Болезни Военный билет Призыв

Из наблюдений над фонетическими пропорциями. Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Цели урока :

1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды - 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ - 1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело - … (гуляй смело).

4. Волков бояться - … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).

6. Как аукнется - … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении - … (легко в бою).

9. Любишь кататься - …(люби и саночки возить).

10. Учение - свет, … (а неученье - тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ - 1 балл ).

1) А / Я = О / ? (Ё)

2) М / М’ = Р / ? (Р’)

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл ).

*Толь - пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово - 1 балл ).

1) Приставка - в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень - в слове СНЕЖИНКА, суффикс - в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ - в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень - в слове ДВОРНИК, суффикс - в слове СТОЛОВАЯ, окончание - в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка - в слове ЗАХОД, корень - в слове ГОРОДА, суффикс - в слове СТОРОНКА, окончание - в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень - в слове МОЛОДОЙ, суффикс - в слове ПАЛЬЦЫ, окончание - в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе - Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка - не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово - 1 балл ).

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ - 1 балл )

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

9. Часть слова без окончания (основа ).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

Говорят, наши пороки - продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное - призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык - в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря - за зубами. В противном случае - тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш - враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание - золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них - обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

Фразеологизмы :

Тянуть за язык - вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык - заставить говорить.

Находить общий язык - договариваться.

Прикусить язык - замолчать.

Придержать язык - помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык - замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами - молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык - недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох - клятвенного заверение в том, что сказанное мной - правда.

Язык без костей - кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык - заставляют молчать.

Укоротить язык - заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли - не позволять говорить лишнее.

Длинный язык - кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык - манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен - кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

Пословицы:

Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово - серебро, молчание - золото.

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ - 3 балла ).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение - 3 балла ):

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

Ответы

Текст №1

1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Голова сказала: «Разойдемся!».

5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Текст №2

1. У одного отца было два сына.

2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4. Они пошли судиться к соседу.

5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1) А / Я = О / ?

2) М / М’ = Р / ?

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

«Родственные слова»

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Решите приведённые ниже "звуковые пропорции". Русские буквы здесь тспользуются для обозначения звуков, т.е. для их транскрипции, что обозначено квадратными скобками. Для каждого из звуков X 1 ,...X 10 укажите, может ли он встречаться в русской речи и, если может, приведите какое-нибудь слово или словосочетание, содержащее данный звук. Для каждой пропорции объясните (кратко), в чём состоит различие между звкуами, входящими в пару.

1. [з]:[с] = [б]:X 1 = X 2:[ч] = X 3:[х]
2. [д]:[с] = X 4:[х] = [б]:X 5
3. [з]:[т] = X 6:[к]
4. [ш]:[щ] = [н]:X 7 = [ж]:X 8
5. [б]:[м] = X 9:[н] = [г]:X 10

1. Звуки [з] и [с] отличаются звонкостью-глухостью, поэтому X 1 = [п] (глухой вариант к [б]), примеры пар , горб .
Чтобы получить X 2 , нужно произнести звонко звук [ч]; так как само [ч] является как бы произнесённым слитно сочетанием мягких согласных [т"] и [ш"], то парным к нему будет слитное мягкое [дж"]; этот звук возникает в русском языке при озвончении [ч] в позиции перед звонкими, например, если произнести без паузы сочетание лечь бы или дочь гор .
X 3 - звонкий вариант к [х]; этот звук, обозначаемый в транскрипции обычно греческой буквой "гамма" (γ), возникает, например, в сочетании их бы или их дом при озвончении согласного [х]; долгий звук [γ] содержится в слове бухгалтер ; звук [γ] произносится также в косвенных падежах слова бог : бога [б́оγа], богу [б́оγу] и т.д., но такое произношение свойственно в основном представителям старшего поколения (именительный падеж в речи этой части носителей русского языка произносится [бох]).
2. Звуки [д] и [с] различаются звонкостью-глухостью и, кроме того, способом образования: при произнесении [д] на пути воздуха образуется полная преграда ("смычка"), которая мгновенно разрывается, а при произнесении [с] в том же месте образуется щель, через которую и пропускается воздух (звуки этих двух способов называются соответственно смычно-взрывными (или просто взрывными) и щелевыми (или фрикативными). X 4 - звонкий взрывной, образующийся в том же месте, что и [х], т.е. X 4 = [г] (примеры: год , рога ). Ближайший кандидат в X 5 среди звуков русского языка - согласный [ф] (примеры: фон, ров): он является глухим и щелевым, но место его образования сдвинуто по сравнению со звуком [б] немного назад.
3. Эта пропорция тоже строится на глухости-звонкости и способе образования. X 6 = [γ]. В дополнение к прежнему ("звонкая пара к [х]") мы получаем здесь новый способ описания звука [γ]: щелевой, парный к г .
4. Буквой щ обозначается долгое мягкое [ш"], поэтому X 7 - долгое мягкое [н] (примеры: весенний, в ванне), а X 8 - долгое мягкое [ж], которое в речи многих носителей русского языка приозносится в словах вожжи, визжит, дождя, дрожжи.
5. Звуки [б] и [м] - смычные одного и того же места образования (губные), но второй из них носовой; иначе говоря, оба звука связаны с образованием одной и той же преграды - сомкнутых губ, но в случае согласного [б] происходит "взрыв" с воздух проходит через рот, а в случае [м] при сохранившейся смычке воздух проходит через нос (ротовая полость играет при этом роль резонатора). X 9 - неносовой, одинаковый по месту и способу образования с [и] (переднеязычный), т.е. X 9 = [д] (примеры: дом, вода). В таких же отношениях, что [б] и [м], находятся также звуки [г] и [ŋ] ([ŋ] - согласный, обозначаемый в английском и немецком языках буквами ng), т.е. X 10 = [ŋ]; это заднеязычные звуки. Одно из проявления "пропорциональности" даннных трёх пар согласных то, что если в момент произношения [м], [н] и [ŋ] путь воздуха через нос перекрыт (например, при насморке), оттенок у них сохраняется (носовая полость играет роль резонатора). Так, в сказке Р. Киплинга в той сцене, когда Крокодил схватил Слонёнка за нос, Слонёнок говорит: You are hurtig be! - вместо You are hurting me! (в русском переводе К. Чуковского: - Бде больдо! - вместо Мне больно! ).

Грамматический бой между командами 5 – 6 классов школ

Вступительное слово учителя:

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим большой праздник знатоков и люби-

телей русского языка. Это загадки, задачи, шарады, викторина. Это успехи и победы в обмене информацией и знаниями о русском языке.

Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык.

А хорошо ли мы его знаем? В этом нам помогут разобраться участники нашего грамматического боя, уважаемое жюри. В соревновании сегодня выступят 4 команды. Им слово. Свои имена представители команд зашифровали в ребусах.

(МКОУ «СОШ № 15, МКОУ «СОШ № 22, ОУ № 29, МКОУ «СОШ №)

План

  1. Оргмомент
  2. Разминка (по пять вопросов команде)
  3. Конкурс капитанов (по шесть вопросов)
  4. Решите фонетическую пропорцию.
  5. «Собери слова»
  6. «Грамотей» (диктант) и «Исправь ошибки»
  7. «Догадалки» 1 (слова с пропусками)
  8. «Догадалки» 2 (Дед Тит)
  9. Чёрный ящик
  10. «Сломай голову» (исправь ошибки)
  11. Шарады, ребусы
  12. Собери фразеологизмы
  13. Рассказ на одну букву
  14. Подводим итоги

Разминка

Каждой команде задаю по 5 вопросов. На обдумывание 10 секунд. Отвечает любой игрок. Я читаю начало пословицы, а команда продолжает.

Команда 1.

1.Что посеешь, (то и пожнёшь)

2.Без труда (не вынешь рыбку из пруда)

3.Кончил дело (гуляй смело)

4. С кем поведёшься, (от того и наберёшься)

5. Друзья познаются (в беде)

Команда № 2.

  1. Как аукнется, (так и откликнется).
  2. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь)
  3. Тяжело в учении – (легко в бою)
  4. Любишь кататься – (люби и саночки возить)
  5. Семь раз отмерь, (один раз отрежь)

Команда № 3

  1. Ученье – свет, (а неученье – тьма)
  2. Не имей сто рублей, а (имей сто друзей)
  3. Тише едешь – (дальше будешь)
  4. Меньше знаешь – (крепче спишь)
  5. Встречают по одежке, а(провожают по уму)

Команда №4

1.Труд человека кормит, (а лень портит)

2. Терпенье и труд (всё перетрут)

3.Язык до Киева (доведёт)

4.А Васька слушает да (ест)

5. Мели, Емеля, (твоя неделя)

Конкурс капитанов.

Капитан 1 команды.

1.Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.Как перечислить 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

3. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

4.Как правильно сказать ветряный человек, ветреный человек и почему?

(ветреный)

5.Какое государство мы носим на голове летом? (Панама)

6.Какой птицей можно достать воду из колодца? (журавлём)

Капитан 2 команды

1.Как называем изменение глаголов по лицам? (спряжение)

2.Однокоренные ли это слова? Каково их значение?

Скупить книги – скупой на ласку

3.По чему ходят одни люди в ботинках, а другие в сапогах? (по земле)

4.Чем заканчивается день и ночь? (Ь)

5.Какую шляпку нельзя надеть? (гвоздя)

6. Остров, который сам на себя обижается (Ямал)

Капитан 3 команды

1Кто говорит на всех языках? (эхо)

2. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получилось много крупных плодов? (ты +к+Вы)

3.Как правильно сказать: табурет или тубарет?

4. Что в человеке есть одно,

А у вороны вдвое.

В лисе не встретится оно,

А в огороде втрое?(буква о)

5.Какой город летает? (Орёл)

6.Что у цапли впереди, а у зайца сзади?(буква ц)

Капитан 4.

1.Какое числительное приказывает? (три)

2.Вот сидит этот человек и приговаривает, приговаривает, приговаривает.

Назовите профессию этого человека.(судья)

3. Как правильно сказать: ноль или нуль?

4.Назовите 4 слова японского происхождения? (самурай, икебана, суши, харакири)

5. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антоним)

6.Эта часть предмета бывает золотой (середина)

Фонетическая пропорция

Разгадайте принцип, по которому составлены «фонетические пропорции» и решите их. Чего в них не хватает?

А/я=о/?

М/м=р/?

Вб/фп=зж/?

Яр/рай=ешь/?

Топор/ропот=лёд/?

Что такое толь?/дополнительный балл

(Пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как изоляционный материал)

Собери слова

Необходимо собрать слова, которые спрятаны в других словах

  1. Приставка в слове подбежал

Корень в слове снежинка

Суффикс в слове лесник

Окончание в слове ученики (подснежники)

  1. Корень в слове дворник

Суффикс в слове столовая

Окончание в слове зелёный (дворовый)

  1. Корень в слове молодой

Суффикс в слове пальцы

Окончание в слове травы (молодцы)

  1. Корень в слове сказка

Суффикс в слове извозчик

Приставка в слове дом

Окончание в слове дом (рассказчик)

«Грамотей»

Листочки и ручки. Сейчас напишете диктант. Каждый участник пишет только два слова и передаёт лист и ручку другому. Как только команда заканчивает писать, жюри проверяет работу. За каждую ошибку снимаем балл. Исправьте ошибки.

Текст. «Я люблю уроки рускава языка. На этих уроках мы учемсяпанимать силу и кросотурадного языка. Типлатой веет от блиских с детства слов: ручей, роща, паляна, трапинка. Руский язык помагает нам дружить и становиться лучьше»

«Догадалки 1»

Заполнить пропуски в тексте (одна чёрточка – одна буква)так, чтобы получилось 2 разных варианта предложения.

Например: Дом стоял на горке.

Том стоял на полке

  1. О-ёлле-ал ср-ди ---ных куч и с-ал

«Догадалки 2»

Рассказчик. Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец

Солдат. – Здравствуй, отец!

Старик: - Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково.

Рассказчик. Задумался солдат, не знает, как к старику обратиться.

Может, вы ему поможете, ребята? Как солдату назвать старика? Как его зовут?

(Дед Тит)

Старик. – И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то называли меня тоже таким именем. Что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай.

Солдат- Ну, дедушка, ТИТ, задал ты мне задачу. Сразу и не сообразишь.

- Ребята, выручайте! Как звали бабку? Как называется дом, в котором живёт дед? Как называли деда, когда он служил в армии?

(Анна, шалаш, казак)

«Чёрный ящик»

1команда.

В чёрном ящике находится клетка, из которых состоит любое живое существо. Эта клетка находится в большом запасе питательных веществ.

Вопрос: Что находится в чёрном ящике? (яйцо)

2 команда.

В чёрном ящике находится то, чему посвящена следующая загадка. В ней описана некая технология, по которой получается то, что в чёрном ящике.

«Возьму пылью, сделаю жидко, брошу в пламень, будет камень» (хлеб)

3 команда.

В чёрном ящике находится то, что называют «зелёным верблюдом»

(кактус)

4 команда

Вы слышали в русском языке слова «коловорот», «околица», «околесица». А то, что означает этот общий корень у славян – «коло» лежит в чёрном ящике.

Что же это такое? (круг)

«Сломай голову»

Каждой команде даём головоломку. Необходимо заполнить пустые клеточки буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось существительное в ед.ч. в им.п.

  1. – о – о - -

«Шарады»

  1. Первое – нота

Второе тоже,

А целое – на боб похоже (фасоль)

  1. Мой первый слог – предлог,

Второй – сигнал беды.

А весь я иногда

Так нужен для воды (насос)

  1. Первое слово над чайником тает.

Второе – у папы растёт над губой.

А целое – ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с тобой (парус)

4 Часть первая на земле остаётся,

Когда по ней кто – то пройдёт.

Вторая – даётся ошибками в долгом труде.

А словом охотник зовётся,

Что зверя отыщет в тайге (следопыт)

5.Начало деревом зовётся,

Конец – читатели мои,

Здесь, в книге, целое найдётся.

И в каждой строчке есть они. (буквы)

6.Первый слог - местоименье,

Второй – весенний месяц яркий,

В конце частица для смягченья,

В целом – остров очень жаркий (Ямайка)

7.Первый слог найдёшь среди нот,

А второе – бык несёт.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути. (дорога)

8. Хоть мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но к на ц перемени –

Я по болоту зашагаю (цапля – капля)

9. Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши –

И покачусь я по дороге

Или тебе обую ноги (резина)

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдёте без труда (картина)

11. Я смерть и разрушенье сею,

Несу я гибель в дни войны.

Но о прибавь, и я повею

Покоем мирной тишины. (пушка, опушка)

12. В ранце я всегда лежал,

Букву как – то потерял…

Если руки с мылом мыли,

То меня с водою смыли. (пенал – пена)

Ребусы

Собери фразеологизмы

Повесить голову

Отводить нос

Вешать колёса

Распустить лапшу

Сматывать калошу

Смотреть сквозь глаза

Ломать удочки

Гореть под нюни

Вставлять палки в ногами

Сесть в пальцы

Заключение.

Вот и закончился наш грамматический бой. Слово жюри.

Мы поздравляем победителей и поддерживаем игроков, которым сегодня, к сожалению, не повезло. И не прощаемся, а говорим лишь до свидания, до скорых встреч на нашей новой интеллектуальной игре.


(8 баллов) Перед Вами фонетическая пропорция: б/п = г/к.

  1. Дайте определение фонетической пропорции и объясните, по какому принципу она строится.
  2. Решите следующие пропорции и обоснуйте своё решение.

к/х = т/?
д/т = г/?

Из получившихся согласных составьте слово по схеме 12 гласный 12 гласный , где 1 – искомый звук из первой пропорции, 2 – из второй.

Критерии и ответы

Фонетическая пропорция – это отношение звуков речи по одному или нескольким признакам (в данном случае артикуляционным ) – 2 балла, за решение каждой из пропорций (с, к) – по 2 балла, за восстановление слова сказка – 2 балла.

Пояснение .

  1. Из содержания первой дроби находим, что её звуки относятся как «взрывной» к «щелевому». По этому же принципу определяем, что искомый звук – [с], поскольку он является соответствием взрывному [т].
  2. Во второй дроби звуки относятся как «звонкий» к «глухому». Следовательно, искомый звук – [к].

Всего 8 баллов.

Задание 2

(2 балла) Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Учёный малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре…

Дайте толкование слова принужденье в строке 5.

Критерии и ответы

Принужденье – притворность, неестественность, неестественное поведение, скованность.

Всего 2 балла.

Задание 3

(4 балла) Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней .

Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

  1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.
  2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
  3. Опишите смысл всех других глаголов.

Критерии и ответы

  1. Формальный способ словообразования – приставочный (пере ): штопать – перештопать, ловить – переловить, писать – переписать, бить – перебить, стирать – перестирать (1 балл).
  2. Отличается от всех других по смыслу глагол переписать (1 балл): он значит «написать что-либо заново, ещё раз» (1 балл).
  3. Остальные глаголы обозначают следующее: «распространить названное глаголом действие на очень большое число или всё множество объектов» (2 балла).

Всего 4 балла.

Задание 4

(2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Нынешняя ситуация в нашей фирме, увы, нестабильная. И самое плохое – по прогнозам аналитиков, это ещё икорка, а рыбка впереди. Надо готовиться к серьёзным трудностям.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Зашифрован фразеологизм это ещё цветочки, а ягодки (будут) впереди (1 балл) в настоящий момент всё ещё не так плохо, станет (может стать) ещё хуже (1 балл).

Всего 2 балла.

Задание 5

(16 баллов) Дан ряд слов на —о : опасно, властно, видно . Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

Ответы

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл (здесь всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

Задание 6

(8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение.

Предложения обозначаются схемой N 1 – Adj 1 кратк.ф. .

Предложения обозначаются схемой N 1 – Adj 1 полн.ф. .

Опираясь на приведённые выше примеры предложений, объясните, исходя из каких соображений специалисты по синтаксису решили включить в их структурные схемы указание на полную или краткую форму прилагательного.

Критерии и ответы

В предложениях «Ботинки велики», «Иван Иванович красив собой» краткую форму прилагательного невозможно заменить на полную.

В первом случае лексическое значение полной формы прилагательного «великий» сильно отличается от реализованного в предложении лексического значения краткой формы прилагательного «велик».

Во втором случае полная форма прилагательного не позволяет реализовать синтаксическую связь с зависимым словом («собой»).

В предложениях «Зимние температуры здесь самые низкие», «Эти книжки детские» полную форму прилагательного невозможно заменить на краткую.

В первом случае налицо форма превосходной степени прилагательного, которая не позволяет образовать краткую форму.

Во втором случае относительное прилагательное не имеет краткой формы.

За верное указание в каждом из 4 примеров на причину, которая не позволяет использовать символ Adj 1 без дополнительного указания на полную или краткую форму – по 2 балла.

Всего 8 баллов.

Задание 7

(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Опираясь на перечисленных выше примеров, можно сказать, что дом Обломова – это не там, в котором он живет, а то жилище, о котором он мечтает и стремится.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты.

Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

Критерии и ответы

1. А. «опираясь на примеров» – грамматическая ошибка. Глагол «опираться» требует при управлении вин. п.

Б. «дом – там, в котором он живёт» – грамматическая ошибка (можно определить её и как речевую), связанная с пониманием значения слова «дом».

Если «дом» мыслится в широком смысле, как место проживания, то вместо союзного слова «в котором» надо написать «где». Если «дом» в отрывке обозначает «жилище», то неуместным оказывается наречие «там» (указание на место, а не на предмет).

В. «жилище, о котором он мечтает и стремится» – грамматическая ошибка в построении ряда однородных членов с общим дополнением (однородные сказуемые требуют от дополнения разных управляемых форм).

2. Опираясь на перечисленные выше примеры, можно сказать, что дом Обломова – это не то жилище, в котором он живёт, а то, о котором он мечтает.

За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку – по 1 баллу.

За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.

Всего не более 5 баллов.

Задание 8

(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

  1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
  2. Приведите примеры его использования.

Критерии и ответы

  1. Одна буква Н пишется в суффиксах КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, которые возникли в результате перехода в них СТРАДАТЕЛЬных причастий прошедшего времени.
  2. Примеры : ошибка исправлеНа (кр. причастие), спортсмены собраННы (кр.прилагательное).
  3. За верно восстановленное правило – 4 балла.
  4. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

Задание 9

(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари .

Критерии и ответы

Парадигма .

Всего 1 балл.

Задание 10

(9 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Въниде (Ной) въ ковчегь… и плава ковчегъ 40 дьни.
  2. Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.
  3. Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.

Критерии и ответы

  1. Плава – плавал – плавать: не тонуть, держаться на поверхности воды или какой-либо жидкости (3 балла).
  2. Плавает – плавать: передвигаться в воздухе, парить (3 балла).
  3. Плавааше – плавала – плавать: растекаться, распространяться (3 балла).

Всего 9 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 60.