Группировка трудности адаптации студентов вуза. Проблемы адаптации студентов к процессу обучения в вузе. Проблема адаптации студентов-первокурсников
Проблема адаптации студентов-первокурсников.
Обучения в высшем учебном заведении для современного молодого человека - один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог вуза.
Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем - специалиста с высшим образованием. В ВУЗах, процесс обучения первокурсников налаживается непросто, характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, которые обусловлены изменением социальной среды. В частности, знакомство с учебным заведением у значительной части молодежи сопровождается дезадаптацией, которая вызвана новизной студенческого статуса, повышенными требованиями со стороны профессорско-преподавательского состава, напряженностью и жестким режимом обучения, увеличением объема самостоятельной работы. Все это требует от первокурсника значительной мобилизации своих возможностей для успешного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности.
Юноши и девушки, окончив школу, переходят на новый жизненный этап. Этот этап включает в себя смену не только места учебы, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение 5-6 лет, так и к новым правилам и нормам университета. Особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно - провинциалы и городские жители. Исходя из вышесказанного, можно считать, что процесс адаптации студентов-первокурсников очень значимый, сложный и долгий.
Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий. Социальная адаптация представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающее принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.
Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент - это переход от начальный школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения. Сложность адаптации при переходе от общего к профессионально образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.
Социологи выделяют в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:
- начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
- стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
- аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;
- ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.
Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический.
К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.
Существует понятная тенденция - чем крупнее город, тем для его жителя - абитуриента вуза адаптация к студенческой жизни оказывается более простой и менее длительной. Между тем соотношение абитуриентов из разных городов (крупных или средних, малых) несколько меняется в пользу последних. В немалой степени это связано с развитием в последние годы во многих крупных городах филиалов и представительств различных государственных и коммерческих вузов. Те из абитуриентов - жителей небольших городов, кто успешно преодолевает трудности конкурсного отбора, чаще всего оказываются лучше подготовленными и более мотивированными к последующей учебе. Очевидно, что для них основными в адаптации являются не учебные или социально-психологические трудности, а материально-бытовые.
Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.
Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским составом, между студенчеством и администрацией вуза на начальном этапе обучения.
Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу.
Главные трудности у первокурсников связаны с большой нагрузкой, о чём не раз приходится слышать и от них самих. Практически ежегодно объём изучаемых дисциплин в вузе растёт. Как следствие, из-за нехватки времени и неумения студентов самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы, часто приходится сталкиваться со списыванием из учебников, причём бездумным; отсутствием собственных мыслей по изучаемым предметам, отражаемых студентами, как в устной, так и в письменной речи; практически полным копированием работ друг друга. Более того, некоторые вдумчивые, самостоятельные, грамотные первокурсники даже не понимают, что они должны не переписать материал из какого-либо источника, а творчески его осмыслить и высказать своими словами собственное мнение по изучаемой проблеме. Практически никто из студентов первого курса не знает, что используемые ими материалы какого-либо автора необходимо включать в свои работы как цитаты. В данной проблеме, в первую очередь, речь идёт о выработке у молодых людей умения логически мыслить и алгоритмизировать различные, в т.ч. учебные задачи и жизненные ситуации. Этому надо учить хотя бы в школе. Ныне же высшая школа вынуждена и обязана внести свой посильный вклад в решение данной задачи.
Корни проблемы таких негативных явлений, как правонарушения, употребление алкоголя, наркотиков связаны с невостребованностью студентов в вузе. Студент, особенно первокурсник, сталкивается с рядом проблем, связанных с условиями обучения, проживания, быта, отдыха и не находя поддержки и помощи со стороны преподавателя, куратора, воспитателя общежития, зачастую находит решение проблем в компании с асоциальной направленностью. Отсюда распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, нарушение правопорядка, учебной дисциплины, слабая успеваемость. По сути, у молодежи формируется собственная социокультурная среда, со своими «правилами» и «порядками».
Хорошие отношения с друзьями, в родительской семье и обретение собственного семейного счастья - важный ориентир для организации внеучебной работы с первокурсниками. Необходимые помощь и контроль со стороны взрослых в процессе адаптации к студенческой жизни могут реализовываться в более тесных контактах кураторов студенческих групп, руководства кафедр, деканата с родителями, проведении пока еще привычных родительских собраний, участии родителей во внеучебных мероприятиях первокурсников и т.п.
Необходима и специальная работа по формированию благоприятного социально - психологического климата в студенческих группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников, наличия в группе лиц - тех, с кем можно обсуждать самые сложные личные проблемы.
Слабая и низкая вовлеченность студентов в общую жизнь группы, факультета, вуза - одна из проблем для организаторов внеучебной работы с ними. Основные направления этой работы могут заключаться в увеличении числа внеучебных мероприятий, организации секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе.
Обучения в высшем учебном заведении для современного молодого человека – один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог вуза.
Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с высшим образованием. В ВУЗах, процесс обучения первокурсников налаживается непросто, характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, которые обусловлены изменением социальной среды. В частности, знакомство с учебным заведением у значительной части молодежи сопровождается дезадаптацией, которая вызвана новизной студенческого статуса, повышенными требованиями со стороны профессорско-преподавательского состава, напряженностью и жестким режимом обучения, увеличением объема самостоятельной работы. Все это требует от первокурсника значительной мобилизации своих возможностей для успешного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности.
Юноши и девушки, окончив школу, переходят на новый жизненный этап. Этот этап включает в себя смену не только места учебы, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение 5-6 лет, так и к новым правилам и нормам университета. Особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно – провинциалы и городские жители. Исходя из вышесказанного, можно считать, что процесс адаптации студентов-первокурсников очень значимый, сложный и долгий.
Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.Социальная адаптация представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающее принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.
Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент – это переход от начальный школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения. Сложность адаптации при переходе от общего к профессионально образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.
Социологи выделяют в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:
· начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
· стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
· аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;
· ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.
Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический.
К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.
Существует понятная тенденция – чем крупнее город, тем для его жителя – абитуриента вуза адаптация к студенческой жизни оказывается более простой и менее длительной. Между тем соотношение абитуриентов из разных городов (крупных или средних, малых) несколько меняется в пользу последних. В немалой степени это связано с развитием в последние годы во многих крупных городах филиалов и представительств различных государственных и коммерческих вузов. Те из абитуриентов – жителей небольших городов, кто успешно преодолевает трудности конкурсного отбора, чаще всего оказываются лучше подготовленными и более мотивированными к последующей учебе. Очевидно, что для них основными в адаптации являются не учебные или социально-психологические трудности, а материально-бытовые.
Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.
Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским составом, между студенчеством и администрацией вуза на начальном этапе обучения.
Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу.
Главные трудности у первокурсников связаны с большой нагрузкой, о чём не раз приходится слышать и от них самих. Практически ежегодно объём изучаемых дисциплин в вузе растёт. Как следствие, из-за нехватки времени и неумения студентов самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы, часто приходится сталкиваться со списыванием из учебников, причём бездумным; отсутствием собственных мыслей по изучаемым предметам, отражаемых студентами, как в устной, так и в письменной речи; практически полным копированием работ друг друга. Более того, некоторые вдумчивые, самостоятельные, грамотные первокурсники даже не понимают, что они должны не переписать материал из какого-либо источника, а творчески его осмыслить и высказать своими словами собственное мнение по изучаемой проблеме. Практически никто из студентов первого курса не знает, что используемые ими материалы какого-либо автора необходимо включать в свои работы как цитаты. В данной проблеме, в первую очередь, речь идёт о выработке у молодых людей умения логически мыслить и алгоритмизировать различные, в т.ч. учебные задачи и жизненные ситуации. Этому надо учить хотя бы в школе. Ныне же высшая школа вынуждена и обязана внести свой посильный вклад в решение данной задачи.
Корни проблемы таких негативных явлений, как правонарушения, употребление алкоголя, наркотиков связаны с невостребованностью студентов в вузе. Студент, особенно первокурсник, сталкивается с рядом проблем, связанных с условиями обучения, проживания, быта, отдыха и не находя поддержки и помощи со стороны преподавателя, куратора, воспитателя общежития, зачастую находит решение проблем в компании с асоциальной направленностью. Отсюда распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, нарушение правопорядка, учебной дисциплины, слабая успеваемость. По сути, у молодежи формируется собственная социокультурная среда, со своими «правилами» и «порядками».
Хорошие отношения с друзьями, в родительской семье и обретение собственного семейного счастья – важный ориентир для организации внеучебной работы с первокурсниками. Необходимые помощь и контроль со стороны взрослых в процессе адаптации к студенческой жизни могут реализовываться в более тесных контактах кураторов студенческих групп, руководства кафедр, деканата с родителями, проведении пока еще привычных родительских собраний, участии родителей во внеучебных мероприятиях первокурсников и т.п.
Необходима и специальная работа по формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников, наличия в группе лиц – тех, с кем можно обсуждать самые сложные личные проблемы.
Слабая и низкая вовлеченность студентов в общую жизнь группы, факультета, вуза – одна из проблем для организаторов внеучебной работы с ними. Основные направления этой работы могут заключаться в увеличении числа внеучебных мероприятий, организации секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе.
Философия/2.Социальная философия
Долгова Е.Г.
Донской государственный технический университет, Россия
Проблемы адаптации студентов к процессу обучения в вузе
Высшие учебные заведения являются тои микросредой, в которой молодой человек без необратимых негативных процессов, личностной деформации может перейти от детской несамостоятельной жизни к взрослой самостоятельной. Педагогические коллективы вузов всегда озабочены проблемами адаптации первокурсников, разрабатывая целые системы, помогающие вчерашнему школьнику преодолеть противоречия между его наличным «капиталом» и качественно новыми требованиями в учебном заведении.
В основном социально-психологическая адаптация студентов первого курса к условиям вуза описывается через понятия «присвоение», «вхождение», «формирование », «усвоение », «активное включение », «изменение социального положения» и другие категории предметной деятельности. Она определяется как процесс приведения основных параметров социальных и личностных характеристик студентов в состоянии динамического соответствия с условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Исследователи проблемы адаптации студентов первого курса относятся к ней как начальному этапу интеграции студента в профессиональную и социальную среду вуза.
Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на 2-м и З-м курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу 3-го курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В. Т. Лисовским, лишь 64 % старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов - от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т. п.
Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Осознание неправильностивыборабудущейпрофессииможетприводить к дезадаптации , особенно если это осознание приходит на старших курсах обучения.
Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И. П. Павловым психофизиологическое явление - динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкyю успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других - ровно.
Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным..
В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе. Но и те и другие, при неблагоприятном стечении обстоятельств могут стать толчком к социально- психологической или дидактической дезадаптации .
Социальная адаптация студентов в ВУ3е делится на:
а) профессиональную, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
б) социально-психологическую - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.
Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой».
Адаптация- это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:
1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новомуокружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;
2) общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Повторяем, что успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание - функция регуляции познавательной деятельности.
Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.
Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточновоспитаны навыки самообразования и самовоспитания.
Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лекции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем, не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии. И тогда, не сдав все экзамены, не получив зачетов, студент, не обладающий высокой работоспособностью, самоорганизацией и высокой мотивацией просто теряет веру в себя и интерес к учебе.
Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторнойфункциипсихики)заканчиваетсявконце2-го – начале З-го учебного семестра.
Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т. д.Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза.
Литература:
1. Возрастная психология. Под ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостова , М.2000 .
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений; В 6 т.М., 1982
3. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е., Проблема адаптации и здоровья человека. - М, 1976.
4. Лисовский В.Т. Советское студенчество. -М.: Высшая школа, 1990.
5. Педагогика и психология высшей школы./ Под ред. М.В. Булановой- Топорковой, Ростов- на- Дону, Феникс, 2006.
6. Петровский А.В.Проблемы развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. - 1984. - №4.- с.15-30
7. Посmoвалова Г. И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека / / Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов, - Ереван, 1973.
В педагогической печати широко обсуждается проблема адаптации первокурсников к системе высшего образования, и не случайно: от успешности этого процесса во многом зависят дальнейшие профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
В своем исследовании мы рассматриваем адаптацию в контексте социализации личности, процесса, который позволяет человеку занять своё место в обществе, продвигаясь от асоциального состояния новорождённого к жизни в качестве полноценного члена общества.
В исследованиях А. В. Мудрика, В. В. Москаленко, А. Г. Харчева социальная адаптация рассматривается в единстве с автономизацией личности как основные компоненты социализации.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется противоречивыми мотивами «Быть со всеми» или «Оставаться самим собой».
При всём разнообразии подходов к социальной адаптации. Большинство исследователей считают, что главная её функция - это принятие индивидуумом норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллективы, в который он приходит), сложившихся здесь форм социального взаимодействия, формальных и неформальных связей, а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ).
Различают несколько форм социальной адаптации: дезадаптацию, пассивную и активную.
Дезадаптация характеризуется недифференцированностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, и, что особенно важно, - неприятием норм и ценностей новой социальной среды, а в отдельных случаях и противодействие им.
Пассивная адаптация подразумевает то, что индивид принимает нормы и ценности, по принципу «Я - как все», но не стремиться что-либо изменить, даже если это в его силах. Пассивная адаптация - проявляется в наличии простых целей и нетрудных видов деятельности, но круг общения и решаемых проблем шире, по сравнению с уровнем дезадаптации.
Активная адаптация , прежде всего, способствует успешной социализации в целом. Индивид не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, но и строит свою деятельность, отношения с людьми на их основе. При этом у такого человека нередко формируются все новые и новые разнообразные цели, но одной из них главной становится цель - полная собственная реализация в новой социальной среде. Круг общения и интересов у человека с активной адаптацией широкий. В конечном счете, этот уровень адаптации ведет к гармоническому единству с людьми, с собой с миром.
С целью выявления особенностей социальной адаптации студентов педвуза мы провели диагностический эксперимент на базе первого курса естественно-географического факультета. Экспериментом было охвачено 104 студента трех отделений факультета. В качестве основного метода было избрано анонимное анкетирование, дополненное целенаправленными наблюдениями в стенах университета и за его пределами.
Основными показателями уровней адаптации стали: анализ успеваемости (промежуточные аттестации и зимняя сессия), степени активности первокурсников в общественной и научно-исследовательской работе.
В анкете студентам первого курса были предложены девять открытых вопросов:
1. Какие трудности Вы сейчас испытываете: в учебе; в общении с группой; в общении с преподавателями; особое мнение?
2. Что Вам нравится в учебе по специальности?
3. Достаточна ли Ваша школьная подготовка для освоения специальных дисциплин?
4. В чем, по-вашему, отличие учебы в школе и в университете?
5. Какая помощь и с чьей стороны Вам нужна для того, чтобы справиться с трудностями (куратора, деканата и т.д.)?
6. Совпало ли Ваше представление о студенческой жизни и об учебе с реальностью? Почему?
7. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в университете?
8. Для чего Вам нужно высшее образование?
9. Изменился ли Ваш образ жизни с началом учебы в университете?
Анализ данных анкет позволил выявить основные проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе (по степени убывания их значимости):
1) Недостаточный уровень школьных знаний по многим дисциплинам.
2) Неумение распределять свое время и силы.
3) Неготовность работать с большим объемом новой информации.
4) Отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей; неготовность к обучению основанному на полной самостоятельности.
5) Неготовность к выполнению высоких требований преподавателей;
6) Отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а главное - желания учиться.
Некоторые первокурсники признаются, что поступили в вуз лишь для получения диплома о высшем образовании, все равно какого. Подобная установка приводит к таким проблемам, как нежелание учится. Цель одна, очень узкая, а вследствие этого узкий круг общения и решаемых проблем. Как правило, все это ведет к дезадаптации, студенты с такой установкой «плывут по течению».
В дальнейшем, с целью уточнения результатов анкетирования проводились беседы, как с отдельными студентами, так и с микрогруппами. В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Освоение студенческой среды для большинства «вчерашних» школьников стало неэффективным, т.к. в списке выявленных проблем больше 70% студентов испытывают подобные затруднения.
2. Аналогично шести выделенным проблемам получили следующие результаты в виде схемы. Итак, в октябре - ноябре 1998 года студенты распределились по трем группам:
ДА - дезадаптация
ПА - пассивная адаптация
АА - активная адаптация
Типичная структура проблем у дезадаптированной группы складывается из всех выше перечисленных и плюс - равнодушие ко всему, что происходит вокруг них.
Для пассивно адаптированных студентов характерны те же проблемы, но к ним можно добавить - низкий уровень культуры общения.
Для активно адаптированных остается проблема реализации себя полностью, применение своих знаний, умений, навыков в соответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой жизни.
В обычной системе обучения возможна динамика изменений в уровне адаптации. Это связано в первую очередь с индивидуальными особенностями человека и тех форм социального взаимодействия (формальные и неформальные связи, лидеры), которые сложились в академических группах (результаты обрабатывались нами не только по курсу в целом, но и по каждой академической группе в отдельности).
Из результатов проведенного обследования очевидно, что при работе с первокурсниками особое внимание надо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к вузовской жизни:
знание студентов о структуре обучения в вузе, знание своих прав и обязанностей;
изменение условий обучения, к увеличению доли практических занятий;
консультативная помощь психолога;
помощь кураторов в организации академической группы в целом;
помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов.
Обсуждение результатов нашего диагностического эксперимента привело к созданию географического кружка на кафедре физической географии и геоэкологии.
Литература
1. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику.- М., 1997.- 137 с.
2. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время».- М., 1991.- 80 с.
3. Социальная педагогика / Сост. Т. Ю. Ахундова и др. - М., 1992. - 128 с.
Из множества проблем высшей школы в настоящее врем особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с трудностями первого года обучения в вузе, в частности с социальной адаптацией студентов.
Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – приспособлениестроения и функций организма к условиям среды. Социальная адаптация рассматривается как процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, а также как харак-теристика реальности, отражающая степень реализации и развития социальных потенций, возможностей человека (его способностей, знаний, умений и навыков, стремлений, целей и задач). Адаптация личности к внешним условиям выступает как одна из линий ее раз-вития. Адаптация как процесс психологического включения лич-ности в социальную, профессиональную среду происходит по мере того, как данная среда оказывается сферой реализации жизненных планов, потребностей и стремлений личности.
В основе адаптации личности как динамического явления лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности к ним на основе предшеству-ющего опыта. Разрешение этих противоречий путем перестройки деятельности и поведения личности, а также регулирующего влия-
320
ния объективных факторов на процесс взаимодействия личности
и среды обусловливает динамику процесса адаптации, показателями которой выступают качественные изменения в структуре личности
и моделях ее поведения в новой ситуации.
Различают несколько форм социальной адаптации: дезадапта-цию, пассивную и активную.
Дезадаптация характеризуется недифференцированностью целей
и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решае-мых проблем и, что особенно важно, неприятием норм и ценностей новой социальной среды, а в отдельных случаях и противодействием им.
Пассивная адаптация подразумевает то, что индивид принимаетнормы и ценности, по принципу «Я – как все», но не стремится что-либо изменить, даже если это в его силах. Она проявляется в наличии простых целей и нетрудных видов деятельности, но круг общения
и решаемых проблем шире, по сравнению с уровнем дезадаптации. Активная адаптация прежде всего способствует успешной социа-
лизации в целом. Индивид не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, но и строит свою деятельность, отношения с людьми на их основе. При этом у такого человека нередко форми-руются все новые и новые разнообразные цели, но главная из них – полная собственная реализация в новой социальной среде. Круг общения и интересов у человека с активной адаптацией широкий. В конечном счете этот уровень адаптации ведет к гармоническому единству с людьми, с собой и с миром.
Процесс адаптации как специфический момент в развитии и ста-новлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения, ибо подобная ориентация надолго определяет «лицо» студента, судьбу его развития. Во-вторых, потому что в хо-де этого процесса совершается важнейшее событие – формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива.
Социальная адаптация студентов в вузе делится на два вида:
1) профессиональную , под которой понимается приспособление
к характеру, содержанию, условиям и организации учебного про-цесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
2) социально-психологическую – приспособление индивида к груп-пе, к взаимоотношениям с ней, а также выработка собственного сти-ля поведения.
Типичная структура проблем у дезадаптированной группы сту-дентов такова:
Недостаточный уровень школьных знаний по многим дисци-плинам (во многих вузах прием абитуриентов осуществляется без конкуренции);
Неумение первокурсников планировать время дня;
Неготовность работать с большим объемом новой информации;
Неготовность к выполнению высоких требований преподава-телей;
Отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а глав-ное – желания учиться.
Кроме того, причинами низкой успеваемости студентов на пер-вом курсе являются:
Существование разницы в организационных формах и методах обучениях в школе и в вузе;
Отсутствие систематического контроля за самостоятельной ра-ботой;
Систематические пропуски занятий, несерьезное отношение не-которых студентов к учебе;
Психология «троечника».
Для пассивно адаптированных студентов характерны те же про-блемы, но к ним можно добавить еще низкий уровень культуры об-щения. Для активно адаптированных остается проблема реализации себя полностью, применение своих знаний, умений, навыков в со-ответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой жизни.
Исходя из этого анализа рассматриваемой проблемы очевидно, что при работе с первокурсниками особое внимание надо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к вузовской жизни.
Указанные выше проблемы, стоящие на пути к успешной адап-тации первокурсника в новой среде, значительно усугубляет неупо-рядоченный режим учебной аудиторной и внеаудиторной нагрузки из-за неравномерной загруженности по различным дисциплинам и трудностей составления расписания занятий в связи с нехваткой учебных аудиторий.
Поскольку студенческая жизнь начинается с первого курса, то успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе – это залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста.
Анализ литературы и практического опыта работы в вузе позво-ляет обозначить некоторые характеристики статуса студента первого курса вуза. Сутью такого социального статуса можно считать овла-дение нормами и функциями будущей профессиональной деятель-ности. К отличительным чертам статуса можно отнести:
322 Глава 15. Психологические особенности студенчества
Осознание нового качества в своей социальной позиции, повы-шенное чувство собственного достоинства;
Стремление закрепиться в этой новой для себя позиции;
Стремление добиться первых успехов, подтверждающих новую более высокую позицию;
Интерес и старательность в выполнении учебной и иной работы
в стенах вуза;
Многообразие учебных и внеучебных интересов.
Признаками реализации нового социального статуса можно счи-тать принятие личностью целей, ценностей и эталонов действий
и поведения, характеризующих ту или иную профессиональную группу в целом.
Лучше всего к поступлению в вуз (и, следовательно, к адаптации к студенческой жизни) готовят школы «нового типа» – гимназии, лицеи, специализированные классы. Во многом это определяет и те тесные организационно-педагогические связи и взаимоотношения, которые сложились между этими школами и вузами. Тем более что со-циальный отбор и социальное расслоение по шансам получения выс-шего образования все больше перемещается в средние классы школ, когда дети (да и их родители) решают, в какой школе им продолжить обучение, чтобы наверняка поступить в вуз. У выпускников школ
и выпускников колледжей свои «плюсы» и «минусы» с точки зрения адаптации к студенческой жизни. У первых «плюсы» прежде всего связаны с более высокой общеобразовательной подготовкой, но они
и менее самостоятельны – для них оказывается наиболее сложным является переход от более жесткого семейного и школьного контроля к более мягкому вузовскому. Выпускники колледжей лучше школь-ников сориентированы на профессиональную деятельность и более самостоятельны. Но им особенно нужна помощь и поддержка в уче-бе, на младших курсах слишком отражаются недостатки в их общеоб-разовательной подготовке (даже у тех, кто пришел в колледж на базе одиннадцати классов, сказывается двухлетний перерыв в системати-ческом изучении общеобразовательных дисциплин). В большей мере эти проблемы относятся к выпускникам средних профессиональных технических училищ, по чьим оценкам их адаптация к студенческой жизни была наиболее сложной и продолжительной.
Степень социальной адаптации первокурсника в вузе определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, цен-ностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д. Для успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наи-
более типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения, и причины их возникнове-ния. Препятствия, стоящие на пути включения молодого человека
в студенческую жизнь, связаны с тем, что он приходит в вуз с уже сложившимся динамическим стереотипом. При поступлении же в вуз происходит ломка старого стереотипа и формирование нового.
В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсни-ков к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отри-цательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива и необходимостью вхождения в новый студенческий коллектив; неопределенность мотивации выбора про-фессии, недостаточная психологическая подготовка к учебе в вузе; неумение осуществлять психологическое саморегулирование по-ведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха
в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие, и, наконец, отсут-ствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями и справочниками.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.
Трудности возникают уже на этапе подготовки будущего перво-курсника к поступлению в вуз. Выпускные экзамены, подготови-тельные курсы, занятия с репетиторами связаны с напряженной умственной деятельностью в стрессовых для молодого человека условиях, что в свою очередь ведет к утомлению и переутомлению.
В основе работы с первокурсниками необходимо использовать принцип постепенности, предложенный И.П. Павловым. На первом этапе применяются тесты-опросники, позволяющие провести все-стороннее исследование личности учащегося. Кроме того, с помо-щью данных тестов выявляются трудности, возникающие на первом году обучения и снижающие академическую активность и успевае-мость студентов. На втором этапе составляются рекомендации по изменению условий обучения и разработке индивидуального подхо-да и социально-психологической помощи студентам, а на третьем – следует внедрить полученные разработки в учебный процесс и про-вести исследование степени адаптации первокурсников.
Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую под-готовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы та-
324 Глава 15. Психологические особенности студенчества
кие черты личности, как готовность к учению; способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности; умение правильно распределять свое рабочее время для самостоя-тельной подготовки.
Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них не-достаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.
Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школь-ных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать ре-гулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обста-новку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лек-ции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко возни-кает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семе-стре, формируется уверенность возможности все наверстать и осво-ить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии.
Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоя-тельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточ-ников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.
Процесс адаптации каждого студента идет по-своему. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются
к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники –
к академической работе.
Во многих вузах обычно специально планируется система меро-приятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты», выступления ведущих преподавателей
в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославив-шими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-старшекурсников; раскрытие перед студентами целей и структуры образовательного процесса
в вузе, их прав и обязанностей; улучшение условий, совершенство-вание методов и средств обучения, увеличение доли практических занятий; помощь кураторов в организации академической группы
в целом; помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студен-тов; консультативная помощь психолога; введение межсессионной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.
Большие резервы для повышения качества подготовки специали-стов открывает совершенствование контроля за знаниями студентов . Система контроля успеваемости на экзаменационных сессиях по-рождает нередко лишь штурмовщину, когда студент в течение не-скольких дней зазубривает записанные в конспекте основные по-ложения данного учебного курса, а после экзамена забывает их. Не случайно часть студентов не умеют работать с книгой, систематиче-ски заниматься в течение всего семестра.
Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптималь-ную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и ин-тересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции по-ведения и т.д. Успешное решение этой проблемы связано с развити-ем психологической службы вуза.
Преподаватель, читающий лекцию потоку, естественно, не может учитывать индивидуальный темп усвоения учебного материала каж-дым студентом, способность каждого к анализу и синтезу, уровень развития мышления. Не случайно многие студенты-первокурсники, чувствовавшие еще вчера внимание и опеку школьных учителей,
в условиях вуза чувствуют себя на первых порах дискомфортно. Новые условия деятельности их в вузе – это качественно иная си-стема отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего пове-дения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны.
Проблема адаптации студентов к обучению в вузе решается бо-лее успешно в условиях применения инновационных моделей образо-вания , в частности использования информационно-компьютерныхтехнологий обучения. Наличие сайта вуза, информация, которая имеется на кафедральной странице, особенно материалы для само-стоятельной работы и подготовки к экзаменам, семинарам, заче-там, облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствуют совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины мате-риал, логично излагать и аргументировать различные современные теоретические подходы к изучаемым вопросам. Использование но-
326 Глава 15. Психологические особенности студенчества
вых информационных технологий помогает студенту стать субъек-том учебной деятельности и повышает его академическую актив-ность (более подробно см. в гл. 7).
Решение проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу важно также не только потому, что ускоряется процесс «вхождения» студентов в вуз, но потому, что позволяет определить действитель-но посильную нагрузку первокурсников, снижению которой также способствует применение информационных технологий.
В современных условиях рыночной экономики важный диффе-ренцирующий фактор – материальное положение семьи (готовность и возможность родителей помочь своему ребенку-студенту, помочь не только в оплате контракта, но прежде всего в решении сложнейших материально-бытовых проблем). Кстати, в современных условиях важно преодолевать стереотип бесплатности образования, особен-но высшего. Развитие концепций «человеческого» и «социального» капитала подчеркивает не только выгодность, прибыльность инве-стиций в образование, но и необходимость таких инвестиций. Тем самым образование объективно становится одной из самых затрат-ных сфер социальной жизни. И весь вопрос в том, кто (государство, предприятия или фирмы, родители и родственники) и сколько пла-тит за обучение? Вопрос, решение которого пока – в современных российских условиях – весьма далеко от оптимального.
При всей условности самооценок студентами семьи прослежива-ется четкая тенденция: чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адапта-ции. И это еще один важный аргумент против однозначной трактов-ки успешности адаптации, в пользу социальной защиты малообес-печенных студентов как весьма значимого для них адаптационного фактора. В условиях растущего социального расслоения студенчества аспект социальной защиты в адаптации должен быть в поле постоян-ного внимания администрации и профсоюзных организаций вуза.
Позитивным результатом успешно организованного процесса адаптации является адаптированность личности . Она включает в се-бя совокупность индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих в новых условиях жизнедеятельности наибольшую успешность деятельности, значимой для данного индивида, положи-тельное отношение к этой значимой деятельности и эмоционально-нравственную удовлетворенность профессиональным обучением в целом.
Проведенный анализ проблем психологических аспектов адапта-ции студентов в процессе обучения в вузе подтверждает ее сложность и многоаспектность, что в итоге доказывает необходимость систем-
ного подхода не только к определению ее сущности и содержания, но и к непосредственной организации самого процесса адаптации в вузе.
Таким образом, выявление трудностей, возникающих перед сту-дентами на первом курсе в вузовской системе обучения, и опреде-ление путей их преодоления даст возможность повысить акаде-мическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить знания, полученные в средней школе,
и выработанную привычку к дисциплине и труду; усилить интеллек-туальный потенциал нашей страны.
В заключение необходимо подчеркнуть, что успешная реали-зация программы адаптации первокурсников возможна лишь при достаточной готовности членов педагогического коллектива к вос-приятию всех вероятных аспектов и факторов адаптации студентов к условиям вуза (включая их собственные педагогические ошибки)
и к сотрудничеству с психологом, который, в свою очередь, должен иметь высокий уровень как профессиональной, так и социальной компетенции.
15.4. Типология личности студента
Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, – их только можно принимать во внимание, и те, которые по-являются в процессе обучения, – ими можно управлять .
К первой категории относятся: уровень подготовки, система цен-ностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источни-ком информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя
и используя как отправную точку для воздействий на студентов. Факторы первой категории работают преимущественно на этапе
адаптации, когда первокурсники пытаются понять «куда я попал» и «кто меня окружает». «В чужой монастырь со своим уставом не хо-дят», – это студенты слышат на каждом шагу, каждый преподаватель устанавливает свои правила и требует их соблюдения, в группах меж-ду ребятами идет «война» за право лидерства, поиск «своих» людей. Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций
328 Глава 15. Психологические особенности студенчества
освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, пред-стоящей работе, преподавателям.
Постепенно влияние этих факторов ослабевает и решающую роль начинают играть факторы второй категории . К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимо-отношений преподавателя и студента и т.д. Именно это в значитель-ной степени, а не исходный уровень определит профессиональный
и психологический облик человека, который через пять лет покинет стены вуза. В вуз приходят совершенно различные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями».
Различия в системах ценностей студентов и степень их личност-ной зрелости, именно в связи с успешностью обучения, находят свое выражение в многочисленных типологиях студентов. Основаниями для построения этих типологий выступают прежде всего отношения к профессии, учебе, науке, а также вся система жизненных ценно-стей и установок студентов.
Гуманитарий живет «в мире слов» – ярко выраженный вербаль-ный тип интеллекта, широта познавательных интересов, эруди-рованность, владение языком, богатый словарный запас, умение соотносить конкретные и абстрактные понятия, высокоразвитое аб-страктное мышление.
Естественники – высокоразвитое логическое и абстрактное мыш-ление, способность быстро и активно сосредоточиваться на интере-сующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального, наличие высокой степени концентрации внимания, безупречная строгость
и логичность. Эти качества нужны уже до поступления. Повышенная серьезность и независимость суждений. Недостаточно развитое уме-ние общаться с людьми. Самооценочные суждения о своих соци-альных свойствах в основном неадекватны. Себя они знают плохо
и нуждаются в помощи.
Инженеры – высокоразвитые пространственные представленияи быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического ин-теллекта. Пространственные представления максимальны к посту-плению и развиваются незначительно. Эти качества больше зависят от задатков. Развиваются положительные отношения к социальным нормам, повышается эффективность учебы. Однако узки познава-тельные интересы. Снижено внимание к политике и философским проблемам.
В этом отношении очень интересен анализ студенческой молоде-жи в связи с избранной ими профессией. Вся совокупность совре-менных студентов довольно явно разделяется на три группы * .
Первую группу составляют студенты, ориентированные на образо-вание как на профессию. Эта группа самая многочисленная. В нее входит около трети общего числа студентов. Для них интерес к буду-щей работе, желание реализовать себя в ней – самое главное. Лишь они отметили склонность продолжать свое образование в аспиран-туре. Все остальные факторы для них менее значимы.
Вторая группа – это студенты, ориентированные на бизнес. Онасоставляет около 26% общего числа опрошенных. Отношение к об-разованию у них совсем иное: для них оно выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы
в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться тор-говлей и т.д. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтере-сованно, чем студенты первой группы.
Третья группа – студенты, которых, с одной стороны, можно на-звать неопределившимися, с другой – задавленными разными про-блемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению» – они не мо-гут выбрать своего пути, для них образование и профессия не пред-ставляют того интереса, как у студентов первых групп. Возможно, их самоопределение произойдет позже, но можно предположить, что
в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.
С появлением коммерческого набора в вуз пришли обеспеченные студенты, не привыкшие отказывать себе ни в чем, уверенные в пра-вильности своего профессионального выбора (62–77%), хорошо осведомленные о специфике будущей профессиональной деятельно-сти (самооценка в среднем выше на 10%, чем у «бюджетников»). Эти студенты, вдохновляемые примером родителей-предпринимателей, без страха глядят в будущее, имеющее для них четко прорисованную профессиональную перспективу.
Существуют также качественные различия, в частности резуль-таты анализа статистических данных показывают, что у «коммер-ческих» студентов более ярко выражено стремление к достижению успеха в сфере бизнеса (9–18,5%), в связи с чем они выше, чем «бюд-жетные» студенты, оценивают значимость хорошего образования,
* См. Социология молодежи. – М., 1997.
330 Глава 15. Психологические особенности студенчества
профессиональной подготовки (30,5–40%), свободного владения иностранными языками (22–37%), духовно и культурно богатой жизни (36–44%).
Выявились также различия в структуре мотивации получения высшего образования у сравниваемых групп студентов: «бюджет-ники» в целом высказали более традиционные установки – по-лучить диплом (4–14%), приобрести профессию (56–62%), вести научные исследования (5–15%), пожить студенческой жизнью (8–18%), тогда как у «коммерческих» студентов доминирует стрем-ление добиться материального благополучия (43–53%), свободно овладеть иностранными языками (17–41%), стать культурным че-ловеком (33–39%), получить возможность обучения, работы за гра-ницей (20–29%), освоить теорию и практику предпринимательства (10–16%), добиться уважения в кругу знакомых (10–13%), продол-жить семейную традицию (6–9%).
Контингент «коммерческих» студентов в большинстве своем представлен выпускниками средних школ, хотя среди них несколь-ко больше лиц, имеющих опыт трудовой (производственной) дея-тельности в отраслях народного хозяйства, чем среди «бюджетни-ков». Среди их родителей значительно больше предпринимателей, бизнесменов (14–16%), работников кооперативов, акционерных обществ, совместных предприятий (11–17%), высших государствен-ных служащих. Именно для данной социальной группы посильна оплата высшего образования. Достаток в этих семьях значительно выше. Каждый седьмой «коммерческий» студент имеет собственный ежемесячный заработок, а каждый десятый – доход от самостоятель-ного предпринимательства.
По числу вузовских отличников они уступают «бюджетным» сту-дентам.
Следует выделить несколько больше типов современных студен-тов, чем простое деление на «бюджетных» и «коммерческих», при-чем эти типы встречаются и в той, и в другой из описанных групп.
Первый тип условно можно назвать «предпринимателем». Этотстудент предпочитает достижение успеха в сфере бизнеса, получа-ет высшее образование для того, чтобы освоить теорию и практику предпринимательства, быстро продвигаться по службе, заниматься руководящей, организаторской деятельностью, он уверен в пра-вильности выбора специальности, обучения, соответствии ему своих способностей, но в то же время он более критичен к своему учеб-ному заведению, лучше знает специфику профессии (возможности профессионального роста, размер заработной платы, условия труда, перспективы служебной карьеры), не опасается безработицы, у не-
го более развиты (по самооценке) такие актуальные личностные ка-чества, как индивидуализм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, способность менять взгляды при смене обстоя-тельств, быстрая адаптация и легкая вживаемость в новые условия.
Второй тип с той же долей условности называют «эмигрант».Высшее образование «эмигранты» в большей мере получают для того, чтобы свободно овладеть иностранными языками, получить возможность обучения и работы за границей. Они уверены в пра-вильности собственного выбора специальности и в соответствии ему своих способностей, а также в возможности вуза дать им подготов-ку на необходимом уровне. У них хорошо развиты (по самооценке) индивидуализм, жизненный оптимизм, легкая вживаемость в новые условия.
Обоим этим типам противостоит «традиционалист». Он ценит хорошее образование, профессиональную подготовку, получает высшее образование для того, чтобы иметь диплом, вести научные исследования, менее критичен по отношению к вузу, хуже знает реа-лии дальнейшей профессиональной деятельности, больше опасается безработицы, у него сильно развиты профессионализм и работоспо-собность, менее – предприимчивость, способность рисковать, ме-нять взгляды при смене обстоятельств, вживаться в новые условия.
По отношению к учебе ряд исследователей выделяют пять групп.
1. Студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения
и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них – необходимый путь к хорошему овла-дению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предме-там учебного цикла. Их интересы затрагивают широкий круг зна-ний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы, дополнительные обоснования, сравнива-ют, сопоставляют, находят истину, активно обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.
2. Студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сфе-рах учебной деятельности. Для этой группы студентов характерно увлечение многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности – лучше всего понемногу. Они не затрачи-вают много усилий на конкретные дела. Как правило, хорошо учат-ся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.
332 Глава 15. Психологические особенности студенчества
3. Студенты, которые проявляют интерес только к своей профес-сии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов ха-рактерно целенаправленное, избирательное приобретение знаний – только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональ-ной деятельности. Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же время не проявляют должного интереса к смежным наукам учебного плана.
4. Студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе от-носятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся. Они несистематически посещают учебные за-нятия, часто пропускают лекции, семинарские и практические за-нятия, не проявляют интереса к каким-либо видам учебной деятель-ности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы еще не сформированы.
5. Лодыри и лентяи, которые пришли в вуз по настоянию роди-телей или за компанию с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, по-стоянно пропускают занятия, имеют «хвосты», им помогают товари-щи и зачастую они дотягивают до диплома.
При разработке типологии студентов В.Т. Лисовский выделил четыре группы качеств, которые должны наиболее полно характери-зовать студента, а именно ориентацию на: 1) учебу, науку, профес-сию; 2) общественно-политическую деятельность (активную жиз-ненную позицию); 3) культуру (высокую духовность); 4) коллектив (общение в коллективе). Разработанная им типология студентов вы-глядит следующим образом.
1. Гармоничный – выбрал свою специальность осознанно. Учитсяочень хорошо, активно участвует в научной и общественной рабо-те. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, зани-мается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный то-варищ.