Болезни Военный билет Призыв

Химия. С увеличением порядкового номера, уменьшается относительная электроотрицательность (ОЭО)

ВАРИАНТ 1 - №№ 1, 2, 5, 7, 9

ВАРИАНТ 2 - №№ 3, 4, 6 ,8, 10

1.Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке , следующие элементы:С, Са, В, А1

2.известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы:О, Ga, Р, S.

3.Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств , следующие элементы:F, Не, Si, S.

4.известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

увеличения радиусов атомов следующие элементы: Cl, Р, Ва, А1.

5.Известно, что для элементов главных подгрупп восстановительные свойства элементов в периоде слева направо уменьшаются, в группах сверху вниз увеличиваются.

увеличения восстановительных свойств следующие элементы: Sn, С, Ge, Si.

6.Известно, что для элементов главных подгрупп окислительные свойства элементов в периоде слева направо усиливаются, в группах сверху вниз ослабевают.

Учитывая данные закономерности, расположите в порядке увеличения окислительных свойств следующие элементы:S, Al, Р, С1.

7.известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах электроотрицательность атомов увеличивается, а в группах - уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения электроотрицательности следующие элементы: С,N, Si, Ge.

8. известно, что с увеличением порядкового номера химического эле-мента в периодах электроотрицательность атомов увеличивается, а в группах - уменьшается.



Учитывая эти закономерности, расположите в порядке уменьшения электроотрицательности

9.известно, что кислотный характер высших оксидов элементов в периодах с увеличением заряда ядра усиливается, а в группах - уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления кислотных свойств высших оксидов следующие элементы: В, С, N, А1.

10.известно, что кислотный характер высших оксидов элементов в периодах с увеличением заряда ядра усиливается, а в группах - уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке ослабления кислотных свойств высших оксидов следующие элементы: Р, As, S, Cl.

ТЕСТ 2.Строение атома

ВАРИАНТ 1 - №№ 1, 3

ВАРИАНТ 2 - №№ 2, 4

1


2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3 .На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.


На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

4 .На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

ТЕСТ 3. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВ,КЛАССИФИКАЦИЯ

ВАРИАНТ 1 №№ 1, 3, 5, 7

ВАРИАНТ 2 №№ 2, 4, 6, 8

1. В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и ионное строение.

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества азот N 2 и поваренная соль NaCl. Запишите ответ в отведённом месте:

1) азот N 2 - …. 2) поваренная соль NaCl- …

2 .В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и ионное строение.

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества водород Н2 и соль нитрат калия KNO3. Запишите ответ в отведённом месте:

1) водород Н 2 - …. 2)соль нитрат калия KNO 3 - …

3 .В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и атомное строение.

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества вода (Н 2 О) и графит (С). Запишите ответ в отведённом месте:

1)вода Н 2 0 - … 2) графит (С) - …..

4.В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и атомное строение.

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества хлор CI 2 и кремний (Si). Запишите ответ в отведённом месте

1) хлор CI 2 - … 2) кремний Si - …

5

Mg(OH) 2 Fe(NOs) 3 РЬО HNO 3

6 .Установите, к какому классу/группе относятся неорганические вещества, формулы которых указаны в таблице. В пустые ячейки таблицы впишите названия групп/классов, к которым относится данное вещество.

СаНР0 4 H 2 SO 3 N0 2 Fe(OH) 2

7 . Внимательно прочитайте текст:

Диоксид серы - это очень распространённая добавка, используемая в пищевой промышленности. На этикетках её можно обнаружить как E220, а сам консервант образуется в результате сжигания серы. Данное вещество можно встретить почти везде: фрукты и овощи (консервированные, сушёные, замороженные). Однако оксид серы, производимый при сжигании нефтепродуктов, является большой проблемой для окружающей среды. При попадании в воду, например через осадки он образует сернистую кислоту, которая подкисляет водоемы и почву. При контакте угарного газа с диоксидом серы, выпадает чистая сера и выделяется углекислый газ, данная реакция используется в выходных трубах металлургической промышленности.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах электроотрицательность атомов увеличивается, а в группах - уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения электроотрицательности следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

Пояснение.

Электроотрицательность увеличивается с увеличением номера группы и уменьшением номера порядка в периодической таблице Менделеева, поэтому правильный ответ Ge, Si, C, N.

Ответ: Ge&Si&C&N

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах электроотрицательность атомов увеличивается, а в группах - уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке уменьшения электроотрицательности следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Пояснение.

Электроотрицательность уменьшается с уменьшением номера группы и увеличением номера порядка в периодической таблице Менделеева, поэтому правильный ответ N, C, B, Al.

Ответ: N&C&B&Al

Источник: Медведев Ю. Н. Химия ВПР 11 класс, типовые задания, 2017 год.

На основании предложенной схемы выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

Ответы запишите в таблицу.

Пояснение.

1) Номер химического элемента соответствует заряду ядра. На рисунке изображен элемент под номером 18 - аргон.

2) Количество электронных слоев соответствует номеру периода, в котором находится элемент, а количество электронов на последнем уровне - номеру группы. Таким образом, аргон находится в 3 периоде в 8 группе.

3) Аргон - это неметалл.

Ответ: Ar$3$8$неметалл

Источник: Демонстрационная версия ВПР по химии 11 класс 2018 год.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Пояснение.

Атомный радиус увеличивается вниз по группе и влево по периоду. Самый наименьший атомный радиус из представленных химических элементов имеет азот, так как он относится ко второму периоду пятой группы. Далее идет углерод, он относится ко второму периоду четвертой группы, потом кремний - третий период четвертой группы и алюминий - третий период третьей группы.

Ответ: N&C&Si&Al

Источник: Демонстрационная версия ВПР по химии 11 класс 2017 год.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Пояснение.

Самый наименьший атомный радиус из представленных химических элементов имеет кислород, так как он относится ко второму периоду шестой группы. Далее идет сера, он относится к третьему периоду шестой группы, потом фосфор третий период пятой группы и галлий - четвертый период третьей группы.

Ответ: O, S, P, Ga.

Ответ: O&S&P&Ga

Источник: РЕШУ ВПР

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Пояснение.

Самый наименьший атомный радиус из представленных химических элементов имеет гелий, так как он относится первому периоду восьмой группы. Далее идет фтор, он относится ко второму периоду седьмой группы, потом сера третий период шестой группы и кремний - третий период четвертой группы.

Ответ: He, F, S, Si.

Ответ: He&F&S&Si

Источник: РЕШУ ВПР

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Пояснение.

Самый наименьший атомный радиус из представленных химических элементов имеет углерод, так как он относится ко второму периоду четвертой группы. Далее идет бор, он относится ко второму периоду третьей группы, потом алюминий третий период третьей группы и кальций - четвертый период второй группы.

Ответ: C, B, Al, Ca.

Ответ: C&B&Al&Ca

Источник: РЕШУ ВПР

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Пояснение.

Самый наименьший атомный радиус из представленных химических элементов имеет азот, так как он относится ко второму периоду пятой группы. Далее идет магний, он относится к третьему периоду второй группы, потом натрий третий период первой группы и калий - четвертый период первой группы.

Ответ: N, Mg, Na, K.

Ответ: N&Mg&Na&K

Источник: РЕШУ ВПР

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Пояснение.

Самый наименьший атомный радиус из представленных химических элементов имеет хлор, так как он относится к третьему периоду седьмой группы. Далее идет фосфор, он относится к третьему периоду пятой группы, потом алюминий третий период третьей группы и барий - шестой период второй группы.

Ответ: Cl, P, Al, Ba.

Ответ: Cl&P&Al&Ba

Источник: РЕШУ ВПР

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Пояснение.

Самый наименьший атомный радиус из представленных химических элементов имеет литий, так как он относится ко второму периоду первой группы. Далее идет бром, он относится к четвертому периоду седьмой группы, потом германий четвертый период четвертой группы и цезий - шестой период первой группы.

Ответ: Li, Br, Ge, Cs.

Ответ: Li&Br&Ge&Cs

Источник: РЕШУ ВПР

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ по ХИМИИ http://maratakm.

АХМЕТОВ М. А. УРОК 3. ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ.

Выбрать другой урок

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.

1. Расставьте следующие химические элементы N, Al, Si, C в порядке увеличения их атомных радиусов.

ОТВЕТ:

N и C расположены в одном периоде. Правее расположен N . Значит азот меньше, чем углерод.

С и Si расположены в одной группе. Но выше С. Значит С меньше чем Si .

Si и Al расположены в одном третьем периоде, но правее находится Si , значит Si меньше чем Al

Порядок увеличения размеров атомов будет таким: N , C , Si , Al

2. Какой из химических элементов фосфор или кислород проявляет более выраженные неметаллические свойства? Почему?

ОТВЕТ:

Более выраженные неметаллические свойства проявляет кислород, так как он расположен в периодической системе элементов выше и правее.

3. Как изменяются свойства гидроксидов IV группы главной подгруппы при движении сверху вниз?

ОТВЕТ:

Свойства гидроксидов изменяются от кислотных к основным. Так H 2 CO 3 – угольная кислота, как следует из ее названия, проявляет кислотные свойства, а Pb (OH )2 – основание.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ

А1. Сила бескислородных кислот неметаллов VIIА группы соответственно возрастанию заряда ядра атомов элементов

увеличивается

уменьшается

не изменяется

изменяется периодически

ОТВЕТ: 1

Речь идет о кислотах HF , HCl , HBr , HI . В ряду F , Cl , Br , I происходит увеличение размеров атомов. Следовательно, увеличивается межъядерное расстояние H F , H Cl , H Br , H I . А раз так, значит, энергия связи ослабевает. И протон легче отщепляется в водных растворах

А2. Одинаковое значение валентности в водородном соединении и высшем оксиде имеет элемент

германий

ОТВЕТ: 2

Конечно, речь идет об элементе 4 группы (см. период. с-му элементов)

А3. В каком ряду простые вещества расположены в порядке усиления металлических свойств?

ОТВЕТ: 1

Металлические свойства в группе элементов, как известно, увеличиваются сверху вниз.

А4. B ряду Na ® Mg ® Al ®Si

увеличивается число энергетических уровней в атомах

усиливаются металлические свойства элементов

уменьшается высшая степень окисления элементов

ослабевают металлические свойства элементов

ОТВЕТ: 4

В периоде слева-направо неметаллические свойства усиливаются, а металлические ослабевают.

А5. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается

ОТВЕТ: 4.

Электроотрицательность – это способность смещать к себе электроны при образовании химической связи. Электроотрицательность практически напрямую связана с неметаллическими свойствами. Уменьшаются неметаллические свойства, уменьшается и электроотрицательность

А6. В ряду элементов: азот – кислород – фтор

возрастает

ОТВЕТ: 3

Число внешних электронов равно номеру группы

А7. В ряду химических элементов:

бор – углерод – азот

возрастает

ОТВЕТ: 2

Число электронов во внешнем слое равно высшей степени окисления за исключением (F , O )

А8. Какой элемент имеет более выраженные неметаллические свойства, чем кремний?

ОТВЕТ: 1

Углерод расположен в той же группе, что и кремний, только выше.

А9. Химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса в ряду:

ОТВЕТ: 2

В группах химических элементов атомный радиус увеличивается сверху вниз

А10. Наиболее выражены металлические свойства у атома:

1) лития 2) натрия

3) калия 4) кальция

ОТВЕТ: 3

Среди указанных элементов ниже и левее расположен калий

А11. Наиболее выражены кислотные свойства:

Ответ: 4 (см. ответ на А1)

А12. Кислотные свойства оксидов в ряду SiO2 ® P2O5 ®SО3

1) ослабевают

2) усиливаются

3) не изменяются

4) изменяются периодически

ОТВЕТ: 2

Кислотные свойства оксидов, как и неметаллические свойства, в периодах усиливаются слева-направо

А13. С ростом заряда ядра атомов кислотные свойства оксидов в ряду

N2O5 ® P2O5 ®As2O5 ® Sb2O5

1) ослабевают

2) усиливаются

3) не изменяются

4) изменяются периодически

ОТВЕТ: 1

В группах сверху вниз кислотные свойства, как и неметаллические, ослабевают

А14. Кислотные свойства водородных соединений элементов VIA группы с увеличением порядкового номера

1) усиливаются

2) ослабевают

3) остаются неизменными

4) изменяются периодически

ОТВЕТ: 3

Кислотные свойства водородных соединений связаны с энергией связи H - El . Эта энергия сверху-вниз ослабевает, значит, кислотные свойства усиливаются.

А15. Способность отдавать электроны в ряду Na ® К ® Rb ®Cs

1) ослабевает

2) усиливается

3) не изменяется

4) изменяется периодически

ОТВЕТ: 2

В этом ряду увеличивается число электронных слоев и отдаленность электронов от ядра, следовательно, повышается способность отдавать внешний электрон

А16. В ряду Al ®Si ®P ®S

1) увеличивается число электронных слоев в атомах

2) усиливаются неметаллические свойства

3) уменьшается число протонов в ядрах атомов

4) возрастают радиусы атомов

ОТВЕТ: 2

В периоде с возрастанием заряда ядра неметаллические свойства усиливаются

А17. B главных подгруппах периодической системы восстановительная способность атомов химических элементов растет c

ОТВЕТ: 1

С возрастанием числа электронных уровней усиливается отдаленность и экранированность внешних электронов от ядра. Следовательно, возрастает способность к их отдача (восстановительные свойства)

А18. Согласно современным представлениям свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от

ОТВЕТ: 3

А19. Атомы химических элементов, имеющие одинаковое число валентных электронов расположены

по диагонали

в одной группе

в одной подгруппе

в одном периоде

ОТВЕТ: 2

А20. Элемент с порядковым номером 114 должен обладать свойствами, сходными с

ОТВЕТ: 3. Этот элемент будет находиться в клетке, соответствующей той, что занимает свинец в VI группе

А21. B периодах восстановительные свойства химических элементов справа-налево

увеличиваются

уменьшаются

не изменяются

изменяются периодически

ОТВЕТ: 1

Уменьшается заряд ядра.

А22. Электроотрицательность и энергия ионизации в ряду О–S–Se–Te, соответственно

возрастает, возрастает

возрастает, уменьшается

уменьшается, уменьшается

уменьшается, возрастает

ОТВЕТ: 3

Электроотрицательность уменьшается с увеличением числа заполненных электронных слоев. Энергия ионизации – это энергия, которая требуется для удаления электрона из атома. Она тоже уменьшается

А23. В каком ряду знаки химических элементов расположены в порядке увеличения атомных радиусов?

Для тренировки пройдите тест ВПР 2017 химия 11 класс Вариант 3

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:

– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

– электрохимический ряд напряжений металлов;

– непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Name

№1 Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рис. 1 и 2 изображены два из названных способов.
Из числа перечисленных ниже смесей выберите те, которые можно разделить с помощью способов, изображённых на рисунках.

А) речной песок и древесные опилки.

Б) вода и оливковое масло.

В) сахарный песок и крахмал.

Г) мел и вода

Запишите названия выбранных смесей, номер соответствующего рисунка и название способа разделения смеси.

Вода и оливковое масло
Номер рисунка

Способ разделения смеси

Смесь

Мел и вода

Номер рисунка

Способ разделения смеси

№2 На рисунке изображена схема распределения электронов по энергетическим уровням в атоме некоторого химического элемента.
На основании предложенной схемы выполните следующие задания:

1) запишите символ химического элемента, которому соответствует данная схема строения атома;

2) запишите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
В ответ впишите № периода.

В ответ впишите № группы.

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот элемент.

В ответ впишите металл или неметалл.

№3 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента радиусы атомов в периодах уменьшаются, а в группах увеличиваются. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке уменьшения радиуса атомов следующие элементы: B, Al, C, N. Запишите символы элементов в нужной последовательности.

Например Be; Li; Mg; Na

№4 В приведённой ниже таблице представлены некоторые характеристики ковалентной и ионной видов химической связи.

Используя данную информацию, определите вид химической связи в молекулах:

1) оксида серы(IV) (SО2);

2) сероводорода(H2S).

1) В молекуле оксида серы(IV)_____________________

2) В молекуле сероводорода______________________

№5 Сложные неорганические вещества условно можно распределять, то есть классифицировать, по четырём классам, как показано на схеме. В эту схему впишите недостающие названия двух классов и две формулы веществ, являющихся представителями соответствующих классов.


Задание этой части проверяется отдельно экспертами. Ответы могут быть разные, например Кислоты: HNO3

Впишите название пропущенной группы для P2O5

Задание этой части проверяется отдельно экспертами. Ответы могут быть разные, например Соли: Na3PO4

В ответ впишите, пропущенное название группы для KOH

Для выполнения заданий 6–8 используйте информацию, содержащуюся в данном тексте.

Алюминий – третий по распространённости элемент земной коры. На основе алюминия производят сплавы, которые обладают высокой прочностью, относительно дёшевы в производстве. Из этих сплавов изготавливают кастрюли, сковороды, противни, половники и прочую домашнюю утварь. Алюминиевая посуда отлично проводит тепло, очень быстро нагревается, при этом легко чистится. На алюминиевой фольге запекают мясо в духовке и выпекают пироги; в алюминиевую фольгу упакованы масла и маргарины, сыры, шоколад и конфеты. Металлический алюминий является химически активным металлом, но устойчив к коррозии, так как при взаимодействии с кислородом воздуха на его поверхности образуется тонкий слой оксида алюминия (Al2O3), который имеет большую прочность. Если же удалить оксидную плёнку, то алюминий легко вступает в химические реакции с неметаллами, например с галогенами.
Наиболее распространённые природные соединения алюминия – его оксид и гидроксид. Эти соединения обладают амфотерными свойствами, то есть могут проявлять как оснóвные, так и кислотные свойства в зависимости от характера вещества, которое с ними вступает в реакцию. Благодаря способности нейтрализовать кислоту гидроксид алюминия (Al(OH)3) используется в медицине при изготовлении лекарств от язвы и изжоги. В лаборатории гидроксид алюминия можно получить при действии щелочей (без избытка) на растворы солей алюминия.
№6

1) Составьте уравнение реакции алюминия с хлором.

2) Чем обусловлена коррозионная стойкость металлического алюминия?

№7

1) Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом алюминия и азотной кислотой (HNO3).

2) Укажите, какие свойства (оснóвные или кислотные) проявляет гидроксид алюминия в данной реакции.

Запишите свой ответ, после тестирования посмотрите ответы с развернутым решением.

№8

1) Составьте сокращённое ионное уравнение реакции между растворами хлорида алюминия (AlCl3) и гидроксида калия (без избытка).
2) Объясните, почему для получения гидроксида алюминия в этой реакции не должно быть избытка щёлочи.

Запишите свой ответ, после тестирования посмотрите ответы с развернутым решением.

№9 Дана схема окислительно-восстановительной реакции.

H2S + Cl2 + H2O → H2SO4 +HCl

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

2. Укажите окислитель и восстановитель.

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.
Запишите свой ответ, после тестирования посмотрите ответы с развернутым решением.

№10 Дана схема превращений:

CuO → CuCl2 → Cu(NO3)2 → Cu(OH)2

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Запишите свой ответ, после тестирования посмотрите ответы с развернутым решением.

№11 Установите соответствие между формулой органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

КЛАСС/ГРУППА

1) карбоновые кислоты

2) углеводороды

3) альдегиды

4) спирты

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Всероссийская проверочная работа

Химия, 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включенные в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по химии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, об уровне их сложности.

Образец всероссийской проверочной работы по истории

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Записывайте ответы на задания в отведенном для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и напишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

Таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

Электрохимический ряд напряжений металлов;

Непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнить задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество балов.

1. Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1-3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.

Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:

1. Стальных кнопок от древесных опилок;

2. Воздуха от распыленных в помещении мелких капель водоэмульсионной краски?

Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.

Ответ:

2. На рисунке изображена схема распределения электронов по энергетическим уровням атома некоторого химического элемента.

На основании предложенной схемы выполните следующие задания:

1. Определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2. Укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3. Определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

Ответы запишите в таблицу.

Ответ:

3. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке уменьшения радиуса атомов следующие элементы: N, Al, C, Si. Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

Ответ: Al - Si - C - N.

4. В приведенной ниже таблице перечислены характерные свойства веществ с молекулярной и атомной кристаллическими решетками.

Характерные свойства веществ

Используя данную информацию, определите, какую кристаллическую решетку имеет:

1. Кварц (SiO2);

2. Углекислый газ (СО2).

Запишите ответ:

Кварц имеет ________________

Углекислый газ имеет _________________

Ответ: кварц (SiO2) имеет атомную кристаллическую решетку; углекислый газ (СО2) имеет молекулярную кристаллическую решетку.

Прочитайте текст и выполните задания 5-7.

Оксид серы (IV) используют в пищевой промышленности в качестве консерванта (пищвая добавка Е220). Поскольку этот газ убивает микроорганизмы, им окуривают овощехранилища и склады. Это вещество также используют для отбеливания соломы, шёлка и шерсти, то есть материалов, которые нельзя отбеливать хлором.

Промышленный способ получения этого вещества заключается в сжигании серы или сульфидов. В лабораторных условиях его получают воздействием сильных кислот на сульфиты, например, взаимодействием серной кислоты с сульфитом натрия.

При взаимодействии оксида серы (IV) с гидроксидом кальция образуется соль сульфит кальция. Это вещество применяется в промышленности как пищевая добавка Е226, консервант, для приготовления желе, мармелада, мороженого, напитков и фруктовых соков.

5. Сложные неорганические вещества условно можно распределить, то есть классифицировать, по четырем группам, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырех групп впишите по одной химической формуле веществ, упоминаемых в приведенном выше тексте.

Сложные вещества:

оксид -

основание -

кислота -

соль -

Ответ: оксид - SO2

основание - Ca(OH)2

кислота - H2SO4

соль - Na2SO3 или CaSO3.

6. 1. Составьте молекулярное уравнение реакции сжигания серы, о которой говорилось в тексте.

Ответ: S + O2 = SO2

2. Укажите, с каким тепловым эффектом (с поглощением или выделением теплоты) протекает эта реакция.

Ответ: реакция протекает с выделением энергии (экзотермическая).

7. 1. Составьте молекулярное уравнение упомянутой в тексте реакции между оксидом серы (IV) и гидроксидом кальция.

Ответ: Ca(OH)2 + SO2 = CaSO3 + H2O

2. Опишите признаки протекающей реакции между оксидом серы (IV) и раствором гидроксида кальция.

Ответ: в результате реакции образуется нерастворимое вещество - сульфит кальция; наблюдается помутнение исходного раствора (выпадение осадка).

8. При исследовании минерализации бутиллированной воды в ней были обнаружены следующие катионы металлов: Ag2+, Na+, Mg2+. Для проведения качественного анализа к этой воде добавили раствор CaCl2.

1. Какие изменения можно наблюдать в растворе при проведении данного опыта (концентрация вещества достаточная для проведения анализа)?

Ответ: наблюдается выпадение белого творожистого осадка.

2. Запишите сокращенное ионное уравнение произошедшей химической реакции.

Ответ: Ag+ + Cl- = AgCl↓

9. Дана схема окислительно-восстановительной реакции.

HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

Ответ: составлен электронный баланс.

2| N+5 +e → N+ 4

1| Cu0 -2e → Cu+2

2. Укажите окислитель и восстановитель.

Ответ: указано, что медь в степени окисления 0 является восстановителем, а HNO3 (или азот в степени окисления +5) - окислителем.

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Ответ: составлено уравнение реакции: 4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

10. Дана схема превращений:

Na2S → H2S → SO2 → BaSO3

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Ответ:

1. Na2S + 2HCl = 2NaCl + H2S

2. 2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O

3.SO2 + Ba(OH)2 = BaSO3 + H2O

(Допускаются иные, не противоречащие условию задания уравнения реакций.)

Для выполнения заданий 11-13 используйте вещества, приведенные в перечне:

1. Этан

2. Ацетилен

3. Толуол

4. Метанол

5. Ацетальдегид

11. Из приведенного перечня выберите вещества, которые соответствуют указанным классам/группам органических соединений. Запишите номера структурных формул этих веществ в соответствии с названиями.

Предельный углеводород -

Одноатомный спирт -

Ответ:

Предельный углеводород - этан С2Н6

Одноатомный спирт - метанол СН3ОН.

12. В предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведенного выше перечня. Расставьте коэффициенты в полученные схемы, чтобы получилось уравнение химической реакции.

1. ....... + Cl2 = CH3CH2Cl + HCl

2. ........ + Cu(OH)2 = CH3COOH + Cu2O + H2O

Ответ:

13. Толуол является сырьем для производства компонентов моторных топлив с высоким октановым числом, для получения взрывчатых веществ (тринитротолуола), фармацевтических препаратов, красителей и растворителей. Получить толуол можно в соответствии с приведенной ниже схемой превращений.

Впишите в заданную схему превращений структурную формулу вещества Х, выбрав его из предложенного выше перечня.


Запишите уравнения двух реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения. При записи уравнений реакций используйте структурные формулы веществ.

Ответ:

14. Одним из важных понятий в экологии и химии является "предельно допустимая концентрация" (ПДК). ПДК - это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК формальдегида в воздухе составляет 0.003 мг/м3. В помещении площадью 40 кв. м с высотой потолка 2,5 м с поверхности дверей, изготовленных из древесно-стружечных плит (ДСП), пропитанных фенолформальдегидной смолой, испарилось 1,2 мг формальдегида. Определите, превышена ли ПДК формальдегида в воздухе данного помещения. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию формальдегида в помещении.

Ответ: 1. Определен объем помещения, и определена концентрация формальдегида в нем:

V (помещения) = 40 х 2,5 = 100 куб. м

2. Сформулирован вывод о превышении ПДК; значение ПДК формальдегида в помещении превышает показатель 0,003 мг/ куб. м;

3. Сформулировано одно предложение по снижению содержания формальдегида в помещении.

Возможные варианты: замена дверей на новые, сделанные из другого материала (например, древесины); покрытие поверхности дверей пленкой, слоем лака или краски; регулярное проветривание (вентиляция) помещений.

15. Для обработки обожжённых кожных покровов применяют 5%-ный раствор перманганата калия. Рассчитайте массы перманганата калия и воды, котоые необходимы для приготовления 120 г такого раствора. Запишите подробное решение задачи.

Ответ: m(KMnO4) = 0,05 x 120 = 6 г

m(воды) = 120-6 = 114 г