Как найти распространенное предложение. Распространенные предложения, их особенности. Как сделать из нераспространенного высказывания распространённое
По наличию второстепенных членов предложения делятся на распространенные и нераспространенные.
Нераспространенные - это предложения, которые состоят только из главных членов предложения: Похолодало.
Начался дождь.
Распространенные - это предложения, которые, кроме главных членов, имеют и второстепенные: В лесу похолодало. Начался сильный дождь.
Не являются нераспространенными односоставные предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.
1. Укажите варианты, в которых все предложения являются распространенными.
а) Я белая страница (М. Цветаева). Но сердце хочет и просит чуда (3. Гиппиус).
б) Лениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев). Слышен скрип и хруст травы (А. Твардовский).
в) Мело, мело по всей земле во все пределы (Б. Пастернак). Через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (А. Чехов).
г) Не жалею не зову не плачу (С. Есенин). Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг (М. Лермонтов).
2. Укажите предложения, которые распространены
только обособленным определением.
а) С берез неслышим невесом слетает желтый лист (М. Исаковский).
б) Просеки лесных дорог заглядевшихся в озера (Б. Пастернак).
в) Тропинка петляющая в горах исчезла.
г) Она усталая измотанная остановилась.
3. Укажите предложения, которые распространены
только обособленным обстоятельством.
а) Жить храня веселье горе помня радость прошлых весен... (В. Брюсов)
б) Шумит вода взбегая на колеса (В. Нарбут).
в) Не замечая ничего мы шли вперед.
г) Несмотря на все трудности концерт состоялся.
Еще по теме РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
- 7.10. Распространенные и нераспространенные предложения
- § 150. Распространенные и нераспространенные предложения
- § 27. НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ, ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Предотвращение распространения оружия массового уничтожения: нераспространение и международный терроризм
- Распространенные предложения Предложения с прилагательным, распространяющим подлежащее или входящим в состав сказуемого
Тема: Распространенные и нераспространенные предложения
Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
Задачи:
Учебная : сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
Познавательная : познакомить обучающихся с новыми понятиями: распространённого и нераспространённого предложений.
Развивающая : развивать мышление, умение анализировать.
Воспитательная : воспитание интереса к изучению русского языка.
Тип урока: смешанный (комбинированный).
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, доска.
Ход урока:
I. Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
–
Сегодня мы с вами отправляемся на остров «синтаксис». Мы узнаем еще одну особенность о предложениях.
II. Словарная работа.
А начнём урок с работы над словами. Ребята, приготовьте карточки с буквами. Посмотрите на экран. (2-й, 3-й слайд).
Пром е рзать, уд и вительный, недор а зумение, разъед и нять, един о борец, сож а ление, л и пучий, ом о ложение, закр е плять, отд а лённый, безм я тежный.
III. Актуализация опорных понятий.
В начале поездке вы должны ответить на мои вопросы.
Что изучает синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения ).
Что такое предложение?
Из чего состоит предложение?
Что такое словосочетание?
Что не является словосочетанием? (грамматическая основа ).
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Назовите виды предложений по цели высказывания (Повествовательные, побудительные и вопросительные).
Назовите виды предложений по эмоциональной окраске (Восклиц., невосклиц.).
IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала
Мы прибыли на следующую станцию.
Прочитайте текст (4-й слайд)
Ответьте на вопросы:
О чём текст?
Какую пользу приносит берёза?
А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно?
(нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно?
(второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
– Самостоятельно прочитайте §35, стр. 70 (- Что нового узнали в прочитанном параграфе?).
Самое главное, что вы должны усвоить - это понятие о распространенности предложений.
(5-й слайд)
Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным. Распространенное предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.
- Устали мы немного, давайте отдохнем!
Физкультминутка
- Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
- Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
- Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
- Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
- Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
- Убежали мышки вон (бег на месте).
V. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
- Отдохнули? Отправляемся дальше с новыми силами.
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
Следующий этап:
1. «Мозговой штурм» (работа у доски).
Игра «Кто больше?»
Ход игры . На доске записаны два нераспространенных предложения. Обучающиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на две команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Обучающиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.
Пример:
Выглянуло солнышко.
Выглянуло желтое солнышко.
Из-за туч выглянуло желтое солнышко.
Из-за синих туч выглянуло желтое солнышко.
2. Выполните синтаксический разбор предложения.
Осенью
птицы большими
стаями улетают
на юг
(Повеств., невосклиц., г.о. – 1-простое, распр., не осложнено).
Птицы улетают.
(Резервное задание - тест на закрепление полученных знаний). Взаимопроверка.
(8-й слайд).
1 - подлежащее
2 - сказуемое
3 - определение
4 - дополнение
5 - обстоятельство
Жила-была на свете лягушка-квакушка . Сидела она в болоте , ловила комаров , весною громко квакала ...
Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. По В. Гаршину
1 - подлежащим
2 - сказуемым
3 - определением
4 - дополнением
5 - обстоятельством
1. За чёрными (3, опред.) деревьями блестели звёзды.
2. Над дорогой свешивались скалы (4, дополн.).
3. В ущелье лежало (2, сказуемое) облако тумана.
4. Вдруг (5, обстоят.)
к девочке (4) с голубыми волосами.
А. Толстой
1 - распространённое
2 - нераспространённое
1 . 2. Жили они дружно 1 . 3. Заснул медведь 2 ; козёл да баран дремлют 2 1 . 4. И видит он 2 : идут семь волков 2 2 , искры из глаз посыпались 1 1 .
К. Ушинский
VI. Подведение итога урока.
- Вот мы и добрались до последнего этапа. Сейчас вы будете вытягивать листочки с вопросами и вам необходимо ответить на вопросы.
(9-й слайд)
Что является главным средством выражения мысли? (предложение)
Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)
Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)
Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)
Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)
Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).
Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).
Ну вот мы и добрались до острова. Посмотрите, что это… Вам оставили послание, но оно зашифровано, чтобы его расшифровать, вам потребуется ключ.
«Расшифруй запись».
(10-й слайд)
14 16 13 16 5 6 24!
Вы действительно молодцы!
VII. Домашнее задание (11-й слайд ).
Откройте дневники, запишите домашнее задание.
§ 35, упр. 173.
VIII. Выставление оценок.
1. Укажи цифрами члены предложения.
1 - подлежащее
2 - сказуемое
3 - определение
4 - дополнение
5 - обстоятельство
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров, весною громко квакала...
Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.
По В. Гаршину
2. Укажи, каким членом предложения является выделенное слово.
1 - подлежащим
2 - сказуемым
3 - определением
4 - дополнением
5 - обстоятельством
1. За чёрными деревьями блестели звёзды.
2. Над дорогой свешивались скалы .
3. В ущелье лежало облако тумана.
4. Вдруг впереди Буратино запрыгал серый комочек.
5. Буратино не хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами.
А. Толстой
3. Укажи цифрами тип предложения.
1 - распространённое
2 - нераспространённое
1. Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран . 2. Жили они дружно . 3. Заснул медведь ; козёл да баран дремлют ; один мурлыка не спит и всё видит . 4. И видит он : идут семь волков . 5. Стукнулись козёл с бараном , искры из глаз посыпались . 6. Заблеяли тут со страху козёл да баран .
К. Ушинский
- Мальчишка упал;
- Саша кричит;
- Ветер подул;
- Мрачно.
- Пришла весна
- Птицы улетели
В предложении можно выделить грамматическую основу (подлежащее, сказуемое) и второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельство).
Если имеется полный набор - то есть можно выделить и грамматическую основу, и хотя бы один второстепенный член, то это уже распространенное предложение.
Нераспространенное предложение состоит только из грамматической основы . Причем грамматическая основа может быть и неполной - то есть состоять только из подлежащего или только из сказуемого.
Примеры нераспространенных предложений:
- Котенок играется.
- Мама убирает.
- Светает.
- Холодно.
- Сижу, слушаю.
Нераспространенными предложениями называются предложения, которые состоят из двух слов, а вернее из основы: глагола и подлежащего или же только из одного слова, того же подлежащего или действия.
Примеры:
- Страус убежал.
- Кобыла легнула.
- Конюх устал.
- Зоопарк открыт.
- Вечерело.
- Стихало.
- Он рассмеялся.
Распространенные предложения - это та основа, но когда в них добавлены прилагательные, местоимения места и времени и так далее.
Пример:
- Она быстро бегала.
- Он внезапно рассмеялся.
- Конюх устал после смены.
В первую очередь нужно понять, что же вообще нераспрастраннные предложения. Так вот под такими предложениями подразумеваются те предложения, которые в свом составе вовсе не имеют второстепенных членов, делающих как раз предложение распрастраннным. Иначе говоря нераспрастраннные предложения могут состоятьтолько лишь из главных членов или одного из них. Примеры:
1) Мальчик упал;
2) Таня пошла;
3) Смеркалось;
4) Солнце взошло.
Если у вас стоит задание, дать несколько примеров, то на данный момент, их существует масса и очень много.
Сейчас, я дам несколько очень популярных предложений:
И много других.
Нераспространенное предложение- это когда предложение состоит из подлежащего и сказуемого, а второстепенные члены отсутствуют.
Например:
Нераспространенное предложение также может состоять из одного сказуемого: Вечерело.
Нераспространенные предложения не содержат в своем составе второстепенных членов.
Примеры таких предложений можно привести такие:
Ветер подул.
Она улыбалась.
Вечереет.
Волна пошла.
Как мы видим во всех предложениях есть только грамматическая основа. В одних случаях ею являются подлежащее и сказуемое, в других обстоятельство.
Примеры нераспространенных предложений в русском языке:
Взошло солнце.
Птицы запели.
Посветлело.
Мать улыбнулась.
Собака залаяла.
Как видим из примеров, что я привела выше, такие предложения состоят из главных членов(из одного или двух), т.е. грамматической основы предложения. И все. Предложения не включает других чл. предл.: нет ни определения, ни обстоятельств и т.п. Поэтому и называются они НЕраспространенными.
Непраспространенные предложения легко превратить в распространенные. Давайте сделаем это с предложениями выше.
Взошло утреннее солнце.
Сегодня наши птицы пели весь день.
После обеда посветлело.
Мать добро улыбнулась.
Соседская собака громко залаяла.
Нераспространенное предложение - это предложение, имеющее в своем составе только главные члены предложения,т.е сказуемое и подлежащее второстепенные члены предложения отсутствуют.Например: Птицы летают,Ручей блестит,Лес потемнел.
Все предложения в русском языке бывают распространнными и нераспространнными .
В распространнных предложениях есть второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство).
А вот в нераспространнных предложениях они отсутствуют , и имеют в свом составе только подлежащее и сказуемое .
Нераспространнные предложения могут включать в себя как оба главных члена, так и всего один из них.
Если какой-то главный член отсутствует, то нераспространнные предложения называются односоставными .
Односоставные предложения бывают определнно-личными, неопределнно-личными, безличными (у них нет подлежащего) и назывными (у них нет сказуемого).
Вот примеры нераспространнных предложений:
1) Я мечтаю
2) Очень страшно!
3) Темнеет.
4) Заяц убегает.
5) Идт снег.
6) Птицы поют.
8) Брат засмеялся.
9) Холодно.
Нераспространенное предложение состоит из грамматической основы без второстепенных членов. Например. Наступила осень. Вечерело. Ах, лето, лето! В свою очередь, грамматическая основа в предложении моет быть полной или неполной. Соответственно, при полной основе предложение будет двусоставным, при наличии одного из них - односоставным (Как в примерах).
Главные члены предложения образуют его грамматическую основу.
Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов, называются двусоставными (рис. 1).
Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.
Рис. 1. Типы предложений относительно состава грамматической основы
Примеры двусоставных предложений:
Взорвалась петарда.
Очень страшная история произошла со мной вчера вечером.
Если грамматическая основа состоит из одного главного члена, такое предложение называется односоставным.
Примеры односоставных предложений:
Каникулы.
Хочу на море.
Скоро отдохнём.
Главный член односоставного предложения по своим свойствам и структуре похож либо на сказуемое двусоставного, либо на подлежащее.
Распространённые и нераспространённые предложения
В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, предложения бывают распространённые и нераспространённые (рис. 2).
Рис. 2. Типы предложений относительно наличия/отсутствия второстепенных членов
В нераспространённых предложениях, кроме главных членов, нет никаких других членов предложения.
Примеры нераспространённых предложений:
Стемнело.
Подул ветер.
Показалось привидение.
Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространённым.
Примеры распространённых предложений:
Внезапно стемнело.
Подул жуткий пронизывающий ветер.
Из-за портьеры показалось привидение.
Таким образом, определить, распространённое предложение или нераспространённое, можно по наличию в нём второстепенных членов.
Обратите внимание на то, что слова, которые не являются членами предложения (обращения, вводные слова и конструкции), не делают предложение распространённым.
Кажется, стемнело – простое нераспространённое предложение.
Лишь только стемнело, естественно, показалось привидение – сложное предложение, состоящее из двух простых и нераспространённых.
Полные и
Простые предложения подразделяются на полные и неполные (рис. 3).
Рис. 3. Типы предложений относительно наличия/отсутствия необходимых членов
Если в предложении присутствуют все необходимые для его понимания компоненты, если для того, чтобы понять смысл предложения, нам не нужно обращаться к другим предложениям, такие предложения называются полными:
Я не боюсь привидений.
Если для понимания предложения нам не хватает компонентов, если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям, такое предложение будет неполным:
Я не боюсь привидений.
Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).
Рис. 4. Как отличить неполное предложение от односоставного
Как видим, смысл неполного предложения легко восстановить, если добавить в него необходимые компоненты из контекста (рис. 4). Отметим, что в неполном предложении могут отсутствовать все главные члены предложения:
– Вы видели привидение?
– Какое оно было?
– Жуткое! (это распространённое неполное предложение)
Кроме того, в неполном предложении могут отсутствовать необходимые для понимания второстепенные члены предложения:
Ты справился?
Выводы
Признаки распространённости и нераспространённости и полноты и неполноты простого предложения никак не связаны друг с другом. Предложение может быть полным, но нераспространённым, например предложение «Оно приближается». Или наоборот, предложение может быть распространённым, но неполным, как предложение «Жуткое».
Рис. 5. Типы простого предложения
Таким образом, распространённость или нераспространённость предложения определяется по формальному признаку: есть или нет в предложении второстепенный член. А деление предложения на полное или неполное производится по семантическому, или смысловому, признаку. Т. е. если второстепенный член в предложении отсутствует, но при этом необходим для его понимания, как в вопросе «Ты справился?», такое предложение будет неполным и нераспространённым.
Вопросы к конспектам
1. Прочитайте и перепишите тексты. Найдите в них односоставные, нераспространённые и неполные предложения.
А. Кабинет в ялтинском доме у Антона Павловича был небольшой, шагов двенадцать в длину и шесть в ширину. Прямо против входной двери – большое квадратное окно в раме. С правой стороны, посредине стены, – коричневый кафельный камин. На камине несколько безделушек и между ними прекрасно сделанная модель парусной шхуны.
Б. В первый раз она появилась вечером. Подбежала чуть ли не к самому костру, схватила рыбий хвостик, который валялся на земле, и утащила под гнилое бревно. Я сразу понял, что это не простая мышь. Куда меньше полевки. Темней. И главное – нос! Лопаточкой, как у крота. Скоро она вернулась, стала шмыгать у меня под ногами, собирать рыбьи косточки и, только когда я сердито топнул, спряталась. «Хоть и не простая, а все-таки мышь, – думал я. – Пусть знает свое место». А место ее было под гнилым кедровым бревном. Туда тащила она добычу. Оттуда вылезла и на другой день.
В. Этой осенью я ночевал у деда Лариона. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь. Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.
Все предложения в русском языке строятся по определенному типу в зависимости от наличия/отсутствия тех или иных элементов, значения или конструкции самой мелкой коммуникативной единицы.
Так, например, если анализировать предложения с точки зрения цели высказывания, то можно увидеть три вида:
Повествовательные, содержащие информацию (Я пошел в школу.)
Вопросительные (Ты пойдешь в институт?)
Побудительные (Отправляйся на занятия.)
Независимо от цели высказывания предложение может иметь другие характеристики. Например, по интонации одна конструкция может быть либо невосклицательной (Я пришел.) либо восклицательной (Я пришел!).
Если рассматривать основу предложения, то можно выделить односоставные конструкции (с одним главным членом) или двусоставные (с полной основой) - Светает. Подумайте о своих поступках. Тишина. (Односоставные). Я очень люблю лето. (Двусоставное).
Наконец, данную синтаксическую можно рассматривать с точки зрения наличия или отсутствия второстепенных членов.
Распространенные предложения состоят из и считаются Однако для того чтобы предложение было распространенным, не нужен «полный комплект» второстепенных членов, а достаточно хотя бы одного из них. (Утром школьные учителя готовятся к урокам. Тетрадь лежит на столе. Пришел новый сотрудник. Я вернусь утром). Все приведенные примеры представляют собой распространенные предложения с разным «набором» второстепенных членов.
Соответственно, нераспространенными считаются те конструкции, у которых нет других членов, кроме грамматической основы - Тишина. Светает. Город просыпается.
Из всего вышесказанного можно следует вывод: нераспространенные и распространенные предложения могут быть разными по интонационной окраске. (Принеси книгу! Пожалуйста, не плачь. Ты плачешь? Как ты можешь?!)
Очень часто учащиеся допускают грубую ошибку, употребляя фразу «простое распространенное предложение». Так говорить нельзя, потому что категория распространенности/нераспространенности относится только к Если речь идет о сложном, то следует говорить отдельно о каждой его части. Приведем пример.
Светает, и лед, покрывающий лужи, начинает таять.
повествовательное (по цели высказывания);
невосклицательное (по интонации);
сложное (по количеству частей или грамматических основ);
сложносочиненное, потому что его части соединены сочинительным соединительным союзом, указывающим, что действие частей происходит одновременно;
Первая часть («Светает») представляет собой простое односоставное нераспространенное предложение;
Вторая часть - простое, двусоставное, распространенное предложение.
Второстепенные члены могут относиться к любому члену предложения. Их задача - расширять, пояснять или уточнять значение − Гость вошел в комнату. Новый гость робко вошел в переполненную комнату.
Анализируя предложение, нельзя упускать из виду, что категории распространенности или нераспространенности приняты в школьной грамматике. В академическом русском языке эти признаки изучаются более глубоко, что школьная программа не учитывает. Поэтому иногда возможны разночтения понятия "распространенные и нераспространенные предложения". Например, с точки зрения школьной программы обращения или не являются членами предложения, следовательно, не могут его распространять. Поэтому конструкция «Ваня, идем!» будет считаться простым, односоставным, нераспространенным предложением, осложненным обращением. С точки зрения некоторых лингвистов независимая словоформа («Ваня»), введенная в конструкцию, позволяет считать предложение распространенным.