Болезни Военный билет Призыв

Хазары и хазарский каганат

Хазары - тюркоязычное кочевое племя, проживавшее на территории Восточного Предкавказья (современный Дагестан) и основавшее собственную империю – Хазарский каганат. Современники печенегов и .

Хазары стали известны примерно в 6-7-м вв. и представляли собой потомков местного ираноязычного населения, смешанных с другими кочевыми тюркскими и угорскими племенами. Откуда пошло такое название племени, точно неизвестно. Ученые предполагают, что хазары могли сами себя так называть, взяв за основу слово из тюркского языка «хаз», означающее «кочевание, перемещение».

До 7-го в. хазары были довольно малочисленным племенем и входили в состав разных более крупных племенных империй, в частности Тюркского каганата. Однако после того, как этот каганат распался, хазары создали свое собственное государство - Хазарский каганат, - которое уже имело определенное влияние на ближайшие территории и было достаточно крупным.

Культура и обычаи этого племени изучены недостаточно, но ученые склонны считать, что жизнь и религиозные ритуалы хазар мало отличались от традиций других племен, проживающих по соседству. До основания государства они были кочевниками, а затем начали вести полукочевой образ жизни, на зиму оставаясь в городах.

В русской истории они известны прежде всего благодаря произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», где упоминаются как враги русского князя. Хазарский каганат считается одним из первых серьезных политических и военных противников Древней Руси («Как ныне взбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам»). До этого на русские территории совершались печенегов, половцев и других племен, однако они были кочевниками и не имели государственности.

История Хазарского каганата

Хазарский каганат образовался, предположительно, в 650 г., когда один из наследников последнего правителя из группировки Нушиби перебрался на территории, населенные хазарами, и основал там свое государство, подчинив себе местные хазарские племена. После того как в 958 г. распалось еще одно крупное государство - Западный каганат, - Хазарский каганат стал фактически единственным крупным государством на территории Юго-Восточной Европы.

Основав свое государство, хазары немного изменили образ жизни и стали более оседлыми, они занимались скотоводством, продавали рабов на местном рынке и периодически совершали походы на ближайшие земли.

С развитием государственности изменился и взгляд на религию. Первоначально хазары были язычниками и придерживались традиций других тюркских племен, однако позднее стали появляться многочисленные сторонники христианства и иудаизма, которые некоторое время вполне мирно уживались с язычниками. Позднее Хазарский каганат окончательно принял иудаизм - во многом на это повлияли торговые отношения с другими соседними государствами, которые хазары активно развивали после основания государства.

Завоевания и отношения с соседями

Как и многие племена того времени, хазары занимались завоеванием чужих земель и регулярно совершали походы на территории соседей. Хазарский каганат смог подчинить себе такие племена, как вятичи, радимичи, северяне, поляне, - после перехода их под власть каганата племена вынуждены были платить постоянную дань. Подчинение этих племен Хазарскому канату продолжалось до тех пор, пока они не были освобождены князьями Древней Руси.

Русские князья вели достаточно долгую борьбу с хазарами, которая приносила переменный успех. Одним из самых знаменитых столкновений двух государств можно считать поход князя Святослава на Хазарский каганат, состоявшийся в 964 г. Союзниками русских в этом походе выступили печенеги, с которыми Святослав неоднократно воевал. Русское войско дошло до столицы Хазарского каганата и сокрушило там местного правителя и его армию, захватив по пути несколько крупных городов.

Конец Хазарского каганата

Хазарский каганат распался в 969 г., однако сами племена продолжали существовать. В 980-х гг. русичи ушли с территорий хазар, и правители племени, до этого прятавшиеся в районе Каспийского моря, смогли вернуться на свои земли. Однако взамен на возможность вернуться и помощь со стороны еще одного государства - Хорезмы - хазары вынуждены были платить дань и принять ислам. Позднее, в 985 г.,

Хазарское государство (650-969 гг.) являлось крупной средневековой державой. Сформировано оно было союзом племен на юго-востоке Европы. Хазарский каганат считался опаснейшей иудейской державой в истории. Контролировал он территорию Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Приазовья, нынешнюю северо-западную часть Казахстана, северную область Крыма, а также всей Восточной Европы до Днепра.

Хазарский каганат. История

Выделился этот племенной союз из Западно-Тюркского объединения. Первоначально ядро Хазарского государства располагалось в северной области нынешнего Дагестана. Впоследствии оно переместилось (под натиском арабов) в низовья Волги. Политическое господство хазар распространялось одно время на некоторые

Следует отметить, что происхождение самого народа изучено не до конца. Считается, что после принятия иудаизма, сами себя хазары воспринимали как потомков Козара, который был сыном Тогармеха. По Библии, последний являлся сыном Яфета.

По мнению некоторых историков, Хазарский каганат имеет некоторую связь с потерянными израильскими племенами. Вместе с этим, большинство исследователей склонны считать, что народность имеет все же тюркские корни.

Возвышение хазарского народа связывают с развитием с правителями которого первые (предположительно) имели В 552 году алтайскими тюрками была сформирована огромная империя. Вскоре она была разделена на две части.

Ко второй половине 6 века тюрки распространили свою власть до каспийско-причерноморских степей. В период ирано-византийской войны (602-628 гг.) появились первые свидетельства о существовании хазар. Тогда они являлись основной частью армии.

В 626 году хазары вторглись на территорию современного Азербайджана. Разграбив Кавказскую Аланию и соединившись с византийцами, они взяли штурмом Тбилиси.

К концу 7 века большая часть Крыма, Северного Кавказа и Приазовья находилась под контролем хазар. Нет точных сведений о том, насколько далеко распространялась их власть к востоку от Волги. Однако, несомненно, что Хазарский каганат, распространяя свое влияние, остановил поток кочевников, которые следовали в Европу из Азии. Это, в свою очередь, создавало благоприятные условия для развития оседлых славянских народов и западноевропейских стран.

Хазарский каганат контролировал территорию, на которой проживало достаточно много еврейских общин. Приблизительно в 740 году Булан (один из князей) перешел в иудаизм. По всей видимости, это способствовало укреплению именно его клана. При этом правящая языческая династия хазар начала терять авторитет.

Потомок князя Булана - Обадия - в начале девятого века занял в империи второй пост, сосредоточив реальную власть в своих руках. С того момента сформировалась система двойного государственного управления. Номинально в стране оставались главными представители царского рода, однако, реально правление от их имени осуществляли беки рода Буланидов.

После установления нового управленческого порядка Хазарский каганат начал развивать международную транзитную торговлю, переориентировавшись с завоевательных походов.

В 9 веке в связи с новой волной Волгу стали переходить новые кочевые племена.

Новым противником хазар стало Древнерусское государство. Варяжские дружины, пришедшие в Восточную Европу, начали успешно оспаривать власть над славянами. Таким образом, от хазарского господства освободились радимичи в 885, северяне в 884 и поляне в 864 году.

В период с конца 9-го по первую половину 10-го века Хазария ослабла, но продолжала оставаться весьма влиятельной империей. В большей степени это стало возможно благодаря искусной дипломатии и прекрасно обученной армии.

В гибели Хазарского каганата решающая роль принадлежит Древнерусскому государству. Святослав в 964 году освободил вятичей (последнее зависимое племя). В следующем году князь разбил войско хазар. Спустя несколько лет (в 968-969) князь разгромил Семендер и Итиль (столицы хазарской империи в разные периоды). Этот момент считается официальным концом независимой Хазарии.

Значительным явлением в тюркской и общемировой истории был Хазарский каганат. Но история этого государства часто описывается в качестве фона или контекста истории других народов. Она все еще не вписана в систему общетюркской цивилизации и государственности татарского народа, хотя есть немало признаков-критериев (общность исторического происхождения, языка, образа жизни и т.д.), позволяющих рассматривать Хазарию как важную составляющую тюркской цивилизации и татарской субкультуры.

Создание Хазарского каганата

Хазарский каганат (с VII по X вв.) стал первым раннефеодальным государством на востоке Европы, возникшим к середине VII в. в прикаспийских степях в результате распада Западно-Тюркского каганата.

Тюркоязычные хазары - кочевники и скотоводы появились здесь после гуннского «броска» в Европу. По свидетельству сирийского историка Захария Митиленского, на рубеже V - VI вв. в северо-западном Прикаспии обосновалось 13 тюркоязычных племен, среди которых были савиры, авары, болгары, хазары. Хазары вместе с савирами проявляли себя как заметная военная сила, совершая походы на византийские и иранские владения в Закавказье.

В 560-570-е гг. хазарские племена подпали под влияние Тюркского каганата. Вместе с основными тюркскими группами каганата, заключившего союз с Византией, хазары участвовали в походах на Иран. После ослабления и распада Западно-Тюркского каганата хазары оказались одним из самых крупных и влиятельных племен Северного Кавказа, создав новый союз племен - Хазарский каганат. Власть в каганате сохранила в своих руках тюркская (тюркютская) династия Ашина.

Племена Хазарского каганата

Во второй половине VII в. хазары, воспользовавшись разделением Великой Болгарии между сыновьями хана Кубрата, подчинили себе часть болгарских племен. В составе Хазарского каганата оказались также савиры, барсилы, беленджеры, аланы и другие местные племена.

Территория Хазарского каганата

В конце VII - начале VIII в. хазары смогли подчинить себе близлежащие восточнославянские племена и обложили их данью. В результате военного противостояния с Византийской империей на рубеже VII-VIII вв. хазары овладели Таманским полуостровом, Боспором, большей частью Крымского полуострова, за исключением Херсонеса.

Во времена наивысшего расцвета в начале VIII в. Хазарский каганат включал в себя обширные территории Северного Кавказа, все Приазовье, большую часть Крыма, контролировал степные и лесостепные просторы вплоть до Днепра. Несмотря на усиление хазарского присутствия в Причерноморье, встревоженная арабскими походами Византия устанавливает с Хазарией союзные отношения.

VII - VIII вв. были периодом взрывоподобной экспансии арабской цивилизации, создавшей огромную империю - , простиравшийся от реки Инд в Азии до Пиренейских гор в Европе. Уже в ходе первых военных кампаний арабы теснят могущественные державы того времени - Византийскую империю и Сасанидский Иран, ослабленные внутренними противоречиями и извечной взаимной борьбой.

В середине VII в. завершилось арабское завоевание Ирана, а в начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье и часть Средней Азии. Центром процветающего халифата стал Багдад.

Хазары совершили несколько походов в контролируемые арабами земли Закавказья. В ответ арабы в 735 г., преодолев Кавказские горы, нанесли поражение хазарам. Хазарский каган и его окружение восприняли от арабов ислам, который затем распространили среди части населения каганата. Это результат арабского цивилизационного влияния, проникновения в страну арабских проповедников и мусульманских купцов.

Столица Хазарского каганата

После арабских походов центр каганата перемещается на север. Столицей каганата сначала был древний город Семендер в Северо-Кавказском Прикаспии, а затем город Итиль на Нижней Волге (неподалеку от современной Астрахани). Город располагался на обоих берегах Волги и на небольшом острове, где расположилась резиденция кагана. Он был обнесен стенами и имел хорошую систему укреплений.

В восточной части города (Хазаран) располагался ремесленноторговый центр с крупными ярмарочными площадями, караван-сараями, мастерскими, а западную населяли чиновная и военная аристократия, здесь же располагались административные здания и ханский дворец.

Население столицы, как и всего каганата, было пестрым в этническом отношении: кроме хазар здесь жили болгары и аланы, тюрки и славяне, арабы и хорезмийцы, евреи и византийцы. Многие приезжие купцы задерживались в Хазарии подолгу. Мусульмане имели мечети христиане церкви, иудеи - синагоги, а язычники - языческие храмы и места молений.

По свидетельству современников, в городе насчитывалось не менее 30 мечетей, приходских училищ и школ Жилые постройки состояли из деревянных домов или шатров, войлочных юрт и полуземлянок. Итиль просуществовал до 965 г., когда был разрушен киевским князем Святославом Игоревичем.

Экономика Хазарского каганата

Основным хозяйственным занятием населения Хазарии оставалось полукочевое скотоводство, но активно развивались земледелие, садоводство и виноградарство. Многие зерновые, огородные и садовые культуры пришли к земледельцам Хазарского каганата из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока, из Южной и Центральной Европы. Близость Каспийского и Азовского морей, Волги, Дона и других рек сделала для населения Хазарии привычным рыболовство.

Летом многие скотоводы отправлялись на временные кочевья, зимой жили в поселениях и городах. Стремительно развивалось ремесло, которое перенимало наиболее прогрессивные технические приемы и технологии различных цивилизаций и народов.

Торговля Хазарского каганата

Особое значение в формировании Хазарского каганата и расширении его международных связей играла торговля.

Каганат оказался на пересечении традиционных торговых путей с востока на запад () и из Балтики в Каспийское и Черное моря (Великий волжский путь).

С севера шли меха, скот, мед и воск, белужий клей, с юга везли арабскую сталь, ювелирные изделия, с востока - пряности, драгоценные камни, с запада - оружие, изделия из металла, ткани. Каганат был транзитным маршрутом в торговле невольниками, однако рабовладение не получило здесь заметного распространения и по своему типу было близко к патриархальному рабству.

Саркел крепость хазарского каганата

Крупнейшим городом Хазарии был город Саркел (от хазарского «белый дом»), построенный в IX в. на пересечении нескольких торговых караванных путей с водным. В 834 г. византийский император Феофил по просьбе хазарского кагана направил на Дон архитектора для строительства каменной крепости, которая и была возведена местными мастерами. Крепость защищала расположенный по соседству торговый город и была отделена от него рвом. На внутренней территории крепости, имевшей толстые кирпичные стены и башни, располагалась цитадель с двумя сторожевыми башнями.

Саркел быстро рос и вскоре превратился в крупнейший город Приазовья с разноязычным населением, заметную часть которого составляли болгары. Впоследствии город был сильно разрушен дружинниками князя Святослава, но просуществовал как южная русская твердыня под названием Белая Вежа вплоть до середины XII века.

Византия и Хазарский каганат

Хазария, оказавшись в зоне геополитической конкуренции крупнейших империй и цивилизаций (Византия, Арабский халифат), втягивалась не только в их военное соперничество и политику, но и стала причиной культурно-религиозного противоборства. В связи с такой ролью Хазарского каганата в Прикаспийско-Причерноморском регионе вопрос о государственной религии приобретал ключевое значение. Изначально язычники - болгары и хазары подвергались влиянию арабов-мусульман, а византийцы внедряли христианство, создав в VIII века на территории каганата митрополию с семью местными епархиями.

Почти одновременно с принятием ислама часть хазар Северного Дагестана стала исповедовать иудаизм, который принесли на Кавказ евреи, изгнанные сначала из Сасанидского Ирана, а затем из Византии.

Иудаизм в Хазарском каганате

Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII-IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.

Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья - противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.

Разгром Хазарского каганата

В конце IX в. берега Дона и причерноморские степи заполняют новые тюркские кочевники - печенеги, серьезно затруднявшие хазарскую внешнюю торговлю. Еще более опасную угрозу для гегемонии Хазарского каганата и хазарской торговли представляла Киевская Русь, которая также стремилась поставить под свой контроль транзитную торговлю востока Европы: Великий шелковый путь и балто- черноморско-каспийский путь. В результате многочисленных русских походов были ослаблены основные жизнеобеспечивающие центры города Итиль, Семендер и Саркел. Восстановить каганат оказалось невозможным.

Племена и народы каганата переселились либо ассимилировались другими этносами, главным образом с печенегами, а затем с . Этноним «хазары» некоторое время еще бытовал в Крыму, который итальянские источники продолжали именовать Хазарией вплоть до XVI в.

По всей вероятности, дальними потомками хазар можно считать небольшой тюркоязычный народ караимы, исповедующий караимистскую версию иудаизма, проживавший в Крыму в средние века и частично переселившийся в XIV веке в Польшу, Литву и на Украину.

У большей части русского населения, знания о хазарах ограничиваются строками из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», в котором сказано: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам...» а ведь «Хазарский каганат» считался одним из первых серьезных внешних врагов Древней Руси. Современниками хазар были кочевые племена половцев и печенегов , также совершавших набеги на Русь.

Значение слова хазары: кочевой древнейший тюркский народ, образовавшийся в 7-10 веках.

Образование «Хазарского каганата» предположительно произошло в 650 году. Один из наследников последнего кагана из группировки Нушиби, принадлежащей к западному тюркютскому каганату, нашел приют в Хазарии и основал свой каганат – Хазарский. После краха Западного Каганата в 958 году «Хазарский Каганат» стал единственным наследником земель в Юго-Восточной Европе. Хазары, помимо завоевания земель активно занимались скотоводством и перепродажей рабов.

Первоначальной религией «Хазарского Каганата» являлось традиционное в то время язычество. В дальнейшем там вполне мирно жили сторонники христианской, мусульманской, иудейской и языческой религий, но ненадолго. Хазары приняли иудаизм. На принятие хазарами иудаизма, как основной религии вероятнее всего повлияло установление торговых отношений.

«Хазарский Каганат» завоевывал и подчинял себе чужие земли, собирая дань. В их числе были и некоторые восточнославянские племена: вятичи, радимичи, северяне, поляне, обремененные данью до освобождения Древней Русью. Также, с середины 8 века во власти «Хазарского Каганата» находилась и Волжская Булгария.

Древняя Русь долгое время вела активную борьбу против хазар. Однако решающим событием в этой длительной борьбе, стал поход князя Святослава в 964 году на «Хазарский Каганат». Его союзниками стали печенеги и гузы. Дойдя до столицы «Хазарского Каганата» - Итиль (Атиль), князь Святослав и его союзники сокрушили войско хазар во главе с каганом, по пути захватив второй по значимости хазарский город - Семендер и крепость Саркел.

После распада «Хазарского Каганата» до 980-х годов в низовьях Волги властвовали руссы. Жители столицы Хазарии и их глава, в это время нашли укрытие на островах Каспийского моря. После ухода русов, хазарскому правителю предложили помощь из Хорезмы (регион Средней Азии) и он вернулся на родные земли. В обмен на помощь, большей части хазар пришлось принять ислам, а затем и их царю. В 985 году князь Владимир совершил новый поход на хазар и возложил на них дань.

В середине 11 века Волжская Хазария окончательно распалась после нашествия новых кочевников - половцев. В 1024 году хазарский народ воевал на стороне Мстислава - сына князя Владимира, во время их битвы с братом князем Ярославом . Последние известия о хазарах были в 1079 и 1083 годах, во время военных действий князя Олега Вещего, впоследствии плененного ими и отданного Византии.

Вскоре к Волжской Булгарии перешла власть в Подволжье, а власть на Кавказе досталась Алании. Единая власть на этих землях вновь образовалась лишь в составе

Хазарский каганат

Хазарское государство, образовавшееся в Прикаспийской низменности в начале VII в., было изначально этнически неоднородным. Сами хазары, по определению Л.Н. Гумилева, относятся к кавказским племенам Дагестана, но уже в конце VI в. они и другие племена Северного Кавказа были завоеваны Тюркским каганатом. В результате гражданских войн Тюркский каганат раскололся на несколько полугосударственных образований. Тюрки западной части распавшегося каганата, смешавшись с местными кавказскими племенами, образовали Хазарский каганат. Это государство уже в самом своем начале представляло значительную военную силу, основой которой была тюркская легкая кавалерия, вооруженная саблями.

Во время византийско-персидской войны хазары стали союзниками императора Ираклия I и в 627 г. хазарский каган с войском осадил Тифлис, куда прибыл и сам Ираклий. Император угощал кагана на роскошном пиру и подарил ему свой золотой обеденный сервиз. Но и такие царские подарки не помогли византийцам с помощью хазар взять Тифлис, после двух месяцев осады каган с большей частью войска вернулся домой, оставив Ираклию, по некоторым сведениям, сорок тысяч воинов.

Византийцы были не высокого мнения о боеспособности хазарских войск, вот как это мнение излагает Феофан Исповедник: «В сем году (627 г. – Ю.Д.) с сентября месяца вступил в Персию Ираклий с турками (хазарами. – Ю.Д.) неожиданно зимой и тем привел Хосрова в отчаяние. Но турки, видя зиму и беспрерывные нападения со стороны персов и не стерпев трудов, которые должны были разделить с царем, начали мало-помалу утекать, и наконец все, оставив его, возвратились» (86, 275). Хотя вся задача этого кавказского похода Ираклия заключалась в отвлечении персидского царя Хосрова от главной цели – захвата Константинополя. Именно тогда аварские войска с суши осадили столицу империи, а стоявшим на азиатском берегу войскам Хосрова оставалось только переплыть с помощью имеющегося у Персии многочисленного флота пролив. Внезапная для Хосрова активизация византийских военных действий на другом конце соприкосновения этих двух империй спасла Константинополь от вполне возможного захвата с суши и моря.

Союзнические отношения византийской империи с хазарским каганатом касались не только военной помощи, но и торговли. Сначала война с Персией, а затем арабские войны перекрыли основные направления Великого шелкового пути из Китая в Византию и пути доставки пряностей из Индии. С помощью Хазарского каганата Византии удалось возобновить доставку китайских и индийских товаров к черноморским портам в обход Каспийского моря.

Этим дружественным, как военным, так и торговым отношениям не помешали религиозные различия. Дело в том, что переселившиеся еще в VI в. из Персии в Предкавказье евреи сумели стать неотъемлемой частью власти в каганате, более того, они распространили свою веру среди населения каганата.

В VIII-X вв. Хазарский каганат стал самым сильным в военном и экономическом отношениях государством, контролировавшим торговые потоки с Востока на Запад и с Севера на Юг, а после падения Аварского каганата, сумевшего прибрать к рукам народы, населявшие Восточно-Европейскую равнину. Это не означает, что у Хазарского каганата не было врагов. Чтобы вести взаимовыгодную торговлю со своими соседями, нужно было постоянно напоминать им о своей военной силе. Константин Багрянородный приводит сведения о взаимоотношениях каганата с узами (половцами) и аланами: «…узы способны воевать с хазарами, поскольку находятся с ними в соседстве, подобно тому как и эксусиократор (обладатель власти. – Ю.Д.) Алании.

(Знай), что девять Климатов Хазарии прилегают к Алании и может алан, если, конечно, хочет, грабить их отселе и причинять великий ущерб и бедствия хазарам, поскольку из этих девяти Климатов являлись вся жизнь и изобилие Хазарии.

(Знай), что эксусиократор Алании не живет в мире с хазарами, но более предпочтительной считает дружбу василевса ромеев, и, когда хазары не желают хранить дружбу и мир в отношении василевса, он может сильно вредить им, и подстерегая на путях, и нападая на идущих без охраны при переходах к Саркелу, к Климатам и к Херсону» (43, 51).

Сведения о Хазарском каганате можно почерпнуть из письма хазарского царя Иосифа к испанскому государственному деятелю Хасдаю ибн Шафруту, написанному в середине X в. в ответ на послание Хасдая. Как и полагалось в те времена, Иосиф стал выводить происхождение своего народа от Иафета, сына Ноя, одним из потомков которого якобы был Хазар. Далее в своем письме он сообщает, «что когда мои предки были еще малочисленны, всесвятой, – благословен он, – дал им силу, мощность и крепость. Они вели войну за войной со многими народами, которые были могущественнее и сильнее их. С помощью божией они прогнали их и заняли их страну, а некоторых из них заставили платить дань до настоящего дня. В стране, в которой я живу, жили прежде В-н-н-тр (Хунногундуры). Наши предки, хазары, воевали с ними. В-н-н-тр были более многочисленны, так многочисленны, как песок у моря, но не могли устоять перед хазарами. Они оставили свою страну и бежали, а те преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени «Дуна» (Дунай). До настоящего дня они расположены на реке «Дуна» и по близости от Кустандины (Константинополя. – Ю.Д.), а хазары заняли их страну до настоящего дня» (42, 225).

На вопрос Хасдая о расположении Хазарского каганата Иосиф сообщает, что он живет «у реки, по имени Итиль (Волга. – Ю.Д.), в конце реки (примыкающей к морю) Г-р-гана (море Гирканское – Каспийское). Начало (этой) реки обращено к востоку на протяжении 4 месяцев пути. У (этой) реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах. Вот их имена: Бур-т-с (буртасы), Бул-г-р (булгары), С-в-р (сувары), Арису, Ц-р-мис (черемисы), В-н-н-тит (вятичи?), С-в-р (северяне?), С-л-виюн (славяне?). Каждый народ не поддается (точному) расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань. Оттуда граница поворачивает по пути к Хуварезму (Хорезму, доходя) до Г-р-гана (Гурган). Все живущие по берегу (этого моря) на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань. А еще на южной стороне – С-м-н-д-р (Семендер) в конце (страны) Т-д-лу (?) к «Воротам», (т. е.) Баб-ал-Абвабу (Дербенту), а он расположен на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам. Азур, в конце (страны) Б-г-да, С-риди (Серир), Китун, Арку, Шаула, С-г-с-р-т, Ал-бус-р, Ухус-р, Киарус-р, Циг-л-г, Зуних, расположенные на очень высоких горах, все аланы до границы Афкана (Абхаза), все живущие в стране Касса (касоги) и все (племена) Киял, Т-к-т, Г-бул, до границы моря Кунстандины (Константинополя, т. е. Черного моря), на протяжении двух месяцев пути, все платят мне дань. С западной стороны – Ш-р-кил (Саркел – Белая Вежа), С-м-к-р-ц, К-р-ц (Керчь), Суграй (Сугдея – Судак), Алус (Алушта), Л-м-б-т, Б-р-т-нит (Партенит), Алубиха (Алупка), Кут, Макт (Мангун), Бурк, Алма, Грузин (Херсон). Эти (местности) расположены на берегу моря Кустандины (Черного моря), к западной (его) стороне. Оттуда граница поворачивает по направлению к северной стороне, (к стране) по имени Б-ц-ра (Баджна – печенеги). Они расположены у реки по имени Ва-г-з. Они кочуют и располагаются в степи, пока не доходят до границы (области) Х-г-рины (венгров). Они многочисленны, как песок, который на берегу моря во множестве. Все они служат (мне) и платят мне дань. Место расположения их и место жительства их простирается на протяжении 4 месяцев пути. Знай и уразумей, что я живу у устья реки, с помощью всемогущего. Я охраняю устье реки и не пускаю русов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и (точно так же) всех врагов (их) на суше приходить к «Воротам». Я веду с ними войну. Если бы я их оставил (в покое) на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада» (42, 230).

Хотя многие наименования народов сегодня нам ни о чем не говорят, общую картину границ каганата и его экономического благополучия из этого письма можно представить. А если учесть, что горы Дагестана изобилуют медными, железными и серебряными рудами, а в горах верховий реки Кубани существовало с тех времен и использовалось вплоть до середины XX в. значительное месторождение серебра, то можно сделать вывод, что экономический расцвет каганата был связан не только с транзитной торговлей, но и с торговлей изделиями из металла. Вполне возможно, что и нефть была продуктом торговли с Византией, которую империя в это время не имела возможности получать для создания греческого огня из районов, захваченных арабами.

О нравах и государственном устройстве Хазарского каганата сообщает Ахмед ибн Фадлан в описании своего путешествия в 921-922 гг. в качестве посла от Багдадского халифа к царю Волжской Булгарии. «Что же касается царя хазар, титул которого хакан, то право же, он не показывается иначе, как (раз) в каждые четыре месяца, (появляясь) в (почетном) отдалении. Его называют «большой хакан», а его заместителя называют хакан-бех. Это тот, который предводительствует войсками и командует ими, управляет делами государства, руководит им, появляется (перед народом), совершает походы, и ему изъявляют покорность находящиеся поблизости от него цари. И он входит каждый день к наибольшему хакану смиренно, проявляя униженность и спокойствие. Он входит к нему не иначе, как босым, держа в своей руке дрова, причем, когда приветствует его, то зажигает перед ним эти дрова. Когда же он покончит с топливом, он садится вместе с царем на его трон с правой его стороны. Его замещает муж, называемый джавшыгыр. Обычай наибольшего царя тот, что он не дает аудиенции людям и не разговаривает с ними, и к нему не является никто, кроме тех, кого мы упомянули, а полномочия вершить дела, наказывать (преступников) и управлять государством принадлежат его заместителю хакан-беху» (42, 337).

Еще Ахмед ибн Фадлан сообщает, что «хазары и их царь – все иудеи, а «славяне» и все, кто соседит с ними, (находятся) у него в покорности, и он обращается с ними как с находяшимися в рабстве, и они повинуются ему с покорностью» (42,339). У арабов слово славяне звучит как сакалиба и, скорее всего, является переложением на арабский лад греческого слова??????? – склавы, или склабы, и употребляют арабы это слово по отношению к порабощенным народам. Именно поэтому Ахмед ибн Фадлан называет волжских булгар, которые платили дань хазарам, славянами.

С середины VII в. до середины VIII в. Хазарский каганат вел войны с переменным успехом с Арабским халифатом и являлся естественным союзником Византии в деле сдерживания арабской экспансии в направлении Европы. Арабские историки ал-Балазури и ал-Куфи, описывая военный поход арабского военачальника Марвана, воевавшего с хазарами еще в 733 г., сообщают, что арабы дошли до некой Славянской реки (нахр ас-сакалиба), под которой одни комментаторы этих историков понимают реку Дон, другие – Волгу. Точно так же историки не могут прийти к общему мнению по поводу этнической принадлежности народа ас-сакалиба, который потерпел поражение у этой реки: одни говорят, что это аланы, другие – славяне, а третьи называют их тюрками или финно-уграми.

Арабы познакомились со словами склавы – ???????, склавины – ????????? на Ближнем Востоке в общении с византийцами. Поэтому арабские слова ас-саклаб (ед. ч.) и ас-сакалиба (мн. ч.), скорее всего, соответствуют по значению словам «раб», «рабы». Склавины как этнос на Ближнем Востоке не упоминаются, а если они и использовались в качестве вспомогательных войск, то этот этноним вряд ли так надолго запомнился бы арабам.

После падения Аварского каганата хазарам в начале IX в. пришлось делить освободившиеся после аваров территории и народы с Болгарским царством, а также с некими варягами, оккупировавшими прибалтийские регионы и проявлявшими военно-торговый интерес к днепровскому и волжскому торговым речным путям. Поскольку в это время варяги не создали какого-либо государства, а являлись, скорее всего, проводниками товаров из Северной Европы в Византию и Персию, их торговые интересы совпадали с интересами торговцев Хазарского каганата. Когда же эти варяги создали Руский каганат где-то в междуречье Днепра и Дона, то это уже напрямую стало подрывать экономические интересы Хазарского каганата. Тем более что Руский каганат попытался наладить политические и, вероятно, торговые отношения с Византийской империей, по крайней мере, о таком посольстве росов к византийскому императору Филофею в 839 г. сообщается в «Вертинских анналах».

Руский каганат просуществовал, вероятно, недолго, так как русские летописи о таком государстве уже не упоминают, а пришедшие в Киев в 862 г. варяги Аскольд и Дир обнаружили, что местное население платит дань хазарам. Видимо, Хазарский каганат ликвидировал своего восточного конкурента еще до прихода туда Аскольда и Дира.

В 866 г. правители Киева Аскольд и Дир ходили походом на Константинополь на двухстах кораблях. То, что это киевское воинство перепугало жителей Константинополя не удивительно, так как тогда Византийской империей управлял молодой Михаил III, который предавался в основном плотским утехам и обильному употреблению вина, за что и получил прозвище Михаил Пьяница. Но вот где набрали такое количество подготовленных воинов и кораблей Аскольд и Дир, – непонятно. Вполне возможно, что этими воинами были перешедшие на службу к хазарам варяги уже не существующего Руского каганата, ведь по какой-то причине в летописи говорится, что византийцев напугало известие о приходе Руси.

«В год 6374 (866). Отправились Аскольд и Дир войной на греков и пришли туда в четырнадцатый год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, совершили много убийств христиан и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы и омочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны, чтобы разметать корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой» (72,34).

Когда в 882 г. образовалось государство, вошедшее в историю под названием Киевская Русь, под управлением князя Олега, то Хазарскому каганату сначала пришлось уступить часть территорий и народов, плативших хазарам дань, а затем и потерпеть существенное поражение в 965 г. от киевского князя Святослава, после чего от былого могущества хазаров ничего не осталось.

Население Хазарского каганата в основном было тюркского происхождения, поэтому и языком общения подвластных каганату народов был тюркский язык, тем более что предыдущие хозяева этих народов на протяжении многих веков были тоже тюрки.

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

2. Хазарский каганат 685 Структура хазарского государства соответствует традиционному образцу кочевых империй Евразии. Хазары изначально были ордой всадников, которой удавалось политически контролировать соседние земледельческие племена. Их господство, однако, было

Из книги Несбывшаяся Россия автора

Глава 5 КАК ЖИЛ ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ? Поскреби еврея - найдешь хазарина. Археолог Артамонов, специально изучавший вопрос ХАЗАРЫ И РУСЬХазар на Руси очень даже знали. Вплоть до создания государства Рюриковичей дань хазарам платили древляне, поляне, радимичи, вятичи. Князь

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 6 Как жил Хазарский каганат? Во снах существую, и верю я, И дышится легче, когда Из Хайфы летит кавалерия, Насквозь проходя города. И. Губерман Поскреби еврея - найдешь хазарина. Археолог М. А. Артамонов, учитель Л. И. Гумилева - а он специально изучил вопрос Хазары

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат Хазарский каганат возник в 650 году и пал только в 969 году под ударом войска варяжско-русского князя Свендослава-Святослава. Это было гигантское государство, занимавшее все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее

Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ Итак, к середине VII в. карта Восточной Европы изменилась. В лесах развивались славянские княжества, в степях господствовали Болгария и Хазария, на Северном Кавказе вернула независимость Алания, а в горах восточной части Кавказа

автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат Хазарский каганат был гигантским государством, занимавшим все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы:

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат и печенеги В 967 году Хазарский каганат пал под ударами войска князя Святослава. И оказалось - каганат сдерживал движение в южнорусские степи кочевников-печенегов. Печенеги уже в 915 и 920 годах воевали с князем Игорем. В 943 году Игорь заключил с ними союз

Из книги Великая война России [Почему непобедим русский народ] автора Кожинов Вадим Валерианович

II. Русь и Хазарский каганат Выше обрисованы, конечно, только самые общие (и к тому же далеко не полные) контуры явления, вошедшего в историю под именем Хазарского каганата. Но нам пора перейти к роли каганата в истории Руси. Мы видели, что уже Карамзин подверг сомнению тот

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ Еще в 70-е годы VI в. тюркюты достигли Кавказа и берегов Черного моря. Именно от них хазары заимствовали многие политические институты своего Хазарского каганата. В описаниях хазар упоминаются привычные тюркские титулы вождей и старейшин. Однако

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора

5. Хазарский Каганат - одна из загадок средневековой истории Снова напомним, что Иерусалим в средневековом понимании - это священный город той или иной религии. У каждой религии был «свой Иерусалим». Был, конечно, древний Иерусалим = Царь-Град на Босфоре. Но он был далек и

Из книги Велесова книга автора Парамонов Сергей Яковлевич

Аварское иго, Хазарский каганат, приход варягов 4а-IИ вот грядет с силами многими Дажьбог на помощь людям своим. И не имеем мы страха, поскольку издревле, как и сейчас, он печется о тех, о ком заботился, когда хотел того. И так мы ожидали дня своего – того, о котором имели

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.2.4. Хазарский каганат - одна из загадок средневековой истории Снова напомним, что Иерусалим в средневековом понимании - священный город той или иной религии. У каждой церкви был «свой Иерусалим». Был, конечно, главный, древний, евангельский Иерусалим - Ерос на Босфоре

Из книги Тайны Русского каганата автора Галкина Елена Сергеевна

Что собой представлял Хазарский каганат? Хазарское государство существовало в VII – X вв. Столицы – города Семендер на реке Сулак в Дагестане и Атиль в устье Волги. Образован был каганат угро-финским племенем савиров и несколькими тюркскими племенами, которые вторглись в

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Хазарский каганат Хазарское государство, образовавшееся в Прикаспийской низменности в начале VII в., было изначально этнически неоднородным. Сами хазары, по определению Л.Н. Гумилева, относятся к кавказским племенам Дагестана, но уже в конце VI в. они и другие племена

Из книги Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. автора Ахматнуров Сабит Садыкович

Глава VI Хазарский каганат О хазарах известно со времён европейской империи гуннов IV–V вв. н. э. В период становления Великого Тюркского каганата они поддержали Истеми-кагана и участвовали в походе на Грузию и Азербайджан (6, с. 146–152).История возникновения и таинственного