Из истории алфавита. Почему букву Ф в русском языке называют буквой-бездельником
Какую букву называли бездельником лодырем разбойником в старом алфавите? Почему она считалась самой дорогой
- ер.Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917-1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
- а дорогой она, по-видимому, считалась потому, что на ненужные "еры" уходило до 8-10 % бумаги и чернил.
Л. Успенский в книге "Слово о словах" пишет, что
только в одном дореволюционном издании романа Л. Толстого "Война и мир" на
2080 страницах насчитывается 115 тысяч букв-бездельников, и если все буквы ер
собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, они заняли бы
70 с лишним страниц.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Особенности употребления ь и ъ в русском алфавите особенности употребления ь и ъ в русском алфавите 1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я: после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд; в словах иноязычного происхождения после…
Сколько в современном русском алфавите букв, названия… Сколько в современном русском алфавите букв, названия которых не включают в себя сами эти буквы? Русское письмо является звуковым, то есть в нём при помощи букв изображаются звуки. Буквы -…
Особенность употребления букв ь и ъ в русском… 1.Особенность употребления букв ь и ъ в русском алфавите. 2.Использование ь для обозначения мягкости согласных. 3.Написание ь после шипящих. 4.Правописание -тся- и -ться- в глаголах. 5.Употребление разделительных ь и ъ..1 слитное написание приставок и раздельное написание предлогов 2 правописание не с глаголами. Ъ знак пишется…
МОУ «ПАВЛОВСКАЯ ООШ»
Лингвистический праздник для 5-9 классов
«История нашей азбуки»
2 ведущий. Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом. Они переписывали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.
1 ведущий. Жизнь солунских братьев была служением славянской культуре .
2 ведущий. Братья Константин (после принятия монашества - Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника . Их детство прошло в двуязычной среде - греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам.
1 ведущий. В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать Кирилл, младший из братьев. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.
2 ведущий. После долгих поисков Кириллу наконец посчастливилось встретить приезжего человека, который знал латинский язык.
На сцену выходит Кирилл и Приезжий человек.
Кирилл. Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. Мне так хочется прочитать книгу на латыни!
Приезжий. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы тебе объяснить каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много пользы мне от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учёными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.
Кирилл. И всё же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.
Приезжий. Попробуй, только я тебе в это не помощник.
Кирилл и Приезжий человек уходят со сцены, затем вновь возвращаются.
1 ведущий. Через год приезжий снова повстречал на улице Кирилла.
Приезжий. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудрости латыни? Или уже позабыл о своём желании?
Кирилл. Я о нём не забыл, но теперь я сам изучаю латинский язык.
Приезжий. Как можно самому научиться незнакомому языку?
Кирилл. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя фраза за фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и многие другие латинские книги мне понятны.
Кирилл и Приезжий человек уходят за кулисы, затем выходят уже взрослые Кирилл и Мефодий, садятся за стол, что-то пишут во время рассказа ведущих.
2 ведущий. Вскоре Кирилл выучил греческий и арабский языки и прославился своей учёностью.
1 ведущий. После Солуни Кирилл продолжал учиться в Константинополе.
2 ведущий. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, потом преподавал в университете философию: знания, усвоенные в юности, не остались лежать мёртвым грузом.
1 ведущий. По поручению византийского императора Михаила 3 Контантин-Кирилл начал составлять славянскую азбуку. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл направился в монастырь к старшему брату Мефодию. Брат был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил лучшие свои годы военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восточных славян, Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создать письменность для славян, предложенная ему младшим братом.
2 ведущий. Когда азбука была готова, братья начали переводить на славянский язык церковные книги. Они работали с утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. Как только первые книги были переведены с греческого языка на славянский, братья с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность солунских братьев быстро вышла за пределы, указанные им императором. Они усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основали новые церкви.
Кирилл и Мефодий уходят за кулисы.
1 ведущий. В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли огромный вклад в развитие славянской культуры.
2 ведущий. После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучать славянский язык. Славянам вменялась чуждая латынь. Дело Кирилла и Мефодия у западных славян, несмотря на упорную и длительную борьбу, которую они вели с влиянием Рима, потерпело поражение. Но зато идеи просветителей прочно утвердились в Болгарии, а оттуда славянская грамота пришла в Сербию и на Русь.
1 ведущий. Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на славянском языке.
2 ведущий. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
1 ведущий. Лишь в петровское время в наш алфавит понадобилось внести изменения.
На сцену выходит военный в мундире и в треуголке.
Военный. Господа! Царским указом велено упростить наше письмо. Отныне отменяются буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «зело», «омега». Они стали обузой в русском языке и поэтому из него исключаются.
Военный подходит к стенду, убирает с него названные буквы.
2 ведущий. Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке.
Военный. Это буквы «э», «я», «и-краткое», «е».
Военный прикрепляет на стенд карточки с названными буквами и уходит.
1 ведущий. В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году.
На сцену выходит Красноармеец в будёновке.
Красноармеец. Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов.
Красноармеец подходит к стенду, снимает устаревшие буквы алфавита.
2 ведущий. Наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. Так, в английском алфавите, состоящем из 26 букв, при записи иностранных слов из славянских языков звук «ч» изображается двумя буквами - ch, «ш» - также двумя - sh, а звук "щ" передаётся четырьмя - shch. В русском языке есть и специальные буквы для изображения сочетаний звуков «if" и "io".
1 ведущий. Наша азбука удивительна! И сейчас, в 21 веке, она поражает нас удобством и простотой.
2 ведущий. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.
На сцену выходят две команды игроков и ведущий викторины.
Викторина
Учитель. Теперь, когда вы узнали о том, как был создан славянский алфавит и какие изменения претерпела наша азбука за 11 веков своей истории, мы можем перейти к лингвистической викторине. Прежде чем начнётся это соревнование, представляю вам его участников.
Учитель представляет игроков двух команд.
Учитель. А теперь позвольте представить жюри
1 тур - разминка.
· Каждая команда соревнуется, кто быстрее расположит слова в алфавитном порядке. Слова надо написать в алфавитном порядке на листе.
Календарь, карта, буква, библиотека, автомобиль, авиация.
Кто больше за 1 минуту запишет слов с корнем - един -
Вспомните как можно больше названий букв кириллицы. Называть буквы надо по очереди.
1 тур - викторина. На обдумывание даётся не более 30 секунд. Жюри оценит, насколько ваш ответ был полным и грамотным.
Объясните происхождение слов «азбука», «алфавит» | Азбука - слово исконно русское по происхождению, алфавит - греческое. Оба эти слова образованы от названия букв русского «АЗ» и «БУКИ» (первое) и греческого «АЛЬФА» и «БЕТА» или «ВИТА» в среднегреческом произношении (второе) языков. |
Являются ли слова «азбука» и «алфавит» синонимами? | Слово «азбука» обозначает «совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке». Алфавит - то же самое, что и азбука. Слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами. |
Где используется алфавитный порядок? | Алфавитный порядок используется при составлении словарей, справочников, списков. Это облегчает поиск нужного слова. |
Какие буквы были устранены из старославянской азбуки? | Зело, и-десятеричное, омега, ять, юс малый, юс большой, кси, пси, фита, ижица |
Какие новые буквы были введены в славянский алфавит? | В 18 веке: э, я, - которые употреблялись в письменной практике с 16 века В 1735 году Академия наук узаконила букву «й» Букву «е» в 1797 году впервые применил Карамзин |
Известно ли вам, как называлась славянская азбука, которая почти полностью совпадала с кириллицей по алфавитному составу, но отличалась от неё формой букв? | Это глаголица. Она названа от слова «глагол», т. е. «слово», «речь» |
Есть выражение «ходить фертом». С какой букой кириллицы это связано? Почему? Покажите, как стоять или ходить фертом. | Это выражение связано с буквой «ферт» или «эф» в современной русской азбуке. Стоять фертом - подбоченившись. Эта поза напоминает форму буквы. |
В каком веке была проведена первая реформа азбуки? | В начале 18 века при Петре 1 |
Каковы результаты реформы русского правописания, проведённой после Октября 1917 года? | Были изъяты буквы ять, и-десятеричное, фита, ер после согласных на конце слов и частей сложных слов. |
Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке : беспредложный, звательный, местный, указательный | |
Как чтят память Кирилла и Мефодия в славянских странах? Есть ли памятники славянским просветителям? Где они установлен? | Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности. В Болгарии учреждена награда - орден Кирилла и Мефодия. В 1932 году в болгарском городе Казанлыке и в 1992 году в Москве были установлены памятники славянским просветителям. |
В каких странах мира используют кириллицу в наши дни? | Во многих странах СНГ, а также в Болгарии, Югославии, Монголии |
3 тур -Прочитайте вопросы и попытайтесь на них самостоятельно ответить. На подготовку даётся 5 минут.
Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйте их перевести на современный русский язык. Подберите к ним родственные слова, которые используются в наши дни: ПРЬСТЪ, ШЕЛОМЪ, ТЪЩЕТА, ЛОВИТВА, ДРУЖИНА, ДЛАНЬ | ПРЬСТЪ - палец - напёрсток ШЕЛОМЪ - шлем - ошеломить ТЪЩЕТА - суета - тщетный ЛОВИТВА - охота - ловить ДРУЖИНА - войско - дружинник ДЛАНЬ - ладонь |
Известно, что во многих западноевропейских языках нет особых букв для обозначения на письме некоторых звуков. Подумайте и ответьте: как изображаются Ч и Щ в известных вам европейских языках, например, по-английски, по-французски или по-немецки | Ч - в англ. Ch, во французском tsh, в немецком tsch Щ - в английском shch, во французском stch, в немецком schtsch |
На каком зыке был создан летописный свод «Повесть временных лет»? | Он была написана в 11 веке на древнерусском языке. Он сформировался в Киевской Руси в 8-14 столетиях и был предшественником русского, украинского и белорусского языков |
В кириллице буквы, помимо звукового значения, имели и числовое Для того чтобы буквы читать как обозначение числа, справа и слева от них ставились точки, а над буквами надстрочный знак «титло», указывающий на сокращённое написание. Определите, какие числительные выражены сочетаниями приведённых ниже букв |
Каково мирское имя Кирилла? | Константин |
Кем был отец братьев? | Военачальник |
Какой буквы сейчас нет в русском алфавите: аз, буки, како, омега? | |
Какую букву называли буквой-страшилищем, буквой-пугалом: буки, ижица, ять, юс малый | |
Кто изобрёл букву Ё? | Карамзин |
В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий? | |
Какую букву называли «лодырем, дармоедом, бездельником »: ять, ижица, ер, юс? | |
Назовите год рождения буквы Ё | |
Когда празднуется день Кирилла и Мефодия? | |
Какой буквы сейчас нет в русском алфавите: живите, люди, слово, зело? | |
Буквы употреблялись для обозначения чисел. Какая буква употреблялась для обозначения числа 3: люди, аз, веди, глагол? | |
Кого считают основоположником русского литературного языка: Державина, Пушкина, Ломоносова, Лермонтова? | |
Какой буквы не было в кириллице: покой, добро, твердо, небо? | |
Кто провёл первую реформу азбуки? |
Учитель. Слово предоставляется жюри.
Вы успешно справились с трудными заданиями. Я думаю, что в будущем вам предстоят и другие занимательные путешествия по страницам русской лингвистики.
Handur
19:21 Да мы его вообще биороботом называли. Он странный.
19:22 Он фуражку поправлял резким дёрганьем головы.
19:22 Скосилась она у него. Он так дрыг! головой и фуражка точнохонько на место становилась
Неграм не нравится, когда мы их называем "неграми", и они требуют, чтобы их называли "афроамериканцы". ок.
Мне не нравится, когда они называют меня "/без разницы как/", и я требую, чтобы они меня называли "мой белый господин".
Договорились?
ЕР
Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917-1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
Как только не называли ер: "бездельником", "лодырем", "дармоедом", "разбойником", "кровососом"! И действительно, буква эта на конце слова пожирала более 8 % времени и бумаги.
Ни на какие аналогии не наталкивает?
И рыцари ходили по Камелоту молча, ибо дамы наложили на них обет Политической Корректности, по которому нельзя было назвать подлеца подлецом, вора - вором, разбойника - разбойником, ведьму - ведьмой, людоеда - людоедом. И говорили про безумца: "Он неадекватен", и величали главаря разбойничьей шайки "полевым командиром", а саму шайку - "вооруженным формированием", ведьмы стали "народными целительницами", людоеды - "лицами, практикующими каннибализм".
Чернолицего арапа отныне называли "афробританцем", и даже самый обычный дурак стал теперь "представителем интеллектуального большинства"...
M. Успенский, "Кого за смертью посылать"
Любопытствующему:
"Нет, ну скажите мне, чем люди руководствовались, когда называли село "НОВОДРАЧЁНИНО"? Такое село действительно существует в Алтайском крае (там же есть СТАРОДРАЧЁНИНО), можете проверить на Википедии".
Смею предположить, что название деревни пошло от одного блюда. "Драчена - мучное блюдо белорусской кухни, распространенное также среди русского населения северо-западных областей России. В прошлом драчена считалась лакомым, не повседневным, а праздничным блюдом. В отличие от других мучных блюд на нее шла не только черная мука (ржаная), но и половина белой (пшеничной). Кроме того, в драчену входило гораздо больше яиц, молока и масла, чем в другие мучные блюда".
А то, о чем некоторые подумали в меру своей испорченности, пишется через "о".
С уважением, без-пяти-минут-филолог
Когда появилось пиво в ПЭТ-буылках их называли "титьками". Как то я подошел к ларьку и слегка наклонившись спросил: "у вас пиво в титьках есть?",из окошка дикий ржач, нагибаюсь ниже-на прилавке груди продавщицы, наверное 10-го размера, она:"Че там только нет!".
xxx: Про одного парнишку рассказывали, ну так у него имя было Баян,так и всегда называли его Баяном...а у его младшего брата было имя Ильдар...но только не Ильдаром звали,а Аккордеоном;)))
В армии было:
Вечером у нас личное время (офицеры и сержанты называли его "лишнее").
Пишем письма на родину. Ко мне подходит сослуживец Марат (только-только
призвался) и просит выручить парой конвертов. При этом в руках у него
этих конвертов целый ворох.
- А эти что? - интересуюсь.
Тут его прорывает:
- Да что за конверты, и где их только делают! Ни один не
заклеивается!..
и т. д. и т. п. (Ругался минуты две).
Пока он ругался, я беру его конверты, рассматриваю. Там, где должна
быть полоска клея, ничего нет. Т. е. клея нет - только бумага.
В дальнейшем разговоре выясняется, что Марат не проводил по клеевой
полоске языком один раз, как все нормальные люди, а старательно ее
облизывал, т. к. на вкус она была сладковатой и потому ему
приглянулась. Облизывание продолжалось до полного исчезновения
сладкого вкуса, т. е. собственно клея.
А позже на гражданке узнал, что клей не только лижут, но и нюхают.
Правда, сам не распробовал до сих пор:)))
В старину взятку называли мздой, а взяточников - мздоимцами.
Кто-нибудь знает, как называли взяткодателей? "Мздуны"?
Анекдот от 26 мая.
В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря висит огромная икона
"Страшный суд". В верхней части праведники, внизу грешники, а по
диагонали выписан огромный Змей. На его теле нарисованы десятки
кружочков, в каждый вписано название какого-нибудь греха. Лет
двадцать назад был там на экскурсии.
Обратите внимание, сказала экскурсовод - указано даже "винопитие" и
"непочитание родителей" - но нет греха взяточничества! В старину
это, видимо, грехом не считалось. И сейчас не считается, вполголоса
заметил кто-то.
Поэтому вряд ли "мздунов" как-то особо называли: ведь давали - ВСЕ!
п. Жуково,
Смоленская обл. Праздник славянской письменностиУважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок по развитию речи в 6-м классе «Праздник славянской письменности», который рассчитан на 2 часа и проводится в конце мая (24–27).
ХОД УРОКА
I. Слово учителя о Кирилле и Мефодии.
Ребятам предлагается делать краткие записи, чтобы в конце занятий принять участие в викторине. Группе сильных учеников поручается составить план рассказа учителя. Еще одна группа готовит вопросы классу.
Кирилл и Мефодий – братья, создатели славянского алфавита. Кирилл принял это имя перед смертью при пострижении в монахи, его мирское имя – Константин.
Родились они в семье византийского военачальника из города Салоники. Константин был очень способным учеником. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Он стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло. Он получил блестящее образование в Константинополе. Его учителями были крупнейшие представители интеллектуальной элиты: Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский (эти имена можно записать на доске). Скоро он стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии в Константинополе. Он был защитником православия, спорил с еретиками (значение этого слова уточняется и записывается в тетрадях: еретик, мн. еретики – инакомыслящий, заблуждающийся, отступник от православной веры). Затем он преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила, и он перебрался в Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг.
В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним на апостольское служение. Они отправились вместе.
Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Для этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу) и перевели на славянский язык Евангелие и иные богослужебные книги. Устраивая училища для юношей, они приобрели много учеников. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, они отправились с ними в Рим.
Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма и требовавшего, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке.
По прибытии в Рим Кирилл тяжело заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл. Через 50 дней он умер. Папа Николай I Великий освятил священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами.
В конце 869 года Мефодий был поставлен архиепископом практически всей Великой Моравии. В 870 году во время войны Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей Швабии, где содержался в очень жестоких условиях. Население восстало против такого произвола, вмешался Папа Иоанн VIII. Он написал епископу Падуанскому, Гермерику: «Жестокость твоя превышает жестокость любого светского тирана, даже звериную свирепость: поместить в заключение брата нашего и епископа Мефодия; в течение долгого времени держать лютою зимой, во время урагана, под открытым небом, оторвать его от выполнения им церковных обязанностей! И ты дошел до такой степени безумия, что на синоде ударил бы его кнутом, если бы тебе не помешали другие». Вмешательство Папы сделало свое дело: новый моравский князь Святополк добился освобождения Мефодия.
Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.
В 1349 году в честь Кирилла и Мефодия был установлен праздник. Ежегодно 24 мая болгарский народ, а теперь и все славянские народы устраивают праздник Кирилла и Мефодия. В этот день в Болгарии города и села утопают в цветах. Торжество начинается с демонстрации. С высоко поднятыми над головами книжками, глобусами, плакатами, шумной толпой проходят учащиеся по улицам. Их приветствуют писатели, рабочие, учителя.
Учитель проверяет, как сильные ученики справились с заданием.
Возможный план рассказа учителя
1. Братья Кирилл и Мефодий в юности:
а) Константин – способный ученик;
б) библиотекарь при церкви;
в) на Олимпе вместе с Мефодием.
2. Кирилл и Мефодий идут на апостольское служение к хазарам.
3. Жизнь среди славян. Трудности и победы.
4. Борьба немецкого духовенства против учения Кирилла и Мефодия.
5. Смерть Кирилла и дальнейшая деятельность Мефодия.
6. Заключение Мефодия в тюрьму и недовольство народа.
7. Смерть Мефодия и учреждение праздника в честь святых.
Ученики, готовившие вопросы, задают их классу.
Викторина «Кто внимательнее»
(возможные вопросы для викторины)
– Мирское имя Кирилла? (Константин.)
– Кем был отец братьев? (Военачальник.)
– Чем поражал Кирилл учителей? (Способностями.)
– Какую почетную должность занимал Кирилл при
церкви Папы Николая I Великого? (Был
библиотекарем.)
– Кто такие еретики и какое отношение они имеют к
братьям? (Инакомыслящие, заблуждающиеся.)
– Как прозвали Кирилла в Константинополе и за
что? (Философ.)
– Зачем отправились братья из Константинополя к
хазарам? (Проповедовать истинное учение.)
– Почему все народы поддерживали Кирилла и
Мефодия?
II.
(На плакате, вывешенном на доске, представлена славянская азбука.)
– Вглядитесь в очертания букв этой ушедшей азбуки. Какие буквы по очертанию сохранились в русской азбуке, какие вообще исчезли?
(Подготовленный ученик рассказывает, как учили грамоте на Руси. При наличии театральных способностей у ребят этот материал можно инсценировать.)
Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания. Так изображена школа на одной из гравюр 1634 года.
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).
Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».
Учили каждую букву по ее названию. (Учитель может проиграть эту ситуацию с группой ребят.)
Названия этих букв записаны на доске. Дети пытаются выучить их и рассказать учителю (I группа).
Прежде всего ученик должен был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а потом вразбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов.
Склады были напечатаны в букваре: ба ва га да жа... бе ве ге де... Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уж произносил так, как надо при чтении:
Буки-аз – ба
веди-аз – валюди-есть – ле
покой-он – по
После складов в две буквы шли склады в три буквы и так далее. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.
– Послушайте отрывок из книги Н.Кончаловской «Наша древняя столица» (читает подготовленный ученик).
Как церковный грамотей в старину учил детей
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.
– Понравилось ли вам в школе Руси?
Почему?
– Кто, чему и как обучал детей?
– Почему «трудно грамота давалась нашим предкам
в старину»?
– Согласны ли вы с тем, что учиться должны были
только мальчики?
III.
А вот как вспоминает о постижении грамоты А.М. Горький. (Инсценировка.)
Комната,
печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука.
Рядом пристроился Алеша.
– Ну-ка, ты, пермяк соленые уши, поди сюда! Садись,
скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз.
Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
– Буки.
– Попал! Это?
– Веди.
– Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
– Добро.
– Попал. Это?
– Глаголь.
– Верно. А это?
– Аз.
– Интересно, почему же до нас не дошла азбука, по
которой учились наши предки?
Слово учителя
В начале XVIII века Петр I провел реформу
азбуки. Трудные для написания буквы были
заменены так называемым гражданским шрифтом.
Такого вида буквами с небольшим изменением
пользуемся мы и сейчас.
В 1917–1918 годах была новая реформа, из азбуки были
исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер»
в
конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали
из алфавита?
1-й ученик
(демонстрирует букву).
Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на
значок, которым астрономы изображают планету
Сатурн. Буквы «ять» и е
произносились
совершенно одинаково.
До изгнания из азбуки букву «ять» называли
«буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как
она затрудняла правописание и приносила
(особенно школьникам) много огорчений. Им
приходилось механически изучать правила на
«ять». Ошибки на «ять» считались самыми
страшными. Выражение «знать на ять»
свидетельствовало о наилучших познаниях.
2-й ученик (демонстрирует букву). «Ижица» выглядела, как римское v и чем-то напоминало перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».
3-й ученик
. Буква «ер» (ъ
),
так называемый твердый знак, сейчас считается
полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту
же скромную роль: отделяет согласную приставки
от гласной. А до реформы 1917–1918 годов эта буква
писалась в конце слов после твердых согласных.
Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем»,
«разбойником», «дармоедом», «кровососом» и
другими подобными словами. Буква «ер» на конце
слов пожирала более 8% времени и бумаги.
4-й ученик
(демонстрирует букву).
Давно забытая буква «фита» () и хорошо знакомая нам буква ф
– «ферт» – передавли один и тот же звук,
изначально, кстати, несвойственный русскому
языку; когда-то обе буквы попали в
старославянский язык из греческого вместо со
словами, в которых они встречались. Например,
слово финик
восходит к греч. , а имя Федор
(еодоръ)
содержит
элемент («бог»).
Фита встречалась намного реже: уже в греческом
языке, на котором говорили солунские братья, она
была архаизмом. Древнееврейские, египетские,
арабские слова, пришедшие к нам через посредство
греческого, а позже – латинские, английские,
французские, немецкие и прочие – все они могли
писаться только через ферт.
Народ заметил забавное сходство между рисунком
этой буквы и осанкой подбоченившегося человека.
Сначала слово ферт
означало «руки в боки,
подбоченясь», затем появилось выражение ходить
фертом
. В переносном смысле оно означает «быть
самодовольным щеголем, держаться с показным
ухарством и молодечеством».
Заключительное слово учителя
Таким образом, мы с вами узнали, какие изменения произошли в русской азбуке, в ее численном и буквенном составе. Немного познакомились со святыми, в честь которых названа была первая азбука. А теперь небольшая викторина.
Викторина «Кто внимательнее»
– Когда празднуется день Кирилла и
Мефодия?
– Почему кириллица не дошла до нас?
– Кто внес изменения в русскую азбуку?
– Какую букву называли «буквой-страшилкой»? За
что?
– Что значит ходить фертом
? С какой буквой
это связано?
– Какая буква была настоящим бездельником и
самой дорогой буквой в мире? Почему?
– С какой буквой связано выражение прописать
ижицу
?
Во фразеологическом словаре есть очень интересное выражение «ходить фертом», что означает: ходить «руки в боки», словно собираясь пуститься плясать. Человек в таком виде похож на букву «эф», которую в славянской азбуке называли «ферт». В славянской азбуке имелось даже несколько букв: «фита» и «ферт», которые обозначали звук «ф».
Порой, дело могло дойти до курьезов. К примеру, в справочнике «Весь Петроград» люди, фамилия которых была Федоров, были в разделе на «фиту» и на «ферт», потому что эту фамилию можно было писать через обе эти буквы, а это существенно затрудняло поиск.
Зачем же потребовались две буквы, чтобы обозначить один звук? К тому же, не только двух букв много, но и одна буква, обозначающая звук «ф», у нас «разгильдяйничает». Дело в том, что в русском языке слишком мало слов с «чистым» звуком «ф» (фи, уф, фыркнуть, тьфу).
В русском языке очень часто звук «ф» слышится в таких словах, как «кров», «рукав», «травка», но этот звук является не чем иным, как оглушенным «в», потому что перед гласной мы слышим звук «в»: «рукава», «крова».
Буквы «фита» и «ферт» попали в наш алфавит только потому, что в греческом алфавите тоже были обе буквы: «ферт», обозначающая звук «пх», и «фита» (иначе «тэта») обозначающая звук «тх». Слова «арифметика», «Федор» писались через «фиту», а «Филипп» - через «ферту».
У греков строго соблюдалось различие употребления этих букв. А в русском языке двойной звук «ф» вносил только путаницу, поэтому в 1918 году «фита» была исключена из нашего алфавита.
А нужна ли нам вообще буква «эф»? Да, ей нашлось применение. Она стала для нас, как «переводчица». Когда к нам попадает чужое слово со звуком «ф», тогда нужна буква «эф». Именно таким образом и появились в русском языке слова «лифт», «фокус», «факел», «фотография».