Болезни Военный билет Призыв

«Июльский день: сверкает строго…» А. Белый. Анализ стихотворения Андрея Белого “Июльский день: сверкает строго…”

«Июльский день: сверкает строго…» Андрей Белый

Июльский день: сверкает строго
Неовлажненная земля.
Неперерывная дорога.
Неперерывные поля.
А пыльный полудневный пламень
Немою глыбой голубой
Упал на грудь, как мутный камень,
Непререкаемой судьбой.

Недаром исструились долы
И облака сложились в высь.
И каплей теплой и тяжелой,
Заговорив, оборвались.
С неизъяснимостью бездонной,
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Играет месяц над водой.
Недостигаемого бега
Недостигаемой волны
Неописуемая нега
Неизъяснимой глубины.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Июльский день: сверкает строго…»

Стихотворение «Июльский день: сверкает строго…» относится к пейзажной лирике Белого. Сюжетно оно разделено на три части. В первых восьми строках перед читателями предстает жаркий летний день. Земля истомилась, исстрадалась без живительной влаги. Нещадно палит солнце, словно обжигая природу пламенем, — пыльно, душно, тяжело дышать. Поэт показывает пейзаж в статике. Действительно, сложно представить какое-либо активное движение в столь мучительную и изматывающую жару. К тому же, в мировом искусстве летний полдень часто воспринимается как время, когда природа засыпает, когда большая часть живых существ предпочитает отдых в тени пребыванию на солнцепеке. Пейзаж разворачивается по горизонтали. Белому важно продемонстрировать его бескрайность, бесконечность – «непрерывная дорога», «непрерывные поля». Период полуденного томления продолжается недолго.

Во второй части стихотворения рисуемая поэтом картина сильно меняется. Небо затянули облака. На «неовлажненную землю» полился столь желанный, столь долгожданный дождь, дарующий жизнь и спасение от жары. Если ранее пейзаж разворачивался по горизонтали, то сейчас взгляд Белого скользит по вертикали. В центре его внимания – живительная влага, падающая с небес на землю. Вторую часть рассматриваемого текста отличает динамика. Движение здесь связано с водой, вода – с жизнью. Подобный взгляд характерен для тютчевской лирики, с которой Белый был хорошо знаком. Шум дождя в стихотворении «Июльский день: сверкает строго…» похож на разговор. Капли его тяжелы и теплы, способны напитать землю. В третьей части произведения наступает темнота, иссякает водный поток, обрушившийся с небес. Приходит ночь, появляется «молочный, ломкий, молодой» месяц. Природа отдохнула, очистилась, преобразилась, воцарилась «неописуемая нега». Заключительное четверостишие – воспевание величественной живительной силы дождя.

Стихотворение «Июльский день: сверкает строго…» — великолепный образец пейзажной лирики Андрея Белого. Для описания природы поэт использует множество средств художественной изобразительности: оригинальных метафор, ярких эпитетов, красивейших метафор, нетривиальных сравнений. Благодаря этому, перед глазами читателей возникают и жаркий июльский день, и спасительный летний дождь, и тихая спокойная ночь, в которую на землю с небес взирает молодой месяц.

Стихотворение “Июльский день: сверкает строго…” относится к пейзажной лирике Белого. Сюжетно оно разделено на три части. В первых восьми строках перед читателями предстает жаркий летний день. Земля истомилась, исстрадалась без живительной влаги. Нещадно палит солнце, словно обжигая природу пламенем, – пыльно, душно, тяжело дышать. Поэт показывает пейзаж в статике. Действительно, сложно представить какое-либо активное движение в столь мучительную и изматывающую жару. К тому же, в мировом искусстве летний полдень часто воспринимается как время, когда природа засыпает, когда большая часть живых существ предпочитает отдых в тени пребыванию на солнцепеке. Пейзаж разворачивается по горизонтали. Белому важно продемонстрировать его бескрайность, бесконечность – “непрерывная дорога”, “непрерывные поля”. Период полуденного томления продолжается недолго.

Во второй части стихотворения рисуемая поэтом картина сильно меняется. Небо затянули облака. На “неовлажненную землю” полился столь желанный, столь долгожданный дождь, дарующий жизнь и спасение

от жары. Если ранее пейзаж разворачивался по горизонтали, то сейчас взгляд Белого скользит по вертикали. В центре его внимания – живительная влага, падающая с небес на землю. Вторую часть рассматриваемого текста отличает динамика. Движение здесь связано с водой, вода – с жизнью. Подобный взгляд характерен для тютчевской лирики, с которой Белый был хорошо знаком. Шум дождя в стихотворении “Июльский день: сверкает строго…” похож на разговор. Капли его тяжелы и теплы, способны напитать землю. В третьей части произведения наступает темнота, иссякает водный поток, обрушившийся с небес. Приходит ночь, появляется “молочный, ломкий, молодой” месяц. Природа отдохнула, очистилась, преобразилась, воцарилась “неописуемая нега”. Заключительное четверостишие – воспевание величественной живительной силы дождя.

Стихотворение “Июльский день: сверкает строго…” – великолепный образец пейзажной лирики Андрея Белого. Для описания природы поэт использует множество средств художественной изобразительности: оригинальных метафор, ярких эпитетов, красивейших метафор, нетривиальных сравнений. Благодаря этому, перед глазами читателей возникают и жаркий июльский день, и спасительный летний дождь, и тихая спокойная ночь, в которую на землю с небес взирает молодой месяц.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Ловелас и смутьян, покоритель женских сердец и дамский угодник, Андрей Белый в 1905 году влюбился в супругу Александра Блока, Любовь Менделееву. Как он сумел очаровать...
  2. У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали. Поэт Андрей...

Выполнила: Леушина Ольга,
магистрант 1 года обучения, «Литературное образование»

Анализ стихотворения А. Белого «Июльский день: сверкает строго»
Текст стихотворения.
* * *
Июльский день: сверкает строго
Неовлажненная земля.
Неперерывная дорога.
Неперерывные поля.
А пыльный полудневный пламень
Немою глыбой голубой

Непререкаемой судьбой.

Недаром исструились долы
И облака сложились в высь.
И каплей теплой и тяжелой,
Заговорив, оборвались.
С неизъяснимостью бездонной,
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Играет месяц над водой.
Недостигаемого бега
Недостигаемой волны
Неописуемая нега
Неизъяснимой глубины.
1920

Анализ стихотворения.
«Июльский день...» - это пейзажное стихотворение, в котором этот июльский день и описывается. Произведение написано в стиле символизма, с характерной ему эмоциональностью и свойственными художественно-выразительными средствами.
В конце стихотворения автор практически идеализирует некоторые образы, показывая их совершенство»:
Недостигаемого бега
Недостигаемой волны
Неописуемая нега
Неизъяснимой глубины.
Андрей Белый показывает, что этого сделать нельзя: нельзя достигнуть бега и волны, описать негу и объяснить глубину.

Образность этого стихотворения заключена и в знаках препинания. В конце многих строк автор ставит точку, что означает законченность, а значит, смысловую паузу.
С помощью этих средств выразительности, стихотворение наполняется эмоциональной глубиной, необычным ритмом и запоминающимися образами.

Архитектоника текста.
№ Стихотворной строки
Стихотворный размер
Количество пиррихиев
Клаузула
Рифма

Женская
a

2.
Неовлажненная земля.
Четырёхстопный ямб
2
Мужская
b

3.
Неперерывная дорога.
Четырёхстопный ямб
2
Женская
a

4.
Неперерывные поля.
Трёхстопный хорей с усечённой стопой
2
Мужская
b

5.
А пыльный полудневный пламень

1
Женская
c

6.
Немою глыбой голубой
Четырёхстопный ямб
1
Мужская
d

7.
Упал на грудь, как мутный камень,
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская
c

8.
Непререкаемой судьбой.
Четырёхстопный ямб
1
Мужская
d

9.
Недаром исструились долы
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
1
Женская
e

10.
И облака сложились в высь.
Четырёхстопный ямб
1
Мужская
f

11.
И каплей теплой и тяжелой,
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
1
Женская
e

12.
Заговорив, оборвались.
Четырёхстопный ямб
2
Мужская
f

13.
С неизъяснимостью бездонной,
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
2
Женская
g

14.
Молочный, ломкий, молодой,
Четырёхстопный ямб
1
Мужская
h

15.
Дробим волною темнолонной,
Четырёхстопный ямб с усечённой стопойh
1
Женская
g

16.
Играет месяц над водой.
Четырёхстопный ямб

Мужская
h

17.
Недостигаемого бега
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
2
Женская
i

18.
Недостигаемой волны
Четырёхстопный ямб
2
Мужская
j

19.
Неописуемая нега
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
2
Женская
i

20.
Неизъяснимой глубины.
Четырёхстопный ямб
2
Мужская
j

Стихотворение состоит из пяти катренов, о чём также свидетельствует особая композиция рифмовки. Рифма перекрёстная, точная.

Для стихотворения характерна полиметрия, чёткий графический ритм.
______________
____________
_________
_________
______________
____________
______________
____________
______________
____________
____________
__________
______________
__________
______________
____________
__________
__________
__________
_____________
Инверсия: Играет2 месяц1 над3 водой4
Эпитеты: июльский, неовлажнённая, непрерывная, пыльный, полудневный, немою, голубой, мутный, непререкаемой, тёплой, тяжёлой, бездонной, молочный, ломкий, молодой, темнолонной, недосигаемой, неописуемая, неизъяснимой.
Метафора: день сверкает; полудневный пламень; немою глыбой; неизъяснимость бездонная.
Сравнение: как мутный камень
Олицетворение: заговорив, оборвались.
Неологизмы: исструились, темнолонной,

Повторы: неперерывная дорога/неперерывные поля недостигаемого бега/недостигаемой волны
Градация: непрерываная дорога непрерывные поля
Динамика: сверкает; упал; исструились; сложились; заговорив; оборвались; дробим волною; играет, бег.
Статика: строго; неовлажнённая земля, непрерывная дорога, поля, пыльный, полудневный пламень, немою, голубой, мутный камень, непререкаемой судьбой, каплей тёплой, тяжёлой, бездонной, молочный, ломкий, молодой месяц, темнолонной, недосигаемой волны, неописуемая нега, неизъяснимой глубины, долы, облака, высь, над водой,

Хронотоп
Время
Пространство

Июльский день
Неовлажнённая земля

Пыльный полудневный пламень
Непрерывная дорога

Месяц
Непрерывные поля

Исструились долы

Облака сложились ввысь

Дробим волною темнолонной

Недосигаемой волны

Звукопись

Ассонанс
Аллитерация

Неовлажнённая земля
Непрерывная дорога

А пыльный полудневный пламень
А пыльный полудневный пламень(стечение согласных)

Немою глыбой голубой
сверкает строго

Недаром исструились долы(Стечение гласных)
Непререкаемой судьбой.

Дробим волною темнолонной,
Недаром исструились(стечение согласных)

Молочный, ломкий, молодой,
И каплей теплой и тяжелой, (стечение согласных)

Неописуемая нега(Стечение гласных)
Заговорив, оборвались.

Неизъяснимой глубины.
С неизъяснимостью бездонной, (стечение согласных)

Молочный, ломкий, молодой,

Дробим волною темнолонной, (стечение согласных)

Стихотворение рисует перед нами сельский летний пейзаж. Перед нами предстаёт художественная картина жаркого июльского дня. Летний июльский день беспощаден в своей обжигающей удушливой атмосфере. Солнце стоит высок и «сверкает» строго – это «пыльный полудневный пламень». Земля неовлажнена, замерли в своей бескрайности дорога и непрерывные поля. Картина активно разворачивается по горизонтали, в своей бескрайности линий. Но час этого томления недолог и вскоре одна картина жаркого засушливого летнего дня сменяется другой. Набегают облака («и облака сложились в высь») и падают первые после долгого перерыва капли живительной небесной влаги. Вырисовывается вертикальное пространство дождя, который упал, небесной «глыбой голубой». И затем обрушивается, обрывается целый поток, шум которого похож на разговор («заговорив, оборвались»). И вот уже месяц освещает преображённый летний пейзаж, долгожданный дождь несет с собой воды

«недосигаемые волны, неизъяснимой глубины». Всё это рождает неописуемую негу.
Яркой, точной прорисовки пейзажа способствует обилие разнообразных средств художественной выразительности. Это и инверсия, и неологизмы, и большое число красивейших метафор и эпитетов. Именно обилие метафорических выражений, эпитетов и неологизмов позволяет дать высочайшее по своей изобразительности описание июльского дня, чей неиссякаемый «пыл» был усмирён приходом дождя на исходе дня:
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Играет месяц над водой.

Стоит отметить особое отношение динамики и статики. При этом статика используется и преобладает в большей мере при описании застывшего в своём полудневном пламени июльского дня. В то время, как динамика характеризует приход дождя и напоение дол, земли, полей влагой. Дождь рисуется возвышенно, иносказательно, символично, весь заключительный катрен возносит эту величественную и таинственную природную силу дождя:
Недостигаемого бега
Недостигаемой волны
Неописуемая нега
Неизъяснимой глубины.

При этом параллелизм и повторы усиливают энергетику природной силы дождя, воды. Пейзаж рисуется законченной картиной, невероятной красотой рисуются наглядные художественные образы «пламени» июльского дня и бездонной неизъяснимости «воды», дождя на исходе этого жаркого удушающего, пыльного, но всё-таки прекрасного в своей художественной пейзажности дня.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215

Выполнила: Леушина Ольга,

магистрант 1 года обучения, «Литературное образование»

Анализ стихотворения А. Белого «Июльский день: сверкает строго»

Текст стихотворения.

* * *

Неовлажненная земля.

Неперерывная дорога.

Неперерывные поля.

Немою глыбой голубой

Непререкаемой судьбой.

Недаром исструились долы

И облака сложились в высь.

И каплей теплой и тяжелой,

Заговорив, оборвались.

С неизъяснимостью бездонной,

Молочный, ломкий, молодой,

Дробим волною темнолонной,

Играет месяц над водой.

Недостигаемого бега

Недостигаемой волны

Неописуемая нега

Неизъяснимой глубины.

1920

Анализ стихотворения.

«Июльский день...» - это пейзажное стихотворение, в котором этот июльский день и описывается. Произведение написано в стиле символизма, с характерной ему эмоциональностью и свойственными художественно-выразительными средствами.

Недостигаемого бега

Недостигаемой волны

Неописуемая нега

Неизъяснимой глубины.

Андрей Белый показывает, что этого сделать нельзя: нельзя достигнуть бега и волны, описать негу и объяснить глубину.

Образность этого стихотворения заключена и в знаках препинания. В конце многих строк автор ставит точку, что означает законченность, а значит, смысловую паузу.

С помощью этих средств выразительности, стихотворение наполняется эмоциональной глубиной, необычным ритмом и запоминающимися образами.

Архитектоника текста.

Стихотворной строки

Стихотворный размер

Количество пиррихиев

Клаузула

Рифма

Июльский день: сверкает строго

Женская

Неовлажненная земля.

Четырёхстопный ямб

Мужская

Неперерывная дорога.

Четырёхстопный ямб

Женская

Неперерывные поля.

Трёхстопный хорей с усечённой стопой

Мужская

А пыльный полудневный пламень

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

Немою глыбой голубой

Четырёхстопный ямб

Мужская

Упал на грудь, как мутный камень,

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

Непререкаемой судьбой.

Четырёхстопный ямб

Мужская

Недаром исструились долы

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

10.

И облака сложились в высь.

Четырёхстопный ямб

Мужская

11.

И каплей теплой и тяжелой,

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

12.

Заговорив, оборвались.

Четырёхстопный ямб

Мужская

13.

С неизъяснимостью бездонной,

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

14.

Молочный, ломкий, молодой,

Четырёхстопный ямб

Мужская

15.

Дробим волною темнолонной,

Четырёхстопный ямб с усечённой стопойh

Женская

16.

Играет месяц над водой.

Четырёхстопный ямб

Мужская

17.

Недостигаемого бега

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

18.

Недостигаемой волны

Четырёхстопный ямб

Мужская

19.

Неописуемая нега

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

20.

Неизъяснимой глубины.

Четырёхстопный ямб

Мужская

Стихотворение состоит из пяти катренов, о чём также свидетельствует особая композиция рифмовки. Рифма перекрёстная, точная.

Для стихотворения характерна полиметрия, чёткий графический ритм.

    ______________

    ____________

    _________

    _________

    ______________

    ____________

    ______________

    ____________

    ______________

    ____________

    ____________

    __________

    ______________

    __________

    ______________

    ____________

    __________

    __________

    __________

    _____________

Инверсия: Играет 2 месяц 1 над 3 водой 4

Эпитеты : июльский, неовлажнённая, непрерывная, пыльный, полудневный, немою, голубой, мутный, непререкаемой, тёплой, тяжёлой, бездонной, молочный, ломкий, молодой, темнолонной, недосигаемой, неописуемая, неизъяснимой.

Метафора: день сверкает; полудневный пламень; немою глыбой; неизъяснимость бездонная.

Сравнение: как мутный камень

Олицетворение: заговорив, оборвались.

Неологизмы: исструились, темнолонной,

Повторы : неперерывная дорога/неперерывные поля
недостигаемого бега/недостигаемой волны

Градация: непрерываная дорога непрерывные поля

Динамика: сверкает; упал; исструились; сложились; заговорив; оборвались; дробим волною; играет, бег.

Статика: строго; неовлажнённая земля, непрерывная дорога, поля, пыльный, полудневный пламень, немою, голубой, мутный камень, непререкаемой судьбой, каплей тёплой, тяжёлой, бездонной, молочный, ломкий, молодой месяц, темнолонной, недосигаемой волны, неописуемая нега, неизъяснимой глубины, долы, облака, высь, над водой,

Хронотоп

Время

Пространство

Июльский день

Неовлажнённая земля

Пыльный полудневный пламень

Непрерывная дорога

Месяц

Непрерывные поля

Исструились долы

Облака сложились ввысь

Дробим волною темнолонной

Недосигаемой волны

Звукопись

Ассонанс

Аллитерация

Н ео вл а жн ё нн ая з е мл я

Не пр е р ы вн ая д о р о г а

А пыльный п о л у дн е вный пл а м е нь

А п ы л ь н ый п о л у дн е вн ый пл а м е н ь(стечение согласных)

Н е м ою глыб о й г о л у б о й

св е рк ае т стр о г о

Н е д а р о м и сстр уи л и сь д о лы(Стечение гласных)

Н е пр е р е к ае м ой с у д ь б ой.

Др о б и м в о лн ою темн о л о нн о й,

Н е д а р ом и сстр уи л и с ь(стечение согласных)

М о л о чный, л о мк и й, м о л о д о й,

И к а пл ей те пл ой и т я ж е л ой, (стечение согласных)

Н ео пис уе м ая нег а (Стечение гласных)

З а г о в о р и в , о б о рв а л и с ь.

Н еи зъ я сн и м о й глуб и ны.

С н еи з ъя сн и м о ст ью б е зд о нн ой, (стечение согласных)

М о л о чн ый, л о мк ий, м о л о д ой,

Др о б и м в о лн ою т е мн о л о нн ой, (стечение согласных)

Стихотворение рисует перед нами сельский летний пейзаж. Перед нами предстаёт художественная картина жаркого июльского дня. Летний июльский день беспощаден в своей обжигающей удушливой атмосфере. Солнце стоит высок и «сверкает» строго – это «пыльный полудневный пламень». Земля неовлажнена, замерли в своей бескрайности дорога и непрерывные поля. Картина активно разворачивается по горизонтали, в своей бескрайности линий. Но час этого томления недолог и вскоре одна картина жаркого засушливого летнего дня сменяется другой. Набегают облака («и облака сложились в высь») и падают первые после долгого перерыва капли живительной небесной влаги. Вырисовывается вертикальное пространство дождя, который упал, небесной «глыбой голубой». И затем обрушивается, обрывается целый поток, шум которого похож на разговор («заговорив, оборвались»). И вот уже месяц освещает преображённый летний пейзаж, долгожданный дождь несет с собой воды

«недосигаемые волны, неизъяснимой глубины». Всё это рождает неописуемую негу.

Яркой, точной прорисовки пейзажа способствует обилие разнообразных средств художественной выразительности. Это и инверсия, и неологизмы, и большое число красивейших метафор и эпитетов. Именно обилие метафорических выражений, эпитетов и неологизмов позволяет дать высочайшее по своей изобразительности описание июльского дня, чей неиссякаемый «пыл» был усмирён приходом дождя на исходе дня:

Молочный, ломкий, молодой,

Дробим волною темнолонной,

Играет месяц над водой.

Стоит отметить особое отношение динамики и статики. При этом статика используется и преобладает в большей мере при описании застывшего в своём полудневном пламени июльского дня. В то время, как динамика характеризует приход дождя и напоение дол, земли, полей влагой. Дождь рисуется возвышенно, иносказательно, символично, весь заключительный катрен возносит эту величественную и таинственную природную силу дождя:

Недостигаемого бега

Недостигаемой волны

Неописуемая нега

Неизъяснимой глубины.

При этом параллелизм и повторы усиливают энергетику природной силы дождя, воды. Пейзаж рисуется законченной картиной, невероятной красотой рисуются наглядные художественные образы «пламени» июльского дня и бездонной неизъяснимости «воды», дождя на исходе этого жаркого удушающего, пыльного, но всё-таки прекрасного в своей художественной пейзажности дня.