Болезни Военный билет Призыв

Интересные конспекты занятий по развитию речи. Занятия по развитию речи дома. Этапы развития речи дошкольника

Конспект занятия по речевому развитию по теме
«Весна пришла»

Воспитатель Хорольская О.Н

(подготовительная группа)

Цель:

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи:

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности,

творческих способностей, воображение.

Оборудование:

Предметные картинки (солнышко, ручей, проталина, травка, почки, насекомые, птицы), картины из серии «Птицы» (кукушка, соловей, грач, скворец, ласточка, дятел, снегирь), «Первоцветы» (подснежник, мать-и-мачеха, крокус, прострел, медуница, ветреница), кукла Снеговичок, аудиозаписи: П. Чайковский «Времена года. Весна», «Голоса птиц», картина «Ранняя весна».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. В это солнечное утро, я надеюсь, у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие. А поговорим мы сегодня о прекрасном времени года – о весне.

(Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Весна».)

2. Беседа.

Посмотрите, а у нас гость – Снеговичок. Ребята, он ни разу не видел весны. Расскажем ему, что же это такое?

Какая в наших краях весна? (Холодная и теплая, дождливая, солнечная, веселая и т.д.)

Весной хочется говорить только ласковые слова.

Игра «Скажи ласково».

Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка -…, дерево -…, лист -…, ручей - …, лужа - …, туча -…, трава -…. Молодцы!

А сейчас давайте отправимся в весеннее путешествие. На каком бы нам поехать транспорте, чтобы все хорошо рассмотреть? Ответы детей . Конечно же, на поезде.

Итак, отправляемся. И нашего гостя зовем с собой.

Пока мы едем с помощью язычка вспомним некоторые приметы весны.

Артикуляционная гимнастика:

солнышко пригревает все сильнее, на крышах домов вырастают длинные сосульки («иголочка»), всюду слышна звонкая весенняя капель (дэн-дэн-дэн), появились лужицы («блинчик»), лопаются почки на деревьях («лошадка»), птицы вьют гнезда («чашечка»).

Первая станция - «Хорошая погода».

Выйдем погулять. Нас встречает весеннее солнышко. А какое солнце весной? (Круглое, желтое, золотое, ласковое, теплое…)

Скажите, ребята, а кого солнышко весной разбудит? А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку.

Игра «Что за чем?»

Первая картинка - «солнышко».

Дети выкладывают на полу картинки: солнышко-проталина-травка- почки-насекомые-птицы . Дети составляют рассказ : Солнышко пригреет – снежок растает - побегут ручьи - появятся первые проталины - вырастет молодая травка - набухнут почки – появятся насекомые – прилетят птицы.

Вы хорошо справились, молодцы! А ты, Снеговичок, всё запомнил?

Весной природа пробуждается от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Правильно, умываетесь. Земля, растения, травка тоже хотят умыться. Но как? Они ждут теплого весеннего дождя. Он все вымоет и напоит всех.

Пальчиковая игра «Дождик» :

Кап-кап, кап-кап,

Кто по улице идет?

Кап-кап, кап-кап,

Эту песенку поет?

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Умываются сады,

Улыбаются цветы.

Будем рады я и ты.

Спрячемся от дождика в вагончиках. Поехали дальше.

Следующая станция - «Лесная».

Мы, ребята, попали в весенний лес. А какие деревья растут в лесу? Дети перечисляют. На одной ножке покрутись и в любое дерево превратись.

Дети выполняют задание.

Я вижу стройные березки, могучие дубы, аккуратные елочки. Милые деревья, почувствуйте, как ласково греет солнышко, как вы просыпаетесь после долгой зимы, набираетесь весенних соков из матушки-земли, на ваших веточках набухают почки и появляются первые нежные листочки и молодые хвоинки. Чему вы порадовались? Что вы почувствовали? Ответы детей.

На одной ножке покрутись и в себя ты превратись.

А вот и первые цветы! (На доске – картинки с изображением первоцветов.) Назовите их. Ответы детей.

Дыхательная гимнастика:

Давайте с вами вдохнем аромат этих цветов. Посмотрите, как я это сделаю. Медленно вдохнуть воздух через нос, задержать дыхание, и на выдохе скажем: «Как вкусно пахнут цветы». (Повторить еще раз.)

Ребята, закройте глаза, прислушайтесь, что это за звуки? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц».)

В лес прилетело много птиц. Как мы называем птиц, вернувшихся обратно из теплых краев? Ответы детей. Выберите картинки с изображением перелетных птиц.

Дети выбирают картинки – грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей и объясняют свой выбор.

Сколько гнезд появилось! Давайте посчитаем.

Игра «Посчитай».

Одно – гнездо, два – гнезда, три – гнезда, четыре – гнезда, пять – гнезд.

Почему люди любят птиц? Как мы можем помочь птицам весной? Ответы детей.

А почему же не видно животных? Все они очень заняты. Как вы думаете, чем? Ответы детей.

Возвращаемся в город, садимся в поезд.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Давайте поиграем со словом «весенний»: например, месяц (какой?) весенний, день -…, солнце…, лучи-…, небо-…, ручьи-…, погода-…, дождь-…, цветы-…

Следующая станция «Детский сад».

Усаживайтесь на стульчики. Давайте расскажем о том, как все изменилось весной в городе.

Беседа по картине «Ранняя весна».

Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

Что вы можете рассказать о деревьях, птицах?

Кого вы видите на картине? Куда пришли дети, чем они занимаются?

Какое настроение у детей?

Какое у вас вызывает настроение эта картина?

Заключение .

О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались, где побывали?

Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Я думаю, наш гость Снеговичок доволен, он теперь знает, какое прекрасное время года – весна. А он для вас приготовил небольшой сюрприз – цветные льдинки – напоминание о его любимой зиме, но они такие яркие, как будто их раскрасила своими красками весна. Угощайтесь. А с нашим гостем мы прощаемся до будущей зимы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

    База практики: МДОУ «Детский сад № 2»

    Дата проведения: 02.12.2015.

    Воспитатель-практикант Гусарова Надежда Николаевна

    Возрастная группа: старшая

    Программа: «Радуга»

    Тип НОД: комплексное

    Направление: познавательное развитие, речевое развитие

    Тема: «Виды транспорта»

    Программное содержание:

Образовательные задачи:

    познакомить детей с разнообразием видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения;

    формировать понятия: наземный, воздушный, водный транспорт.

Речевые задачи:

    развивать монологическую речь;

    развивать умение отстаивать свою точку зрения;

    развивать умение рассуждать.

Развивающие задачи:

    развивать мыслительную и речевую активность детей, используя технологию наглядного моделирования;

    показать детям значимость использования транспорта для облегчения жизни человека;

    развивать интерес к художественному слову в процессе чтения стихов, загадок.

Воспитательные задачи:

    воспитывать организованность, умение действовать в коллективе;

    закреплять назначение цветов светофора, учить детей безопасным правилам жизни.

    Оборудование:

Демонстрационное: картинки с изображением различных видов транспорта:

Раздаточное: модели для раскрашивания на каждого ребенка, цветные карандаши на каждого ребенка

    Организация детей: на стульях напротив мольберта; за рабочими столами.

    Предварительная работа:

    Список используемой литературы:

Структура деятельности (технологическая карта)

I. Вводная часть:

1. Организационный момент

2. Постановка цели : Чтение стихотворения «Шуршат по дорогам веселые шины»

2 мин.

0,5

1,5

Словесный метод

Приветствует детей.

Читает стихотворение.

Ставит цель занятия.

Дети стоят врассыпную на ковре

Здороваются с воспитателем

Дети занимают свои места

Слушают, отвечают на вопросы

II . Основная часть:

1. Вступительная беседа

2. Беседа по новой теме, загадки

3. Динамическая пауза – игра «Красный, желтый, зеленый».

4. Физкультминутка

5. Продуктивная деятельность, раскрашивание моделей транспорта

3 мин.

6 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

Художественное слово

Наглядный

Демонстрация картинок

Словесный

Игровой

Практический

Отвечают на вопросы

Дети повторяют хором за воспитателем

Дети играют в игру предложенную воспитателем

Дети повторяют действия воспитателя

Рисуют, раскрашивают

III . Заключительная часть:

1. Подведение итогов.

2 мин

Словесный

Анализ

Отвечают на вопросы

IV. Рефлексия

1 мин.

Словесный

Отвечают на вопросы

Ход деятельности

Название этапа и его содержание

Ответы

детей

I . Вводная часть:

1. Организационный момент :

Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Владимировна, сегодня я с вами проведу занятие. А теперь, я предлагаю вам занять свои места.

2. Постановка цели. Чтение стихотворения «Шуршат по дорогам веселые шины»:

Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове - важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!

II .Основная часть:

1. Вступительная беседа:

На стенде перед детьми предметные картинки с изображением различных видов транспорта.

Ребята, посмотрите на эти картинки, назовите, что вы видите.

Как можно, одним словом назвать все эти картинки?

2. Беседа по новой теме, загадки:

Вы видите, что на доске некоторые картинки перевёрнуты, там тоже изображены транспортные средства, какие вы узнаете, если отгадаете мои загадки:

1. Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

Как вы догадались?

Посмотрите внимательно на автобус, автомобиль и поезд.

Что в них общего?

А зачем им колёса?

А где передвигается автомобиль, автобус и поезд?

Ребята, а как называется транспорт, который передвигается по земле? ( Наземный )

(если дети не называют, воспитатель называет сам, а затем повторяет с детьми хором )

Повторяем хором и индивидуально.

Назовите еще наземный транспорт.

Ребята, послушайте еще одну загадку.

2. Что за птица:

песен не поёт,

гнезда не вьёт,

людей и груз везёт.

Как вы догадались?

Где передвигается самолёт?

Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воздуху? (Воздушный ).

Назовите ещё воздушный транспорт.

Следующая загадка:

3. По волнам дворец плывет,

на себе людей везет.

Почему вы так думаете?

А где передвигается корабль, лодка?

Значит, как можно назвать весь этот транспорт? (Водный).

Правильно, давайте повторим хором.

Назовите ещё водный транспорт.

Давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Мы с вами хотим посетить столицу нашей Родины. Как она называется?

На чём мы можем добраться до Москвы? (Дети выбирают транспортное средство ).

Значит, на каком транспорте нам удобнее всего добраться до Москвы, назовите этот транспорт одним словом.

А теперь давайте подумаем, на чем мы могли бы с вами отправимся в более далекое путешествие. Предложите куда? (ответы детей, если дети не отвечают предлагаю, а в Африку мы сможем отправится в путешествие )

Как мы можем туда добраться? На чём?

А почему на самолете?

Какой это вид транспорта?

Ребята, наше путешествие подходит к концу и нам необходимо из (Африки ) вернуться домой по океану. На чём мы будем добираться, как вы думаете?

Какой это вид транспорта?

Вот мы и вернулись из путешествия.

Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали о транспорте? Каким он бывает?

По какому признаку мы сегодня разделили весь транспорт на три группы?

А сейчас мы с вами поиграем, чтобы проверить, как вы запомнили эти виды транспорта.

Все и водители, и пешеходы должны знать, что обозначают цвета светофора. А вы их знаете?

3. Динамическая пауза – игра «Красный, желтый, зеленый»:

Красный цвет: дети стоят на месте.

Желтый цвет : хлопают в ладоши.

Зеленый цвет : двигаются по группе.

4. Физкультминутка:

А вместе с пилотами полетаем.

Руки в стороны в полет, отправляем самолет.

Левое крыло вперед, правое крыло вперед,

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет.

5. Продуктивная деятельность, раскрашивание моделей транспорта

Давайте сядем на свои стульчики и отдохнём. Вы сегодня узнали, что транспорт можно разделить на три группы, в зависимости от того, где он передвигается. А теперь давайте вспомним, для чего нужен транспорт?

Если на транспорте перевозят грузы, какой это транспорт?

А если транспорт перевозит пассажиров, то это какой?

Ребята сейчас мы разделимся на три группы и будем разукрашивать водный транспорт, наземный и воздушный (раздаю каждому ребенку модели для раскрашивания)

автобус, корабль, теплоход, автомобиль, велосипед, вертолет, поезд, самолет, мотоцикл, трактор

транспорт

    Автобус

Колёса

Чтобы передвигаться, ехать.

По земле

Автомобиль, мотоцикл, трактор, велосипед, поезд

    Самолёт

Потому что самолёт похож на птицу, он летает, но он не вьёт гнезда, а перевозит людей и грузы.

По воздуху.

Самолет, вертолет, ракета

    Корабль

По воде.

Теплоход, корабль, лодка, подводная лодка

Москва.

На наземном.

Самолет

Самый быстрый

Воздушный

На корабле.

Водный транспорт

Транспорт бывает наземный, воздушный, водный.

По способу передвижения .

Дети выполняют движения в соответствии с цветом кружка, который показывает воспитатель.

Перевозить грузы и пассажиров.

Грузовой. Пассажирский.

III . Заключительная часть:

1.Подведение итогов:

Что нового вы узнали?

Какой бывает транспорт?

Наземный, воздушный, водный

IV . Рефлексия:

Ребята, вам понравилось занятие?

Вы молодцы! Я горжусь вами!

Ребенок овладевает речью постепенно, начиная с самого рождения. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), не допускать хронических насморков, следить за здоровьем органов слуха.

Уже до года вы можете слышать от ребенка первые "пап" и "мама". К трем годам, как правило, ребенок уже начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не сюсюкайте, ребенок должен научиться говорить правильно. Не говорите с ребенком громко или слишком быстро.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть:

нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков.

Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) - недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость - мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

В данном разделе сайта Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет (а возможно и старше, если ребенок и к школе плохо говорит). Первые занятия с ребенком - пальчиковые игры, ведь мелкая моторика очень влияет на развитие речевых способностей. Далее - стихи, поговорки, чтение книг. Статьи помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит.

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал".

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит "чувство баланса": говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Занятия по развитию речи

Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям — как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер — общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка" и т.д.), части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза" и т.д.), одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка" и т.д.), дом и квартира ("дом", "дверь", "замок", "лестница", "комната" и т.д.), мебель ("стол", "стул", "диван", "кровать" и т.д.), овощи и фрукты ("капуста", "картошка", "морковка", "апельсин", "банан", "яблоко" и т.д.), домашние животные и их детеныши ("корова/теленок", "лошадь/жеребенок", "свинья/поросенок" и т.д.), дикие животные ("волк", "лиса", "заяц" и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка ("идет", "сидит", "стоит", "бежит", "прыгает" и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди ("читает", "пишет", "стирает" и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов ("желтый", "красный", "синий", "зеленый" и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний ("сладкий", "соленый", "холодный", "горячий", "больно", "вкусно" и т.д.), названия некоторых понятий ("большой", "маленький"; "много", "мало" и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, "Покажи нужную картинку!", "Послушай загадку, покажи отгадку!", "Найди предмет по цвету" и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: "На морковку", "Дай пить", "Маша бай-бай", "Даня куп-куп", "Мишка топ-топ", "Где мама?", "Кто там?", "Вот большой дом", "Что это?", "Это красная машинка", "Это большой кубик" и т.д. Помните, что развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.


Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!

Петушок, петушок...
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко...
(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: "топ-топ" — идет, "кач-кач" — качается на качелях, "ам-ам" — ест, "куп-куп" — купается, "бух" — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести "Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

Елена Янушко специалист по раннему развитию

Обсуждение

Главное - это разговаривать со своим ребенком часто, причем разговаривать правильно (не сюсюкаться и не коверкать слова), а также можно включать обучающие видеозанятия (мы, например, постоянно смотрели видео Логошкола Дома)

Комментировать статью "Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься"

Группа Раннего МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ для детей от 2 х лет. ГБОУ ДО ЦДТ " Строгино " В составе Ансамбль Гусляров Веселый Перезвон (Победителя Международных Дополнительная информация и запись на занятия по телефону 8-916-435-26-02 Анастасия Андреевна Кубарева.

В новом году для детей я придумала ещё больше развлечений и образовательных программ, на этих 2 -х часовых занятиях ваш ребенок получит знания в таких направлениях как: математика, развитие речи, окружающий мир, разовьет свои сенсорные навыки...

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Всего семь книжек: " Развитие цветовосприятия у детей от 1 года до 2 лет", " Развитие мелкой моторики рук для детей от 1 года до 3 лет ", "Подвижные...

Если ребенку 3 года,а развитие на 1,5 лет как с ним заниматься? Скачала с интернета развитие ребенка на наш возраст и на по-младше и сравнивала,что умеет делать,а что нет. Ну и найдите дефектолога для сопровождения ваших занятиЙ и консультаций.

Обсуждение

Сама была так же озабочена. Скачала с интернета развитие ребенка на наш возраст и на по-младше и сравнивала,что умеет делать,а что нет. Допустим: ребенок к 4годам умеет: Назвать свое имя,фамилию,возраст,город где живет и так.далее. И увидите на какой возраст ребенок развит. Дома сами,с помощью спец. догоните.У нас при возрасте 3,9г. было четко 3года,хотя должно было быть уже больше на 4г.

Дома сами определитесь, что ребенок понимает, к каким развивашкам готов, с чем играет, как. Если в ДР-поспрашивайте у персонала. Нанизывалки, крупные кубики, мячик, а там и сами сообразите, успехов!

ОТКРЫВАЕМ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ от 1 года до 5 лет. адрес Москва, ул.Новосибирская, д.11 вопросы и запись по телефону Цвет, форма, размер,окружающий мир, развитие речи, развитие математических представлений.... 2. Для деток 2 - 3 лет ритмопластика.

Детские центры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева Оплата за месяц за 16 занятий по 30 минут 2200 рублей. Занятия проходят в отрезке с У нас проводятся занятия " Вместе с мамой " для детей от 1 года до 3 лет по методике...

Обсуждение

Некоммерческий Детско-родительский клуб "Добрая Мама" в Бирюлево -
Это пространство (как реальное, так и виртульное:)), где дети, мальчишки и девчонки, а также их родители, свободно общаются в дружеской обстановке на общие для нас всех темы, где дети знакомятся, играют, учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, а все мы вместе также принимаем участие в каких-то добрых делах.
Нам кажется, что именно на собственном примере мы можем научить ребенка, что значит быть добрым, отзывчивым, делиться тем, что у тебя есть, с другими.

Наше доброе меню:
"Добрая барахолка" (благотворительная ярмарка-обмен игрушек, одежды),
"Вкусный ужин" (вместе готовим еду для бедных людей)
"Праздник к нам приходит" - вместе с детьми готовим подарки на Рождество для пожилых людей, проживающих в домах престарелых

Пожалуйста, присоединяйтесь! будем очень рады!
Проект некоммерческий, а добровольческий, за вход плата - улыбка:)

звоните, пишите, будем вместе творить! Здоровья вам и вашим деткам!

тел.8903 976 9086 Алена

28.11.2016 15:12:51, Алена "Добрая мама"

Дорогие друзья! Приглашаем Вас в новую студию творческого развития "Ритм" для детей и взрослых! г. Москва, Лебедянская ул., 38 Телефон: +7 936 777 936 0
ritm-studio.ru

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Раздел: Развитие, обучение (конспекты занятий с детьми 1- 2 года колдиной).

Конспект занятия по развитию речи: Пересказ рассказа Л. Белоусовой «История одного шкафа» (с опорой на схематичные рисунки) в старшей логопедической группе.

  • обучение детей связному последовательному пересказу текста

Коррекционно – образовательные задачи:

  • Продолжать учить детей связно, полно, логично и непрерывно пересказывать текст, используя в качестве плана высказывания схематичные рисунки, отражающие последовательность событий.
  • Учить детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительных).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, внимание, память.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, культуру речевого общения.

Оборудование и материалы:

  • Схематичные рисунки, отражающие последовательность событий, книга Л. Белоусовой «Научиться пересказывать? Это просто!» (рассказ «История одного шкафа»), компьютер, монитор, разрезные картинки, с изображением шкафа, мяч.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы:
  • С. Маршак «Откуда стол пришел?», Н. Нищева «Наша квартира», А.Барто. Хромая табуретка, К.Нефедов. Диван. Мне однажды сон приснился.
  • К.Ушинский. Стол и стул.
  • Просмотр презентаций по теме «Мебель».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно назовет предмет мебели.

Игра с мячом «Назови предмет мебели».

2. Игры – презентации:

Игра «Четвертый лишний». (анимация настроена «по щелчку», лишний предмет исчезает.)

  • Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.
  • Стол, шкаф, кресло, пианино, диван

Игра « Скажи наоборот».

  • Шкаф высокий, а тумбочка…. .
  • Шкаф большой, а полка…. .
  • Диван мягкий, а табурет…. .
  • Кресло мягкое, а стол….

Игра «Один-много»

Образование множественного числа существительных. (после исчезновения одного предмета мебели автоматически появляются четыре картинки, с изображением того же предмета мебели.)

  • Диван – диваны;
  • Стол – столы;
  • Кресло – кресла;
  • Кровать – кровати;
  • Шкаф – шкафы.

Сегодня мы будем пересказывать интересный рассказ. А о чем вы узнаете, составив картинку из частей. А сейчас мы подготовим пальчики к работе.

3. Пальчиковая игра «Мебель»

Это стул – на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол – за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)

Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)

В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)

На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)

4. Игра «Составь картинку» (разрезные картинки)

Дети, что у вас получилось?….(шкаф)

Сейчас я прочитаю вам рассказ, который называется «История одного шкафа»

5. Чтение рассказа с опорой на схематичные рисунки .

Воспитатель читает текст и выставляет схематичные рисунки.

6. Вопросы по содержанию:

Что сделал мастер- столяр?

Какие друзья-инструменты помогли сделать большой и красивый шкаф?

Кто купил этот шкаф?

Понравился ли детям новый шкаф?

Что стали дети делать в шкафу?

Полюбил ли шкаф детей?

Что он делал, когда дети приходили?

Когда дети выросли, что стало со шкафом?

Куда поставили шкаф и что в нем хранили, когда он состарился?

Что делали Саша и Маша, когда стали взрослыми?

7. Физминутка «Уборка»

(под музыку выполняются упражнения, имитирующие уборку)

Надели фартучки;

Закатали рукава;

Приготовились, взяли тряпочки;

Повернулись;

Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках);

Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз);

Вешаем одежду в шкаф;

Устали, вытираем лоб;

Снимаем фартук, раскатываем рукава;

Похлопаем себе.

8. Повторное чтение текста воспитателем с установкой на запоминание.

9. Пересказ текста по рисункам (по цепочке).

(Каждый ребёнок по очереди рассказывает по одному из рисунков, в конце 1-2 ребенка рассказывают рассказ полностью.)

10. Анализ детских рассказов.

11. Итог.

Ребята, вам понравилось занятие? Чему мы сегодня научились? Что узнали интересного?

Алексютина А.И.,
воспитатель