Болезни Военный билет Призыв

Хараппская цивилизация в индии кратко. Хараппская или Индская цивилизация. Теории происхождения и новые материалы

К настоящему времени памятники Индской цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Западной и Северной Индии, в Синде, Белуджистане и на побережье Аравийского моря - на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра - Мохенджо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда Хараппской). Затем были открыты менее значительные городища - Чанху-Даро, Калибанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лотхал - важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. Об этом свидетельствуют раскопки верфи, связанной каналами с рекой, впадающей в Камбейский залив.

Но цивилизация сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.

Рис. 50. Мохенджо-Даро. Раскопки . III-II тыс. до н. э. Пакистан

Благодаря археологическим исследованиям последних десятилетий Индская цивилизация уже не кажется единой и совершенно неизменной, удается как установить последовательность периодов ее развития, так и выделить отдельные культурные зоны. От собственно долины Инда, составляющей центральную зону, отличаются области, расположенные к западу от Инда, северные области (Рупар, Калибанган, Аламгирпур) и южные (в основном п-ов Катхиявар).

Хронологически Хараппская культура определяется в границах 2300-1700 гг. до н.э., но для разных зон и отдельных центров датировки могут совпадать не полностью.

Ученые до сих пор бьются над загадкой самых ранних очагов урабанистической культуры и первых протогосударств в Северной Индии, возникших в III тысячелетии до н.э. Это происходит потому, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро пока не расшифрована. Скудные данные археологии и религиозные тексты более поздней, ведической эпохи не позволяют представить себе жизнь хараппского общества III тыс. д.н.э. в полном объеме. В распоряжении ученых почти нет дат, имен, реальных исторических событий, сведений об административной структуре и политической динамике. Имеющиеся сведения позволяют сделать следующие выводы.

Территория, занимаемая обществом Хараппы, значительно больше территорий одновременных Египетской и Месопотамской цивилизаций. Считается, что эта цивилизация была известна шумерам под названием Мелухха.

Расцвет Хараппского общества относится к рубежу III-II тыс. до н.э. О его высоком уровне развития говорят строгая планировка городов, монументальная архитектура, наличие письменности, системы мер и весов и произведений искусства. Наиболее полную и разнообразную информацию о цивилизации дают поселения, число которых достигает почти 1000.

Некоторые города отличались большими размерами, например, Хараппа и Мохенджо-Даро, площадь которых составляла 2-2.5 кв. км, а число жителей по различным оценкам определялось от 35 до 100 тысяч. Были и городки площадью от 5 до 12 га и мелкие поселки до 1 га.

Как правило, города обносились мощными стенами. Крупные города состояли из двух частей цитадели и нижнего города. В цитадели размещались зернохранилище, дворец правителя, административные и торговые здания, бассейн для религиозных омовений и культовые строения. Доступ жителей города в цитадель ограничивалась специальными воротами.

В нижнем городе проживала основная часть населения. Застройка городов отличалась четкой планировкой, сеть улиц делила город на прямоугольные блоки-кварталы. Довольно широкие, нередко до 10 м, основные улицы города пересекались под прямым углом. На крупных перекрестках углы домов намеренно округлялись, чтобы не препятствовать движению повозок.

Зажиточные горожане жили обычно в 2-3 этажных домах из обожжённого кирпича, которые, как правило, состояли из нескольких помещений, сгруппированных вокруг дворика, где находились очаги, готовилась пища, и играли дети. Плоские крыши домов покрывались утрамбованной землей и, возможно, в душные летние ночи они служили местом для сна.

Дома не украшались и не имели окон, но были довольно благоустроены. Обычно в каждом доме имелась кухня и туалетная комната. Для доступа в помещение свежего воздуха в верхней части стен делались прорези. Город обслуживало сеть выложенных кирпичом колодцев и совершенная, по масштабам того времени, система канализации. Часть населения, в основном беднота, селилась за городскими стенами, принимая на себя первые удары наводнений и вражеских вторжений.

Население Хараппского общества занималось земледелием, возделывая пшеницу, ячмень, просо, полевой горох, дыни, кунжути и горчицу. Значительное внимание уделялось рисосеянию и садоводству. Выращивали также хлопок, первое знакомство, с которым восходило к раннеземледельческой эпохе.

Нет данных о существовании в этот период крупных оросительных сооружений, но известно об использовании водочерпательного колеса. Вероятнее всего поля орошались естественными разливами рек. Хараппцы широко использовали паводковые воды, производя обваловку полей для их удержания. В это время уже применялась система двух урожаев весеннего и летнего, которая сохранилась в аграрной традиции Индии и в наше время.

Земледелие отличалось значительным техническим оснащением деревянный плуг, каменные лемехи, двух- и четырехколёсная повозка.

Развивалось у хараппцев и скотоводство, и уже были одомашнены коровы, буйволы, овцы, козы, свиньи, ослы. Роль охоты и рыболовства сводилась к минимуму.

Ремесло, как важнейший компонент Хараппской цивилизации, в полной мере отражало эпоху бронзового века с его нарастающим прогрессом металлургии и металлообработки. Ремесленники того времени умели получать различные сплавы, в том числе меди с мышьяком, свинцом и оловом. Из них изготовляли инструменты, предметы вооружения и украшения. Обработке подвергались также золото, в меньшем масштабе свинец и серебро. Железа в городах Хараппской цивилизации не обнаружено.

В изящных изделиях хараппских ювелиров золото сочеталось с полудрагоценными камнями, а изготовление бус превратилось в налаженное производство. Особенно популярными были сердоликовые бусы с травленым орнаментом.

Особым промыслом, в котором мастерство ремесленника сочеталось с взыскательным вкусом художника, было изготовление печатей-амулетов. Они вытачивались из стеатита, и на амулете обычно изображалось какое-либо животное (например, бык перед особого рода кормушкой – наиболее распространенный сюжет) и несколько пиктографических знаков. В отличие от шумерских цилиндрических печатей, индские были плоскими. Замечательным искусством отличались гончары и резчики по камню и слоновой кости.

Рис. 51. Печати из Мохенджо-Даро . III-II тыс. до н. э. Стеатит. Размеры: 1) 2,4 x 2,4 х 0,53 см; 2) 4,06 x 3,95 х 0,8 см; Национальный музей, Исламабад

1) На квадратной печати изображен трехглавый зверь, сочетающий в себе черты трех важных культовых животных - быка, единорога и антилопы. Животное могло символизировать то или иное божество, либо обозначать природную стихию или время года.

2) На печати изображено божество с рогатым головным убором и браслетами на обеих руках. Божество стоит на священном фиговом дереве и смотрит на коленопреклоненного почитателя. На небольшом стуле покоится человеческая голова. Сцену довершает гигантский баран и процессия из семи человек. Эти последние носят головные уборы с одним пером, длинные юбки и браслеты на руках. У верхнего края печати имеется несколько символов, один символ помещен под священным деревом. Эта картинка, возможно, изображает ритуал жертвоприношения божеству с процессией из семи фигур.

В отличие от Египта и Месопотамии для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура (вряд ли она изготавливалась из непрочного материала, скажем дерева). Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро. Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках считают танцовщицей (типа тех, что и много позже жили при индуистских храмах).

Рис. 52. Статуэтка танцовщицы из Мохенджо-Даро . III-II тыс. до н. э. Бронза. Национальный музей, Дели

Важную роль играло прядение и ткачество. Выделывались различные ткани, в том числе из хлопка.

Крупные поселения-города хараппцев это не только центры ремесла, но и торговли, как внешней, так и внутренней. Морская и сухопутная торговля развивала контакты Индской цивилизации с Месопотамией. Одним из перевалочных пунктов, где совершались торговые сделки, были Бахрейнские острова.

О значительной роли торговли свидетельствует большое количество кубической формы каменных гирь со стандартным весом. Исходной единицей служил вес 0,85 г. с последующим удвоением и удесятерением. Появились также линейки из кости, раковин и бронзы.

О широких внешних связях (по морю и по суше) городов Индской цивилизации говорят находки изделий Хараппской культуры (в основном печатей) на городищах Месопотамии (Ур, Киш, Телль-Асмар), а также Ирана (Тепе-Яхья) и Южной Туркмении (Алтын-Тепе). Некоторые изображения на предметах, найденных в Месопотамии (печати из Телль-Асмара, ваза из Телль-Аграба), считают типично индийскими. Промежуточным звеном между Индией и Месопотамией могли служить острова Персидского залива. Подтверждением этого являются сходство печатей Бахрейнских островов с индийскими и находки предметов, изготовленных на Бахрейнских островах, в городах Индской цивилизации.

Хараппское общество создало оригинальную систему письменности. Письменность получила достаточно широкое распространение, а грамотность не ограничивалась столичными центрами. К настоящему времени до нас дошло 2,5 тысяч надписей на керамике, металлических изделиях и печатях-амулетах. Ученые выделили более 400 рисуночных знаков, но расшифровать их пока не удается. Удалось лишь установить, что хараппцы писали справа налево и что их письменность принадлежит к протодравидскому языку.

В сфере религиозных верований население Хараппской цивилизации поклонялось богине-матери, однако на первый план начал выдвигаться культ верховного мужского божества. Оно изображалось сидящим на невысоком троне, в рогатом головном уборе, иногда трехликим, в окружении разного рода животных, напоминая позднейшего бога Шиву. Для хараппской цивилизации весьма значительны и традиции анимизма. Обожествлялись некоторые виды животных (слоны, обезьяны, собаки, быки, птицы), считающиеся священными и в настоящее время.

Подводя итоги, можно отметить, что в Хараппском обществе четко прослеживаются черты городского образа жизни. Хараппцы находились на первой стадии урбанизации, когда значительный человеческий потенциал и соответствующий ему образ жизни сконцентрировался в единичных крупных центрах. Внутреннее убранство домов отличалось скромностью, ограничиваясь лежанками и сиденьями, резные ножки которых иногда имели форму ног крупного рогатого скота. Уже уделялось внимание и кулинарии. Хозяйки широко пользовались в приготовлении теста каменными и глиняными ступками. Свой повседневный быт женщины украшали, используя престижные вещи, к которым относились личные украшения и прежде всего браслеты. Это были браслеты из золота, серебра, меди, раковин и терракоты, из нитей золотых бус. Их носили не только на руках, но и на ногах.

С 1800 г. до н.э. Хараппская цивилизация стала медленно угасать. До сих пор неизвестно, что привело Хараппскую культуру к упадку. Возможно, изменение климата, чрезмерные разливы рек, тектонические толчки, быть может, эпидемии. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы.

Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение шести столетий, приходили в упадок некогда цветущие города. Постепенно утрачивались навыки градостроительства, ремесленного мастерства, художественного вкуса, все меньше появлялось привозных вещей. Вероятно, оказалась забытой и письменность. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры.

В периферийных областях на севере и на юге - на п-ове Катхиявар, - позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты Хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими.

Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели Хараппской культуры. Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов природные условия района стали менее благоприятными.

Огромный разрыв между немногочисленными развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века. Но подлинные причины гибели хараппских городов должны быть, прежде всего, связаны с их историей, а ее-то мы пока и не знаем.

После гибели Хараппской культуры на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху цивилизации. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние Хараппы чувствуется как в энеолитических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н.э., так и у племен бассейна Ганга. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма.

Самая древняя из известных нам цивилизаций Индостана названа хараипской по месту первых раскопок (Хараппа и Мохенджо-Даро в современном Пакистане), проводившихся в конце XIX и начале XX в. Археологами было установлено, что сельские поселения того народа, что создал хараппскую цивилизацию, появились в северной и северно-западной части Индостана в IV тыс. до н.э. и имели много общего с поселениями народов Афганистана и Белуджистана. Строительство первых городов началось в долине Инда в XXV-XXIV вв. до н.э. Молодая цивилизация, постепенно расширяясь, заняла территорию долины Инда и других рек восточной части Индии на территории 1100 км с севера на юг и около 1600 км с запада на восток. К настоящему времени выявлено более 10 крупных городских поселений хараппцев. Цивилизационная сторона их жизни: орудия труда, способы обработки почвы, торговля, приемы строительства, жилище и быт - все эго изучено очень подробно. Но об их культуре и истории народа, создавшего эту цивилизацию знаний, - известно еще очень мало, поскольку письменность этого народа не расшифрована.

Харанпцы использовали каменные, медные и бронзовые орудия труда для обработки почвы на аллювиальных почвах. Они выращивали пшеницу, ячмень, кунжут, бобовые, а на юге - рис и хлопчатник. Судя по найденным в городах общественным хранилищам, именно зерновые культуры были основой их рациона. Молоко и мясо хараппцы получали от овец, коз и коров. Ирригационное земледелие здесь не было развито, поскольку регулярные разливы Инда и более мелких рек хорошо увлажняли почву и позволяли собирать по два урожая в год.

Города хараппцев были построены из обожженного кирпича (частично из кирпича-сырца) и делились на две неравные части. На специально выстроенной кирпичной платформе размещалась укрепленная часть города - цитадель, в ней находились общественные хранилища зерна и культовые постройки: жертвенники и бассейны для омовения. Там же было особое место для собраний (по другой версии - рынок). Рядом с цитаделью, отделенная от нее стеной и широкой дорогой, находилась жилая часть города, разделенная на прямоугольники - кварталы - улицами, пересекавшимися под прямым углом. Жилища богатых людей (ближе к цитадели) имели до трех этажей и до 10 комнат разного назначения, группировавшихся вокруг внутреннего двора с обязательным колодцем, выложенным обожженным кирпичом. Помимо кухни и спальни в каждом доме была комната для омовений. Жилище бедняка могло быть одной комнатой в общем бараке. Особое внимание в городах хараппцев уделялось гигиене. Под улицами города были проложены каналы из обожженного кирпича. Они служили для стока использованной воды в специальные отстойники, откуда очищенная вода спускалась в реки.

Черты хараппского города:

  • - строгая ориентация по линии север - юг;
  • - геометричность планировки;
  • - деление города на жилую и административно-ритуальную части;
  • - деление жилой части на 10-12 кварталов домов;
  • - двухэтажные «наращиваемые» жилые дома, группирующиеся вокруг глиняных колодцев;
  • - канализационные системы, построенные из кирпича и керамической плитки.

Хараппцы построили города-порты с каналами, ведущими к верфи, умели ходить по морю и торговали с народам Ближнего Востока, о чем свидетельствуют находки их изделий и печати в городах Междуречья, а также упоминания восточной страны Мелухха в текстах шумеров.

Социальное устройство хараппцев и политическое устройство их общества реконструируются с трудом. Отсутствие крупных оборонительных сооружений у городов и наличие пограничных застав позволяют сделать предположение, что это была федерация городских общин. У наконечников стрел и копий этого народа нет ребра жесткости, позволяющего пробивать кожаные доспехи, найдено очень малое количество мечей. Это значит, что у них не было крупных вооруженных конфликтов. Такой вывод подтверждается отсутствием военных разрушений и массовых захоронений убитых людей на всем протяжении существования этой цивилизации.

Деление городов на «дома для семьи» и дома-бараки - говорит о существовании социального неравенства и, возможно, о рабовладении. Крупные общественные хранилища зерна, святилища огня и ритуальные бассейны, при отсутствии дворцов, позволяют предположить, что общество было организовано но «храмовому» принципу: во главе хараппских общин стояли объединения жрецов (или - судя по найденным статуэткам женщин - жриц), руководивших общественными работами и определявшими правила общественной жизни.

Многие исследователи, занимающиеся изучением этой цивилизации, отмечают ее особый, неподвижный характер. Просуществовав около восьми веков, она сохранила в неизменности многие из ключевых элементов, которые у других народов обычно менялись.

Черты неподвижности хараппской цивилизации:

  • - форма и материал орудий труда оставались одинаковыми на всем протяжении истории этого народа;
  • - форма керамических изделий и их оформление не менялись;

приемы строительства домов и колодцев сохранялись в неизменности;

  • - начертание письменных знаков за восемь столетий не изменилось;
  • - отсутствовали заимствования у других народов как в производственной, так и в бытовой сфере.

Отсутствие возможности прочитать надписи, оставшиеся после харапп- ской цивилизации, заставляет лишь строить предположения о характере их религиозных воззрений. Найденные при раскопках статуэтки и изображения на печатях и сосудах позволяют реконструировать три вида культов. Первый - это древнейший культ богини-матери (производный от палеолитических Венер), эволюционировавший в земледельческий культ урожая . Второй - набор тотемистических культов крупных животных (носорога, быка, буйвола, слона, крокодила), постепенно трансформирующийся в культ богов : полуживотных-полулюдей или мифологических животных. А третий - это протиндуистский культ бога Шивы.

Прямая речь

Г. М. Бонгард-Левин: «Давно привлекает внимание изображение на печатях трехликого божества, окруженного животными и сидящего в позе, которую позднее придавали Шиве. Дж. Маршалл идентифицировал божество с Шивой в образе Пашупати, т.е. покровителя скота. Этот культ, вероятно, свидетельствует об известной преемственности верований хараппцев и индуизма. Шива “присутствует” и на печатях, найденных после раскопок Дж. Маршалла, - трехликий бог с цветами над головой, - что, видимо, символизировало его власть над природой. В Калибангане на одном из терракотовых изделий ритуального характера выполнен рисунок “рогатого бога”, сходного с изображением на печатях. Эта находка позволяет допустить факт проникновения культа “прото-Шивы” из долины Инда в Раджастхан» .

Окончание существования хараппской цивилизации представляет собой загадку, которую не удается разгадать. В течение приблизительно 100 лет (в XVII и XVI вв. до н.э.) происходит быстрое угасание цивилизации, которое выразилось в том, что были разорваны торговые связи с другими народами; деградировали орудия труда; пришли в негодность построенные ранее ирригационные и очистные системы; падение гигиены привело к началу массовых эпидемий, нарушилась стройность планировки городов. В начале XVI в. до. н.э. города хараппцев оказались заброшены, большая часть населения покинула прежние места поселения, а сюда пришли народы со значительно менее развитыми способами обработки земли. Причины такого «схлонывания» первой иротоцивилизации Индии современные исследователи видят в изменении климата и (или) течения реки Инд. Не обладающая достаточным набором «резервных знаний» и не способная к быстрому саморазвитию цивилизация не смогла ответить на вызов изменившихся природных условий и погибла.

  • Бонгард-Левип Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. С. 83-84.

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Древних цивилизаций удивительна и порой необъяснима. Предлагаем вашему вниманию краткое описание Хараппской цивилизации.

Хараппская или Индская цивилизация – это третья по времени появления древневосточная цивилизация бронзы, после и . Из всех трёх она занимала наибольшую площадь.

Однако Египет и Месопотамия просуществовали как государства намного дольше. Хараппская цивилизация относительно быстро пришла в упадок, пережив расцвет между 2600-1900 годами до нашей эры.

Открытие Хараппской цивилизации

В начале 1920-х годов британские археологи исследовали два древних кургана в долине реки Инд (на территории современного Пакистана) – один возле деревни Мохенджо-Даро, а второй в Хараппе.

В обоих местах они обнаружили засыпанные землей останки больших городов, находившихся возле давно пересохших русел рек. При раскопках были найдены массивные городские стены из кирпича сырца и улицы, проложенные по прямоугольной схеме.

Царь-жрец

Этот маленький (всего 18 см высотой) бюст из мыльного камня был найден в небольшом доме в руинах Мохенджо-Даро.

Сейчас никто не знает, кого изобразил древний скульптор, но из-за роскошного одеяния и властного выражения лица статуэтку назвали «царь-жрец».

Хараппская или Индская цивилизация

Открытие этих городов стало первым свидетельством существования развитой цивилизации – ее называют цивилизацией долины Инда или хараппской, – которая возникла на Индостане около 2600 г. до н. э. и закончила существование ок. 1750 г. до н. э.

По оценкам археологов, население в Мохенджо-Даро и Хараппе составляло от 30 000 до 40 000 человек – столько же, сколько в городах Месопотамии той эпохи.

К настоящему времени археологи раскопали сотни городов и деревень хараппской цивилизации. Они раскинуты на территории ок. 680 000 км 2 . Почти все дома были построены из обожженного кирпича.


Реконструкция быта Хараппской культуры

В Лотхале нашли глубоководный док, выложенный из кирпича. Кирпич использовался также для строительства причалов и защиты от наводнений цитаделей, где находились общественные здания.

Дополнительной мерой предосторожности служило создание насыпей для строительства, поднимавшихся выше уровня наводнений.

В городах проживали умелые ремесленники. Они создавали украшения из ракушек и полудрагоценных камней, изделия из керамики, орудия труда, утварь и украшения из меди, и торговали по всему известному им миру – даже в Персидском заливе и Месопотамии.

Судя по глиняным игрушкам, найденным в поселениях, местные жители пользовались колесными тележками и плоскодонными парусными лодками, похожими на те, что плавают по Инду в наши дни.

На каменных печатях были выгравированы животные – , носороги и быки. На многих печатях есть еще и надписи, но ученым пока не удается прочесть хараппское пиктографическое письмо.

Согласно последним данным, гибель хараппской цивилизации была, вероятно, связана с потеплением климата и пересыханием рек. Жители постепенно оставляли города, однако в сельской местности жизнь оставалась неизменной еще несколько сотен лет.

Города равных

Удивительная особенность городов долины Инда состоит в том, что там не было ни дворцов, ни огромных памятников, типа , ни роскошных захоронений, вроде царских усыпальниц в Уре.

Хараппская цивилизация на карте

Из этих фактов археологи делают вывод, что в этой цивилизации отсутствовало привилегированное сословие. , как правило, были разделены на общественную и жилую части.

Общественные здания размещались в верхней части города (цитадели). В Мохенджо-Даро главным общественным зданием была Большая баня, вероятно предназначенная для ритуальных омовений. В нижней, жилой части города, дома строились в несколько этажей.


Руины Мохенджо Даро

В большинстве домов были ванные комнаты, самоточная канализация и туалеты.

Помимо Хараппы и Мохенджо-Даро следы распространения хараппской культуры по всей долине Инда и примыкающей к ней области хранят множество мелких городков и деревень.

Влияние хараппской цивилизации сказывалось от Гималаев до Аравийского моря, причем не только в регионе, занимающем пространство современного Пакистана, но и на территории нынешнего северо-западного индийского штата Гуджарат.

Терракотовая игрушка-повозка, в которую запрягали быков, – свидетельствует о высоком уровне гончарного мастерства, типичном для ремесленников долины Инда.


Терракотовая игрушка-повозка

На таких повозках возили собранные зерновые, в частности пшеницу и ячмень; определенную долю урожая земледельцы сдавали в центральное государственное зернохранилище.

Основные даты

Лет до нашей эры

Событие

6500 В Мергархе, гористом районе на северной окраине долины Инда, разводят овец и коз.
4000 Зебу (горбатый бык) самое распространенное домашнее животное в долине Инда. Культивируются пшеница и ячмень. На заливных низинах строят ирригационные плотины и каналы. В Индском регионе используют медь.
3500 В Индском регионе начинают использовать гончарный крут.
2600 По сути, это начало высокого развития Хараппской цивилизации. Активно растут города.
2350 Шумеры в своих текстах упоминают страну Мелухха, с которой поддерживались торговые связи; ученые считают, что это могла быть Хараппская цивилизация.
2300 Расцвет Хараппской цивилизации, который будет продолжаться еще четыре века.
2000 Использование бронзы в Индском регионе.
1900 Начало упадка городов долины Инда.
1750 Хараппская цивилизация приходит в упадок. Города окончательно опустели.

Теперь вы знаете, что такое Хараппская или Индская цивилизация. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся