Болезни Военный билет Призыв

Историческое описание. Сухаревская площадь

koroleni wrote in November 23rd, 2009

Сухаревский рынок в начале XX в.

Сухаревский рынок Сухаревка. Находился на Большой Сухаревской площади. Возник в конце XVIII в. как место торговли съестными припасами. На Сухаревке торговали также картинами, скульптурами, изделиями прикладного искусства. Сухаревский рынок и прилегающие переулки к концу XIX в. были одним из центров букинистической торговли. В годы Гражданской войны и НЭПа Сухаревский рынок превратился в «барахолку»; в 1925 рынок был переведён в один из дворов на Садовой-Сухаревской улице (близ кинотеатра «Форум»), в 1930 закрыт.

Вид с Сухаревой башни.

Сухарева башня.

Сухаревская башня (также Сухарева) была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).
Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.
В 1698—1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчаной шатром башней в центре, похожей на западноевропейскую ратушу.

В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей (музей истории города Москвы).

Не смотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин, в сентябре 1933 года он писал Кагановичу: «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны.

Высоко стояла вековая Сухарева башня с ее огромными часами. Издалека было видно. В верхних ее этажах помещались огромные цистерны водопровода, снабжавшего водой Москву.
Много легенд ходило о Сухаревой башне: и «колдун Брюс» делал там золото из свинца, и черная книга, написанная дьяволом, хранилась в ее тайниках. Сотни разных легенд - одна нелепее другой. По воскресеньям около башни кипел торг, на который, как на праздник, шла вся Москва, и подмосковный крестьянин, и заезжий провинциал.


Разбор Сухаревой башни.

После войны 1812 года, как только стали возвращаться в Москву москвичи и начали разыскивать свое разграбленное имущество, генерал-губернатор Растопчин издал приказ, в котором объявил, что «все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном только месте, а именно на площади против Сухаревской башни». И в первое же воскресенье горы награбленного имущества запрудили огромную площадь, и хлынула Москва на невиданный рынок.


Против роскошного дворца Шереметевской больницы вырастали сотни палаток, раскинутых за ночь на один только день. От рассвета до потемок колыхалось на площади море голов, оставляя узкие дорожки для проезда по обеим сторонам широченной в этом месте Садовой улицы. Толклось множество народа, и у всякого была своя цель.
Сюда в старину москвичи ходили разыскивать украденные у них вещи, и не безуспешно, потому что исстари Сухаревка была местом сбыта краденого. Вор-одиночка тащил сюда под полой «стыренные» вещи, скупщики возили их возами. Вещи продавались на Сухаревке дешево, «по случаю». Сухаревка жила «случаем», нередко несчастным. Сухаревский торговец покупал там, где несчастье в доме, когда все нипочем; или он «укупит» у не знающего цену нуждающегося человека, или из-под полы «товарца» приобретет, а этот «товарец» иногда дымом поджога пахнет, иногда и кровью облит, а уж слезами горькими-всегда. За бесценок купит и дешево продает...
Лозунг Сухаревки: «На грош пятаков!»

Сухаревский рынок. Продажа старой обуви.


Сухаревский рынок. Торговец вином.


Сухаревский рынок. Торговец часами.


Сухаревский рынок. Торговец лимонадом.

Сухаревский рынок. Торговля посудой.

Старая Сухаревка занимала огромное пространство в пять тысяч квадратных метров. А кругом, кроме Шереметевской больницы, во всех домах были трактиры, пивные, магазины, всякие оптовые торговли и лавки - сапожные и с готовым платьем, куда покупателя затаскивали чуть ли не силой. В ближайших переулках - склады мебели, которую по воскресеньям выносили на площадь.
Главной же, народной Сухаревкой была толкучка и развал. Какие два образных слова: народ толчется целый день в одном месте, и так попавшего в те места натолкают, что потом всякое место болит! Или развал: развалят.
Нескончаемыми рядами на рогожах немудрый товар и торгуют кто чем: кто рваной обувью, кто старым железом; кто ключи к замкам подбирает и тут же подпиливает, если ключ не подходит. А карманники по всей площади со своими тырщиками снуют: окружат, затырят, вытащат. Кричи «караул»- никто и не послушает, разве за карман схватится, а он, гляди, уже пустой, и сам поет:
«Караул! Ограбили!» И карманники шайками ходят, и кукольники с подкидчиками шайками ходят, и сменщики шайками, и барышники шайками.
На Сухаревке жулью в одиночку делать нечего. А сколько сортов всякого жулья! Взять хоть «играющих»: во всяком удобном уголку садятся прямо на мостовую трое-четверо и открывают игру в три карты - две черные, одна красная. Надо угадать красную. Или игра в ремешок: свертывается кольцом ремешок, и надо гвоздем попасть так, чтобы гвоздь остался в ремешке. Но никогда никто не угадает красной, и никогда гвоздь не останется в ремне. Ловкость рук поразительная.




Сухаревский рынок. Торговцы скобяными изделиями.

В те времена палаток букинистов было до тридцати. Здесь можно было приобрести все, что хочешь. Если не найдется нужный том какого-нибудь разрозненного сочинения, только закажи, к другому воскресенью достанут. Много даже редчайших книг можно было приобрести только здесь. Библиофилы не пропускали ни одного воскресенья. А как к этому дню готовились букинисты!
Шесть дней рыщут - ищут товар по частным домам, усадьбам, чердакам, покупают целые библиотеки у наследников или разорившихся библиофилов, а «стрелки» скупают повсюду книги и перепродают их букинистам, собиравшимся в трактирах на Рождественке, в Большом Кисельном переулке и на Малой Лубянке. Это была книжная биржа, завершавшаяся на Сухаревке, где каждый постоянный покупатель знал каждого букиниста и каждый букинист знал каждого покупателя.
Букинисты и антиквары (последних звали «старьевщиками») были аристократической частью Сухаревки. Они занимали место ближе к Спасским казармам. Здесь не было той давки, что на толкучке. Здесь и публика была чище: коллекционеры и собиратели библиотек, главным образом из именитого купечества.


Сухаревский рынок. Точильщик.

Фото отсюда: http://andcvet.ya.ru/index_fotki.xml#y5__id38
Спасибо.

Примерка костюма.

Съестные ряды.

Сюда одних гнала нужда, других - азарт наживы, а третьих-спорт, опять-таки с девизом «на грош пятаков». Один нес последнее барахло из крайней нужды и отдавал за бесценок: окружат барышники, чуть не силой вырвут. И тут же на глазах перепродадут втридорога. Вор за бесценок-только бы продать поскорее- бросит тем же барышникам свою добычу. Покупатель необходимого являлся сюда с последним рублем, зная, что здесь можно дешево купить, и в большинстве случаев его надували. Недаром говорили о платье, мебели и прочем: «Сухаревской работы!»
В. Гиляровский

Из статьи "Рыночная экономия".
Для большевистских лидеров Сухаревский рынок был как бельмо на глазу, поскольку ассоциировался со свободной торговлей. Уничтожить этот рассадник буржуазной заразы было для них делом чести. 13 декабря 1920 года Моссовет принял постановление "О ликвидации Сухаревского рынка".
Для всех было очевидно, что это постановление никак не повлияет на частную торговлю, которая теперь просто переместится в другое место. И тем не менее закрытием Сухаревки большевики очень гордились. На проходившем в те дни VIII Всероссийском съезде Советов Ленин дважды возвращался к ликвидации знаменитого рынка и говорил о необходимости уничтожить Сухаревку в душе каждого частника с таким же энтузиазмом, с каким говорил об электрификации страны. Примерно в то же время наркомздрав Семашко призывал покончить с "медицинской Сухаревкой", то есть с частной врачебной практикой. Однако искоренить индивидуальное предпринимательство в районе Сухаревой башни все-таки не удалось: через пару месяцев там вновь появились торговцы.
С началом НЭПа закрытие главного свободного рынка страны стало казаться полным абсурдом, однако восстанавливать Сухаревку, про которую первые лица государства успели наговорить столько гадостей, не хотелось.
Новая Сухаревка
В конце концов был придуман компромисс: старый рынок по-прежнему считался ликвидированным, но чуть в стороне построили торговый комплекс, который назывался "Новая Сухаревка". Проектировал торговые павильоны К. С. Мельников, только что завершивший работу над саркофагом для ненавидевшего Сухаревку Ленина. Мельников строил новый рынок, тщательно копируя старый: "В самом центре движения рыночной толпы,— комментировал архитектор свой проект,— стоит трактир — элегантное здание открытых террас и лестниц с обжорной кухней жирных щей и осетровых селянок, и вернулась в Москву вновь кипучая страсть знаменитой Сухаревки".
Однако убрать торговлю с площади так и не удалось — "Новая Сухаревка" стала лишь наиболее цивилизованной частью заполонившей площадь барахолки. В 1930 году рынок был окончательно ликвидирован как мешающий уличному движению. Заодно закрыли и "Новую Сухаревку", которая находилась во дворах за кинотеатром "Форум" и транспорту никак не мешала. А спустя еще четыре года была снесена и Сухарева башня.
Александр Малахов

Трамвай на Сухаревской площади. Фото А.Родченко. 1925. РГАКФД


Колхозная площадь.(С 1939 — по 1994 год Большая Сухаревская площадь — Большая Колхозная площадь «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников»)

Фото 2009 года.

Сухаревская площадь

О. А. Кадоль. Шереметевская больница. Литография 1830-х гг.

За палатками гудит Садовое кольцо. Плотным, рычащим, дымящим, разноцветным потоком, заполняя его во всю ширину, от тротуара до тротуара, по мертвому серому асфальту мчатся машины.

Мы обычно не обращаем внимания на значение и смысл примелькавшихся городских названий. Но если задуматься над тем, что эта улица называется Садовым кольцом , то нельзя не признать, что название звучит по крайней мере насмешкой над здравым смыслом.

Когда оно возникло, улица действительно была вся в садах. И это было в общем-то сравнительно недавно; о садах на Садовом кольце рассказывают не только предания, их можно увидеть на фотографиях и кинокадрах, их помнят москвичи старшего поколения.

Сады и палисадники на Садовом кольце были уничтожены по Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года в 1936–1937 годах.

Однако раз уж речь зашла о названии Садового кольца, то представляется удобный случай поговорить о том, почему Садовое и почему кольцо. Как и все истинно московские названия, это название представляет собой иероглиф, заключающий в себе содержание целой книги.

Садовое кольцо образовалось после сноса четвертого кольца старинных оборонительных укреплений Москвы конца XVI века, так называемого Земляного города, состоявшего из мощного земляного вала и возведенных на нем деревянных крепостных стен и башен. Земляной город окольцовывал весь город, то есть и ту часть, что находилась на левом берегу Москвы-реки, и Замоскворечье. Напротив Сретенки стояла проездная башня Земляного города, которая, как это было принято, называлась по подходившей к ней улице Сретенскими воротами. В конце XVII века деревянные Сретенские ворота были заменены каменными. Новопостроенные каменные Сретенские ворота до середины XVIII века официально продолжали называться Сретенскими, но еще в начале того же XVIII века в народе они получили другое название - Сухарева башня, и это народное название в конце концов совершенно вытеснило официальное. К середине XVIII века стены и башни Земляного города утратили свое оборонительное значение, их не ремонтировали, и к началу XIX века укрепления разрушились, рвы были засыпаны, вал срыт, образовался широкий проезд. Но каменную Сухареву башню сохранили. Вокруг нее образовалась площадь, по башне называвшаяся Сухаревской.

В 1816 году император Александр I подписал указ о восстановлении и благоустройстве Москвы после сожжения и разорения ее в 1812 году войсками Наполеона. В плане восстановления был специальный пункт, касающийся Земляного вала.

«Места из-под Земляного вала, - было написано в указе, - раздать владельцам, кои по обеим сторонам оного имеют свои домы, каждому в длину по мере места, а в ширину, как ограничится назначением посредине улицы, которая предполагается шириною в 12 сажен, с тем, чтобы сии прибавочные места были огорожены порядочными невысокими решетными заборами, у коих бы тумбы были совершенно одинаковой высоты, толщины и фигуры; а решетка между тумбами по выбору владельцев из рисунков Комиссии; и чтобы в сих присоединенных к каждому двору местах хозяева оных старались разводить садики во всю длину мест своих перед домами на валу, дабы со временем весь проезд вокруг Земляного города с обеих сторон был между садами».

Москвичи всю улицу, образовавшуюся по линии снесенных укреплений Земляного города, называли Валом. Но очень скоро из-за ее длины, а это более 15 километров, отдельные части Вала получили свои названия. В Замоскворечье появились Валовая улица, Коровий вал, на левом берегу Москвы-реки - Земляной вал, Новинский вал (в XIX веке - Новинский бульвар), а также протяженнейшая Садовая улица, отрезки которой со временем обзавелись уточняющими их местоположение указаниями, образовав двойные названия: Садовая-Кудринская, Садовая-Самотечная, Садовая-Сухаревская и так далее. Сейчас на Садовом кольце восемь Садовых улиц.

К 1824 году Садовая уже вызывала у москвичей восхищение: «Нельзя не упомянуть о прекрасной Садовой, - читаем мы в „Путеводителе по Москве“ этого года издания. - По ширине и болотистому кряжу трудно было мостить сию улицу. Благодетельное правительство уволило (то есть обязало своею волею. - В. М. ) владельцев смежных домов, чтобы каждый из них развел у дома сад, красиво огороженный. Таким образом составился обширный и приятный сад».

В 1870-е годы по Садовым проложили линию конно-железной дороги, которую сразу стали называть по-московски ласково и неофициально конкой . В 1908 году конку сменил трамвай. С 1912 года кольцевому маршруту трамвая по Садовым было присвоено название «линия Б». Москвичи сразу же назвали его «Букашкой» (от старославянского названия буквы Б - «буки»), а улица получила еще одно название - «Кольцо Б».

В начале XX века, как и в начале XIX, вдоль Кольца зеленели сады. Лишь на некоторых участках, в основном на площадях, по необходимости, как, например, на Сухаревской, когда Сухаревский рынок уже не вмещался в отведенные ему границы, насаждения убирали. Но как только надобность миновала - когда рынок в 1924 году закрыли, - на его месте тотчас устроили, как писал современник, «несколько образцовых скверов - с деревьями, клумбами, газонами…»

В начале XX века П. Д. Боборыкин, да и не он один, считал вид Садового кольца провинциальным и утверждал, что оно «сохраняет до сих пор всего более помещическо-обывательский характер Москвы». Впрочем, за зеленью садов уже вставали и высокие доходные дома, и особняки в стиле модерн. С начала 1930-х годов начали практически осуществляться проекты реконструкции Москвы, в основание которых была положена политическая идея превращения столицы из капиталистического в социалистический город.

Среди частных вопросов реконструкции Москвы - строительства жилья, обеспечения водоснабжением и других - была поставлена чуть ли не на главное место проблема транспорта. Работниками Института Генплана Москвы - главного мозгового центра реконструкции - эта проблема решалась (и решается сейчас) элементарно простым способом: по мере увеличения количества транспорта в городе следует расширять улицы и пробивать новые проезды, разрушая «мешающие свободному движению транспорта» городские строения.

В условиях исторического города, а Москва входит в их число, подобная практика неминуемо чревата столь значительными разрушениями, что непременно ведет к уничтожению его исторического облика. Жертвами такого решения транспортной проблемы стали многие выдающиеся памятники архитектуры и даже целые районы Москвы. В их числе оказалось и Садовое кольцо, и каменная Сухарева башня, к тому времени признанная архитектурным памятником мирового значения и несмотря на это снесенная в 1934 году.

Градостроители из Института Генплана Москвы сочли необходимым Садовое кольцо превратить в автомобильную дорогу, утверждая, что она примет на себя излишек транспорта в исторической части города и тем самым решит проблему. Мировая градостроительная наука еще до того, как Институт Генплана Москвы задумал превратить Садовое кольцо в автомобильную дорогу, сделала обоснованный вывод, что в историческом городе строительство подобных кольцевых транспортных артерий не только бессмысленно, но и усугубляет проблему.

Панорама Сухаревой площади в левую сторону от Сретенки. Фотография ХХ в.

В 1935 году снесли на Садовых заборчики, отделявшие сады от тротуаров, и прорубили проходы по самим садам, а в 1937 году все деревья и кустарники вырубили подчистую. Репортеры писали о Садовом кольце как о «преображенной магистрали», «ставшей украшением столицы». На ней начали строить престижные дома для начальства. Но с течением времени это «украшение» с полным правом стали называть «душегубкой».

Москвичи, здраво рассуждая, не могли поверить, что Садовое кольцо «реконструировалось» ради решения транспортной проблемы. По Москве ходили упорные слухи, что объяснения градостроителей-транспортников являются всего лишь выдумкой, маскирующей действительные цели проекта. В предвоенные годы в Москве потихоньку, но широко говорили, что-де превращение улиц Садового кольца в асфальтовый трек для автогонок имеет стратегическое значение: в случае войны с него будут взлетать и на него приземляться военные самолеты. Однако, кажется, транспортники Генплана действительно были уверены в разумности своего проекта и имели в виду именно разрешение транспортной проблемы, а не что-то иное, потому что одновременно они предполагали таким же образом реконструировать и Бульварное кольцо.

Глядя на современное Садовое кольцо, мы можем наглядно представить, во что превратились бы Чистые пруды, Тверской и другие бульвары, если бы этим «транспортникам» удалось осуществить свой варварский проект. К сожалению, они и сейчас время от времени возвращаются к идее устроить из бульваров транспортную артерию.

Сухарева башня стояла прямо против Сретенки. До ее сноса от угла Сретенки и Садового кольца была видна лишь небольшая часть Сухаревской площади перед башней, сейчас же с этого места открывается широкий вид на Садовое кольцо. Прямо против Сретенки, на другой стороне кольца, начинается проспект Мира, бывшая Первая Мещанская. Слева от линии Сретенка - проспект Мира - часть Садового кольца, спускающаяся к Самотеке, называется Малой Сухаревской площадью, справа - Большой Сухаревской. Раньше их разделяла Сухарева башня. После ее сноса это деление лишилось смысла, и они фактически слились в единую Сухаревскую площадь, но формально такое разделение осталось.

На Малой Сухаревской площади ни одно из зданий не обращает на себя внимания: два стандартных многоэтажных жилых дома постройки 1940-х годов (в доме 1 жил известный актер и певец М. Н. Бернес, на доме установлена мемориальная доска) и несколько надстроенных третьими этажами лавок прошлого века.

На Большой Сухаревской глаз сразу останавливается на здании Странноприимного дома, более известного в Москве до революции под названием Шереметевская больница, а после революции - Институт Склифосовского, или просто Склиф.

Пятьдесят лет назад П. В. Сытин в книге «Из истории московских улиц» писал: «Самым замечательным зданием на площади в настоящее время является здание больницы скорой помощи и института имени Склифосовского, построенное в 1802 году графом Шереметевым для Странноприимного дома (богадельни)». Сегодня можно лишь повторить эти слова. «Странноприимный дом графа Шереметева в Москве» - под таким названием этот выдающийся памятник русского зодчества вошел в историю - действительно замечательное здание, и не только среди построек Сухаревской площади, но и вообще одно из самых интересных архитектурных сооружений Москвы.

Его величественное дворцовое здание расположено в глубине двора. Сквозь невысокую чугунную ограду с чугунными узорными воротами, по сторонам которых установлены две гранитные двухколонные пилоны-беседки, за разросшимися деревьями и кустами видны центральная часть дома и парадный вход.

Постройки Странноприимного дома величественным полукругом охватывают весь двор, а его флигеля выходят торцами на Садовое кольцо. Фасад главного корпуса украшен мощной двойной колоннадой, над которой возвышаются треугольник фронтона и шлемовидный большой купол, завершающийся церковной главкой - знаком того, что под ней находится домовая церковь.

Сухарева башня и фасад флигеля Странноприимного дома. Фотография 1880-х гг.

Странноприимный дом Шереметева - памятник архитектуры русского классицизма. Его строили два архитектора: Е. С. Назаров - ученик В. И. Баженова, и Джакомо Кваренги - знаменитый и модный в то время петербургский зодчий. Кроме того, некоторые искусствоведы высказывали мнение, что в создании проекта принимал участие и сам великий Баженов, их догадки, хотя и не подкреплены прямо документами, достаточно убедительны. С самого начала здание предназначалось под небольшую богадельню для престарелых слуг Шереметева. Но в процессе строительства проект менялся. Эти изменения вызывались не только архитектурными соображениями, но и в большей степени тем, какой смысл на разных этапах вкладывал граф Н. П. Шереметев в дело создания дома.

Предание утверждает, что граф Николай Петрович построил Странноприимный дом в память умершей жены Прасковьи Ивановны - бывшей крепостной актрисы, выступавшей на сцене под именем Параши Жемчуговой. Их любовь, тайный брак и ранняя смерть Параши, горе овдовевшего графа, искавшего душевного успокоения в делах благотворительности, - все выстраивалось в логичную и красивую легенду. Тем более что вскоре после смерти Параши по всей России запели песню о чудесном превращении простой крестьянки в сиятельную графиню. Песня рассказывала о том, как однажды под вечер крепостная крестьянка гнала из лесу коров и на лужку у ручейка повстречала возвращавшегося с охоты барина - «две собачки впереди, два лакея позади». Барин спросил ее: «Ты откудова, красотка, из которого села?» - «Вашей милости крестьянка», - ответила она. Барин припомнил, что утром староста просил разрешения женить своего сына, и поинтересовался, не к ней ли тот сватался. Красавица ответила, что к ней. На что барин решительно заявил: «Он тебя совсем не стоит, не к тому ты рождена. Ты родилася крестьянкой, завтра будешь госпожа».

Эта песня - русская вариация вечно привлекательной и волнующей истории о Золушке - была одной из наиболее популярных народных песен в XIX веке, хорошо известна она и сейчас. Предание утверждает, что песню сочинила сама графиня Прасковья Ивановна Шереметева. Прасковья Ивановна имеет прямое отношение к созданию Странноприимного дома, но не ее смерть, вопреки легенде, послужила причиной к началу его строительства.

П. И. Шереметева скончалась 23 февраля 1803 года. Строительство же Странноприимного дома было начато за одиннадцать лет до этого печального события, неопровержимым свидетельством чего является найденная в 1954 году при проведении реставрационных работ закладная медная доска с надписью: «1792 года июня 28 дня соорудитель сего граф Николай Шереметев».

В России XVIII века считалось обычным делом, когда крепостные актрисы были также наложницами помещика - владельца театра. Это не вызывало осуждения ни у господ, ни у актрис, как правило, смирявшихся со своим положением, поскольку оно вписывалось в мораль и обычаи общества, основанного на крепостном праве. Однако и в тогдашнем крепостническом обществе вопреки господствовавшим обычаям и морали появлялись отдельные личности, не приемлющие рабскую нравственность и мораль. Их были единицы, но благодаря им складывались необычные, неординарные жизненные ситуации. Именно такого рода личностью была Параша Жемчугова.

Ее связь с графом Шереметевым стала (а может быть, была с самого начала) соединением полюбивших друг друга людей. Но соединившись с любимым, Параша не была счастлива. Глубоко религиозная, она не могла избавиться от мысли, что ввела в грех самого дорогого ей человека и поэтому он неминуемо должен подвергнуться небесной каре. Она молила Бога, чтобы все страдания - и за ее, и за его грех - были ниспосланы ей одной. В любви Параши и графа счастье и страдание соединились в душевной муке. Настроение любимой женщины не могло не передаться и графу. Шереметев и Параша пытались смягчить укоры совести благотворительностью. Тогда-то и было задумано строительство богадельни. Оба знали, что по-настоящему они могут быть счастливы, только освятив свою связь церковным браком. Но для этого граф должен был и преодолеть собственные аристократические предрассудки, и пренебречь общественным мнением. Прошло более десяти лет, прежде чем он смог на это решиться. Но и решившись, не отважился действовать открыто.

Для осуществления своего плана граф Н. П. Шереметев прибег к обману. Он поручил своему крепостному стряпчему Никите Сворочаеву найти документы о «благородном происхождении» Прасковьи Ивановны. Тот исполнил поручение графа. Параша была дочерью и внучкой крепостных крестьян-кузнецов Шереметевых из деревни Березиной Ярославской губернии, и по своему ремеслу они имели прозвище Ковалевы. Стряпчий нашел в архиве Шереметевых сведения о том, что в 1667 году в русский плен попал польский дворянин Якуб Ковалевский. На этом основании стряпчий составил бумагу, из которой следовало, что его потомки оказались в числе слуг Шереметевых и поэтому Параша «неопровержимо имеет благородное начало».

В 1798 году граф Н. П. Шереметев подписал Параше вольную, освобождающую ее и всех ее родных от крепостной зависимости, и в 1801 году обвенчался с ней церковным браком. Но к этому времени здоровье Прасковьи Ивановны было уже подорвано. Полтора года спустя она скончалась после родов, оставив трехнедельного сына…

В эти дни печали Николай Петрович написал письмо-завещание - «сыну моему графу Дмитрию о его рождении». Рассказав о происхождении его матери, Шереметев писал: «Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал свойства и качества ее и нашел украшенный добродетелью разум, искренность и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки…»

После смерти Прасковьи Ивановны Странноприимный дом строился уже действительно в память о ней. Проект дома был изменен на более величественное здание. Завершение строительства Странноприимного дома и его освящение произошло в 1810 году, спустя полтора года после смерти графа Н. П. Шереметева. Странноприимный дом состоял из богадельни и больницы, куда принимались, как сказано в его Уставе, «совершенно бесплатно лица обоего пола и всякого звания, неимущие и увечные». Но с оговоркой: «кроме крепостных». Крепостных принимали только из дворни Шереметевых. До 1917 года Странноприимный дом содержался на доходы с имений Шереметевых.

В 1919 году Шереметевская больница была преобразована в Московскую городскую станцию скорой медицинской помощи. Сейчас это всемирно известный НИИ имени Н. В. Склифосовского. На его территории выстроено несколько больших корпусов, оборудованных современной аппаратурой. А в старом шереметевском здании размещаются Научно-исследовательский центр и Медицинский музей.

На здании Странноприимного дома помещены три мемориальные доски. На одной написано: «В этом здании Владимир Ильич Ленин в марте 1906 года участвовал в конспиративном заседании Замоскворецкого райкома РСДРП». Заседание проходило во флигеле, в квартире фельдшерицы, имя Ленина при участниках заседания не было названо, его представили как «товарищ из Питера». Речь шла о Советах рабочих депутатов и их взаимоотношениях с партийными органами. Доска установлена в 1965 году, скульпторы О. К. Комов и Ю. Л. Чернов.

Вторая доска установлена в 1966 году: «В этом здании с первых дней Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. размещался госпиталь для раненых воинов Советской Армии».

И последняя: «Здесь работал с 1928 года по 1954 год выдающийся хирург Сергей Сергеевич Юдин». (Скульптор М. П. Оленин. Доска открыта в 1967 году.) Во флигеле института в квартире № 20 он и жил. Отсюда 23 декабря 1948 году Юдин был увезен на Лубянку. В одиночках на Лубянке и в Лефортове он просидел более трех лет, затем был отправлен в ссылку в Новосибирскую область. Следователи добивались от него признания, что он шпион. В 1953 году, 5 июля, он был реабилитирован и вернулся в Москву, в свою квартиру. Менее чем через год, 12 июня 1954 года, Юдин умер. В Медицинском музее Странноприимного дома открыта мемориальная комната С. С. Юдина.

Сухаревская площадь всегда была большой, в начале XX века она, как пишет В. А. Гиляровский, «занимала огромное пространство в пять тысяч квадратных метров». Гиляровский описывает внешний вид площади: «А кругом, кроме Шереметевской больницы, во всех домах были трактиры, пивные, магазины, всякие оптовые торговли и лавки - сапожные и с готовым платьем, куда покупателя затаскивали чуть ли не силой».

Многие из домов, о которых говорит Гиляровский, сохранились. Слева от Странноприимного дома, напротив Сретенки, по углам начинающегося проспекта Мира, прежней Первой Мещанской, дома как раз из их числа. Трехэтажный дом, в котором находится книжный магазин и который примыкает к Странноприимному дому, построен в 1891 году. Угловой дом на другой стороне проспекта - дом № 7 по Малой Сухаревской площади и дом № 1 по проспекту Мира - постройки конца XVIII века, в пожар 1812 года он горел, при восстановлении был надстроен третьим этажом. Перед революцией в нем находился трактир Романова, в 1917 году помещались районные Военно-революционный комитет и штаб Красной гвардии.

Правее Странноприимного дома - несколько двух-, трехэтажных домиков (третий этаж надстроен), стоящие здесь с начала XIX века, ими заканчивается Большая Сухаревская площадь. Следующий дом - старинная усадьба XVIII века, принадлежавшая графу И. С. Гендрикову. Ее главное трехэтажное здание строилось по проекту В. И. Баженова. В конце XVIII века недолгое время здесь помещалась типография Н. И. Новикова. В 1798 году здание, перешедшее в казну, было переоборудовано под военные казармы, вдоль улицы построены новые корпуса. По соседней церкви Спаса Преображения (ныне снесенной) этот отрезок Садового кольца получит название Садовая-Спасская, а казармы назывались Спасскими. В этих казармах находилась подземная тюрьма, в которой сидел А. И. Полежаев.

Типичная застройка вокруг Сухаревой башни. Фотография начала ХХ в.

После революции, оставаясь казармами, они были переименованы в Красноперекопские, с 1926 года в них размещалась 1-я Пролетарская дивизия, осенью 1941 года под Нарофоминском преградившая путь наступлению немецких войск. В послевоенные годы бывшие Спасские казармы переданы гражданским учреждениям.

Правая четная сторона Сухаревских площадей (нумерация Садового кольца идет по солнцу - слева направо), как Малой, так и Большой, подверглась почти полному сносу.

На Малой Сухаревской сохранились два старых дома постройки середины XIX века. В одном из них, в доме № 6, в 1900-е годы жил в дешевых номерах молодой гравер И. Н. Павлов, в будущем получивший известность своими работами, посвященными старой Москве.

Первые дома (2–12) четной стороны Большой Сухаревской площади - характерные для нее двух-, трехэтажные здания середины прошлого века, с лавками и трактирами, были снесены, и после их сноса открылся вид на Панкратьевский переулок и на странно выглядящие на московской улице типичные для немецкого пейзажа дома с мансардами, оформленные по фасаду четко обрисованными квадратами, очерчивающими формы конструктивных деталей. Их в начале 1930-х годов построили немецкие инженеры. Эти жилые дома предназначались для работников ВСНХ.

Также открылся вид на яркий, сверкающий разноцветной керамической плиткой доходный дом, построенный архитектором С. К. Родионовым в 1900 году. Этот дом представляет собой фантазию на темы русских хором XVII века. Его крыша сделана в виде двух перпендикулярных друг к другу четырехскатных коробов с узорной решеткой по коньку, кроме того, на одном из углов крыши установлена башенка с флюгером. Главные конструктивные вертикальные и горизонтальные элементы дома имеют белый цвет, и вставленные между ними цветные изразцы напоминают бело-красный декор, принятый в парадных постройках XVII века, только вместо красного цвета здесь главенствует ярко-зеленый. Этот дом своей необычностью и раньше обращал на себя всеобщее внимание, но прежде он выходил на Сухаревскую площадь боковым фасадом, теперь же открыт главный фасад, обращенный в Панкратьевский переулок.

Следующее здание - дом № 14 - построено в 1936 году. Это конструктивистский унылый с очень маленькими окнами жилой дом для работников Наркомтяжпрома. «Имея в виду жильцов дома - командиров бурно развивающейся в те годы тяжелой индустрии, архитектор Д. Д. Булгаков намеренно придал дому сходство с индустриальным сооружением», - объясняет его художественно-архитектурный образ Ю. А. Федосюк.

Последние, относящиеся к площади, - далее уже начинается Садовая Спасская улица дома № 16–18 - типичные капитальные доходные дома, построенные в 1910-е годы, в 1953 году надстроенные тремя этажами. (Первоначальный проект архитектора А. Ф. Мейснера.)

В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет понятие «площадь в городах или селениях» как «незастроенный простор, шире улиц». В общем таково же и современное представление о площади. Если руководствоваться этими соображениями, Сухаревскую площадь вообще-то назвать площадью нельзя. Ширина ее - ширина Садового кольца, ясных зримых границ длины вообще нет. Когда по Садовому кольцу едут машины, ее можно назвать улицей, шоссе, проспектом, ни у кого даже мысли не возникает, что это - площадь. Но все же это - площадь. Площадь по своему происхождению и архитектурному оформлению. Как многие исторические классические площади мировых столиц, она в течение двух с половиной веков имела организующий центр, который и делал площадь площадью, вокруг которого шло движение. Этим организующим центром была знаменитая Сухарева башня, построенная в XVII веке и снесенная в XX. Без нее площадь фактически стала простым уличным перекрестком, но…

Большой знаток Москвы и вообще народного русского быта, романист, поэт (некоторые его стихотворения стали народными песнями, среди них известнейшая и любимейшая песня «По диким степям Забайкалья», а также известный народный романс «Очаровательные глазки», Иван Кузьмич Кондратьев писал в своей книге «Седая старина Москвы» (1893 год): «Кому из русских, даже не бывших в Москве, неизвестно название Сухаревой башни? Надо при этом заметить, что во внутренних, особенно же отдаленных, губерниях России Сухарева башня вместе с Иваном Великим пользуются какою-то особенною славою: про нее знают, что это превысокая, громадная башня, и что ее видно отовсюду в Москве, как и Храм Христа Спасителя. Поэтому-то почти всякий приезжающий в Москву считает непременным долгом прежде всего побывать в Кремле, помолиться в Храме Спасителя, а потом хоть проехать подле Сухаревой башни, которая притом же прославилась какими-то бывшими на ней чудесами…»

Семь десятков лет, прошедшие со сноса Сухаревой башни, оказались не в силах повлиять ни на ее известность, ни на ее славу. Сейчас в Москве о снесенной Сухаревой башне знают и говорят больше, чем о многих благополучно стоящих на улицах города также достойных внимания и уважения произведениях зодчества.

Сухарева башня - московский миф. И делающие разворот на Сухаревской площади машины, объезжая остающийся пустым ее центр, словно движутся вокруг невидимой, но продолжающей стоять на своем месте легендарной башни.

В этом тайна Сухаревской площади, и поэтому она никогда не станет просто перекрестком.

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ Театральная площадь по праву считается одним из старейших градостроительных объектов Петербурга. Возникновение ее относится к тридцатым годам XVIII века. С постройки Большого театра, открытого в 1783 году, начал складываться классицистический облик

автора Робб Грэм

24. Площадь Сен-Жермен-де-Пре Две ЖЕНЩИНЫ неопределенного возраста, одетые в траур, несут сумки; у них возмущенный вид.ДЖУЛЬЕТТА и две ее ПОДРУЖКИ стоят перед баром; все одеты в мужские пиджаки с широкими плечами и брюки с закатанными штанинами. Джульетта начинает

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

37. Площадь Сен-Жермен-де-Пре ДЖУЛЬЕТТА и ДЭВИС. Его рука обнимает ее плечи – его высокое тело повернуто к камере, лицо в профиль, он целует ДЖУЛЬЕТТУ. Ее лицо тоже в профиль, голова откинута назад, тело изогнуто, как музыкальный инструмент. (Скопировать позу с фотографии

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

38. Площадь Сен-Жермен-де-Пре …теперь появляется в цвете.(Все финальные сцены сняты в цвете.)Длинный кадр, переносная камера. Издали: жизнь на площади – люди, машины, велосипеды.Темный экран.Титры: «Прошло пять

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

42. Площадь Сен-Жермен-де-Пре Во время этой сцены появляются участники съемок фильма.На площади стоит съемочная группа. ДЖУЛЬЕТТА в пальто от Диора; в остальном все то же самое, как и в предыдущей сцене. АКТЕРЫ в габардиновых пальто и мягких фетровых шляпах стоят вокруг,

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Мужества, площадь 1960. К середине XX века на границе Лесного и Большой Кушелевки сформировалась площадь, которую в народе называли Муринской. По одной версии, это название повелось от протекавшего неподалеку одноименного ручья, по другой – от 2-го Муринского проспекта,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Дворцовая площадь Классицизм – искусство Нового времени, пришедшее в Россию с Запада, но вполне прижившееся на русской почве, особенно в архитектуре. Уже в конце XVIII в. и начале XIX в. во многих городах Российской империи начинают появляться сооружения, по красоте ничем не

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Площадь Августейон После невольничьего рынка Меса приводила к площади Августейон (Августея), называвшейся по имени Августы Елены (матери императора Константина Великого). Это был обширный четырехугольный форум, со всех сторон окруженный великолепными колоннами. В числе

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк В.В. Правдиной Садовая-Сухаревская, № 5 (1908) Этот красивый двухэтажный особняк на Садовой-Сухаревской сегодня известен в основном по культовому фильму «Место встречи изменить нельзя» – именно здесь Глеб Жеглов заставил Кирпича открыть тугую дверь 17-го отделения

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Полдень: Дело о демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади автора Горбаневская Наталья

Вместо послесловия «Можешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь» («Русская мысль» №3479, 25 августа 1983)Пятнадцать лет спустя – что нового могла бы я рассказать о демонстрации? Даже для того, чтобы сейчас восстановить ее точную картину, мне пришлось бы обратиться к мною

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Сухаревская площадь Что такое Сухаревская площадь и ее знаменитый рынок, знают практически все. Но, пожалуй, самое емкое определение истории этой грандиозной толкучки дал Гиляровский: «Сухаревка - дочь войны… После войны 1812 года, как только стали возвращаться в Москву

Со второй половины XIX века улица застраивалась доходными домами и особняками, многие из которых сохранились до наших дней, а вот главная достопримечательность Мещанской слободы - Сухарева башня - стала препятствием для расширения Садового кольца и была уничтожена в 1934 году. Сухарева башня построена по инициативе Петра I в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот, в ней размещалась морская «навигацкая» школа, затем московская контора Адмиралтейской коллегии, а в XIX веке башня стала фактически гигантской цистерной - элементом Екатерининского водопровода, поставлявшего питьевую воду из Мытищ в Москву.

Защитить здание со столь богатой историей попытались академики Алексей Щусев, Иван Жолтовский, Иван Фомин и другие не менее компетентные эксперты, но Иосиф Сталин, вероятно, лучше них разбирался в архитектуре и так ответил авторам коллективного письма: «Лично считаю это решение (о сносе) правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня...»

Большая Сухаревская площадь получила новое название - Большая Колхозная «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников».


Колхозная площадь. 1935 год: https://pastvu.com/p/67424


Кадр из кинофильма «Старик Хоттабыч». 1956 год: https://pastvu.com/p/9803

Станцию московского метрополитена, открывшуюся в 1972 году в составе участка «Проспект Мира»-«Китай-город», тоже назвали «Колхозной». Массивные пилоны станционного зала стилизованы под перевязанные снопы, а путевые стены украшены чеканкой с изображениями колосьев, кукурузных початков и деталей сельхозтехники. После распада СССР городские власти вернули площади историческое название и заодно переименовали станцию метро в «Сухаревскую».


На фото: профилактические ремонтные работы и уборка станции


Колхозная площадь. 1946-1949 гг.: https://pastvu.com/p/73821

Первая Мещанская улица вела к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и факт открытия ВСХВ был отмечен сооружением двух башен (1938, архитектор М.Рубин) с лепниной и годом открытия сельхозвыставки - 1939. В первоначальном варианте башни были украшены гербами СССР, под датой нанесена надпись «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», а венчали их вазоны с флагштоками. До войны ВСХВ проработала недолго, возобновила работу в 1954 году и на башнях старая дата была заменена на актуальную. Увы, сохранилась лишь одна башня по чётной стороне проспекта.


Колхозная площадь. 1986 год: https://pastvu.com/p/78800


Проспект Мира, № 1 - бывший трактир Романова, построенный на фундаменте XVIII века


Проспект Мира, № 2 - здание Товарищества «Павла Малютина Сыновья»


Вид на 1-ю Мещанскую улицу с Сухаревой башни. 1914 год: https://pastvu.com/p/454


Сухарева башня. 1931-1934 гг.: https://pastvu.com/p/37080 На снимке видно, что башня не только занимала значительную часть Садового кольца, но и «запирала» 1-ю Мещанскую, - вероятно, она была обречена на снос если не при Сталине, так при Хрущёве или Брежневе.


Проспект Мира, № 3, корпус 1 - доходный дом братьев Фирсановых, изначально построен для купца В.Камзолкина (1893, архитектор В.Загорский, стилизация под раннее французское барокко). Кариатиды на эркерах выполнены учеником Училища живописи, ваяния и зодчества, будущим знаменитым скульптором Сергеем Конёнковым.


Проспект Мира, № 4. 1972-1976 гг.: https://pastvu.com/p/459401


Проспект Мира, № 4 - владения Е.Асикритовой (1816, перестройка и надворные постройки 1909 года - архитектор С.Кулагин)


Проспект Мира, № 8. 1987-1989 гг.: https://pastvu.com/p/105578


Дом снесён


Проспект Мира, № 10с1


Проспект Мира, № 5к1


1-я Мещанская улица. Магазин и склад чаев фирмы Перловых. 1893-1917 гг.: https://pastvu.com/p/623715


Проспект Мира, № 5 - дом чаеторговцев Перловых (1893, архитектор Р.Клейн)


Проспект Мира, № 7с1 и № 9с1 - жилые дома 1940 года


Проспект Мира, № 11 - жилой дом Наркомата связи (1937-1946, архитектор Д.Булгаков). Нарядная отделка боковой стены дома объясняется тем, что согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года 1-ю Мещанскую улицу должна была пересечь новая магистраль, связывающая Белорусский вокзал с Комсомольской площадью.


Рядом со сталинкой сейчас небольшой скверик, а до 1936 года на этом месте стояла построенная в конце XVII века церковь мучеников Адриана и Наталии. 1882 год: https://pastvu.com/p/20059


Проспект Мира, № 12, стр. 2 - дом основателя купеческой династии Ивана Исаева, который в 1675 году скупил несколько дворов в Мещанской слободе. Владение переходило из рук в руки, прирастая каменными служебными корпусами, а в начале XIX века купчиха Наталья Лобкова распорядилась разбить позади дома сад с беседками и вишневой аллеей.


Каретный сарай. 1920 год: https://pastvu.com/p/33521


Проспект Мира, № 12с9, каретный сарай XVIII века


Проспект Мира, № 14, стр. 1 - каменные палаты XVIII века, жилой дом с лавками А.Шамардина-Л.Гуревич (1860-е)


Дом 14. 1920-1927 гг.: https://pastvu.com/p/85731


Проспект Мира, № 14, стр. 10 - дом конца XVIII века, в нём размещается экспозиция Музея «Садовое кольцо»


Проспект Мира, № 16


Проспект Мира, № 16, стр. 2 - жилой флигель усадьбы Долговых (1770, авторство первоначального здания приписывается Василию Баженову). Сгоревший во время московского пожара 1812 года дом перестроен в 1838 году. В 1973-м в особняке открылся ЗАГС Дзержинского района г. Москвы.


Проспект Мира, № 18 - здание Райкома КПСС и Райисполкома Дзержинского района (1983), сейчас - Префектура Северо-Восточного административного округа Москвы


Проспект Мира, № 20 - главный дом городской усадьбы Долговых, особняк симбирского купца Василия Арацкого (XIX век, перестройка 1909 - архитекторы П.Висневский, Александр и Виктор Веснины). Но ещё раньше, в 1863 году, дом приобрёл Григорий Захарьин, знаменитый московский врач с большой практикой и высокими гонорарами. Захарьин был крупнейшим учёным и славился необычайно точным определением диагноза - по легенде, он якобы с первого взгляда на больного распознавал любую болезнь. Врач жертвовал крупные суммы деревенским школам, нуждающимся студентам, а всё своё состояние завещал на благотворительные цели.


Часовня Серафима Саровского. 1912 год: https://pastvu.com/p/549587


Проспект Мира, № 20к2 - часовня Серафима Саровского при подворье Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (1913, архитектор П.Харко) была пристроена к двухэтажному дому. Несколькими годами ранее участок был приобретён Почётным гражданином города Москвы Федором Долгинцевым и передан в дар монастырю. Часовня была выстроена в новорусском архитектурном стиле, увенчана продолговатыми главками на тонких барабанах. У входа в часовню в стену вмонтировали кусок серого гранита, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский. Паломники приходили поклониться этой святыне.

После революции из церкви были изъяты ценности, а в 1929 году здание отдали под мастерские Института слепых. В 2011 году часовня вновь открылась для верующих, но не на прежнем месте, а чуть севернее.

Вскоре было принято решение о строительстве в Останкино комплекса Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и 1-й Мещанской отводилась роль главной трассы, ведущей из центра к ВСХВ. Разработку плана реконструкции осуществлял руководитель 4-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета Г.Бархин, ориентировавшийся на подготовленный в 1933-1934 годах проект. Вслед за Сухаревой башней предполагалось снести 102 из 172 старых домов и выстроить на их месте ряды жилых семиэтажек.

В разработке проекта принимали участие архитекторы Д.Булгаков, К.Джус-Даниленко, Е.Егоров, В.Колпакова, М.Жиров, С.Андриевский, В.Минков, П.Нестеров и другие, причём за каждым был закреплён свой участок и в итоге единый ансамбль не складывался. Лишь после войны началось возведение парадных сталинок на участке магистрали от Крестовского моста в направлении ВСХВ, а 1-я Мещанская улица (проспект Мира) сохранилась до наших дней с минимальными изменениями.


Приют для слепых детей. 1912 год: https://pastvu.com/p/519168


Проспект Мира, № 13 - приют Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей с церковью Святой Марии Магдалины (1911-1912, архитектор Г.Гельрих). В конце XVIII века участок приобрёл владелец скипидарной и канифольной фабрики А.Евреинов, а в советские годы здание использовалось под школу. Следующий дом - № 15 - жилой дом Управления милиции (1938, архитектор К.Джус-Даниленко), ныне - административное здание.


Проспект Мира, № 19 - доходный дом А.Чулкова, гимназия Самгиной (1903, архитектор Н.Матвеев)

Если внимательно почитать историю Сухаревской площади, то выяснится, что она возникла в конце XVII - начале XVIII веков, и ей дала название Здесь в те давние времена стоял стрелецкий полк полковника Л. П. Сухарева. Он охранял Земляной город, которым была обнесена часть Москвы. Перед башней раскинулась Сухаревская площадь, на которой устроили бойкое торжище.

Примечательное место

Сухаревская башня была высоким монументальным зданием. Ее верхушка со шпилем просматривалась с дальнего расстояния. Она напоминала ратуши в западных городах, которые царь видел во время своего Великого посольства.

На ней были даже часы. В ней Петр I устроил математическую и навигационную школы. Это было первое в России техническое учебное заведение, которое готовило инженеров. Здесь же оборудовали обсерваторию, а народ продолжал обживать свободное пространство перед ней, называя его «Сухаревская площадь».

Популярный рынок

В 1780 году на площади бойко шла торговля различными продуктами, которые привозили крестьяне. Позже на ней можно было купить старые вещи, очень часто - антиквариат, а также потрепанные, иногда очень ценные рукописи и книги. Этот рынок посетил Пьер Безухов, чтобы купить пистолет и застрелить из него Наполеона. Лет сто сорок назад его часто навещали любители старины. Сухаревская площадь с ее рынком была популярным местом.

Перенесемся в первую треть XX века

По решению Моссовета сначала закрыли рынок. Потом решили, что башня мешает движению, и это красивое и древнее сооружение, несмотря на протесты, снесли. Две площади назвали Большая и Малая Колхозные. Там, конечно, никто не торговал, но название закрепилось с 1936 по 1990 годы. Им вернули историческое название, но оставили старое деление на две площади и старое название, хотя они фактически объединились.

Большая площадь

Отличается одной удивительной достопримечательностью Сухаревская площадь. Фотография показывает парадный вход в Институт скорой помощи им. Склифосовского.

До революции это был Странноприимный дом, или Шереметьевская больница, рассчитанная на двести человек. Она украшена двойной колоннадой и большим куполом. Это величественное здание в стиле классицизма похоже на дворец и построено в 1810 году. Оно находится в глубине двора и полукругом его охватывает. По преданию, граф Шереметьев построил его по просьбе любимой актрисы Параши Жемчуговой. Укоры совести не давали им, невенчанным, спокойно жить, и они как-то пытались смягчить свои грехи благотворительностью. Они обвенчались за год до смерти Параши. Она умерла, по одним сведениям, от чахотки, по другим - в родах. В 1812 году французы не тронули великолепное здание, а размещали своих раненых. Принимал раненых Странноприимный дом во время русско-турецкой, русско-японской и мировой войны.

Большая Сухаревская площадь отличается еще одним красивым зданием. Это бывший доходный дом, который построил архитектор С. К. Родионов для торговца обувью Гутмана.

Он похож на русские хоромы семнадцатого века. Крыши у него четырехскатные с коньком, с башенкой, на которой имеется флюгер. Дом очень наряден, так как украшен белыми и ярко-зелеными изразцами.

Где находятся площади

Не очень сложно ответить, где расположена большая Сухаревская площадь. Какой это? Она органично вписалась в Мещанский и Красносельский районы. Вторая, Малая площадь, расположена только в На ней жил певец и актер М. Бернес. На нее есть выход из м. «Сухаревская». У этих площадей имеется небольшой парадокс: малая площадь больше большой на двадцать метров.

Как мы уже говорили, практически две площади слились в одну. Когда быстро проезжаешь мимо, то уже не отличаешь, как одна переходит в другую. Совсем иное дело - пешая прогулка.

Колхозная площадь находится между 3-й Мещанской и Большой Спасской улицами. Названа так потому, что на площади, против больницы имени Склифосовского, в 1934 году была поставлена «Доска почета», на которую заносились имена лучших колхозов Московской области. Но позднее доска была перенесена на Самотечную площадь, а название площади — «Колхозная» — осталось.

До 1925 года на площади раскидывался, главным образом по воскресеньям, обширный Сухаревский рынок. Здесь, наряду с постоянной продажей съестных припасов, одежды, обуви, мебели, посуды и пр., большое значение имел торг антикварными предметами: редкими картинами, книгами, скульптурой и ювелирными изделиями. Как всякий рынок старого времени, торг здесь сопровождался обманом простаков, желавших, по сухаревскому выражению, купить «на грош пятаков». Медные брошки, кольца, часы с искусно подделанной пробой проливались за золотые, подделанные копии — за картины знаменитых художников и т. п. Но знатоки, завсегдатаи «Сухаревки», находили здесь иногда замечательные вещи. Организатор Театрального музея в Москве А. А, Бахрушин многие экспонаты приобрел на «Сухаревке», о чем сам интересно рассказывал. Ее посещал также И. Е. Забелин и другие любители старины.

На рынке продавались и краденые вещи, и пострадавшие москвичи первым долгом бежали искать их на «Сухаревке». Интересную картинку, как московские миллионеры покупали на «Сухаревке» у антиквариев предметы для своих коллекций, рисует в своих «Записках москвича» Л. М. Ежов 1:

««Сухаревка» собиралась по воскресеньям с 5 часов утра до 5 часов вечера.

Из московских коллекционеров тут всех чаще ходил покойный Л, П. Бахрушин, человек толщины и скупости невероятной. Раз я рассматривал витрину с миниатюрами. Мне очень понравился митрополит Филарет, артистически нарисованный. Я спросил о цене — двадцать пять рублей. Для меня это было несколько дорого, и я положил вещичку обратно. Вдруг я увидел круглую, как маленький аэростат, фигуру Л. П. Бахрушина, медленно шагающую в нашу сторону.

— Вот, — сказал я торговцу, — вот кому предложите.
У него музей редкостей и масса миниатюр...
— Это Бахрушин-то? — с явным пренебрежением спросил, поглядев, торговец. — Я ему и показывать ничего не стану.
— Почему же?
— Дело известное. Ему надо па грош пятаков купить. Он у меня этого митрополита Филарета года два торгует. С полтинника начал и теперь до десяти рублей дошел. Да еще старается меня в ловушку поймать. «Это, — говорит,— не настоящая миниатюра — подписи нет»...»

Когда зародилась «Сухаревка»? Писатель В.А. Гиляровский относит ее начало к 1812 году, когда главнокомандующий Москвы граф Ф. В. Ростопчин после изгнания французов разрешил продавать здесь всякие вещи...

На самом деле рынок здесь был гораздо раньше...

У деревянной башни — «Сретенских ворот Земляного города», в 1613 году встречали москвичи избранного на царство Михаила Федоровича. С 1683 по 1722 год Земляной вал был таможенной границей, и в воротах его нес до 1699 года дозорную службу расположенный по Сретенке и в переулках стрелецкий полк полковника Л. П. Сухарева, от которого вся местность и называлась «в Сухареве».

В 1692—1695 годах Петр I построил здесь, вместо дере¬вянных, каменные ворота-башню по голландскому образцу, как главные въездные ворота в город на шедшей от Архангельска большой торговой дороге. По обеим сторонам ворот были каменные караульни, а над ними — второй этаж «палат», с середины которого поднимался еще трехъярусный каменный столб с государственным гербом.

В 1698—1701 годах, возвратясь из-за границы и распустив стрелецкое войско, Петр надстроил башню третьим этажом, а ее столб — еще двумя ярусами. В 1701—1715 годах здесь была расположена «школа навигацких и математических наук» — первое в России высшее светское специальное учебное заведение, давшее стране первых ученых мореплавателей, инженеров, архитекторов, геодезистов, учителей и пр. В башне, столб которой поднимался над уровнем реки Москвы на 100 метров, в это же время работала под руководством известного Брюса астрономическая обсерватория. В 1706 году в ней наблюдалось впервые солнечное затмение.

«Сухаревой» башня стала называться не ранее 1730-х годов — по урочищу, где она находилась.

В 1715 году «школа навигацких и математических наук» была переведена в Петербург и из нее позднее возникла Мор¬ская академия. В Москве же в XVIII веке находились подготовительные училища — «цифирные школы». После башня использовалась Адмиралтейством как складочное помещение. Когда же в 1828 году в ней были устроены чугунные резервуары Мытищинского водопровода, она до 1893 года служила его водонапорной башней, дававшей воду в городские фонтаны.

В XVIII веке возле башни, за Земляным валом, была площадь, на которой крестьяне продавали свои продукты.

Сюда же в 1789 году были переведены со Сретенки мясные ряды, и этот год надо считать началом постоянного здесь рынка, на котором скоро стали продавать и разные старые вещи. Л. Н. Толстой в «Войне и мире» указывает, что Пьер Безухов в 1812 году купил себе на этом рынке пистолет.

В 1880-х годах площадь была уже недостаточна для рын¬ка, и в 1881—1887 годах была расширена за счет сноса палисадников перед домами до Большой Спасской улицы. Теснота здесь с каждым годом увеличивалась, так что конки, а с 1904 года — заменивший их трамвай, буквально ползли по площади, все время гремя предупредительными звонками.

В 1925 году, в интересах городского движения и санитарии, рынок был переведен с площади в «Гефсиманское подворье» — большой пустырь в квартале на южной стороне площади, между Сретенкой и Трубной улицами. Через несколько лет он был и здесь ликвидирован.

Сухарева башня в 1920—1925 годах была отремонтирована, и в ней разместился Московский коммунальный музей. Но в 1930-х годах она стала мешать усилившемуся через площадь движению и в 1934 году была снесена.

Переименование площади в Колхозную уничтожило и самую память о старой «Сухаревке».

1. «Исторический вестник» № 10, 1909 г.