Болезни Военный билет Призыв

Интересные факты об индейцах. Интересные факты. В период колонизации

23 факта об индейцах

1. Индейцы племени тараумара считают, что их создал бог из чистой глины, а белых людей создал дьявол из смеси глины с золой, и потому рай для белых - это ад для тараумара.

2. Валлийский принц Мадог ап Оуайн Гвинед, согласно легендам, в 1170 году плавал в Новый Свет и встречался с индейскими племенами.

3. Среди предков Джонни Деппа, Квентина Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака Норриса были индейцы племени чероки.

4. Пирамиды-святилища Тукуме имеют природное происхождение.

5. Принцесса Анджелина зарабатывала на жизнь стиркой белья и плетением корзин.

6. В финале каждого представления драмы «Рабиналь-ачи» индейцы майя убивали одного из актёров на жертвеннике.

7. Католик Сиэтл в своей знаменитой речи ссылался на авторитет индейских богов.

8. Жители Таос-Пуэбло до сих пор проживают в многоэтажных глинобитных крепостях, построенных около 1000 лет тому назад.

9. Ряд действующих решений Верховного суда США предполагают, что правом на землю обладает правительство «открывшей» её страны, а не местное население.

10. Коренные жители Патагонии в торговле нередко использовали валлийский язык.

11. Охранники, захороненные вместе с жившим 1800 назад правителем Сипана, подверглись ампутации ног, чтобы не сбежали из могилы.

12. Индеец, поднявший флаг США на Иводзиме, скончался из-за алкоголизма.

13 В народе квакиутль член племени, беря в долг у другого индейца, может оставить в залог своё имя. Пока долг не будет возвращён к должнику нельзя обращаться по-имени.

14. У десантников Армии США существует традиция выкрикивать имя Джеронимо (вождя апачей) в момент прыжка с парашютом.

15. Немецкий принц Максимилиан и художник Карл Бодмер в 1832-1834 годах совершили путешествие вверх по Миссури и провели лето в племени черноногих.

16. Исследования Л. Морганом матриархата у ирокезов стали важным звеном при создании марксистской концепции эволюционизма.

17. Индейцы Чероки так же были рабовладельцами (крупнейшими среди индейцев) и на их территории нередко происходили восстания, крупнейшее из которых произошло в 1842 году.

18. Индейцы-пауни, служившие скаутами в армии США, часто надевали американские мундиры и шляпы, чтобы спровоцировать нападение на себя враждебных сиу, шайеннов, арапахо или каких-то других индейцев.

19. Так как те предпочитали избегать сражений со скаутами-пауни, которые были вооружены револьверами и многозарядными ружьями, но не боялись атаковать такое же количество американских кавалеристов.

20. У команчей существовала традиция, по которой они, после каждого набега, наряжались в трофейную одежду. Нередко ей оказывались женские корсеты, котелки, фраки, цилиндры и т.п., что сильно контрастировало с боевым раскрасом и вооружением воинов команчей.

21. У некоторых групп «краснокожих» цвет кожи может иметь голубоватый оттенок.

22. 99% индейцев имеют первую группу крови (80% у индейцев Северной Америки) и положительный резус-фактор.

23. У некоторых индейских народов (салиши, чинуки, кутанаи на западе и чокто и билокси на востоке) существовала практика - уплощение головы (англ.). Такая же практика существовала в Древнем Египте.

Коренные жители современной территории США, а также территория Гавайев и Аляски, представляют собой остатки племен и этнических групп, некоторые из которых проживают на своих суверенных территориях резервациях, где действуют свои законы. Индейцы или коренные жители США часто называют себя просто индейцами или Indians, а молодое поколение часто использует слово уроженец или Natives. Термин индейцы был принят в среде белых колонистов, термин был единым для прессы и научных групп, исследовавших коренное население Северной Америки, однако коренные жители Аляски и Гавайских островов могут назвать себя иначе, например коренными гавайцами или коренными жителями Аляски, в пример можно привести инуитов, юпик и алеутов, уроженцы из Канады называются первыми нациями.

Переселение европейцев на территорию современных Соединённых штатов началось с 15 века, с этого времени стартовал конфликт интересов между колонизаторами и коренными жителями, которые являлись собирателями-охотниками и сохраняли свои традиции в устной форме, с этого времени начали появляться первые письменные подтверждения существования американских индейцев. Индейцы являлись полной противоположностью европейским пришельцам с их христианскими, культурными, социальными и промышленными традициями.

Последняя перепись населения в США показывает наличие 5 миллионов индейцев или 1,6% от всего населения страны, в доколумбовую эпоху на территории Северной Америки проживало по разным данным от 1 до 18 миллионов индейцев.

До прихода европейцев американские индейцы были распространены по всему континенту, на юго-западе США жили индейцы пуэбло, занимались охотой и земледелием, достигли относительного прогресса в постройках зданий, мелкими группами жили апачи, на востоке США находились племена ирокезов, занимались также земледелием, охотой рыбалкой, были самыми воинственными племенами индейцев. Индейские племена проживавшие на побережья отдавали предпочтение ловле рыбы, во внутренних регионах занимались скотоводством и земледелием.

Племена отличались ремесленничеством, ткали ткани, овладели керамикой, в но в целом их быт был примитивен, они даже не знали что такое колесо. Нельзя сказать, что племена уживались между собой мирно, но еще большие горести принесли с собой европейцы, что вылилось в кровопролитную войну и смертельные болезни, от которых у индейцев не было иммунитета.

Культура, семьи и религия

В разных индейских племенах были свои главные гендерные роли, в одних скорее правили мужчины, в других женщины.

Индейская религия до сих практикуется со всеми обрядами и церемониями. Традиционная практика некоторых племен включают использование священных трав, таких как табак или шалфей. Главным религиозным органом современных индейцев является Церковь коренных американцев, это синкретическое церковь, включающая в себя элементы духовной практики разных племен, а также символические элементы из христианства.

Первые европейские переселенцы считали, что имеют полное моральное право отнимать земли, на которых располагалась индейцы и применять силу, считали индейцев дикарями и не воспринимали всерьез многовековой уклад жизни местного населения. Междоусобные войны между колонизаторами и впоследствии американской армией с индейцами проходили до начала 20 века.

На территории современных штатов Пенсильвания и Нью -Йорк племена ирокезов торговали с европейцами, в 1570 году ими была организована лига ирокезов и позже воевали на стороне Великобритании против Франции с 1754 по 1763 годы.

Первое значительно сопротивлением европейцам оказали ирокезы, когда они объединили ближайшие племена в битве 1675 года против армии Новой Англии, однако поиграли сражение.

Во время войны за независимость США одни ирокезы воевали за американцев, другие за британцев, третьи держали нейтральную позицию, но в любом случае в это войне они стали проигравшей стороной. Большую победу американцы одержали над ирокезами в 1794 году, по заключённому договору ирокезы должны были покинуть свои территории. К концу 18 века европейцы начали переселяться на запад, вырубая леса и выгоняя индейцев с их территорий.

В 19 веке правительство США приняло доктрину индейцев, согласно которой те индейцы, которые не смогли ассимилировать должны переселиться с восточных территорий на запад, а именно на западный берег реки Миссисипи. Были выселены 5 основных племен, в том числе чероки, которые даже приняли свою конституцию на подобие американской, многие племена на тот момент хозяйничали на больших территориях, имели свои фермы, хозяйства, кирпичные дома, но все равно вынуждены были покинуть свои обжитые угодья.

На территориях Великих равнин проживали свои племена, они занимались земледелием и охотились на бизонов, белые и тут вытеснили их, отняв право на охоту на бизонов. В те годы в некоторых штатах даже имелось материальное вознаграждение за каждого убитого индейца, вернее за его скальп, вознаграждение зависело от штата и колебалось от 25 центов до 5 долларов.

В 1871 году американцы забыли о соглашениях с индейцами и приняли решение разрешить индейцам жить только на территории специально созданных резерваций. В конце 19 века несколько военных стычек между армией США и индейцами показали, что индейцы больше не смогут жить как в старые времена в своих прериях.

Новые резервации не были раем для индейцев, правительство хоть и выделяло им продукты питания, однако их нахватало, запрещена была индейская религия, детей забирали в школы интернаты, от болезней и лишений количество индейцев с каждым годом заметно уменьшалось. В 1887 году был принят закон о распределении земель среди индейцев, по которому каждому выделялось по 160 акров, но такие земли в большинстве случаев не могли использоваться для сельского хозяйства, освободившиеся плодородные земли индейцев были распроданы правительством белому населению.

В начале 20 века индейцы были провозглашены гражданами США, в 1928 году был выбран вице президент США и сенатор от штата Канзас с 1907 по 1913 год Чарлз Кёртис, который был на четверть индейцем. В 1934 году был принят закон против политики отбора земель у индейцев и преследования их религии и культуры, в 1946 году была учреждена специальная комиссия, которая рассматривала жалобы индейцев.

С этого времени некоторые из них даже получили материальную компенсацию в виде возмещения убытков от потери собственности ранее.

В 1973 году произошёл большой скандал, когда активисты движения американских индейцев захватили поселение Вундед-Ни, требуя возвращения земель, ранее у них отобранных незаконно. Годом ранее движение организовало марш протеста в Вашингтоне в пользу защиты прав. В 1972 году племена из штата Мэн подали иск на возращение им 5 миллионов гектаров земель, которые составляли большую часть штата по своей территории и многомиллиардной компенсации, только в 1980 году после тяжбы с правительством они все же получили 81,5 миллиона долларов, позже еще и племя в Южной Дакоте выиграло иск на 122,5 миллиона долларов.

Сегодня наибольшие по численности племена проживают в штате Калифорния это около 740000 человек, Оклахома 415000 и Аризона 366000 тысяч. Наибольшее сохранившееся пламя чероки 310000, далее идет племя навахо 280000 тысяч, сиу 115000 и чиппева 113000. Всего сейчас в США можно насчитать 565 племен.

Некоторые племена сегодня создали вое правительство, конституцию, могут выдавать лицензии и регулируют все аспекты деятельности на своих территориях, имеются свои правоохранительные органы и народные суды. По своим юридическим правам индейские резервации не уступают отдельным штатам.

Игровой бизнес

Огромную материальную поддержку племена получили за счет разрешения на игровую деятельность, индейские резервации получают большую прибыль от деятельности казино на их территориях, однако некоторые племена отказались от игрального бизнеса, посчитав, что это разрушает их культуру изнутри, отмену акциза на табак и алкоголь. Только 40% племен получивших разрешение на игровую деятельность приводят ее.

Проблемы индейцев

Безработица среди индейцев может достигать 90%, 54% индейских детей не могут закончить среднюю школу. Отметим отсутствие доступа к капиталу, полное отсутствие образования, технических навыков, средств развития своих навыков. Резервации не могут похвастаться природными ресурсами и своим расположением, они как правило сильно удалены, что не позволяет создать эффективную транспортную систему, транспортировка грузов не рентабельна. Бюро по делам индейцев является некомпетентной, коррумпированной. Власть в каждом племени коррумпирована и нестабильна, что не создает инвестиционной привлекательности.

Племена доказавшие что, они потеряли во времена притеснений материальное имущество и земли претендуют на государственную поддержку.

В резервациях сейчас проживает треть всех индейцев США, а площадь таких территорий достигает 2% от территории США.

Тем не менее индейцы самая бедная и несчастная часть американского этноса, безработица среди индейцев в пять раз выше чем в среднем по стране, сравните безработица среди афроамериканцев в два раза выше средней. Четверть всех индейцев США живут за чертой бедности, они страдают заболеваниями и социальными пороками в разы чаще чем средне статистический житель США. Среди индейцев высокая рождаемость, средний возраст индейца — 29,7 года, среднестатистического американца 36,8 лет. Индейцы пользуются особенными льготами от правительства, например среднее и высшее образование для них всегда бесплатное, однако сами индейцы учиться не желают, количество людей с высшим образованием среди них значительно ниже средних значений по стране.

Индейцы Америки начали забывать свои языки, только 21% из них говорит на своем родном языке, что правда не удивительно для такой страны как США, когда переселенцы уже во втором поколении не могут сказать ни слова на языке своих родителей.

Тем не менее сейчас индейцев можно увидеть во всех слоях общества и экономики, среди них есть видные политики, журналисты, экономисты, деятели науки, программисты, киноактёры, медики и тому подобное.

Сегодня индейцы продолжают мигрировать в городские районы, 70% коренных американцев проживают в городах и пригородах, особенно много их в Миннеаполисе, Денвере, Альбукерке, Финикс, Тусон, Чикаго, Оклахома-Сити, Хьюстон, Нью-Йорке и Рапид-Сити. Такие проблемы как расизм, безработица, наркотики и банды не обошли индейцев.

Музыка и искусство

Индейская музыка довольно примитивна, она может включать барабанный бой, различные погремушки, флейты и свистки из дерева или тростника, правда можно выделить некоторых индейцев, которые засветились в популярной эстрадной музыке в США в том числе Рита Кулидж, Уэйн Ньютон, Джин Кларк, Баффи Сент-Мари, Блэкфут, Тори Амос, можно отметить, что Элвис Пресли имел индейские корни. Ежегодно в Нью-Мексико и Альбукерке проходят фестивали индейской музыки, как правило это барабанная музыка.

Индейские племена очень искусны в керамике, картинах, ювелирных изделиях, плетении, скульптуре и резьбе по дереву.

В 1990 году был принят закон, согласно которому в США запрещается идентифицировать произведения искусства с индейской культурой если автор не является индейцем, что получило неоднозначную реакцию в обществе и даже трудности для индейских художников и мастеров.

Назад в раздел

Индейцы - описание коренного населения Америки

Индейцы — это общее название, которое было дано коренному населению Северной Америки. Исключением являются только алеуты и эскимосы. Возникновение данного названия берет свое начало в ошибочном представлении первых гостей из Европы, таких как Христофор Колумб и прочие. Они считали, что континент, который они обнаружили, является Индией, а не Америкой.

Согласно своему антропологическому типу, индейцы относятся к американоидной расе. В данный момент численность индейцев на обоих американских континентах превышает уже 75 миллионов человек с учетом тех индейцев, которые утратили свою принадлежность к какому либо племени. Стоит напомнить, что всего лишь в 60-х годах прошлого века эта цифра составляла 30 миллионов. Сейчас существует приблизительно 1000 различных индейских племен и народностей, и это число, несмотря на общий рост популяции индейцев, уменьшилось: в конце XV века различались примерно 2200 разных народностей, племен и видов.

Согласно данным многочисленных исследований, которые были проведены на эту тему, предки эскимосов и индейцев пришли на американскую землю из Азии и с Алтая. В древние времена на месте Берингова пролива был Берингийский мост, который представлял собой достаточно широкий перешеек, позволявший свободно мигрировать между континентами. Расселялись и осваивались на новой земле индейцы в течение многих тысяч лет. Сходство между индейскими племенами, живущими в Америке, а также чукчами и прочими народами, которые проживают на территории Евразии, достаточно заметное, и выражается это не только в стиле жизни, но и во многом другом. Например, ученым удалось установить, что ДНК коренных жителей Алтая и индейцев, живущих на совершенно другом континенте, несколько схожи благодаря присутствию в них уникальных мутаций.

До того, как на территории Америки началась колонизация, большая часть индейцев жили в племенах, в которых господствовал общинно-родовой строй. В некоторых племенах был матриархат, а в некоторых — патриархат, но строй сохранялся. На тот момент только лишь в Северной Америке было 400 племен, которые говорили на своих уникальных языках и диалектов и не имели никакой письменности. В 1825 в племени чероки благодаря его вождю, Секвойе, была создана слоговая азбука, а еще через два года появилась первая газета племени, которая называлась "Чероки Феникс".

Впрочем, не все племена были так образованы: у степных индейцев в ходу было пиктографическое письмо. Также в ходу был межплеменной жаргон, который использовался для торговли: он назывался "мобиле". Язык жестов тоже использовался индейцами. В роли денег выступали вампумы, которые представляют собой бусы из раковин моллюсков.

Ваш Vamvigvam

Американские индейцы

Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др., конца XV века), считавших открытые ими заатлантические земли Индией. По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. Общая приблизительная численность индейцев в Америке свыше 30 млн.

чел. (оценка на середину 1960-х гг.). Языковая дробность индейцев очень велика. Языки индейцев изучены неравномерно. Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у плёмен, живущих в отдаленных и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.), большинство же индейцев восприняло христианство: в Южной Америке главным образом католицизм, а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма.

Индеец в Северной Америке

Индейцы Северной Америки предстают как одна из самых удивительных народностей. Антропологи до сих пор спорят об их происхождении, выдвигая множество самых невероятных версий, приписывая первооткрывательство то народам Сибири, то скандинавам, то австралийским аборигенам. Самое интересное, что любая из этих теорий имеет полное право на бытие и вполне закрепляется теми или иными археологическими находками. Индейцы, а именно инки, считаются самой большой этнической общностью в мире, образовавшей когда-то собственное государство (тоже, кстати, самое крупное из существовавших на планете). Не смотря на значительное количество артефактов, оставленных древнеиндейскими цивилизациями, вопросов в этой области возникает куда больше чем ответов. Куда исчезли ацтеки и инки? Что осталось от великих искусств и знаний, которыми когда-то обладали индейцы майя? Кто перенял некогда великую культуру?

Согласно данным генетических исследований Мичиганского университета, предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из Северо-Восточной Азии через так называемый "Берингийский мост" — древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива, исчезнувший более 12 тыс. лет назад. Миграция продолжалась в промежутке между 70 тыс. лет до н.э. и 12 тыс. лет до н.э. и имела несколько независимых друг от друга волн. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общинно-родового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

Судьба всех индейских племен заслуживает отдельного разговора. Удивительно хотя бы то, что за почти 500 лет колонизации и жестокой борьбы за выживание, североамериканские индейцы все-таки сумели сберечь основные и самые важные обычаи своих предков. Конечно, далеко не все племена сохранились многочисленными до наших дней, тем не менее, союз индейцев Северной Америки все еще является одной из крупнейших организаций по защите коренных этнических групп. Только благодаря этой и подобным организациям стали возможны исследования индейской культуры и многочисленных обычаев: одно дело вести раскопки в мертвом городе, шаг за шагом разрывая себе путь к смутным догадкам, и совсем другое восстанавливать истинный ход событий, основываясь на живой культуре, пусть даже она и пережила множество изменений за прошедшие века.

Культурно-исторические области

К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей:

1. Арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты).

2. Северо-западное побережье Северной Америки — область специализированного рыболовства и морской охоты (хайда, тлинкиты, вакаши, салиши и др.).

3. В Калифорнии — область собирателей желудей, охотников и рыболовов.

4. Север Канады и внутренняя часть Аляски — область расселения алгонкинских и атапаскских племен, основной источник существования которых — охота на оленя-карибу и рыболовство.

5. В восточной части нынешней территории США жили племена осёдлых земледельцев (восточные алгонкины, ирокезы, мускоги).

6. После открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов (сиу-лакота, оседжи, манданы, арапахо, шайенны, пауни, каддо, вичита).

7. Юго-запад Северной Америки (современные штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) — область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения (пуэбло, пима); здесь же после колонизации возникла скотоводческая культура навахо, заимствовавших многое у соседних земледельческих племён.

8. Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и Анд. В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) и до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой (Древнее Перу); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, в Андах — картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельческие города-государства.

9. В тропических частях Южной Америки (бассейны Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же).

10. Много общего с культурой индейцев североамериканских степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья, ставшие в XVII-XVIII веках конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола).

11. На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли местные индейцы (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Колонизация

Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады. Так, в 1830 году, согласно Закону о переселении индейцев, принятому Конгрессом США, индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где основная их масса погибла от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США в Индейских войнах в период между 1775 и 1890 годами погибло 45000 индейцев. Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилось с 2 — 4 миллионов в период до начала масштабной европейской колонизации до 200 тысяч к началу XX в. Только на крайнем севере материка местные индейцы продолжают вести традиционную полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и сильно зависят от скупщиков пушнины. Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В Латинской Америке многие племена индейцев также были уничтожены (индейцы Вест-Индии, Уругвая, Аргентины). Лишь незначительная часть индейцев сохранила свой культурно-бытовой уклад (в глухих районах бассейна р. Амазонка). В целом ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и др.). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду с испанским (кечуа — в Перу, Боливии, Эквадоре, гуарани — в Парагвае, где он является вторым официальным языком).

Искусство

В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика, Гватемала, Гондурас, Панама, Колумбия, Перу, Боливия, Ацтеки, Инки, Майя, Миштеки, Ольмекская культура, Сапотеки, Тольтеки).

Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытно-общинного строя, было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии.

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (типи индейцев прерий Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д.; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные "длинные дома" в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.

Резьба по дереву, особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), встречается и у ряда южноамериканских племён. Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок. В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки индейецв прерий на типи, бубнах, щитах, шкурах бизонов). Самобытное искусство индейцев в ряде стран (США, Канада, Уругвай, Аргентина и др.) практически угасло; в других странах (Мексика, Боливия, Гватемала, Перу, Эквадор и др.) оно стало основой народного искусства колониального периода и нового времени.

Вклад индейцев в мировую цивилизацию

Народы мира восприняли от индейцев возделывание кукурузы, маиса, картофеля, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника (также был известен в Индии, но индийские виды сейчас намного менее распространены), табака, перца, фасоли, арахиса, агавы и других культур.

Распространение картофеля в Евразии значительно сократило голод (включая регионы, где погодные условия нестабильны или земледелие затруднено, в том числе Камчатка и Гималаи), в дальнейшем кукуруза помогла создать стабильную кормовую базу для скота.

Индейцы разводили домашних животных, из которых ныне широко распространены домашняя индейка и морская свинка. Среди других птиц, одомашненных индейцами — мускусная утка. Они приручали попугаев ара, использовали в качестве вьючных животных и для шерсти лам и альпака (ныне разводятся в первую очередь ради шерсти), а также разводили нескольких пород собак, некоторые из которых прекратили существование, тогда как другие продолжают культивироваться в разных странах.

Знаменитые индейцы

Уго Чавес

Эво Моралес

Сидящий Бык

Джеронимо

Капитан Джек

Неистовый Конь

Мэри Смит-Джонс

Джим Торп

Шифровальщики навахо

Монтесума

Куатемок

Если рассмотреть влияние индейцев на белых, можно только удивляться, как "дикари" могли так повлиять на своих противников. Белые перенимали у индейцев не только различные сельскохозяйственные культуры, военную тактику, но, самое главное, предметы одежды и обихода. Было ли что-нибудь подобное в европейских колониях Азии и Африки? Конечно, были люди, интересовавшиеся туземной культурой и в одежде подражавшие арабам или китайцам, но это были единицы, тогда как белых трапперов Дикого Запада часто было трудно отличить от индейцев. Значит, индейская эстетика оказалась во многом близкой белому человеку. Подобных примеров можно привести очень много.

Америка, штат Аризона, красные скалы, пустыня, кактусы, февраль, +28 С, пронзительно синее небо и ослепительно белое солнце, ни одного облачка. Такую погоду местные называют скучной, потому что каждый день одно и тоже… Я со своим другом Джоном еду на джипе на Белые Горы — священные земли племени Апачи, где расположены резервации. Каких-то 50 минут и мы из лета попали в зиму: кругом снег и сосны, как будто и не было никаких кактусов…

Как живут сегодняшние индейцы?

У меня, как и у большинства русских людей, видевших индейцев только в кино, было впечатление, что индейцы в резервациях живут в «вигвамах» (правильное название «типи») и ходят в кожаных одеждах с перьями. Каково же было моё разочарование, когда, попав впервые в резервации, я увидел полуразвалившиеся хижины типа тех, что в русских деревнях, покосившиеся заборы, ржавые автомобили, ухабистые дороги, покрытые хламом и старыми покрышками, и пьяных широколицых (вроде наших бурят) мужиков в джинсах и бейсболках, с бутылкой в руке… «Бог ты мой - подумал я – да прям как в русской деревне! Может это у нас в России одна большая резервация?» К счастью я побывал в разных резервациях и в общей сложности в четырёх племенах – Апачи, Хопи, Навахо и Зуни. И вот что я отметил: в тех племенах, где индейцы сумели сохранить свою коренную культурную традицию, духовность, не было проблем с пьянством. Спивались только там, где традиции были утрачены. Меня осенило! У нас в России та же ситуация - в деревнях народ спивается потому, что не сохранил традиций коренной, родовой культуры жизни на земле.

Резервации

Въехать на территорию большинства резерваций может каждый - сейчас там нет никаких заборов или ограждений, стоит только знак при въезде: «Земля Зуни», или «Земля Хопи». Но остаться в резервациях вы можете, только если там есть друзья. Индейцы не заводят случайных знакомств. Необходимо, чтобы тебя представил хороший друг, тогда ты попадаешь в свою семью. Меня с индейцами познакомил мой друг Джон. Он белый, но много лет работал в благотворительной организации на территории разных резерваций. Джон близко дружил с несколькими индейскими семьями. Меня индейцы сразу приняли за своего. Видимо, русский дух во мне был созвучен с индейским, и они это чувствовали. Чем ближе я знакомился с культурой и духовностью индейцев, тем больше ощущал глубину этой традиции, её близость с традициями наших предков славян.

В некоторых племенах до сих пор из уст в уста передаётся история о том, как их предки пришли из Сибири. Традиционные жилища у племён Хопи и Навахо – это шести- и восьмигранные срубы с отверстием для дыма в центре конусообразной крыши. Точно такие же традиционные дома у коренных жителей Алтая. Но большинство индейцев в резервациях всё-таки живёт не в традиционных жилищах, а в «караванах» - вагончиках, стационарно установленных на блоки, или в «бунгало» - дешёвых каркасных домиках.

Обычную американскую пищу в США, на мой взгляд, есть невозможно. В резервациях же приготовленная индейцами еда была очень вкусная и похожа на нашу. Недаром ставшая традиционной для россиян картошка пришла именно от индейцев. От них же к нам пришли помидоры, кукуруза, тыква и табак. Табак – это пример ошибочного использования традиционного продукта. Ведь индейцы курят табак только во время молитвы. Один индеец сказал мне, что если бы все курильщики молились, когда курят, мы жили бы в совершенно другом мире.

Интересно, что развевающийся флаг Соединённых Штатов на территории резерваций можно увидеть куда чаще, чем на остальной территории США. При этом законы США на землях резерваций не действуют. Поэтому в резервациях находят прибежище сбежавшие от правосудия США правонарушители, что значительно увеличивает там уровень преступности. По этой же причине там часто можно увидеть Казино, которые запрещены на большей части Америки. На территории каждого племени имеется своя полиция и действуют свои законы. Обычно в резервациях запрещается фотографировать. Но несколько фотоснимков я сделал, с разрешения индейцев.

Традиции

Как и у древних славян, практически вся обрядовая жизнь индейцев связана с солнечными и лунными циклами. Так, точки летнего и зимнего Солнцестояния, весеннего и осеннего Равноденствия в их традиции являются ключевыми и определяют весь ход их жизни. Согласно лунному циклу индейцы обычно проводят обряд «светлодч» («Sweat Lodge», или, на индейском, «нипи»). Они обижаются, если этот обряд кто-нибудь называет индейской баней. В «светлодче» не моются и не парятся, хотя там поддают водой на горячие камни, как в бане. В «светлодче» молятся. Индейцы молятся за родных, за друзей, за врагов, за свой народ и за всё человечество. У них не принято молиться только за себя. При этом в светлодче может быть такая высокая температура, что её можно выдержать только в состоянии молитвы. Это обряд внутреннего и внешнего очищения. Перед входом в светлодч необходимо очиститься через окуривание дымом полыни. Полынь для индейцев – одно из самых священных растений, запах которого изгоняет нечистое из жилища, из физического и тонкого тел человека.

Отношение к стихиям – земле, воде, огню и воздуху – у индейцев трепетное, как к живым сущностям. Например, бросить мусор в пламя домашнего очага считается недопустимым, пренебрежительным отношением к огню и к дому.

Индейцы народ немногословный. Только они могут выражаться так лаконично, глубоко и поэтично даже на английском языке. «Walk your talk» - говорят они (переводить не буду, потому что так красиво не получится). Или фраза «Смотри в сторону Солнца и ты не увидишь тени» поэтично отражает их мировоззрение.

Когда в резервациях Навахо в каньоне Дэ Шей мы с Джоном отправились к индейскому святилищу, скале Пауку, нашим проводником был 82-летний индеец Джонси. Джон что-то долго спрашивал индейца и после многозначительной паузы Джонси ответил коротко: «Да». Потом Джон опять задавал какие-то вопросы, и каждый раз индеец отвечал просто «Да» или «Нет». Других слов из его уст я не услышал. Джонси провёл нас к скале Пауку, где по легенде обитал Дух Женщины-Паука, научившей индейцев Навахо плести, ткать и шить одежду. Паук, как и паутина, у индейцев является положительным образом. Индейские амулеты «ловушки снов» («dream catcher») сделаны в виде паутины. Такой амулет вешается на окно и считается, что ночью он пропускает только хорошие энергии, а плохие ловит в свои сети, чтобы снились только хорошие сны. Такие «ловушки снов» теперь продаются в магазинах этнических сувениров и в России. Но должен вас огорчить: практически все они сделаны в Китае. Так же как и русские матрёшки, которых я видел в магазинах этнических сувениров в Аризоне. Издалека они похожи на матрёшки…

Особое отношение индейцев к земле

Они говорят: «земля не принадлежит нам, мы принадлежим земле». Глубокая ответственность за землю и за всю Землю – неотъемлемая часть их духовной культуры. Танцы индейцев являются не просто духовной практикой, позволяющей танцору общаться с Великим Духом («Wakan Tanka»), но ритуалом самопожертвования, искупающим грехи всего человечества и восстанавливающим связь человека и природы. В таком ритуале танцор танцует без остановки от заката до восхода солнца несколько ночей подряд, что требует невероятной силы духа и мужества. Если танцор упал, это плохой знак – будет ураган, засуха или другой катаклизм. Индейцы точно знают, что природа зависит от них так же, как и они от природы. Они верят, что мир до сих пор держится благодаря их танцам, и что все землетрясения, болезни и катаклизмы на Земле из-за того, что люди потеряли связь с Природой и насилуют её.

Вот как звучит молитва индейцев племени Оджибва:

«Прародитель,

Посмотри на нашу разбитость.

Мы знаем, что во всём Творении

Только семья людей сбилась со Священного Пути.

Мы знаем, что мы - те, кто разделился

И мы - те, кто должен вернуться,

Чтобы вместе идти по Священному Пути.

Прародитель, Святой Единый,

Учи нас любви, состраданию, почтению,

Чтобы мы могли исцелить Землю и исцелить друг друга».

Для индейцев Природа – это священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – всё это живые знаки-символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова. Когда индейцы приветствуют друг друга, они говорят: «О метако ясень», что означает «все мои братья». Это же приветствие индеец произносит, когда входит в лес, подходит к озеру, или встречает оленя. Все существа в священном круге Природы для индейца братья.

Из истории

Когда на берегах Америки высадились первые белые, у них закончилась еда и они умирали от голода. Индейцы принесли белым еду, научили выращивать местные сельскохозяйственные культуры, и те выжили. Этот день теперь отмечается как самый большой праздник в Америке - День Благодарения. Более полувека после этого индейцы и белые жили в мире. У выходцев из Британии рождались здоровые дети и все они выживали, тогда как в самой Британии в те времена выживал только каждый восьмой ребёнок. Белые разрабатывали землю, занимались сельским хозяйством. Индейцы охотились. Шёл взаимный обмен продуктами. Потом белые огородили свои участки земли заборами. Но индейцы как будто не замечали заборов, продолжали свободно перемещаться через них в процессе охоты. Это не понравилось белым и они стали объяснять индейцам, что за забором их собственная земля. Вот тут всё и началось! Индейцы никак не могли взять в толк – как земля может быть чей-то собственностью? Как землю можно продать или купить? Началась война…

Что было с Америкой дальше, мы примерно представляем. Могу сказать, что выжить и сохранить свои традиции в основном удалось тем племенам, которые приняли христианство. Они просто включили христианство в свои традиции. В резервациях Навахо я посетил христианский храм. Храм был построен из брёвен в традиционной форме восьмигранника, вход с Востока, в центре конусообразной крыши было полутора-метровое отверстие в небо, под ним такое же отверстие в полу, там земля. «Небо и земля для нас священны» - объяснили мне индейцы. На стене висела икона Иисуса Христа. Христос был краснокожим, в набедренной повязке и с символом Солнца на благословляющей руке. Индейцы обратились к священным для них четырём сторонам света, Небу, Земле и начали молитву на языке Навахо со слов: «О, Иисус Христос, сын Бога, наш старший брат, приди к нам…»

Здесь я не удержусь и расскажу анекдот, который услышал от белых американцев: Один индеец попал как-то к высокопоставленному священнику. Тот учил индейца христианским заповедям, показывал распятье и иконы. Вдруг индеец заметил телефон у кресла священника. «А что это?» - спросил индеец. «А это прямой телефон к Богу» - ответил священник. «Правда? А можно попробовать?» - поинтересовался индеец. Священник почесал затылок и сказал: «вообще-то можно, только не долго, это дорогой звонок на большое расстояние…» Несколько лет спустя этот священник проезжал через резервации того индейца. Индеец был рад его видеть, показал ему деревню, местные обряды и традиции. Неожиданно священник заметил старый, обшарпанный телефон у ног индейца. «А это что?» - спросил священник. «А это… это прямой телефон к Богу» - сказал индеец. «А можно поговорить?»- спросил священник. «Да, конечно – сказал индеец - и можешь говорить сколько хочешь, это местный звонок…».

Большинство индейцев очень ревностно относятся к своим традициям и всячески берегут их от белых. Вот на эту тему расскажу уже реальную историю из жизни. Традиционно индейцы из разных племён встречаются на ежегодном празднике «Пау Вау». Обычно это проходит на стадионе, где есть трибуна со зрителями и площадка, на которой происходят разного рода игры, состязания, танцы и т.п. Все участники состязаний и танцев обычно одеты в традиционную одежду из кожи с бисером и перьями, как мы привыкли видеть в кино. Но большинство индейцев, сидящих на трибунах одеты как обычные американцы в джинсах, футболках и бейсболках. Среди зрителей есть и белые, т.к. это мероприятие открыто для всех. Так вот один белый, по видимому приверженец индейской культуры, сидел на трибуне в традиционной индейской одежде из кожи с перьями. Индейцы долго косились на него, потом не выдержали, подошли и сказали: «Слушай парень, нам не нравится, что ты носишь нашу национальную одежду. Иди, переоденься». Парень оказался не промах. Он переоделся в джинсы, футболку и бейсболку, вышел на площадку и обратившись к сидящим на трибуне индейцам сказал: «Ребята, мне не нравится, что вы одеты в мою национальную одежду. Идите, переоденьтесь…».

Но среди индейских шаманов встречаются и те, кто искренне делится глубиной своей традиции с белыми. Таким, например, является вождь Солнечный Медведь (Sun Bear), основавший известную общину «племя Солнечного Медведя», где в мире и согласии живут вместе индейцы и белые. Некоторые такие шаманы приезжают и в Россию, где общаются с приверженцами индейской духовной культуры – индеанистами. Русские индеанисты тоже ежегодно встречаются на своём «Пау Вау». Зрелище это, прямо скажем, ошеломляющее: поляна с десятками «типи» (вигвамов), все люди одеты в расшитые бисером кожаные индейские одежды, некоторые на лошадях с луками, томагавками и раскрашенными лицами. Индейские танцы и пение под удары бубна. Такого даже в кино не увидишь! Но без приглашения туда не стоит приезжать – индейцы (хоть и русские) народ суровый.

Индейцев называют коренными жителями Америки

Они действительно сохраняют свои корни, передавая традиции следующим поколениям. Для индейцев почитание предков - это не просто дань благодарности предыдущим поколениям, а непосредственная живая связь с духами предков, к которым они обращаются за помощью, поддержкой и советом. Индеец знает, что предки живут в нём, и он живёт в потомках. Поэтому для него нет смерти, он воспринимает единый поток жизни своего рода, отождествляя себя с ним, а не с отдельным промежутком времени величиной в жизнь. У индейцев отличное, от принятой в «белой» цивилизации, отношение к «смерти». Такое же отличное отношение у индейцев и к рождению. Так, например, в некоторых племенах днём рождения ребёнка считается не день его физического рождения, а день, в который ребёнок в первый раз засмеялся. Тот, кто увидел это и даёт ребёнку имя. Имя даётся таким способом – человек выходит на улицу и смотрит, что говорит ему Великий Дух через Природу: Танцующий Койот, Два Медведя (имя моего знакомого), или Играющий Ветер.

Как-то одна белая американка спросила меня: «А у вас там, в России есть коренные жители?» «Да – ответил я с гордостью – я, например!» Потом, когда я вернулся домой, в свою северную деревню - экопоселение Гришино, я задумался: «Какой же я коренной житель? Где мои корни?» К счастью, у нас ещё сильна родовая память и мы можем возродить и укрепить свои корни, свою связь с предками, традициями, родом. Это и происходит сейчас в российских экопоселениях, возрождающих утерянную связь Человека и Природы, место которой определили наши предки: ПриРоде человеческом.

Владислав Кирбятьев. Экопоселение Гришино

Гуроны:
"...Имя «гуроны» дали им французы по их всклокоченным, напоминающим кабана (hure) волосам".
"...Единственным домашним животным была собака. Некоторых из них гуроны специально откармливали и использовали для приготовления ритуальных блюд. Такая же судьба могла ждать и пойманных живьём медведей. Вообще ритуальные и праздничные пиры были для гуронов почти единственной возможностью поесть мяса."
"...Примечательно, что гуроны по форме правления являлись одной из первых племенных конфедераций. Все племя делилось на кланы, родство в которых шло от матери-прародительницы. Кстати, именно «старшая мать» (старшая и уважаемая всеми женщина) назначала членов совета конфедерации гуронов от своего клана".
"...Гуроны поклонялись одному верховному божеству. Отличительной чертой этого племени была церемония «пира мертвых», проводимая раз в десять лет. Заключалась она в том, что в определенное время выкапывались тела всех ушедших за последнее десятилетие членов племени, затем их переносили в общую могилу. Гуроны верили, что без этой церемонии души умерших не могут переселиться в мир иной, и будут обречены на вечные скитания по земле".

Ирокезы:
"...Известно, что ирокезы имели собственную конституцию, «записанную» при помощи ракушечных бусин. Благодаря прекрасной способности к языкам, ирокезы вели торговые дела как с другими племенами, так и, позднее, с европейцами (стараясь при этом обходить стороной тех, кто вступал в союз с гуронами). Кроме этого, в союз племен ирокезов входили не только кланы, связанные непосредственно родственными узами, но и просто племена, пожелавшие принять племенной устав этой конфедерации. Именно такая политика обеспечивала ирокезам влияние в обществе (в том числе и в самом начале колониальной эпохи) и прирост численности племени".
"...Наиболее яркой традицией племени ирокезов можно назвать маски и раскраску, наносившуюся на лица. Мастера, изготовлявшие маски, никогда не позволяли себе повторяться, единственным элементов, встречавшимся во всех без исключения изделиях, был крючковатый нос - память о легендарном великане, поклявшемся защищать людей. Считалось, что человек, носивший такую маску, имеет способность отводить болезни не только от себя, но и от всего дома".

Могикане:
"...Самоназвание племени - «мохикуньо» - буквально означало «народ великой реки» в память о почти оседлом образе жизни, который они вели на берегах р. Гудзон". Их название на языке алгонкин означает «волки», среди голландцев и англичан они были также известны под названием «речные индейцы».
"...Племя могикан делилось на три локализованных матрилинейных тотемных рода — медведя (Мачкуаух), волка (Меччаух) и черепахи (Тунпаух). Родовые вожди (сахемы) наследовали власть по материнской линии, военные вожди были выборные. Известны календарная обрядность, охотничьи культы, культ семейных кукол-идолов".

Команчи:
"...это племя стало единственным, кого колонизаторы не смогли выселить с принадлежавшей им земли! Название «команчи», как утверждают лингвисты, происходит от слова «kohmahts» языка племени юта и означает просто «народ». Как отдельная этническая группа, команчи были замечены первыми этнографами лишь в около 1700г. В отличие от других племен, команчи никогда не поддерживали союз ни с другими этническими группами, ни даже с родственными племенами. Около десятка кланов так и остались разрозненными группами, одинаково легко развязывавшими войны друг с другом и устанавливавшими мир. У команчей не было единого вождя, постоянно удерживавшего власть над всеми кланами, в отличие от ирокезов или гуронов. Вместо этого избиралось определенное число предводителей, образовывавших совет клана. На совете верховодили два человека: вождь, избиравшийся на время войны, и вождь мирного времени. Последний, как правило, был старшим и весьма опытным мужчиной племени, молодежь на эту должность не избиралась. А вот на роль «военного вождя» претендовать мог каждый мужчина, отличившийся храбростью в предыдущих сражениях".
"...А вот в вопросе воспитания детей царило полное равноправие. Надо сказать, что подрастающее поколение оценивалось в племени, как дар Великого Духа, а потому малышей крайне редко наказывали за шалости. Воспитанием занимались практически все члены семьи: старшие братья и сестры, другие родственники, и даже специальные «мужчины-привидения», которые как раз и оказывали наибольшее влияние на маленьких непосед, переодеваясь в выбеленные одежды и изображая духов, пугающих ослушников".

Апачи:
"...Надо сказать, что апачи были воинственным кочевым поселением, так и не осевшим на какой-то определенной территории. Основным средством выживания целого племени была охота на буйволов. Поскольку именно это животное обеспечивало апачей всем необходимым для жизни, оно считалось тотемным, т.е. священным. Благодаря кочевому образу жизни, апачи быстро оценили преимущество завезенных первыми переселенцами лошадей и вскоре не только сами использовали их как средство передвижения, но и обучали других особому виду верховой езды".
"...Война с испанцами в 1730-е гг. почти полностью уничтожила и без того малочисленное племя. Правда, испанцам она тоже стоила не малых потерь и жертв. Вражда прекратилась лишь в 1743г., когда предводитель испанских переселенцев был вынужден согласиться на подписание акта о передаче земель Техаса во владения апачей. Несколькими годами позже на официальной церемонии, вождь племени публично опустил в глубокую яму свой боевой топор в знак примирения. Кстати, именно с этого момента во все европейские языки прочно вошло выражения «зарыть топор войны»".
"...Сами же Апачи называли себя "Inde" или "Nide", то есть "люди", что было созвучно европейским названиям. Поэтому испанское и английское название "индеец" не было ругательным для Апачей".
"...Все церемонии называются "танцами". Среди них есть такие, как танец дождя, полового созревания, урожая и танец духов. Апачи до глубины души религиозны и молятся по каждому подходящему случаю и различными способами. Воссозданные в человеческом обличье, апачские духи живут в стране мира и изобилия, где не бывает ни горя ни смерти. Чтобы отпраздновать какое-нибудь событие, устраивается пир и танцы. Поют для танцев воины, аккомпанируя себе на esadadedne - "оленья кожа на обруче". В этих песнях часто вообще нет слов. Хотя и имеются песни со словами".
"...Апачи относились к койотам, насекомым и птицам, как к человеческим существам - человеческой расе, но идущей по пути тех, кто был раньше".

Самые известные названия племен, такие как команчи, сиу, ирокезы, апачи и др. не являются самоназваниями, а словами из языков окружающих племен и означают они разные вариации слова "враг" - змеи, гадюки, тот кто на меня нападает, тот кто меня убивает и т.д. Эти племена и их союзники оказали самое яростное сопротивление колонизаторам поскольку сами были захватчиками и третировали, изгоняли с охотничих угодий другие племена и не желали так просто отдавать завоеванное. У команчей, например, даже существовало что-то вроде своей собственной империи - Команчерия - территория безоговорочно принадлежащая им и даже отмеченная на испанских картах 17-18 веков. До англо-американской колонизации Команчерия занимала территорию трех современных штатов: Техас, Оклахома и Нью-Мексико. К слову, команчи на языке жестов, универсальном способе общения, понятном всем обитателям равнин, обозначались волнообразным движением руки – змеи.

То что мы сейчас называем прической "ирокез", сами индейцы называли скальповой прядью. Это было своего рода вызовом врагу - очень удобно схватиться за клок волос на бритой голове и срезать скальп, а ты попробуй, сделай!

По договору 1868 года горы Блэк Хилс - Черные Холмы были навечно отданы индейцам сиу. Но в 1870-х годах там нашли золото и поток белых хлынул на индейские земли. Чтобы избежать неприятностей с индейцами, правительство выслало к ним комиссию для переговоров о продаже Черных Холмов. 20 сентября 1875 года комиссия собралась под большим брезентовым навесом укрепленном между тополями посреди холмистой равнины. 120 кавалеристов выстроились в шеренгу, охраняя членов комиссии. Вскоре на гребне ближайшего холма закипело облако пыли и отряд индейцев галопом прискакал к месту совета. Воины были одеты и раскрашены для битвы, стреляли в воздух из ружей и издавали боевые кличи. Затем они рысью отъехали в сторону и выстроились напротив кавалеристов. На холме показался следующий отряд. Так племя за племенем прибывали воины сиу. Среди индейцев не редко попадались воины одетые в элементы солдатской формы - синие куртки и широкополые армейские шляпы. Было очевидно, что они их приобрели вовсе не на распродаже в военторге. Один из отрядов прибыл под звуки армейского горна и сделал несколько разворотов строем, демонстрируя выучку не хуже армейской. Вскоре огромный круг из нескольких тысяч воинов сомкнулся вокруг не на шутку напуганных членов комиссии и солдат. Это была неприкрытая демонстрация силы и готовности сражаться за свою землю до конца. Переговоры ни к чему не привели и началась война за Черные Холмы, последняя большая война сиу.

Странная дружба существовала между племенами кроу и кайова. Видимо первоначально оба племени обитали на севере США, возле Скалистых гор, в районе рек Миссури и Йелоустоун. Но потом кайовы откочевали на юг, ближе к границе с Мексикой, а кроу остались на северных равнинах, где со временем стали одним из самых могущественных, воинственных и богатых лошадьми племен. И тем не менее связь между племенами не прервалась. Этой дружбе не помешал даже тот факт, что со временем племена оказались во враждующих лагерях - кайовы вели неприкращающиеся войны с белыми поселенцами, в то время как кроу стали союзниками армии США и поставляли туда скаутов.. Кроу всем племенем регулярно отправлялись в длительное кочевье за тысячи км, через земли враждебных племен, чтобы погостить у своих друзей кайовов. Племена отдавали друг-другу детей на воспитание и вместе ходили в набеги на сотни км вглубь Мексики, доходя даже до Мексиканского залива.

В воинской практике индейцев Великих Равнин прикоснуться к живому врагу и при этом самому остаться в живых, считалось большим подвигом чем убить врага. Такое прикосновение называлось ку (от французского соup - удар.) Ку мог наносится как рукой, так и любым другим предметом - плеткой, луком, палицей или даже веткой дерева. Каждый воин вел подсчет своих ку, и долгими зимними вечерами воины у костров вспоминали свои подвиги и рассказывали о них друг-другу. Для подсчета использовали специальные шесты на которых делались зарубки или прикреплялись орлинные перья, соответствующие каждому такому подвигу. Смысл межплеменных столкновений часто сводился не к тому чтобы уничтожить врага, но к тому чтобы показать собственную удаль

Пример индейской внешней политики: мощное и многочисленное племя команчей, расширяя границы своих владений, неизбежно столкнулось с более мелкими, раздробленными, однако не менее воинственными племенами апачей. Одними из первых испытали на себе агрессию команчей липан-апачи. С другой стороны на них постоянно давили испанцы, пытаясь всеми способами избавится от непоседливых соседей. В число этих способов входило и обращение апачей в христианство. Липаны согласились принять крещение с условием, что испанцы построят им две миссии. Вот только место для строительства они указали на землях, уже облюбованых команчами. Испанцы строят две миссии. Через короткое время команчи их сжигают, убивая миссионеров. Испанцы начинают полномасштабную войну с команчами. Апачи наблюдают как дерутся их враги, спокойно покуривая трубки и под шумок вырезая и грабя и тех и других.

Одного офицера, американской армии, который успел повоевать и в Африке с зулусами и с индейцами в Амерке, как-то раз попросили сравнить воинов различных народов. Он ответил, что если бы на равных условиях столкнулись отряды апачей и африканских дикарей, последние были бы мгновенно перебиты, так и не поняв, куда, собственно подевались их скальпы; индейцы равнин успели бы понять случившееся, однако результат оказался бы тем же. На юго-западе США бытовала поговорка: всегда будь на стороже! Если ты не видишь апачей, это вовсе не значит, что апачи не видят тебя.

Конокрадство у равнинных индейцев было чем-то вроде национального вида спорта. Существовал отдельный вид военных походов - набег за лошадьми, в который воины отправлялись пешком, а в случае удачи возвращались верхами. В каждом племени были свои "чемпионы" - лучшие конокрады, которые пользовались всеобщим уважением. Индейцы занимались конокрадством и после окончания межплеменных войн, вплоть до начала 20-го века. Иногда их ловили, судили и сажали в тюрьму. Воин племени бладов Черный Кролик, отсидел положенный срок и возвращался домой, в родное стойбище. Власти даже оплатили ему билет на поезд до города Браунинга, штат Монтана, откуда он должен был пешком добраться до резервации. Однако по пути ему встретился караван переселенцев. Черный Кролик дождался темноты, прокрался в лагерь белых людей и, дабы не утруждать ноги долгим путешествием, увел оттуда четвероногий транспорт. Так, отсидев несколько лет в тюрьме за конокрадство, Черный Кролик благополучно вернулся домой на ворованной лошади.