Болезни Военный билет Призыв

Характер или гены? Как наследственность влияет на наше поведение. Влияние генетической наследственности на поведение

Один из самых интересных вопросов заключается в том, какую роль в жизни человека играет наследственность, а какую - среда. Есть такие признаки, которые практически не зависят от внешней среды. К примеру, это цвет глаз. А есть и такие, на которые внешний мир оказывает самое непосредственное влияние - это свойства характера, поведенческие особенности.

Роль генов

Вопрос о том, можно ли влиять на наследственность, никогда не потеряет своей актуальности. Многие люди были в свое время убеждены в том, что генетика - это нечто, определенное раз и навсегда. С какими генами человек появился на свет, так он и проведет целую жизнь, и ничего тут не попишешь. Сложно разубеждать таких людей. Ведь они не задаются вопросом о том, можно ли влиять на наследственность, оправдывают свою пассивность, неудачи и заболевания «плохими генами».

Генетика определяет многие особенности человека - например, мы не можем находиться под водой длительное время или же летать подобно птицам. Однако такие черты, как склонность к агрессии или же доброта, общительность или замкнутость, чувствительность или хладнокровие, передаются от родителей к ребенку в виде задатков. Предмет, по которому учителя задают подготовить ответ на вопрос о том, можно ли влиять на наследственность - обществознание. 5-9 классы - это время, когда школьники начинают изучать вопросы генетики. Однако данная тема будет интересна в большей степени ученикам постарше. Школьникам средних классов можно объяснить, что человек способен развивать свои генетические задатки, а также, наоборот, стремиться их подавить.

Мигрирующие элементы в геноме

Давно доказано, что код ДНК непостоянен. Человеческие гены изменяются под воздействием переживаний, эмоций. Эти чувства, как правило, не осознаются человеком. В 1983 году Барбара Мак-Клинток получила Нобелевскую премию за свое открытие подвижных элементов в человеческом геноме. До этого открытия считалось, что человек имеет статичный и неподвижный набор генов, который не изменяется в течение жизни и передается из поколения в поколение.

Мак-Клинток доказала, что в ДНК человека есть мигрирующие гены. Под влиянием стресса они меняют свое положение, чем обеспечивают выживание вида. Барбара утверждает, что серьезный стресс, тяжелая инфекция или же неблагоприятные условия окружающей среды оказывают «шоковое воздействие» на генетический код. Это заставляет геном перестраиваться, чтобы преодолеть возникшую угрозу. Таким образом, можно метафорически сравнить геном человека с «книгой судьбы», которая определяет его жизнь, однако постоянно переписывается им самим.

Заглянуть вглубь веков

Случается так, что человек убежден в своей плохой наследственности. На вопрос о том, можно ли влиять на наследственность, такие пессимисты всегда ответят отрицательно. В качестве примера можно рассмотреть неблагополучную семью, в которой один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, являются тунеядцами или же просто ведут недостойный образ жизни. В таком случае человек может полагать, что наследственность у него плохая, а стало быть, от судьбы ему нечего ждать. Однако такой подход в корне неверен. Скорее всего, если бы этот человек имел возможность копнуть глубже и изучить историю своих предков, он был бы крайне удивлен. Ведь герои и сильные личности есть в каждом роду - в противном случае фамильная линия попросту бы прервалась. Проблема заключается в том, что человек чаще всего не обладает информацией о том, кем были его пращуры. Если бы он знал, какие достойные поступки совершались его предшественниками, то наверняка не стал бы винить «плохие гены» в своих жизненных неудачах.

Можно ли влиять на наследственность: исследования ученых

Уже не одно десятилетие ведутся споры о том, что же оказывает на жизнь человека большее влияние - наследственность или среда. Учеными из Квинсленда были проведены исследования, которые показали: в этой схватке нет проигравших или победителей. И генетика, и среда оказывают влияние приблизительно в равной степени.

Чаще всего именно в старших классах школы ученики готовятся к теме «Можно ли влиять на наследственность?». 5 класс - это время, когда школьникам еще не задают таких заданий. Вряд ли получают они их и в шестом классе. Вопросы влияния среды и наследственности проходят школьники старших классов, а также студенты гуманитарных вузов. Исследования, проведенные учеными касательно данного вопроса, будут интересны уже старшеклассникам. Специалисты обработали данные исследований, полученные с помощью близнецового метода за последние полвека.

Можно ли влиять на наследственность (обществознание): роль среды и генов

Их исследование является одним из наиболее масштабных - в выборку были включены порядка 14,5 млн пар близнецов. Необходимо отметить, что близнецовый метод является одним из важнейших в области психологии и генетики. С его помощью ученые всегда стремились найти ответ на вопрос, можно ли влиять на наследственность. Его широко применяют для того, чтобы определить влияние генов и среды. Основывается он на сравнении черт монозиготных и гетерозиготных близнецов. Монозиготными называют таких близнецов, у которых идентичный набор генов. Поэтому различия между ними могут быть обусловлены только лишь влиянием той среды, в которой они живут. Исследователи выяснили, что практически каждая вторая черта личности или же расстройство обусловлены генетикой и окружением в равной степени (49 % обусловлено наследственностью, а 51 % - внешней средой или же возможными ошибками в измерениях).

Пластичность мозга и изменение поведения

На вопрос о том, можно ли влиять на наследственность, многие ученые сегодня отвечают однозначно: да. Профессор СПБГУ Татьяна Черниговская утверждает: важна для человека не только одна наследственность, но и все то, что формирует его как личность. Сюда относятся книги, фильмы, музыка, которую слушает человек, люди, с которыми он общается. Ведь жизнь формируется не только в зависимости от генов, но и во взаимодействии с окружающей средой. Татьяна Владимировна употребляет в своих лекциях понятия «плохого» и «хорошего» мозга. При этом «хороший» мозг - это тот, который обладает сложной нейронной сетью.

Возможности человеческого мозга

Непросто сходу ответить на вопрос о том, можно ли влиять на наследственность. Краткий ответ - да, делать это можно и нужно. На протяжении всей жизни человек имеет возможность создавать новые нейронные связи в мозгу - это происходит в процессе обучения в самом широком смысле слова. Например, тот, кто страдает от застенчивости, способен «научить» свой мозг новым поведенческим паттернам в процессе психотерапии. И таким образом, генетика уже не будет играть определяющей роли в жизни этого человека. Необходимо понимать, что многое в большой степени зависит от работы мозга и желания личности что-то менять.

Психогенетика описывает то, как факторы наследственности сказываются на работе психики животных и людей. Какие психические заболевания имеют генетическую природу, а какие - нет? Могут ли гены предопределять характер? Бывает ли склонность к преступным действиям наследственной? На все эти вопросы отвечает психогенетика. T&P рассказывают о том, чем занимаются ученые в рамках этой научной области.

В англоязычной литературе для определения психогенетики используется термин «behavioural genetics» - «генетика поведения». Некоторые ученые говорят, что эта дисциплина лежит на стыке психологии, нейробиологии, генетики и статистики; другие считают ее областью психологии, которая просто использует методы генетики для изучения природы и происхождения индивидуальных различий у людей и животных. Последнее определение, кажется, ближе к сути этого научного направления, поскольку в центре его внимания лежит устройство и работа психики, а генетическая составляющая скорее представляется фактором, который на нее влияет.

Психогенетика пола: мальчик, которого растили как девочку

Различия в поведении у людей разного пола - один из вопросов, которыми занимается эта область. Хрестоматийным примером, определившим современные представления о психогенетике пола, считается случай Дэвида Реймера - мальчика, которого вырастили как девочку. Дэвид (у которого был брат-близнец) родился в небогатой канадской семье и в младенческом возрасте пережил несчастный случай, в результате которого потерял пенис. Реймеры долго не могли найти выход из сложившейся ситуации, а затем случайно узнали о теории Джона Мани (создателя термина «гендер»), который был уверен, что гендерная роль определяется воспитанием, а не ДНК. Данных, позволявших опровергнуть это, на тот момент не существовало.

Уровень развития хирургии не позволял провести реконструкционную операцию, и родители Дэвида решились на операцию по перемене пола, надеясь вырастить своего сына как дочь. Ребенку дали новое имя - Бренда. У Бренды были игрушки, одежда и занятия для девочек, брат относился к ней как к сестре, а родители - как к дочери. Однако вскоре стало ясно, что и психологически, и внешне девочка развивается по маскулинному типу. У Бренды не складывались отношения в школе (со сверстницами ей было неинтересно, а мальчики не хотели играть с девчонкой), и в дневнике она писала, что не имеет «ничего общего с матерью». В конце концов девочка стала задумываться о самоубийстве, и тогда родители решили рассказать ей правду. Бренда предприняла три неудачные попытки суицида, после чего решила вновь стать мальчиком. Она прошла гормональную терапию и перенесла операцию по восстановлению первичных половых признаков.

Теория доктора Мани оказалась опровергнута. Дэвиду выплатили значительную компенсацию за перенесенные страдания, однако его психологические проблемы так и не были до конца решены. Во взрослом возрасте Реймер женился и усыновил троих детей, однако вскоре после смерти брата, который погиб от передозировки антидепрессантов, все же покончил с собой. На тот момент ему было 38 лет.

Сегодня мы знаем, что гендер определяется генетически. Человека невозможно сделать мужчиной или женщиной за счет воспитания, давления или манипуляции: заложенные генетикой механизмы несопоставимо сильнее всего этого. Именно поэтому людям с диагнозом «трансгендерность» сегодня назначают операцию по перемене пола, чтобы привести биологический пол в соответствие с психологическим.

Фенилкетонурия: атака на нейроны

Влияние генетических механизмов на работу психики может проявляться не только в фундаментальных вопросах вроде гендера. Еще один пример - фенилкетонурия, наследственное нарушение метаболизма аминокислот, в первую очередь фенилаланина. Это вещество присутствует в белках всех известных живых организмов. В норме ферменты печени должны превращать его в тирозин, который в числе прочего необходим для синтеза . Но при фенилкетонурии необходимых ферментов нет или не хватает, так что фенилаланин становится фенилпировиноградной кислотой, токсичной для нейронов. Это приводит к тяжелому поражению ЦНС и слабоумию.

Фенилаланин содержится в мясе, птице, морепродуктах, яйцах, в растительной пище (в меньших количествах), а также в газированных напитках, жевательной резинке и других продуктах, так что для нормального умственного развития пациентам с фенилкетонурией в детстве нужно соблюдать диету и пить лекарства, содержащие тирозин.

Фенилкетонурия - яркий пример того, как генетический сбой, на первый взгляд не связанный с функциями мозга, сказывается на его работе критическим образом. При этом в конечном итоге судьба таких пациентов в детстве зависит от внешних факторов: при правильном лечении в интеллектуальном плане они развиваются наравне со сверстниками. Если же ребенок с нарушением обмена фенилаланина не получает лекарств и не соблюдает диету, его ожидает олигофрения, а это уже необратимый диагноз.

Конструктор патологии: как наследуется шизофрения

Сегодня ученые считают, что шизофрения, как и аутизм, передается по наследству. По данным исследований, вероятность заболеть ей составляет:

1%, если в семье диагноз раньше не наблюдался;

6%, если один из родителей страдает шизофренией;

9%, если она наблюдается у брата или сестры;

48%, если речь идет об одном из однояйцевых близнецов.

При этом какого-то конкретного «гена шизофрении» не существует: речь идет о десятках или даже сотнях фрагментов генома, в которых наблюдаются аномалии. Мы все являемся носителями тех или иных мутаций, в том числе и связанных с шизофренией, вот только они не оказывают на нашу жизнь никакого влияния до тех пор, пока не соберутся «все вместе».

Пока ученым не удалось найти аномалии, присутствие которых приводит к шизофрении. Тем не менее несколько проблемных зон в геноме человека им все же удалось обнаружить. Самым знаменитым среди них считается 16-я хромосома: отсутствие ее участка 16p11.2 может быть одним из факторов, лежащих в основе аутизма и умственной отсталости. Удвоение 16p11.2 также, видимо, приводит к аутизму, умственной отсталости, эпилепсии и шизофрении. Есть и другие хромосомные участки (15q13.3 и 1q21.1), мутации в которых могут быть связаны с психическими заболеваниями.

Вероятность унаследовать шизофрению для ребенка падает по мере увеличения возраста его матери. А вот в случае с отцом все наоборот: чем старше папа, тем выше такая вероятность. Причина заключается в том, что с возрастом у мужчин возникает все больше мутаций половых клеток, что ведет к появлению мутаций de novo у детей, тогда как для женщин это не характерно.

Специалистам еще предстоит решить ребус, который представляет собой генетическая архитектура шизофрении. Ведь де-факто эта болезнь передается по наследству много чаще, чем показывают генетические исследования, - даже если родственники оказываются разлучены и ведут совершенно разный образ жизни. Такая же картина, впрочем, наблюдается в случае наследственного ожирения, аномально высокого или аномально низкого роста и других генетически обусловленных параметров, которые отклоняются от нормы.

Ум от бабушки: наследственный IQ

Сегодня мы знаем, что многие параметры мозга передаются по наследству, а не становятся результатом воздействия внешней среды. Например, объем коры больших полушарий наследуется на 83%, а соотношение серой и белой материи у однояйцевых близнецов почти идентично. Уровень IQ, конечно, от величины мозга не зависит, но и он отчасти признается наследственным параметром на 50%.

К сожалению, о механизмах наследования высокого уровня IQ мы сегодня знаем не больше, чем о шизофрении. Сравнительно недавно 200 специалистов изучили фрагменты генома более чем 126 500 участников, но в результате обнаружили лишь то, что связанные с IQ кодирующие элементы находятся в 1-й, 2-й и 6-й хромосоме. Ученые уверены, что картина прояснится, когда в экспериментах будет принимать участие больше людей. Кроме того, в случае с IQ, похоже, нужна новая система вычленения нужных участков генома: искать нужно в Х-хромосоме. Исследователи давно отмечают, что мальчики страдают умственной отсталостью (IQ <70) чаще, чем девочки. Очевидно, так происходит из-за X-хромосомы: у мужчин она одна, тогда как у женщин их две. X-хромосома связана с более чем 150 расстройствами, в числе которых - гемофилия и мышечная дистрофия Дюшенна. Для того чтобы у девочки проявилась генетически обусловленная умственная отсталость (или гемофилия, или другая подобная патология), мутация должна произойти сразу в двух местах, тогда как в случае с мальчиком достаточно одной аномалии.

Анна Козлова

генетик, специалист лаборатории спортивной фармакологии и питания Республиканского научно-практического центра спорта (Минск)

«Существует ряд наследственных заболеваний, одним из симптомов которых является умственная отсталость: как правило, это нарушения числа или структуры хромосом. Классический пример - синдром Дауна; менее известные - например, синдром Вильямса (синдром „лица эльфа“), синдром Ангельмана и так далее. Но бывают и мутации отдельных генов. Всего генов, в которых мутации могут приводить к умственной отсталости той или иной степени, по последним данным, более тысячи.

Кроме этого, есть ряд нарушений, которые имеют полигенную природу, - их еще называют мультифакториальными. Их появление и развитие обусловлено не только наследственностью, но и влиянием окружающей среды, причем если мы говорим о наследственных факторах, то это всегда результат действия не одного, а множества генов. Сегодня считается, что к таким заболеваниям относятся шизофрения, расстройства аутического спектра, расстройства депрессивного спектра (клиническая депрессия, послеродовая депрессия), биполярное аффективное расстройство (то, что раньше было известно как маниакально-депрессивный психоз), маниакальный синдром и др.

Если не говорить об очевидных хромосомных заболеваниях (скажем, синдром Дауна - трисомия 21-й хромосомы, синдром Вильямса - микроделеция участка хромосомы 7q11.23, и так далее), то существует, например, синдром ломкой Х-хромосомы, при котором происходит мутация конкретного гена в Х-хромосоме, что вызывает помимо всего прочего умственную отсталость. Вообще, с мутациями в Х-хромосоме связано довольно значительное количество таких патологий, и они неплохо изучены.

Относительно влияния наследственных факторов на IQ, насколько мне известно, пока нет точного и однозначного ответа (кроме ситуаций, когда одним из симптомов наследственного заболевания является снижение интеллекта). В целом генетически детерминируется только так называемая „норма реакции“, то есть диапазон вариативности признака, а то, как это реализуется в пределах диапазона, уже связано с условиями среды (воспитанием, тренировками, стрессом, условиями жизни). Считается, что интеллект - это как раз классический пример признака, для которого генетически детерминирован довольно широкий диапазон, а не конкретное значение IQ. Но при этом есть ряд полиморфных аллелей, для которых, например, показана ассоциация с сохранением уровня когнитивных способностей в условиях повышенных физических и психических нагрузок. По разным данным, влияние наследственных факторов на память составляет от 35% до 70%, а на IQ и внимание - от 30% до 85%».

Психогенетика занимается исследованием того, как наследственные факторы влияют на психические качества живого существа. Например, доказано влияние индивидуальных генетических особенностей на темперамент, агрессивность, показатели интроверсии-экстраверсии, поиск новизны, избегание вреда (ущерба), зависимость от вознаграждения (поощрения), IQ, память, внимание, скорость реакции, быстроту дизъюнктивного реагирования (реагирования на ситуации со взаимоисключающим выбором) и другие качества. Но в целом, в отличие от большинства морфологических и биохимических признаков, психические характеристики меньше зависят от генетики. Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем больше роль окружающей среды и меньше - генома. То есть для простых двигательных навыков наследуемость выше, чем для сложных; для показателей интеллекта - выше, чем для свойств личности, и тому подобное. В среднем (разброс данных, к сожалению, довольно большой: это связано с различиями методик, объемов выборок, недостаточным учетом популяционных особенностей) наследуемость психических характеристик редко превышает 50–70%. Для сравнения: вклад генетики в тип конституции достигает 98%.

Почему так? В частности, потому что в формировании этих признаков (сложных и комплексных) участвует огромное количество генов, а чем больше генов вовлечено в какой-либо процесс, тем ниже вклад каждого в отдельности. Например, если у нас есть десять разновидностей рецепторов, восприимчивых к одному нейромедиатору, и каждый кодируется отдельным геном, то снижение экспрессии или даже нокаут по одному из генов не выключат всю систему в целом.

Иконки: 1) A.L. Hu, 2) Aenne Brielmann, 3) Michael Thompson, 4) Alex Auda Samora - from the Noun Project.

Генетика - наука не только интересная, но ещё и удобная. Исследования ученых доказали, что очень многое в нас от нас не зависит, а досталось в наследство. Гены, ничего не поделаешь.

Доминант и рецессив

Не секрет, что наша внешность складывается из ряда признаков, которые определяются наследственностью. Можно говорить о цвете кожи, волос, глаз, росте, телосложении и так далее.

Большинство генов имеют две или более вариаций, называемых аллелями. Они могут быть доминантными и рецссивными.

Полное доминирование одной аллели наблюдается крайне редко, в том числе и по причине косвенного воздействия других генов. Также на внешний вид малыша влияет множественный аллелизм, наблюдаемый у ряда генов.
Поэтому ученые говорят только о более высокой вероятности появления у детей внешних признаков, вызванных доминантными аллелями родителей, но не более того.

Например, темный цвет волос является доминирующим над светлым. Если оба родителя имеют черные или русые волосы, то и ребенок будет темноволосый.

Исключения возможны в редких случаях, если в роду со стороны обоих родителей были, например, блондины. Если же оба родителя являются обладателями светлых волос, то вероятность, что малыш будут брюнетом, возрастает. Вьющиеся волосы с большей вероятностью передадутся по наследству, потому что они являются доминирующими. Что касается цвета глаз, то сильными являются также темные цвета: черные, карие, темно зеленые.

Такие особенности внешности, как ямочки на щеках либо подбородке доминируют. В союзе, где хотя бы у одного партнера есть ямочки, они, скорее всего, передадутся младшему поколению. Практически все ярко выделяющиеся особенности внешности являются сильными. Это может быть большой, длинный нос или горбинка на нем, оттопыренные уши, густые брови, пухлые губы.

Будет ли девочка послушной?

Станет ли дочка опрятной девочкой, обожающей куклы, или будет расти, как мальчишка, играя в «казаков-разбойников», во многом определяется материнским инстинктом, который, как выяснилось, зависит от двух генов.

Исследования, проводимые организацией Human Genom Organisation (HUGO), шокировали научное сообщество, когда представили доказательства, что инстинкт материнства передается исключительно по мужской линии. Именно поэтому ученые утверждают, что по поведенческой модели девочки с большей долей вероятности будут похожи на бабушек по отцу, чем на родных матерей.

Наследуемая агрессивность

Российским ученым в проекте Геном Человека ставилась задача определить, являются ли агрессивность, раздражительность, активность и общительность – генетически наследуемыми признаками, или формируются в процессе воспитания. Изучалось поведение детей-близнецов в возрасте от 7 до 12 месяцев и их генетическая связь с типом поведения родителей.

Выяснилось, что три первые черты темперамента имеют наследственную природу, а вот общительность на 90% формируется в общественной среде. Например, если кто-то из родителей склонен к агрессии, то с вероятностью 94% это же повторится в малыше.

Высокогорные гены

Генетикой можно объяснить не только внешние признаки, но даже и национальные особенности разных народов. Так, в геноме шерпов есть аллель гена EPAS1, который увеличивает присутствие гемоглобина в крови, что объясняет их приспособленность к жизни в высокогорных условиях. Этой адаптации нет больше ни у одного народа, но точно такой же аллель найден в геноме денисовцев - людей, не относящихся ни к неандертальцам, ни к виду Homo Sapiens. Вероятно, много тысячелетий назад денисовцы скрещивались с общими предками китайцев и шерпов. Впоследствии китайцы, живущие на равнинах, данный аллель утратили за ненадобностью, а у шерпов он сохранился.

Гены, сера и пот

Гены отвечают даже за то, как сильно человек потеет, и какая у него ушная сера. Существует две версии гена ABCC11, распространённых в человеческой популяции. У тех из нас, кто владеет хотя бы одной из двух копий доминантной версии гена, выделяется жидкая ушная сера, а у обладателей двух копий рецессивного варианта ушная сера твёрдая. Также ген ABCC11 отвечает за выработку протеинов, которые выводят пот из пор в подмышках. У людей с твёрдой ушной серой такой пот не выделяется, поэтому у них нет проблем с запахом и необходимости постоянно пользоваться дезодорантом.

Ген сна

Сон обычного человека составляет 7-8 часов в сутки, однако при наличии мутации в гене hDEC2, регулирующем цикл сон-бодрствование, необходимость во сне может сокращаться до 4 часов. Носители этой мутации за счёт дополнительного времени часто добиваются большего в жизни и карьере.

Ген речи

Ген FOXP2 играет у человека важную роль в формировании речевого аппарата. Когда это выяснилось, генетиками был проведен эксперимент по внедрению гена FOXP2 шимпанзе, в надежде, что обезьяна заговорит. Но ничего подобного не произошло – зона, отвечающая у человека за функции речи, у шимпанзе регулирует вестибулярный аппарат. Умение лазить по деревьям в ходе эволюции для обезьяны оказалось куда важнее, чем развитие навыков речевого общения.

Ген счастья

Вот уже все последнее десятилетие генетика бьется над доказательством, что для счастливой жизни нужны соответствующие гены, а точнее, так называемый ген 5-HTTLPR, который отвечает за транспортировку серотонина («гормона счастья»).

В прошлом столетии эта теория считалась бы безумной, но сегодня, когда уже открыты гены, отвечающие за облысение, долголетие или влюбленность, ничего уже не кажется невозможным.

Чтобы доказать свою гипотезу, ученые Лондонской медицинской школы и школы экономики опросили несколько тысяч человек. По итогам, волонтеры, у которых было две копии гена счастья от обоих родителей, оказались оптимистами и не склонными к какой-либо депрессии людьми. Результаты исследования были опубликованы Ян-Эммануэлем де Неве в журнале Journal of Human Genetics. При этом ученый подчеркнул, что вскоре могут быть найдены и другие «счастливые гены».

Тем не менее, если у вас, по каким-то причинам, долгое время держится плохое настроение, не стоит слишком уповать на свой организм и винить матушку-природу, в том, что она «обделила счастьем». Ученые утверждают – человеческое счастье зависит от многих фактором: «Если вам не везет, вы потеряли работу или, расстались с близкими, то это будет гораздо более сильный источник несчастья, независимо от того какое количество каких генов у вас есть», - заявил де Неве.

Гены и болезни

Гены влияют и на то, к каким болезням у человека может быть склонность. Всего на сегодняшний день описано около 3500 , и для половины из них установлен конкретный виновный ген, известно его строение, типы нарушений и мутации.

Долголетие

Ген долголетия обнаружили учёные из Медицинской школы Гарварда в Массачусетсе ещё в 2001 году. Ген долголетия - это фактически последовательность из 10 генов, которая может хранить в себе секрет долгой жизни.

При реализации проекта были изучены гены 137 100-летних людей, их братьев и сестёр в возрасте от 91 до 109 лет. У всех испытуемых нашли «хромосому 4», и учёные считают, что именно в ней содержится до 10 генов, которые влияют на здоровье и продолжительность жизни.

Эти гены, как полагают учёные, позволяют их носителям успешно бороться с раком, сердечными заболеваниями и слабоумием и ещё некоторыми заболеваниями.

Тип фигуры

Гены отвечают и за тип фигуры. Так, склонность к ожирению часто возникает у людей, имеющих дефект в гене FTO. Данный ген нарушает баланс «гормона голода» грелина, что приводит к нарушению аппетита и врождённому стремлению съедать больше, чем нужно. Понимание данного процесса даёт надежду на создание препарата, уменьшающему концентрацию грелина в организме.

Цвет глаз

Традиционно полагается, что цвет глаз определяется наследственностью. За светлые глаза отвечает мутация гена OCA2. За синий или зелёный цвет отвечает ген EYCL1 хромосомы 19; за коричневый - EYCL2; за коричневый или синий - EYCL3 хромосомы 15. Кроме того, с цветом глаз связаны гены OCA2, SLC24A4, TYR.

Еще в конце XIX века существовала гипотеза, что у предков человека были исключительно темные глаза. Ханс Эйберг, современный датский ученый из Копенгагенского университета, провел научные исследования, подтверждающие и развивающие эту идею. По результатам исследований, отвечающий за светлые оттенки глаз ген ОСА2, мутации которого отключают стандартный окрас, появился лишь в период мезолита (10000-6000 лет до н. э.). Ханс собирал доказательства с 1996 года и сделал выводы, что ОСА2 регулирует выработку меланина в организме, и любые изменения в гене снижают эту способность и нарушают его функционирование, делая глаза голубыми.

Профессор также утверждает, что все голубоглазые обитатели Земли имеют общих предков, т.к. этот ген передается по наследству. Однако разные формы одного и того же гена, аллели, всегда находятся в состоянии конкурентной борьбы, причем более темный цвет всегда «выигрывает», в результате чего у родителей с голубыми и карими глазами дети будут кареглазыми, и только у голубоглазой пары может появиться малыш с глазами холодных оттенков.

Группа крови

Группа крови будущего малыша – это самое предсказуемое из всех наследственных признаков. Все достаточно просто. Зная группу крови родителей, можно сказать какой она будет у ребенка. Так, если у обоих партнеров 1 группа крови, то у их малыша будет аналогичная. При взаимодействии 1 и 2, 2 и 2 групп крови дети могут унаследовать одну из этих двух вариантов. Абсолютно любая группа крови возможна у ребенка, чьи родители 2 и 3 групп.

Есть противопоказания, проконсультируйтесь с врачом.

Влияют ли гены на поведение человека? А как же! Бывает, заботливая мамочка воспитывает ребенка, контролирует каждый его шаг, заставляет учиться в школе, всеми силами пытается вырастить из него доброго и честного человека, но… В подростковом возрасте он грубит матери и прогуливает уроки. В юности пьет, курит, ворует и дерется. Что скажут о таком ребенке бабушки на лавочках у подъезда?

«Да уж, против генов не попрешь , – горестно вздохнут они, разведя руками, – отец сидит, и этот когда-нибудь сядет ».

Бывают и обратные примеры. Некоторые родители пускают ребенка на самотек, не занимаясь его воспитанием или образованием. Но он учится, работает над собой, приспосабливается к обществу. Затем оканчивает институт, находит работу, заводит семью, воспитывает детей. В общем, живет полной социальной жизнью.

Ни в коем случае вышеприведенные примеры не означают, что воспитывать ребенка не нужно. Родители играют немаловажную роль в становлении человека, как личности. Но влияние на социальное поведение генов бесспорно. И противостоять ему бывает весьма трудно.

Что передается с генами?

По генам передается не все, но очень и очень многое. Это внешность человека, его интеллект, уровень тревожности, отношение к людям, самооценка. Конечно, далеко не все приходит к человеку от родителей с генами. Недостаточно получить хороший интеллект, его нужно еще и развивать. Приложив некоторые усилия, можно снизить уровень тревожности и повысить самооценку. Используя различные методики воспитания, можно изменить даже отношение человека к людям.

И все-таки, влияние генов остается большим. Вспомните начальную школу. Некоторые из ваших одноклассников схватывали все на лету, а другие не могли решить даже простейшую задачу по математике, несмотря на многочасовые усилия. Один человек, попадая в сложную ситуацию, ломается, а другой выходит из нее победителем и становится лишь сильнее. То же самое касается отношения к другим людям. Человеку можно привить определенную модель поведения, но в критических условиях он все равно проявит свои врожденные качества.

В настоящее время считается доказанным, что с генами передается склонность к:

  • алкоголизму;
  • асоциальному поведению;
  • нарушению закона;
  • суициду;
  • психическим расстройствам.

Если отец алкоголик, то сына тоже может постичь эта же участь. Причем, даже в том случае, если его воспитали в чужой семье, и примера пьющих родителей перед глазами не было. С генами передается склонность к нарушению закона и асоциальному поведению. Ученые даже установили влияние генов на определенные виды преступлений. У отца-вора сын тоже может иметь склонность к воровству, но не к убийствам или мошенничеству.

Степень влияния генов на поведение человека

Установленная связь генов и поведения человека не говорит о том, что будущее каждого из нас предопределено. Если отец сидит в тюрьме, это вовсе не значит, что сын непременно пойдет по его стопам и тоже окажется на нарах. Вполне вероятно, что этого не случится. Но сын вора с более высокой степенью вероятности окажется в тюрьме, чем сын учителя, врача или предпринимателя.

Вместе с тем, в наследовании поведения родителей имеют значения и другие, не связанные с генетикой факторы. Это:

  • бытовые условия;
  • модель социального поведения в семье;
  • уровень финансового благополучия;
  • отношения родителей друг к другу;
  • отношение родителей к посторонним людям.

В семье мальчик подражает отцу, а девочка – матери. Дети считают, что поведение в их семье – это норма. Поэтому сын алкоголика вполне может начать заглядывать в бутылку не потому, что у него «плохие гены», а лишь по той причине, что пример пьющего отца и его собутыльников ежедневно находится перед его глазами.

Гены и темперамент человека

С генами передается не только алкоголизм, склонность к суициду или преступлениям. Во многом люди ведут себя так, как им предначертано природой. Особенно это касается детей и подростков, у которых еще не сформировался характер. Наверняка вы слышали о том, что каждый человек имеет свой темперамент. Он передается только по наследству и во многом определяет поведение человека и его место в обществе.

Темперамент определяют две вещи:

1. Эмоциональная устойчивость.
2. Открытость или замкнутость.

Отсюда и четыре типа темперамента, которые формируются благодаря четырем комбинациям из двух этих факторов:

1. Холерик – это открытый, общительный, эмоционально неустойчивый человек.
2. Сангвиник – открытый человек, обладающий высокой эмоциональной устойчивостью.
3. Флегматик – человек эмоционально устойчивый, но закрытый, замкнутый в себе.
4. Меланхолик – эмоционально неустойчивый и замкнутый в себе человек.

Чистых темпераментов не бывает, они всегда смешиваются. Но изменить этот набор характеристик человек не может. Получив определенный тип темперамента с генами, он проносит его через всю жизнь, и частичку его передает своим детям.

Как противостоять генам?

В настоящее время ученые еще не научились вмешиваться в генотип человека. Среди людей бытует мнение, что «плохие гены» можно исправить, изменив свое поведение. Многие считают, что если преступник адаптируется в обществе, то он не передаст своему ребенку по наследству склонность к асоциальному поведению. Это не так. Гены, будь они «плохими» или «хорошими», будут передаваться дальше, к детям, внукам и правнукам, вне зависимости от изменений в поведении их носителя.

Но с генами стоит бороться только в случае асоциального поведения человека. В иных случаях это нецелесообразно и даже вредно. Хотя многие люди пытаются противостоять своей наследственности, в итоге это приводит лишь к разочарованию. Чаще всего такое случается, когда человек пытается сменить профессию. Причем, он выбирает деятельность, для которой не подходит ни его темперамент, ни унаследованные от родителей таланты, ни модель поведения.

Вывод

Поведение человека определяется не только жизненным опытом, но и наследственностью. Влияние генов можно уменьшить, искусственно скорректировав поведение человека. Но это возможно лишь в детстве и целесообразно только при асоциальном поведении ребенка. В остальных случаях бороться со своей наследственностью не нужно. Учитывая, что изменить заложенное природой человек не может, противостояние собственным генам приведет лишь к дискомфорту, неудачам в работе и личной жизни, постоянным стрессам и депрессиям.

Источник:

Статья защищена законом об авторских и смежных правах.!

Похожие статьи:

  • Рубрики

    • (30)
    • (379)
      • (101)
    • (382)
      • (198)
    • (189)
      • (35)
    • (1369)
      • (191)
      • (243)
      • (135)
      • (134)

Пожалуй, каждый когда-либо слышал подобные фразы: "весь в отца", "яблоко от яблони...", "на маму похожа". Все это говорит о том, что люди отмечают родственное сходство. Человеческая наследственность - способность организма на генетическом уровне передавать собственные черты будущему поколению. Прямого и эффективного воздействия на это не существует, однако есть определенные способы предотвратить развитие в характере человека негативных черт, полученных от родителей или других предков.

Что передается по наследству

Согласно исследованиям, любой индивидуум может передать своему потомству не только какие-либо внешние черты, болезни, а еще и отношение к людям, темперамент, способности к наукам. По наследству передаются следующие позитивные и негативные особенности человека:

  • Хронические заболевания (эпилепсия, психические заболевания и прочее).
  • Возможность произведения на свет близнецов.
  • Алкоголизм.
  • Склонность к нарушению законов и
  • Суицидальные наклонности.
  • Внешность (цвет глаз, форма носа и другое).
  • Талант к какому-либо творчеству, ремеслу.
  • Темперамент
  • Мимика, тембр голоса.
  • Фобии и страхи.

В данном списке указаны лишь некоторые признаки, передающиеся по наследству. Не стоит отчаиваться, если одна из негативных особенностей встречается у вас или ваших родителей, совсем необязательно, что она в полной мере раскроется именно в вас.

Можно ли влиять на наследственность, определив, что у человека имеется предрасположенность к нарушению закона? Согласно психологическим и социологическим исследованиям, предотвратить негативную ситуацию можно только в том случае, если будут соблюдаться определенные условия.

Влияние генов

Генетикой доказано, что человек в точности перенимает предпочтения и страхи его родителя. Уже во время формирования плода происходит закладка некой которая впоследствии даст о себе знать, проявившись под воздействием каких-либо факторов.

Можно ли влиять на наследственность? Обществознание, как и другие науки об обществе и человеке, сходятся здесь в одном: да, влиять на нее не только можно, но и нужно. Несмотря на то что гены и поведенческие особенности индивидуума тесно взаимосвязаны, наследственность не предопределяет его будущее. К примеру, если отец является вором или убийцей, то совсем не обязательно, что ребенок станет таким. Хотя вероятность подобного развития событий все же высока, и у потомка преступника больше шансов попасть за решетку, чем у ребенка из благополучной семьи, этого все же может не произойти.

Многие родители, обнаружив в генеалогическом дереве алкоголика или преступника, задаются вопросом о том, можно ли влиять на наследственность. Кратко на этот вопрос ответить нельзя, так как существуют различные факторы, усугубляющие развитие наследственных предрасположенностей. Главное - это своевременно обнаружить негативные особенности, передающиеся по наследству, и предотвратить их дальнейшее развитие, оградив ребенка от соблазнов и нервных срывов.

Наследственность и черты характера

При помощи родители передают своим детям не только предрасположенность к определенным негативным жизненным ситуациям, но еще и характер, темперамент. В большинстве своем манера общения с окружающими имеет "природные" корни - наследственность. Поведение, заложенное генами, чаще используется детьми и подростками ввиду их не сформировавшегося до конца характера.

На дальнейшее развитие черт характера и поведенческих особенностей человека влияет темперамент, передающийся только по наследству. Его нельзя приобрести или развить, он складывается из черт матери или отца (деда, бабушки, дяди и других) либо из смешения нескольких особенностей поведения родителей. Именно от темперамента зависит то, как себя будет вести ребенок в будущем, а также то, какое место в социуме он займет.

Можно ли влиять на наследственность? (5 класс, обществознание). Ответ на вопрос

Нередко можно встретить заявления о том, что на наследственность можно повлиять при помощи прямого вмешательства в гены человека. Однако наука еще не настолько развита, чтобы воздействовать на организм на таком уровне. На наследственность можно повлиять за счет воспитательного процесса, обучения, психологических тренингов, а также с помощью воздействия на человека общества и семьи.

Факторы, влияющие на наследование поведения

Помимо генетической передачи, существуют и другие способы копирования родительских черт в поведении ребенка. Существуют факторы и определенные условия, при которых дети начинают перенимать, наследовать поведение и отношение к жизни от взрослых:

  • Семья. То, как родители обращаются друг с другом и как они относятся к ребенку, глубоко проникает в его "подкорку" и закрепляется там в качестве нормальной модели поведения.
  • Друзья и родственники. Отношение к посторонним людям также не остается без внимания детей - они перенимают поведенческие особенности родителей и в дальнейшем общаются с окружающими именно так.
  • Быт, условия проживания.
  • Материальная обеспеченность (бедность, зажиточность, средний уровень жизни).
  • Количество членов семьи. Данный фактор в большей мере сказывается на будущем ребенка, на том, кого он изберет для создания семьи.

Дети полностью копируют своих родителей, но можно ли влиять на наследственность в данном случае? Да, но это полностью зависит от родителей. К примеру, если отец будет постоянно пить и избивать жену, то в будущем сын будет склонен к жестокости по отношению к женщинам, а также к алкоголизму. Но если в семье царят любовь и взаимопомощь, то эффект будет прямо противоположный предыдущему примеру. Стоит помнить, что мальчики копируют отцов, а девочки - поведение матерей.

Можно ли влиять на наследственность и почему это стоит делать

Саму генетическую предрасположенность к опасным заболеваниям устранить нельзя, однако можно значительно сократить вероятность развития болезни. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни, не перенапрягаться, в меру заниматься спортом. Пытаться повлиять на наследственность нужно обязательно, так как это позволит оставаться здоровым длительное время.

Можно ли влиять на наследственность, пытаясь не поддаваться соблазнам? Этот вариант удобен, но ровно до того момента, как человек потеряет самоконтроль из-за нервного срыва или другой негативной ситуации (психологического потрясения, к примеру). Влиять на наследственность необходимо не только через контроль над своими слабостями, но и через круг общения. Ведь трезвенник, пускай и с никогда не запьет, если на то не будет причины: маргинального близкого окружения или потрясшей его трагедии.