Болезни Военный билет Призыв

Интересные факты из жизни никитина. Другие варианты биографии. Религиозные мотивы в поэзии Никитина

Творчество Ивана Никитина вызывает искренний интерес у почитателей настоящей глубокой поэзии.

Никитин Иван Саввич - поэт-самородок, любивший с детства природу и воспевавший ее красоту. Сочинения Ивана Саввича выдержали большое число изданий и разошлись в огромном количестве экземпляров.

Самобытный поэт ярко описывает дух того далекого времени. В поэтическом творчестве поэт стремится осмыслить свое существование, выражает чувство неудовлетворенности собственного бытия и сильно страдает от несоответствия имеющейся реальности. Успокоение поэт находил в природе и религии, примирявшей его на время с жизнью.

Из биографии Никитина Ивана Саввича:

Иван Саввич Никитин родился 3 октября (21 сентября) 1824 года в городе Воронеж. Его отец, Савва Евстихиевич Никитин, выходец из духовного звания, был зажиточный мещанин, торговал в свечной лавке и содержал свечной завод.

Детство и юность Ивана Никитина прошли в окружении богомольцев, покупавших свечи в лавке.

Грамоту маленький Иван освоил рано. Помог в этом ему сосед, который был сапожником. Только научившись складывать буквы, Иван начал сочинить свои первые стихи. Поддержки и одобрения творчества у отца, который был приверженцем мещанских взглядов, он так и не нашел. В детстве Ваня много читал и любил находиться на природе, единение с которой чувствовал с самого рождения.

Дом в Воронеже, где с отцом жил И. С. Никитин

Когда Ивану исполнилось восемь лет, отец отправил его в Воронежское духовное училище. После окончания училища(1839), он изъявил желание быть священником и поступил в духовную семинарию. (1839), из которой был исключён за пропуски занятий (1843). Никитин как сын зажиточных родителей был вольноприходящим студентом семинарии и сохранял независимость и широту взглядов. Семинария сыграла большую роль в становлении поэта, но его не устраивала существовавшая система образования и принятые там порядки. Позже он об этом напишет в «Дневниках семинариста» (1861), где отразит нерадостные впечатления от пребывания в семинарии. Иван Никитин мечтал об учёбе в университете.

Семинарию Ивану Никитину так и не удалось закончить. Тяжелый характер и пьянство его отца в конечном итоге закончились разорением. Потом умерла его мать Прасковья Ивановна, иссякли средства к существованию, мечты о поступлении в университет оказались нереальными, и Никитин был вынужден сначала торговать в свечной лавке, затем содержать постоялый двор (с 1844), который был куплен вместо проданного свечного завода.

Приходилось Ивану выполнять и черную работу, включая подметание двора. Потом еще долгое время пришлось выплачивать накопленные долги. Но несмотря ни на что начинающий поэт не забросил увлечения литературой и продолжал писать стихи.

Больше десяти лет он постоянно проводит в общении с приезжающими людьми, которые представляли разные социальные группы и сословия.

Трудности бытия Никитина, работавшего на постоялом дворе дворником, его трудная однообразная жизнь, тяжелые её обстоятельства не сломили юношу, он не опустился духовно, в любую свободную минуту старался читать книги, сочинять стихи, просившиеся наружу из его сердца.

Ещё учась в семинарии, Никитин всерьез увлекся поэзией и сам много сочинял. Увлечение литературой открыло перед ним новые горизонты, ему удалось вырваться за пределы мещанского мировоззрения и обрести внутреннюю свободу. Никитин тесно общался с народом, рос в атмосфере народных говоров разных мест России, слушал рассказы и сказки странников, жития святых и духовные стихи. В юности он увлекался Пушкиным, Жуковским и другими классиками. Из церковных стен он вынес трепетное отношение к природе. Несмотря на то, что в семинарии к тому времени уже не было замечательных преподавателей – А.В. Кольцова и А.П. Серебрянского – семинаристы питались воспоминаниями об их кружке. Никитин написал первые стихи именно в подражание Кольцову.

С 1853 года начинается сближение Никитина с историком, этнографом и общественным деятелем Н. И. Второвым и его кружком, объединившим представителей воронежской интеллигенции. Именно Второв вдохновил Ивана Никитина на первую публикацию в «Воронежских губернских ведомостях» 21 ноября 1853 года стихотворения «Русь», написанное в период начала Крымской войны и его патриотическое содержание было очень злободневным.

Увлеченный творчеством Никитина Н. И. Второв ввел его в кружок местной интеллигенции, познакомил с графом Д. Н. Толстым, напечатавшим стихотворения поэта в «Москвитянине» и выпустившим в Петербурге первый его сборник отдельным изданием (1856 год).

Популярность поэта в то время была нарастающей, но он по-прежнему жил тяжело. Отец беспробудно пил, правда, семейные отношения немного улучшились; обстановка постоялого двора уже не так угнетала молодого человека, вращавшегося в кругу интеллигентных людей, искренне расположенных к нему.

Но Никитина начали одолевать болезни. В 1855 году Иван Никитин сильно заболел, простудившись при купании. Болезнь затянулась и переросла в чахотку.

В 1856 году Никитин увлёкся гувернанткой помещиков Плотниковых. Звали девушку М.И. Жюно. Чувства были взаимны, девушка была кипучей натуры, развитая и чуткая к поэзии. Свои чувства они не афишировали.

Книжная лавка И. С. Никитина

В 1859 году поэт благодаря содействию друзей берет ссуду на сумму три тысячи рублей, так как собственных гонораров для реализации его замысла было недостаточно. Будучи человеком дела, И. Никитин в феврале 1859 года на эти деньги он открывает в Воронеже книжный магазин, а при нём лавку и библиотеку. Вскоре магазин из обычной торговой точки превратился в заметный очаг культуры, каких не было в городе. Это позволило ему стать одним из главных центров культуры в Воронеже. +В 1861 году Никитин посетил Петербург и Москву, принимал участие в местной культурной работе, в формировании общества распространения грамотности в Воронеже, а также в учреждении воскресных школ.

В начале 60-х годов Н. А. Некрасов пригласил поэта сотрудничать в журнале «Современник». Это было настоящим признанием, но воспользоваться приглашением И. Никитин уже не мог. Тяжёлая болезнь подтачивала силы поэта.

В мае 1861 года поэт снова сильно простудился, что вызвало обострение туберкулезного процесса и резкое ухудшение общего состояния здоровья. Туберкулезный процесс значительно ускорился. Уровень медицины тех лет практически не оставлял надежд на выздоровление.

Скончался поэт 16 октября того же года в возрасте всего лишь 37 лет. Похоронили его в Воронеже, на Ново-Митрофаньевском кладбище, где поэт и прожил всю свою короткую жизнь.

Творческое наследие И. С. Никитина и его вклад в русскую литературу:

Замечательный русский поэт жил во времена царской России в девятнадцатом веке в трудном дореформенном периоде. Это обстоятельство оказало огромное влияние на развитие его таланта и на все его творчество.

Поэтические строки Иван начал писать еще в семинарии, а в печать свои творения решился отдать только в 1853 году. Публикация их состоялась в «Воронежских губернских ведомостях», когда молодому человеку было 29 лет. Патриотические пафосные стихи были перепечатаны в других газетах и журналах, они были весьма кстати, так как шла Крымская война. Произведения автора переписывались и передавались из рук в руки, начали печататься в «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения».

Летом 1855 года Никитин заболел, простудившись во время купания. Его спасала вера, появилось много стихов с религиозной тематикой. Тема человеческой веры красной нитью проходит через все поэтическое творчество Ивана Никитина: «Новый завет», «Молитва», «Сладость молитвы», «Моление о чаше». Видя святую благодать во всем, Никитин становился самым проникновенным певцом природы («Утро», «Весна в степи», «Встреча зимы») и обогатил русскую поэзию большим числом шедевров пейзажной лирики.

Вскоре вышел первый сборник стихов (1856 г.) и Никитина стали сравнивать с Кольцовым.

Потом Никитин написал поэму «Кулак», которая была закончена в 1857 году. Он показал в поэме тип человека, сильно напоминавшего собственного отца. Воронежский мещанин Карп Лукич, герой поэмы, жил мелким обманом, обсчётом и обмером. Он перекупщик, сам безденежный и разорившийся купец, не может выбраться из жестокой бедности. В результате этой жизни он пьянствовал и тиранил всех в доме. Поэма была принята критикой благосклонно и книга разошлась меньше чем за год, принеся поэту неплохой доход. Несмотря на болезненное состояние и угнетенное настроение, Никитин продолжал в 1857-1858 годах пристально следить за русской литературой. Из зарубежной читал Шекспира, Купера, Гёте, Гюго, Шенье. Также начал изучать немецкий язык, переводя Гейне и Шиллера. В 1857-1858 годах работал в «Отечественных записках», «Русской беседе». В это время постоялый двор стал приносить доход, семья вышла из нужды. Отец не бросил пить, но отношения в семье улучшились, работа уже не так тяготила Никитина.

Никитин получил великолепный отзыв Добролюбова на свою поэму. Поэта познакомили с графом Д.Н. Толстым, который помог ему печататься.

Второй сборник появился 1859 году. Никитин стал мастером российского пейзажа и преемником Кольцова, воспевателя тяжкого крестьянского труда, жизни городской бедноты и несправедливости устройства мира. Имя Никитина гремело, но жизнь была по-прежнему тяжёлой.

Во второй половине 1860 года Никитин много работал. Вскоре, в 1861 году, вышел его прозаический «Дневник семинариста».

Оригинальная и существеннейшая черта поэзии Никитина – правдивость и простота, доходящие до самого строгого непосредственного воспроизведения житейской прозы. Почти все стихотворения Никитина распадаются на два больших блока: одни посвящены природе («Юг и Север» (1851) «Утро» (1854)), другие – человеческой нужде, народному страданию («Пахарь»(1856), «Жена ямщика» (1854)). И в тех, и в других поэт совершенно свободен от каких бы то ни было эффектов и праздного красноречия.

С раннего детства ему была знакома наполненная лишениями и страданиями жизнь простого народа и крепостных крестьян. Во всех его творениях отражены в полной мере бесправность, безысходность, нужда и тяжкий труд людей из низших сословий, к которым принадлежала подавляюще огромная доля российского населения. Представителям данных сословий поэт искренне сочувствовал и относился к ним в соответствии с христианскими традициями, поддерживая нуждающихся не только добрым словом, но и оказывая им реальную помощь. Основная часть творчества литератора представляет собой поэтическую пейзажную лирику, которая, помимо прочего, содержит религиозный уклон и имеет философскую направленность. По своему творческому стилю является преемником традиций, заложенных Кольцовым.

Поражает его способность тонко чувствовать окружающий мир, воспевать утонченные оттенки красок. Он был способен одним лишь росчерком пера вдохновенно и пронзительно чутко описать окружающий мир. В его стихах - истинная любовь к природе, в творчестве проявил поэт себя как талантливейший пейзажист. Любовь к народу – одна из главных тем в творчестве Никитина.

Значительное место в творчестве поэта, искренне переживавшего за свой народ и пропускавшего его беды через собственное сердце, занимают стихотворения, обрисовывающие быт обычного простолюдина («Жена ямщика», «Пахарь», «Мать и дочь», «Нищий», «Уличная встреча»). В них ярко выражена глубокая искренняя любовь к своему народу, горячее сочувствие его тяжкой судьбе и огромное желание улучшения его положения.

Вместе с этим Никитин не идеализировал народ, глядя на него трезвыми глазами, рисовал его правдиво, не скрывая мрачных сторон и негативных черт народного характера: семейного деспотизма, грубости («Порча», «Упрямый отец», «Дележ»).

Панорамное зрение Никитина охватило все стороны русского бытия.

В творчестве Никитина много автобиографического элемента с преобладающими печальными тонами, грустью и скорбью, обусловленными к тому же протекающей затяжной болезнью. Источником такой щемящей грусти были не только личные невзгоды, но и окружающая жизнь с человеческими страданиями, социальными контрастами, постоянным драматизмом. +Никитин входил в кружок местной воронежской интеллигенции, это был кружок Николая Ивановича Второва. Но Второв вскоре уехал из Воронежа. Вторым другом Никитина был Михаил Фёдорович Де-Пуле. Именно он после смерти Никитина стал его душеприказчиком, он издавал его наследие, писал биографию и редактировал сочинения Никитина.

За короткую жизнь Никитиным было написано около двух сотен прекрасных стихотворений, три поэмы и повесть.

Произведения Никитина великолепно ложатся на музыку и послужили источником вдохновения для многих русских композиторов. На стихи Никитина было сочинено свыше 60 замечательных песен и романсов, среди которых многие стали популярными. Есть песни, которые превратились в народные. Пожалуй, самой известной из них является «Ухарь-купец». Тут, правда, следует отметить, что текст народной версии песни претерпел существенные изменения, повлиявшие на изначальное смысловое содержание.

Никитин был и остался непревзойдённым певцом русской природы. Имя Ивана Никитина вошло в музыкальную культуру России, его имя пережило многих, более крупных, но забытых поэтов.

Память о самобытном русском поэте:

*В 1924 году в Воронеже в доме, в котором Иван Никитин жил с 1846 года, был образован литературно-мемориальный Дом-музей Никитина.

*Именем поэта названа одна из гимназий Воронежа.

*В СССР выпускались почтовые марки с изображением Никитина.

*В честь Ивана Никитина названы улицы в Воронеже, Липецке, Новосибирске.

*На Никитинской площади Воронежа в 1911 году был открыт памятник поэту, проект которого был разработан скульптором И.А. Шуклиным.

*В 2011 году почта России выпустила тираж открыток, на которых изображен упомянутый выше памятник поэту в Воронеже.

Иван родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина ( -).

Творчество

Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году , многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны . Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. 11 декабря 1853 г. оно было перепечатано в газете «С.-петербургские ведомости» со следующим комментарием:

Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову ? .

В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвятянин», «Отечественные записки» и других изданиях.

В первый отдельный сборник () вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году . Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» ().

Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова . Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.

В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.

Поэма «Кулак»

Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация - отдельным изданием в г. (дата цензурного разрешения - 25 августа 1857 г.).

Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак - «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером» . В центре поэмы Никитина - образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.

Поэма вызвала одобрительные отзывы Добролюбова и других критиков. В анонимной рецензии «Московского обозрения» было сказано:

Несколько потрясающих по своему драматизму сцен, местами же неподдельный комизм и всегда тёплое чувство общечеловеческой любви… живая передача действительности, типически очерченные характеры и чудные описания природы довершают очарование, производимое этим свежим и истинно поэтическим созданием молодого, но уже шибко развернувшего творческие силы свои писателя .

Поэзия Никитина и русская музыкальная культура

На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие - очень известными композиторами (Направник , Калинников, Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец…»), подвергшийся, впрочем, в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.

Память

  • В Воронеже в 1911 году на Никитинской площади был установлен памятник поэту по проекту скульптора И. А. Шуклина.
  • В Воронеже , в доме, где поэт жил с 1846 года , с 1924 года действует литературно-мемориальный Дом-музей Никитина (Воронежский областной литературный музей имени И. С. Никитина).
  • В честь Ивана Саввича названа улица в городе Воронеже.
  • Воронежская областная универсальная научная библиотека носит имя поэта.
  • В Липецке есть улица Никитина.
  • В Новосибирске есть улица Никитина. Многие новосибирцы ошибочно полагают, что название улицы посвящено Афанасию Никитину.
  • В Воронеже функционирует гимназия имени И. С. Никитина.
  • В и 1974 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением И. С. Никитина.
  • В 2011 году к 425-летию Воронежа Почта России выпустила открытку с изображением памятника И. С. Никитину (скульптор И. А. Шуклин).
  • В Барнауле есть улица Никитина.
  • Почтовые марки СССР

Напишите отзыв о статье "Никитин, Иван Саввич"

Примечания

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
  • на

Отрывок, характеризующий Никитин, Иван Саввич

Князь Андрей почувствовал, что либо из всех дел, занимавших военного министра, действия кутузовской армии менее всего могли его интересовать, либо нужно было это дать почувствовать русскому курьеру. «Но мне это совершенно всё равно», подумал он. Военный министр сдвинул остальные бумаги, сровнял их края с краями и поднял голову. У него была умная и характерная голова. Но в то же мгновение, как он обратился к князю Андрею, умное и твердое выражение лица военного министра, видимо, привычно и сознательно изменилось: на лице его остановилась глупая, притворная, не скрывающая своего притворства, улыбка человека, принимающего одного за другим много просителей.
– От генерала фельдмаршала Кутузова? – спросил он. – Надеюсь, хорошие вести? Было столкновение с Мортье? Победа? Пора!
Он взял депешу, которая была на его имя, и стал читать ее с грустным выражением.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Шмит! – сказал он по немецки. – Какое несчастие, какое несчастие!
Пробежав депешу, он положил ее на стол и взглянул на князя Андрея, видимо, что то соображая.
– Ах, какое несчастие! Дело, вы говорите, решительное? Мортье не взят, однако. (Он подумал.) Очень рад, что вы привезли хорошие вести, хотя смерть Шмита есть дорогая плата за победу. Его величество, верно, пожелает вас видеть, но не нынче. Благодарю вас, отдохните. Завтра будьте на выходе после парада. Впрочем, я вам дам знать.
Исчезнувшая во время разговора глупая улыбка опять явилась на лице военного министра.
– До свидания, очень благодарю вас. Государь император, вероятно, пожелает вас видеть, – повторил он и наклонил голову.
Когда князь Андрей вышел из дворца, он почувствовал, что весь интерес и счастие, доставленные ему победой, оставлены им теперь и переданы в равнодушные руки военного министра и учтивого адъютанта. Весь склад мыслей его мгновенно изменился: сражение представилось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Князь Андрей остановился в Брюнне у своего знакомого, русского дипломата.Билибина.
– А, милый князь, нет приятнее гостя, – сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. – Франц, в мою спальню вещи князя! – обратился он к слуге, провожавшему Болконского. – Что, вестником победы? Прекрасно. А я сижу больной, как видите.
Князь Андрей, умывшись и одевшись, вышел в роскошный кабинет дипломата и сел за приготовленный обед. Билибин покойно уселся у камина.
Князь Андрей не только после своего путешествия, но и после всего похода, во время которого он был лишен всех удобств чистоты и изящества жизни, испытывал приятное чувство отдыха среди тех роскошных условий жизни, к которым он привык с детства. Кроме того ему было приятно после австрийского приема поговорить хоть не по русски (они говорили по французски), но с русским человеком, который, он предполагал, разделял общее русское отвращение (теперь особенно живо испытываемое) к австрийцам.
Билибин был человек лет тридцати пяти, холостой, одного общества с князем Андреем. Они были знакомы еще в Петербурге, но еще ближе познакомились в последний приезд князя Андрея в Вену вместе с Кутузовым. Как князь Андрей был молодой человек, обещающий пойти далеко на военном поприще, так, и еще более, обещал Билибин на дипломатическом. Он был еще молодой человек, но уже немолодой дипломат, так как он начал служить с шестнадцати лет, был в Париже, в Копенгагене и теперь в Вене занимал довольно значительное место. И канцлер и наш посланник в Вене знали его и дорожили им. Он был не из того большого количества дипломатов, которые обязаны иметь только отрицательные достоинства, не делать известных вещей и говорить по французски для того, чтобы быть очень хорошими дипломатами; он был один из тех дипломатов, которые любят и умеют работать, и, несмотря на свою лень, он иногда проводил ночи за письменным столом. Он работал одинаково хорошо, в чем бы ни состояла сущность работы. Его интересовал не вопрос «зачем?», а вопрос «как?». В чем состояло дипломатическое дело, ему было всё равно; но составить искусно, метко и изящно циркуляр, меморандум или донесение – в этом он находил большое удовольствие. Заслуги Билибина ценились, кроме письменных работ, еще и по его искусству обращаться и говорить в высших сферах.
Билибин любил разговор так же, как он любил работу, только тогда, когда разговор мог быть изящно остроумен. В обществе он постоянно выжидал случая сказать что нибудь замечательное и вступал в разговор не иначе, как при этих условиях. Разговор Билибина постоянно пересыпался оригинально остроумными, законченными фразами, имеющими общий интерес.
Эти фразы изготовлялись во внутренней лаборатории Билибина, как будто нарочно, портативного свойства, для того, чтобы ничтожные светские люди удобно могли запоминать их и переносить из гостиных в гостиные. И действительно, les mots de Bilibine se colportaient dans les salons de Vienne, [Отзывы Билибина расходились по венским гостиным] и часто имели влияние на так называемые важные дела.
Худое, истощенное, желтоватое лицо его было всё покрыто крупными морщинами, которые всегда казались так чистоплотно и старательно промыты, как кончики пальцев после бани. Движения этих морщин составляли главную игру его физиономии. То у него морщился лоб широкими складками, брови поднимались кверху, то брови спускались книзу, и у щек образовывались крупные морщины. Глубоко поставленные, небольшие глаза всегда смотрели прямо и весело.
– Ну, теперь расскажите нам ваши подвиги, – сказал он.
Болконский самым скромным образом, ни разу не упоминая о себе, рассказал дело и прием военного министра.
– Ils m"ont recu avec ma nouvelle, comme un chien dans un jeu de quilles, [Они приняли меня с этою вестью, как принимают собаку, когда она мешает игре в кегли,] – заключил он.
Билибин усмехнулся и распустил складки кожи.
– Cependant, mon cher, – сказал он, рассматривая издалека свой ноготь и подбирая кожу над левым глазом, – malgre la haute estime que je professe pour le православное российское воинство, j"avoue que votre victoire n"est pas des plus victorieuses. [Однако, мой милый, при всем моем уважении к православному российскому воинству, я полагаю, что победа ваша не из самых блестящих.]
Он продолжал всё так же на французском языке, произнося по русски только те слова, которые он презрительно хотел подчеркнуть.
– Как же? Вы со всею массой своею обрушились на несчастного Мортье при одной дивизии, и этот Мортье уходит у вас между рук? Где же победа?
– Однако, серьезно говоря, – отвечал князь Андрей, – всё таки мы можем сказать без хвастовства, что это немного получше Ульма…
– Отчего вы не взяли нам одного, хоть одного маршала?
– Оттого, что не всё делается, как предполагается, и не так регулярно, как на параде. Мы полагали, как я вам говорил, зайти в тыл к семи часам утра, а не пришли и к пяти вечера.
– Отчего же вы не пришли к семи часам утра? Вам надо было притти в семь часов утра, – улыбаясь сказал Билибин, – надо было притти в семь часов утра.
– Отчего вы не внушили Бонапарту дипломатическим путем, что ему лучше оставить Геную? – тем же тоном сказал князь Андрей.
– Я знаю, – перебил Билибин, – вы думаете, что очень легко брать маршалов, сидя на диване перед камином. Это правда, а всё таки, зачем вы его не взяли? И не удивляйтесь, что не только военный министр, но и августейший император и король Франц не будут очень осчастливлены вашей победой; да и я, несчастный секретарь русского посольства, не чувствую никакой потребности в знак радости дать моему Францу талер и отпустить его с своей Liebchen [милой] на Пратер… Правда, здесь нет Пратера.
Он посмотрел прямо на князя Андрея и вдруг спустил собранную кожу со лба.
– Теперь мой черед спросить вас «отчего», мой милый, – сказал Болконский. – Я вам признаюсь, что не понимаю, может быть, тут есть дипломатические тонкости выше моего слабого ума, но я не понимаю: Мак теряет целую армию, эрцгерцог Фердинанд и эрцгерцог Карл не дают никаких признаков жизни и делают ошибки за ошибками, наконец, один Кутузов одерживает действительную победу, уничтожает charme [очарование] французов, и военный министр не интересуется даже знать подробности.

Иван Саввич Никитин был известным русским поэтом. Он появился на свет 21 сентября 1824 года в Воронеже. Его отец торговал свечами и до поры до времени был, довольно, зажиточным человеком. В 1839 году в возрасте 15 лет Ваня Никитин поступил в духовную семинарию, где проучился 4 года. Пока он находился в семинарии, дела отца несколько пошатнулись, что стало причинно пристрастия отца к «беленькой», вследствие чего начались побои матери. Кстати, мать Никитина попала под дурное влияние мужа, и так же как и он начала злоупотреблять алкоголем, что не могло не сказаться на учебе Ивана. Из-за того, что атмосфера в доме была крайне напряженной, Никитин начал много часто пропускать занятия, за что и был отчислен с формулировкой «малоуспешности».

Но кое-чему семинария все же смогла научить Никитина. Не столько из-за учебных занятий, сколько из-за своей открывшейся страсти к чтению, Никитин посещал это учебное заведение. Он горячо увлекся Белинским, и одухотворенный его произведениями покинул семинарию. Дальше биография Никитина складывается не совсем просто. «Вольная жизнь» оказалась суровой и жестокой, и вынудила Никитина начинать приучать в себя к непростым реалиям. Окунувшись в мир, полный забот, хлопот и необходимости зарабатывать деньги, он начал работать в лавке отца. Отец его все продолжал выпивать и, спустя какое-то время продал и свечной завод, и лавку. На те немногие деньги, которые он сумел выручить за продажу свечной лавки, отец Никитина принял решение открыть постоялый двор, куда устроил сына, чтобы он работал там в качестве дворника. Несмотря на тяжелые условия, которые его окружали, Никитин старался держаться и не падать духом, не опускаться до уровня некоторых людей, которые его окружали, даже несмотря на то, что сделать это было, довольно, сложно.

В 1953 году Никитин послал свои стихотворения в известные в то время «Воронежские губернские ведомости». Стихотворение «Русь» было настолько патриотическим, что принесло поэту известность в Воронеже. Редакторы «Ведомостей» Н.И Второв и К.О Александров-Дольник, заинтересовались Никитиным и даже приняли решение о том, чтобы представить его некоему кружку интеллигенции, который существовал в то время.

Постепенно, начиная где-то с 1854 года, стихотворения Никитина стали печататься в «Москвитянине», «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках». Вроде бы, все стало потихоньку налаживаться, дружеское отношение авторов и редакторов к Никитину подействовали на него ободряюще, апатия и уныние стали постепенно пропадать, Никитин в то время активно писал. Все, чего он сумел добиться за такой небольшой промежуток времени, а именно - успех на писательском поприще, теплые и дружеские отношения Никитина с коллегами, доброжелательность Второва и членов его кружка возымели свое действия - Никитин перестал замыкаться в себе и больше не был отчужденным и постоянно подавленным. Но высокий жизненный тонус Никитина и его хорошее настроение омрачала одна вещь - проблемы со здоровьем.

В 1856 году, вышел в свет сборник стихотворений Никитина, который вызвал крайне холодное отношение критиков, а именно, Чернышевского, который очень резко и в неприятных тонах высказал свое мнение о сборнике в «Современнике».

Помимо писательской деятельности, Никитин не забывал о своей работе и продолжал смотреть за постоялым двором отца. Несмотря на то, что отец Никитина так и не оставил своей пагубной привычки выпивать, отношения между ними улучшились - видимо, сказался тот факт, что Никитин больше так не расстраивался из-за проблем в семье, как раньше. Причиной этому стало то, что он вращался в писательских кругах, и у него фактически не оставалось времени на переживания, да и было у него любимое занятие, которому он посвящал все свое свободное время. В период с 1854 по 1856 гг. Никитин много времени посвящал самообразованию, увлеченно читал, занимался и даже принял решение начать изучать французский язык.

1857 год стал для Никитина непростым, можно даже сказать, тяжелым. Дело в том, что в это время, его самый близкий друг и соратник, Второв, уехал в другую страну, оставив его практически одного. Это событие стало причиной того, что Никитин вновь стал ощущать упаднические настроения, и как будто, заново ощущал свои семейные проблемы и невзгоды. Это не могло не сказаться на отношении к самому себе, как к поэту; он начинает сомневаться в себе, в своем творческом даровании, в писательском таланте.

1858 год стал годом, когда входит в свет поэма Никитина под названием «Кулак», к которой критика, как ни странно, отнеслась положительно и тепло. Сам Добролюбов выказал свое положительное отношение к поэме. Помимо отзывов критиков, поэма разошлась крупным тиражом и стала приносить Никитину стабильный неплохой доход. В эти годы, Никитин снова решает, что пора заняться самообразованием, и в этот период особо активно изучает произведения Шиллера, Гюго, Гёте, Шенье и др., начал изучать немецкий язык, чтобы потом переводить Гейне и Шиллера на русский. Вообще, 1857-1858 годы для Никитина стали периодом, когда поэт активно печатался в таких изданиях, как «Отечественные записки», «Русская беседа», и другие. Ему в то время очень сильно помог В.А. Кокарев, который одолжил взаймы Никитину около 3000 рублей (по тем временам это были очень приличные деньги). На эту сумму Никитин принимает решение открыть собственный магазин, и в 1859 году осуществляет свою мечту, открыв сразу - и магазин и библиотеку, в которую можно было приходить и читать книги.

В том же 1859 году Никитин издает сборник стихотворений, который к большому сожалению самого автора не пользовался такой же большой популярностью как предыдущая его работа, да и критики отнеслись к этим стихам довольно прохладно. Это не могло отрицательно не сказаться на его самочувствии, и следующие полтора года Никитин боролся то с приступами слабости, то наоборот замечал, что уровень его жизненного тонуса подскакивает вверх.

На следующий год, в 1861 году, Никитин решил отправиться в Москву и Петроград на отдых. Вернувшись оттуда, всю оставшуюся часть года он пребывает в приподнятом настроении и даже пишет довольно объемное произведение под названием «Дневник семинариста», которое позже было издано в уже известном к тому времени журнале «Воронежские беседы». Но и эти его старания остались неоцененными, и снова волна сочувственных отзывов нахлынула на Никитина с новой силой.

К концу того же года Никитин почувствовал себя хуже, а затем его здоровье вдруг улучшилось. Никитин собрался с духом и продолжил свою деятельность в литературном кружке, который образовался вокруг некоего М.Ф. Де-Пуле. А также Никитин продолжает работать над открытием воскресных школ и над проблемой общего повышения грамотности учащихся.

В мае 1861 года Никитин подхватил сильную простуду, которая впоследствии привела к такому тяжелому заболеванию, как туберкулез, который и стал финальным аккордом в его жизни. Пока Никитин лечил это заболевание, он очень плохо себя чувствовал, еле передвигался и не имел ни моральных, ни физических сил, чтобы заставить себя что-то сделать. А вот его отец, к примеру, остался совершенно слеп и глух к болезни сына, и продолжал злоупотреблять алкоголем, как и раньше.

Самые первые работы этого автора датируются 1849 годом. Рассматривая творчество Никитина в целом, можно сделать однозначный вывод о том, что пережитые им страдания, душевная тоска, грусть и ощущение некоторой безысходности, так или иначе, наложили свой отпечаток на все его творчество. Возможно, все дело было в том, что еще с молодости, он любил уходить сам в себя и оставаться равнодушным к тому, что происходило вне его сознания. Никитин честно старался абстрагироваться от тоски и грусти, которые стали постоянными компонентами в его жизни, и даже писал произведения о вещах, которых ему не приходилось видеть ни разу в жизни. Так, к примеру, некоторые его стихотворения были посвящены морю, такому глубокому, синему и безграничному, а ведь он его никогда не видел.

Вся поэзия Никитина насквозь пропитана желанием поэта осмыслить и осознать жизнь, попытаться хоть немного изменить ее, даже если эта задача, в конце концов, оказывалась ему не по силам. Его мечты не соответствовали реальности, а стремление закрывать на очевидные вещи глаза, просто убивало его. Но, все же сумев хоть немного перебороть себя и наклонность творчества, Никитин в 1849-1853 годы, как мог, старался не замыкаться на собственных переживаниях, пытался заинтересоваться окружающими его вещами, и в итоге, свет увидели некоторые из его общественных мотивов, под названием «Тишина ночи», «Оставь печальный твой рассказ», «Певцу», «Мщение» и «Нужда».

В те годы, Никитин был еще слишком молод, чтобы иметь собственную, устоявшуюся точку зрения на множество проблем, а потому, произведения тех лет, немного отдают казенным патриотизмом («Русь»), лишь только, спустя некоторое время, он начинает видеть зло и несправедливость в окружающей его действительности. Он начинает выказывать первые свои протестующие ноты, призывает людей бороться со злом и злыми деяниями, а также с корыстными мотивами, которыми, по его мнению, обладали слишком многие из его окружения («Оставь печальный твой рассказ», «Певцу» и т.д.).

В период с 1849 по 1853 годы Никитин зачитывался произведениями других авторов, пытаясь найти в них ответы, на возможно неразрешенные вопросы. Самое сильное влияние в тот момент на Никитина оказывал Кольцов, особенно, касалось это формы его писательской деятельности («Весна на степи», «Русь», «Жизнь и смерть», «Успокоение», «Наследство», «Песня» и многие другие.) Никитин настолько проникся стилем Кольцова, что большинство его произведений того времени по манере изложения было крайне сложно отличить от трудов самого Кольцова.

Кроме Кольцова большое влияние на Никитина в период с 1849-1853 гг. оказывают работы М. Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и прочих известных поэтов того времени. Постепенное осмысление жизненных реалий и некоторых загадок человеческой души, а также человеческого сознания, во многом определили направленность работ Никитина того времени. В них слишком много риторической темы, некой искусственности («Дума», «Кладбище», «Развалина»).

1853 г. не является окончательным в такого рода произведениях, периоды жизни Никитина и после 1853 года будут отличаться воздействием лишних переживаний и сложных выводов и раздумий. Но, помимо этого, в его произведениях начинают все активнее звучать нотки этнических элементов и народного колорита («Новая борьба», «Донцам», «На взятие Карса» и др.). А вот его такие произведения, как «Моление о Чаше», «Сладость молитвы», наоборот, пропитаны религиозными мотивами.

В большинстве ранних произведений Никитина отчетливо чувствуется влияние М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина («Кулак», «Новая борьба», «не широк мой двор», «Измена», «Уж как был молодец» и «Бобыль»), но, вместе с тем, нельзя не отметить, что также более активным становится и желание Никитина найти все-таки свою собственную стезю, и как можно меньше поддаваться влиянию других авторов. Несмотря на такое желание Никитина, все же в его произведениях, которые относятся к периоду с 1854 по 1856 год, угадывается воздействие, которое оказывал на него Второв и члены его литературного кружка (как вы помните, Никитин был активным участником данной организации). И лишь к 1857 году можно отнести тот факт, когда его в литературных кругах начинают воспринимать, как самостоятельную творческую единицу, а не как копирку творчества многих авторов, которые были известны задолго до него самого.

После 1857 года произведения этого автора являют собой самое прямое и непосредственное отражение его душевных переживаний, проблем, забот и размышлений, которые, к сожалению, оказывались не всегда такими красочными и яркими. Время шло к 60-м годам, и вместе с тем, как поэт совершенствовался и развивался сам Никитин, который к этому времени научился философски подходить к проблемам окружавшей го действительности. И, даже, невзирая на то, что Никитин не сумел, как он полагал, в полной мере, раскрыть свой талант, его стихи 1860 года отличаются уже гораздо большей самостоятельностью мышления и логически построенных выводов. Как только, он показал литературному миру, что и сам чего-то стоит, смерть внезапно нарушила все его планы и намерения. Так и не сумел Никитин полностью показать, на что способен и как он может еще писать.

Одной из самых сильных направленностей его творчества является этнографическая сторона его работ. Он сумел очень точно в своих произведениях передать народные традиции, обычаи и обряды, сумел подчеркнуть именно те достоинства жизни и быта простого народа, которые наиболее полно и точно раскрывают и обрисовывают картину народной жизни. Его искренняя привязанность к простому человеку, любовь к русской природе, сочувствие нелегкой доле, которая выпала многим крестьянам в то время, а также страстное и всепоглощающее желание хотя бы немного облегчить мучения и труд родного народа,- все это вкупе и дало свой результат, который отразился на его произведениях.

Еще одной уникальной способностью Никитина было умение объективно раскрывать и показывать стороны народной жизни. Несмотря на то, что он всем сердцем и всей душой любил свой народ и свою страну, он никогда не стремился целиком и полностью идеализировать его. Описывая в своих работах, как положительные, так и отрицательные черты народного характера, он пытался дать максимально беспристрастно подойти к этому вопросу, а, следовательно, и презирал все отрицательные черты, такие как деспотизм, грубость, пьянство и другие. Все эти отрицательные характеристики русского характера он высмеивал в своих произведениях «Упрямый отец», «Дележ», «Порча» и другие.

Но все же, несмотря на свою привязанность к сельским жителям, Никитина можно отнести к любителям городской жизни. Он хоть и наведывался изредка в окрестные села Воронежа, но преимущественно, предпочитал оставаться в городе.

Также, большое значение для Никитина, с точки зрения писательского таланта, оказал Некрасов, который в то время уже пользовался довольно большой известностью. Творчество Некрасова, в некотором смысле, определило направленность развития поэзии Никитина, так как, некрасовская сатира, ирония и поразительное чувство юмора, открывали в самом авторе новые грани и стороны. Но, как очевидно, вся жизнь Никитина состояла из резких контрастов, так, к примеру, в 1860 году он написал стихотворение, посвященное Некрасову, в котором в довольно резкой форме высказался о творчестве писателя и о его натуре, в целом.

Но, подводя итого всему вышесказанному, можно сделать один главный вывод - все творчество Ивана Никитина всегда, в той или иной мере, отражало его переживания и сомнения, постоянно мечущееся настроение передергивало направленность его произведений в сторону оптимизма и искренней веры и надежды на светлое будущее. Хотя буквально на следующий день Никитин уже писал стихи, полные горечи, пессимизма и ноток горькой иронии.

Все творчество Никитина имеет в себе большую долю автобиографичности, некоторые события, которые имели место быть в его жизни, навсегда оставили глубокий отпечаток в его многочисленных работах. Особенно, в то время, когда болезнь сковала Никитина, все его стихотворения (уже последние стихотворения) были насквозь пронизаны грустью и мрачными размышлениями и тяжкими думами. Главным источником негатива, который нашел свое точное отражение в его произведениях, было не только личное горе и постоянный стресс, в котором он пребывал, пока жил с пьянствующими родителями, но также и суровая социальная действительность, которая всегда мучила Никитина своей несправедливостью, и порой, жестокостью.

Никитин не являлся великим поэтом своего времени, но все что он делал, он делал с душой, с сердцем с искренним и честным отношением к себе, к работе и к людям. Именно поэтому его произведения (особенно некоторые из них) являются, поистине, апогеем гуманизма и человеколюбия- тех качеств, которые уже в то время являлись большой редкостью!

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Никитина Ивана Саввича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793-1864). Учился в духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861).
В 1844 году отец Никитина купил на улице Кирочной постоялый двор и поселился с сыном здесь. Однако пьянство и буйный характер отца привели семью к разорению, вынудившему Никитина бросить семинарию и стать содержателем постоялого двора.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным.
В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях.
После первых публикаций Никитин вошёл в кружок местной интеллигенции, сложившийся вокруг Николая Ивановича Второва. Близкими друзьями Никитина стали сам Второв и ещё один из участников кружка, Михаил Фёдорович Де-Пуле (будущий душеприказчик, биограф и редактор изданий сочинений Никитина).
Оставаясь содержателем постоялого двора, Никитин много занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей (Шекспира, Шиллера, Гёте, Гюго и других). В 1859 г. Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева, и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.
В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.
Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация - отдельным изданием в 1858 г. (дата цензурного разрешения - 25 августа 1857 г.).
Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак - «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером». В центре поэмы Никитина - образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.
Поэма вызвала одобрительные отзывы критиков.
На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие - очень известными композиторами (Направник, Калинников, Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец...…»), подвергшийся в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.
В 2009 году композитор Александр Шарафутдинов записал на стихи Никитина альбом песен «Радость и Кручина».
Скончался И.С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 года в Воронеже, где и был похоронен. Со временем кладбище ликвидировали, на его месте построили цирк. Могилу И.С. Никитина и ещё несколько могил, одна из которых - захоронение другого известного поэта А.В.Кольцова, не тронули. Это место огорожено и называется «Литературный некрополь».

В тяжком дореформенном периоде началась биография Никитина Ивана Саввича как поэта, поэтому творчество его было наполнено страданиями подневольного, закрепощённого народа. Мотивы нужды, изнурительного труда, безысходного горя, вечной тоски характеризовали каждое его произведение.

Христианин

Поэт умел сопереживать, сочувствовать и помогать страждущим, именно поэтому биография Никитина содержит многие проявления чисто христианского отношения к ближнему. Большая часть его стихотворений и поэм имеет религиозное или философское содержание. Это поэмы "Кулак" и "Тарас", стихотворения "Моление о чаше", "Молитва дитяти", "Молитва". Современному читателю близка его пейзажная лирика, многие стихотворения знают наизусть, и это не зависит от возраста. Всё говорит о том, что биография Никитина судьбой написана навсегда, поскольку мотивы родной природы, здоровья, красивых людей и чистых чувств непреходящи и будут востребованы во все века.

Иван Саввич Никитин родился в сентябре 1824 года в семье небогатого воронежского купца, владельца маленького, практически кустарного заводика. Восьми лет его отдали в духовное училище, после чего он вознамерился стать священником и поступил в духовную семинарию Воронежа. Уже в юном возрасте Иван Саввич Никитин почувствовал жгучий интерес к литературе, читал много поэтических книг и сам пробовал сочинять. Кольцов, Жуковский и Пушкин стали его любимыми стихотворцами.

Мечты и реальность

В мечтах Иван Никитин, поэт, видел себя студентом столичного университета, где у него появилась возможность лицезреть легендарных писателей. Однако отец его разорился, заводик пришлось продать, чтобы купить разваливающийся постоялый двор и ещё долго-долго отдавать накопившиеся долги. Управлять этой гостиницей пришлось будущему поэту, чтобы помочь семье. Потому не только университет остался в далёких мечтах, но и семинарию пришлось оставить.

Об этих годах, наполненных трудом и заботами, он оставил потомкам много писем. Там проникновенно описывается любовь, которую питал к поэзии Иван Никитин. Стихи его наполнены сердечной болью за народ, принуждённый жить в нужде беспросветной, но в то же самое время поёт в каждой букве соловьиная русская речь, любуется окружающим миром, вольными просторами. Душа поэта осталась чистой, приобщённой к прекрасному, утешающейся словом раздольным.

Первые стихи

Иван Никитин стихи начал писать очень рано, как только научился складывать буквы, о чём он сам упоминает в письмах. Но сохранились они, к сожалению, не все. Самые ранние относятся к 1849 году. Первая же публикация сразу показала окружающим, что в мир пришёл настоящий поэт. Это стихотворение Ивана Никитина - "Русь" - стало хрестоматийным. Оно из той плеяды немногочисленных шедевров, которые и по сей день школьники с удовольствием учат наизусть. Никитин Иван Саввич стихи для детей писал всегда, довольно мало у него произведений, которые не были бы им понятны.

А первое опубликованное стихотворение мгновенно было перепечатано практически всеми газетами, издававшимися в России, и поэт стал знаменит. Однако первый сборник стихов появился только в 1856 году. Через три года в Воронеже открылся книжный магазин - оплот просвещения молодёжи, а владельцем его стал Иван Саввич Никитин. Интересные факты из жизни поэта были собираемы теми людьми, которые составляли цвет общественной жизни Воронежа, и которых собирал воедино этот культурный центр провинциального города - книжный магазин. К сожалению, продолжалось это счастье недолго. "В тёмной чаще замолк соловей..." - биография Никитина оказалась очень коротка.

Чахотка

Жизнь поэт прожил короткую, крайне тяжёлую, полную никогда не заканчивающимися хлопотами со множеством огорчений, поскольку отец его после разорения впал в непрекращающийся запой. Но каждую свободную минутку он посвящал занятиям поэзией - читал или писал. Однако силы были на исходе. Жизнь и творчество Ивана Саввича Никитина оборвала чахотка, которой он заболел от переутомления и невозможности обращать внимание на собственное здоровье. Он умер в год, когда рухнуло крепостное право (в 1861-м).

Освобождения крестьян он ждал всю жизнь, и каждой своей строкой торопил это событие. Будучи хозяином постоялого двора, он видел множество самых грязных сцен, общался с самыми разными людьми, принадлежащими к самым разным сословиям. Стихи его передавались из уст в уста даже теми, кто не умел читать, а воронежская интеллигенция называла его "вторым Кольцовым". На самом деле вторым он никогда не был, и от поэтики Кольцова поэтика Никитина довольно сильно отличается даже в самых ранних его стихотворениях, хотя Чернышевский однажды и попенял ему за подражательство.

Стихотворения и поэмы

Николай Добролюбов очень высоко оценил поэму Никитина "Кулак" за оригинальность, отметив и тот творческий рост, который получил поэт с момента предыдущих публикаций. В 1855 году были опубликованы стихи "Уличная встреча", "Жена ямщика", после которых поэт задумался о привнесении нового в свою манеру изложения.

И потому уже через два года пришли стихи, значительно отличающиеся от прежних: "Пахарь", "Ночлег в деревне", "Пряха", "Нищий", затем "Мать и дочь" и знаменитые "Поминки". В строках появились социальные мотивы. Особенно этим отличаются стихотворения "Мёртвое тело", "Старый слуга" и другие, созданные в последние его годы. В 1860-м уже смертельно больной Никитин написал единственное своё прозаическое произведение - "Дневник семинариста", где нашли место воспоминания его юности.

Музыка

Все его стихотворения настолько певучи, что сами просятся в песню. О светлых мгновениях жизни поэт писал: "Мир ясный душу осенит..." Более шестидесяти песен и романсов написали в разное время русские композиторы на стихи Никитина. И до сих пор поэзия Ивана Саввича композиторов интересует. Например, в 2009 году Александром Шарафутдиновым был записан целый альбом под названием "Радость и кручина".

Стихи Никитина всегда насыщены музыкой, они впитали в себя тот народный быт, подобный стону, который заставлял поэта, всю ночь проплакавшего над поэтической строкой, уничтожить её на рассвете, потому что недостаточно правдиво передала она то состояние, которое сделало ночь бессонной. Поэт кропотливо искал правду - пусть не в жизни, а в поэзии. Главное - он её нашёл.

Семья

Иван Саввич был более похож на мать - кроткую женщину, сердобольную, глубоко верующую, даже богомольную. Она, так же как и сам поэт, всю жизнь терпеливо ждала лучшей участи, безмерно страдая от крутого характера своего мужа. Отца знал весь Воронеж. Торговец предприимчивый, но сильно пьющий, первый кулачный боец в городе, о чём семья его знала лучше других. Иван Никитин отца очень любил за крепкость, за серьёзность, за практическую хватку, за деловитость.

Но как поэту мать дала ему значительно больше. Это исключительная, безмерная чуткость души, тонкий поэтический слух, мечтательность и глубокая вера. От самого рождения он общался со странниками, паломниками, богомольцами, которые посещали Митрофаниевскую обитель в Воронеже. Все они приходили в лавочку при заводе - покупать свечи.

Люди

Со всех концов страны сюда стекались люди, народный говор разных областей слышал и отмечал Никитин, ещё будучи маленьким мальчиком. Он очень любил рассказы паломников, охотно читал жития святых и другие духовные книги. Вот именно поэтому и отношение у поэта к русской природе получилось такое трепетное, почти религиозное.

Впоследствии, встречая и провожая ямщиков и извозчиков, купцов и странников, крестьян и бродячих артистов, будучи управляющим постоялым двором, Никитин так же охотно общался с проезжими людьми всей пестроты сословий русского общества. С ним люди были всегда предельно откровенны, поскольку поэт чуток и добр. Хотя истории их по большей части были очень горькими и тяжело ложились на сердце. Отдохновением была только поэзия. Публиковать стихи под своим именем в те времена было дурным тоном, а анонимно в воронежскую газету рукописи не принимались. Именно поэтому так поздно состоялась первая публикация стихов поэта.

Друзья

Члены воронежского кружка любителей чтения, среди которых оказался и редактор местной газеты Второв, сразу полюбили и стихи Никитина, и его самого. Некоторым нравились социальный протест и демократические нотки в его стихотворениях, а остальные упивались религиозными мотивами и гармонией в поэтических пейзажах.

В 1854 году Никитина узнали и в столице - его стихи были опубликованы в "Отечественных записках", а Кукольник написал о Никитине статью в "Библиотеку для чтения". Затем поэтом заинтересовался любитель литературы и высокопоставленный чиновник граф Толстой, после чего вышла отдельная книга Никитина с собственноручно выбранными Толстым стихами и предисловием, им же написанным.

О заимствованиях и подражаниях

Раннее творчество Никитина действительно прошло некую литературную школу, поскольку в его стихах первого периода можно услышать и Пушкина ("Лес"), и Кольцова ("Русь", "Весна в степи"), и Лермонтова ("На западе солнце", "Ключ"), и Майкова ("Вечер"), и Некрасова ("Уличная встреча", "Рассказ ямщика").

Однако это более похоже на единую эстетическую опору, поскольку все вышеперечисленные поэты опирались на фольклорные источники. Всегда есть общий прототип. У Никитина не ученичество это, а фольклорность поэтического мышления, простодушие народных укладов, привычек и отношения к творчеству, которое и в ту пору было в огромной части устным. Никитин даже не поэт, он - сказитель, который и должен жить посредством коллективного творчества.