Болезни Военный билет Призыв

Иррациональные стрессогенные установки. Психологические установки Чаще всего в основе иррациональных установок лежат

Психологические установки, наряду с ценностями, направленностями, потребностями, качествами характера, являются ведущими элементами социально-психологической структуры личности. Именно установки определяют, как и в какой форме будет разворачиваться любая психическая деятельность человека, поскольку понятие «установка» трактуется как «состояние готовности к последующему действию».

Другими словами, установка – это определённая предрасположенность, готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации. Установка – это механизм, который руководит поведением человека. Они носят безусловный характер и выступают как предписания, требования, приказы к определённому действию (А. Эллис). А, значит, поведение человека во многом зависит от сформированных у него установок.

Значение установок в жизни человека нельзя недооценивать, ведь какова система установок, так, во многом и разворачивается жизнь человека. Психологические установки человека, сформированные на основании когнитивных искажений (систематических ошибок в мышлении), могут создавать ему значительные ограничения, поскольку выступают фактором шаблонности мышления и ригидности поведения.

Такие иррациональные установки препятствуют росту и развитию личности, а так же затрудняют адаптацию человека в новых, изменившихся жизненных ситуациях.

Иррациональные установки, препятствующие развитию личности

ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ

Установка долженствования проявляется в трех сферах:

  • в отношении себя – «я должен»;
  • в отношении других людей – «мне должны»;
  • требования к окружающему миру.

Данная установка, ограничивает внутреннюю свободу и вредит человеку, поскольку позволяет манипулировать им окружающими и провоцирует конфликтные ситуации. Под влиянием установки долженствования у человека могут сформироваться; чувство вины (угрызение совести) – аутоагрессия, возникающая при несоответствии поведения человека и его представлений о себе и о том, каким он «должен» быть, и обострённое чувство справедливости – как желание совпадения собственных представлений о дОлжном с представлением другого индивидуума, зачастую приводящая к непониманию и конфликтам.

Человек с установкой долженствования использует в речи слова и фразы: должен/не должен, должны/не должны, должно/не должно, во что бы то ни стало, обязательно, «нет слова не хочу, есть слово — надо» .

СВЕРХОБОБЩЕНИЕ

Установка сверхобобщение, проявляется в формулирования общего вывода на основе одного или нескольких жизненных эпизодов/событий. В результате у человека возникает обобщённое суждение обо всей совокупности событий/явлений/качеств, которое распространяется на другие, якобы схожие события/явления. Например: «всем мужикам нужно только одно», «везде обман», «в нашей стране так всегда ».

Для установки сверхобобщения характерно использование ярлыков – представлений, созданных однажды и неменяющихся длительное время. Такое отрицание возможности изменений для кого-либо или чего-либо «однажды случившегося», ограничивает и лишает человека возможности увидеть истинную картину происходящего, так как человек сразу же делает вывод «это так!» и не рассматривает другого способа реагирования в данной конкретной ситуации. Он просто переносит свой опыт из прошлого в настоящее, тем самым блокируя «другое» будущее.

Человек с установкой сверхобобщение использует в речи слова/фразы: все/всегда, никто/никогда, всё/ничто, нигде/всюду, вечно, постоянно .

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

Установка персонализации проявляется в склонности человека связывать события исключительно с собой, даже, если для подобных выводов нет никаких оснований, а также интерпретировать большинство событий как касающихся лично себя. Любое событие, действие, человек относит на свой счёт: «все смотрят на меня», «наверняка они сейчас меня оценивают», «точно обо мне разговаривали, раз замолчали » и т.д.

Как следствие у человека формируется деструктивная форма самоанализа – самокопание. Такое постоянное сосредоточение на своих внутренних проблемах и избегание открытого решения вопроса не приводит к изменению ситуации, а только усугубляет её «надумыванием» того, чего нет на самом деле.

Человек с установкой персонализации использует в речи местоимения – я, меня, мною, мне, «из-за меня», «обо мне».

КАТОСТРОФИЗАЦИЯ

Установка катастрофизации характеризуется значительным преувеличением негативной направленности явления/события/ситуации. Просто неприятное событие или ситуация оценивается человеком как нечто, ужасающее. Произошедшее событие оценивается как «катастрофа и конец света» и человек, ощущает, что он ничего не может сделать, ничего не в силах изменить к лучшему. Человек с установкой катастрофизации «накручивает» себя, представляя самые ужасные для себя последствия. Особо ярко это проявляется в ситуации неопределённости и неизвестности результата. Например, ожидая результаты анализов «это ужасно, у меня точно …», готовясь к важной встрече или свиданию «я не понравлюсь, меня не возьмут», сделав ошибку «меня точно уволят », «он/она меня никогда не простит»

Человек с установкой катастрофизации использует в речи слова/фразы: ужас, кошмар, катастрофа, конец света, это конец.

ПРЕДСКАЗАНИЕ НЕГАТИВНОГО БУДУЩЕГО

Предсказание негативного будущего – это тенденция верить своим надуманным предположениям и негативным. Человек становится «пророком» своего будущего, как вербально так и через мысленные образы – сначала предсказывает себе неудачи, затем все делает для их воплощения. Ожидание негатива во сто крат увеличивает шанс этому негативу «случиться» и мешает достижению другого, позитивного, результата.

Человек с данной установкой использует в речи слова/фразы: что, если; «а ведь может быть», «а вдруг» .

ОЦЕНИВАНИЕ

Оценочная установка проявляется в оценивании не отдельных качеств, черт поступков человека в той или иной ситуации, а его личности в целом. Зачастую оценка производится на основании личных критериев оценивания.

Человек с оценочной установкой использует в речи слова/фразы: правильно/неправильно, принято/не принято, хорошо/плохо, глупый/умный, никчемный, никудышный, безнадёжный.

МАКСИМАЛИЗМ

Для установки максимализма характерен выбор для себя и/или других людей высших из возможных стандартов (даже если их достичь очень сложно или кто-то не в состоянии их достичь). Данные высокие стандарты человек использует как эталон для определения явлений, действий или ценности личности. Мышление человека с данной установкой характеризуется позицией «все или ничего»! Такие чрезмерно высокие стандарты зачастую вызывают сомнения в качестве выполнения деятельности и приводят к значительному снижению удовлетворенности от результатов.

Человек с установкой максимализма использует в речи слова/фразы: по максимуму, лучше всех, только на отлично/на пятерку, «на все сто».

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Установка дихотомического мышления (в переводе с греч. «сечение на две части») – это склонностью мыслить крайностями. Данную установку характеризует так называемое «черно-белое» мышление – тенденция выделять в жизненном опыте только две противоположные категории. Например: деление людей на «плохих» и «хороших», «святых» и «грешных», выделять «добро» и «зло», хотеть «всё или ничего», «если не победил, значит – проиграл».

Таким образом, человека с установкой дихотомического мышления характеризует жесткая конфронтация и полярность вариантов. Он всё, происходящее в мире, воспринимает в контрастном виде, где нет оттенков, переходов, полутонов, многообразия вариантов, компромиссов. В его речи зачастую используются слова/фразы: или … — или … («или да — или нет», «или пан, или пропал), либо — либо … («либо победил, либо проиграл») .

Данные иррациональные установки могут служить источником стресса, а значит, являться глубинной причиной множества психологических проблем, внутри личностных и межличностных конфликтов, неадекватных эмоциональных состояний и формировать общую неудовлетворённость жизнью.

Для того чтобы улучшить качество своей жизни и само реализоваться, важно выявить иррациональные установки и исправить ошибки мышления.

Если вы обнаружили у себя похожие установки или же другие ваши установки мешают вам жить в радости, но вы не можете их исправить самостоятельно - обратитесь к психологу, возьмите ответственность за собственную жизнь на себя!

В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем. Ведь, как уже упоминалось, установка – это тенденция к определенной интерпретации и осмыслению происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, то есть качество жизни человека.

«Ум человека, – говорил Ф. Бэкон более трехсот лет назад, – уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».

Личность формируется схемами, или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими (людьми, виртуальными образами – такими, как герои книг и фильмов). Люди формируют представления и концепции о себе, других, о том, как устроен и функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций.

Схемы могут быть полезными, помогающими выживать и улучшать качество жизни, и вредными, способствующими напрасным переживаниям, проблемам и стрессам (адаптивными или дисфункциональными). Они являются устойчивыми структурами, которые становятся активными, когда включаются специфическими стимулами, стрессорами и обстоятельствами.

Вредные (дисфункциональные) схемы и установки отличаются от полезных (адаптивных) наличием так называемых когнитивных искажений – систематических ошибок в мышлении.

Ниже приведен перечень наиболее часто встречающихся вредных иррациональных (дисфункциональных) установок. Для облегчения процесса их выявления, фиксации и уточнения (верификации) рекомендуем использовать слова-маркеры. Данные слова (как высказанные, так и обнаруженные в ходе наблюдения за собой в качестве мыслей, идей и образов) в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их выявляется при анализе в мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

Установка долженствования

Центральной идеей установки служит идея долга. Само слово «должен» является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл его означает – только так, и никак иначе, «на 100 %». Поэтому слово «должен», «должны», «должно» и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких, практически в исключительных случаях. Например, адекватным будет высказывание: «Человек, если он хочет выжить, должен дышать воздухом», поскольку физическая альтернатива отсутствует. Высказывание наподобие: «Ты должен явиться в условленное место в 9:00» в реальности неточно, так как на самом деле скрывает за собой иные обозначения и объяснения (или просто – слова). Например: «Я хочу, чтобы ты пришел к 9:00», «Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для себя, явиться к 9:00». Казалось бы, какая разница, как сказать или подумать? Но дело в том, что, думая так регулярно и давая установке долженствования «зеленый свет», мы неизбежно подводим себя к появлению стресса, острого или хронического.

Установка долженствования проявляет себя в трех сферах.

Первой составляющей служит установка долженствования в отношении себя – то, что я должен другим. Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет являться источником стресса каждый раз, когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновременно будет мешать вам его исполнению. Обстоятельства часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого «долга» при стечении неких неблагоприятных факторов становится проблематичным. Отсюда – человек попадает в «сооруженную» им же ловушку: возможности «вернуть» долг нет, но и возможности «не вернуть» – тоже. Короче, полный тупик, угрожающий к тому же глобальными неприятностями.

Вторая составляющая установки долженствования – долженствование в отношении других. То есть речь идет о том, «что мне должны другие люди»: «как они должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать». И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем вело себя подобающе. Даже у авторитетных граждан, даже у верховных правителей и жрецов, даже у самых одиозных тиранов (а эта установка – одна из причин того, что они стали тиранами, причем одиозными) появлялись в поле видимости люди, которые поступали не так, как они должны. И естественно, что когда мы видим человека, который поступает не так, как он якобы должен по отношению к нам, то уровень психоэмоционального возмущения стремительно возрастает. Отсюда – стресс.

Третья составляющая установки долженствования – требования, предъявляемые к окружающему миру. Это то, что выступает в качестве претензии к природе, погоде, экономической ситуации, правительству и т. п.

Слова-маркеры: должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т. п.), обязательно, во что бы то ни стало, кровь из носу.

Установка катастрофизации

Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации. Отражает иррациональное убеждение, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так вне любой системы отсчета. Установка проявляет себя в высказываниях негативного характера, выраженных в самой крайней степени. Например: «Ужасно остаться одному на старости лет», «Будет катастрофой начать паниковать у всех на виду», «Лучше конец света, чем ляпнуть что-нибудь не то перед большим количеством людей».

В случае влияния установки катастрофизации событие, возможно неприятное, оценивается как нечто неотвратимое, чудовищно и ужасающе разрушающее основные ценности человека. Разрушающее раз и навсегда – бесповоротно. Происшедшее событие оценивается как вселенская катастрофа, и человек, оказавшийся в сфере влияния этого события, как бы не в силах повлиять и изменить что-либо в лучшую сторону. Например, допустив ряд ошибок и ожидая неминуемых претензий со стороны руководства, некий сотрудник начинает вот такой внутренний монолог, о котором он даже может и не догадываться: «О ужас! Ну все, это конец! Меня уволят! Это чудовищно! Что я буду делать? Это катастрофа!» и т. д. Понятно, что, размышляя подобным образом, человек начинает создавать массу отрицательных эмоций и вслед за ними физический дискомфорт. Но совершенно иррационально сознательно накручивать себя, угнетать и подавлять рассуждениями о происшедшем, относясь к нему как к вселенской катастрофе. Конечно, увольнение – это неприятно. Но катастрофа ли это? Нет. Или это нечто жизнеугрожающее, представляющее смертельную опасность? Тоже нет. Рационально ли уходить в трагические переживания, вместо того чтобы искать пути выхода из сложившихся обстоятельств?

Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света.

Установка предсказания негативного будущего

Тенденция верить своим конкретным ожиданиям, как сформулированным вербально, так и в качестве мысленных образов.

Становясь пророками, а вернее, псевдопророками, мы зачастую предсказываем себе неудачи, затем делаем все для их воплощения и в итоге их же и получаем. Но на самом деле выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем не есть будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение, необходимо проверять на истинность. И возможно это в некоторых случаях только эмпирическим путем (методом проб и ошибок). Разумеется, сомнения нужны для того, чтобы отыскать истину и не ошибиться. Но иногда, становясь на пути, они блокируют движение к достижению результата.

Слова-маркеры: что, если; а вдруг; а ведь может быть… и т. п.

Установка максимализма

Данная установка характеризуется подбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже если никто не в состоянии их достичь, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

Показательным является известное выражение: «Полюбить – так королеву, потерять – так миллион!»

Мышление характеризуется позицией «все или ничего!» Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (от лат. perfectio – идеально, совершенно).

Слова-маркеры: по максимуму, только на отлично/на пятерку, на 100 % (на все сто).

Установка дихотомического мышления

В дословном переводе на русский язык «дихотомия» означает «рассечение на две части». Дихотомическое мышление проявляется в тенденции размещать жизненный опыт в одну из двух противоположных категорий; например: безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник.

Мышление под диктатом подобной установки можно охарактеризовать как черно-белое, отличающееся склонностью мыслить крайностями. Происходит оценка понятий, которые в действительности располагаются на континууме, как антагонистов и в качестве взаимоисключающих вариантов.

Высказывание: «В этом мире ты или победитель, или проигравший» наглядно демонстрирует полярность излагаемых вариантов и их жесткую конфронтацию.

Слова-маркеры: или… – или… («или да – или нет», «или пан, или пропал»), либо… – либо… («либо жив, либо мертв»).

Установка персонализации

Проявляет себя как склонность связывать события с собой, когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать явления в аспекте личных значений: «Все на меня смотрят», «Наверняка эти двое сейчас оценивают меня» и т. п.

Слова-маркеры: местоимения «я», «меня», «мною», «мне» и т. п.

Установка сверхобобщения

Сверхобобщение относится к образцам выведения общего правила или вывода на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) о всей совокупности. В результате возникает неоправданное обобщение на основании выборочной информации. Например: «Все мужики – свиньи»; «Если не получилось сразу, не получится никогда». Формируется принцип – если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.

Слова-маркеры: все, никто, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.

Установка чтения мыслей

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным как мысли или даже созревшее решение о его увольнении. За этим может последовать бессонная ночь тягостных раздумий и решение: «Я не дам ему получить удовольствие от глумления надо мной – уволюсь по собственному желанию.» И наутро, в самом начале рабочего дня начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его суровый взгляд), силится понять, с чего бы вдруг его не самый худший работник так резко и с явным раздражением хочет уволиться.

Слова-маркеры: он (она/они) думает(ют).

Установка оценочная

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание иррационально, когда отдельный аспект человека отождествляется с характеристикой всей личности.

Слова-маркеры: плохой, хороший, никчемный, глупый и т. п.

Установка антропоморфизма

Приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы.

Слова-маркеры: хочет, думает, считает, справедливо, честно и тому подобные высказывания, адресованные не к человеку.

Негативные эмоции появляются у людей не вследствие окружающих их событий, а вследствие негативной интерпретации из-за иррациональных (ошибочных) установок (убеждений, верований, идей, предположений и т. п.), усвоенных с детства и в течение жизни.

Установка – неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации.

Основатель Рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ, 1955г.) Альберт Эллис (27 сентября 1913 - 24 июля 2007) - американский когнитивный терапевт, утверждал, что все люди склонны к построению нелогичных, иррациональных мыслительных комбинаций. Фактически все проблемы человека - это результат мышления, подчинения многочисленным «следует», «нужно» и «должен».

Поскольку человек сам невольно заставляет себя страдать, он также может заставить себя прекратить испытывать страдания. Основная задача в подобной ситуации — научиться контролировать свой мыслительный процесс, сделать его упорядоченным.

Перечень наиболее часто встречающихся иррациональных (дисфункциональных) установок.

Для облегчения процесса их выявления, фиксации и проверки рекомендуется использовать так называемые слова-маркеры. Данные слова как озвученные, так и обнаруженные в ходе интроспекции в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их выявляется при анализе в вербализованных мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

1. Установка долженствования.

Центральной идеей установки служит идея долга. Само слово «должен» является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова «должен» - только так и никак иначе. Поэтому слова «должен», «должны», «должно» и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких случаях, практически в исключительных случаях. Например, адекватным будет высказывание «человек должен дышать воздухом», поскольку физически отсутствует альтернатива. Высказывание наподобие «ты должен явиться в условленное место в 9:00» неадекватно, так как на самом деле скрывает за собой иные обозначения и объяснения (или просто - слова). Например: «Я хочу, чтобы ты пришел к 9:00», «Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для тебя, явиться к 9:00». Работа установки долженствования неизбежно приводит к появлению стресса, острого или хронического.

Установка проявляет себя в трех сферах.

  1. Установка долженствования в отношении себя - то, что я должен другим. Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновременно будет мешать вам его исполнить. Ситуации часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого «долга» при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным. Поэтому человек попадает в сооруженную им же ловушку: возможности «вернуть долг» нет, но и возможности «не вернуть» - тоже.
  2. Вторая сфера установки долженствования - долженствование в отношении других - то, что мне должны другие. То есть как другие люди должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания. Даже у авторитетных граждан, даже у верховных правителей и жрецов, даже у самых одержимых тиранов появлялись в поле зрения люди, которые поступали «не так, как они должны». И естественно, что когда мы сталкиваемся с человеком, который поступает «по отношению ко мне не так, как должен», то уровень психоэмоционального возбуждения стремительно возрастает. Отсюда - стресс.
  3. Установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру, - то, что «должны» нам природа, погода, правительство и т.п. Для трансформации данной иррациональной установки следует изменить внутреннее отношение ко многим явлениям своей жизни с «должно» на «хотелось бы» и это гарантированно избавляет личность от разрушительных и бесплодных переживаний. Следует выбирать пожелание, предпочтение вместо абсолютного требования.

Слова-маркеры: «должен» («должно», «должны», «не должен», «не должны», «не должно» и т. п.), «обязательно», «во что бы то ни стало», «кровь из носу».

2. Установка катастрофизации.

Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации и отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, которые лежат вне любой системы оценки. Установка проявляет себя в высказываниях, носящих крайне негативный характер. Когда мы находимся под влиянием установки катастрофизации, то оцениваем некоторое неприятное для нас событие как нечто неотвратимое, чудовищное. Как то, что разрушит нашу жизнь раз и навсегда. Происшедшее событие оценивается нами как «катастрофа вселенских масштабов», на которую мы никоим образом не можем повлиять.

Слова-маркеры: «катастрофа», «кошмар», «ужас», «конец света».

Для трансформации данной иррациональной установки следует осознанно заменять в своих убеждениях крайне негативную оценку ситуации, не базирующуюся на реальных фактах и вырабатывать в себе объективный взгляд на ситуацию.

3. Установка предсказания негативного будущего.

Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются, при этом не важно, были ли эти ожидания высказаны или же существовали в виде мысленных образов.

«Cтановясь пророками, а вернее - псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем незаметно для себя делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем. Но выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем не есть само будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение, необходимо проверять на истинность. А возможно это в некоторых случаях только эмпирическим путем (методом «проб и ошибок»). В других случаях, когда мы обладаем опытом аналогичных ситуаций, нам все же следует придерживаться более реалистичной оценки вероятности возникновения тех или иных вариантов. В этом мире возможно все, но с разными шансами реализации. Возможность возникновения некоторых событий мы иногда искусственно приуменьшаем, вследствие чего неоправданно рискуем, и напротив, вероятность других событий (обладающих ничтожными шансами) и их последствий резко преувеличиваем, вследствие чего испытываем лишние переживания и телесный дискомфорт.»

Слова-маркеры: «что, если», «а вдруг», «а ведь может быть» и т. п.

4. Установка максимализма.

Данная установка характеризуется выбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже недостижимых, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности. Мышление характеризуется позицией «все или ничего!». Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (лат. perfectio - идеально, совершенно).

Слова-маркеры: «по максимуму», «только на отлично», «на пятерку», «на 100%» («на все сто»).

5. Установка дихотомического мышления.

Дихотомическое мышление проявляется в тенденции помещать жизненный опыт в одну из двух взаимоисключающих категорий, например безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник. Мышление, подпадающее под влияние подобной установки, можно охарактеризовать как «черно-белое», характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Понятия, в действительности расположенные в континууме, оцениваются как антагонисты, как взаимоисключающие варианты.

Слова-маркеры: «или - или» («или да - или нет», «или пан - или пропал»), «либо - либо» («либо жив - либо мертв»).

6. Установка персонализации.

Эта установка проявляет себя как склонность связывать события со своей личностью, когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать события в аспекте личных значений: «Они наверняка шепчутся обо мне» или «Все на меня смотрят».

Слова-маркеры: местоимения «я», «меня», «мною», «мне» и т. п.

7. Установка сверхобобщения.

Сверхобобщение означает выведение общего правила или приход к общему выводу на основании одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) о всей совокупности. В результате делается неоправданное обобщение на основании избирательной информации. Например: «Если не получилось сразу, не получится никогда». Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски похожих случаях.

Слова-маркеры: «все», «никто», «ничто», «всюду», «нигде», «никогда», «всегда», «вечно», «постоянно».

Для трансформации данной иррациональной установки из дезадаптивной в адаптивную следует осознанно заменять в своих суждениях категоричность, унифицирующую объекты, ситуации и явления.

8. Установка чтения мыслей.

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным как мысль или даже созревшее решение о его увольнении. За этой трактовкой может последовать бессонная ночь тягостных раздумий и решение: «Я не доставлю ему удовольствия уволить меня - уволюсь по собственному желанию». И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его «суровый» взгляд), силится понять, с чего бы вдруг его не самый лучший работник решил уволиться.

Слова-маркеры: «он(она/они) думает(ют)».

9. Установка оценочная.

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание носит иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется со всей личностью.

минут

В тесте А. Эллиса 50 вопросов, 6 шкал, из них 4 шкалы - основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления, выделенным автором:

  1. «катастрофизация»,
  2. «долженствование в отношении себя»,
  3. «долженствование в отношении других»,
  4. «оценочная установка».

Доброго времени суток, дорогой друг!

Анализ и примеры иррациональных установок

1. Меня должны все любить и одобрять мои действия

Анализ: это иррациональная идея, так как данная цель недостижима, стараясь её достичь, человек теряет самостоятельность, становится неуверенным и в конечном результате – саморазрушается, словно песчаник .

Желательно быть любимым человеком; правда разумные люди не будут в жертву приносить свои устремления и интересы в безнадёжной попытке достичь такой цели.

2. Всегда существует идеальное или единственно правильное решение любой проблемы и его необходимо найти, иначе не избежать проблем

Анализ: Иррациональное убеждение, так как идеального решения не существует, представляемые результаты неудачных попыток найти идеальное решение нереальны и могут вызвать панику или тревогу, и такой перфекционизм приводит к принятию неоптимального решения. Умные люди стараются найти различные возможные решения проблемы и принимают наиболее для них подходящие и лучшие, понимая, что не бывает идеального ответа.

3. Пугающие или опасные события являются основанием для сильных переживаний, об этом необходимо постоянно помнить

Анализ: Это иррациональная идея, так как тревога и беспокойство мешают объективной оценке возможности возникновения опасного события. Зачастую они мешают эффективному с ним совладению, если оно происходит; тревога даже может повысить вероятность опасного события, ведёт к увеличению возможности его появления, не предотвращая неизбежных событий, а вследствие тревоги множество неприятных ситуаций представляются намного хуже, нежели они есть на самом деле.

Люди с рациональным мышлением понимают, что потенциальные опасности не настолько катастрофические, как это может показаться на первый взгляд; также они понимают что тревога не может предотвратить пугающих событий и даже может повысить их вероятность возникновения. Тревога сама по себе может больше причинить вреда, нежели её вызвавшая причина. Рациональный человек понимает, что необходимо совершать то, чего боишься, для того чтобы убедиться в отсутствии настоящей опасности.

Эти распространённые иррациональные убеждения, в реальности, являющиеся различными комбинациями одиннадцати идей и сведённые к трём: использование выражений вроде «надо», «следовало бы» и «должен» в нашем мышлении.

Именно категорическое мышление («Мне следует…», «Я должен…» и «Мне надо…») людей заводит в беду. Категоричные утверждения такого рода отражают иррациональность и могут усугубить или вызвать эмоциональное нарушение. С ними лучше всего бороться при помощи рационального спора (к примеру, с помощью рационального анализа бороться со своим категоричным мышлением).

Негативные эмоции появляются у людей не вследствие происходящих с ними событий, а вследствие их негативной интерпретации, из-за иррациональных установок, усвоенных ими с детства и в течение жизни.

На основе лишенных рациональности убеждений возникают ложные умозаключения. Например, после некоего свершившегося факта человек произвольно делает умозаключение: «Я не смог сдать вступительные экзамены, значит, я ни на что не способен». Возникшая связь, в свою очередь, может привести к самостоятельно закрепленной новой иррациональной установке.

Основная задача в подобной ситуации — научиться контролировать свой мыслительный процесс, сделать его упорядоченным.

Установка - это тенденция к определенной интерпретации происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, т. е. качество жизни человека.
Иррациональные установки имеют характер предписания, требования, приказа и носят абсолютистский характер.

В связи с этими особенностями иррациональные установки конфронтируют с реальностью, противоречат объективно сложившимся условиям и закономерно приводят к дезадаптации личности.

Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и проявляют себя внутри психики в виде автоматических мыслей.

АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ - это мысли, которые появляются спонтанно и запускаются обстоятельствами. Эти мысли возникают между событием и эмоциональными и поведенческими реакциями человека. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности.
Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила.

Большинство наших проблем возникает из-за иррациональных установок, которые омрачают людям жизнь и приводят к неврозам. Человеку, который не в ладах с собой и окружающими, часто присуще иррациональное мышление. Устранив иррациональные установки, можно изменить жизнь к лучшему.

Для облегчения процесса их выявления, фиксации и проверки рекомендуется использовать так называемые слова-маркеры.

Вот некоторый ПЕРЕЧЕНЬ наиболее часто встречающихся ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК :

1. УСТАНОВКА ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ

Установка проявляет себя в трех сферах.

Первая сфера - установка долженствования в отношении себя - то, что я должен другим. Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновременно будет мешать вам его исполнить.

Вторая сфера установки долженствования - долженствование в отношении других - то, что мне должны другие. То есть как другие люди должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания.

Третья сфера установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру, - то, что «должны» нам природа, погода, правительство и т. п.
Заключая внутреннее отношение ко многим явлениям своей жизни в формулу «хотелось бы», человек гарантированно избавляет себя от разрушительных и бесплодных переживаний. И изменение отношения с «должно» на «хотелось бы» - один из основополагающих антистресс-факторов. То есть человек выбирает пожелание, предпочтение вместо абсолютного требования.

СЛОВА-МАРКЕРЫ: должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т. п.), обязательно, «во что бы то ни стало», «кровь из носу».

2. УСТАНОВКА КАТАСТРОФИЗАЦИИ

Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации и отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, которые лежат вне любой системы оценки. Установка проявляет себя в высказываниях, носящих крайне негативный характер. Например: «Ужасно остаться одному на старости лет».

СЛОВА-МАРКЕРЫ: катастрофа, кошмар, ужас, конец света.

3. УСТАНОВКА ПРЕДСКАЗАНИЯ НЕГАТИВНОГО БУДУЩЕГО

Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются, при этом не важно, были ли эти ожидания высказаны или же существовали в виде мысленных образов.

Вот так, становясь пророками, а вернее - псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем незаметно для себя делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем.
Но выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем не есть само будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение, необходимо проверять на истинность.

СЛОВА-МАРКЕРЫ: что, если, а вдруг, а ведь может быть… и т. п.

4. УСТАНОВКА МАКСИМАЛИЗМА

Данная установка характеризуется выбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже недостижимых, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

Показательным является известное выражение: «Полюбить - так королеву, а украсть - так миллион!».
Мышление характеризуется позицией «все или ничего!».

СЛОВА-МАРКЕРЫ: по максимуму, только на отлично, на пятерку, на 100 % («на все сто»).

5. УСТАНОВКА ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ

Эта установка проявляет себя как склонность связывать события со своей личностью, когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать события в аспекте личных значений:
«Они наверняка шепчутся обо мне» или «Все на меня смотрят».

СЛОВА-МАРКЕРЫ: местоимения «я, меня, мною, мне» и т. п.

6. УСТАНОВКА СВЕРХОБОБЩЕНИЯ

Сверхобобщение означает выведение общего правила или приход к общему выводу на основании одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) о всей совокупности. В результате делается неоправданное обобщение на основании избирательной информации. Например: «Если не получилось сразу, не получится никогда». Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски похожих случаях.

СЛОВА-МАРКЕРЫ: все, никто, все, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.

7. УСТАНОВКА ЧТЕНИЯ МЫСЛЕЙ

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным как мысль или даже созревшее решение о его увольнении. За этой трактовкой может последовать бессонная ночь тягостных раздумий и решение: «Я не доставлю ему удовольствия уволить меня - уволюсь по собственному желанию». И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его «суровый» взгляд), силится понять, с чего бы вдруг его не самый худший работник решил уволиться.

СЛОВА-МАРКЕРЫ : он(она/они) думает(ют).

К счастью, когнитивные явления могут быть замечены при самонаблюдении, поэтому их характер и связи можно проверить в широком множестве систематических экспериментов. Только определив и исправив ошибки мышления, личность может полнее самореализоваться и улучшить качество своей жизни.

Нет похожих записей