Болезни Военный билет Призыв

Как философ петр лавров разработал теорию партийного строительства в россии. Россия. Революционное движение в России

«СТИХИ, КОРНЯМИ ВРОСШИЕ В РУССКОЕ СЕРДЦЕ»

Когда весной 1875 года находившийся в эмиграции известный русский революционер Герман Лопатин получил от своего друга, тоже политического эмигранта, письмо, он и предположить не мог, что находится у истоков одной из самых любопытных литературных мистификаций XIX века. Тайна этой мистификации будет раскрыта довольно скоро, но документальное подтверждение происшедшие тогда события получат лишь спустя целое столетие, отчего десятки литературоведов долгие годы будут лишены покоя. В письме к Г. Лопатину были такие строки:

«Можно ли Вас просить поконспирировать со мною? Но только нужно минут десять Вашего времени и безусловное молчание...»

Прошло немного времени, и в июне того же 1875 года в Лондон в редакцию непериодического эмигрантского журнала «Вперед!» пришел пакет от Г. Лопатина. В руках редактора издания - философа, публициста, теоретика русского революционного народничества П. Л. Лаврова оказались стихи, к которым была приложена небольшая записка:

* Музыкальный текст «Марсельезы» был официально установлен в 1887 году специальной комиссией во главе с композитором Амбру-азом Тома. С 14 июля 1975 года она исполняется *в новой музыкальной редакции.

П. Л. Лавров

«Посылаю Вам одно стихотворение, переданное мне под честное слово хранить безусловное молчание об имени автора даже с редакцией. Я надеюсь, что Вы не встретите препятствий к его напечатанию: программа, как мне кажется, соблюдена строго, а литературная форма безукоризненна. Читайте и судите».

Стихотворение, присланное Г. Лопатиным, было переписано его рукой. Пометок и помарок по ходу текста нигде не было. В конце стояла фраза: «Ну что, как Вам нравится?..»

Стихи понравились. Было принято решение их опубликовать.

Журнал свой П. Лавров начал издавать в 1873 году в Цюрихе. Выходил он редко, едва ли не один номер в год, и поэтому, перебравшись в Лондон, Лавров наладил еще и выпуск газеты с тем же названием*. К моменту получения письма от Г. Лопатина готовился к выходу очередной, двенадцатый, номер газеты. На его страницы и попало присланное стихотворение.

Политическая программа, изложенная в нем, и в самом деле была «соблюдена строго». Неизвестный автор, обращаясь к трудовому народу, к своим «голодающим братьям», звал на борьбу с тиранами, которые «жадной сворой расхищают тяжелый твой труд». Особую ненависть у автора вызывал царь, которому

Нужны для войска солдаты: Подавай же сюда сыновей! Ему нужны пиры да палаты: Подавай ему крови твоей!

* Всего вышло 5 номеров журнала и 48 номеров газеты «Вперед!».

В стихотворении звучал страстный призыв подняться «на воров, на собак - на богатых! Да на злого вампира-царя!» всем и повсюду «зараз»: «от Днепра и до Белого моря, и Поволжье, и дальний Кавказ!» В последней, пятой, строфе автор выражал уверенность в том, что

Взойдет за кровавой зарею Солнце правды и братства людей. Купим мир мы последней борьбою; Купим кровью мы счастье детей.

«Новая песня» - так называлось стихотворение неизвестного автора. О том, что это действительно песня, свидетельствовал рефрен после каждой строфы:

Вставай, подымайся, рабочий народ! Вставай на врагов, брат голодный! Раздайся крик мести народной! Вперед!

Не нужно было быть большим знатоком музыки, чтобы убедиться: «Новая песня» точно «ложится» на музыку «Марсельезы», уже хорошо известной к тому времени в революционных кругах России.

Тот, кто достаточно владел французским языком и знал первоначальный текст «Марсельезы», легко мог определить, что русский ее вариант весьма далек от оригинала и никоим образом прямым переводом быть не может. Более того, в «Новой песне» вообще отражались иные идеи и провозглашались иные цели.

Надо сказать, что революционный пафос французского гимна давно привлекал поэтов разных стран. Большинство созданных на его музыку песен выгодно отличались от первоисточника, о котором еще Ф. Энгельс писал, что он, «несмотря на все вдохновение,- не очень высокого достоинства». Этот текст на русском языке был также не первым.

Вообще «Марсельезу» в России знали едва ли не с первого года ее существования: уже в 1796 году она появилась на прилавках магазинов в виде вариаций для клавесина под названиями «Военный марш» или «Марш Люкнера». Ее пели возвращавшиеся из Франции воины русской армии после победной кампании 1812 года, правда, пели ее тогда (и еще несколько десятилетий спустя) на французском языке.

«Марсельеза» была популярна среди декабристов, она звучала на их"тайных собраниях и потом, в сибирской

ссылке. Ее пели участники польских восстаний 1830 и 1863 годов, она звучала на «пятницах» петрашевцев. На ее мелодию пытались положить ранее написанные сти-" хотворения, но ни одна из попыток не была успешной. Чаще других (после 1863 года) на мелодию «Марсельезы» пели стихи, написанные еще в 1846 году Алексеем Плещеевым и ставшие гимном петрашевцев:

Вперед! без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!..
Пусть нам звездою путеводной,
Святая истина горит;
И, верьте, голос благородный
Не даром в мире прозвучит!..

И все же до конца 70-х годов XIX века широкого распространения в России «Марсельеза» не имела. И дело не только в том, что тексты не сочетались с мелодией Руже де Лиля,- ни один из них не отражал чувств, переполнявших революционно настроенный народ, и лишь тот текст, который опубликовал в 1875 году в Лондоне П. Л. Лавров, стал всем близок.

Впервые в песне прозвучал призыв к свержению самодержавия. Впервые о страданиях народа говорилось не слезно и подавленно, а гневно и воинственно. И наконец, впервые слова и мелодия слились в единое целое, явив миру новый революционный гимн - «Русскую Марсельезу». А когда ее начали петь, оказалось, что мелодия стала несколько иной: напев ее упростился, но зазвучал более страстно, с большим напором, с большей силой.

Отречемся от старого мира!
Отряхнем его прах с наших ног!

Эти слова знала вся революционная Россия, и всем они были понятны и близки.

Когда «Новая песня» была опубликована в газете «Вперед!», подписи под ней не было. Лет через десять стали выходить сборники, в которых это стихотворение приводилось либо так же без подписи, либо подписанное одной буквой «Л», и лишь позднее появилась полная фамилия автора. Им оказался... сам Лавров.

То, что Петр Лаврович Лавров мог написать «Новую песню», не сомневался никто: поэтическое творчество его было общеизвестно. Но зачем ему понадобилось посылать самому себе в редакцию собственное стихотворение, да еще вовлекать в «заговор» человека с безукоризненной репутацией - Германа Лопатина? Поскольку прямых доказательств авторства Лаврова не было, последующие сто лет делались попытки либо эти доказательства обнаружить, либо разыскать подлинного автора «Русской Марсельезы», ведь буквой «Л» могла быть обозначена и фамилия Лопатина, который также писал стихи.

Лишь в 1973 году, после того как Международный институт социальной истории в Амстердаме прислал в порядке взаимного обмена микрофильм, состоящий из 346 кадров, были опубликованы материалы, проливающие свет на эту таинственную историю. В микрофильме были запечатлены письма П. Л. Лаврова Герману Лопатину за 1874-1876 годы, и среди них - листок с «Новой песней», написанный рукой Лаврова. А также полный текст сопровождающего стихотворение письма:

«Можно ли Вас попросить поконспирировать со мною? Но только нужно минут десять Вашего времени и безусловное молчание. Если это возможно, откройте прилагаемый листок, спишите, что там заключается» и пришлите мне, как бы полученное Вами от лица, требовавшего безусловного молчания, для «Вперед». Пришлите в письме, которое можно бы в случае нужды показать другим. Вещь недостаточно удовлетворительна, чтобы сознаться, а для журнала, думаю, пригодится, если другие найдут сильным. Можете, прислав, дать самое откровенное мнение. Во-первых, я желаю отклонить всякое подозрение, а во-вторых, я нисколько не буду в претензии. Но безусловное молчание».

Скромность П. Лаврова, недостаточно уверенного в ценности своего поэтического творения, его желание представить стихотворение своим коллегам по редакции для объективной оценки не позволили ему подписаться под ним. Однако желание создать новую песню для революционной России, которая могла бы стать своеобразной программой борьбы с царизмом, было велико, и Лавров решается напечатать «Новую песню».

А такая песня была в то время крайне необходима: народничество, ставшее почти на два десятилетия едва ли не единственным направлением в русском освободительном движении, переживало необыкновенный подъем. Не случайно именно во второй половине 70-х появились песни «Вы жертвою пали» и «Замучен тяжелой неволей».

Народничество охватило большие массы населения России, чем движение дворянских революционеров, и Лавров как один из наиболее крупных его идеологов не мог не понимать роли, которую должна была сыграть литература народников. Сам он в стихотворении «Русскому народу» призывал: «Проснись, мой край родной... Восстань!.. Оковы развяжи!..»

Трудно назвать точную дату, когда Лавров задумал издавать свой журнал «Вперед!», ставший органом не только русского революционного, но и трибуной международного рабочего движения. Однако можно смело утверждать, что название он выбрал не случайно. Еще в 18.17 году он написал стихотворение «Вперед!», в котором четко изложил свою программу:

Вперед, люди-братья, во Имя познанья,
Во имя отчизны, во имя любви!
Вперед, хоть дорогой тяжелой страданья!
Вперед, хоть в горячке! Вперед, хоть в крови!
Да рухнет царей беззаконных держава!
Да рухнут умерших богов алтари!
Да здравствует разум! Да здравствует право!
Да светит нам солнце грядущей зари!
Да мир оживится дыханьем свободы!
Да цепи преданья падут навсегда!
Да братьями станут земные народы
На принципе знанья, любви и труда!

П. Л. Лавров знал оценку, которую дал его поэзии Н. А. Некрасов, назвавший его стихотворения «рифмованными газетными реляциями и передовыми статьями», но главным для него было то, что эти стихи читают, знают, переписывают, что в них - его программа борьбы с царизмом. Позднее он изложил ее в заявлении, сделанном журналом «Вперед!»: «Будущий строй русского общества... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим созданные и понятые...» Так что создание «Русской Марсельезы» для Лаврова не было случайным. Но почему свой выбор он остановил на мелодии именно «Марсельезы»?

Известие о том, что сосланные в ссылку бывший студент Петербургского университета Герман Лопатин и уволенный «от службы, без преимуществ оною приобретенных», бывший полковник Петр Лавров объявились в Париже, произвело переполох в полиции и известное волнение в русских революционных кругах.

А дело было так. Г. Лопатин, арестованный по делу «Рублевого общества»* и просидевший восемь месяцев в «Третьем отделении собственной его величества канцелярии» на набережной Фонтанки и в Петропавловской крепости, был»в конце 1868 года сослан в Ставрополь. П. Л. Лавров был арестован на два года раньше по делу стрелявшего в царя Дмитрия Каракозова. Поводом для ареста послужили стихи, отправленные в свое время А. И. Герцену. После девятимесячного заключения Лавров был уволен в отставку, лишен кафедры в Артиллерийской академии, где преподавал математику, и выслан в Вологодскую губернию.

В феврале 1870 года Г. Лопатин из Ставрополя бежал. Он заехал в Кадников, где отбывал ссылку Лавров, и вместе с ним 13 марта оказался в Париже. Правда, потом их пути несколько разошлись. Лопатин летом того же 1870 года переехал в Англию, как член Интернационала близко сошелся с К. Марксом и занялся переводом «Капитала» на русский язык**. В сентябре его даже ввели в состав Генерального Совета I Интернационала, но зимой он нелегально отправился в Россию в надежде организовать побег из сибирской ссылки Н. Г. Чернышевскому. Из этой затеи ничего не вышло: в Иркутске Лопатина арестовали. После побега он остался в эмиграции.

* «Рублевое общество» - революционная организация в Петербурге и Москве в 1867-1868 годах, получившая название по величине членского взноса. Организовано Г. А. Лопатиным и Ф. В. Волховским.

** Г. Лопатину не удалось завершить перевод «Капитала»: в один из нелегальных приездов в Россию, проводя работу по воссозданию разгромленной «Народной воли», он был арестован, осужден по «Делу 21-го» на вечное заключение в Шлиссельбургской крепости, где и провел в одиночной камере 18 лет, до 1905 года. Перевод «Капитала» был завершен русским экономистом Николаем Даниельсоном и издан в 1872 году. Россия явилась первой страной, в которой был издан перевод «Капитала».

Жизнь же Лаврова после приезда во Францию получила совершенно неожиданный поворот. В горячую осень 1870 года, в дни, когда Наполеон III привел свою страну к военной катастрофе, П. Лавров становится членом одной из секций Интернационала. Рекомендацию ему дал Луи Варлен - рабочий-переплетчик, один из деятелей французского рабочего движения. Лавров идет,в армию, работает в больничном отряде Национальной гвардии и принимает участие во всех мероприятиях Коммуны.

Поражение французской армии под Седаном, пленение 83 тысяч французских солдат во главе с самим Наполеоном привело к народному восстанию. 4 сентября Франция провозглашается республикой.

Лавров активно выступает на митингах и собраниях. Власть в стране вновь захватывает буржуазия, и он гневно обличает правительство «национальной измены». Лавров составляет прокламацию «За дело!» и призывает к созданию республики трудящихся. И такая республика была создана: 18 марта 1871 года впервые в истории власть перешла в руки пролетариата. А спустя три дня в бельгийском еженедельнике «Интернационал» появилась первая корреспонденция о Парижской коммуне в европейской печати. Автором корреспонденции был Лавров. Из нее мир узнал о том, что во Франции победила пролетарская революция.

Но Коммуне нужна была поддержка, и Лаврова направляют за помощью к К. Марксу. Ему вручают крупную сумму денег, на которую предполагается закупить для Коммуны самое необходимое, и в первую очередь - оружие. Так гражданин России стал первым послом первого в истории человечества пролетарского государства и первым коммунаром, с которым разговаривал К. Маркс. Лавров был также одним из первых историков Парижской коммуны: он опубликовал к четвертой годовщине статью, а к восьмой - книгу. Эту книгу В. И. Ленин считал лучшей книгой о Коммуне после «Гражданской войны во Франции» К. Маркса.

«...Без пролетариата не могли происходить никакие революции, кроме дворцовых; а ряд цареубийств, замен одних «богопомазанников» другими... вовсе не входит в историческое революционное предание.

Все революции до 1871 года производила буржуазия, а пролетариат был ей оружием...

1871. Это - первая революция пролетариата...

Дело не в поражении. Есть поражения, которые честнее других побед, и есть осужденные, которые всходят на эшафот истории с более высоким сознанием, что они сделали свое дело, чем сознание, с которым подымают над их головою топор палачи, выдвинутые той же историей для их казни...»

А как умирали коммунары, Лавров знал. Когда ему ни в Бельгии, ни в Англии не удалось купить для Коммуны оружие, он возвратился в Париж и на доверенные ему деньги стал активно помогать скрывающимся коммунарам: доставал для них паспорта, организовывал | отъезд в эмиграцию. На его глазах судили и приговаривали к казни членов Коммуны. Он слышал, как сначала | над баррикадами, а потом и с эшафотов звучала «Мар-Iсельеза».

После того, как 19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии, Наполеон III велел играть в войсках «Марсельезу». И ее играли и пели, только припев был другим: «Маршируем, маршируем на берега Рейна, | чтобы разбить пруссаков». Тут уж было не до идей Свободы, Равенства и Братства!

«Пение Марсельезы во Франции - пародия»,- отмечал в те дни К. Маркс в письме к Ф. Энгельсу.

Но вот провозглашена Коммуна, и песня вновь в рядах борцов за социальную справедливость. С ней сражаются на баррикадах, с ней умирают маленькие парижские гавроши, с ней стоят под пулями версальцев коммунары на кладбище Пер-Лашез. Именно тогда запал в душу Лаврова этот гимн. И можно предположить, что статья «Парижская коммуна 1871 года» и «Новая песня» были написаны Лавровым одновременно (или почти одновременно). Во всяком случае, даты их написания почти полностью совпадают, и случайностью это быть никак не может.

«Новая песня» П. Лаврова не была первой «Рабочей Марсельезой» в истории пролетарского движения Европы. На мелодию Руже де Лиля в революционной Германии 1848 года пели песни Фердинанда Фрейлигра-та «Пробуждение» и Генриха Бауэра «Призыв», а созданная в 1864 году Якобом Аудорфом «Рабочая Марсельеза» стала боевой песней I Интернационала.

Даже в самой Германии существовали «Рабочие Марсельезы». 1848 и 1871 годов. Но текст песни Лаврова был уже качественно иным, ибо он появился в эпоху становления на арене политической борьбы рабочего класса, и автор это прекрасно понимал. Его марсельеза отразила прежде всего опыт Парижской коммуны.

Популярность лавровской марсельезы не сравнима ни с чем. Впервые в русской пролетарской поэзии открыто прозвучал призыв к свержению самодержавия.

Даже если бы П. Л. Лавров ничего, кроме «Новой песни», в своей жизни не создал, он все равно был бы достоин того, чтобы его имя навечно было внесено в историю пролетарской борьбы в России. Но как раз широкую известность Петру Лавровичу Лаврову принесла совсем не «Рабочая» (или, как ее еще иногда называли, «Русская») марсельеза.

Познакомившись однажды с удивительной судьбой этого человека, навсегда оказываешься в плену его необыкновенного обаяния, его чистой и светлой души.

Профессор математики, 35-летний полковник царской армии, кавалер трех орденов, автор многочисленных работ по вопросам военной техники, владелец 14 деревень, трехсот душ крепостных... Он мог весь свой век, живя в достатке и комфорте, спокойно читать свои лекции в Артиллерийской академии, публиковать статьи. по педагогике, философии, по истории физико-математических наук, воспитывать детей, цитируя им на досуге наизусть произведения Шиллера, Гюго, Шекспира на языке оригинала. Он мог стать гордостью своего народа и не занимаясь революционной деятельностью. Но даже занимаясь ею, он смог стать одним из крупнейших историков и антропологов своего времени, членом Парижского антропологического общества.

Однако, как он сам писал в стихотворении «Апостол», в дни,

Когда железною рукой
Нас власти гнет повсюду давит,
Когда безумный произвол
Измученным народом правит,
Когда никто во всей стране
От страха уст раскрыть не смеет
И силы лучшие людей
В дремоте тяжкой цепенеют,

оставаться безучастным к тому, что происходит в России, Лавров не мог. «Разрушайте; весь строй существующей жизни должен быть разрушен...» - призывал он.

Сближение с Н. Г. Чернышевским, вступление в тайное революционное общество «Земля и воля» - были первыми этапами на пути к участию в открытой борьбе с самодержавием. Используя свой огромный авторитет у молодежи, он начал вести пропагандистскую работу. Будучи одним из старшин Шахматного клуба, он организовывал там дискуссии на политические темы, а по вторникам собирал у себя студентов и молодых офицеров и обсуждал с ними животрепещущие вопросы.

В сентябре 1861 года, во время студенческих волнений, Лавров подписал публичный протест против реакционного проекта нового университетского устава, травли студентов в печати, ареста М. Л. Михайлова, а когда на подавление студентов были брошены войска, помогал организовывать самооборону. Как доносил агент охранки, Лавров воодушевлял студентов «словами и вмешательством в их буйные предприятия», имел «столкновения с полицией».

Шахматный клуб закрыли, «Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами», в котором Лавров редактировал философские статьи, запретили, за самим Лавровым было установлено «особенно строгое наблюдение». Не прошло мимо внимания охранки и его участие в издании нелегальной литературы. Последовал арест и ссылка Лаврова.

Находясь в ссылке, Лавров написал свои знаменитые «Исторические письма», о которых Г. В. Плеханов сказал, что они имели почти такой же успех, как и самые значительные сочинения Чернышевского. «Исторические письма» стали нравственной и теоретической программой революционеров 70-х годов.

П. Л. Лавров был в те годы одним из идеологов революционного народничества, его глашатаем, его трибуном. К «хождению в народ» звали и его стихи:

Среди страданий и оков
Порабощенного народа
Иди по селам, городам,
Кричи: «Да здравствует свобода!»

В. И. Ленин, говоря о блестящей плеяде революционеров 70-х годов как о прямых предшественниках русской социал-демократии, выделил Лаврова, назвав его «ветераном революционной теории». Будучи близким другом К. Маркса, Лавров разделял многие его идеи, однако перейти на позиции научного социализма так и не смог. Вплоть до 1897 года он не мог поверить в то, что в России происходит становление и революционное воспитание рабочего класса, поэтому свято верил в возможность крестьянской революции в России и делал все для ее подготовки.

В 1867 году в Женеве прекратил свое существование «Колокол» - первая русская революционная газета. Для Лаврова было совершенно ясно: революционному движению России нужен периодический печатный орган, и он начинает издавать свои журнал и газету под одним названием «Вперед!».

«Вдали от родины мы ставим наше знамя, знамя социального переворота для России, для целого мира...» - писал Лавров. Он был убежден, что это знамя подхватят новые поколения революционеров. И не ошибся. Социал-демократы в своей борьбе опирались на опыт народников - на их удачи и достижения, учились на их ошибках. По свидетельству В. Д. Бонч-Бруевича, Ленин «очень внимательно читал в свои эмигрантские годы в Женеве толстый журнал «Вперед» Лаврова».

Сам Лавров в правоту идей, провозглашаемых социал-демократами, поверил лишь незадолго до смерти. «Вы стоите на верном пути»,- сказал он Бонч-Бруевичу.

П. Л. Лавров умер в 1900 году. Из 77 лет своей жизни он 30 провел в эмиграции, но всегда подчеркивал: «Остаюсь русским в душе».

«Есть... стихи, корнями вросшие в русское сердце; не вырвешь иначе, как с кровью, плещеевского «Вперед, без страха и сомненья», лавровского «Отречемся от старого мира»,- писал в 1919 году Александр Блок. А произошло это еще и потому, что пели эти стихи на музыку бессмертной «Марсельезы».

В 1918 году в Москве к первой годовщине Октября в соответствии с Ленинским" планом монументальной пропаганды было открыто 11 памятников, увековечивающих революционное прошлое человечества. Однако уже в ночь с 6 на 7 ноября один из них - памятник Робеспьеру - был уничтожен бандитами. И тогда рядом появился другой. Его не пришлось воздвигать: просто с памятника 300-летию дома Романовых, который вообще кое-кто предполагал снести, по рекомендации В. И. Ленина убрали старую надпись и высекли новую. На каменном обелиске появились имена тех, кто внес значительный вклад в развитие теории социализма. Рядом с именами Маркса, Энгельса, Лассаля, Либкнехта, Плеханова, Чернышевского, Бакунина, Бебеля, Кампанеллы, Фурье было выбито и имя Лаврова. Сам же Лавров едва ли мог предполагать, что его имя будет высечено на каком-нибудь памятнике; он был скромным человеком, не случайно его псевдонимом был и такой - «Один из многих».

«Герцен создал вольную русскую прессу за границей,- писал В. И. Ленин,- в этом его великая заслуга». Лавров продолжил дело, начатое А. И. Герценом.

В 1876 году в стихотворении, посвященном другу и соратнику Герцена Н. П. Огареву, Лавров, отдавая дань великому прошлому «Колокола» и преклоняя колени перед борцами за народное счастье, косвенно отметил и деятельность своего поколения революционеров. Строки этого стихотворения наполнены неиссякаемой верой в победу революционного народа:

Мы помним «Колокола» звон! Он разбудил от сна Россию; И вот теперь со всех сторон Идут на бой борцы иные.

В победу веруют они, В победу правды и свободы; Придут, придут святые дни, Восстанут спящие народы,

Пройдет безумие веков, Пройдут их вечные страданья, И кровью нынешних борцов Скрепится будущее зданье.

Тогда, в день светлый торжества, Людей счастливых поколенья Сочтут дела, прочтут слова Борцов за их освобожденье,

Припомнят в прошлом ряд имен Тех, что за истину страдали, И грозный «Колокола» звон Запишут в вечные скрижали.

  1. 30 09 13 Основные произведения иностранной художественной литературы Европа Америка Австралия

    Интернет справочник

    Legende d"Ulenspiegel. 1867 ) - своеобразный, ... истории человечества в основных этапах развития , соглашаясь с автором... Теккерей сотрудничал в газетах радикального направления, ... (Barchester towers. 1857 ) - роман, ... черной птицы; «Колокола» , где средствами...

  2. Основные 1 сми в информационном обществе

    Документ

    Финансовой элиты. Новый этап в развитии государства и средств... были плохие. Летом 1867 Краевский согласился на... : очень многочисленная и влиятельная. В основном - газеты , и в столице, и в... идею, и появилась газета Колокол ” (с июля 1857 , до 1861 - ...

  3. Автореферат диссертации

    Период § 1. Основные проблемы развития 1857 год 12 ... герценовского "Колокола" . Он... 202 и 5984; в 1867 газеты этапа развития народного образования в...

  4. Содержание введение глава i зарождение и развитие системы образования на кубани в предреформенный период § 1 основные проблемы развития системы образования в россии в xix - начале xx веков

    Автореферат диссертации

    Период § 1. Основные проблемы развития системы образования в... 243 1857 год 12 ... герценовского "Колокола" . Он... 202 и 5984; в 1867 году - 209 школ... богословию, а также газеты и журналы. ... начала послереформенного этапа развития народного образования в...

Лавров Петр Лаврович
(2.06.1823-25.01.1900)

Философ, социолог и публицист, один из идеологов народничества. Сын богатого псковского помещика. Блестяще закончил (в 1842 году) Петербургское артиллерийское училище, в 1844-1846 гг. преподавал в военно-учебных заведениях. В 1850-1860-е годы Петр Лавров увлекался философскими проблемами. Первые его работы по философии "Гегелизм" (1858 г.), "Очерки вопросов практической философской личности" (1860 г.), "Три беседы о значении
современной философии" (1861 г.).

В начале 1860-х годов Лавров Петр Лаврович был вовлечен в революционную деятельность, состоял членом "Земли и воли" (1861-1864 гг.), был близок к Чернышевскому Н.Г., участвовал в студенческом движении. В 1866 году за причастность к кружку Ишутина Н.А. Лавров был сослан в город Тотьму Вологодской губернии. Здесь он написал свои знаменитые "Исторические письма", которые под псевдонимом Миртов опубликованы в газете "Неделя" в 1869 году (изданы отдельной книгой в 1870 году и впоследствии неоднократно переиздавались).

В то время Лавров полагал, что не только народ, но и интеллигенция не готова к немедленной "социальной революции". В первую очередь ей необходимо "самообразоваться", и лишь затем начать планомерную массовую пропагандистскую работу. Лавров П.Л. излагал идею "неоплатного долга" интеллигенции народу. Своим образованием и положением, писал он, интеллигенция обязана тяжкому труду народа. Поэтому она обязана "оплатить" этот долг служением народу. "Исторические письма" Лаврова были весьма популярны в то время, ибо отвечали на самые злободневные вопросы, волновавшие передовую молодежь. Как вспоминал народник Русаков Н.С., книга Лаврова "лежала у нас над изголовьем, и на нее падали при чтении... слезы идейного энтузиазма, охватывавшего нас безмерною жаждою жить для благородных идей и умереть за них".

В феврале 1870 года Лавров при содействии Германа Лопатина бежал из ссылки и вскоре появился в Париже . Здесь он сблизился с революционными рабочими и вступил в I Интернационал. Активно участвовал в Парижской коммуне 1870 года и написал ее историю. Возрождая традиции "Колокола" , Петр Лаврович Лавров в 1873-1877 годах издавал журнал "Вперед!" и газету с тем же названием.

На рубеже 70-80-х годов Лавров П.Л. пришел к идее "непосредственного политического действия", признавал необходимость политического террора как важного средства борьбы с самодержавием. В 1882 году Лавров примкнул к "Народной воле", в 1883-1886 годах вместе с Ткачевым П.Н. редактировал "Вестник "Народной воли".

Последние годы жизни Петр Лаврович Лавров посвятил историко-социологическим исследованиям. Основные его работы, вышедшие в России (под псевдонимом) и за рубежом, посвящены историко-социологическим проблемам: "Опыт истории мысли" (СПб., 1875 г.), "Опыт истории мысли нового времени" (ч.1-2, Женева), "Задачи понимания истории" (М., 1898 г.), "Важнейшие моменты в истории мысли" (М., 1903 г., посмертно). Умер и похоронен в

Учителям и участникам олимпиады по истории

Примеры различных типов заданий, применяемых на школьном и муниципальном этапах олимпиады и уже использованных на них

Ряды (продолжение перечисления, дать определение элементу ряда и т.д.)

Примеры:

1. Укажите лишнее имя в ряду российских дипломатов:

    П.П. Шафиров

    П.А. Толстой

    М.Б. Барклай-де-Толли

М.И. Кутузов

Ответ: 3

2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала войн, которые вела Россия?

    1556 г., 1648 г., 1812 г., 1884 г.

    1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

    1499 г., 1590 г., 1812 г., 1893 г.

4) 1558 г., 1812 г., 1876 г., 1890 г.

Ответ: 2

3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.

А) 1505 г., 1533 г., 1584 г., ________г.

Б) Устав, полуустав, скоропись,_________________

__________________________________________________________________

В) В.И. Ленин, И.В. Сталин, ____________________, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов.

__________________________________________________________________

Ответ: А) Годы начала правления монархов в XVI в. 1505 г., 1533 г., 1584 г., 1598 г.

Б) Типы письма. Устав, полуустав, скоропись, ВЯЗЬ.

В) РУКОВОДИТЕЛИ КОМ. ПАРТИИ (СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА) В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. ХРУЩЁВ, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов.

4. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

А. Перун, Стрибог, Плутос, Сварог, Велес

__________________________________________________________________

Б. Титулярный советник, коллежский асессор, фендрик, рейтар

__________________________________________________________________

В. Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин

Ответ: А) Плутос (греческий бог). Остальное – имена славянских богов периода язычества.

Б) Рейтар (наёмный солдат кавалерии в XVII в.). Остальное – чины из «Табеля о рангах» XVIII в.

В) В.А. Тропинин. Остальные художники второй половины XIX в., художники-передвижники.

5. Какой из перечисленных рядов составлен только из имён композиторов России?

    М.И. Глинка, В.Ф. Одоевский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков

    П.И. Чайковский, А.П. Бородин, М.И. Глинка, А.И. Куприн

    Д.Б. Кабалевский, Л.Н. Пахмутова, М.И. Глинка, А.К. Глазунов

    Ц.А. Кюи, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.Н. Ге

Ответ: 3

6. Заполните пропуск в ряду.

6.1. «Колокол», А.И. Герцен; «Вперед», П.Л. Лавров; ________________, В.И. Ленин, Л. Мартов.

6.2. «Слово о полку Игореве», поход против половцев 1187 г.; «Песня о Щелкане», _________________________________________; «Задонщина», Куликовская битва 1380 г.

Ответ:

6.1 «Искра»

6.2 Ордынская рать Чолхана против Твери

7. Заполните пропуск в ряду.

1) Операция «Багратион», освобождение Белоруссии; ......... , контрнаступление под Сталинградом; операция «Кутузов», наступление Красной Армии на орловском направлении.

2) Приказы, коллегии, министерства, ……… , министерства.

Ответ :

1) Операция «Уран».

2) Наркоматы.

На грамотность написания исторических терминов

Примеры:

1. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

1. Хр…ст…матия;

2. Ц…л…бат;

3. Д…льм…ны;

4. …встрал…п…тек;

5. М…м…р…альный;

Ответ:

1) Хрестоматия - учебное пособие, сборник избранных текстов;

2) Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства;

3) Дольмены – сооружения в виде огромных каменных плит и глыб;

4) Австралопитек – ископаемая человекообразная обезьяна.

5) Мемориальный – служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.

2. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков .

1. К…нс…стория – духовное учреждение, управлявшее епархией.

2. Акц…д…нции – доходы канцелярских служащих, живших добровольными приношениями челобитчиков.

3. В…кар…атство – в Русской Православной Церкви несколько приходов

4. Др…бан- - телохранитель в России XVII-XVIII вв.

5. Ир… …гулярные войска – войска, не имевшие постоянной организации, по особому комплектовавшиеся.

6. К...нт…нисты – в 1805-1856 гг. солдатские сыновья, с рождения числившиеся за военным ведомством

7. Лес…в…чная система – принцип княжения, по которому княжеский стол переходил не от отца к сыну, а к старшему мужчине в роду.

8. Не…ч…ки – в XVI- начале XVIII вв. дворяне, уклонявшиеся от обязательной службы.

9. Фуз…леры – в первой половине XVIII в. название пехоты в русской армии.

10. Евр…зийство – идейное историко-политическое течение, возникшее в русской эмиграции 1920-1930-х гг.

11. К…нд…минимум – управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами.

12. Анг…ж…мент – приглашение артиста на какой-нибудь срок для участия в спектакле.

13. Вым…р…чное имущество – имущество, на которое после смерти владельца никто не заявил претензий на владение.

14. Д…заб…лье – легкая свободная домашняя одежда.

15. Д…ф…лировать – в военном деле XVIII-XIX вв. маршировать.

16. К…з…мат – помещение в крепостных стенах для артиллерии, боеприпасов и людей.

17. Кр…н…лин – особый покрой платья или юбки в XVIII-XIX вв.

Ответ:

1) консистория; 2) акциденции; 3) викариатство; 4) драбант; 5) иррегулярные; 6) кантонисты; 7) лествичная; 8) нетчики; 9) фузилеры; 10) евразийство; 11) кандоминимум; 12) ангажемент; 13) выморочное; 14) дезабилье; 15) дефилировать; 16) каземат; 17) кринолин.

Документ с внешней и внутренней критикой

Примеры:

1.«Крестоцеловальная запись», в которой было дано обещание: «…Всякого человека, не судя истинным судом с бояры своими, смерти не предати», связана с именем:

    Бориса Годунова

    Михаила Романова

    Василия Шуйского

Ответ: 3

2 . К какому периоду истории России относится следующее описание? Своё мнение кратко обоснуйте, ссылаясь на данный текст.

«История Европы не знает другой революции, которая казалась бы столь бесплодной по своей развязке и своим последствиям. В течение 10 лет эта революция расшатывала всю страну, заливала её потоками крови и покрывала развалинами, но сама не внесла в народную жизнь ни одного нового начала, не указала нового пути её будущему развитию. Она пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом. Пройдя сквозь многие смены династий и политических и социальных порядков, Россия самодержавных царей путём этого длинного обхода вернулась к исходной точке».

Ответ: Смута.

«История Европы не знает другой революции, которая оказалась бы столь бесплодной по своей развязке и своим последствиям. В течение 10 лет эта революция расшатывала всю страну, заливала её потоками крови и покрывала развалинами, но сама не внесла в народную жизнь ни одного нового начала , не указала нового пути её будущему развитию. Она пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом . Пройдя сквозь многие смены династий и политических и социальных порядков, Россия самодержавных царей путём этого длинного обхода вернулась к исходной точке».

(для аргументации см. выделения в тексте)

3. Петру I принадлежит признание: «…Сей государь есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он».

О ком идёт речь? Своё мнение кратко аргументируйте.

Ответ:

Иван IV. «…Сей государь есть мой предшественник и образец; (что делалось по «образцу»?) я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он».

(для аргументации см. выделения в тексте).

4. О каких российских монархах это сказано?

А) « Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины».

Б) «.. Был скромен в быту, бережлив, любил простые русские кушания (щи, кашу, кисель). Во внешней политике... руководствовался миротворческой идеей, ибо считал, что «силою войной нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов». Им была уничтожена подушная подать, замененная разными сборами, падавшими в основном на богатые слои населения».

В) Он «… поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок». «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца... Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, все дышало неземным божеством, всемогущим повелителем... Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти или в законности ее».

Г) «Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе её посева на русской почве».

А)___________________________________________________________

Б)____________________________________________________________

В)___________________________________________________________

Г)____________________________________________________________

Ответ:

А) Алексей Михайлович

Б) Александр III

В) Николай I

Г) Алексей Михайлович

5. О каком князе это сказано?

«…Взяв с собой брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал на поклон к отцу своему духовному преподобному старцу Сергию, который сказал ему: «Поиди, господин, на поганых половцев, призывая Бога…»:

  1. Дмитрий Донской

    Ярослав Мудрый

    Владимир Мономах

    Ответ: 2

6. Прочитайте отрывок из произведения В.О. Ключевского и определите, о ком идет речь.

«В начале царствования, под влиянием движения 14 декабря, в крестьянском населении распространились слухи о скором освобождении. Чтобы прекратить их, новый император издал манифест, в котором прямо заявил, что в положении крепостных крестьян не будет сделано никакой перемены, но при этом секретно было внушено через губернаторов помещикам, чтобы они соблюдали «законное и христианское обращение» с крестьянами. Мысль об освобождении крестьян занимала императора в первые годы царствования, и он внимательно высматривал людей, которые бы могли совершить это важное дело…»

Ответ: Николай I.

7. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.

Из записок И.С. Конева

«Это было третье за период Великой Отечественной войны крупное контрнаступление. Переход наших войск в контрнаступление был для Гитлера полной неожиданностью, поскольку немецкое командование так и не раскрыло нашего плана преднамеренной обороны. Тем более немцы, как уже отмечалось, имели незначительный успех, сумев лишь вклиниться в нашу оборону на брянском направлении на глубину до 35 км. Начавшееся 12 июля наступление войск Западного и Брянского фронтов нарушило всю оборону врага на орловском плацдарме. Уже к исходу 13 июля 11-я гвардейская армия вклинилась в оборону противника на 25 км, а через неделю после начала наступления она продвинулась в глубину до 70 км, создав угрозу основным коммуникациям орловской группировки врага с северо-запада. Значительных успехов добились и войска Брянского фронта».

1.Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке.

2. Используя текст, укажите особенности этой битвы.

Ответ: 1) Курская битва, 1943 г.; 2) советские войска перешли в наступление, предварительно измотав противника в оборонительных боях.

8.Определение названия исторического источника

Определите источник, из которого взят данный фрагмент: « А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену»:

    Судебник 1497 г.

    «Великие Четьи - Минеи»

    «Домострой»

    «Юности честное зерцало»

Ответ: 3.

9. Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:

«А которые крестьяне… за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам без урочных лет, и впредь отнюд никому чюжих крестьян не принимать, и за собою не держать».

Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, выполнив задания и ответив на вопросы:

1) Напишите в современном летосчислении года, соответствующие указанным в документе «154-му и 155-му годам».

2) Что такое «урочные года»?

………………………………………………………………………………….

3) Назовите документ, отрывок из которого попал в руки ученику.

………………………………………………………………………………….

Ответ:

1) 1646 и 1647 гг.

2) Сроки, в течение которых помещики могли возвратить беглых крестьян.

3) Соборное Уложение 1649 г.

10. Перед вами фрагмент древнерусского источника, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного фрагмента, исторические обстоятельства его появления. Для этого:

10.1. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.

10.2. Укажите, как называется данный исторический источник.

10.3. Дайте комментарий к словам, выделенным курсивом.

10.4. Назовите хронологический период истории России, в который имело место описанное событие.

10.5. Охарактеризуйте смысл проводившейся меры.

1. Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, ли братню сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривенъ .

2. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ и мужи ихъ: Коснячько, Перенегъ, Никифоръ, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярославъ судилъ, такоже и сынове его оуставиша.

Ответ:

10.1. 1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или племянник; если не будет никто мстить, то 80 гривен за убитого. 2. После смерти Ярослава еще раз собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод и их мужи Коснячко, Перенег, Никифор и заменили кровную месть денежным штрафом; а все остальное сыновья его установили, как судил Ярослав.

10.2. Русская Правда (Принимаются ответы – Пространная Правда, Правда Ярославичей.)

10.3. Ярослав – великий князь Киевский (1019 – 1054). Гривна – денежно-счетная единица в Древней Руси.

10.4. Вторая половина XI в.

10.5. Окончательное изживание обычая кровной мести. (1 балл) . Свидетельствует о распаде родовых отношений в процессе развития Древнерусского государства.

Вставка пропущенного в тексте

Примеры:

1.Вставьте в текст пропущенные даты (число, месяц, год), имена, номера воинских объединений:

Начало Сталинградской битвы датируется большинством отечественных историков _____________________, когда части советской армии вошли в соприкосновение в излучине Дона с передовыми частями группировки немецких войск под командованием генерала _____________.

Трагический день наступил ____________________, когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда. Непосредственно оборону города осуществляли 62- я (командующий генерал ________________________________и 64 – я (командующий генерал ______________________) армии.

Ответ: Начало Сталинградской битвы датируется большинством отечественных историков 17 июля 1942 г. , когда части советской армии вошли в соприкосновение в излучине Дона с передовыми частями группировки немецких войск под командованием генерала ПАУЛЮСА.

Трагический день наступил 23 АВГУСТА 1942 ГОДА когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда. Непосредственно оборону города осуществляли 62- я (командующий генерал ЧУЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ и 64 – я (командующий генерал ШУМИЛОВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ армии.

2. Перед вами отрывки из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К.Жукова, относящихся к событиям Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

2.1. Заполните пропуски в текстах.

2.2. Запишите порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности.

1. В октябре ___________ года стало ясно, что немецкое командование вынуждено будет перейти к стратегической обороне на всем Восточном фронте… Чем же определялась сложность положения для верховного главнокомандования немецких вооруженных сил в тот период? С одной стороны, незавершенность стратегических целей, чрезмерная растянутость войск от Черного моря через Северный Кавказ, Сталинград, Дон и до Баренцева моря, отсутствие свободных стратегических резервов на фронте и в тылу страны, тяжелое морально-политическое состояние в немецких войсках. С другой стороны, все явственнее проявлялась возрастающая мощь Советского государства, успешное преодоление им экономических и военных трудностей.

2. 30 июня __________года был создан чрезвычайный орган – ________________________ во главе с ______________________ . Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения.

3. В середине мая ___________года вернулся в Москву А. М. Василевский. В это время в Генштабе заканчивалась разработка проектов всей документации к плану операции _______________________(такое кодовое наименование получила Белорусская операция) и ее материально-техническому обеспечению.

4. Я понимал, что означали два слова «сдать Киев» для всех советских людей... Но я не мог поддаваться чувствам, а как начальник ____________________ обязан был предложить единственно возможное и правильное стратегическое решение в сложившейся обстановке. «Киев придется оставить», – твердо сказал я.

5. В 3 часа 50 минут 1 мая на командный пункт 8-й гвардейской армии был доставлен начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал пехоты __________. Он заявил, что уполномочен установить непосредственный контакт с Верховным Главнокомандованием Красной Армии для переговоров о перемирии. В 4 часа генерал В. И. Чуйков доложил мне по телефону, что генерал сообщил ему о самоубийстве _______________, которое произошло ________________в 15 часов 50 минут.

6. К концу ____________ года мы окончательно преодолели тяжелую обстановку и прочно удерживали в своих руках стратегическую инициативу. Мы уже не так нуждались в открытии второго фронта в Европе. Однако в целях быстрейшего разгрома фашистской Германии и окончания войны всем нам хотелось, чтобы второй фронт был открыт в ближайшее время. Несомненно, нас радовали победы в Италии, у Эль-Аламейна, в районе Туниса и других местах. Но все же это было не то, чего мы так долго ждали от союзников, чтобы почувствовать их достойный вклад в войну.

7. Ставке стало известно о восстании чехов в _________________ и боях с немецкими войсками. Ставка приказала 1, 2 и 4-му Украинским фронтам ускорить движение наших войск, чтобы поддержать восставших и не дать гитлеровцам подавить восстание. Выполняя приказ Ставки, фронты бросили туда свои подвижные войска. В ночь на _______ мая они вышли в район города, а утром вошли в город, горячо приветствуемые населением.

8. Положение ______________с 8 сентября _________ года стало крайне опасным. Сообщение с Большой землей могло осуществляться только через ____________________озеро и по воздуху, под прикрытием нашей авиации Начались бомбежки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон.

9. 23 ______________ __________года взятием _____________ завершилось это крупнейшее сражение Великой Отечественной войны в районе Курска, Орла, Белгорода... Закончилось оно разгромом главной группировки немецких войск, на которую Гитлер возлагал так много военно-политических надежд.

2.2. Хронологическая последовательность ______________________________________________

Ответ: . 2.1. 1 – 1942. 2 – Генштаба. 3 – Гитлер, 30 апреля. 4 – 1943. 5 – Прага, 9 мая. 6 – Ленинград, 1941, Ладожское. 2.2. 2-6-1-4-3-5.

3. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов, сочетаний, цифр и дат из предложенного ниже списка. Слова и сочетания даны в списке в единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!!!

Реформы ___ коснулись, прежде всего, управления и суда. В 1549 г. был созван первый __ – собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей (на некоторых соборах – и от черносошных крестьян). Выполняя его решения, правительство в 1550 г. приняло ___. По нему была ограничена власть ____и ___– их деятельность контролировалась центральной властью и представителями местного населения – «лучшими людьми» (выборными из посадских и черносошных крестьян).

Складывается система органов центральной исполнительной власти -___, которые поначалу называли «избами». В них служили бояре, дьяки, подьячие – складывался профессиональный аппарат центральной власти. Разрядный приказ ведал дворянским войском, _____ - отношениями с иностранными государствами, ___ осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами.

Было создано постоянное ____войско. Оно было вооружено не только холодным оружием, как дворянское ополчение, но и огнестрельными пищалями. В мирное время для улучшения своей жизни им разрешалось заниматься ____ и вести ____.

Было ограничено ___: запрещены споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т.е. главнокомандующему.

В 1551 г. под руководством митрополита Макария и при участии Ивана IV состоялся церковный собор, вошедший в историю как ____, Он укреплял дисциплину духовенства, сводил к единообразию обряды, правила иконописания и строительства храмов.

1.Посольский, 2.Избранная рада, 3. передвижение, 4.приказ, 5.наместник, 6.стрелецкое, 7.Макарий, 8.Земский собор, 9. Соборное уложение, 10.ремесло, 11.Стоглав, 12. рекрутское, 13.волостель, 14.Разбойный, 15.местничество. 16.Судебник, 17.земство, 18. окольничий 19.коллегия 20. мелкая торговля 21.Сильвестр

Ответ: 2;8;16;5;13;4;1;14;6;10;20;15;11.

Исправление ошибок в тексте

Примеры :


Подписи к слайдам:

«Историей своей гордиться не только можно, но и должно»А.С.Пушкин
Ряды (продолжение перечисления, дать определение элементу ряда и т. д.)
1. Укажите лишнее имя в ряду российских дипломатов:1) П. П. Шафиров2) П. А. Толстой3) М. Б. Барклай-де-Толли4) М. И. Кутузов
2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала войн, которые вела Россия?1) 1556 г., 1648 г., 1812 г., 1884 г.2) 1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.3) 1499 г., 1590 г., 1812 г., 1893 г.4) 1558 г., 1812 г., 1876 г., 1890 г.
3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.А) 1505 г., 1533 г., 1584 г., ________г.__________________________________________________________________Б) Устав, полуустав, скоропись,___________________________________________________________________________________В) В. И. Ленин, И. В. Сталин, ____________________, Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов.
3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.А) 1505 г., 1533 г., 1584 г., 1598г.Начало правления монархов в 16векеБ) Устав, полуустав, скоропись,_вязь Типы письмаВ) В. И. Ленин, И. В. Сталин, Н.С.Хрущев, Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов.Руководители партии, советского государства
Какой из перечисленных рядов составлен только из имён композиторов России?1) М. И. Глинка, В. Ф. Одоевский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков2) П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. И. Глинка, А. И. Куприн3) Д. Б. Кабалевский, Л. Н. Пахмутова, М. И. Глинка, А. К. Глазунов4) Ц. А. Кюи, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Н. Н. Ге
Заполните пропуск в ряду.
1. «Колокол», А. И. Герцен; «Вперед», П. Л. Лавров; ________________, В. И. Ленин, Л. Мартов.2. «Слово о полку Игореве», поход против половцев 1187 г.; «Песня о Щелкане», _________________________________________; «Задонщина», Куликовская битва 1380 г.
Ответы
1. «Колокол», А. И. Герцен; «Вперед», П. Л. Лавров; «Искра», В. И. Ленин, Л. Мартов.2. «Слово о полку Игореве», поход против половцев 1187 г.; «Песня о Щелкане», Ордынская рать Чолхана против Твери; «Задонщина», Куликовская битва 1380 г.
Заполните пропуск в ряду.
1) Операция «Багратион», освобождение Белоруссии; ......... , контрнаступление под Сталинградом; операция «Кутузов», наступление Красной Армии на орловском направлении.2) Приказы, коллегии, министерства, ……… , министерства.
Ответы
1) Операция «Багратион», освобождение Белоруссии; Операция «Уран», контрнаступление под Сталинградом; операция «Кутузов», наступление Красной Армии на орловском направлении.2) Приказы, коллегии, министерства, наркоматы, министерства.
На грамотность написания исторических терминов
1. Хр…ст…матия;2. Ц…л…бат;3. Д…льм…ны;4. …встрал…п…тек;5. М…м…р…альный;
Ответы
1) Хрестоматия - учебное пособие, сборник избранных текстов;2) Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства;3) Дольмены – сооружения в виде огромных каменных плит и глыб;4) Австралопитек – ископаемая человекообразная обезьяна.5) Мемориальный – служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.
Документ с внешней и внутренней критикой
«Крестоцеловальная запись», в которой было дано обещание: «…Всякого человека, не судя истинным судом с бояры своими, смерти не предати», связана с именем:1) Бориса Годунова2) Михаила Романова3) Василия Шуйского4) Ивана IV
……
«История Европы не знает другой революции, которая оказалась бы столь бесплодной по своей развязке и своим последствиям. В течение 10 лет эта революция расшатывала всю страну, заливала её потоками крови и покрывала развалинами, но сама не внесла в народную жизнь ни одного нового начала, не указала нового пути её будущему развитию. Она пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом. Пройдя сквозь многие смены династий и политических и социальных порядков, Россия самодержавных царей путём этого длинного обхода вернулась к исходной точке».
Петру I принадлежит признание: «…Сей государь есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он».О ком идёт речь? Своё мнение кратко аргументируйте.
Ответ
Иван IV. «…Сей государь есть мой предшественник и образец; (что делалось по «образцу»?) я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он».
О каких российских монархах это сказано?
А) « Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины».Б) «.. Был скромен в быту, бережлив, любил простые русские кушания (щи, кашу, кисель). Во внешней политике... руководствовался миротворческой идеей, ибо считал, что «силою войной нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов». Им была уничтожена подушная подать, замененная разными сборами, падавшими в основном на богатые слои населения».
В) Он «… поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок». «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца... Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, все дышало неземным божеством, всемогущим повелителем... Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти или в законности ее».Г) «Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе её посева на русской почве».
Ответ:
А) Алексей МихайловичБ) Александр IIIВ) Николай IГ) Алексей Михайлович
О каком князе это сказано?
«…Взяв с собой брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал на поклон к отцу своему духовному преподобному старцу Сергию, который сказал ему: «Поиди, господин, на поганых половцев, призывая Бога…»:1) Иван III2) Дмитрий Донской3) Ярослав Мудрый4) Владимир Мономах
Прочитайте отрывок из произведения В. О. Ключевского и определите, о ком идет речь.
«В начале царствования, под влиянием движения 14 декабря, в крестьянском населении распространились слухи о скором освобождении. Чтобы прекратить их, новый император издал манифест, в котором прямо заявил, что в положении крепостных крестьян не будет сделано никакой перемены, но при этом секретно было внушено через губернаторов помещикам, чтобы они соблюдали «законное и христианское обращение» с крестьянами. Мысль об освобождении крестьян занимала императора в первые годы царствования, и он внимательно высматривал людей, которые бы могли совершить это важное дело…»
Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.
Из записок И. С. Конева«Это было третье за период Великой Отечественной войны крупное контрнаступление. Переход наших войск в контрнаступление был для Гитлера полной неожиданностью, поскольку немецкое командование так и не раскрыло нашего плана преднамеренной обороны. Тем более немцы, как уже отмечалось, имели незначительный успех, сумев лишь вклиниться в нашу оборону на брянском направлении на глубину до 35 км. Начавшееся 12 июля наступление войск Западного и Брянского фронтов нарушило всю оборону врага на орловском плацдарме. Уже к исходу 13 июля 11-я гвардейская армия вклинилась в оборону противника на 25 км, а через неделю после начала наступления она продвинулась в глубину до 70 км, создав угрозу основным коммуникациям орловской группировки врага с северо-запада. Значительных успехов добились и войска Брянского фронта».1.Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке.2. Используя текст, укажите особенности этой битвы.
Определение названия исторического источника
Определите источник, из которого взят данный фрагмент: « А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену»:1) Судебник 1497 г.2) «Великие Четьи - Минеи»3) «Домострой»4) «Юности честное зерцало»
Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:
«А которые крестьяне… за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам без урочных лет, и впредь отнюд никому чюжих крестьян не принимать, и за собою не держать».Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, выполнив задания и ответив на вопросы:1) Напишите в современном летосчислении года, соответствующие указанным в документе «154-му и 155-му годам».2) Что такое урочные года?3) Назовите документ, отрывок из которого попал в руки ученику.
Ответ
1) 1646 и 1647 гг.2) Сроки, в течение которых помещики могли возвратить беглых крестьян.3) Соборное Уложение 1649 г.
Исправление ошибок в тексте
Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо трех ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил шесть. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.На Древней Руси существовала пришедшая от греков (1) цифровая система. Употребление нуля (2) облегчало расчеты, а для обозначения других цифр использовались буквы (3). Чтобы отличить буквенную запись от цифровой, над буквой ставили особый значок (4), который назывался «тягло» (5), а для обозначения тысяч соответствующую букву обводили в кружок (6).
Ответ
1) Да.2) Нет, в цифровой систем Древней Руси нуля не было.3) Да.4) Да.5) Нет, значок назывался «титло».6) Нет, в кружок обводили букву, чтобы обозначит десятки тысяч.
Из предложенных изображений выберите три, связанных между собой. Запишите их номера в таблицу. Кратко обоснуйте свой выбор.
Ознакомьтесь со статистической таблицей. Выполните задания. Производство хлеба в 1909−1913 гг.
Социальные группы
Валовые сборы
Товарный хлеб
Процент товар­ности

млн пуд.
%
млн пуд.
%

Помещики Крестьяне В том числе: зажиточные
60044001900
12,088,038,0
281,01019,0650,0
21,678,450,0
47,023,234,0
середняки и бедняки
2500
50,0
369,0
28,4
14,7
Итого: итого
5000
100,0
1300,0
100,0
26,0
. 1. Запишите названия социальных групп в порядке, который соответствует их роли в производстве хлеба. Начните с социальной группы, производившей наибольшее количество хлеба.2. Запишите названия социальных групп в порядке, который соответствует их роли в производстве товарного хлеба. Начните с социальной группы, производившей наибольшее количество товарного хлеба.3. Запишите названия социальных групп в порядке, который соответствует уровню товарности их хозяйств. Начните с социальной группы с самым высоким процентом товарности4. Сформулируйте выводы, которые следуют из сравнения этих трех перечней. Как вы думаете, в чем заключались причины низкой товарности середняцких и бедняцких хозяйств?
Решите кроссворд «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»
Композитор, чья Седьмая симфония была исполнена в блокадном Ленинграде. Участник штурма Берлина, вместе с М. Егоровым водрузивший Красное знамя над зданием рейхстага.Название немецкого плана вторжения в СССР.Советский военачальник, с июня 1942г. Возглавлявший Генеральный штаб.Город в Восточной Пруссии, освобожденный Красной Армией.Герой Советского Союза, командир 316-стрелковой дивизии, оборонявшей Москву в 1941 г.Название операции по освобождению Белоруссии.Город в Германии, близ которого произошла встреча советских и американских армий.Командир крупного партизанского соединения на Украине.Поэт, создатель «Василия Тёркина». В выделенной вертикальной строке должно получиться название города, который известен одной из главных битв войны. Укажите название процесса в ходе Великой Отечественной войны, начало которому было положено этой битвой. Напишите хронологические рамки этой битвы.(26 баллов: по 2 балла за каждый правильный ответ)
Задание по карте: Какое событие показано на карте? С какими историческими деятелями связано?
9-11 классы. Второй тур. Часть первая.
А. С. Пушкин писал: «Историей своей гордиться не только можно, но и должно». Наша Россия в своем историческом прошлом имеет много ярких, незабываемых страниц, которые повествуют о победах в различных сферах жизни: победы военные, в области дипломатии, победы экономические и политические, победы духа россиян, победы в области литературы, искусства, науки, спорта…Представьте себе, что создается музей «Победы России». Вам необходимо составить экспозицию одного из ее залов.Пофантазируйте! Подготовьте этот мини-проект в течение сравнительно небольшого времени (полтора астрономических часа).
Для выполнения проекта необходимо:1) ответьте на вопрос: что вы понимаете под словами «Победа России»?;2) обозначьте тему экспозиции зала (дайте хронологические рамки событий и явлений, о которых пойдет речь; назовите аспекты истории страны, которые найдут отражение в экспозиции; сформулируйте название экспозиции);3) определите цель, которую вы преследуете, предлагая посетителям данную тему. Какие чувства, размышления вы хотите вызвать у них?;4) перечислите экспонаты зала:- назовите их;- опишите каждый из них; покажите, как они работают на раскрытие темы экспозиции;- раскройте взаимосвязь экспонатов;5) за короткое время вы не сможете рассказать более чем об одном зале нашего музея, а какие еще залы вы бы хотели в нем открыть? Дайте их названия так, чтобы было понятно, о чем идет речь.
Критериями оценки вашего задания являются:
1. Осмысленность понимания того, что является победой России.2. Личностный характер выполнения задания, раскрытия собственной точки зрения в нем.3. Историческая точность и грамотность в выборе и названии темы экспозиции.4. Точность формулирования цели экспозиции.5. Соответствие подбора экспонатов теме экспозиции и ее цели.6. Научность в использовании исторических терминов и фактов истории при описании экспонатов.7. Общая композиция зала.8. Качество предложенных дополнительных тем (названия дополнительных залов музея).
Часть вторая - Эссе
Эссе – жанр субъективный и тем особенно ценный, через эту работу может увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру, и, конечно, определить уровень его исторической подготовки;
сочинение-эссе характеризуется небольшим объемом;- важной особенностью сочинения-эссе является свободная композиция. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок;- сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования;- отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Таким образом, эссе характеризует парадоксальность;
- при всей парадоксальности сочинения-эссе его непременной характеристикой является внутреннее смысловое единство, т. е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора;- эссе остается принципиально незавершенным – автор не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ. Это – такая черта эссе как открытость.
Классификации эссе
- с точки зрения содержания эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.;
- с позиций композиционных особенностей они делятся на: описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.;- по степени представления личностной позиции автора проводится деление на личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
При выборе темы важно ответить себе на целый ряд вопросов:
- интересна ли эта тема для меня?- понимаю ли я смысл темы?- обладаю ли я знаниями и умениями для того, чтобы ее раскрыть?- если нет, то, что необходимо сделать для решения вопроса в положительном смысле?- как я отношусь к высказанному в теме (согласен, не согласен, частично согласен)?
Критерии оценивания сочинения-эссе
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА1. Знание исторических фактов.2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).3. Аргументированность суждений и выводов.4. Знание историографии проблемы, мнений историков.5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.2. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).3. Включение в устное выступление дополнительных аспектов темы.
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ1. Самостоятельность суждений.2. Корректность и доказательность оценки рецензируемой работы.3. Точность вопросов, связь с главной темой.