Болезни Военный билет Призыв

Из какого села была родом алена арзамасская. Женщины в истории: Алёна Арзамасская. Восстание в Мордовии

Алёна Арзамасская во время восстания 1669-1771 годов Степана Разина возглавила крупный отряд беглых и крепостных людей.Казацкая кровь и боевой характер Алёны убедили мужиков последовать за ней,на борьбу с угнетателями.Кроме того атаманша рассылала "прелестные письма",в которых просила людей поддержать батюшку Степана Тимофеевича,хотя сама с Разиным Алёна никогда не встречались.Ее отряд из семисот человек, вооруженных мушкетами и,пушками разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова.Она взяла город Темников и целых два месяца сама управляла городом и войском,которое к тому времени насчитывало около двух тысяч человек.Юрий Долгоруков послал против неё войско под командованием Лихарева.30 ноября 1670 года царские войска атаковали повстанцев и в 15-ти километрах от Темникова одержали победу.В оставшийся без защиты город был послан отряд воеводы Волжинского.Когда тот вошёл в город то встретил отчаянное сопротивление оставшихся там повстанцев,которые защищали воеводскую избу и церковь.Алёну пытались схватить но она укрылась в церкви и до последнего отстреливалась из лука.4 декабря в город прибыл боярин Юрий Долгоруков.Городская знать вышла его встречать,а позади процессии вели в колодках 15 человек.Среди которых была и Алёна.Ее долго пытали,но женщина не издала за всё время пыток не единого звука.Долгоруков приказал повесить повстанцев.А Алёну вместе с её "воровскими письмами"сжечь заживо в избе на главной площади Темникова.Казачка приговор встретила спокойно.Когда же её подожгли и всё было охвачено пламенем,по преданию даже тогда Алёна не издала ни звука.В армии Долгорукова не нашлось никого,кто смог бы натянуть до конца принадлежавший Алёне лук.

Быть атаманшей не мечтала,
А поневоле ею стала
Хотя смиренною была
Ушла сама с монастыря!

Алёна матерь казакам,
Сбежавшим с рабства мужикам
За правдой к ней стремится люд
Вершить над "барами"свой Суд!

Колдунья брала города
Ей Арзамас разбит с полна
С ватаги войском стала брать!
Станицей стал Мордовский град,

Где всё по чести,где Закон!
Не долго длился сладкий сон
Царь русский вольность не терпел
Послал войска громить удел

Жестоко был подавлен бунт
И воли нет от темных смут,
Алёна бой ведёт одна
Вся рать повстанцев полегла

Из старой церкви с окон бьёт
Стрелы последний в цель полёт
На милость Божью отдалась
Хотя в душе кипела страсть!

Железом с печи жгли лицо
А атаманше всё равно
И надругалися толпой
Душили собственной косой

Все муки вынесла она
Кричала только лишь душа!
И не увидел слёз палач
Народа только слышал плач

Бандитку к смерти,на костер!
Гласит боярский приговор
Казачку в тереме сожгли
Засыпав солью все угли.

Алёна Арзамасская (Темниковская) (эрз. Эрзямассонь Олена; ?, село Выездная Слобода, Арзамас - 1670) - казачка, монахиня из крестьян, возглавившая крупный отряд беглых и крепостных людей Арзамасского уезда во время крестьянской войны 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина.

Биография

Родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Известно, что ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание.

В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд из 300-400 человек и с ним она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 человек от Арзамаса к Шацку, затем повернула и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев.

30 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено. 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове воеводой Ю. А. Долгоруковым. После пыток её осудили к сожжению в срубе как разбойницу и еретичку, подозреваемую в колдовстве.

Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени». Фриш пишет:

Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука.

Образ Алёны Арзамасской в литературе

  • Исторический роман Ивана Наживина «Казаки» (1928).
  • Поэма «Песня про Алёну-Старицу» Дмитрия Кедрина (1938).
  • Исторический роман С.П. Злобина «Степан Разин» (1951).
  • Глава об Алёне Арзамасской есть в книге Натальи Кончаловской «Наша древняя столица», представляющей собой краткое изложение русской истории в стихах.
  • Алёне Арзамасской посвящена одноимённая поэма известной донской поэтессы Елены Нестеровой.
  • Эрзянский классик Кузьма Абрамов в своем романе-сказании «Олячинть кисэ» («За волю»; 1989), повествует о борьбе народов Среднего Поволжья против царских воевод и бояр в 1670-1672 годах и не обходит стороной предводителей восстания - Акая Боляева и Алёну Арзамасскую.
  • Ярославский писатель Валерий Замыслов в книге «Алёна Арзамасская: Сказание о легендарной воительнице Алёне Арзамасской и удалом атамане Илейке Иванове» прославляет
«…легендарную женщину, сражавшуюся за идеалы добра и справедливости и повторившую судьбу героини Франции Жанны Д’Арк».
  • Исторический роман Михаила Петрова «Алёна Арзамасская» (1991).
  • Историческая повесть Вячеслава Баринова «Красный петух» (1992).
  • Исторический роман Виктора Карпенко «Алёна Арзамасская» (1993).
  • Повесть Т. Н. Митряшкина (Тимофей Тимин) «Горит Эрзяния» (2000) посвящена «колоритнейшей и загадочнейшей героине отечественной истории - Олёне Эрзамасской».
  • Хроника «Степан Разин» в драматическая трилогии Бориса Рябухина из сборника «Российские хроники» (2002).
  • Очерк «Крестьянский атаман Алёна» Бориса Рябухина в сборнике «Выход в небо» (2005).
  • Пьеса Константина Скворцова «Алёна Арзамасская» (2010).

Легендарная воительница, «российская Жанна д"Арк» Алена Арзамасская (в эрзянском – Эрзямасонь Олена; в русских летописях – Алена Темниковская; ?-1670) родилась в семье крепостного крестьянина в с. Выездная Слобода недалеко от . В молодости она была насильно выдана замуж за немолодого крестьянина, но вскоре осталась вдовой. От нужды Алена приняла монашеский постриг в Николаевском женском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, народному врачеванию. В эти годы в России происходило усиление феодально-крепостнического гнета, ухудшающего и без того тяжелое положение городских низов и крестьян. Итогом стала крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670-1671.

Затворническая монастырская жизнь, где наверняка тоже было мало справедливости, была не для Алены – узнав о восстании «батюшки» Степана Разина, она ушла из монастыря. Местное население ее хорошо знало, и умеющая убеждать Алена собрала отряд в 200 повстанцев, который сама и возглавила. К отряду постепенно присоединялись все новые и новые люди. Алена привела свой отряд, разросшийся до 600 чел., из-под Арзамаса к г. Темников (территория современной Республики Мордовия), у которого собрались отряды повстанцев, в т. ч. отряд Федора Сидорова. В начале октября 1670 повстанцы захватили Темников. Два месяца Алена участвовала в управлении Темниковым. Наиболее важные дела решали всем «миром», в решении текущих вопросов, кроме Алены и Федора Сидорова, принимали участие выборные лица. Войско повстанцев в это время насчитывало 5-7 тыс. чел.

30 ноября 1670 в пятнадцати верстах от Темникова у с. Веденяпино основные силы повстанцев были разгромлены войсками царского воеводы Ивана Лихарева. В Темников, оставшийся без войска, был послан отряд полковника Василия Волжинского. Алена Арзамасская была захвачена в плен. 4 декабря 1670 в Темников прибыл и сам воевода, возглавлявший царские войска в районе Арзамаса и , князь Ю. А. Долгоруков. После страшных пыток, которые Алена стойко приняла, посчитали, что она не чувствует боли и является колдуньей. Алену Арзамасскую, как разбойницу и еретичку, приговорили к сожжению.

В 1677 в Германии в одном из изданий священником Иоганном Фришем весьма вольно, но ярко было рассказано об Алене Арзамасской: «Через несколько дней после его [Разина казни] была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войска была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом еще семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Ее мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в нее, захлопнув за собой крышку, и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука».

Алёна родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом (дата неизвестна), на территории современной Мордовии. Тот факт, что она была православной монахиней, позволяет художникам изображать её с типично русским лицом, однако, на деле, русской была скорее всего наполовину, а вообще почти наверняка чистокровной мордвинкой.

Алёна рано осиротела, родня по-быстрому сбагрила девушку замуж и забыла про неё. Замужество Алёны было непродолжительным, муж от «надсадной» работы заболел и умер. У Алёны было два пути: с сумой по миру ходить или уйти в монастырь, она выбрала второе.

В женском Николаевском монастыре, под Арзамасом, Алёна обучилась грамоте и овладела искусством врачевания травами. Знала, как лечить почками, корой деревьев и кустарников; с помощью «банной плесени» умела заживлять даже гнойные язвы (в просвещённой Европе их прижигали калёным железом), лечила болезни домашнего скота. Бунтарский характер проявился уже тогда, и пришлось Алёне, с благословения настоятельницы, а может и по её велению, перебраться в уединённый лесной скит – с глаз подальше.

В 1669 году, когда началось восстание Степана Разина, Алёна присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд, с которым она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии, разбить войско арзамасского воеводы и занять город. Алёна более двух месяцев управляла Темниковым и отрядом, в котором насчитывалось до пяти тысяч повстанцев.

Алёна обладала огромной физической силой и острым умом, прекрасно обращалась с оружием, могла вести конный бой. Имела полководческие способности, грамотно применяла имеющиеся в отряде пушки. Такие нетипичные для женщины того времени дарования сослужили плохую службу: поползли слухи, что она «водится с нечистою силою» и «всё это от диавола».

Эти слухи умело были использованы направленным против неё воеводой Долгоруковым, дважды потерпевшим поражение в открытом бою (один из боёв закончился паническим бегством царского войска, за которым никто не гнался, остановить которое смогли только через 60 вёрст). Тайные подсылы воеводы проникли в ряды повстанцев, пробрались в город и начали поддерживать и усиливать разговоры о «колдовстве» и «бесовском наваждении» мятежной монахини.

Испугавшись Божьей кары сильнее земных казней, значительное число соратников предало Алёну и ушло на поклон к воеводе, купив прощение за бешенные по тем временам деньги: 340 рублей, а заодно открыв городские ворота.

4 декабря 1670 года Алёна была захвачена в плен. Русские воины воеводы Долгорукова побоялись выходить против «колдуньи» и её, укрывшуюся в церкви, атаковали немецкие солдаты-наёмники. Дальше процитирую одного из них, Иоганна Фриша, вернувшегося домой и написавшего книгу о своих приключениях:
« … она укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того как увидела что дальнейшее сопротивление невозможно - отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».

После казни на пепелище не нашли ни останков Алёны, ни цепей, в которые она была закована…

Поговаривали разное: враги - что её забрал диавол, друзья – что Господь, романтики – что мордва в ночь после казни выкрала останки с неостывшего пепелища, что бы с честью похоронить.

В церквях Арзамасского уезда по Алёне долгое время шли поминальные службы, и власти не осмеливались их запрещать.

Именно информация о том, что Алена Арзамасская лечила плесенью холеру, была использована советским учёным-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой для создания бактериофага показавшего высокую эффективность не только при холере, но и при брюшном тифе и дифтерии. В 1939 году это помогло сохранить жизнь множеству людей при вспышке холеры в Афганистане, а впоследствии и в других странах. В годы войны З. В. Ермольевой и Т. И. Балезиной удалось выделить из плесени пенициллин, который отличался более высокой активностью по сравнению с американским аналогом и был более дёшев в производстве. Это позволило спасти миллионы жизней раненых.

Родилась как-то в 30-х годах 17 века в бедной казачьей семье, в селе под Арзамасом, девочка Алёна. Как вошла она в пору, выдали её насильно замуж за старого крестьянина, а крестьянин тот вскоре помер. Семье девочка была уже не нужна и постриглась она в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь обучилась девушка грамоте, узнала народное врачевание. Но ее тяготил монастырский устав и она ушла из монастыря в лесной скит. Нередко помогала бедным в окрестных деревнях, лечила, принимала роды. Прекрасно знала тяжелое положение простых жителей сёл и деревень. Смутная ситуация назревала повсеместно. И вот в одной деревне, весной 1669 года, стала она свидетельницей очередного измывательства управителя над дряхлым стариком. Управитель убил старика с одного удара, Алёна кинулась вступиться, досталось и ей, но тут поднялась деревня (дело то на людях было). Короче, восстание, бунт, представители власти мертвы... Выход избежать скорой расправы был один - уходить в леса.
Почти не колеблясь, деревенские мужики поставили Алёну над собой, и это в те времена, когда женщина считалась существом безголосым, практически вещью. Алёна же сразу предприняла необходимые шаги по добыче припасов, оружия, лошадей и организации военного лагеря в лесу. А было ей в то время примерно 32-35 лет от роду.

Осенью под началом Алёны было уже 300-400 человек, с которыми она двинулась на соединение с отрядом донского казака Федора Сидорова, расположившегося у города Темникова. Алена не смогла пробиться сквозь плотный заслон царских войск и приняла решение, углубившись в дремучие леса, выйти к берегам реки Мокши, где, по слухам, местное население пришло в волнение и было готово присоединиться к восстанию. Алену встречали, как освободительницу: хотя она никогда не видела Разина и действовала не с его ведома, народ везде принимал "старицу" за его посланницу. За Аленой следовали русские, татарские, мордовские крестьяне. Командовавший карательным войском воевода Ю. Долгорукий сообщал о Москву, что Алена-старица «збирала с собою на воровство многих людей... ». Впоследствии плененный повстанец А. Осипов на допросе у Долгорукого показал, что в Аленином отряде было 600 человек. Она поддерживала связь с другими повстанческими отрядами. Местом их сбора был город Темников. Сюда с боями продвигалась атаман Алена. Там, где были сосредоточены крупные силы карателей, шли в ночное время, лесами. Как и Разин, Алена широко рассылала по округе «прелестные письма», призывая окрестных жителей в свои ряды.
В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова и взял Темников. Общая численность войска составила тогда от 6 до 7 тысяч.


Отряд Алёны (гравюра) (Художник мне неизвестен)

Около двух месяцев монахиня Алена и казак Федор совместно с городским кругом управляли городом, решая все дела по справедливости. Однако против них выступили регулярные войска, посланные князем Юрием Долгоруким. В бою, состоявшимся 30 ноября у села Веденяпино в пятнадцати верстах от Темникова повстанцы были разбиты воеводой Лихаревым. В город, оставшийся без войска, с отрядом был послан голова Волжинский. Ему навстречу вышли «лучшие люди» с иконами, крестами и откупными деньгами. Они били челом и просили прощения, объясняя, что были «у воровских людей поневоле».


Бой Алёны (Художник К.Смирнов)

Когда войска вошли в Темников, немногочисленные защитники обороняли только воеводскую избу и собор. Алена укрывшись в соборе отстреливалась из лука, пока не расстреляла все стрелы, поразив при этом семь или восемь человек. Убедившись в невозможности дальнейшего сопротивления, она отвязала и отбросила саблю, после чего с распростертыми руками бросилась к алтарю. Там ее и обнаружили ворвавшиеся в собор солдаты.

Воевода был беспощаден и повелел повесить мужчин за рекой Мокшей на Рябчиковой горе. Алену же вместе с «воровскими письменами и кореньями» он повелел сжечь в срубе на главной городской площади. Считается, что ведьм и колдунов жгли только в Европе, России же будто бы испокон веку свойственна веротерпимость. Однако казнь монахини и ведуньи Алены Арзамасской показывает, что все было далеко не так однозначно.
Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени ». Фриш пишет:
"Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук . Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука... "

Видится мне в этой истории что-то от Жанны ДАрк...