Болезни Военный билет Призыв

Из россии за смертью. О межрасовых браках

Хотите увидеть жизнь наших далеких предков? Нет, машина времени для этого не нужна, а нужен билет на самолет в Намибию. А там - добраться до мест обитания самых известных ее жителей бушменов. И понаблюдать за их жизнью в привычной им обстановке. Именно так проводили свои дни наши далекие предки, бывшие собирателями и охотниками, не знающими земледелия. Не знаю, как вам, а мне бытие при первобытном строе всегда казалось малопривлекательным. Все время сосет под ложечкой, ходишь туда-сюда, погоняемый голодом, без каких-либо высоких целей, глазами по сторонам зыркаешь в мучительных поисках съедобного корешка, перелетной толстобрюхой саранчи или земляного червячка - вот гадость-то какая! Спишь на земле. А заболел - вообще кранты. Хорошо, если протянешь такой жизни каких-нибудь три, максимум - четыре десятка лет.

Давайте удивляться чудесам

Но! Не только я, главное - ученый мир! Вот уж кто был поражен, так поражен! Оказалось, что бушмены в своей естественной среде доживают до весьма почтенного возраста, и долгожителей в племенах - много. Причем их старшее поколение - бодрое, не знает ни онкологии, ни гипертонии.

Такие вот чудеса, по мнению эскулапов, делает подвижный образ жизни, отсутствие переедания и малое количество потребляемого мяса. Правда, старики часто страдают почечнокаменной болезнью, потому что пьют мало: вода - большой дефицит в пустыне.


Это легендарное племя бушменов

Невысокие, но ладные и пропорциональные, с белыми зубами и отличной осанкой… Сколько же существует на свете представителей этого древнейшего племени? В Намибии - приблизительно 35 тысяч человек, а всего на планете меньше 100 тысяч.

К ним без конца едут экспедиции, о них пишутся тонны книг и статей. Какие же такие у них особенности? Что сделало их настолько интересными для исследователей? А вот это:

  • Качества непревзойденных охотников, глубокое знание природы, свойств растений, повадок птиц, насекомых и животных.
    Народ сан - бушмены - умеют различать почти триста видов растений, из вполне безобидных растительных и животных компонент умеют получать смертоносные яды, знают противоядия от смертельных укусов, могут приготовить лекарства от многих недугов.
  • Они обладают загадочной способностью общения с дикими животными.
    Как вам такое: бушмен видит в отдалении группу антилоп-ориксов, подбирается к самке с детенышем, гладит их и… начинает прямо из вымени вместе малышом-теленком сосать молоко! И дикое животное терпит и не убегает… А попробуй-ка охотник подойти к ним…
    А вот домашних животных, кроме собак, у народа бушменов нет.
  • Отличные и выносливые следопыты, они безукоризненно ориентируются на местности и читают следы, как мы открытую книгу.
    Еще не увидев самого зверя, традиционные навыки подскажут бушмену пол животного, его возраст, состояние здоровья, имеющиеся травмы и многое другое.
    Этот элемент бушменской культуры всегда оказывает на зрителей ошеломляющее впечатление.
    А ранив животное на охоте, бушмены неутомимо будут его преследовать многие часы или даже дни, проходя десятки километров.
  • Общеизвестно про бушменов: у них потрясающее умение выживать в невероятно сложных условиях - даже тогда, когда вокруг нет ни капли воды, а температура стоит под 50 градусов, порождая во рту нестерпимую сухость.

Подлинные властители пустыни, они в любом месте могут сделать себе для охоты колчан и стрелы из корней дерева, отыщут съедобные растения, раздобудут воду. Надо - разведут огонь, используя птичье гнездо и две деревянных палочки, устроят ночлег, вырыв ямку и установив около нее заслон с наветренной стороны.


Как живут бушмены в своей пустыне

Бушмены - один из самых старых народов на нашей планете. И наверное, единственный, которого никогда не волновала тема богатства. У них все личное имущество умещается небольшую кожаную сумку, что висит на одном плече.

Изо дня в день на протяжении, по крайне мере, десяти тысяч лет все мысли этого народа были сосредоточены вокруг охоты и собирательства, что обеспечивали жизнь племени бушменов в пустынных и полупустынных местах широкой Калахари. А это существование никогда не было легким.

Нужно рассчитывать каждый шаг и на максимум включать все органы чувств - не пропустить съедобное растение, не наступить на кого-нибудь типа змеи или скорпиона, не спугнуть потенциальную добычу. Покрытая белесой травой земля, что выглядит такой безжизненной, на самом деле полна жизни. Между скал, песков и редкого колючего кустарника затаились дикие обитатели. Не только человек, но и они наблюдают: глаза внимательно смотрят, стоячие и висячие уши прислушиваются, носы чуют.


Калахари поддерживает жизни сотни различных типов растений и изумительно большой массив фауны. Там живут шакалы, гиены, львы, антилопы, газели, бородавочники, жирафы, сурикаты, барсуки, дикобразы… Мужчины народа бушменов - охотники. В большой кладовой Калахари они ставят силки и охотятся с небольшими луками и стрелами, наконечники которых смочены в яде.

Крупное животное, такое, как куду, канна или орикс - добыча редкая, чаще это мелкая антилопа, несколько ящериц, дикобраз, черепаха, змея, гиена. Но вот добычу принесли туда, где живут бушмены. От ее одного вида у всего племени текут слюнки… И ее явно недостаточно для всех… Поразительно, как у этого народа происходит распределение добычи!

Люди, которых многие назвали бы дикарями, выработали обычаи, предназначенные устранить зависть, враждебность, психологическое напряжение, возникающее при таком делении. Каждый член семейства, без исключения, получает свою долю, размер которой определяется традициями. А если охота была удачной, то часть добычи обязательно идет в дар родственной общине.


Хлеб их насущный

Мясо жарят на костре, гораздо реже - варят. Каждая часть животного экономно используется, находят применение всему - от костей до шкур.

Но основное пропитание - почти 80% от потребляемого - дает собирательство. Это работа женщин бушменов - съедобные растения, семена, ягоды с плодоносящих кустарников, орехи тси и орехи деревьев монгонго, клубни, выкапываемые из-под земли. А корешки, между прочим, бывают знатные - по 2–3 килограмма! Бушменские сборщицы не пропускают мимо муравьиные яйца, гусениц, саранчу, личинок насекомых.

Сан едят все, и не ведают никаких штучек типа анорексии и других расстройств пищевого поведения.


Да, и не кривитесь, друзья! Все дело в привычке. Один африканист как человек в этом понимающий, писал у себя в журнале, что куда как хороша жареная в черепашьем жиру саранча. И как отменно вкусны ушастые ежи, запеченные в глине. Утверждал, что также неплоха яичница из яиц страуса с черными дюнными жуками вместо гренок. Надеюсь, у вас волосы еще не стоят дыбом?

Но не все так… экзотично. Здесь, в пустыне Калахари в большом количестве растет тсамма - желто-бурый предок нашего любимого полосатого арбуза. Сочные плоды тсаммы почти несладкие, хорошо утоляют жажду.


А на севере едят плоды баобаба. Позже, в Бостсване, мы их набрали, чтобы привезти домой, а мой отважный Саня, не утерпев, тут же попробовал диковинку. Плод оказался не похож ни на какой из знакомых. Под коричнево-зеленой и бархатистой, словно у персика, шкуркой прятались мелкие семечки на волокнах и съедобные белые, слегка кисловатые, кусочки мякоти, похожие на остатки засохшего зефира.


Но что интересно! Оказалось, своеобразная диета народа сан, определяемая его образом жизни и существующими природными условиями, с точки зрения калорий, белков-жиров-углеводов, микроэлементов и прочего - наилучшим образом соответствует всем рекомендациям ВОЗ по правильному питанию.

Законсервированный мир

В области современной Намибии, традиционно называемой Най Най (Nyae Nyae), что сейчас является частью Очосондьюпа, традиционно проживали бушмены группы!кунг. Окружавший область двухсоткилометровый участок совершенно непригодной для жизни человека местности, уберег затерянный мир Най Най от всякого постороннего влияния, в том числе и от европейского.

Обитатели затерянного мира сдержанно и с достоинством именовали себя «дзу/хоанси», что в переводе означает «хорошие люди». Эти хорошие люди в середине XX века продолжали жить неизменными вековыми привычками и традициями своего народа.


Откуда наука знает все про жизнь бушменов

Первые походы ученых аргонавтов сюда начались в 1950 году с экспедиции семьи Маршалл, буквально открывших эту группу для науки. Лоуренс и Лорна Маршалл совершат сюда семь экспедиций, спонсируемых музеем Пибоди Гарвардского университета и Смитсоновским институтом.

Лорна в 1975 году, обобщая многолетние этнографические исследования племени бушменов дзу/хоанси, издаст книгу, где во всех подробностях опишет быт и обычаи бушменов кунг. Сын Маршаллов - Джон снимет о племени несколько документальных фильмов, получивших широкое признание. Всего же в его наследии окажется оригинальных кино и видеоматериалов о жизни бушменов на 767 часов и на 309 часов уникальных аудиозаписей.

Так что все сведения не досужие измышления, а все получено наукой и - из первых рук.


Современный мир, бушмены и представления о них

О том, как они выживают в своих пустынных районах, непригодных для сельского хозяйства, написано очень много. Но недаром говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Есть такой забавный и веселый фильм - «Наверное, боги сошли с ума». Живет себе в родной пустыне семья бушменов и однажды у нее происходит контакт с современным миром… В главной роли снялся самый настоящий природный бушмен.

Это, конечно, не документальный фильм, но и мы ведь с вами не ученые-этнографы. Посмотрите - не пожалеете. А потом задайте себе вопрос: «Какие же они, бушмены?» Скорее всего, у большинства возобладает мнение, что современные бушмены - это наивные взрослые дети, живущие в гармонии и с собой, и с природой.

Многие так их себе и представляют - живут себе затворники в Калахари, не подозревающие ни о скоростном интернете, ни о космических полетах. Примитивный народ, у которого в языке только два числительных - «один» и «много». Культура которого давно пришла в упадок…


Как все обстоит на самом деле

К бушменам приезжают туристы, и для некоторых из них неприятным сюрпризом оказывается то обстоятельство, что «примитивная» культура народа не осталась неизменной. Вот двое босых бушменов идут на охоту за дикобразом. В руках у них длинные палки, за спину перекинуты лук и стрелы. Все, как было тысячу лет назад.

Только одна деталь выбивается из картины: на охотниках футболки с американскими надписями. Особенно холодно в пустыне рано утром, бушменские ребятишки натянули на себя толстовки, а ниже пояса так и остались одетыми в традиционную кожаную повязку. Женщина народа сан соорудила себе длинную юбку, из вещей, подаренных туристами…

Непреложный факт, что теперь далеко не все бушмены продолжают безвылазно обитать в пустыне. На практике они оказываются куда более интегрированными в современное общество, чем можно было бы предположить на первый взгляд.

Многие из них заняты работой в национальных парках и заповедниках, есть среди них фермеры и наемные работники у фермеров - их охотно берут в пастухи. Молодые люди отправляются пожить в города, а если возвращаются, то везут домой не только новую одежду, но и новые идеи и технологии.


Остановись, мгновение! И не двигайся

Таких, кто предпочел бы смотреть на эту культуру через призму, в которой время не тикает вперед, и раньше было немало. Они пробивали идею международной программы сохранения этого народа, предполагающей создание резервата для проживания бушменов. То есть фактического превращения этих людей в музейные экспонаты.

Наверное, самым известным бушменом всех времен и народов был Кхакво Н!ксау. Это он играл главную роль жителя Калахари Хихо в знаменитом комедийном фильме «Наверное, боги сошли с ума» и его продолжениях.

И он категорически выступил против мысли «законсервировать дикость» своих соплеменников, чтобы цивилизованным людям было на что смотреть. Н!ксау был горячим сторонником того, чтобы оставаясь бушменами, они жили так, как живут все люди.


Если жить, как живут все люди…

Если так жить, тогда они должны приобщиться к современной жизни. А это дело весьма непростое, вспомнить хотя бы то, какие у них взгляды касательно частной собственности. Это не единственная психологическая проблема совместимости цивилизаций.

Выгоды оседлого образа жизни стали очевидны очень быстро.

  • Всегда имеется вода в колодцах, можно разводить скот, а, значит, лучше питаться.
  • Уменьшилась смертность.
    У бушменов всегда была высокая детская смертность – 20% погибало в течение первого года жизни, 50% детей не доживало до возраста 15 лет.
    В обычной жизни дающие много любви и внимания своим детям, они, в тяжелый период засухи и грозящего голода, бестрепетно могли лишить жизни новорожденного, особенно если у матери в это время все еще сосал грудь старший ребенок.
    В такое время осознание суровых реалий вынуждало племя бросать своих немощных стариков на произвол судьбы. Вообще, надо сказать для этого народа, ведущего трудную жизнь, смерть считалась очень естественной вещью…
  • Дети получают возможность учиться в школах на родном языкев местах проживания.
    А это очень важно. И не только для одного человека, но и для народа в целом.
    При том, что у бушменов ранее не было письменности, а в нашем мире это чрезвычайно важный инструмент, позволяющий постоять за себя и выразить свои желания.

Опыт показал, что ряд моментов от приобщения к цивилизации принес безусловное благо народу бушменов, но есть и весьма сомнительные приобретения .

  • Бушмены познакомились с алкоголем, и это стало одной из серьезных проблем этого народа.
  • Среди них чрезвычайно распространены заболевания туберкулезом, который буквально косит племя, СПИД, причинами смерти часто являются респираторные инфекции и малярия.
    Известный киноактер Н!ксау, последние годы жизни растивший на своей ферме бананы и маис, как оказалось, очень долго болел туберкулезом.
  • Средняя продолжительность жизни людей племени сан, живущих в цивилизации, составляет около 45–50 лет.

Как хорошо и важно оставаться бушменом

Остаться бушменами - означает вести традиционный образ жизни в привычных местах, традиционно воспитывать детей, по мере их подрастания обучать мальчиков охоте, девочек собирательству.

Вот как традиционно проходит у них вечер - любимое время народа сан. Отполыхал закат, черными силуэтами стоят кусты и деревья, наползает фиолетовый туман. В колючих кустах таятся чуткие спрингбоки, в норках дремлют симпатичные сурикаты, где-то в отдалении тявкнул шакал… На стоянке бушменского племени горит костер, вокруг него собрались люди. Ужин съеден, но от огня никто не уходит. Слышен веселый смех, голоса женщин.


Дневные разговоры почти всегда серьезны и кратки - решаются деловые вопросы, разбираются конфликты… Иное дело беседы вечером. Никто не спешит, речь говорящих образна и эмоциональна. Люди делятся чувствами, мыслями, переживаниями… Ребятишки жмутся поближе к старику - уважаемому соплеменнику, слушают разные истории и древние сказки…

Бушмены очень музыкальны и любят петь и танцевать. Вот вокруг женщин, сидящих около рыжего пламени, стали прохаживаться мужчины, прихлопывать и притоптывать. Начинается танец. Ритм ускоряется и вот уже танцоры носятся вокруг костра, поднимая фонтаны песка. Чтобы отбивать ритм, у них на щиколотках бусы из коконов мотыльков, наполненные семенами или мелкими камешками, музыку извлекают из примитивных инструментов типа своего охотничьего лука…


Танцуя, они изображают животных - страуса, лань, кузнечика, сцены охоты, эпизоды сказок и мифов. Те, кому довелось провести вечер у костра народа сан и увидеть бушменские пляски единодушны - они неподражаемы.

Да и бушменские мелодии вполне понятны европейскому уху, поэтому записи их музыки и танцев находят своих почитателей не только среди специалистов.

По нашим стандартам, бытие народа сан малопривлекательно. Ну что это за жизнь! Тем не менее, если спросить бушмена, нравится ли ему жить в пустыне, тот в ответ удивится: «Что за глупый вопрос. Если туда не возвращаться, можно умереть от тоски».

Сан действительно считают, что это правильный образ жизни - для них. Когда они у себя дома, где свободны и счастливы. И это снова подтверждает мысль, что счастье - это состояние ума.

Совместить две крайности

Опыт жизни племен по-новому, когда оставаясь бушменами, они живут так, как все люди, есть. Еще американец Джон Маршалл разрабатывал планы по переходу бушменов дзу/хоанси к занятию скотоводством и земледелием.

А в 1981 году почти за десять лет до того, как Намибия стала независимой, в затерянном мире Nyae Nyae появляются преисполненные оптимизма представители американских неправительственных организаций. Которые отнюдь не считают утопией возможность совмещения былого и современности.

На территории бушменов дзу/хоанси, где были признаны их права собирателей и охотников, создается фермерский кооператив. В его планах - оседлая жизнь, обучение племени новому, в том числе огородничеству под руководством агрономов. А если людей охватит тоска по жизни в пустыне, то вот она привычная жизнь - рядом.

Построен поселок, гараж, небольшая АЗС, кафе, центр для обучения ремеслам. Амбициозным планам нет конца. Лингвист Патрик Диккенс вовсю работает над англо-дзухоанским словарем и над орфографией языка. Вроде бы предусмотрено все…


Возможен ли рай на земле?

А вот, кстати, не возникало ли у вас вопроса, что же так подкачали бушмены? Почему они не додумались в свое время до земледелия? Может, тогда племена банту, пришедшие с севера, их бы и не потеснили?

Нет, бушмены глупцами не были. Дело оказалось в том, что растения, произраставшие тогда на территории Намибии, оказались непригодными для окультуривания. Опыт с ними не прошел и у многоопытных земледельцев банту. Но, надо сказать, что эти племена шли на новые места не с пустыми руками - они запасливо несли с собой семена растений со старой родины, которые здесь прекрасно прижились.

Ну а возвращаясь к эксперименту, приходится сказать правду - не сбылось. Ничего из задуманного в реальности не осуществилось. Скоро не осталось ничего от лукавой мечты. Была разрушена и растащена даже сугубо материальная ее инфраструктура - здания, машины, инструменты. А бушмены кунг так до сих пор и остались охотниками и собирателями.

Африка полна противоречий. Бушмены не единственное племя, населяющее континент, что разрывается между традициями и современностью, с трудом находя свое место в современном обществе.


Чего еще хотят бушмены

Когда-то бушменские племена не имели никаких социальных институтов, как, например, вождей. Сейчас они полноправно участвуют в голосовании, имеют своего представителя в парламенте.

И вот, по сообщению агентства Reuters, представитель бушменов заявил газетчикам о своем намерении просить правительство Намибии вернуть племени земли возле заповедника Этоша, исконное место жизни их предков. Он посетовал, что каждая народность в стране имеет свой дом - то место, куда могут переселиться его постаревшие члены. А у них подобного дома нет…

Но пока правительство весьма прохладно отнеслось к этой просьбе, указав, что слишком долго племя жило вне этих территорий.


Возможный ключ к будущему

По оценкам экспертов почти 60% процентов Сан живут в бедности, хотя это, конечно, в большой степени зависит от региона. Многие молодые бушмены не могут найти работу…

Но бушмены много знают о том, как выжить в пустыне, как добыть огонь, как лечиться растениями. Это знание сегодня кажется устаревшим, но оно вполне способно стать ключом к будущему.

Бушмены могут научить искусству выживания не только подрастающую молодежь своего племени, но и людей западного мира, показав, как мало нужно человеку, чтобы выжить и наслаждаться жизнью без электричества, водопровода и денег. Как можно жить, не оказывая негативного воздействия на окружающую среду.

Новой попыткой сохранить культуру народа явилось создание Живого музея в районе Тсумкве. Благодаря ему значительное число людей сан, ранее страдавших от безработицы и бедности, нашло свое место в жизни. Это уже хорошо. Но музей еще и зарабатывает деньги. Суммы, вырученные от посещения туристов, направляются на поддержку бушменского сообщества.


Туристам же в музее нравится. Они могут посмотреть и сами поучаствовать в строительстве жилища, добывании огня, идентификации лекарственных растений. Ну разве не интересно поучиться стрелять из бушменского лука?

А кто лучше людей племени сан покажет удивительную дикую природу Калахари и ее животный мир? И расскажет про повадки всех обитателей пустыни, начиная с крошечной мышки в траве и заканчивая львами? Желающие могут вместе с бушменами отправиться на охоту…

Интересная статья? Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по RSS, Email

Отрекся ли Чарльз Дарвин в конце жизни от своей теории эволюции человека? Застали ли древние люди динозавров? Правда ли, что Россия – колыбель человечества, и кто такой йети – уж не один ли из наших предков, заблудившийся в веках? Хотя палеоантропология – наука об эволюции человека – переживает бурный расцвет, происхождение человека до сих пор окружено множеством мифов. Это и антиэволюционистские теории, и легенды, порожденные массовой культурой, и околонаучные представления, бытующие среди людей образованных и начитанных. Хотите узнать, как все было «на самом деле»? Александр Соколов, главный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, собрал целую коллекцию подобных мифов и проверил, насколько они состоятельны.

На всякий случай нужно пояснить: бушменами называют немногочисленные племена охотников-собирателей, являющихся коренным населением Южной Африки. Вместе с готтентотами-скотоводами бушмены образуют так называемую капоидную расу. Сейчас на Западе название «бушмен» (дословно – человек из кустарника), как и готтентот, считается неполиткорректным – такое название дали аборигенам колонисты-европейцы. Вместо этого используется слово «койсан» (сан – самоназвание бушменов, кой – самоназвание готтентотов). «Визитная карточка» койсанов – знаменитые «щелкающие языки», называемые так потому, что в них в качестве согласных используются, помимо привычных нам звуков, щелчки – т. н. «кликсы». Это уникальная черта койсанских языков, не встречающаяся больше почти нигде.

Самих бушменов европеец может спутать с неграми – но только на первый взгляд. Лицо бушменов резко уплощено, скулы выступают – эти черты отличают их от других обитателей Африки и иногда трактуются как «монголоидность». Губы у койсанов более тонкие, а кожа светлее, чем у негров, и рано покрывается морщинами.

Надо сказать, что койсаны – далеко не однородная группа. Готтентоты антропологически отличаются от бушменов; между первыми и вторыми существуют промежуточные группы; койсаны, разумеется, смешивались с окружающими племенами. Сами слова «бушмены», «готтентоты», «койсаны» обозначают скорее не антропологические, а языковые и хозяйственно-культурные общности, и в связи с этим нередко возникает путаница. Очень подробно и обстоятельно рассматривает этот вопрос С. В. Дробышевский в своей книге «Происхождение человеческих рас» . Дальше я буду для краткости использовать слово «бушмены» как, вероятно, самое привычное читателям этой книги.


планеты »" class="img-responsive img-thumbnail">

Колоритная внешность, первобытный образ жизни, да еще и щелкающий язык. Бушменский народ – прекрасный кандидат на роль «древнего предка всех людей».

Неудивительно, что разговоры об «очень-очень древних бушменах – предках человечества» велись с XIX в. Изучением бушменов активно занимались южноафриканские антропологи, в том числе те самые, которые подарили миру австралопитеков – в частности, Раймонд Дарт. Кстати, впоследствии работы по антропологии коренных народов Южной Африки ставили Дарту в вину, называя этого видного ученого «пособником апартеида», хотя оснований для этого нет никаких.

Идея о бушменах как предках всех Homo sapiens попала и в советские книги. Не может не умилять простота, с которой в работе палеонтолога Марии Павловой (1929 г.) строится (на основании сравнения нижних челюстей) эволюционная схема – видимо, позаимствованная у Марселина Буля:

1) дриопитек;

2) шимпанзе;

3) готтентот;

4) француз.

Но особенно популярной идея, что бушмены – предки человека, стала в связи с генетическими исследованиями последних десятилетий.

Напомню: анализ ДНК представителей разных рас показал, что ближе всего к корню родословного дерева человечества находятся африканские группы. Наиболее древние линии при этом были обнаружены у бушменов. Кроме того, генетически бушмены оказались максимально удалены от всех прочих человеческих групп – в том числе и от африканских! А внутри самих бушменов (при их небольшой численности, порядка 100 000 человек) обнаружилось чрезвычайное генетическое разнообразие, сравнимое с разницей между европейцами и монголоидами. Известно, что при удалении от центра видообразования разнообразие должно уменьшаться. А у бушменов оно максимально. Итак, Южная Африка – колыбель Homo sapiens , а бушмены – наши прародители?

Некоторые традиции современных бушменов, по археологическим данным, восходят прямиком к началу позднего каменного века и имеют прямые параллели с культурами, бытовавшими на этой территории более 40 000 лет назад.

Материальная культура современных бушменов включает, например:

Охоту с луком и отравленными стрелами (с костяными наконечниками);

Использование палок-копалок с каменными утяжелениями;

Бусы из скорлупы страусовых яиц, применяемые, в частности, для ритуального обмена дарами между племенами;

Палочки с насечками, используемые для счета, и т. д.

Находки такого рода были сделаны в 2012 г. в южноафриканской пещере Бордер Кейв, в слоях возрастом около 40 000 лет .

Пещера Бордер Кейв отличается уникальной сохранностью археологических материалов – прежде всего, благодаря экстремально сухому климату.

Здесь обнаружены:

Несколько костяных наконечников стрел;

Кости с насечками. На одной из них видны четыре последовательные серии из 29 меток, выполненных разными инструментами. Что подсчитывал древний охотник?

Бусы из скорлупы страусиных яиц и просверленные раковины;

Палка-копалка;

Палочка с ядом! Под микроскопом на конце палки обнаружились следы чего-то темно-оранжевого. Химический анализ выявил наличие рицинолевой кислоты. А ведь протеин рицин, содержащийся в касторовых бобах (плоды клещевины), является одним из самых опасных естественных ядов. Палочка очень напоминает «аппликаторы», которыми бушмены Калахари наносят яд на наконечники стрел;

Кусок органического материала, обвязанный веревкой. В составе присутствует пчелиный воск с добавлением яйца и сока молочая. Известно, что сок молочая сейчас используется охотниками-собирателями как яд либо в лекарственных целях.

Как видим, 40 000 лет назад местные жители уже владели полным набором бушменских технологий.

Вы наверняка встречали такого Глеба у бушменов древних гаплогрупп не означает, что эти обитатели Южной Африки законсервировались 40 000 лет назад и напрочь не эволюционируют. (Я имею в виду, биологически. В плане культуры они, видимо, продвинулись не сильно.) Между прочим, останков древних сапиенсов в Южной Африке найдено немало – парадокс в том, что находки возрастом древнее 10 000–11 000 лет не похожи на нынешних бушменов! О чем это говорит? О том, что население здесь, как и в других обитаемых областях, менялось, и собственно бушменский тип сложился примерно в то же время, что и прочие современные расы. Посудите сами: бушмены самобытны, но разве похожи они на «древних людей»? Где огромное надбровье, где выступающие вперед челюсти?

«Древность» бушменов определяется, по сути, единственно охотничье-собирательским укладом жизни , – пишет С. В. Дробышевский. – В морфологии их много специфики, но нет каких-либо особо архаичных черт. Прогнатизм умеренный даже по негроидным меркам, лицо в целом и челюсти в частности очень малы. Надбровье развито в среднем сильнее, чем у негроидов, однако нельзя сказать, чтобы оно было мощным – всяко меньше европейского. Наконец, такой интегративный показатель как объем мозга у мужчин бушменов, равен 1360 см? при мировой средней для мужчин около 1425 см?. У многих других групп планеты, в том числе африканских, он меньше. Учитывая малый размер тела бушменов, такая величина мозга не удивительна

На основе источника http://youarenotsosmart.ru/2011/11/catharsis/

Согласно гидравлической модели гнева, гнев накапливается в вашем разуме, пока вы не выпустите пар. Если не выпускать пар, паровая машина взорвется. Если не сбрасывать напряжение, кто-нибудь может и пострадать. Это звучит красиво. Возможно, вы можете даже припомнить моменты из своей жизни, когда вы бесились, стучали кулаком в стену или били посуду, и вам становилось лучше. На самом деле все обстоит сложнее…

В 1990-х психолог Брэд Бушмен из американского штата Айова решил заняться исследованием, работает ли на самом деле подобное выражение своих чувств. Он провел два эксперимента:

Эксперимент №1

Брэд Бушмен разделил 180 студентов на три группы. Одна из них читала статью о вымышленном исследовании, показавшем, что выражение гнева эффективно помогает. Вторая читала о том, что это бесполезно. Третья читала статью, не относящуюся к теме исследования.

Потом студентов попросили написать эссе на тему, которая могла бы спровоцировать сильные чувства - об их отношении к абортам. Бушмен сказал, что эти эссе будут оценены другими студентами, но на самом деле эссе никто не оценивал. Половине студентов сказали, что их эссе были превосходными. Другая половина получила свои эссе с написанными в них словами: «Это худшее, что я когда-либо читал!» Затем студентам преложили выбрать себе занятие: сыграть в игру, посмотреть комедию, почитать рассказ или поколотить грушу.

Каковы результаты?

Люди, читавшие статью об эффективности выпускания гнева и которые разозлились, получив свои эссе, гораздо чаще выбирали грушу, чем злые из других групп. Во всех трех группах люди, которых похвалили, в основном выбирали неагрессивные занятия. Вера в пользу катарсиса заставляет вас стремиться к нему.

Вывод: «Воздействие информации из СМИ, поддерживающей пользу катарсиса, влияет на последующий выбор поведения. Злые люди сильнее хотели побить грушу после того, как прочитали фальшивую статью, назвавшую срыв гнева на неодушевленных предметах полезной и эффективной техникой» — писали Брэд Бушмен, Рой Баймейстер и Анжела Стек , подводя итоги этому исследованию катарсиса.

Эксперимент №2

Второй эксперимент был почти такой же, как и предыдущий, но в этот раз людей, получивших эссе с надписью «Это худшее, что я читал!», разделили на две группы. Людям в обеих группах сказали, что они будут соревноваться с человеком, оценившим их работу. Одной группе разрешили перед этим бить грушу, другую оставили сидеть и ждать две минуты. После избивания груши и простого ожидания началось соревнование.

Его правила были очень простыми: нажать кнопку раньше своего противника. Проигравшего оглушали противным звуком. Выигравший мог выбрать для него громкость по десятибалльной шкале, где «ноль» - это 0 децибел, а «десять» - это 105 децибел.

Можете предугадать, что произошло?

  • Среднее значение громкости, выбранное группой, которая била грушу, составило 8,5 баллов, а ожидавшей группой - 2,47. Рассерженные люди не выпускали свой гнев, когда колотили грушу, а подпитывали его. Группа, у которой было время остыть, теряла свое желание отомстить обидчику.
  • В последующих экспериментах людям предлагалось выбрать, сколько острого соуса должен съесть их оппонент. Колотившие грушу выбирали полную тарелку, а остывшие - нет.
  • Когда участники заполняли пробелы в словах, то колотившие грушу видели в слове «ку**к» слово «кулак» намного чаще, чем, например, «кусок».

Бушмен некоторое время повторял этот эксперимент, но результаты оставались неизменными.

Вывод: «Если вы думаете, что испытывать катарсис полезно, то вы будете к нему стремиться, когда разозлитесь. Выплескивая свой гнев, вы останетесь злым и, скорее всего, продолжите проявлять агрессию, чтобы вы могли снова выплеснуть гнев. Привыкая к выпусканию пара, вы начинаете от этого зависеть».

Более эффективный подход к проблеме - остановиться. Прекратить кипятиться и постепенно остывать, пока вам не перехочется убить всех человеков. При этом «успокоиться» не значит ничего не делать со своим гневом. Бушмен предлагает вам повременить с ответом, расслабиться или заняться чем-нибудь, несовместимым с агрессией.

Итак, «Полученные результаты противоречат любому доводу о том, что битье груши помогает, так как после этого люди чувствуют себя лучше (как часто утверждают защитники катарсиса). Людям действительно нравилось бить грушу, но это лишь увеличило их агрессию к обидчику. Битье груши не дает очистительного эффекта: оно увеличивает агрессию в будущем, а не уменьшает ее». — писали Брэд Бушмен, Рой Баймейстер и Анжела Стек в своем исследовании катарсиса.

Эксперимент №3

В этом эксперименте^ Брэд Бушмен (Bushman В., 2002) вызывал гнев участников-студентов, попросив своего студента-ассистента нанести им оскорбление. Сразу после этого испытуемых помещали в определенные экспериментальные условия, причем вариантов было три:

В первом им позволяли несколько минут колотить боксерскую грушу, попросив одновременно думать об обидчике;

Во втором варианте студентов, молотивших по груше, просили думать об этих действиях как о физическом упражнении;

В третьем участникам просто позволяли спокойно посидеть в течение нескольких минут и никого не бить.

Кто же из студентов испытывал наименьший гнев в конце эксперимента? Те, кто сидел спокойно.

Кроме того, Бушмен позже давал участникам возможность выразить агрессию против оскорбившего их человека посредством громкого неприятного звука. Студенты из первой группы, молотившие боксерскую грушу с мыслями о «враге», на этом этапе оказались самыми агрессивными и обрушили на обидчика самые громкие и резкие звуки. А вот третья группа - те, кто после оскорбления просто сидел спокойно, проявили куда меньшую агрессию. Таким образом, идея ясна. Физическая активность - нанесение ударов по груше - по-видимому, не снимала гнев и не уменьшала последующую агрессию против человека, спровоцировавшего гнев. По сути дела, данные рисуют нам совершенно противоположную картину.

А что происходит, когда акты агрессии направлены непосредственно на человека, который нас спровоцировал? Удовлетворяет ли это нашу потребность в агрессии и, следовательно, снижает ли нашу тенденцию причинять этому человеку дальнейший вред? И в этом случае, как и в эксперименте с боксерской грушей, систематическое исследование показывает, что происходит обратное. Яркий пример подобного исследования - эксперимент Ричарда Грина и его коллег. В ходе данного эксперимента каждый участник оказывался лицом к лицу с другим студентом, который, как вы, конечно, уже догадались, на самом деле был ассистентом экспериментатора. Сначала ассистент выводил участника из себя и вызывал у него гнев. На этой стадии эксперимента, которая предполагала обмен мнениями по различным вопросам, участник получал удар электрическим током в том случае, когда партнер не соглашался с его мнением. Далее, якобы в ходе исследования «влияния наказаний на учебу», участник выступал в качестве преподавателя, а помощник - в качестве ученика. Во время первого учебного задания некоторых из участников просили подвергать помощника ударам током всякий раз, когда он допустит ошибку; другие участники только отмечали его ошибки. В следующем задании возможность бить помощника током была предоставлена всем участникам. Если мы примем за аксиому, что эффект катарсиса и впрямь работает, то тогда следует ожидать, что те люди, которые ранее подвергали помощника ударам током, во второй раз будут использовать менее интенсивные разряды и в меньшем количестве. Но этого не произошло; на деле люди, которые ранее подвергали помощника ударам током, во втором задании становились еще более агрессивными.

Подобное поведение исследователи также систематически наблюдали в ходе событий, происходивших в обычных условиях в реальном мире: когда вербальные акты агрессии служили для облегчения последующих атак. Таким образом, возможность излить свой гнев на человека увеличивает нашу недоброжелательность по отношению к этому человеку.

Как это комментирует Эллиот Аронсон^, «львиная доля фактов свидетельствует против гипотезы катарсиса. На первый взгляд это может показаться странным, поскольку на определенном уровне идея катарсиса не лишена смысла. Я имею в виду то, что она согласуется с народной мудростью, советующей в гневе прежде всего «выпустить пар», «дать выход своему гневу» и т. д. В чем причина противоречия между народной мудростью и наукой? Я думаю, она обусловлена тем фактом, что мы, люди, - когнитивные животные. Соответственно, у нас агрессия зависит не только от напряжения - от того, что человек чувствует, - но также от того, что он думает. Поставьте себя на место участника в ситуации, описанной в двух предыдущих экспериментах. Стоит вам нанести другому человеку удар током или неодобрительно высказаться о своем руководителе - и сделать это во второй раз станет гораздо легче. В каком-то смысле ваш первичный враждебный акт вызывает у вас потребность оправдать его. Зачем? Как было показано в предыдущей главе, когда человек причиняет вред другому, тем самым запускаются когнитивные процессы, нацеленные на оправдание акта жестокости. Таким образом, когнитивный диссонанс уменьшается, но одновременно подготавливается почва для дальнейшей агрессии». (Эллиот Аронсон, Общественное животное. Введение в социальную психологию, СПб, «Прайм-Еврознак», 2006 г., с. 253-254.)

Что делать с собственной агрессивностью

Развитые, душевно здоровые и душевно взрослые люди решают этот вопрос без особых проблем, см.>. У реалистически мыслящего человека, привыкшего в первую очередь думать, а не переживать, бурные негативные эмоции появляются не часто. У воспитанного человека возникшие негативные эмоции не превращаются в бурю, с ними несложно совладать, они вполне управляемы. Не нужно ничего выплескивать тому, кто себя не разжигает: происшедшее можно понять, а то, что вас тревожит или бесит, можно проговорить. Сдержанность в поведении, способность сдерживать свои негативные чувства — показатель внутренней культуры и воспитанности, обязательный атрибут делового и просто успешного человека. Если эмоции внутри себя не накручивать, то сдержанность в поведении и выражении своих чувств вовсе не вредна^.

Пот заливал глаза. Одежда прилипала к телу, потом высыхала и неприятно карябала кожу, становясь жесткой от впитавшейся в нее соли. Найденов давно не смотрел по сторонам. Его взгляд сконцентрировался на мелькающих ногах профессора. Как же он ошибся в этом пружинисто идущем впереди человеке...

Когда Ана привела Найденова в дом отца, ничто не предвещало, что профессор, поборов предубеждение, даст согласие на участие в экспедиции.

Старая, захламленная антиквариатом португальской истории квартира дышала пылью, покоем и одиночеством. Профессор Вентура встретил их в синих широких хлопчатобумажных штанах и в белой длинной рубахе с разрезами по бокам, расшитой на плечах и груди золотыми потертыми нитками. Небрежность наряда дополняли старые плетеные, с кольцом на большой палец, шлепанцы. Седые волосы профессора были зачесаны назад и перехвачены резинкой, зато усы острыми концами торчали в разные стороны независимо и дерзко.

Жалко, что Найденов сразу не обратил внимания на усы. Теперь-то ему понятно, что они наиболее точно выражают характер профессора. А тогда отец Аны показался ему типичным провинциальным университетским ученым, смысл жизни которого - в поклонении студентов и в гордости за наиболее удачливых учеников.

Самое большое впечатление от визита оставил не сам профессор, а старинные корабельные часы. Они находились в ящике красного дерева с бронзовыми уголками и латинскими вензелями на крышке и по бокам. Внутри ящика круглый, черный, с золотыми арабскими цифрами циферблат вместе с часовым механизмом крутились вокруг своей оси при малейшем прикосновении к ящику.

«Странное дело, - излишне серьезно, как показалось тогда майору, произнес профессор Вентура. - Этим часам более двух столетий. Механизм исправен и в корпусе никаких дефектов нет. Но независимо от завода они то идут, то останавливаются. Иногда молчат годами, а в один прекрасный момент открываю крышку, а они ни с того ни с сего идут... и показывают свое собственное время».

При этом он демонстративно несколько раз открыл и закрыл тяжелую крышку, но часы не проявили признаков жизни.

Об этих часах почему-то и вспомнил Найденов, едва поспевая за исчезающим в зарослях профессором. Тогда в уютном, занавешенном жалюзи кабинете история с часами показалась ему фокусом. Сейчас мысли неотступно крутились вокруг этого феномена, и майор неосознанно ощущал великую тайну, скрытую в неразгаданности возникновения движения. Движение не зависит от его видимого проявления. Любой момент неизвестной нам жизни существует сам по себе. Вот и профессор - бросил почетную кафедру и бежит впереди.

Понемногу лес начинал светлеть. Все чаще над головой слышалась возня вечно ссорящихся зеленых попугайчиков. Несколько раз довольно низко пролетела на лианах пара крупноглазых обезьян. Они висели головами вниз и неотрывно смотрели на людей. Где-то вдалеке послышался глухой топот.

Слоны уходят, - не оборачиваясь, заметил профессор.

Найденов шел из последних сил. Не спасало даже то, что все тяжелые вещи у него забрали бодрые ангольские солдаты. И когда между деревьями ослепительно-желто засверкал воздух, Найденову показалось, что они дошли до края земли. Лес расступился. Параллельно ему тянулась какая-то мертвая дорога, задушенная высокой жесткой травой с острыми, как бритва, стеблями. От соприкосновения с ней кровь мгновенно появилась на запястьях Найденова. Не уберегся от коварной травы и Вентура. Дальше двигались с чрезвычайной осторожностью, пока не достигли поля, заросшего тростником. Посреди этого поля независимо и гордо возвышалось несколько пальм. Они царственно покачивали буйно-зелеными головами. Пространство между ними было заполнено пышными кустами мимозы, распространявшей дурманящий аромат на все поле. Подойдя ближе, профессор остановился и показал Найденову рукой на странные предметы, красневшие среди пальм.

Это туши антилоп, натянутые между деревьями.

Значит, там есть люди. Скорее всего - бушмены.

Кто? - настороженно спросил Найденов.

Успокойтесь. Бушмены вполне миролюбивы. Вот увидите. Они кочевники. Любимое их занятие - охота. В шестом веке грозные племена Банту, пришедшие с территории современного Чада и Камеруна, оттеснили народы Боскопойды, предков нынешних бушменов, далеко на юг. С тех пор они здесь и кочуют. Их маршруты в основном пролегают от истоков Замбези к водопаду Виктория, или, как они его называют, «Мози-оа-Тунья», что означает «Рокочущий дым». А потом они углубляются в просторы пустыни Калахари.

К профессору и майору подошел Санчес. Он тоже заметил стоянку бушменов и не испытывал никакой радости от возможной встречи.

Профессор, мне кажется, не стоит мешать аборигенам. Давайте обойдем их лагерь стороной...

Ни в коем случае! - возмутился Вентура. - Это такая удача...

Хотя, разве вы поймете, - махнул он рукой, решив не объяснять научной ценности предстоящего знакомства.

И все-таки придется обойти, - упрямо возразил Санчес.

Тогда вы идите в какую угодно сторону, а мы с молодым человеком пойдем в гости.

Не пойдете. Мне поручено охранять вас, и за вашу жизнь я отвечаю головой. - Санчес был неумолим. Ведь встреча с бушменами нарушала конспирацию, столь необходимую для их передвижения.

Профессор вдруг рассмеялся.

Полковник, неужели вы думаете, что бушмены сидят и ждут нашего решения - навещать их или нет? Успокойтесь, они давно нас засекли и внимательно следят за нашим продвижением.

Как бы в подтверждение слов Вентуры из тростника показался пучок перьев, а потом маленькая круглая голова желто-коричневого цвета с правильными чертами лица.

На засушливых простора «Земли жажды» (Калахари) живут древнейшие охотники и собиратели - бушмены племени Кунг (13 000 человек). Предположительно, они пришли в эти места 20 тысяч лет назад и до сих пор сохраняют традиционный образ жизни. Кунг не имеют фамилий, не считают прожитые годы. Они верят духам и любят с ними общаться во время ритуального трансового танца.

В отличии от негроидов, бушмены имеют более светлую кожу и тонкие губы. Эти дети степей, в большинстве сохранившие древний уклад жизни, кочуют по огромной саванне небольшими группами по 20-60 человек. Обычно в группу входят несколько братьев и сестер вместе со своими супругами, детьми и родителями. Такая большая семья каждые несколько недель меняет место жительства, когда охотничьи угодья истощаются.
Другие группы находятся обычно на расстоянии нескольких дней или даже недель пешего хода. Антропологи отмечают, что бушмены кунг очень дружелюбны, у них нет никаких имущественных претензий друг к другу. Как нет старейшин, структуры власти или управления. Ученые на протяжении двух десятков лет исследовали 900 бушменов, хоть это было непросто из-за пристрастия этих аборигенов к кочевой жизни. У каждого из них антропологи отмечали примерный возраст (на глаз) и известные отношения родства, а также имя. Особенно тяжело было определить среднюю продолжительность жизни. В языке бушменов вообще нет слов для чисел больше трех. Естественно, нет и письменности. «На глаз» определить возраст очень сложно, поэтому антропологи часто ошибались на 10 лет в ту и другую сторону, пока не стали привязывать возраст к знаменательным событиям в жизни племени. Правда, тут тоже возникли сложности, так как у кунг почти нет значительных событий, известных внешнему миру. Даже во время сильной засухи, когда банту теряют скот и посевы, в жизни собирателей кунг почти ничего не меняется. Они в голодные годы могут поесть «бушменского риса» - личинок муравьёв. Лакомством считается жареная саранча. В сильно засушливый сезон кунг добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку и начинают вытягивать ртом из неё воду. Набирая в рот воду, выплёвывают в скорлупу страусиного яйца.
Единственное событие, редкое и скандальное - убийство среди самих бушменов. Таких случаев было 3-4 за прошедшие двадцать лет. Однажды это был эпизод, связанный с кражей меда. Мед у кунг, как и у всех бушменов, является предметом собственности человека, нашедшего и пометившего улей. Обычно разборки проходят с помощью отравленных стрел, но случаи, когда люди в ярости теряли над собой контроль, бушмены вспоминаются с благоговейным ужасом. Однажды конфликт произошел из-за того, что молодой холостяк имел сексуальную связь с одной из двух жен пожилого родственника. Страсти настолько накалились, что находившиеся рядом бушмены стали бросаться плашмя на землю и прятаться за разными предметами, боясь попасть под отравленные стрелы. В конце концов, сестры зачинщика ссоры бросились на обиженного, схватили его за руки и до убийства дело не дошло. Тем не менее, убийства все-таки случаются. Возможно, это связано с технической легкостью - достаточно лишь схватиться за отравленные стрелы или за специальный магический маленький лук (бушменский револьвер), с помощью которого можно наслать порчу. Видимо, поэтому существует обычай - при встрече незнакомых мужчин откладывать в сторону луки. Некоторые женщины говорят: «я родила этого ребенка в то самое время, когда было убийство». Но если ребенок родился в период, когда никто никого не убил, то определить его возраст практически невозможно. Антропологи поступили хитро. Каждые несколько месяцев они устраивали раздачу подарков (табака) в поселения. За подарками жители подходили по очереди, причем первыми - самые известные и старые жители деревни и т.д. Таким образом, удалось кое-как определить возраст 900 бушменов. Правда, это удалось сделать через несколько лет наблюдений. Оценивая среднюю продолжительность жизни, ученые сделали плачевный вывод: кунг живут в среднем не более 30 лет. Такая ужасающая цифра имеет место из-за огромной детской смертности. Если же у кунг спросить, что произошло с ребенком, то он назовет одну причину - «бог взял». В случае дальнейших расспросов, абориген станет описывать, какая часть тела перед смертью почернела или раздулась.
Целением для кунг является особый ритуал, ночной трансовый танец, который они исполняют несколько раз в месяц. Эти танцы также устраняют враждебность и защищают деревню от несчастий, «делают сердца более счастливыми». Обычно танец длится более 36 часов. Ближе в полуночи пляска достигает наивысшего экстаза, и некоторые впадают в состояние настоящего транса. В это время усиливается таинственная сила - Нум. Эта сила находится в недрах желудка и у основания позвоночника. Достигнув верхней части черепа, она создает состояние Киа. Именно в этом состоянии целитель может лечить болезнь, вливаясь в тело больного. Он также способен совершать путешествия к селению богов, испрашивая у них помощи. Целителем может стать каждый человек, достигший просветления, и чем больше таких людей, тем лучше для племени. Целители называют себя Нум К,аузи, то есть мастера Нум. Мастер Нум выражает свое состояние так: «Когда Нум поднимается во мне, она затем взрывается и поднимает меня в воздух, и я падаю вниз». В одном из племен есть слепой целитель, который каждый месяц приходит в состояние Киа (транса). Бог вынул его глаза из головы и положил их в сумку, отправив на небо. Когда слепой танцует, то бог спускается вниз и кладет глаза снова в глазницы – человек начинает видеть и исцелять больных. Целители используют особую технику исцеления, когда вытягивают болезни из тела больного собственными руками, и она переходит в его тело, двигаясь по рукам в затылок. Принятую болезнь знахарь затем вытряхивает, тряся головой и крича: «Гаува меня убивает»! Колдун может даже положить голову в костер. Иногда у него загораются волосы, и лишь тогда соплеменники вытаскивают впавшего в транс соплеменника из костра. Наступает всеобщее возбуждение, а целитель после трансового экстаза впадает в состояние каталептического расслабления и без сил валяется на земле. Он может проваляться так несколько часов, находясь в состоянии «смерти наполовину». Общаясь при этом с Гамабом - творцом, который принимает его на время в свое царство. Говорят, раньше многие шаманы были способны на такое, теперь - лишь несколько человек. Во время путешествия к Гамабу, дух целителя избегает попасть в ловушку к духам мертвых. Для этого соплеменники кричат: «Где ты? Возвращайся!». Они вытирают пот со своих тел, натирая им тело путешествующего в мир творца. Быть целителем - почетно у Кунг. Им стараются стать многие юноши в возрасте 20-25 лет и, находя учителя, тренируются. Правда, часто во время первого транса они могут вести себя как ненормальные: поджигают женщинам одежду, причиняют вред себе. Внезапным предвестником такого состояния являются прыжки, вибрации тела. Нередко молодые люди, чтобы достичь состояния Киа, прибегают к растительным наркотикам. Истинными шаманами становятся лишь те, кто с детства обладает психической энергией. Их души способны покидать тело без наркотиков.