Болезни Военный билет Призыв

Искусство иллюстрации. Виды книжных иллюстраций

Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа.

Если немного углубиться в историю, то первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки и только после изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли свое достойное место в книжной графике.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге - о событиях и действиях, а также об общей идее, которая побудила автора написать книгу.

Вы конечно уже встречались с тем, что одним и тем же словом "иллюстрация " называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, а так же по связи между рисунком и текстом, или технике исполнения.

Схемы, фотографии, документы, графики, чертежи и рисунки с натуры, находясь на страницах книги, тоже являются иллюстрациями, т.к. помогают дополнить и сделать более наглядной информацию, которую несет нам текст. Такой тип иллюстраций называется научно -познавательным .
Но, если говорить именно о детской книжной иллюстрации, то здесь гораздо чаще встречается другой тип иллюстраций – художественно-образный . Они помогают ярче передать сюжет произведения, показать главные конфликты, образы героев, подчеркнуть важность тех или иных событий.

В зависимости от размера и положения в книге выделяются следующие виды иллюстраций:
Обложка, фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.

Иллюстрации на обложке или переплете


Отражают самое главное и существенное в литературном произведении. Изображение на обложке может относиться к определенному важнейшему моменту текста или отражать в целом характер произведения. Чаще встречаются обложки второго типа. Важно, чтобы рисунок на обложке не был просто иллюстрацией к названию, так как не всегда заглавие книги характеризует ее идейное содержание.

Иллюстрации-фронтиспис


Располагаются перед титульным листом, является иллюстрацией ко всему литературному произведению, поэтому передает его общий характер. Фронтиспис может синтетически обобщать главные темы книги, раскрывать наиболее яркую идею автора, представлять собой портрет главного героя или портрет писателя.

Иллюстрации-заставки


Помещаются вначале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом,означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях


Располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от значимости иллюстрируемого события, образа и т. д. содержание иллюстраций, расположенных внутри текста, обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают наиболее важные события произведения, а менее значимые отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.


иллюстрация на развороте

), отображения пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В настоящее время растёт интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций, использованных в книгах, журналах и постерах. Многие музейные выставки, журналы и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого.

    В мире визуальных искусств и художественной критики иллюстраторов ценят обычно больше по сравнению с графическими дизайнерами, но меньше, чем художников. Однако, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, иллюстрации стали весьма популярным и доходным видом визуального искусства.

    Иллюстрация получила широкое применение в журнальном, рекламном и книжном деле. Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной метафоры. Для создания иллюстрации не обязательно владеть академическим рисунком или придерживаться одной техники - художник может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки или только в графических редакторах, комбинировать разнообразные материалы - пластилин, засушенные растения, допускается применение различных техник - вышивка , аппликация , оригами .

    История

    Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности. Когда Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания подвижными литерами, он начал добавлять к тексту рисунки, выполнявшиеся с помощью печати посредством деревянных досок. Основным способом воспроизведения иллюстраций в книгах была гравюра , а в XVIII века ей на смену пришла литография .

    Развитие печатного дела и появление периодических изданий открыло новые возможности для иллюстраторов. Наряду с оформлением книг, иллюстрации потребовались для газет и журналов, в том числе комического плана - карикатуры . В иллюстраторы переквалифицировались художники, получившие классическое художественное образование. Улучшалось качество рисунка, а издатели журналов обнаружили, что хорошие иллюстрации продаются не хуже хорошего текста.

    Золотой век иллюстрации начался, когда газеты, массовые журналы и иллюстрированные книги стали доминирующими источниками информации. Совершенствование печатной технологии сняло ограничения на использование цвета и техники, и многие иллюстраторы в это время добились успеха. Некоторые благодаря своей деятельности стали богатыми и знаменитыми, а их рисунки попали в разряд классики мирового искусства. С появлением новых средств информации иллюстрация потеряла свои лидирующие позиции, но остаётся по-прежнему востребованной.

    Искусство книжной иллюстрации в России

    В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. Подобные памятники по традиции называют лицевыми книгами . Самые древние из них относятся к XI веку (Остромирово Евангелие , Изборник Святослава , Молитвенник Гертруды). В XII веке были созданы Мстиславово Евангелие , Юрьевское Евангелие , Галицкое Евангелие и другие памятники. Среди рукописных книг монгольского и послемонгольского периода (XIII-XV века) известны Оршанское Евангелие , Фёдоровское Евангелие , Сийское Евангелие , Галичское Евангелие , Киевская Псалтирь , Евангелие Хитрово , Андрониково Евангелие , Аникиевское Евангелие , Буслаевская псалтирь , Геннадиевская Библия .

    С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра. В XVII-XVIII веках в России были распространены так называемые гравированные, или блочные, книги, в которых текст и изображение вырезались на одной доске . Но большее распространение получила техника, при который текст печатался с наборный формы, а иллюстрация представляла собой гравюру.

    С XVIII века известна практика отдельных изданий иллюстраций к популярным произведениям. Они выходили в виде отдельных тетрадей, которые читатель мог объединять в альбом. Среди подобных изданий выделяется серия иллюстраций к гоголевским «Мёртвым душам», работы гравёра Евстафия Бернардского по рисункам Александра Агина . В 1846-1847 годах были издано 72 листа из 100. Полное издание альбома вышло лишь в 1892 году под названием «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“».

    В конце XIX века - начале XX века в отечественной книжной иллюстрации проявляются различные художественные стили. Реалистическая иллюстрация представлена работами Дмитрия Кардовского («Каштанка» 1903, «Горе от ума», 1907-1912, «Русские женщины», 1922, «Ревизор» 1922, 1933), Леонида Пастернака («Воскресение» Л. Толстого). Традиции модерна в русской книжной иллюстрации во многом распространились под влиянием главного идеолога объединения «Мир искусства» Александра Бенуа («Медный всадник» 1916-1918). Искусство конструктивизма представлено в работах Василия Кандинского и Эль Лисицкого .

    Событием в истории русской книжной иллюстрации стало издание И. Н. Кнебелем серии из 50 брошюр «Картины по русской истории» (1908-1913) с иллюстрациями, оригиналы которых выполнили выдающиеся художники: С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.

    Выдающимся мастером книжной графики, а также теоретиком этой области изобразительного искусства был Владимир Фаворский . Среди известных советских иллюстраторов книг Евгений Кибрик , Лидия Ильина , Виктор Замирайло . В 1950-е - 1980-е особое развитие получила иллюстрация в детских книгах, над которыми работали Евгений Чарушин, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов , Виктор Чижиков, Леонид Владимирский, Алексей Лаптев, Владимир Конашевич, Анатолий Савченко, Олег Васильев, Борис Диодоров, Евгений Рачев, Владимир Конашевич , Георгий Нарбут,

    Данная статья содержит в себе информацию об иллюстрациях, дает исчерпывающий ответ, что такое иллюстрации, какими они бывают. Вас также ждет подборка замечательных иллюстраций от именитых гуру данного направления. Смотрите и наслаждайтесь...

    Давайте немного разберемся, что же такое иллюстрации и какими они бывают. Начнем с того, что иллюстрация является визуализацией по принципу рисунка, либо другой работы, которая создается с целью выделения субъекта, но не формы.

    Сопровождают содержимое газет, журналов и, разумеется, книг. Их целью можно считать пояснение и декорирование текстового содержимого. Наверняка, все мы хоть раз да видели мастерски прорисованные иллюстрации .

    Изображение иллюстрации


    И хотя день сегодняшний предоставляет проявляющей интерес публике целые «залежи» толковых иллюстраций, демонстрирующихся в музейных выставках, журналах и галереях искусств, все-таки в большинстве своем людей больше интересует иллюстрация в индустрии графического дизайна.

    В общем целом термин «иллюстрация» охватывает очень многое и можно смело отметить, что его границы настолько же необузданны и неопределённы как и у колоритного, актуального графического дизайна. И все-таки давайте попробуем разобраться с иллюстрациями - насколько они универсальны и что собой представляют. С точки зрения категории дизайна, иллюстрации делятся на две подкатегории: редакционные и информационные.

    Редакционные иллюстрации

    Редакционные иллюстрации действуют исходя из тех понятий, которые представлены в тексте. Суть таких иллюстраций сводится к тому, чтобы усилить воздействие информации. Кроме того, они также подходят для визуального изображения рассказа, в котором напрочь отсутствует сопроводительный текст. Диапазон охвата может находиться в эпицентре - начиная от книжных обложек и заканчивая редакционными комиксами и постерами. Иллюстраторы, работающие в таком жанре, имеют колоссальное число возможностей творчески созидать и контролировать рабочий процесс. Им нет нужды напрягаться на предмет недостоверно по неосторожности представленных данных.


    Пример редакционной иллюстрации


    Главное отличие таких иллюстраций от информационных графиков состоит именно в том, что редакционные иллюстрации не подразумевают точное отображение конкретных фактов.

    Разновидности редакционной иллюстрации:


    Технические иллюстрации преобладают в графической коммуникации, являя собой специализированный сегмент данного вида иллюстраций. Включают разного рода схемы, чертежи, графики, диаграммы и карты. Без некоторой научной или технологической подготовки, глубокого знания предмета, а также способности подавать сложные идеи в графической форме в этой области делать нечего.

    Иллюстрации книжных обложек - последние годы в сфере графического дизайна идут споры относительно того, к какому виду отнести книжные обложки. Сложность классификации состоит в том, что некоторые обложки книг являются чисто фотографическими, другие же напротив всецело примыкают к изобразительному искусству, собственно говоря, которое использует традиционные средства, тогда как третьи утверждают, что это совокупность компьютерных технологий и традиционных средств, ну а четвертая группа специалистов гласит, что это дизайнерская работа, соделанная при помощи компьютера. Иллюстрации книжных обложек можно отнести в категорию редакционной иллюстрации хотя бы потому, что они иллюстрируют концепцию текста, невзирая на обилие форм и вариантов.

    Журнальные иллюстрации служат приглашением к прочтению статьи. В данном случае они являются визуальными передатчиками определенной грани или темы, содержащихся в статье. По мнению экспертов-иллюстраторов одни журналы жаждут пикантности, визуализированного сарказма, юмора на пресловутую политэкономическую тематику, другие предпочитают легкие иллюстрации, созданные в пастельных тонах, с воздушностью и незамкнутостью линий. Общей отправной точкой для каждого редактора любого журнала можно считать следующее: изображение и содержание дизайна не должно вызывать негативных эмоций, оставаясь светлым и гармоничным.

    Иллюстрации к календарям служат украшением в качестве дополнения. Кроме того, что календари предоставляют сведенья о датах года, они таким же удачливым образом используются как настенное украшение. С точки зрения дизайна данная разновидность иллюстраций схожа с теми, кои применяются в журнальном деле. То есть фундаментальное отличие в понятном и индивидуальном рабочем стиле.

    Иллюстрации постеров используются ввиду анонсов мероприятий, будь-то фестиваль, открытие галереи, стильная тусовка, кинофильм и т.д. и т.п. Постеры по праву относят к стилистической помеси словесного с визуальным. Все постеры выполняют одну единственную задачу - привлечение взгляда зрителя и информирование публики. Цвета, применяемые в постерах зачастую подчиняются особенным критериям. Примечательно, что их популярность базируется в основном на моде, превалирующей в текущий момент времени.

    Информационные иллюстрации

    Цель информационных иллюстраций состоит в создании визуального отображения информации. Среди профессионалов данный вид называется инфографика (информационная графика). Наиболее часто пользуется популярностью в научных кругах, в журнальном и газетном деле, во всевозможных сложных интерфейсах, дабы визуально презентовать статистические значения (числовые данные).


    Инфографика являет собой синтез визуально привлекательных данных наряду с сохранением целостной информации в ней.

    В журнально-газетной среде информационные иллюстрации или графики используются в целях:

    • отсеивания слишком затянутой, долгочитабельной информации;

    • подогревания интереса у читателя к тщательному чтению всей публикации (статьи);

    • стирания слишком продолжительных текстовых блоков.
    Статистические, цифровые сведенья, безусловно, вмещают в себе конкретные вещи. При визуальном представлении оных, сильно ограничивается свобода творчества. Точность - неотъемлемый критерий информационных иллюстраций.

    Иллюстрации на холсте

    Получив некоторые сведенья об иллюстрации в целом, самое время перейти к творчеству некоторых, на мой взгляд, безумно талантливых художников-иллюстраторов. На сайте планируется написать довольно много постов (статей) на тему творчества конкретных иллюстраторов, так что самое время к этому подготовиться. На данном этапе приступим к знакомству с оригинальными иллюстраторами.

    Сюрно по-сказочному или иллюстрации от Яцека Йерка!

    Его имя всемирно известно, благодаря экстраординарному стилю, который едва ли возможно или, если хотите, точно невозможно вписать в узкие рамки одного жанра. Одни критики относят работы Jacek Yerka к сокровенному , сюрреализму, другие, словно оглашенные, горланят о неподражаемом фэнтези.


    Сюрреализм Яцека Йерка


    Однако мы не станем заострять внимание, давая определение стилю. Так или иначе, бесспорным остается факт, что картины Яцека Йерка просто-таки веют сюрреализмом и старой доброй сказкой. Сегодня его творения являются иллюстрациями к книжным историям…

    Сам автор в детском возрасте ощутил присутствие архитектуры Средневековья, которая не канула в лету, сохранилась постум Второй Мировой войны. Кроме того, на творчество Яцека успешным образом оказали влияние дворик и кухня бабушкиной обители. Если приглядеться, то в его работах нередко мелькают подобные мотивы. Подлинное имя автора - Яцек Ковальский.

    Галерея работ Яцека Йерка

    Иллюстрации Игоря Морски или сюрреализм по-польски

    Художник-иллюстратор пан Морски, родившийся в городе Познань, снискал мировую известность лишь после успешного старта Интернет эры. До этого периода, его известность была ограничена пределами родной Польши и государствами, расположенными по соседству.


    Обретя популярность, Igor Morski не изменил места жительства, что достаточно популярно практикуется среди его коллег. Уроженец Польши продолжает проживать и творить на родине, в Познани. Кроме иллюстрации он также занимается графическим дизайном. Образование действенный художник получил в местном университете, а уже в 25 лет, молодой человек Игорь Морски работал на местном канале, занимая пост арт-директора. Едва ли Игорю стукнуло тридцать один, как он враз организовал свою персональную студию дизайна и рисунка.

    Сегодня, занимаясь профильной работой, польский сюрреалист ко всему прочему преподает дизайн и изобразительное искусство в «альма-матер». Впечатление от творчества талантливого иллюстратора получаем «не отходя от кассы».

    Галерея работ Игоря Морски

    Иллюстрации Agus Wibowo

    Галерея работ серии «Улыбка для будущего» и другое от Agus Wibowo

    Современного мира красочны и безумно привлекательны. В этой небольшой статье мы познакомились с понятием иллюстрации и некоторыми работами профессиональных иллюстраторов и просто-напросто замечательных творческих личностей.

    Книги с картинками уже давно стали привычны всем. Они лучше воспринимаются и более интересны, особенно для детей. Эти картинки к произведениям называются иллюстрациями. Когда книги были рукописными, рисунки тоже создавались от руки. Это было очень дорого и не всем доступно. С появлением книгопечатания такие книги становились все более популярными. Так что такое иллюстрация? Это любой рисунок или изображение, поясняющее или дополняющее текст произведения.

    Термин иллюстрация можно понимать в широком или узком смысле. В широком значении - это всякое изображение, которое поясняет текст произведения. Они помогают уяснить, что сказано в произведении, делают смысл наиболее образным и понятным. Это могут быть научно-познавательные рисунки (например, чертежи, карты или схемы)
    или художественно-образные.

    Что такое иллюстрация в узком значении этого слова? Это картинки, которые поясняют текст, толкуют его и помогают читателю лучше понять. Еще до чтения они дают возможность сориентироваться в содержании произведения. Существует множество картин известных художников, которые иллюстрировали книги. Например, полотна О. Домье к роману Сервантеса "Дон Кихот".

    Художники-иллюстраторы

    Многие иллюстрации художников воспринимаются сейчас как самостоятельные произведения, хотя часто их сюжет непонятен в отрыве от текста. Ведь они должны соответствовать содержанию и дополнять его. Художник помогает читателю лучше понять текст, представить героев и их окружение. Обычно он выбирает книгу, которая ему нравится и близка его восприятию мира. Кроме того, художнику-иллюстратору нужно много знать о быте и нравах людей того времени, которое описано в книге.

    Иллюстрированные произведения лучше воспринимаются и особенно любимы детьми. Картинки привлекают внимание и заинтересовывают читателя. Существует много известных художников, которые создавали иллюстрации к книгам. Это И. Билибин, Ю. Васнецов, Е. Чарушин и многие другие. Такие произведения развивают эстетический вкус ребенка, учат его и прививают любовь к книге.

    Виды иллюстраций

    А что такое иллюстрация с точки зрения разнообразия ее видов? В книгах помещаются множество разных рисунков: офорт, факсимиле или литография. Это названия иллюстраций по способу их переноса на бумагу. Различаются они и по тому месту, которое занимают в книге.

    В начале части или главы помещаются иллюстрации-заставки. Они помогают читателю настроиться на чтение и создают у него соответствующее настроение. Внутри текста помещаются иллюстрации полостные, полуполостные, двуполостные или оборонные. Бывают еще рисунки на полях. Все эти виды помогают читателю лучше понять произведение и представить описываемые события. Существуют еще иллюстрации-концовки, которые отражают самое важное в книге, ее основную мысль. И заставки, и концовки должны быть оформлены в одном стиле.

    Все, кто любит книги, знают, что такое иллюстрация, но многие ее виды мало кому знакомы. Для оформления

    ИЛЛЮСТРАЦИЯ - по-латински illustratio - освещение, наглядное изображение Объект, образ, в той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту.

    В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского "illustratio" - освещение, наглядное изображение. Их назначение - помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.

    Что же делает иллюстрацию художественной, по каким признакам мы вправе отнести ее к высокому искусству? Что выделяет иллюстрацию как особый жанр изобразительного искусства? На эти вопросы нужно ответить себе, прежде чем выносить суждение о качестве иллюстраций.


    Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три основных свойства. Во-первых, они содержат какой-то рассказ, иногда сложный, например, об историческом событии, иногда простой, как бывает в натюрморте, иногда рассказ о связях отвлеченных форм и цветов, как в абстрактной живописи. Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот рассказ всегда присутствует.


    Но для изображения предметов художнику нужны такие средства, как линия, определяющая границу формы предмета, пятно, светлое или темное, передающее светотень, от которой форма и положение предметов становятся более конкретными, и, наконец, цвет, сообщающий предметам большую жизненность. В великих произведениях изобразительного искусства мы видим органическое, естественное слияние и взаимосвязь всех этих сторон - рассказа, изображения и узорной, декоративной стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются тогда, когда они удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой содержательности и неповторимости образов.


    Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге, - события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.


    Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников.

    В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными: фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге.

    Книжная иллюстрация - это жанр графического искусства.

    Естественно, что книга своими размерами и своим устройством, структурой не может не влиять на особенности иллюстрации.


    Размеры страницы ограничивают размеры иллюстраций , их непосредственное соседство со шрифтом обязывает художника найти гармоническое решение книжного разворота. Техника печати также принуждает художника согласовать средства изображения со способом печати, который предназначен в данном издании.

    Изобразительный язык иллюстрации зависит от времени ее создания. Определяющими являются и те обстоятельства, при которых выпускается книга. Рукописная и малотиражная книга украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами. Становясь ходовым товаром, книга конца XIX века нередко оказывается в руках иллюстраторов-ремесленников.


    Нельзя, однако, оценивать художественное качество иллюстрации только на том основании, что она нравится или не нравится. Такие оценки могут объясняться недостаточным знакомством с художественными произведениями, неразвитой еще способностью анализировать. Неудовольствие может быть вызвано встречей с непривычным, неожиданным способом изображения, хотя этот способ диктуется самим литературным произведением.

    Общая культура и эстетическое воспитание обязательны и необходимы для верного понимания художественной иллюстрации.

    История жанра иллюстрации