Болезни Военный билет Призыв

Изучение бюджета времени студентов. Статистическое исследование бюджета времени студентов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные проблемы изучения свободного времени населения. Сравнительный и статистический анализ свободного времени жителей России и США. Расчет показателей вариации, аналитическое выравнивание и многофакторный корреляционно-регрессионный анализ инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2009

    Социология свободного времени: основные представления. Концепции, категории, подходы в исследовании структуры свободного времени, его ценностные характеристики. Прикладное исследование структуры свободного времени студентов, анализ его результатов.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2016

    Проблема использования свободного времени молодежью, ее разработанность в России. Основные причины, влияющие на особенности использования свободного времени. Организация свободного времени студентами. Методы сбора первичной социологической информации.

    реферат , добавлен 13.03.2011

    Структура и классификация свободного времени у различных социальных групп, его роль в процессе развития индивида. Исследование рационального использования свободного времени на уровне каждой личности, семьи, а также широких общностей и организаций.

    реферат , добавлен 01.02.2010

    Задачи статистики населения, источники статистических данных. Система показателей статистики населения. Статистический анализ демографической ситуации за 2005-2007 гг. Факторный анализ и статистическое прогнозирование показателей статистики населения.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2010

    Понятие свободного времени и основные характеристики досуга студентов, виды и принципы досуговой деятельности. Типы моделей социализации студенчества в сфере досуга. Социологическое исследование досуговых предпочтений молодежи, типология молодых людей.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Факторы, влияющие на читательские предпочтения. Оценка значимости литературы в жизни студентов московских ВУЗов. Способы их студентов к книгам, повышения популярности чтения. Определение времени, отводимого на чтение и их отношение к различным жанрам.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Теоретико-методологичекие основы социологического анализа актуальных проблем студенческой молодежи в современной России. Распределение свободного времени студентами разных курсов; причины их занятости. Особенности молодежной политики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2013

- 69.99 Кб

Введение………………………………………………………… ………………..3

ГЛАВА 1 Основные понятия и структура бюджета времени……………..4

1.1. Бюджет времени студентов и его структура………………………...4

1.2.Особенности бюджета времени студентов……………………...…. ...6

ГЛАВА 2 Организация жизнедеятельности студентов…......……………....8

2.1. Режим дня ………………………………………………….…….... ..8

2.2. Составляющие здорового образа жизни…………………….…...…..9

2.3. Режим труда и отдыха………………………………………….…..... 11

2.6.Организация двигательной активности………………………….….13

2.8. Культура межличностного общения………………………..………14

2.9. Психофизическая регуляция организма….….................. .............….15

ГЛАВА 3 Анализ бюджета времени ……………......................... ......…….....21

Заключение…………………………………………………… ………………...30

Список использованных источников и литературы……………………...34

Приложение

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в следующем. Бюджет времени результат особого рода бюджет, обследований, в которых, вместо прихода и расхода материальных ценностей данного хозяйства, семьи или отдельных лиц, учету подвергаются затраты этими лицами времени на выполнение различных работ и на удовлетворение потребностей их в течение данного срока, например за сутки, месяц или год.

Двадцать первый век характеризуется глобальными переменами, динамизмом и ускорением. На образ жизни человека, как и на использование, им времени, влияют изменения в технике, технологиях, образовании, доходах. Облик современного студента тоже очень изменился. Он чаще всего сталкивается с проблемой жесточайшей нехватки времени. Сейчас многие студенты попросту становятся жертвами современного ритма жизни, который ускоряется с каждым годом и требует от молодежи пересмотра своих временных ресурсов. Поэтому, именно проблема рационального использования свободного времени, особенно остро стоит в молодежной среде, потому что именно эта часть общества, обладая значительным свободным временем, страдает от неумения правильно распорядиться им.
Целью курсовой работы является изучение структуры бюджета времени жизнедеятельности и формы досуга студентов.
В соответствии с целью данной работы по теме «Изучение бюджета времени студентов», необходимо решить следующие задачи: определить бюджет времени студентов в учебные и выходные дни; изучить особенности досуга студентов, определить круг их интересов.

ГЛАВА 1 Основные понятия и структура бюджета времени

    1. Бюджет времени студентов и его структура

Студенты вузов составляют многочисленную группу лиц умственного труда, деятельность которой сопряжена с рядом особенностей. Ими являются

значительные временные затраты на учебный процесс, необходимость изучить большое количество дисциплин за короткий срок, отсутствие своевременного питания, что приводит к выраженному нервно-эмоциональному напряжению и снижению резервов здоровья. Одним из показателей здорового образа жизни и учебной активности студентов является структура бюджета времени.

Суммарная продолжительность рабочего времени студентов в вузе и дома по данным литературы составляет 9-11 часов. В настоящее время изучение проблем бюджета времени ведется довольно интенсивно. Но среди них почти нет таких, которые показывали бы взаимосвязь учебного и свободного времени студентов с показателями здоровья студенчества, с их мотивацией на ведение здорового образа жизни и включение в свой режим дня оздоровительных технологий, хотя необходимость разработки подобных вопросов очевидна.

Задача педагогического вуза состоит не только в том, чтобы дать студенту максимальное количество знаний, но и в том, чтобы научить каждого студента работать самостоятельно, добывать необходимые знания при минимальных затратах времени. К сожалению, современная система обучения в вузе еще не в полной мере решает проблему подготовки учащихся к самостоятельной работе. Также не в полной мере продуманы и разработаны методы контроля проделанной учащимися самостоятельной работы. Объем материала, предлагаемого будущим педагогам для самостоятельной отработки, непрерывно возрастает. Однако темп восприятия этой информации в ряде случаев не соответствует ее объему, отмечается его явное отставание. Если такое положение сохранится и дальше, то могут создаться немалые трудности в постановке и организации учебно-воспитательного процесса. Объем учебной информации, который усваивается за один день студентом со средними способностями, трудно установить вследствие его зависимости от индивидуальных психофизиологических возможностей обучаемого, от его готовности к восприятию учебного материала. Наряду с учебными задачами не меньшее значение имеют и вопросы профессионального становления будущих учителей, формированию которых уделяются немалые временные затраты.

Изучение бюджета времени является одним из важнейших показателей уровня развития личности студента, так как вместе с количественной оценкой оно несет также многообразную информацию о характере образа жизни и быта учащихся, их интересах, потребностях, других многочисленных факторах студенческой жизни.

Бюджет времени выступает своеобразной «моделью личности». Он является существенной особенностью, характеризующей образ жизни, быта, поведения как отдельной группы, так и социальной группы или даже нации в целом. Безусловно, структуру бюджета времени нельзя разбить на четкие блоки определенных занятий, оно носит многомерный характер, имеет определенные ритмы, насыщенность занятий, окрашено психическим состоянием человека, связано со многими одновременными занятиями.

Учебная работа в вузе с это сложный, трудоемкий дидактический процесс, рассчитанный на такое количество времени, которое необходимо затратить студентам для успешного усвоения учебного материала программы.

Не менее важной в учебной работе является ее интенсивность, тот уровень нервной и физической напряженности студентов, которую они испытывают при выполнении различных видов учебных действий. Особую значимость в учебном процессе приобретает фонд учебного времени, т. е. то время, которое студенты могут отводить учебе без ущерба для состояния их здоровья и всестороннего развития

1.2.Особенности бюджета времени студентов

Изучение бюджета времени студентов показывает, что загрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинакова и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин.

Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма варьирована и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий-8-9 часов. Таким образом, в среднем в сумме учебная работа студентов составляет 9-12 часов в день. Наиболее значительны затраты времени на учебную и самостоятельную работу у первокурсников, что объективно отражает их адаптацию к стилю и методам обучения в вузе. Исследования показали, что это время у первокурсников за неделю составило 64,8-68,8 часа или в среднем11 часов в день: у студентов 2 курса-50,7-56,3 часа или 8,9 часа в день; у студентов 3 курса - 46,2-55,9 часа или 8,5 часа в день. Характерно, что значительная часть студентов I курса, еще не научившихся правильно планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой по 2-4 часа даже в выходные дни. Эти данные говорят о том, что учебный труд студентов является достаточно напряженным.

Большую значимость в бюджете времени студента имеет свободное время. Оно составляет в среднем 1,7-2,8 часа в день. Студенты посвящают его общественной работе, овладению ценностями духовной культуры, интеллектуальному и физическому совершенствованию, отдыху. Условия, в которых живет, учится и отдыхает студент, оказывают существенное влияние на его работоспособность, состояние здоровья. Режим учебного труда, приема пищи, сна, оздоровительные мероприятия обеспечивают экономичное расходование нервной энергии, снижают нервно-психическую напряженность.

Обследование около 10000 студентов показало, что приступают к самоподготовке в период от 18 до 20 часов - 26,3% студентов, от 20 до 22 часов-36,8%, от 22-24 часов 23,2%. Если в среднем продолжительность самоподготовки составляет 4 часа, можно заключить, что 60% студентов выполняют ее в поздние вечерние часы.
Работа в это время требует повышенных затрат нервной энергии, что
отрицательно отражается на качестве сна, ухудшает здоровье, снижает эффективность усвоения учебного материала. У многих студентов нарушен режим сна. У 87% студентов, проживающих в общежитии, отход ко сну затягивается до 1-3 часов ночи. Крайне недостаточная продолжительность ночного сна до 6 часов наблюдается у 25% студентов, от 6-7часов у 60%. Нормальная продолжительность сна от 7 до 8 часов отмечается лишь у 15% студентов. При систематическом недосыпании наблюдается снижение умственной работоспособности на 7-18%. Недооценивается студентами и режим питания. В определенные часы принимают пищу около 29% студентов, без завтрака уходят на занятия 21%,не ужинают 16%,около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день. Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором укрепления здоровья. Однако, из числа обследованных утреннюю гигиеническую зарядку систематически выполняют лишь 3,4%,закаливающие процедуры-0,8%,очень мало студенты бывают на свежем воздухе: до 30 мин в день – 61%, до I часа 29%, до 2 часов 10%. В период экзаменов буквально "затворниками" становятся около 97% студентов, пребывание на воздухе которых ограничивается 30 минутами в день.

ГЛАВА 2 Организация жизнедеятельности студентов

2.1. Режим дня

Организуя свою жизнедеятельность, человек вносит в неё упорядоченность, используя определенные структурные компоненты. Важность правильно организованного режима труда и отдыха главным образом заключается в том, чтобы синхронизировать свою жизнедеятельность с протеканием биологических процессов в организме, что позволит увеличить трудоспособность как в физической, так и в умственной деятельности.

Соблюдая соответствующий и максимально рациональный режим жизнедеятельности, человек, имеет возможность гармонично подстраиваться под течение важнейших физиологических процессов своего организма. В случаях, когда деятельность человека не совпадает с протеканием биологических процессов, то возникает рассеянность в сознании, быстрое утомление, дискомфорт, а также могут возникнуть разного рода заболевания.

Отсюда следует, что необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. В результате систематического повторения определенного уклада жизни, между этими процессами весьма быстро устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

2.2. Составляющие здорового образа жизни

Режим дня является основой жизнедеятельности не только для студентов, но и для всех людей в целом. Вместе с тем режим дня должен быть индивидуальным для каждого, то есть соответствовать состоянию здоровья, личным интересам и склонностям студента, уровню работоспособности и загруженности, а точнее условиям и потребностям конкретного индивида. Очень важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская серьёзных отклонений от предписанной нормы, а также режим следует строить с учётом непредвиденных обстоятельств, что позволит данному режиму быть вполне реальным и выполнимым.

Для того, что бы разработать научно обоснованный режим дня, в первую очередь необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиенически допустимыми нормами.

Исходя из гигиенических норм, суточный бюджет времени студента состоит из двух частей, а именно: 12 часов учебных занятий, то есть 6 часов аудиторных и 6 часов самостоятельных, которые отводятся для самоподготовки. И, соответственно, 12 часов, отведенных на восстановление организма, то есть сон, отдых, самообслуживание, а также личностное развитие, как то общественная деятельность, физическая культура и спорт, занятия по интересам, бытовое и дружеское общение. Следует помнить о том, что в выходные дни образуются 12 незадействованных часов, которые возникают в результате отсутствия учебной деятельности.

На следующем этапе необходимо распределить разные виды деятельности в рамках конкретного дня, то есть сформировать неизменную последовательность и правильное чередование труда и отдыха, а также общий распорядок дня исходя из сменности и учебного расписания.

На основании результатов исследования заболеваемости, медики пришли к выводу, что причиной основной массы заболеваний являются различного рода нарушения режима. В частности хаотичный прием пищи в большинстве случаев приводит к желудочно-кишечным заболеваниям, а отход ко сну в различное время ведет к бессоннице и нервному истощению, нарушение же планомерного распределения работы и отдыха неизбежно ведет к снижению работоспособности.

Помимо этого, режим несет в себе не только оздоровительное, но и воспитательное значение, так как неукоснительное его выполнение воспитывает в человеке такие качества, как целеустремленность, дисциплинированность, организованность, аккуратность. Вдобавок режим позволяет человеку целесообразно использовать каждый час и каждую минуту своего времени, что позволяет вести разнообразную и содержательную жизни. Однако не нужно забывать, что каждый человек должен выработать режим, руководствуясь конкретными условиями своей жизни.

2.2. Составляющие здорового образа жизни…………………….…...…..9
2.3. Режим труда и отдыха………………………………………….….....11
2.4. Организация сна ……………………………………………….….12
2.5. Организация режима питания……………………………………….12
2.6.Организация двигательной активности………………………….….13
2.7. Профилактика вредных привычек…………………………………..13
2.8. Культура межличностного общения………………………..………14
2.9. Психофизическая регуляция организма….…...............................….15
ГЛАВА 3 Анализ бюджета времени ……………...............................…….....21
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников и литературы……………………...34

  • Социологические исследования трудовых коллективов.
  • Функции трудового коллектива.
  • Структура трудового коллектива.
  • Виды трудовых коллективов.
  • Социология быта Понятие внепроизводственной деятельности.
  • Классификация занятий.
  • Показатели условий жизненной обстановки.
  • Методические схемы изучения быта.
  • Социологическое исследование бюджетов времени
  • 2. Социальная структура и социальные отношения Понятие социальной структуры
  • Социально-классовая структура. Социальные группы и социальные слои
  • Общественное разделение труда и социально-профессиональная структура общества
  • Социально-этническая структура общества. Этносоциология
  • Социально-демографическая структура общества
  • Возрастная структура общества Социальные проблемы молодежи
  • Геронтосоциология.
  • 3. Социально-территориальные, общности Понятие территориальных общностей
  • Расселение людей. Социология города и деревни
  • Социальные проблемы миграции населения
  • Социология права.
  • Социология политики.
  • Социология образования
  • Социология науки
  • Социология брака и семьи
  • 5. Духовная жизнь общества. Средства массовой информации и пропаганды Социальные проблемы идеологической деятельности
  • Социология средств массовой информации Социальная роль средств массовой информации.
  • Эффективность средств массовой информации
  • Общественное мнение
  • Структура и функции общественного мнения.
  • Характеристики общественного мнения.
  • 6. Социальное планирование. Социальные показатели Экономическое и социальное планирование
  • Показатели социального планирования
  • Социальная деятельность и социальные показатели
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава четвертая Организация и проведение эмпирического социологического исследования
  • 1. Постановка проблемы. Цели и задачи Место и роль программы в социологическом исследовании
  • Проблемная социальная ситуация и научная проблема.
  • Научная и практическая проблемы.
  • Цели и задачи социологического исследования.
  • 2. Определение объекта и предмета исследования Объект исследования и единица наблюдения.
  • Системный анализ объекта социологического исследования.
  • Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  • 3. Интерпретация и операционализация понятий Теоретическая и эмпирическая, интерпретация понятий.
  • Граница операциональных определений.
  • I. Управление развитием общества.
  • IV. Уровень поселений и трудовых коллективов.
  • V. Уровень первичной социальной группы.
  • VI. Уровень личности.
  • VII. Уровень развития социальной группы.
  • 5. Организационно-методический план исследования Стратегический план исследования.
  • 6. Рабочий план исследования и подготовка исполнителей
  • Литература для дополнительного чтения
  • Статистические методы в социологическом исследовании. Измерение социальных характеристик.
  • Глава пятая Методы статистики в социологическом исследовании.
  • 1. Понятие измерения в социологии. Уровни измерения Определение измерения.
  • Неоднозначность шкальных значений. Допустимые преобразования и типы шкал.
  • Адекватность математических методов.
  • 2. Группировка материала статистических наблюдений
  • Ряды распределения.
  • Статистические таблицы.
  • 3. Графическая интерпретация эмпирических зависимостей
  • Гистограмма.
  • Полигон распределения.
  • Кумулята.
  • Вид (форма) кривых распределений.
  • Теоретическое распределение.
  • 4. Средние величины и характеристики рассеяния значений признака
  • Среднее значение признака.
  • Показатели колеблемости (вариации) значений признаков.
  • 5. Нормальное распределение. Статистические гипотезы
  • Статистические гипотезы.
  • 6. Статистические взаимосвязи и их анализ
  • Коэффициенты взаимозависимости для порядкового уровня из­мерения.
  • Коэффициенты взаимозависимости для номинального уровня из­мерения.
  • 7. Новые подходы к анализу данных, измеренных по порядковым и номинальным шкалам
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава шестая Выборочный метод в социологическом исследовании
  • 1. Основные понятия выборочного метода
  • Единица отбора и единица наблюдения.
  • 2. Простой случайный отбор
  • Процедура простого случайного отбора.
  • Расчет характеристик простой случайной выборки.
  • 3. Систематическая и серийная выборки. Систематический отбор.
  • Серийная (гнездовая) выборка.
  • 4. Стратифицированный отбор Понятие стратифицированной выборки.
  • Организация стратифицированной выборки.
  • Расчет характеристик стратифицированной выборки.
  • 5. Многоступенчатые и комбинированные способы, формирования выборочной совокупности
  • Многофазовый отбор.
  • Комбинированные выборки.
  • 6. Неслучайные методы отбора и другие подходы к построению выборки
  • Другие сложности и, проблемы построения выборки.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава седьмая Измерение в социологическом исследовании.
  • 1. Виды шкал
  • 2. Некоторые методы измерения
  • Построение шкал методом экспертных оценок.
  • Метод суммарных оценок.
  • Шкалограммный анализ.
  • Семантический дифференциал.
  • 3. Надежность измерения социальных характеристик
  • Устойчивость измерения.
  • Обоснованность измерения.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Раздел третий
  • Методы сбора данных в социологическом исследовании.
  • Глава восьмая
  • Анализ документов и существующих данных
  • 1. Понятие документа. Классификация документов. Понятие документа.
  • Архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме.
  • Иконографические документы.
  • Фонетические документы.
  • Другие способы классификации документов.
  • 2. Методы анализа документов
  • Традиционный анализ.
  • Формализованный анализ.
  • 3. Выборка документов и проблемы качества документальной информации
  • Необходимость критического отношения к документам.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава девятая Наблюдение
  • 1. Понятие наблюдения
  • Особенности наблюдения в социологии.
  • Планирование наблюдения.
  • 2. Программа наблюдения
  • Рамки соотнесения.
  • Определение ситуации и условий деятельности наблюдаемого объекта.
  • Цели, задачи я структура деятельности изучаемой группы.
  • Определение предмета наблюдения.
  • Выбор признаков и единиц наблюдения.
  • Определение понятий и разработка категорий.
  • 3. Виды наблюдения
  • Определение вида наблюдения.
  • 4. Фиксация результатов. Подготовка наблюдателя Фиксация результатов.
  • Требования к наблюдателю.
  • Подготовка наблюдателей. Разработка инструкции.
  • Преимущества и недостатки метода наблюдения.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава десятая Опрос как метод сбора социологических данных
  • 1. Понятие опроса
  • Понятие опроса.
  • 2. Критерий качества данных опроса.
  • 3. Основные фазы опроса
  • 4. Типы и виды вопросов
  • Содержание вопросов.
  • Формулировка вопросов.
  • Последовательность вопросов.
  • Расслоение совокупности опрашиваемых.
  • 5. Разновидности опроса
  • 6. Эмпирическое обоснование методики опроса
  • Эмпирическая проверка вопросника.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава одиннадцатая Социометрические методы изучения структуры межличностных отношений.
  • 1. Социометрический опрос
  • Процедура социометрического опроса.
  • Социометрическая карточка.
  • 2. Обработка и анализ результатов социометрического опроса.
  • Виды социограмм.
  • 2. Социометрические индексы
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава двенадцатая Эксперимент в социологическом исследовании.
  • 1. Понятие, эксперимента
  • 2. Экспериментальные переменные
  • Выбор зависимых и независимых переменных.
  • Условия проведения эксперимента.
  • Измерение переменных.
  • Контроль переменных.
  • Воспроизводимость эксперимента.
  • Основные требования к проведению эксперимента.
  • 3. Виды экспериментов
  • Параллельный и последовательный эксперименты.
  • 4. Обработка экспериментального материала
  • Репрезентативность экспериментальных данных.
  • Ошибки эксперимента.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Обобщение результатов исследования Глава тринадцатая Анализ данных и обобщение результатов социологического исследования.
  • 1. Подготовка данных к анализу на эвм
  • Редактирование.
  • Кодирование.
  • Контроль данных и исправление ошибок.
  • Построение новых переменных.
  • 2. Описание и объяснение в социологическом исследовании
  • Понятие описания.
  • Группировка.
  • Понятие объяснения, в социологии.
  • 3. Способы проверки гипотез
  • Глава четырнадцатая Отчет о результатах исследования. Отчет и пояснительная записка.
  • Разделы отчета.
  • Рекомендации.
  • 1616 Труды по социологии, с. 32-34. О технике телефонного интервью см.: Мето­дические проблемы сравнительного анализа социологических данных. М. 1982.
  • Социологическое исследование бюджетов времени

    Применительно к задачам социологического анализа бытовой жизнедеятельности основной характеристикой составляющих ее занятий выступают данные о затратах времени. Широкое использование показателей времяпрепровождения в значительной степени определяет методику и технику социологического изучения быта.

    В развернутой форме данные о времяпрепровождении – бюджеты времени представляют собой набор связанных со временем характеристикой той и ли иной категории людей.

    Достоинство показателей времени заключается в том, что они доступны строгой количественной обработке. Соответственно каждое занятие может характеризоваться рядом количественных показателей, относительно легко преобразуемых друг в друга.

    Предметом социологического исследования бюджетов времени

    является изучение социальных закономерностей жизнедеятельности людей, проявляющихся в показателях времени, выявлении тенденций и закономерностей распределения времени как разных социальных групп, так и населения страны в целом на различные виды деятельности осуществляемой в течение суток, недели, месяца, года, жизни, а также степени участия в них. В ходе исследований бюджетов времени изучается, прежде всего, фактическое поведение людей, которое находит отражение в показателях времени.

    Важнейшие цели таких исследований:

    изучение фактического распределения времени в будние и выходные дни различных групп населения (рабочих, крестьян, интеллигенции, учащихся) и факторов влияющих на его использование. Впервые подобная цель была поставлена и реализована в нашей стране С.Г. Струмилиным в 20-30 годах;

    выявление резервов рабочего и внерабочего времени в целях повышения производительности труд и увеличения свободного времени. Эта задача впервые была поставлена Г. А. Пруденским и использована в многочисленных исследованиях, осуществленных под его руководством и его последователями;

    изучение влияния на структуру бюджета времени различных социально-экономических процессов (роста уровня культуры населения, изменения продолжительности рабочего времени и режимов рабочей недели, развития сферы бытового и культурного обслуживания населения индустриализации и урбанизации, изменения структуры населения и т.д.).

    выявление путей и средств совершенствования отдельных сторон жизнедеятельности (времяпрепровождения) различных групп населения, а именно организации труда, удовлетворения бытовых потребностей, свободного времени;

    построение и анализ баланса времени всего населения определенной территории (город, район, область, республика) в целях разработки мероприятий по планомерному регулированию и управлению использованием времени населения;

    выявление типов времяпрепровождения (типов использования бюджета, времени, свободного времени и т.д.) различных групп населения;

    изучение ценностных ориентаций и мотиваций времяпрепровождения различных социальных групп, их удовлетворенности использованием рабочего и свободного времени, времени на домашний труд и бытовые потребности, условиями осуществления внепроизводственной деятельности.

    Виды деятельности различных социальных групп населения их продолжительность определяются, прежде всего, социально- экономическими потребностями общества, условиями труда, быта и отдыха при данном уровне развития производительных сил и характере производственных отношений. Потребности проявляются в интересах последние реализуются в фактическом поведении людей в соответствующих видах деятельности, их частоте, продолжительности, месте осуществления и т. д. Однако всегда наличные общественные отношения накладывают существенный отпечаток на реальное поведение социальных групп.

    Все группы видов деятельности (как и разнообразные потребности определенной степени взаимообусловлены. Поэтому при изучении временных затрат в той или иной сфёре жизнедеятельности социальной группы (например времени домашнего труда, свободного времени) необходимо определить ее место в общей совокупности деятельности. Этот принцип, применяемый; в исследованиях бюджетов времени, отличает их от «не бюджетных» методов исследований человеческой деятельности.

    Как отдельные виды деятельности человека, или социальной группы, взаимосвязаны между собой, так и виды деятельности (и их продолжительность) всех социальных групп населения также взаимосвязаны и представляют собой единую систему. Это обуславливает необходимость системного подхода к использованию времени, к разработке и анализу баланса всего времени всех социальных групп населения той или иной территории республики, страны в целом.

    Бюджет времени; важнейшие его составные части – рабочее время, свободное время и др. – имеют относительно самостоятельное значение. Время по существу является пространством, и мерой деятельности. Как под рабочим временем, так и под любой другой группой бюджета времени подразумевается соответствующая деятельность. Отсюда вытекает важное положение: «вид деятельно­сти» - первичное, его продолжительность (затраты времени) - вторичное, одна из характеристик «вида деятельности». Поэтому бюджет времени как Метод исследования не тождествен выявлению и анализу затрат времени. При изучении бюджета времени исследу­ется фактическое поведение (деятельность) тех или иных социаль­ных групп с помощью ряда временных и не временных показателей: продолжительность видов деятельности, их частота, структура, продолжительность нахождения в различных местах (кто и сколько времени присутствовал при том или ином виде деятельности) и др.

    При исследовании бюджетов времени используется ряд специфических понятий. Это понятия бюджета времени, баланса времени и т. д.

    С, одной стороны, бюджет времени – объект исследования, а с другой – метод изучения фактического, реального поведения лю­дей. Непосредственно под бюджетом времени понимается распреде­ление всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т. д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей. Он рассчитывается, как правило, на одного чело­века как представителя той или иной социальной группы в среднем, за день (сутки) или неделю, месяц, год. Расчет за день (вернее, сутки) осуществляется в зависимости от характера дня: будни – предвыходной, выходной; рабочий – нерабочий, средний день неде­ли, средний день года и т. д.

    Баланс времени представляет собой распределение всего фонда, времени на различные виды деятельности трудовой и внетрудовой осуществляемые всеми группами населения той или иной террито­рии (город, область, республика, страна). Рассчитывается, как правилу в расчете на год. Имеется ряд типов и видов баланса совокуп­ного фонда времени.

    Вид деятельности – единица совокупной деятельности человека, связанная с удовлетворением специфической потребности (например, чтение, слушание радио и т. д.). При изучении бюджетов времени, как правило, выделяют до 100 и более различных видов деятель­ности.Занятие – составная часть вида деятельности – расчленяется на отдельные элементы (например, передвижение на работу – ходьбу до (от) остановки транспорта, его ожидание, езду) и позволяет зна­чительно детализировать виды деятельности.

    Группа видов деятельности (затрат времени) – объединение однородных по социально-экономическому содержанию видов деятель­ности: труд на предприятии; труд в домашнем хозяйстве и удовлет­ворение бытовых потребностей; труд в личном подсобном хозяйстве; уход за детьми и их воспитание; общая трудовая нагрузка (совокуп­ность перечисленных выше групп видов деятельности); удовлетво­рение физиологических потребностей (уход за собой, питание, сон); удовлетворение духовных, физических и социальных потребностей в свободное время).

    Затраты времени на группы видов деятельности имеют соответствующие названия: рабочее время – фактическая продолжитель­ность труда в общественном производстве; внерабочее время – про­должительность всех групп видов деятельности, помимо труда в об­щественном производстве; свободное время – время удовлетворения духовных, физических и социальных потребностей и др.

    Структура видов деятельности (бюджета времени ) – упорядочение групп видов деятельности по тому или иному основанию. Группы видов деятельности имеют свою структуру. Как правило, выражает­ся в процентах.

    Факторы – условия, влияющие непосредственно или опосредованно на изменение тех или иных параметров видов деятельности (продолжительности, структуры и т. д.). Среди них выделяют: со­циально-экономические и социально-демографические факторы, про­фессиональные и др.

    Показатели времени – расчетные показатели, получаемые при обработке и анализе данных об использовании бюджета времени. Они характеризуют отдельные стороны видов деятельности: продол­жительность, частоту встречаемости (у социальной группы, в тече­ние суток и т.д.), продолжительность пребывания в определенных местах и в определенном социальном окружении. Здесь использу­ются коэффициенты корреляции, индексы и т. д.

    Типология времяпрепровождения (бюджета времени )- выделение с помощью статистических и математических методов, характерных для тех или иных социальных групп, типов жизнедеятельности в целом, в свободное время.

    Эластичность затрат времени – уменьшение или увеличение вре­менных затрат на тот или иной вид деятельности в определённых границах (минимальных и максимальных, в пределах насыщения потребности) под воздействием ряда факторов.

    Интенсивность деятельности - степень напряженности, характеризуемая расходом сил человека в единицу времени при осуществлении различных видов внепроизводственной деятельности. Тесно взаимосвязана с интенсивностью труда, образуя совокупную интенсивность.

    Затраты времени - расход времени на тот или иной вид дея­тельности. Различают индивидуальные и общественно необходимые (средние) затраты времени.

    Потери времени - расход времени на те или иные занятия, связанные с видом деятельности, превышающий общественно нор­мальную его величину, или с бесцельным времяпрепровождением, антиобщественным поведением.

    Резервы времени - потенциальные возможности уменьшения продолжительности тех или иных видов деятельности в связи с улуч­шением условий их осуществления.

    Удовлетворенность использованием времени (рабочего, свободного и т. д.) - выражает соответствие фактического и желаемого использования времени.

    При изучении бюджета времени и свободного времени применя­ются два основных метода исследования: «бюджетный» и не бюджетный. В первом случае обязательно собирается информация о фактически осуществляемых обследуемым лицом видах деятельности (иногда - месте их осуществления и присутствующих лицах), их продолжительности, В ходе обработки этой информации получают суточный бюджет времени разных социальных групп, данные о ча­стоте и продолжительности видов деятельности. «Не бюджетные» методы исследования более часто применяются при изучении сво­бодного времени. В ходе их собирается информация о ценностных ориентациях обследуемых в свободное время, о частоте тех или иных занятий, об удовлетворенности условиями их осуществления и т. д. При этом используются обычные социологические методы сбора и анализа информации.

    Программа исследования предполагает разработку инструмента­рия для сбора информации - «анкеты». Поскольку при последую­щей обработке данных разные ее части имеют, свою схему перфорации, в анкете целесообразно выделить несколько бланков. Анкета «Использование бюджета времени», как правило, включает: Бланк 1, Сведения об обследуемом; Бланк 2. Дневник для записи видов, дея­тельности и их продолжительности в течение суток (если: запись данных осуществляется за 2-3 и более дней недели, то следует выделить соответствующее число бланков 2-8). Бланк 3. Вопросник.

    Бланк 1 содержит сведения: а) о социально-демографических и профессиональных характеристиках опрашиваемого; б) о работе; в) о семье; г) жилище; д) о дне опроса.

    Бланк-2; (или 2-8) предназначен для записи сведений о видах деятельности: их наименованиях, продолжительности, одновременно осуществляемых занятиях, присутствующих при лицах и местах совершения видов деятельности. Он имеет аналогичную форму на каждый день опроса в зависимости от классификации дней недели (рабочие – нерабочие, будни – выходные) и содержит более развернутую информацию о бюджете времени.

    При небольших исследованиях форма дневника для записи видов деятельности может быть упрощена за счет сокращения колонок об одновременных занятиях, присутствующих лицах и месте совершения видов деятельности. Однако она может быть дополнена и другими сведениями, характеризующими вид деятельности.

    Для черновых записей сведенийо видах деятельности целесообразно иметь бланки-вкладыши аналогичной формы.

    Поскольку заполнение сведений о видах деятельности требует соблюдения определенных правил, для проведения исследования бюджета времени необходим ряд инструкций, в том числе для респондентов. «Пояснения обследуемому о правилах заполнения анкеты по использованию бюджета времени». Это краткая инструкция, содержащая как необходимые требования к записи сведений об осуществляемых видах деятельности, так и образец их записи за сутки. Кроме того, необходима для интервьюеров-регистраторов Инструкция о порядке проведения опроса об использовании бюджета времени.

    Нередко в ходе исследований бюджетов времени наряду с изучением фактического поведения исследователю важно выявить мнения и оценки об удовлетворенности величиной использования различных групп, времени, об условиях своей деятельности, предложения, но их улучшению и т. д. Соответствующие, вопросы целесообразно включить в специальный вопросник (Бланк 3).

    Наряду с указанными документами необходимо заполнить справку об обследуемом объекте (предприятий, городе и т.д.), содержащую сведения, характеризующие его.

    Инструментарий включает также ряд документов, необходимых для проведения обследования, а именно: 1) карточка обследуемого (с рядом сведений), 2) список обследуемых лиц (вручается интер­вьюеру-регистратору), 3) удостоверение на право проведения опроса, 4) ведомость учета выдачи - приема материалов, 5) кодировочные листы (специфические для разных бланков) и др.

    Обязательным документом является «Инструкция организаторам проведения обследования бюджета времени», содержащая сведения о цели исследования, методе опроса, перечень обязанностей органи­заторов проведения обследования. Необходима также «Книга шиф­ров информации об использовании бюджета времени», содержащая классификации видов деятельности, присутствующих лиц и мест совершения видов деятельности, их шифры.

    При изучении бюджетов времени применяется, как правило, мно­гоступенчатая выборка (отрасли-предприятия - подразделения предприятий - опрашиваемые лица; город -районы города - изби­рательные участки - семьи - опрашиваемые лица). Отбор лиц для опроса представляет большие сложности, поскольку выборочная со­вокупность должна соответствовать генеральной совокупности по гораздо большим признакам, нежели при обычных социологических обследованиях. Необходимо соответствие по полу, возрасту, семей­ному положению, социальному положению, профессий, режимам рабочей недели (пятидневка, шестидневка), режимам сменности и ряду других признаков. Очень важным элементом методики изуче­ния бюджета времени является метод записи сведений о видах дея­тельности. Общепринятым в СССР и за рубежом и признанным как наилучший в результате ряда специальных исследований является метод периодической записи данных самим обследуемым лицом за текущие сутки («дневниковый метод») с последующим уточнением правильности записей вместе с регистратором. Запись ведется в хронологическом порядке с 0 час. и до 24 час. с точностью до одной минуты.

    Большое значение в связи с этим имеет подбор и тщательная подготовка интервьюеров-регистраторов. Одному регистратору сле­дует поручать проводить опрос сравнительно небольшого числа лиц - 7-14 человек в неделю. Они должны тщательно изучить весь инструментарий исследования, заполнить анкету на себя и обсудить типичные ошибки.

    Подготовка информации, полученной в ходе обследования, и ее обработка также имеют свои специфические особенности.

    Я. Бойко
    аспирант кафедры педагогики Слов "Славянского государственного педагогического университета

    В статье рассмотрены аспекты исследования бюджета времени, особенности распределения нагрузки в режиме дня, организации и рационального использования свободного времени студентов высших учебных заведений. Выявлены основные виды деятельности студентов, особенности распределения учебной нагрузки, свободного времени. Отмечено, что в режиме труда и отдыха находят отражение индивидуальные особенности каждого студента, при планировании бюджета рабочего времени студентов необходимо рационально сочетать умственный труд и физическую активность для полной реализации образовательного и трудового потенциала. Указанные общие правила экономии времени студента.

    Ключевые слова: студенты, бюджет, режим дня, здоровья я, время, рациональность, оптимизация.

    аспирант кафедры педагогики Славянского державного педагогического университета бюжет ВРЕМЕНИ СТУДЕНТА

    В статье рассмотрены аспекты исследования бюджета времени, особенности распределения нагрузки в режиме дня, организации и рационального использования свободного времени студентов высших учебных заведений. Выявлены основные виды деятельности студентов, особенности распределения учебной нагрузки, свободного времени.

    Ключевые слова: студенты, бюджет, режим дня, здоровье, время, рациональность, оптимизация.

    Post-graduate student of pedagogical department of Slavyansk state Pedagogical

    University BUDGET OF TIME OF STUDENT

    The aspects of investigation of time budget, peculiarities of distribution of loading in regime of a day and rational use of free time by female students in higher educational establishments after the example. Principal views of activity of students, habits of allocation of an academic load, a free time.

    Key words: students, budget, mode of day, health, time, rationality, optimization.

    Постановка проблемы в общем ее виде и ее связь с важными научными или практическими задача. Самостоятельность в получении знаний предполагает овладение сложными умениями и навыками видеть содержание и цель работы, организовывать собственную самообразование, умение по-новому подходить к решаемым вопросам, познавательную и мыслительную активность и самостоятельность, способность к творчеству. Опыт убеждает, что далеко не все студенты проявляют сознание и волю, крайне необходимые для организации собственной самостоятельной работы. В этой области существуют еще значительные недостатки.

    В условиях реформирования высшего образования и вхождение Украины в европейское образовательное пространство через так называемый Болонский процесс и понимание самостоятельной работы студентов является другим. Все количество часов отведенных учебным планом на изучение определенной дисциплины разделяют на аудиторной работы (или работу с преподавателем) и самостоятельную работу студентов.

    При аудиторных занятий студенты слушают лекции, конспектируют их, выполняют практические и лабораторные работы, участвуют в дискуссиях или просто в обсуждении вопросов при семинарских занятий и др.. Внеаудиторная работа менее регламентирована, чем аудиторная, вследствие чего ее организация, руководство и контроль связан с определенными трудностями.

    Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато

    ^ решение данной проблемы и на которые опирается автор, выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья. Проблема экономии и бюджет времени рассматривалась в научных трудах таких ученых как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, П.Н. Керженцев, Ю. Рюриков, В.В. Давыдов, Л.Я. Зорина, В.К. Свекла, В.В. Небесная, Н.А. Гридина. Отдельные вопросы данной проблемы рассматриваются в качестве элементов при исследовании самостоятельной деятельности, самообразования студентов в процессе обучения (Я.А. Айзенберг, А.Я. Арета, В.К. Буряк, В.Б. Бондаревский, А.К. Громцева, и. И. Ильясов, В. Казаков, И.А. Котлярова, А.И. Кочетов, П.И. Пидкасистый, Е.П. Тонконога, Я.С. Турбовский). Итак, на данный момент достаточное количество научных трудов по исследованиям бюджета времени студента, поэтому данная проблема актуальна и требует внимания со стороны ученых.

    Формулировка целей статьи (постановка задачи). В условиях постоянных изменений в современном обществе особенно актуальным становится вопрос, связанный с рациональным использованием бюджета рабочего времени, который является одним из основных показателей условий жизни не только работающего населения , но и студентов в процессе обучения в высших учебных заведениях. Рациональное использование своего времени позволяет экономно распределить свои умственные и физические возможности в процессе учебного дня в течение всего периода обучения . Исследование бюджета рабочего времени студента позволяет выяснить особенности режима дня, распределение видов деятельности и наметить пути их рациональной организации.

    Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Задача вуза - научить студентов рационально расходовать свое время, ценить его, привить им навыки научной организации труда.

    Структура бюджета времени студента включает в себя рабочее и нерабочее время. Аудиторные занятия и самостоятельная работа над программным материалом - две составные части рабочего времени студентов. В структуре внерабочего времени находится свободное и несвободное время. Последний делится на связанный с работой социально организованный время и связанный с работой индивидуально организованный время. В свободном времени можно выделить занятия, воспроизводят и развивают жизнедеятельность личности студента. Вне всем указанным затратам нераспределенная (неучтенный) время .

    Традиционно в национальной системе высшего образования Украины, определяя бюджет учебного времени студентов дневной формы обучения, выходили из соотношения 6:4, что предусматривает 6:00 ежедневных аудиторных занятий и 3-4 часа внеаудиторных.

    Сегодня при получении образования студентами дневной формы обучения на аудиторные занятия отводится 30-50% бюджета времени дисциплины. Итак, на самостоятельное изучение - от 50% до 70% учебного материала, что свидетельствует о большой нагрузке студентов во внеучебное время.

    Под влиянием интенсивной умственной деятельности в организме человека происходят типичные изменения, закономерно повторяющиеся, которые, как правило, свидетельствуют о утомление, выражающееся в ухудшении целого ряда физиологических функций организма. Они приводят к нарушению равновесия процессов возбуждения в центральной нервной системе, в результате чего снижается умственная работоспособность .

    Правильное распределение режимных моментов в суточном бюджете времени позволяет объективно подойти к использованию своих функциональных возможностей и адаптации к изменению одних видов деятельности на другие. Известно, что на состояние здоровья влияют биологические ритмы. В настоящее время установлено, что более 300 процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму, а его изменение и отклонение от нормы приводит к нарушению работы функций и систем, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

    Поэтому актуальным является изучение режима дня студентов включая временные затраты на обучение, выполнение домашних заданий, активный и пассивный отдых, сохранения здоровья. Бюджет времени является самым обобщенным показателем условий жизни различных групп населения. Анализ литературных данных показывает, что при изучении бюджета времени основное внимание обращается на продолжительность различных видов деятельности. В то же время с практических позиций представляется важным оценка рациональности распределения режимных моментов в суточном бюджете времени для разработки оптимального режима дня.

    Одним из основных условий сохранения высокой работоспособности является соблюдение определенного ритма работы (т.е. чередование труда и отдыха, соблюдение режима дня). Понятие режима дня включает распорядок работы, питания, отдыха, сна. Соблюдение студентами режима дня имеет большое значение, так как у них формируется динамический стереотип. Организм "за своими часами" регулирует виды занятий, устанавливает баланс между работой и отдыхом. Благодаря этому у студентов формируется чувство времени, которое помогает работать в определенном ритме. Организм сам "хочет" делать то, что нужно, ведь в результате выработки динамического стереотипа предыдущая деятельность побуждает следующую. Это в значительной степени увеличивает производительность труда, снимает нервное напряжение.

    Основой режима является правильное распределение времени.

    В режиме труда и отдыха находят отражение индивидуальные особенности каждого студента. Правда, не всегда студент может пользоваться своим индивидуальным режимом, нужно уметь приспособить его к общепринятому в данном высшем учебном заведении, то есть планировать бюджет времени.

    Опыт организации учебной работы в высших учебных заведениях свидетельствует, что физиологическая норма учебных занятий, соответствующей гигиеническим требованиям, составляет 10-11 часов. в сутки. Студентам младших курсов рекомендуется начинать продолжительность занятий 7-8 час. в сутки, и впоследствии постепенно увеличивать их продолжительность с тем, чтобы к старшим курсам значительно возрастал удельный вес их самостоятельной учебной работы.

    Общие правила экономии времени студента:

    каждый, кто занимается определенным делом, должен четко определить цель своей деятельности. Это помогает заблаговременно спланировать работу, организовать все действия, необходимые для ее достижения, позволяет контролировать ее выполнение получения конечных результатов

    целесообразно придерживаться определенной системы и последовательности в работе, правильно и равномерно распределять ее во времени. Работать нужно систематически: ежедневно определенное количество часов, а не залпом, за один присест. Ведь работа "наскоком", рывками или частые смены одной формы работы на другую вредно сказываются на производительности умственного труда, быстро приводят к усталости, так как требуют перестройки наших мыслей и действий. Кроме того, любое отвлечение внимания разрушает логично построенную мнению, после чего иногда приходится тратить в несколько раз больше времени и умственных усилий, чтобы вернуться к этой потерянной мысли

    большие перерывы во время умственного труда не полезны, так как каждый раз после перерыва требуется определенное время для вхождения в работу

    следует правильно чередовать различные виды деятельности. Прежде целесообразно чередовать труд умственную и физическую, впоследствии - различные виды интеллектуального труда. Это позволит поддерживать высокую работоспособность

    немаловажным фактором поддержания высокой умственной работоспособности является умение правильно отдыхать. Для восстановления сил нужны перерывы после каждых 1-2 часа. работы; отдыхом может быть и замена умственного труда физическим

    не стоит упускать без серьезных причин совет: "Сделай сегодня все, что можно не оставлять на завтра"

    следует приучить себя вести дневник или книгу для записей и записывать планы на ближайшие дни, недели, месяц

    только волевые усилия, желание достичь максимальных положительных результатов сэкономят усилия, время и помогут добиться максимальной эффективности в работе.

    Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Научное планирование и эффективное использование студентами своего времени - задача сложная и многогранная.

    В?? Жливе в оптимальном распределении бюджета времени студентов являются неодинаковые условия жизни, учебы и быта, индивидуальные черты характера и особенности их физического развития, поэтому рекомендовать один вариант суточного режима, включая бюджет рабочего времени, для всех нецелесообразно. При планировании бюджета рабочего времени студентов необходимо рационально сочетать умственный труд и физическую активность для полной реализации образовательного и трудового потенциала. В данной ситуации наиболее приемлемым для студентов является соблюдение принципов самоменеджмента.

    Исследование данного вопроса позволяет планировать ряд мер, направленных на изучение факторов, влияющих на бюджет рабочего времени студентов, его рациональное распределение и необходимость существенного улучшения структуры свободного времени, что в свою очередь, влияет на совершенствование учебно-воспитательного процесса в целом.

    Литература

    Бальсевич В.К. Физическая активность человека /В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов.

    К. Здоровье, 1987. - 224 с.

    Свекла В. Бюджет времени студента /В. Буряк //Начальная школа. - 2002. - № 5. - С. 57-60.

    Бычин В.Б. Нормирование труда: Учебник /В.Б. Бычин, С.В. Малинин; под ред. Ю.Г.

    Одегова. - М.: Издательство "Экзамен", 2002. - 320 с.

    Демченко О. Дидактическая система организации самостоятельной работы студентов /А. Демченко //Начальная школа. - 2006. - № 5. - С. 68-70.

    Кундиев Ю.И. Современные проблемы комбинированного действия на организм производственных и социально-бытовых факторов /Ю.И. Кундиев, А.А. Навакатикян

    В.В. Кальниш //Врачебное дело. - 1993. - № 5-6. - С. 34-41.

    Оценка влияния комплекса физических факторов на функциональное состояние человека, выполняющего умственную работу /Г.А. Суворов, Р.Ф.Афанасьева, А.Ф. Бобров [и др.] //Медицина труда и промышл. экология. - 1997. - № 9. - С. 19-26.

    Солдатенко М. Самостоятельная познавательная деятельность в контексте Болонского процесса /М. Солдатенко //Начальная школа. - 2005. - № 1. - С.49-51.

    Форсайт П. Делу - время: Как правильно распоряжаться своим временем /П. Форсайт, [пер. с англ. З.Я. Красневской]. - . - М.: Амалфея, 2004. - 187 с.