Болезни Военный билет Призыв

Игровые задания на уроках русского языка. Игровые задания на уроках русского языка

Час занимательного русского языка

(Внеклассное занятие для учащихся 5 класса)

Цели:

· обучающая: углубить и расширить кругозор учащихся о языке;

· развивающая: развивать и укреплять навыки мышления, повышать грамотность учащихся;

· воспитательная: прививать любовь к родному языку.

Вступительное слово учителя .

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенком мы засыпаем под мелодичное звучание бабушкиных сказок. А ведь сказка – это язык. Вы ходите в школу. В речах учителя, на страницах книг развертывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. Вот как писал о русском языке в своём стихотворении поэт А. Яшин:

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч!..

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Чем больше человек познаёт мир, тем больше он открывает в нём нового, и всё новое соответственно называет словами. Весь познанный мир отражается в словарном составе языка.

А какая наука изучает язык? Из каких разделов она состоит?

Орфографическая разминка:

    В каком слове сорок А ? (сорока)

    В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стоп)

    Как можно превратить слово мел в мелкое место? Угол – в топливо? Шест – в число? (сделать мягким конечный согласный)

    Что нужно сделать со звуком в слове кость , чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (сделать К звонким)

    Как можно превратить слово семя в слово семья ?

    В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? Вопросы-шутки:

    Чем заканчивается день и ночь?

    Что стоит посередине ЗЕМЛИ?

    Чем кончается лето и начинается осень?

    Какой город летает? (Орел)

    Какая земля никогда не старится? (Новая Земля)

    Какое государство можно носить на голове? (Панама)

Послушайте басню. Попробуйте разрешить спор знаков. Нужны ли они и где должны стоять?

Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак.

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

Кто б говорил, но ты б уж промолчал! –

Знак Мягкий Твердому на это отвечал.

Ты тверд и груб, как суховатый дуб.

Давным-давно пора,как букву ЯТЬ,

Тебя из азбуки изъять…

Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, -

Услышав этот спор, сказала буква А,

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Какой раздел науки о языке изучает слово как часть речи?

Продолжите предложение:

Одно из главных мест в нашей речи занимает …(имя существительное)

Правильно! Почти каждое второе слово является существительным.

А что обозначает имя существительное? (предмет в широком смысле слова)

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет,

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

О какой части речи идет речь? (о глаголе)

Что называется глаголом? Для чего нужны глаголы?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Какую же часть речи можно приложить к имени существительному, чтобы ему стало жить радостнее, веселее? (имя прилагательное)

В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные « прилагаются» к именам существительным и во всем с ними согласуются. В чем именно? (в роде, числе, падеже)

Приведите примеры.

Многоликие слова. Загадки.

Я от солнца, от огня, яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной: весь огромный шар земной. (свет)

Я – все то, что есть на свете, все народы на планете,

Мой омоним – враг войны, друг труда и тишины. (мир)

В тетради я бываю косая и прямая; в другом своем значении

Я – планка для черчения,

И, наконец, порю в шеренгу вас построю. (линейка)

Блиц-опрос:

    Синоним к слову интересный (занимательный)

    Антоним к слову зной . (холод)

    Вершина горы – какое значение у слова? (прямое)

    Вершина славы - какое значение у слова? (переносное)

    Однозначное или многозначное слово гардероб ? (многозначное)

Загадки-складки.

Он на вокзале есть всегда, к нему приходят поезда,

Двойное Р содержит он, а называется.. (перрон)

Загадка эта нелегка: пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я … (хоккей)

На большие расстояния мчится он без опоздания,

Пишется в конце два С, называется … (экспресс)

Слова, слова… Их так много! Они живут себе поживают, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания. Существуют например три отдельных слова – заткнуть, за, пояс. Из них может родиться устойчивое сочетание. Какое? (Заткнуть за пояс). Как оно будет называться? (фразеологизм)

Соберите фразеологизмы:

Душа в пятки…

Без … в голове

Семи … во лбу

Как … в масле

Мерить на свой …

Намылить …

Как кур … в

Хоть … на голове теши

На … не проведешь

царя

сыр

аршин

шею

пядь

ушла

кол

мякина

ощип

Рефлексия.

Мне понравилось…

Мне удалось…

Я доволен … (не доволен) собой

Закончить наше занятие я хочу словами из стихотворения Н. Белко «Русский язык»

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой – это честь.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже двенадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден и могуч

И грозен для врагов.

1. Игра «НАЙДИ ПАРУ!»

Один бросает мячик и кричит: «Книга!» Другой ловит и отвечает: «Глаз!» Потом сам кидает мяч, крича: «Снег!» Третий ловит и отвечает: «Звон!» Вы заметили: один кричит слово, в начале которого есть шумный согласный (например, [к]), а другой ловит мяч и быстро отвечает словом на парный согласный (на [г]). Кто ответит неверно, тот как-нибудь штрафуется. Штрафуется и тот, кто назовет слова, у которых в начале [ц] [ч] [х].

2. Вова и Настя придумывали свой язык, который бы подчинялся тем же законам, что и русский. Вова придумал глаголы курубить, табавить, калужить, талызить . Настя тут же придумала от этих глаголов существительные на -ка (как добавка отдобавить ).

Какие существительные у нее получились? Какие согласные чередуются в конце корня глаголов и существительных?

3. Отгадайте загадки. Найдите в них сочетания двух глухих согласных. Как проверить первый из них?

1). Длинный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

2). Два брюшка,

Четыре ушка.

3). Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

4). На ложке сидит Митрошка,

Свесив ножки.

5). Вся дорожка

Усеяна горошком.

6). Сидит бабка на грядке,

Вся в заплатках.

Кто ни взглянет - тот заплачет.

4. Вспрюшкин - такая фамилия была у одного человека. Сколько ошибок можно сделать в этой фамилии? В каких буквах можно ошибиться? Передают ли эти буквы фонемы в слабых позициях?

5. Вова Бутузов нашел старую тетрадку, а там написано: ливт, шбан, зпруд, фдрысг .

Ишь ты! - сказал Бутузов с любопытством. - Видно иностранец писал.

Кувшинникова Настя посмотрела тетрадку и сказала:

А почему на обложке написано: Вова Бут? Не знаешь, кто это - Вова Бут?

Вова взглянул и руками всплеснул.

Иностранец ли это писал? Объясните, как такое могло случиться.

6. Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Разделитесь на пары. Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха . Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предлдожения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:

Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.

«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.

Наиболее удачные предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю )

7. Назовите самое длинное слово в русском языке (времяпрепровождение ) и слово с тремя «е» на конце (длинношеее ).

8. Игра «ПРОСТОЕ - СЛОЖНОЕ».

Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик . Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых - сложные).

Вместо слова полотенце - ......................, ключ - ..........................., кнопка - ................... .

9. Есть ли слово в русском языке, состоящее только из приставки и суффикса? Может быть, это слово подушка ? (Нет. Первоначально слово подушка было связано с корнем «дух », т.е. «надутое», «мягкое». Теперь оно непроизводное)

10. Вспомните названия сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. («Аленький цветочек», «Сказка о золотой рыбке… », «Сказка о золотом петушке… », «Сестрица Аленушка и братец Ивашушка» и др.)

11. Игра «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

«Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:

Т - ты - местоимение

Р - разве - частица

У - удивляться - глагол

Д - десять - числительное

О - ох - междометие

Л - легко - наречие

Ю - юла - существительное

Б - без - предлог

И - или - союз

Е - еловый - прилагательное

Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.

Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», - но не подсказывать, где ошибка.

12. Игра «ТОЛЬКО В ОДНОМ ЧИСЛЕ».

В современном русском языке есть два числа: единственное и множественное. Но некоторые существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе. Например, молодежь, золото - только единственное;щипцы, шахматы - только во множественном.

Играющие должны разделиться на две группы. Водящий вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Первая группа записывает существительные, которые употребляются только в единственном числе, вторая - существительные, употребляющиеся только во множественном. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Слова для диктовки : часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана, ножницы, виды, сутки, зима, весы, порох, молоко, керосин, трусики, каникулы, горелки, молотьба, родня, бетон.

После записи первая группа для проверки передает свои диктовки второй, а вторая - первой. По количеству правильно записанных слов подсчитываются очки и объявляются победители.

13. Игра «ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ И ЧИСЛАХ».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы и поговорки с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа, например:

Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р. От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле тож.

Множественное число

И. Дела как сажа бела.

Р. Всех дел не переделаешь.

Д. По твоим делам о тебе судят.

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а делами не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на делах.

14. Ответьте на шуточный вопрос: что нужно сделать с существительнымидорога, марка, сера , чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы?

15. Игра «КТО БОЛЬШЕ».

Кто больше подберет фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные, тот и победит.

Для справок. Геркулесовы столпы, танталовы муки, прокрустово ложе, крокодиловы слезы, тришкин кафтан, анютины глазки.

16. Ответьте на шуточные вопросы:

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он - но)

Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного?(За/ я/ ц)

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Цели и задачи:

1. Проверить качество полученных знаний;

2. Способствовать понятию интереса к предмету и получению новых знаний;

3. Расширить кругозор учащихся;

4. Способствовать сплочению коллектива , учить ребят работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива;

5. Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности коллектива.

Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом русский язык.

Вот начнется состязание сейчас,

Путь к победе труден, что ни говори,

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Представление команд (название, девиз).

Конкурс 1 «Разминка». Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» .

1. Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)

2. Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)

3. Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)

4. Обвершка строения или крыша (Кровля)

5. Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)

6. Нарушение равновесия в жизненных отправлениях. (Болезнь)

7. Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька (Камень)

8. Куча, толпа насекомых (Рой)

9. Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)

10. Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды. (Ворота)

Конкурс 2 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. На доске слова: 1-ой команде – СОМ, 2 – ой – ТОМ.

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа , именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

Конкурс 3 лингвистическая угадайка. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

1. «Глаз» автомобиля (фара)

2. «Свежезамороженный» дождь (град)

3. «Слово» регулировщика (свист)

4. Родной или крестный (папа)

5. Шляпка на ножке (гриб)

6. Лесной барабанщик (дятел)

7. Собачья радость (кость)

8. Такса, а не собака (плата)

9. Орел, но не птица (город)

10. Не носки и не чулки (гольфы)

Конкурс 4 «Остров Антиподов».

Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле

. Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

(На карточках) по 2 балла

1 команда:

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

2команда

Идет юноша из светлицы и хвост под домом.

(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)

Конкурс 5 Ребусы, ребусы, ребусы. Решите следующие задачи:

Время 2 минуты за каждый правильный ответ 1 балл

§ Отделите плод от растения. СОШИСНШАКА

§ Растворите белое в прозрачном СВОАДХАРА

§ Уберите горячее – останется холодное. КИАПЯСТОБЕКРГ

§ Найдите друга и врага Буратино. МИБАЛЗЬВИИЛИНОА

§ Зачеркните ядовитое - оставьте съедобное. ПООПГАНЕНОККА.

Конкурс 6 «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2 команде

Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка )

Подведение итогов. Награждение команд.