Болезни Военный билет Призыв

Как лечить стресс у ребенка. Детская психология. Стресс у ребенка. Как же бороться со стрессом у детей

Краткое содержание: Симптомы и причины стресса в детском возрасте. Как помочь ребенку справиться со стрессом.

Что такое стресс?

Если говорить обыденным языком стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.

Причины стресса у детей

Как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни и, кстати, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы. Часто неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей.

Распространенная причина стресса – это развод родителей. Мир малыша состоит из двух половинок: маминой и папиной. И когда эти половинки разъединяются, раскалываются, он испытывает порой настоящие физические страдания. Взрослые должны об этом помнить. У ребенка начинает болеть голова, снятся страшные сны. Иногда он ищет для себя опасную ситуацию, которая кончается травмой.

Стресс вызывается также различного вида катастрофами, травмами, и т.д.

У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные "зоны психической чувствительности", которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.

Родителям, обычно, такие тонкости неизвестны. Поэтому, временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое? Психолог Людмила Ступакова предлагает несколько отправных точек.

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них?

Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?

Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов.

Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна.

Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями.

Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного возраста, лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Уходя, оставляйте рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же будьте с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Помните, что депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях.

От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое, нервные движения.

Помощь: детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице. Ведущие американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. С ними полностью согласны и наши российские врачи и педагоги. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время, спрашивают они. Значит, вам нужно чаще болтать с сыном или дочерью о том, о сем, брать их на руки, обнимать.

От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.

Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Однако вы будете удивлены, узнав, что вовсе не всегда наши мальчики и девочки запуганы сверстниками. Главный "возбудитель" стресса у школьников - учителя. Их боится и ненавидит каждый десятый ребенок. Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть домашнего питомца.

Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. Ко всему прочему психологи рекомендуют говорить детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь прежде всего идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать сына тем, что вы отдадите его "вон тому дяде" или говорить дочке, что сдадите ее в детдом, если она не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро. При определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс у малолетних мальчиков и девочек. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.

Хуже всего, предупреждают ученые, что, единожды попав под влияние стресса, мы потом становимся все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для их чада наступило как можно позже. И уж коль в нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то мы должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим. Счастливое детство - это самое главное наследство, которое мы оставляем своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции и уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал.

Симптомы стресса у старшего подросткового возраста , практически ни чем не отличаются от симптомов взрослого человека. Вот косвенные признаки наличия стресса:

1. Одиночество.

Ребенок чувствует, что удаляется от семьи и друзей, или же у него возникает стойкое впечатление, что "он затерялся в толпе".

2. Чувство неуверенности в себе.

Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.

3. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.

Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.

4. Нежелание общаться с людьми.

Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.

5. Усталость и расстройства сна.

Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.

6. Колебание настроения.

Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.

7. Раздражительность и вспыльчивость.

Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода "лезет в бутылку".

8. Беспокойство.

Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.

9. Бурная активность.

Нередко испытывая томительное внутреннее беспокойство, подросток с головой окунается в деятельность, как бы пытаясь забыться. Но стресс может проявлять себя и противоположным образом: он упорно уклоняется от насущных дел.

10. Навязчивые действия.

Переедание, злоупотребление алкоголем, чрезмерное курение – все это может быть вызвано стрессом. У девушек это порой принимает форму бесконечного хождения по магазинам и покупки все новых и новых тряпок. Застревание на своих привычках, оказываются неспособными порвать с ними, изменить образ жизни.

11. Плохой аппетит.

Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

12. Боязнь тишины.

Ему неприятно, когда окружает тишина. Поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает радио или телевизор. Однако может иметь место и прямо противоположное явление: он болезненно реагирует на любой шум.

13. Подчеркнутое внимание к своей внешности.

Когда подростки слишком заботятся о своей внешности, садятся на строгую диету или усердно занимаются физическими упражнениями, чтобы только сбросить вес, это тоже может быть вызвано стрессом.

Необходимая помощь.

Психологическая помощь необходимо начинать с самого первого дня, как только ребенок отойдет от первичного шока. Многие дети переносят стресс настолько тяжело, что замыкаются в себе, отгораживаются от окружающих. Необходимо их разговорить, заставить так или иначе рассказать о том, что произошло.

Самое главное, когда ребенок находится в стрессе, родители не должны предъявлять ему непосильных требований. Нельзя говорить: "встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным". Все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя виноватым. Ему кажется: он провинился, потому что попал в такую ситуацию. Важно разрушить это убеждение и дать малышу понять: он имеет право на ошибку. Конечно, нужно следить, чтобы у маленького пострадавшего не возникло соблазна манипулировать родителями в качестве компенсации. И тем не менее он должен знать, что родители любят его, что бы с ним не случилось. Это очень помогает в работе, и дети, как правило, быстро приходят в норму.

Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь". Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.

Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления.

Хочется обратить еще раз ваше внимание на механизм стресса. Это всегда противостояние внутреннего и неожиданно нового, которое насильно навязывается. Но человеческий опыт подсказывает: если вы искренне протягиваете руку помощи ребенку, демонстрируете ему свою настоящую любовь, то любой стресс сглаживается.

А так как порядка 80% стрессов у детей проистекает из семьи, то стоит проанализировать выбранную вами систему воспитания на предмет наличия в ней любви.

Другие публикации по теме данной статьи:

Какой основной повод для маминого беспокойства? Конечно, это детский плач. Если ребенок плачет, то мы четко понимаем: ему плохо. Отсюда можно сделать вывод: если не плачет, значит ему хорошо. Это не совсем так.

Вы, наверное, знаете, что у взрослых людей есть разные способы реагирования на стресс: один кричит, другой начинает все крушить, третий вовсе падает в обморок. Реакция зависит в основном от темперамента и особенностей нервной системы. Это физиология, которая работает с момента рождения. Значит новорожденные, также как и взрослые, выдают различные стрессовые реакции.

Во время физического дискомфорта плачут почти все дети. Но на психологический дискомфорт малыши могут реагировать иначе. Родителям полезно знать, как это может выглядеть, чтобы четко понимать состояние своего малыша. Сейчас стало модно обязательно чем-нибудь заниматься с младенцами: йога, динамическая гимнастика, грудничковое плавание. Есть дети, которым что-то может нравиться, другим – это совсем не подходит. Если малыш выдал стрессовую реакцию, то занятия обязательно нужно прекратить.

Мы, конечно, можем продолжать заниматься, и сначала последствий не будет видно. Это, что называется, отсроченные последствия. Детки ломаются не сразу. Но когда уровень стресса зашкалит и ребенок начнет, например, болеть, компенсировать это будет сложнее.

Что может стать стрессом?
Начнем с того, что само рождение – это уже колоссальный стресс для малыша. Он девять месяцев находился в животе, где ему было тепло, хорошо и уютно.

Самое надежное место

Запустился процесс родов, он ощущал давление, старался, боролся, проходил по родовым путям. Он родился! Он победил! Это стресс физиологический. Он не плохой и не хороший. Ребенок способен его пережить, потому что так задумано природой. Но это сильные эмоции.

Первые сутки детки могут проживать послеродовой стресс, реагируя тремя способами: плач, сосание, сон. Чем сложнее были роды, тем ярче будет реакция. Ошибочно думать, что кесарево сечение лучше, так как стресс меньше. Наоборот, после это операции дети выдают более яркие реакции и адаптационный период у них дольше.

Пережив послеродовой стресс, малыш понимает, что он попал в странный, незнакомый мир. В нем много звуков, запахов, красок. Много разных людей. Бывает жарко и холодно. Пока он не адаптируется, для него все стресс. Адаптационный период обычно длится около 40 дней, но после тяжелых родов может растянуться и до трех месяцев (что обычно и бывает у кесарят).

Специалисты по раннему развитию советуют начинать активно заниматься с детьми как можно раньше, иначе будет поздно. Перинатальные психологи утверждают, что в адаптационный период ребенка лучше лишний раз не трогать. В этом есть определенная доля истины. Малышу и так все сложно и непривычно. Зачем ему искусственно усложнять жизнь?

В адаптационный период нужно много контакта с мамой

Когда адаптационный период закончился, с уровнем стресса обычно становится проще. Чем мягче ребенок прошел адаптацию, тем легче он принимает все новое. И чем старше становится малыш, тем менее жестко ставится этот вопрос.

Родителям хорошо бы знать, что стрессом может стать: появление новых людей, шумные вечеринки, путешествие, переезд, ремонт, новые занятие, появление новых предметов, долгое отсутствие мамы, лишение контакта. Это не значит, что ребенка нужно оградить от всего. Реакция зависит от чувствительности ребенка. Легкий стресс даже стимулирует. Главное, следить за тем, что уровень стресса не зашкаливал. За пиками активности должны следовать моменты отдыха, тишины и расслабления.

Плач
В наше время уже почти все родители понимают, что младенцы не издеваются над родителями, не треплют им нервы. Они плачут только по действительно весомым причинам. Это единственный способ малыша дать нам понять, что ему трудно.

К плачу стоит относиться серьезно. Наша родительская задача, как можно скорее найти причину плача и устранить ее. Если ребенок плачет во время каких-то занятий, то их немедленно нужно прекратить. Малышу не нравиться! Не слушайте, когда вам говорят, что поплачет, привыкнет, зато полезно. Нет, то, что идет через слезы, никогда не будет полезно. Дети не привыкают, они смиряются!

Этому малышу процедура явно нравится

Если специалист не может сделать процедуру с вашим ребенком без слез, ищите другого с более творческим и гуманным подходом. Речь, конечно, не идет о необходимых медицинских процедурах, когда ребенок болеет. В этом случае мы все делаем как можно быстрее и утешаем. Но и в этом случае помните: чем старше ребенок, тем проще с ним договориться и сделать без слез все, что угодно. Было бы желание…

Хорошо ли этому ребенку… Большой вопрос

Сон
Когда младенцам очень плохо и страшно, они засыпают. Недавно одна моя знакомая поделилась радостью: «Мы, наконец-то приучили Кирюшу (5 месяцев) спать в своей комнате. Обидно было, такую детскую ему сделали, а он в ней не спит. А теперь он уже большой – спит всю ночь с 11 до 7 утра. Мы опять можем высыпаться. Как здорово!».

Если честно, то ничего хорошего. Детям этого возраста не свойственно спать так долго. То, что происходит с Кирюшей, называется стрессовый сон. Представьте себе ситуацию: маленький мальчик просыпается один в темноте. Рядом никого. Он плачет, но никто не приходит (а именно так мама и занималась с сыном). Через несколько дней он делает вывод: как ни проси, никто не придет и не спасет. И впадает в глубокое отчаяние. Ему становится настолько страшно и плохо, что ребенок предпочитает не просыпаться. И засыпает очень глубоко. Этот сон не полезен для детей. Он как вариант коматозного состояния. Для Кирилла более полезен поверхностный сон – в это время у детей развивается мозг. Но мама приучила спать глубоко, пожертвовав развитием мозга и психологической стабильностью сына. Зато, как большой!

Он еще борется за свое право быть рядом с мамой

По этой же причине дети хорошо и подолгу спят в колясках на балконе или на улице. Это нездоровый сон. Дети впадают в него от невыносимого отчаяния и одиночества.

Сосание
Сосать грудь – это лучший способ успокоиться. Ребенок в этот момент словно возвращается в животик. Он чувствует тепло маминых рук, ощущает ее дыхание, слышит биение сердца. А на вкус молочко похоже на околоплодные воды. Малыш попадает в привычное состояние и релаксирует.

Именно поэтому при малейшем беспокойстве детки просят грудь. И чем младше, тем чаще.В адаптационном периоде (от рождения примерно до трех месяцев) дети могут просить грудь каждый 15 минут и сосать ее по два часа. Маме кажется, что она 24 часа проводит с грудью во рту. Это нормально и пройдет, как только малыш привыкнет к новому для него миру. А сейчас у него стресс – все новое и незнакомое. Дайте ему возможность адаптироваться, пусть ваша грудь будет для него оазисом спокойствия. В этот период лучше не усложнять ребенку и без того непривычную жизнь.

Самое надежное успокоительное средство!

Итак, плач, сосание и сон – это основные стрессовые реакции, которые ребенок может продемонстрировать. Способ реагирования зависит от темперамента и характера ребенка. Иногда дети предпочитают один вариант, иногда используют несколько вперемешку.

Кроме перечисленных, есть еще несколько не таких явных реакций. Дети их демонстрируют очень часто, но, к сожалению, мало кто из родителей понимают, что это тоже стресс.

Замирание или возбуждение

Алена делится опытом: «Нам подарили фитнесс-мяч. Это то, что нужно приобрести всем молодым мамочкам. Наш трехнедельный сын успокаивается только на нем. Может истерично плакать, мы кладем его на мяч и он сразу затихает. Как будто прислушивается. Значит, ему очень нравится».

Итак, у нас есть факт – ребенок затихает на мяче. Мама почему-то делает вывод, что это от удовольствия. На самом деле, когда ребенку хорошо, у него появляется комплекс оживления – он улыбается, гулит, болтает руками и ногами. А здесь ребенок затих – он изучает: опасно или нет. Как минимум, он напуган.

Родители, вы уверены, что я в безопасности?

Я не делаю вывода, что стресс зашкаливает и зарядка на мяче вредна. Вовсе нет, но это хорошая иллюстрация того, как мы интерпретируем поведение малышей удобным для себя способом. «Замолчал – значит доволен». Давайте не будет юлить. Замолчал – довольны мы. А ребенку в этот момент может быть ой как плохо.

Другой пример от Асемы: «Недавно мы перевели месячного Арсена в большую ванну. Ой, как ему нравится! Плавает вовсю, машет ногами и руками. Обычно он ленивый, а в воде меняется. Такой активный становится. Думаю, что ему очень полезно плавать».

Еще одна не менее странная интерпретация. Обычно ребенок тихий и спокойный. Но в большом пространстве воды неведомо откуда берется необычная активность. Доволен? Или пытается любой ценой выбраться и спасти свою жизнь?

Кажется, малышка еще не решила, нравится ей или нет

Если обычно спокойный ребенок начинает вести себя слишком активно, нужно крепко задуматься. Вероятнее всего, малышу опасно и он пытается избежать страшной ситуации.

Любое нестандартное поведение
Дети большие консерваторы. Они любят, чтобы все шло своим чередом. Любят ритуалы и привычные вещи. И ведут они себя чаще всего одинаково. Если их поведение меняется, то надолго. Например, спали три раза по часу. А теперь спят два раза по полтора. Эти изменения плавны и назад не возвращаются.
Малыш обычно спокоен, а теперь стал закатывать истерики. Спит обычно по полчаса, а после пробного занятия бэби-йогой уснула на 2,5 часа. Обычно веселый, активный, а после похода в развивающий центр сидит на коленках у мамы. Любое нестандартное поведение говорит о стрессе. Ребенок требует внимательно отнестись к себе.

Отказ от груди
Это особая реакция, которую дети выдают тогда, когда ничего уже не помогает. Грудь – это самое ценное в жизни ребенка. Это и еда, и контакт с мамой, и обезболивающее, и расслабляющее, и успокаивающее, и утешающее. Представляете, до какого состояния нужно довести ребенка, чтобы он отказался от груди?!
Конечно, это зависит от темперамента ребенка. Особенно впечатлительные дети могут отказаться от груди после одной малоприятной процедуры. Но таких детей мало.

Обычно для того, чтобы спровоцировать у ребенка отказное поведение, родители предпринимают ряд целенаправленных попыток по «развитию и дисциплинированию» новорожденного. Попросту говоря, разрывая контакт с мамой, потому что отказ от груди это как раз-таки нарушение этого контакта.

Ребенку настолько плохо, что он использует тяжелую артиллерию, чтобы быть услышанным. К сожалению, редко когда родители понимают, что происходит. Пожимают плечами, покупают смесь и продолжают «развивать».

Повторюсь, отказ от груди – это особая ситуация. Если малыш отказывается от груди, значит ему очень плохо. Нужно срочно прекратить все «полезные» занятия и искать причину дискомфорта.

Отказываясь от груди, малыш очень ярко сигнализирует о помощи

Психологи не призывают вас растить из детей оранжерейные цветочки. Такие перегибы тоже опасны. Так ведь можно вообще на улицу не выходить, чтобы малышей ветерок не потревожил. На любое занятие ребенок может выдать стрессовую реакцию просто потому, что это дело новое. А значит, может быть опасным.

Все новое лучше вводить очень плавно, нежно и в тесном контакте с мамой. А еще лучше с грудью во рту. Так оно надежнее будет. Нововведения должны предлагать мама или папа. А не чужой дядя-тренер. Когда ребенок расслабиться, если занятия действительно полезное, он покажет родителям, что доволен: будет активно смеяться, много улыбаться, гулить.

Но давайте не будем себя обманывать. Если малыш продолжает сигнализировать о стрессе, прекратите занятия. Вашему ребенку они не подходят. Не доводите до того, что стресс зашкалит. Предложите малышу другие варианты.

Вы обязательно найдете то, что понравится и вам, и вашему чаду.

Алена Асадчая, корреспондент, консультант по ГВ, педагог-психолог

Считается, что стрессы чаще возникают у взрослых на фоне нестабильной социальной или экономической ситуации. На самом деле стресс у ребенка возникает намного чаще, хотя в большинстве случаев родители и близкие не замечают этого.

Жизнь детей не так стабильна, как жизнь взрослых. У них постоянно меняется род занятий, появляется ответственность и новые обязанности. Стрессу способствуют возрастные изменения в организме и нестабильный гормональный фон в пубертатном периоде. Многие родители невнимательно относятся к своим детям и путают симптомы патологии с банальными детскими капризами. Отсутствие внимания и не вовремя диагностированный стресс могут привести к эмоциональной нестабильности у детей, нервным расстройствам и возможным психическим заболеваниям во взрослой жизни.

Психологи считают, что большинство расстройств во взрослой жизни связано именно с и страхами. Стресс в детстве может привести к множеству проблем: от чувства заниженной самооценки до различных маний и даже шизофрении.

Стадии стресса у детей

Существует несколько стадий стресса у детей:

  1. Стадия тревоги. Дети не сигнализируют ни эмоционально, ни словесно о пережитом стрессе. Они пытаются замкнуться в себе, настороженно относятся к любым событиям и действиям других людей. Физически чувствуют себя нормально.
  2. Стадия сопротивления. Дети могут чувствовать себя уставшими и истощенными. Это связано с перерасходом энергии нервной системой на внутренние переживания.
  3. Стадия истощения. У детей заканчиваются физические и моральные силы переживать стресс. Нервная система теряет контроль над эмоциями, могут возникать вспышки апатии или агрессии, бессонница из-за кошмаров. Подростки становятся скрытными, недоверчивыми, у них может возникать суицидальный синдром.

Вернуться к оглавлению

Причины и симптомы стрессов у детей

В зависимости от возраста детей могут варьироваться причины возникновения патологии. У новорожденных детей и малышей до года к нервному расстройству может привести разлука с матерью, смена формы кормления, болезнь, испуг. При этом малыш очень чувствителен к психологическому состоянию своих родителей. Любая ссора, истерика у родителей может быть воспринята детьми как собственная.

Сильный стресс вызывают в жизни детей переходные периоды, которые происходят в трехлетнем, шестилетнем (семилетнем) возрасте и при вступлении в пубертатный период. Это связано с переменой обстановки, появлением новых обязанностей, гормональными изменениями в организме. Необходимо обеспечить поддержку своему малышу при первых походах в детский сад и школу, при возникновении первых подростковых проблем и переживаний.

Причины возникновения стресса у детей:

  1. Отсутствие внимания со стороны родителей. Если родители не уделяют малышу должного внимания, постоянно отмахиваются от его просьб и вопросов, тот начинает искать причину отсутствия их любви в себе, что вызывает сильнейший стресс.
  2. Частые пристыживания, неудачи и унижения родителями, особенно прилюдно. Подобные методы воспитания приводят к возникновению у детей чувства собственной неполноценности, которое затем проецируется на взрослую жизнь.
  3. Страх и испуг. Для детей существует множество внутренних и внешних страхов, которые могут привести к сильному стрессу. Внешние: нападение человека или животного, страшный фильм или книга, звук и т.д. Внутренние: фантазирование, проблемы в семье, психологическое давление со стороны взрослых.
  4. Изменения во внешней обстановке. Это самая распространенная причина патологии у детей. Расставание с родными и друзьями, переезд, смена детского сада и школы, перемены в расписании дня, окончание или начало учебного года, первая любовь — все эти события в жизни детей являются для них стрессом.
  5. Увлечение компьютерными играми. С развитием технологий данная причина патологии постепенно выходит на первую позицию. Дети могут более реалистично воспринимать игру, чем взрослые. Стресс вызывает неудача в игре, конфликт со взрослыми, недосып и нарушение питания.

Вернуться к оглавлению

Проявление патологии

Проявления стресса у детей:

  • частые изменения настроения, недоверие ко взрослым, скрытность;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • возникновение проблем со сном: бессонница, кошмары, трудности с просыпанием и вставанием с кровати;
  • постоянные конфликты с родителями, учителями и воспитателями, остальными взрослыми и сверстниками;
  • у маленьких детей: необъяснимые истерии, страх одиночества и темноты, боязнь животных, взрослых людей, невидимых чудовищ и т.д;
  • у подростков: возникновение желания отличаться от других людей, быть неформальным, перечить родителям и педагогам, вступление в конфликты со сверстниками.
  • психосоматические признаки стресса: скрип зубов во сне, неврозы, возникновение кожных заболеваний (нейродермита), энурез, головные боли и боли в желудке, заикание, нервный тик.

Вернуться к оглавлению

Как снимать стресс у детей?

Прежде чем задаваться вопросом, как снять стресс у ребенка, необходимо сперва принять и понять проблему. Некоторые родители предпочитают не замечать проблемы своих детей. Они считают, что детские страхи и стрессы связаны исключительно с их возрастом, мол, вырастет и все пройдет. Но детский стресс может стать причиной многих проблем:

  • заболевания внутренних систем и органов: сахарный диабет, заболевание желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, проблемы с мочеиспусканием и стулом;
  • большинство заболеваний нервной системы;
  • возникновение суицидального синдрома;
  • проблемы с адаптацией и отношениями во взрослой жизни;
  • возникновение страхов и маний.

Большинство психологических проблем взрослой жизни связаны со стрессовыми ситуациями в детстве, поэтому взрослому важно вовремя распознать симптомы стресса и помочь своему ребенку. Не стоит отмахиваться от своего малыша, когда он пробует рассказать матери или отцу о своих проблемах. Часто взрослые не понимают детей, считают их страхи детскими фантазиями.

После пережитого стресса дети могут замыкаться в себе, не доверять взрослым, отказываться говорить о своих проблемах. Ни в коем случае нельзя давить на детей, расспрашивать о чем-то неприятном без необходимости. У маленьких детей со стрессом поможет справиться родительская ласка, рисование (желательно совместно со старшими), придумывание сказки или реальной истории, где главным героем выступал бы малыш, подвижные игры, лепка, физические упражнения с родителями, просьба в помощи по дому.

Отлично психологическое напряжение у детей любого возраста снимает домашнее животное. Маленькие дети при игре с кошкой или собакой расслабляются и отвлекаются от стресса. Поглаживание животного и общение с ним приводит в порядок нервную и сердечно-сосудистую систему. Дети постарше и подростки могут доверять животным свои проблемы и общаться с ними словесно. Если завести животное дома нет возможности, подобное лечение может осуществляться в так называемых контактных зоопарках.

При сильном стрессе, который может быть вызван сильным испугом, переездом, травмой или болезнью, потерей близких и родственников, лечение должно проходить под контролем психолога.

Специалист поможет малышу определиться со своей проблемой. У старших детей диагностика стресса происходит с помощью личного разговора (родители должны отсутствовать), у маленьких детей — с помощью рисунка или составления сказки, в которых дети подсознательно раскрывают свои страхи.

При восстановлении нервной системы после стресса или депрессии не рекомендуется использовать препараты для взрослых, особенно антидепрессанты. Они противопоказаны людям до 18 лет. Справиться со стрессом помогут физические упражнения (лучше всего подходят командные игры и водные виды спорта), совместные с родителями походы в лес, поездки к рекам и озерам, пикники.

Помогает правильный режим дня. Необходимо следить, чтобы дети ложились и вставали в одно и то же время, следили за своим расписанием, грамотно распределяли свое время, не засиживались за компьютером и телевизором. Поможет справиться с переживаниями и правильное питание. Частые стрессовые ситуации может провоцировать дефицит магния. Дети обязательно должны употреблять бананы, рис, гречку и картофель.

Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.

На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.

Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

Тревога

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Истощение

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Причины

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Симптомы

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

Как снять стресс

Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

Психотерапия

Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

Препараты

Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

Физиотерапия

Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

Что делать родителям

Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.

Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:

  • Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
  • Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
  • Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
  • Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.

Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.

Стресс – реакция организма на различные внешние раздражители. В детском возрасте стресс является частым явлением. При этом последствия стрессовых воздействий могут быть отдаленными, но весьма сильными. По этой причине нужно уметь своевременно распознавать стрессы.

Стрессы бывают кратковременными и длительными. Первые мобилизуют силы организма, а вторые могут вызвать глубокие негативные последствия. Вред от постоянных стрессовых воздействий очень велик.

Детское поведение далеко не всегда выдает то, что ребенок переживает стресс. Чтобы распознать стресс, нужно знать его симптомы, которые могут отличаться у детей разного возраста.


На фоне стрессов у детей, независимо от возраста, могут появляться вредные привычки, являющиеся проявлениями нервозности: привычка грызть ногти, ручки, линейки, игры с волосами или завязками, ковыряние в носу, расчесывание частей тела и др.

Стрессовые симптомы часто расцениваются как проявления усталости или признаки каких-либо заболеваний, проблемы поведения. Родителям распознать стресс очень сложно. Поэтому нужно обязательно обратиться за помощью к специалистам для точного диагноза состояния ребенка.

Причины появления стрессов у детей

Стрессы и эмоции не разделимы. В силу маленького жизненного опыта, даже незначительные события способны вызвать сильнейший стресс.

Причины стрессов многочисленны:


Стресс – неизбежная реакция организма на внешние раздражители. Другими словами, организм пытается выжить. Однако, если организм в подобном состоянии будет находиться длительное время, то неизбежны последствия для всей системы.

Стрессы накладывают негативный отпечаток:

Стресс у детей – явление, практически, неизбежное. Трудно оградить детей от воздействий среды, а, главное, этого не нужно делать. Небольшие кратковременные стрессы закаляют детский организм. При этом полное отсутствие стрессовых воздействий в детстве может воспитать из ребенка беспомощное существо со слабой психикой.

Поэтому важно вовремя заметить стресс, правильно его диагностировать и вовремя скорректировать его последствия.