Болезни Военный билет Призыв

Как князь святослав разбил хазарию. Приход Святослава к власти. Поход против Хазарского каганата. Балканские походы — Гипермаркет знаний. Год. рождение святослава

В год 6472 (964). [...] И пошел [Святослав] на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам по щелягу с сохи даем».

В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев.

В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

УДАЛЬ И УВАЖЕНИЕ

Сильнее всего развился дух удальства и предприимчивости при Святославе, когда удача следовала за удачей. Удалые толпы ходили с ним на степи, победили хазар, которым их предки некогда платили дань. Это должно было сильно возвысить народное чувство, еще более прикреплять народы к Киеву и внушать к нему уважение; ибо из Киева исходили такие славные подвиги.

Начальные слова предания о Святославе показывают набор дружины, удальцов, которые, как обыкновенно тогда водилось, прослышав о храбром вожде, стекались к нему отовсюду за славою и добычею. Поэтому Святослав совершал свои подвиги с помощию одной своей дружины, а не соединенными силами всех подвластных Руси племен: и точно, при описании походов его летописец не вы числяет племен, принимавших в них участие. Святослав набирал воинов многих и храбрых, которые были во всем на него похожи: так можно сказать только об отборной дружине, а не о войске многочисленном, составленном из разных племен. Самый способ ведения войны показывает, что она велась с небольшою отборною дружиною, которая позволяла Святославу обходиться без обозу и делать быстрые переходы: он воевал, ходя легко, как барс, т. е. делал необыкновенно быстрые переходы, прыжками, так сказать, подобно названному зверю.

ВОЙНЫ СВЯТОСЛАВА И КРУШЕНИЕ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

Святослав приобрел известность как князь-воин. Первые походы он предпринял против Хазарского каганата. К X в. хазары утратили власть над Поднепровьем, и их главным форпостом на западных границах стал город Саркел (Белая Вежа) в нижнем течении Дона. Каганат сохранил власть над землями вятичей в бассейне Оки и Волги. Спор из-за того, кому собирать дань с вятичей, стал причиной столкновения Киевской Руси с Хазарией.

В 964 г. Святослав собрал дружину и, как повествует летописец, двинулся на Оку и Волгу. Там он «налез» на вятичей. На вопрос: «Кому дань даете?» - вятичи отвечали - «хазарам». Племя вятичей было многочисленным и воинственным. Леса надежно укрывали их от норманнских речных флотилий. Собравшись воевать с хазарами, киевский князь не стал ввязываться в войну с вятичами. Перезимовав в Поднепровье, киевский князь следующим летом двинулся на Хазарию. Полагают, что в ходе двух кампаний (965-969) войска Святослава разгромили главные города хазар - Саркел, Итиль и Семендер - и уничтожили Хазарский каганат.

История хазарской войны получила отражение в русских и арабских источниках. Киевские летописи сообщают, что в 965 г. Святослав с дружиной отправился на Дон к Саркелу, разгромил войско кагана и захватил крепость, после чего повернул на юг, победил яссов (осетин) и касогов (черкессов) и с Северного Кавказа ушел в Киев. Вторжение Святослава не могло быть непосредственной причиной крушения Хазарии. Киевский князь ограничился тем, что разорил западную окраину Хазарии.
Ценным дополнением к русским источникам служат восточные сочинения. В Записках арабского географа Ибн Хаукаля приведены сведения о нападении русов на хазарские города в Поволжье. Сообщение имеет особую ценность ввиду того, что в момент нападения в 968-969 гг. Ибн Хаукаль находился неподалеку от хазарских границ на южном побережье Каспийского моря. По словам арабского писателя, русы разорили город Булгар на Волге. Отсюда следует, что норманны пришли в Хазарию не со стороны Дона, а со Средней Волги. Волжский торговый путь из Скандинавии на Каспийское море был давно освоен и норманнами. Очевидно, следуя этим путем, русы спустились в низовья Волги и захватили столицу Хазарии Итиль. Затем их флотилия вышла на Каспий и там русы разорили старую столицу Хазарии Семендер.

Киевские летописи не сообщают ни слова о походе войск Святослава на Волгу и Каспийское море, арабский географ не упоминает о походе русов на Дон. Очевидно, речь шла о разных и разновременных походах, в которых участвовали разные силы. Мнение, будто всеми действиями русов на обширном пространстве от Дуная до Закавказья руководили из единого центра - Киева, не соответствует действительности. В 968-969 гг. Святослав вел трудную войну с Болгарским царством на Дунае, затем освобождал Киев от печенегов, после чего вновь вернулся на Балканы. Ни он, ни его войско не имели возможности участвовать в хазарском походе. Разгром Хазарии, описанный Ибн Хаукалем, мог быть осуществлен лишь очень крупными силами. Эти силы (при том, что Киев не принял участия в походе) могли быть собраны лишь в Скандинавии. В X в. множество норманнских отрядов и армий действовали в Восточной и Западной Европе и инкубатором их оставались в основном Скандинавия и Дания…

Пока Хазария сохраняла мощь, силы норманнов были связаны. Разгром каганата высвободил эти силы, и они немедленно обрушились на Византию. Отдаленным последствием крушения Хазарского царства было усиление натиска кочевников, рвавшихся через низовья Волги в Восточную Европу.

Хазарская элита, как полагают, проводила своекорыстную политику, принесшую много несчастий соседним народам и самим хазарам, из-за чего Хазарский каганат превратился в химеру (Л. Н. Гумилев). Факты опровергают такую оценку. В течение нескольких веков каганат служил своего рода барьером, затруднявшим проникновение кочевых орд из Азии в Европу. Теснившие хазар орды обладали огромным численным перевесом, но Хазария противостояла им с помощью сравнительно небольшой армии и хорошо налаженной дипломатической службы. Хазары выдержали длительную войну с Арабским халифатом. Арабы одержали победу, но отвоевать Северный Кавказ у Хазарии они так и не смогли. Прекрасные мореходы - норманны были грозой для приморских городов. Но их флотилии не могли вести войну со степными кочевниками. Сравнительно легко пройдя через финские и славянские земли, они надолго задержались у границ Хазарии. Каганат избежал затяжной войны с русами, открыв перед ними путь в Каспийское море. Торговые экспедиции русов чередовались с военными набегами, отвечавшими целям хазарской дипломатии.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

РЕЗУЛЬТАТЫ БЫЛИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫ

Описание Хазарского похода Святослава в летописи с двух сторон обрамлено упоминанием вятичей, плативших ранее дань (проездную пошлину?) хазарам. Это в какой-то мере определяет маршрут похода, во время которого русские войска воевали в Волжской Болгарии, в земле буртасов и в Хазарии, где взяли Итиль и древнюю столицу каганата - Семендер на Каспийском море. Затем были покорены народы Северного Кавказа - ясы (осетины) и касоги (адыгские племена). Поход был закончен на Таманском полуострове, который с этого времени стал русской Тмутараканью…

Протяженность похода - около 6 тысяч километров. На его осуществление потребовалось, надо полагать, не менее трех лет с зимовками где-то на Волге и Северном Кавказе. Какие именно это годы, сказать трудно; комбинируя данные летописи и Ибн-Хаукаля, можно допустить, что грандиозный поход состоялся в промежуток 965-968 годов… Результаты похода были совершенно исключительны: огромная Хазарская империя была разгромлена и навсегда исчезла с политической карты Европы. Пути на Восток были расчищены; Волжская Болгария перестала быть враждебным заслоном и, кроме того, Саркел и Тмутаракань, два важнейших города юго-востока, стали русскими центрами. Изменилось и соотношение сил в полувизантийском, полухазарском Крыму, где Керчь (Корчев) стала тоже русским городом.

Хазарский каганат в X веке был достаточно сильным государством, оказывающим влияние на мировую политику. Интересен тот факт, что такие «канонические» источники, как Повесть временных лет, довольно скупо сообщают о могущественном соседе Руси. Хотя согласно другим источникам, войны с Хазарией составляли основное занятие первых князей варяжской династии, которые начали борьбу за освобождение славянских племенных союзов на Юге от хазарского ига.

В Киеве ещё не забылись события связанные с разгромом миссии Адальберта («Иду на Вы!» Воспитание героя и его первая победа), а уже новые вести будоражили горожан. Князь Святослав со своей дружиной разгромил христианских миссионеров, фактически отстранив от власти мать Ольгу, прочно взял в свои руки бразды правления. Начинается короткое, но насыщенное событиями правление князя-воина. Киев в этот период налился дружинным духом, который активно поддерживал князь. Рядом с ним стояли убеленные сединами воеводы Свенельд, Асмуд и другие, прошедшие горнило войны с Византией и восточных походов. Дружина пополнилась и молодыми воинами. В Киев прибывали вои из племенных союзов, «охотники». Город полнился слухами о новых походах. Вопрос был в том – куда направит молодой витязь свои полки?

Дань полян хазарам, миниатюра Радзивилловской летописи, XV век.

Весной 964 года, едва подсохли дороги, русское войско выступило в поход. Дружины шли не обычным путем по Днепру, в ладьях, а конным и пешим ходом на восток. Позднее летописец отметит: «И идее на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичемъ: «Кому дань даете?» Они же реша (сказали): «Козаромъ по щьлягу от рала (плуга) даемъ». В это короткой фразе укрыта целая страница русской истории – эпоха освобождения восточно-славянских земель от хазарского ига и объединение их в единое Русское государство. Хазарский каганат был традиционным противником Руси, врагом упорным, хитрым и жестоким.

Повсюду, где только было можно, хазары противодействовали Руси, закрывали дорогу на Восток, создав мощный антирусский союз в составе Волжской Булгарии, буртасов, некоторых племен Поволжья и Северного Кавказа. Хазары не обрадовались тому факту, что на Руси появилась мощная варяжская династия, которая начала тяжкий труд по объединению восточнославянских земель в единое целое и серьёзно уменьшившая влияние Хазарии на русские земли. Теперь и вятичи, сильный племенной союз, занимавший земли в бассейне Десны, Верхней и Средней Оки, притоков Оки, на Дону (в арабских источниках страна Вантит), перестали платить дань хазарам и вошли в состав Русского государства.

Более столетия Русь шаг за шагом вытесняла Хазарский каганат со славянской территории. К тому же Хазарский каганат был ослаблен гражданской войной, когда власть захватили иудеи, утопив в крови своих соперников. Крымские готы перешли под власть Византии. Степи между Волгой и Доном стали занимать печенеги. На восточных границах появились гузы. Волжская Булгария стала проявлять больше самостоятельности. Теперь отказались платить вятичи. Но в середине 10 столетия Хазария была ещё серьёзным противником и главным врагом растущего Русского государства. Хазарский каганат представлял серьёзную военную угрозу для Руси. Археологи обнаружили целую систему каменных крепостей на правом берегу Дона, Северного Донца и Оскола.

Одна белокаменная твердыня располагалась от другой на расстоянии 10-20 километров. У стен обнаружили кладбища, в них хоронили воинов-наемников. Крепости располагались на правом, западном и северо-западном берегу рек. Большую роль в сооружении этих крепостей сыграли византийские инженеры. Так, Саркел (Белую Вежу) на берегу Дона возвели именно византийские инженеры во главе с Петроной Каматиром. «Поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней, соорудив печи и обжегши в них кирпич, он сделал из них здание крепости, изготовив известь из мелких речных ракушек», — писал Константин Багрянородный в труде «Об управлении империей». Саркел стал главной крепостью хазар на северо-западной границе страны. В нём размещался постоянный гарнизон из 300 воинов.

Как уже отмечалось выше, в последний период существования Хазарии, власть в ней перехватили иудеи, представляющие касту рахдонитов (радхониты или раданиты). Это были купцы, контролирующие торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, огромную постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы. Одним из их главных «товаров» были люди. Это была каста людей наживающих огромные богатства на горе, страданиях и смертях тысяч и тысяч людей. Рахдониты контролировали Хазарию, а также были одними из главных «толкателей» (вторым был Рим) военно-политического процесса, известного как «натиск на Восток». В Европе рыцари и наемники убивали славянскую цивилизацию на землях современной Германии и Австрии. Славянские мужчины в своей массе гибли в боях, а детей и молодых женщин еврейские купцы гнали на рынки Ближнего Востока. С востока такую же роль играли хорошо вооруженные отряды наемников из Хазарии.

Русские былины сохранили память о хазарских нападениях, так былина «Фёдор Тярынин» сообщает:

Со восточной было стороны

От царя было иудейского,

От его силы жидовския

Прилетела калена стрела.

Многие славянские союзы племен и племена долго платили дань хазарам. Поляне, согласно Повести временных лет, платили дань мечами. С учётом того, что значил меч для воина северных народов, да и сложности его производства, дороговизны, это была тяжелая дань. Но ещё тяжелее и страшнее платили дань другие земли – северяне, вятичи и радимичи. Они не только платили дань серебром (шеляг — хазарская монета, слово происходит от слова шекель, по другой версии – от европейского «шиллинг»), но и по информации Лаврентьевской и Ипатьевской летописей брали от «дыма» (домовладения, семьи) «по беле веверице». Историки долго спорили, что это означает и сошлись на «белке». Однако ещё в 15 столетии в Московском княжестве (ранее земли вятичей) штраф за синяк составлял 15 (!) беличьих шкурок. Таким образом, русские с русских, и не с семьи, общины, а с одного человека, не как налог, а всего лишь штраф за мелкое правонарушение (драку) брали 15 беличьих шкурок.

Погром Хазарии

Весной 965 году полки Святослава двинусь на Хазарию. Зиму князь провел в землях вятичей, убеждая их старейшин в необходимости подчиниться Киеву. Вятичские воины пополнили войско Святослава. Это были умелые лесные воины и разведчики. Русские полководцы любили задавать неожиданные и дерзкие загадки своим противнику. Даже многоопытные и умудренные во лжи греки, имевшие хорошо развитую разведку, становились в тупик во время молниеносных и неожиданных нападений русских дружин на Константинополь. Святослав также избрал необычный путь. Он решил ударить по столице каганата не с запада, с севера. Хазары же обычно ждали прихода русов по воде с Дона и Азовскому морю.

Русская рать направилась по старому торговому пути, ведущему к берегам Волги, к городу Булгару – столице волжских булгар. От Киева русские торговые караваны шли в район современного Воронежа, затем через лесостепные земли в район Пензы и южнее Тамбова, затем через мордовские земли к правому берегу Волги. Вот на этом пути Святослав подчинил вятичей и двинулся дальше. Он нанёс удар по постоянным союзникам хазар – булгарам и буртасам. Святослав разгромил союзников Хазарии, лишив кагана части военных контингентов. Буртасы были разбиты и рассеяны, города волжских булгар захвачены, их столица опустошена. Противник не ожидал удара с севера, поэтому сопротивление было небольшим. Буртасы и булгары предпочли спастись бегством и переждать грозу.

Русы спустились вниз по Волге и вошли во владения Хазарского каганата. Пехота двигалась на лодьях, а русская и союзная печенежская конница вдоль берега. Хазары, узнав о приближении полков Святослава, изготовились в бою. Где-то в низовьях Волги, у столицы каганата – Итиля, произошло решающее сражение. Хазарский царь Иосиф успел собрать большое войско. Царь (бек) был главой правительства, обладавшим реальной властью, а каган при иудеях сохранил только сакральные функции. Хазары выступили навстречу русским войскам.

Хазары переняли арабскую тактику, и в сражении выстраивались в четыре боевые линии. Первая линия – застрельщики, состояла из конных лучников, «черных хазар», преимущественно из небогатых семей. У арабов первая линия носила название «Утро псового лая». Эти воины не были стеснены тяжелым вооружением, основу их оружия составляли луки и легкие метательные копья-дротики. Они начинали битву первыми, осыпая противника метательными снарядами, стараясь расстроить его ряды, вынудить к преждевременной и плохо организованной атаке. Вторая линия, подпирающая конных лучников, состояла из тяжелой конницы. Это были «белые хазары» — дружины хазарской кочевой знати. Воины были хорошо вооружены – железные нагрудники, кожаные доспехи и кольчуги, шлемы, щиты, длинные копья, мечи, сабли, палицы, топоры. Это была отборная конница, наносившая удар по расстроенным рядам противника, ломавшая его строй. У арабов вторая линия называлась «День помощи».

Если вторая линия не достигала полного успеха, и противник продолжал оказывать сопротивление, в бой вступала третья линия. Тяжелая конница расступалась в стороны и в атаку шла (или принимала удар противника на себя) другая линия – «Вечер потрясения». Она состояла из многочисленной пехоты, включая ополчение столицы. Основой вооружения пехоты были копья и щиты. Пехотинцы, для отражения атаки врага, выстраивали защитную стену, прикрываясь щитами и ощетиниваясь копьями. Первый ряд становился на колено. Древки копий упирались в землю и остриями направлялись в сторону противника. Преодолеть такую стену без серьёзных потерь было трудно. Пока сражалась третья линия, хазарская конница могла провести перегруппировку и нанести новый удар, по завязнувшему в пехоте врагу.

В случае крайней необходимости, могла вступить в бой четвертая линия – по-арабски «Знамение пророка» (хазары её называли «Солнцем кагана»). Это была многотысячная отборная гвардия из воинов наемников. Линию составляли конные, закованные в железо, профессиональные наемники-мусульмане. Эту линию водил в бой лично царь. Появление русской рати у стен Итиля озадачило хазарскую элиту, до этого славяне ограничивались приграничными вылазками. Поэтому царь Иосиф провел полную мобилизацию всех боеспособных жителей Итиля. Арсеналов столицы было достаточно, чтобы вооружить всех. Хазарское войско значительно превосходило в числе рать Святослава.

Русские войска шли привычной «стеной». В первых рядах наиболее хорошо вооруженные и защищенные дружинники Святослава – элита русского войска. Передовые «вои» были защищены металлическим доспехом и кольчугами, прикрывавшими даже голени воинов, щитами. Они были вооружены копьями и топорами. За ними ряд за рядом следовали остальные пехотинцы. Конница – княжеская дружина и печенеги прикрывали фланги.

Хазарский царь приказал дать сигнал к атаке. Хазарские линии одна за другой разбились о русскую «стену». Хазары ничего не смогли сделать с воинами Святослава. Русская рать продолжала наступать, опрокидывая раз за разом войска противника. Русы смело шли в битву, разя врага копьями, мечами и топорами. Поле было усеяно трупами хазар. В конце концов хазары не выдержали и побежали. Некоторые исследователи считают, что в этой битве пал и каган, который выехал из стен столицы, чтобы подбодрить воинов своей священной фигурой. Царь Иосиф с оставшимися гвардейцами пошел на прорыв и смог прорваться из кольца окружения, ценой гибель большей части отряда. Итиль защищать уже было некому. Оставшиеся войска бежали.

Русские дружины вошли в опустевшую хазарскую столицу. Горожане бежали в степь или укрылись на многочисленных островах устья Волги. Участь Итиля можно понять по одному факту – археологи до сих пор не обнаружили его следов. Священная месть состоялась. Казалось, что можно двигаться на Русь – главная цель выполнена. Хазарский каганат потерпел страшное поражение, его армия была уничтожена, её остатки рассеяны, столица стерта с лица земли. Каганат получил смертельную рану. Но поход был продолжен. Гадину надо было добить. Святослав повел дружины по берегу Каспия на юг, к старой столице Хазарии – Семендеру. Это был крупный город на территории прикаспийского Дагестана. В Семендере правил собственный царь, имевший свое войско и крепости. Это была автономная область. Семендерское войско была разгромлено и рассеяно по окрестным горам. Царь Салифан (из арабского рода) и знать бежали. Семендер заняли без боя. Дальше на юг Святослав не пошел.

От Семендера войско Святослава прошлось по землям касогов и аланов. Аланско-касожские рати полки Святослава также разметали. Ещё одно крупное столкновение с хазарами произошло у крепости Семикара, построенной для защиты сухопутного пути к устью Дона. Гарнизон отказался сдаваться на милость победителя. Крепость взяли штурмом. Движение войска было стремительным. Пока одни полки отдыхали, другие двигались вперед, проводили разведку, расчищали путь, сбивали вражеские заслоны, захватывали табуны лошадей. Святослав вел войска к побережью Сурожского (Азовского) моря. Здесь располагалось два крупных центра хазарской державы – Таматарха (Тмутаракань) и Керчев. Здесь серьёзных боев не было. Местные жители также пострадали от власти хазар и при приближении русского войска, в Тмутаракани вспыхнуло восстание. Хазарский наместник бросил цитадель и вместе с гарнизоном на судах пересек пролив и бежал в Крым, в Керчев. Однако и Керчев (Корчев) хазары защитить не смогли. И здесь жители подняли мятеж, помогая взять город.

Князь Святослав в Тмутаракани и Корчеве показал не только бесстрашие и высокие боевые качества своей рати, но и её дисциплинированность и справедливость. Жители приморских торговых городов не были врагами русов и города разорять и сжигать не стали. Города вошли в состав Руси. Таким образом, выйдя к берегу Азовского моря, Святослав разгромил большую часть Хазарии. От каганата остались только обломки, которые были оставлены на «съедение» печенегам.

В Хазарии остался только один «крепкий орешек» — Саркел. Это была одна из самых мощных крепостей каганата. Отставив в Тмутаракани отряд дружинников и благодарных жителей, Святослав двинулся дальше. Вскоре здесь возникнет ещё одна русская область – Тмутараканское княжество. Саркел имел шесть мощных башен, видных издалека. Крепость стояла на мысу, который с трех сторон омывался водами Дона. С четвертой стороны был отрыт глубокий ров, заполненный водой. На расстоянии полета стрелы от стен, со стороны суши, был вырыт второй ров. Саркел считался неприступным. В крепости стоял не только гарнизон, но и укрылся с остатками войск царь Иосиф. В Белой Веже имелись большие склады с запасами продовольствия, что позволяло выдержать долгую осаду. Царь Хазарии надеялся переждать в этой мощной крепости военную грозу и начать восстанавливать порушенное.

Русское войско подступило к крепости с суши – конница, и по реке на ладьях – пехота. Началась осада. В этом бою русы, показали умение брать штурмом хорошо защищенные укрепления. Рвы засыпали землей и всем, что годилось для этого дела. Когда русские вои двинулись на штурм, их стрелки (русские сложные луки были страшным оружием) осыпали стены градом стрел. Крепость взяли на копье при помощи штурмовых лестниц и тарана. Последний жестокий бой произошел в башне цитадели, где пытался отбиться хазарский царь с охраной. Пощады не было, всех хазар вырезали. Эта битва показала, что воинов Святослава не остановят и серьёзные крепости. Князь Святослав Игоревич со славой и богатой добычей вернулся в Киев.

Итоги

Это была блестящая победа. Государство-упырь, полтора столетия пившее кровь соседей и данников, рухнуло за год. Святослав совершил беспрецедентный для той эпохи военный поход, протяженностью около 6 тыс. километров. Во время него были разгромлены враждебные булгары и буртасы, Хазарская империя испытала страшный погром и исчезла с политической карты мира. Святослав и его рать показали блестящие боевые качества. Святослав применял комбинированную тактику, используя пехоту, тяжелую русскую и союзную, легкую печенежскую конницу. Передвигался стремительно, часто сажая пехоту на суда, когда конница шла по суше. Русская рать разгромила не одно сильное вражеское войско, захватила несколько серьёзных крепостей.

Как писал академик Б. А. Рыбаков: «Походы Святослава 965-968 гг. представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии. Побеждена была Волжская Булгария, полностью разгромлена Хазария, ослаблена и запугана Византия… Замки, запиравшие торговые пути русов, были сбиты». Русское государство получило возможность начать широкую торговлю с Востоком. Русь создала форпосты в Тмутаракани и в Белой Веже. «Во всех этих действиях мы видим руку полководца и государственного деятеля, заинтересованного в возвышении Руси и упрочении его международного положения. Серия походов Святослава Игоревича была мудро задумана и блестяще исполнена».

Русские источники молчат по поводу того какие шаги предпринял Святослав по управлению завоеванным краем. Это дало повод некоторым исследователям обвинить князя Святослава в излишней воинственности, трате сил и ресурсов на ненужные Руси походы. Но хорошо осведомленный арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль приоткрывает характер отношений русов и местного населения. Буртасы, булгары и хазары, побежденные и рассеянные русами, вскоре вернулись на свои земли. «Они, — сообщает арабский автор, — надеялись, просили, чтобы с ними заключили договор, и они были бы покорны им (русам) за то, что (русы) оказали ему (ширваншаху) благодеяние для них (беженцев)». Речь идет о том, что многие хазары, спасаясь от вторжения, бежали во владения ширваншаха к Дербенту, а потом после какого-то благодеяния русов по отношению к беженцам через ширваншаха смогли вернуться в свои земли.

Это сообщение весьма важное. Оно показывает, что вырезав хазарскую политическую, военную и торговую верхушку (часть бежала), полностью уничтожив военную составляющую каганата, стерев с лица земли все его военные твердыни, в целом проведя операцию по «умиротворению» врага, русы вовсе не собирались чинить неприятности простым людям. Мирное население было приглашено вернуться на старые места. Возможно, Святослав даже дал гарантии ширваншаху, что беженцам не будет причинено никакого ущерба. Все знали, что русы-язычники блюдут слово свято. Районы Поволжья, Подонья, Приазовья, части Северного Кавказа переходили под русское покровительство. В ряде форпостов были оставлены небольшие русские отряды.

Святослав получил полное господство в Восточной Европе. Наглядный военный урок получили поволжские и северокавказские союзники Хазарии. Забеспокоились в Византийской империи, пристально наблюдая за подвигами русского князя. Баланс сил в регионе резко изменился в пользу Руси.

Аэрофотосъёмка крепости Саркел, 1951г.

Начало похода. Сражение у Итиля


Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря.

Хазарский каганат (650 — 969) - средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

В 964 г. князь Святослав «идя на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем: «Кому дань даете?» Они же реша: «Козаром по щьлягу от рода даем».
В 965 г. «идя Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем своим Каганом, и сътупишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаром и град их и БелуВежю взя. И ясы победи и косогы».

Это все, что в русских летописях говорится о войне князя Святослава с хазарским каганатом.
Молодой князь, оказавшийся энергичным полководцем, начал поход против хазар летом 964 г. Святослав не решился идти от иева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии — Итиля.


Союзниками Святослава в походе 964-965 гг. выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик, пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.

Столица Хазарии располагалась на огромном острове (19 км в ширину), который образовывали две волжские протоки: собственно Волга (с запада) и Ахтуба (с востока). Ахтуба в те времена была такой же полноводной рекой, как и сама Волга. В городе стояли каменная синагога и дворец царя, богатые деревянные дома рахдонитов. Была и каменная мечеть, ведь с мусульманами там обращались вежливо.


Воины Святослава отрезали все пути из Итиля. Но его жители наверняка знали о приближении русских, и большая часть хазар-аборигенов убежала в дельту Волги. Волжская дельта была естественной крепостью: в лабиринте протоков мог разобраться только местный житель. Летом невероятные тучи комаров, появлявшихся с закатом солнца, победили бы любое войско. Зимой же Волгу сковывал лед, и дельта становилась недоступной ладьям. Острова дельты были покрыты бэровскими буграми — огромными холмами высотой с четырехэтажный дом. Эти бугры и дали убежище настоящим хазарам.

В ином положении оказалось еврейское население. Изучать волжские протоки еврейским купцам и их родственникам смысла не было: они для того и создавали свою монополию внешней торговли и ростовщичества, чтобы жить в комфорте искусственного ландшафта — города. Евреи были чужды коренному населению — хазарам, которых они эксплуатировали. Естественно, что хазары своих правителей, мягко говоря, недолюбливали и спасать их не собирались.

В осажденном городе евреям бежать было некуда, потому они вышли сражаться со Святославом и были разбиты наголову. Уцелевшие бежали к Тереку и спрятались в Дагестане.

Взятие Семендера

После взятия Итиля Святослав пришел и на Терек. Там стоял второй большой город хазарских евреев — Семендер. В городе и окрестностях было четыре тысячи виноградников. (Ныне это пространство между станицами Червленной и Гребенской) Семендер имел четырехугольную цитадель, но она не спасла город. Святослав разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся через Дон на Русь.

Взятие Саркела

Уже по дороге домой Святослав взял еще одну хазарскую крепость — Саркел, находившуюся около нынешней станицы Цимлянской. Саркел был построен византийцами в период их короткой дружбы с Хазарией, и создал его грек — архитектор Петрона. В Саркеле Святослав встретил гарнизон, состоявший из наемных кочевников. Князь одержал победу, разрушил крепость, а город переименовал в Белую Вежу. Там в дальнейшем поселились выходцы из Черниговской земли. Взятием Саркела завершился победоносный поход Святослава на Хазарию.


В результате похода 964-965 гг. Святослав исключил из сферы влияния хазар Волгу, среднее течение Терека и часть Среднего Дона. Но не все военно-политические задачи были решены. На Кубани, в северном Крыму, в Тьмутаракани иудеи под именем хазар по-прежнему удерживало свои главенствующие позиции и сохраняло финансовое влияние. Однако основным достижением похода, бесспорно, явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость.
Источники: От Руси до России. Лев Гумилёв, ru.wikipedia.org, xreferat.ru, hiztory.ru

Комментарии

Какая прелесть! Какой шум подняли «хазарцы» вокруг великолепно исполненного похода! Как всполошились! Любо дорого! То автора им подавай, то источники. А тема хорошая. Одобряю публикацию!
Слава Светослава пережила века и весь бред иудео-христианских политизированных борзописцев в чёрном — ПОПов. Даже подлый жидо-масонский кабинет министров при Александре II, вбросив в общество интел-лига-нтов PR-идею создания памятника всего лишь одному из тысячелетий Руси-России (862 — 1862 по современному ватиканскому календарю), оказался безсилен воспрепятствовать появлению на этом памятнике нашего Великого князя-воина Светослава.
Но ещё в 1847 г. очередной заложник романовского иудео-христианства Николай I повелел «взять под крепкое хранение» книжечку славянина Фадея Воландского (заключение о которой делал специально приглашённый императором из Москвы Е.И. Классен), о свидетельствах древне-русской письменности (до рождества Христова). Была в ней и песнь «О побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре».
Что касается старого спора об уничтожении подлого иудейского Хазарского каганата. Не след забывать, что речь идёт всего лишь о превращении в пыль куска грязи в ЕВР’оп-ейской части страны. С помощью вятичей и других наших изначально Правь славящих нехристианизированных чужеземными пришельцами союзников.

Вам нравится вкладывать в четыре фразы из «Повести временных лет» именно такой смысл? Ваше право! И верить в подлинность песни «О побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре» — это тоже Ваше право. Но только за подписью. В этом смысле к Вам претензий нет. Претензия в этом смысле есть только к автору комментируемой публикации.

Соглашусь с предыдущими комментаторами — какая-то безумная компиляция известных исторических фактов, давно озвученных гипотез и художественного вымысла, вырванного прямиком с антисемитских сайтов, и все это без указаний источников. Вернее источник указан единственный — Повесть Временных лет.
К слову сказать, практически единственное историическое свидетельство самого похода. Откуда же взятие Итиля? Деревянные дома радхонитов и тучи комаров, противостоящие нашествию?
Давайте посмотрим карту, размещенную автором, и зададимся вопросом, а как собственно войско с картинки номер один оказывается в точке номер раз!? Из Киева примерно за тысячу километров? При том, что даже сейчас рейсов Аеросвит в данном направлении нет? Пешочком, через степь, с запасами в телегах? Такое безболезненно не удавалось не Голицину в 17 веке, не Миниху в 18-ом!
А из точки 1 в точку 2? Через безводные степи?
Ну и обратившись к выводам — как из точки три, без наличия тактического ракетного оружия, контролировать точки 1 и 2? Наверное объяснение всему вышеперечисленному, картинка номер два — где Святослав на убитой лошади, хмуро сжимает кинжал, в окружении каких-то неидентифицируемых по оружию и одежде воинов.

из еврея вояка-как из дерьма пуля…. с муслимами могут, когда у тех намаз…

Враньё!

Считать Льва Николаевича историком могут только недалёкие люди, свято верующие в его теорию, прости Господи, пассионарности. А уж его фантазии по поводу того как благородные и величественные монголы принесли «цивилизацию» вероломным Рюриковичам и отсталому славянскому сброду и вообще являлись второй волной дарителей государственности после варягов — это шедевр. Хотя данный его опус апеллирует хоть к каким то историческим источникам — в виде ПВЛ в данном случае. Что касается хазар-иудеев, то Святослав им в общем-то подмогнул даже — подтолкнул к переселению в восточную и центральную Европу. Но никакого антисемитизма искать в его походе не нужно. В матери городов русских — стольном граде Киеве они уже в его правление имели значительный вес. А при его внуке — Ярославе Мудром произошли и первые погромы. Причина банальна — ростовщичество без чувства меры, даже законы пришлось по процентам принимать. Неплохо хазары-иудеи (ашкенази?) чувствовали себя и во владениях брата Ярослава, Мстислава Великого — Тмутаракани, собственно на прежнем месте жительства…

… бредовые идеи Гумилева, откровенно высосанные из пальца. С нетерпением жду гениальные откровения Фоменко и компании.

Упоминание косогов и ясов в одном контексте с Белой Вежей или Саркелом, говорит о том, что значительные общины северокавказцев — адыгов и осетин — проживали на Дону.

Евреи НИКОГДА не создавали Хазарский каганат и не возглавляли его!

Все волжские города основанные при Грозном, Годунове и позже должны были стоять там ещё при Святославе. Если бы не вражда князей и крещение Руси.

Что за псевдоисторический бред? На основе 4 коротких фраз из «Повести временных лет» построен не только путь войска Святослава (через верховья Днепра волоком к Каме, далее по реке), но даже восстановлены соображения, по которым Святослав не захотел идти к Итилю прямиком через степь: не боясь могущественных хазар, он, оказывается, боялся северян!

Особенно смешна картина, когда «хазары-аборигены» при приближении «русских» убежали в дельту Волги, под защиту «невероятной тучи комаров», бросив в Итиле на произвол судьбы «еврейских купцов и их родственников», которые, оказывается, «создали монополию внешней торговли и ростовщичества» (откуда эти дровишки?), и которых «аборигены», оказывается, «недолюбливали». И брошенные на произвол судьбы ростовщики и монополисты были вынуждены выйти сражаться со Святославом (так и вижу живописную картинку: оставленный антисемитами-аборигенами на произвол судьбы жирный ростовщик, он же монополист-купец, натягивает на свое брюхо кольчугу, вешает поперек неё перевязь с мечом и выходит с оружием в руках против «русских» защищать свою монополию, и его разбивает наголову доблестное русское войско).

Насчет «монополии внешней торговли и ростовщичества» первоисточник найден: фраза скопирована из книги Льва Гумилева «От Руси до России», написанной в жанре ненаучной фантастики. Про северян — оттуда же. Шесть абзацев подряд скопипастил автор компиляции из этой книги.

«Козар, ясы, косогы,» выходит Святослав разбил Черкесию! Межплеменной союз всех адыгских племен Сев.Кавказа и Крыма, включая абхазов. И название народов и место жительства и кочевой образ жизни и союзные и родственные связи с Черниговским княжеством, все указывает на это.
Получается, что эти разбитые и как бы исчезнувшие хазары, никуда не исчезли и живут там где и жили, на Кубани, в Абхазии, Карачаево-Черкесии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Осетии и частично в Крыму.

Абсолютно псевдо-исторический бред.
Хазарский каганат почти 150 лет сражался и останавил движение арабского Багдадского халифата на север, но в конце концов был разгромлен арабскими армиями.
Так же как франки не дали арабам закрепиться севернее Пиреней и спасли Западную Европу, так и хазары не дали арабам перейти Кавказ.
Святослав добил уже разгромленное и обескровленное государство, а место хазар в степи заняли печенеги, а затем половцы.
Ну а насчёт » …безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом…» и «ВСЕ ПАРТИИ, ОПИРАВШИЕСЯ НА ПОДДЕРЖКУ АГРЕССИВНОГО ИУДАИЗМА, УТРАТИЛИ ОПОРУ!» применительно к 9-10 векам — это конечно «СУПЕР КРУТО».

3 июля - 1049-я годовщина разгрома русами, предводимых князем Святославом Хазарского Каганата.

Памятник Великому князю русов Святославу Игоревичу. Установлен в живописном уголке Белгородской области рядом с Холкинским монастырем.

В эти дни на нашей земле происходит великая трагедия. Хазарская олигархическая хутна взяла наконец над русами свой тысячелетний реванш. Бесцеремонно и цинично захватив власть в Киеве, иудо-хазары внесли смуту и натравили друг на друга потомков древних русов, которые убивают теперь сами себя на радость всего мирового кагала в кровавой междуусобице.
Сейчас всем нам надо вспомнить, что 1000 лет назад в Восточной Европе появилась великая молодая славянская нация, которая во многом предопределила весь ход мировой истории. Первой геостратегической победой Древней и одновременно юной Руси стал разгром Хазарского Каганата. Впереди было много великих побед, но эта самая первая остается ключевой в нашей судьбе.
Разгром иудейской Хазарии, ставшей раковой опухолью на землях Славяно-Арийской Империи, переоценить просто невозможно! Не будь этой великой победы, история нашей цивилизации пошла бы совсем другим, более драматическим путём...

ТАК НЕ ПОСРАМИМ СЛАВЫ НАШИХ ГЕРОИЧЕСКИХ ПРЕДКОВ!
1050-й ЮБИЛЕЙ ПОБЕДЫ НАД ХАЗАРО-ОЛИГАРХАМИ МЫ ОТМЕТИМ В 2015 г. В МАТЕРИ ГОРОДОВ РУССКИХ - г. КИЕВЕ!



Памятник Святославу на острове Хортица, Запрожская сечь

Хазарский каганат был сокрушён Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племён. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на её окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.

Хазарский каганат, Хазария (650-969) - средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы, вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым «вещий Олег» собирается «отмстить неразумным хазарам». В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утверждённом списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными («Иду на вы!» и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Давайте зададимся вопросом: почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня, как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?

Но сначала проследим канву событий, изменивших не только тогдашнюю политическую карту Евразии, но, без сомнения, и весь дальнейший ход мировой истории.

Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец господству столь мощного этноса?

Держава хазар зародилась в середине VII века на обломках Тюркского каганата. Территориально новое государственное образование занимало огромное пространство: всё Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Этнически население каганата составлял конгломерат тюркских народов. Правда, изначально хазары были европеоидами, но затем, примерно с конца VI века начали активно перемешиваться с тюркютами (восточные географы этого периода делили хазар на два разряда: смуглых, черноволосых и «белых, красивых, совершенных по внешнему виду»).

В этот же период сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был каган, представлявший местное население. Фактически страной управлял бек еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну. Положение кагана вряд ли можно назвать завидным. Он являлся не только марионеткой иудеев, но был также своего рода жертвенным животным, которого можно было убить по требованию толпы или бека. Поводом к этому могло послужить стихийное бедствие, военное поражение, неурожай и прочее. В ущемлённом положении находилось и обложенное суровыми налогами тюркское большинство Хазарии - по иудейской терминологии «гои», «недочеловеки». Религиозный фанатизм еврейской верхушки был настолько силён, что даже потомство от смешанных браков хазар с иудеями воспринималось ею как неполноценное. Эти метисы, гонимые из центральных городов государства, под именем караимов обосновались в Крыму.

Первый бек - Обадия - создал для последующей еврейской иммиграции чрезвычайно благоприятные условия: построил множество синагог и учебных центров, собрал «мудрецов израильских», дал им серебро и золото, за что они «объясняли ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв». С Обадии и пошли 12 хазарских беков-иудеев. Обадия прославлялся как правитель, «возродивший древний иудейский закон». В стране начало жёстко подавляться христианство.

В качестве военной силы хазары пользовались услугами многочисленного наёмного мусульманского войска. Эта «гвардия» действовала и во внешних войнах, и в качестве карательной силы внутри страны. Выгодное геополитическое положение Хазарии, наличие значительных свободных капиталов, позволило каганату оказывать мощнейшее влияние на всю мировую политику. В финансовой кабале оказались и французские Каролинги, и испанские Омейяды.

Что уж говорить о землях, населённых славянами! «Повесть временных лет» сообщает под 884 годом, что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, родимичи. В вассальной зависимости находились тиверцы и уличи, с коими воевал князь Олег. Надо подчеркнуть, что при всём своём могуществе каганат представлял собой колос на глиняных ногах, ведь иудейская верхушка не воспринимала Хазарию, как свою Родину, никак не заботилась об автохтонном большинстве, всю финансовую выгоду пускало исключительно для укрепления положения иудеев во всей Ойкумене. Наёмное войско было действенно при набегах на соседей и ограбления данников, но при отражении внешней агрессии оказалось практически бесполезным…

Около 940 года бек Песах напал на Русь, «пошёл на Хельгу» (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошёлся первым очень дорого - в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Военная деятельность Святослава при своём небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: «Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом…»

Поход против каганата был продуман безукоризненно. Протяжённость похода - около 6000 км. На его осуществление потребовалось около трёх лет. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, князь не решился. Русы срубили и наладили ладьи, и весной 965 года спустились по Оке и Волге к крепости Итиль, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром. Выбирая благоприятные моменты, дружинники выходили на берег, где пополняли запасы пищи.

Согласно хронисту Х века, Святослав вдохновлял своих воинов следующими речами: «…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!»

Сопротивление русам возглавил не бек Иосиф, который позорно бежал вместе со своими соплеменниками, а безымянный каган. Достичь победы над полностью деморализованными тюрко-хазарами оказалось несложно. «И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя», - лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались. Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору. Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф в Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.

Теперь становится понятным, почему подвиг Святослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днём сегодняшним напрашиваются сами собой. Остаётся задать последний, уже чисто риторический вопрос: появиться ли новый Святослав, который, «загонит новых хазар обратно в их дикие степи»?

Академик Николай Левашов дал самое аргументированное и подробное, на сегодняшний день, объяснение важности победы Великого князя Святослава над Хазарией. Дело в том, что Хазарский Каганат достиг своего могущества именно к середине X века. И именно в это время на Мидгард-земле начиналась последняя Ночь Сварога, которая накрыла своим тёмным покрывалом Мидгард-землю, начиная с Лета 6 496 от СМЗХ (988 г. н.э.). Весьма странное «совпадение», не правда ли?

Этими «метастазами»-отростками были иудейские торговые фактории, которые на самом деле являлись государствами в государствах. Эти иудейские торговые поселения огораживались крепостными стенами самими иудеями. На ночь ворота этих «поселений», которые назывались иудейскими гетто, закрывались, и никто не впускался и не выпускался до утра. Ворота и стены этих иудейских «торговых» факторий охранялись иудейскими воинами, а за стенами их действовали иудейские законы и правили раввины. Так что, никто специально не селил иудеев в отдельные гетто, они сами создавали город в городе и прятались от всех остальных жителей города за своей крепостной стеной. Видно, были у них причины прятаться за этими стенами…

После уничтожения Хазарского Каганата, иудеи покинули пределы современной России и вновь рассеялись по странам. Но в качестве наследства от Хазарского Каганата у них остались микрогосударства в государствах - иудейские торговые фактории, которые, к моменту разгрома Хазарского Каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государстве и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Тёмные Силы и их верные слуги-иудеи прекрасно понимали, что пока у белой расы будет ведическое мировоззрение, подчинить себе славяно-арийские народы просто невозможно. Они понимали это давно и именно поэтому, воспользовавшись готовым рецептом - египетским культом Озириса, иудеи стали переносить с собой из страны в страну смертельно опасный «вирус» религии рабов. Первыми жертвами этого идеологического оружия стали ближайшие родственники иудеев - другие семитские племена - люди серой подрасы, «ахиллесовой пятой» которых было присутствие в них генов чёрной расы. В силу описанных ранее причин, генетика чёрной расы была наиболее уязвимой для действий Тёмных Сил…

Мы обязаны вечно помнить о подвиге, совершённом Великим Князем Святославом со своими воинами, и постоянно рассказывать об этом всем, кто ещё способен отрываться от телевизора и лоханки с кормом…

Русский историк Н. М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории».

По словам академика Б. А. Рыбакова: «Походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии».

Разгром Хазарии, ставшей раковой опухолью на землях Славяно-Арийской Империи, переоценить просто невозможно! Не будь этой великой победы, история нашей цивилизации пошла бы совсем другим, более драматическим путём...

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым «вещий Олег» собирается «отмстить неразумным хазарам». В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утверждённом списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными («Иду на вы!» и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Святослав, князь киевский, - сын Игоря и Ольги, в значительной мере правившей при сыне государством (до ее смерти в 969 году), поскольку князь все время проводил в военных походах. В 964-66 годах (в 22 года) Святослав предпринял первый самостоятельный крупный поход: освобождение вятичей от власти хазар и подчинение их Киеву. Затем последовали походы на Волгу и Северный Кавказ, разгром Хазарского каганата.

1. Начало похода. Сражение у Итиля

Хазарский каганат (650 - 969) - средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря.

В 964 г. князь Святослав "идя на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем: "Кому дань даете?" Они же реша: "Козаром по щьлягу от рода даем".

В 965 г. "идя Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем своим Каганом, и сътупишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаром и град их и БелуВежю взя. И ясы победи и косогы".

Это все, что в русских летописях говорится о войне князя Святослава с хазарским каганатом.

Молодой князь, оказавшийся энергичным полководцем, начал поход против хазар летом 964 г. Святослав не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии - города Итиль.

Союзниками Святослава в походе 964-965 гг. выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик, пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.

Столица Хазарии располагалась на огромном острове (19 км в ширину), который образовывали две волжские протоки: собственно Волга (с запада) и Ахтуба (с востока). Ахтуба в те времена была такой же полноводной рекой, как и сама Волга. В городе стояли каменная синагога и дворец царя, богатые деревянные дома рахдонитов. Была и каменная мечеть, ведь с мусульманами там обращались вежливо.

Воины Святослава отрезали все пути из Итиля. Но его жители наверняка знали о приближении русских, и большая часть хазар-аборигенов убежала в дельту Волги. Волжская дельта была естественной крепостью: в лабиринте протоков мог разобраться только местный житель. Летом невероятные тучи комаров, появлявшихся с закатом солнца, победили бы любое войско. Зимой же Волгу сковывал лед, и дельта становилась недоступной ладьям. Острова дельты были покрыты бэровскими буграми - огромными холмами высотой с четырехэтажный дом. Эти бугры и дали убежище настоящим хазарам.

В ином положении оказалось еврейское население. Изучать волжские протоки еврейским купцам и их родственникам смысла не было: они для того и создавали свою монополию внешней торговли и ростовщичества, чтобы жить в комфорте искусственного ландшафта - города. Евреи были чужды коренному населению - хазарам, которых они эксплуатировали. Естественно, что хазары своих правителей, мягко говоря, недолюбливали и спасать их не собирались.

В осажденном городе евреям бежать было некуда, потому они вышли сражаться со Святославом и были разбиты наголову. Уцелевшие бежали к Тереку и спрятались в Дагестане.

2. Взятие Семендера

После взятия Итиля Святослав пришел и на Терек. Там стоял второй большой город хазарских евреев - Семендер. В городе и окрестностях было четыре тысячи виноградников. (Ныне это пространство между станицами Червленной и Гребенской) Семендер имел четырехугольную цитадель, но она не спасла город. Святослав разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся через Дон на Русь.

3. Взятие Саркела

Уже по дороге домой Святослав взял еще одну хазарскую крепость - Саркел, находившуюся около нынешней станицы Цимлянской. Саркел был построен византийцами в период их короткой дружбы с Хазарией, и создал его грек - архитектор Петрона. В Саркеле Святослав встретил гарнизон, состоявший из наемных кочевников. Князь одержал победу, разрушил крепость, а город переименовал в Белую Вежу. Там в дальнейшем поселились выходцы из Черниговской земли. Взятием Саркела завершился победоносный поход Святослава на Хазарию.

В результате похода 964-965 гг. Святослав исключил из сферы влияния хазар Волгу, среднее течение Терека и часть Среднего Дона. Но не все военно-политические задачи были решены. На Кубани, в северном Крыму, в Тьмутаракани иудеи под именем хазар по-прежнему удерживало свои главенствующие позиции и сохраняло финансовое влияние. Однако основным достижением похода, бесспорно, явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость.

Источники: От Руси до России. Лев Гумилёв, ru.wikipedia.org, xreferat.ru, hiztory.ru

Хазарский каганат был сокрушён Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племён. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на её окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.

Между тем, такие выдающиеся отечественные историки как Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилёв и М.И. Артамонов не раз указывали на то, что эта поистине грандиозная победа стоит в ряду наиболее значимых событий русской и мировой истории. И это неудивительно, ведь хазары были не только первым серьёзным врагом нашего тогда совсем молодого государства, но и в лице правящей иудейской верхушки фактически подчинили своему влиянию средневековую Европу (прежде всего, в финансовом отношении).

В этот же период сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был каган, представлявший местное население. Фактически страной управлял бек еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну. Положение кагана вряд ли можно назвать завидным. Он являлся не только марионеткой иудеев, но был также своего рода жертвенным животным, которого можно было убить по требованию толпы или бека. Поводом к этому могло послужить стихийное бедствие, военное поражение, неурожай и прочее. В ущемлённом положении находилось и обложенное суровыми налогами тюркское большинство Хазарии – по иудейской терминологии «гои», «недочеловеки». Религиозный фанатизм еврейской верхушки был настолько силён, что даже потомство от смешанных браков хазар с иудеями воспринималось ею как неполноценное. Эти метисы, гонимые из центральных городов государства, под именем караимов обосновались в Крыму.

Около 940 года бек Песах напал на Русь, «пошёл на Хельгу» (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошёлся первым очень дорого – в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Военная деятельность Святослава при своём небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: «Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом…»

«И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя», – лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались. Гибель иудейской общины Итиля ДАЛА СВОБОДУ ХАЗАРАМ И ВСЕМ ОКРЕСТНЫМ НАРОДАМ!

ВСЕ ПАРТИИ, ОПИРАВШИЕСЯ НА ПОДДЕРЖКУ АГРЕССИВНОГО ИУДАИЗМА, УТРАТИЛИ ОПОРУ!

Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.

Памятник Великому князю Киевскому Святославу Игоревичу. Установлен в живописном уголке Белгородской области рядом с Холкинским монастырем.

Установка памятника была посвящена 1040-тию разгрома князем Святославом иудейского Хазарского каганата. Вячеслав Клыков изобразил князя верхом на коне, попирающим копытами хазарского воина.

Памятник Святославу на острове Хортица, Запрожская сечь