Болезни Военный билет Призыв

Из какого материала был сделан саркофаг тутанхамона. Тайные гробницы фараонов египта. История открытия гробницы

Правда всегда одна —
Это сказал фараон.
Он был очень умён,
И за это его называли
Тутанхамон.

Илья Кормильцев

«Отличился тем, что умер»

В ноябре 1922 года в египетской Долине Царей египтолог Говард Картер и археолог-любитель Джордж Герберт Карнарвон обнаружили у входа в гробницу фараона Рамсеса VI вход в ещё одно захоронение. Когда вход удалось расчистить, глазам учёных предстала уникальная картина — им удалось найти одну из немногих гробниц фараона, которая за прошедшие тысячелетия не была разграблена.

В украшенном бирюзой саркофаге из чистого золота была обнаружена мумия фараона Тутанхамона .

У входа в гробницу Тутанхамона. Говард Картер с коллегой, 1922 год. Фото: www.globallookpress.com

С этого момента Тутанхамон в представлении широкой публики превратился в едва ли не главную фигуру в истории Древнего Египта. Даже те, кто ничего не знает о Стране фараонов, наверняка вспомнят имя Тутанхамона.

Между тем сам Говард Картер, открывший миру гробницу этого правителя, как-то заметил: «Единственное, чем он отличился, так это тем, что умер и был похоронен».

Действительно, до начала XX века о Тутанхамоне египтологам было мало что известно. Более того, сам факт его правления многими ставился под вопрос.

Вестибюль гробницы Тутанхамона, Долина Царей, Египет, ноябрь 1922. Фото: www.globallookpress.com

Позднейшие исследования показали, что, скорее всего, от сведений о Тутанхамоне постарались избавиться властители, пришедшие ему на смену не совсем законным путём и старавшиеся избавиться от компрометирующих их сведений. Изображения Тутанхамона скалывались или затирались, у его статуй отбивали лицо, руки, ноги и бока. Уничтожить гробницу Тутанхамона было сложнее, да и кощунственно с точки зрения верований древних египтян, поэтому вход в неё попросту засыпали.

Вынос мумии Тутанхамона из гробницы. Двадцатые годы XX века. Фото: www.globallookpress.com

Наследник великого реформатора

Чем же не угодил своим современникам Тутанхамон, фараон XVIII династии Нового царства?

Тутанхамон, или Тутанхатон, правил в Древнем Египте в период с 1332 по 1323 годы до нашей эры. Он взошёл на трон в возрасте 10 лет и ушёл из жизни, не достигнув 20-летия.

О происхождении Тутанхамона у учёных нет единого мнения. Одни полагают, что он был сыном фараона Эхнатона, другие полагают, что отцом Тутанхамона был фараон Сменхкара , сын или брат Эхнатона .

Эта революционная реформа была затеяна Эхнатоном при опоре на неродовитых служилых людей с целью лишения власти влиятельной касты жрецов.

Противостояние новой и старой веры оказалось настолько яростным, что Эхнатон покинул Фивы, где сильны были позиции жрецов, и приказал строить новый город, который должен был стать новой столицей.

Статуя фараона Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каирский египетский музей. Египет. Фото: wikipedia.org

Город Ахетатон стал центром распространения новой религии, которой очень скоро пришлось вести яростную борьбу за существование. Фараон-реформатор оказался в изоляции и, хотя так и не отказался от своих планов, тем не менее добиться победы над старыми верованиями не смог.

После смерти Эхнатона начался процесс возвращения египтян к прежней вере, растянувшийся на период правления нескольких фараонов.

Одним из таких «промежуточных звеньев» и стал Тутанхамон, изначально носивший имя Тутанхатон.

Смерть сторонника «централизма»

Придерживаясь в первые годы правления веры Эхнатона, Тутанхамон затем возвращается к старой вере, в знак чего даже меняет имя.

При этом, возвращая права сторонникам старой веры, Тутанхамон не вводит гонений на почитателей Атона, надеясь сохранить мир в царстве.

Большое влияние на Тутанхамона оказывали два опытных политика — сановник Эйе и полководец Хоремхеб. Фактически все девять лет правления Тутанхамона прошли под их опекой, от которой молодой фараон не имел возможности избавиться.

Главным в этой цепочке является Эхнатон — фараон-реформатор, предпринявший попытку ввести в Египте единобожие. Отныне египтяне должны были поклоняться солнечному диску — Атону — и самому фараону как первосвященнику нового бога.

Спор о причинах смерти Тутанхамона в очень молодом возрасте не закончен. Учёные обратили внимание на то, что на шею мумии был надет венок из цветущих васильков и ромашек. Поскольку в Египте эти цветы цветут в марте - апреле, а процесс мумификации длился около 70 дней, было сделано заключение, что Тутанхамон погиб в декабре - январе. Это время считалось у египтян разгаром охотничьего сезона, из чего возникло предположение, что роковой для фараона стала травма, полученная на охоте — возможно, сложный перелом ноги.

Среди альтернативных версий — смерть от малярии и даже убийство, организованное Эйе и Хоремхебом, решившими избавиться от «прокладки» между ними и властью, которой являлся юный монарх.

Фрагмент статуи Хоремхеба. Музей истории искусств. Вена. Фото: wikipedia.org

Посмертно репрессированный

Эйе и Хоремхеб действительно сумели поочерёдно стать фараонами Египта, причём постарались избавиться от напоминаний, о юном предшественнике.

Особенно в этом преуспел Хоремхеб, взявший курс на полное уничтожение остатков культа Атона. Более того, он исключил из списка фараонов Египта сразу четырёх своих предшественников, включая «подельника» Эйе, объявив себя наследником Аменхотепа III — последнего из фараонов «доатоновой» эры.

«Фараоны-еретики» были приговорены к забвению. Был уничтожен город Ахетатон, разрушены гробницы «неправильных» властителей, а также их приближённых. Гробница Тутанхамона оказалась единственной, которой повезло уцелеть.

И именно этот факт три тысячелетия спустя позволил Тутанхамону вынырнуть из забвения, став «главной звездой» Древнего Египта в глазах землян ХХ-ХХI веков.

Таким образом, благодаря английским археологам, «посмертная карьера» Тутанхамона оказалась куда более яркой и насыщенной, нежели его реальная жизнь.

Эпизоды из истории великого археологического открытия


«О мать Нейт! Простри надо мной свои крылья, извечные звезды...»
Надпись на саркофаге Тутанхамона

В гробницу Тутанхамона грабители вторглись уже через десять-пятнадцать лет после его смерти. Благодаря какой-то случайности первое, поверхностное ограбление оставило гробницу в общем не потревоженной.

Фрагмент фотографии / November 1925. Tutankhamun"s burial mask. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

В 1902 году египетское правительство разрешило американцу Теодору Дэвису производить раскопки в Долине царей. Дэвис копал двенадцать зим подряд. Ему посчастливилось: он обнаружил чрезвычайно интересные и важные для науки гробницы Тутмеса IV, Сипта, Хоремхеба, мумию и саркофаг великого «царя-еретика» Аменхотепа IV. В тот год, когда началась первая мировая война, эта концессия перешла к лорду Карнарвону и Говарду Картеру, которые позже и явили миру фараона Тутанхамона.

Третий зарегистрированный в Англии автомобиль принадлежал ему: автомобильный спорт был его страстью. Эта страсть привела к коренному перелому в его жизни - в самом начале XX [в книге: "нынешнего"] столетия он попадает неподалеку от Бад-Лангеншвальбаха, в Германии, в автомобильную катастрофу: переворачивается на свей машине. Помимо ряда серьезных ранений, последствием катастрофы явилось поражение дыхательных путей; настоящие приступы удушья делают невозможным для него пребывание в Англии зимой. Так, в 1903 году он впервые попадает в Египет с его более мягким климатом, и здесь - на раскопки, которые велись различными археологическими экспедициями. Богатый независимый человек, не имевший до этого определенной цели в жизни, он увидел в этой деятельности поистине великолепную возможность сочетать не покинувшую его страсть к спорту с серьезными занятиями искусством. В 1906 году он приступает к самостоятельным раскопкам, но той же зимой поиходит к выводу, что его знания совершенно недостаточны. Он обращается за помощью к профессору Масперо, и тот рекомендует ему молодого Говарда Картера.

Сотрудничество этих людей было необыкновенно плодотворным. Говард Картер великолепно дополнял лорда Карнарвона: он был всесторонне образованным исследователем и еще до того, как лорд Карнарвон пригласил его наблюдать за всеми проводимыми им раскопками, успел приобрести немало практических знаний у Питри и Дэвиса. Но при всем он вовсе не был лишенным фантазии регистратором фактов, хотя некоторые критики и упрекали его в чрезмерном педантизме. Он был человеком с практическим складом ума и одновременно редким храбрецом, настоящим сорвиголовой. "

" Карнарвон и Говард Картер начали работать вдвоем. Только осенью 1917 года им удалось настолько увеличить масштаб работ, что появилась надежда на успех. Тогда же и произошло то, с чем мы уже неоднократно встречались в истории науки: с самого начала им удалось напасть на то место, где, собственно, и было впоследствии сделано открытие. Однако ряд внешних обстоятельств - критические размышления, оттяжки, сомнения и, прежде всего, «указания специалистов» затормозили все дело и привели к тому, что оно чуть было вообще не лопнуло. "

4.


План гробницы на сайте выставки The Discovery of King Tut

" Приступив к раскопкам, Карнарвон и Картер в продолжение зимы убрали внутри намеченного треугольника почти весь верхний слой мусора и щебня и довели раскопки до подножия открытой гробницы Рамсеса VI. «Здесь мы наткнулись на ряд хижин для рабочих - на несколько лачуг, которые были построены на куче обломков кремня, что, как известно, всегда служит в Долине верным признаком близости какой-либо гробницы».

События нескольких последующих лет приобретали постепенно все более напряженный характер.

Из-за туристов, вернее, потому, что дальнейшие раскопки помешали бы осмотру охотно посещаемой туристами гробницы Рамсеса, Карнарвон и Картер решили поекратить раскопки в этом месте до более благоприятных времен. Таким образом, зимой 1919/20 года они произвели раскопки лишь у входа в гробницу Рамсеса VI и нашли там в небольшом тайнике некоторые имевшие известный археологический интерес предметы заупокойного инвентаря.

«Никогда еще за время нашей работы в Долине мы не были так близки к настоящему открытию», - писал впоследствии Картер.

Теперь они «разворотили», как сказал бы Питри, весь треугольник, за исключением того клочка земли, на котором стояли хижины рабочих. И снова они оставляют нетронутым этот последний участок, снова отправляются в другое место, в небольшую, прилегающую к Долине царей лощину, к гробнице Тутмеса III, роются там два года подряд и в конце концов не находят ничего ценного.

Тогда они собираются и вполне серьезно обсуждают вопрос, не следует ли все-таки после столь ничтожных результатов долголетних исследований перенести раскопки в совершенно другое место. По-прежнему нераскопанным остается только тот пятачок земли, где стоят лачуги рабочих и находится куча кремневых обломков - небольшой кусочек территории у подножия гробницы Рамсеса VI. После долгих колебаний они наконец решают посвятить Долине царей еще одну, на этот раз действительно последнюю, зиму. "

" Третьего ноября 1922 года Картер (лорд Карнарвон находился в это время в Англии) приступил К сносу лачуг - это были остатки жилищ времен ХХ династии. Нa следующее утро под первой лачугой была обнаружена каменная ступенька. К вечеру пятого ноября, после того как были убраны горы мусора и щебня, уже не оставалось никаких сомнений в том, что удалось найти вход в какую-то гробницу.

Однако это могла быть и какая-нибудь незаконченная или же неиспользованная, пустая гробница. А если в ней инаходилась мумия, не исключалось, что и эту гробницу, как и многие другие, давно уже осквернили и разграбилн. Наконец, чтобы перебрать все пессимистические варианты, скажем, что гробница могла принадлежать вовсе не царю, а какому-нибудь придворному или жрецу.

По мере того как про двигалась работа, возрастало и волнение Картера. Ступенька за ступенькой высвобождались из-под мусора и щебня, и к тому времени, когда внезапно, как всегда в Египте, зашло солнце, все увидели двенадцатую ступеньку, а за ней «верхнюю часть закрытой, обмазанной известкой и запечатанной двери». «Запечатанная дверь! Значит, действительно... Это мгновение могло взволновать и бывалого археолога».

5.

План внутренних помещений гробницы фараона Тутанхамона. Из книги К.Керама "Боги, гробницы, ученые", М., 1963.

Картер осмотрел печати: это были печати царского некрополя. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то действитель но высокопоставленной особы. Поскольку жилища рабочих уже со времен ХХ династии закрывали вход в гробницу, она, во всяком случае с этого времени, должна была стать недоступной для воров. Картер, дрожа от нетерпения, проделал в двери небольшое отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем; это лишний раз доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Когда Картер, оставив раскоп под охраной самых верных своих людей, возвращался при свете луны домой, ему пришлось вступить в тяжелую борьбу с самим собой.

«За этим ходом могло находиться все, буквально все, что угодно, и мне пришлось призвать на помощь все мое самообладание, чтобы не предаться искушению сейчас же взломать дверь и продолжать поиски», - записал Картер в своем дневнике после того, как он заглянул в проделанное им в двери отверстие. Теперь, когда он верхом на ослике спускался по склону Долины царей, им овладело жгучее нетерпение. Внутренний голос нашептывал ему, что после шести лет бесплодного труда он наконец стоит на пороге великого открытия; и все-таки он трудно не восхищаться этим - принимает решение засыпать раскоп и ждать возвращения лорда Карнарвона, своего друга и сотрудника.

6.


King Tutankhamun tomb"s hidden chamber discovered through testing temperature. dailymail.co.uk

Утром 6 ноября Картер посылает Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями; до Вашего приезда все снова засыпано. Поздравляю». Восьмого он получает два ответа: «Приеду по возможности быстро»; «Предполагаю двадцатого быть в Александрии».

23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью прибыл в Луксор. Более двух недель провел Картер в жгучем нетерпении, в томительном ожидании перед вновь засыпанной гробницей. Уже через два дня после открытия на него обрушился град поздравлений, но с чем, собственно, его поздравляли - с каким открытием, чьей гробницы? Этого Картер не знал. Если бы он продолжил раскоп буквально на несколько сантиметров, он бы увидел абсолютно ясный и отчетливый оттиск печати Тутанхамона. «Я бы лучше спал по ночам и избавил бы себя от трех недель мучительной неопределенности».

7.

December 1922. Ornately carved alabaster vases in the antechamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Ко второй половине дня 24 ноября рабочие очистили все ступеньки. Сойдя с последней, шестнадцатой, Картер очутился перед запечатанной дверью. Он увидел оттиски печати с именем Тутанхамона и одновременно то, с чем пришлось столкнуться чуть ли не всем исследователям гробниц: следы грабителей, которые и здесь сумели опередить ученых; здесь, так же как и в других местах, воры успели сделать свое дело.

«Так как теперь была видна вся дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати - шакал и девять пленников - были приложены к той части стены, которую открывали, печати же Тутанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней нетронутой части стены. Таким образом, гробница вовсе не была, как мы надеялиеь, совершенно нетронутой. Грабители побывали в ней, и даже не раз. Хижины, о которых мы уже упоминали, свидетельствовали о том, что грабители действовали еще до царствования Рамсеса VI , а то обстоятельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабителям не удалось очистить ее полностью». "

8.


Сокровищница / C. 1923. An assortment of model boats in the treasury of the tomb. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" «Наступал решающий момент, - пишет Картер, - дрожащими рука ми мы проделали маленькое отверстие в левом верхнем углу..»

Взяв железный прут, Картер пропустил его сквозь отверстие; прут не встретил преграды. Тогда Картер зажег спичку и поднес ее к от верстию: никаких признаков газа. Он принялся расширять отверстие.

Теперь вокруг него столпились все: лорд Карнарвон, его дочь леди Эвелин Герберт и египтолог Кэллендер, который, едва узнав о новой находке, поспешил предложить свои услуги в качестве помощника. Нервно чиркнув спичкой, Картер зажигает свечу и трепетной рукой подносит ее к отверстию, но горячий ток воздуха, вырывающийся из отверстия, чуть было не задувает ее, и в мерцании света Картеру не сразу удается разглядеть то, что находится за дверью. Постепенно глаза его привыкают, и он различает сначала контуры, потом первые краски, и, когда наконец ему становится ясно видно содержимое камеры, расположенной по ту сторону двери, победный крик застывает у него на устах... он молчит. Для тех, кто стоит в ожидании рядом с ним, это мгновение кажется вечностью. «Видите ли вы там что-нибудь?» спрашивает его Карнарвон, не в силах более вынести неизвестность. Медленно, словно завороженный, Говард Картер поворачивается к нему. «О да, - говорит он проникновенно, - удивительные вещи!»

9.


December 1922. A ceremonial bed in the shape of the Celestial Cow, surrounded by provisions and other objects in the antechamber of the tomb. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», - сказал Картер, когда первое волнение улеглось и исследователи один за другим смогли уже спокойно подойти к проделанному в двери отверстию. Его слова подтвердились, когда открыли 17 ноября дверь и луч света от сильной электрической лампочки заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на двух матово поблескивающих черных больших статуях, на алебастровых вазах, на каких-то необычайных ларцах. Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени; словно часовые, стояли одна против другой две статуи «с золотыми передниками, в золотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей».

10.


December 1922. A gilded lion bed and inlaid clothes chest among other objects in the antechamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

И среди всей этой роскоши мертвых, которую невозможно было охватить взглядом, виднелись следы живых: возле двери стоял наполовину наполненный известкой сосуд, неподалеку от него - черная от сажи лампа, в другом месте на стене был заметен отпечаток пальца, на пороге лежала гирлянда цветов - последняя дань усопшему. Словно завороженные, стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мертвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни; прошло немало времени прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении - настоящем музее сокровищ - не было ни саркофага, ни мумии. Неужели вновь должен был всплыть уже не раз обсуждавшийся вопрос: гробница или тайник?

Однако, обойдя шаг за шагом все помещения, они обнаружили между часовыми еще одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух». 27 ноября они обследовали дверь и при свете сильных электрических ламп, которые к тому времени удалось установить Кэллендеру, убедились в том, что почти на уровне пола, рядом с дверью находится ход, тоже запечатанный, правда позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители. Что же могло скрываться в этой второй камере или втором коридоре? Если за этой дверью Находилась мумия, то в каком виде? Была ли она цела? Здесь было немало загадочного. Странной была и планировка этой гробницы, не похожая ни на одну из найденных ранее. Еще более странным было то обстоятельство, что грабители старались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними. Что же они искали, если спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении? "

" ...Картеру было досточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведет к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

11.


December 1922. A gilded lion bed, clothes chest and other objects in the antechamber. The wall of the burial chamber is guarded by statues. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Вскоре исследователи сделали еще одно важное открытие: в камере, помимо всего прочего, стояли три больших ложа. Заглянув под одно из них, один из исследователей обнаружил небольшую дыру. Он позвал остальных. Осветив отверстие лампой, они увидели маленькую боковую камеру, меньшую, чем первую, но также до отказа наполненную всякими предметами обихода и драгоценностями. Насколько об этом можно было судить, в гробнице все осталось в том виде, в каком ее покинули грабители; они прошли здесь, «как хорошее землетрясение». И снова возникает вопрос: грабители перерыли тут все, они (об этом можно говорить совершенно определенно) перебросили некоторые вещи и предметы из боковой камеры в переднюю, они кое-что повредили, разбили, но почти ничего не украли - даже то, что, так сказать, само лезло им в руки. Быть может, их спугнули?

Вплоть до этого момента все - и Картер, и Карнарвон, и остальные - находились словно в чаду и плохо соображали, что делали. Но теперь, увидев содержимое боковой камеры, догадываясь, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное, они начинают понимать всю сложность стоящей перед ними научной задачи и то, какой большой работы и строгой организации потребует ее разрешение.

Разобраться в этой находке, даже только в том, что им уже удaлось обнаружить, за один сезон было невозможно! "

12.


December 1922. Under the lion bed in the antechamber are several boxes and chests, and an ebony and ivory chair which Tutankhamun used as a child. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" Когда мы теперь слышим, что Карнарвон и Картер решили засыпать только что раскопанную гробницу, мы знаем, что это не имело ничего общего с аналогичными действиями их предшественников, быстро раскапывавших, но и не менее быстро засыпавших места своих находок. "

" Картеру было ясно одно: ни в коем случае не следует торопиться с раскопками. Не говоря уже о необходимости твердо установить первоначальное расположение всех найденных предметов (это было важно для датировки и других определений), следовало считаться и с тем, что значительная часть утвари и многие драгоценности были повреждены, и, прежде чем дотрагиваться до них, необходимо было принять меры для их консервации, то есть соответствующим образом обработать и упаковать. Учитывая и то обстоятельство, что на этот раз дело касалось находки, невероятной по объему, нужно было заготовить со ответствующее количество упаковочных материалов и различных препаратов.

13.


Лаборатория / December 1923. Arthur Mace and Alfred Lucas work on a golden chariot from Tutankhamun"s tomb outside the "laboratory" in the tomb of Sethos II. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Необходимо было посоветоваться со специалистами и создать лабораторию, где производились бы немедленное исследование тех важных находок, которые нельзя было сохранить. Одна лишь каталогизация такого большого числа находок уже требовала большой предварительной организационной работы. Все эти проблемы нельзя было разрешить, сидя на месте. Карнарвану необходимо было съездить в Англию, а Картеру - хотя бы в Каир. Тогда-то Картер и принял решение засыпать раскоп. Только такая мера могла, по его мнению (хотя на месте и оставался за сторожа Кэллендер), обезопасить гробницу от современных последователей Абд аль-Расула. Мало того, едва прибыв в Каир, Картер заказал тяжелую железную решетку для внутренней двери.

14.

January 1924 In a "laboratory" set up in the tomb of Sethos II, conservators Arthur Mace and Alfred Lucas clean one of the sentinel statues from the antechamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Основательность и точность, с которыми проводились эти самые знаменитые египетские раскопки, были во многом обусловлены той зачастую самоотверженной помощью, которую Карнарвон и Картер с самого начала получали со всех концов мира. Впоследствии Картер выразил в печати свою благодарность за оказанную ему всестороннюю помощь, и он имел все основания это сделать. Он начал с того, что привел письмо, посланное ему в свое время неким Ахмедом Гургаром, руководившим рабочими, которые принимали участие в раскопках. Мы тоже приведем это письмо, ибо мы не хотим прославлять одну лишь интеллектуальную помощь. Вот оно:

Мистеру Говарду Картеру, зскв.

Досточтимый сэр!

Я пишу Вам письмо в надежде, что Вы живы и здоровы, и молю Всевышнего, чтобы Он не оставил Вас в своих заботах н возвратил нам в добром здравии, целым и невредимым. Осмеливаюсь сообщить Вашей светлости, что склад № 15 в полном порядке, сокровищница в порядке, северный склад в порядке, и дом в порядке и все рабочие исполняют то, что Вы приказали в своих предписаниях.

Хусейн, Газ Хасан, Хасан Авад, Абделад-Ахмед и все шлют Вам свои наи- лучшие пожелания.

Шлю свои наилучшие пожелания Вам, всем членам семьи лорда и всем Вашим друзьям в Англии.

С нетерпением ожидающий Вашего скорейшего приезда, Ваш покорный слуга
Ахмед Гургар.

15.


Nov. 29, 1923 Howard Carter, Arthur Callender and an Egyptian worker wrap one of the sentinel statues for transport. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

В ответ на робкую просьбу о помощи, с которой Картер обратился к членам одной экспедиции, работавшей в районе Фив, Лайсгоу, руководитель египетского отделения нью-йоркского Музея Метрополитен, предоставил ему в полное распоряжение своего фотографа Гарри Бертона, несмотря на то, что лишался таким образом нужного ему работника; в своем ответе Картеру он писал: «Рад быть хоть чем-нибудь полезным. Прошу полностью располагать Бертоном точно так же, как и любым членом нашей экспедиции». В результате к Картеру перекочевали еще рисовальщики Холл и Хаузер и руководитель раскопок в районе пирамид Лишта А. К. Мейс. Директор египетского государственного департамента химии А. Лукас из Каира предоставил себя и свой трехмесячный отпуск в распоряжение Картера. Д-р Алан Гардинер занялся надписями, а профессор Джемс Г. Брэстед из Чикагского университета поспешил приложить свои знания для определения датировки найденных Картером древних оттисков печатей.

16.

Скульптурный портрет Тутанхамона на втором золотом саркофаге. Видна гирлянда цветов, еще сохранивших к моменту вскрытия саркофага свою естественную окраску / Harry Burton photograph of King Tut wearing a floral collar similar to the ones on view in the exhibition; The Metropolitan Museum of Art.

Несколько позднее, 11 ноября 1925 года, Салех-бей Хамди и Дуглас Е. Дерри, профессор анатомии Египетского университета, приступили к исследованию мумии. А. Лукас написал обширную монографию «Химия в гробнице» о металлах, маслах, жирах и тканях. П. Э. Ньюберри исследовал найденные в гробнице венки и гирлянды цветов и сумел установить, какие цветы росли три тысячи триста лет назад на берегах Нила. Более того, ему даже удалось по цветам и ягодам определить, в какое время года был похоронен Тутанхамон: зная, когда цветет василек, когда созревают мандрагора - «яблоко любви» из Песни песней - и черноягодный паслен, он пришел к выводу, что Тутанхамон был похоронен не ранее середины марта и не позднее конца апреля. «Особые материалы» исследовали также Александр Скотт и Х. ДЖ. Плендерлейт.

Это творческое содружество специалистов (некоторые из них 6ыли специалистами в областях, далеко отстоящих от археологии и истории древнего мира) явилось верным залогом того, что научные результаты этих раскопок оказались более значительными, чем каких-либо прежних.

Теперь можно было приступить к работе. 16 декабря раскоп был вновь раскрыт. 18 декабря фотограф Бертон сделал пробные снимки, а 27-го первая находка была извлечена на поверхность.

Основательная работа требует времени. Раскопки в гробнице Тутанхамона продолжались несколько зим. "

Текст из книги : Керам К. "Боги, гробницы, ученые". Роман археологии. /Пер. с немецкого А.С. Варшавского - СПб: "КЭМ", совместно с издательством "Нижегородская ярмарка", Н.Новгород, 1994. С. 60, 156-184.

Гробницы правителей архаичного периода

В конце доисторических времен не было специальных мест для захоронений, мертвых хоронили обычно рядом с поселениями и деревнями. Их закапывали в землю недалеко от хижин.

С появлением медных инструментов и орудий груда обряду похорон и местам захоронений стали уделять больше внимания.

В Бадари (Верхний Египет) стенки могил стали выкладывать циновками, в отдельных могилах над телом умершего сооружали навес. Могилы, выложенные кирпичом и состоящие из нескольких помещений, появились впервые в культуре Негада.

После объединения северных и южных земель фараоны I и II династий стали специально подчеркивать свое богатство и власть. Они строили огромные гробницы, устраивали пышные похороны. Примеру фараонов следовали высокопоставленные вельможи. Археологи нашли и раскопали царские захоронения архаичного периода в Саккаре – «городе мертвых» первой столицы объединенного Египта – Мемфиса. Такие же могилы были найдены в Абидосе, в районе верхнеегипетского города Тхис. Согласно предположениям в Абидосе находились символические могилы и гробницы древних правителей. Обе части государства несмотря на то, что правил ими один фараон, были еще достаточно самостоятельными, поэтому фараона нужно было хоронить в двух местах – естественно, одно из захоронений было символическим.

«Город мертвых», как и город живых, располагался на границе пустыни и плодородной земли, даже гробницы напоминали своей формой жилые дома. Гробницы в Абидосе и Саккаре представляют два основных типа погребальных построек. Разница между ними хорошо видна на примере подлинной гробницы царицы Мернетх в Саккаре и ее символическим захоронением в Абидосе.

Постройки были массивными, имели глыбообраз ную форму, стены были гладкими, как это и принят на юге. Стояли они во дворе, который был обнесен стеной. Внутри гробницы находилось центрально погребальное помещение, вокруг которого могло располагаться несколько камер. В гробнице северного типа постройка была украшена плоскими лопатка ми с фигурными зубцами. Внутри гробницы усыпальницу фараона окружала сложная система камер и помещений. Примером такого типа погребальных построек может служить гробница в Саккаре, которая, как предполагают, принадлежит фараону Аха. Ее подземная часть была разделена на пять отдельных камер, в средней камере, вероятно, находилось тело фараона в деревянном саркофаге. В остальных помещениях могли находиться его личные вещи. Над погребальной камерой возвышалось кирпичное строение с 27 комнатами. В этих комнатах было сложено охотничье снаряжение, стояли сосуды с вином и блюда с едой, здесь же лежала прочая утварь, которая могла понадобиться фараону в загробной жизни. Внешнюю часть гробницы, ее надземное здание разделяли глубокие ниши. Оно было обнесено двумя низкими стенами. Возможно, что между внутренне стеной и восточной стеной гробницы находило место для жертвоприношений. Сюда родственники приносили подарки и продукты для обитателя могилы. Снаружи стены и само здание гробницы были украшены лепным орнаментом

Разумеется, четкой границы между этими двумя основными типами погребальных построек не существует. Гробница фараона Мени, объединившего страну, в Негаде тоже разделена столбами.

Планировка захоронений архаичного периода во многих случаях предопределяет планировку ансамблей гробниц и захоронений Древнего царства: Дорога восхождения вела к зданию гробницы, рядом с которым во дворе стоял жертвенный алтарь. Начиная с комплекса гробницы фараона Ка, последнего царя I династии, к этим элементам добавился еще один – молельня культа усопшего фараона.

Мастабы

В результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен появились мастабы. Это самый ранний тип гробниц фараонов периода Древнего царства. Мастаба имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой.

Строили мастабы из необожженного кирпича.

Долина, расположенная за гробницей фараона Ментухотепа I, превратилась в постоянное место погребения фараонов. Расположенная рядом с ней другая долина стала местом захоронения членов царских семей и знати.

Страбон посетил Фивы и место захоронения фараонов, которое сегодня именуют Долиной царей.

Он писал, что в этой долине находятся скальные гробницы сорока египетских фараонов (на сегодняшний день нам известны 60 скальных гробниц египетских фараонов). Эти гробницы очень интересны, их стоит посмотреть. Как видно, уже во времена Римской империи эти памятники египетской архитектуры считались местами, привлекающими внимание и интерес путешественников. Естественно, уже тогда гробницы были давно ограблены, лишь немногие избежали этой участи. Напрасно вход в гробницу тщательно маскировали.

Тутмос I был первым египетским фараоном, которого похоронили в Долине царей. Гробницы первых фараонов XVIII династии относительно невелики; погребальная камера, в которой стоит саркофаг фараона, украшена столбами и имеет овальную форму. Как правило, путь через помещения делает хотя бы одно колено, а в некоторых случаях он строится по неправильной кривой. В более поздние времена гробницы стали более протяженными, и в конце XIX династии их планировка вновь стала линейной. Некоторые захоронения простирались под землей на сотни метров. Например, гробница царицы Хатшепсут имела длину 213 м и уходила на глубину 97 м. В конце гробницы находится погребальная камера с саркофагом.

Свод царских гробниц имел обычно цилиндрическую форму. Стены были украшены цветными барельефами и картинами. На них изображалась жизнь в загробном мире, путь усопшего, жизнь богов. Эти настенные росписи и барельефы являются прекрасными памятниками древнеегипетского изобразительного искусства. Гробница символизировала загробный мир, по которому каждую ночь путешествует Солнце. В силу этого каждое помещение, коридор гробницы имели свое собственное имя. В гробнице Рамсеса IX спуск назывался «первым коридором бога». Найденные в других усыпальницах глубокие шахты, вероятно, тоже имели отношение к этой системе символов. Согласно результатам новейших исследований эти шахты отождествлялись с той глубокой пещерой, над которой должна была проследовать ладья бога Солнца. Саркофаг фараона был сделан из чистого золота, из золота были сделаны и культовые предметы в погребальной комнате. Поэтому ее называли «золотым домом». Впрочем, такое название заслуживала вся царская гробница. В ней были собраны огромные сокровища. Если судить об этом по тем драгоценностям, которые были найдены в гробнице фараона Тутанхамона, маленькой в сравнении с другими гробницами, можно представить, какие сокровища хранили гробницы великих фараонов.

Спрямление внутренней планировки гробниц связано с усилением культа бога Солнца, первые такие гробницы были сооружены в Ахетатоне, столице фараона Эхнатона. Линейная планировка внутренних помещений служила для того, чтобы лучи Солнца могли проникнуть как можно дальше, достичь самых отдаленных уголков гробницы, погребальной камеры и саркофага фараона. Так как вход в гробницу был замурован, это имело чисто символическое значение.

Итак, фараоны Нового царства старались скрыть место своей гробницы. Но они не утратили веру в божественную силу пирамиды, просто ее роль была отведена горе, возвышавшейся над долиной. Продолжает жить и символика Солнца. Свои заупокойные храмы фараоны Нового царства строили вдали от своих гробниц, на границе пустыни и плодородной земли.

После того, как распалось Новое царство, правители Египта прекратили строить скальные гробницы в Фиванских горах. Фараоны, как ни старались замаскировать вход в свои могилы, грабители отыскивали его. Поэтому египетские цари, начиная с фараонов XXI династии, начали строить подземные погребальные камеры на территории храма Амона в новой столице Танисе. Эта территория считалась священной и была огорожена стеной. В Фивах одновременно возводили так называемые «дома Ка», по примеру древних символических гробниц фараонов в Абидосе.

Рассказ о гробнице Тутанхамона, знаменитого на весь мир древнеегипетского фараона кратко изложен в этой статье. Доклад о гробнице Тутанхамона может быть дополнен интересными фактами.

«Гробница Тутанхамона» краткое сообщение

Тутанхамон был фараоном XVIII династии фараонов Египта, и правил он царством в 1347-1337 годах до нашей эры. Этот молодой правитель стал символом древнеегипетской цивилизации и самым известным фараоном благодаря находке его гробницы. Она была единственной в Долине Царей, к которой руки грабителей практически не коснулись.

Гробница фараона была обнаружена в Долине Царей. И это единственная гробница, которая дошла до исследователей в первозданном виде. Это при том, что ее явно раза два скрывали воры. Усыпальницу обнаружили в 1922 двое англичан – египтолог Говард Картер и археолог-любитель лорд Джордж Карнарвон. Здесь они обнаружили много украшения, саркофаг из золота с телом мумифицированного фараона. Но обо все поподробнее.

История открытия гробницы Тутанхамона

Поиски усыпальницы Тутанхамона начались еще в 1916 году. Идея археолога Картера и лорда Карнавона казалась всем утопичной, ведь до того времени Долину Царей перелопатили вдоль и поперек. Но англичане упорно целых 6 лет шли к своей цели. Перекопав все участки, они не затронули небольшую часть территории, где, по их мнению, были хижины строителей гробниц.

Под первой лачугой египтологи обнаружили уводящую вниз ступеньку. Принявшись расчищать лестницу, археологи внизу увидели замурованную дверь гробницы. Это была сенсация. Открытие гробницы Тутанхамона случилось 3 ноября 1922 года. Первый этап работы на этом был закончен. Картер решил дождаться лорда Карнарвона, который находился в Лондоне.

25 ноября 1922 года они спустились к усыпальнице. Дойдя до двери Картер понял, что гробница Тутанхамона открыта была уже до него, при чем не раз, так как вход не был замурован и запечатан. В коридоре усыпальницы египтологи заметили битые и целые кувшины – еще один факт деятельности грабителей. Но внутри их ждал настоящий сюрприз-тайна: почему сокровища фараона остались нетронутыми? Удивлению археологов не было предела. Проделав многочисленные работы, Картер добрался до комнаты, полной разнообразных предметов.

Так что нашли в гробнице Тутанхамона? В первых двух комнатах обнаружились вазы, золотой трон, ларцы, письменные принадлежности, светильники, золотая колесница, многочисленные золотые украшения, драгоценные камни, предметы быта, распиленные корабли. Картера особо впечатлили стоящие друг напротив друга черные скульптуры фараона, в золотых сандалиях и передниках, с жезлами, булавами и священной коброй на лбу. Также он увидел прекрасный перьевой веер, который от касания рук рассыпался в пыль.

Археологи, когда пришли в себя после увиденного количества сокровищ, обнаружили, что в этих помещениях нет саркофага. А значит, есть еще погребальная комната.

Между скульптурами фараона было обнаружено запечатанное третье помещение. и Картер принимает решение законсервировать дальнейшие исследования, с целью проведения организационных работ и переговоров с правительством Египта. В декабре он вернулся к работе и приступил к описанию, консервированию и перевозки сокровищ из усыпальницы. 27 декабря на свет вытащили первую партию находок. Делать это было не очень легко, ведь некоторые вещи, сделанные из ткани, кожи или дерева практически истлели.

Исследование погребальной комнаты

Погребальная комната была устлана обитыми золотыми пластинами и украшена синей мозаикой. Ее открыли в середине февраля. Также обнаружили футляр, в котором находился саркофаг. На одной стороне футляра были створчатые двери, закрытые на засов, правда, без печати. За ними расположился еще один, меньшего размера, без мозаики, но с фараоновой печатью. Нависал над ним покров из льняной ткани с блестками, прикрепленный к деревянным карнизам. После того, как археологи разобрали последний футляр, перед исследователями открылась крышка большого саркофага, сделанная из желтого кварцита. Подняв крышку, Картер обнаружил позолоченный огромный рельефный портрет Тутанхамона. На самом деле это была крышка двухметрового гроба с контурами мужской фигуры.

В золотом саркофаге находилась потемневшая от времени и окаменевшая мумия Тутанхамона. Его грудь и лицо покрывала маска из золота. С этого времени мир узнал о великом фараоне Древнего Египта – молодом и таинственном Тутанхамоне.

Где находятся предметы из гробницы Тутанхамона?

Предметы из усыпальницы фараона находятся в разных музеях нашей планеты. Сегодня большая часть экспонатов находится в Большом Египетском Музее. Посмертная золотая маска фараона и саркофаг выставлены в Каирском музее.

Гробница Тутанхамона: интересные факты

Томография тела Тутанхамона в 2005 году показала, что фараон имел рост — 180 см), и хорошо питался.

Тутанхамон и его жена не имели детей, хотя у Анхесенпаатон дважды произошел выкидыш. Тела двух мертворожденных девочек-младенцев были мумифицированы и помещены в гробницу Тутанхамона в небольших гробах.

Существует легенда о проклятии гробницы Тутанхамона. С гробницей связывают череду смертей нескольких исследователей, изучавших захоронение. Первым среди исследователей умер лорд Карнарвон, финансировавший раскопки. Он скончался почти через пять месяцев после открытия гробницы, 5 апреля 1923 года.

Журналисты насчитали 22 жертвы проклятия, 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. А Говард Картер, руководивший всеми работами в гробнице, умер последним, в 1939 году в возрасте 66 лет.

Надеемся, что «Гробница Тутанхамона» доклад помог Вам подготовиться к занятию. А то, что вам известно о гробнице Тутанхамона, Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

7 лет назад я писал о сфальсифицированной гробнице Тутанхамона, но с тех пор появилось много интересного материала, который не был включён в работу. Эта статья полностью переработана и практически написана заново

Как это было

Одним из первых, кто высказал сомнение в достоверности знаменитой гробницы, был Константин Смирнов, опубликовавший в журнале "Техника молодежи" статью "Не придётся ли закрывать открытие гробницы Тутанхамона?" (№ 4, апрель 1998 г.). Эта статья доступна в Сети , есть также её "скан" в формате PDF. Той же теме посвящена . В данной работе будет в основном уделено внимание тем фактам, которые не были отмечены ранее либо недостаточно раскрыты.

Рассмотрим под критическим углом имеющуюся информацию об истории этой находки и её дальнейшего исследования. За основу возьмём раздел книги В.Бацалева и А.Варакина ("Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий") .

К началу Первой мировой войны практически вся Долина царей была перекопана вдоль и поперёк, но Говард Картер, движимый необъяснимым желанием найти гробницу Тутанхамона (ГТ) во что бы то ни стало, уговорил лорда Карнарвона спонсировать новые раскопки, невзирая на заверения известных археологов Т.Дэвиса и Г.Масперо о тщетности подобных попыток.

"Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень?..

Но Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, соединяющие точки трёх находок, и обозначил, таким образом, треугольник поисков. Он оказался не очень большим и находился между тремя могилами - Сети II, Мернепты и Рамзеса VI. Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришёлся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона! Но об этом Говард Картер узнал лишь спустя долгих шесть лет - вернее, шесть археологических сезонов, в течение которых шла расчистка завалов щебня".

Чудесное совпадение Картер объяснял следующим образом:

"Рискуя быть обвинённым в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твёрдо надеялись найти совершенно определённую гробницу, а именно гробницу фараона Тутанхамона".

Таким образом, Картер, ткнув пальцем в первую попавшуюся груду щебня, нашёл то, что искал – практически иголку в стоге сена. Это первая уникальная особенность ГТ, которым впоследствии несть числа. Картер понимал, что такого быть не может, но его объяснение - не более чем демагогия. Надо иметь в виду, что до Картера о Тутанхамоне ничего не было известно. Фараона с таким именем нет ни в одном царском списке, т.е. древние египтяне не считали нужным сохранить память о его правлении.

Вскрытие гробницы, однако, под всякими предлогами тормозилось:

"Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнёт извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца".

В результате вскрытие небольшой гробницы растянулось на 6 лет - уникальный случай в мировой практике.

Одновременно с раскопками прокладывается железная дорога непосредственно к ГТ, а в Каире к Египетскому музею стали пристраивать отдельное крыло для хранения новой экспозиции. Весьма ценная предусмотрительность, особенно если учесть, что объём экспонатов как бы ещё не известен.

"Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в "Золотой Чертог". Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент "Таймс" был допущен внутрь".

Картер заключил договор на эксклюзивное освещение хода раскопок с газетой “The Times”, поэтому исследование гробницы мелодраматично изображалось шаг за шагом, хотя без репортёров Картер и Карнарвон обследовали её за один заход. Тем временем исследование ГТ продолжало затягиваться:

"Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с ещё не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвёртом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год.

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним ".

Картер и здесь не оригинален – тянул время, лукаво оправдываясь "пропавшим желанием" и "гнетущим чувством". Исследование гробницы в который раз откладывалось.

Мнение Алана Гардинера о значении находки Говарда Картера:

"Это открытие прибавило немного к нашим знаниям о данном историческом периоде. Филологов гробница разочаровала, ибо в ней не оказалось [новых - авт.] письменных свидетельств. О самом Тутанхамоне мы ничего не знаем, кроме того, что он унаследовал трон после смерти своего отчима Эхнатона, что он правил всего несколько лет и умер в юном возрасте".

Довольно любопытное заключение. ГТ по многим параметрам не имеет себе равных, а египтологи не обнаруживают в ней ничего, что привлекло бы их внимание. Поэтому коллекция предметов из ГТ в последующие годы практически не изучается, а весь исторический фон, сопровождающий Тутанхамона и обстоятельства его захоронения, целиком и полностью вымышлен самим Картером. Если отделить фактологический материал, связанный с ГТ, от картеровского мифотворчества, то мы получим сплошной набор из подозрительных случайностей и нелепостей. Так, например, египтологам известно, что 80% артефактов ГТ никакого отношения к Тутанхамону не имеют, включая один из саркофагов, который по всем признакам предназначался женщине.

Британский археолог Николас Ривс - один из немногих, кто заинтересовался содержимым ГТ, - пишет :

"Мы обнаружили доказательства, свидетельствующие об изменении надписей на картушах саркофагов и многих других предметах. На внешнем саркофаге Тутанхамона, например, нарисовано лицо очень похожее на изображение Эхнатона на его огромной статуе в Карнаке; а средний гроб саркофага декорирован рисунками типичными для женского погребения.

…Я заглянул вовнутрь [маски Тутанхамона] и не поверил тому, что увидел там! На внутренней стороне маски оказался тонкий шов, словно изображение лица было припаяно к головному убору маски, а подобная техника была исключительно редкой…".

Ривс поражён уникальной пайкой, но сотни килограммов золота в гробнице никому не известного юного фараона - не менее уникальный факт! Недавно случайно выяснилось , что к маске также была припаяна борода, которую в Древнем Египте традиционно крепили с помощью штифтов:

Место пайки бороды к маске.

Пайку можно обнаружить и в других местах:

Паяные швы на внутреннем саркофаге, выполненном из золота толщиной 2,5-3 см.

И вновь уникальная технология изготовления маски и саркофага Тутанхамона не получила должного объяснения! Остановимся подробней на других беспрецедентных особенностях ГТ.

Фараон Тутанхамон обладал уникальной женской атрибутикой богини-матери

Если мы обратим внимание на головные уборы масок Тутанхамона, то на них обнаружим по две протомы - кобры и стервятника:

Стервятник - это тотем богини Мут (Нехбет), олицетворявшей богиню-мать. Один из примеров её применения в качестве головного убора:

Фрагмент росписи в гробнице Нефертари: слева - богиня Хатхор (мать бога Хора), справа - царица Нефертари с подношениями богине Хатхор.

Кобра (урей) на головном уборе фараонов символизирует принадлежность к царскому Дому солнцеподобных богов, каковыми считали правителей Древнего Египта, поэтому урей не несёт гендерных признаков - его носили на головных уборах как цари, так и царицы:

Уреи на головных уборах царицы XVIII династии и царей XXI династии.

Однако царицы имели более богатый выбор символики, выражая таким образом статусы царственности и материнства:

Голова статуи царицы Тии, супруги Аменхотепа III, XVIII династия.

К одной из прекрасных иллюстраций различия царственной символики относится зарисовка, сделанная французскими художниками в Фивах в ходе Египетского похода Наполеона. На ней слева изображена царица-мать Яхмос-Нефертари, а справа - её сын Аменхотеп I:

Головной убор Яхмос-Нефертари включает богиню-мать Мут-Нехбет в виде стервятника, закрывающего голову царицы, на нём стоит модиус, на котором снова изображена Мут-Нехбет с двумя уреями. Головной убор Аменхотепа I более лаконичный: корона хепреш с уреем в качестве солярного символа.

Единственный фараон, который имел на голове женскую символику в виде стервятника - Тутанхамон:

Бюст из гробницы Тутанхамона.

Гробница Тутанхамона обладает уникальной планировкой

В книге "Древнеегипетские мастера" В.С. Богословский так описал порядок строительства гробниц фараонов:

"Дошедшие до нас и тщательно изученные планы и результаты обмеров царских гробниц показывают, что до начала работ детальнейшим образом продумывались и закреплялись в плане:

1) общий размер гробницы в целом, размеры помещений и связывающих их коридоров;
2) назначение отдельных помещений и коридоров, их название и в соответствии с этим форма помещений;
3) сюжеты изображений и, следовательно, их композиции.

Коридоры: "Первый божий переход", "второй божий переход" (вариант "Божий переход Солнца"), третий божий переход (с нишами под названием "святилища, в котором боги Востока", и "святилища, в котором боги Запада"), "четвёртый божий переход" (в конце две ниши привратников). Последний коридор вёл в погребальную камеру.
Залы: первый зал - "зал ожидания", второй зал - "зал колесницы" (вариант "зал теснения врагов, в котором 4 колонны"), третий зал - "дом золота" (погребальное "помещение, в котором покоятся").
Малые переходы: "божий переход, который в месте ушебти" (там же "Место покоя богов", т.е. статуэток божеств); по сторонам этого перехода - "сокровищницы"; "второй божий переход, который позади дома золота".
Элементы архитектурного убранства: "перемычка", "дверной косяк", "портал", "толща портала", "деревянная дверь"."

Таким образом, план гробницы составлялся заранее - без какой-либо спешки, которой Говард Картер объясняет все несуразности ГТ (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"...многие признаки указывают на большую поспешность в сооружении и внутреннем оформлении его [Тутатнхамона - авт.] гробницы."

Причём гробницу начинали строить сразу же в начале правления фараона, а не после его смерти, включая скоропостижную. Тутанхамон, согласно разным оценкам, правил от 9 до 10 лет (1332-1323 годах до н. э.), за это время, по утверждению Г.Картера, он успел построить миниатюрную гробницу:

План гробницы Тутанхамона. Её длина - 30.79 м, площадь - 109.83 м², объём - 277.01 м³

Чтобы увидеть, насколько она несовершенна, сравним её с гробницами правителей Древнего Египта той же эпохи, принимая во внимание слова Картера:

"...однако в эпоху XVIII династии стали украшать только погребальную комнату, покрывая стены текстами, считавшимися особенно необходимыми для покойника [М. - т.е. в точности так, как в гробнице Тутанхамона]".

Тутмос III (1479-1425 гг. до н.э.). Общая длина гробницы - 76.11 м, площадь - 310.92 м², объём - 792.71 м³. Расписана не только погребальная камера, но и остальные помещения:

Аменхотеп II (1427-1400 гг. до н.э.) - планировка как у Тутмоса III. Стены расписаны иератическими текстами из "Книги Амдуат". Общая длина гробницы - 91.87 м, площадь - 362.85 м², объём - 852.21 м³.

Богато декорирован зал и прилегающие комнаты:

Тутмос IV (1400-1390 гг. до н.э.) - правил столько же, сколько и Тутанхамон, что не помешало ему построить гробницу длиной 105.73 метров, площадью 407.7 м² и объёмом 1062.36 м³. Своей планировкой гробница подобна гробницам предшественников, но отличается от них новшествами в отделке. Вместо приглушённых оттенков и подражания иератике входной колодец и передняя камера украшены изображениями фараона и божеств загробного мира. Погребальная камера не декорирована! Вероятно, собирались, но не успели.

Аменхотеп III (1390-1336 гг. до н.э.) - с именем этого фараона связаны одни из самых грандиозных сооружений Древнего Египта: храмы, дворцы, колоссы Мемнона и грандиозная гробница длиной 126.68 метров, площадью 554.92 м² и объёмом 1485.88 м³. Гробница, включая погребальную камеру, декорирована сценами из "Книги Амдуат" и фресками, изображающих Аменхотепа с богами:

Фрагмент росписи гробницы Аменхотепа III.

Эйе (1327-1323 гг. до н.э.) - несмотря на то, что правил всего 4 года после Тутанхамона, успел соорудить себе большую гробницу, протяжённостью 60.16 метров, площадью 212.22 м² и объёмом 618.26 м³. Открыта Бельцони в 1816 году, но почему-то не расчищалась вплоть до 1972 года. Особенность текстов гробницы - в них продолжают почитать бога Атона, однако наиболее известна тем, что росписью погребальной камеры удивительным образом похожа на ГТ. Причём время не пощадило фрески гробницы Эйе, а якобы более старшие в ГТ не имеют механических повреждений:

Неповреждённые фрески в ГТ - слева, справа - осыпавшиеся фрески гробницы Эйе.

Уникальная сохранность росписей ГТ не имеет аналогов.

Хоремхеб (1323-1295 гг. до н.э.). Гробница Хоремхеба поражает своими размерами: общая длина - 127.88 м, площадь - 472.61 м², объём - 1328.17 м³. Фрески гробницы считаются одной из жемчужин древнеегипетского искусства:

Фрески в колодце (в начале) гробницы Хоремхеба.

Однако, погребальная камера не закончена и оставлена как есть на момент смерти фараона:

Погребальная камера Хоремхеба.

Примеры гробниц фараонов, живших до и после Тутанхамона, демонстрируют, что ГТ ни в коей мере не вписывается в древнеегипетские погребальные стандарты - ни размерами, ни планировкой. Обязательные коридоры не только не прорублены, они даже не планировались: вместо сакрального подземного мира, куда должен был отправиться усопший фараон, построены обычные складские помещения. Кроме того, декорирование гробниц идёт вразрез с утверждением Картера об украшении только погребальной комнаты - судя по всему, её вообще расписывали в последнюю очередь, т.к. в ряде случаев оставлена частично или полностью без декора и текстов "Книги мёртвых" (Амдуат).

Гробница Тутанхамона поражена уникальными грибками, нигде более не встречающимися

Первым заговорил о таинственных грибках, разумеется, сам Говард Картер (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"Поверхность стен покрыта маленькими коричневыми грибообразными наростами, зародыши которых, возможно, были занесены вместе со штукатуркой или с краской. Питательную среду для них создавала господствовавшая здесь сырость, выделявшаяся из штукатурки после того, как комната была запечатана."

О грибках сокрушались без малого сотню лет: в 2009 году Захи Хавасс снова жаловался в СМИ :

"Каждый раз, когда я смотрю на гробницу фараона, удивляюсь этим пятнам, происхождение которых не может объяснить ни один учёный."

Фрагмент фрески гробницы Тутанхамона, где отчётливо видны пятна.

В том же году ГТ закрыли на реставрацию, главной целью которой было выяснение природы происхождения пятен. Подрядчиком выступил Институт консервации Пола Гетти. Примерно через 2 года :

Вопросы были переадресованы микробиологу Ральфу Митчеллу из Гарвардского университета, и тот, наконец, разобрался с пятнами. Исследователи его группы взяли образцы штукатурки и краски со стен гробницы и провели их микробиологический и химический анализ. Выяснилось, что коричневый цвет пятнам придают меланины, продукты метаболизма грибков и некоторых бактерий, однако живых бактерий в образцах обнаружено не было. Как утверждают учёные, все они мертвы или, говоря по-научному, неактивны.

Больше того, изучив фотографии стен, сделанные 89 лет назад, исследователи увидели, что пятна с тех пор не изменились в размере. И хотя идентифицировать древние микроорганизмы ученым не удалось, они убедились в том, что пятна со временем не меняются и появились вскоре после захоронения знаменитого фараона-мальчика.

Эти пятна свидетельствуют о том, - говорит Митчелл, - что захоронение производилось в большой спешке.

Живых организмов в пятнах найти не удалось, следовательно пятна не росли, не было и грибковых наростов, о которых рассказывал Картер. Но каким образом появились сами пятна?

До недавнего времени цветные снимки фресок ГТ с высоким разрешением отсутствовали или были недоступны, а фотографии из каталога Говарда Картера для целей исследования непригодны. Но вышедший в 2008 году прекрасно исполненный фотоальбом "Treasures of the Pharaohs" (Delia Pemberton) разрешил эту проблему - его высококачественные снимки позволяют детально изучать фрески ГТ. Их увеличенные фрагменты выявили характерные дефекты: чёрная краска во многих местах расползлась:

Фрагменты фресок гробницы Тутанхамона. На профиле слева чёрная краска поплыла по контуру лица и вокруг глаз.

Это произошло из-за неверного подбора красок. Египтяне, тысячелетиями отрабатывавшие технологию изготовления фресок, таких промахов не допускали - разводы встречаются в единственном месте, в ГТ. И Говард Картер, рассказывая про грибковые наросты, которых в действительности не было, таким образом проговорился: "зародыши занесли вместе с краской". Такая краска известна - это экстракт гриба чаги, представляющий собой густую тёмно-коричневую жидкость. Картер надеялся, что в экстракте находятся грибковые зародыши, но их там не оказалось, о чём стало известно лишь после исследования Института Пола Гетти. Основной компонент экстракта, придающий ему характерный цвет, - меланин . Он понадобился, чтобы скрыть дефекты расползания чёрной краски на росписях ГТ - экстракт чаги попросту разбрызгали по стенам. И этот приём действительно сработал - учёные до сих пор оправдывают все встречающиеся несуразности в ГТ, включая пятна меланина на стенах, необыкновенной спешкой, выдуманной Картером. Кроме того, пятна создают видимость старения, без которого фрески выглядели бы как новые.

Мумия Тутанхамона в своём роде уникальна и не имеет аналогов среди мумий египетских царей

Два уровня смолы в черепе означают, что мумия дважды подвергалась бальзамированию. Это, безусловно, даёт ответ на вопрос о способе появления "мумии Тутанхамона": она была изготовлена из другой мумии простого смертного (не царского происхождения), которую нафаршировали сокровищами и поместили в золотой саркофаг, одев на неё золотую маску. Затем саркофаг с мумией наполнили бальзамирующей смолой и нагрели до высокой температуры, чтобы смола затвердела, создав видимость старения. Говард Картер в своей книге снова проговаривается:

"В своё время на золотой саркофаг было вылито около двух полных вёдер благовонной жидкости и столько же - на лежащее внутри его мёртвое тело."

Как можно узнать о консистенции бальзамирующего состава, его вязкости, количестве испарившихся фракций, если только не он собственноручно вылил 4 полных ведра благовоний?! При этом Картер перестарался с нагревом - возможно, спешил - и мумию сжёг, поэтому в книге ему пришлось жаловался на неумелых египтян:

"Чем больше продвигалась вперёд наша работа, тем очевиднее становилось, что и покров и сама мумия находятся в плачевном состоянии. Они полностью обуглились в результате воздействия жирных кислот, содержащихся в благовониях, которыми их пропитали."

Вид мумии, сожжённой Говардом Картером.

Обугливание "мумии Тутанхамона" следует добавить в вышеприведённый список аномалий под №7. Удивительно, однако, что версию Картера египтологи приняли за чистую монету и даже впоследствии развили до фантасмагоричной теории спонтанного самовозгорания . Их нисколько не смущает уникальность этого явления:

"Удивительное - почти сверхъестественное - открытие сделали британские учёные: антрополог Роберт Коннолли (Dr Robert Connolly) из Университете Ливерпуля (Liverpool University) - тот самый, который в 1968 году первым сделал рентген мумии Тутанхамона, и его коллега доктор Мэтью Понтинг (Dr Matthew Ponting). Они изучили образец, извлечённый из тела фараона, и пришли к выводу, что оно - тело, находясь уже в саркофаге, подверглось воздействию высокой температуры. Более 200 градусов . ... Откуда в саркофаге взялась высокая температура? Вряд ли, что его нагрели специально. С подобной практикой учёные ещё не сталкивались. Скорее всего, по их мнению, "кулинарный" жар был порождён химической реакцией, в которую вступили бальзамирующие вещества, матерчатые покровы и жировые ткани самого тела - при жизни фараон был весьма упитанным юношей. ... Коннолли и Понтинг полагают, что химическая реакция стала следствием некой ошибки при бальзамировании. Но какой? На этот счёт нет даже предположений. Учёные, кстати, не исключают, что фараон стал жертвой так называемого спонтанного самовозгорания человека (Spontaneous Human Combustion - SHC) или дьявольского пламени - загадочного явления, причины которого даже сегодня не до конца ясны." (выделено мной).

В связи с трагическими событиями, постигшими "мумию Тутанхамона" по воле Г.Картера, в частности термической карбонизацией, следует отметить, что в ней не может быть генетического материала, т.к. денатурация ДНК начинается при температуре около 70°C, а при температуре около 90°C ДНК полностью диссоциирует, не говоря уже о температуре свыше 200°C, до которой нагревался саркофаг вместе с мумией. Поэтому ДНК-анализы заведомо обречены либо на ошибочный результат, либо его отсутствие. Так, группа генетиков из швейцарского исследовательского центра iGENEA , изучив образцы ДНК, извлечённые из мумифицированных останков Тутанхамона, выяснила, что он якобы принадлежал к гаплогруппе R1b1a2 - наиболее типичной для Западной Европы. На самом же деле генетики обнаружили на мумии генетический материал, занесённый самими европейцами. Подобная контаминация образцов наиболее типична для такого рода исследований: получены результаты по генетическому материалу загрязнений, а ДНК "мумии Тутанхамона" обнаружить не удалось, следовательно популярные ныне рассказы о генетическом родстве кого-либо с Тутанхамоном лишены всяких оснований.

У гробницы Тутанхамона есть уникальная гробница-спутник, служившая в качестве подсобного помещения

В 2005 году группа американских археологов под руководством Отто Шадена сделала неожиданное открытие : в пяти метрах от ГТ находится шахта, уходящая в скальный массив. В феврале 2006 года выяснилось, что она ведёт к помещению, находящемуся на глубине 10 метров, которое сразу назвали гробницей и присвоили ей номер KV63, следующий за ГТ.

Отто Шаден перед проходом в KV63.

Однако при первом же осмотре стало понятно, что камера, имеющая размеры 4 на 5 метров, не предназначалась для захоронения, а использовалась в качестве хранилища и мастерской. В ней беспорядочно были сложены 7 саркофагов, набитых льняными бинтами и подушками, рядом были расставлены сосуды с натроном, смолами, битой керамикой, останками животных и людей. Учёные сделали вывод, что в этой камере производилось бальзамирование лишь одной мумии, при этом прямо указывают на мумию в ГТ:

"Учитывая расположение камеры, а также тот факт, что её вход был запечатан тем же аллювием, что и ГТ, кажется наиболее вероятным, что KV63 была основным тайником при бальзамировании Тутанхамона." (ibid.).

Одним из свидетельств такой связи послужил саркофаг №1 с изображением молодой женщины:

Попробуем отретушировать лицо и сравнить его с условным Тутанхамоном:

Слева - лицо на саркофаге №1 из KV63, справа - "маска Тутанхамона".

Разительное сходство не ускользнуло от глаз исследователей, но ему сразу придумали объяснение: это якобы Анхесенамон, сестра и одновременно жена Тутанхамона, т.е. царица-мать. Однако тому, что на женском саркофаге №1 отсутствовали символы принадлежности к царскому Дому, объяснения не нашлось. Как мы теперь понимаем, этот феномен находится в тесной связи с указанными ранее уникальными особенностями условного Тутанхамона: его мумия также имела не царское происхождение, соответственно царская символика, обнаруженная в ГТ, относилась не к фараону, а богине-матери.

Говоря о KV63, как о тайнике, в котором сохранились остатки бальзамирования Тутанхамона, учёные забывают, с чего началась эпопея с поисками Тутанхамона. Говард Картер подробно рассказывает об этом:

"Незадолго до окончания своих работ в Долине он [Теодор Дэвис - авт.] обнаружил в тайнике под скалой фаянсовый кубок, на котором было начертано имя Тутанхамона. Неподалёку от этого места он наткнулся на небольшое шахтовое погребение, где оказалась безымянная алебастровая статуэтка, ... а также сломанная деревянная шкатулка, в которой лежали обломки золотой пластинки с изображением и именами фараона Тутанхамона и его жены. На основании этих кусочков золотой пластинки Дэвис объявил, что им обнаружено погребение Тутанхамона . ... Немного восточнее этой могилы в первые годы своей работы Девис нашёл в неправильном по форме углублении, вырубленном в скале, склад запечатанных глиняных сосудов с иератическими надписями на плечиках. Когда их содержимое было наскоро осмотрено, оказалось, что оно в основном состоит из черепков посуды, полосок льняной ткани и прочих отбросов. ... Здесь были глиняные печати, некоторые с именем Тутанхамона, а другие - оттисками печати царского некрополя; обломки глиняных ваз с великолепной росписью; льняные головные повязки, на одной из которых начертана наиболее поздняя из известных дат правления Тутанхамона; цветочный венок из тех, что плакальщики надевали себе на шею во время похорон, и масса других самых разнообразных предметов. Все эти предметы, по-видимому, остались от похорон Тутанхамона: когда погребальная церемония окончилась, их собрали, уложили в сосуды и спрятали. " (выделено мной).

Из тайника, найденного Дэвисом.

Таким образом, тайник с предметами, оставшимися после похорон Тутанхамона, был найден Теодором Дэвисом ещё в начале 20-го века, следовательно KV63, обнаруженная спустя 100 лет, не может считаться хранилищем погребальной утвари Тутанхамона - там, очевидно, изготавливалась мумия, которую Картер выдал за царскую мумию Тутанхамона, сделав из неё самого знаменитого фараона.

К интересным особенностям KV63 можно отнести находившийся там 42-сантиметровый саркофаг из красного золота (золота с большим содержанием меди - свыше 50%):

Скрещённые на груди руки говорят о царском происхождении девочки-младенца, которой, тем не менее, внутри не оказалось. Очевидно, она была положена в ГТ и названа дочерью Тутанхамона.

(всего их было две).

Заключение

Если подсчитать, сколько раз в данной работе употреблялись слова "уникальный", "беспрецедентный" и "аномальный", то можно сделать вывод, что гробница Тутанхамона - это одно сплошное недоразумение. В действительности они являются эвфемизмами, прикрывающими сфальсифицированную Говардом Картером гробницу в Долине царей. Единственная его палочка-выручалочка, оказывающая на учёных гипнотическое действие - Тутанхамона хоронили в спешке - придумана им самим. Картер, безусловно, не мог действовать в одиночку - свой преступный промысел он вершил под эгидой египетских властей, у которых на волне повышенного интереса к Египту в мире разгорелся аппетит. Им удалось сотворить яркое, кричащее пошлостью шоу, привлекающее миллионы невзыскательных обывателей магическим сиянием золота и блеском драгоценных камней.

Но рано или поздно кто-то должен назвать вещи своими именами, ибо все перечисленные несуразности ГТ есть ничто иное, как доказательство самой грандиозной фальсификации за всю историю человечества.