Игры русскому языку для 5. Дидактические игры по русскому языку в начальной школе. Игра «Следствие ведут знатоки»
Игра «Буква заблудилась»
Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.
Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой!
Д вери гонятся за мной!».
На виду у детворы
Крыс у красят маляры.
Куклу выбросив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый л ук
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался д ом.
Посмотрите-ка, ребятки:
Р аки выросли на грядке!
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно в рачей.
Мы собирали васильки -
На головах у нас щ енки.
Старый дедушка Пахом
На коз е скакал верхом.
Жучка буд ку не доела:
Неохота, надоело.
На пожелтевшую листву
Роняет лев свою листву.
Мама с б очками пошла
По дороге вдоль села.
Миша дров не напилил,
Печку к епками топил.
Синеет море перед нами,
Летают м айки над волнами.
Л. Шибаев
Игра «Типография»
Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.
Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.
Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.
Игра «Слова по теме»
Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.
Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.
Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.
После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.
Игра «Пятерки»
Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.
Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.
Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.
Игра «Поиграем в слова»
Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.
1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:
2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые
Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.
Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.
Игра «Парад грамотеев»
Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.
Кот стремительно мчался на одной ноге.
Она так испугалась, что бросилась в обморок.
На картине изображен ученик средних лет.
Его правая щека весело улыбалась.
Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.
Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.
Он сел на коня и поехал пешком.
Он лег в постель и уснул изо всех сил.
Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.
У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.
Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.
Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.
Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.
Мы спали, но нам не спалось.
Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.
Мальчик облизался до ушей.
Мой любимый уголок природы - солнце.
На крыше было много голубей, человек сорок.
На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.
Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.
Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.
Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.
Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.
В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.
Северный океан очень ледовитый.
Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.
Лицо у него было овальное, как прямой угол.
В своих сапогах я чувствовал себя как дома.
У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.
У него была шпага с одним патроном.
Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.
Я так люблю книги, что даже их читаю.
Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.
Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.
Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.
Я быстро стоял на одном месте.
За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.
У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.
Неожиданно он услышал чей-то взгляд.
Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.
И тогда он взял нож и застрелился.
За кустом белело что-то синее.
Он узнал ее по родинке на правом носу.
Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.
Уши у него торчат кто куда.
Самым любимым временем года у него были каникулы.
Мысли как назло не хотели думать.
Было мне так холодно, что я вспотел.
Слева лес редкий, но дремучий.
Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.
На меня напала мысль.
У Сережи зачесались руки на коленях.
Саша вышел под громкое мычание всего класса.
Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.
Игра «Соберите слова»
Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.
Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»
Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.
гривость |
дуванчик |
||
нтермедия |
снователь |
||
стребитель |
боснование |
||
ипровизация |
бозреватель |
||
спользование |
бщественница |
||
скусственность |
прометчивость |
||
зобретательство |
тносительносгь |
||
носказательность |
врагоукрепление |
Игра «Дружная семья»
Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.
Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).
Л - ли — частица.
И - или - союз.
Т - триста - числительное.
Е - ехать - глагол.
Р - радостно - наречие.
А - а - союз.
Т - тот - местоимение.
У - у - предлог.
Р - розовый - прилагательное.
А - ах - междометие.
Другой пример со словом - трудолюбие.
Т - ты - местоимение.
Р - разве - частица.
У - удивляться - глагол.
Д - десять - числительное.
О - ох - междометие.
Л - легко - наречие.
Ю - юла - существительное.
Б - без - предлог.
И - или - союз.
Е - елейный - прилагательное.
Игра «Найдите числительные»
Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?
Есть у нас три сестри цы.
Вы не знаете их?
Как бы мне ухитри ться
Рассказать о троих.
У одной, что в Стри жове,
Над окошком жил стри ж.
Стри чь она мастерица -
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Устри цах,
Никаких устри ц нет,
Но зато осетри ну
Подают на обед!
А у третьей, в Быстри це,
Быстри на на реке,
И резвятся три тоны
По ночам на песке.
У просто го сторожа -
Не просто рный дом:
Часто в нем стоножка
Бродит под сто лом.
Дорожит сто ножка
Чисто тою ног
И сто личной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто ,
Сразу сто лько обуви
Не носил никто!
У просто й сто ножки
Сто ит постоять,
Можно у сто ножки
Опыт перенять!
Перевод Л. Кондратенко
Игра «Кто больше составит слов?»
Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.
Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».
В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.
(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)
Игра «В словах рекорд будет побит: мы составляем алфавит!»
(по теме: Нарицательные и собственные имена существительные)
Задание : напишите 33 слова нарицательных имен существительных в именительном падеже единственного числа. Каждое слово должно состоять из 5 букв. Из средних букв должен получиться полный алфавит. (Задание можно видоизменить: составить слова из 7 букв, чтобы из четвертых букв получился полный алфавит.)
Тема: Занимательные игры по русскому языку.
Цели:
- обогащать словарный запас и речь учащихся,
- формировать орфографическую зоркость,
- развивать внимание, память, мышление,
- прививать интерес к русскому языку с помощью игры,
- воспитывать навыки взаимодействия во время игры.
Ход занятия
В игре принимают участие 2 класса:
- 1 команда - 4 «а» класс
- 2 команда – 4 «в» класс
В каждой команде выбирается капитан.
Сегодня мы проводим важное мероприятие в нашем классе. К нам пришли гости, болельщики, ассистенты. Они будут вести подсчёт баллов после каждого конкурса. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.
Капитан выбирает конверт (внутри задание).
1. Составь из букв название команды.
1 конверт:
Знатоки.
2 конверт:
Умники.
Ведущий:
Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.
1 задание: «Игра слов»
Каждая команда получает задание на листе.
Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.
ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.
Ответы : ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).
Молодцы, все справились. Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).
2 задание: «Составитель»
Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ )
Ответы : мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.
Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов.
Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).
3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»
Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?
(На экране)
- Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
- Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
- Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
- Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
- Чем кончается лето? (О)
- Любимое лакомство мышей? (Сыр)
- Игра в мячик с ракетками. (Теннис)
- Пчелиная стая называется…(Рой)
- Страшная, зубастая морская хищница. (Акула)
- Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
- К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
- Сушёный виноград. (Изюм)
- Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
- Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
- Что такое салочки? (Игра)
Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.
ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;
СТРАНА – существительное;
ИДТИ – глагол.
Листы сдать жюри для проверки. Подсчёт баллов. Музыка.
4 задание: Игра «Нарисуй пословицу»
Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.
Командам дается конверт. Капитан вытягивает пословицу.
- «Одна голова хорошо, а две лучше».
- «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
Листы сдать жюри. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).
5 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем… ».
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
(Исправь ошибки.)
- Два сапога – тара.
- Ус хорошо, а два лучше.
- Первый клин комом.
- Сашу маслом не испортишь.
(Чей капитан быстрее исправит ошибки.)
Музыка. Подсчёт баллов.
6 задание : игра: «Составь пословицу»
Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.
(Какая команда быстрее соберёт пословицы.)
Подсчёт баллов. Музыка.
7 задание: Игра: « Найди пары»
Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары.
Чья команда первая справиться, поднимает руку.
Музыка. Подсчёт баллов.
8 задание: Конкурс «Отгадай слово».
Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.
1 команда:
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.(Ответ - РАССКАЗЧИК)
2 команда:
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).
Данные очки заносятся на табло.
9 задание: «Крылатые выражения»
Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Задание проводится устно по очереди. Капитан вытягивает карточку с выражением
Музыка. Подсчёт баллов.
10. Домашнее задание: Игра « Наборщик»
Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)
Команды по очереди зачитывают слова.
Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.
Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.
Литература
- «5000 игр и головоломок».
- В.Волина «Праздник букваря».
Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг»
Слайд 2
Разгадайте шарады.
- 1. Возьмите предлог К, стоящий перед местоимением МНЕ.
- 2. Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа.
- 3. Допишите слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?
коснуться
- 1.Приставка у этого слова обозначает приближение.
- 2.К ней прибавили основу от прилагательного КОСНЫЙ.
- 3.Затем суффикс, который пишется у прилагательных после шипящих и ц под ударением (камышовый, песцовый).
- 4. И суффикс с окончанием, как у существительного ВЫПАДЕНИЕ.
прикосновение
Слайд 3
Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:
Здорова. Прибываю в полном благополучии.
Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?
Прибывать – приходить, приезжать куда-либо;
Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.
Слайд 4
Найдите разносклоняемые существительные во всех предложениях:
1.Кузнец ушёл, пожар свирепствовал ещё несколько времени.
2.Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистенёвки.
3.Губернские чиновники трепетали при его имени.
времени, пламени, имени
Слайд 5
Есть пословица «Семеро одного не ждут». А если было бы не семь человек, а девять? Как бы вы сказали?
Девятеро
Слайд 6
Какое числительное во всех падежах имеет окончание –а?
полтора, полтораста
Сколько окончаний у слова семьсот?
Два окончания, оба - нулевые
Слайд 7
Мы говорим: увеличить в полтора раза. ПОЛ – это половина, а что такое ТОРА?
Слово «полтора» образовалось из «полвтора» (половина второй единицы)
Слайд 8
Число 100 изображается тремя цифрами. Название этого числа – сто – тоже состоит из трёх букв.
Найдите другое число, у которого количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа.
1 000 000 - миллион (в слове семь букв и семь цифр0
Слайд 9
Какие разряды местоимений различаются только значением? Привести примеры.
Вопросительные и относительные.
Который час?
Часы, на которые я посмотрел, показывали полночь.
Слайд 10
Отгадайте несклоняемое имя существительное.
Линейной меры единица
В соединенье с буквой гласной
Вам скажет сразу, что в столице
Любой увидеть может сразу?
Слайд 11
Образовать существительные общего рода от слов:
- выскочить
- задираться
- ломаться
- не посидеть
- размазать
- трудиться
- выскочка
- задира
- ломака
- непоседа
- размазня
- трудяга
Слайд 12
Почему частица НЕ с прилагательным ПРОСТЫЕ написана отдельно?
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Имеется скрытое противопоставление.
Слайд 13
Установить, в значении каких наклонений выступают глаголы в данных примерах.
1) И будь не я – корпел бы ты в Твери.
2)Эй, пошёл, ямщик!
3) Вы бы чего-нибудь покушали, Пульхерия Ивановна!
1) Повелительное в значении условного.
2) Изъявительное в значении повелительного.
3) Условное в значении повелительного.
Слайд 14
В роли каких частей речи выступает в приведённых ниже предложениях числительное ОДИН?
1) Один рыбак рассказал, что поймал рыбу весом в три пуда.
2) Все ушли, один я остался.
3) Все как один.
4) Один за всех, все за одного.
5) В одно ухо вошло, в другое вышло.
1) Одинрыбак – неопределённое местоимение.
2)Один я остался – частица (только).
3)Все как один – наречие (дружно)
4)Одинза всех, все за одного – существительное.
5) В одно ухо вошло, в другое вышло- прилагательное.
Слайд 15
В каких из приведённых ниже предложений выделенные слова являются числительными?
1)Прошло около четверти часа.
2)Прошла вторая учебная четверть.
3)Ровно в четверть восьмого меня разбудили.
4)Сейчас половина четвёртого.
5)Отрежь от арбуза половину и дай мне.
6)Хозяин с семьёй занимал вторую половину избы.
четверть восьмого, половина четвёртого
Слайд 16
Литература
1.О.Репина. Тесты к школьному учебнику: Русский язык. 6 класс: Справочное пособие.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-480 с.
Посмотреть все слайды
для учащихся 5-7 классов
«Счастливый случай»
Цели : 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Оборудование: материалы, средства : бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.
Оформление доски:
I. Вступительная часть
1. Учитель:
Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.
На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.
(Дети читают, объясняют смысл)
Но нередко встречаются такие ситуации:
Сценка
– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!
И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,
проверим свои знания.
II. Основная часть. Игра «Счастливый случай»
1. Представление команд. (Название.)
Представление жюри
Вопросы для первой команды
- Сколько букв в русском алфавите? (33
)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка )
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое )
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6 )
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3 )
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что ? (Существительное )
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы )
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка )
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха )
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст )
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква )
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень )
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак )
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог )
Вопросы для второй команды
1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит
)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
3. В предложении есть главные члены предложения и … (В торостепенные )
4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10
)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6
)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой
?
какая
?
какое
?
какие
? (Прилагательное
)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра
)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2
)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы
)
10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол )
11. Подберите синоним к слову верный . (Преданный ).
12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим )
13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание
)
14. Сколько согласных в слове
денёк
? (3
)
3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».
Дети задают друг другу по три вопроса, подготовленных заранее.
4. Третий гейм: «Блиц- турнир для капитанов»
5. Четвертый гейм: «Заморочки» из бочки».
В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.
1.О чём идёт речь?
«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)
2. О чем идёт речь?
Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)
3. Отгадайте шараду:
Мой первый слог – простой предлог,
Звериный рот – второй мой слог.
А если целое прочтёшь,
То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)
4 . “Фразеологический зверинец”
Добавить недостающее слово – название животного.
5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:
Умный человек слова на ветер не бросает.
6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.
6. Пятый гейм: «Тёмная лошадка».
(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)
1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:
1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).
2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).
2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:
1 команда – ласка
2 команда – гусеница
7. Шестой гейм: «Ералаш»
Это что за ералаш?
Тут из слов сварили кашу…
Посоветую я вам:
Всё расставить по местам!
Переставьте буквы и вы узнаете, какие профессии у каждого из носителей данных фамилий.
Задача: узнать слова. Кто быстрее.
Старужлин (журналист)
Кохуджин (художник)
Терапальпедов (преподаватель)
Алербина (балерина)
Цепрадов (продавец)
8. Седьмой гейм: «Гонка за лидером».
Вопросы первой команде.
- Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)
- Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).
- Назови синоним слова актёр . (Артист)
- Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)
- В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).
- Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)
- Что означает имя Виктор? (Победитель)
- Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).
- Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)
- Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)
Вопросы второй команде.
- Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)
- Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)
- Назови синоним слова тревога (Беспокойство)
- Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)
- В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)
- Я – синоним осьминога,
А без с – в метле нас много. (Спрут - прут)
- Что означает имя Екатерина? (греческое) - чистота, благопристойность).
- Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).
- Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)
- Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)
"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!" - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.
Мы должны относиться к родному языку бережно, любовно, думать о нём, изучать его, страстно любить, и тогда нам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.
Вот и подходит к концу игра.
9. Подведение итогов.
10. Награждение победителей.
«Интеллектуальная игра по русскому языку
«Счастливый случай»
Представление команд 1 балл | ||
Первый гейм: | ||
Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе». по 1 баллу за правильный ответ | ||
Третий гейм: «Блиц- турнир для капитанов» 3 балла | ||
Четвертый гейм: «Заморочки» из бочки». по 1 баллу за правильный ответ | ||
Пятый гейм: «Тёмная лошадка». по 1 баллу за правильный ответ | ||
Шестой гейм: «Ералаш». по 1 баллу за правильный ответ | ||
Седьмой гейм: «Гонка за лидером». по 1 баллу за правильный ответ | ||
Итог. | ||