Болезни Военный билет Призыв

История района. Усадьба Влахернское-Кузьминки: история, что посмотреть и как добаться Кто из русских императоров посещал усадьбу кузьминки

28 декабря 2017 года
Фотопроект «Город на память». 365. Усадьба Кузьминки. Князья Голицыны и ветеринары

В самом начале XVIII века Пётр I презентовал именитому человеку Григорию Строганову участок подмосковной земли, ставший позднее известным как усадьба Влахернское-Кузьминки. Название Кузьминки связано, вероятно, с церковным праздником святых Космы и Дамиана, которому был посвящён не сохранившийся храм. Позднее здесь построили храм во имя Влахернской иконы Божьей Матери и тогда появилось второе название этой местности.



Григорий Строганов был крупным землевладельцем, торговцем пушниной и промышленником, которому принадлежали солеварни и металлолитейные заводы на Урале и в Сибири. Строгановы давали правительству Петра I деньги на организацию армии и построили за свой счет несколько военных судов, за что и получали в благодарность земельные участки, наградные нагрудные портреты Петра, усыпанные алмазами, а вдова и дети Григория Строганова - баронский титул. При них в Кузьминках появились деревянный господский дом и несколько хозяйственных построек. В 1757 году внучка Григория Строганова Анна вышла замуж за представителя знатного рода князей Голицыных Михаила, а село Влахернское фигурировало в качестве приданого.

Супруги занялись благоустройством усадьбы и пригласили для этой работы архитектора И.Жеребцова, перестроившего господский дом, мельницу, пристани. Чуть позднее была разбит Французский регулярный парк, реконструирована Слободка, создан комплекс Садоводство, выкопан канал, соединивший Щучий пруд с Нижним Кузьминским прудом, в 1774 году открылся для прихожан новый каменный Влахернский храм. После смерти родителей Кузьминки унаследовали сыновья Александр и Сергей Голицыны.

Сергею Голицыну пришлось восстанавливать любимую усадьбу после наполеоновского нашествия и к 1830-1840 годам стараниями архитектора Доменико Жилярди Влахернское предстало изысканным ансамблем. По проектам Жилярди были построены Музыкальный павильон Конного двора, Львиная пристань, перестроены господский дом, Птичник, Скотный двор.

Во второй половине XIX века Кузьминки стали привлекательным дачным местом и на этом идиллия закончилась - грянувшие в 1917 году революционные события радикально изменили жизнь усадьбы. Ценность, к примеру, Кусково или Останкино сразу была очевидна Советской власти, а вот Кузьминки почему-то вместо музейного статуса получили неожиданных постояльцев - сотрудников Государственного института экспериментальной ветеринарии. Учёные не только работали, но и жили на территории усадьбы.

В 1898 году в Санкт-Петербурге была основана лаборатория ветеринарного управления Министерства внутренних дел России, на базе которой постановлением Временного правительства 10 октября 1917 года создан научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии. В годы Гражданской войны институт эвакуировали в подмосковную усадьбу Кузьминки, где он и квартировал до 2003 года.

Здравый смысл восторжествовал лишь спустя несколько десятилетий, когда ВИЭВ перевели на Рязанский проспект, а парк вернули горожанам. Впрочем, эта история пока не завершилась счастливым финалом, ибо некоторые исторические здания, нуждающиеся в срочной рестраврации, оказались в частной собственности и их дальнейшая судьба весьма туманна.

Прогулку по центральной исторической части усадьбы Влахернское-Кузьминки логично начать с начала - от въездных чугунных ворот, которые также называли Триумфальными. Увы, ворота утрачены и о них напоминает лишь название улицы - Чугунные Ворота.


Триумфальные ворота. 1904 год: https://pastvu.com/p/544337

Ворота представляли собой великолепный образец чугунолитейного искусства, копию Николаевских ворот в Павловске, - двойную дорическую колоннаду, из четырёх пучков колонн, завершённых аттиком. Ворота венчал герб князей Голицыных, который отливался, предположительно, в мастерской скульптора Сантино Кампиони по модели Ивана Витали. Для отливки монументального сооружения потребовалось 288 тонн чугуна.


Забавная пластиковая версия ворот была изготовлена для одного из общегородских праздников и по его завершении установлена в парке. Конечно, хотелось бы видеть Чугунные ворота более чугунными и более аутентичными.


Белый обелиск. 1974 год: https://pastvu.com/p/182157

От прежних времён здесь сохранился белокаменный обелиск в память о визите в Кузьминки царственных особ – скорее всего приезда в усадьбу в конце 1830-х годов цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, которому тогдашний хозяин Сергей Голицын был крёстным (также в Кузьминках гостили Пётр I, Николай I, императрица Мария Федоровна, в честь которых в усадьбе устанавливались памятники, не сохранившиеся до наших дней).


Современный вид белого обелиска


Фото 2010 года – ныне ограда обелиска, пояснительная табличка к нему и архитектурные формы с эмблемой фестиваля цветников и гербом Юго-Восточного округа Москвы снесены.

Липовая аллея, ведущая от Чугунных ворот к господскому дому, называлась Влахернским проспектом, а теперь - Кузьминской улицей. На всём протяжении аллеи на обочине стояли чугунные тумбы с цепями. Весной здесь разбивают цветники, а сравнительно недавно проводились и смотры ландшафтного дизайна.


По правую руку остаётся деревянный Дом главного садовника голицынского имения, в котором с 1987 года размещается экспозиция Московского литературного музея-центра Константина Паустовского - русского советского прозаика, журналиста, автора рассказов о природе. На «Серую дачу» мы ещё заглянем на экскурсию. В соседних кирпичных зданиях XIX века ранее проживали остальные нанятые садовники усадьбы, а ныне размещается частная школа.


Фундамент чугунного обелиска, сооружённого по проекту М.Быковского и установленного в 1844 году в память о пребывании в Кузьминках императора Петра I: «На сем месте было жилище Императора Петра Великого». После Февральской революции был сбит символ самодержавия - золочёный двуглавый орёл, а в 1920-е годы демонтирован и сам памятник.


Парк «Часы» разбит в распространённом в середине XVIII века французском регулярном стиле, его планировка представляет собой окружность в центре, куда сходятся 12 аллей-лучей. В центре стояла статуя Аполлона, а в начале каждой аллеи - статуи муз. Позднее в моду вошёл английский пейзажный стиль с извилистыми дорожками и неровным рельефом. После революции парк был заброшен и зарос, но в 1960-е годы первоначальную планировку восстановили.

Памятный знак «300 лет усадьбе Влахернское-Кузьминки» установлен в 2004 году


Парадный двор. 1900-1915 гг.: https://pastvu.com/p/31221

Господский дом сгорел по неизвестной причине ещё в феврале 1916 года (во время Первой Мировой войны там размещался госпиталь) и на его месте в тридцатые годы по проекту С.Торопова возведён корпус ветеринарного института, а перед входом установлен памятник Ленину. От прежних владельцев сохранились ворота с чугунными грифонами, созданными по проекту Сантино Кампиони, и ограда с лежащими львами.


Княжеский дворец. 1900-1914 гг.: https://pastvu.com/p/12704


Интерьер Круглой залы дома Голицыных. 1902 год: https://pastvu.com/p/98633


Здание ВИЭВ на месте Главного усадебного дома. 1964 год: https://pastvu.com/p/85108


Памятник Ленину и Восточный флигель главного дома. 1968 год: https://pastvu.com/p/52134 В левом флигеле господского дома в советское время размещался кинотеатр, а статуя Ильича со временем была заменена на другую. Статуя Ленина стоит на постаменте, на котором до революции в другом месте стояла стела, посвященная визиту в усадьбу императора Николая I.


Господский дом со стороны пруда. 1914 год: https://pastvu.com/p/13618

При строительстве парадного двора и выравнивании площадки, образовался откос на берегу пруда, в котором обустроили одноарочный и трёхарочный гроты - искусственные земляные пещеры, выложенные «диким» камнем, созданные Д.Жилярди. В гротах всегда прохладнее, чем снаружи. Большой грот во время праздников использовался для любительских театральных постановок, которые ставились силами хозяев и их гостей. Грот также являлся своеобразным резонатором во время концертов в Музыкальном павильоне Конного двора.


На противоположной стороне Верхнего Кузьминского пруда находится отреставрированный Конный двор.


Египетский павильон. 1912 год: https://pastvu.com/p/65685

Левее главного дома расположен Египетский павильон, построенный Доменико Жилярди. Это хозяйственная постройка - в подвалах хранились продукты, на первом этаже располагалась кухня, а на втором жили повара.


Влахернский храм. 1900-1905 гг.: https://pastvu.com/p/45774

Каменный храм Влахернской иконы Божьей Матери построен на месте деревянного в 1774 году и впоследствии трижды перестраивался. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список со старинной Влахернской иконы, привезенной в 17 веке из находящегося под властью турок Константинополя (если считать подлинником Влахернскую икону, доставшуюся царской династии, и ныне хранящуюся в Успенском соборе Московского Кремля). Но необычность Влахернской иконы из Кузьминского храма – объемное изображение, слепленное восковой мастикой, говорит в пользу версии, что эта икона и была подлинником, который богатейшим людям России Строгановым удалось получить, а царю досталась копия иконы. Икона Строгановых ныне хранится в Третьяковской галерее.

В 1929 году власти запретили богослужения, была полностью уничтожена колокольня, а церковь разрушена до первого этажа, который в разные годы использовался как клуб, магазин, общежитие водителей, диспетчерская автобусная станция. В 1992 году храм был возвращён верующим и за три года восстановлен по имевшимся чертежам.


Иконостас. 1909 год: https://pastvu.com/p/80837


Здание храма в 1964 году: https://pastvu.com/p/85115


Отдельно стоящая Ризница храма. В ходе её реставрации выяснилось, что основание можно датировать 1760-ми годами. К пруду и храму от неё вели подземные ходы, назначение которых неизвестно.


Крестильня при церкви


За церковью был построен дом для сотрудников Института экспериментальной ветеринарии


Постройки Слободки голицынских времён

От церкви на восток ведёт Тополевая аллея (улица Старые Кузьминки). Эти места называли Слободкой, вдоль аллеи выстроились в ряд несколько старинных домов: в первом проживали священнослужители, во втором (Служительском флигеле) размещалась казарма для дворовых людей и прислуги, в третьем - прачечная, в четвертом - больница (в ней умер от туберкулёза художник В.Перов). Ещё была богадельня, в которую селили пожилых крепостных голицынских крестьян, чтобы они не ходили и не просили милостыню. Со второй половины XIX века и вплоть до революции в некоторых домах Слободки проживали дачники, а позднее - сотрудники Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии.


В Служительском флигеле развёрнута экспозиция Музея русской усадебной культуры


Слободка, бывшая прачечная. 1979-1982 гг.: https://pastvu.com/p/221995 Кажется, сохранность исторических зданий не слишком заботила администрацию института ветеринарии.


Голицынская больница открыта с 1816 года для оказания врачебной помощи жителям усадьбы и окрестных сёл. Сейчас в здании размещаются реставрационные мастерские.


Скотный двор (больница). 1936 год: https://pastvu.com/p/48218

На северном берегу пруда за деревьями скрывается Скотный двор, возведённый в 1840-е годы племянником архитектора Доменико Жилярди – Алессандро. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части располагались стойла образцового коровника, животных для которого часто покупали за границей. Для украшения скотного двора Клодт изваял две бронзовые скульптуры быков, которые в 1930-е годы оказались на территории Микояновского мясокомбината и вроде бы находятся там по сей день.

В 1889 году после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной ещё при князе Сергее Голицыне. Медицинское учреждение работало здесь и после революции, больница выведена из старинного здания лишь в 1978 году. Ныне краснокирпичное здание с флигелями огорожено высоким забором, доступ закрыт по причине ветхости построек.


Ванный домик. 1950-1965 гг.: https://pastvu.com/p/51243

Небольшая каменная постройка в стиле ампир – Ванный домик (Мыльня). Одноэтажный павильон, построенный при Михаиле Голицыне, со временем обветшал и был снесён в 1804 году. На прежнем месте архитектор Доменико Жилярди в 1816-1817 годах выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Она включала в том числе спальню и библиотеку. Ванный домик неоднократно горел, его разбирали и перестраивали. В 2008 году здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.

Верхний и Нижний Кузьминские пруды разделены плотиной, на которой стояла водяная мельница. Это была старейшая здешняя постройка, первое упоминание о которой относится к 1623-1624 годам: в «Книге Московского уезду письма и меры Семена Васильевича Колтовского и подъячего Онисима Ильина» фигурирует принадлежавшая Николо-Угрешскому монастырю «пустошь, что была Кузьминская мельница». Поначалу и усадьбу Влахернское-Кузьминки называли Мельницей.

На мельнице получали различные сорта пшеничной и ржаной муки: крупчатку, куличную, пеклеванную, ситную и другие. Построенный на фундаменте мельницы флигель Голицыны использовали как гостевой домик, который позднее сдавался в наём дачникам, а в 1976–1999 годах здесь находился Музей ветеринарии.

Птичий двор в усадьбе Кузьминки известен с 1765 года, его построили для содержания декоративных птиц. В 1805-1806 годах вместо деревянного Птичника архитектор Иван Еготов возвёл каменный - вольеры с декоративными голубями, цесарками, лебедями, индюшками располагались в центральной части здания, в боковых флигелях и под колоннадой. Однако простоял новый Птичник недолго - до нашествия французской армии: неприятельские солдаты истребили птиц и сожгли дом. Доменико Жилярди перестроил остатки здания в Кузницу, которая стала обеспечивать Конный двор подковами и инвентарём.


По соседству небольшой домик кузницы, превратившийся в руину

Чугунные ворота уничтожены, господский дом сгорел, Птичник не сохранился, Ванный домик перестроен, Скотный двор и Египетский павильон разрушаются... А сохранилось ли в имении Голицыных что-то уникальное и что не стыдно показать любознательным туристам? Конечно. Например, Конный двор постройки Доменико Жилярди с неожиданным для хозяйственного служебного двора концертным залом. Ветеринары оставили ансамбль Конного двора в плачевном состоянии и потребовалось лет десять, чтобы его реанимировать.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Благодарю за содействие в подготовке материала сотрудников Дирекции природной территории «Кузьминки-Люблино» ГПБУ «Мосприрода» и усадьбы Влахернское-Кузьминки Осипа Тунинского, Виктора Путилова, Татьяну Глезер.

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР. ФОТО

Для управления зажмите левую клавишу мыши и поворачивайтесь в любую сторону. Смотрите виртуальную экскурсию на полном экране для полного погружения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ

Адрес: Москва Тополёвая аллея, 6
Телефон: +7 495 377‑94-57, +7 495 376‑76-10, +7 495 657‑65-84
Официальный сайт: kuzminki-msk.ru

Часы работы: вт,ср 10:00–17:30; чт 13:00–21:00; пт-вс 10:00–17:30


Усадьба «Влахернское-Кузьминки» - место с богатой историей и непростой судьбой. Несмотря на упадок последних десятилетий, один лишь взгляд на старинные здания комплекса наводит на мысли о былом величии ушедшей эпохи. Сегодня москвичи, живущие по соседству, и туристы съезжаются сюда ради неспешных прогулок, фотосессий на фоне дикой природы и экскурсий, освещающих быт дворянского сословия XVIII-XIX вв.

История места

1702 год – именно от этой даты отсчитывает свое существование усадьба Голицыных «Влахернское-Кузьминки». Изначально имение принадлежало семье Строгановых – богатейшей династии в России. Эти земли были подарены Григорию Дмитриевичу Строганову Петром Великим за преданную службу: царь весьма жаловал купцов, принадлежащих к их фамилии.

Чтобы лучше понять историю этого необычного места, стоит обратиться к происхождению его названия. Первая часть – «Влахернское» - была получена местностью в честь церкви, первое здание которой было возведено ещё при сыновьях Григория Строганова в 1716 году – в ней находилась подаренная Алексею Михайловичу Влахернская икона Божьей Матери, датируемая VII в. Это изображение было одним из наиболее почитаемых в России, поскольку ему приписывались чудодейственные свойства.
Вторая часть названия – «Кузьминки» - была дана селу, где проживал мельник Козьма. В дальнейшем его мельничный флигель, или Дом на плотине, станет одним из важных архитектурных объектов комплекса.

После смерти Григория Строганова обустройство усадьбы перешло в руки его старшего сына Александра – при нем на территории имения был возведен каскад из четырех прудов, дошедший до наших дней. В 1754 году усадьба «Влахернское-Кузьминки» официально перешла во владение не менее знатной, чем Строгановы, семьи Голицыных: произошло это благодаря браку внучки Григория Анны и Михаила Голицына. Именно при Михаиле местность приобрела облик, который сохранился до сегодняшнего момента.

Имение не раз переживало периоды спада: так, во время Отечественной войны 1812 года многие здания пострадали в пожаре, а в XX веке село и вовсе пришло в полную запущенность – почти все объекты комплекса нуждались в масштабной реконструкции. Реставрация началась только в начале 2000х годов и до сих пор не закончена.

Что посмотреть в усадьбе «Влахернское-Кузьминки»?

Музей-усадьба встречает гостей аркой с соответствующей табличкой, цветущими клумбами и ровными английскими газонами. Если начать продвигаться вглубь парка, можно увидеть много всего интересного. Например, дошедшие до нас горбатые мостики, восстановленную львиную пристань, многочисленные архитектурные малые формы вроде обелисков.

Сама усадьба, к сожалению, практически недоступна к посещению – Господский дом, Скотный двор, Птичник (Кузница), Ванный домик и Египетский павильон (Кухня) находятся в удручающем состоянии. Многочисленные посетители объекта надеются, что вскоре все эти здания будут отреставрированы. А пока можно посетить другие не менее интересные места.

Конный двор и музыкальный павильон – одно из центральных сооружений ансамбля, объединяющее в себе конюшни, сараи для карет и жилые флигели. Относится к характерным представителям русского ампира начала XIX в. Как и многие другие объекты усадьбы Голицыных, Конный двор был спроектирован под началом архитектора Доминико Жилярди. К сожалению, на данный момент все экспозиции в Конном дворе закрыты в связи с обрушением потолка в здании манежа в апреле 2019 года.

Серая дача, или дом Садовника – здесь расположен музей литературного искусства имени К.Г. Паустовского. Здание относят к памятникам архитектуры XVIII в. – за годы своего существования оно не раз перестраивалось и реставрировалось. Сейчас оно представляет собой двухэтажный деревянный коттедж с балконом и мезонином.

Мельничный флигель, или Дом на плотине – одно из самых посещаемых мест усадьбы «Влахернское-Кузьминки». Первое строение было возведено в 1840-е годы по проекту И. Жилярди, И. Жеребцова, И. Еготова и А. Воронихина – самых видных и талантливых архитекторов того времени. Однако уже в середине следующего десятилетия мельница была трансформирована в деревянное здание в стиле Ренессанса высотой в два этажа. Работы проводились под руководством М.Д. Быковского. В XX веке здесь находился музей Ветеринарии, а сегодня в здании находится ресторан для посетителей парка. Стоит отметить, что нынешний вариант здания – так называемый «новодел»: старое сгорело в 90-е годы прошлого века.

Служительский флигель – ещё один музей на территории усадьбы. Здесь гости могут ознакомиться с экспозициями, воссоздающими крестьянский и помещичий быт. Музей является филиалом Музея истории Москвы.

Для любителей пчел и меда тоже найдется занятие: на территории имения находится целый Музей меда – демонстрационная пасека с 50 ульями – школа практического пчеловодства, а также клуб любителей меда. Около здания музея есть необычный памятник пчеле. Местное население ласково окрестило крылатую труженицу Кузей – в честь усадьбы. Если прикоснуться к изваянию, вам всегда будет сопутствовать удача!

Стоит посетить и Влахернскую церковь – каменное здание, сохранившееся до нынешних дней, было построено в 1762 году.
Усадьба «Влахернское-Кузьминки» - место, ставшее культурным центром для дворянства XIX в, которое почти 150 лет называли «Русским Версалем». Хотя от былого величия осталось не так много, парковый ансамбль все равно привлекает людей всех возрастов, покоряя своей энергетикой и живописными пейзажами как с дикой, так и окультуренной растительностью.

© Все права защищены. Россия 360 o 2020.

Усадьба Влахернское-Кузьминки

Усадьба Голицыных Влахернское-Кузьминки, находящаяся ныне в черте Москвы, далеко не всегда была одним из популярнейших московских парков. Начало истории Кузьминок как зарождающегося архитектурно-паркового ансамбля принято датировать 1702 годом, года Пётр I пожаловал здешние земли Григорию Дмитриевичу Строганову, своему любимцу, за верную службу царю и отечеству. Строительство на этих землях началось при сыновьях Григория Дмитриевича - Александре, Николае и Сергее. В 1716 году здесь выросла небольшая деревянная церковь, которую в честь фамильной иконы Строгановых - Влахернской Божьей Матери - освятили как Влахернскую. По ней же получило название и близлежащее село.

Григорий Дмитриевич Строганов (25 января 1656 — 21 ноября 1715) — крупный русский промышленник, землевладелец, финансист и политический деятель из рода Строгановых.

Барон (с 1722) Александр Григорьевич Строганов (2 (12) ноября 1698 — 7 (18) ноября 1754) — камергер, действительный статский советник (1730), генерал-поручик из рода Строгановых. Крупнейший солепромышленник и землевладелец Российской империи.

Барон (1722) Строганов Сергей Григорьевич (1707—1756) — крупнейший горнозаводчик из рода Строгановых, действительный камергер, генерал-поручик. Заказчик строительства и первый владелец Строгановского дворца на Невском проспекте.

Влахернская икона Божией Матери

Строгановы стали третьей в России семьёй, получившей баронский титул. После смерти Григория Дмитриевича строительством и благоустройством Кузьминок занимался Александр Григорьевич - будущий камергер при дворе Его Величества, получивший подмосковные угодья батюшки при разделе наследства. Именно его стараниями в Кузьминках был создан великолепный каскад прудов - после строительства плотины на реке Чурлиха. Впоследствии, когда в 1754 году Кузьминки унаследовала дочь Александра Григорьевича от первого брака - Анна Александровна Строганова, вышедшая замуж за представителя другой знатной семьи - Михаила Михайловича Голицына - имение перешло во владение Голицыных, потомки которых считают усадьбу своей собственностью и по сей день. Именно при Михаиле Голицыне Кузьминки обрели тот вид, который имеют теперь - живописного английского ампирного парка с множеством интересных зданий и павильонов, представляющих невероятную ценность как подлинные памятники архитектуры XVIII - XIX веков.

Ротари Пьетро Антонио. Портрет княгини Анны Александровны Голицыной, урож. Строгановой (1739-1816).

Голицын Михаил Михайлович (1731 - 1806), князь, генерал-поручик.

Иоганн Барду

Добираться до усадьбы своим ходом довольно просто. Есть несколько вариантов маршрута: от станции метро «Волжская» или «Кузьминки».

Выйдя со станции «Волжская», Вы увидите перед собой ворота с яркой вывеской «Влахернское-Кузьминки». Пройдя по живописным дорожкам мимо маленького пруда, образующего каскад с находящимся рядом Люблинским прудом, Вы пройдёте по засаженной берёзами аллее мимо Центра военно-патриотического воспитания молодёжи ЮВАО и «Музея экипажей и автомобилей».

К слову, если Вы являетесь поклонником старины вообще и ретро-автомобилей в частности, Вам стоит посетить этот музей. Там вы словно совершаете поездку на машине времени в советский союз: огромное помещение гаражного типа, где узкие полки вплотную уставлены старинными телефонными аппаратами, часовыми механизмами, советскими игрушками и другими интереснейшими вещами, заставляет забыть о ходе времени. В огороженном дворике музея и в самом здании выставлены на всеобщее обозрение несколько десятков автомобилей разных эпох, а в здании разместилась коллекция автомобилей журнала «Авто-Ревю». При входе в музей установлена телефонная будка, которая ну очень напоминает дом Чебурашки.


Продолжая прогулку по асфальтовой дорожке, через 10-15 минут Вы выйдете к самому комплексу усадебных построек. Первым на вашем пути вырастет величественное здание Конного двора, построенное в 1805 году и перестроенное по проекту знаменитого архитектора Доменико Жилярди в 1823, является, пожалуй, одним из самых известных строений в Кузьминках. Для того, чтобы оглядеть его полностью, лучше пройти чуть подальше, до моста над плотиной - там перед вами раскинется величественная панорама водной глади пруда, над которой возвышается изящный комплекс зданий в стиле ампир, популярном в первой половине XIX века. Конный двор состоит из здания конюшни, нескольких зданий сараев, где стояли кареты, и двух жилых флигелей. Все эти строения соединяются общей оградой с Музыкальным павильоном, который находится в центре всей этой композиции.

Кузьминки - конный двор

Конный двор

Музыкальный павильон

Музыкальный павильон украшают знаменитые скульптуры П.И.Клодта, повторяющие скульптурные изображения с Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Они были выполнены самим Клодтом и отлиты на заводах Голицыных, как и их более знаменитые «собратья».

Скульптуры П.И. Клодта

Вид на конный двор с другой стороны пруда

С другой стороны плотины расположилось изящное строение, которое так и называется - «Дом на плотине», или Мельничный флигель.

Это здание, разделявшее Верхний и Нижний Кузьминские пруды, было возведено в 1840-х годах, на цоколе мельницы Козьминки. По преданию, находившаяся здесь ранее мельница (которая, к слову, была одним из древнейших здешних строений) и подарила здешним местам название «Кузьминки», а мельницу в свою очередь нарекли в честь построившего её некогда мельника по имени Козьма. Мельница неоднократно перестраивалась, причём руку к ней приложили в разное время такие именитые зодчие, как А.Воронихин, Д.Жилярди, И.Еготов и И.Жеребцов. Лишь в середине XIX века верхние этажи мельницы, которая исправно снабжала местных жителей различными сортами пшеничной и ржаной муки, было решено снести, а на её цоколе аритектор М.Быковский выстроил Дом на плотине, сохранившийся до наших дней. Это двухэтажное деревянное здание в стиле ренессанс со всех сторон окружено водой, и, несмотря на это, хорошо послужило как владельцам усадьбы, так и советской власти: Голицыны селили здесь приезжавших гостей, до 1976 года дом сдавали в аренду дачникам, а после здесь разместился Музей ветеринарии. В настоящее время флигель полностью восстановлен.

Дом на плотине, или Мельничный флигель

Прежде, чем двинуться дальше через мост, к главному дому усадьбы, немного вернемся назад и заглянем ненадолго в неприметный на первый взгляд уголок - к так называемому Птичнику, или Кузнице. Это здание расположилось неподалеку от Конного двора, по другую сторону улицы Заречье, обнаружить его не так просто - оно притаилось среди деревьев.

Птичий двор в усадьбе известен с 1765 года, его построили для содержания декоративных птиц. В нем, наряду с гусями, утками и индейками, разгуливали лебеди, цесарки, павлины, египетские голуби и другие экзотические пернатые. Первоначально птичник был деревянным, затем в 1805-1806 годах был перестроен в камне по проекту архитектора И.В. Еготова. Компактный центральный домик, в котором, вероятно, жил смотритель птичника, был соединен с двумя симметричными флигелями полукруглыми крыльями-галереями, затянутыми сеткой, в которых летом размещались вольеры для птиц, переносившиеся на холодный период года во флигели. В 1812 году, во время московского пожара, птичник серьезно пострадал от огня, все птицы погибли. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д.И. Жилярди перестроил останки Птичника в Кузницу, которая призвана была обеспечивать подковами и другим инвентарем соседний Конный двор. Ансамбль бывшего Птичника претерпел серьезные изменения: флигели и галереи были разобраны, центральное здание перестроено в двухэтажное (на первом этаже расположилась сама кузница, а верхний этаж был отдан под жилье кузнеца), при этом великолепный купол, украшавший его, был демонтирован, и здание увенчала куда более простая двухскатная крыша. В таком виде Кузница просуществовала до середины XX века. В советское время она использовалась под жилье и была обезображена многочисленными пристройками. В 1970-е годы обветшавшее здание было покинуто жильцами, и, оставшись бесхозным, около 30 лет пустовало, продолжая разрушаться и постепенно превращаясь в руины. Лишь к 2008 году, к 600-летию рода князей Голицыных, ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова и теперь радует наш глаз.

Птичий двор, усадьба Кузьминки, Москва

Ну а мы следуем далее, мимо Мельничного флигеля, вглубь усадьбы. Пройдя по мостику, который очень жалуют молодожёны (он сплошь увешан свадебными замочками), мы попадаем к нарядному, пышному Парадному двору. Справа от нас за ажурной решеткой чугунных ворот, охраняемый грифонами, высится Господский дом, Западный и Восточный флигели. От ворот к дому тянется изысканный въездной мост, который украшают фонари-канделябры. Чуть вдалеке располагается Египетский павильон, или Кухня.

Господский дом, панорама, XIX век

Утраченный дворец Голицыных

Всё это великолепие было спроектировано архитектором И.В.Еготовым в 1804-1808 годах. По плану зодчего, Парадный двор отделялся от остальной усадьбы кирпичной оградой и наполненным водой рвом. На кованой металлической ограде вольготно расположились чугунные «египетские львы» - грифоны, охраняющие въезд в усадьбу, которые выполнены по проекту скульптора Кампиниони.

Несмотря на то, что чугунные ворота выглядят на общем фоне довольно-таки органично, появились они здесь не так давно, в конце XIX - начале XX века, и были призваны оградить княжескую семью от облюбовавших здешние просторы дачников. Парадный двор выстроен по всем канонам того времени: в фонари, освещавшие въездной мост, вставлялись факелы, высокие деревья не насаждались - комплекс зданий должен был хорошо просматриваться, поэтому перед главным домом расцветали лишь низенькие цветочные клумбы и кустарники. Одно жаль: до нашего времени подлинное здание господского дома, к сожалению, не сохранилось. Оно было уничтожено пожаром в 1916 году, а на его месте в 1930-х годах было выстроено новое здание по проекту архитектора Торопова.

Здание Кухни, которое сейчас находится в не самом блестящем состоянии, на самом деле является одним из уникальных памятников стиля ампир в архитектуре. Дело в том, что строгие жанровые рамки ампира здесь разбавляются мотивами древнеегипетского искусства (отсюда второе название Кухни - Египетский павильон).

Кухня, или Египетский павильон

Немного скошенные стены, сужающиеся окна, портик, украшенный пальмообразными колоннами и головой сфинкса, усиливают ощущение присутствия духа древней цивилизации. В прохладных подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагались сами кухонные помещения, а на втором этаже жили «кухмистры» - княжеские повара. В 1839 году для удобства Кухня была соединена крытой галереей с господским домом.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Храм Влахернской иконы Божьей Матери. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Нынешняя церковь - отнюдь не первая, что стояла на этом месте. Первый деревянный храм здесь был построен в 1716 году еще при Строгановых и освящён в честь их фамильной иконы - Влахернской Божьей Матери. Именно эта церковь и подарила находившемуся здесь селу имя «Влахернское». Этот первый храм простоял недолго - в 1732 году он сгорел, и на его месте был выстроен новый храм, тоже деревянный и с прежним названием. Но и второй храм недолго радовал владельцев усадьбы - и он погиб от пожара в 1758 году. Ныне существующая церковь - третья по счёту - была построена к 1762 году, а уже к 1785 реконструирована по инициативе М.М.Голицына в классицистических традициях архитектором Р. Казаковым.

Храм Влахернской иконы Божией Матери.

Именно здесь в течение долгого времени находилась легендарная икона Влахернской Божьей Матери, с которой связано множество чудесных легенд и преданий. Икона эта датируется VII веком, а в Россию она попала как дар отцу Петра I Алексею Михайловичу в 1653 году. Согласно приложенной к иконе грамоте, она была создана при Влахернском монастыре в Константинополе. Икона эта была почитаема государем: он брал её в военные походы, так как верил, что она поможет одержать победу в бою и убережёт от бед. Влахернская икона выполнена в редкой рельефной технике - воскомастике, а в воск её замешаны мощи христианских святых, что дарило ей поистине чудотворные свойства. По преданию, икона обратила в бегство врагов, напавших на Константинополь в 626 году. Изображение Богоматери Одигитрия, хранящееся в церкви в Кузьминках, является списком с Влахернской иконы, хранящейся в Успенском соборе Московского Кремля. Однако по семейному преданию Строгановых, а после и Голицыных, царю Алексею Михайловичу привезли не одну, а две иконы, одна из которых с тех пор по праву принадлежит им. Будучи привезённой в Россию, святыня не утратила своей чудодейственности: когда в 1830 году по всей России свирепствовала эпидемия холеры, лишь в одном Влахернском не заболел ни один человек - против тысяч погибавших повсеместно в округе. И во время второй вспышки жуткого заболевания в 1871 году икона уберегла местных жителей от неминуемой смерти. Неудивительно, что Влахернская икона является одной из самых почитаемых на Руси и по сей день: её даже чествуют 2 июля в храме, названном в её честь и остающимся выдающимся памятником истории и культуры.

Прямо напротив церкви располагается Ванный домик, или Мыльная, приобретшая свой современный облик в начале XIX века.

Ванный домик, или Мыльная

Этот павильон принадлежал лично мужу хозяйки усадьбы - М.М.Голицыну. Помимо собственно банных помещений, господин приказал соорудить здесь личные покои: спальня, гардеробная, где хранились принадлежности для охоты, столовая и передняя. Также здесь была специальная комнатка, предварявшая выход в маленький сад. Однако вскоре после смерти князя в 1804 году Мыльная обветшала, и её снесли. На месте старого помещения гениальный Доменико Жилярди в 1816-17 годах выстроил новое здание в стиле ампир, в целом сохранив планировку и функциональные особенности первой постройки.

Ванный домик, усадьба Кузьминки, Москва

С течением времени Мыльная сильно пострадала: она неоднократно горела, её разбирали и перестраивали бесчисленное множество раз. Здесь были жилые помещения, совет села Ново-Кузьминское и даже зал игровых автоматов (веха советского прошлого). И только в 2008 году в результате масштабных реставрационных работ здание и фонтан перед ним были восстановлены.

Недалеко от Ванного домика 8 июля 2008 года был установлен необычный памятник - скамья Любви и Верности.

Скамья Любви и Верности

Именно в этот день отмечается праздник святых Петра и Февронии Муромских, он же День семьи, любви и верности. Для изготовления памятника использовали французскую пушку, участвовавшую в боях 1812 года, подаренную неизвестным коллекционером. Молодожёны и влюбленные облюбовали этот скромный памятник, который в течение рекордно короткого времени оброс ленточками и замочками с именами счастливых пар.

Вернемся к прудам и осмотрим гроты, которые являются неизменными спутниками каждого ампирного парка. Гроты в Кузьминках, расположенные напротив Музыкального павильона (противоположный берег пруда) - явное тому подтверждение.

Трехарочный и Большой гроты. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Изящные Трёхарочный и Большой (Одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда изящно вписались искусственные «подводные пещеры». Гроты в ампирных парках встречаются довольно часто: яркий тому пример - грот «Руины» в Александровском саду. Температура в гротах всегда на несколько градусов отличается от температуры на открытом пространстве: это помогало гуляющей публике укрыться в тенистой прохладе и отдохнуть от полуденного зноя. В Большом гроте также устраивались любительские театральные постановки. Крепостного театра в Кузьминках не было, поэтому участие в них принимали сами хозяева и их гости. Есть у гротов еще один небольшой секрет. Как уже было сказано выше, Большой грот располагается прямо напротив Музыкального павильона, поэтому звук, долетавший до него во время музыкальных представлений, отражался и резонировал, создавая эффект более объемного звучания.

До 2004 года гроты в Кузьминках находились в весьма плачевном состоянии, и только после масштабной реконструкции эти интересные ландшафтные сооружения получили новую жизнь.

Продолжая прогулку по берегу Верхнего Кузьминского пруда, Вы вскоре придёте к знаменитой Львиной пристани, упоминание о которой впервые встречается в документах в 1762 году. Фотографии этого замечательного сооружения встречаются чуть ли не в каждой работе, посвященной усадебной культуре.

Львиная пристань. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Известно, что пристань, как и другие усадебные строения, неоднократно реконструировалась и перестраивалась. Первоначальный вариант строения выглядел так: две закруглённые площадки соединялись с помощью изящно изогнутых лестниц, украшенных белокаменными скульптурами: вазами, изображениями лежащих львов и собак. В 1830 году в ходе одной из реконструкций Д.Жилярди была отстроена заново верхняя площадка пристани, вместо каменной балюстрады появилась кованая металлическая решётка, а вместо гипсовых скульптур - знаменитые египетские львы, отлитые из чугуна. Пережив еще несколько реставраций, в советские годы памятник постепенно пришёл в упадок: в 1945 году пристань лишилась своей главной гордости - львов, которые «переехали» в подмосковные Люберцы. Там они украсили здание горкома ВКП(б), а ветшающая пристань постепенно превратилась в груду тесаных булыжников, при этом сохраняя статус памятника архитектуры аж до 1997 года. И лишь в 2000-х уникальная Круглая пристань была полностью восстановлена по оставшимся свидетельствам и документам.

Спускаясь дальше по берегу пруда, мы неминуемо придём к Померанцевой оранжерее - сооружению, судьба которого пока остаётся неясной. Как и Египетский павильон, Оранжерея представляет собой уникальный памятник архитектуры, который, в отличие от большинства построек на территории усадьбы, пока остаётся в полуразрушенном состоянии.

Померанцевая оранжерея

Оранжерея в Кузьминках была известна на всю Москву: здесь произрастали абрикосы, персики, померанцы, вишня, лимоны и апельсины и множество других фруктов. Архитектурное решение здания снова отсылает нас к зданию Кухни: мотивы египетского и греческого искусства здесь также очень заметны. Оранжерея - единственное здание в усадьбе, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой - пожалуй, таких не найти не только на территории усадьбы, но и в Москве. До 2001 года здесь находился Институт экспериментальной ветеринарии, а с тех пор, как институт покинул здание, оно постепенно ветшает и рассыпается. Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который, к слову, очень любит усадьбу Кузьминки, в 2004 году издал постановление о реставрации Египетского павильона и Померанцевой оранжереи, но работы до сих пор не были начаты.

Померанцевая оранжерея, усадьба Кузьминки, Москва

Недалеко от ветшающей оранжереи Храма Влахернской иконы Божьем Матери находится так называемая Слободка - комплекс, где проживали дворовые люди, обслуживавшие усадьбу. Впервые она упоминается в документах, датируемых второй половиной XVIII века. Здания, составлявшие Слободку, менялись, как и другие усадебные постройки - лишь функции их оставались неизменными. В состав Слободки входили такие здания и объекты, как Служительский флигель, Дом причта, Прачечный флигель и Больница. Изначально деревянные здания со временем перестраивались, меняя свой облик: неказистые дома служивых людей и подсобные помещения стало невозможно узнать после вмешательства Доменико Жилярди, по приказу барина кардинально изменившего план и фасады домов в Слободке. Все здания Слободки были соединены общей оградой, а дорога, проходящая с другой стороны комплекса, получила название Тополевой аллеи - по насаженным здесь деревьям.

В здании Служительского флигеля на Слободке находится интереснейший музей - «Музей русской усадебной культуры» , один из филиалов Музея истории Москвы.

Служительский флигель

Здесь Вам расскажут об усадебной жизни и быте, а также об истории дворянских родов Строгановых и Голицыных. Подлинные экспонаты, иллюстрирующие жизнь XVIII-XIX веков, помогут погрузиться в атмосферу дворянского усадебного быта, представить себе образ жизни и мировоззрение людей того времени. В этом интересном музее, функционирующем с 1999 года, Вы можете посетить одну из занимательных интерактивных, костюмированных, тематических экскурсий, возрождающих бытовые традиции повседневности XIX века.

Одно из самых знаменитых зданий этой части усадьбы - Скотный двор, или Молочная ферма.

Скотный двор, или Молочная ферма

Место, где будет располагаться скотный двор, было определено ещё при Строгановых. Но постройки, сохранившиеся до наших дней, датируются 1840-ми годами. Нынешнее здание фермы было построено по проекту архитектора Александра Жилярди - племянника уже неоднократно упоминавшегося Доменико Жилярди.

Молочная ферма представляет собой одноэтажное здание из красного кирпича, в плане образующее букву «П», с двухэтажными флигелями. Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части здания располагались собственно стойла. В середине Скотного двора располагался изящный павильон, отделанный с роскошью; считается, что он предназначался для проживания одного из членов графской семьи. Кажется странным выбор места для постройки персонального павильона; но тем не менее он действительно был слишком богатым и пышным, чтобы находиться во владении служивых людей: паркетные полы, изящные балконы и украшающие двор скульптуры быков, выполненные бароном П.И.Клодтом, явно радовали глаз одной из знатных особ.

Скотный двор, усадьба Кузьминки, Москва

Скотный двор с противоположным берегом пруда, где находились Пропилеи и пристань, соединял интересный Плашкоутный мост - мост на понтонах, который мы можем увидеть на картине австрийского художника И.Н.Рауха. Мост устанавливали только на летний период, а на зиму разбирали.

Случилось так, что ферма не так долго выполняла своё прямое предназначение: в 1889 году после реорганизации внутренних помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, которая просуществовала аж до 1978 года. С тех пор, как больница освободила здание Скотного двора, он постепенно ветшает, как и многие другие здания в усадьбе.

: Больница на Слободке, усадьба Кузьминки, Москва

После посещения Слободки и Скотного двора, пройдя в сторону церкви по одному из лучей знаменитого французского парка, выполненного по подобию парка в Павловске под Санкт-Петербургом, Вы попадёте к еще двум интересным музеям. Первый из них - Литературный музей К.Г.Паустовского - был открыт в 1975 году, но в Кузьминки переехал лишь в 1987, и с тех пор занимает Дом садовника (его еще называют «Серой дачей»).

Дом садовника, или Серая дача

Коллекция музея насчитывает около 17 000 предметов, иллюстрирующая не только жизнь и литературное творчество Константина Георгиевича, но и о его окружении, времени, в которое он жил: личные вещи писателя, документы и рукописи, живописные работы художников-иллюстраторов, жены и сына писателя, а также разнообразные кино- и фотосвидетельства. Множество интереснейших экспонатов, а также невероятный энтузиазм и преданность сотрудников музея своему делу сделают посещение Литературного музея интересным; возможно, Вы даже всерьёз заинтересуетесь русской литературой.

Как Вы, наверное, уже заметили, усадьба Кузьминки славится не только своим архитектурно-парковым ансамблем, но и разнообразными музеями. По соседству с Литературным музеем Г.К.Паустовского разместился Музей мёда, он же Музейно-образовательный центр пчеловодства.

Музей меда

Пасека в Кузьминках появилась еще при Голицыных - на столе князей всегда был свежий мёд. Музей представляет собой демонстрационную пасеку с 50 демонстрационными ульями, где Вы, облачившись в специальный защитный костюм, сможете изучить весь процесс рождения мёда и почувствовать себя настоящим пчеловодом. В музее детям и их родителям предложат на выбор несколько интересных экскурсионных программ, покажут видеофильм и порадуют детишек весёлыми тематическими играми. Единственное условие - попасть в музей можно только в будние дни и по предварительной записи. Помимо музея пчеловодства, в образовательном центре также функционирует Школа практического пчеловодства и Клуб любителей мёда.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков очень любит пчёл. И, как уже было сказано выше, Кузьминки он тоже очень любит. Поэтому неудивительно, что обиталищем «мэрских» пчёл стал именно Музейно-образовательный центр пчеловодства в Кузьминках. И именно поэтому здесь в 2005 году появился памятник пчеле - одному из самых полезных домашних животных. Памятник составляют три низких колонны, стилизованных под соты, и на центральной из них восседает пчела, которую местные жители ласково окрестили Кузей - в честь усадьбы.

Памятник пчеле Кузе

Если Вы еще не совсем устали, то можно пройти еще немного и попасть в царство зимней сказки - официальную московскую резиденцию Деда Мороза.

Московская резиденция Деда Мороза

Она появилась в Кузьминках в 2004 году, а к 2006 году здесь вырос целый комплекс нарядных зданий: терем Деда Мороза, почта Деда Мороза, сооружены волшебная мельница-чудесница, сказочный колодец, терем Творчества, терем Снегурочки, ледовый каток, Тропа сказок и игровой спортивный городок. Здесь в течение всего года проходят разнообразные мероприятия: игры, праздничные гуляния и экскурсии по теремам здесь не прекращаются после того, как отгремел новогодний салют. Здесь очень приятно находиться как зимой, так и жарким летом: под густой тенью деревьев хорошо прятаться как от снегопада, так и от жаркого солнца. Разумеется, здесь очень понравится детям, которым здесь будет чем заняться. Да что там: поучаствовать в интересных мастер-классах и на минутку перенестись в детство, забыв о возрасте, захочется даже взрослым.

Кузьминки - это уникальная московская усадьба, архитектурно-парковый ансамбль, музейно-образовательный и просветительский центр, в котором каждый найдёт для себя занятие по душе. Тенистые аллеи, свежий лесной воздух и очарование ушедшей галантной эпохи никого не оставят равнодушным.

Портрет Голицыной А.И. в образе весталки

В.А.Тропинин. Портрет князя С.М.Голицына. После 1828 года.

Е.В. Шереметьева. Неизвестный художник 19 века. Кузминки музей

Адрес: Россия, Москва, парк Кузьминки-Люблино (станция метро Кузьминки)
Основные достопримечательности: западный и восточный флигель, Конный двор, Оранжерея, храм Влахернской иконы Божьей Матери, Птичий двор
Координаты: 55°41"22.9"N 37°47"21.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

История усадьбы

Усадьба Кузьминки считается одним из красивейших имений Москвы и Подмосковья. Прежде она принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным. Участок земли, на котором было построено это шикарное имение, в 1702 году получил Григорий Дмитриевич Строганов за хорошую службу от самого Петра I. Такой щедрый подарок означал особое отношение царя к своему приближенному.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Имение было построено в XVIII веке и отличалось образцовым порядком. Двор с живописными парками, прудами, мостиками и даже островками всегда был привлекателен для гостей. Усадьба Кузьминки (точное название – Влахернское-Кузьминки) в разное время удостаивалась визитов русских императоров - Александра II, Николая I и Петра I.

Любила бывать здесь и жена Павла I – Мария Федоровна. В роскошной усадьбе каждый год устраивали гуляния и собирали иностранные делегации. С конца XIX столетия усадьба стала для своих владельцев излюбленным дачным участком, архитектура и парковая зона которого были настолько необычны, что со временем территорию стали называть «Русским Версалем ».

Конный двор

Экскурсия по усадьбе Кузьминки

Чтобы попасть в усадьбу, необходимо доехать на метро до станции «Волжская». Здесь перед посетителями радушно распахиваются ворота с привлекательной надписью «Влахернское-Кузьминки». В усадьбу ведет дорога, проложенная мимо каскада прудов в долине реки Чурилиха.

Одним из главных архитектурных памятников усадьбы считается Конный двор, возведенный в 1805 году, но впоследствии перестроенный согласно новому проекту лучшего зодчего того времени Доменико Жилярди. Желающие осмотреть его, должны выйти к мосту, переброшенному через плотину. Отсюда видны здания, выстроенные в традициях ампира – самого модного архитектурного течения начала XIX века.

Флигель

Комплекс Конного двора объединяет несколько построек. Это – сама конюшня, несколько сараев, предназначенных для карет, и флигели, которые использовали для жилья. Центром этой незамысловатой композиции является Музыкальный павильон. Здесь стоят лучшие работы скульптора Петра Карловича Клодта - копии статуй, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге . Создавал статуи для усадьбы сам Клодт, а отливались они на заводе, принадлежавшем Голицыну.

С противоположной стороны плотины стоит Мельничный флигель, который также называют Домом на плотине. Он появился после 1840 года на мельничном цоколе. Если верить преданию, древняя мельница Козьминки – владение мельника Козьмы дала здешним местам похожее название «Кузьминки». Мельница неоднократно претерпевала изменения, с каждым разом становясь все лучше и лучше, благодаря умелым действиям опытных зодчих Жилярди, Жеребцова, Воронихина и Еготова.

Птичник (Кузница)

Однако, позже нужда в мельнице отпала. В середине XIX века ее верхние этажи снесли, а цоколь использовали для строительства Дома на плотине. Сделали это под руководством архитектора М. Быковского. Так бывшая мельница стала деревянным зданием в два этажа, построенном в традициях ренессанса.

Хотя дом и окружен водой, он всегда оставался удобным для проживания. Хозяева усадьбы расселяли здесь своих гостей, а до 1976 года Мельничный флигель сдавали в аренду под дачи. Позднее в нем разместили Музей ветеринарии. А в наши дни старинное здание можно увидеть восстановленным.

Ванный домик

Один из неприметных уголков усадьбы - Птичник или Кузница, затерявшееся среди зелени на улице Заречье. В свое время оно было центром Птичьего двора, предназначенного для выведения домашней птицы. Помимо обычных гусей, уток и индеек, по нему разгуливали и экзотические виды пернатых.

Изначально Птичник был построен из дерева, но впоследствии был перестроен как каменный по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова. Небольшой домик, скорее всего, предназначался для смотрителя Птичника. Когда отступавшие в 1812 году из Москвы наполеоновские войска устроили пожар, здание серьезно пострадало, а обитавшие здесь птицы погибли.

Скотный двор

Позже, когда строения принялись восстанавливать, Птичник превратили в Кузницу, где ковали подковы для Конного двора. Здание сделали двухэтажным, а флигели с галереями разобрали. Его купол демонтировали и заменили на двухскатную крышу. В этом исполнении он простоял до середины прошлого века. Во времена советской власти здание использовали как жилое, сделав вокруг пристройки. Но в 2000-е годы комплекс Птичника реставрировали.

Здание Кухни, на которое можно не обратить внимания из-за его неброского вида, для знатоков русской архитектуры является настоящей ценностью. Кухня построена в стиле ампир. Но если присмотреться к ней более внимательно, можно заметить много элементов древнеегипетского зодчества. По этой причине Кухню еще называют Египетским павильоном.

Гроты

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери – главная достопримечательность усадьбы Кузьминки

Первое здание храма построили в 1716 году, еще при Строгановых. Деревянная церковь получила свое название в честь фамильной иконы владельцев усадьбы - Влахернской Богоматери. Однако храм простоял лишь до 1732 года и сгорел. Вскоре здесь возвели новую церковь из дерева. Через 26 лет опять случился пожар, и она исчезла в его пламени. Наконец, к 1762 году выстроили третий каменный храм, который сохранился до наших дней.

Его украшением долгое время служила икона Влахернской Богоматери. Ее написали в константинопольской Влахернской обители в VII веке. В нашу страну икону привезли в 1653 году для подарка государю Алексею Михайловичу. Он очень ценил древнюю икону и берег ее.

Домик садовника. Московский литературный музей - Центр К.Г.Паустовского

Исполнение Влахернской иконы весьма необычно. Ее написали в редчайшей технике – воскомастике. В восковом слое она содержит частички мощей христианских святых. Одно из древних преданий свидетельствует, что в 626 году, благодаря божественной силе, исходящей от иконописного образа, неприятели, пришедшие взять силой Константинополь, отступили. Намного позднее, в 1830 году, чудодейственная святыня вновь показала свою силу в России . Во время эпидемии холеры ни один житель Влахернского, не заразился.

Гроты – прекрасное дополнение ампирного усадебного парка

Гроты можно увидеть напротив Музыкального павильона. Их два и появились они сразу после того, как было закончено возведение Парадного двора. При выравнивании участка земли, на котором планировали устроить гроты, на берегу пруда появился откос. Впоследствии он был заполнен искусственно созданными «пещерами».

Пристань

В летний день гроты становились укрытием для прогуливающейся публики. У Голицыных не было собственного театра, и в одном из гротов устраивали спектакли. Участвовали в них и гости, и хозяева. Большой грот специально построили неподалеку от Музыкального павильона. Когда там звучала музыка, она резонировала в полости грота, и создавалась иллюзия объемного звучания.

Музей, рассказывающий о культуре русских усадеб

Узнать об истории усадьбы и ее традициях можно в так называемом Служительском флигеле, расположенном на Слободке. Благодаря подлинным экспонатам, каждый посетитель музея получает возможность прочувствовать атмосферу XVIII – XIX веков, передающую усадебный быт дворян. Служительский флигель принял музейные экспозиции в 1999 году. Здесь проводят интересные костюмированные экскурсии.

Мостик в усадьбе

В усадьбе открыты еще два необычных музея. Литературный музей Константина Георгиевича Паустовского с 1987 года занимает Серую дачу, ее еще называют Домом садовника.

Рядом находится Музей меда, возле которого с 2005 года стоит памятник пчеле. Внутри «медовый» музей выглядит как пасека с ульями. Здесь посетители могут одеть специальные костюмы и на практике изучить процесс производства меда. А для настоящих сладкоежек и увлеченных биологов всегда распахнуты двери Клуба любителей меда и Школы практического пчеловодства.

Рейтинг достопримечательности

← УСАДЬБЫ МОСКВЫ МОСКВА →

На протяжении своей истории Кузьминки имели несколько названий. Первое из них было «Мельница », по стоявшей когда-то здесь мельнице на речке Голедянке. Ещё в начале XVIII в. здесь находился непроходимый сосновый лес, который ещё спустя век, в середине XIX в. тянулся до села Карачарова. В народной памяти долго сохранялось предание, что мельница когда-то была построена мельником Кузьмой — отсюда и Кузьминки. Действительно, писцовая книга 1624 г. зафиксировала здесь, среди владений Николо-Угрешского монастыря, «пустошь , что была Кузьминская мельница». Другим названием этой местности и возникшего здесь в первой четверти XVIII в. села стало Влахернское.

Это название связано с родом «именитых людей» Строгановых, игравших выдающуюся роль в отечественной истории. О происхождении этой фамилии рассказывают по-разному. По одной из легенд, где быль тесно переплелась с выдумкой, родоначальником Строгановых был близкий родственник татарского хана, по некоторым утверждениям — даже его сын, который во второй половине XIV в. выехал в Москву к великому князю Дмитрию Донскому. Здесь татарский мурза крестился в православную веру с именем Спиридона, женился на близкой родственнице великого князя и нашёл свою вторую родину. По легенде, хан, узнав о крещении Спиридона, потребовал у Дмитрия Донского его выдачи, но получил отказ и отправил на Русь сильное татарское войско. Князь выслал против них свою рать во главе с самим Спиридоном. Произошла битва, русские были разбиты, а Спиридон захвачен в плен. Татары попытались возвратить пленника в прежнюю веру, но всё было безрезультатно, и тогда хан приказал привязать его к столбу, и тело на нём исстрогати, а потом всего на части изрубя, разбросать, что и было исполнено. Родившийся вскоре после смерти Спиридона его сын Козьма получил фамилию Строганов, в память о мученической кончине отца.

Гораздо более правдоподобным является предание о происхождении Строгановых от стародавней новгородской фамилии Добрыниных, обладавших огромными владениями в старинных новгородских владениях — Устюжне и Сольвычегодске. Последующие исследования историков окончательно опровергли легенду о происхождении Строгановых от татарского мурзы и подтвердили то, что они были выходцами из Новгорода, а их родоначальником действительно был некий Спиридон, живший во времена Дмитрия Донского.

На протяжении XV-XVII вв. Строгановы, приумножая из поколения в поколение, скопили огромные земельные богатства в Приуралье — сначала в Сольвычегодске, а затем в Перми. К началу XVIII в. в их руках оказалось несколько миллионов десятин земли. На протяжении нескольких столетий Строгановы показали себя прекрасными и рачительными хозяевами. Главным и самым существенным источником их колоссальных доходов явилось солеварение. Фактически это был один из первых видов добывающей промышленности в России. Другим источником пополнения их богатств стала меновая торговля с сибирскими народами.

Нуждаясь в рабочих руках, Строгановы привлекали к себе выходцев из центральных районов России различного рода льготами. Зачастую среди них было немало беглых крестьян, но Строгановы принимали к себе практически любого человека, особо не интересуясь его прошлым, был бы лишь хорошим работником. Отношение Строгановых к своим людям резко выделялось на тогдашнем фоне своей внимательностью и заботой к их нуждам, за что они платили им тем же самым. О широкой популярности Строгановых даже у отпетых людей свидетельствует небольшой факт. Современник Петра I и первый владелец Кузьминок Григорий Дмитриевич Строганов, о котором речь пойдет ниже, имел обыкновение ежегодно весной с началом навигации отправлять своих людей на принадлежавшие ему солеварни с деньгами для текущих расходов и расплаты с наёмными рабочими. В 1712 г. он послал туда огромную по тем временам сумму в 50 тыс. рублей. У Сольвычегодска к строгановским людям присоединился приказчик одного московского купца с 10 тыс. рублями. Поднимаясь вверх по реке, посланные встретили воровскую шайку знаменитого местного разбойника Конькова с 60 людьми. Силы были неравными, и после небольшой перестрелки Коньков захватил весь груз, а сопровождавших взял в плен. Узнав, однако, что захваченные люди и деньги принадлежат Строганову, Коньков тотчас освободил всех пленников, вернул деньги и «весь скарб до малейшей вещи», заявив: «Нам ли батюшку нашего, Григория Дмитриевича, обидеть?» Впрочем, внакладе грабитель не оказался, оставив у себя деньги московского купца.

Владения Строгановых находились на дальней окраине тогдашней России. С востока с ними граничили земли сибирского хана Кучума. Беспокойное соседство, нередкие нападения воинственных татар заставляли Строгановых строить многочисленные «городки » и «острожки », т.е. небольшие крепости. В них они на свой «кошт » держали «пушкарей , пищальников и воротников» для «береженья от ногайских людей и других орд». Постоянные угрозы со стороны хана Кучума заставили Строгановых предпринять в 1578 г. известный исторический шаг — призвать «удалых людей» из волжских казаков во главе с Ермаком, а затем, снабдив всем необходимым, послать их в 1581 г. походом на Сибирь. Это была одна из самых блестящих страниц в истории рода Строгановых.

В трудные времена российской истории Строгановы всегда оказывали материальную помощь московским государям. Когда в середине XV в. великий князь Василий Тёмный после неудачной битвы попал в татарский плен, Строгановы собрали огромную сумму для его выкупа. В период Смутного времени и иностранной интервенции начала XVII в. они много помогали денежными средствами и ратной силой. За эти заслуги они были пожалованы особым, только им присвоенным званием «именитых людей» и правом называться и писаться с полным отчеством — с «вичем ». В этом звании они пользовались исключительными правами — неподсудностью обыкновенным властям (их мог судить только сам царь), правом строить города и крепости, содержать ратных людей, лить пушки, воевать с владетелями Сибири, вести беспошлинную торговлю с азиатскими народами, самим судить своих людей, льготами от многих налогов и податей. В знаменитом своде законодательства XVII в. Соборном уложении 1649 г. царя Алексея Михайловича эти права Строгановых фиксировала особая статья.

В конце XVII в. единоличным обладателем всех строгановских богатств стал Григорий Дмитриевич Строганов. О размерах его владений говорит лишь один факт, что ему принадлежало 20 городков и несколько сотен сёл и деревень. Эти огромные средства давали возможность ему оказывать значительную помощь Петру I, на сторону которого Григорий Дмитриевич встал ещё во время его борьбы с царевной Софьей. Вместе с государем Строганов строит корабли в Воронеже и Архангельске, помогает деньгами во время Северной войны, снабжает армию необходимыми припасами.

В 1703 г. Григорий Дмитриевич переселяется в Москву. Очевидно, тогда же Пётр I жалует ему подмосковные Кузьминки. Здесь Строганов строит свою загородную усадьбу, в которой для приезда государя был специально устроен особый дом.

Григорий Дмитриевич скончался в первопрестольной в ноябре 1715 г., а к следующему 1716 г. относится первое сохранившееся документальное известие об имении. Оно содержится в просьбе его вдовы Марии Яковлевны (урожденной Новосильцевой) поставить деревянную церковь «на речке Голеде, при мельнице Кузьминке». Строительство храма было закончено к 1720 г. По описанию этого времени, в Кузьминках значились усадьба помещика, дворы причта и пять дворов «деловых » людей, обслуживавших имение. Церковь была посвящена Влахернской иконе Божьей матери, и с этого времени в официальных бумагах встречается и другое название Кузьминок — Влахернское. Посвящение храма Влахернской иконе было не случайным. В 1653 г. отцу Петра I царю Алексею Михайловичу из Иерусалима были присланы два списка с этой иконы, считавшейся чудотворной. Один образ был помещён в Успенском соборе московского Кремля, а вторым образом за свои заслуги был пожалован Дмитрий Григорьевич Строганов, отец первого владельца Кузьминок.

Вплоть до 1740 г. имение находилось в совместной собственности детей Григория Дмитриевича Строганова — Александра (1698 —1754), Николая (1700 —1758) и Сергея (1707 —1756). По семейному разделу этого года Кузьминки достались старшему из братьев. Строгановы владели Влахернским до 1757 г., когда дочь Александра Григорьевича Строганова Анна Александровна вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1731 —1804). В приданое она принесла ему Влахернское с 518 десятинами земли. С этого времени вплоть до 1917 г. Кузьминки принадлежали Голицыным.

С середины XVIII в. для Кузьминок начинается период расцвета. Михаил Михайлович Голицын с первых же дней всецело отдаётся заботам по устройству своей подмосковной. В 1759—1762 гг. вместо сгоревшей деревянной церкви по проекту архитектора И.П. Жеребцова строится новый каменный храм, который богато украшается. Возводятся различные хозяйственные постройки, оранжереи, другие здания. При этом крестьянские дворы были перенесены на новое место, примерно за версту от храма, где возникает новое селение, названное Аннино, по имени супруги князя.

Центром усадьбы становится главный дом, построенный в конце XVIII в. архитектором И.В. Еготовым. Своим фасадом он выходил на парадный двор, окружённый с восточной и южной сторон регулярным садом с прямой подъездной аллеей. Одновременно в пойме небольшой речки Пономарки был устроен каскад из 4 прудов, общей площадью 30 гектаров. Самый большой из них — Верхний Кузьминский занимает территорию 15 гектаров, другие носят названия: Нижний Кузьминский, Шибаевский и Щучий. В 1794—1798 гг. усадебный храм был перестроен архитектором P.P. Казаковым в строгих формах стиля классицизма, с тосканскими портиками и круглым световым барабаном с главкой-бельведером.

М.М. Голицын владел Кузьминками на протяжении почти полувека, вплоть до своей кончины в 1804 г. После этого еще 12 лет имением владела его вдова Анна Александровна, которая продолжала расширять свою усадьбу. Незадолго до войны с Наполеоном она округлила владения Кузьминок, прикупив к ним у казны за 20 тыс. рублей 100 десятин земли с мелким лесом в местности Вёшки.

Под конец жизни Анне Александровне пришлось пережить горькие минуты разорения Кузьминок французскими солдатами в 1812 г. Хозяева не ожидали, что Москва будет сдана Наполеону, и поэтому много из усадьбы вывезти не успели. После отступления врага оказалось, что церковь и господский дом были полностью разграблены, вся мебель в доме сломана, а у крестьян захвачены и увезены хлеб, сено, скот и другие припасы.

Несмотря на это, Кузьминки возрождаются вновь, причём с большим блеском и пышностью. В 1813—1815 гг. по соседству с главным домом архитектором А.Н. Воронихиным был построен так называемый «Египетский домик», представляющий собой павильон, украшенный в египетском стиле.

После смерти Анны Александровны в 1816 г. хозяевами имения становятся её сыновья Александр (1772 —1821) и Сергей (1774 —1859), а после кончины брата с 1821 г. единоличным владельцем усадьбы становится князь Сергей Михайлович Голицын. Именно при нём усадьба получает законченный облик и входит в число наиболее известных подмосковных имений, встав в один ряд с Останкином, Архангельским и Кусковом.

Вскоре он приступает к дальнейшему обустройству усадьбы, которое велось при участии видного московского зодчего Д. И. Жилярди. В 1819—1823 гг. тот возводит комплекс Конного двора. В 1826 г. по его проекту устраивается висячий мост на остров. На пруду была устроена целая флотилия из яхты и нескольких ботиков, которые обслуживали специально нанятые матросы. Возводятся новые каменные хозяйственные постройки. Особое внимание уделяется оранжереям. По описи 1829 г., в них имелось 152 лимонных дерева, 291 померанцевых, 26 апельсиновых, 502 грушевых, 509 слив, 217 вишнёвых, 618 ананасных. Уходом за растениями были заняты 30 садовников. Интересно, что оранжереи не только оправдывали себя, но и приносили владельцу ежегодный доход в 3 тыс. рублей. Около оранжерей был разбит парк в английском стиле, за которым следили 40 рабочих. Вскоре он стал излюбленным местом загородных прогулок москвичей, которых привлекали чисто подметенные дорожки, посыпанные красным песком, вдоль которых стояли чугунные лавочки и диваны для отдыхающих.

В 1831 г. Сергей Михайлович Голицын вновь расширяет имение прикупкой за 12 тыс. рублей у Егора Дмитриевича Фалеева, из калужских купцов, позднее выбившегося в личные дворяне, 120 десятин земли, занятой лесом и частично пашней. В следующем году при въезде в усадьбу он ставит парадные ворота, отлитые из чугуна на его собственных заводах. Рассказывали, что на них ушло до 18 тыс. пудов чугуна.

В 1844 г. по проекту Д.И. Жилярди на пруду были сооружены гранитные пристани из серого дикого камня со львами, а на берегу пруда были устроены «пропилеи » — декоративное сооружение из двойного ряда колони. На месте старого деревянного домика, где, по преданию, в начале XVIII в. останавливался во время приездов в Кузьминки Пётр I, был устроен чугунный обелиск. В следующем году на конной ферме, считавшейся одной из лучших в России, были установлены две конные группы — копии тех, что стоят на Аничковом мосту в Петербурге. Работы по устройству усадьбы велись в общей сложности на протяжении 30 лет вплоть до 1856 г.

В историю московской жизни первой половины XIX в. Кузьминки вошли своими знаменитыми гуляньями, когда в летние дни парк был открыт два раза в неделю для всей «приличной » публики. Москвичи ездили сюда всей семьёй на целый день, запасшись провизией, даже со своим самоваром, на случай, если столики, предназначенные для чаепитий, все будут заняты. Но наиболее известным было ежегодное гулянье в день 2 июля, когда праздновался храмовый праздник Влахернской иконы Божьей матери. По своему размаху оно не уступало известному гулянью москвичей на 1 мая в Сокольниках. По воспоминаниям очевидцев, в этот день с раннего утра тысячи экипажей направлялись в имение Голицына, и все девять вёрст от тогдашней Москвы до Кузьминок дорога представляла собой по сути оживлённую городскую улицу. После торжественного богослужения, где присутствовала вся московская знать, начиналось собственно гулянье. В саду гремели оркестры, на прудах скользили шлюпки с матросами, в одной из рощ ставились самовары. Особое место было выделено для простого народа. По своему размаху эти праздники напоминали старикам пиры вельмож «золотого XVIII столетия» и их часто сравнивали с теми, что в свое время давали Екатерине II Потёмкин, Орлов и Шереметев. По весьма приблизительным подсчетам, в этот день в Кузьминки приезжало до 12 тыс. экипажей, а всего в саду гуляло более 100 тыс. москвичей. Гулянье заканчивалось уже глубокой ночью, когда небо озарял великолепный фейерверк в 40 тыс. огней.

В 40-е годы XIX в. князь СМ. Голицын пригласил в Кузьминки одного из своих знакомых Павла Сумарокова. Заглянем в его дневник. Он так описывал Кузьминки: «Местоположение плоское, весьма обыкновенное, но искусство и полтора миллиона рублей превратили Кузьминки в прекраснейшую подмосковную. Князь пригласил меня туда на храмовый праздник 2 июля. Кареты, коляски тянулись рядами, нищие мальчики и девочки бежали рысью, умоляя о подаянии. Своротили с большой дороги и показалась чугунная решётка, за нею другой двор, другая решётка с бронзовыми украшениями, с княжеским гербом на воротах. Куча официантов стояла на крыльце, и в комнатах много гостей, одни сидели на балконе, другие играли в карты. Дом дубовый, прибран со вкусом и достоин великого внимания. Оный существует 158 лет, и Пётр Великий часто бывал в нем у Строганова. За обед поместилось 136 посетителей; всё барское, богатое, вина редкие, плодов горы, гремит музыка, в окна заглядывают любопытные — шляпы, перья, бороды между ними. Незваных сих гостей было до 5 тысяч, и коляски, тележки, дрожки занимали все аллеи. Сады с пригорками, речками, беседками великолепно соединяются между собой и представляли тогда модные, шумливые общества. К вечеру вся зелень осветилась разноцветными фонарями, и фейерверк заключил празднество, похожее на царское».

Подобное великолепие продолжалось почти до отмены крепостного права в 1861 г. Князь Сергей Михайлович Голицын не дожил до этого двух лет. После его кончины имение отошло в 1859 г. к его племяннику Михаилу Александровичу Голицыну, но тот вскоре умер, и Кузьминки достались его 17-летнему сыну Сергею (1843 —1915). Он дослужился до чина полковника, а по придворной линии получил звание егермейстера. В историю своей эпохи он вошёл тем, что эпатировал светское общество, записавшись в купцы первой гильдии и занявшись при этом коммерцией. Новый владелец уже не мог поддерживать усадьбу с прежним размахом. По семейным обстоятельствам с 1873 г. для своего летнего отдыха он выбирает другую свою подмосковную — село Дубровицы под Подольском, а усадьба в Кузьминках приспособляется под сдачу внаём дачникам. После отъезда С.М. Голицына из имения Кузьминки окончательно превращаются в дачный посёлок, соединявшийся летом регулярным движением с ближайшими железнодорожными станциями. В конце 1900-х годов С.М. Голицын предлагал продать имение городу для устройства в нём новых полей орошения, т.е для расширения городской канализации. Но Кузьминки являлись майоратом, на их продажу требовалось личное согласие царя, однако Николай II отказал в этой просьбе, полагая, что имение должно было оставаться в роду Голицыных.

После революции в усадьбе разместился с 1918 г. Институт экспериментальной ветеринарии. Из-за этого решения Кузьминки приходят в упадок, и лишь в 1990-е годы здесь создается музей усадебной культуры.