Болезни Военный билет Призыв

«Художественные особенности поэзии Владимира Маяковского. Был вой трубы - как будто лили

Ранняя лирика Маяковского (стихи "Порт", "Ночь", "Нате!" и другие) считается крупномасштабным явлением в искусстве XX столетия. Среди его произведений пьесы и поэмы, критические статьи, очерки, рисунки, сатирические произведения. Величие Маяковского заключается в его творческой индивидуальности, с помощью которой он постиг тайны поэтического мастерства и законы сцены. Он умело владел пером очеркиста и кистью живописца. Однако в сознание людей Маяковский вошел как самобытный поэт эпохи социальной революции. В своих произведениях он запечатлел ключевые проблемы и события своего времени.

Дух бунтарства в ранней лирике Маяковского

В своих произведениях автор сочетал множество средств. В них мощно звучал голос той эпохи. Это был период подготовки и свершения рабоче-крестьянской революции. В произведениях виден эпический размах сравнений, метафор. Весомость и сила ритма сочетаются с публицистической страстностью. Лирический герой ранней лирики Маяковского обращается к массовой аудитории. Автора часто называют "трибуном". Для такого сравнения в его произведениях есть множество оснований.

Так, в поэме "Во весь голос", считающейся в значительной степени итоговой, он называет себя "горланом-главарем", "агитатором". Несомненно, в этом есть своя истина. Однако сводить стихотворения ранней лирики Маяковского только к агитационно-ораторским обращениям к публике было бы неверно. В произведениях достаточно четко прослеживаются и любовные признания, и добродушная усмешка, и язвительная ирония. Есть в них и грусть, печаль, философские размышления. Ранняя лирика Маяковского, кратко говоря, универсальна. Она многообразна в жанровом плане, многокрасочна по интонационному строю.

Маяковский: художественный мир ранней лирики поэта

Очень точно о свойстве таланта автора высказался в свое время Луначарский. Услышав поэму "Про это", он отметил, что и раньше знал, а после прослушивания окончательно убедился, что Маяковский - тончайший лирик, несмотря на то что сам это понимает не всегда. В авторе это свойство сочеталось с его агитаторскими, ораторскими способностями. Лирика, как правило, рассматривается как художественное выражение внутреннего мира поэта. Она отражает его состояние в тот либо другой момент. Реальная действительность, мир объективных вещей раскрываются в лирических стихотворениях через переживания их автора. События и явления обычно не получают в произведениях непосредственного, прямого изображения. Они запечатлены в той реакции, в том чувстве, которое они вызывают у автора. Именно такой является и ранняя лирика Маяковского.

Стихи могли быть посвящены самым разным явлениям - любви или битвам между классами, спорам о назначении искусства или путешествиям за рубеж. Повествование о событиях неразрывно связано с выражением чувств и мыслей автора, раскрытием его собственного "я". Размышления и переживания не просто придают специфичную эмоциональную окраску творчеству. Художественный мир ранней лирики Маяковского проявляется в изображении им жизненных явлений, политических событий. Эмоциональная составляющая присутствует и в агитационно-производственных шедеврах. Можно без преувеличения отметить, что лиризм выступает как объединяющая и всепроникающая сила в творчестве поэта, он просматривается даже в тех произведениях, которые по структуре не относятся к лирическим.

Противоречивость автора

Несмотря на присутствие лиричности в стихах, Маяковский зачастую в них выступает против него. Это, например, видно в произведении "Юбилейное", где он говорит о восприятии этого направления "в штыки". Полемически-враждебная реакция, между тем, проходит сквозь все творчество автора. В особо язвительной форме он реагирует на любовные темы. В произведениях автора прослеживается неудовлетворенность традиционными возможностями для самораскрытия. Постоянный поиск, стремление расширить границы творчества - ключевые идеи, которые провозглашает ранняя лирика Маяковского. Сочинение любого произведения требовало простора для мысли.

Эмоциональная составляющая

Все, что происходило в жизни, вызывало у автора страстную заинтересованность. У него было особое восприятие событий. Что бы ни происходило в жизни, даже на значительном удалении от него, он воспринимал как собственное, кровное, глубоко личное дело. Исключительная эмоциональная реакция автора на явления не могла уместиться в традиционные лирические формы. Она требовала простора для выражения. Темы ранней лирики Маяковского многообразны. Он пишет о быте, любви, политике, истории. Все это не выступает в его произведениях в качестве отдаленного фона. Каждое событие в той или другой сфере жизни является ключевым объектом произведения.

Ранняя лирика Маяковского - это совершенно новое направление для ХХ столетия. Она, в отличие от предшествующих ей, широко охватывала социальную и политическую действительность.

Начало работы

Достаточно рано Маяковский увлекся подпольной революционной деятельностью. Как и многие другие подпольщики, он был пойман и заключен на 11 месяцев в Бутырскую тюрьму, в одиночную камеру. Судьбу будущего поэта решил Столыпин. Именно по его распоряжению узник был отпущен. Во время пребывания в заключении Маяковский много читал. После освобождения его охватило страстное желание работать в искусстве. Он хотел создать социалистическое направление. В результате Маяковский поступил в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. С того момента он несколько охладел к революционной борьбе. В ходе обучения он познакомился с группой молодых поэтов и художников. Они называли себя творцами искусства будущего - футуристами. Все это особым образом повлияло на раннюю лирику Маяковского.

Специфика произведений

Особенности ранней лирики Маяковского заключаются в массе жанровых образований, напряженном ритме, неожиданности сравнений, зрелищности образов. Окружающая действительность для автора предстает в качестве живого организма, который ненавидит, любит, страдает. Поэт очеловечивает реальный мир:

"Простыни вод под брюхом были.
Их рвал на волны белый зуб.
Был вой трубы - как будто лили
любовь и похоть медью труб".

Произведение поражает сочетанием несоединимых в традиционном плане образных рядов. Это производит сильнейшее впечатление. Ранняя лирика Маяковского может нравиться или не нравиться, но равнодушным она не оставляет.

Зрелищность

В своих произведениях автор создает яркие, запоминающиеся образы. Особенно четко это видно в таких стихах, как "Порт", "Утро", "А вы могли бы?". Автор смело соединяет в одном ряду абсолютно разноплановые понятия. Благодаря удивительно точному воспроизведению, использованию штрихов действительности, увиденных Маяковским в неожиданном ракурсе, строки запоминаются, врезаются в память. Автор показывает "адище города", где нет счастья и радости. Мрачен и тяжел пейзаж: "выжженный квартал", "кривые лошади", "царство базаров". По дорогам идут "усталые трамваи", солнце на закате кажется автору "вытекающим глазом", ветер предстает плачевным и хмурым. Город душит и сковывает поэта, вызывая в нем отвращение.

Трагизм

Ранняя лирика Маяковского наполнена печалью, страданием, переживаниями. Это явно видно в произведении "Я". Тема одиночества проявляется с различной силой в разных его стихах: "Надоело", "Послушайте!", "Дешевая распродажа" и др. В произведении "Себе любимому" автор обращается к окружающему, его слова наполнены болью, душевными муками:

"А такому,
как я,
ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?"

Любовь

Даже в ней герой Маяковского не находит спасения. Он стремится к всеобъемлющему, огромному чувству - на меньшее он не согласится. Обретя такую любовь, герой не перестает быть несчастным и одиноким. Его чувства становятся оскверненными и приниженными под влиянием собственнических отношений. Так, в поэме "Облако в штанах" любимая отвергает героя, предпочитая мещанское благополучие. Аналогичный мотив просматривается в поэме "Человек". В этом произведении возлюбленная продалась Повелителю Всего, а Поэту ничего не досталось. Автор приходит к выводу, что истинной любви не место в уродливой действительности.

Мотив

Герой лирики Маяковского стремится преодолеть одиночество. Он идет к людям, тянется к ним, надеется найти у них поддержку и сочувствие. За человеческое, ласковое слово он готов отдать все свои душевные богатства. Но его будет ждать глубокое разочарование: он никем не понят, никому не нужен. Его окружает безликая толпа. Лирический герой обладает и грубыми чертами, в некоторых случаях он даже циничен. Так, в произведении "Теплое слово кое-каким порокам" он "прославляет" власть денег, "издевается" над трудовым народом, "приветствует" шулеров и вымогателей. Так выражается его показной цинизм, скрывающий истинную боль, трагическую иронию. Эту маску автор надевает из-за величайшего отчаяния, усталости от неприкаянности, единоборства с обывательщиной, "громадиной" зла.

Предметность

Ранняя лирика Маяковского насыщена социальными проблемами. Его произведения заложили фундамент искусства, рассчитанного на массы. Речь автора "огрубляется", упрощается. В произведения включаются вещные и бытовые образы. Это говорит об отсутствии связи поэта с футуристами. В произведениях молодого автора реализован принцип вещности, предметности. Отвлеченные чувства и понятия превращаются в осязаемое, зримое, реальное. Овеществление имеет в творчестве воинствующий гуманистический характер. В произведениях просматривается то, что отсутствовало у футуристов, - социальное содержание.

Культурная связь

Маяковский страстно проповедовал новое искусство. Он даже предлагал сбросить Пушкина и прочих классиков с "парохода современности". Однако, анализируя суть произведений Маяковского, можно легко проследить связь с русской культурой, а именно с сатирой Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Автор следовал классическим литературным традициям. В частности особо ярко прослеживается связь с произведениями Некрасова, в которых ключевое место занимала иллюстрация капиталистического города. Гуманистический пафос творчества Маяковского роднит его с литературой Горького. Так, показательным в этом плане является название поэмы "Человек". Однако главное, что сближает автора с классикой, - это гражданственность поэзии, его живой отклик на современные явления.

Критический пафос

Дореволюционная лирика поэта тесно связана с поэмами и выступает как вступление к ним. В произведениях присутствует мотив протеста. Тема "народ и поэт" занимает центральную позицию в лирике. Первая мировая стала важнейшим испытанием для многих литературных и художественных направлений. Она выявила их истинную сущность, показала подлинное отношение к интересам нации, потребностям народа. Отзываясь своей поэмой "Война и мир" на начало войны, Маяковский политически остро оценивает ее империалистическую сущность. В творчестве автора стал усиливаться критический пафос. Его голос призывал к революции, выступал против империалистической бойни. Это прослеживается в таких произведениях, как "Я и Наполеон", "Вам!" и других.

Трагичность существования человека

Эта тема очень ярко описана в лирике Маяковского. Он говорит о существовании человека в условиях капитализма, выступает ярым его противником. Поэт в своих произведениях обнажает процесс обесчеловечивания чувств и самих людей, выступающий как ключевое свойство буржуазного общества. Автор разоблачает фальшь акмеистов, иллюстрирует показной, декоративный характер их оптимизма. Против буржуазного мира были направлены стихи о "сытых Сытиных", "чирикавших перепелами" поэтах, ученых-прислужниках, о "лепрозории" - капиталистическом городе.

Автор говорит о том, что классовое общество калечит красивого и сильного от природы человека. В своих произведениях он открыто выражает ненависть к эксплуататорам и любовь к народным низам, порабощенным, обездоленным людям, смятым этим строем. Он выступает за подъем самосознания человека. Капиталистическая система обрекает народ на физическое и духовное вымирание. Поэт это ясно понимает и формирует образ бунтующего героя. Конфликт с окружением, существовавший сначала как разъединенность с толпой, впоследствии начинает приобретать все большую социальную направленность.

По ходу усиления общественно-политических мотивов в своем творчестве автор все дальше отходит от формализма футуристов. В этом плане весьма показательны различия между памфлетом "Вам!" и произведением "Нате!". Первое было написано спустя полтора года после второго. Стихотворение "Нате!" показывает издевательское отношение Маяковского к толпе. Она характеризуется исключительно внешними признаками. Памфлет "Вам!" отличается ярко выраженной политической окраской. Здесь автор обличает не обывателя как такового, а тех, кто стремится нажиться на войне.

Многие считают, что Маяковский обладал “громким голосом” трибуна революции, был поэтом общественным по преимуществу, как он сам написал: “Себя смирял, становясь на горло собственной песне”. Все это и так, и не так. Голос был действительно громкий, рост - высокий, подбородок - мужественный, хотя совсем не такой квадратный, как на большинстве изображений поэта. Но душа у поэта всегда была нежной, ранимой, уязвимой, податливой на любовь и ласку, чувствующей чужую боль, как свою. Всякое чувство другого немедленно отзывалось во всем существе поэта. Он находит “родственные души” там, где никому до него вообще не пришло бы в голову искать эту родственность. Весь мир вокруг него - живой. Это можно видеть в стихотворении “Скрипка и немножко нервно...”. Поэт, взбудораженный, обожженный жалобами скрипки, ее беззащитным одиночеством, предлагает ей “жить вместе”, потому что он - и сам такой же.
“Сам такой же” - одна из центральных эмоций ранней (и не только ранней) лирики Маяковского. В стихотворении 1918 года “Хорошее отношение к лошадям”, написанном не в самое спокойное время, когда от “трибуна революции” уже ждали (да и получали) другие стихи, есть такие строки: “Подошел и вижу глаза лошадиные... Улица опрокинулась, течет по-своему...” Вот это было в нем главное - увидеть глаза, отразиться в этих глазах, влиться в них, но главное - принять в себя изливающуюся из них “общую звериную тоску” и откликнуться, броситься навстречу в неудержимом порыве: “я - как ты”: “Лошадь, не надо, лошадь, слушайте, - чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь”. А скрипке, лошади,
человеку, оказывается, именно этого и надо - сочувствия, со-понимания, сострадания, то есть ощущения своего не-одино-чества, ощущения своей причастности к другим жизням, совсем не похожим на твою: “Может быть - старая - и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль моя ей показалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило”.
Мне кажется, нужно обладать какой-то слезной нежностью и жалостью к миру вокруг себя, острым ощущением его хрупкости, малости, податливости, чтобы написать такие стихи: “Плыли по небу тучки. Тучек - четыре штучки: от первой до третьей - люди, четвертая была верблюдик”. И еще - ощущением собственной огромности, взрослости и способности пожалеть и утешить. Каким-то странным чувством, что от твоей заботы и тревоги все зависит в этом мире. Мое любимое стихотворение этого периода - “Послушайте”. В нем забота и тревога, без которых ничего не совершается и не совершится в мире, выражены в пронзительных строчках про человека, которому нужно, необходимо, чтобы зажигались звезды: “И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: “Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!”
Это ощущение своей огромности имеет и еще одно выражение - в соизмеримости поэта со всем миром, в том, что поэт, как некий гигант, если спорит - так с Богом, если играет на флейте - так это “флейта водосточных труб”, если его лихорадит - так мир сотрясает гроза. Он огромнее всего, что можно вообразить в мире, и поэтому часто ощущает свою ненужность и одиночество. Наиболее прямо это чувство выражено им в стихотворении “Себе, любимому, посвящает эти строки автор”: “Если б был я маленький, как Великий океан, - на цыпочки б волн встал, приливом ласкался к луне бы. Где любимую найти мне, такую, как и я? Такая не уместилась бы в крохотное небо!”
Мне кажется, что и революцию Маяковский ощущал, как вулканическое сотрясение собственных нервов, души и тела, поэтому он не мог не писать о ней. От любви поэта содрогался целый мир, и поэт не мог не отозваться на содрогания целого мира.

МЕДАЛЬНОЕ” ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

Ранняя лирика В. Маяковского. Её поэтическое новаторство.

Я знаю, ваш путь неподделен...

Б. Пастернак

До края полное сердце

вылью

В исповеди...

В. Маяковский

Поэт обычно похож на свои стихи. Не менее справедлива и “обратная” формула: в созданиях поэта отчётливо проступают его личностные черты. Не только духовный его облик, но и внешность, манеры, привычки, голос, имя непременно “отзываются” в строчках стихов, удостоверяя их подлинность и неповторимость.

Владимир Маяковский... Разве в “лесенках” строк поэта с их глубокой и всегда неожиданной рифмой, смысловыми и эмоциональными контрастами, густой метафористикой, тягой к гиперболам не явлено со всей узнаваемостью то, что многократно засвидетельствовано и мемуарами, и фотографиями, и анкетами (по учётной карточке Московской охранки, заполненной при первом аресте Маяковского весной 1908 года, видно, например, что рост 14-летнего(!) арестанта - 185 сантиметров)? И фамилия у этого крупного, с мощными лёгкими и широким шагом, человека такова, что кажется чуть ли не намеренно - как, положим, у Светлова или Багрицкого - придуманной для его стихов. Разве из-под пера Александра Блока или Сергея Есенина могли выйти обращения и признания, естественнейшие для того, кого звали Владимиром Маяковским: “Мир огромив мощью голоса, иду - красивый, двадцатидвухлетний” или “Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!”

Он идёт, “красивый, двадцатидвухлетний”, пристально вглядываясь в окружающее и в собственные переживания, чувствуя свой ум, силы, талант, стремясь, как свойственно любому человеку, оценить мир, найти своё место в нём, “выбросить старьё на свалку истории”, сказать своё слово, новое по содержанию и форме.

Ранняя поэзия Маяковского поражает нас, читателей, многообразием жанровых образований. Это и оригинальные зарисовки городского пейзажа (“Ночь”, “Утро”, “Порт”, “Вывескам” и другие), и стихотворные монологи, прямо обращённые к слушателю (“Нате!”, “Вам!”, “Послушайте!”), и сатирические “гимны” (“Гимн судье”, “Гимн критику”, “Гимн обеду”), и “самопортреты”, выдержанные в эксцентрическом или лирико-ироническом стиле (“Ничего не понимают”, “Вот так я сделался собакой”, “Надоело”, “Никчемное самоутешение”), и романтическая внефабульная поэма с лирической структурной основой (“Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”, “Человек”).

Весь мир для Маяковского - живой организм, который любит, ненавидит, страдает. В стихах поэта он очеловечен. Вчитаемся в строки стихотворения “Порт”:

Простыни вод под брюхом были.

Их рвал на волны белый зуб.

Был вой трубы - как будто лили

любовь и похоть медью труб.

Стихотворение поражает соединением традиционно несоединимых образных рядов, что производит оглушающее впечатление. Эти строки могут нравиться или нет, равнодушными они не оставляют.

Чтобы представить себе мироощущение молодого Маяковского, его “взаимоотношения” с планетой Земля, прочитаем стихотворения “Я” и “От усталости”. И сразу увидим, что поэт называет луну “моя любовница рыжеволосая”, страдает от неприкаянности своих песен, обращаясь к луне со словами:

В бульварах я тону, тоской песков овеян:

ведь это ж дочь твоя-

моя песня

в чулке ажурном

у кофеен!

Ничего нового, по существу, поэт не говорит: всех поэтов беспокоит судьба собственных творений. Но какова форма! В её оригинальности и смелости Маяковскому не откажешь! Внимание к форме, поиск её новизны - основное в футуризме. Отсюда - ломка привычных для нашего уха стихотворных размеров, новое графическое оформление, новые ассоциативные ряды:

Земля!

Дай исцелую твою лысеющую голову

лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот...

Необычные сравнения:

Квакая, скачет по полю

канава, зелёная сыщица,

нас заневолить

верёвками грязных дорог.

Вообще, природа сама по себе не объект изображения для Маяковского. Вспомним из его автобиографии: “Перевал. Ночь... В расступившемся тумане под ногами - ярче неба. Это электричество. После электричества совершенно бросил интересоваться природой. Неусовершенствованная вещь”. Как не вспомнить тургеневского Базарова с его знаменитым: “Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней - работник”!

Маяковский - урбанист (певец города со всеми его красотами и уродствами). Посмотрим на самые первые стихи о городе - “Ночь” и “Утро”. День, “багровый и белый, отброшен и скомкан”, вечера зелёный сумрак собрал причитающуюся ему “горсть дукатов”, “а чёрным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие жёлтые карты”, “синие тоги” набросилась ночь на городские площади и бульвары, на здания в браслетах огней. По ночным улицам “толпа- пёстрошерстая быстрая кошка - плыла, изгибаясь, дверями влекома” в поисках развлечений и удовольствий. Это описание города в стихотворении “Ночь” не может вызвать у нас ассоциаций: наши города уже вечером пустынны, страшны, угрюмы, но ведь Маяковский описывает город 1912 года, не тронутый ни войной, ни революцией.

Но позади ночь развлечений, “угрюмый дождь скосил глаза”, гибнут фонари, “цари в короне газа”, и то, что было красиво ночью, - почти безобразно при утреннем свете, который “для глаза сделал больней враждующий букет бульварных проституток”. И вот восток бросает в одну пылающую чашу всё, что осталось от ночного пира (стихотворение “Утро”).

Часто современность в стихах Маяковского предстаёт в мрачных, окрашенных трагическим колоритом картинах (“Из улицы в улицу”, “Адище города”, “Послушайте!”). Жизнеутверждающая тональность городских пейзажей в самых ранних стихотворениях Маяковского сменяется тревожной нотой насилия над телом и душой человека, даже над творением его рук:

Лифт души расстегнули.

Тело жгут руки.

Кричи, не кричи:

Я не хотела!” -

резок

жгут

муки.

Поэт разделяет эту муку: “я - где боль, везде и чувствую - “я” для меня мало. Кто-то из меня вырастает упрямо”. В стихотворении “Я и Наполеон” поэт восклицает:

Мой крик в граните времени выбит

и будет греметь и гремит,

оттого, что

в сердце, выжженном, как Египет,

есть тысяча тысяч пирамид!

В стихотворении “Я” Маяковский использует библейский сюжет о вселенской боли Христа, сранивая свою боль с болью Божьего сына:

... пролитая кровь моя льётся дорогой дальней.

Это душа моя клочьями порванной тучи в выжженном

небе

на ржавом кресте колокольни!

Лирический герой раннего Маяковского традиционно для русской классической поэзии трагичен, и высота трагедийности необычайна. Кто же мог сравнить себя с самим Богом? Подумайте: либо тот, для кого Бог - просто символ без веры, либо тот, кто ощущает в себе силы стать творцом справедливого мира, приблизить время, когда

Люди родятся,

настоящие люди,

бога самого милосердней и лучше!

Маяковский отождествляет Поэта с Мессией, призванным перестрадать за всех и тем самым очистить мир “от всякой скверны”. И если в трагедии лирический герой идёт к “тёмному богу гроз”, чтобы бросить ему в лицо, как обвинение, слёзы человечества, если в “Облаке...” он - тринадцатый апостол, то в “Человеке” - это тот, кто умер и воскрес, из-за которого “... отхлынули поклонники от гроба господня. Опустела правоверными древняя Мекка”. Мир может спасти только сам человек, “не бог, не царь и не герой”, но - поэт, ибо только поэт может чувствовать боль мира как свою.

Как мечтает Маяковский о единении “душ и сердец”! Но “нет людей. Понимаете крик тысячедневных мук? Душа не хочет немая идти, а сказать кому?” Если вы когда-нибудь страдали от одиночества, от невозможности иметь рядом с собой близкого человека, вам должна быть понятна страстная готовность поэта (ведь его переживания обострённее наших!) отдать всё великолепие своей души и само своё бессмертие “за одно только слово ласковое, человечье”.

Поэт открывает нам, своим читателям, шкатулки бесценных слов, он их создатель и хранитель, их “мот и транжир”, и ему нестерпимо больно встречать непонимание (стихотворение “Нате!”). Мировидение поэта отличается от нашего восприятия окружающего. Мы часто не желаем взглянуть на привычное по-новому, отказываем в этом праве другим, отталкиваем новизну и необычность, вместо того, чтобы обогатить себя. Об этом трагическом непонимании говорит Маяковский в стихотворении, которое так и называется - “Ничего не понимают”. В адрес человека, посмевшего сказать нечто, с точки зрения обывателя, абсурдное, летят оскорбления:

Сумасшедший!

Рыжий!”-

запрыгали слова.

Но этот мир - его мир. “И только боль моя острей - стою, огнём обвит, на несгораемом костре немыслимой любви”,- заявляет поэт в стихотворении “Маяковский векам”.

Разве не потрясающе, когда, огромный, “железный”, Маяковский становится нежным и добрым, как беспомощный щенок? Людям нужны такие стихи, потому что всегда люди должны помнить о том, что они Люди. Человек должен любить, верить, надеяться, ревновать, страдать, дружить и любить сказки. И поэтому Маяковский будет жить! Он будет прославлять и проклинать, ласкать и бороться, любить и ненавидеть.

А пока... поэт ждёт от времени перемен к лучшему, обращаясь в апреле 1917 года к своим читателям со словами:

Сегодня

до последней пуговицы в одежде

жизнь переделаем снова.

Маяковский был уверен, что в будущем люди станут совершенно другими. Им будут неведомы искушения “меланхолишки чёрной”, им не придётся страдать от “взаимных болей, бед и обид”, они освободятся от “когтистого медведя ревности”, и им не нужно будет наступать “на горло собственной песне”. И уж конечно, они-то никогда не скажут: “Для веселия планета наша мало оборудована”, а тем более: “Очень много разных мерзавцев ходят по нашей планете и вокруг”. С высоты этого будущего Маяковский порой ощущал себя в чём-то лишь человеком сегодняшнего, в историю уходящего дня: “С хвостом годов я становлюсь подобием чудовищ ископаемо-хвостатых...”. Однако сегодня мы обнаруживаем его строки не в “курганах книг, похоронивших стих”, и сам он воспринимается нами не как человек вчерашнего дня и даже не только как наш современник, но и как человек будущего. Пророчески точно сказала об этом Марина Цветаева вскоре после смерти поэта: “... своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго ещё нас будет ждать”. И ещё: “... оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придётся не назад, а вперёд”.Маяковского . Впервые появившись в ранних его стихах, видоизменяясь и развиваясь... протоптанней и легше? В. Маяковский Богатую глубокими мыслями и разнообразными чувствами лирику Маяковского можно сравнить с большим...

  • Любовная лирика В.Маяковского

    Реферат >> Литература и русский язык

    Для меня стала любовная лирика Маяковского . О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют... (из поэмы "Про это") Любовная лирика Маяковского . И, все-таки, возникает вопрос: ... "... А я вместо этого до утра раннего в ужасе, что тебя любить увели...

  • Шпаргалка по Русской литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    И событий. Поэтика ранней лирики В. Маяковского . Поэма «Облако в штанах». 51.Ранняя лирика Маяковского . В лирике Маяковского изображается строй мыслей... сливаются с чувствами всего советского народа. Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих...

  • Творчество В.В.Маяковского

    Биография >> Литература и русский язык

    Вселенной...) Михаил Эпштейн. Для раннего творчества В.Маяковского характерно принципиально новое в русской поэзии... знают они и другого: есть ранний Маяковский , тонкий лирик , необычайно одаренный стилист, подлинный новатор...

  • Разрыв поэта и действительности – важнейшая особенность ранней лирики В. Маяковского. Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что “я” для него мало, он выступает новых истин, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но этот трагизм не ведет пессимизму, напротив, он рождает мысль о действии, о борьбе, о революции. Поэт обличает, проклинает, протестует; он ждет, торопит, зовет революцию, предчувствуя ее приход, и вместе с ней обновление жизни.
    В одном из ранних стихотворений Маяковского “А вы могли бы?” намечена главная тема его творчества – “Я и мир”. Поэтическое “я” противопоставлено тем, кто никогда понимает поэта, кто навсегда остается в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит “на блюде студня” “косые скулы океана”, для кого восточные трубы не запоют подобно флейте.
    Противопоставление поэтической чуткости и эстетической глухости с особой силой проявилось в завершающих строках стихотворения, динамичных, звучащих резко, как вызов:
    А вы
    Ноктюрн сыграть
    Могли бы
    На флейте водосточных труб?
    Это стихотворение позволят говорить о том, что уже в первых своих опытах Маяковский выступает как поэт самобытный и оригинальный.
    В ранней лирике Маяковский заявляет о себе и как о поэте города. Его лирический герой изображен человеком заблудившийся в лабиринтах современного города. Конфликт между ним и средой становиться все более драматичным, острым и напряженным. В стихотворении “Нате!” мотив разъединенности лирического “я” поэт и толпы находит свое развитие. Предельная резкость лексики выражает возмущение, негодование поэта, передает его ненависть, презрение и душевно опустошенным людям, не понимающим искусства, сделавшим из него предмет праздного любопытства. Его резкость вынужденная, а не душевная грубость. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить их от спячки своим дерзким вызовом:
    А если сегодня мне, грубому гунну,
    Кривляться перед вами не захочется – и вот
    Я захохочу и радостно плюну,
    Плюну в лицо вам
    Я бесценных слов транжир и мот.
    Во многих ранних стихотворениях Маяковский вновь возвращается к рассказу о безуспешном стремлении поэта прийти к людям, рассказать им о своих страданиях, разделить с ними горе. Но каждый раз это оказывается невозможным. Поэт остается непонятым и одиноким. Все новые и новые стороны действительности вызывают неприятие поэта, и все шире раздвигается пропасть между ним и толпой.
    Лирический герой Маяковского – это человек большой души, потрясенный противоречиями действительности.
    В стихотворении “А вы могли бы?” основное место занимают страдание поэта, враждебный ему мир еще только намечен. Толпа, подавленная обличениями поэта, униженно молчит. Да и само размежеванием между поэтом и окружающими определяется пока только степенью живописной зоркости и эмоциональной полноты при взгляде на будничные вещи. В стихотворении “Нате!” главнее уже разоблачение мещан, их пошлости, мертвой закостенелости. Ничтожные людишки торжествуют, хохочут; “грязные, в калошах и без калош”, они готовы взгромоздиться “на бабочку поэтиного сердца”. Протест уже обретает резкий социальный смысл.
    В стихотворении “Скрипка и немножко нервно” поэт воспринимается окружающими как чудак и неудачник, его благородные поступки вызывают смех. В жалобах скрипки поэт услышал по человеку, но его порыв встречен хохотам окружающих, воспринимается ими обыденно, пошло.
    Влил как!
    Пришел к деревянной невесте!
    Голова!
    Во всех этих стихотворениях отчетливо звучит ужас одиночества.
    Этот мотив звучит и в таких стихах как “Надоело”, “Человек”, “Себе любимому, посвящает автор эти строки”, где также звучит проклятие одиночеству:
    Нет людей,
    Понимаете
    Крик тысячедневных мук?
    Душа не хочет немая идти
    А сказать кому?
    Он готов отдать все, чем владеет, “за одно только слово ласковое, человечье”.
    Но куда не бросишь взор, вокруг только жирные, бесформенные существа, не люди – а “два аршина безлицего розоватого теста”. В тоске поэт восклицает:
    Истомившись по ласке губами
    Тысячью поцелуев
    Покрою умную морду трамвая.
    Поэт любит людей, стремится к ним. Но он одинок, и это для него мучительно и страшно. Молодой поэт с горечью ощущал, как из мира уходит красота, а ее место самодовольно заполняет “обрюзгший жир”, исчезают красивые люди, а поэзия становится, не нужна. Тоска и мука звучат в строках стихотворения “Несколько слов обо мне самом”.
    Я одинок, как последний глаз
    У идущего к слепым человека!
    Нет примирения между античеловечностью окружающего мира и высотой духа лирического героя Маяковского.
    Его стремление сделать мир лучше, человечнее; проще и естественнее встречает только равнодушие и неприятие.
    Но и без людей, без мира поэт не может:
    Я в плену
    Нет мне выкупа!
    Оковала земля окаянная.
    Я бы всех в любви моей выкупал,
    Да в дома обнесен океан ее!

    (Пока оценок нет)


    Другие сочинения:

    1. Многие считают, что Маяковский обладал “громким голосом” трибуна революции, был поэтом общественным по преимуществу, как он сам написал: “Себя смирял, становясь на горло собственной песне”. Все это и так, и не так. Голос был действительно громкий, рост – высокий, подбородок Read More ......
    2. Жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями, надеждами и отчаяниями – в его стихах. Произведения поэта, рассказывающие о его жизни, не могут не затрагивать тему любви. Поэт считал, что писать можно лишь о том, что пережил сам, Read More ......
    3. Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека – строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского – советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического Read More ......
    4. Лермонтов считал себя литературным “сыном” Пушкина, но, как мы видим, он представлял собой нечто совершенно новое для русской литературы. Возможно, он так и остался единственным в своем роде, потому что ничего, хотя бы отдаленно напоминающего его музу, в русской литературе Read More ......
    5. Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе. Его ранняя лирика носит религиозный характер, и огромную роль играют в ней по-своему Read More ......
    6. В. В. Маяковский – русский поэт начала XX века. До сих пор среди поэтов, связанных с “серебряным веком”, он остается самой неоднозначной фигурой. Сам Владимир Маяковский в своей авто­биографии писал: “Я – поэт. Этим и интересен”. Родился В. В. Маяковский Read More ......
    7. Сидят старики, бороды – веники, всякий хитр: Землю попашет – попишет стихи. В. Маяковский Почему-то Маяковского принято считать поэтом политического, агитационного и сатирического плана. Хотя, как мне кажется, он выполнял пропагандистскую и агитационную дело как поденщину, как обязательную и скучную Read More ......
    8. С. А. Есенин и В. В. Маяковский – великие русские поэты начала 20 века. Это поэты-вехи, культовые поэты. Их творчество во многом создало “лицо” того непростого времени, по их произведениям во многом мы судим о людях тех лет. Стихи Есенина Read More ......
    Ранняя лирика Маяковского

    Важно помнить, что он был одним из основоположников русского футуризма. Кубо-футуристы стремились к единению живописи и поэзии, и в стихах Маяковского присутствует яркая цветовая гамма; мир он отражает часто с помощью геометрических фигур. не только поэт , но и художник. Он видит мир в красках, в цвете. Отсюда яркие метафоры, в которых соединяется подчас несоединимое:

    Багровый и белый отброшен и скомкан,

    В зелёный бросали горстями дукаты,

    А чёрным ладоням сбежавшихся окон

    Раздали горящие жёлтые карты.

    Обратите внимание на лексику, на метафорическую усложнённость образов в стихотворении «Я сразу смазал карту будня…» - «смазал», «сдвинул», «плеснувши краску из стакана». Что «сдвинул» и «смазал»? Будни? Существующее пространство? Обычный город? Вместо крыши - «чешуя жестяной рыбы», «флейта водосточных труб».

    Читая стихотворение, важно увидеть и осмыслить ключевые слова и понятия, так как они содержат явную или скрытую антитезу или аналогию. Так, в приведённом стихотворении главной фразой является: «Я сразу смазал карту будня…» Для чего? Ответ скрыт в антитезе «Я показал на блюде студня / косые скулы океана».

    Уход от будней предполагает встречу с возвышенным, прекрасным. Например, с ноктюрном, который можно сыграть «на флейте водосточных труб». Это стихотворение - образец философской лирики, в нём осмысляются вопросы бытия.

    По наблюдению К. Д. Муратовой, «раннее творчество свидетельствовало о сильном увлечении Маяковского формальным экспериментаторством. Будучи не только поэтом, но и ху-дожником-авангардистом, он стремился к воссозданию необычных зрительных образов, к усложнённости и деформации их. Подобно тому как в живописи кубистов мир предметных явлений распадался на плоскости и объёмы, Маяковский рассекал порою отдельные слова и создавал своеобразную игру рассечённых частей.

    Лица.

    Лица

    Догов

    Годов

    Железных коней

    С окон бегущих домов

    Прыгнули первые кубы».

    Кроме того, для футуристов принципиально важна была концепция «самовитого» слова, т. е. слова, очищенного от позднейших смысловых наслоений, как говорили футуристы, слова в его первоначальном виде, или слова, придуманного самим творцом, которое не замутнено ничем. (Кстати, слово «самови-тое» является именно таким созданным искусственно словом.) Поэтому уже в ранних стихах Маяковского много неологизмов, придуманных им. Он мог употребить слово с несвойственным ему суффиксом («адище», «божик»), мог просто придумать новое слово («поэтиного»). Словотворчество было важнейшей особенностью поэзии Маяковского. В его ранних стихах часто встречаются звукоподражания, он не боится использовать язык улицы.

    Стих Маяковского - ораторский, направленный на выступление перед большой аудиторией. Важнейшим для поэта было убеждение в том, что литература должна не только и не столько отражать жизнь в её многообразии, но в первую очередь воздействовать на неё, стремясь изменить мир к лучшему. Чтобы «достучаться» до людей, нужно, по его мнению, не только публиковать стихи, но агитировать.

    Маяковский активно использовал тонический стих: строка делилась не на стопы, а на ритмико-смысловые доли, выделяемые интонационно и логически. (Далее мы будем подробно говорить о тоническом стихосложении.) Например, в стихотворении «Дешёвая распродажа» (<1916>):

    Слушайте ж:

    Всё, чем владеет моя душа,

    А её богатства пойдите смерьте ей! - великолепие,

    Что в вечность украсит мой шаг,

    И самое моё бессмертие,

    Которое, громыхая по всем векам,

    Коленопреклонённых соберёт мировое вече, -

    Всё это - хотите? -

    Сейчас отдам

    За одно только слово

    Ласковое,

    Человечье.

    Традиционные рифмы (например, «смерьте - бессмертие», «отдам - векам», «вече - человечье») чаще всего присутствуют в стихотворениях Маяковского, но их сложно заметить: четверостишие разбито на отрезки, в которых рифму не сразу можно выделить. Разбивку стиха на интонационные отрезки с внутренней рифмовкой (лесенку) Маяковский ввёл в 1923 году.

    Рифме поэт уделял большое значение. Ударное слово он ставил в конец строки, что придавало этому слову особый вес. Рифма Маяковского часто бывает неточная: он рифмует не только концы строк, но и середины, середину и конец. Важно, чтобы совпадали гласные, а совпадение согласных не обязательно. Часто поэт использует составную рифму: «влип как - скрипка».

    Поэтический голос Маяковского то звучал «медногорлой сиреной», то нежно и проникновенно, умел «подымать и вести и влечь», доказывать, убеждать… Отсюда и особый строй стихов, когда поставлена на учёт «каждая мелочишка», - лексика, образный строй, интонация, ритмика, рифма - всё несёт смысловую нагрузку.