. Во-первых, не болтните лишнего. Все, что Вы ему скажете, он потом может использовать против Вас. Вам нужно найти такую грань между кажущейся открытостью (нельзя, чтобы начальник думал, что Вы от него что-то скрываете, что Вы темная лошадка) и защищающей Вас скупостью информации о себе. Во-вторых, пара вроде бы человеческих фраз, которыми Вы перебросились с шефом, не означают ни-че-го. Во всяком случае, для Вас. Смешно думать, что после этого босс начнет прислушиваться к Вашему мнению.

Не сплетничайте и не пытайтесь услужить. Шеф будет думать, что Вы «шестерка», и станет откровенно вытирать о Вас ноги. Вы должны быть не чета другим. Причем так, чтобы коллеги этого не почувствовали и не разозлились. Элегантнее, спокойнее, удачливее. Умнее и профессиональнее. У Вас должны быть респектабельные знакомые и родственники (на голубом глазу врите, что Ваша мама – потомственный архитектор и дворянка, даже если она всю жизнь мыла полы).

Не протестуйте, когда Вас отчитывают. Не скандальте. Не доказывайте, что шеф не прав. Наоборот, соглашайтесь с ним, кляните себя за ошибки, говорите, что прямо сейчас все сделаете заново. Этим Вы дезорганизуете деспота: ведь если Вы все поняли и согласны с ним, о чем еще говорить?

Если допустили серьезный ляп – не ждите вызова на ковер. Первым расскажите шефу о досадной ошибке и кройте себя на чем свет стоит. В работе ссылайтесь на его рекомендации. Деспот – апологет субординации. Никаких отношений через его голову с начальником самого деспота быть не может. Во всяком случае, на работе. Не пытайтесь подбить коллектив на восстание против деспота. Ждите, когда тиран надоест своему начальнику. А если кто-то из коллег пытается вовлечь Вас в заговор, мягко устранитесь.

Даже если Вам сейчас совершенно нечего делать на работе – займитесь хоть чем-нибудь. Разберите бумаги, сделайте нужные звонки и т.д. Деспоты с большим уважением относятся к авторитетам. Чем больше нужных деловых знакомств будет в Вашем арсенале, тем больше с Вами будет считаться шеф. Рассказывайте коллегам о своих блестящих связях. И шеф к Вам заметно потеплеет. Читайте специальную литературу и обсуждайте ее с шефом. Получится, что ваш босс как бы рецензирует умных и известных людей. И ему приятно.

Если деспот похвалил Вас за хорошую работу, знайте: Вы достигли этих высот только под его мудрым руководством. Рассказывайте гадости про других начальников – пусть деспот почувствует, как Вы его цените. Кстати, не вздумайте пугать деспота, что уволитесь, если он не станет обращаться с Вами уважительно, не пишите провоцирующих заявлений об уходе. Во-первых, из вредности подпишет, во-вторых, воспримет как предательство. Искать новое место надо незаметно для коллектива. Донесут и позавидуют. И последнее. С авторитарными начальниками лучше срабатываются женщины. Если Вы дама с характером и деловой схваткой, маскируйте эти свои достоинства нежным голосом и женственными манерами.