Болезни Военный билет Призыв

Грамотная речь: как сделать свою речь красивой. по русскому языку «Говори правильно»

Екатерина Агафонова
Конспект викторины «Говори правильно»

План-конспект викторины (занятие по развитию речи в старшей группе) к Международному дню родного языка

Выполнила : воспитатель Агафонова Е. И.

Тема : Учимся говорить правильно

Цель : познакомить детей с таким понятием, как родной язык и рассказать о богатстве и выразительности русского языка.

Задачи :

1. Закреплять умение давать толкование уже известных слов, подбирать рифму к словам и обобщать наименования.

2. Учить строить предложения правильной грамматической структуры.

3. Развивать умение использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы для образования новых слов, развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат детей, логическое мышление, связную речь, кругозор и фантазию. Развивать интерес к познанию иностранных языков.

4. Воспитывать интерес к родному языку, чувство патриотизма, умение слушать рассказ воспитателя и отвечать на заданные вопросы.

Оборудование : политическая карта мира, фишки для игр, словари (орфографический, орфоэпический, толковый, изображение (свекла, торты, звонок, окно с жалюзи, добрый слон) . Карточки для «толкования» слов.

Ход занятия

1. Вступительная беседа о том, что такое речь и какие бывают языки.

Ребята, как вы думаете, что такое речь? (ответы детей)

А для чего люди говорят , разговаривают? (ответы детей)

Да, вы правы , мы говорим , чтобы кому-то передать какую-либо информацию. А все ли люди на нашей планете говорят на одном языке ? (ответы детей)

Оказывается, что почти в каждой стране говорят на своем языке . Посмотрите на карту. Здесь изображены разные страны и почти в каждой стране люди говорят на определенном языке. Кто знает, как называется наш язык? (ответы детей)

Правильно . Мы говорим на русском языке . Если мы захотим кого-то поблагодарить за что-то, что вы ему скажете? (ответы детей : спасибо)

А в такой стране, как Испания «спасибо» звучит совсем по-другому : «Gracias» , а в такой стране, как Англия «Тhank you» . В других странах это слово будет звучать по-другому.

2. Легенда о Вавилонской башне.

А сейчас я прочитаю вам одну легенду - сказку. Помните, мы с вами на прошлых занятиях говорили о том , что раньше люди верили в разных богов? Когда не было ученых, и никто не мог объяснить некоторые явления природы, люди думали, что это боги.

Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди жили в городе Вавилоне и говорили на одном языке и все друг друга понимали.

Давайте соберемся все вместе и выстроим высокую башню! - сказал один.

Все обрадовались и закричали :

Мы выстроим башню, мы выстроим башню до самого неба!

Выбрали высокую гору - и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из нее кирпичи, третьи кирпичи эти в печах обжигают, четвертые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню.

Все работают, всем весело, все поют.

Башня строилась не год и не два. На горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица башня; внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет; в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо.

И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской. Но вдруг, откуда ни возьмись, появляется среди людей сам бог. Не понравилась ему их затея - выстроить башню до самого неба. Не захотел он, чтобы люди добрались до неба.

"Это оттого они умудрились свою башню выстроить,- подумал он,- что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились !"

И наслал этот бог на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить .

Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они еще не знали, какая беда их постигла.

Во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.

Маляр кричит;

Краска кончилась!

А другой маляр ничего не понимал, что ему сказали.

Кузнец говорит :

Несите еще железо!

А его никто не понимает.

И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные другим.

И стали люди собираться кучками - кто с кем говорит одинаково , тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.

И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону - строить свои города. А башня стала мало - помалу разваливаться. Вот такая легенда.

Вопросы на понимание текста :

Что решили построить люди?

Почему они не смогли построить башню?

А сейчас люди изучают иностранные языки?

Для чего они это делают?

Какой иностранный язык мы с вами изучаем?

3. Речевая игра «Кто на каком языке говорит » .

Предлагаю вам поиграть в игру «Кто на каком языке говорит » .

Я называю вам страну, а вы говорите , на каком языке там разговаривают.

Англия – (английский)

Испания – (испанский)

Россия – (русский)

Китай – (китайский)

Япония – (японский)

Италия – (итальянский)

4. Беседа о родном языке.

Как мы уже сказали, наш родной язык – русский. Это очень интересный язык. Иностранцам бывает очень сложно его изучать. Чтобы понять какой он интересный, предлагаю поиграть в игру «Назови ласково» .

мяч – (мячик,

кукла - (куколка)

кот – (котик)

матрешка – (матрешечка)

собака – (собачка)

медведь – (медведка, медвежонок, медвежка)

заяц – (зайчик, зайка, заюшка)

лиса – (лисонька, лисичка) .

5. Речевая игра «Подбери рифму» .

Я называю вам слово, а вы подбираете рифму.

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,

Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,

Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,

Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,

Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет) .

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

6. Речевая игра «Назови слово наоборот» .

Скажу я слово «высоко» ,

а ты ответишь (низко) (отвечают хором)

Скажу я слово «далеко» ,

а ты ответишь (близко)

Скажу я слово «потолок» ,

а ты ответишь (пол)

Скажу я слово «потерял» ,

и скажешь ты (нашёл)

Теперь начало я скажу, –

Ну, отвечай (конец) .

7. Физминутка «Пантомима»

Дети без слов показывают какое-то животное, а остальные отгадывают. (Слон, лиса, черепаха, медведь, корова, коза, бабочка, динозавр.)

8. Знакомство со словарями (орфографический словарь, орфоэпический словарь, толковый) .

Посмотрите на первый стол, как вы думаете, что это за книги? (ответы детей)

Эти книги называются словари. Как вы думаете, это обычные книги? (ответы детей) . У каждой из этих книг свое предназначение. Это книги-помощники. Например, этот словарь помогает людям правильно писать слова . Называется он орфографический.

Слова здесь расположены в алфавитном порядке, чтобы человек очень быстро смог найти нужное ему слово.

9. Игра-соревнование «Кто знает больше слов на определенную букву» .

Я называю вам звук, а вы придумываете слова, которые начинаются с этого звука. За правильные ответы получаете фишку.

Буквы : Б, З, У, Ф, Я.

В конце игры подводится итог у кого больше фишек и распределяются 1, 2, и 3 место.

10. Беседа об орфоэпическом словаре. Подойдите ко второму столу. Здесь стоят словари, в которых записаны слова с обозначением, как их надо произносить. Называются они словари правильного произношения . Откройте, посмотрите, как расположены здесь слова? (ответы детей)

11. Знакомство с «хитрыми» словами.

А теперь я прочитаю вам стихи про хитрые слова, которые надо произносить правильно .

Свёкла плакать начала,

До корней намокла :

– Я, ребята не свекла,

Я, ребята, свЁкла. (с)

Сперва –

Их на кусочки режьте.

А следом –

Открывайте рты –

И с наслажденьем

ТОрты ешьте!

Ошибкой будет

Есть тортЫ! (с)

Солнце. Жарко. Привези

Нам для окон жалюзИ. (с)

ЗвонИт звонарь,

ЗвонИт в звонок,

Чтобы ты запомнить верно смог.

12. Беседа о толковом словаре.

Подойдите к третьему столу. Здесь стоит самый интересный словарь. В нем написаны слова и что обозначает каждое слово. Например. Жираф – это млекопитающее семейства жирафовых. Является самым высоким наземным животным планеты. Ботинки – обувь, закрывающая ногу.

13. Игра «Объясни что это?» .

Предлагаю вам дать толкование некоторых слов. У меня есть карточки с изображение чего-то. Вы должны назвать то, что нарисовано и сказать что это такое. (На карточках изображены : сумка, звонок, книга, слон, сапоги, варежки, ложка и т. д).

14. Итог занятия

Как называется наш родной язык? (ответы детей)

Какие еще иностранные языки мы узнали? (ответы детей)

Как называются книги, с которыми мы с вами познакомились? (ответы детей)

Для чего они нужны людям? Что в них особенного? (ответы детей)

Что вам понравилось на занятии?

Спасибо, наше занятие закончилось.

Цели:

  • учить детей выражать свои мысли связно;
  • формировать навыки речевого этикета, обогащать речь ребёнка такими словами, оборотами, которые необходимы в повседневном общении между людьми (приветствие, благодарность и т. д.);
  • воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к употреблению форм речи, умение выбирать языковые средства, более уместные в конкретной речевой ситуации.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Прочитайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели и общественные деятели.

(Дети читают высказывания о русском языке.)

Оформление:

  • "Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". А.И. Куприн.
  • "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". М. Горький.
  • "Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. А.Н. Толстой.
  • ":Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!" И. С. Тургенев.

Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы решить вопрос: чем отличается речь культурного человека от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования. Какую речь приятнее всего слушать?

3. Работа по теме урока.

А. Три подготовленных ученика читают стихотворение Ю. Тимянского "Рассказ школьного портфеля".

Подумайте, почему мальчик Петя обиделся на ребят?

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не "коридор", а

"Колидор".
"Дилектор входит в кабинет:"
"Закрыт магазин на обед:"
"Хозяйка моет стаканы:"
"Секёт свеклу:"
"Пекёт блины:"

И до меня дошёл черёд:
Портфель он "портфелем" зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.

Петя! - несётся со двора, -
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а он дитя.

"Петя" обижен на ребят.

Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил.
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

Дети отвечают на ранее поставленный вопрос. Идёт обсуждение прочитанного стихотворения.

Очень часто можно услышать, как кто-то неправильно произносит слова или употребляет их не по назначению. Приятно ли слушать такую речь?

Б. А какие пословицы на эту тему вы знаете?

Объявляется конкурс. Побеждает тот, кто вспомнит больше пословиц на тему "Речь. Слово".

Пословицы:

  • Сначала подумай - потом говори.
  • Не храбрись словом, а покажи делом.
  • Меньше говори - больше дела твори.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
  • До слова крепись, давши слово - держись.
  • И дорого за словечко бы дал, да не выкупишь.
  • Язык мой - враг мой, прежде ума глаголет.
  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
  • Коротко да ясно.
  • Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь.
  • Короткую речь слушать хорошо, под длинную думать хорошо.

В. Первые слова, которыми мы начинаем день, это здравствуйте, доброе утро. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным.

Ученица читает стихотворение "Я и солнышко" поэта В. Коркина.

Солнышко ясное встало,
- Доброе утро! -
Сказало.
- Доброе утро! -
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим:
Но если проснёшься -
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
- Доброе утро,
Друзья, всё равно:
Придумано мудро:
- Доброе утро!

Как мы ещё приветствуем друг друга? (Добрый день, добрый вечер.) Как нужно говорить эти "волшебные" слова? (Спокойным, ровным голосом.)

Г. А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться "вежливыми" словами. Послушайте, что у него получилось.

Читает ученик.

Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым "здравствуй" говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорёт:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дёрнет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой.
Та отпрянула в сторонку -
Как невежлива девчонка:
Нёс вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть ли ему не на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?
Вежлив ли был Петя? Почему?

Д. А теперь послушайте, как папе однажды помогло "волшебное" слово.

Читает ученица.

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашёлся,
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
"Простите" сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже.
"Простите" -
Казалось бы,
Что в нём такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
Н. Юсупов.

Какое слово помогло папе? А всегда ли вы помните о "вежливых" словах? (Дети приводят примеры.)

Е. Детям предлагается практическое задание - оценить ситуацию.

Ролевая игра "Я не заметил"

Идут две девочки, они разговаривают. Навстречу им бежит мальчик. Он "нечаянно" толкает девочек и говорит: "извините, пожалуйста, я вас не заметил". (Дети дают оценку поведению мальчика.)

Ж. Загадки ударения.

Найди лишнее слово среди имён героев сказки А. Толстого о приключениях Буратино.

Мальвина, Алиса, Шушера, Тортила. (Шушера, так как во всех словах ударение падает на второй слог, а в этом слове - на первый.)

Арлекин, Карабас, Дуремар, Джузеппе. (Джузеппе, так как во всех словах ударение падает на третий слог, а в этом слове - на второй.)

Детям предлагается задание: расставь ударение в словах.

Магазин, портфель, дневник, квартал, ворота, алфавит, положил, шофер, километр, сантиметр.

В класс заходят два ученика.

Куда мы попали?

На праздник русского языка.

Русский язык мы хорошо знаем.

А вот это мы сейчас проверим. Я вам предлагаю слова, а вы из них должны будете составить рассказ, интересный и обязательно весёлый. Слова: метро, пальто. Кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе. Запомнили?

1-й ученик:

Тут и запоминать нечего!

2-й ученик:

И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем! И не только стихи сочиним, но и музыку к ним.

1-й ученик:

Правильно! Музыку!

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру!

Слушай, а почему все смеются? Я что-то не так сказал? Ладно, исправлюсь, слушайте дальше.

И поехали в метре
Фильм снимать о кенгуре.
Вот сидим опять в кине
Без пальта и без кашне.

А чего опять все смеются? Теперь ты говори.

2-й ученик:

А вернее: я и ты
Без пальта и без кашны.

1-й ученик:

Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура.
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол.

И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
А потом ещё с мышом,
Бедным серым малышом.

Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.

Ну что ж, друзья. У вас получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.

1 и 2 ученики вместе: Почему?

Да потому, что все эти имена существительные не склоняются, т.е. совсем не изменяются. Запомнили?

Значит, эти слова никогда не изменяются?

Никогда! И эти слова должны знать все ребята.

Теперь всё ясно, я понял, почему ребята смеялись.

Я предлагаю вам остаться на нашем весёлом уроке.

Послушайте двустишия о правильном употреблении слов и постановке ударения.

Чтобы было плоско,
Мы положим доску.

На столе лежит футляр,
В нём пилу держал столяр.

Он весь день за ней шпионил
Снова ничего не понял.

Прибежали звери,
Прислонились к двери.

У меня в ушах звенит.
Телефон весь день звонит.

Перейти здесь нелегко -
Здесь вода и глубоко!

Кот нашёл себе покой
В нашей новой кладовой.

Какую роль в нашей речи играет ударение? (Дети высказывают свои предположения, делают выводы.)

З. Мне хочется обратить внимание на слова, которые даже взрослые люди называют неверно. Это слова класть и положить . Как используется слово класть? (Без приставки.) А когда - положить? (С приставкой.) (Дети приводят различные примеры употребления данных слов.)

4. Подведение итога.

Старайтесь, ребята, не путать слова. Когда вы говорите, не торопитесь, не "глотайте" слова.

Наш праздник подходит к концу. Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе.

  • Речь народная красная, будто ткань атласная,
  • Слово золотом расшито, жемчугом покрыто.
  • В речь затейную основу положил народ,
  • И от маленького слова гул большой идёт.
  • Веками речь хранёна, умом она гранёна,
  • Просторов километрами промыта и проветрена,
  • Судьёй надежным - временем - внимательно проверена,
  • Раздумьями обильна речь наша молодильная:

:У народа речь - союзница,
Он в неё всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Педагог-психолог МБОУСОШ №5 Долинская Л.Р.

Ведущий: Ильницкий Андрей
Мы про речь красивую расскажем,
Правильно научим говорить!
Сказку интересную покажем,
Как оратор учился говорить!!!
Ученик 1.Цизов Влад
Так, посмотрим, какая тема сегодняшнего занятия.
О, опять Древняя Греция, как развивать свою речь».
Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть». Ну, зачем, мне это надо, я и так нормально говорю, лучше я немножечко посплю.
Ученик засыпает и снится ему сон.
Ученик 2 сосед за партой
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор.

Не «коридор»,
Петя выкрикивая: «Колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой магазин на обед…» «Хозяйка моет стаканы…»

«Секет свеклу…»

«Пекет блины…»
И до меня дошёл черёд:

Портфель он «портфелем» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя,

Ученик: - Петя! – несётся со двора, -

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя!

: «Петя» обижен на ребят:

Петя: Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?
Выходят три оратора: Платон, Сократ и Цицерон.
Платон:Да, так дело не пойдет!
Сократ: «Мой юный друг, мне больно это слышать! Как можно речь не развивать.
Платон берет телефон на ученическом столе, где спит ученик Петя: А это, что за инструмент…
Да в нем ужасные слова: Комп, Чмок,…..
Цицерон: Нет, так продолжаться не должно!
Теорию красноречия, зачем мы с вами написали?
Вам, пришедшим сюда,
Слова свои я обращаю
Вам, люди трудится честно пожелаю,
Чтоб, речь толковая была
Литературу изучайте,
Грамматикой овладевайте,
Точные науки познавайте,
Родителей своих не забывайте,
Красивой речью удивляйте!

Сократ: Речь надо с детства развивать!
Упражнениями тренировать!
А самое главное следующие правила нужно соблюдать!
Презентация о правилах развития речи.
Платон: А ведь надо просто научиться!
Грамотно использовать слова,
И не лениться, а трудиться,
Правильно выговаривая слова.
Пусть слова бегут вперёд игриво.
Радуясь, лаская неспешна
Как приятно говорить красиво!
Грамотно используя слова!
Ведущий: Я надеюсь, что сказанное в твоем сне не пройдет даром.
Помните: Человек, который умеет говорить правильно и понятно, всегда будет услышан собеседниками и сможет выступать, перед многотысячной аудиторий.
Ученик просыпаясь: Все, речь я буду развивать.
И об ораторском искусстве вспоминать,
А где эти правила, хочу их активно применять.

Мельникова

Оксана Олеговна

«МБОУ Песчаноозерная СШ» Чановского района Новосибирской области

Проект на тему:

«Правильно ли мы говорим?»


Проблема исследования

Выбор и употребление отдельных слов, грамматических форм и конструкций.

Цель исследования

  • Сбор информации и анализ ошибок,связанных с грамматически неправильным выражением мысли.
  • Анализ количества ошибок,возникающих в результате смешения значений слов.

Задачи исследования

Обозначить проблемы употребления тех или иных выражений и наметить пути их устранения.

Гипотеза

Точное употребление слов является не только требованием стиля, но и требованием смысла.

Методы исследования

При выполнении работы использовались методы опроса, анализа литературы, беседы.




  • Неопытные ораторы.

На собраниях, отчетах часто слышим выражения: «Об этом будет сказано ниже»; « Выше упоминалось».Слова выше и ниже в сочетании с глаголом говорить применимы только к печатному тексту, но не к устной речи. Здесь правильным является употребление слов ранее и дальше .

2.Последний или крайний.

Часто в очереди мы слышим вопросы:«Вы последний?» или « Вы крайний?». Какое из этих выражений применимо в данном случае? В русском литературном языке слово крайний имеет три значения: 1)расположенный на краю (крайний дом); 2)конечный,предельный (крайний срок);3)чрезмерный в проявлении тех или иных свойств (крайний эгоист). Начинающего ряд называют первым , а понятию первый противопоставляется понятие последний .


3.Плацкарт или плацкарта?

Нередко у кассы мы можем услышать: « Билет до ……, плацкарт ». Ошибка довольно распространенная не только в данном случае. Она связана со смешением категории рода. Существительное плацкарта женского рода. Можно привести еще ряд часто встречающихся ошибок: красивая тюль, крепкое кофе и т.д.

4. Можно ли купить килограмм сахара?

Оказывается, нельзя, так как слово сахар принадлежит к группе слов, обозначающих целое, из которого берется часть. Например: производство сахара - килограмм сахару; импорт бензина - литр бензину.


5. ТортЫ или тОрты?

Как произнести слово торт во множественном числе, не знают даже многие взрослые. Таких аналогичных примеров множество. Здесь следует обратить внимание на качество ударения в словах. Если ударение является неподвижным, то образуются следующие формы: тОрты, договОр- договОры,слЕсарь- слЕсари.

6. Апельсин или апельсинов?

Часто встречаются неправильные случаи употребления слов,которые в родительном падеже множественного числа получают окончание –ов : апельсин-апельсинов, мандарин-мандаринов,помидор-помидоров . Распространенной ошибкой является употребление окончания –ов в родительном падеже множественного числа существительных мужского и среднего рода, не имеющих окончания: сапогов, носков,грузинов и т.д.


7.В разговорной речи очень часто встречаются случаи неправильного произношения с точки зрения ударения. Можно привести множество примеров: пОняла вместо понялА , звОнит вместо звонИт , полОжил вместо положИл.

8.В речи некоторых взрослых встречаются ошибочные выражения, связанные с произношением фамилий.К примеру, если украинские фамилии склоняются на своем родном языке,то в русском языке они не склоняются.Не учитывая этой особенности украинских фамилий на –ко, некоторые то и дело склоняют их.Не склоняются у нас и иноязычные фамилии с конечным гласным и все иноязычные фамилии с конечным согласным, если они относятся к женщинам.Мужские же имена с конечным согласным склоняются преимущественно вместе с фамилией.


9.Каждое слово в русском языке,даже самое незначительное, может иногда иметь большое значение и быть совершенно незаменимым.Однако бывают случаи, когда даже очень важные слова становятся вдруг лишними. В школе и дома юноши и девушки как бы соревнуются в употреблении лишних слов (молчал,не разговаривая, пойдем сходим).

10.В транспорте очень распространены выражения «Вы сходите?» или «Вы выходите?». Сами говорящие даже не задумываются о том,как правильно задать вопрос. Правы те, кто говорит «Вы выходите?».Конечно, всякий раз не будешь исправлять данную ошибку, но, хочется слышать вокруг себя грамотную речь.


11.Пислушиваясь к речи окружающих, часто слышишь: надеть пальто,надеть сапоги,одеть платье.Многие неправильно употребляют глаголы надеть и одеть. Необходимо, чтобы каждый школьник знал о том, что глагол надеть употребляется в тех случаях, когда действие обращено на того,кто его производит (надеваю платье) , а также в предложениях с предлогом на (надеваю платье на куклу) .Глагол одеть означает облачить кого-нибудь во что-нибудь, употребляется тогда,когда действие обращено на другого человека или предмет (одеваю брата, одеваю куклу).


Проанализировав сведения,полученные в результате наблюдения, хочется надеяться, что современная школа исправит и выведет на должный уровень качественный состав техники речи учащихся. Такие ошибки, которые мы рассмотрели в данной работе еще могут быть устранены.

Классный час в 6 классе

(кл. руководитель Баетова Е.Н.)

Тема: «Говорим правильно и красиво».

Цели:1. Проследить за изменениями, происходящие в русском языке в связи с развитием общества.

2. Воспитания любви к родному языку.

3. Формирование бережного отношения к языку.

Ход мероприятия:

Ведущий: Одним из признаков воспитанности является умение человека владеть своим родным языком. Мы с вами живем в стране под названием Россия, наш родной язык- русский. Это самый красивый язык на свете. Ученые всего мира отмечают, что ни на каком другом языке не сложено столько замечательных сказок. А еще русский язык очень музыкальный, поэтому у русского народа так много красивых песен. Но очень часто бывают случаи, когда русский язык искажают, говорят на нем плохо и неправильно. Для того чтобы тебя считали воспитанным человеком, надо следить за своей речью и все слова свои произносить верно. А иначе человек может попасть в смешные или даже очень досадные ситуации.

Сценка «Вредные слова»

Леша: Привет, Петя!

Петя: Салют, дружбан!

Л: Какой чурбан?

П: Не чурбан, темнота!

Л: Почему темнота- когда светлый день!

П: У тебя что, тыква совсем не варит?

Л: Я тыкву варить не люблю.

П: Ой, Леший! Ну ты и зануда!

Л: Это кто – леший?

П: Ты, Леха, современных выражений не понимаешь! Отсталый ты малый!

Л: Я, может быть, и не такой продвинутый, как ты, но твой суперсовременный язык мне как-то не очень нравится.

П: А всем девчонкам очень даже нравится.

Л: Поглядим. Вон идет самая красивая девчонка нашей школы- Ира Давидович.

П: Да, Ирэн- просто улет, всех мальчишек при ней колбасить начинает!

Л: Вот- вот, примерно что- то в этом роде. Попробуй поговорить с ней.

П: Раз плюнуть! Сейчас я приглашу ее в клуб на дискотеку.

Ира: Здравствуйте, мальчики.

Л: Здравствуй, Ирочка.

П: Салют, Матрена прикольного фасона.

И: Что- что?

П: Юбочка новенькая- такая клевенькая.

И: У меня юбочка не клевенькая, она никого не клюет.

П: Пойдем сегодня на дискачь костями подрыгать?

И: Прости, пожалуйста, что- что?

П: Уши разуй, красотка. Потусуемся, говорю, оттянемся на полную катушку.

И: Петя, я тебя не понимаю, ты меня пугаешь… А! Наверное ты болен, да?

П : Ха- ха- ха! Отсталость! Теперь же все так говорят.

И: Не все.

П : А тебе кто- нибудь говорил, что ты на рыльце очень даже ничего?

И : Рыльце у поросенка, а у меня лицо! Зачем ты меня обижаешь, Петька.

П : Ир, я это, я не то… Я прикалываюсь, чтобы тебя насмерть уконтрапупить своей утонченностью. Вообще ты классная.

И : Отойди от меня, хулиган!

П : Ну, так пойдем костями трясти?

И : На кладбище что ли?

Л : Ира, не обижайся на Петю. Я тебе переведу, что он имел в виду. Я уже научился понимать его странный язык. Он говорит: «Ира, ты очень красивая девочка, пожалуйста, поедем вместе на дискотеку!»

И : Он именно это хотел сказать, когда говорил, что у меня рыльце ничего и что мы можем потрясти костями? Какой ужас. Какое бескультурие! Такие прекрасные слова подразумевал, а вслух произнес просто ужасные выражения!

П: Да, да. Именно, так идем костями… то есть на дискотеку?

И :Идем. Только я пойду не с тобой, а с Лешей.

П : И почему мой язык не всем нравится? Он современный… Все так говорят.

Л : Не все. А те, кто говорят какие- то неправильные и искаженные слова, должны исправиться. Конечно, такие слова можно вставлять для смеха в компаниях, но говорить на таком языке все время очень нехорошо.

И : Потому что люди могут подумать: «Вот этот человек- или неграмотный, или больной». Петя, дай слово, что не будешь так разговаривать!

П : Больше не буду. Я даю обещание разговаривать всегда и везде нормальным русским языком.

Ведущий: Вот какой вред приносит людям употребление некрасивых слов.

Русский язык обогащается за счет заимствования. Это слова из области техники, науки, бизнеса, спорта, искусства, слова, обозначающие одежду, продукты питания.

Появление неформальных молодежных движений, а также усиленное освоение обществом техники способствовало развитию молодежного сленга и жаргона.

Алик- телефон от Alcatel,

битая трубка- телефон после неквалифицированного снятия блокировки,

вапиться -пользоваться WAP-режимом,

железо-сотовый телефон, приобретаемый без подключения к сети,

девочка - телефон со встроенной антенной,

мертвяк -неработающий телефон,

мотор- телефон от Motorola,

ныряльщик- телефон, который перестал работать после того, как его уронили в воду,

обои- картина-заставка для экрана телефона,

одежка-корпус телефона,

парашютист- телефон, переставший работать после падения,

пчелайн- компания “Билайн”,

убитый - неработающий телефон,

шкурка - сменный корпус телефона.

Ведущий: Ребята, а как часто вы используете слова-жаргоны? И как к этому относятся взрослые?

Я предлагаю вам сыграть в игру “Подбери синоним” .

К словам из речи молодежи нужно подобрать красивые литературные слова.

Слова для работы: Драпать(убегать), дискач(дискотека), догнать(догадаться), достать(надоесть), врубиться(понять), зажать(утаить, пожадничать), заложить(предать), кадр(смешной, странный человек), капуста(обозначение денег), прикид(одежда), пасти(следить).

Маня: Привет, Катя.

Катя: А, типа, привет, Маня!

Изабелла: Употреблять, как бы, в разговоре слово «типа», как бы, уже не в моде.

К: А типа, что же модно?

И: Как бы, модно вообще поменьше говорить, чтобы, как бы, не обременять других людей, как бы, лишними словами.

М: Я, в принципе, вообще считаю, что лучше вязать или вышивать принципиально крестиком, чем, в принципе, вот так бестолково трепаться.

И: И я, как бы, к вам пришла, чтобы предложить, как бы, вышивание. Вот у меня уже и, как бы, пяльцы в руках.

М: В принципе, я разучила совершенно новый рисунок. Принципиально новый. Вот, поглядите! Я сама его лично придумала!

К: Он к тебе, типа, сам прицепился, из мыслей?

И: Вы, как бы, сейчас поругаетесь?

Сережа: Девочки, вы тут что-вышиваете?

К: В принципе, да.

М: Типа, вышиваем, а тебе что?

И: Тебе, Сережа, должно быть, как бы, все равно.

С: Вышивайте на здоровье. Я ничего вам не говорю. Вот только не кажется ли вам, что ребятам слушать вашу болтовню очень смешно?

К: Это, в принципе, почему?

И: Им, как бы, нравится!

С: Девочки! Проанализируйте свою речь и ответьте, какое слово вы чаще всего употребляете в разговоре.

И: Я, как бы, это..

С: как бы- Изабелла!

К: Ты, типа, потише…

С: Типа- Катя!

М: Ты, в принципе, принципиально нарываешься на скандал?

С: В принципе- Маня!

И: Ну и что, как бы?

С: Да. От них нужно отвыкать. Потому что речь из- за них становится некрасивой. А человека, который их часто употребляет, называют косноязычным, то есть не способным правильно и распространенно разговаривать.

Следите за своей речью.

К: Девочки, я все поняла. Мы так не красиво разговариваем! И эти слова и в самом деле очень вредные. Вы употребляете их в каждом предложении и почти после каждого слова.

И: Мы и сами заметили теперь, что эти слова портят все дело.

М: Спасибо тебе, Сережа, что ты объяснил нам весь вред слов «как бы», «в принципе», «типа»…

Ведущий: Спасибо вам, ребята, за поучительную сценку.

Каждый день мы все больше открываем завесу над несметными сокровищами родного языка, обогащаем свою речь новыми словами. А если чего-то не знаем, то в этом нам помогут великие книги-словари (показ «Толкового словаря», «Фразеологического словаря», «Крылатые слова»).

Читайте, овладевайте словом. И вы станете мудрее.

В словарях вы найдете много новых слов, а я предлагаю вам сыграть в игру «Найди спрятанные слова»

Глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.

Каким будет будущее нашего языка, зависит от каждого из нас! И мы сегодня обращаемся ко всем присутствующим словами классика: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», обращайтесь почтительно с этим могущественным «орудием», не засоряйте его неоправданными заимствованиями, жаргонизмами. И тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину – наш родной русский язык!

Язык пришел к нам по наследью,

Для нас дороже он всего.

Мы заменять чужою медью

Не смеем золота его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь,

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь. (Сергеев-Ценский)

Выводы: Каждый вправе выбрать каким языком он будет разговаривать с окружающими. Но всегда следует помнить о том, что язык- это город, на построение которого каждый человек, живущий на земле, принес свой камень. И если мы хотим жить в красивом, чистом, светлом городе, то таковыми должны быть и наши мысли.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. КОЛОС

МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Классный час

«Говорим правильно и красиво».

Подготовила: классный руководитель

6 класса Баетова Е.Н.