Болезни Военный билет Призыв

Граница между европой и азией. Карта европы

И мне предстоит побывать в двух городах (Оренбург и Екатеринбург), которые, в частности, позиционируют себя как города находящиеся на границе Европы и Азии. Так ли это на самом деле?

Постановка вопроса. Границу между Европой и Азией начали проводить еще древние греки, которые, как известно, сами и изобрели эти псевдо-географические понятия. Вот уже 2,5 тысячелетия народы, относящие себя к цивилизации, где ценятся индивидуальные свободы человека (Европа) экстраполируют на реки, моря и горы свое ментальное размежевание с цивилизацией, где таковые свободы ценятся в гораздо меньшей степени или же совсем игнорируются (Азия). Что интересно, граница между Европой и Азией на всем ее извилистом протяжении обосновывается сугубо географическими доводами. Вообще, подвергать сомнению идею древних греков о том, что сама природа разделила людей на два разных мира, в науке не принято, - ведь с кого же, как не с этих самых эллинов и началась наука? Поэтому Европа и Азия всегда будут разделены не только в культурном сознании людей, но и на географической карте. Вопрос в том, чтобы точно обозначить границы. Вот тут начинается самое интересное.

Античность и Средние века. "Отец истории" Геродот (ок. 484 г. до н.э. - ок. 425 г. до н.э.), опираясь на авторитетные мнения своих современников, говорит о том, что граница между Европой и Азией после Понта Эвксинского (Черного моря) проходит по водам Меотиды (Азовское море) и далее по реке Танаис (Дон). Такой же точки зрения будут потом придерживаться такие светила античной географии как Страбон (ок. 64 г. до н.э. - ок. 23 г. н.э.) и Клавдий Птолемей (ок. 100 г. - ок. 170 г.). Тема будет развита уже в эпоху раннего Средневековья - в книге византийского историка VI в. Иордана "О происхождении и деяниях гетов". Цитирую источник: "Посередине Скифии есть место, которое разделяет Азию и Европу одну от другой; это - Рифейские горы, которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду" . Итак, границей Европы и Азии по-прежнему признаются Меотида (Азовское море) и Танаис (Дон), однако "демаркационная линия" проводится дальше на восток и север - вдоль Рифейских гор, которые есть ничто иное, как Урал. Откуда было знать Иордану, что Дон течет не со склонов Уральских гор, а со склонов Среднерусской возвышенности? Фактом однако остается то, что впервые в сознании ученого мира границы Европы и Азии были отодвинуты до Урала.

Точка зрения М.В. Ломоносова. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своем трактате "О слоях земных" (1757-1759), помимо прочего, попытался по-своему примирить вопиющую неосведомленность византийца Иордана о верховьях реки Дон и данные современной картографии. О разделении между Европой и Азией он пишет так: "Оное состоит не в узком перешейке, но в низкой долине, которая простирается от устьев Донских до Северного Океана, и почти везде водами дает сообщение. Ибо Дон отделяется малым расстоянием от Волги, и соединен с нею каналом. Вершины реки Вятки впадающие в Каму, а с нею и в Волгу, связаны, в вешнюю пору особливо, водяным ходом с вершинами реки Печоры" . Здесь, кстати, интересно, что М.В. Ломоносов говорит, как о чем-то реальном, о "канале" между Волгой и Доном, хотя его тогда просто не было. Суть однако в другом: границу Европы и Азии ученый проводил по Волге, верховьям Камы и далее по реке Печоре, впадающей в Северно-Ледовитый океан. Уральские горы как естественная разделительная линия вообще игнорируются - они как бы остаются на территории Азии.

В.Н. Татищев и Ф.Н. Страленберг . Так уж случилось, что точка зрения М.В. Ломоносова оказалась в истории географии маргинальной, а восторжествовала концепция, которая была обоснована двумя его старшими современниками, - причем независимо друг от друга, - российским историком Василием Никитичем Татищевым и шведским географом Филиппом Иоганном фон Страленбергом. Отдадим должное шведу - тот публично высказался по этому вопросу раньше, чем Василий Никитич. Если кто не знает, Страленберг жил в России (в Сибири) как военнопленный и вернулся в Швецию только после окончания Северной войны. В 1730 г. он издает в Стокгольме свой научный труд под названием "Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии", в котором, в частности, обосновывает свою версию границы между Европой и Азией. Она у него проходит так: Уральские горы на всем их протяжении с севера на юг вплоть до соприкосновения с возвышенностью Общий сырт, далее по реке Самаре до места ее впадения в Волгу, по которой до г. Камышин, откуда по рекам Камышинке и Иловле до изгиба Дона, впадающего в Азовское море. Когда В.Н. Татищев познакомился с работой Ф.Н. Страленберга, это подвигло его на написание собственного трактата под названием "Общее географическое описание всея Сибири" (1736). Выяснилось, что он дважды имел встречу со Страленбергом (в Тобольске в 1720 г. и в Стокгольме в 1725 г.) и дважды советовал ему обозначать Урал как евро-азиатскую границу. И теперь, на правах инициатора идеи он более детально и, с его точки зрения, более обоснованно еще раз проработал картографическое разделение Европы и Азии. Вот она, "линия Татищева": пролив Югорский шар - Уральские горы - изгиб реки Урал (в районе г. Орск) - река Урал до Каспийского моря - устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

XX конгресс Международного Географического Союза (Лондон, 1964). Географическая наука советского периода, в целом принимая версию В.Н. Татищева, внесла и свой вклад в точное определение границы между Европой и Азией. Большая советская энциклопедия (3-е изд., 1969-1978) ссылается на решение XX конгресса Международного Географического Союза, в рамках дискуссии которого была одобрена точка зрения советских географов на вопрос пресловутой границы. Итак, с середины XX в., по крайней мере, в нашей отечественной традиции линия разделения Европы и Азии идет (с севера на юг) строго от Байдарацкой губы по восточной подошве Уральских гор, а затем по восточной же подошве Мугоджар (южный отрог Уральских гор в Казахстане). Затем линия идет по реке Эмба, впадающей в Каспийскоей море. Дальше современные географы следуют в точности за В.Н. Татищевым: устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

Что же получается? А получается, что (примем все условности этой 2,5-тысячелетней игры!) Екатеринбург, а также Нижний Тагил и Челябинск действительно находятся на границе Европы и Азии. Целиком внутри Европы находятся Оренбург и Орск, которые, согласно В.Н. Татищеву, были "пограничными". Более того, европейскими (в географическом смысле слова) городами следует признать казахстанский город Актобе (бывший Актюбинск), а также Атырау (бывший Гурьев). Интересно, что Элиста (столица Калмыкии) - это однозначно европейский (в географическом смысле слова) город, а вот Ставрополь, Краснодар и Сочи - это Азия, как ни крути...

Феномен Евразии: две части света на одном материке

Представления о границе Европы и Азии стали формироваться более трех тысяч лет: с тех самых пор, когда началось описание земель, входивших в состав Египта, Греции, Древнего Рима и соседних с ними территорий. По мере развития мореплавания, после первых кругосветных путешествий и Великих географических открытий XV-XVII веков у человечества сложились общие представления о материках, континентах и частях света, представляющих сушу Земли. Вместе с тем, до начала XXI века у исследователей нет единого мнения о количестве материков и континентов на Земле, а также, что такое Европа и Азия – только разные части света или разные материки?

К концу XVIII века ученые, казалось, пришли к единому мнению, что на Земле существует семь материков: Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Европа и Австралия и шесть частей света, так как Северная и Южная Америки составляют единую часть света – Америку. Однако после исследований А.Гумбольдта (1915), многие ученые объединяют Европу и Азию в один материк Евразию и выделяют на Земле только шесть материков (Александровская и др., 1963). Промежуточную позицию занимал С.В.Калесник (1955) и его последователи, считавшие, что можно придерживаться обеих точек зрения и так, и так. Вместе с тем развитие наук о Земле не позволяло наиболее активным исследователям мириться с создавшейся неопределенностью. В поисках истины П.С.Воронов (1968) обратил внимание на необходимость правильной трактовки самого понятия «материк» и «континент». Понимая под материками и океанами тектонические структуры первого порядка (Михайлов, 1958; Хаин, 1964), П.С.Воронов доказывает, что между Европой и Азией реально существует структурный раздел, которой свидетельствует об автономии Европы и Азии как самостоятельных тектонических образований. Воронов пишет: «Гумбольдт, «закрывший» во время своего знаменитого путешествия Европу в качестве самостоятельного материка и породивший синтетический материк Евразию, не мог, конечно, еще знать, что вызвавший его пренебрежение низкогорный Урал фиксирует собой, подобно Кавказу, местоположение систем глубинных разломов, рассекающих сверху донизу всю континентальную кору. Но мы в отличие от Гумбольдта это обстоятельство сейчас хорошо знаем и поэтому, безусловно, обязаны сделать и соответствующие логические выводы». Таким образом, П.С. Воронов пришел к выводу о том, что Урал и Кавказ объединяют самостоятельные континенты Европу и Азию в единую сушу.

Другая точка зрения на Евразию и ее составные части обобщена в монографии сотрудников Института географии РАН «Геоморфологические режимы Евразии» (2006). Авторы приходят к выводу, «что Евразия – единый, сложно устроенный, долго и противоречиво собиравшийся континент, и что граница между Европой и Азией, как бы ее ни проводить – по глубинным разломам (Воронов, 1968), или по границам других тектонических структур первого порядка, по неким историко-географическим, этнографическим, политическим признакам – геоморфологически весьма условна и неопределенна (Тимофеев, 2006, с.3−4). Вместе с тем, авторы соглашаются, что линия раздела между Европой и Азией проходит по Уралу и Кавказу. Авторы монографии делают выводы, что «на протяжении всей геологической и геоморфологической истории Евразия пережила эпохи (режимы) распада континента, точнее, дробления его на материковые и морские участки и эпохи (режимы) их соединения. Последняя тенденция – режим соединения, собирания в единый континент особенно ярко проявилась на новейшем этапе, когда вместо распавшейся перед этим Лавразии стал создаваться новый Евроазиатский материк» (Бронгулеев, Тимофеев, 2006, с.371). Авторами признается, что в собирании Евразии как единого континента важнейшую роль сыграли два основных центра: азиатский и европейский. Тем самым подтверждается относительная автономия двух подконтинентов Азии и Европы.

Таким образом, в изложенных взглядах на структуру Евразии нет больших противоречий. И те и другие признают, что граница между Европой и Азией существует, проблема лишь в том, насколько она глобальна.

Безусловно, ученые античного мира и эпохи Возрождения ничего не знали о существовании тектонических структур и можно лишь вслед за П.С.Вороновым «выразить восхищение удивительной интуицией человечества, которое … выделило еще на заре истории в качестве самостоятельных единиц» (1968, с.45) Европу и Азию.

Основные этапы развития представлений о границе Европы и Азии

От Геродота до Ломоносова . История вопроса о границе Европы и Азии начинается в глубокой древности. Подробный обзор исторических представлений о границе Европы и Азии был дан в работе А.Б.Дитмара (1958). Не вдаваясь в детали, отметим, что еще финикийцы за 9−8 веков до нашей эры выделяли на Земле три части света: Европу (от финикийского «эреб» — заход солнца, запад), Азию (греч. Asia, от ассирийского и финикийского «асу» — восход, восток) и Ливию – единственную известную в то время часть Африки. Эти три части света в средние века получили название «Старый Свет», а открытые в XVI-XVIII веках Америка и Австралия – «Новый Свет». Первоначально древние греки проводили границу между Европой и Азией по Понту (Черное море). Позднее римляне отодвинули границу на Меотиду (Азовское море) к Керченском проливу и реке Танаис (Дон). Эти представления о границе получили отражение в трудах Геродота, Полибия, Страбона, Помпония Мела, Клавдия Птолемея. Авторитет Птолемея, отразившего Европу и Азию на своих картах, способствовал тому, что граница по Азовскому морю и Дону оставалась незыблемой до XVIII века (Меховский, Герберштейн, Барбарини, Клювер и др.). Подобные представления о границе по Дону мы находим у Козьмы Индикоплова (VI в.), Мартина Бельского (1550 г.) и Герарда Меркатора (XVII в.). Взгляд на реку Дон как природную границу между Европой и Азией был распространен в русских источниках, например, в известных переводных и компилятивных изданиях в Московской Руси под названием «Космография», издававшихся в XVII веке вплоть до 1682−1688 гг. (Лебедев 1949). Граница на Дону присутствует даже в трактате М.В.Ломоносова «О слоях земных» (1757−1759). Хотя к этому времени появились иные представления.

Татищев и Страленберг: кто первый? Граница по Дону «продержалась» много веков, однако уже в средневековых арабских источниках восточной границей Европы служит Итиль (Волга) и Кама. Французский картограф Гийом Делиль, издавший Всемирный атлас (1700−1714), проводил восточную границу Европы по Оби. А известный путешественник, член Санкт-Петербургской Академии наук Иоган Георг Гмелин в своей книге «Reise durch Sibirien von dem Jahr 1733 bis 1743» (Gmelin, 1751−1752) обосновывает восточную границу Европы по Енисею. Этой же точки зрения придерживался французский географ Э.Реклю, автор многотомного труда «Земля и люди. Всеобщая география» (1876−1894).

Впервые в мировой научной литературе идея о проведении границы между Европой и Азией по водоразделу Уральских гор была обоснована шведским ученым Филиппом Иоганном Страленбергом в книге «Северная и восточная части Европы и Азии» в 1730 году. Однако приоритет Страленберга оспаривает В.Н.Татищев в работе «Общее географическое описание всея Сибири», написанной в 1736 и опубликованной только в 1950 году (Татищев, 1950).Татищев утверждает, что именно он в 1720 году, будучи в Тобольске, высказал точку зрения, что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. В своей работе Татищев отвергает все старые представления по этому поводу: Геродота – по Танаису-Дону, древних арабов – по Волге и Каме, Делиля — по Оби. Он пишет: «… все оные не годятся, но за наилучшее природное разделение сих двух частей мира сии горы … по древним Рифейские, Татарской Урал, по-русски Пояс именуемые, полагаю» (Татищев, 1950, с.50).

В 1745 г. при составлении «Лексикона Российского» он так описывает восточные пределы Европы: «Весьма приличнее и натуральнее провести границу от узкости Вайгач по Великому Поясу и Яику вниз через море Каспийское до реки Кумы или гор Таурисских» (т.е. Кавказских) (там же, с.156). Далее Татищев приводит немало аргументов в пользу такого деления, говоря о различиях в населении рыб рек западного и восточного склонов Урала, о произрастании дуба и орешника к западу от уральского водораздела и их отсутствии в Сибири. Безусловно, труды В.Н.Татищева дают самые убедительные доказательства в пользу проведения границы между Европой и Азией по Уральскому хребту. Однако, несмотря на большой авторитет ученого, его труды не могли оказать большого влияния на формирование научных представлений о границе между двумя частями света, поскольку были опубликованы спустя более чем два с половиной века.

К этому следует добавить, что варианты границы, предложенные Ф.И.Страленбергом и В.Н.Татищевым, совпадают только в ее уральской части. У Страленберга граница с Южного Урала сворачивала на Общий Сырт, реку Самару, Волгу до Камышина и далее по Дону.

Научное признание Уральского хребта в качестве естественного рубежа между Европой и Азией получило отражение в трудах И.П.Фалька (1824), Ф.А.Полунина (1773), С.И.Плещеева (1793). Особенно тщательно эта позиция была обоснована Г.Е.Щуровским (1841). Но все эти исследования касались Полярного, Северного, Среднего и частично Южного Урала. Как проводить границу южнее Миасса и Златоуста и, особенно, на ее юго-восточном отрезке существует много версий. П.С.Паллас (1773) проводил границу от среднего течения р.Урал по южным склонам Общего Сырта, Волге, Ергеням и долине р.Маныч, относя всю Прикаспийскую низменность к Азии. Г.Ф.Миллер (1750) и Ф.А.Полунин (1773) проводили границу по Дону, Волге, Каме, Белой и далее по Уральскому хребту. В широко известных учебниках по географии С.И.Плещеева (1793) и И.Ф.Гакмана (1787) юго-восточный отрезок границы проведен по реке Эмбе.

С вариантом границы по реке Урал не соглашается и Н.А.Северцов: «В естественноисторическом отношении оба берега Урала одинаковы. Он ничего не разграничивает, а просто течет по Киргизской степи» (цит. по: Бейсенова, 1979, с.155).

А есть ли такая граница? Бесконечные споры и многочисленные варианты проведения границы между Европой и Азией привели к тому, что появились предложения вообще отказаться от попыток внести ясность в эту проблему. Впервые эту мысль высказал А.Гумбольдт, считавший, что границы между Европой и Азией не существует, потому что Европа — часть Азии (1850, русское издание 1915). Уместно также вспомнить слова Д.И.Менделеева (1906) о том, что «отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени сгладится и, вероятно, даже пропадет».

Точку в многовековом споре попытался поставить известный французский географ Пьер Гуру в книге «Азия» (1956). Вот цитата из его книги:

«Каковы границы Азии со стороны Европы? В начале мезозойской эры между Обью и Оманским заливом наметилась впадина, которая в различные периоды своей истории то поднималась над уровнем моря, то затоплялась им. Может ли граница между Европой и Азией проходить по Западно-Сибирской низменности, на месте этой древней впадины? И в каком именно месте этой низменности?» П.Гуру также сомневается, что древний уральский барьер может служить межконтинентальной границей. Придавая рубежу между Европой и Азией исключительно историко-культурное значение, Гуру пишет, что «демографическое, экономическое и политическое развитие СССР с каждым днем ослабляет значение границы…». К югу от Урала вплоть до Каспийского моря Гуру вообще не видел никаких рубежей, могущих служить границей между Европой и Азией. Французский географ также считал иллюзорным все варианты проведения границы в районе Кавказа. В итоге он заключает: «Европа – азиатский полуостров, а Азия – понятие искусственное… Северная Азия сильно отличается от остальной Азии; ее границы с Европой являются очень условными и постепенно исчезают» (Гуру, 1956, стр.13).

Комментируя эти мысли французского географа, можно сказать: как бы мы не называли Европу, то повышая ее статус до самостоятельного материка (Воронов, 1968), то понижая до азиатского полуострова, невозможно отменить традиционное историческое понятие, которое существует несколько тысячелетий и является достоянием культуры всех народов земного шара. Но даже у «полуострова» есть граница, отделяющая его от основного массива суши, поэтому ее поиски и уточнения продолжаются.

Идея единой Евразии без Европы и Азии получила развитие в статье У.Паркера (Parker, 1960) «Европа: как далеко?». На основе обзора исторических и географических источников, начиная с античной эпохи до наших дней, ученый делает вывод, повторяющий заключение А.Гумбольдта (1850): нет двух материков Европы и Азии, а есть один – Евразия. Паркер впервые выдвигает идею о разделении Евразии на шесть субконтинентов: Европа, СССР, Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, Юго-Западная Азия. Как видим, границы между субконтинентами проводятся по государственным рубежам либо отдельных стран, либо их групп.

Таким образом, в середине XX века дискуссия о границе Европы и Азии разгорелась с новой силой. Публикации П.Гуру (1956) и У.Паркера (1960) показали, что для европейской науки эта проблема по-прежнему оставалась актуальной. А что же в СССР? Ведь именно на территории самой большой в мире страны находились все многочисленные варианты спорной границы. К тому же только в 1950 году были опубликованы труды В.Н.Татищева, чей вариант проведения границы был превалирующим уже более 200 лет. Необходимо отметить, что на 50−60 годы прошлого столетия приходится пик активности отечественных ученых по уточнению основного евразийского рубежа. Центрами обсуждения этой проблемы стал Московский филиал Географического общества СССР. Из числа многочисленных выступлений советских географов необходимо выделить три: Ю.К.Ефремова (1958), В.И.Прокаева (1960) и Э.М.Мурзаева (1963), на анализе которых остановимся подробнее.

В поисках единственного варианта . Вопрос о границе Европы и Азии стал предметом обсуждения на заседании отделения школьной и физической географии Московского филиала Географического общества СССР 3 апреля 1958 года. С анализом итогов этого заседания выступил в печати Ю.К.Ефремов, который так сформулировал повестку дня заседания: «В Московский филиал Географического общества обратилось Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР с просьбой высказать мнение по поводу уточнения физико-географической границы Европы с Азией. Вопрос этот был поставлен в целях достижения должной стабилизации в учебниках, справочниках и учебных пособиях. Существующий разнобой создает ряд затруднений: несогласованность подсчетов площадей частей света, затруднений при компоновке карт и разграничении материала учебников, посвященных, с одной стороны, Европе или европейской части СССР, а с другой – Азии или азиатской части Союза. Наиболее «вечные» вопросы, приводящие к «разногласиям» таковы: к чему относить Кавказ, к Европе или к Азии; какая вершина в Европе самая высокая, Монблан или Эльбрус; если Кавказ – Азия, то где проходит его северная граница; как отделять Европу от Азии на Урале и в особенности к югу от него: по которой из рек, по Уралу или по Эмбе?» (1958, с.144).

Размышляя о формировании понятий «Европа» и «Азия», Ефремов убеждает читателей, что они носят только культурно-исторический характер, а, значит, между ними не существует природной границы. Автор в своей публикации пытался отразить коллективное мнение, которое свелось к тому, что ни главный водораздел Урала, ни Главный хребет Кавказа не могут служить границей частей света. Участники заседания, судя по статье Ю.К.Ефремова, в поисках оптимального варианта границы были заинтересованы, чтобы при компоновке карт и учебников обеспечивалась цельность территории. Для этого Урал целиком был отнесен к Европе, а Кавказ — к Азии. Однако прочитаем пункт 3 Постановления совместного заседания школьной и физической географии Московского филиала Географического общества СССР:

3. Рекомендовать проводить границу Европы и Азии по восточной подошве Урала и Мугоджар, затем по реке Эмбе, по северному берегу Каспия, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу, оставляя Азовское море в пределах Европы.

— во-первых, непонятно, что такое «восточная подошва Урала». Если это восточное подножье «новейшего Уральского орогена» т.е. собственно гор, то эта граница рассекает Уральскую горно-равнинную физико-географическую страну, отрезая, видимо, к Сибири Зауральский пенеплен. Кроме того, на ряде участков на очень большом протяжении (Средний Урал, Приюжноуралье) Уральский хребет как таковой отсутствует, значит — отсутствует и его восточная подошва;

— во-вторых, проводя границу по восточной подошве Мугоджар, авторы рекомендаций не уточняют, какой из двух параллельных хребтов имеется в виду: Восточно-Мугоджарский или Западно-Мугоджарский;

— в-третьих, истоки реки Эмбы находятся в центральной части Мугоджар, а сам хребет вместе с его естественным продолжением – хребтом Шошкаколь, протягивается на юг, еще более чем на 250 км, вплоть до северных чинков Устюрта;

— в-четвертых, река Эмба с 1939 года не впадает в Каспийское море, т.е. границу придется вести по бывшему руслу;

— в-пятых, долиной реки Эмбы отсекается от Европы большой участок Прикаспийской низменности, входящий в состав Восточно-Европейской равнины;

— в-шестых, положение северного берега Каспия даже в историческое время менялось на десятки километров, да и все его северное мелководье является продолжением Прикаспийской низменной равнины;

— в-седьмых, граница по Кумо-Манычской впадине, так же, как и на остальном протяжении, нарушает физико-географическое единство и не является северной границей Кавказа.

Все это говорит о том, что даже коллективное обсуждение одной из самых старых и спорных проблем географии при участии ведущих специалистов МГУ и других столичных вузов не привело к положительному решению.

На решение Московского филиала Географического общества СССР отреагировал своей статьей уральский физико-географ В.И.Прокаев (1960). В своем сообщении он показывает, что новый вариант границы, изложенный Ю.К.Ефремовым, не выдерживает объявленного принципа соблюдения физико-географической цельности. В.И.Прокаев приводит в статье собственную карту физико-географических стран СССР и показывает, как могла бы выглядеть граница между Европой и Азией, если бы она была проведена по ландшафтным рубежам: восточной границе Уральской страны (лежащей полностью в Европе) и северо-западной границе Туранской страны (отнесенной к Азии), в которую он включил всю Прикаспийскую низменность. Отмечая достоинства этого варианта границы, В.И.Прокаев не предлагает его в качестве границы между Европой и Азией: «она слишком сильно расходится с традиционной, для всех привычной границей» (1960, с.363). Уральский ландшафтовед считал недопустимым использование традиционных регионов в качестве единиц физико-географического районирования и физико-географической характеристики.

Прокаев признает, что «понятия «Европа» и «Азия», как всякие широко распространенные и общепринятые…, едва ли вообще можно «отменить» (1960, с.365). Он предлагает вопрос о границе не решать, а ограничиться «в нужных случаях изложением его истории». Но тут же заявляет, что «желательно единообразное решение вопроса» (там же, с.365). В качестве основного варианта традиционной границы между Европой и Азией он предлагает – водораздел Уральских гор, реку Урал, водораздел Большого Кавказа и Керченский пролив.

Детальный анализ вариантов границы Европы и Азии проводит в своей работе Э.М.Мурзаев (1963). В районе Кавказского перешейка он насчитывает четыре варианта, а между Уралом и Каспийским морем – три. На самом деле их намного больше. Безусловным достижением является появление варианта по Мугоджарам и Устюрту, но не ясно, как предлагалось проводить границу от Южного Урала до Мугоджар, а также от Устюрта до Каспийского моря? Обобщая труды своих предшественников, Э.М.Мурзаев делает вывод, что, если оперировать физико-географическими данными, исходить из анализа природных условий, нельзя провести четкие рубежи между частями света от Черного моря до Северного Ледовитого океана.

Особую ценность имеют рассуждения Мурзаева о невозможности провести демаркационную линию на основе исторических, антропологических, этнографических или лингвистических рубежей. Он пишет: «Конечно, история, языки, культура народов Азии и Европы весьма отличны, глубоко своеобразны и специфичны. Но не существует «азиатских» языков, единого «азиатского» антропологического типа, нет и единой «азиатской» культуры, «азиатского» типа хозяйства. Невозможно провести границу между Европой и Азией по каким-либо языковым или этнографическим признакам; но можно говорить о распространении индоевропейских, тюркских, монгольских, финноугорских народов, широко расселившихся как в Азии, так и в Европе и иногда даже образующих отдельные замкнутые ареалы, лежащие на далеком расстоянии от основного массива. Такие ареалы образуют, например, венгры в центре Европы или тюркоязычные народы Поволжья (чуваши, татары, башкиры) и монголоязычные – калмыки, в Прикаспийской низменности в Восточной Европе. А ираноязычный народ – осетины, живут на Северном Кавказе. В Сибири же до берегов Тихого океана широко расселились славянские народы, главным образом русские» (1963, с.112−113).

Опираясь на предшествующие схемы и с использованием их элементов, Мурзаев предлагает как основные два варианта евро-азиатской границы: 1) по политико-административным рубежам, 2) по физико-географическим рубежам. На Кавказском перешейке граница полностью совпадает с современной государственной границей Грузии и Азербайджана. Все Каспийское море относится к Азии. Далее, по мнению Мурзаева, евроазиатский рубеж идет по государственной границе России с Казахстаном до Челябинской области. Когда Э.М.Мурзаев проводил границу, еще не было Уральского федерального округа, который по его схеме полностью лежит в Азии вместе с Челябинской, Свердловской, Тюменской областями, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами. Карское море оказывается целиком в Азии, а Новая Земля – в Европе. Безусловно, такой подход очень удобен для статистических исследований. Однако эта граница временная: особенно между областями Уральского и Приволжского федеральных округов. При ожидаемом укрупнении субъектов федерации могут измениться или исчезнуть границы между Свердловской областью и Пермским краем, между Башкирией и Челябинской областью, а Оренбургская область может быть вообще разделена между соседними субъектами (Чибилев, 2007).

Второй вариант евро-азиатской границы Мурзаев строит, по его выражению, «из принципа полного сохранения природных рубежей» с использованием четырехчленной формулы: Кавказ – Каспий – р.Урал – хребет Урал. Но хребет Урал обрывается у него где-то на междуречье рек Урала и Сакмары. Евро-азиатская граница сходит с осевой части Уральской горной системы и спускается на юг по среднему и нижнему течению реки Урал. При этом на крайнем севере Уральского хребта, а точнее, после его окончания горой Константинов Камень, Мурзаев не использует в качестве рубежа очень заметный каньон реки Кары и Карскую губу.

Статья Э.М.Мурзаева была написана накануне ХХ Международного географического Конгресса в Лондоне в 1964 году. Понимая дискуссионность собственных предложений, автор пишет, что «необходимо принять определенное решение, исходящее от авторитетных органов, которое и следует предложить вниманию … конгресса… как единственное» (1963, с.119).

Урал – от начала до конца

Разные исследователи за более чем трехтысячелетнюю историю изысканий в качестве границы между Европой и Азией использовали следующие типы рубежей:

— культурологические (исторические, этнографические, лингвистические и др.);

— административно-политические, в т.ч. долины рек как линии пограничных укреплений;

— ландшафтно-орографические, в т.ч. осевые линии основного хребта;

— гидрологические: долины наиболее крупных рек, как естественные рубежи.

Анализ указанных типов рубежей свидетельствует о том, что основным фактором, влияющим на формирование представлений о границе Европы и Азии, являются культурологические и административно-политические границы, с изменением которых граница Европы неоднократно смещалась, главным образом, в восточном направлении. Однако это не могло происходить бесконечно. Поэтому, в первой половине XVIII века, когда границы Российской империи не только продвинулись до Тихого океана, но и стали получать картографическое отражение в юго-восточном направлении в пределах Заволжья и Прикаспия, в качестве естественно-исторического рубежа между частями света стали использоваться Уральские горы и река Яик, переименованная в 1775 году по Указу Екатерины II в реку Урал.

В условиях, когда культурологические границы между европейскими и азиатскими народами оказались размытыми, а административно-политические границы неоднократно перекраивались, для формирования современных представлений о границе Европы и Азии мы предлагаем использовать только важнейшие природные рубежи. При этом река Урал, давно утратившая роль линии приграничных укреплений Российской империи, может рассматриваться как природно-исторический объект, временно служивший границей между Европой и Азией. Итак, в качестве границы между Европы и Азии мы можем использовать: во-первых, орографические рубежи; во-вторых, главные водоразделы; в-третьих, долины крупных рек.

Анализ многочисленных вариантов евро-азиатской границы между Каспийским морем и Северным Ледовитым океаном свидетельствует о том, что ключевое место в них занимает Уральский хребет. Это связано с тем, что Урал – единственное горное образование Евразии, вытянутое по меридиану, что нарушает общую картину субширотного орографического строения материка. Урал и несколько смещенная к западу впадина Каспийского моря имеют общее субмерианальное простирание, а необычное для Европы и Азии субширотное или диагональное. По мнению П.С.Воронова (1968) именно Уральский хребет подчеркивает самостоятельность Европы и Азии как отдельных континентов, «случайно (!) соединившихся геологически недавно». Отсюда наличие орографической границы (или меридиональной зоны) между западной и восточной частями Евразии. Очевидно, это видели и видят многие, практически все исследователи границы от Татищева и Страленберга до современных ученых. Но видеть можно по-разному. Если северную оконечность Уральской меридиональной системы, заканчивающейся на побережье Карского моря, видят практически все, то на юге, задолго до южной оконечности горно-складчатого сооружения, границу уводят с Урала то на реку Яик-Урал, то на Белую — Каму, то на Сакмару, то на Самару, то ведут по Общему Сырту – волго-уральскому водоразделу до Волги и т.д.

Еще в середине XIX века А.Гумбольдта (1843), а затем Н.А.Северцова (Географические …, 1860) интересовали связи Урала с Устюртом через Мугоджары. Гумбольдт в специальной главе «Система гор Урала» (1915) писал, что Уральские горы являются самым крупным азиатским хребтом. Северным продолжением его он считал горы на Новой Земле, южным – не только Мугоджары, но и возвышенное плато Устюрт. И если генетическая связь гор Новой Земли с Уральскими горами подтвердилась, то представления Гумбольдта об Устюрте как продолжении Урала оказались ошибочными. Ошибку Гумбольдта повторяет Н.А.Северцов в статье «Составляет ли Устюрт продолжение хребта Уральского?» (1862). Ни Гумбольдт, ни Северцов не отмечают в своих трудах стык системы Уральских гор с Устюртом, но интуитивно ищут их продолжение именно в этом направлении. В настоящее время хорошо известно, что система Уральских гор заканчивается на юге грядой Шошкаколь, южная оконечность которой упирается в районе прохода Шаркудук в уступы Шагырайского плато, являющегося продолжением чинков Северного Устюрта. Таким образом, если мы начинаем вести границу между Европой и Азией от северной оконечности Уральского хребта на Карском море, то заканчивать ее следует у южной оконечности этой горной системы, т.е. у подножья Устюрта. Выводы большинства участников почти трехвековой дискуссии сводятся к тому, что евро-азиатскую границу следует вести по заметным природным рубежам. После окончания Уральских гор, более заметного, эффектного и читаемого на всех картах рубежа от Урала до Каспийского моря, чем северное подножье плато Устюрт, переходящее в северное подножье Мангышлакских гор (хребет Северный Актау) нет.

Именно в этом направлении – вдоль юго-восточной границы Восточно-Европейской (Русской) равнины или северному подножью Устюрта и хребта Северный Актау до Мангышлакского залива — предлагается проводить границу между Европой и Азией на участке южная оконечность Урала – Каспийское море.

Далее, мы присоединяемся к тем исследователям, кто проводит евро-азиатскую границу от полуострова Тюбкараган по восточному побережью Каспийского моря с пересечением его акватории на широте Апшеронского полуострова и по Главному Кавказскому хребту до Керченского пролива.

Уточнения евро-азиатской границы местного значения.

На всем протяжении границы между Европой и Азией местные ученые, краеведы, туристы и путешественники из других регионов делают попытки зафиксировать, уточнить, изменить ее положение на местности, на участках пересечения транспортными магистралями.

В Заполярье, в районе Югорского полуострова и северной оконечности Уральской горной системы на установку пограничного знака претендует мыс на берегу пролива Югорский Шар (обелиск устанавливался в 1973 году сотрудниками полярной станции, следовавшими на катере из Архангельска до Диксона). Кроме того, пограничный знак установлен в поселке Усть-Кара на правом берегу Карской губы. Обе эти точки находятся в пределах Ненецкого округа Архангельской области .

На границе Республики Коми и Ямало-Ненецкого национального округа близ станции Полярный Урал установлен обелиск «Европа-Азия». Он находится на точке водораздела между реками Елец (бассейн Печоры) и Собь (бассейн Оби). В средние века здесь пролегал самый известный путь (Елецкий проход) через Камень-Урал в Сибирь.

Меньше всего разночтений в определении рубежа между Европой и Азией существует на границе Республики Коми с одной стороны, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов с другой. В частности, здесь установлен знак у горы Неройка на газопроводе, идущем на Вуктыл, при переходе через перевал.

На территории Пермского края первый знак евро-азиатской границы при движении с севера на юг установлен на его крайней северной точке, на водоразделе рек Вишера (бассейна Волги), Лозьва (бассейн Оби) и Унья (бассейн Печоры). Далее она совпадает с административной границей по водоразделу до горы Казанский Камень, откуда уходит на территорию Свердловской области через Конжаковский и Косьвинский Камень до г.Лялинский Камень. Затем она вновь проходит по Пермскому краю, основные ориентиры — г.Магдалинский Камень и г.Колпаки, пересекая автодорогу г.Чусовой – г.Качканар. Территорию края граница покидает близ станции Хребет Уральский на Горнозаводской железной дороге.

Ни в одном другом регионе Урала проблема проведения евро-азиатской границы не вызывала и продолжает вызывать столько споров и точек зрения, как в Свердловской области и в самом Екатеринбурге . К слову сказать, самый первый на Урале знак «Европа-Азия» был установлен в 1837 году на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральска, на горе Березовой. Из других наиболее старых пограничных обелисков можно отметить башню-часовню у деревни Кедровка на автодороге Кушва-Серебряна, сооруженную в 1868 году, и столб-обелиск у станции Хребет Уральский на Горнозаводской железной дороге, установленный в 1878 году. За 20 век на территории Свердловской области установлено не менее 30 разнообразных пограничных обелисков. В 2002 году в Екатеринбурге прошел специальный научно-практический семинар, посвященный проблеме границы, к которому были подготовлены обстоятельные доклады Е.Г.Анимицы (2002), Ж.П.Архиповой (2002), В.Г.Капустина (2002), Л.С.Кропотова (2002), С.В.Титлинова (2002) и др.

В том же 2002 году в Екатеринбурге проводится еще одна Всероссийская научно-практическая конференция — «Екатеринбург: от завода крепости к евразийской столице», принявшая резолюцию, которая дает обоснование для проведения границы в пределах «некоей полосы» «по водоразделу горной полосы Среднего Урала и восточных предгорий». Такая формулировка окончательно запутала екатеринбургских краеведов, позволяя ставить евро-азиатские пограничные знаки в качестве туристических брендов ближе к тому или иному городу, в том числе почти в городской черте уральской столицы.

В пределах Челябинской области местные краеведы обозначают рубеж Европы и Азии на двух участках. Первый из них от границы Свердловской области через Кыштым, Таганай и перевал на хребте Уреньга между Златоустом и Миассом. Один из знаков установлен в 1892 году по проекту Н.Г.Гарина-Михайловского близ железнодорожной станции Уржумка в память о завершении строительства в этом районе Транссибирской магистрали.

Второй участок границы полностью связан с рекой Урал: от границы с Башкирией до границы с Оренбургской областью. В XVIII-XIX века вдоль реки Урал проходила крепостная линия по восточной границе Оренбургской губернии, состоящая из крепостей Верхноуральской, Магнитной, Кизильской, Уртазымской, Таналыкской, Орской и др.

К 30−ым годам XIX века эта пограничная линия утратила свое значение, поскольку граница, отделяющая Оренбургскую губернию и земли Оренбургского казачьего войска от киргиз-кайсацких (казахских) кочевий, сместилась далеко на восток. Тем не менее, географические знаки, обозначающие границу Европы и Азии, были установлены на реке Урал в Верхнеуральске и Магнитогорске. Их нахождение в этих городах можно считать уместным и в том случае, если проводить евро-азиатскую границу по хребту Ирендык, параллельно которому в 15−35 км к востоку протекает река Урал.

На территории Башкирии находится исток реки Урал; по некоторым версиям именно к нему евро-азиатская граница спускается с хребта Уралтау и далее идет по реке Урал-Яик до Каспийского моря. Для закрепления этой границы в Учалинском районе у моста близ деревни Новобайрамгулово на автодороге Учалы – Белорецк в 1968 году были установлены два обелиска «Европа» и «Азия». В межень ширина реки под мостом составляет 1,5−2 м при глубине около 10 см. Вряд ли такой водоток можно считать достойным природным рубежом, который обозначил бы границу частей света. Вместе с тем хребет Ирендык, начинающийся от хребта Крыкты и прослеживающийся в виде горной гряды (г.Вишневая, горы Жильтау) до ущелья Орских Ворот на реке Урал — наиболее заметный рубеж меридионального простирания и продолжения главной оси Уральских гор в пределах Башкирии. Водораздельная линия по хребту Ирендык идет параллельно долине реки Урал в 15−35 км к западу. Орографически она выражена более отчетливо, чем осевая часть Среднего Урала к западу от г.Екатеринбурга.

В Оренбургской области местные краеведы и туристы отождествляют евро-азиатскую границу исключительно с рекой Урал. Правый берег реки в Новое время носил название «самарский», левый – «бухарский». Исключительную роль Оренбурга как города на границе Европы и Азии образно обозначил оренбургский губернатор Н.А.Крыжановский в своей речи в 1868 году на открытии Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества: «Географы принимают границею между Европою и Азией хребет Уральских гор и течение реки Урала. Не обращая никакого внимания на мнение ученых географов в Европе и даже в России, некоторые полагают, что Азия начинается сейчас же за Волгою, то есть за течением ее от Казани до Астрахани. Города Оренбург, Уфа и проч. почитаются городами азиатскими… Такое мнение относительно части Оренбургского края, по эту сторону Урала лежащей, надо полагать образовалось от двух причин: удаление края от центров Империи и разноплеменность населения, или, вернее, присутствие многочисленного магометанского населения… Во всем остальном, что собственно говоря влияет на исторический быт народа, в виде природы, в почве, в главной народной пище и в климате, наш край, говорю о части его, лежащий по эту сторону Урала, по всем правам, принадлежит к Европейской России. Доказать эту мысль так, чтобы в России оценили край наш по достоинству и удостоили его приобщением к Европе, должны будете вы, господа члены Географического Отдела. … Физическая география степи ничего не имеет общего с физической географией Оренбургского края по эту сторону Урала. Сколько здесь видимы естественные богатства, столько там бедности. Сколько здесь надежд на будущее, столько там во всем безнадежности, сколько здесь жизни, столько там окаменелой мертвенности. … Все это высказано мною для того, чтобы яснее выразить, где собственно лежит граница между Европою, способною к цивилизованной жизни, и Азией, обреченною в этом отношении на помертвелую безнадежность» (1870, с.13−30). На наш взгляд, в своем выступлении оренбургский губернатор сгустил краски. Но это было велением времени, своеобразной попыткой ускорить европеизацию правобережной части края с губернским центром и отгородиться от Азии. Обелиски с обозначением границы «Европа-Азия» установлены на берегах Урала в Орске и Оренбурге. В областном центре можно совершить путешествие из Европы в Азию через реку Урал на подвесной канатной дороге.

Исторически город Орск, основанный в 1735 году как крепость Оренбург, имеет намного больше оснований считаться городом на границе Европы и Азии. В конечном счете, именно Орск-Оренбург, а не современный неплюевский Оренбург был задуман Петром I и реализован автором проекта И.К.Кириловым как «Ключ и врата» в Азию. И река Урал имеет прямое отношение к евро-азиатской границе именно в ущелье «Орские Ворота», через которые легендарная река прорезает Уральский хребет из Азии в Европу.

В пределах Казахстана претензии на идентификацию евро-азиатской границы выразили города Уральск и Гурьев, где на берегах реки Урал (старая казачья река Яик, казахское название – Жайык) установлены соответствующие знаки. Вместе с тем, по многим вариантам, в т.ч. рекомендованному Международным географическим конгрессом 1964 года в Лондоне, значительная часть границы проходит по Актюбинской области. В этой области Казахстана мало кто вспоминает, что через всю ее территорию проходит евро-азиатская граница. Можно лишь процитировать актюбинского геолога Р.А.Сегедина, который пишет: «Именно Мугалжарские (Мугоджары – А.Ч.) горы и Шошкакольская гряда служат естественным продолжением протягивающегося вдоль Уральского хребта рубежа, разделяющего Европу и Азию, и высшая точка перевала, по которому трансказахстанская (Оренбург-Ташкент – А.Ч.) железнодорожная магистраль пересекает Мугалжарский хребет (между станциями Мугалжарская и Биршагыр (Берчогур - А.Ч.), вполне заслуживает того, чтобы на ней был установлен символический обелиск «Европа-Азия», подобный тем, что уже давно существуют на более северных перевалах Уральских гор» (Сегедин, 2002, с.7).

Жители, проживающие на берегах реки Эмбы, ничем не выразили своего отношения к гипотетической евро-азиатской границе, которую нередко проводят по этой затерянной в песках и солончаках прикаспийских пустынь водной артерии. К тому же ниже г.Кульсары Атырауской (Гурьевская область) постоянного русла у этой реки нет, и она очень редко, лишь в полноводные годы через лиманы и разливы доносит воды до Каспия.

Еще 180 лет назад, во время своего знаменитого путешествия по России, Александр Гумбольдт выразил мысль о том, что границы Европы и Азии, тем более по Уралу, не существует. С тех пор многие видные ученые выражали мысли об «отмирании» евро-азиатской границы, а также о том, что этот вопрос вообще не является научной проблемой. Тем не менее, понятия «Европа» и «Азия» отменить невозможно, потому как они представляют собой важнейшие объекты и атрибуты мировой науки, культуры и фундаментальные компоненты географических представлений. Развитие человечества во времени и пространстве давно уже стерло территориальные границы Ойкумены и цивилизаций, связанных с частями света. Однако можно быть уверенным, что граница между Европой и Азией по Уральским горам, возможно, в разных, но близких вариантах будет существовать, пока существует современная цивилизация с ее наукой и культурой.

Примечательно, что от национального парка «Югыд Ва» в Республике Коми, евро-азиатская граница проходит через такие федеральные ООПТ как заповедники «Печоро-Илычский», «Вишерский» в Пермском крае, «Денежкин Камень», «Висимский» в Свердловской области, национальный парк «Таганай» в Челябинской области. В непосредственной близости от границы Европы и Азии находятся заповедник «Басеги» в Пермском крае, природные парки «Оленьи Ручьи» и «Река Чусовая» (Свердловская область), Ильменский заповедник, национальный парк «Зюраткуль», природный парк «Тургояк» (Челябинская область), Южно-Уральский и Башкирский заповедники (Башкортостан), один из участков госзаповедника «Оренбургский» Айтуарская степь (Оренбургская область).

Дальнейшее развитие сети заповедников и национальных парков в полярных областях Урала, а также в Мугоджарах на территории Казахстана приведет к формированию уникального ландшафтного ряда природных резерватов протяженностью более 2500 км от арктической тундры до центральноазиатской пустыни. В связи с этим на Большом Урале может быть создана трансграничная система объектов природного наследия весьма перспективная для развития экологического и экстремального туризма.

РГО, Александр Чибилёв


Социальные комментарии Cackl e

Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их громадном протяжении на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и Оби на Востоке установлены пограничные знаки между двумя частями света. Каждый из них неповторим, и каждый имеет свою историю.
Пограничные столбы сооружались по очень разным датам, историческим вехам государства российского. Установка знаков началась в 19 веке и продолжается до сих пор.
Точное количество знаков назвать трудно, ибо столбы никто не нумеровал, а сообщения о них чаще ограничиваются местной прессой.
По моим данным, в России установленно 50 знаков, от пролива " Югорский Шар", до города Нефтекумск.

Есть у меня желание посетить все 50 столбов, в настоящее время побывал на 49.

1. г. Нефтекумск, Ставропольский край.
Установленный в 1985 году на въезде в Нефтекумск монумент напоминает, что город стоит в том самом месте, где Европа встречается с Азией. Впрочем, такая географическая подробность бросается в глаза и без всякого напоминания. Вполне цивилизованный город с проспектами, фонтанами и монументами посреди бескрайней степи с могильными курганами. Перекресток частей света, эпох, культур...
Архитектурно-скульптурный ансамбль «Европа-Азия» изображен на гербе города.

2. Оренбург. Автомобильный мост

Стела на южном берегу Урала у автомобильного моста через Урал.

3. Оренбург. Пешеходный мост

Колонна с надписями «Европа» и «Азия» на пешеходном мосту через Урал.

4 . Орск

На мосту через р. Урал на столбах по обе стороны моста вывески, с одной стороны которых написано «Европа», с другой - «Азия».

5 - Магнитогорск

Обелиск установлен в 1979 г. на правом берегу р. Урал при въезде на Центральный мост в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных куба с символическим изображением Земли, разделенной на две части с буквами «Е» и «А».


6 - Верхнеуральск.

В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

7 - Дорога на Учалы. (Башкирия)
Стелы установлены в 90г. с обеих сторон нового моста через р. Урал на дороге Учалы-Белорецк между пос. Уральск и д. Новобайрамгулово.

8 - Старый мост на Учалы.
В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк, у деревни Новобайрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны старого автомобильного моста через реку Урал в 1968 году по эскизу художника Д.М.Адигамова и архитектора У.Ф. Зайникеева. Обелиски представляли из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находилось изображение земного шара.

9 - исток реки Урал

10 - Златоуст трасса М5
Относительно новый обелиск, построенный в 1987 году, расположен непосредственно на трассе М5, в месте, где она пересекает хребет Урал-Тау между Златоустом и Миассом. Рядом со знаком расположился небольшой рынок.

11 - Уржумка.
Знак установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

12 - Обелиск в районе г.Кыштым (Слюдорудник)
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале по дороге Слюдорудник - Б.Егусты, установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

13 - Косой Брод
По дороге из п. Косой брод в п. Асбест. Установлен 16 июня 2007г. ребятами из клуба "Вояджер".

14 - с. Мраморное.
Обелиск представляет собой мраморный квадрат, на одной грани у которого написано «Европа», на другой «Азия».

15 - станция Мраморская.
В 2004 году у станции Мраморская был установлен обелиск высотой около 3-х метров столб с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

16 - Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа Азия на Среднем Урале. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

17 - Обелиск на горе Каменной
Обелиск «Филин» или «Сова», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта.
Сам столб это засохшее дерево, выросшее на каменистом склоне.

18 - старая дорога Ревда - Дегтярск
Обелиск Европа-Азия расположен на перевале дороги из Ревды в Дегтярск , . Обелиск установлен в 1984 году, к 250-летию г.Ревды. Представляет собой семиметровую конструкцию. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской.
Стоит немного, метров 100, в стороне от дороги, в лесу.

19 - 17 км. 2004 году в двух километрах западнее горы Хрустальная, на 17 км Новомосковского тракта был воздвигнут новый грандиозный обелиск «Европа-Азия» широкий и высокий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлическая стела.
Установлен он немного не на месте, должен стоять 3 км западнее.

20 - старый знак демонтированный с г. Березовой установлен возле родника им. Данилова, что на въезде в город Первоуральск в 2008 году.

21 - Обелиск у г. Первоуральск г.Березовая.
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск.

22 - Ст. Вершина.
Бетонный обелиск установлен около железной дороги из Екатеринбурга в Пермь вблизи станции Вершина. Он был установлен во время подготовки ко VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г., чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

23 - знак Голуби на г. Котел
Установлен в 2011 году туристами Екатеринбурга и Новоуральска на горе Котел. Изготовлен по проекту П. Ушакова и А. Лебедкиной. Нижняя часть стальная труба, сверху стрелка с надписью Европа - Азия, на ней два целующих голубя. Символизирует дружбу и любовь между людьми и континентами.

24 - Столб у деревни Починок
Установлен в 1958 году Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия".

25 - Обелиск Европа-Азия у станции Мурзинка, на г.Медвежка.
На этой горе в ноябре 2006 года энтузиасты из расположенного неподалеку санатория «Зеленый мыс» установили знак «Европа — Азия». Он располагается с южной стороны небольших скал на вершине.
Знак представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.

26 - Памятная доска на Билимбаевской дороге , на этом месте в честь строителей г. Новоуральска будет установлен знак Европа-Азия.

27 - Обелиск в районе г. Новоуральск Солнечные часы.
Установлен туристами клуба «Кедр» на горе Перевальной по старой дороге из Верх Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город в 1985 г. Автор проекта Борис Шитиков. Он же спроектировал и «изюминку» столба - солнечные часы. Активно принимали участие в его изготовлении туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов и А. Болтушин. Устанавливать столб и выставлять его по солнечному меридиану (для того, чтобы часы показывали точное время) помогали ребята из подросткового туристского клуба «Нейва».

28 - знак Карпушиха установлен на обочине дороги, ведущей из Карпушихи к подножию Старика-камня и в Бол. Галашки. Простенький Знак на деревянной табличке, вырезаны слова Европа -Азия.

29 - Гора Билимбай (Веселые горы)
Деревянный знак Европа-Азия с надписью "Веселые горы" у горы Билимбай, на обочине дороги Черноисточинск - Б. Галашки. Установлен в 2012 г.

30 - Уралец

Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы (Н. Тагил - Черноисточинск - Висим) дорога вблизи поселка Уралец в 1961 г в честь полета в космос Юрия Гагарина и посвящён первым успехам советской космонавтики. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток". Автор проекта - В. П. Красавченко. Стороили рабочие механического завода поселка Уралец.

31 - село Елизаветинское

На старом Демидовском тракте (прямая просека от Н. Тагила до Висимо-Уткинска) на запад от с. Елизаветинское у горы Красный столб. Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми (по другим данным лесником Черноисточинского охотохозяйства в 1977 году).

32 - Синегорский
Стела находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту (Н.-Тагил - Серебрянка) недалеко от п. Синегорский. Установлена в 1967г. в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот. (Один из немногих знаков, где сохранились атрибуты Советской власти.)

33 - Баранча
У дороги из пос. Баранчинский на запад 17км. Знак отлит из чугуна украшен орнаментом. На знаке надпись «Отлит на АО Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.» . Он чугунный и по форме напоминает башенку-часовенку, собран из литых деталей.

34 - Кедровка
Пограничный знак на автодороге Кушва - Серебрянка (в 4 км от пос. Кедровка) установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала, во озноменование посещение Великиго Княза Владимира Александровича.
Нижняя часть-квадратное основание, над ним возвышается центральная часть-тоже квадратная камера, увенчанная красивым рельефным куполом. По углам установлены круглые колонны, также увенчанные маленькими куполами, Раньше купола были позолочены. на шпиле центрального помешался литой царский герб. Создатели обелиска архитектор В. Архипов и литейщик К. Романов. В период гражданской войны знак был разрушен, часть деталей утеряна. Туристы-энтузиасты Нижне-Салдинского завода в наши дни восстановили его.

35 - перегон 276 км (Хребет Уральский)

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве Горнозаводской железной дороги. Обелиски находятся на 276-м километре дороги, между станцией Европейская и о.п. Хребет Уральский (6 км от Европейской, 8 км от Хребта Уральского).
Угловые стойки сделаны из рельс-тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги в 1878 году. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. Когда в наш быт еще не вошло электричество, в каждую половинку камеры устанавливали керосиновые фонари.


36 - Ст. Хребет Уральский.

Знак установлен на перроне станции Хребет Уральский в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги.

37 - Горнозаводской (Промысла)

Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров.



38 - Колпаки. Медведка-Косья.

У дороги от пос. Промысла (Пермская обл.) на север, на развилке Медведка-Косья. Знак разрушен. Остался только постамент.

Раньше он был такой.

39 - Павда - Растесс - Кытлым

Знак стоит на развилке трех лесных дорог Павда-Растесс- Кытлым.


40 - Кытлым
Знак в 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву и Усть-Тылай у подножья г. Косьвинский камень. Установлен в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

41 - Обелиск у подножья Казанского Камня
Обелиск, пограничный столб с указателями Европа и Азия, расположен на склоне Казанского Камня у речки Сухой Вагран, у дороги ведущей через Уральский хребет в Пермскую область.
(Несколько лет назад рядом со старым знаком появились две мраморные стелы с надписями Европа и Азия, но к сожалению они лежат на земле расколотые!)



В 2012 году знак обновили.

42 - Поповский Увал
На перевале через Поповский увал (высота с отметкой 774 м) на дороге из Ивделя на Сибиревский прииск.
Вырезали и установили знак по моим данным, начальник и рабочий Сибиревского прииска, с одной стороны вырезано Европейское лицо, с другой стороны Восточное.

43 - Саклаимсори Чахль Граница Свердловской, Пермской обл. и республики Коми

Гора Саклаимсори-Чахль. Здесь в одной точке сходятся восемь границ: Европы, Азии, Пермской и Свердловской областей, Республики Коми, бассейнов трех великих рек России - Оби (Пурма), Печоры (Малая Хозья) и Волги (Вишера). Памятный столб «Европа—Азия» был установлен 25 июля 1997 в честь 200-летнего (?) юбилея Пермской области. На столбе надпись: "Губернатор Игумнов на память потомкам!" :-)

44 - ГУХ, высотка 708.9 напротив горы Койп , самодельный знак, две деревянные таблички европа - азия, на пирамидке из камней.

В 2012 году знак был уничтожен неизвестными. В 2013 был поставлен новый.

45 - Устье Печоры . Круглый, чугунный знак, в форме земного шара, на металлической треноге. На одной стороне надпись Европа, на другой Азия.

46 - Сияние севера.
Знак установлен газовиками, по дороге п. Приполярный - Вуктыл, вдоль газопровода Сияние севера.

47 - знак на горе Неройка
На Приполярном Урале близ поселка Саранпауль расположена гора Неройка ( 1646 метров ). На перевале "Щекурьинский проход" стоит знак «Европа-Азия», установленный рабочими местного рудника в 2003 году. Представляет собой небольшую металлическую окрашенную табличку,

48 - станция Полярный Урал.

49 - крайняя восточная точка Европы

50 - Амдерма (Югорский Шар)

Далеко не каждый человек способен не задумываясь сказать, какие горы разделяют Европу и Азию. Для того чтоб корректно ответить на данный вопрос, необходимо для начала отметить, что Евразия является самым большим материком на планете. Его принято делить на два континента - Европу и Азию. С экономической точки зрения, начиная с давних времен и до наших дней, граница между ними играет очень важную роль для перемещения с Востока на Запад и в обратном направлении. По мнению древних греков, она проходила по центру Средиземного моря. Начиная с пятого века до нашей эры ею считалась река Дон и Такого мнения придерживался Птолемей, поэтому данное учение довольно прочно утвердилось и продержалось вплоть до восемнадцатого века. В данной статье речь пойдет о том, что разделяет Европу и Азию в современном понимании.

Первое официальное разделение

В научной литературе официально материк был впервые поделен на два континента шведским известным научным деятелем Филиппом Иоганном фон Страленбергом в 1730 году. Отвечая в своих трудах на вопрос о том, какие горы разделяют Европу и Азию, он четко отметил, что это Уральский хребет. Вместе с этим ученый акцентировал внимание на том, что кроме него граница проходит через одноименную реку, Кавказ, пролив Югорский Шар, Каспийское, Чёрное и Азовское моря. Многие авторитетные исследователи того времени поддерживали такую идею, о чем писали в своих работах. Бытует мнение, что Страленбергу такую идею предложил В. Н. Татищев — основатель многих местных городов и поселений. Теперь более подробно о том, какие горы разделяют Европу и Азию.

Формирование Уральских гор

Урал не просто представляет собой естественно сформированную границу между смежными континентами, но также служит водоразделом восточного и западного бассейнов. Формирование гор началось примерно 350 миллионов лет тому назад, другими словами, в палеозойскую эпоху, и длилось ориентировочно 150 миллионов лет. Общая длина хребта превышает отметку в две тысячи километров. Что касается его ширины, то она колеблется в разных участках от сорока километров до ста пятидесяти. Само наименование «Урал» в переводе с башкирского языка означает «возвышенность» либо «высота». Говоря о том, какие горы разделяют Европу и Азию, нельзя не отметить тот интересный исторический факт, что на самой первой российской карте они были названы «Большим камнем» и изображались как большой пояс, откуда начиналось значительное количество рек. В связи с тем что хребет является довольно старым, его вершины не очень высокие. Первое официальное документальное воспоминание о нем есть в «Повести временных лет» и датируется одиннадцатым веком. Урал географически принято делить на Северную, Центральную и Южную части.

Природные ресурсы

Сейчас на территории Урала можно встретить большое количество различных минералов и полезных ископаемых. Здесь есть медные и железные руды, кобальт, никель, цинк, нефть, каменный уголь и даже драгоценные камни с золотом. В связи с этим еще со времен Советского Союза горы между Европой и Азией считаются самой крупной металлургической и горнорудной базой государства. Это и неудивительно, ведь 48 из 55 видов полезных ископаемых, что добывались на то время во всей стране, встречались здесь. Многие из них, в том числе драгоценные и полудрагоценные, располагаются в непосредственной близости к земной поверхности. Существует также несколько минералов, которые встречаются исключительно здесь. Ярким их примером является тёмно-изумрудный уваровит. Сюда же следует отнести и богатые лесные ресурсы. Нельзя не отметить тот факт, что в средней и южной части гор созданы отличные условия для земледелия.

Климат

Для Урала характерен типичный горный климат, в условиях которого осадки распределяются неравномерно. Природные условия здесь могут очень сильно отличаться даже в пределах одной зоны. Объяснение этому достаточно простое. Дело в том, что горы, разделяющие Европу и Азию, играют роль своеобразного климатического барьера. В связи с тем что в западной части выпадает большое количество осадков, климат здесь более мягкий и влажный. Что касается восточного района хребта, то тут все наоборот - он сухой из-за недостатка осадков.

Обелиски

Отдельных слов заслуживают расположенные на местные обелиски. Устанавливаться здесь они начали в девятнадцатом веке. Первыми монументами стали памятники в виде стел, изготовленные из дерева и имеющие прямоугольную форму. На них в обязательном порядке наносились указатели, которые так и назвались «Азия» и «Европа». С целью обеспечения сохранности обелисков рядом с ними возводились караульные хижины небольших размеров, в которых жили, как правило, обходчики леса. Отдельные монументы могут похвастаться собственной уникальной историей. К примеру, памятник, расположенный неподалеку от горы Березовая, появился в 1807 году. Тридцать лет спустя, в связи с посещением объекта императорской делегацией, деревянная конструкция была заменена мраморной, с гербом царя.

Граница по реке Урал

Река, разделяющая Европу и Азию, — это Урал. Ее общая протяженность составляет около двух с половиной тысяч километров. Следует отметить, что в ее бассейне находятся около восьми тысяч рек разного размера. В истоке Урала лежат пять крупных родников, расположенных на высоте 637 метров над уровнем моря. Объединяясь в заболоченной долине, они образуют довольно мощный поток. Идею использования реки в виде границы между двумя континентами предложил упомянутый выше российский ученый В. Н. Татищев.

Стамбул

Единственным городом на планете, что располагается одновременно на двух континентах, является турецкий Стамбул. История этого мегаполиса насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Все эти годы он имел очень важное торговое значение благодаря своему географическому месту нахождения. Средиземное море, разделяющее Европу и Азию, отделяет их также и от Африки. Именно здесь через пролив Босфор соединено с Черным. Таким же образом разделены и континенты. Само место расположения современного города Стамбула зачастую называли воротами, связующими Шелковый путь со Старым Светом.

Экспедиция 2010 года

В апреле 2010 года Российским географическим обществом была инициирована и проведена экспедиция, основным заданием которой было определение истинного происхождения границы между Азией и Европой. В ходе работы ученые установили, что ось Уральского хребта теряется в районе Златоуста и распыляется на несколько линий. Ними являются некоторые параллельные массивы. В связи с этим они предположили, что не совсем разумно считать границей По их мнению, ее следует прокладывать по Прикаспийской низменности, а точнее — по ее восточному краю. Однако исследования российских ученых и до сегодняшнего дня остаются не рассмотренными соответствующим органом — Географическим международным союзом.

Выводы

Из всего вышеуказанного можно смело сделать вывод, что основной границей между Азией и Европой являются Уральские горы. Одним из доказательств этого является даже тот факт, что по разную их сторону фауна и флора заметно отличаются. Кроме того, большая разница возникает даже в направлениях и характерах рек.

    Граница континентов пролегает по краям образующих их литосферных плит. Характерными признаками таких крав являются горы (то есть там, где края плит напирают друг на друга и происходит выпирание массивов породы вверх). А следовательно, восточной границей Европы следует считать Уральские горы, а юго-восточной - Кавказский хребет.

    Тем самым, кстати, получает однозначный географический и геологический ответ сакраментальный вопрос - европейцы ли русские. Конечно же европейцы, ведь большая часть живт в Европе либо расселилась оттуда.

    Границей Европы и Азии на сегодняшний день принято считать линию, проходящую через восточное низовье Уральских гор, далее - по Мугоджарам (южное ответвление Уральских гор), по реке Эмбе (Казахстан), по Кумо-Манычской низменности (Калмыкия, Ростовская область, Ставрополье) и, наконец, по Керченскому проливу (принадлежит Азовскому морю, соединяет его с Чрным). Граница имеет протяжнность 5524 км, из которых без малого 3000 км проходят по Каспийскому морю и Уральскому хребту.

    Граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. По территории Пермской, Свердловской, Челябинской областях.

    В Пермской области - поселок Промысла

    В Свердловской области - г. Первоуральск, г. Ревда, пос. Курганово,

    в Челябинской области- г. Магнитогорск(прямо на мосту через р.Урал), село Кизильское.

    Также очень много стелл установлено по трассам между этими городами.

    Особенно красиво и символично эти знаки выглядят когда они расположены в горах.

    Граница между Европой и Азией начинается от Карского моря на севере, проходит по подошве восточных склонов Уральских гор в России. На территории Казахстана по восточным склонам гор Мугоджары, по реке Эмба. Далее по Каспийскому морю до впадения в него реки Кумы. Дальше по Кума - Манычской впадине выходит в низовья реки Дон, по Азовскому морю, через Керченский пролив, Чрное море, проливы Босфор и Дарданеллы, через Средиземное море, через Суэцкий канал и Красное море.

    То есть сейчас географами принято Уральские горы относить полностью к Европе, а Кавказские горы полностью к Азии. Хотя так было не всегда, во многих случаях границу проводили по линии водораздела, то есть по вершинам гор.

    Варианты линии границы:

    На самом деле существует несколько вариантов границы Европы и Азией, самым распространенным является - по восточной границе Уральских гор , Мугоджар (горы в Актюбенской области, Казахстан), реке Эмба (тоже в Казахстане), по северному побережью Каспийского моря , по Кумо-Манычской впадине (находится на юго-востоке Ростовской области), и по Керченскому проливу (располагается между Азовским и Чрным морями).

    Четко выраженной граници между этими континентами нету. Есть приблизительные данные, насчет того где проходит грань между Европой и Азией. Вот найшла в интернете карту, где хорошо видно е расположение.

    Граница между Азией и Европой условно проводится по восточным подошвам Уральских гор и Мугождар, ниже по реке Эмба. Затем по северному берегу Каспийского моря, Кумо-манычской впадине, Керченскому проливу. Общая протяженность границы по уральскому хребту составляет порядка двух тысяч километров, по Каспию - 990 километров. Протяженность российской части границы Европа-Азия превышает 5,5 тысяч километров.

    В предыдущем ответе вс правильно подмечено. Единственное добавлю. Как нам всем известно с времен школьной парты, и уроков географии. Граница между Европой и Азией находиться в районе уральских гор. В принципе Уральские горы и будут нашей с вами границей между Азией и Европой.

    Это очень неоднозначный вопрос. Поднимался он неоднократно. Между Европой и Азией в природе не существует резкой границы. У Европы на границе с Азией нет резких отличий в растительности,климате, почвах. Рубежом может являться лишь геологическое строение земной поверхности. Границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа. Это было неудобно. В 1958 году на заседании Всесоюзного географического общества было принято решение Уральские горы и Азовское море отнести к Европе, а весь Кавказский хребет к Азии, поэтому граница проходит по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмбе, северному берегу Каспия, Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу.

    Я всегда знал, что граница между Европой и Азией проходит по Уральским, а затем по Кавказским горам. Ведь это логично. Сближение-развод двух материковых плит всегда сопровождается поднятием поверхности или провалом. Тое-сть горами или морями. Если же считать южную границу линией от Каспия до Ростова-на-Дону, то сразу видно, что эта линия проходит именно по Европейской материковой плите.

    Эта граница проходит по отрогам Уральских гор в России, по горам Мугоджары в Казахстане, реке Эмба, по Каспийскому морю, через Кума - Манычскую впадину, Азовское море, Чрное море, далее по Средиземному морю, Суэцкий канал и Красное море.