Болезни Военный билет Призыв

Интонация завершения разделения выделения примеры. Какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русской речи? Рассмотрим примеры речевых интонаций

Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.

Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер

Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.

Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр - слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.

Что такое интонация? Виды интонации

Темп речи - это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп - торжественной.

В узком смысле интонация понимается как “движение голосового тона” и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин “интонация” обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т. е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т. д.) и ритм.

Паузы - это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.

Скрипник Я. Н., Смоленская Т. М.

Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!

Фонетика современного русского языка, 2010.

Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т. д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо – вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).

Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт.

Что такое интонация? Виды интонации

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации - это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при – дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.

Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Кружок в детском саду умелые ручки Учебное заведение: МБДОУ. Детский сад №153 Наименование материала: методическая разработка Тема: План работы кружка "Умелые ручки" группе на 2015-2016...

Дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников... Дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников. Содержание и теория дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государс...

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

  • Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Интонация, как было отмечено ранее, относится к суперсегментным (надлинейным, просодическим) фонетическим средствам современного русского литературного языка.

Интонация в широком смысле слона состоит из следующих элементов:

1) мелодика речи, то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;

2) ритм, то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;

3) темп, то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;

4) интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;

5) наличие-отсутствие внутрифразовых пауз, которые делят фразу на речевые такты;

6) тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м].

31. Типы интонационных конструкций в русском языке

В русском языке выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК):

ИК-1 (понижение тона на гласном центра):

После разговора он задумался .

ИК-2 (на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение):

А куда же мне идти ?

ИК-3 (резкое повышение тона на гласном центра):

Разве могу забыть ?

ИК-4 (на гласном центра понижение тона, затем повышение; высокий уровень тона держится до конца конструкции):

А как же ужин ?

ИК-5 (два центра; на гласном первого центра повышение тона, на гласном второго центра – понижение):

Я не видел её два года!

ИК-6 (повышение тона на гласном центра, высокий уровень тона сохраняется до конца конструкции; ИК-6 отличается от ИК-4 более высоким уровнем тона на гласном центра, например, при выражении недоумения или оценки):

Какой интересный фильм!

ИК-7 (повышение тона на гласном центра, например, при выражении экспрессивного отрицания):

Выполнил задание ? – Выполнил !

32. Функциональный аспект изучения звуков. Звук речи, звук языка, фонема.

Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и различения слов и форм. Слова и формы различаются составом образующих их звуковых единиц. Различия могут иметь неодинаковый характер: два слова могут различаться полностью по составу представленных в них звуков (ср.: кол и дам); они могут различаться количеством звуков (ср.: луг и плуг); последовательностью одних и тех же звуков (ср.: кот и ток) и, наконец, только одной звуковой единицей при тождестве всех остальных единиц (ср.: дом и дам, бил и пил, рос и рот, урон и урок и т. д.). Если два слова отличаются друг от друга только одной звуковой единицей, а во всем остальном они тождественны, то можно утверждать, что в данном случае две звуковые единицы, противопоставленные друг другу в тождественной фонетической позиции, выполняют в языке функциональную роль, выступая в качестве средства различения данных словоформ, т. е. в качестве фонем языка. Следовательно, фонема - это такая единица звуковой системы языка, которая самостоятельно может различать слова и формы. Сопоставляя словоформы [дал] - [дол] - [дул] и расчленяя их по составляющим эти формы звуковым единицам - [д/а/л] - [д/о/л] - [д/у/л], можно установить, что они отличаются друг от друга гласными 1а], [о], [у], которые находятся в тождественной фонетической позиции - под ударением между твердыми согласными (в приведенных примерах даже между одинаковыми твердыми). Значит, единственное звуковое различие между этими формами заключено в качестве гласного, а поэтому [а], [о], [у] выступают здесь как различители словоформ, т. е. как фонемы. Если эти гласные могут выступать в одной и той же фонетической позиции, то, следовательно, их качество, т. е. определяющие их признаки, не зависит от позиции, не обусловлено этой позицией. Однако такое утверждение будет неточным, если не учесть одного немаловажного обстоятельства. Дело заключается в том, что звуковые единицы всегда выступают в соседстве с другими единицами и испытывают на себе их влияние; иод таким влиянием они могут изменять свое качество, т. е. присущие им признаки. Выше (см. § 64) уже говорилось об изменении ударных гласных звуков под влиянием соседних твердых и мягких согласных: непередние гласные под влиянием мягких согласных испытывают передвижку вперед, а передние под влиянием твердых передвигаются назад или в позиции между мягкими приобретают напряженность и закрытость. Если сопоставить словоформы [вал] - [в’-ал] - [ва"л’с] - [в’ал’], то можно установить, что в этих словоформах есть «разные» звуки [а] - от [а] непереднего до [а] переднего образования, но у всех этих [а] есть два одинаковых признака: все они нижнего подъема и нелабиализованные; различие же их заключается в непереднем-переднем характере звука. Следовательно, у всех этих [а] есть дза признака, которые не зависят от позиции гласного (т. е. от качества соседних согласных), и один зависимый от этой позиции признак. Независимыми признаками оказываются степень подъема языка и отсутствие лабиализации, а зависимым - ряд образования звука. Если сопоставить словоформы [в’-ал] и [в’-ол], [л’-ак] и [л’-ук], то вновь можно установить, что они отличаются друг от друга гласными [¦а] - [-о] и [-а] - [*у], не совпадающими полностью с [а] - [о] в [вал] - [вол] и с [а] - [у] в [лак] - [лук], но имеющими одинаковые признаки степени подъема языка и отсутствия-наличия лабиализации. Итак, при артикуляционно-физиологической характеристике гласных (см. §61) нет необходимости различать признаки, независимые от позиции, и признаки, зависимые от позиции; именно поэтому каждому гласному звуку приписываются три признака: степень подъема языка, отношение к лабиализации и ряд образования. Теперь, когда звуковые единицы рассматриваются в функциональном плане, необходимо отличить независимые, постоянные признаки звуковых единиц и зависимые, переменные признаки, так как по постоянным, или конститутивным, признакам фонемы различаются друг с другом, а по переменным они отличаться друг от друга не могут. Следовательно, фонема -¦ это такая звуковая единица, которая образуется совокупностью присущих ей конститутивных признаков и отличается от другой фонемы по составу этих признаков. Переменные, зависимые от позиции признаки в определение фонемы не входят. Отсюда становится ясным, что фонема - это не произносимый реально звук речи, а определенная абстракция, отвлечение от звуков речи, обобщение звуков речи в единицу более высокого порядка. Ведь если, исходя из сказанного о постоянных признаках гласных русского языка, определять гласные фонемы по двум их конститутивным признакам, то надо будет сказать, что фонема (а) \ например,- это гласная фонема нижнего подъема нелабиализованная, (о) - среднего подъема лабиализованная, (и) - верхнего подъема нелабиализованная и т. д. и что по этим двум признакам эти фонемы противопоставлены друг другу. Однако в этом случае фонема (а) выступает и в словоформе [бас], и в словоформе [б’ас’], фонема (о) - ив словоформе [м’-от], и в словоформе [т’бт’]я, фонема (и) - ив словоформе [п’ил], и в словоформе [пыл], хотя в каждой данной словоформе звук речи иной по сравнению со звуком в другой словоформе. Поэтому можно сказать, что фонема как функциональная единица не совпадает со звуком речи: она только реализуется в звуках речи, которые представляют собой ее аллофоны. Каждый аллофон фонемы отличается от другого аллофона этой же фонемы переменным признаком, зависящим от позиции; а все аллофоны принадлежат данной фонеме потому, что все они обладают одной и той же совокупностью конститутивных признаков. Итак,фонема недана нам в непосредственном наблюдении, ибо это- абстрактная единица звуковой системы; в непосредственном наблюдении - в речи - даны аллофоны фонем, т. е. звуки речи, определяющиеся совокупностью постоянных и переменных признаков звуковых единиц. Общее определение фонемы может быть сформулировано следующим образом: фонема - это единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противо- поставляясь другой фонеме в тождественной фонетической позиции совокупностью присущих каждой из них конститутивных признаков, и которая реально представлена в речи одним или несколькими звуками речи, являющимися ее аллофонами. Если фонема есть обобщение ее аллофонов, в которых она реально выступает, а аллофоны как звуки включают в себя переменные, позиционно обусловленные признаки, то, следовательно, это обобщение есть «снятие» всего позиционного и сведение по существу неограниченного ряда звуков речи к ограниченному числу фонем, которые и выполняют в языке функциональную роль различителей слов и их форм. Так, например, в словоформах [вал], [в’-ал], [ва-л’]ик, [в’ёл’]ить выступает четыре «вида» [а], отличающихся друг от друга характером положения языка по отношению к передней-непередней зоне образования, и изменение этого характера целиком зависит от твердости-мягкости соседних согласных. «Снятие» этого признака позволяет установить, что все эти четыре [а] могут быть «объединены» в одно по наличию у них общих признаков - нижнего подъема и отсутствия лабиализации,- независимых от фонетической позиции, т. е. постоянных; и именно поэтому эти четыре [а] могут быть представлены как четыре аллофона одной фонемы (а). Отождествление различных звуковых «представителей» той или иной фонемы позволяет установить ограниченное число фонем, которые сбэспечивают все потребности языка в различении словоформ. Возможность обзспечить потребности языка небольшим числом фонем связана с многообразием сочетаний и с разветвленной системой противопоставления фонем в тождественных фонетических условиях. Характер сочетаемости и противопоставленности фонем определяет специфику фонологической системы данного языка на данном этапе его развития, точно так же как и специфику этой системы по сравнению с фонологическими системами других языков.

1

В статье описаны критерии выделения интонации пояснения, противопоставления и перечисления, разработанные на основе теории расстановки интонации в повествовательном предложении для людей, изучающих русский язык как иностранный, и результатов морфологического и синтаксического анализов семантико-синтаксического анализатора. На основе данных критериев создан компьютерный алгоритм, позволяющий вставлять в входной текст SSML-маркеры, тем самым изменяя голосовые характеристики (тон, скорость, громкость и паузы) синтезатора при конвертировании данного текста в речь. Проведен ряд экспериментов на тестовой выборке предложений, в ходе которых были выявлены недостатки, связанные с несовершенством синтаксического анализа современных анализаторов текста и невозможностью выделения всех элементов интонации в силу отсутствия систем, позволяющих производить смысловой анализ предложения.

автоматический синтез речи

интонация пояснения

интонация противопоставления

интонация перечисления

SSML-разметка

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М.: Русские словари, 1999. – 431 с.

2. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка: пособие для преподавателей, занимающихся со студентами. – М.: Изд-во Московского университета, 1963. – 308 с.

3. Иомдин Л.Л., Лобанов Б.М.Синтаксические корреляты просодически маркированных элементов предложения и их роль в задачах синтеза речи по тексту // Диалог. – 2009. – № 8. – С. 136–142.

4. Каневский Е.А., Боярский К.К. Семантико-синтаксический анализатор Semsin // Научно-технический вестник информационных технологий механики и оптики. – 2015. – Т. 15, № 5. – С. 869–876.

5. Лобанов Б.М., Сизов О.Г. Алгоритм интонационнной разметки повествовательных предложений для синтеза речи по тексту // Диалог. – 2008. – № 7. – С. 563–568.

6. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антонимических пар. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Москва: русский язык, 1984. – 382 с.

7. Мещеряков Р. В. Управление просодией при синтезе речи по печатному тексту: автореф. дис. ... канд. техн. наук. – Томск, 2000. – 16 с.

8. Паузирование при автоматическом синтезе речи [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nature.web.ru/db/msg.html mid=1154156&s=120100000 (дата обращения: 10.08.16).

9. Using Context to Specify Intonation in Speech Synthesis [электронный ресурс]. – Режим доступа: repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi article=1257&context=cis_reports (дата обращения: 10.08.16).

При передаче вербальной информации имеют значение не только слова, но и их эмоциональная окраска. В этом главную роль играет интонация. Отсутствие интонации в речи делает ее монотонной. Слушая однообразную речь, приходится затрачивать гораздо больше усилий на ее осмысление, и результат не всегда бывает правильным. Например, если прочитать следующую фразу без пауз и логического ударения, то будет непонятно, что имел в виду

Казнить нельзя помиловать.

Голос современных синтезаторов речи - систем, генерирующих устную речь по тексту, звучит понятно, но неестественно: в нем практически отсутствует интонация. Отсутствие полного набора средств интонации, выделяемых лингвистами, в искусственной речи объясняется сложностью автоматического выделения интонации в тексте, которое часто требует понимания его смысла. Автоматическое понимание смысла естественно-языковых текстов - это нерешенная на сегодняшний день задача. Поэтому для извлечения интонации используются методы, основанные на морфологической и синтаксической информации. Так, Б.М. Лобанов в работе проводит синтагматический анализ предложения и маркировку интонационного типа синтагм, в работе исследует возможности использования синтаксического анализа письменного текста на начальном этапе алгоритма синтеза речи по тексту. В работе рассматриваются вопросы построения моделей разметки высказываний и синтеза просодических характеристик с учетом анатомических ограничений. В работе рассматривается возможность использования контекста для выделения интонации при синтезе речи в пределах одного предложения для английского языка. В работе рассматриваются вопросы паузирования (вставки пауз) при синтезе речи.

Рис. 1. Структурная схема системы выделения интонации при синтезе речи

В данной работе рассмотрен вопрос автоматического выделения интонации пояснения, перечисления и противопоставления на основе данных морфологического и синтаксического анализа предложения. В качестве анализатора текста используется семантико-синтаксический анализатор Semsin . Рассматриваемые алгоритмы применялись для разметки исходного текста с помощью специальных маркеров - тэгов. Примеры приведены в международном формате языка SSML, позволяющего изменять тон, скорость и громкость произношения и ставить паузы.

Система автоматического выделения интонации при синтезе речи

На рис. 1 представлена структурная схема системы автоматического выделения интонации пояснения, противопоставления, перечисления при синтезе речи. На вход подается текст. Блок обработки текста исправляет орфографические и пунктуационные ошибки в тексте и разбивает его на предложения. Каждое предложение передается анализатору Semsin, который проводит семантический и морфологический анализы каждого слова в предложениях и строит синтаксическое дерево каждого предложения в тексте. Результаты работы анализатора передаются в блок выделения интонации в тексте, где на их основе выделяются места расстановки специальных маркеров смены голосовых характеристик. Блок формирования SSML-кода вставляет SSML-теги в места предложения, определенные в предыдущем блоке. В результате работы системы специальный SSML-код передается синтезатору, который, учитывая места смены тона, скорости, громкости и расстановки пауз, конвертирует его в речь с интонацией.

Интонация пояснения в причастных и деепричастных оборотах

Какая-либо часть предложения, имеющая значение добавочного сообщения или поясняющая основную мысль, произносится с интонацией пояснения. Она характеризуется увеличением скорости произношения и снижением тона . Например, данной интонацией выделяется придаточная часть сложноподчиненного предложения, стоящая перед двоеточием (не перечисление) или начинающаяся со слова «который»:

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. (Пушкин)

Интонацией пояснения выделяются деепричастные и обособляемые причастные обороты. Определив границы причастного или деепричастного оборота, можно определить границы интонации пояснения. Блок-схема алгоритма выделения границ обособляемого причастного оборота представлена на рис. 2.

На вход подается слово из исследуемого предложения. С помощью морфологического анализа Semsin определяется его часть речи.

Пример маркировки предложения для выделения интонации в обособляемом причастном обороте:

«Гелиотроп» напоминал начищенный кирпичом до яркого блеска бокастый дымящийся самовар, Болтающийся на невысоких волнах мелкого моря . (Паустовский)

Рис. 2. Блок-схема алгоритма автоматического выделения интонации пояснения в причастных оборотах

Рис. 3. Блок-схема алгоритма автоматического выделения интонации пояснения в деепричастных оборотах

Для выделения деепричастных оборотов используется аналогичный алгоритм, отличающийся нечувствительностью к местоположению деепричастия к определяемому слову. Блок-схема алгоритма выделения деепричастного оборота представлена на рис. 3.

Пример маркировки предложения c деепричастным оборотом:

Тут, около телег, стояли мокрые лошади, Понурив головы , и ходили люди, Накрывшись мешками от дождя . (Чехов).

Алгоритмы выделения интонации перечисления в причастных и деепричастных оборотах были реализованы в программном виде. Интонация перечисления выделилась практически во всех случаях (исключения составили случаи, когда анализатор Semsin неправильно провел синтаксический и/или морфологический анализы).

Интонация противопоставления

Предложения, в которых противопоставляются какие-либо действия, предметы, признаки предметов и т.д., характеризуются специфической интонацией, которую можно назвать интонацией противопоставления . Данная интонация выражается отрицанием и в некоторых случаях противительными союзами, такими как а, но и др. . Пример:

Это не картина, а фотография.

Частным случаем интонации противопоставления является антитеза - наличие в одном предложении пары антонимов, связанных между собой:

Бедный и в будни пирует, а богатый и в праздник горюет.

Для выделения пары антонимов в предложении с целью задания им интонации противопоставления целесообразно использовать два словаря - антонимов и синонимов. С помощью данных словарей был составлен алгоритм автоматического выделения интонации противопоставления, блок-схема которого представлена на рис. 4.

Рис. 4. Блок-схема алгоритма автоматического выделения интонации противопоставления в тексте

Пример разметки:

Он не Враг , а Друг .

В результате проведения вычислительного эксперимента интонация выделилась не во всех примерах, так как пара нужных антонимов отсутствовала в словаре (при разработке использовался словарь антонимов М.Р. Львова и словарь синонимов Н. Абрамова ). На основе анализа работы предложенных алгоритмов можно сделать вывод, что точность правильного выделения маркеров интонации противопоставления зависит от размеров словарей антонимов и синонимов. Однако в некоторых случаях данный алгоритм не способен выделить противопоставления в тексте, например, когда в предложении присутствует пара контекстных антонимов:

Не мать купила яблоки, а дочь.

В данном предложении слова мать и дочь являются контекстными антонимами, то есть антонимами только в данном предложении. И в словаре антонимов эта пара отсутствует.

Интонация перечисления

Интонация повествовательного предложения может быть осложнена перечислением . Членами перечисления могут быть как однородные члены предложения, состоящие из одного или нескольких слов, так и целые предложения. Члены перечисления выделяются специфической интонацией, характеризующейся паузой между ними и логическим ударением . Длительность паузы зависит от длины члена перечисления. Пример:

Жидкое, газообразное, твердое - три состояния вещества.

Если длина членов перечисления составляет одно слово, то пауза между ними зависит от количества слогов в слове, если их 1-4, то она не ставится - они читаются непрерывно. Если слогов в слове больше или члены перечисления - словосочетания или целые предложения, то пауза между ними будет больше.

Современные синтезаторы речи не учитывают зависимость длительности паузы от длины члена перечисления. Они распознают запятые в тексте, но пауза, которую они ставят на месте запятой, имеет фиксированную длительность. Члены перечисления читаются быстро и прерывисто, что неестественно для человеческой речи.

Характерным признаком интонации перечисления является наличие в нем нескольких однородных членов, разделенных знаком запятой или сочинительным союзом и. В данной работе рассмотрен случай, когда интонация перечисления выделяется знаками препинания: двоеточие в начале и тире в конце (интонация тире и двоеточия ). Блок-схема алгоритма автоматического выделения интонации перечисления представлена на рис. 5.

После выделения границ интонации перечисления целесообразно заменить запятые в этой области на элемент разметки синтеза речи, позволяющий вставлять паузу в искусственную речь и задавать ее длительность, пример:

И жнивья и дорога и воздух - все вокруг сияло. (Бунин).

Рис. 5. Блок-схема алгоритма автоматического выделения интонации перечисления в тексте

При программной реализации алгоритма интонация не выделилась в предложениях, содержащих два члена перечисления, и в предложениях, в которых отсутствуют знаки препинания, указывающие на границы перечисления (двоеточия и тире), пример:

Туристы побывали в Новгороде, в Пскове, в Санкт-Петербурге, в Барнауле.

Также работа алгоритмов допускала неправильное выделение интонации в случае омонимии знаков препинания:

Погода была ужасная: ветер выл, было очень холодно, мокрый снег падал хлопьями.

В данном примере после двоеточия следует пояснение, а не перечисление, несмотря на наличие нескольких запятых после двоеточия.

Выделение интонационной разметки на основе общего алгоритма

На основе критериев выделения интонации пояснения, противопоставления и перечисления был разработан и реализован алгоритм в программном виде на языке C#. Для проверки работоспособности программы на основе корпуса текстов по изучению русского языка как иностранного экспертом была сделана выборка из нескольких десятков предложений на каждый предложенный алгоритм.

На первом этапе работы выборка предложений была размечена экспертом. На втором этапе она была размечена программой. Проценты совпадения разметки, полученной в результате работы эксперта и разметки программы, представлены в таблице.

В 93 % случаях программная реализация алгоритмов верно маркирует деепричастные и причастные обороты. Правильно маркируются предложения, содержащие одиночные причастия или деепричастия, несколько причастий (деепричастий) или несколько причастных (деепричастных) оборотов. Интонации противопоставления и перечисления выделяются соответственно в 60 и 70 % случаях.

Заключение

В результате работы была рассмотрена автоматизация трех наиболее значимых видов интонации в повествовательном предложении . Разработаны программные алгоритмы, позволяющие автоматически выделить разметку интонации пояснения, противопоставления и перечисления в тексте для последующего конвертирования данного предложения в речь. На основе корпуса текстов для изучения русского языка как иностранного экспертом была сделана выборка, с помощью которой было проведено тестирование системы. Опыт показывает, что количество исключений (в силу специфики русского языка) настолько велико, что применение алгоритмов в чистом виде не дает точности результатов выше 60-70 %. Для повышения точности необходимо использовать контекстную информацию, получаемую в процессе семантического анализа текста и передающую не только формальную структуру предложения, но и смысл.

Результаты совпадения разметки, полученной экспертным и расчетным методами

Название конструкции

Вид интонации

Количество предложений в выборке

Количество правильно маркированных предложений

Процент совпадения (%)

Обособленный причастный оборот

пояснения

Необособленный причастный оборот

Однородные деепричастные и причастные обороты

пояснения

Одиночные причастия и деепричастия

Противопоставление с парой антонимов

противопоставления

Однородные члены, стоящие в начале предложения.

перечисления

Однородные члены, стоящие в середине/конце предложения.

перечисления

Библиографическая ссылка

Чемерилов В.В., Фадеев А.С., Мишунин О.Б. АЛГОРИТМ ВЫДЕЛЕНИЯ ИНТОНАЦИИ ПОЯСНЕНИЯ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ В ТЕКСТЕ ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОМ СИНТЕЗЕ РЕЧИ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 10-2. – С. 354-359;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40859 (дата обращения: 27.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Предложение представляет собой речевую единицу, которая сочетает в себе несколько слов, связанных между собой. Каждая такая конструкция обладает конкретным смыслом и интонацией. По интонации предложения бывают несколько видов. Заканчиваться они также могут соответственно с помощью разных знаков препинания. Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации?

Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.

Повествование

Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.

Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.

Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.

Вопрос

Конструкции могут быть также вопросительными. Они необходимы для того, чтобы спросить, узнать что-то у собеседника. Какими бывают предложения по типу вопроса? Такие конструкции разделяются на следующие разновидности:

  • Общевопросительные, целью которых считается получение подтверждения либо отрицания определенных сведений. Ответ на них может быть односложным, просто «да» или «нет». Пример: «Игорь вчера был на работе?», «У вас есть хлеб?».
  • Частновопросительные, задачей которых является получить новую информацию о каком-либо человеке, событии, действии и так далее. К примеру, «Во сколько подъедет машина?», «Кто сегодня будет дежурить?», «Какую погоду обещают завтра?».

Достигать цели, поставленные перед вопросительными фразами, помогает специальная интонация, которая применяется в устной речи, а также вопросительный знак, используемый человеком на письме. Также важную роль играют вопросительные слова: Кто? Почему? Когда?, частицы: разве, неужели.

Еще такие конструкции строятся по определенному порядку, сначала ставится вопросительное слово, потом все остальные слова, например, «Во сколько ты пойдешь в кино?».

Побуждение

Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.

Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.

Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».

Типы фраз по интонации

Какие бывают предложения по цели высказывания, теперь понятно, а какие бывают предложения по интонации?

По интонации предложения делятся на некоторые виды в зависимости от эмоциональности высказывания. Говорящий может произносить фразы спокойно, а может и эмоционально, соответственно меняя громкость и темп своей речи, а также расставляя в словарной конструкции по разному ударения. Поэтому по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Невосклицательные

Такие типы предложений по интонационной окраске встречаются ежедневно и используются чаще всего. Для их произношения не требуется проявлять эмоциональность и чувства, можно говорить умеренно и спокойно. Обычно такая конструкция является повествованием, вопросом, в редких случаях – побуждением. («Я вчера ходил в кино со своей девушкой.»).

Восклицательные

Данные типы предложений по эмоциональной окраске наоборот выражают чувства, передают эмоции. Они произносятся особенным тоном, нередко громким голосом. В большинстве случаев подобные виды предложений по интонации применяются во фразах, побуждающих к чему-либо. («Езжай медленно, на дороге гололедица!»).

Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?

Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.


Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:

  • Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).
  • Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).
  • Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).
  • Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).
  • Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками — вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).
  • Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).

Когда типы высказывания предложения бывают особенно эмоциональными, то можно ставить сразу несколько восклицательных знаков. («Осторожно, впереди обрыв!!!»).

В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).

Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели. Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи.