Болезни Военный билет Призыв

Группы крестьян в 17 веке. Крестьяне второй половины XVII века

Здесь выложины сведения об обустройстве дома, одежде и еде крестьян.

Знание народного быта, традиций, обычаев даёт нам возможность сохранить историческую память, обрести те корни, которые будут питать новые поколения россиян.

Крестьянское жилище – это двор, где сооружались жилые и хозяйственные постройки, сад и огород.

Крыши зданий были соломенные или деревянные, часто на крышах приделывались деревянные фигуры голов разных птиц и животных.

Сами здания строились из дерева, в основном из сосны и ели. Дм а в прямом смысле рубились топором, но позже стали известны и пилы.

Для возведения даже самых крупных построек не сооружали специального фундамента. Зато вместо него, по углам и серединам стен закладывались опоры – пни, крупные валуны.

Основными постройками крестьянского двора были: «изба да клеть», горница, повалушки, сенник, амбар, сарай. Изба – общее жилое строение. Горница – чистое и светлое строение, надстроенное над нижним, и здесь спали и принимали гостей. Повалушки и сенник – холодные кладовые, летом были жилыми помещениями.

Важнейшим компонентом крестьянского дома была русская печь. В ней пекли хлеб, готовили еду, мылись, а на верхней стене спали.

Главным украшением дома были образа (иконы). Образа ставили в верхнем углу покоев и закрывали занавеской – застенком.

Настенные картины и зеркала были запрещены православной церковью. Только маленькие зеркальца привозились из-за границы и были составляющими женского туалета.

В домашнем устройстве у русских был заметен обычай всё укрывать и покрывать. Полы были застелены коврами, рогожами, войлоками, скамьи и лавки – полавочниками, столы – скатертями.

Дома освещались свечами и лучинами.

Дома бедных и богатых людей носили одинаковые названия, структуры, отличались только размерами и степенью убранства.

По крою одежда была одинакова как у царей, так и у крестьян.

Мужские рубахи были белых или красных цветов, шились они из льняной и холщовой ткани. Рубахи низко подпоясывались ремешками слабым узелком.

Одежда, в которой ходили дома, называлась зипуном. Это было узкое, недлинное платье белого цвета.

Женская одежда была похожа на мужскую, только была длиннее. На длинную рубаху одевался летник. Спереди у него был разрез, который застёгивался на пуговицы вплоть до самого горла.

Все женщины носили серьги и головные уборы.

Верхняя одежда у крестьян была тулуп. На детей тулупы перешивались.

Из обуви у крестьян были лапти, башмаки из прутьев лозы и кожаные подошвы, которые привязывались к ноге ремнями.

Крестьянская кухня была русская, национальная. Лучшая повариха считалась та, которая знала, как готовится у других хозяек. Изменения в кушанья вводились незаметно. Блюда были просты и неразнообразны.

По обычаю русских свято сохранять посты стол делился на две части: скоромный и постный, а по припасам кушанья разделялись на пять: рыбный, мясной, мучной, молочный и растительный.

К мучнистым относились ржаной хлеб – глава стола, различные пироги, караваи, запеканки, калачи; к рыбным – уха, запечённые блюда; к мясным – гарниры, скоромные супы, паштеты и многие другие.

Напитки были такие: водка, вино, соки, морсы, березовец, квас, чай.

Сладости были натуральные: свежие плоды, плоды приготовленные в патоке.

Надеюсь, что мой маленький вклад в пропаганду народной культуры и быта отчасти будет способствовать тому, что эта культура сохранится, знание её укрепит ум и душу подрастающих граждан и патриотов нашего Отечества.

В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII в. существенно ухудшилось. Из частновладельческих получше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех — крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки. Обычный размер «изделья» — от двух до четырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных (богатые и «семьянистые» крестьяне работали больше дней в неделю, «скудные» и «одинокие» — меньше), количества у них земли. «Столовые запасы» — хлеб и мясо, овощи и фрукты, сено и дрова, грибы и ягоды — возили на дворы к владельцам те же крестьяне. Плотников и каменщиков, кирпичников и живописцев, других мастеров дворяне и бояре брали из своих сел и деревень. Крестьяне работали на первых фабриках и заводах, принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т.д. и т.п. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее, чем у дворцовых и черносошных. Положение зависимых от феодалов крестьян усугублялось и тем, что суд и расправа бояр и их приказчиков сопровождались неприкрытыми насилиями, издевательствами, унижением человеческого достоинства.
После 1649 г. широкие размеры принял сыск беглых крестьян. Тысячами их хватали и возвращали владельцам.
Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на заработки. Обедневшие крестьяне переходили в категорию бобылей.
У феодалов, особенно крупных, было много холопов, иногда по нескольку сот человек. Это — приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные, сторожа и сапожники, сокольники и «певчие ребята». К концу века произошло слияние холопства с крестьянством.
Снизился средний уровень благосостояния русского крепостного крестьянства. Сократилась, например, крестьянская запашка: в Замосковном крае на 20—25%. Одни крестьяне имели полдесятины, около десятины земли, у других и того не было. А у зажиточных случалось по нескольку десятков десятин земли. Они брали на откуп господские винокурни, мельницы и др. Выходили в торговцы и промышленники, подчас весьма крупные. Из крепостных Б.И. Морозова вышли, например, ставшие подрядчиками-судовладельцами, а затем крупными солеторговцами и
рыбопромышленниками Антроповы. А Глотовы, крестьяне кн. Ю.Я. Сулешева из села Карачарова Муромского уезда, стали богатейшими купцами первой половины столетия.
Лучше жилось государственным, или черносошным, крестьянам. Над ними не висел дамоклов меч непосредственного подчинения частному владельцу. Но они зависели от феодального государства: в его пользу вносили налоги, несли разные повинности.

Как жили крестьяне по сравнению с дворянами и купцами в Смоленске 17-го столетия? Землепашцы и холопы на Смоленщине страдали от недородов, которые обрушились на Россию в годы правления Годуновых. Это порождало напряженность. Низы не хотели мириться с голодом в то время, когда богачи не обращали на их страдания никакого внимания.

Только два года (1609, 1608 и часть 1607) господствующие сословия Смоленского уезда жили спокойно, без печали, а в 1607 и 1606 годах им приходилось, очевидно, довольно туго, так как крестьянская война несла им разорение и смерть.
Отношения между русскими крестьянами и помещиками нельзя было назвать очень мирными ив 1609 году. Было много случаев отказа селян от выполнения повинностей, налагавшихся на них помещиками.
В 1609 году мать смоленского помещика Д. Ф. Неелова писала своему сыну, находившемуся в Москве: „А мы живем в Смоленску в городи, а рожь у тебя в поли посеели в пору, а еровое в поли дал бог добро. А крестьяне меня не слушают, хлеба ко мне в город не везут-, и даточной на нас человек сошной написан к городу для осадного времени и оне (крестьяне) человека в город не пришлют, и мне в городе всегда позор от детей боярских, от розсыльщиков, и я живу хоронясь".
Письмо говорит о том, что смоленские помещики по традиции имели свою собственную запашку, обрабатывавшуюся крестьянами (барщина); что крестьяне обязаны были доставлять помещику хлеб, а во время войны и рекрутов („даточные люди"), и что крестьяне Д. Ф. Неелова отказались выполнять эти повинности.
Но если у этого помещика крестьяне еще не пустили в ход насильственных действий, то у другого помещика, М. Ф. Неелова, крестьяне захватили помещичий хлеб. Жена этого помещика писала к нему в Москву: „А хлеба, государь, нынешнего с обеих поместий ярового ничево не увезли,- воры не дали. („ворами" помещица называла взбунтовавшихся крестьян).
Смоленские помещики вновь увидели перед собой страшный призрак крестьянской войны и пустили слух, что русские крестьяне ждут прихода поляков, чтобы освободиться от власти помещиков. Но это была клевета на смоленское крестьянство. Крестьяне совсем не ждали прихода поляков, так как польские паны для них были еще хуже своих помещиков, а земледельцы начинали освобождаться от дворян собственными руками.
В 1609 году для смоленских поселян создалась чрезвычайно тяжелая обстановка. Кроме своего врага -- землевладельцев, крестьяне очутились лицом к лицу перед еще более свирепым и опасным врагом - польскими панами и шляхтой. А так как смоленские феодалы были в тайном сговоре с поляками, то борьба селян против польских насильников неизбежно сливалась с прежней борьбой против своих господ. И в освободительной войне простого люда против польских интервентов следует видеть продолжение крестьянской войны, или, вернее, ее новую форму.
Посадский люд был на Руси вторым по численности слоем тяглого населения, т. е. населения, обложенного повинностями в пользу государства землевладельцев.
Смоленский посадский мир был довольно крупным но своей численности и экономически мощным.
В XVI и начале XVII века (до осады 1609 года) Смоленск после Москвы был одним из самых больших городов Московского государства. По свидетельству иностранцев в Смоленске в то время было около 8000 домов, т. е. надо полагать, что общая численность городского населения равнялась 40-45 тысячам человек.

Русские крестьяне в 17 веке

Автор дневника осады Смоленска утверждает, что в Смоленском посаде было до 6000 дворов. Численность собственно посадского населения (ремесленников и купцов), вероятно, была не ниже 30000 человек, или около 75 проц. всего городского населения. Каково было отдельно число ремесленников и купцов - нам совершенно неизвестно. Но, судя по процентному соотношению купцов и ремесленников в других русских городах того времени, подходивших несколько к Смоленску (например Тула), купеческого населения в Смоленске могло быть около 18000 человек и 12 000 ремесленников.
Отрывочные, крайне неполные данные показывают наличие в Смоленске 38 ремесленных специальностей (в действительности их было гораздо больше). Обращает на себя внимание огромный удельный вес пищевого производства. Это объясняется, по-видимому, только тем, что посадские люди не имели в достаточной мере своего сельского хозяйства и поэтому вынуждены были обращаться к рынку, а это и вызвало к жизни большое количество пищевых ремесленных специальностей: прасолов (засольщиков рыбы), хлебников, калачников, солодовников, мясников, сусленников, оладейников, гречневичников, блинников, пирожников, мучников и т. д. Большая численность посадского населения вовлекла в пищевые ремесла и большое количество ремесленников.
Деревня не очень нуждалась в городских ремесленниках и могла обходиться своими ремесленниками. Деревня не чувствовала большой зависимости от города, наоборот, город в высокой степени зависел от деревни.
Смоленск в год платил торговых пошлин 8000 рублей, в то время как Нижний Новгород платил всего только 7000 рублей. Торговля Смоленска по своим оборотам превышала, таким образом, торговлю Нижнего почти на 14 проц.
Смоленск был крупнейшим экономическим центром по торговле Московского государства с Литвой и Польшей, а через них - и с близлежащими государствами Западной Европы. Внутри страны Смоленск вел оживленную торговлю с Москвой, Торжком, Тверью, Новгородом, Великими Луками и с Северскими городами, лежавшими южнее Смоленска. А Дорогобуж был так тесно экономически связан со Смоленском, что выполнял роль его торгового пригорода.
С зарубежными странами Смоленск торговал главным образом произведениями сельского хозяйства, охоты и рыболовства, а через него с Запада в Россию шли самые разнообразные товары европейского производства. Болдинский монастырь в конце XVI и начале XVII века в Смоленске закупал для своего хозяйства:

  • сельди,
  • треску,
  • нашатырь,
  • железную и медную проволоку,
  • финифть (эмаль),
  • железные гвозди,
  • сусальное золото и серебро,
  • белила,
  • бумагу,
  • свинец,
  • квасцы,
  • оловянную посуду,
  • медную посуду,
  • темьян (вид ладана),
  • лимоны,
  • сахар,
  • вишни в патоке,
  • овчины,
  • холст,
  • образа,
  • топоры,
  • рогатины,
  • буравчики

Многие из этих товаров были иностранного происхождения и поступали в Смоленск из Польши и Литвы.

Смоленск был сухопутным окном если и не в самую Европу, то в ее польско-литовскую прихожую. Это окно запиралось на самый крепкий по тому времени замок (каменная крепость, сооруженная талантливейшим русским зодчим Федором Савельичем Конем при Борисе Годунове) и имело очень основательные экономические рогатки.

Дело в том, что в 1590 году указом московского правительства Смоленск был сделан конечным пунктом торговли для тех иностранных купцов из Польши н Литвы, которые везли товары широкого потребления. Позволялось пропускать в Москву купцов только с предметами роскоши (парча, драгоценные камни и проч.). Это значило, что польско-литовские купцы основную массу своих товаров должны были сбывать в самом Смоленске, на гостином литовском дворе, и, конечно, в первую голову смоленским купцам. Львиная доля прибыли при такой системе торговли попадала в карман смоленских купцов.

Польша дипломатическим путем добивалась в Москве уничтожения торговой исключительности Смоленска и требовала свободы торговли для своих купцов, но Москва была непреклонна. Этот вопрос мог быть решен только путем войны. Несомненно, что он был одной из видных причин польско-литовской интервенции.
Мощная смоленская крепость (одна из сильнейших крепостей в то время не только в России, но и в Европе) становилась в первую очередь оплотом посадского мира. Это обстоятельство особенно усиливалось тем, что в 1609 году смоленские дворяне вошли в тайные сношения с поляками и обещали не защищать крепость, а сдать ее польскому королю. Поэтому посадские люди не могли рассчитывать на дворян как на защитников крепости, а могли полагаться только на свои силы да на вооруженных крестьян, пришедших в Смоленск перед осадой.
{jcomments on}

В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII столетии существенно ухудшилось. Из частновладельческих получше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех - крестьянам светских феодалов, особенно мелких.

Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки. Обычный размер «изделья» - от двух до четырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных (богатые и «семьянистые» крестьяне работали больше дней в неделю, «скудные» и «одинокие» - меньше), количества у них земли. Крестьяне пахали пашню и косили сено для господ, обрабатывали их огороды и сады, вывозили навоз на поля и строили мельницы и плотины, чистили пруды, делали «езы», «заколы» для ловли рыбы, многое другое. Самой горячей порой были «згонные» (общие) работы во время сева и жатвы, сенокосе и починки плотин, когда «жили на работе сколько доведетца».

«Столовые запасы» - хлеб и мясо, овощи и фрукты, сено и дрова, грибы и ягоды - возили на дворы к владельцам те же крестьяне. Плотников и каменщиков, кирпичников и живописцев, других мастеров дворяне и бояре брали из своих сел и деревень. Крестьяне работали на первых фабриках и заводах, принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т. д. и т. п.

Все необходимое для повседневной жизни в городе бояре и дворяне брали в виде оброка с крестьян. Стольник А. И. Безобразов в 60-70-е годы требовал из белевских вотчин в год 18 ведер вина, 7 пудов мяса свиными окороками и молодыми поросятами, 16 баранов, 16 аршин холста, 15 аршин сукна, 16 кур, 16 «обувей лаптей», по двое шлей, вожжей, гужей, тяжей и «ужищ». Везде владельцы получали «короваи» масла и сало, сыр, творог и сметану; в иных местах - орехи и ягоды, хрен и грибы. Брали изделия деревенских мастеров из железа и дерева, кожи и рогожи, рыбу и мед и т. д.; все это, как говорили тогда, и счесть и знать не уметь. Исполнялись и разные прихоти: тот же Б. И. Морозов пожелал однажды «у ково есть у охотников скворцы, собрать у всех», доставить к нему в Москву в большой клетке, «чтоб их, до Москвы везучи, не поморить; и не тесно б им было».

Владельцы сочетали все три вида эксплуатации крестьян. Но постепенно, особенно во второй половине века, в Замосковном крае увеличивается доля оброка, особенно денежного, а в южных уездах и под Москвой - барщинных работ.

Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее, чем у дворцовых и черносошных. Положение зависимых от феодалов крестьян усугублялось и тем, что владельцы распоряжались не только их трудом. Суд и расправа бояр и их приказчиков сопровождались неприкрытыми насилиями, издевательствами, унижением человеческого достоинства. Дело доходило, и довольно часто, до батогов и кнута, пытки огнем и дыбой, заковывания в кандалы и заключения в тюрьму. Жалобы крестьян на помещиков силы не имели. За их убийство владелец не отвечал. Дворяне вмешивались в семейные разделы крестьян, заключение браков.

После 1649 года широкие размеры принял сыск беглых крестьян. Тысячи их хватали и возвращали владельцам. В крепостную зависимость включали незакрепощенные группы сельского населения: так называемых «вольных» или «гулящих людей», детей и родственников крестьян, не попавших в писцовые книги, отпущенных на волю кабальных холопов, освободившихся из плена сельских жителей; покинувших тягло или службу и осевших в деревне посадских и приборных людей и др. Немало среди них было беглых крестьян и холопов. Вольные и гулящие обычно приходили к помещику «душею да телом», о таких говорили: «гол, как сокол». Они брали ссуду у феодала и, согласно «ссудной записи» или «порядной», обязывались жить «вечно», «безвыходно», «никуда вон не выйти и впредь жить неподвижно», «жить во крестьянстве вечно», платить подати и оброки.

Многие крестьяне не могли, ввиду крайней нужды, нести повинности, и на помощь феодалам и властям приходил «смертный» правеж с нещадными наказаниями, продажей за бесценок «животишек» (имущества) и «последних кляченок». После этого что делать? Ложись да помирай! Или остается «по миру ходить с кольем». Даже приказчики, выбивавшие с крестьян подати и сборы, видели, что с них взять нечего. Один из них жаловался своему владельцу (1674 год):

«И всегды, государь, мне от них быть биту, потому что они скудны и бедны. Станешь править, а им взять негде, а хлеб не родился, а денег взять не на чем».

Владельцы и приказчики давали крестьянам, дошедшим до нищеты, особенно в весеннее время, ссуды хлебом «на семена и на емена». Приказчик стольника Безобразова объясняет цель подобных ссуд:

«Хлеб даем потому: чтобы ваша работа всякая не стала. А не дать хлеба - и работать будет некому».

Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на заработки. Нанимались на работу артелями. Обедневшие крестьяне переходили в категорию бобылей. Особенно много появилось их в годы Смуты: крестьяне, не в силах нести тягло, просили владельцев разрешить «на время пожить в бобылях». Одни бобыли пахали свою землю, работали на боярской пашне, но не вносили подати и платежи. Другие не могли и этого делать, не имели даже двора, «кормились меж крестьян работою», как «захребетники», «соседи и подсоседники» у других крестьян. Постепенно, по мере улучшения положения бобылей, их снова заставляли нести тягло в половинном или меньшем размере, а в конце концов и в полном объеме. По указу о подворной подати (1679 год) их приравняли к крестьянам. Но и после этого бобыли, как социальная категория сельского населения, продолжали существовать.

На севере Европейской России существовала категория половников, обычно из черносошных крестьян. За подмогу, ссуду они трудились в хозяйствах монастырей и зажиточных крестьян, отдавая им половину, две пятых, треть урожая.

Феодалы, особенно крупные, имели много холопов, иногда по нескольку сот человек (например, у бояр Н. И. Романова, Б. И. Морозова было по 300–400 человек). Это - приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные, сторожа и сапожники, сокольники и «певчие ребята». Самостоятельного хозяйства они не вели, их полностью содержал владелец. Некоторые дворяне начали переводить своих холопов на землю, наделяли инвентарем, а те платили им оброк, исполняли барщинные работы, но в отличие от крестьян не несли государственного тягла. Однако податная реформа 1678–1681 годов уравняла тех и других. К концу века, по существу, произошло слияние холопства с крестьянством.

Средний уровень благосостояния русского крепостного крестьянства в XVII веке снизился. Сократилась, например, крестьянская запашка: в Замосковном крае на 20–25 процентов. Одни крестьяне имели полдесятины, около десятины земли, у других и того не было. А у зажиточных случалось по нескольку десятков десятин. У стольника Безобразова в кашинском владении были, с одной стороны, крестьяне безлошадные, не имевшие даже куренка; с другой - староста Ф. Опарин с братьями, владевший девятью лошадьми, двумя жеребятами, 1 2 коровами и другой скотиной. За особый оброк этот богатый крестьянин снимал у барина три пустоши и сенокос.

ЖИЗНЬ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ В XVI - XVII ВЕКАХ

Коронова Лилия Романовна

студент факультета истории и юриспруденции ЕИ К(П)ФУ

E- mail : lilia -92@ yandex . ru

Крапоткина Ирина Евгеньевна

канд. ист. наук, доцент ЕИ К(П)ФУ, г. Елабуга

История повседневности представляет собой одно из наиболее перспективных направлений, получивших свое развитие в отечественной историографии с конца XX столетия. Тема актуальна на фоне возросшего на рубеже XX-XXI вв. интереса к исследованию статуса российской женщины в современном обществе, для чего необходимо изучение и осмысление экономического и социально-политического положения женщины в России на протяжении длительного исторического периода.

Согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года, крестьянство являлось крупнейшим сословием и составляло 77,1 % населения, а женщины-крестьянки составлялся 38,9 % от общего населения всей Российской империи .

Для крестьянской семьи XVI-XVII веков характерно то, что в ней царил дух взаимопомощи; обязанности были строго распределены. В народе был очень высок авторитет семейной жизни.

Русская крестьянская семья XVI века состояла в среднем из 15-20 человек. Это была патриархальная семья, в которой совместно проживали три-четыре поколения родственников. Однако уже в XVII веке в семьях было не более 10 человек представителей всего двух поколений.

Крестьянский брак заключался из хозяйственных соображений: чувства или желания молодых не учитывалось - помещик мог женить крепостных по своему усмотрению. К тому же в народе не было принято, чтобы молодые люди и девушки сами заключали брак.

При выборе невесты предпочтение отдавалось здоровым и трудолюбивым девушкам - это было связано с тем, что после замужества на женские плечи ложилось домашнее хозяйство, воспитание детей, работа на огороде и поле. Девушки, занимавшиеся рукоделием, имели больше шансов удачно выйти замуж .

В брак в XVI-XVII веках вступали очень рано - девушки с 12 лет, а юноши с 15. А также существовал запрет на заключение браков с родственниками до шестого колена и с иноверцами. В брак можно было вступать не более трех раз, об этом говорит и «Стоглав»: «Первый брак - закон, второй - прощение, третий - законопреступление, четвертый - нечестие, понеже свинское есть житие» .

Создание новой семьи обязательно сопровождалось свадебным гулянием. Русская свадьба содержала в себе два элемента: христианский (венчание) и народный («веселие»). Свадьбы принято было играть осенью или зимой - это было наиболее удачным временем, поскольку все сельскохозяйственные работы были закончены. До свадьбы обязательно шло сватовство, в процессе которого родители невесты решали, стоит ли им выдавать свою дочь за этого жениха. В случае, если они соглашались, то происходил «сговор»: жених со своим отцом приезжали к родителям невесты в дом и стороны договаривались о свадебных расходах, сроках, размеров приданого невесты и подарках жениха. Придя к единому решению, начинали подготовку к свадьбе.

«Домострой» учил родителей собирать приданное дочери с самого рождения, откладывая «от всякой прибыли». В приданное входили куски полотна, одежда, обувь, украшения, посуда - се это складывалось в короб или сундук .

После того как все приготовления были окончены, в оговоренный срок игралась свадьба. Крестьянская свадьба XVI-XVII веков сопровождалась множеством обрядов: чесание головы гребнем, смоченным в меде, убор волос под кику, осыпание молодожен хмелем, угощение хлебом-солью - эти обряды были направлены на то, чтобы привлечь на молодых счастье в семейной жизни . Однако был обычай, который обуславливал дальнейшее положение женщины в семье: жених клал в один из сапогов плеть, а в другой - монету. Задача невесты было снять с ног жениха сапоги по очереди, если первым оказывался сапог с монетой, то она считалась удачливой, а семейная жизнь счастливой, а если первым оказывался сапог с плетью, то муж демонстративно ударял жену ею - таким образом муж показывал характер дальнейших отношений в семье .

Положение замужней крестьянки XVI-XVII веков было более свободным, чем у женщин высших сословий: она могла свободно выходить из дома, занимаясь хозяйственными делами.

Петр Петрей отмечает, что крестьянки работали в поле и дома наравне с мужьями. При этом у женщины были и другие дела, такие как приготовление пищи, стирка, рукоделие, то есть изготовление одежды для всех членов семьи, а также они носили дрова и воду в избу. Кроме этого иностранец отмечает, что мужья часто били своих жен .

Однако женщина обладала большим авторитетом в семье. Особенно он возрастал после рождения мальчика - это было связано с наделением земли только мужчин. Крестьянки XVI-XVII веков постоянно были заняты делами даже во время беременности, в связи с этим роды могли пройти где угодно - в поле, в избе или в хлеву. В русском средневековом обществе лечебницу заменяла баня и по возможности рожать старались именно там . «Домострой» велел обучать детей уважению к родителям . Ребенка обучали соответствующему ремеслу с раннего возраста. Мать обучала дочь вести хозяйство и рукоделию с раннего возраста: с 6 лет начинала осваивать прялку, с 10 - серп, шитье. В 14 лет девочки уже умели ткать, косить сено и печь хлеб. В 15 лет крестьянские девочки работали в поле наравне со взрослыми .

В свободное от полевых и хозяйственных работ время женщины занимались ткацким делом. И. Е. Забелин пишет о том, что льняное дело в крестьянском хозяйстве находилось исключительно в женских руках . Кроме этого шитье, прядение тоже было занятием женщин и девушек в долгие зимние вечера. Шитье рубах было очень хлопотным делом: заготовка льняного волокна происходила еще летом, потом его несколько недель вымачивали, затем стебли мяли, трепали и чесали гребнями - в результате получалось сырье для прядения. Закончив прядение, крестьянки ткали холсты, для это из сарая в дом вносился ткацкий станок. Летом, когда полотно было соткано, его белили на солнце, расстелив на лугу. Только после всего этого полотно было готово для кроения и шитья. В XVI-XVII веках рукоделием девушки занимались, собравшись вместе при свете лучины; вечера проводили в беседах .

Издревле одежда была предназначена не только для того чтобы скрыть наготу, но и для того чтобы подчеркнуть достаток человека. К тому же считалось, что одежда призвана отгонять злых духов .

Благодаря сведениям иностранных гостей можно составить описание нарядов крестьянок России. Одежда мужчин и женщин была очень похожей; не была приятна для глаз и шилась дома . Крестьяне работали в старой одежде, закончив дела, переодевались в повседневную, а в праздники, в церковь надевали нарядную . Одежда часто переходили по наследству , бережно хранились в клетях и сундуках и чистились после каждой носки . Основным предметом одежды в XVI-XVII веках была рубаха, шившаяся из шерстяной ткани, так называемая власяница, и льняного или конопляного полотна, но по причине сложности технологии изготовления полотняные рубахи были менее распространены.

Согласно русским средневековым нравам женщине не позволялось подчеркивать фигуру, поэтому рубаха имела свободный покрой, не пролегала к телу и доходила до колен. С XVII века поверх рубахи стали надевать сарафан, то есть платье без рукавов, которое облегало грудь и расширялось книзу или поневу - шерстяную юбку синего или черного цвета, с украшенным низом .

В одежде крестьян до XVI-XVII веков пояс играл роль оберега, но к указанному периоду это значение было утрачено и он становится просто традиционной деталью костюма .

Особое внимание в XVI-XVII веках уделялось женским головным уборам, так как имелось четкое разграничение девичьих и женских. До замужества девушкам позволялось с непокрытой головой, после замужества - это считалось не приличным поведением . Девушки носили перевязки - украшенные полоски ткани, которые обхватывали голову обручем, «накосники» - украшения на косу, а замужние женщины - волосники (домашний убор), подубрусники (мягкие шапочки, носившиеся с убрусом или платком), убрусы (праздничный убор), кокошники (носился от вступления в брак до рождения первенца и по праздникам) или кики , то есть они скручивали свои волосы и прятали их под чепцом .

Верхняя одежда крестьян изготавливалась из кожи барана, которая имела специфичный запах. На ногах у крестьянок были лапти, которые делались в собственном хозяйстве из лыка вперемешку с кусками меха или грубого сукна. Зимой носились валенки и шерстяные носки . Чулок не было - их заменяли куски полотна, которыми оборачивали ноги.

Для крестьян характерно то, что нарядные платья они всегда держали в чистоте и хранили в сундуках, доставая только по праздникам и для походов в церковь. Нередко предметы одежды переходили по наследству .

Женщины крестьянского сословия XVI-XVII веков не могли позволить себе приобрести дорогие предметы украшения, поэтому одежду украшали вышивками.

Девушка заранее начинала изготавливать одежду, которая будет ей приданным, поскольку это требовало очень долгой и кропотливой работы. На свадьбу чаще всего невеста одевала красивое, то есть красное платье .

Хотелось бы отметить, что крестьянки не заботились об изяществе, вкусе или сочетании цветов. Все одежда была произведена своими руками и поэтому к ней относились очень бережно, новую одежду одевали в исключительных случаях и позаботившись о ее сохранности вновь убирали в сундуки, где они хранились. Одежду в XVI-XVII веках носили до тех пор, пока он придет в полную негодность. Еще одной особенностью крестьянской одежды России в рассматриваемый период является то, что не существовало одежды, изготовленной специально для детей - они были вынуждены донашивать одежду взрослых, а если на них и шилась одежда, то «на вырост».

Другими словами, одежда русской крестьянки XVI-XVII веков не отличалась разнообразием форм и материи, поэтому ее старались украсить вышивкой и другими способами. Главным предназначением одежды было защита от холода и прикрытие наготы - а с этим домотканая одежда справлялась.

Крестьянский стол XVI-XVII веков не отличался разнообразием и был основан на обычае. Основу рациона составляли черный хлеб, щи, каша и квас; многие блюда были похожи между собой .

«Домострой» советовал хозяйке интересоваться хитростям приготовления блюд у «добрых жен» . Питание крестьян было тесным образом связано не только с религией (строгое соблюдение постов) , но и с тем, что производили сами крестьянские хозяйства.

Соблюдению постов в XVI-XVII веках придавал особое значение каждый православный христианин. По этой причине стол русского крестьянина делился на постный и скоромный (мясоед). Во время постных дней запрещалось употребление мясомолочных продуктов, а в мясоед все это разрешалось. В православном календаре выделялось четыре основных многодневных и множество однодневных постов. Таким образом, количество постных дней в общей сложности занимало около 200 календарных суток. Помимо крупных постов среда и пятница в течение всего года, за исключением Святок и сплошных седмиц, тоже являлись постными днями. Религиозные нормы и «Домострой» регламентировали употребление определенных продуктов на протяжении четырех главных постов.

Первым шел Великий пост, который имел продолжительность в 40 дней, к столу подались постные хлебцы, рыба, каши с ней, каши из гороха, сушеные и вареные рыжики, щи, блины, кисели , пироги с варением, луком, горохом, репою, грибами, капустою .

Следующим был Петров пост, начинавшийся через неделю после Троицына дня и кончавшийся на Петров день, то есть на 12 июля. На протяжении данного поста православные крестьяне в пищу употребляли рыбу, уху приправленную шафраном, луком и чесноком, пироги с пшеном и горохом, грибы, щи .

Далее шел Успенский пост, длившийся с 1 по 14 августа. В это время к столу подавали рыбную еду: кислую капусту с рыбой, рыбу приправленную чесноком, в подливке с приправами, рыбные студни, уху, рыбные колобки, выпечку, кислые пироги с горохом или рыбой .

А заключительным крупным постом был Рождественский, продолжавшийся 6 недель с 12 ноября до Рождества Христова. Здесь крестьяне XVI-XVII веков трапезничали вареной и тушеной рыбой, приправленной чесноком и хреном, рыбными студнями, ухой, караваями. В конце Рождественского поста на праздничный стол крестьяне старались подавать блюда из мяса поросят или утят .

Крупнейшими однодневными постами являются день Воздвижения Креста Господня, Рождественский сочельник. В это дни подавались житная каша, горох, печеная репа, капустные щи и рассольник .

Основу крестьянского питания составлял ржаной хлеб, а выпечку из пшеничной муки ставили на стол только по большим праздникам. Без хлеба не обходилось ни одна трапеза. Кроме того он играл важную роль и в различных обрядах: религиозных (просфоры для причащения, куличи на Пасху), свадебных (молодожен встречали «хлебом да солью»), народных (блины на масленицу, пряники на встречу весны) .

Хлеб пекли раз в неделю в специальной деревянной кадке - квашне, которую редко мыли, потому что она постоянно была в работе. Перед тем как ставить тесто, хозяйка натирала стенки кадки солью, потом заливала ее теплой водой. В крестьянском хозяйстве XVI-XVII веков для закваски использовали кусок теста, оставшегося от предыдущей выпечки. Далее засыпали муку и тщательно перемешав, оставляли на ночь в теплом месте. Поднявшееся к утру тесто хозяйка месила до тех пор, пока оно не начинала отставать и от рук и от стенок квашни. После чего тесто вновь ставили в теплое место на ночь, а утром снова вымешивали. Теперь тесто формовали и ставили в печь. Испеченный хлеб хранился в специальных деревянных хлебницах. Женщина, которая умела печь вкусный хлеб, была особо уважаемая в семье. В неурожайные годы крестьяне были вынуждены добавлять в муку лебеду, кору деревьев, молотые желуди, крапиву и отруби, вследствие чего хлеб приобретал горький привкус .

В XVI-XVII веках крестьяне пекли из муки не только хлеб, но и пироги, блины, оладьи, пряники, однако все это присутствовало исключительно на праздничном столе. Самым популярным мучным блюдом можно считать блины: их готовили на масленицу, кормили роженицу и поминами усопшего. Далее шли пироги - готовились они из дрожжевого, пресного и слоеного теста, причем они могли печься в масле (пряженые) и без него в поду печи (подовые). Начинкой для пирогов служили яйца, фрукты и ягоды, мясо и рыба, творог, овощи, грибы, каши . Еще одним мучным блюдом русского крестьянского праздничного стола были пряники разной формы. При приготовлении теста в него добавляли мед и пряности - отсюда и пошло название . Из смеси ржаной и пшеничной муки пекли калачи .

В крестьянской среде XVI-XVII веков широчайшее распространение имели щи и каши, причем щами называли любую похлебку. Каши варились из крупы на молоке или воде с добавлением масла. Каши были атрибутом многих народных обрядов, к примеру, ее варили на крестины, свадьбу и поминки. Если женщина умела вкусно варить щи и печь хлеб, то это уже являлось основанием считать ее хорошей хозяйкой. Щи готовились из свежей и кислой капусты, нередко с добавлением репы, свеклы. Вообще репа считалась вторым хлебом. Щи варились как на мясном бульоне, так и просто на воде .

В скоромные дни на русском средневековом крестьянском столе нередко можно было встретить молочные супы и каши из различных круп, сдобренные маслом или салом, сыры, творог, сметану и мясные блюда. На русской земле мяса было в достатке, однако крестьяне употребляли его мало; каждый вид мяса дополнялся огородными культурами (репой, чесноком, луком, огурцами, перцем, редькой). С весны до поздней осени мясные блюда готовились в основном из баранины; зимой - из говядины (так как большое количество мяса не портилось на морозе), перед Рождеством - из соленой или копченой свинины.

Однако не все на крестьянском столе было выращено самой крестьянской семьей. Широкое распространение имела уха, варившаяся из речной рыбы, пойманной на общинных угодьях. Так же рыба употреблялась в соленом, вареном, копченом виде и применялась для приготовления щей, пирогов, котлет, подавалась с гречкой, пшеном и другими крупами. Блюда из птицы (выращенной дома или пойманной на охоте) добротно приправлялись хреном и уксусом .

Особенностью блюд русского стола является то, что они обильно приправлялись луком, чесноком, перцем, горчицей и уксусом, но соль, по причине своей дороговизны, крестьяне редко могли себе позволить .

Наиболее распространенными напитками среди крестьян XVI-XVII веков были квас, морс, а в апреле - березовец, то есть березовый сок . Также широкое употребление имели пиво, мед, водка.

Квасные напитки были доступны многим, к тому же на его основе можно было готовить многие блюда, к примеру, окрошку, свекольник, тюрю. Хорошая хозяйка умела готовить самые разнообразные квасы: из ячменного или ржаного солода, из меда и ягод (вишни, черемухи, малины, клюквы) или фруктов (яблок, груши). К тому же квас, так же как и капуста, были прекрасными средствами профилактики таких заболеваний, как цинга . Пиво варили из ячменя, овса, ржи и пшеницы. Оригинальным и лучшим русским напитком, славившимся среди иностранцев, была медовуха; все путешественники единогласно признавали его достоинство. Мед варился из ягод (малины, смородины, вишни, брусники, черемухи), с дрожжами или хмелем .

В XVII веке появляется водка и получает широкое распространение в среде крестьянства. Обычно русская водка делалась из ржи, пшеницы или ячменя , но было и исключение - это женская водка, которая изготавливалась с добавлением патоки или меда за счет чего она и получалась сладкой. К тому же при изготовлении водку нередко настаивали на разнообразных пряностях (корице, горчице) и душистых травах (мяте, зверобое, можжевельнике) и делали наливки на разных ягодах.

Широкое распространение имели спиртные напитки - обычно они употреблялись по разным праздникам и поводам, но иностранные путешественники отмечают, что пьянство было частым явлением среди русского народа в XVI-XVII веках . «Домострой» запрещал женщине употреблять хмельные напитки , однако Жак Маржерет отмечает, что женщины и девушки нередко придавались пьянству .

В крестьянской среде считалось, что еду нужно заслужить, поэтому завтракали редко. Крестьянской семье XVI-XVII веков редко удавалось обедать совместно: в страдную пору ели прямо в поле, для того чтобы не терять времени .

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что пищевая культура крестьян XVI-XVII веков в полной мере зависела от религиозных постов и продукции сельского хозяйства. Повседневный рацион крестьян был крайне неприхотлив и состоял из круп, овощей (таких как репа, капуста, огурцы), мяса и рыбы , то есть их трапеза в большей степени была простой, по причине того что в пищу употреблялись продукты, которые выращивались на своем участке.

Подводя итог, хотелось бы отметить то, что русская женщина XVI-XVII веков оказывала полную поддержку и помощь мужу, она работала наравне с ним; помимо этого она занималась воспитанием детей, шитьем одежды и приготовлением пищи. Крестьянская семья была большой, а доходы - маленькими, вследствие этого женщина не могла позволить себе покупку одежды – все производилось в самом хозяйстве. Также дела обстояли и с крестьянским столом - большую часть произведенного они были вынуждены отдавать помещикам. Таким образом, крестьянская семья была очень сплоченной, а положение женщины в семье зависело от ее собственных умений.

Список литературы:

  1. Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.vostlit.info/
  2. Джером Горсей. Записки о России XVI - начало XVII в. / Под ред. В.Л. Янина; Пер. и сост. А.А. Севастьяновой. - М.: МГУ, 1990. - 288 с. // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://krotov.info/
  3. Домострой / Сост., вступ. ст. пер. и коммент. В.В. Колесова; Подгот. текстов В.В. Рождественской, В.В. Колесова и М.В. Пименовой; Худож. А.Г. Тюрин. - М.: Сов. Россия, 1990. - 304 с.
  4. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. - М.: Типография Грачева и К°., 1869. - 852с. // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://az.lib.ru/
  5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880. - 624 с. // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.knigafund.ru/
  6. Итальянец в России XVI в. Франческо да Колло. Донесение о Московии. - М.: Наследие. 1996 // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.drevlit.ru/
  7. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М.: Экономика, 1993. - 400 с. // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://lib.rus.ec/
  8. Маржерет Жак. Россия начала XVII в. Записки капитана Маржерета / Сост. д.и.н. Ю.А. Лимонов. Отв. ред. д.и.н. В.И. Буганов. Перевод Т.И. Шаскольская, Н.В. Ревуненков. - М.: Институт истории РАН, 1982. - 254 с. // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.vostlit.info/
  9. Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян / Перевод на русский Хорошевич А.Л. - М., 1994 // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.vostlit.info/
  10. Описание Московии при реляциях гр. Карлейля / Пер. с франц. с предисл. и примеч. И.Ф. Павловского. - 1879. - Т. 5. - 46 с. // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.vostlit.info/
  11. Петрей Петр. История о великом княжестве Московском // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.booksite.ru/
  12. Путешествие в Московию Августина Мейерберга и Горация Вильгельма Кальвуччи в 1661 году. - Репринтное издание 1874 г. - СПб.: Альфарет, 2011. - 262 с. // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gumer.info/
  13. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. - М.: Мысль, 1989. - 286 с.
  14. Результаты первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://demoscope.ru/
  15. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 336 с.
  16. Стоглав, Собор бывший в Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче (в лето 7059). - Лондон: Trübner & Co., 1860. - 68 с. // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://dlib.rsl.ru/